Характер связей и отношений в организации. Отношения, основанные на взаимном чувстве

Читайте также:
  1. I. Запятая между независимыми предложениями, объединенными в одно сложное, и между придаточными, относящимися к одному главному
  2. IV. По характеру ответной реакции, в зависимости от того, какие органы в ней участвуют
  3. N-мерное метрическое пространство, расстояние между точками.
  4. V. РАСТУЩЕЕ НЕСООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ И ПОЛИТИЧЕСКИМИ РЕАЛИЯМИ
  5. Актуальное членение предложения. Виды связи между предложениями текста.

Первичные и вторичные группы . Различие во взаимоотношениях между индивидами наиболее четко заметно в первичных и вторичных группах. Под первичными группами понимаются такие группы, в которых каждый член видит других членов группы как личностей и индивидуальностей. Достижение такого видения происходит через социальные контакты, придающие интимный, личностный и всеобщий характер внутригрупповьм взаимодействиям, в которые включаются многие элементы личностного опыта. В таких группах, как семья или дружеская компания, ее члены стремятся сделать социальные взаимоотношения неформальными и смягченными. Они интересуют друг друга прежде всего как личности, имеют общие надежды и чувства и полностью удовлетворяют свои потребности в общении. Во вторичных группах социальные контакты носят безличный, односторонний и утилитарный характер. Здесь не обязательны дружеские личностные контакты с другими членами, но все контакты функциональны, как того требуют социальные роли. Например, отношения мастера участка и подчиненных рабочих безличны и не зависят от дружеских отношении между ними. Вторичная группа может быть трудовым союзом или какой-либо ассоциацией, клубом, командой. Но вторичной группой можно считать и двух личностей, торгующихся на базаре. В некоторых случаях такая группа существует для достижения специфических целей, включающих определенные потребности членов этой группы как личностей.

Термины "первичная" и "вторичная" группы лучше характеризуют типы групповых взаимосвязей, чем показатели относительной важности данной группы в системе других групп. Первичная группа может служить достижению объективных целей, например, на производстве, но она больше отличается качеством человеческих взаимоотношений, эмоциональной удовлетворенностью ее членов, чем эффективностью производства продуктов или одежды. Так, группа друзей встречается вечером за шахматной игрой. Они могут довольно равнодушно играть в шахматы, но тем не менее доставить друг другу удовольствие своей беседой. Здесь главное, чтобы каждый был хорошим партнером, а не хорошим игроком. Вторичная же группа может функционировать в условиях дружественых взаимоотношений, но основным принципом ее существования является выполнение специфических функций. С этой точки зрения команда шахматистов- профессионалов, собранная для игры в командном турнире, безусловно относится к вторичным группам, Здесь важен подбор сильных игроков, способных занять в турнире достойное место, а уж затем желательно, чтобы они находились в дружественных отношениях между собой. Таким образом, первичная группа всегда ориентирована на взаимосвязи между ее членами, в то время как вторичная ориентирована на цель.



Первичные группы обычно формируют личность, в них она социадизируется. Каждый находит в ней интимную среду, симпатии и возможности реализации личностных интересов. Каждый член вторичной группы может найти в ней эффективный механизм для достижения определенных целей, но часто ценой потери интимности и теплоты во взаимоотношениях. Например, продавщица как член коллектива работников магазина должна быть внимательной и вежливой, даже когда клиент не вызывает у нее симпатии. Или член спортивной команды при переходе в другую команду знает, что взаимоотношения с коллегами у него будут сложными, но зато перед ним откроется больше возможностей для достижения более высокого положения в данном виде спорта.



Вторичные группы практически всегда содержат в себе некоторое число первичных групп. Спортивная команда, производственная бригада, школьный класс или студенческая группа всегда внутренне разделены на первичные группы индивидов, симпатизирующих друг другу, на тех, у кого межличностные контакты более и менее часты. При руководстве вторичной группой, как правило, учитываются первичные социальные образования, особенно при выполнении единичных заданий, связанных с взаимодействием небольшого числа членов группы.

Малые группы . Анализ социальной структуры общества требует, чтобы в качестве изучаемой единицы выступала элементарная частица общества, сосредоточивающая в себе все виды социальных связей. В качестве такой единицы анализа была выбрана так называемая малая группа, которая стала постоянным необходимым атрибутом всех видов социологических исследований.

Как реальная совокупность индивидов, связанных социальными отношениями, малая группа стала рассматриваться социологами сравнительно недавно. Так, еще в 1954 г. Ф. Оллпорт трактовал малую группу как "совокупность идеалов, представлений и привычек, повторяющихся в каждом индивидуальном сознании и существующих только в этом сознании" (125, с. 28). Реально же, по его мнению, существуют лишь отдельные индивиды. Только в 60-х годах возник и стал развиваться взгляд на малые группы как на реальные элементарные частицы общественной структуры.

Лучше всего современный взгляд на сущность малых групп выражен в определении Г.М. Андреевой: "Малая группа - это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов" (6, с. 227). Другими словами, малыми группами называются только те группы, в которых индивиды имеют личностные контакты каждый с каждым. Представим себе производственную бригаду, где все друг друга знают и общаются между собой в ходе работы, - это малая группа. С другой стороны, коллектив цеха, где работники не имеют постоянного личного общения, - это большая группа. Об учениках одного класса, имеющих друг с другом личный контакт, можно сказать, что это малая группа, а об учениках всей школы - что большая.

Малая группа может быть как первичной, так и вторичной в зависимости от того, какой тип взаимоотношений существует между ее членами; что же касается большой группы, то она может быть только вторичной. Многочисленные исследования малых групп, проведенные Р. Бейзом и Дж. Хомансом в 1950 г. и К. Холландером и Р. Миллсом в 1967 г., показали, в частности, что малые группы отличаются от больших не только размерами, но и качественно иными социально-психологическими характеристиками. Различия в некоторых характеристиках малых и больших групп можно представить себе так:

Малые группы имеют:

  • не ориентированные на групповые цели действия;
  • групповое мнение как постоянно действующий фактор социального контроля;
  • конформизм к групповым нормам.

Большие группы имеют :

  • рациональные, целеориентированные действия;
  • групповое мнение редко используется, контроль осуществляется сверху вниз;
  • конформизм к политике, проводимой активной частью группы.

Таким образом, чаще всего малые группы в своей постоянной деятельности не ориентируются на конечную групповую цель, в то время как деятельность больших групп рационализирована в такой степени, что потеря цели чаще всего приводит к их распаду. Кроме того, в малой группе особое значение приобретает такое средство контроля и осуществления совместной деятельности, как групповое мнение. Личностные контакты позволяют всем членам группы участвовать в выработке группового мнения и контроле за конформизмом членов группы по отношению к этому мнению. Большие группы в силу отсутствия личностных контактов между всеми их членами, за редким исключением, не имеют возможности выработать единое групповое мнение.

Изучение малых групп в настоящее время широко распространено. Помимо удобства работы с ними из-за их небольшого размера, такие группы представляют интерес как элементарные частицы социальной структуры, в которых зарождаются социальные процессы, прослеживаются механизмы сплоченности, возникновения лидерства, ролевьи взаимоотношений.

Первичные и вторичные группы. Различие во взаимоотношениях между индивидами наиболее четко заметно в первичных и вторичных группах. Под первичными группами понимаются такие группы, в которых каждый член видит других членов группы как личностей и индивидуальностей. Достижение такого видения происходит через социаль


ные контакты, придающие интимный, личностный и всеобщий характер внутригрупповым взаимодействиям, в которые включаются многие элементы личностного опыта. В таких группах, как семья или дружеская компания, ее члены стремятся сделать социальные взаимоотношения неформальными и смягченными. Они интересуют друг друга прежде всего как личности, имеют общие надежды и чувства и полностью удовлетворяют свои потребности в общении. Во вторичных группах социальные контакты носят безличный, односторонний и утилитарный характер. Здесь не обязательны дружеские личностные контакты с другими членами, но все контакты функциональны, как того требуют социальные роли. Например, отношения мастера участка и подчиненных рабочих безличны и не зависят от дружеских отношений между ними. Вторичная группа может быть трудовым союзом или какой-либо ассоциацией, клубом, командой. Но вторичной группой можно считать и двух личностей, торгующихся на базаре. В некоторых случаях такая группа существует для достижения специфических целей, включающих определенные потребности членов этой группы как личностей.

