Губернский город в поэме мертвые души описание. Описание нравов губернского города NN (По поэме Н

Произведение Н. В. Гоголя “Мертвые души”, по мнению Герцена, -“удивительная книга, горький упрек современной Руси, но не безнадежный”. Являясь поэмой, оно было призвано воспеть Русь в ее глубинных народных основах. Но преобладают все же в нем сатирические обличительные картины современной автору действительности.
Как и в комедии “Ревизор”, в “Мертвых душах” Гоголь использует прием типизации. Действие поэмы разворачивается в губернском городе NN. который является собирательным образом. Автор замечает, что “он никак не уступал другим губернским городам”. Это дает возможность воспроизвести полную картину нравов всей страны. Главный герой поэмы Чичиков обращает внимание на типичные “дома в один, два и полтора этажа, с вечным мезонином”, на “почти смытые дождем вывески”, на чаще других встречающуюся надпись “Питейный дом”.
На первый взгляд кажется, что атмосфера жизни города несколько отлична от сонного, безмятежного и застывшего духа помещичьего быта. Постоянные балы, обеды, завтраки, закуски и даже поездки в присутственные места создают образ, исполненный энергии и страстей, суеты и хлопот. Но при ближайшем рассмотрении выявляется, что все это призрачно, бессмысленно, ненужно, что представители верхушки городского общества безлики, духовно мертвы, а их существование бесцельно. “Визитной карточкой” города становится пошлый франт, встретившийся Чичикову при въезде в город: “...встретился молодой человек в белых канифасовых панталонах, весьма узких и коротких, во фраке с покушеньями на моду, из-под которого была видна манишка, застегнутая тульскою булавкою с бронзовым пистолетом”. Этот случайный персонаж является олицетворением вкусов губернского общества.
Жизнь города всецело зависит от многочисленных чиновников. Автор рисует выразительный портрет административной власти в России. Словно подчеркивая бесполезность и безликость чиновников города, он дает им очень краткие характеристики. О губернаторе сказано, что он “был ни толст, ни тонок собой, имел на шее Анну...; впрочем, был большой добряк и даже сам вышивал по тюлю”. О прокуроре известно, что он был обладателем “весьма черных густых бровей и несколько подмигивающего левого глаза”. О почтмейстере замечено, что он был человек “низенький”, но “остряк и философ”.
Все чиновники имеют низкий уровень образованности. Гоголь с иронией называет их “людьми более или менее просвещенными”, потому что “кто читал Карамзина, кто “Московские ведомости”, кто даже и совсем ничего не читал...” Таковы и губернские помещики. Те и другие связаны между собой почти родственными связями. Автор показывает в размышлении о “толстых и тонких”, как постепенно государственные люди, “заслужив всеобщее уважение, оставляют службу... и делаются славными помещиками, славными русскими барами, хлебосолами, и живут и хорошо живут”. Это отступление является злой сатирой на чиновников-грабителей и на “хлебосольных” русских бар, ведущих праздное существование, бесцельно коптящих небо.
Чиновники - это своего рода вершители судеб жителей губернского города. От них зависит решение любого, даже маленького вопроса. Ни одно дело не рассматривалось без взяток. Взяточничество, казнокрадство и грабеж населения - явления постоянные и повсеместные. Полицмейстеру стоило только мигнуть, проходя мимо рыбного ряда, как на его столе появлялись “белуга, осетры, семга, икра паюсная, икра свежепросольная, селедки, севрюжки, сыры, копченые языки и балыки, - это все было со стороны рыбного ряда”.
