Ханты-Мансийский автономный округ – Югра.
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП
КЛАСС
I. Задание первого типа
Перед Вами 6 слов, в которых буквы переставлены местами. Каждому слову
Соответствует одно из 6 изображений.
1.Расшифруйте написанные слова. Впишите их в таблицу вместе с номером соответствующего изображения.
2.Кратко поясните в таблице смысл понятия, выраженного расшифрованным словом.
3.Напишите, к какой культурно-исторической эпохе относятся расшифрованные понятия.
4.Приведите ОДИН яркий пример культурного наследия определенной Вами эпохи. Дайте его краткую характеристику. Поясните выбор.
ТЕАКРОРИНО |
АРИКНОЛИ |
МОНЕДЛЬ |
МХРА |
ТЬЯЙЧА |
ТРАЗИККУ |
II. Задание второго типа
Прочитайте текст
1. Определите произведение, о котором говорится в тексте. Напишите его название.
3. Назовите художественные средства скульптуры и поэзии для передачи эмоциональной атмосферы произведения.
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный чёлн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
На зло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам/…/ А.С.Пушкин
III. Задание третьего типа
Определите художественное полотно по фрагменту.
1. Напишите, что на нем изображено.
3. Какую часть в композиции занимает представленный фрагмент?
4. Опишите общую композицию работы и укажите количество изображенных на ней фигур.
5. Назовите значимые запоминающиеся детали их место в композиции и функции/не более 5/.
6. Назовите произведения живописного искусства этого же жанра/не более 3/
7. Укажите известные работы этого же художника /не более 3/.
IV. Задание четвертого типа
В таблице перепутаны понятия и их определения.
1. Соотнесите понятия с их определениями.
2. Внесите в таблицу ответа буквы, соответствующие цифрам.
3. Дайте определение оставшимся понятиям.
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО Искусству (МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ)
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП
КЛАСС
I. Задание первого типа
В клетках квадрата написаны слова-символы. Прочитать их можно по ломаной линии, которая не должна пересекаться и не должна заходить на какой-либо квадрат дважды.
1. Соберите слова-символы и запишите их в таблицу.
2. Дайте им лаконичное пояснение, определение.
3. Запишите название эпохи, художественного явления, объединяющего все найденные Вами слова.
4. Запишите ОДИН яркий пример культурного наследия, относящегося к определенной Вами эпохе. Поясните свой выбор.
Т | Р | А, | Б | Е | Ж | Е |
И | А | Р | У | Н | С, | М |
Е | В | Н | О | Н | И | Ч |
Р | Е | Т | М | ,А | Ж | У |
Д | Д | А | О, | Р | Т | Р |
И, | А | Ж | И | А | С | Е |
Р | У | Е | Т | Р | А | Л |
.А | Т | К | И | Х | И, | Л |
Графы таблицы к заданию .
II. Задание второго типа
Прочитайте текст.
1. Напишите название произведения, о котором говорится в предложенном тексте.
3. Назовите художественные средства живописи и поэзии для передачи эмоциональной атмосферы произведения.
4. Определите и напишите эмоциональные доминанты каждого произведения.
1. Соберите слова-символы (определения, фамилии) и запишите их в таблицу.
2. Дайте им лаконичное пояснение, определение.
3. Приведите примеры произведений искусства этого времени.
4. Напишите название культурно-исторической эпохи или явления, к которой относятся найденные слова.
5. Дополнительные сведения.
