Группа коперник. Николай Коперник (рок-группа)

Группа "Николай Коперник" родилась в 1981 году и стала настоящим символом неоромантизма в отечественной музыке.

Юрий Орлов - вокал, гитара, синтезаторы, волшебство

Павел Хотин - синтезаторы, электропиано, рояль

Евгений Мельников - бас

Влад Rush - ударные, перкуссия

Алексей Алексеев - гитара

Петр Миков - гитара

В 1986-ом вышел первый магнитоальбом "Родина", благодаря которому у коллектива появились тысячи фанатов по всей стране. И сейчас этот альбом можно найти в коллекциях истинных меломанов. В 80-х "Николай Коперник" входил в число самых необычных проектов на московской сцене, наряду с "Центром" и "Звуками Му". Группа исполняла оригинальную музыку, полную загадок. Космическое звучание коллектива сводило с ума творческую интеллигенцию: литераторов, художников, театральных деятелей и кинорежиссеров.

"Николай Коперник" произвел серьезное впечатление на многих зарубежных звезд. Музыканты тесно общались с Питером Гэбриэлом, проводили совместные zрепетиции c Pink Floyd, Фрэнком Заппой и Крисси Хайнд. Группа выступала на крупном рок-фестивале "Lituanika" в Вильнюсе, на одной сцене с исландской группой Sugarcubes, вокалисткой которой тогда была Бьорк.

В 1993 году группа ушла в творческий отпуск, большинство музыкантов разъехались по разным странам. Юрий Орлов остался в России. Он посвятил себя клубному движению, параллельно занимаясь созданием саундтреков к кинофильмам "Мама, не горюй - 2" Максима Пежемского, "Мужской спорт" Александра Марягина, "Дети чугунных богов" Томаша Тотта и др., а также к спектаклю "Чапаев и Пустота" (реж. Павел Урсул). Кроме того, он участвует в группах "Ф.И.О." (easy listening, hardcore) и "Холодная рука Москвы" (deep-house, lounge, electro). Также Орлов занимался студийной работой: помогал Deadушкам ремикшировать песни Бориса Гребенщикова и продюсировал легендарный хит Тату "Нас не догонят".

Два года назад Юрий Орлов решил обновить состав группы "Николай Коперник" и начать работу над новым альбомом. Из прежней команды в коллектив вернулись Алексей Алексеев (ритм-гитара) и Павел Хотин (клавишные). Также в группу пришли Евгений Мельников (бас-гитара), Петр Миков (гитара), Влад Ицкович (барабаны). Проведя больше года в студии, осенью 2010 года музыканты выпускают альбом "Огненный лед". "Это музыка запредельной красоты!" - убеждает Юрий Орлов.

Фронтмен «Николая Коперника» Юрий Орлов попросил меня напомнить читателям LookAtMe о себе и своей группе.

«Николай Коперник» - московская группа, иногда относимая к русскому року. Исполняет своебразную музыку, в которой прослеживается влияние фанка, арт-рока, психоделики, электроники, новой волны. Лидер группы- певец, гитарист и композитор Юрий Орлов. Группа была образована в 1981 году и за 12 лет своего сущестоввания выпустила несколько магнитоальбомов. Вершиной творчества стал первый из них- «Родина» (1986), который был включён в книгу Кушнира «100 магнитоальбомов советского рока». Песни, вошедшие в этот альбом, написаны на стихи из сборника к 60-летию образования СССР, а сам альбом является одной из вершин постмодернистского искусства Советского Союза того времени. В 1993 году группа прекратила своё существование.

Юрий Орлов выглядит как злодей из дешевого фантастического фильма: маниакальный взгляд глубоко посаженных глаз, обесцвеченная рудиментарная бородка и длиннопалые руки безумного вивисектора.

Писатель Виктор Пелевин в начале 90-х годов, когда его ещё можно было встретить на московских арт-тусовках, любил напевать загадочную фразу: «Моя голова парит в пространстве». И только продвинутые меломаны понимали, что это - цитата из песни столичной рок-группы «Николай Коперник», экстравагантное творчество которой не давало покоя многим крупным литераторам.