Термины "первичная" и "вторичная" группы лучше характеризуют типы групповых взаимосвязей, чем показатели относительной важности данной группы в системе других групп. Первичная группа может служить достижению объективных целей, например, на производстве, но она больше отличается качеством человеческих взаимоотношений, эмоциональной удовлетворенностью ее членов, чем эффективностью производства продуктов или одежды. Так, группа друзей встречается вечером за шахматной игрой. Они могут довольно равнодушно играть и шахматы, но тем не менее доставить друг другу удовольствие своей беседой. Здесь главное, чтобы каждый был хорошим партнером, а не хорошим игроком. Вторичная же группа может функционировать в условиях дружественных взаимоотношений, но основным принципом ее существования является выполнение специфических функций. С этой точки зрения команда шахматистов-профессионалов, собранная для игры в командном турнире, безусловно относится к вторичным группам, Здесь важен подбор сильных игроков, способных занять в турнире достойное место, а уж затем желательно, чтобы они находились в дружественных отношениях между собой. Таким образом, первичная группа всегда ориентирована на взаимосвязи между ее членами, в то время как вторичная ориентирована на цель.


Первичные группы обычно формируют личность, в них она социализируется. Каждый находит в ней интимную среду, симпатии и возможности реализации личностных интересов. Каждый член вторичной группы может найти в ней эффективный механизм для достижения определенных целей, но часто ценой потери интимности и теплоты во взаимоотношениях. Например, продавщица как член коллектива работников магазина должна быть внимательной и вежливой, даже когда клиент не вызывает у нее симпатии. Или член спортивной команды при переходе в другую команду знает, что взаимоотношения с коллегами у


него будут сложными, но зато перед ним откроется больше возможностей для достижения более высокого положения в данном виде спорта.

Вторичные группы практически всегда содержат в себе некоторое число первичных групп. Спортивная команда, производственная бригада, школьный класс или студенческая группа всегда внутренне разделены на первичные группы индивидов, симпатизирующих друг другу, на тех, у кого межличностные контакты более и менее часты. При руководстве вторичной группой, как правило, учитываются первичные социальные образования, особенно при выполнении единичных заданий, связанных с взаимодействием небольшого числа членов группы.

Малые группы. Анализ социальной структуры общества требует, чтобы в качестве изучаемой единицы выступала элементарная частица общества, сосредоточивающая в себе все виды социальных связей. В качестве такой единицы анализа была выбрана так называемая малая группа, которая стала постоянным необходимым атрибутом всех видов социологических исследований.

Как реальная совокупность индивидов, связанных социальными отношениями, малая группа стала рассматриваться социологами сравнительно недавно. Так, еще в 1954 г. Ф. Оллпорт трактовал малую группу как "совокупность идеалов, представлений и привычек, повторяющихся в каждом индивидуальном сознании и существующих только в этом сознании" (125, с. 28), Реально же, по его мнению, существуют лишь отдельные индивиды. Только в 60-х годах возник и стал развиваться взгляд на малые группы как на реальные элементарные частицы общественной структуры.

Лучше всего современный взгляд на сущность малых групп выражен в определении Г.М. Андреевой: "Малая группа - это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов" (6, с. 227). Другими словами, малыми группами называются только те группы, в которых индивиды имеют личностные контакты каждый с каждым. Представим себе производственную бригаду, где все друг друга знают и общаются между собой в ходе работы, - это малая группа. С другой стороны, коллектив цеха, где работники не имеют постоянного личного общения, - это большая группа. Об учениках одного класса, имеющих друг с другом личный контакт, можно сказать, что это малая группа, а об учениках всей школы - что большая.

Малая группа может быть как первичной, так и вторичной в зависимости от того, какой тип взаимоотношений существует между ее членами; что же касается большой группы, то она может быть только вторичной, Многочисленные исследования малых групп, проведенные Р. Бейзом и Дж. Хомансом в 1950 г. и К. Холландером и Р. Миллсом в 1967 г., показали, в частности, что малые группы отличаются от больших не только размерами, но и качественно иными социально-психологическими характеристиками.

Различия в некоторых характеристиках малых и больших групп мож

Социология.

1 . Социология как наука: ее предмет, метод и функции.

2. Этапы развития социологии.

3. Развитие социологи в России.

4. Понятие общества в социологии.

5. Социальная связь и социальное действие.

6. Понятие и виды социального взаимодействия.

7. Структура социального взаимодействия.

8. Общество и социальные изменения.

9. Понятие культуры в социологии. Культурные универсалии.

10. Культура и ценности в социологии. Понятие и виды субкультур.

11. Социальная структура общества. Понятие и основные элементы.

12. Класс в социологии.

13. Классовая и стратификационная системы общества.

14. Понятие и виды социальной мобильности.

15. Социальная общность и социальная группа. Первичные и вторичные группы.

16. Понятие личности в социологии.

17. Общая характеристика социальных институтов.

18. Виды и функции социальных институтов.

19. Семья как социальный институт. Виды семьи.

20. Функции семьи, семейный статус и семейная роль.

21. Государство как социальный институт и его функции.

22. Социальная система и социальная организация. Признаки социальной системы.

23. Социальная организация: понятие, функции, задачи и цели.

24. Социальная организация и социальное управление. Социальная самоорганизация.



25. Социальные конфликты и кризис общества.

26. Причины, функции и субъекты социальных конфликтов.

27. Описательные модели конфликта, стадии конфликта.

28. Типология социальных конфликтов.

29. Социализация личности и ее значение. Ресоциализация

30. Социальные статусы и социальные роли личности. Ролевое поведение.

31. Понятие и виды девиации.

32. Социальная норма и деваиция.

33. Социологические теории девиации

1. Социология как наука: ее предмет, метод и функции.

Социология - наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в этих структурах.

Объектом социологии является общество.

Социальная жизнь имеет особенности в регулировании человеческого поведения.

Человек не обладает инстинктами подобными тем, которые направляют поведение более низших животных, поэтому человек так сильно зависит от социальной организации (общества).Только при жизни в обществе человек из индивида превращается в личность, осваивает социальные формы поведения. Задача социологии выяснить формы социального поведения и взаимодействия людей, исследовать, как они работают, возникают, развиваются и распадаются.

Социология есть наука об обществе. Этот термин ввел в науку французский ученый и философ Но­вого времени Огюст Конт (1798-1857), которого нередко на­зывают основоположником социологии как самостоятельной науки об обществе. До этого различные учения о функциони­ровании и развитии общества выступали как составные части общефилософских концепций мыслителей. Выступая как часть тех или иных философских учений, со­циология не ограничивалась лишь проблемами общества как целого, движущих сил его развития и т.п. Она касалась всех сторон развития общества, в том числе проблем государства, политики, права, экономики, морали, искусства, религии, других сторон общественного развития, которые впоследствии стали предметом изучения отдельных наук.

Однако с развитием общества, по мере накопления знаний об отдельных его сторонах социология постепенно теряла роль единой универсальной теории общества. От нее отпочковались политология, правоведение, политическая экономия, этика, эс­тетика и ряд других наук. И сама она стала развиваться как са­мостоятельная наука. Предметом внимания и изучения социологии все более ста­новились фундаментальные основы развития общества как целостного социального организма, взаимодействие его объек­тивных и субъективных сторон, диалектика материального и духовного в историческом процессе, факторы социального прогресса, проблемы гражданского общества, гуманизма и со­циальной справедливости.

Основное содержание социологии, ее теоретическое и практиче­ское значение выражается в выполняемых ею функциях. Основными из них можно назвать следующие.

