Граттаж техника рисования для детей. Техника рисования «Граттаж

Современное творчество и рукоделие предлагает массу очень интересных и необычных техник, в том числе технику, когда картины рисуют путем процарапывания по воску. Называется такая техника рисования граттаж, или воскография. Результат такой работы похож на гравюру.

Граттаж - что это?

Что же такое техника рисования граттаж? Буквальный перевод этого термина - «царапанье» (что происходит от французского глагола gratter, в переводе "царапать"). Граттаж - это по своей сути вид гравюры. Правда, на этот счет мнения различных художников расходятся. Если принимать за гравюру любое изображение, полученное путем нанесения штрихов без наличия краски, то граттаж - типичная гравюра. Как, впрочем, и любой рисунок карандашом.

Если же принимать за гравюру только то, что наносится на особую твердую поверхность (такую как дерево или металл), то рисование в технике граттаж - это своеобразная имитация гравюры, выполненная на картоне или очень плотной бумаге. Рисунки в такой технике выполняются слегка острым предметом (таким как перо, специальный резец, заостренная палочка) на предварительно подготовленной для картины поверхности.

Этапы создания шедевра в технике граттаж. Шаг первый - как выбрать основу гравюры

Для создания шедевра в такой интересной технике для начала надо подготовить картон или лист плотной бумаги (можно ватмана). Далее у художника есть несколько вариантов.

Вариант первый - оставить бумагу просто белой.

Вариант второй - сделать эту основу цветной, в произвольном творческом порядке нанеся на нее акварель.

Вариант третий - хорошенько закрасить картон обычными восковыми мелками. Можно воспользоваться одним цветом, а можно набросать разноцветные пятна-полоски (потребуется довольно толстый слой), не оставляя пустых пятен.

Вариант четвертый - в качестве основы можно взять цветной картон.

Вариант пятый - подготовить картон уже с готовым рисунком на нем. Например, кусок коробки конфет или обложку тетради, что позволяет попробовать граттаж в домашних условиях, имея минимум материалов под рукой.

Шаг второй - нанесение воска

Подготовив основу, надо нанести на нее воск. Сделать это также можно различными способами.

Вариант первый - втереть в основу

Вариант второй - натереть свечу на терке в некую емкость и поставить ее на водяную баню. После того как воск расплавится, нанести воск на подготовленный картон с помощью небольшой кисточки.

Вариант третий - зажечь (это маленькая свеча-таблетка) и набирать воск на кисть прямо из свечи, перенося его на картон.

Если вы предварительно нанесли на основу шаг с воском нужно пропустить. Правда, если нанесение мелками показалось вам неравномерным, это можно исправить как раз на данном этапе. Попробуйте чуть улучшить ситуацию при помощи растворителя (например, возьмите скипидар).

Именно за счет использования таких материалов граттаж прекрасно подходит для детского развития. Но профессиональные мастера вместо воска применяют мел, специальную глину, яичный желток. Но эти материалы все же для тех, кто давно знает, что такое техника рисования граттаж, в детском саду использование таких основ нецелесообразно.

Шаг третий - придаем цвет

На этом этапе требуется закрасить нанесенный слой воска. И здесь могут быть варианты. Можно сделать это при помощи обыкновенной туши. Возможно, в процессе работы она будет скатываться по поверхности воска, тогда придется проявить терпение и нанести несколько слоев. Есть также вариант наносить тушь ватным тампоном или губкой.

Другой вариант закрашивания поверхности - с помощью гуаши. Краска может быть абсолютно любого цвета, а также ее можно нанести пятнами. Правда, этот способ хорош только тогда, когда художник имеет четкое представление о готовом результате. Такой вид гравюры будет менее долговечен, да и в процессе работы гуашь смазывается и пачкает все вокруг.

И наконец, третий вариант - техника рисования граттаж подразумевает и применение Правда, и здесь есть тонкости - как правило, акрил застывает пленкой, и, возможно процарапывание с небольшими неровностями, подобно тому, как процарапывается полиэтилен. С таким покрытием нужно быть предельно осторожными. Кстати, рабочую поверхность и пол вокруг стола лучше застелить, иначе все поверхности будут усеяны мелкой туше-восковой крошкой.