В середине 80-х «Николай Коперник» входил в тройку ведущих альтернативных команд Москвы, наряду с «Центром» и «Звуками Му». Музыка «Николая Коперника» считалась наиболее оригинальной и изощренной: изысканный new wave в духе легендарной группы Japan смешивался с экспериментами в области «серийной» музыки а-ля Стив Райх. Вошел в историю сет «Николая Коперника» на рок-фестивале в ДК МИИТ летом 1986 года, когда музыка группы была встречена такими овациями, каких не удостоились выступавшие там же «Кино», «Аквариум» и «Алиса».

В 1988 году «Николай Коперник» вступает в Музыкальный центр Стаса Намина, где Орлов становится руководителем экспериментальной студии и у группы происходит много интересных пересечений с заезжими звездами западного рока. Например, лидер Pink Floyd Дэвид Гилмор (David Gilmour). Кроме того, Орлов сотоварищи тесно общаются с Питером Гэбриэлом (Peter Gabriel) и проводят совместные репетиции c теми же Pink Floyd, Фрэнком Заппой (Frank Zappa) и Крисси Хайнд (The Pretenders), на которых творчество группы производит сильное впечатление.В 1989 году Николай Коперник выступает на крупном рок-фестивале «Lituanika» в Вильнюсе - на одной сцене с исландской группой Sugarcubes, вокалисткой которой тогда была Бьорк (Bjork).

В середине 90-х группа временно прекратила существование, и ее лидер Юрий Орлов посвятил себя клубному движению, параллельно занимаясь созданием саундтреков к кинофильмам «Мама, не горюй – 2» Максима Пежемского, «Мужской спорт» Александра Марягина, «Дети чугунных богов» Томаша Тотта и др., а также к спектаклю «Чапаев и Пустота» (реж. Павел Урсул). Кроме того, он участвует в группах Ф.И.О. (easy listening, hardcore) и Холодная рука Москвы (deep-house, lounge, electro). Также Орлов занимается студийной работой: помогает Deadушкам ремикшировать песни Бориса Гребенщикова и продюсирует легендарный хит Тату «Нас не догонят».

«Николай Коперник» группа невероятной, неистовой энергии, волшебной мелодики и текстов, наполненных алхимическими формулами и рецептами, космической спермой Вселенной, откровением и полярным холодом белого севера, райской страстью черного юга, - и все это в оскаруальдовской эстетической обертке.

«Черный огонь, белый огонь», «огненный лед», «птицы-гиганты», «сталактиты любви» и подобная метафористика лидера группы, автора текстов и музыки, Юрия Орлова, мгновенно вгоняют в транс фанатов группы, следующих за ними в немом изумлении вот уже двадцать долгих лет. Музыка невероятной пронзительной гармонии, полноты, полноценности. Слезы счастья у поклонников, очень долгих поклонников и адептов группы в зале, наслаждение совершенством, опьянение высоким смыслом. Одухотворенный, безумный, сновидческий солист – Юрий Орлов - как демиург, как креатор экстатического опьянения толпы, как маг алхимического растворения соли нашего застывшего «Я».

Эротизм, эротика, искусство эротики, дендизм, аристократический нордизм, шифровка смыслов требуют экстремальной интеллектуальной продвинутости, нежности и гибкой разработанности персонального чувственного плана, интеллектуальной изощренности, эстетической тренированности аудитории.

PS: Рассказывает Юрий Орлов: «Однажды, когда кончились деньги и холст, я решился ночью разобрать наш семейный родительский стол, вытащил из него тяжеленную лакированную столешницу и написал картину прямо на мебельном лаке, на этой доске. Получилась вещь по весу тяжелая, но лак придал необычную дополнительную глубину изображенному пейзажу. Утром родители застали меня с безумным блуждающим взглядом и в компании с разобранным столом. Картина вышла хорошая.


«Картины пишутся по-разному. Иногда ты можешь написать большое полотно за ночь, буквально. Иногда же работа над картиной ведется несколько месяцев, даже при использовании быстросохнущей краски-акрила. Когда я писал «Остров Лесбис», огромную картину, которая сейчас находится в Париже, я писал ее очень долго, с перерывами. И это была не лень, я все равно постоянно думал об этой картине, постоянно что-то с ней делал: какой-то штрих, некий моментик. И когда уже можно было бы решить, что она практически готова, казалось, что все-таки что-то не доделано и где-то точка не проставлена в нужном месте. На эту картину ушло около четырех месяцев. Параллельно я, естественно, занимался музыкой. Как раз происходила запись альбома «Ослепленный от солнца». Происходили и репетиции, нам хотелось довести материал до уровня безукоризненного акустического звучания с элементами электроники, каким альбом и планировался».

