Греческий музыкальный инструмент лира. Музыкальный инструмент лира

Лира (др.-греч. λύρα, лат. lyra) — старинный струнный щипковый музыкальный инструмент. В Древней Греции и Древнем Риме словом лира в широком смысле обозначался любой инструмент семейства лир — хе́лис (др.-греч. χέλυς, лат. chelys, chelis букв. черепаха), ба́рбит (др.-греч. βάρβιτον, βάρβιτος, лат. barbitos, barbitus), фо́рминга (др.-греч. φόρμιγξ), кифара (др.-греч. κιθάρα, лат. cithara). В узком смысле лирой назывался хелис (простейшая и самая лёгкая по весу из лир, с корпусом из панциря черепахи, обтянутого воловьей кожей). Русские филологи-переводчики обычно игнорируют тонкие различия лирообразных и во всех случаях дают «лира»

Устройство и звукоизвлечение

Корпус (резонатор) округлой или четырёхугольной формы (у греков и римлян — только округлой) соединён с перекладиной (поперечной штангой) двумя ручками. Струны (изготавливавшиеся из овечьих кишок) одинаковой длины натянуты между корпусом и перекладиной.
Техника игры на всех античных лирах одинакова: музыкант держал инструмент под углом примерно 45 градусов к корпусу, играя стоя (особенно на кифаре) или сидя. Звук извлекался костяным плектром. Пальцами свободной руки ненужные струны приглушали. Гендерного различия среди исполнителей на лире не существовало, за исключением кифары, которая была мужским инструментом. Обучение игре на лире было частью базового образования свободного гражданина в Древней Греции и Древнем Риме.
Струны лиры дали названия ступеням звукоряда, лежавшего в основе греческой музыки, так называемой Полной системы. Классической считалась 7-струнная лира; в своём семиструнии она виделась грекам и римлянам как отражение мировой гармонии (по знаменитому высказыванию Вергилия — septem discrimina vocum, «семь <высотных> различий звуков»). Иконографические, музыкально-теоретические и литературные источники свидетельствуют о том, что число струн лиры могло быть увеличено вплоть до 18, но чаще всего экспериментальные инструменты описываются как 11- или 12-струнные (например, в ссылках на «скандальные» новшества Тимофея Милетского). «Многоструние» (др.-греч. πολυχορδία) приводило к возмущающему душу «многозвучию» (др.-греч. πολυφωνία — это слово не следует понимать в смысле многоголосия, и уж подавно полифонии) и потому оценивалось (например, в Спартанском декрете V в. до н. э., опубликованном в книге «Основы музыки» Боэция) как вредное излишество. Несмотря на то, что многие трактаты описывают греческий звукоряд как струны лиры, точные и однозначные сведения о её настройке не сохранились.

История и использование

Сложно представить себе музыку Древней Греции и Рима без лиры, ведь именно в этих культурах она играла наиболее важную роль. Тем не менее, этот инструмент был известен человечеству еще задолго до появления упомянутых выше цивилизаций. Сохранившиеся до наших дней изображения свидетельствуют о тесной связи между лирой и поэзией.
При раскопках шумерского города Ура были найдены богато украшенные лиры, созданные примерно в III тысячелетии до нашей эры. В Ассирии первые лиры были известны под названием сабиту. Принимая во внимание их размеры, историки предполагают, что во время игры эти инструменты ставили на пол, из-за чего они получили название «шумерские стоячие лиры». У этих моделей было от восьми до двенадцати струн, натянутых между левой нижней частью резонатора и перекладиной, к которой они крепились колками. Чаще всего резонатору шумерских лир придавали форму головы быка, символа плодородия. Обычно на древней лире играли двумя руками.
Со временем на смену ранних моделей пришли более удобные портативные лиры. Ручная лира, или алгар, имела асимметричную форму и с одной стороны, которая была выше второй, возвышалась над головой музыканта.
Около 1800 года до нашей эры лира появилась на острове Крит, а затем отправилась в Грецию, где и приобрела характерную форму подковы. На лире играли в основном женщины: они держали инструмент горизонтально и водили по его струнам деревянным плектром.
Благодаря иллюстрациям древних книг музыковедам удалось установить, что в эпоху Средневековья лира занимала значимое место в музыкальной жизни общества. Большинство из них утверждает, что наиболее распространенной в то время была семиструнная лира.
Около XI века лира, на которой играли с помощью плектра, покинула музыкальную сцену, однако возникшая на ее основе модель со смычком просуществовала еще четыре века. Тем не менее, в позднем Средневековье инструмент постепенно исчез из мира музыки. Место лиры заняла так называемая народная скрипка, получившая большое признание на всем континенте.
Однако лире все же удалось выжить в некоторых регионах, где ее можно встретить и сегодня. Например, частью уэльской культуры считается кротта - модель лиры специфической формы, которую широко использовали вплоть до XIX века.
В Африке лиру в основном используют в качестве сольного инструмента. Пятиструнная эфиопская лира известна под названием «киссар». В Кении же верят, что лира обладает целебными свойствами, поэтому кенийцы используют этот инструмент в качестве ритуального атрибута.

