Грибоедовский вальс кто написал. Кто написал полонез огинского и грибоедовский вальс

Однажды актер – драматург П.А. Каратыгин сказал Грибоедову: «Ах, Александр Сергеевич, сколько бог дал вам талантов: вы поэт, музыкант, были лихой кавадерист и, наконец, отличный лингвист!» Он улыбнулся, взглянул на меня унывшими своими глазами из-под очков и отвечал мне: «Поверь мне, Петруша, у кого много талантов, у того нет ни одного настоящего». Он был скромен…»

Пётр Андреевич Каратыгин

Бестужев Петр Александрович

Декабрист Петр Бестужев отзывался о своем друге: «Ум от природы обильный, обогащенный познаниями, жажда к коим и теперь не оставляет его, душа чувствительная ко всему высокому, благородному, геройскому. Характер живой, неподражаемая манера приятного, заманчивого обращения, без примеси надменности; дар слова в высокой степени; приятный талант в музыке, наконец, познания людей делают его кумиром и украшением лучших обществ».

По традиции, принятой в русских дворянских семьях Александр Сергеевич с детства учился музыке. Он очень хорошо играл на фортепиано и обладал большими познаниями в теории музыки

Сохранилось немало воспоминаний о Грибоедове - пианисте.

«Грибоедов страстно любил музыку и с самых юных лет сделался превосходным фортепьянистом. Механическая часть игры на фортепьяно не представляла для него никакой трудности, и впоследствии он изучал музыку вполне, как глубокий теоретик» (К. Полевой).

«Я любил слушать его великолепную игру на фортепьяно… Сядет он, бывало, к ним и начнет фантазировать… Сколько было тут вкусу, силы, дивной мелодии! Он был отменный пианист и большой знаток музыки: Моцарт, Бетховен, Гайдн и Вебер были его любимые композиторы» (П. Каратыгин).

Грибоедов – пианист часто выступал в кругу друзей и на музыкальных вечерах как солист-импровизатор и аккомпаниатор.

Его партнерами, по совместному музицированию, были певцы-любители, артисты итальянской оперной труппы, композиторы.

Так, например, под его аккомпанемент впервые Верстовский исполнил только что сочиненный им романс «Черная шаль». К великому огорчению, большинство сочиненных Грибоедовым пьес не было им записано на нотную бумагу и для нас безвозвратно потеряно.

Сохранились лишь два вальса. Они не имеют названий, поэтому будем именовать их музыкальными терминами: Вальс ля-бемоль мажор и Вальс ми минор.

Первый из них написан в течение зимы 1823/24 года. Об этом рассказывает Е.П. Соковнина, племянница С.И. Бегичева, лучшего друга Грибоедова:

«В эту зиму Грибоедов продолжал отделывать свою комедию «Горе от ума» и, чтобы вернее схватить все оттенки московского общества, ездил на балы и обеды, до которых никогда не был охотник, а затем уединялся по целым дням в своем кабинете. У меня сохранился сочиненный и написанный самим Грибоедовым вальс, который он передал мне в руки».

Это была первая редакция вальса e-moll. Соковнина переслала его рукопись в редакцию «Исторического вестника» со следующей припиской: «Прилагаю этот вальс в уверенности, что он может и теперь доставить многим удовольствие» . Итак, свидетельство Соковниной устанавливает, что сочинение одного из вальсов относится к периоду окончательной отделки «Горя от ума». Другой вальс, As-dur, был написан, по-видимому, тогда же.

Однако музыкальное творчество Грибоедова не ограничивалось дошедшими до нас вальсами. Дочь П.Н.Ахвердовой, у которой воспитывалась будущая жена Грибоедова, рассказывала исследователю Н.В. Шаламытову, что в первую поездку в Персию (1818 г.) Грибоедов, посещая дом ее матери в Тифлисе, часто «садился за инструмент и играл большей частью вещи своего сочинения. Она же вспоминает, что Грибоедов, во время второй поездки в Персию в качестве полномочного министра (1828 г.), снова останавливался у П.Н. Ахвердовой и здесь часто играл для детей «танцы своего сочинения», мелодии которых, - продолжает она, - я еще ясно помню, очень красивые и несложные».

В издании сочинений Грибоедова под редакцией И.А. Шляпкина (1889 г.) сообщается: «Как мы слышали, существует еще мазурка, написанная А.С. Грибоедовым». К сожалению, источника своих сведений Шляпкин не указал.

