Характеристика и образ сони мармеладовой в романе преступление и наказание достоевского сочинение. Доклад: Образ Сони Мармеладовой в романе Федора Достоевского Преступление и наказание

Соня Мармеладова является одним из основных персонажей шедевра русской классики, романа Фёдора Михайловича Достоевского под названием «Преступление и наказание».

Девушка живёт по «жёлтому билету», она вынуждена продавать своё тело, чтобы помогать своей семье. Её отец, Семён Захарович Мармеладов, ранее занимал приличную должность, а теперь дошёл до грани нищеты и начал пить. Мачеха, Екатерина Ивановна, болеет чахоткой и всячески притесняет Сонечку. Чтобы хоть как-то обеспечить родителей и их младших детей, Соня решается на низменный в её понимании поступок: она становится публичной женщиной. Её семья голодает, поэтому Мармеладова переступает через себя и нарушает свои моральные принципы.

Девушке восемнадцать лет, она обладает женственной, стройной фигурой, имеет светлые волосы, маленькие нос, подбородок и ясные голубые глаза. У Сони низкий рост и миловидное, симпатичное лицо.

Люди, окружающие девушку, понимают её тяжёлое положение и не осуждают Соню. В некоторой степени, её поступки благородны и заслуживают уважения, ведь Мармеладова не тратит заработанные деньги на себя, а отдает их своим близким и безвозмездно помогает другим людям.

Несмотря на род деятельности, Мармеладова очень добрый, искренний и наивный человек. Её часто незаслуженно обижают, но она очень мягкая личность и не способна дать отпор, ведь обладает очень робким характером. Сонечка очень религиозна, а также, человеческую жизнь она считает наивысшей ценностью. Девушка способна на самопожертвование, ведь она вынуждена терпеть ужасный позор ради благополучия близких. Она старается появляться дома как можно реже, ведь ей стыдно за её способ заработка денег, Соня приходит лишь для того, чтобы отдать средства отцу или мачехе.

Она не согласилась с теорией Родиона Раскольникова о том, что людей нужно делить на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Соня считает, что все равны между собой, никто не имеет права осуждать кого-либо и отнимать чужую жизнь. Девушка искренне верит в Бога, поэтому думает, что только он может оценивать человеческие поступки.

В образе Сони Мармеладовой Достоевский воплощает своё понимание идеи гуманизма, человеческого сострадания и благородности. В её лице, автор создал антипод главного героя, Родиона Раскольникова. У читателей Соня вызывает сочувствие и понимание, а также, на её примере Достоевский показывает действительно ценные человеческие качества.

Сочинение про Соню Мармеладову

Среди всех персонажей романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" Соня Мармеладова является одним из ключевых персонажей. Эта героиня заставляет задуматься читателя о самых нужных качествах для человека: милосердии, самопожертвовании, искренней вере в Бога.

Соня Мармеладова - молодая девушка восемнадцати лет, стройная, со светлыми волосами. Ее отец бывший чиновник, который стал безбожным пьяницей после увольнения. Его постоянное пьянство довели его до того, что он вынес все ценные вещи и одежду своей супруги, мачехи Сони, из дому, чтобы оплачивать долги. Для того, чтобы Соню и ее семью не выгнали из комнаты, которую они снимали,она жертвует своей невинностью и, как истинная верующая в Бога, совершает этим тяжкий грех. Не смотря на то, что подобный поступок сильно подкосил дух героини, она не винит в этом отца или мачеху, Катерину Ивановну, которая буквально вынудила ее пойти по желтому билету. Вместо этого она находит в себе силы смириться со своей судьбой. Она понимает всю важность поступка, ведь это было сделано не для нее, а ради того, чтобы семья не голодала в нищите. Этот поступок не проходит бесследно для Сони Мармеладовой. Она ощущает себя ниже других женщин и даже не может присесть в обществе сестры Родиона Раскольникова. В этом романе читатель видит Соню как истинную верующую и проповедницу христианства. Основа ее действий ничто, как любовь к ближним и родным ей людям: она дает отцу деньги на выпивку из-за любви к нему, ее любовь помогла Раскольникову очистить его душу на их совместной каторге.

Соня Мармеладова в этом романе выступает как противопоставление образу Радиона Раскольникова, его теории. Для героини все люди равны между собой, и никто не имеет права отнимать жизнь у другого. Она отправилась с Родионом на каторгу, где надеялась не только помочь ему в искуплении его грехов, но и искупить свои. Благодаря любви героини ко всему окружающему сокаторжники полюбили Соню, а Раскольников нашел в себе силы раскаяться в своих грехах и начал новую жизнь с чистого листа.