Страны, входящие в Европейский союз, в настоящее время имеют одну общую валюту под названием евро. Однако до появления этого денежного знака каждое государство использовало свою национальную валюту. В каждой стране она имела название и особенности.

Многие могут задаваться вопросами о том, какие именно деньги были в обращении в той или иной стране до общеевропейской валюты. Например, людей, неравнодушных к Риму, может интересовать вопрос о том, какой была валюта Италии до введения евро. Окунемся в историю.

Историческая валюта Италии

До появления официальной европейской валюты в Италии долгое время пользовались совершенно другими деньгами, которые назывались лирами. Первое упоминание об этой валюте появилось в конце VIII века. Однако тогда это понятие использовалось просто как обозначение счетных единиц, монеты с таким названием не чеканились.

Итальянская лира: история появления

Валюта Италии лира считается старейшей денежной единицей Европы. Она обязана своим появлением реформе императора Карла Великого, которую он провел в 780-790 гг. Ее итогом стала замена римских золотых солидов на серебряные динарии и введение на всей территории империи Каролингов серебряного монометаллизма. Единственной чеканной монетой стал каролингский динарий, содержащий чистое серебро весом около 1,67 г. Солид теперь стал равняться 12 динариям, а одну лиру составляли 20 солидов.

Почему именно лиру? Потому что само это слово возникло от латинского libra – фунт, который равняется примерно 410 г. Несложно посчитать, что серебра в 240 динариях (сколько их было в 1 лире) как раз примерно столько же.

И хотя физическими деньгами лиры не стали в результате этих преобразований, в повседневной жизни данное название использовалось практически всегда. Например, сумму в 2429 динариев в обиходе проговорили бы следующим образом: 10 лир, 2 солида и 5 динариев.

Становление лиры как реальной валюты

На протяжении 100 лет после реформы Карла Великого монета, которую он ввел в обращение, никак не изменялась. Однако потом серебряный динарий начинает терять в весе, в связи с чем обесценивается и лира. Позже на многих территориях Каролингской империи начинают появляться свои новые монеты разного веса, и у лиры каждого региона оказывается своя ценность, отличающаяся от изначальной стоимости.

Когда наступил XVIII век, в городах страны в обращении находилось очень большое разнообразие монет, и однозначный ответ на вопрос о том, какая валюта в Италии, дать было сложно. Например, в Милане пользовались 29 видами серебряных монет и 22 видами золотых. Благодаря начавшемуся стихийно в этот период процессу унификации денег, на сцену, наконец, выходит лира.

Эта валюта много где существовала как символическая единица и объединяла при этом разные денежные системы. И вот у нее появилась возможность стать реальной унифицированной валютой, на создание которой во многих итальянских государствах направляются реформы 18 столетия.

Окончательно валюта Италии под названием лира вошла в обиход после объединения королевства Савойской династией. Чеканка единой итальянской лиры, в которой содержание чистого серебра составляло 4,5 г, была начата в 1861 году.