Ш | К | М, | Б | О | Г | |
Ш | И | И | З | И | Т | А |
В | А | Н, | Р | Л | Ы | Р |
К | Т | С | Е | А | Л | , И |
А, | Р | Ы | В | , Н | Е | В |
П | Е | Е | Р | А | Т | И |
И | Н, | П | О | В, | Г | Е. |
Слова-символы | Определение, пояснение. | Произведения искусства (названия 1-2 картин) |
Шишкин | Иван Иванович, художник-передвижник, вторая половина XIX века | Картины: «Рожь», «Утро в сосновом лесу», «На севере диком», «Карабельная роща», «Дубы» и др. |
Реализм | В переводе «действительный» - направление в искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах. С начала XIX века в русской живописи становится популярным бытовой сюжет, одним из первых к нему обратился А. Г. Венецианов. П.А. Федотов стал родоначальником жанра критического реализма в русском изобразительном искусстве. Во второй половине XIX века было организовано Товарищество художников-передвижников. Критический реализм в их творчестве достигает большой глубины психологических обобщений. | Алексей Гаврилович Венецианов «Спящий пастушок», «На пашне. Весна». Павел Андреевич Федотов «Завтрак аристократа», «Сватовство майора» |
«Богатыри» | «Богатыри» - картина Виктора Михайловича Васнецова. Художник работал над картиной около двадцати лет, куплена П. М. Третьяковым для своей галереи, где хранится по сей день. На картине "Богатыри" изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович - знаменитые герои народных былин. | «Аленушка», «Витязь на распутье», «Снегурочка», «Иван Царевич на сером волке», «Богоматерь с младенцем» и др. |
Левитан | Исаак Ильич, русский художник, мастер «пейзажа настроения», вторая половина XIX века | «Март», «Тихая обитель», «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Владимирка», «Озеро. Русь» и др. |
Выставка | Публичное представление достижений в области экономики, науки, техники, культуры, искусства и других областях общественной жизни. Понятие может обозначать как само мероприятие, так и место проведения этого мероприятия. В данном случае, выставка картин художников-передвижников. | Выставки картин в музеях России и мира. |
Репин | Илья Ефимович Репин стал одной из ключевых фигур русского реализма. Он создаёт галерею портретов современников, работает как исторический художник и мастер бытовых сцен. XIX -XX вв. | «Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», «Не ждали», «Портет писателя Л.Н. Толстого» и др. |
Перов | Василий Григорьевич - русский живописец, один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, был создателем обличительных жанровых картин | «Тройка», «Утопленница», «Охотники на привале», «Рыболов» , «Птицелов», «Рыбная ловля», «Спящие дети» и др. |
Ге | Николай Николаевич, художник-передвижник, вторая половина XIX века | «Тайная вечеря», «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», «Что есть истина?» Христос и Пилат», «Распятие» и др. |
Культурно-историческая эпоха, явление. | Россия. Вторая половина XIX века. Товарищество передвижных художественных выставок (Передвижники) - объединение российских художников, существовавшее в последней трети XIX века. В эстетическом плане участники Товарищества, или передвижники , целенаправленно противопоставляли себя представителям официального академизма. Основателями общества были И.Н. Крамской, Г.Г. Мясоедов, Н.Н. Ге и В.Г. Перов. В своей деятельности передвижники вдохновлялись идеями народничества. Передвижники вели активную просветительскую деятельность, в частности, организуя передвижные выставки. | |
Дополнительные сведения. | В 1863 г. четырнадцать выпускников Академии художеств покинули ее в знак протеста против академических догм, так как традиционно тема дипломной работы должна была быть написана на историческую или религиозно-мифологическую тематику. Под руководством И. Н. Крамского (1837-1887) и при участии критика В. В. Стасова и мецената П. М. Третьякова с 1870-х гг. было создано Товарищество передвижных выставок. Диапазон творчества передвижников был необычайно широк: историческая живопись и социально-бытовая, портрет, пейзаж. |
Критерии оценки ответа.
1. Участник расшифровывает 8 слов – по 2 балла за каждую расшифровку. Максимально 16 баллов .
2. Участник дает 8 пояснений расшифрованным словам. (Называет имя художника, указывает особенности творчества и др.) – по 2 балла за каждое пояснение. Максимально 16 баллов .
3. Участник приводит примеры произведений искусства этого времени – по 2 балла за каждое определение. Максимально 32 баллов .
4. Участник верно определяет культурно-историческую эпоху, явление – 4 балла.
5. Дает дополнительные сведения о художниках, картинах, о других видах искусства этого времени – до 16 баллов.
Оценка: 84 балла.
Задание 3.
Всероссийская олимпиада школьников по Искусству
Мировая художественная культура) 2015-1016 учебный год
муниципальный этап
ЗАДАНИЯ для 10 класса
Задание 1. 40 б.
В клетках квадрата написаны слова-символы. Прочитать их можно по ломаной линии, которая не должна пересекаться и не должна заходить на какой-либо квадрат дважды.
1. Соберите слова-символы и запишите их в таблицу.
2. Дайте им лаконичное пояснение, определение.
3. Запишите название эпохи, художественного явления, объединяющего все найденные Вами слова.