Шаг четвертый - волшебство появления гравюры

На данном этапе начинается настоящее волшебство. Здесь потребуется любой слегка заостренный предмет, например, спица, гвоздь, зубочистка, одноразовая вилка (которая прекрасно подходит для рисования волн на море) и т.п. Кстати, наиболее простой вариант - шариковая ручка, которая перестала писать. И начинаем творить! Конечно, профессиональные художники, для которых техника рисования граттаж не является новинкой, используют специальные резцы (резаки), но любителям и новичкам будет достаточно и перечисленных подручных средств. Вы будете расцарапывать верхний слой краски, а в царапинах будет проступать белое (или цветное, если основа была предварительно закрашена) пространство. Естественно, можно процарапывать не только точки, черточки или полоски, можно также снимать, если это требуется, целые участки красочного слоя, рисуя, к примеру, лепестки цветов.

Кстати, есть и вариант обратной техники граттаж - процарапывание темного картона, который сверху покрыт светлой краской.

Если гуашь (или тушь) скатывается с предыдущего слоя, обработанного восковыми мелками или карандашами, то можно сначала обезжирить основу с помощью талька (просто посыпать сверху и протереть ватным диском).

Чтобы гуашь не окрашивала руки при выцарапывании рисунка, до ее нанесения добавьте в краску немного ПВА и хорошо промешайте. Либо при рисовании подложите под руку, которая опирается в лист, кусок чистой бумаги.

А если вы хотите узнать, что такое граттаж и попробовать перенести на свой лист какой-либо рисунок из альбома, книги, журнала, знайте, что сделать это очень просто. Переведите рисунок сначала на кальку, а затем с кальки, слегка продавливая, нанесите легкий контур вашего рисунка на заранее подготовленный для граттажа лист. И только после этого его как следует процарапайте.

Граттаж для детей старшего дошкольного возраста

Техника рисования «Граттаж»

Мастер - класс по рисованию - изучение различных техник рисования с дошкольниками.

Мастер - класс рассчитан для воспитателей детских садов и родителей, детей старшего дошкольного возраста.

«Граттаж» (гравюра). Слово произошло от французского gratter — скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья. Еще одно название этой техники - воскография.

Используя данную технику рисования, следует придерживаться определенных правил:

Поверхность картона или плотной бумаги, после нанесения туши, должна быть абсолютно сухой перед началом работы,

На поверхности черного цвета остаются жировые и другие вещества с пальцев, поэтому необходимо защитить поверхность «нерабочих» участков чистым листом бумаги или плотной салфеткой.

Лист картона или бумаги расположить горизонтально, так как при сгибании могут появиться надломы, трещины; лучше закрепить заготовку клейкой лентой на листе фанеры, на столе.

Вроде бы техника простая, но она требует усердия, сосредоточенности, усидчивости от детей. Главное - подобрать правильно картинку: для младших дошкольников - простую, для старших можно и чуть-чуть посложнее. Желательно чтобы картинка была перед глазами. Можно взрослым процарапать основные контуры.

Название работы : «Пейзаж»

Если видишь, на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш, -

Обязательно картина

Называется пейзаж. (А.Кушнер).

Цель : знакомство воспитателей с техникой рисования «граттаж» и использование её в работе с детьми.

Задачи:

Развивать творческие способности дошкольников, художественный вкус, чувство композиции,

Развивать воображение, пространственное мышление, мелкую моторику руки,

Воспитывать желание узнавать новое.

Назначение: оформление уголка изодеятельности, интерьера группы.

Материал: картон или лист плотной бумаги, желательно белого цвета, восковые мелки, тушь, губка, вязальный крючок.

Последовательность работы:

Лист плотной бумаги или картона полностью закрашиваем восковыми мелками. Цветовое решение зависит от задуманного рисунка. (Можно закрасить лист акварелью разных цветов, но тогда сверху рисунок покрывается обычной восковой свечей. Так же возможно использование простой белой или цветной бумаги, закрашенной свечой).

