Ханты-Мансийский автономный округ – Югра.

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

КЛАСС

I. Задание первого типа

Перед Вами 6 слов, в которых буквы переставлены местами. Каждому слову

Соответствует одно из 6 изображений.

1.Расшифруйте написанные слова. Впишите их в таблицу вместе с номером соответствующего изображения.

2.Кратко поясните в таблице смысл понятия, выраженного расшифрованным словом.

3.Напишите, к какой культурно-исторической эпохе относятся расшифрованные понятия.

4.Приведите ОДИН яркий пример культурного наследия определенной Вами эпохи. Дайте его краткую характеристику. Поясните выбор.

ТЕАКРОРИНО
АРИКНОЛИ
МОНЕДЛЬ
МХРА
ТЬЯЙЧА
ТРАЗИККУ

II. Задание второго типа

Прочитайте текст

1. Определите произведение, о котором говорится в тексте. Напишите его название.

3. Назовите художественные средства скульптуры и поэзии для передачи эмоциональной атмосферы произведения.

На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн,

И вдаль глядел. Пред ним широко

Река неслася; бедный чёлн

По ней стремился одиноко.

По мшистым, топким берегам

Чернели избы здесь и там,

Приют убогого чухонца;

И лес, неведомый лучам

В тумане спрятанного солнца,

Кругом шумел.

И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

На зло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твердой стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам/…/ А.С.Пушкин



III. Задание третьего типа

Определите художественное полотно по фрагменту.

1. Напишите, что на нем изображено.

3. Какую часть в композиции занимает представленный фрагмент?

4. Опишите общую композицию работы и укажите количество изображенных на ней фигур.

5. Назовите значимые запоминающиеся детали их место в композиции и функции/не более 5/.

6. Назовите произведения живописного искусства этого же жанра/не более 3/

7. Укажите известные работы этого же художника /не более 3/.

IV. Задание четвертого типа

В таблице перепутаны понятия и их определения.

1. Соотнесите понятия с их определениями.

2. Внесите в таблицу ответа буквы, соответствующие цифрам.

3. Дайте определение оставшимся понятиям.


ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО Искусству (МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ)

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

КЛАСС

I. Задание первого типа

В клетках квадрата написаны слова-символы. Прочитать их можно по ломаной линии, которая не должна пересекаться и не должна заходить на какой-либо квадрат дважды.

1. Соберите слова-символы и запишите их в таблицу.

2. Дайте им лаконичное пояснение, определение.

3. Запишите название эпохи, художественного явления, объединяющего все найденные Вами слова.

4. Запишите ОДИН яркий пример культурного наследия, относящегося к определенной Вами эпохе. Поясните свой выбор.

Т Р А, Б Е Ж Е
И А Р У Н С, М
Е В Н О Н И Ч
Р Е Т М Ж У
Д Д А О, Р Т Р
И, А Ж И А С Е
Р У Е Т Р А Л
Т К И Х И, Л

Графы таблицы к заданию .


II. Задание второго типа

Прочитайте текст.

1. Напишите название произведения, о котором говорится в предложенном тексте.

3. Назовите художественные средства живописи и поэзии для передачи эмоциональной атмосферы произведения.

4. Определите и напишите эмоциональные доминанты каждого произведения.

1. Соберите слова-символы (определения, фамилии) и запишите их в таблицу.

2. Дайте им лаконичное пояснение, определение.

3. Приведите примеры произведений искусства этого времени.

4. Напишите название культурно-исторической эпохи или явления, к которой относятся найденные слова.

5. Дополнительные сведения.