1.теоретичеко-познавательная – накопление объективных знаний об основных социальных проблемах развития современного общества, их систематизация, составление наиболее полной картины социальных отношений и процессов в современном мире.

2. описательная- систематизация, описание исследований в виде аналитических записок, различного рода научных отчетов, статей, книг

3. прогностическая- разработка социального прогноза развития изучаемого объекта

5. Информационная- сбор, систем а и накопление информации, полученной в результате проводимых социологических исследований

6.Социального контроля- заключается в воспроизводстве господствующего типа общественных отношений, социальных структур. Она регулируется посредством нормативного регулирования и саморегулирования системы, обеспечивающих упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов.

7. Мировоззренческая- объективно участвует в социально-политической жизни общества и своими исследованиями содействует его прогрессу.

2. Этапы развития социологии.

Социология есть наука об обществе. Развитие учение об общественной жизни мы находим уже в античной философии. Термин «социология» ввел в науку французский ученый и философ Но­вого времени Огюст Конт (1798-1857), которого нередко на­зывают основоположником социологии как самостоятельной науки об обществе. Конт ука­зал на закономерный характер развития общества, пытался научно обосновать представления об обществе как едином социальном организме, развивающемся по объек­тивным естественным законам. Вместе с тем он показал роль сознания и в особенности позитивного научного мышления в развитии общества. До этого времени различные учения о функциони­ровании и развитии общества выступали как составные части общефилософских концепций мыслителей. Выступая как часть тех или иных философских учений, со­циология не ограничивалась лишь проблемами общества как целого, движущих сил его развития и т.п. Она касалась всех сторон развития общества, в том числе проблем государства, политики, права, экономики, морали, искусства, религии, других сторон общественного развития, которые впоследствии стали предметом изучения отдельных наук.

Однако с развитием общества, по мере накопления знаний об отдельных его сторонах социология постепенно теряла роль единой универсальной теории общества. От нее отпочковались политология, правоведение, политическая экономия, этика, эс­тетика и ряд других наук. И сама она стала развиваться как са­мостоятельная наука. Выделившись из универсальных философских систем и раз­виваясь как самостоятельная наука, социология тем не менее не утратила своего философского содержания. Предметом внимания и изучения социологии все более ста­новились фундаментальные основы развития общества как целостного социального организма, взаимодействие его объек­тивных и субъективных сторон, диалектика материального и духовного в историческом процессе, факторы социального прогресса, проблемы гражданского общества, гуманизма и со­циальной справедливости. В результате в XIX в. появился ряд общесоциологических концепций, предлагающих то или иное решение указанных проблем. Среди них наибольшее признание получили социальные теории Георга Вильгельма, Фридриха Гегеля (идеи развития гражданского общества, правового государства), Огюста Конта (ука­зал на закономерный характер развития общества, пытался научно обосновать представления об обществе как едином социальном организме, развивающемся по объек­тивным естественным законам. Вместе с тем он показал роль сознания и в особенности позитивного научного мышления в развитии общества.,) Герберта Спенсера, Карла Маркса (роль экономических отношений в жизни общества), а впоследст­вии Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера,(концепция «Идеальных типов») Габриеля Тарда, Лестера Уорда и других социологов.

Каждый из этих мыслителей внес существенный вклад в на­учное объяснение исторического процесса. Их концепции об­щественного развития, содержащие глубокие и оригинальные ответы на поставленные жизнью и наукой вопросы, сохраняют свое значение для решения современных социальных проблем.

3. Развитие социологи в России.

В России социологическая мысль развивалась как часть общемировой социологической науки. Испытывая влияние со стороны западной социологии, она вместе с тем выдвигает оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития российского общества. В развитии социологической мысли в России исследователи выделяют три основных этапа:

1. с середины 19 в. до 1918 года-связан с творчеством таких крупных мыслителей, как Лавров (1829-1900) и Михайловский (1822-1904). Развиваемое ими направление получило название субъективной социологии.. Особое внимание представители субъективной социологии уделяли разработке теории общественного прогресса.

2.-с начала 20-х годов до конца 50-х- характеризуется приобретением социологической наукой статуса социального института, (в 1918-1919 г.г.создаются кафедры социологии при Университетах, введена научная степень по социологии,) продолжается развитие теоретической социологии., разворачивались эмпирические (опытные) социологические исследования. В 30-е годы окончательно утвердился марксизм, социология была объявлена философской наукой. Социологические исследования оказались ненужными существовавшему тоталитарному режиму и как социальный институт социология прекратила свое существование. Она развивалась в рамках смежных дисциплин: исторического материализма, статистики, психологии.

3- с начала 60-х до наших дней-Возрождение социологии, как науки начинается в конце 50-х годов в период «хрущевской оттепели». Этот период характеризуется проведением широкомасштабных социологических исследований.

4. Понятие общества в социологии.

Общество- понятие очень многозначное, используемое в различных дисциплинах и имеющее разное содержание.

В самом широком смысле слова общество- это обособившаяся от природы часть материального мира.

Общество- есть сложная социальная система, основным элементом которой являются люди с их связями и отношениями.

Общество- это исторический этап или определяющая форма социального развития (первобыт., рабовладел., феодальн.)

Общество- это круг людей, объединенных либо единством сословий (рабоче-крестьянское общество, дворянское), либо круг людей, объединенный каким либо интересом (клуб любителей пива, …)

Социология еще дополнительно выделяет такие значения общества, как

Мировое сообщество (человечество в целом)

Совокупность людей, проживающих исторически длительное время на одной территории и создавших одну культуру(нация)

Объединение граждан или предприятий для осуществления общей хозяйственной деятельности (ОАО, ЗАО, ООО)

В социологии принято разделять понятия «общество», «страна», и «государство»

Страна- это часть света или территории. Имеющая определенные границы и пользующиеся суверенитетом.

Государство- это политическая организация страны, подразумевающая определенный тип власти и наличие аппарата управления.

Общество- самая крупная группа изо всех в каких приходится проживать людям или самая крупная группа на данной территории.

По отношению к стране и государству общество первично, т.к. оно существовало уже тогда, когда не было еще не территорий, не политического разделения мира.

Обществу около 40000лет.

Государству- около 5-6 тыс. лет

Выделяют несколько критериев, по которым группу людей можно считать обществом:

  1. группа не является частью какой либо более крупной системы
  2. что браки, заключенные между представителями данного объединения________________
  3. объединения пополняются в основном за счет детей, тех людей, которые уже считаются признанными членами данного общества
  4. объединение имеет территорию, которую считает своей собственностью.
  5. у него собственное название и собственная территория.
  6. оно обладает собственной системой управления
  7. объединение существует больше средней продолжительности жизни отдельного индивида.
  8. объединение сплачивает общественная система ценностей, которой называется культура.

5. Социальная связь и социальное действие.

Можно ли отыскать на Земле совершенно изолированного от других человека? Очевидно, нет, так как человек для удовлетворения своих потребностей должен вступать во взаимодействие с другими индивидами, входить в социальные группы, участвовать в совместной деятельности. Во всех эпизодах своей жизни человек связан с другими людьми непосредственно или опосредованно, постоянно или временно, актива или пассивно. Социальные взаимосвязи имеют различные основания и множество разных оттенков, зависящих от личностных качеств индивидов, вступающих во взаимосвязь. Формирование этих связей происходит постепенно, от простых форм к сложным. По мере усложнения эти взаимосвязи укрепляются и индивиду все труднее становится избегать их. Обстоятельства сталкивают каждого человека со многими индивидами. В соответствии со своими потребностями и интересами человек отбирает в этом множестве тех, с которыми он затем вступает в сложные взаимодействия. Эта селекционная работа представляет собой особый тип мимолетных кратковременных связей, которые называются контактами .