В черную тушь добавить немного жидкого мыла или шампунь (достаточно одной капли на столовую ложку туши), и полученной смесью, используя широкую кисть или губку, покрыть закрашенный лист. Ждем, пока лист высохнет - получилась заготовка.

На черном фоне появляется рисунок из тоненьких цветных или белых штрихов.

Вот такие рисунки в технике «Граттаж» получились у детей.

Рисуют дети на стекле,

Рисуют дети на асфальте,

Возводят город на песке, -

Такого нет ещё на карте.

В руках мелки, карандаши…

Детишки - маленькие маги.

Но столько вложено души

В их мир прекрасный на бумаге! (отрывок из стихотворения Татьяны Щербачевой).

Мастер-класс для воспитателей детского сада

«Нетрадиционная техника рисования – граттаж»

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В.А.Сухомлинский

Развитие творчества – одна из главных задач дошкольного воспитания. В концепции дошкольного образования на этом сделан особый акцент. В настоящее время необходим широкий подход к проблеме, понимание её как развитие творческих основ личности в разных сферах жизнедеятельности ребенка: в отношении его к миру природы, предметов, миру людей, в отношении к себе (т. е. творческое саморазвитие). Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Радость творчества становится детям много доступнее, когда они учатся рисовать, и знают, что есть специальные приемы, с помощью которых можно разрешить трудности в рисовании. Рисование в детском саду, так же как и деятельность художника, включает определенную технику, овладеть которой ребенку необходимо для того, чтобы он мог свободно ею распорядиться при решении различных задач, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления об окружающем.

Использование нетрадиционных техник рисования делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоение программного материала. Я использую в рисовании с детьми разные нетрадиционные техники (рисование пальчиками, печать от руки, рисование «тычками», рисование печатками, тампонирование, монотипия, пластилиновая живопись, граттаж, батик).

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям: чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Развивает мелкую моторику руки, зрительно-моторную координацию, творческие способности. Совершенствует умение использовать графические средства выразительности: линию, штрих, контраст для передачи своих впечатлений. Воспитывает интерес к нетрадиционному рисованию. Стимулирует активность, инициативность в придумывании содержания изображения. Очень нравиться детям рисовать в технике «граттаж».

Технику «граттаж» еще называют «цап-царапки» или «граффито». Рисунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или картону, залитых тушью (чтобы не расплывалась надо немного добавить моющего средства или шампунь, всего несколько капель). Слово произошло от французского gratter - скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья. Обычно использую плотную бумагу или картон, закрашиваю гуашью (можно смешать с тушью). Можно взять цветной картон, тогда можно ограничиться обычной восковой свечой (не цветной). Затем широкой кистью наносим на поверхность слой туши. Когда она высохнет, специальным штихелем, зубочисткой, острой палочкой, стержнем и.т.д. - процарапываем на готовом фоне рисунок из тонких белых или цветных линий.

Техника – граттаж – интересна детям – независимо от возраста – разница лишь в том, что младшим готовит исходный материал воспитатель, а старшие – могут сделать все самостоятельно, так как техника в выполнении проста - всего в три шага.

Все шаги подготовки листа к работе – интересны и тем, что воспитывают у ребенка чувство последовательности, внимания, усидчивости. Рисование же на выделанном уже листе – вообще похоже на волшебство: ребенок будет с удивлением наблюдать, как на графитово-черном фоне проступают яркие, контрастные линии и штрихи.

Работа в технике граттаж проходит несколько этапов:

Первый этап.

Для рисунка берется плотной лист бумаги, лучше картона. В зависимости от того, какой вы хотите получить рисунок (цветной или чёрно-белый) раскрашивайте лист бумаги восковыми мелками, акварелью, гуашью или берите цветной картон. Нужно заранее с обратной стороны картона указать где верх, а где низ рисунка, чтобы потом не ошибиться при процарапывании, когда весь лист будет покрыт верхним слоем.

Обычно используют акварельные краски, гуашь или акрил. Допустимо использовать для цветного фона масляную или восковую пастель.

Второй этап.