В памяти жены Грибоедова, Нины Александровны, пережившей его почти на тридцать лет, сохранялись долгое время другие его сочинения, в том числе наиболее крупное и значительное – фортепьянная соната.

Биограф Н.А. Грибоедовой К.А. Бороздин рассказывает: «Много знала Нина Александровна пьес и его собственной композиции, весьма замечательных оригинальностью мелодии и мастерскою обработкою, она охотно их играла любящим музыку. Из них в особенности была хороша одна соната, исполненная задушевной прелести. Она знала, что эта вещь была моя любимая и, садясь за фортепиано, никогда не отказывала мне в удовольствии ее прослушать. Нельзя не пожалеть, что пьесы эти остались не записанными никем: «Нина Александровна унесла их с собою».

Оба вальса Грибоедова – небольшие фортепьянные пьесы, весьма простые по форме и фактуре; их музыка – лирико-элегического характера, более светлого в вальсе ми минор. Первый из названных вальсов меньше известен, а второй пользуется ныне огромной популярностью. Музыке вальса ми минор присущ какой-то особый нежно-грустный поэтический комфорт; ее исскренность и непосредственность трогают душу.

Написанные для фортепиано, оба вальса существуют в большом количестве переложений для различных инструментов: арфы, флейты, баяна и других.

По сути дела вальс ми минор Грибоедова – первый русский вальс, дошедший до наших дней благодаря своим художественным достоинствам, реально звучащий в нашем музыкальном обиходе. Он популярен, он у многих «на слуху» и пользуется любовью самых широких кругов любителей музыки.

Досадно, что музыкальные произведения Александра Сергеевича бесследно исчезли, оставшись не записанными, - так же, как и его импровизации исчезли, отзвучав в стенах литературных и музыкальных салонов и гостиных и оставив о себе лишь воспоминанье у слушателей.

Музыка для Грибоедова была подлинной частицей его существа.

Грибоедов близок и дорог людям как писатель, верный жизненной правде, как передовой деятель своего времени – патриот, гуманист и свободолюбец, оказавший глубокое и плодотворное воздействие на развитие русской национальной культуры.

«Ум и дела твои бессмертны в памяти русской…»

Вальсы А.С.Грибоедова (1795-1829) as-dur и e-moll.

Вальс Грибоедова ми-минор

Вальсы ля-бемоль мажор и ми минор . С детских лет Сашу с сестрой обучали игре на фортепьяно, и к 13 годам он "сделался превосходным фортепьянистом". "Очень хороший музыкант" – так о нём отозвался скупой на похвалы Михаил Глинка. Всю жизнь музыка была для Грибоедова убежищем, где он находил утешение. Любил играть Моцарта, Бетховена, Гайдна. Часто импровизировал, но не считал это достойным записывать.

Сохранились два вальса Грибоедова: Вальс ля-бемоль мажор (E-moll) и Вальс ми минор (As-dur). Первый был написан зимой 1823/24 гг. в доме Бегичева :

Вальс ля-бемоль мажор – слушать

О нём рассказала Е.П. Соковнина, племянница С.Н. Бегичева : "В эту зиму Грибоедов продолжал отделывать свою комедию "Горе от ума " и, чтобы вернее схватить все оттенки московского общества, ездил на балы и обеды, до которых никогда не был охотник, а затем уединялся по целым дням в своём кабинете. У меня сохранился сочинённый и написанный самим Грибоедовым вальс, который он передал мне в руки". Возможно, второй грибоедовский вальс был написан тогда же.

По мнению, критиков вальсы "изобличают несомненное музыкальное дарование, но ещё не созревшее и не получившее надлежащей обработки и отделки в серьёзной школе". С этим не спорят. Просто почти 200 лет слушатели с удивлением и восторгом открывают для себя "наивные" вальсы Грибоедова. Особенно запоминается грибоедовский вальс ми минор с его грустной, струящейся мелодией:

Романс "Ах, точно ль никогда"

Один из лучших исполнителей романса – Георгий Виноградов.

Романс "Ах, точно ль никогда" – слушать

Опера "Горе от ума"

В 1910 г. М.М. Иванов написал музыку на текст комедии "Горе от ума ". Опера успеха не имела: трудно представить, как можно петь тексты, которые декламировали десятилетия. Единственным привлекательным моментом оперы был грибоедовский вальс E-moll, звучавший на балу у Фамусова.