“Слуги народа” поистине единодушны в своем стремлении широко пожить за счет сумм “нежно любимого ими Отечества”. Они одинаково безответственно относятся к своим прямым обязанностям. Это особенно ярко показано при оформлении Чичиковым купчих на крепостных крестьян. В свидетели Собакевич предлагает пригласить прокурора, который, “наверняка, сидит дома, так как за него все делает стряпчий Золотуха, первейший хапуга в мире”, и инспектора врачебной управы, а также Тру-хачевского и Белушкина. По меткому замечанию Собакевича, “они все даром бременят землю!” Кроме того, характерно замечание автора, что председатель по желанию Чичикова “мог продлить и укоротить... присутствие, подобно древнему Зевсу”.
Центральное место в характеристике чиновничьего мира занимает эпизод смерти прокурора. Всего лишь в нескольких строчках Гоголю удалось выразить всю пустоту жизни этих людей. Никто не знает, зачем жил и зачем умер прокурор, так как не понимает, зачем живет и он сам, каково его назначение.
При описании жизни губернского города автор особое внимание уделяет женской партии. Прежде всего это жены чиновников. Они так же обезличены, как и их мужья. Чичиков замечает на балу не людей, а огромное количество роскошных платьев, лент, перьев. Автор отдает должное вкусу губернских дам: “Это не губерния, это столица, это сам Париж!”, но одновременно он разоблачает их подражательскую сущность, замечая местами “не виданный землею чепец” или “чуть ли не павлинов перо”. “Но уж без этого нельзя, таково свойство губернского города: где-нибудь уж он непременно оборвется”. Благородной особенностью губернских дам является их умение выражаться с “необыкновенной осторожностью и приличием”. Речь их изящна и витиевата. Как замечает Гоголь, “чтоб еще более облагородить русский язык, половина почти слов была вовсе выброшена из разговора”.
Жизнь чиновничьих жен праздна, но они сами деятельны, поэтому сплетни по городу распространяются с поразительной быстротой и приобретают ужасающий облик. Из-за дамских толков Чичиков был признан миллионщиком. Но как только он перестал удостаивать женское общество вниманием, поглощенный лицезрением губернаторской дочки, герою приписали и замысел похищения предмета созерцания и множество других страшных преступлений.
Дамы города имеют огромное влияние на своих мужей-чиновников и не только заставляют их поверить в невероятные сплетни, но и способны настроить друг против друга. “Дуэли, конечно, между ними не происходили, потому что все были гражданские чиновники, но зато один другому старался напакостить, где было можно...”
Все гоголевские герои мечтают достичь некоего идеала жизни, который для большинства представителей губернского общества видится в образе столицы, блистательного Петербурга. Создавая собирательный образ русского города 30-40-х годов XIX века, автор совмещает черты провинции и характерные особенности столичной жизни. Так, упоминание о Петербурге встречается в каждой главе поэмы. Очень четко, без прикрас этот образ обозначился в “Повести о капитане Копейкине”. Гоголь с поразительной откровенностью замечает, что в этом городе, чинном, чопорном, утопающем в роскоши, совершенно невозможно жить маленькому человеку, такому как капитан Копейкин. Писатель говорит в “Повести...” о холодном равнодушии сильных мира сего к бедам несчастного инвалида, участника Отечественной войны 1812 года. Так в поэме возникает тема противопоставления государственных интересов и интересов простого человека.
Гоголь искренне негодует против царящей в России социальной несправедливости, облекая свое возмущение в сатирические формы. В поэме он использует “ситуацию заблуждения”. Это помогает ему раскрыть те или иные стороны жизни губернского города. Автор ставит всех чиновников перед одним фактом и выявляет все “грешки” и преступления каждого: произвол на службе, беззаконие полицейских, праздное времяпрепровождение и многое другое. Все это органично вплетается в общую характеристику города NN. а также подчеркивает его собирательность. Ведь все эти пороки были свойственны современной Гоголю России. В “Мертвых душах” писатель воссоздал реальную картину русской жизни 30-40-х годов XIX столетия, и в этом его величайшая заслуга.