Ш К М, Б О Г
Ш И И З И Т А
В А Н, Р Л Ы Р
К Т С Е А Л , И
А, Р Ы В , Н Е В
П Е Е Р А Т И
И Н, П О В, Г Е.
Слова-символы Определение, пояснение. Произведения искусства (названия 1-2 картин)
Шишкин Иван Иванович, художник-передвижник, вторая половина XIX века Картины: «Рожь», «Утро в сосновом лесу», «На севере диком», «Карабельная роща», «Дубы» и др.
Реализм В переводе «действительный» - направление в искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах. С начала XIX века в русской живописи становится популярным бытовой сюжет, одним из первых к нему обратился А. Г. Венецианов. П.А. Федотов стал родоначальником жанра критического реализма в русском изобразительном искусстве. Во второй половине XIX века было организовано Товарищество художников-передвижников. Критический реализм в их творчестве достигает большой глубины психологических обобщений. Алексей Гаврилович Венецианов «Спящий пастушок», «На пашне. Весна». Павел Андреевич Федотов «Завтрак аристократа», «Сватовство майора»
«Богатыри» «Богатыри» - картина Виктора Михайловича Васнецова. Художник работал над картиной около двадцати лет, куплена П. М. Третьяковым для своей галереи, где хранится по сей день. На картине "Богатыри" изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович - знаменитые герои народных былин. «Аленушка», «Витязь на распутье», «Снегурочка», «Иван Царевич на сером волке», «Богоматерь с младенцем» и др.
Левитан Исаак Ильич, русский художник, мастер «пейзажа настроения», вторая половина XIX века «Март», «Тихая обитель», «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Владимирка», «Озеро. Русь» и др.
Выставка Публичное представление достижений в области экономики, науки, техники, культуры, искусства и других областях общественной жизни. Понятие может обозначать как само мероприятие, так и место проведения этого мероприятия. В данном случае, выставка картин художников-передвижников. Выставки картин в музеях России и мира.
Репин Илья Ефимович Репин стал одной из ключевых фигур русского реализма. Он создаёт галерею портретов современников, работает как исторический художник и мастер бытовых сцен. XIX -XX вв. «Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», «Не ждали», «Портет писателя Л.Н. Толстого» и др.
Перов Василий Григорьевич - русский живописец, один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, был создателем обличительных жанровых картин «Тройка», «Утопленница», «Охотники на привале», «Рыболов» , «Птицелов», «Рыбная ловля», «Спящие дети» и др.
Ге Николай Николаевич, художник-передвижник, вторая половина XIX века «Тайная вечеря», «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», «Что есть истина?» Христос и Пилат», «Распятие» и др.
Культурно-историческая эпоха, явление. Россия. Вторая половина XIX века. Товарищество передвижных художественных выставок (Передвижники) - объединение российских художников, существовавшее в последней трети XIX века. В эстетическом плане участники Товарищества, или передвижники , целенаправленно противопоставляли себя представителям официального академизма. Основателями общества были И.Н. Крамской, Г.Г. Мясоедов, Н.Н. Ге и В.Г. Перов. В своей деятельности передвижники вдохновлялись идеями народничества. Передвижники вели активную просветительскую деятельность, в частности, организуя передвижные выставки.
Дополнительные сведения. В 1863 г. четырнадцать выпускников Академии художеств покинули ее в знак протеста против академических догм, так как традиционно тема дипломной работы должна была быть написана на историческую или религиозно-мифологическую тематику. Под руководством И. Н. Крамского (1837-1887) и при участии критика В. В. Стасова и мецената П. М. Третьякова с 1870-х гг. было создано Товарищество передвижных выставок. Диапазон творчества передвижников был необычайно широк: историческая живопись и социально-бытовая, портрет, пейзаж.

Критерии оценки ответа.



1. Участник расшифровывает 8 слов – по 2 балла за каждую расшифровку. Максимально 16 баллов .



2. Участник дает 8 пояснений расшифрованным словам. (Называет имя художника, указывает особенности творчества и др.) – по 2 балла за каждое пояснение. Максимально 16 баллов .

3. Участник приводит примеры произведений искусства этого времени – по 2 балла за каждое определение. Максимально 32 баллов .

4. Участник верно определяет культурно-историческую эпоху, явление – 4 балла.

5. Дает дополнительные сведения о художниках, картинах, о других видах искусства этого времени – до 16 баллов.

Оценка: 84 балла.

Задание 3.

Всероссийская олимпиада школьников по Искусству

Мировая художественная культура) 2015-1016 учебный год

муниципальный этап

ЗАДАНИЯ для 10 класса

Задание 1. 40 б.

В клетках квадрата написаны слова-символы. Прочитать их можно по ломаной линии, которая не должна пересекаться и не должна заходить на какой-либо квадрат дважды.

1. Соберите слова-символы и запишите их в таблицу.

2. Дайте им лаконичное пояснение, определение.