13 мая пройдет сборный концерт групп и музыкантов, связанных с группой СЕВЕР, посвященный 20-летнему юбилею турне СЕВЕРА по Чехии с перформансом “ПОСЛЕ СНА -ВЕСНА”. Коротко об участниках. MUSHROOM KILLERS + DJ КИТАЕЦ откроют вечер двойным сэтом из аудио материалов СЕВЕРА и просто любимой нашей музыки RAIDO – электронный проект Алексея Петина, старого верного друга и […]

Мы набрали целый багажник деревяшек, из которых я дома выбрал корень-загагулину, которая звучала, когда ее прижимали к столу и дали мы ему название «рутсаунд». Этот корень обнимал камень, то есть по центру коряги был кусок известняка. Гермес предложил приделать к корню звукосниматель, который мы поехали и купили в магазине вместе со штекером, натянули как на лук гитарную струну. У Гермеса были примочки, он играл на сантуре (персидский инструмент) и он играл через процессоры, которые дал мне попробовать озвучить корягу и она зазвучала очень прекрасно.

Получив техническое образование, он закончил Лондонскую Королевскую Академию Файнарта, которую заканчивали ребята из «Queen» и некоторые другие музыканты. Он, когда нас послушал, сказал, что наша музыка наиболее близка к «Talkin Heads», потом уже, на гастролях в Америке про нас говорили, что мы – «русский «Токин Хедс». Но если изучать нашу команду, можно понять, что у нас нет четкого ритма в композициях. Саша Липницкий играл на гитаре довольно своеобразно и коряво, с чем Леша Павлов, барабанщик, который играл очень хорошо, боролся как мог. Лелик Бортничук тоже на своей гитаре бегал взад-вперед, то замедляясь, то ускоряясь, Петр тоже играл оригинально, правда вполне ритмично, так что мы с Павловым удержать весь этот поток не могли. Брайн сказал нам: «Вам нужен ритм, – «чуки-чуки»! Вам нужен гитарист».

И сколько бы мы не пели, если мы не затрагиваем определенные мышечные движения, то работаем только с эстетикой. Нам нравились «Песняры», мы их слушали, но когда ставили «Битлз» или «Лед Цеппелин», башню сносило совсем по-другому. Теперь понятно, что «Песняры» работали в большей степени в зоне эстетики, а музыка «Битлов» и «Цеппелинов» обращалась к животному нашему началу. Слушая музыку человек, имеющий достаточно расширенную сферу эстетического восприятия, сам вводит себя в состояние транса, самогипноза. Песни – это самое простое средство на время отключить свое «суперэго», переорганизовать нейроны на акт медитации. За это наш бортовой компьютер выдает нам бонус в виде амфитаминовой либо опиатной группы химических соединений, нас «вштыривает» или нам становится просто хорошо.

Еще до этого на хате Дыховичного на Парке Культуры мы встретились с Борей. Тогда был обычай заходить друг кругу в гости без звонка и зайти мог кто угодно и когда угодно. Раздался звонок в дверь и Боря зашел в хату в белом костюме, в пиджаке и брюках, как потом стал ясно – серого цвета. И почему-то я сразу понял, что этот человек имел определенный опыт.

В середине девяностых мы с Сергеем Хазовым решили сделать проект, посвященный кинематографу и назвали его «Черные стрелы амура», где по задумке, каждая песня соответствует жанру кино: песня-вестерн, песня-триллер, песня-комедия, песня мелодрама и прочее. Даже персонаж на обложке альбома – собирательный образ персонажей жанрового кино – он и Зорро, и самурай, и мумия, и терминатор. Инструменты использовались те же самые, которые у нас были: гитары и Roland MC-505. Альбом был записан, отремастирован и выложен на сайте www.captainnemo.ru, откуда песни можно скачать.