Лучшие образцы классической музыки, проверенные временем, и сегодня заставляют задуматься, взгрустнуть или, наоборот, улыбнуться и забыть обо всем. К таким шедеврам относится полонез Огинского. Это произведение знакомо каждому из нас еще со школьной скамьи. Тем не менее, довольно часто можно услышать вопрос: «Кто написал полонез Огинского?» В этой статье мы раскроем историю создания этого музыкального шедевра и остановимся на творчестве композитора, сочинившего его.

Кто написал полонез Огинского?

Автором этой бессмертной пьесы является польский музыкант, а впоследствии и политический деятель - Михаил Клеофас Огинский. Он родился в 1728 г. в имении Гузов, расположенном рядом с Варшавой. Его родители принадлежали к аристократическим кругам. Поэтому с раннего детства Михаил занимался музыкой и учился играть на многих инструментах: арфе, скрипке, фортепиано, виолончели. Уже в молодые годы он создает первые сочинения - романсы, песни, полонезы, небольшие оперы. Свое музыкальное мастерство юный Огинский продолжает совершенствовать в Италии у таких мастеров, как П. Байо и Дж. Виотти. В семидесятые годы он ведет активную политическую деятельность, добиваясь независимости родной Польши. С 1789 года Михаил работает польским послом в Голландии и Англии. В 1794 году композитор был избран в Национальный Совет. После восстания Т. Костюшко, в котором он принимал непосредственное участие, композитор иммигрирует в Италию. Там он проживает в Константинополе, а с 1823-го - во Флоренции.

Произведения Михаила Клеофаса

Отвечая на вопрос о том, кто написал полонез Огинского, невозможно не затронуть творчество композитора. Его наследие составляют многочисленные романсы и фортепианные пьесы - мазурки, полонезы, менуэты, марши, вальсы. Практически все сочинения характеризуются наличием в мелодике и ритмике национальных польских черт и элементов, особым лиризмом и изяществом. А в 70-х годах огромной популярностью у слушателей пользуются полонезы. Один из них - фа мажорный, получивший негласное название «Раздел Польши». Он был создан под впечатлением от происходящих в те годы политических событий. Полонезы Огинского оказали огромное влияние на последующие поколения В 19-м веке они постоянно звучат на балах и званых ужинах в Петербурге и Москве

Полонез Огинского «Прощание с Родиной»

Это произведение, созданное в 1794 г., по праву считается лучшим творением Михаила Клеофаса. Историки полагают, что композитор написал полонез, скоропостижно покидая в связи с подавлением русскими войсками восстания Тадеуша Костюшко. Полонез Огинского (орган и скрипка) максимально точно передает настроение композитора, его тоску по Родине. Он символизирует расставание со страной, причем во всех смыслах - как отъезд за кордон и как прощание с захваченной победителями Речью Посполитой. Сегодня в Польше этот полонез считается музыкальным символом. Были даже высказаны предложения сделать его гимном страны. Вот такая непростая история у этого музыкального шедевра. Теперь, уважаемые читатели, вопрос «Кто написал полонез Огинского?» не поставит вас в тупик?

К 220 летию со дня рождения Александра Сергеевича Грибоедова.

Писатель, композитор, дипломат - Александр Сергеевич Грибоедов прожил короткую и яркую жизнь. Он оставил после себя бессмертную комедию "Горе от ума", знаменитый "грибоедовский" вальс, внёс серьёзный вклад в развитие русской дипломатии. Грибоедов трагически погиб в Персии в возрасте 34-х лет.

Он вошел в историю, прежде всего, конечно, как автор бессмертной комедии «Горе от ума». Уникальность же его в том, что он сочетал в себе талант литератора с талантом музыканта. Исключительность его положения еще и в том, что, будучи автором всего двух дошедших до нас музыкальных произведений, альс ми минор и Вальс ля бемоль мажор) стал благодаря им очень популярным композитором.