Пространственные контакты . Для того чтобы взаимодействовать с другими индивидами, каждый член общества или социальной групп прежде всего должен определить, где эти индивиды и сколько их. Это простое на первый взгляд обстоятельство тем не менее весьма важно, так как является, во-первых, необходимым звеном формирования социальных взаимосвязей, а во-вторых, первоначальным моментом, от которого зависит выбор человеком его дальнейшего поведения.

Каждый из нас ежедневно сталкивается со многими людьми в транспорте, на стадионе, на работе. Не задумываясь, мы проходим мимо них, но постоянно помним о их существовании. Это выражается в изменении нашего поведения в присутствии других. Переходя улицу, человек оглядывается по сторонам, пытаясь увидеть людей в автомобилях. Он знает о их существовании и хочет определить их местоположение. Девушка, только что веселившаяся у себя дома, выходя на yлицу, придает себе серьезный вид потому, что она знает о присутствии на улице других людей.

два типа пространственных контактов: 1) предполагаемый пространственный контакт, когда поведение человека изменяется в силу предположения о присутствии индивидов в каком-либо месте. 2) визуальный пространственный контакт, когда поведение индивида изменяется под влиянием визуального наблюдения других людей.

Контакты. заинтересованности. Их сущность состоит в выборе социального объекта, обладающего определенными ценностями или чертами, соответствующими потребностям данного индивида. Например, находясь в метро, театре или в компании, вы выделяете определенного человека, с которым связываете положительные или отрицательные эмоции и который обладает определенными чертами или свойствами, человек соответствующими вашим интересам. Этот человек может быть вам любопытен, скажем, в силу необычной внешности, возможного наличия ценной для вас информации, проявления физической силы, смекалки или, наоборот, глупости и невежества. Вы сравниваете этого человека с собой, пытаясь неосознанно или сознательно определить причину вашего интереса. Такой контакт может быть обоюдным или группы односторонним, очным или заочным, вызывать негативные или позитивные эмоции.

Контакты обмена. Продолжая развивать и углублять социальные связи, индивиды начинают вступать в кратковременные соприкосновения, в ходе которых они обмениваются какими-либо ценностями (материальными предметами, информацией, образцами поведения и т.д.). Ежедневно человек имеет множество контактов обмена: покупает билеты на транспорт, обменивается репликами с пассажирами в метро или автобусе, спрашивает, как найти какое-либо учреждение. В большинстве случаев при осуществлении контактов обмена он совершенно не обращает внимания на индивидов, с которыми вступает в контакт. Его интересует всего лишь предмет обмена. Повторяющиеся контакты обмена могут привести к возникновению более сложных видов социальных взаимосвязей, обращенных не на предмет обмена, а на человека. Например, могут возникнуть дружеские отношения с продавцом

Социальные контакты имеют большое значение в изучении места каждого индивида в системе социальных связей, его группового статуса, особенностей исполнения им своей социальной роли в группе. именно социальные контакты являются основой группообразующих процессов, первым шагом в образовании социальных групп.

Последствиями контактов являются социальные действия

СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Понятие "социальное действие" - одно из центральных в социологии. Значение социального действия обусловлено тем, что оно представляет собой простейшую единицу, простейший элемент любого вида социальной деятельности людей. Действительно, даже такие социальные процессы, как общественные движения, крупные социальные конфликты, … состоят из отдельных действий индивидов, связанных между собой в сложнейшие цепи и системы.

Сущность социального действия. Впервые в социологию понятие "социальное действие" было введено и научно обосновано Максом Вебером. Согласно его теории, одним из сложных вопросов, является необходимость определения осознанности, рациональности поведения, которая составляет неотъемлемую черту социального действия. Многие поступки людей бывают совершенно неосознанными, автоматическими, аффективными, например поведение человека в результате приступов гнева, страха, раздражения, когда он действует не задумываясь о происходящем. Даже если такие действия направлены на других людей, в соответствии с теорией М. Вебера их нельзя считать социальными. Другое дело, если индивид действует обдуманно, ставя перед собой цели и добиваясь их реализации, изменяя при этом поведение других людей. Такие действия можно считать социальными.,

Однако многочисленные исследования показывают, что человек никогда не действует полностью осознанно. Высокая степень осознанности и целесообразности, скажем, в действиях политика, борющегося со своими соперниками, или в действиях руководителя предприятия, осуществляющего контроль за поведением подчиненных, во многом основана на интуиции, чувствах, естественных человеческих реакциях. В связи с этим полностью осознанные действия можно считать идеальной моделью. На практике, очевидно, социальными действиями будут частично осознанные поступки, преследующие более или менее ясные цели.

Всякому социальному действию предшествуют социальные контакты, однако в отличие от них социальное действие - достаточно сложное явление. Любое социальное действие должно включать в себя: 1) действующее лицо; 2) потребность в активизации поведения; 3) цель действия; 4) метод действия; 5) другое действующее лицо, на которой направлено действие; 6) результат действия.

Перечень элементов, составляющих отдельное социальное действие, не будет полным, если не уделить внимание внешнему окружению действующего лица, или ситуации. Ни один индивид не совершает социальные действия без учета ситуации.

Механизм совершения социального действия. Социальные действия, о которых идет речь, в отличие от рефлексивных, импульсивных действий никогда не совершаются мгновенно. До их совершения в сознании любого действующего индивида должно возникнуть достаточно устойчивое побуждение к активности. Такое побуждение к совершению действий называется мотивацией. мотивация - это сила, толкающая индивида к совершению определенных действий. Механизм социального действия содержит, таким образом, потребность, мотивацию и само действие

Важность изучения генезиса и структуры социального действия, а также сопоставления отдельных социальных действий трудно переоценить. Рассматривая, например, ряд взаимодействий между руководителями и подчиненными, можно по отдельным действиям судить о причинах напряженности во взаимоотношениях, о способах руководящего воздействия, о степени разобщенности или, наоборот, согласованности действий подчиненных и т.д. Любая социальная организация эффективно действует только в случае однонаправленности, согласованности отдельных социальных действий ее членов. Таким образец социальные действия являются следующей после контактов ступенью в формировании и развитии сложных социальных взаимосвязей.

6. Понятие и виды социального взаимодействия.

Социальные взаимодействия.

Взаимообусловленных социальных действий,

: сотрудничество и соперничество

7. Структура социального взаимодействия.

Социальные взаимодействия. Выделение отдельных социальных действий весьма полезно при изучении социальных процессов. Вместе тем даже простое наблюдение показывает, что социальное действие рассматриваемое как попытка одного индивида или социальной группы изменить поведение другого индивида или группы, редко на практике встречается в единичном, обособленном виде. Когда кто-нибудь пытается убедить в своей правоте другого, то очевидно, что это не общение с неодушевленным, бессловесным существом. Этот другой может активно возражать, соглашаться или проявлять пассивность, так или иначе он тоже совершает социальные действия. В результате этих ответных действий изменяется способ нашего убеждения, его содержание. Наконец, беседа может привести к тому, что человек вынужден будет прекратить оказывать воздействие на поведение свое собеседника. Очевидно, что, совершая социальные действия, каждая личность испытывает на себе действия других. Происходит обмен действиями, или социальное взаимодействие.

Под социальным взаимодействием понимается система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов Это означает, что каждое социальное действие вызывается предшествующим социальным действием и одновременно является причиной последующих действий. Таким образом, социальные действия - это звенья в неразрывной цепи, называемой взаимодействием. Общаясь с друзьями, коллегами по работе, родственниками, человек постоянно осуществляет социальные взаимодействия, которые еще разнообразнее по формам проявления, чем социальные действия.

Большую роль в осуществлении взаимодействий играет система взаимных ожиданий, предъявляемых индивидами и социальными группами друг к другу перед совершением социальных действий. Такие ожидания могут носить эпизодический и неопределенный характер в случае кратковременного взаимодействия, скажем, при одном-единственном свидании, случайной и неповторяющейся встрече, но могут быть и устойчивыми при часто повторяющемся или ролевом взаимодействии.