Самый первый проект назывался «Катарсис» – с этим названием и пришли Орлов с Хазом к нам в «Химик». Потом «Катарсис» разбился на «Гималаи», которые мы сделали с Хазом, и – «Николай Коперник», который сделал Юрик. Тогда только начали появляться знакомые с музыкальными базами, где репетиция стоила смешные деньги – три рубля, и все наши проекты мы репетировали на громком звуке. Мне удалось выкупить у Андрея Отряскина из группы «Джунгли» легендарную двухгрифовую гитару, сделанную очень хорошим рижским мастером Жорой. С этой гитарой потом меня Юрий пригласил в «Коперник», в состав, где играли Игорь Лень и арфистка с настоящей арфой.

1 июня в московском клубе "16 Тонн" выступит группа "Николай Коперник". Она воссоединится в честь 20-летия своего самого популярного альбома "Родина", который по случаю юбилея впервые был издан на CD. Тексты программы, вошедшей на этот диск, составили стихи северных народностей СССР. Как говорится в пресс-релизе: в середине 80-х «Николай Коперник» входил в тройку ведущих альтернативных […]

Виктор Лукъянов (автор-композитор поп-певицы Светланы Владимирской) познакомил меня с Иваном Шаповаловым – начали общаться еще до того, как ТаТу стали популярны. Сложность была в том, чтобы сделать вторую вещь для проекта (после “Я сошла с ума”). Я ставил голоса, занимался звуком, аранжировкой песни “Нас не догонят” – заработал немножко денег. После оглушительного успеха ТаТу за мной начали гоняться с предложениями сотрудничества.

Мы играем по клубам, сделали первый диск “Virtual Flowers” – ни на что не похожий, достаточно оригинальный продукт. Возможно, для оживления общей картины неплохо приобщить Джавада Заде с набором перкуссий – он хотел такую музыку поиграть … Чистая электроника, я думаю, в чистом виде себя изжила, прошла какой-то порог, но она преодолеет кризис и появится новая гиперэлектроника – “живей живого” – это ее единственный путь. Вредит процессу ещё то, что у нее (электроники) много пользователей, юзеров, которые считают себя музыкантами, а на деле это простые компиляторы продуктов-полуфабрикатов – они заполонили по существу весь рынок…

Некая гипотетическая задача российской электроники в итоге сводится к тому, что бы органично и эффективно соединить свой интеллектуальный потенциал с культом технологии. С другой стороны, для местных музыкантов, имеет смысл, эффективно преодолеть некоторую технологическую зависимость, или даже ущербность, в пользу творческой свободы, умственной раскрепощенности и независимости от различных клише и пресловутых международных стандартов. Именно тогда, на мой взгляд, возможен интересный результат, который сможет абсорбировать в себе все многообразие и глубину российского «культурного хаоса» и, в то же время, оказать существенное влияние на общемировые творческие процессы.

С другой стороны, в России уже давно накоплен богатый опыт по проведению всевозможных международных фестивалей, конференций, семинаров и прочих форумов. Хотелось бы эффективно применить этот опыт в сфере все той же электроники. Общение и сотрудничество с коллегами из-за рубежа, контакт между ветеранами и молодежью, продуктивный обмен идеями, смотр технических новинок и достижений – все это могло бы способствовать творческому росту наших музыкантов и превращению российской электроники – в частности, и экспериментальной музыки – в целом, – в самостоятельный, интересный и, главное, влиятельный компонент мирового аудиопространства.

Группа «Николай Коперник» во главе со своим лидером, певцом, гитаристом и композитором Юрием Орловым, в 80-е годы была одной из культовых групп на московской рок-сцене. Это первая русская группа, игравшая настоящую новую волну. Легендарный альбом «Родина» на стихи из сборника к 60-летию образования СССР - вершина постмодернистского осмысления реальности среди многочисленных групп тогдашней Московской … Читать всё

Группа «Николай Коперник» во главе со своим лидером, певцом, гитаристом и композитором Юрием Орловым, в 80-е годы была одной из культовых групп на московской рок-сцене. Это первая русская группа, игравшая настоящую новую волну. Легендарный альбом «Родина» на стихи из сборника к 60-летию образования СССР - вершина постмодернистского осмысления реальности среди многочисленных групп тогдашней Московской Рок-лаборатории.

Синтезировав в своем творчестве элементы новой волны, электроники и психоделии, музыканты группы «Николай Коперник» создали целый ряд уникальных альбомов и концертных программ, ставших знаковыми для своего времени, при этом не потерявшими актульность и сегодня.
Одной из таких работ был вышеупомянутый альбом «Родина», записанный в 1985 году, фактически в домашних условиях и при минимальном бюджете.