Есть нечто общее между этими двумя фортепианными миниатюрами и сентенциями в его комедии: как реплики его знаменитых персонажей разлетелись по миру, став «крылатыми» выражениями, так и эти два вальса, своего рода «листки из альбома», превратились в популярнейшие произведения, широко бытующие в кругах любителей музыки, порой даже вне связи с самим А. Грибоедовым. К сожалению, никакие другие произведения Грибоедова не были им записаны; во всяком случае, ничего другого до нас не дошло. Между тем о музыкальных способностях и о музицировании А. Грибоедова его современникам было хорошо известно. В 20-е годы XIX столетия в его доме в Москве на Новинском бульваре постоянно устраивались музыкальные собрания. Помимо хозяина здесь музицировал Алябьев. С В. Ф. Одоевским Грибоедов обсуждал музыкально-теоретические вопросы, в частности, только что вышедший в то время на русском языке фундаментальный учебник теории музыки Гесса де Кальве. О том, как появился вальс ми минор, поведала Е. П. Соковнина, племянница С. И. Бегичева, лучшего друга Грибоедова: «В эту зиму Грибоедов продолжал отделывать свою комедию “Горе от ума” и, чтобы вернее схватить все оттенки московского общества, ездил на балы и обеды, до которых никогда не был охотник, а затем уединялся по целым дням в своем кабинете. Тогда по вечерам раздавались его чудесные импровизации на рояле, и я, имея свободный доступ в его кабинет, заслушивалась их до поздней ночи. У меня сохранился сочиненный и написанный самим Грибоедовым вальс, который он передал мне в руки. Прилагаю этот вальс в уверенности, что он может и теперь доставить многим удовольствие».

И так, свидетельство Соковниной устанавливает, что сочинение одного из вальсов относится к периоду окончательной отделки «Горя от ума». Первая редакция Вальса, была опубликована в петербургском «Историческом вестнике» и впоследствии перепечатана во II томе первого полного собрания сочинений А. Грибоедова, которое вышло в Петрограде (1911—1917). Этот том целиком посвящен материалам, относящимся к «Горе от ума». Примечательно, что вторая редакция этого Вальса обнаруживает большее композиторское мастерство.

По форме своей оба вальса незатейливы, представляют собой простейшие виды двухчастной формы. Фортепианная фактура их тоже предельно проста, нет никаких попыток широкого письма с мало-мальски эффектным пианистическим изложением - отсутствуют яркие кульминации, броские пассажи. Одним словом, все чрезвычайно камерно и интимно. Они написаны в том самом ключе, в каком музицирование упоминается в приведенных цитатах из литературных произведений А. Грибоедова. Оба грибоедовских вальса обнаруживают несомненное музыкальное дарование автора, но еще не созревшее и не получившее надлежащей обработки и отделки. Словом, это музыка любительская. И, тем не менее - один из парадоксов искусства! - именно грибоедовские вальсы приобрели необычайную популярность. Современники восхищались его вдохновенными импровизациями. Карьере пианиста помешало то, что во время одной из дуэлей соперник прострелил Грибоедову мизинец левой руки (именно по изуродованному пальцу Грибоедов был опознан среди погибших при нападении религиозных фанатиков на русскую миссию в Тегеране в 1829-м).



Написанные Грибоедовым немногочисленные музыкальные произведения обладали великолепной гармонией, стройностью и лаконичностью.Некоторые произведения, в том числе фортепианная соната — самое серьезное музыкальное произведение Грибоедова, до нас не дошли. По воспоминаниям современников, Грибоедов был замечательным пианистом, его игра отличалась подлинным артистизмом.

Текст из разных источников..

У Исаака Ньютона была кошка. Учёный сделал проём в двери, чтобы та могла свободно выбегать на улицу. Через пару месяцев, у кошки появились котята. Выжило несколько, себе Ньютон оставил одного. Учёный подумал, что и второму животному нужно выбегать на улицу. Исаак взял пилу и сделал в двери второе отверстие рядом с первым. Ему и в голову не пришло, что оба животных могут выбегать из одного выхода.

"Свой талант у всех", Александр Сергеевич Грибоедов, "Горе от ума".

Итак, что мы имеем, сугубо как структуру. Человек, который не ответил на очевидные вещи и получил всеобщее порицание - факт. Успешная модель, получившая признание в виде победы на конкурсе - факт. Супруга одного из лучших российских футболистов поколения - факт.

Свой талант есть у всех

Когда я готовил материал об американских спортсменах, которые впустую тратят деньги, помимо их полнейшей безалаберности и глупости, была другая вещь - об этой безалаберности СМИ не говорили в негативных тонах. Они ни разу не написали - "Курт Шиллинг - тупой придурок, слил всё в игровых автоматах!". Не только потому, что Шиллинг уважаемая в медиа-пространстве персона. Так же они относились и к менее известным спортсменам, которые еще более неадекватно тратили деньги. Почему? У них не было цели показать - "какие игроки тупые" (даже у FOX). Была цель разобраться. Нет смысла в крике "дурак", если после этого крика ничего не следует.