Когда краска высохнет, следует приступить к затирке воском или парафином. Обязательным условием качественной работы будет то, насколько тщательно и добросовестно затерт каждый миллиметр листа.


Третий этап.

Следующий этап после затирки – нанесение черной или цветной краски. Если используется тушь, то нужно подготовить для работы обычное или жидкое мыло, периодически макать кисть в мыльную воду. Если - гуашь, то в отдельной баночке смешать ее с жидким мылом. Это делается для того, чтобы равномерно нанести тушь или гуашь и избежать ее скатывания с жирной поверхности воска или парафина.

Четвёртый этап.

Следует подождать, чтобы краска хорошо просохла, ни в коем случае не сушить вблизи отопительных приборов, иначе воск расплавится, впитается в бумагу или в верхний слой картона и его невозможно будет процарапать.

Пятый этап.

Когда лист будет готов к работе, начинайте процарапывать на нём рисунок. Если ребёнку трудно начать работу самостоятельно, предложите ему заранее подготовленный шаблон или трафарет. На основе вашего трафарета ему будет легче дополнить рисунок своими элементами и придумать сюжет картины самостоятельно.

Работа в технике «Граттаж» требует больших усилий, поэтому, регулярно во время рисования проводите физ-минутку и пальчиковую гимнастику.

В технике «Граттаж» Очень красиво получаются пейзажи: зимний, осенний, а так же ночной город, космос, подводный мир и всё что связанно с живой природой.

Для удаления стружки туши при работе нужно использовать широкую кисть.

В процессе своей работы я использую следующие методы и приемы:

методы обучения:

    информационный;

    исследовательский;

    практический;

информационный метод включаются следующие приемы:

    рассматривание;

    наблюдение;

    экскурсия;

    образец воспитателя;

    показ воспитателя.

словесный метод включает в себя:

    беседу;

    рассказ, искусствоведческий рассказ;

    использование образцов педагога;

    художественное слово.

практический метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:

    прием повтора;

    работа на черновиках;

    выполнение формообразующих движений рукой.

На стол ты лист бумаги положи,

Его красиво распиши,

Свечой, как следует, натри

И краской спрячь все, что внутри.

Фантазию свою включи,

Её на лист перенеси.

Волшебной палочкой своей

Ты нацарапай поскорей:

Звезду, волну, портрет, пейзаж -

Вот и вся техника – граттаж.

Лилова О.А.

Как часто видим жизнь мы в черном цвете,
И счастье - словно призрачный мираж…
Под черной тушью - мир из радуг, света.
Люблю картины в технике граттаж!

Цель мастер-класса: обучение участников мастер-класса нетрадиционной техникерисования – граттаж, развитие творческих способностей дошкольника средствами нетрадиционной техники рисования “граттаж”.

Задачи:

Познакомить участников мастер-класса с нетрадиционной техникой рисования граттаж;

Познакомить с основными приемами выполнения техники “граттаж” ;

Изучить технологию выполнения рисунка в технике “граттаж”.

Основные этапы мастер-класса:

1. Теоретическая часть

2. Практическая часть.

3. Подведение итогов.

ТЕМА: "НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ. ТЕХНИКА ГРАТТАЖ."

Дата проведения: 19. 02. 2015 г.

Педагог – мастер: воспитатель Бабушкина Мария Петровна

Продолжительность мастер – класса: 15 минут

Цель мастер-класса: повысить мотивацию педагогов к овладению нетрадиционными техниками рисования.

Задачи:

Познакомить с нетрадиционной техникой рисования-граттаж, для последующего использования данной техники в своей работе с детьми;

- обучить технологии грунтовки листа под рисунок;

- способствовать развитию воображения, фантазии участников мастер-класса;

Содействовать формированию эмоциональных, позитивных чувств, настроения.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы работы : индивидуальная, коллективная.

Раздаточный материал: картонные листы (тонированные, покрытые слоем свечи) для работ, стеки, зубочистки, шпажки, канцелярские ножи, маленькие листы для экспериментирования, салфетки.

Наглядные пособия: презентация «Граттаж»; работы, музыкальные произведения.