3. Запишите название эпохи, художественного явления, объединяющего все найденные Вами слова.

4. Запишите ОДИН яркий пример культурного наследия, относящегося к определенной Вами эпохе.

Поясните свой выбор.

А Н Т, Р, П Т Е
К А З Е А Н О
У М Е Д Р Г
З Л, В С, О О М
Ы, К А А Л Л Е
Ф Р Р Д А, Э
Н О Е Г К О Л
Т О Н. Е З И

Задание 2. 32 б.

А. Среди перечисленных терминов три объединены общим признаком. Найди и зачеркни лишний термин в каждой колонке. (12б.)

Б. К характеристике какой древнейшей цивилизации относятся следующие строки, о каком памятнике идёт речь, где он находится? (12б.)

  1. «Его особенность в сложной, асимметричной планировке, а главное украшение - скульптуры кариатид, девушек, поддерживающих карниз. Их фигуры величавы и стройны, складки одежды драпируют стройные тела. Может быть, именно так шествовали жрицы, неся на голове корзины со священными атрибутами?» (4б.)

________________

  1. «Он весь в трещинах и кажется покосившимся от песков, наискось засыпающих его. Но как спокойно глядит он куда-то на восток... Его женственная голова, его пятиаршинное безносое лицо вызывают в моём сердце почти такое же благоговение, какое было в сердцах подданных Хуфу». (4б.)

_________________

  1. «Главное его назначение сводилось к концентрации всех духовных сил и помыслов человека, который здесь приобщался к идее вечности и единства мира. Его называли “храм всех богов”. Не случайно в настоящее время именно в нём создана усыпальница великих людей страны». (4б.)

_________________

В. Какие утверждения верны? Отметьте знаком + (8б.)

1. Романтики, пережившие разочарование во Французской революции, не оправдавшей их надежд, обратили свои взоры к внутреннему миру человека, создали новый тип героя. (2б.)

2. Характерной особенностью театра эпохи классицизма стало создание закона трёх единств: места, времени и действия. Этим нормам следовали в своём творчестве Мольер, Бомарше, Вольтер и Дидро. (2б.)

3. Финал Девятой симфонии Людвига ван Бетховена необычен: он написан на текст оды немецкого поэта И.В. Гёте. Впервые в симфонической музыке звучание оркестра и хора слилось воедино, призывая к братству всех людей на земле. (2б.)

4. Русский портрет второй половины XVIII века представлен творчеством трёх выдающихся художников: Ф.Рокотова, Д.Левицкого, Д.Бортнянского, запечатлевших облик своих современников в жанре парадного, камерного, костюмированного, семейного портрета. (2б.)

Задание 3. 28 б.

Прочитайте текст.

2. Назовите памятник, о котором говорится в предложенном тексте и его создателя. (4б.)

3. Назовите художественные средства этого произведения и поэзии для передачи эмоциональной атмосферы произведения. (по 4б.)

4. Определите и напишите эмоциональные доминанты каждого произведения. (по 6б.)

Еще поныне дышит нега

В пустых покоях и садах;

Играют воды, рдеют розы,

И вьются виноградны лозы,

И злато блещет на стенах.

Я видел ветхие решетки,

За коими, в своей весне,

Янтарны разбирая четки,

Вздыхали жены в тишине.

Я видел ханское кладбище,

Владык последнее жилище.

Сии надгробные столбы,

Венчанны мраморной чалмою…

Фонтан любви, фонтан живой!

Принес я в дар тебе две розы.

Люблю немолчный говор твой

И поэтические слезы.

Твоя серебряная пыль

Меня кропит росою хладной:

Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!

Журчи, журчи свою мне быль...

Задание 4. 26 б.

1.В. Жуковский: «Не понимаю, как могла ограниченная живопись произвести необъятное. И точно, приходит на мысль, что эта картина родилась в минуту чуда: занавес раздернулся, и тайна неба открылась глазам человека. Все происходит на небе: оно кажется пустым и как будто туманным, но это не пустота и не туман, а какой-то тихий, неестественный свет, полный ангелами, которых присутствие более чувствуешь, нежели замечаешь. Те, перед которыми совершается это видение, стоят тоже на небесах: на земле этого не увидишь».

