Группа мельница история группы. История группы мельница

Мельница — это самая знаменитая российская фолк-рок группа.

Семь полноформатных альбомов создали поистине уникальный феномен в фолк музыке и в отечественной музыкальной индустрии в целом.

Путь из крошечных клубов до огромных стадионов занял десять лет — тут были и радикальные смены состава, триумфы на радио, признание публики и огромное количество живых концертов. Группе удалось не только изменить отношение аудитории к фольклору, но и сделать фолк-рок таким популярным, каким мы видим его сегодня.

Творчество группы Мельница принято классифицировать как акустический или же электроакустический фолк-рок, но на альбомах можно услышать фолк-джаз («Ведьма»), классические рок-баллады («Дождь для нас») и даже колыбельные с арфой («Белая кошка»). Очень внимательный слушатель заметит в звучании Мельницы влияние таких титанов музыки как Led Zeppelin, Jefferson Airplane, The Rolling Stones и Дженис Джоплин.

Авторство большинства песен принадлежит Хелависе, есть песни на стихи У.Б. Йейтса, Киплинга и Роберта Бёрнса. Хелависа часто пользуется в песнях совместной творческой кухней с поэтессой Ольгой Лишиной (Лазури) и Иваном Малютиным (Лансер).

Хелависа — настоящая фолк-рок дива, профессиональный лингвист-индоевропеист, и как никто понимает работу слова. Тексты песен и музыка часто основаны на русской, кельтской, скандинавской мифологии, балканских балладах, легендах и верованиях.

Melnitsa is the most famous Russian folk-rock band founded in Moscow on October 15th in 1999.

7 full albums have created a phenomenon in folk-music which puts down roots deeply in the entire music industry.

Melnitsa’s way from tiny Moscow clubs till the largest capital stadiums took ten years full of triumph on the radio, changes in the line-up and enormous number of live concerts. Band has managed not only to make public change its attitude to folklore but they also succeeded in making folk-rock as popular as it is nowadays.

Music of Melnitsa is mainly considered to be an acoustic or electroacoustic folk-rock though there is a mix of folk-jazz («Witch»), rock-ballads («Rain for us») and even lullabies («White cat»). A very careful listener can hear influences of such bands like Led Zeppelin, Jefferson Airplane, The Rolling Stones and Janis Joplin as they are creative reference points for Melnitsa.

The authorship of the majority of the songs belongs to Hellawes (Natalia O’Shea) yet band has some songs based on W. B. Yeats, Rudyard Kipling and Robert Burns poetry. Hellawes also has constant co-writers Olga Lishina (Lazuri) and Ivan Malyutin (Lancer).

Adorable folk-diva Hellawes is a professional linguist, so she constantly uses a wide and vivid palette of indo-european mythology while writing songs. Lyrics and music are often based on russian, celtic, scandinavian, balkan ballads, legends and folk beliefs.

Бывшие участники группы


электровиолончель,
акустическая виолончель
(ноябрь 2005 — июнь 2017)
Алена Тумэн
бэк-вокал
(2013 — 2015)
Анна Дубинская
бэк-вокал
(2013 — 2015)
Алевтина Леонтьева
вокал, бэк-вокал,
автор музыки и текстов
(май 2006 — ноябрь 2007)
Сергей Заславский
флейта, мелодика,
жалейка, варган
саксофон, аккордеон,
аранжировки
(декабрь 2005 — май 2013)
Ирина Ширяева
вокал, бэк-вокал
(январь — май 2005)
Мария Цодокова (Шанти)
вокал
(ноябрь 2004)
Александр Леер
перкуссия, барабаны
(июль 2004 — ноябрь 2005)
Евгений Чесалов
бас-гитара
(апрель 2004 — ноябрь 2005)
Наталья Котлова
виолончель
(декабрь 2003 — ноябрь 2005)
Инесса Клубочкина
(Бурлакова)

скрипка, бэк-вокал
(октябрь 2003 — ноябрь 2005)
Роман Лютославский
(Прощенко)

перкуссия, барабаны
(сентябрь 2002 — июль 2004)
Наталья Масевнина
скрипка
(сентябрь 2002 — сентябрь 2003)
Дина Нигматуллина
виолончель
(2000 — декабрь 2003)
Умерла 20 октября 2013
Ольга Лопин а
(на фото в желтом)
второй вокал
(ноябрь — декабрь 2000)
Василиса Введенская
альт
(2000)

Мельница

Московская фолк-рок-группа «Мельница» была основана 15 октября 1999 года. Ее костяк составили музыканты коллектива «Тиль Уленшпигель», к тому времени распавшейся. Лидером и основным автором песен группы стала Наталья Николаева (по мужу - О’Шей), более известная как Хелависа. У Натальи лингвистическое образование, поэтому в текстах «Мельницы» активно используются образы из европейской мифологии. Музыка группы также испытала серьезное влияние этнических музыкальных традиций, причем далеко не только русских: фолк-рок «Мельницы» поначалу звучал скорее как стилизация под средневековые кельтские баллады, но затем стилистическая палитра коллектива заметно расширилась.

Первые годы существования «Мельница» пребывала в статусе группы культовой, то есть популярной в определенных узких кругах. Хелавису и Ко, в частности, очень любили «ролевики», также известные под народным прозвищем «толкиенутые». В 2003 году «Мельница» выпустила первый альбом «Дорога сна» - очень качественный, но совершенно не соответствующий тогдашнему музыкальному мейнстриму.

Спустя два года, однако, случился прорыв к широкой известности. Поклонники «Мельницы» - к тому времени уже более многочисленные - устроили флэшмоб и вывели песню «Ночная кобыла» в лидеры хит-парада «Чартова дюжина» «Нашего радио». В результате группу «расслышали» как поклонники русского рока, так и радийщики. На том же «Нашем радио» фолк-рок на какое-то время стал модным трендом; впрочем, когда мода прошла, самые сильные группы жанра остались в обойме. Несомненно, «Мельница» оказалась в первых рядах, выделяясь нестандартным подходом, нежеланием подстраиваться под стереотипы и сильным, красивым голосом Натальи-Хелависы.