Демонстрационный материал: выставка рисунков по нетрадиционной технике.

Структура мастер – класса:

1.Вступительная часть. 3 мин. Объявление темы и цели мастер-класса.

2. Основная часть. 10 мин.

Пояснение основных этапов выполнения рисования в технике «Граттаж»

Выбор материала для будущей творческой работы

Значение нетрадиционного рисования для развития ребенка.

Практическая часть. Освоение приемов выполнения нетрадиционного рисования в технике «Граттаж»

3. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов. 2 мин.

Ход мастер-класса.

1. Вступительная часть.

Каждый человек ищет свой путь, и я в том числе, а еще я ищу тропинки.

Тропинки к сердцам ребят, к новым граням мастерства, к различным видам искусства.

Одна из таких тропинок привела меня к нетрадиционным приемам рисования.

В ИЗО немало разных техник,

Я, как воспитатель, знаю их.

И цель передо мной такая-

Тому, что знаю, научить других.

Я приглашаю педагогов на мастер- класс.

(7 воспитателей занимают места)

Я познакомлю Вас с техникой рисования граттаж.

Слово «Граттаж» произошло от французского слова- скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья. Еще одно название этой техники – воскография .

Граттаж -это графический рисунок, который выполнен процарапыванием по воску острым инструментом.

Эту технику часто используют в художественных школах, детских студиях рисования. Многие о ней слышали, но пробовали далеко не все, и совершенно напрасно. Потому что работы, выполненные в этой технике, очень хорошо смотрятся. В них есть какая-то загадка, объем, каждая получается уникальной.

В технике «граттаж» используется следующие материалы и инструменты : картон, желательно белого цвета, восковые мелки, свеча, гуашь, губка, широкая кисть, вязальный крючок, зубочистки.

Посмотрите работы, выполненные в этой технике. Здесь применяются различные выразительные средства - линия, штрих, пятно, контраст.

Этапы работы:

Лист плотной бумаги или картона полностью закрашиваем восковыми мелками, восковой пастелью, гуашью или акварелью. Цветовое решение зависит от задуманного рисунка. Так же возможно использование простой белой или цветной бумаги.

Следующий этап: мы полностью покрываем наш лист воском . Для этого используем обыкновенную восковую свечу.

Затем берем черную тушь или черную гуашь , добавляем немного жидкого мыла или шампунь, чтобы лист не прилипал к рукам. Покрываем закрашенный лист широкой кистью или губкой. Ждем, пока лист высохнет - получилась заготовка.

Далее берем любой острый предмет : зубочистку или перо, вязальный крючок или спицу, ручку с использованным стержнем и процарапываем рисунок по черному фону.

Так как заготовка листа для граттажа процесс не быстрый, мы с моими ребятами для вас их приготовили. (Показываю технику процарапывания)

И вот оно волшебство! На черном фоне появляется рисунок из тоненьких цветных или белых штрихов.

И так творите!

Возьмите в руки шпажку, зубочистку

И лист бумаги непростой,

И словно фокусник - царапкой

Рисунок вы создайте свой.

Здесь равнодушием не пахнет,

Простор для творчества такой,

Что иногда не веришь даже,

Что это сделано тобой.

Если ребенок затрудняется с выбором сюжета, то я предлагаю шаблоны. Например, по шаблону нарисовала рыбку, а дети затем уже начинают дорисовывать, процарапывать водоросли, подводные камни.

Итак, наш мастер-класс подошел к концу.

Рефлексия

Я постаралась рассказать обо всех этапах обучения дошкольников нетрадиционной технике рисования «Граттаж».

Подведем итог . Уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, было ли вам интересно, и хотели бы вы применить полученные знания?

Продемонстрируйте свои работы.

Спасибо, Вам за проявленный интерес к нетрадиционной технике рисования, за активное участие в мастер – классе. Очень приятно было с вами работать.Чудесные картины останутся Вам на память.

Уважаемое жюри!

Чтоб не забыли технику «Граттаж»

Я подарю картины вам сейчас.