4. Запишите ОДИН яркий пример культурного наследия, относящегося к определенной Вами эпохе.
Поясните свой выбор.
А | Н | Т, | Р, | П | Т | Е |
К | А | З | Е | А | Н | О |
У | М | Е | Д | Р | Г | ,Н |
З | Л, | В | С, | О | О | М |
Ы, | К | А | А | Л | Л | Е |
Ф | Р | Р | Д | А, | Э | ,Р |
Н | О | Е | Г | К | О | Л |
Т | О | Н. | ,Й | Е | З | И |
Задание 2. 32 б.
А. Среди перечисленных терминов три объединены общим признаком. Найди и зачеркни лишний термин в каждой колонке. (12б.)
Б. К характеристике какой древнейшей цивилизации относятся следующие строки, о каком памятнике идёт речь, где он находится? (12б.)
- «Его особенность в сложной, асимметричной планировке, а главное украшение - скульптуры кариатид, девушек, поддерживающих карниз. Их фигуры величавы и стройны, складки одежды драпируют стройные тела. Может быть, именно так шествовали жрицы, неся на голове корзины со священными атрибутами?» (4б.)
________________
- «Он весь в трещинах и кажется покосившимся от песков, наискось засыпающих его. Но как спокойно глядит он куда-то на восток... Его женственная голова, его пятиаршинное безносое лицо вызывают в моём сердце почти такое же благоговение, какое было в сердцах подданных Хуфу». (4б.)
_________________
- «Главное его назначение сводилось к концентрации всех духовных сил и помыслов человека, который здесь приобщался к идее вечности и единства мира. Его называли “храм всех богов”. Не случайно в настоящее время именно в нём создана усыпальница великих людей страны». (4б.)
_________________
В. Какие утверждения верны? Отметьте знаком + (8б.)
1. Романтики, пережившие разочарование во Французской революции, не оправдавшей их надежд, обратили свои взоры к внутреннему миру человека, создали новый тип героя. (2б.)
2. Характерной особенностью театра эпохи классицизма стало создание закона трёх единств: места, времени и действия. Этим нормам следовали в своём творчестве Мольер, Бомарше, Вольтер и Дидро. (2б.)
3. Финал Девятой симфонии Людвига ван Бетховена необычен: он написан на текст оды немецкого поэта И.В. Гёте. Впервые в симфонической музыке звучание оркестра и хора слилось воедино, призывая к братству всех людей на земле. (2б.)
4. Русский портрет второй половины XVIII века представлен творчеством трёх выдающихся художников: Ф.Рокотова, Д.Левицкого, Д.Бортнянского, запечатлевших облик своих современников в жанре парадного, камерного, костюмированного, семейного портрета. (2б.)
Задание 3. 28 б.
Прочитайте текст.
2. Назовите памятник, о котором говорится в предложенном тексте и его создателя. (4б.)
3. Назовите художественные средства этого произведения и поэзии для передачи эмоциональной атмосферы произведения. (по 4б.)
4. Определите и напишите эмоциональные доминанты каждого произведения. (по 6б.)
Еще поныне дышит нега
В пустых покоях и садах;
Играют воды, рдеют розы,
И вьются виноградны лозы,
И злато блещет на стенах.
Я видел ветхие решетки,
За коими, в своей весне,
Янтарны разбирая четки,
Вздыхали жены в тишине.
Я видел ханское кладбище,
Владык последнее жилище.
Сии надгробные столбы,
Венчанны мраморной чалмою…
Фонтан любви, фонтан живой!
Принес я в дар тебе две розы.
Люблю немолчный говор твой
И поэтические слезы.
Твоя серебряная пыль
Меня кропит росою хладной:
Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!
Журчи, журчи свою мне быль...
Задание 4. 26 б.
1.В. Жуковский: «Не понимаю, как могла ограниченная живопись произвести необъятное. И точно, приходит на мысль, что эта картина родилась в минуту чуда: занавес раздернулся, и тайна неба открылась глазам человека. Все происходит на небе: оно кажется пустым и как будто туманным, но это не пустота и не туман, а какой-то тихий, неестественный свет, полный ангелами, которых присутствие более чувствуешь, нежели замечаешь. Те, перед которыми совершается это видение, стоят тоже на небесах: на земле этого не увидишь».