Лира и чентезимо

Новая единая валюта Италии обязана своим введением в обращение закону, подписанному в августе 1862 года, 24 числа. Монетные дворы чеканили монеты с 5, 1, 2 лирами из серебра, а 20 и 10 лир – из золота.

Была также создана разменная монета под названием чентезимо, которая составляла 1/100 часть от лиры. Эти монеты номиналом в 2, 5 и 1 единиц изготавливались из меди, 50 единиц – из серебра. Немного позже появились чентезимо в 10 единиц (из меди) и 20 единиц (сначала из серебра, затем из медно-никелевого сплава), а также 5 лир из золота.

Разные чеканки итальянской лиры

За свои долгие годы существования бывшая валюта Италии несколько раз обесценивалась, и в основном это происходило во время войн.

После окончания Первой мировой войны стоимость денежных единиц Италии упала. Чеканка монет с 2 и 1 лирами, а также 50 чентезимо производилась из никеля. В годы после Второй мировой войны мелкие лиры стали делаться из нержавеющей стали, а более крупные (20, 5 и 10) – из серебра. В этот период совсем прекращается выпуск разменной монеты чентезимо, так как произошла сильная инфляция. Также было принято решение о том, что банкноты должны выпускаться с номиналом не менее 1000 лир.

В 1951 году происходит замена всех монет на новые, размер которых стал меньше. Номиналы в 2, 10, 5, и 1 лир делаются из алюминия. Немного позже вводятся монеты 100 и 50 лир, выполненные из нержавеющей стали, 20 лир из сплава алюминия и бронзы, 500 лир из серебра. В начале 80-х гг. ХХ века в Италии появляются первые биметаллические монеты достоинством в 500 лир.

Новые лиры

В марте 1979 года страна присоединилась к Европейской валютной системе. После этого в 1986 году валюта Италии была подвержена деноминации, и одна новая лира обменивалась на 1000 старых.

Монеты в ходу остались, вот только наименьший номинал из них стал составлять 5 лир, а наибольший – 1000 лир. В торговле, правда, они уже почти не применялись, и пользовались популярностью только среди нумизматов и коллекционеров. При этом банкноты в обращении были с большими номиналами: от 1000 до 500 000 лир.

Внешний вид старой итальянской валюты

Валюта Италии до введения евро считалась очень красивой. Это были бумажные деньги, на которых изображались различные великие люди этой страны.

Например, на банкноте в 1000 лир красовалась итальянский философ, педагог и ученый Мария Монтессори, а на 5000 купюре был изображен композитор из Италии Винченцо Беллини. Банкноты с самыми крупными номиналами украшают портреты известнейших мастеров искусства. Джованни Лоренцо Бернини можно увидеть на купюре в 50000 лир, Микеланджело – на купюре в 100000 лир, а на 500000 лир расположилось изображение Рафаэля Санти.

Современная валюта Италии

В начале 2002 года валюта Италии начала меняться коренным образом. Произошло это потому, что в обращении появилась совершенно новая денежная единица – евро.

Итальянские евро мало чем отличаются от такой же валюты других европейских стран. Но все-таки свои особенности у них есть. Во-первых, банкноты имеют свою уникальную серию, по которой можно сразу определить, что они были выпущены именно в Италии. Во-вторых, реверс железных евро напрямую указывает на страну, которой они принадлежат, с помощью символических изображений. Например, на итальянской монете в 1 евро сзади изображен «Гармоничный человек» – рисунок знаменитого Леонардо да Винчи.

До марта 2003 года на вопрос о том, какая валюта в Италии, можно было рассказывать как про лиру, так и про евро, потому что они использовались параллельно на всей территории страны. Затем лиры полностью изъяли из оборота, и в течение еще 10 лет их можно было только обменять на евро.

Поэтому сейчас любому человеку, собирающемуся на Апеннинский полуостров, не надо задумываться о том, какую валюту брать в Италию. Если в кошельке у туриста будут лежать евро, то у него не возникнет никаких проблем с оплатой товаров и услуг в этой стране.