2. Ее имя в переводе с древнего языка означает «прекрасная пришла». О ее портрете в царском головном уборе сказано, что это одно из самых восхитительных и поэтичных женских изображений, не менее знаменитых, чем Венера Милосская или «Джоконда» Леонардо. Археолог, нашедший этот портрет, записал в своем дневнике: «Описывать бесцельно – смотреть!» Сама жизнь светится в этом дивном изваянии.

3. Это храм богов, покровителей императорского дома, прославляющий гордую объединительную мечту империи… Величавая мощь, изнутри озаренная ярким светом. Ни до, ни после в античном мире не сооружались такие грандиозные купольные своды… Некоторая тяжеловесность искупается небывалым простором, открывающимся перед изумленным посетителем внутри храма. Подлинно – царство света!

4. 5. 6.

Задание 5. 27 б.

Просмотрите видеофрагмент (видеофрагмент будет демонстрироваться дважды с интервалом в 10-15 минут)

1. Напишите название произведения.(4б.)

3. Определите и напишите эмоциональную доминанту эпизода. (9б.)

4. Дополнительные сведения (до 10б.)

Задание 6. 82 б.

А. Даны изображения архитектурных сооружений разных стилей. (60 б.)

1. Соберите номера сооружений в группы по стилям (8б.+16б. =24б.).

2. Напишите отличительные характерные признаки каждого архитектурного стиля,

расположив группы в хронологической последовательности (20б.).

3. Дополнительные сведения (до 16 б.).

№ 1 № 2 № 3 № 4

№ 5 № 6 № 7 № 8

Б. Установи соответствие и запиши выбранную цифру в таблицу. (22 б.)

Задание 7. 38 б.

Определите художественное полотно по фрагментам.

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по искусству

(мировой художественной культуре)

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

2015-2016 учебный год

11 класс

ШИФР_________________

Максимальное количество баллов - 141

Время выполнения - 4 часа
Задание № 1 (36 баллов)
В клетках квадрата написаны слова-символы. Прочитать их можно по ломаной линии, которая не должна пересекаться и не должна заходить на какой-либо квадрат дважды.

1. Соберите слова-символы и запишите их в таблицу.

2. Дайте им лаконичное пояснение, определение.

3. Запишите название эпохи, художественного явления, объединяющего все найденные Вами слова.

4. Запишите ОДИН яркий пример культурного наследия, относящегося к определенной Вами эпохе. Поясните свой выбор.


п

о

л

и

е

г

т

м

т

и

р

Р

г∙

а

и

в

и

к

а

н

й

я∙

с

н

г∙

н

о

м∙

е

с

и∙

р

т

р

а

р

л

ю

з

л∙

т

р

п

и∙

м

и

к

с

м

Слова-символы

Определения

Название

вида искусства, период распространения,

краткая характеристика


Музыкальное западноевропейское искусство ХХ века.

Пример

культурного

наследия,

пояснение выбора

Задание № 2 (10 баллов)

Рассмотрите репродукцию работы скульптора Вадима Сидура.

1. Напишите 15 определений (одиночных или развёрнутых), которые помогут воспроизвести, порождаемое ей настроение.

2. Дайте произведению название, поясните его выбор.

Ответ:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 3 (15 баллов)

Французским художникам Ренуару, Моне, Дега, Писсаро, Мане принадлежит огромное количество картин, но у каждого из художников есть произведение, наиболее полно выражающее его творчество. Укажите, какое из этих произведений кто создал.


1

2

3

4

5

Задание № 4 (30 баллов)

2. Определите и опишите кратко функцию цвета в этих произведениях, эмоциональную доминанту каждого из них. Обоснуйте ответ.

3. Сделайте вывод-обобщение о функциях и возможностях синего цвета в искусстве.

Ответ:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 5 (35 баллов)

Вы куратор проекта выставки, посвященной истории русского портрета.

1. Вспомните 10 - 15 известных портретов, принадлежащих кисти русских художников 19 – 20 веков.

2. Наметьте основные группы экспонатов, расположите их в хронологической последовательности. Обоснуйте свой выбор.

3. Предложите общее название выставки.
Ответ:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 6 (15 баллов)

Вы проводите экскурсию в музее Лондона в зале французской классической живописи, нужно рассказать об этом произведении. Оформите Ваш ответ в форме развернутого эссе.

Ответ:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Top