Встречаясь с незнакомым человеком, мы всегда представляем себе, что он будет делать и как будет вести себя в соответствии с нормами, принятыми в группе или обществе. Общепринятые ожидания дают нам возможность для оценивания данного индивида и для продолжения взаимодействия. При продолжении взаимодействия к общепринятым ожиданиям присоединяются ожидания, носящие индивидуальный характер, соответствующие интересам участников взаимодействия. Предположим, что определенная личность назначает деловое свидание незнакомому человеку. Очевидно, что в ходе опосредованных контактов у этих людей возникает необходимость во взаимодействии. Перед встречей у каждого из них существует некоторая система ожиданий поведения, общепринятого в обществе и в данной группе: партнер по взаимодействию должен прийти вовремя, соблюсти ритуал знакомства, быть вежливым и т.д. Если эти неопределенные, общепринятые ожидания не удовлетворяют одну из сторон, то взаимодействие может прерваться и остаться ситуационным, одноразовым. В случае же оправдания общепринятых ожиданий с обоих сторон возникают новые ожидания, связанные с личностными особенностями данного человека, с его статусом, способом исполнения роли, а также с институциональными нормами, которые он представляет.

Взаимодействие может продолжаться и стать устойчивым, многоразовым или даже постоянным. В ходе устойчивого взаимодействия, взаимные ожидания индивидов постоянно видоизменяются, но в то же время появляется определенный набор устойчивых социальных ожиданий, которые придают взаимодействию достаточно упорядоченный и предсказуемый вид. Такие упорядоченные и устойчивые социальные взаимодействия называют социальными отношениями. Так, вступая во взаимодействие с коллегами по работе, руководителями, членами семьи, мы знаем, как они должны вести себя по отношению к нам и как мы должны взаимодействовать с ними. Нарушение таких устойчивых ожиданий, как правило, приводит к видоизменению характера взаимодействий и даже к прерыванию общения.

Социологи различают два самых общих типа взаимодействий : сотрудничество и соперничество (иногда называемое конкуренцией). Сотрудничество подразумевает взаимосвязанные действия индивидов, направленные на достижение общих целей, с обоюдной выгодой для взаимодействующих сторон. Взаимодействия на основе соперничества включают в себя попытки отстранения, опережения или подавления соперника, стремящегося к идентичным целям. Очевидно, что эти типы взаимодействий полярны, они сопровождаются противоположными чувствами, установками и ориентациями у взаимодействующих индивидов, Если в ходе взаимодействий на основе сотрудничества часто проявляются чувства благодарности, потребности в общении, желания уступить, то при соперничестве могут возникать чувства страха, неприязни, озлобления, ненависти или зависти. В результате повторения того или иного типа взаимодействий возникают разные виды отношений между людьми.

8. Общество и социальные изменения.

Социальная жизнь – это не физический материал или вещество, из которого можно вылепить что угодно; это непрерывный процесс, постоянно самообновляющийся, перестраивающийся, изменяющийся. Социологи определяют фундаментальные изменения, происходящие с течением времени в паттернах культуры, структуры и социального поведения, как социальные изменения. Это процесс, в результате которого общество становится несколько иным, оставаясь при этом в каком-то смысле тем же самым. Роль социальных изменений видится более ясно, когда мы размышляем над событиями, оказавшими влияние на жизнь наших отцов и дедов (например, Октябрьская революция 1917 г., Вторая мировая война, афганская война), и осознаем, насколько далеки от нас эти события. Социальные изменения ставят людей перед новыми ситуациями и побуждают их вырабатывать новые формы деятельности. Изменения в поведении людей, а также в культуре и структуре нашего общества вызывают взаимодействие множества факторов. Социологи выделяют ряд особо важных факторов, воздействие которых различается в зависимости от ситуации, времени и места.

Физическая среда. Люди живут в определенной среде обитания. Для того чтобы выжить, им необходимо вступить во взаимодействие с окружающей средой. . Если окружающая среда по какой-то причине изменяется, ее обитатели, выработавшие определенный тип адаптации к ней, должны отреагировать на эти перемены соответствующими изменениями, новыми формами социальной организации, новыми техническими изобретениями. Засуха, наводнения, эпидемии, землетрясения и прочие стихийные силы вынуждают людей вносить изменения в свои жизненные стили. Кроме того, человек также оказывает значительное воздействие на свою физическую среду. Захоронения вредных отходов, кислотные дожди, загрязнение воды и воздуха, истощение водных ресурсов, эрозия верхнего плодородного слоя почвы и “наступление” пустынь – все это результат ущерба, нанесенного людьми экосистеме. Следовательно, человек связан с окружающей средой цепью сложных взаимных изменений.

Население. Изменения в численности, структуре и распределении народонаселения также сказываются на культуре и социальной структуре общества. “Старение” общества, также создает серьезные проблемы с рабочими местами, поскольку возросло число работников среднего возраста, добивающихся продвижения по служебной лестнице. Все большее число людей ожидает своего шанса для продвижения по службе, но вакансий появляется меньше, чем кандидатов, которые желают их занять.

Конфликты из-за ресурсов и ценностей. Как неоднократно отмечалось выше, конфликт – это форма взаимодействия людей в борьбе за ресурсы или ценности. Интересы индивидов и групп противоречат друг другу; их цели несовместимы. Неудивительно, что конфликт становится источником социальных изменений. Для достижения своих целей в ходе такой борьбы члены группы должны мобилизовать свои ресурсы и возможности. Например, во время войны граждане бывают вынуждены отказаться от привычного образа жизни, терпеть неудобства военного положения. Чаще всего конечный результат выражается в образовании качественно новой целостной структуры. Старый социальный порядок постоянно подтачивается и уступает место новому.

Поддерживающие ценности и нормы. Ценности и нормы, принятые в обществе, действуют как своего рода “цензоры”, разрешающие или запрещающие какие-то новшества. Они также могут действовать как “стимуляторы”. Интересно сравнить нашу готовность к принятию технических нововведении с нашим сопротивлением переменам в экономической теории, религии или моделях семьи. Это культурное противоречие находит отражение в нашем применении понятия “изобретатель”. Для нас изобретатель – это тот, кто создает новые материальные вещи, а того, кто является автором нематериальных идей, мы часто называем “революционером” или “радикалом” – словами, смысл которых имеет негативный оттенок.

Инновации. Открытие приумножает знания, добавляя новые к уже существующим. Теория относительности А. Эйнштейна и генетическая теория Г. Менделя – это открытия. В противоположность этому изобретение представляет собой новую комбинацию старых элементов. Например, автомобиль, использующий в качестве топлива сжиженный газ,– это шесть известных элементов в новом сочетании: двигатель, работающий на сжиженном газе, баллон для сжиженного газа, коробка передач, промежуточное сцепление, ведущий вал и кузов.

Инновации – как открытия, так и изобретения – не единичные акты, а кумулятивная последовательность передаваемых из поколение в поколение наращиваемых знаний плюс ряд новых элементов. Следовательно, чем больше количество культурных элементов, на которых могут базироваться инновации, тем выше частота открытий и изобретений.

Диффузия это процесс, в ходе которого культурные характеристики распространяются от одной социальной системы к другой . Каждая культура содержит минимальное число уникальных особенностей и паттернов, которые присущи только ей. Например, славянская азбука (кириллица) составлена на основе греческого алфавита, который, в свою очередь, возник под влиянием финикийского. Русские получили христианскую веру от греков Византийской империи, а они – от иудейских сект начала новой эры, поверивших в Иисуса Христа как мессию.

В целом можно сказать, что в непрерывном процессе социальных изменений задействовано множество социальных факторов.

9. Понятие культуры в социологии. Культурные универсалии.

Культура

Культура

Культурные универсалии – это такие нормы, ценности, правила, традиции, свойства, которые присущи всем культурам, независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.

Большим достоинством культуры является то, что она позволяет людям преодолевать замедленность генетической эволюции. Модели поведения, генетически присущие организму, не дают возможности быстро приспосабливаться к меняющимся условиям. Что касается изменений в культуре, то они могут происходить достаточно быстро. Некоторые социологи даже утверждают, что культурная эволюция возобладала над биологической эволюцией как главным источником изменений в поведении человека. С возрастанием уровня культуры развивается и ее биологическая матрица.