Из книги А. Кушнира «100 Магнитоальбомов Советского Рока» (Москва 1999):

Николай Коперник всегда притягивал к себе внимание утонченного слушателя. Импрессионистская музыка этого проекта оставляла впечатление прозрачной легкости - словно полет белой пушинки одуванчика. Здесь все было на грани - удивительно хрупкие и тонкие материи, едва-едва соприкасающиеся друг с другом. Мелодии Коперника напоминали изящные отблески неорока и новой волны, доведенные до уровня высокого искусства - нечто отстраненно-замкнутое, которое в своей самодостаточности не хочет спорить с грубостью внешнего мира.

Они оказались чуть ли не единственной группой, выступающей на рок-сцене и при этом не имеющей ничего общего с роком. В своей возвышенно-созерцательной музыке Николай Коперник развивал принципы цикличности Филиппа Гласса и стилизовал мелодические приемы Дэвида Сильвиана, переосмысливал эстетику фанка и внимательно изучал композиторские находки практически не известной в СССР арт-роковой группы Eskimo - кратковременного альянса Кита Эмерсона и Пита Синфилда с французскими музыкантами. Для 85-86 годов это были в высшей степени актуальные токи и влияния.

Николай Коперник был образован в начале 80-х годов мультиинструменталистом Юрием Орловым и его приятелями по консерватории - клавишником Игорем Ленем, басистом Олегом Андреевым, саксофонистом Игорем Андреевым и барабанщиком Дмитрием Цветковым. Юрий Орлов не был человеком, которого можно отнести к категории последовательных музыкантов. Жанровые эксперименты влекли его с нечеловеческой силой, и поэтому он не мог надолго зацикливаться на какой-то конкретной музыке. Уже во времена учебы в Гнесинке он смело бросался в пучину новых стилей и направлений - будь то джаз-рок в начале 80-х, свободный джаз периода его сотрудничества с ленинградскими Джунглями, неоромантика Николая Коперника или, впоследствии, рейв-культура 90-х. В роке для меня никакого развития быть не может, - безапелляционно заявлял Орлов, целиком сконцентрировав свое внимание на настроении в музыке, а не на ее формах. С текстами для первой программы Коперника Орлов решил сильно не заморачиваться, позаимствовав их из сборника стихов северных народностей СССР.

Юрий Орлов - вокал, гитара, лидер группы и автор большинства текстов и музыки (после 91г. - проекты «Ф.И.О.», «Холодная рука Москвы», сольные работы, музыка к фильму «Дети чугунных богов»);
Олег Андреев - безладовый бас (1984-1991, с 96 года живёт в Колумбии);
Дмитрий Цветков - барабаны (1986 - 91, с 91 года живёт в Голландии);
Григорий Целовальников - гитара (1987);
Алексей Алексеев - гитара (1985 - 87, потом играл в «Гималаях»);
Игорь Лень - клавиши (1985 - 86, затем работал с Л. Вайкуле + сольный проект, живёт в США);
Борис Раскольников - гитара (1986 - 88, основатель и хозяин клуба «Третий путь», сольные проекты - «Фантастический Борис Раскольников (ФБР)», «Солнечное эхо»; записывался в «Оберманекене» 88-89);
Игорь Андреев - альт-саксофон (1986 - 1990, до этого играл в «Браво»);
Максим Трефан - клавиши (87-88, затем играл в «Вежливом Отказе», «Коррозии металла» («Питон») и «Альянсе», сольные проекты);
Александр Хуторовский - тромбон (1987 - 91);
Константин Михеев - труба (1988, затем - лидер группы «Сакура»);
Евгений Осин - перкуссия (1988, затем - лидер группы «Дед Мороз», сольный проект);
Константин Баранов - гит. (1986 - 89, затем играл в «Альянсе», с 92 года живет в США);
Константин Гаврилов - клав. (1989, до этого играл в «Альянсе», с 90 года живёт в США);
Константин Смирнов - клавиши (1988, затем - в гр. «Моральный кодекс»);
Владимир Гуськов - гит. (1989-91, с 91 года живёт в Голландии);
Павел Хотин - клав. (1989, с 2005, играл гр. «Звуки Му», «Тетрис»);
Сергей Хазанов - гит. (90г., + гр. «Гималаи»)