Разновидности колёсных лир

В европейских странах бытует множество типов колёсных лир, в том числе русские разновидности инструмента. Колёсная лира в России никогда не применялась в профессиональной музыке и существовала только в среде бытового и любительского музицирования. В России распространено три разновидности этого инструмента. Вид №1: колёсная лира великорусская. Отличается относительно небольшим типом кузова в виде виолы, узким звукорядом и своеобразным репертуаром. Вид №2: донской рылей. Этот инструмент распространён на территории Войска Донского. Представляет собой старый тип инструмента с корпусом в виде органиструма. Вид №3: колёсная лира украинского вида. Отличается своеобразием конструктивных деталей, приёмами игры и репертуаром.

Настройка колёсной лиры

Единой устоявшейся настройки колёсной лиры не существует. Разнообразие конструкций этого инструмента, а также различные музыкальные традиции зачастую требуют и различных способов настройки. Настройка колёсной лиры производится при помощи колкового блока и клавишного механизма. Вращением колков достигается необходимая высота струн, а при помощи аккуратного отгибания флажков на клавишах осуществляется точная настройка мензуры игровой струны.

Вариант настройки:

Для достижения красивого мелодичного звучания часть струны в месте сопряжения с игровым колесом обмотайте небольшим количеством обыкновенной ваты или мягкой шерсти. Поверхность игрового колеса для усиления трения о струны обильно натрите простой скрипичной канифолью. После всех подготовительных процедур начните вращение колеса и продолжайте крутить непрерывно в течение 3-5 минут, поправляя при необходимости вату на струнах. После этого переведите дух. Всё, можно играть.

____________

Особенности ухода за колёсной лирой

Колёсная лира - инструмент своеобразный, требующий к себе деятельного внимания. Самый тонкий момент - это сопряжение струн с игровым колесом. Всегда имейте при себе кусочек ваты или шерсти и научитесь правильно её наматывать. Оберегайте колёсную лиру от дождя и сырости. В ходе эксплуатации на поверхности лиры возникают загрязнения. Если Ваш инструмент начал терять свой презентабельный вид, рекомендуем воспользоваться специальными средствами в виде полиролей и клининговых средств по уходу музыкальными инструментами. Для хранения колёсной лиры обязательно используйте чехол.

Струны для колёсной лиры

Выбор струн для колёсной лиры носит во многом индивидуальный характер. БалалайкерЪ рекомендует использовать набор из игровой нейлоновой струны и бурдонных струн в металлической оплётке. Подобный вариант позволяет лире звучать ярко, насыщенно и сбалансированно.

История колёсной лиры

краткая историческая справка


Колёсная лира – старинный музыкальный инструмент европейского происхождения. Первые упоминания о нём встречаются в исторических источниках IX-X веков. Поначалу колёсная лира использовалась преимущественно для сопровождения церковных служб, но уже в эпоху Средневековья распространилась во многих европейских странах как инструмент для самого широкого репертуара.
На территории Московского царства колёсная лира появилась на рубеже XVI-XVII веков. Инструмент проник в русские земли через украинские и белорусские территории вместе с переселенцами, купцами, интервентами и прочим активным населением. Колёсная лира прочно закрепилась и сохранялась вплоть до недавнего времени в традициях некоторых областей России - Брянской, Орловской, Курской, Ростовской и некоторых других. Интересно, что ещё в 1920-е годы бродячих лирников можно было встретить даже на улицах и базарах Москвы. Своя колёсная лира была и у известного знатока народной музыки Митрофана Пятницкого.
Русская колёсная лира, в отличие от европейской родственницы, была инструментом по большей части народным, мало знакомым дворянским и профессиональным музыкальным кругам. Русская лира отличалась простотой изготовления, относительно небольшим звукорядом, малым количеством струн (2-4 шт) и самобытным репертуаром. Самое широкое применение лира нашла в среде бродяг и профессиональных нищих, для которых это был профессиональный инструмент для заработка. Их можно было встретить в многолюдных местах за исполнением духовных стихов и псалмов. Однако, в некоторых регионах игра на лире выступала и в качестве сопровождения протяжных песен. Например, в традициях донских казаков лира (местное название - рылей) использовалась для сопровождения песен и сохранялась вплоть до первой трети XX-го века. На колёсной лире играли и под пляску, и под танцы, и под частушки, и даже под романсы. Один из последних русских лирников Климентий Феоктистович Шматов жил до 50-х годов XX века в Стародубском районе Брянской области и вплоть до последних дней играл по сельским базарам. Колёсная лира, купленная у него в 1953 году сегодня хранится в Московской консерватории.
В наши дни колёсная лира вновь привлекает внимание публики. Она всё чаще появляется на горизонте, участвуя в программах фолк-музыкантов, экспериментаторов и исполнителей духовной музыки.