Хотя культура предоставляет ориентиры повседневной жизни – план или карту жизнедеятельности, эти ориентиры у разных обществ часто различны. То, что в одних обществах рекомендуется или является обязательным, в других не рекомендуется и запрещается; “хорошее” и “желательное” у одного народа рассматривается как “плохое” и “нежелательное” у другого. Но следует ли делать из этого вывод, что культуры различаются во всех отношениях и, следовательно, их не стоит и сравнивать? Или, поставив вопрос иначе, можем ли мы говорить о культурных универсалиях типовых и повторяющихся аспектах жизни, которые проявляются во всех известных обществах?

Такие общие знаменатели, или культурные константы, на самом деле существуют. Причину найти несложно. Все люди сталкиваются с проблемами, во многом одинаковыми. Они должны обеспечивать себе средства к существованию, готовить детей к жизни в обществе, справляться с невзгодами, иметь дело с людьми, отклоняющимися от нормы, устраивать свою семейную жизнь и т.д. Культура – это совокупность решений проблем, поставленных биологией человека и общими закономерностями его существования.

Однако следует подчеркнуть, что в универсальных компонентах никогда не указываются конкретные детали реального поведения. Универсалии относятся к широким, всеобъемлющим категориям, а не к содержанию культуры. Например, семейные формы жизни можно найти во всех культурах, но некоторые общества предпочитают моногамию (один супруг), другие полиандрию (несколько мужей), а третьи полигинию (многоженство)

10. Культура и ценности в социологии. Понятие и виды субкультур.

Культура система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных, материальных носителях (средствах труда, знаках) и передаваемых последующим поколениям.

Существенная особенность человека состоит в том, что окружение, в котором он существует, создано им самим. Действительно, жизненный опыт людей дает основания предполагать, что они создают вокруг себя не только материальный мир, в который входят здания, орудия труда, мосты, каналы, возделанная земля, но и мир человеческих взаимоотношений, включающий в себя систему социального поведения, набор правил и процедур для удовлетворения основных потребностей. Этот мир взаимоотношений бесконечно разнообразен. Житель города и житель деревни, представители населения, скажем, Грузии, Украины, России, каждая обособленная социальная группа - все живут в мире своих правил, норм, обычаев и традиций, которые выражаются в особом языке, манере поведения, религии, системе эстетических взглядов, социальных институтах. Более того, в силу индивидуального восприятия окружающей среды каждая личность по-своему понимает социальные отношения, создавая уникальный личностный образец проявления общих правил, обычаев и традиций. Индивидуальные и общие образцы взаимоотношений, а также соответствующие им специфические материальные и духовные продукты жизнедеятельности людей составляют сферу человеческой культуры.

Культура - исключительно многообразное понятие. Этот научный термин появился в Древнем Риме, где слово "cultura" обозначало возделывание земли, воспитание, образование. Войдя в обыденную человеческую речь, в ходе частого употребления это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческого поведения, а также видов деятельности.

Так, мы говорим, что человек культурен, если он владеет иностранными языками, вежлив в обращении с другими или правильно пользуется ножом и вилкой. Но известно, что представители примитивных племен чаще всего едят с ножа, говорят, употребляя не более четырех десятков слов, и тем не менее имеют свою культуру, например обычаи, традиции и даже примитивное искусство. Очень часто в обыденном, общепринятом значении культура понимается как духовная и возвышенная сторона жизнедеятельности людей, куда включают прежде всего искусство и образование.

Многозначность понимания культуры с точки зрения здравого смысла породила многочисленные сложности, связанные с научным определением этого сложного понятия. В различных областях научной деятельности было сформулировано более 250 определений культуры.

Но далеко не всякий материальный или духовный продукт, созданный людьми, охватывается понятием "культура". Такой продукт, чтобы стать частью культуры, должен быть принят членами общества или их частью и закреплен, материализован в их сознании (скажем, с помощью записи, фиксации в камне, керамике, металле и т.п.). Усвоенный таким образом продукт может быть передан другим людям, последующим поколениям. Исходя из этого каждый индивид рассматривает культуру как долю своего социального наследия, как традицию, переданную ему предками. Вместе с тем он может сам воздействовать на культуру и при необходимости произвести изменения, которые в свою очередь становятся частью наследия потомков, если окажутся позитивными и будут приняты последующими поколениями.

Если нормы – это правила поведения, то ценности это общие представления, разделяемые большей частью общества, относительно того, что желательно, правильно и полезно. Ценности носят общий и абстрактный характер и не указывают конкретно, какие типы поведения приемлемы, а какие нет. Ценности дают критерии, с помощью которых оценивают события, предметы и людей по их относительным достоинствам, красоте или моральным качествам. В рамках европейской культуры к основным ценностям относятся успех в работе, материальный комфорт, индивидуальная свобода самовыражения, прогресс, рациональность, патриотизм и демократия. Люди склонны обращаться к ценностям, когда им необходимо принять какое-то важное решение.

Субкультура – система символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или социальную группу. Каждое сообщество создает свою субкультуру.Субкультура не отрицает общечеловеческой культуры, но в тоже время она имеет свои специфические отличия. Можно выделить западные, восточные, национальные, конфессиональные, профессиональные субкультуры, субкультуры социальных групп и т.д. н/р Юношество имеет свой специфический стиль поведения, выражающийся в одежде, определенном языке общения, который взрослые не всегда могут понять, - таким образом создается молодежная субкультура.

В последние годы социологи уделяют много внимания течению молодежной субкультуры. Долгое время считалось, что в социалистическом обществе, у молодежи не может и не должно быть своих специфических ценностей. Проявления своеобразия, непривычных формы поведения расценивались либо как аномалия, социальное отклонение, либо как подражание Западу.

Другая позиция представляла эти отклонения как способ самовыражения, как возможность заявить о себе обществу, обратить на себя внимание. Так появился термин «неформальна молодежные объединения», закрепившийся в научной и публицистической литературе,

Субкультурные различия в современном обществе определяются национальностью, родом занятий, регионом, полом, возрастом, социально-классовыми и многими другими различиями между людьми. В литературе, в художественных произведениях можно найти множество примеров описания взаимодействия и столкновения субкультур, но серьезных исследователей по этому вопросу крайне мало.

Между тем изучение субкультур весьма важно, поскольку каждое общество имеет не просто общий вид культуры, но достаточно пеструю мозаику из по-разному взаимодействующих субкультур. Жизнь индивида протекает главным образом в рамках определенной субкультуры. Иммигрант может жить в основном внутри иммигрантской субкуль-туры, а жена военного - в военной зоне. Она может иметь мало контактов с гражданскими людьми или их ценностями.

11. Социальная структура общества. Понятие и основные элементы.

Любое общество предстает не как нечто однородное и мо­нолитное, а как внутренне расчлененное на различные соци­альные группы, слои и национальные общности. Все они нахо­дятся между собой в состоянии объективно обусловленных свя­зей и отношений - социально-экономических, политических, духовных. Более того, только в рамках этих связей и отношений они и могут существовать, проявлять себя в обществе. Это обусловливает целостность общества, его функционирование как единого социального организма.

социальная структура общества представляет собой сово­купность тех связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей по поводу эко­номических, социальных, политических и духовных условий их жизнедеятельности.

К основным элементам социальной структуры общества можно отнести:

Классы, которые занимают различное место в системах общественного разделения труда, отношений собствен­ности на средства производства и распределения общест­венного продукта. С таким их пониманием согласны со­циологи разных направлений;

Жителей города и деревни;

Представителей умственного и физического труда;

Сословия;

Социально-демографические группы (молодежь, женщи­ны и мужчины, старшее поколение);

Национальные общности (нации, народности, этнические группы).