2. Ее имя в переводе с древнего языка означает «прекрасная пришла». О ее портрете в царском головном уборе сказано, что это одно из самых восхитительных и поэтичных женских изображений, не менее знаменитых, чем Венера Милосская или «Джоконда» Леонардо. Археолог, нашедший этот портрет, записал в своем дневнике: «Описывать бесцельно – смотреть!» Сама жизнь светится в этом дивном изваянии.
3. Это храм богов, покровителей императорского дома, прославляющий гордую объединительную мечту империи… Величавая мощь, изнутри озаренная ярким светом. Ни до, ни после в античном мире не сооружались такие грандиозные купольные своды… Некоторая тяжеловесность искупается небывалым простором, открывающимся перед изумленным посетителем внутри храма. Подлинно – царство света!
4. 5. 6.
Задание 5. 27 б.
Просмотрите видеофрагмент (видеофрагмент будет демонстрироваться дважды с интервалом в 10-15 минут)
1. Напишите название произведения.(4б.)
3. Определите и напишите эмоциональную доминанту эпизода. (9б.)
4. Дополнительные сведения (до 10б.)
Задание 6. 82 б.
А. Даны изображения архитектурных сооружений разных стилей. (60 б.)
1. Соберите номера сооружений в группы по стилям (8б.+16б. =24б.).
2. Напишите отличительные характерные признаки каждого архитектурного стиля,
расположив группы в хронологической последовательности (20б.).
3. Дополнительные сведения (до 16 б.).
№ 1 № 2 № 3 № 4
№ 5 № 6 № 7 № 8
Б. Установи соответствие и запиши выбранную цифру в таблицу. (22 б.)
Задание 7. 38 б.
Определите художественное полотно по фрагментам.
(мировой художественной культуре)
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
2015-2016 учебный год
11 класс
ШИФР_________________
Максимальное количество баллов - 141
Время выполнения - 4 часа
Задание № 1 (36 баллов)
В клетках квадрата написаны слова-символы. Прочитать их можно по ломаной линии, которая не должна пересекаться и не должна заходить на какой-либо квадрат дважды.
1. Соберите слова-символы и запишите их в таблицу.
2. Дайте им лаконичное пояснение, определение.
3. Запишите название эпохи, художественного явления, объединяющего все найденные Вами слова.
4. Запишите ОДИН яркий пример культурного наследия, относящегося к определенной Вами эпохе. Поясните свой выбор.
п | о | л | и | е | г | т |
м | т | и | р | Р | г∙ | а |
и | в | и | к | а | н | й |
я∙ | с | н | г∙ | н | о | м∙ |
е | с | и∙ | р | т | р | а |
р | л | ю | з | л∙ | т | р |
п | и∙ | м | и | к | с | м |
Слова-символы | Определения |
Название вида искусства, период распространения, краткая характеристика | Музыкальное западноевропейское искусство ХХ века. |
Пример культурного наследия, пояснение выбора |
Задание № 2 (10 баллов)
Рассмотрите репродукцию работы скульптора Вадима Сидура.
1. Напишите 15 определений (одиночных или развёрнутых), которые помогут воспроизвести, порождаемое ей настроение.
2. Дайте произведению название, поясните его выбор.
Ответ:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 3 (15 баллов)
Французским художникам Ренуару, Моне, Дега, Писсаро, Мане принадлежит огромное количество картин, но у каждого из художников есть произведение, наиболее полно выражающее его творчество. Укажите, какое из этих произведений кто создал.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Задание № 4 (30 баллов)
2. Определите и опишите кратко функцию цвета в этих произведениях, эмоциональную доминанту каждого из них. Обоснуйте ответ.
3. Сделайте вывод-обобщение о функциях и возможностях синего цвета в искусстве.
Ответ:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 5 (35 баллов)
Вы куратор проекта выставки, посвященной истории русского портрета.
1. Вспомните 10 - 15 известных портретов, принадлежащих кисти русских художников 19 – 20 веков.
2. Наметьте основные группы экспонатов, расположите их в хронологической последовательности. Обоснуйте свой выбор.
3. Предложите общее название выставки.
Ответ:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 6 (15 баллов)
Вы проводите экскурсию в музее Лондона в зале французской классической живописи, нужно рассказать об этом произведении. Оформите Ваш ответ в форме развернутого эссе.
Ответ:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________