Кор-пус (ре-зо-на-тор) ок-руг-лой ли-бо 4-уголь-ной фор-мы со-еди-нён с пе-ре-кла-ди-ной (по-пе-реч-ной штан-гой) дву-мя руч-ка-ми. Стру-ны оди-на-ко-вой дли-ны на-тя-ну-ты ме-ж-ду кор-пу-сом и пе-ре-кла-ди-ной.

Ин-ст-ру-мен-ты ти-па Лиры бы-ли рас-про-стра-не-ны в боль-шин-ст-ве ци-ви-ли-за-ций Древ-не-го ми-ра. Древ-ней-шие Лиры вос-хо-дят к куль-ту-ре Шу-ме-ра (са-мые ран-ние изо-бра-же-ния - от-тис-ки пе-ча-тей на об-лом-ках гли-ня-ных таб-ли-чек, около 2650 года до н. э.). Цен-ные ар-хео-ло-гические на-ход-ки - ин-ст-ру-мен-ты из цар-ских гроб-ниц Ура (около 2450 года до н. э.), са-мый боль-шой сре-ди них - «зо-ло-тая ли-ра» (высота 120 см, дли-на пе-ре-кла-ди-ны 140 см), ук-ра-шен-ная го-ло-вой свя-щен-но-го бы-ка; «се-реб-ря-ная ли-ра» со-хра-ни-ла сле-ды 11 на-стро-еч-ных кол-ков (т. е. бы-ла 11-струн-ной) и вее-ро-об-раз-но-го рас-по-ло-же-ния струн. На ру-бе-же 3-2-го тысячелетий до н. э. по-яви-лись шу-мер-ские изо-бра-же-ния но-вой раз-но-вид-но-сти Лиры - го-ри-зон-таль-ной. В Ме-ж-ду-речье Лиры бы-ли рас-про-стра-не-ны до эпо-хи эл-ли-низ-ма. В изо-бра-зительном искусстве Древ-не-го Егип-та с XV века до н. э. встре-ча-ют-ся Лиры шу-мер-ско-го ти-па, пер-вое из-вест-ное изо-бра-же-ние - в рос-пи-сях гроб-ни-цы но-мар-ха Хнум-хо-те-па II (ру-беж XX/XIX веков до н. э.) в Бе-ни-Ха-са-не. Боль-шая мно-го-струн-ная Лира с пря-мо-уголь-ным кор-пу-сом изо-бра-же-на на сте-не хра-ма Амо-на-Ра в Кар-наке (XVI-XII века до н. э.). Лира фи-гу-ри-ру-ет в То-ре под названием «кин-нор», ко-то-рое в Вуль-га-те пе-ре-ве-де-но как «ли-ра».

