Григорьев борис николаевич. Литература о жизни и творчестве

ГРИГОРЬЕВ Борис Дмитриевич (1886, Москва - 1939, Хань, Франция)

Борис Григорьев работал в нескольких направлениях. Во Франции он считался модным портретистом и пользовался успехом в художественных кругах. Актеры МХАТа во время парижских гастролей сразу после спектаклей, за сценой, позировали ему в костюмах и гриме. Максим Горький пригласил художника в Италию писать собственный портрет и был приятно удивлен, узнав, что фоном для изображения станут маски героев его произведений. Однако в разговорах с художником Горький старался избегать темы возвращения на Родину - Григорьев просил писателя оказать ему в этом содействие, но Горький вежливо отмалчивался. Так или иначе, это спасло Григорьева от сталинских лагерей (жизни многих «возвращенцев» заканчивались именно там).

Картина «Крестьяне, играющие на дудках» из цикла Visages du Monde («Лики мира» 1920-1931) — выдающаяся работа Григорьева. Это глубокий психологический этюд с изображением обычных крестьян, вырванных с насиженных мест и сбитых с толку миром индустриализации, но все же яростно борющихся за выживание. На картине «Крестьяне, играющие на дудках», одной из самых больших живописных работ Григорьева, художник изобразил двух крестьянских музыкантов, исполняющих народные песни на улицах приморской деревни. Внушительные фигуры, помещенные на переднем плане, воспринимаются как монументальные на фоне «лоскутного» широко раскинувшегося пейзажа, как бы отражающего характер и ритм исполняемой музыки. Григорьев был чрезвычайно увлечен музыкальным фольклором, который считался неотъемлемым признаком крестьянской культуры, но при этом довольно редко находил отражение в произведениях изобразительного искусства.

"Автопортрет" 1916


"Крестьяне, играющие на дудках" 1920-1931


"Портрет В.Э.Мейерхольда" 1916

На одном из самых своих грандиозных, фантастических парадных портретов, «двойном» портрете Мейерхольда, Григорьев с фотографической точностью зафиксировал две репетиции режиссера в его питерской студии на Бородинской улице.

Борис Григорьев был одним из учредителей этой студии и присутствовал почти на всех репетициях. Мейерхольд обучал студийцев прежде всего правильно, выразительно двигаться. На заднем плане картины Мейерхольд в алом плаще лучника натягивает тетиву - мол, вот так надо на сцене убивать. А на переднем плане Мейерхольд в черно-белом костюме денди обучает тому, как надо на сцене умирать. У его артистки Каролины Павловой, занятой в пьесе Шницлера «Шарф Коломбины», не получалось сыграть смерть. В конце концов Мейерхольд взбежал на сцену сам и показал, как это делается. Отсюда - косящий вбок глаз Мейерхольда на портрете: дескать, понимаете, как это надо изобразить? Следите за мной?


"Чабан" 1920

Большую часть своей жизни Б. Д. Григорьев был знаменит, десятки его абот охотно покупали коллекционеры и музеи России, Франции, Америки, Чили, Чехии и других стран. Он имел за рубежом славу "артиста линии", "великого русского художника", благодаря своему колоссальному трудолюбию и работоспособности. В 1926 г. в эмиграции Григорьев писал о себе: "Сейчас я первый мастер на свете. <...> Я не извиняюсь за эти фразы. Надо знать самому, кто ты, иначе не будешь знать, что и делать. Да и жизнь моя святая от труда сверх и чувства сверх, и 40 лет моих это доказывают. Я не боюсь любого конкурса, любого заказа, любой темы, любой величины и любой скорости" (из письма поэту В. В. Каменскому).

Он учился в СХПУ в Москве (1900-07) и в Высшем художественном училище при АХ в Петербурге (1907-13). Его учителями были А. Е. Архипов, Д. А. Щербиновский, А. А. Киселев и Д. Н. Кардовский. Именно Щербиновский и Кардовский поразили воображение молодого человека виртуозным владением линией и, по сути, воспитали в нем отношение к рисунку и линии как основе любого произведения, как самоценному жанру.

Во всем остальном стремления молодого Григорьева расходились с академической школой. Уже в 1909 г. он входил в возглавляемую Н. И. Кульбиным Студию импрессионистов - объединение молодых художников, творчески близких к футуристам.