Через образ Сони Мармеладовой Федор Михайлович Достоевский показывает читателям свои мысли и убеждения,относящиеся к справедливости и любви к людям.

Вариант 3

Эта нежная и совсем хрупкая девушка, вызывает у читателя глубокое сочувствие, ее нелегкая судьба заставляет сердце сжаться. Совсем юная девушка Сонечка, была вынуждена стать рабыней обстоятельств, посланная собственной семьей на панель, она смиренно принимает свою участь. Эта миниатюрная девушка с глубокими и ясными газами, слишком робкая и богобоязненная особа. Но преданность своей семье, настолько сильна, что она переступает через себя и свои убеждения, дабы помочь семье справится с финансовыми трудностями.

Не смотря на то, что главная героиня не совсем Соня Мармеладова, все же в романе отчетливо прослеживается, нежное отношения Федора Михайловича Достоевского, к этому истерзанному судьбой персонажу. Он все время возвращается к этой совсем юной и такой ранимой особе, которая вынуждена нести свой крест.

Соня не ждет взамен благодарности и оваций за свое решение, ее преданность отцу не видит границ, Мармеладов же, в свою очередь тоже очень любит свою дочь, но болезненная тяга к спиртному, сделала из него безвольного раба. Он бесцельно шатается по улицам и кабакам, затуманивая свое сознание раз за разом, сжимая, в такой способ чувство вины за собственную беспомощность.

Хрупкой Сонечке в свою очередь очень стыдно посещать отчий дом, не смотря на то что пошла она не этот грех, только ради своей семьи, приходит она лишь для того чтобы отдать деньги мачехе, которые достаются ей сквозь нестерпимые душевные терзания.

Складывается впечатление, что Соня совершенно не способна думать о себе, все ее действия направлены на заботу о своих ближних. Она считает, что нет людей лучше, чем она и нет же хуже, ибо перед Богом все равны, все дети его.

Единственное что смущает эту щупленькую девочку с детским личиком, это то, что Раскольников, после своего признания пытался скрыть вину. Но, по мнению Мармеладовой, нет преступления ужасней, она не осуждает молодого человека, но все же считает, ужасным пытаться обойти наказание.

После того как Родион признался в своих деяниях и ответил перед законом. Соня единственная кто не отвернулся от него и продолжала наведывать Раскольникова, в местах не столь отдаленных. Не смотря на то, что Родион, не очень то тепло встречал на первых парах девушку, она продолжала посещать юношу. Что в очередной раз доказывает то, что нет придела ее милосердию.

Есть между молодыми людьми нечто связующее, они оба перешли черту, оба прыгнули с обрыва и ничего не вернуть назад, но все же есть существенная разница, Родион, пренебрег чужой жизнью, а Соня пожертвовала собственной. У обоих были вне сомнения благие цели, но все же есть черта дозволенного.

Сочинение 4

Соня Мармеладова - главный женский образ романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание».

Первый раз читатель узнаёт о Соне из рассказа её отца, Семёна Мармеладова о своей жизни Родиону Раскольникову: «единородная дочь моя». Глава семейства Мармеладовых рассказывает о подвиге Сони: ради благополучия семьи восемнадцатилетняя девушка идёт на панель, ведь другого способа заработать денег у неё нет. Это считается подвигом, ведь Соня переступает через страх унижения, мораль, она не думает о себе, а заботится о близких.

Этот поступок отразится на дальнейшей жизни Сони, ведь теперь она обладательница «жёлтого билета», документа заменяющего паспорт и дающего право на работу «ночной бабочкой». Вернуть паспорт обратно было тяжело, а с жёлтым билетом заниматься можно было только проституцией, а значит, получить хоть какую-нибудь работу Соня Мармеладова не могла.

Зная, чем занимается Соня, окружающие её травили, брезговали находиться с ней в одном помещении (пример: Амалия Фёдоровна, выдворившая Соню из комнаты, сдававшейся Мармеладовым).

Полное имя девушки, София, пришло из Греции. На греческом оно означает «мудрость». И правда, Соня Мармеладова мудрая девушка. Любой её поступок обоснован. Это иногда не заметно под наивностью и некоторым любопытством, присущими Соне в силу её возраста.