Мно-го-чис-лен-ны изо-бра-же-ния древнегреческих Лир (са-мые ран-ние да-ти-ру-ют-ся концом VIII века до н. э.; скульп-тур-ные фи-гур-ки из свин-ца, най-ден-ные в Спар-те, - VII век до н. э.). Со-хра-ни-лись фраг-мен-ты Лиры-хе-лис (древнегреческое χέλυς - че-ре-па-ха) - са-мой ма-лень-кой из се-мей-ст-ва древнегреческих Лир, с кор-пу-сом из пан-ци-ря че-ре-па-хи, об-тя-ну-то-го во-ловь-ей ко-жей. В Древ-ней Гре-ции сло-во «Лира» ис-поль-зо-ва-лось для обо-зна-че-ния лю-бо-го ин-ст-ру-мен-та се-мей-ст-ва лир (бар-бит, ки-фа-ра, фор-мин-га, хе-лис), в уз-ком смыс-ле - для хе-лис. Сло-во «Лира» впер-вые встре-ча-ет-ся у Ар-хи-ло-ха (середина VII века до н. э.). Ис-то-рия «об-ре-те-ния» ин-ст-ру-мен-та (с уча-сти-ем Гер-ме-са, Ге-рак-ла , Ор-фея, Та-ми-рия, Ам-фио-на и других ми-фических пер-со-на-жей) от-но-си-тель-но позд-няя: за-пи-са-на во II веке н. э. Ни-ко-ма-хом, а около 500 года н. э. рас-ши-ре-на Бо-эци-ем. Хе-лис и фор-мин-га - наи-бо-лее ар-ха-ической раз-но-ви-д-но-сти ан-тич-ной Лиры Хе-лис при-ме-нял-ся в основном в учеб-ных це-лях. Фор-мин-га (φόρμιγξ; впер-вые упо-ми-на-ет-ся в «Илиа-де», за-тем не-од-но-крат-но у Пин-да-ра) - ин-ст-ру-мент боль-ше-го раз-ме-ра с ок-руг-лым де-ревянным кор-пу-сом и пря-мы-ми руч-ка-ми. Бар-бит (βάρbiτον , βάρβιτος) по кон-ст-рук-ции бли-зок хе-ли-су, но с бо-лее круп-ным кор-пу-сом и длин-ны-ми руч-ка-ми, от-хо-дя-щи-ми от кор-пу-са под бо-лее ост-рым уг-лом. Вы-сота строя у бар-би-та ни-же, чем у хе-ли-са; ха-рак-тер-но его при-ме-не-ние в куль-те Дио-ни-са. Са-мый боль-шой по раз-ме-ру и са-мый раз-ви-тый ин-ст-ру-мент се-мей-ст-ва - ки-фа-ра; ис-поль-зо-вал-ся для ак-ком-па-не-мен-та пе-нию и (с IV века до н. э.) для са-мо-стоя-тель-но-го профессионального му-зи-ци-ро-ва-ния. Тех-ни-ка иг-ры на всех ан-тич-ных Лир при-мер-но оди-на-ко-ва; му-зы-кант дер-жал ин-ст-ру-мент под уг-лом около 45° от се-бя, иг-рал стоя или си-дя; звук из-вле-кал-ся кос-тя-ным плек-тром. Ген-дер-но-го раз-ли-чия сре-ди ис-пол-ни-те-лей на Лире не су-ще-ст-во-ва-ло, за ис-клю-че-ни-ем ки-фа-ры, ко-то-рая бы-ла муж-ским ин-ст-ру-мен-том. Клас-си-че-ской счи-та-ет-ся 7-струн-ная Лира; она рас-смат-ри-ва-лась как от-ра-же-ние ми-ро-вой гар-мо-нии (по вы-ска-зы-ва-нию Вер-ги-лия: septem discri-mi-na vo-cum - «семь [вы-сот-ных] раз-ли-чий зву-ков»; «Энеида», VI 646).