Известность в России пришла к Григорьеву после участия (начиная с 1913 г.) в выставках объединения "Мир искусства", на которых экспонировались его рисунки, сделанные во время кратковременных поездок в Париж в 1911 и 1913 гг. Творческий и праздничный дух этого города вдохновил его на создание нескольких тысяч рисунков, на ежедневный исступленный труд, когда время отмечается только стирающимися карандашами, а каждый шаг приносит новый сюжет. Консьержки, клоунессы, гарсоны, обыватели - вереница типажей непарадного Парижа создает в этих листах законченный в своем роде образ города, увиденного под определенным углом зрения. "Intimite" ("интимность", франц.) - так назвал художник большую серию парижских рисунков. Созданные как бы на одном дыхании, они научили руку художника беспрекословно подчиняться его чувственному ощущению, получаемому от натуры.

Мастерство, с которым были выполнены эти рисунки, никого не оставило равнодушным. Искусствоведы в те годы откликнулись статьями на появление нового таланта. Так, Н. Н. Пунин назвал графику Григорьева "парадоксами в пространстве и на плоскостях, нежными, ироническими и блестящими", но уже тогда он отметил слабые стороны личности художника: "...до идеи, до мысли, до настоящего чувства никогда не поднимается".

В 1917-18 гг. Григорьев создает цикл "Расея", где сама тема русской деревни в послереволюционной России обнаружила в Григорьеве художника мыслящего, однако мыслящего "глубоко и разрушительно" (А. А. Блок). Все рисунки и картины маслом этого цикла выполнены в окрестностях Петрограда и Олонецкой губернии. Как и в парижской серии, образы людей - крестьян, детей, стариков - создаются виртуозными линиями, которые придают композициям красоту и притягательность, но они же, будучи предельно правдивыми в гротескной беспощадности, сообщают формам почти циничную деконструктивность. Художник любил разнообразные формы и явления жизни, которые препарировал красивой графической линией, заставляя натуру насыщать своей силой "шедеврики" (выражение Григорьева) художника. Крестьяне на картинах "Деревня", "Земля народная", "Олонецкий дед", "Старуха с коровой", "Девочка с бидоном" в упор глядят на зрителя из давящего пространства композиций. В их глазах немой вопрос, упрек и даже угроза. Это галерея типов русской деревни, как ее понимала большая часть столичной артистической интеллигенции, к которой принадлежал художник и для которой новый цикл явился откровением. театр, - и монументальный, и гротескный, и реальный, и условный.


"Девочка с бидоном" 1917


"Лики Расеи" ок. 1923


"Деревня" Из цикла "Расея" 1918


«Два лица в окне»


«Степная мадонна» 1919-1920


"Подсолнухи"


"Крестьянская семья" 1923


"Старуха-молочница" 1917


«Лики Расеи» написана в 1921 году


«Работники в поле» 1920


"Олонецкий дед" 1918


"Мужик с быком"

Внутренняя сила М. Горького восхищала Григорьева. Он создавал его портрет, работая с упоением, до изнеможения. В почти квадратном устойчивом пространстве холста писатель изображен в окружении героев его произведений. Горький считал эту работу лучшим своим портретом.


В 1919 г. Григорьев уехал из России. Его путь лежал через Финляндию в Германию, Францию, Америку. В 1927 г. он был приглашен в Чили на должность профессора Академии художеств; правда, из-за правительственного переворота приглашение было отменено, но в 1936 г. последовало вновь. В 1927 г. художник построил дом во Франции, недалеко от Ниццы, где в 1930 г., вернувшись из длительной поездки по Латинской Америке. Логическим продолжением цикла "Расея" стала галерея портретов русской интеллигенции. Художник писал их на родине и в эмиграции. Ему охотно позировали многие видные деятели русской культуры, ученые, политики: В. Э. Мейерхольд (1916), М. В. Добужинский (1917), Ф. И. Шаляпин (1918, 1921-22), Л. Шестов (1921), Е. К. Брешко-Брешковская (1921), М. Горький (1926), С. А. Есенин (1921), А. Ф. Керенский (1924), С. В. Рахманинов (1930), актеры МХАТа (1923) и др. В этой галерее наиболее известны портреты - В. Э. Мейерхольда, Ф.И. Шаляпина, М. Горького и два портрета С.В.Рахманинова. Мейерхольд, театральный режиссер-новатор, чья эксцентричная система создания образа строилась на гротеске, выразительности жеста, силуэта, антуража, он был в этом близок художнику; даже само позирование для портрета Мейерхольд превратил в творческий процесс. Причудливо изломанный силуэт фигуры режиссера, очень точно передающий его пластику, - результат поисков в рисунках, которых Григорьев всегда делал великое множество для каждого портрета.