ОБРАЗ ГОРОДА В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ. Композиционно поэма «Мертвые души» состоит из трех внешне замкнутых, но внутренне взаимосвязанных кругов - помещики, город, жизнеописание Чичикова, объ­единенных образом дороги, сюжетно связанных аферой глав­ного героя.

Но среднее звено -- жизнь города - само состоит как бы из сужающихся кругов, тяготеющих к центру; это гра­фическое изображение губернской иерархии. Интересно, что в этой иерархической пирамиде губернатор, вышиваю­щий по тюлю, выглядит как бы фигурой марионеточной. Истинная жизнь кипит в гражданской палате, в «храме Фемиды». И это естественно для административно-бюрок­ратической России. Поэтому эпизод посещения Чичико­вым палаты становится центральным, самым значитель­ным в теме города.

Описание присутствия - апофеоз гоголевской иронии. Автор воссоздает истинное святилище российской империи во всем его смешном, уродливом виде, вскрывает все могу­щество и одновременно немощность бюрократической маши­ны. Издевка Гоголя беспощадна: перед нами храм взяточни­чества, единственный его «живой нерв».

В этом якобы храме, в этой цитадели разврата возрож­дается образ Ада - хоть и опошленного, комического - но истинно русского Ада. Возникает и своеобразный Верги­лий - им оказывается «мелкий бес» - палатский чинов­ник, что «прислужился нашим приятелем, как некогда Вергилий прислужился Данту, и провел их в комнату при­сутствия, где стояли одни только широкие кресла и в них перед столом, за зеркалом и двумя толстыми книгами си­дел один, как солнце, председатель. В этом месте Вергилий почувствовал такое благоговение, что никак не осмеливал­ся занести туда ногу…» Как блистательна гоголевская иро­ния! Как бесподобен председатель - «солнце» гражданс­кой палаты! Как неподражаемо комичен этот убогий Рай, перед которым коллежского регистратора охватывает свя­щенный трепет! И самое смешное - как и самое трагич­ное, страшное! - то, что новоявленный Вергилий воистину почитает председателя - солнцем, его кабинет - Раем, его гостей - святыми Ангелами…

Как же мельчают, как исполшляются души в подоб­ном мире! Как жалки и ничтожны их представления об основополагающих для христианина понятиях - Рай, Ад, душа!

Что считают душой, лучше всего показано в эпизоде смер­ти прокурора: ведь о том, что у «покойника была, точно, душа», окружающие догадались, лишь когда он умер и стал «одно только бездушное тело». Для них душа - понятие фи­зиологическое! И в этом - духовная катастрофа.

В отличие от тихой, размеренной помещичьей жизни, где время, кажется, застыло, жизнь города кипит, клокочет. Но жизнь эта - призрачна, это не деятельность, а пустая суе­та. Что взбаламутило город, заставило в нем все тронуться с места? Сплетни о Чичикове. Все это смешно и ужасно од­новременно. Пустословие, которое перерастает в духовную пустоту -- вот главная идея гоголевского города.

Контраст суетливой внешней деятельности и внутреннего окостенения поразителен. Жизнь города мертва и бессмыс­ленна, как вся жизнь этого безумного мира. Черты алогиз­ма в образе города доведены до предела: с них и начинается повествование. Вспомните тупой, бессодержательный разго­вор мужиков, докатится колесо до Москвы или до Казани; комичный идиотизм вывесок «И вот заведение», «Иностра­нец Иван Федоров»…

Во многом образ губернского города в «Мертвых душах» напоминает образ города в «Ревизоре». Но укрупнен мас­штаб: вместо затерянного в глуши городишки, откуда «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь», город центральный - «невдалеке от обеих столиц». Вместо мелкой сошки городничего - губернатор. Но жизнь - пустая, ало­гичная, бессмысленная - та же: «мертвая жизнь».

В «Мертвых душах» Н.В. Гоголь представил перед взором читателей панораму российской реальности. В произведении автор поднимает множество актуальных для России того периода вопросов. Не последнее место в поэме занимает и городская тема.

Начинается повествование с того, что главный герой Павел Чичиков приезжает в NN - один из губернских городов. Судя по описанию, мы сразу же понимаем, что это захолустный городок: «мостовая везде была плоховата», много «питейных домов», плохонький городской парк, который «состоял из тоненьких дерев, дурно принявшихся, с подпорками внизу, в виде треугольников, очень красиво выкрашенных зеленою масляною краскою».