Появление «Мельницы» в чартах совпало в 2005 году с выходом альбома «Перевал» и изменениями в составе группы. Несколько участников отделились и образовали свой проект - группу «Сильфы», которая, впрочем, не оставила заметного следа в российской музыке. В числе новых музыкантов в «Мельницу» пришла солистка Алевтина Леонтьева, отличавшаяся более «русской» подачей материала. Алевтина приняла участие в записи альбома «Зов крови» (2006) и в 2007 году занялась сольной карьерой.

В 2009 году «Мельница» выпустила пластинку «Дикие травы», а Хелависа - сольный диск «Леопард в городе». Время от времени Наталья практикует также сольные концерты - так называемые «хелависники», по формату более напоминающие творческие вечера.

В апреле 2012 года группа выпустила альбом «Ангелофрения». В состав коллектива сейчас входят Наталья О"Шей, Сергей Заславский, Алексей Орлов, Алексей Кожанов, Дмитрий Фролов и Сергей Вишняков. На запись альбомов группа привлекает также сессионных музыкантов.

Группа «Мельница» играет акустическую и электроакустическую музыку. Инструменты: ирландская арфа, виолончель, флейта, мелодика, жалейка, висл, акустическая гитара, электрогитара, аккордеон, ударная установка, бас-гитара, орган Хаммонда (сессионно). Основным вокалистом в группе является солистка Хелависа. Музыкальное направление, в котором работает группа, принято относить к фолк-року, однако в числе творческих ориентиров музыкантов неизменно оказываются такие группы и исполнители, как Led Zeppelin, Jefferson Airplane, Дженис Джоплин, The Rolling Stones. В своих песнях основной автор группы, Наталья О’Шей, лингвист по образованию, использует широкую палитру образов всей индоевропейской мифологии. Тексты и музыка песен основываются на народных (русских, кельтских, скандинавских, балканских), а также средневековых балладах, миннезангах, былинах, сказаниях. Основным автором песен группы является Хелависа, несколько песен написаны Алексеем Сапковым, кроме того Мельница исполняет песни Хелависы на стихи У. Б. Йейтса, Н. Гумилёва, Р. Киплинга, Р. Бёрнса, М. Цветаевой, М. Метерлинка, Ольги Лишиной и др.

История

Группа основана в 1999 году бывшими участниками группы «Тиль Уленшпигель», которая к тому времени распалась. На афишах первого концерта «Мельницы», состоявшегося 29 октября 1999, всё еще значилось «Тиль Уленшпигель», за что Хелависа извинилась перед публикой. В дебютный альбом Мельницы вошли несколько песен, аранжировщиком которых был Руслан Комляков, лидер «Тиля Уленшпигеля».

Прорыв в мэйнстрим группа совершила в 2005 году благодаря «Нашему радио» и хит-параду «Чартова дюжина». Поклонники «Мельницы» организовали флэш-моб, и вывели песню «Ночная кобыла» в лидеры хит-парада. С тех пор «Мельница» - постоянный участник плейлиста «Нашего радио», их песни часто побеждают в хит-парадах.

В том же 2005 году в составе Мельницы произошли изменения. Несколько участников отделились и образовали группу «Сильфы». Тогда же появилась вторая вокалистка, Алевтина Леонтьева, которая приняла участие в записи альбома «Зов крови» (2006). Алевтина покинула группу в 2007 году.

В 2009 г. «Мельница» записала новый альбом «Дикие травы». В этом же году вышел сборник хитов «Мельница: Лучшие песни».

Параллельно с работой в «Мельнице», Хелависа выступает сольно, долгое время распространялись любительские записи ее концертов. Первый «официальный» сольный альбом, «Леопард в городе», вышел в 2009 г.

«Мельница» упоминается в романе-фэнтези Ника Перумова «Война мага: Эндшпиль». Первоначально Перумов планировал посвятить группе целую главу, но при окончательной редакции практически вся эта глава была вырезана. Её первоначальный вариант был выложен в сети.

В начале апреля 2012 г. выйдет переиздание альбомов группы Мельница "Дорога сна", "Перевал", "Зов крови" и "Дикие Травы".

28 апреля 2012 года состоялся релиз пятой пластинки «Ангелофрения». В тот же день «Мельница» презентовала новый альбом в Москве, в клубе Arena Moscow. Также вышли DVD-запись концерта-презентации «Диких трав» и бокс-сет «Знак четырёх» - переиздание первых четырёх альбомов группы. В качестве бонуса в «Знак четырёх» вошли песни «Береги себя» и «Овечка», включённые в рождественский сингл 2011 года.

В ноябре состоялись съёмки первого клипа группы и материала для второго клипа с концерта группы в Ижевске 25 ноября 2012 года.

11 января 2013 года вышел рождественский мини-альбом «Радость моя», включающий 5 песен.

26 сентября 2014 года вышел первый официальный концертный альбом группы «Мельница» «Ангелофрения Live», включающий в себя запись 16 песен с презентации альбома «Ангелофрения» в клубе Arena Moscow 28 апреля 2012 года.

25 октября 2014 года состоялся юбилейный концерт в Москве, посвященный пятнадцатилетию группы, а также рождению дочери у виолончелиста Алексея Орлова.

Участники группы

  • Наталья О’Шей («Хелависа») - вокал, ирландская арфа, перкуссия, акустическая гитара, стихи, музыка, аранжировки.
  • Алексей Орлов (с декабря 2005 года) - электровиолончель, виолончель, мандолина, аранжировки.
  • Алексей Кожанов (с декабря 2005 года) - бас-гитара, акустическая гитара, аранжировки.
  • Дмитрий Фролов (с декабря 2005 года) - ударная установка, аранжировки.
  • Сергей Вишняков (с февраля 2010 года) - акустическая гитара, электрогитара .
  • Дмитрий Каргин (с июня 2013 года) - флейта.