Почти все элементы социальной структуры неоднородны по составу и в свою очередь делятся на отдельные слои и группы,

12. Класс в социологии.

классового общества

Класс

1. верхний высший класс.

2. низший высший класс.-

3. высший средний

4. низший средний

5. высший низший

6. низший низший - бездомные, безработные

Системы стратификации, основанные на рабстве, кастах и кланах, являются закрытыми. Границы, разделяющие людей, настолько четки и тверды, что не оставляют людям возможности для перемещения из одной группы в другую, за исключением браков между членами различных кланов. Классовая система гораздо более открыта, поскольку базируется в первую очередь на деньгах или материальной собственности. Принадлежность к классу также определяется при рождении – индивид получает статус своих родителей, однако социальный класс индивида в течение его жизни может измениться в зависимости от того, чего он сумел (или не сумел) достичь в жизни. Кроме того, не существует законов, определяющих занятие или профессию индивида в зависимости от рождения или запрещающих вступление в брак с представителями других социальных классов. Следовательно, основной характеристикой этой системы социальной стратификации является относительная гибкость ее границ. Классовая система оставляет возможности для социальной мобильности, т.е. для движения вверх или вниз по социальной лестнице. Наличие потенциала для повышения своего социального положения, или класса,– одна из основных движущих сил, побуждающих людей хорошо учиться и упорно трудиться. Конечно, семейное положение, наследуемое человеком с рождения, способно определять и исключительно невыгодные условия, которые не оставят ему шансов подняться в жизни слишком высоко, и обеспечить ребенку такие привилегии, что для него окажется практически невозможным “скатиться вниз” по классовой лестнице.

  1. Классовая и стратификационная системы общества .

Социальная структура означает объективное деление общества на отдельные слои, группы. Это устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами в социальной структуре являются классы, этнические профессиональные группы,…

Социальный класс- является одним из центральных понятий в социологии. Впервые развернутую картину классового общества была отражена в работах К. Маркса, который за основу деления общества на классы брал наличие или отсутствие собственности.

Классовая система начала формироваться с развитием промышленности (16-17 в.) и окончательно сформировалась в 18-19 в.в.

Класс в широком смысле слова- больная социальная группа, владеющая или не владеющая средствами производства, занимающая определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующаяся специфическим способом получения дохода.

В узком смысле- это любая социальная страта (слой) в современном обществе, отличающийся друг от друга (доходом, образованием, престижем….)В классовой системе современного общества можно выделить 6 классов:

1. верхний высший класс. К ним относится аристократия (имеют доступ к основным ресурсам: богатство, власть, престиж)

2. низший высший класс.- : банкиры, видные политики, владельцы крупных фирм, которые достигли высших статусов в ходе конкурентной борьбы.

3. высший средний - преуспевающие бизнесмены, врачи, юристы

4. низший средний - наемные работники инженеры, преподаватели.

5. высший низший - служащие и квалифицированные рабочие

6. низший низший - бездомные, безработные

Стратификация возникла вместе с появлением общества. Когда речь заходит об основных видах стратификационных систем , (т.е. деления общества на отдельные слои) обычно выделяются

кастовая,

рабовладельческая,

сословная

классовая.

При этом принято отождествлять их с историческими типами общественного устройства. Любое конкретное общество состоит из комбинаций различных стратификационных систем и множества их переходных форм.

Системы стратификации, основанные на рабстве, кастах и кланах, являются закрытыми. Границы, разделяющие людей, настолько четки и тверды, что не оставляют людям возможности для перемещения из одной группы в другую, за исключением браков между членами различных кланов. Классовая система гораздо более открыта, поскольку базируется в первую очередь на деньгах или материальной собственности. Принадлежность к классу также определяется при рождении – индивид получает статус своих родителей, однако социальный класс индивида в течение его жизни может измениться в зависимости от того, чего он сумел (или не сумел) достичь в жизни. Кроме того, не существует законов, определяющих занятие или профессию индивида в зависимости от рождения или запрещающих вступление в брак с представителями других социальных классов. Следовательно, основной характеристикой этой системы социальной стратификации является относительная гибкость ее границ. Классовая система оставляет возможности для социальной мобильности, т.е. для движения вверх или вниз по социальной лестнице. Наличие потенциала для повышения своего социального положения, или класса,– одна из основных движущих сил, побуждающих людей хорошо учиться и упорно трудиться. Конечно, семейное положение, наследуемое человеком с рождения, способно определять и исключительно невыгодные условия, которые не оставят ему шансов подняться в жизни слишком высоко, и обеспечить ребенку такие привилегии, что для него окажется практически невозможным “скатиться вниз” по классовой лестнице

14. Понятие и виды социальной мобильности.

Социальная мобильность - перемещения людей из одних социальных слоев в другие под влиянием различных объектив­ных и субъективных факторов; отражающая эти процессы тео­рия социальной мобильности указывает на горизонтальную и вертикальную мобильность. Горизонтальная мобильность означа­ет переход людей из одних социальных групп в другие, нахо­дящиеся, так сказать, на одном уровне социальной структуры общества. Например, когда сельский житель становится город­ским, однако профессия и уровень доходов у него остаются прежними. Вертикальная мобильность - это социальные пере­мещения людей в иерархическом порядке, например, из низ­шего слоя в более высокий по социальному статусу и оплате труда или же обратно - из высшего слоя в низший. В основе теории социальной мобильности лежат труды П. А. Сорокина, широко используемые в западной социологии, прежде всего американской.

15. Социальная общность и социальная группа. Первичные и вторичные группы.

Важным элементом социальной структуры общества является социальная общность . Она характеризуется: 1. наличием общих для данной группы условий жизнедеятельности (экономических, социальных, профессиональных, образовательных…) 2.-способом взаимодействия индивидов, 3.- принадлежностью к исторически сложившимся территориальным объединениям (город, деревня, село…)4.- принадлежностью индивидов конкретной группы к тем или иным социальным институтам. (семья, наука, образование…)

социальные группы - группы людей, объединенные об­щим для них укладом жизни, специфическими интересами и ценностными ориентациями, которые они реализуют в совме­стной деятельности. Выделяют социальные группы, склады­вающиеся объективно, т.е. независимо от сознания и воли лю­дей, - классы, нации, демографические группы, а также груп­пы, формирующиеся в ходе сознательной и организующей дея­тельности самих людей, - политические партии, профсоюзные и молодежные организации, научные общества и т.д.

Социальные группы можно рассматривать как общности людей с устойчивыми взаимодействиями и наличием взаимных ожиданий, координацией действий, кооперацией и солидарностью по поводу общих целей и культурных образцов. Каждый индивид в разные моменты своей жизни входит на правах участника в несколько групп. Так, он является членом семьи, студенческой группы, спортивного общества, дружеской группы и т.д.

ГРУППЫ, РАЗДЕЛЯЕМЫЕ ПО ХАРАКТЕРУ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ИХ ЧЛЕНАМИ

Первичные и вторичные группы . Различие во взаимоотношениях между индивидами наиболее четко заметно в первичных и вторичных группах. Под первичными группами понимаются такие группы, в которых каждый член видит других членов группы как личностей и индивидуальностей. Достижение такого видения происходит через социальные контакты, придающие интимный, личностный и всеобщий характер внутригрупповым взаимодействиям, в которые включаются многие элементы личностного опыта. В таких группах, как семья или дружеская компания, ее члены стремятся сделать социальные взаимоотношения неформальными и смягченными. Они интересуют друг друга прежде всего как личности, имеют общие надежды и чувства и полностью удовлетворяют свои потребности в общении. Во вторичных группах социальные контакты носят безличный, односторонний и утилитарный характер. Здесь не обязательны дружеские личностные контакты с другими членами, но все контакты функциональны, как того требуют социальные роли. Например, отношения мастера участка и подчиненных рабочих безличны и не зависят от дружеских отношении между ними. Вторичная группа может быть трудовым союзом или какой-либо ассоциацией, клубом, командой. Но вторичной группой можно считать и двух личностей, торгующихся на базаре. В некоторых случаях такая группа существует для достижения специфических целей, включающих определенные потребности членов этой группы как личностей.