дискография:

1. «Родина» (1986, магнитоальбом; 2005 cd)
2. «Северный Путь» (1987, магнитоальбом)
3. «Концерт в Тиране» (1989, магнитоальбом, з/р О.Сальхов)
4. «Ослепленный от солнца» (BSA Records 1989\\\\1993, cd, з/р О.Сальхов)
5. сингл «Голова в пространстве» («Мелодия» 1989, винил)
6. «Генерал Галактики» (1990)
7. «Зеркала» (1991)
8. «Огненный лед» (2011)

«Николай Коперник» не столько группа, сколько художественная концепция и опытная площадка для реализации разнообразных проектов интересного московского музыканта Юрия Орлова.

В прошлом Орлов сменил множество увлечений и занятий, однако поначалу его интересовал, главным образом, современный джаз и европейский авангард. В начале 1980-х годов на его пути встретился бас-гитарист Олег Андреев, бывший участник свердловского «СОНАНСА» (откуда вышли будущие участники «ТрекА » и «УРФИНА ДЖЮСА»), в ту пору перебравшийся в столицу и поступивший в Московскую консерваторию. Под влиянием Андреева Орлов начал проявлять интерес к менее академическому и более эффектному экспериментальному року тех лет и прежде всего музыке Роберта Фриппа . Некоторое время оба они сотрудничали с московскими арт-рокерами «ДО МАЖОР», а в 1982 организовали группу, которая с течением времени превратилась в «НИКОЛАЯ КОПЕРНика». Первые несколько лет их деятельность проходила, так сказать, за закрытыми дверями: возможности выступить группа не имела, а экспериментальный характер творчества лишил ее перспектив записей и популяризации силами магнитоиздата.

Энергичный Орлов в начале 1985 присоединился к питерской группе «ДЖУНГЛИ» талантливого гитариста Андрея Отряскина, который в то время также искал собственный путь в современной камерной и пост-джазовой музыке. Орлов появлялся в рядах «ДЖУНГЛЕЙ» на 3-м фестивале рок-клуба весной 1985 и принял участие в их программе 1986, однако открытие в Москве Рок-лаборатории (апрель 1985), сулившее «НИКОЛАЮ КОПЕРНИКУ» новые перспективы, заставило его сосредоточить силы на собственном детище.

Прослушивание «НИКОЛАЯ КОПЕРНика» для его включения в состав Рок-лаборатории летом 1985 вылилось в хаотический, хотя и забавный джем при участии студентов консерватории, привлеченных Андреевым. Осенью того же года Орлов, служивший сторожем в типографии одного из издательств, обнаружил сборник советских ура-патриотических стихов «Песня, ставшая правдой», который навел его на мысль положить эти вирши на музыку. Так родилась, пожалуй, самая известная программа «НИКОЛАЯ КОПЕРНика» «Родина » - первая, в которой Орлов, неожиданно для многих, запел. В канун Нового 1986 года программа была поставлена на сцене.

Во второй половине 80-х годов «НИКОЛАЙ КОПЕРНИК» регулярно участвовал во всевозможных акциях и фестивалях Рок-лаборатории, вызывая смешанную реакцию публики и прессы. Последующие программы группы лежали в более традиционном русле и были написаны на тексты Орлова или Андреева («Северный путь» и «Птицы-гиганты» в 1986, «Королевская охота» в 1987, «Бизнес» и «Голова в пространстве» в 1988, «Железобетон» в 1989, «Концерт в Тиране» и «Ослепленные Солнцем» в 1990). В 1988 «НИКОЛАЙ КОПЕРНИК» перешел в Центр Стаса Намина , однако заметных результатов это не принесло.

Если на раннем этапе своего существования состав группы был относительно стабильным - Орлов (саксофон, гитара, вокал), Олег Андреев (бас), его коллега по консерватории Игорь Лень (клавишные) и Дмитрий Цветков (барабаны), то в последующие годы к ней по мере необходимости на время присоединялось множество музыкантов, впоследствии добившихся известности в других областях: так, ритм-секция (Михаил Саушев и Сергей Лобанов) позднее играла в арт-роковой группе «




Top