Сессионные участники

  • Василиса Введенская - альт скрипичный. Лидер фолк-рок группы «Вилы». Сессионный участник, май 2000.
  • Сергей Седых - гитара, электрогитара. Лидер рок-группы «Северо-Восток», сессионный участник концертов 2009-2010, принял участие в записи альбома «Дикие Травы» (2009).
  • Ирина Сурина - вокал. Кантри-фолк-певица, бывшая участница группы «Кукуруза» (1991-2000). Приняла участие в записи альбома «Дикие Травы».
  • Елена Никитаева - вокал. Приняла участие в записи альбома «Дикие Травы» и его презентации в СК «Олимпийский» (2009 г.)
  • Сергей Клевенский - духовые. Принял участие в записи альбома «Дикие травы».
  • Макс Йорик - электроскрипка. Принял участие в записи альбома «Дикие травы» и его презентациях в СК «Олимпийский» (Москва) и ДС «Юбилейный» (СПб).
  • Пётр Никулин - диджериду. Принял участие в записи альбома «Дикие травы».
  • Николай Ооржак - горловое пение. Принял участие в записи альбома «Дикие травы».
  • Оскар Чунтонов - орган Хаммонда. Клавишник группы Петра Налича, Татьяны Зыкиной. Принял участие в записи альбома «Дикие травы». Сессионный участник московских концертов группы с 2010 г.

Бывшие участники

Александр Степанов («Грендель») - гитара, перкуссия, вокал, музыка, аранжировки. С образования «Мельницы» в октябре 1999 года по декабрь 1999 года был участником группы. Потом покинул коллектив и с новыми силами вернулся в январе 2001 года, чтобы усилить и разнообразить звучание коллектива. В июне 2007 года вновь покинул группу, ныне является участником фолк-группы АнарримА.
Алевтина Леонтьева - вокал, бэк-вокал, стихи. С 27 мая 2006 года выступала с группой в качестве второй вокалистки. 24 ноября 2007 года покинула «Мельницу», ведёт собственные проекты.
Мария Цодокова (Шанти) - вокал, бэк-вокал. В ноябре 2004 выступала с группой в качестве второй вокалистки.
Ирина Ширяева - вокал, бэк-вокал. В январе-мае 2005 выступала с группой в качестве второй вокалистки.
Дэн Скурида - гитара, перкуссия, вокал. С основания группы до июля 2002 года. Участник группы Ветер Воды.
Мария Скурида - скрипка, бэк-вокал. С основания группы до июля 2002 года. Участница группы Ветер Воды.
Инесса Клубочкина (Бурлакова) - скрипка. С октября 2003 до октября 2005 года. Участница группы «Сильфы».
Наталья Филатова - флейта. С основания группы до октября 2005 года. Участница группы «Сильфы».
Наталья Котлова - виолончель. С декабря 2003 до октября 2005 года. Бывшая участница группы «Сильфы».
Евгений Чесалов - бас-гитара. С апреля 2004 до октября 2005 года. Участник группы «Сильфы».
Александр Леер - ударная установка, перкуссия. С июля 2004 до октября 2005 года. Бывший участник группы «Сильфы».
Роман Лютославский (Прощенко) - перкуссия, ударная установка, с сентября 2002 до июля 2004.
Наталья Масевнина - скрипка, с сентября до 2002 до сентября 2003.
Дина Нигматуллина - виолончель. С 2000 до декабря 2003 года.
Ольга Лопина - второй вокал, ноябрь-декабрь 2000
Дина Хацко - второй вокал, 1999
Алексей Даниленко - виолончель, 2000
Александра Никитина - виолончель, 1999
Алексей Тарасов («Альтар») - администратор группы с мая 2005 по ноябрь 2010 г.

Сергей Заславский (с декабря 2005 года) - флейта, мелодика, жалейка, саксофон, аккордеон, варган, аранжировки.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни группы "Мельница"

Все началось с того, что Хелависа решила позвонить... Нет... Не с этого. На самом деле все началось с того, что белорусский монах-расстрига Руслан Комляков решил перестать быть белорусским монахом, а вместо этого решил стать русским музыкантом.

И вот что из этого получилось...

ПРЕДПРЕДыстория группы:

Для этого Руслан бросил родной монастырь где-то в Белоруссии и переехал в Москву, где стал искать музыкантов, а параллельно писать песни. Шел 1996 год. Ну, примерно так, если верить старожилам.

Идея была проста - камерный акустический состав и песни, напоминающие своим общим настроением и музыкой средневековые менестрельские баллады, песни, танцы... И ему удалось найти музыкантов, готовых поучаствовать в этой затее. Ими стали скрипачка Ольга Харитонова, флейтистка Наталья Филатова и виолончелист Эдик (чтоб я знал его фамилию; кто знает - сообщите). Сам Руслан играл на гитаре и пел. Группа сначала назвалась "Уленшпигель", но вскорости переименовалась в "Тиль Уленшпигель", ибо в Казани обнаружился "Уленшпигель", существующий уже давно. Почему Руслан именно так назвал свою группу - сие мне неизвестно, но название прижилось, и даже в какой-то момент стало восприниматься совершенно естественно, как-будто так оно и надо.

Группа играла, репетировала, набирала репертуар и даже записала 2 студийных альбома: "Герои" и "Вавилон". Песни об ту пору принадлежали исключительно перу Руслана, а все остальные участники по сути были сессионными музыкантами - просто получали небольшие деньги с каждого сыгранного концерта. И надо заметить, весьма небольшие, но об этом позже.

1998 год группа встретила имея неплохой багаж: 2 альбома и пачку концертов, сыгранных в различных клубах и на разных фестивалях. Но это все ПРЕДПРЕДистория. А ПРЕДистория начинается именно в этом году, потому что в этот год в состав группы вошли те люди, которые потом образовали костяк "Мельницы".

Случилось это так...

ПРЕДыстория группы:

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Где-то в начале весны 1998 мой старый друг Денис Скурида рассказал, что познакомился с любопытным человеком, музыкантом Русланом Комляковым. Он ездил брать у него что-то вроде интервью, толи для Russian Gothic Project, толи для какого-то подпольного журнала, издаваемого кем-то из наших тогдашних знакомых - не так уж это и важно теперь. Руслан выдал ему запись одного из альбомов его группы, которую Ден и предложил моему вниманию.