Внешность Сони даёт понять читателю, что душа девушки наполнена светом, несмотря на все обстоятельства её жизни. У Сони Мармеладовой «голос кроткий», «личико бледненькое, худенькое». Она «белокурая», «малого роста, блондинка, с замечательными голубыми глазами». У девушки «стыдливый взгляд» ей не плевать на нравственные ценности и идеалы.

Это мы видим и в сцене с признанием Раскольникова. Она, сочувствуя ему, всё же убеждена в том, что каждый имеет право жить, что бы он ни совершил и кем он ни был. Преступление непозволительная роскошь для всех, кто пытается таким образом добиться счастья себе или другим. Соня понимающая, любящая, преданная девушка – она отправляется в Сибирь вслед за Родионом. Соня готова была ждать возвращения возлюбленного. Она нравственный идеал Фёдора Михайловича Достоевского, героиня, выражающая мнение автора.

Мы сочувствуем Соне и в то же время понимаем, что она стоит на правильном пути и по правильному пути движется вперёд. На этот путь она наставляет и главного героя романа – Родиона Раскольникова.

5 вариант

Одним из шедевров русской литературы является произведение Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». И одним наиболее ярких персонажей является Соня Мармеладова. Автор преподносит читателю образ восемнадцатилетней девушки, с красивой осанкой и белоснежными волосами. Ее тонкая и женственная натура, подвержена сильным жизненным переживаниям, из-за трагической судьбы героини.

Соня живет в семье, в которой отец не работает и злоупотребляет спиртными напитками, матери у нее нет, есть только мачеха. Эта женщина больна, в семье много детей, детям нечего кушать. Поэтому Соня решает работать продажной женщиной, чтобы заработать хоть какие-то деньги для семьи.

Это решение было вынужденным, оно полностью противоречит характеру и мировоззрению героини, она пошла на эту жертву ради своей семьи. Поэтому очень переживает из-за своей работы, дома она не бывает, приносит деньги отцу и опять уходит на работу.

Но это низкое занятие не переломило Соню, она верит в людей, в Бога и помогает Раскольникову. Раскольников делит людей на два сословия, одни по его мнению должны править миром, а вторые просто дрожащие твари, которых не нужно уважать.

Соня не разделяет этого мнения, она говорит Родиону, что все люди равны перед Богом и только Господь Бог может судить людей. Все люди равны перед Богом и обществом, вот поэтому она готова искупить свою вину и, Раскольникова наставить на истинный путь.

Автор на примере главной героини романа «Преступление и наказание», показывает читателям, какие есть хорошие черты человеческого характера. Именно Соня Мармеладова, имеющая столь антиморальную профессию, обладает высокими душевными качествами.

Она на протяжении всего романа рассказывает Раскольникову о смысле жизни и о том, как нужно искупить свою вину, перед людьми и перед Богом. Именно благодаря Соне и ее любви к нему Раскольников выдерживает долгие годы каторги и искренне раскаивается в своем поступке.

Это раскаяние дает облегчение его душе, он может жить дальше и любить Соню. Благодаря постоянной поддержке со стороны Сони, Раскольников начал новую жизнь. Он покаялся в содеянном преступлении и полностью поменял свое отношение к жизни и людям.

Соня Мармеладова, это именно тот герой произведения, который может помочь не только себе, но и всем окружающим получить путь к спасению, через веру в Бога и всепоглощающей любви к людям. Она настолько искренне общалась с Раскольниковым, что он смог стать чуточку добрее и легче смотреть на жизнь.

Соня сама страдала от душевных мук, так как не могла простить себя за то, что ей пришлось работать в публичном доме. Но благодаря вере в Бога и сильному духу, Соня вытерпела все эти муки и стала на истинный путь. И помогла не только себе, но и Раскольникову стать лучше, чем он есть на самом деле.

Сонечка Мармеладова

Произведения Достоевского всегда имели в себе намного больше, чем просто интересный сюжет и колоритные персонажи. В своих произведениях автор часто задевал общественные темы и идеи, тем самым размышляя над ними в произведениях вместе с читателем. Он показывал простые бытовые проблемы красивым литературным языком, метафорами, и афоризмами, что также сыграло немаловажную роль в развитии, как и его карьеры, так и всей литературы в целом. За весь свой творческий путь он написал немало достойных произведений, однако самым ярким примером вышеописанного является его знаковое для литературы произведение – “Преступление и наказание”.