Созданное Григорьевым за двадцать лет эмиграции исследователями пока не изучено, а оно во много раз превышает число работ, исполненных им на родине. Незадолго до смерти художник закончил последний автопортрет, как бы поставив точку в замечательной серии портретов российской интеллигенции, чьи судьбы после Октября 1917 г. сложились столь по-разному.


"Мужчина с трубкой"


"Женский портрет"


"Портрет Ф.И. Шаляпина" 1923


"Зоопарк" 1917


"Мать и дитя" 1918



Цикл " Intimite "


Цикл " Intimite "


«Сцена в публичном доме»


"В экипаже"


"Маска" 1916


"Лежащая женщина" 1916


"Дачница" 1918


«Дама в цилиндре»


"Парижское кафе"


«Дети» 1922


«Бретонка» 1920-е


"Дети"


"Вид из окна художника"


"Газели" 1913


"Две женские фигуры" 1917


"Двойной портрет 1916 г. Хлебников в будущем " ГТГ


Фото утерянного портрета Сергея Есенина 1921 (написан в Париже)




"Дама в черном" 1917


"Морской пейзаж"


"Пейзаж в Бретоне"


"Парусная лодка в кубическом пейзаже"


«Portrait of Juanita Edwards de Gandarillas»


«Израилевич Яков Львович» 1916


"Княжна Саломея Николаевна Андроникова"



«Материнство (портрет Н.Пешковой)»


«Женский портрет. В белой шляпе»


"Женщина в зеленом платье" 1933


"Женщина из Бург де Батц" 1925


"Девочка с игрушками"


"Женский портрет" 1921


«Женщина с котом»


«Натюрморт с апельсинами»


"Женщина с яблоком"


"Мать и дитя" 1918


"«Женщина в зелёном платье» 1922


«Мужской портрет»


«Женский портрет» 1922


«Букет цветов»


«Портрет джентльмена»


«Фриволите в масках» 1917


«Частый гость» 1915


«Портрет Исидора Поливника»


"Старая бретонка" 1925


«Замечательный суп»


"Старый Тромбола" 1924


"Калифорнийская девушка" Середина 1920-х


"Сидящая обнаженная"


"Сон циркача" 1917


«В цирке» 1918


"Женщна в цилиндре" 1919


"ЛИКИ МИРА" (1920-31)


"Мать" (Е. Г. Григорьева, жена художника, с сыном Кириллом) 1915


"Люси" 1925


"Модель" 1926


"Инвалид" 1917


"«Моряки в кафе»


«Приготовление блинов. диптих»


«В парижском кафе» 1919


"Дом в деревьях"


"Монах" 1922


"Портрет А.Е.Грилихес" 1917


"Немецкий Мясник"


"Портрет Ф.И.Шаляпина" 1918


"И.М.Москвин в роли царя Федора Иоанновича" 1923


"Портрет Петра Бакшеева в роли Васьки Пепла"


"Портрет еврейской девушки" 1918


"Портрет рыбака с крабом"


"Портрет женщины" 1922


"Портрет М.В.Добужинского" 1917


"Портрет М.Я.Ясной" 1917


"Портрет сына художника Кирилла"


"Автопортрет"


"Автопортрет" 1938


"Портрет фотографа М. А. Шерлинга" 1916


"Лики России" Париж, 1923


"Портрет, С.И. Молло" 1917


"Портрет Б.М.Кустодиева" 1917


"Портрет Александра Александровича Коровина" 1916


"Портрет Н.К.Рериха" 1917


"Портрет С.В.Рахманинова" 1931


"Портрет С.В.Рахманинова" 1930

Борис Николаевич Григорьев (1942 г.р.) Родился 8 февраля 1942 г. в с. Порой Трубетчинского р-на Рязанской обл. Детские и юношеские голы провёл в с. Курапово Лебедянского района (1946-1959). По окончании Троекуровской средней школы поступил в 1-й МГПИИЯ им. М. Тореза, а по окончании института в 1965 г. - в разведку КГБ. Работал в странах Скандинавии. Полковник в отставке - вышел на пенсию в 1996 г. и стал писать книги.