Первым, что я услышал, была легендарная песня "Портвейн и колбаса". Песня была забавная, и я поинтересовался названием сего богоспасаемого коллектива, на что получил ответ - "Тиль Уленшпигель". Подивишись названию, я узнал еще одну прелюбопытнейшую новость: Руслан так хорошо пообщался с Деном, что решил предложить ему роль перкуссиониста в своем коллективе, а Ден неожиданно (наверное, даже для самого себя) согласился, хотя ни разу в жизни не играл ни на каких других инструментах, кроме гитары. Но... Видимо, Руслану ОЧЕНЬ был нужен хоть какой-то перкуссионист, а Ден ОЧЕНЬ уж хотелось играть хоть в какой-то группе хоть на чем-нибудь, и поэтому соглашение было достигнуто, и Ден приступил к репетициям.

А через три дня после этого был концерт! Я там был, пива вроде пил, и группа мне понравилась, хотя концерт был супер-камерный и проходил ажно в интернет-кафе Screen в Люблино. Кстати, там же присутствовал и еще один из нынешних музыкантов "Мельницы" - Алекандр Степанов.

Ушла зима, настало лето... И именно летом 1998 года у Руслана появилась нездоровая (или здоровая?) идея несколько разнообразить не только репертуар группы, но и ее исполнительский состав. А именно - ввести женский вокал! Ну и ничего удивительного, что первыми, к кому он обратился были музыканты его же коллектива. И вот тогда Ден вспомнил про Хелавису, с которой познакомился еще летом 1995 года на какой-то реконструкторской тусне (т.е. рыцарском турнире) в Коломенском, где взял у нее телефон, по которому ни разу не звонил. Ну, и поскольку Хелависа уже к тому моменту была довольно широко известна среди реконструкторско-ролевой тусовки своими домашними кустарными записями (я еще раньше слышал парочку в исполнении магнитофона, но не впечатлился, ибо качество было ужасное, а некоторые из них до сих пор ведь ходят по рукам!), а кроме того еще и хорошо пела и сочиняла песни, то телефон был выдан Руслану для последующего прозвона на тему "а не хотели бы вы...". Оказалось, что очень даже! Таким образом группа обрела не только женский вокал, но и второго автора музыки и текстов.

Началась работа над аранжировками к песням Хелависы. Премьера состоялась в клубе "Станиславский". Первыми песнями были "Горец" и, дай бог памяти, "Змей". Их-то и следует считать самыми старыми в репертуаре "Мельницы". И в очередной раз меня угораздило поприсутствовать при историческом событии. "Горец" мне понравился, а Хелависа - нет. Ну, то есть, как поет - понравилось даже очень, а вот, что ведет себя неестественно - не понравилось. Позднее я понял, что так, наверное, ведет себя каждый человек впервые вылезший на сцену петь свои песни.

Далее был целый год чрезвычано успешной концертной и вообще творческой деятельности. Именно в этот год (с лета 1998 по лето 1999) группа "Тиль Уленшпигель" достигла пика и в своем творчестве и в своей популярности. Были созданы "Мора", "Оборотень", позднее утряная и ныне восстановленная "Ольга", "На север", "Лорд Грегори", "Рапунцель", "Зима", "Дорога сна"... Все песни принимались публикой очень хорошо. Могу это утверждать, потому что сам тогда принадлежал к этой публике. Из других знаменательных событий залуживают упоминания уход из группы виолончелиста Эдика, скрипачки Ольги Харитоновой и приход в нее тогдашних студенток Академии им. Гнесиных скрипачки Марии Болычевой и виолончелистки Александры Никитиной. А еще в группу пришел очень хороший перкуссионист и вообще ударник Паша Давыдович. Ныне он играет в группе "Разнотравие" из города Рыбинска, которая существовала и тогда, но в каком-то очень вялотекущем виде (то ли дело сейчас!). Именно Пашка придумал чуть ли не все перкуссионные партии к перечисленным выше песням, да еще и хорошенько поучил Дена играть на перкуссии.

Примерно тогда же группа обрела своего бессменного звукорежиссера Анну Кондакову. Тогда она тоже училась в Гнесинке на факультете звукорежиссуры и была случайно встречена Сашей Никитиной в туалете Академии. Саша спросила ее, не хочет ли она порулить звук на коцерте у группы "Тиль Уленшпигель", и Аня опреметчиво согласилась... И хорошо, что согласилась. Что бы мы теперь без нее делали...

Казалось бы, настали чуть ли не золотые времена... Полные залы клубов, масса репертуара, хороший профессиональный коллектив, куча планов, даже спонсорская поддержка, но... Кризис не заставил себя ждать. А все дело в том, что у Руслана были какие-то свои очень отдельные понятия о том, как следует обращаться с людьми, с которыми он работает. В частности, например, сколько им надо платить денег, и надо ли вообще. Частенько денег музыкантам не доставалось совсем, и это, конечно, не могло продолжаться очень долго.

Буря разразилась в октябре 1999 года после одного из концертов. Наташа Филатова объявила о том, что с Русланом она больше работать не будет, а вся остальная группа вдохновленная ее примером последовала за ней. Группа распалась. Ден Скурида и Маша Болычева уже подались в другой проект, Паша еще летом вернулся к себе в Рыбинск. Казалось, что группа распалась совсем и некому собрать осколки воедино. Но...

ИСТОРИЯ группы:

Вот тут-то Хелависа и решила позвонить Дену с предложением воссоздать группу на основании равенства, братства и честного дележа вымогаемых на входе в клуб денежных средств, но уже без Руслана и под другим названием, которое еще предстояло придумать. Ну и позвонила, ясен пень! Ден выслушал, согласился, что идея неплоха и взял на себя роль главного администратора, а также обзвон всех остальных бывших участников "Тиля" с предложением присоединиться к воссоздаваемому проекту. Состав был обзвонен и полностью согласился с предложением.

Название чуть позже придумала Хелависа объяснив это примерно так: "Очень милое сказочное сооружение, нам подходит". Это потом уже объяснение обросло всякими подробностями того, что подразумевается под словами "милое сказочное сооружение", а именно - "обиталище красноглазого мельника-колдуна из славяно-балтийского фольклора; некий демиургический механизм, не только превращающий зерно в муку, но и творящий свой необыкновенный мир, как мельница Сампо" и т.п. А тогда это была просто очень милая сказочная "Мельница".