Гоголь очень легко подмечает смешные нелепости, которые вполне привычны для местного населения, но очень забавляют приезжих. Чего только стоит одно названия магазина картузов и фуражек «Иностранец Василий Федоров».

Время пребывания в этом городе Чичиков посвятил визитам к высокопоставленным чиновникам. Для каждого из них он нашел слова похвалы, мол, хорошо они справляются с вверенными им городскими делами. А вот Собакевич, наоборот, отзывается о них весьма нелестно: «Я их знаю всех: это всё мошенники, весь город там такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет». Так где же правда? Разобраться поможет в этом вопросе писатель. Вот, что он говорит о чиновничестве NN, в частности о полицмейстере: «Полицеймейстер был некоторым образом отец и благотворитель в городе. Он был среди граждан совершенно как в родной семье, а в лавки и в гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую…». Да, Гоголь иронизирует. И в этой иронии скрывается все его отношение к чиновникам, как к сословию: они «более или менее просвещенные: кто читал Карамзина, кто «Московские ведомости», кто даже и совсем ничего не читал».

Поведение дам в этом городе тоже весьма примечательно. Они старались подражать петербургским представительницам аристократии и вели себя очень осторожно и прилично. Вместо выражения «я высморкалась» они говорили «я облегчила себе нос».

Гоголь в «Мертвых душах», собственно, как и в «Ревизоре», показал пустую и никчемную жизнь провинциальных чиновников того времени. Имея возможности и власть для того, чтобы улучшить положение дел в обществе, они тратят свое время на карточные игры, банкеты за государственный счет, сплетни и интриги. Они без зазрения совести воруют и берут взятки. Да и как может быть иначе, если полицмейстер, который является стражем закона и порядка, сам ворует… Я думаю, что чиновников, равно как и помещиков, вполне обоснованно можно "прикрепить" к классу «мертвых душ» российской реальности.

(окончание) Контраст суетливой внешней деятельности и внутреннего окостенения поразителен. Жизнь города мертва и бессмысленна, как вся жизнь этого безумного современного мира. Черты алогизма в образе города доведены до предела: с них и начинается повествование. Вспомним тупой, бессодержательный разговор мужиков, докатится ли колесо до Москвы или до Казани; комичный идиотизм вывесок "И вот заведение", "Иностранец Иван Федоров"... Думаете, это Гоголь сочинил?

Ничего подобного! В замечательном сборнике очерков быта писателя Е. Иванова "Меткое московское слово" целая глава посвящена текстам вывесок. Приводятся такие: "Шашлычный мастер из молодого карачаевского барашка с кахетинским вином.

Соломон", "Профессор шансонетного искусства Андрей Захарович Серполетти". А вот совершенно "гоголевские": "Парикмахер мусью Жорис-Панкратов", "Парижский парикмахер Пьер Мусатов из Лондона. Стрижка, брижка и завивка". Куда до них бедному "Иностранцу Ивану Федорову"!

А ведь Е. Иванов собирал курьезы в начале XX века - то есть более 50-ти лет прошло после создания "Мертвых душ"!

И "парижский парикмахер из Лондона" и "мусью Жорис Панкратов" - духовные наследники гоголевских героев.Во многом образ губернского города в "Мертвых душах" напоминает образ города в "Ревизоре". Но - обратим внимание! - укрупнен масштаб. Вместо затерянного в глуши городишки, откуда "хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь", город центральный - "невдалеке от обеих столиц". Вместо мелкой сошки городничего - губернатор. А жизнь та же - пустая, бессмысленная, алогичная - "мертвая жизнь".

Художественное пространство поэмы составляют два мира, которые можно условно обозначить как мир "реальный" и мир "идеальный". "Реальный" мир автор строит, воссоздавая современную ему действительность российской жизни. В этом мире живут Плюшкин, Ноздрев, Собакевич, прокурор, полицмейстер и другие герои, являющие собой своеобразные карикатуры на современников Гоголя. Д. С. Лихачев подчеркнул, что "все создаваемые Гоголем типы строго локализовались в социальном пространстве России. При всех общечеловеческих чертах Собакевича или Коробочки, все они все же одновременно являются представителями определенных групп русского населения первой половины XIX века".