Стру-ны Лиры да-ли на-зва-ния сту-пе-ням греческого пол-но-го зву-ко-ря-да; по су-ти на-зва-ния струн обо-зна-ча-ют мо-даль-ные функ-ции ста-рин-но-го ла-да (смотри в стать-ях Со-вер-шен-ная сис-те-ма, Мо-даль-ность). Чис-ло струн Лиры мог-ло быть уве-ли-че-но до 18, но ча-ще все-го экс-пе-риментальные ин-ст-ру-мен-ты опи-сы-ва-ют-ся как 11-12-струн-ные. «Мно-го-стру-ние» (πολυχορδία) при-во-ди-ло к воз-му-щаю-ще-му ду-шу «мно-го-зву-чию» (πολυφωνία ; это сло-во не обо-зна-ча-ло мно-го-го-ло-сия) и по-то-му оце-ни-ва-лось как вред-ное из-ли-ше-ст-во (напр., в спар-тан-ском дек-ре-те V века до н. э., опуб-ли-ко-ван-ном в книге «Ос-но-вы му-зы-ки» Бо-эция). Хо-тя многие трак-та-ты опи-сы-ва-ют древнегреческий зву-ко-ряд как со-от-вет-ст-вую-щий стру-нам Лиры, точ-ных све-де-ний о её на-строй-ке нет. Обу-че-ние иг-ре на Лире в клас-сической Гре-ции бы-ло ба-зо-вой ча-стью об-ра-зо-ва-ния граж-да-ни-на. Со-глас-но ши-ро-ко рас-про-стра-нён-ным пред-став-ле-ни-ям древнегреческих фи-ло-со-фов (смотри, например, в «Го-су-дар-ст-ве» и «Про-та-го-ре» Пла-то-на), ки-фа-ра за-нима-ла выс-шее по-ло-же-ние в эти-че-ской ие-рар-хии музыкальных ин-ст-ру-мен-тов, ибо (в со-че-та-нии с ме-ли-че-ской по-эзи-ей, ла-дом и рит-мом) она вос-пи-ты-ва-ла в маль-чи-ках бла-го-род-ную сдер-жан-ность и рас-су-ди-тель-ность, де-ла-ла их ду-ши и мыс-ли гар-мо-нич-ны-ми. Ис-поль-зо-ва-лась Лира раз-но-об-раз-но: на свадь-бах и пи-рах (осо-бен-но на сим-по-си-ях), празд-ни-ках в честь во-енных по-бед, в це-ре-мо-ни-аль-ных (как пра-ви-ло, не свя-зан-ных с трау-ром) про-цес-си-ях, в те-ат-ре и бы-ту для со-про-во-ж-де-ния пе-ния и тан-ца. В клас-сическую эпо-ху вы-сту-п-ле-ния и кон-кур-сы ки-фа-ре-дов и ки-фа-ри-стов бы-ли обя-за-тель-ной ча-стью спор-тив-ных со-стя-за-ний и об-ще-гре-че-ских празд-неств (игр) в честь бо-гов. Лира - ат-ри-бут Апол-ло-на, с ней так-же ас-со-ции-ру-ют-ся Гер-мес, му-зы, Кас-тор и Пол-лукс, Па-рис, Эрос. В ис-то-рию во-шли зна-ме-ни-тые му-зы-кан-ты: Тер-пандр, Пин-дар, Ти-мо-фей Ми-лет-ский, Стра-то-ник Афин-ский и др.

Во II веке до н. э. Лира бы-ла за-ве-зе-на из Древ-ней Гре-ции в Древ-ний Рим. Из-вест-на в Древ-нем Ира-не [например, шах Вах-рам V Гур (V век н. э.) дер-жал при дво-ре ис-пол-ни-тель-ниц на греческой Лире, ко-то-рая об-оз-на-ча-лась тер-ми-ном «ка-нор», встре-чаю-щим-ся в па-мят-ни-ках т. н. пех-ле-вий-ской литературы], Древ-ней Ар-ме-нии, древ-них го-су-дар-ст-вах Средней Азии.

Лиры по-ны-не рас-про-стра-не-ны в ря-де стран Аф-ри-ки и Ма-лой Азии. Для профессиональной му-зы-ки на-ро-да ам-ха-ра в Су-да-не и Эфио-пии ха-рак-тер-ны Лиры с кор-пу-сом пря-мо-уголь-ным (8-9-струн-ная бе-гэн-на) и ок-руг-лым (6-струн-ный кы-рар, 5-струн-ная дита из пан-ци-ря че-ре-па-хи), 4-6-струн-ные Лиры ар-ха-ического ви-да встре-ча-ют-ся в Ке-нии, Уган-де, Ан-го-ле, Ма-ли и других стра-нах.