16. Понятие личности в социологии.

ЛИЧНОСТЬ - выражение социальной сущности и содержа­ния человека как субъекта деятельности и общественных отно­шений. Личность выступает как носитель общих и специфиче­ских социальных свойств человека, характеризующих его на­циональную и классовую принадлежность, профессию и вид деятельности, мировоззрение и ценностные ориентации, инте­ресы, цели, идеалы. В процессе своей жизнедеятельности в обществе личность играет различные социальные роли.

В момент рождения ребенок еще не личность. Он всего лишь индивид. Индивидом называется человек как представитель вида, продукт филогенетического и онтогенетического развития. Чтобы стать личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются: биологические, генетически заданные предпосылки; наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует.

Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру. Сегодня в социологии понятие личность употребляется, как

правило, в двух значениях: а) для обозначения индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности; б) для обозначения устойчивой системы социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества.

17. Общая характеристика социальных институтов.

социальные институты (от лат. institutum - установление, учреждение) - исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. К ним можно отнести институты семьи, образования, власти и др. Социаль­ные институты выполняют общественно значимые функции и обеспечивают устойчивость социальных связей и отношений людей в рамках того или иного общества. Первым предложил науке термин «социальный инстит» английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820-190J)

Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Социальные институты обладают соответствующей внутрен­ней организацией и занимают свое место в общественной жиз­ни, выполняя при этом специфические функции. Взаимодейст­вуя между собой, они обеспечивают функционирование обще­ства.

Отношения в семье принято разделять на две основные группы:

Гармоничный тип – где все построено на гармонии, взаимоуважении, взаимопонимании.

Дисгармоничный тип – где нет гармонии, понимания, уважения, такие отношения создают множество проблем, которые сложно решить.

Гармоничный тип отношений в семье разделяется на несколько видов

Традиционные отношения в семье – отношения строятся исходя из традиционных семейных ценностей. Большое значение уделяется бытовым, практическим вопросам. Свободное творческое самовыражение возникает крайне редко и не вписывается в систему традиционных ценностей, где главное вписаться в общество, заработать и прокормить семью. Самый распространенный тип отношений в семье.

Зависимые отношения в семье – Построены на зависимости одного человека, к другому и стремлении удовлетворять его желания, потребности в ущерб своим. Присутствует иллюзия и страх потерять любимого человека, поэтому ему все разрешается, прощается. Что в итоге может вызвать созависимость.

Партнерские отношения в семье – у супругов есть много чего общего. С удовольствием занимаются общими делами, развиваются. Между ними есть понимание, поддержка и искренность.

Компромиссные отношения в семье – характеризуются способностью идти на уступки, проявлять снисходительность, понимание, поддержку. Взгляды других не критикуют, есть много общего.

Дисгармоничные отношения в семье имеют множество типов

Бурные отношения – для таких отношений в семье характерна накаленная атмосфера с присущими ей скандалами, разборками, выяснением отношений. Партнерам нравится открыто демонстрировать бурные чувства, не умеют их сдерживать. Ссоры чередуются с расставанием, через время идет примирение, и снова по кругу, и так бесконечно.

Прислуга и хозяин – таким отношениям в семье характерно повышенная забота, внимание, ответственность женщины, в ущерб своим интересам. Женщина возлагает на свои плечи множество дел, работы. Мужчина не обременен заботами, хлопотами. Всё делает женщина. Отношение к ней, как к прислуге.

Изоляция – в отношениях проявляется скрытность, замкнутость, желание отгородиться от внешнего мира, который воспринимается подозрительно. Супруги замыкаются, не поддерживают общение с друзьями, знакомыми, родными. Выбирают одиночество вдвоем.

Демонстративные отношения – присутствует много актерской игры, позерства, фарса, чтобы понравиться окружающим. Нравится играть на публику. Не задумываясь об ответственности.

Взаимная одержимость – партнеры настолько одержимы друг другом, что больше никто им не нужен, даже дети. Их или нет или им уделяется меньшее внимание. Больше внимание уходит на партнера. Правда, бывает и односторонняя одержимость, когда не получая должного внимания, партнер начинает подозревать об измене, или замечать, что другим внимания уделяется больше, чем ему.

Кумир в семье – обычно таким кумиром становится ребенок, ему уделяется все внимание, любовь, забота, в ущерб супругу, его желания, потребности игнорируются. В итоге любовь и взаимопонимание между ними теряется.

Отношения, построенные на борьбе – в данном случае борьба происходит между супругами, без конца идет соперничество, противостояние.

Каждый сам по себе – у каждого свой круг общения, занятий, дел. Характерно минимум общения с супругом по браку, каждый живет сам по себе, словно соседи в комнате по общежитию. Объединяет только кровать и секс. В отношениях всё по минимуму – эмоций, чувств, взаимных требований, интереса.

Характеристика особенностей отношения в семье, какие ещё могут быть

  • Отношения в семье еще могут быть как холодными, морозными, так и теплыми, горячими
  • Строится на давлении, манипулировании, ограничениях, психологическом давлении
  • Честными, прозрачными или облачными, мутными
  • С ураганом эмоций или совсем безэмоциональными, безразличными

Не менее распространенные в отношениях семьи вредные привычки, например, пьянство. Особенно когда пьют двое супругов. Им свойственно низко оценивать себя, иметь неустойчивые эмоции, оправдывать свое поведение.

Поведение иррациональное. Для оправдания своего образа жизни сознательно или бессознательно обманывают себя или других. Потакают слабостям, вредным привычкам. Конфликты возникают, когда нет возможности удовлетворить негативные привычки, вместе с плохим настроением и раздражительностью.

Характеристика отношений в семье зависит от формы брака

  • По расчету
  • По взаимной любви
  • Партнерский – без романтики и сексуального желания
  • Свободный – присутствуют внебрачные связи, которые не осуждаются

Типы семейных отношений по отношению к ребенку

Мягкие – отсутствует строгий контроль за ребенком, нет наказаний. Всё делается для его благополучия, во многом потакают, всё прощается. К любым видам его поведения относятся снисходительно. Ребенок, вырастает безответственным с испорченным характером.

Отношения в семье в соответствии с моральным климатом

  • Высокий уровень нравственности
  • Со средним уровнем морали
  • С низким уровнем нравственности
  • Аморальные, безнравственные, конфликтные
По характеру взаимоотношений центральной власти с вхо­дящими в состав государства административными, националь­ными единицами система государственного управления может быть координационной или субординационной. Координационное управление реализуется в форме федерацииили конфедерации. Федерация имеет, а конфедерация не имеет единого органа госу­дарственной власти. Члены федерации могут иметь собственные Конституции, законодательные, исполнительные, судебные орга­ны. Наряду с этим образуются единые федеральные органы государственной власти; устанавливается общее гражданство, денежная единица и т.д. При конфедерации образующие ее государства сохраняют независимость, имеют свои органы государственной власти и управления. Для координации действий в определенных целях (высшие политические, военные и т.п.) государства создают объединенные органы. Россия согласно Конституции является федеративным государством, включает 89 субъектов федера­ции и различные.формы местного самоуправления.
Субординационное управление базируется на жестком админи­стративном подчинении, воздействии на нижестоящих должно­стных лиц органов управления, принуждении к выполнению ко­манд, поступающих из вышестоящих органов управления. Оно характерно для унитарного государства, которое в своем составе не имеет федеративных единиц, а подразделяется на администра­тивно-территориальные единицы (области, районы и др.). В уни­тарном государстве органы власти всех уровней действуют по единым нормативам, аппарат управления отвечает нуждам обще­ственной системы, разделение властей практически отсутствует. Примером субординационного управления может служить госу­дарственная система СССР, где высшая власть фактически при­надлежала партийным комитетам республик, краев, областей, действовавшим по директивам центрального комитета.


Top