По законам эпоса Гоголь воссоздает в поэме картину жизни, стремясь к максимальной широте охвата. Неслучайно сам он признавался, что хочет показать "хотя бы с одного боку, но всю Россию". Написав картину современного мира, создав карикатурные маски современников, в которых свойственные эпохе слабости, недостатки и пороки гипертрофированы, доведены до абсурда - и поэтому одновременно отвратительны и смешны, - Гоголь достигает необходимого эффекта: читатель увидел, как аморален его мир. И только тогда автор вскрывает механизм этого искажения жизни. Глава "Рыцарь копейки", вынесенная в конец первого тома, композиционно становится "вставной новеллой". Отчего люди не видят, как мерзка их жизнь?

А как им это понять, если единственное и главное наставление, полученное мальчиком от отца, духовный завет, выражаются двумя словами: "копи копейку"?"Комизм кроется везде, - говорил Н. В. Гоголь.

Живя среди него, мы его не видим: но если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы же сами над собой будем валяться со смеху". Этот принцип художественного творчества воплотил он в "Мертвых душах". Дав читателям увидеть, как страшна и комична их жизнь, автор объясняет, отчего люди сами этого не ощущают, в лучшем случае ощущают недостаточно остро. Эпическая абстрагированность автора от происходящего в "реальном" мире обусловлена масштабностью стоящей перед ним задачи "показать всю Русь", дать читателю самому, без авторской указки увидеть, каков окружающий его мир.Мир "идеальный" строится в строгом соответствии с истинными духовными ценностями, с тем высоким идеалом, к которому стремится душа человеческая.

Сам автор видит "реальный" мир так объемно именно потому, что существует в "иной системе координат", живет по законам "идеального" мира, судит себя и жизнь по высшим критериям - по устремленности к Идеалу, по близости к нему. В названии поэмы заложен глубочайший философский смысл. Мертвые души - бессмыслица, сочетание несочетаемого - оксюморон, ибо душа - бессмертна. Для "идеального" мира душа бессмертна, ибо она - воплощение Божественного начала в человеке.

А в мире "реальном" вполне может быть "мертвая душа", потому что дня него душа только то, что отличает живого человека от покойника. В эпизоде смерти прокурора окружающие догадались о том, что у него "была точно душа", лишь когда он стал "одно только бездушное тело". Этот мир безумен - он забыл о душе, а бездуховность и есть причина распада, истинная и единственная. Только с понимания этой причины может начаться возрождение Руси, возвращение утраченных идеалов, духовности, души в истинном, высшем ее значении.Мир "идеальный" - мир духовности, духовный мир человека.

В нем нет Плюшкина и Собакевича, не может быть Ноздрева и Коробочки. В нем есть души - бессмертные человеческие души. Он идеален во всех значениях этого слова, И потому этот мир нельзя воссоздать эпически. Духовный мир описывает иной род литературы - лирика. Именно поэтому Гоголь определяет жанр произведения как лиро-эпический, назвав "Мертвые души" поэмой .Вспомним, что начинается поэма с бессмысленной беседы двух мужиков: доедет ли колесо до Москвы; с описания пыльных, серых, бесконечно тоскливых улиц губернского города; со всевозможных проявлений человеческой глупости и пошлости. Завершает же первый том поэмы образ чичиковской брички, идеально преобразившейся в последнем лирическом отступлении в символ вечно живой души русского народа - чудесную "птицу-тройку". Бессмертие души - вот единственное, что вселяет в автора веру в обязательное возрождение его героев - и всей жизни, следовательно, всей Руси.

По материалам: Монахова О. П.

Малхазова М. В. Русская литература XIX века.

«Вся Русь явится в нем», - писал о своем произведении сам Н. В. Гоголь. Отправляя своего героя в дорогу по России, автор стремится показать все, что свойственно русскому национальному характеру, все, что составляет основу русской жизни, историю и современность России, пытается заглянуть в будущее… С высоты своих представлений об идеале автор судит «всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь».