Самоанализ мастер-класса

Тема: " НЕТРАДИЦИОНОЕ РИСОВАНИЕ. ТЕХНИКА ГРАТТАЖ ."

Провела: Бабушкина М.П.

Целью данного мастер-класса было повысить мотивацию педагогов к использованию нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками. Поставленные задачи были выполнены полностью. Были рассмотрены этапы обучения новой техники рисования. Педагоги познакомились с техникой «граттаж», с этапами обучения детей, создали творческие работы в новой технике. Были созданы условия для участников мастер-класса для развития фантазии, творческого мышления, освоения выполнения техники «граттаж».

Мастер-класс был проведен в форме практической работы. Были представлены работы, выполненные в технике «граттаж». Участники были обеспечены материалами для выполнения творческой работы.

Вводная часть состояла из объявления темы мастер-класса и его содержания.

В основной части были рассмотрены этапы выполнения работы.

В заключительной части был подведен итог.

Вывод:

Все поставленные задачи удалось реализовать. Тема мастер-класса дала педагогам возможность узнать новое, почувствовать новые ощущения, сделать хорошие работы. Этапы мастер-класса имели логическую последовательность. Психологическая атмосфера была доброжелательной. С практической частью, все справились на отлично. В целом мне мастер – класс понравился, результатом я довольна.


Елена Самонкина

Мастер – класс «Рисунки - цап-царапки свечой (воском)»

«Я о граттаже расскажу вам.

Он вызывает интерес.

Ты словно фокусник царапкой

Рисуешь целый мир чудес».

Я расскажу об интересной технике рисования "граффито» или ГРАТТАЖ! Эта техника интересна и доступна и детям и взрослым любого возраста.

Граттаж - необычная техника рисования, в переводе с французского языка означает скрести, царапать - это выполнение рисунка острым инструментом, процарапывание бумаги или картона, залитых тушью по воску. Поэтому граттаж ласково называют «Цап-царапки»!

Материал для работы: лист бумаги или картона, кисть (губка, свеча, масляные карандаши, тушь (гуашь, баночка с водой, мыло (мыльный раствор, острые предметы для процарапывания, салфетка, газета.

Классический граттаж (черно – белый): лист бумаги натираем воском (свечой). Затем кистью или губкой наносим на поверхность тушь (гуашь).

Тушь (гуашь) с трудом пристает к жирной поверхности. Чтобы тушь не собиралась в капли на восковой поверхности есть одна хитрость - её смешивают с мылом (мыльным раствором).

Когда тушь высохнет, острым предметом - палочкой, зубочисткой - процарапываем рисунок, образуя на черном фоне тонкие белые штрихи. Стол необходимо застелить, иначе все вокруг будет усеяно черной туше-восковой крошкой. В работе используются острые инструменты для удаления черной краски с поверхности картона, в результате появляется белый слой. Получается эффектное черно-белое изображение.

Можно закрасить альбомный лист не свечой, а яичным желтком (основа). Рисунок получится очень ярким.

Цветной граттаж - его можно нарисовать с помощью восковых или масляных карандашей, и тогда свеча не нужна.

1 Этап: лист бумаги (картона) закрашиваем масляными карандашами, восковыми мелками. (можно использовать цветную бумагу или покрыть лист акварелью, но тогда сверху рисунок необходимо натереть свечой).

2 Этап: добавляем в черную тушь (гуашь) жидкое мыло или шампунь и этой смесью кистью покрываем закрашенный лист, даем высохнуть. Закрасить краской надо так, чтоб карандаш не просвечивал. Можно дать краске высохнуть и закрасить еще раз.

3 Этап: самое интересное - когда чёрный цвет высохнет, можно нарисовать контуры – карандашом или перевести через копирку. Потом берем зубочистку (палочку, стек, спицу, вилку) и процарапываем рисунок по туши. На черном фоне образуется рисунок из тонких цветных штрихов.


Рисование необычными материалами (в данном случае свечой) доставляет много радости и развивает творческие способности детей.


Рисунки детей:



Я уверена, что у вас все получится. Если вы попробуете, то на одном рисунке не остановитесь.



Желаю приятных минут творчества вам и вашим детям!




Top