Первый концерт состоялся в клубе "Форпост" 29 октября. Причем, в афише все еще значился "Тиль Уленшпигель", поэтому Хелависа начала концерт словами: "Здравствуйте. Мы вас немножко обманули. Дело в том, что заявлена была группа Тиль Уленшпигель, а сейчас вы видите перед собой группу Мельница, потому что мы все ушли из группы Тиль Уленшпигель и образовали другую группу. Если кто-то хочет, то он может получить свои деньги обратно, а для тех, кто останется мы сыграем." Не помню, чтобы кто-то ушел. И я, естественно, тоже остался. Концерт получился дивным, хотя Хелависе было трудновато одновременно играть на гитаре и петь, но эту проблему еще предстояло решить.

И вскоре она была решена. В группу пригласили нашего старого друга Александра Степанова по прозвищу "Грендель", который почитался в наших кругах за самого крутого гитариста. Однако же, имея нулевой опыт игры в коллективе (это совсем не то же самое, что играть одному, без ансамбля то есть), Грендель коллектив быстро разочаровал, и тогда родилась "светлая" идея пригласить в группу меня. Должен признать, что мой опыт игры в коллективе на тот момент также стремился к нулю, а следовательно группа "Мельница" вобщем-то поменяла шило на мыло. Но, тем не менее, я в составе задержался надолго, постепенно совершеноствовал свои навыки и в итоге даже перестал вызывать своей игрой гримасы боли на лицах товарищей по группе. Гренделю же еще предстояло Второе Пришествие, которое состоялось в 2001 году, когда Хелависа на полгода покидала группу, уехав в Ирландию на стажировку. Второе Пришествие Гренделя прошло куда удачнее первого. Толи он там где-то потихоньку тренировался весь год, надеясь присоединиться, толи просто момент был подходящий, но с тех пор он играет в группе.

Было много концертов, много работы, поездок. Из группы ушла сначала виолончелистка Саша Никитина и присоединился волончелист Алексей Даниленко, потом ушел и он, а в группе успела поиграть нынешняя вокалистка и альтистка группы "Вилы" Василиса Введенская. В качестве второго вокала у нас поработали немного Дина Хацко и Ольга Лопина, но не сложилось. В группу пришла виолончелистка Дина Нигматуллина, которая теперь уже работает у нас больше года, чему мы все искренне рады, а потом мы расстались и с Деном и Машей и приобрели Наташу Масевнину в качестве скрипачки и Рому Лютославского в качестве перкуссиониста. Но это уже все новейшая история и ее писать пока что рано. Поэтому кончик истории я скомкаю, чтобы все облизнулись и обломались, но однако же...

О группе «Мельница»

Группа «Мельница» играет акустическую и электроакустическую музыку. Инструменты: виолончель, флейта, мелодика, жалейка, сампони, перкуссия, две гитары (акустические), ударная установка, бас-гитара (в студийном варианте акустическая, в концертном электрическая), арфа, орган Хаммонда (сессионно). Песни в группе исполняются несколькими вокалистами, но преимущественно поёт солистка Хелависа. Тексты и музыка песен основываются на народных (кельтских, скандинавских, русских), а также средневековых песнях, балладах, сказаниях; чувствуется влияние рока и металла в музыке и фэнтези в текстах. В числе творческих ориентиров музыкантов неизменно оказываются такие группы и исполнители, как Led Zeppelin, Jefferson Airplane, Дженис Джоплин, The Rolling Stones. В своих песнях их основной автор Наталья О’Шей (Хелависа), лингвист по образованию, использует широкую палитру образов всей индоевропейской мифологии. Несколько песен написаны Алексеем Сапковым, кроме того, «Мельница» исполняет песни Хелависы на стихи У.Б. Йейтса, Николая Гумилёва, Редьярда Киплинга, Роберта Бёрнса, Марины Цветаевой, Мориса Метерлинка, Ольги Лишиной и других поэтов.

Но начнём по порядку…

Все началось с того, что белорусский монах-расстрига Руслан Комляков решил перестать быть белорусским монахом, а вместо этого решил стать русским музыкантом.

И вот что из этого получилось…

Где-то в начале весны 1998 Денис Скурида рассказал, что познакомился с любопытным человеком, музыкантом Русланом Комляковым. Он ездил брать у него что-то вроде интервью, то ли для Russian Gothic Project, то ли для какого-то подпольного журнала, издаваемого кем-то из наших тогдашних знакомых - не так уж это и важно теперь. Руслан выдал ему запись одного из альбомов его группы, которую Ден и предложил моему вниманию.

Первым, что услышал, была легендарная песня «Портвейн и колбаса». Песня была забавная, и поинтересовался названием сего богоспасаемого коллектива, на что получил ответ - «Тиль Уленшпигель». Подивишись названию, узнал еще одну прелюбопытнейшую новость: Руслан так хорошо пообщался с Деном, что решил предложить ему роль перкуссиониста в своем коллективе, а Ден неожиданно (наверное, даже для самого себя) согласился, хотя ни разу в жизни не играл ни на каких других инструментах, кроме гитары. Но… Видимо, Руслану ОЧЕНЬ был нужен хоть какой-то перкуссионист, а Ден ОЧЕНЬ уж хотелось играть хоть в какой-то группе хоть на чем-нибудь, и поэтому соглашение было достигнуто, и Ден приступил к репетициям.

А через три дня после этого был концерт. Концерт был супер-камерный и проходил ажно в интернет-кафе Screen в Люблино. Кстати, там же присутствовал и еще один из нынешних музыкантов «Мельницы» - Александр Степанов.

Ушла зима, настало лето… И именно летом 1998 года у Руслана появилась нездоровая (или здоровая?) идея несколько разнообразить не только репертуар группы, но и ее исполнительский состав. А именно - ввести женский вокал! Ну и ничего удивительного, что первыми, к кому он обратился были музыканты его же коллектива. И вот тогда Ден вспомнил про Хелавису, с которой познакомился еще летом 1995 года на какой-то реконструкторской тусовке (т. е. рыцарском турнире) в Коломенском, где взял у нее телефон, по которому ни разу не звонил. Ну, и поскольку Хелависа уже к тому моменту была довольно широко известна среди реконструкторско-ролевой тусовки своими домашними кустарными записями, а кроме того еще и хорошо пела и сочиняла песни, то телефон был выдан Руслану для последующего прозвона на тему «а не хотели бы вы…». Оказалось, что очень даже! Таким образом группа обрела не только женский вокал, но и второго автора музыки и текстов.