Проницательный взгляд Н. В. Гоголя исследует быт русских помещиков, крестьян, состояние душ людей. Не обходит он своим вниманием и российский город.

В одной из рукописей, относящейся к наброскам поэмы, Н. В. Гоголь записывает: «Идея города. Возникшая до высшей степени Пустота. Пустословие. Сплетни, перешедшие пределы, как все это возникло от безделья и приняло выражение смешного в высшей степени». И далее - трагический взгляд на эту идею: «Как пустота и бессильная праздность жизни сменяются мутною, ничего не говорящею смертью. Как это страшное событие совершается бессмысленно… Смерть поражает не трогающийся мир». Посмотрим, какое воплощение получил этот первоначальный замысел Гоголя.

Как и в «Ревизоре», в «Мертвых душах» Н. В. Гоголь рисует обобщенную картину русского города, административно-чиновничьего центра вообще. А потому, как и всегда, писатель показывает нам город через изображение чиновников.

Губернатор, фигура в царской России достаточно значительная, прелестно вышивает по тюлю, и это его главное достоинство. Полицмейстер заходит в лавки как к себе домой, но, как говорят купцы, «зато уж никак тебя не выдаст». Прокурор, по словам Собакевича, человек праздный… за него все делает стряпчий Золотуха». Умение чиновника крепостной экспедиции Ивана Антоновича кувшинное рыло брать взятки вошло в пословицу. Гоголь всегда верил в высокое предназначение государства, а потому особенно страшно для него полное пренебрежение чиновников к своим обязанностям.

Должность для них - это лишь средство приобретения чинов, возможность жить праздной, беззаботной жизнью. Вся административная система в городе устроена таким образом, чтобы чиновникам было проще брать взятки, обирать казну и весело проводить время. Все чиновники связаны между собой, а потому не станут друг друга выдавать. Не случайно в черновиках поэмы Собакевич дает следующую характеристику городу: «Весь город разбойничий вертеп».

Но не только административные отношения в городе сами по себе интересуют Н. В. Гоголя. Как и в помещика, писатель пытается найти в чиновниках губернского города душу - и не находит ее. Не случайно, раздумывая над тем, что составляет главные особенности города, Н. В. Гоголь подчеркивает: нетрогающийся мир. В философии Гоголя движение - одна из основных категорий. Все недвижимое не только мертво по своей сути, но и не способно на возрождение.

Ключевым эпизодом, раскрывающим суть жизни в городе, является смерть прокурора. С одной стороны, она носит комический характер, но с другой, пожалуй, - более чем трагический. Тому есть две причины. Первая заключается в том, что, по словам Н. В. Гоголя, «…появленье смерти так же было страшно в малом, как страшно оно и в великом человеке». Вторая связана с общей гоголевской концепцией человека.

«Вот, прокурор! жил, жил, а потом и умер! и вот напечатают в газетах, что скончался, к прискорбию подчиненных и всего челов

  1. Новое!

    Тема России и ее будущего всегда волновала писателей и поэтов. Многие из них пытались предсказать судьбу России и объяснить положение, создавшееся в стране. Так и Н. В. Гоголь отразил в своих произведениях наиболее важные черты эпохи, современной писателю,...

  2. В отличие от Ноздрева Собакевича нельзя причислить людям, витающим в облаках. Этот герой твёрдо стоит на земле, не тешит себя иллюзиями, трезво оценивает людей и жизнь, умеет действовать и добиваться того, чего хочет. При хар-ке его быта Гоголь во всем...

    Гоголь, по словам В. Г. Белинского, «первый взглянул смело и прямо на русскую действитель­ность». Сатира писателя была направлена против «общего порядка вещей», а не против отдельных личностей, дурных исполнителей закона. Хищ­ный стяжатель Чичиков, помещики...

    Н.В. Гоголь принадлежит к числу величайших деятелей русской классической литературы. Вершиной творчества писателя является поэма "Мертвые души" одно из выдающихся произведений мировой литературы, по определению Белинского, "творение,...




Top