За 1996-2012 гг. написал более 20 художественных документальных книг, в том числе «Иуда из Ясенева», «Шпион жизни», «Шпион смерти», «Найти и завербовать», «Скандинавия с чёрного хода», «Карл XII», «Королева Кристина», «Повседневная жизнь советского разведчика», «Повседневная жизнь царских жандармов», «Повседневная жизнь царских дипломатов», «На берегу Красивой Мечи», «Швеция под ударом», а также 7 книг в Швеции и Болгарии.

В июле 2013 вышла очередная книга Б.Н. Григорьева "Константин Игумнов. Великий сын Лебедяни".

Живёт в Москве и с. Курапово Лебедянского р-на Липецкой области.

Прозаик Б. Н. Григорьев родился 8 февраля 1942 года в с. Порой Трубетчинского района Рязанской области (ныне Добровский район). Его отец был офицером, мать - сельской учительницей. С 1946 года он жил в с. Курапово Лебедянского района. В 1959 году окончил Троекуровскую среднюю школу с золотой медалью и поступил на переводческий факультет Первого Московского государственного педагогического института иностранных языков им. М. Тореза.

После окончания института в 1965 году, Б. Н. Григорьев учился в спецшколе КГБ № 101, а затем более 30 лет работал в Первом главном управлении КГБ СССР, позже преобразованном в Службу внешней разведки. Прекрасно владея английским, немецким и скандинавскими языками, он служил в Управлении «С», обеспечивающем работу за рубежом наших нелегалов. В разное время работал в наших резидентурах в Дании и на Шпицбергене, преподавал шведский язык в Краснознаменном институте КГБ им. Ю. В. Андропова (ныне Академия внешней разведки Службы внешней разведки РФ). Награжден двенадцатью правительственными наградами. Полковник в отставке. Живёт в Москве и с. Курапово Лебедянского района Липецкой области.

В 1996 году вышла первая книга Б. Н. Григорьева «Иуда из Ясенева», остросюжетный шпионский роман о его коллеге, известном двойном агенте Олеге Гордиевском, бежавшем в середине 1980-х на Запад. Этот документальный роман он подписал псевдонимом Борис Кондаков, так как тогда ещё был действующим сотрудником СВР. Впоследствии он написал более 20 художественных и документальных книг, которые издавались в России, Швеции и Болгарии.

Должность разведчика вдохновила его на книгу «Повседневная жизнь советского разведчика, или Скандинавия с черного хода», где он описал то, что ему самому пришлось увидеть и пережить. Среди его книг на историческую тему - биографии великих людей и документальная литература о жизни различных слоев общества в царской России: «Карл XII», «Королева Кристина», «Повседневная жизнь царских жандармов», «Повседневная жизнь царских дипломатов» и т.д.

В 2009 году он опубликовал книгу «На берегах Красивой Мечи», где повествует о своем детстве и юности, проведенных в с. Курапово. Рассказывая о своих родственниках и односельчанах, писатель воссоздал их быт, нравы, культуру, язык. В 2013 году вышла его очередная книга «Константин Игумнов. Великий сын Лебедяни».

В 2017 году Борис Николаевич был удостоен премии журнала "Петровский мост" за повесть "Шпион любви".