К ти-пу Лира при-над-ле-жит так-же груп-па щип-ко-вых и смыч-ко-вых ин-ст-ру-мен-тов Северной и Западной Ев-ро-пы: рот-та, кро-та, йоухик-ко (финская), хий-у-кан-нель (эстонская) и др. Са-мые ран-ние ар-хео-ло-гические на-ход-ки да-ти-ру-ют-ся V-VIII веками (Анг-лия); един-ст-вен-ный эк-зем-п-ляр по-доб-но-го ин-ст-ру-мен-та, от-но-ся-щий-ся к куль-ту-ре Древ-ней Ру-си, - т. н. гус-ли с иг-ро-вым ок-ном (из-вест-ны как «гус-ли Сло-ви-ша»; Ве-ли-кий Нов-город, XI век). В тра-диционной куль-ту-ре стран Скан-ди-на-вии и При-бал-ти-ки та-кие ин-ст-ру-мен-ты встре-ча-лись до начала XX века.

Сло-во «Лира» тра-ди-ци-он-но при-ме-ня-ет-ся и к ин-ст-ру-мен-там других ти-пов. В Ита-лии XV - начала XVII веков су-ще-ст-во-ва-ла ли-ра да брач-чо (пред-ше-ст-вен-ни-ца скрип-ки). В стра-нах Южной Ев-ро-пы по-ны-не бы-ту-ют фольк-лор-ные смыч-ко-вые лют-не-вид-ные ин-ст-ру-мен-ты: греческая ли-ра, сербская и хорватская ли-ри-ца. Под названием ко-лёс-ная ли-ра из-вес-тен струн-ный ме-ха-нический ин-ст-ру-мент.

Сложно представить себе музыку Древней Греции и Рима без лиры, ведь именно в этих культурах она играла наиболее важную роль. Тем не менее, этот инструмент был известен человечеству еще задолго до появления упомянутых выше цивилизаций. Сохранившиеся до наших дней изображения свидетельствуют о тесной связи между лирой и поэзией.

При раскопках шумерского города Ура были найдены богато украшенные лиры, созданные примерно в III тысячелетии до нашей эры. В Ассирии первые лиры были известны под названием сабиту . Принимая во внимание их размеры, историки предполагают, что во время игры эти инструменты ставили на пол, из-за чего они получили название «шумерские стоячие лиры». У этих моделей было от восьми до двенадцати струн, натянутых между левой нижней частью резонатора и перекладиной, к которой они крепились . Чаще всего резонатору шумерских лир придавали форму головы быка, символа плодородия. Обычно на древней лире играли двумя руками.

Со временем на смену ранних моделей пришли более удобные портативные лиры. Ручная лира, или алгар , имела асимметричную форму и с одной стороны, которая была выше второй, возвышалась над головой музыканта.

Около 1800 года до нашей эры лира появилась на острове Крит, а затем отправилась в Грецию, где и приобрела характерную форму подковы. На лире играли в основном женщины: они держали инструмент горизонтально и водили по его струнам деревянным .

Благодаря иллюстрациям древних книг музыковедам удалось установить, что в эпоху Средневековья лира занимала значимое место в музыкальной жизни общества. Большинство из них утверждает, что наиболее распространенной в то время была семиструнная лира .

Около XI века лира, на которой играли с помощью плектра, покинула музыкальную сцену, однако возникшая на ее основе модель со смычком просуществовала еще четыре века. Тем не менее, в позднем Средневековье инструмент постепенно исчез из мира музыки. Место лиры заняла так называемая народная скрипка, получившая большое признание на всем континенте.

Однако лире все же удалось выжить в некоторых регионах, где ее можно встретить и сегодня. Например, частью уэльской культуры считается кротта – модель лиры специфической формы, которую широко использовали вплоть до XIX века.

В Африке лиру в основном используют в качестве сольного инструмента. Пятиструнная эфиопская лира известна под названием «киссар ». В Кении же верят, что лира обладает целебными свойствами, поэтому кенийцы используют этот инструмент в качестве ритуального атрибута.




Top