Началась работа над аранжировками к песням Хелависы. Премьера состоялась в клубе «Станиславский». Первыми песнями были «Горец» и «Змей». Их-то и следует считать самыми старыми в репертуаре «Мельницы». И в очередной раз угораздило поприсутствовать при историческом событии. «Горец» понравился, а Хелависа - нет. Ну, то есть, как поет - понравилось даже очень, а вот, что ведет себя неестественно - не понравилось. Позднее понял, что так, наверное, ведет себя каждый человек впервые вылезший на сцену петь свои песни.

Далее был целый год чрезвычайно успешной концертной и вообще творческой деятельности. Именно в этот год (с лета 1998 по лето 1999) группа «Тиль Уленшпигель» достигла пика и в своем творчестве и в своей популярности. Были созданы «Мора», «Оборотень», позднее утерянная и ныне восстановленная «Ольга», «На север», «Лорд Грегори», «Рапунцель», «Зима», «Дорога сна»… Все песни принимались публикой очень хорошо. Могу это утверждать, потому что сам тогда принадлежал к этой публике. Из других знаменательных событий заслуживают упоминания уход из группы виолончелиста Эдика, скрипачки Ольги Харитоновой и приход в нее тогдашних студенток Академии им. Гнесиных скрипачки Марии Болычевой и виолончелистки Александры Никитиной. А еще в группу пришел очень хороший перкуссионист и вообще ударник Паша Давыдович. Ныне он играет в группе «Разнотравие» из города Рыбинска, которая существовала и тогда, но в каком-то очень вялотекущем виде (то ли дело сейчас!). Именно Пашка придумал чуть ли не все перкуссионные партии к перечисленным выше песням, да еще и хорошенько поучил Дена играть на перкуссии.

Примерно тогда же группа обрела своего бессменного звукорежиссера Анну Кондакову. Тогда она тоже училась в Гнесинке на факультете звукорежиссуры и была случайно встречена Сашей Никитиной в туалете Академии. Саша спросила ее, не хочет ли она порулить звук на концерте у группы «Тиль Уленшпигель», и Аня опрометчиво согласилась… И хорошо, что согласилась. Что бы они теперь без нее делали…

Казалось бы, настали чуть ли не золотые времена… Полные залы клубов, масса репертуара, хороший профессиональный коллектив, куча планов, даже спонсорская поддержка, но… Кризис не заставил себя ждать. А все дело в том, что у Руслана были какие-то свои очень отдельные понятия о том, как следует обращаться с людьми, с которыми он работает. В частности, например, сколько им надо платить денег, и надо ли вообще. Частенько денег музыкантам не доставалось совсем, и это, конечно, не могло продолжаться очень долго.

Буря разразилась в октябре 1999 года после одного из концертов. Наташа Филатова объявила о том, что с Русланом она больше работать не будет, а вся остальная группа вдохновленная ее примером последовала за ней. Группа распалась. Ден Скурида и Маша Болычева уже подались в другой проект, Паша еще летом вернулся к себе в Рыбинск. Казалось, что группа распалась совсем и некому собрать осколки воедино. Но…

Вот тут-то Хелависа и решила позвонить Дену с предложением воссоздать группу на основании равенства, братства и честного дележа вымогаемых на входе в клуб денежных средств, но уже без Руслана и под другим названием, которое еще предстояло придумать. Ну и позвонила, ясен пень! Ден выслушал, согласился, что идея неплоха и взял на себя роль главного администратора, а также обзвон всех остальных бывших участников «Тиля» с предложением присоединиться к воссоздаваемому проекту. Состав был обзвонен и полностью согласился с предложением.

Название чуть позже придумала Хелависа объяснив это примерно так: «Очень милое сказочное сооружение, нам подходит». Это потом уже объяснение обросло всякими подробностями того, что подразумевается под словами «милое сказочное сооружение», а именно - «обиталище красноглазого мельника-колдуна из славяно-балтийского фольклора; некий демиургический механизм, не только превращающий зерно в муку, но и творящий свой необыкновенный мир, как мельница Сампо» и т. п. А тогда это была просто очень милая сказочная «Мельница».

Первый концерт состоялся в клубе «Форпост» 29 октября. Причем, в афише все еще значился «Тиль Уленшпигель», поэтому Хелависа начала концерт словами: «Здравствуйте. Вас немножко обманули. Дело в том, что заявлена была группа Тиль Уленшпигель, а сейчас вы видите перед собой группу Мельница, потому что все ушли из группы Тиль Уленшпигель и образовали другую группу. Если кто-то хочет, то он может получить свои деньги обратно, а для тех, кто останется сыграем.» Не помню, чтобы кто-то ушел. И, естественно, тоже остался. Концерт получился дивным, хотя Хелависе было трудновато одновременно играть на гитаре и петь, но эту проблему еще предстояло решить.

И вскоре она была решена. В группу пригласили старого друга Александра Степанова по прозвищу «Грендель», который почитался в их кругах за самого крутого гитариста. Однако же, имея нулевой опыт игры в коллективе (это совсем не то же самое, что играть одному, без ансамбля то есть), Грендель коллектив быстро разочаровал, и тогда родилась «светлая» идея пригласить в группу Алексея. Можно признать, что его опыт игры в коллективе на тот момент также стремился к нулю, а следовательно группа «Мельница» вобщем-то поменяла шило на мыло. Но, тем не менее, в составе задержался надолго, постепенно совершенствовал свои навыки и в итоге даже перестал вызывать игрой гримасы боли на лицах товарищей по группе. Гренделю же еще предстояло Второе Пришествие, которое состоялось в 2001 году, когда Хелависа на полгода покидала группу, уехав в Ирландию на стажировку. Второе Пришествие Гренделя прошло куда удачнее первого.