Когда вы смотрите "Умники и умницы" или другое интеллектуальное шоу, вы ведь не предъявляете претензий конкурсанткам, что у них не третий размер груди. "Эээй, где твои ножки, на зеленой дорожке!" Нет. Красота не ее дело. Её дело «полонезы». Передача не называется "Горячие красотки отвечают на вопросы". Она про умников.

В словосочетании "конкурс красоты", главное слово - "красота", всё остальное - "общеобразованный", "социально-активный", "духовноразвитый" тоже самое, что в моем трудовом договоре "Не лазь ВКонтакт!" - для галочки. Вы знаете, как это делается. В характеристиках на предприятии нужно что-то писать. Это слова-формации, они будут преследовать многих из вас, даже если вы в жизни не слышали про Огинского и никак не повлияют на то, что "комсомолка", "умница" и "красавица" уже давно три разных человека.

В словосочетании "конкурс красоты", главное слово - "красота"

СССР гордились, что тираж Фолкнера достигает в стране самых больших размеров. То, что "Сарторис" мало кто понимает даже на родине писателя, никого не заботило, нужно ведь показать высокий общеобразовательный уровень. Вчера заходил в букинистическую лавку. Знаете каких зарубежных авторов сдают чаще всего? Лондон, Фолкнер, ОГенри - тех, у кого были гигантские тиражи.

Те из вас, кто читал "Войну и мир" затруднятся сказать, о чём этот роман. После короткого мозгового штурма признают - читал, мол, потому что надо. Вот это "надо" - один из факторов ополчения против Жирковой.

Нет ничего зазорного в том, чтобы не знать очевидных вещей. Что в этом такого? Я говорю - я не знаю, вокруг чего вращается Земля. Что произошло? Она перестала вращаться? Солнце перестало светить?

Во время последнего локаута в НБА журналисты признавали - игроки просто не знают о чем говорить с переговорщиками, они двух слов связать не могут (рэп-культура и прочее). СМИ хоть раз написали - "Рэджон Рондо - тупица" или "Кобе через каждое слово повторяет - ээээ"? Нет. Зачем? У них совершенный баскетбольный интеллект. Это их выбор говорить "ээээ".

И плюрализм проявляется в таких мелочах - любое социальное движение, любая религия, любое мнение имеет право на жизнь, если не наносит вред окружающим. Какой вред вам нанесло интервью Инны Жирковой (вы ведь ухахатывались) ? Какой вред получила сама Жиркова?

Нет ничего зазорного в том, чтобы не знать очевидных вещей

Когда Бэкс женился на Виктории, чего только не было в прессе: "Пусть она от него отвалит", "Она испортит нашего лучшего игрока", "Уберите подальше эту селебрити", "Ферги разберись"... но мне было плевать. Если эта девушка делает счастливой игрока моей любимой команды, а он в итоге приносит пользу общему делу - плевать, пусть она будет хоть из Ливерпуля.

И потом – в сюжете с Жирковой журналист постоянно перебивал собеседницу, вооружившись формулировками, выдернутыми из регламента конкурса красоты. Он старался "срезать" собеседницу, как в рассказе Шукшина . И срезал. И это тоже не «плохо-хорошо». Это жанр. Телекиллинг.

Какой вред вам нанесло интервью? Какой вред получила Жиркова?

Юрий Жирков успешный футболист, заботящийся о своей семье. Спроси сейчас у многих девушек - хочет ли она, чтобы ее супруг зарабатывал миллионы, семья имела шанс жить в Лондоне, объездить весь мир и получать доступ ко многим жизненным благам лишь за то, чтобы в эфире сказать, что не знаешь, кто такая Агния Барто, думаете, кто-нибудь бы отказался?

Я никого не оправдываю, просто констатирую - нет ничего зазорного в том, чтобы чего-то не знать, даже самого очевидного. Вообще-то, это и есть ключ к знанию. Ведь после этого интервью, многие из вас «забили» в Google – «полонез» (причём через "с"), «Огинский» (через "А"), «вальс» и «Грибоедов». Я так точно. И не стыжусь.




Top