Произведения автора

  • Иуда из Ясенева: роман. - М. : Гея, 1996, - 430 с. - (Рассекреченные жизни).
  • Шпион жизни: роман. - СПб. : Лениздат, 1999. - 288 с.
  • Перебежчик: роман. - М. : АСТ: Гелеос, 2000. - 462 с. - (Бестселлер года).
  • Шпион смерти: роман. - М. : Гелеос, 2001. - 320 с. - (Мастера остросюжетной прозы).
  • Скандинавия с черного хода: записки разведчика: от серьезного до курьезного. - М. : Центрполиграф; СПб. : МиМ-Дельта, 2002. - 428 с.
  • Найти и завербовать. - М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2003. - 380 с. - (Серия «Досье») (Спецслужбы: открытые материалы).
  • Повседневная жизнь советского разведчика, или Скандинавия с черного хода. - М. : Мол. гвардия, 2004. - 468 с. : ил. - (Живая история. Повседневная жизнь человечества).
  • Карл XII, или Пять пуль для короля. - М. : Молодая гвардия, 2006. - 547 с. : ил. - (Жизнь замечательных людей).
  • Повседневная жизнь российских жандармов / Борис Григорьев, Борис Колоколов. - М. : Молодая гвардия, 2007. - 851 с. : ил. - (Живая история. Повседневная жизнь человечества).
  • На берегу Красивой Мечи. - Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 2009. - 333с. : ил.
  • Повседневная жизнь царских дипломатов в XIX веке. - М. : Молодая гвардия, 2010. - 521 с. : ил. - (Живая история. Повседневная жизнь человечества).
  • Королева Кристина. - Москва: Молодая гвардия, 2012. - 459 с. : ил. - (Жизнь замечательных людей: Малая серия: сер. биогр.; вып. 29).
  • Швеция под ударом: из истории современной скандинавской мифологии. - СПб. : Морское наследие, 2012. - 149 с. : ил.
  • Бернадот. - Москва: Вече, 2013. - 478 с. : ил. - (Великие исторические персоны) (Война и армия).
  • Константин Игумнов: великийсын Лебедяни / Б. Н. Григорьев. - Лебедянь, . - 119 с. : ил.
  • Бестужев-Рюмин: великий канцлер России. - М. : Вече, 2014. - 348 с. : ил. - (Человек-загадка).
  • Скандинавия глазами разведчика: путешествие длиною в тридцать лет. - М. : Вече, 2014. - 445 с. : ил. - (Гриф секретности снят).
  • Шпион любви: повесть // Петровский мост. - 2017. - № 2 (апр.-июнь) - С. 81-140.

Литература о жизни и творчестве

  • «Если в разведке стреляют, это уже кино…»: [беседа с Б. Н. Григорьевым] / записала М. Переверзева // Липецкая газета. - 2004. - 30 июня. ; То же: Добрый вечер. - 2004. - 30 июня (№ 27). - С. 28-29.
  • Акимов В. Адресовано землякам: [о двух новых книгах, связанных с историей Лебедян. края, в т.ч «На берегах Красивой Мечи»] //Липецкая газета. - 2009. - 17 окт. - С. 3.
  • Ракитин С. Разведчик: полковник службы внешней разведки Борис Григорьев рассказал Газете МГ о самом известном советском предателе // Газета МГ. - 2009. - 2 сент. (№35). - С. 24.
  • Тамбовская А. Возвращение резидента: недавно в Лебедян. краевед. музее прошла презентация кн. Б. Григорьева «На берегу Красивой Мечи» // Липецкая газета: итоги недели. - 2009. - 12-19 окт. (№ 42). - С. 47: ил.
  • Разведчик написал о музыке: [о кн. «Константин Игумнов: великий сын Лебедяни»] // Липецкие известия. - 2013. - 24 июля (№ 30). - С. 18.
  • Судьба писателя-разведчика: Лебедянь. В культурно-образовательном и досуговом центре «Дом Игумновых» состоялась творческая встреча со знатным земляком, известным писателем Борисом Григорьевым / подгот. И. Соловьева, В. Михайлов, Р. Ромашин // Липецкая газета. - 2014. - 27 июня. - С. 2.

Интернет-ресурсы

  • Борис Николаевич Григорьев // Энциклопедия «НАШ любимый город Лебедянь»: сайт. - Режим доступа: http://лебедянь.рф/index.php/%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%B5%D0%B2_%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
  • Пополнение фондов музея // Администрация города Лебедянь. - Режим доступа: http://lebedyan.lipetsk.ru/index.php?id=110&option=com_content&task=view
  • Встреча с писателем Б. Н. Григорьевым // Лебедянь.com: сайт. - Режим доступа:http://www.lebedyan.com/?id=2444
  • Борис Григорьев: «Меня воспитала разведка»: [беседа с Б. Н. Григорьевым] / записал А. Бондаренко // Служба внешней разведки Российской Федерации: сайт. - Режим доступа: http://svr.gov.ru/smi/2001/kzv20010614.htm
  • Разведка: герои и предатели: [беседа с Б. Н. Григорьевым] / записал А. Бондаренко// Служба внешней разведки Российской Федерации: сайт. - Режим доступа:http://spy.hww.ru/svr/smi/2000/zv20000125.htm



Top