Стоит добавить, что вначале группа использовала багаж песен «Тиля Уленшпигеля», поэтому и в дебютный альбом «Мельницы» вошли несколько песен, аранжировщиком которых был Руслан Комляков, лидер «Тиля Уленшпигеля», и сейчас трудно точно установить, какие из песен «Тиля» исполнялись на гастрольных концертах уже «Мельницей», а какие приписываются прежнему составу но с новым названием ошибочно…

Да и стоит ли, дело прошлое, и подлинный прорыв в мейнстрим группа совершила уже с полностью своим репертуаром в 2005 году благодаря «Нашему радио» и хит-параду «Чартова дюжина». Поклонники «Мельницы» организовали флешмоб и вывели песню «Ночная кобыла» в лидеры хит-парада. С тех пор «Мельница» - постоянный участник плей-листа «Нашего радио», их песни часто побеждают в хит-парадах.

В том же 2005 году в составе Мельницы произошли изменения, говоря проще - раскол. Несколько участников отделились и образовали группу «Сильфы». Тогда же появилась вторая вокалистка, Алевтина Леонтьева, которая приняла участие в записи альбома «Зов крови» (2006). Алевтина покинула группу в 2007 году.

В 2009 году «Мельница» записала новый альбом «Дикие травы». В этом же году вышел сборник хитов «Мельница: Лучшие песни».

Параллельно с работой в «Мельнице», Хелависа выступает сольно, долгое время распространялись любительские записи её концертов. Первый «официальный» сольный альбом, «Леопард в городе», вышел в 2009 году.

В 2011 году у группы вышел сингл «Рождественские песни», куда вошли две новые песни - «Береги себя» и «Овечка».

28 апреля 2012 года состоялся релиз пятой пластинки «Ангелофрения». В тот же день «Мельница» презентовала новый альбом в Москве, в клубе Arena Moscow. Также вышли DVD-запись концерта-презентации «Диких трав» и бокс-сет «Знак четырёх» - переиздание первых четырёх альбомов группы. В качестве бонуса в «Знак четырёх» вошли песни «Береги себя» и «Овечка», включённые в рождественский сингл 2011 года.

В ноябре состоялись съёмки первого клипа группы и материала для второго клипа с концерта группы в Ижевске 25 ноября 2012 года.

26 сентября 2014 года вышел первый официальный концертный альбом группы «Мельница» «Ангелофрения Live», включающий в себя запись 16 песен с презентации альбома «Ангелофрения» в клубе Arena Moscow 28 апреля 2012 года.

Участники группы

Наталья О’Шей (Хелависа) - вокал, ирландская арфа, перкуссия, акустическая гитара, стихи, музыка, аранжировки.

Алексей Орлов (с декабря 2005 года) - электровиолончель, виолончель, мандолина, аранжировки.

Алексей Кожанов (с декабря 2005 года) - бас-гитара, акустическая гитара, аранжировки.

Дмитрий Фролов (с декабря 2005 года) - ударная установка, аранжировки.

Сергей Вишняков (с февраля 2010 года) - акустическая гитара, электрогитара, бэк-вокал.

Дмитрий Каргин (с июня 2013 года) - флейта

Сессионные участники

Василиса Введенская - альт скрипичный. Лидер фолк-рок-группы «Вилы». Сессионный участник, май 2000.

Сергей Седых - гитара, электрогитара. Лидер рок-группы «Северо-Восток», сессионный участник концертов 2009–2010, принял участие в записи альбома «Дикие травы» (2009).

Ирина Сурина - вокал. Кантри-фолк-певица, бывшая участница группы «Кукуруза» (1991–2000). Приняла участие в записи альбома «Дикие травы».

Елена Никитаева - вокал. Приняла участие в записи альбома «Дикие Травы» и его презентации в СК «Олимпийский» (2009 г.)

Сергей Клевенский - духовые. Принял участие в записи альбома «Дикие травы».

Макс Йорик - электроскрипка. Принял участие в записи альбома «Дикие травы» и его презентациях в СК «Олимпийский» (Москва) и ДС «Юбилейный» (СПб).

Пётр Никулин - диджериду. Принял участие в записи альбома «Дикие травы».

Николай Ооржак - горловое пение. Принял участие в записи альбома «Дикие травы».

Оскар Чунтонов - орган Хаммонда. Клавишник группы Петра Налича, Татьяны Зыкиной. Принял участие в записи альбома «Дикие травы». Сессионный участник московских концертов группы с 2010 г.

Административно-техническая группа

Алексей Сапков (Чус) - с октября 1999 года по март 2010 года: гитара, вокал, перкуссия, музыка, стихи, аранжировки. С марта 2010 года: директор и продюсер коллектива.

Алексей Зиновьев - звукорежиссёр сцены.

Иван Савин - художник по свету.

Алексей Денисов - звукорежиссёр (с ноября 2011 года).

Бывшие участники

Дэн Скурида - гитара, перкуссия, вокал. С основания группы до июля 2002 года. Участник группы «Ветер Воды».

Мария Скурида - скрипка, бэк-вокал. С основания группы до июля 2002 года. Участница группы «Ветер Воды».

Наталья Филатова - флейта. С основания группы до октября 2005 года. Участница группы «Сильфы».

Александр Степанов (Грендель) - гитара, перкуссия, вокал, музыка, аранжировки. С образования «Мельницы» в октябре 1999 года по декабрь 1999 года был участником группы. С новыми силами вернулся в январе 2001 года, чтобы усилить и разнообразить звучание коллектива. В июне 2007 года вновь покинул группу, являлся участником фолк-группы «АнарримА» до её распада.

Дина Хацко - второй вокал, 1999 год.

Александра Никитина - виолончель, 1999 год.

Алексей Даниленко - виолончель, 2000 год.

Ольга Лопина - второй вокал, ноябрь-декабрь 2000 года.

Роман Лютославский (Прощенко) - перкуссия, ударная установка. С сентября 2002 до июля 2004 года.

Инесса Клубочкина (Бурлакова) - скрипка. С октября 2003 до октября 2005 года. Участница группы «Сильфы».

Наталья Котлова - виолончель. С декабря 2003 до октября 2005 года. Бывшая участница группы «Сильфы».

Александр Леер - ударная установка, перкуссия. С июля 2004 до октября 2005 года. Бывший участник группы «Сильфы».

Мария Цодокова (Шанти) - вокал, бэк-вокал. В ноябре 2004 года выступала с группой в качестве второй вокалистки.

Ирина Ширяева - вокал, бэк-вокал. В январе-мае 2005 года выступала с группой в качестве второй вокалистки.

Сергей Заславский - флейта, мелодика, жалейка, саксофон, аккордеон, варган, аранжировки. С декабря 2005 по май 2013 года.

Алевтина Леонтьева - вокал, бэк-вокал, стихи. С 27 мая 2006 года выступала с группой в качестве второй вокалистки. 24 ноября 2007 года покинула «Мельницу», ведёт собственные проекты.

Алексей Аржанов (Доктор) - звукорежиссёр (покинул группу в октябре 2011 года).

Из книги Гадкие утята фантастики автора Альтшуллер Генрих Саулович

«ЧЕРТОВА МЕЛЬНИЦА», 1929 29. «Двигатель», в котором используются мышцы человека.Как ни странно, эта идея оказалась недостаточно фантастичной. Сейчас ведутся работы по созданию двигателей с искусственными мышцами - полимерными элементами, непосредственно превращающими

Из книги Том 20. Избранные письма 1900-1910 автора Толстой Лев Николаевич

47. Группе шведских писателей и ученых <перевод с французского> 1902 г. Января 22/февраля 4. Гаспра. 1902 22 янв. / 4 февраляДорогие и уважаемые собратья,Я был очень доволен, что Нобелевская премия не была мне присуждена. Во-первых, это избавило меня от большого затруднения -

Из книги Японцы [этнопсихологические очерки] автора Пронников Владимир Алексеевич

3. Установление отношений подчинения в рабочей группе Одной из основных особенностей японского менеджмента является упор на приверженность к группе, групповая психология. Ни в какой другой человеческой общности так высоко не оценивают групповую атмосферу,

Из книги Проблемы международной пролетарской революции. Коммунистический Интернационал автора Троцкий Лев Давидович

Л. Троцкий. ГРУППЕ «СПАРТАК» В ГЕРМАНИИ И КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ НЕМЕЦКОЙ АВСТРИИ Дорогие товарищи!С величайшей радостью следим мы за вашей борьбой и вашими выступлениями под знаменами революционного социализма. Вам приходится вести борьбу в необычайно трудных

Из книги Революционное богатство автора Тоффлер Элвин

Сатанинская мельница Упомянутые выше материальные улучшения сопровождаются значительными достижениями в качестве жизни. Согласно данным Агентства по защите окружающей среды, «загрязнение среды промышленными предприятиями и мусоросжигательными заводами уменьшилось

Из книги ГРУ: вымыслы и реальность автора Пушкарев Николай

В ГРУППЕ СОВЕТСКИХ ВОЙСК В ГЕРМАНИИ В.К.БУРЦЕВ,полковник спецслужбы ГРУ Генштаба МО ВС СССРканд. физ-мат. наукСлужбу свою я начал в начале декабря 1962 года. После окончания учебы в МГУ на физическом факультете в 1960 году был распределен в НИИ «Теплоприбор», а в 1961 году

Из книги Газета Завтра 288 (23 1999) автора Завтра Газета

Роман Коноплев ВЕНЕЧКИНА МЕЛЬНИЦА Златоглазый Коперник, твори меня вновь. Спасибо, колдунья-весна, за твою акварель. Спасибо вам, вешние чары, за нашу любовь. За маленький домик с видом на небо, а в небе апрель... Последние времена. Омерзительная каша зарубающегося

Из книги Письма, заявления, интервью. 70-е годы автора Сахаров Андрей Дмитриевич

ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ А. САХАРОВА ГРУППЕ ИНОСТРАННЫХ ЖУРНАЛИСТОВ Сахаров спросил присутствующих, знакомы ли они с его записью разговора с заместителем Генерального прокурора М. П. Маляровым, и, получив утвердительный ответ, просил считать эту запись введением к

Из книги Неизвестные Стругацкие. От «Понедельника...» до «Обитаемого острова»: черновики, рукописи, варианты автора Бондаренко Светлана

О группе «Людены» Здесь часто упоминаются «людены» - представители группы «Людены», вот уже более пятнадцати лет занимающиеся исследованием творчества АБС. За полтора десятка лет группа успела пройти ряд существенных этапов в своем развитии, были и кризисы, было и

Из книги 100 знаменитых изобретений автора Пристинский Владислав Леонидович

Мельница Мельница является первым устройством, использовавшим не мышечную энергию человека или животных, а энергию природных сил – воды и ветра.Первыми были водяные мельницы, где происходило преобразование энергии водяного потока в энергию вращения. Это простейшее

Из книги Как обустроиться в Европе. Практическое пособие для проживающих и отъезжающих автора Прийдак Анна

Характеристики, свидетельствующие о принадлежности к определенной социальной группе Первое впечатление от одежды и других атрибутов внешности человека, а также от предметов, которыми он пользуется, создают основу для дальнейшего общения с ним. Одежда может помочь

Из книги История чемпионатов Европы по футболу автора Желдак Тимур А.

Из книги Хелависа и группа «Мельница». Не только песни [сборник] автора О`Шей Наталья Хелависа

Из книги Неужели я гений? автора Венгар Вин

Из книги Ноука от Горького Лука (компиляция) автора Горький Лук

Глава 12. Работа в группе Девятилетний мальчик из племени Оглала Сиу заболел горячкой. В бреду ему пригрезилось, как четыре табуна могучих коней несутся с четырех концов Земли. Затем в облаках явились шестеро Старейшин - духов-хранителей племени - и сообщили ему важную

Из книги автора

Нефтяная мельница, або Двадцать два миллиона китайских долларов Расскажу две истории про карты-деньги, а потом сделаю из них mashup под березовый русский бит.Был у меня приятель. Ну как приятель, скорее знакомый. Богатый. Разбогател в 90-е на занесении культуры в массы.




Top