В своём произведении “Преступление и наказание” Достоевский рассказывает трагичную историю становления простого человека в разбойника, убийцу, и просто алчного человека. Также в произведении мы можем видеть множество различных персонажей со своими уникальными, не похожими друг на друга, образами. Одним из таких персонажей является Соня Мармеладова.

Соня Мармеладов – молодая девушка, которой из-за весьма неприятных обстоятельств приходится работать в ещё более неприятных местах, дабы прокормить себя, и свою семью. Автор показывает её образ, как образ самоотверженной девушки, которая готова пойти на все, дабы помочь своей семье. Показывая её как девушку, которая по воле судьбы обязана преодолевая себя работать в таких отвратительных местах, автор внедряет новую мысль и тему в произведение – тему преодоления своих желаний во имя общего блага.

Характером же Соня довольно скромна, и даже наивна, но эта наивность в основном и подкупает её клиентов, заставляя обращать на неё своё внимание, и происходит это, скорее всего, из-за жалости. Так или иначе, автор создал достаточно запоминающийся образ в произведении, который переносит его мысли и темы, которые он бы хотел перенести в своё произведение, дабы читатель мог вместе с ним поразмышлять на данную тему, и, конечно же, прийти к возможному решению проблемы.

Я считаю, что именно данные черты преобладают в образе Сони Мармеладовой в произведении “Преступление и наказание”.

Несколько интересных сочинений

  • Образ города в поэме Мертвые души Гоголя 9 класс сочинение

    Приехав в этот город, Павел изначально предполагал, что этот город более «живой», в нём чаще можно увидеть празднования и уличные вывески. Но окунувшись в быт его жизни, Чичиков понимает, что это лишь маска

  • Я очень люблю собак и уверен в том, что это лучшие друзья! Они бываю разные. Это маленькие и большие, лохматые и гладкошерстные. Собака может быть с родословной, а может и быть простой дворняжкой. Но, ведь она тоже друг человека

  • Анализ трагедии Пушкина Моцарт и Сальери 9 класс

    Произведение по жанровому направлению относится к трагедии, названной автором маленькой и созданной в соответствии с единством места, времени и действия в стиле классицизма.

  • Сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина в комедии Горе от ума Грибоедова сочинение

    Эти герои совершенно разные по всем показателем. По мировоззрению, воспитанию, характеру, в стремлении заслужить свое место под солнцем. Молчалину приемлема лесть, унижение и все низменные качества человека

  • Путь исканий Пьера Безухова в романе Война и мир Толстого сочинение

    В произведении Толстого “Война и мир” присутствует огромнейшее множество персонажей, которым автор уделил немалое внимание, раскрыв их образы и рассказав их историю читателю, но, однако, любимым персонажем у Толстого

Соня Мармеладова - героиня романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Бедность и крайне безнадежное семейное положение вынуждают эту молодую девушку зарабатывать на панели.
Читатель впервые узнает о Соне из адресованного Рас- кольникову рассказа бывшего титулярного советника Мармеладова - ее отца. Алкоголик Семен Захарович Мармеладов прозябает вместе с женой Катериной Ивановной и тремя маленькими детьми - жена и дети голодают, Мармеладов пьет. Соня - его дочь от первого брака - живет на съемной квартире «по желтому билету». Мармеладов объясняет Раскольнико- ву, что она решилась пойти на такой заработок, не выдержав постоянных упреков чахоточной мачехи, называвшей Соню дармоедкой, которая «ест и пьет и теплом пользуется». На самом деле это кроткая и безответная девушка. Всеми силами она пытается помочь тяжело больной Катерине Ивановне, голодающим сводным сестрам и брату и даже своему непутевому отцу. Мармеладов рассказывает, как он обрел и потерял работу, пропил новый, купленный на деньги дочери мундир, после чего ходил просить у нее «на похмелье». Соня ни в чем его не упрекнула: «Тридцать копеек вынесла, своими руками, последние, все что было, сам видел... Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела».
Первое описание Софьи Семеновны автор дает позже, в сцене исповедования раздавленного лошадью и доживающего последние минуты Мармеладова: «Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Узнав о происшествии, она прибегает к отцу в своей «рабочей одежде»: «наряд ее был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своем особом мире, с ярко и позорно выдающеюся целью». Мармеладов умирает у нее на руках. Но даже после этого Соня посылает младшую сестру Поленьку догнать Раскольникова, который пожертвовал свои последние деньги на похороны, чтобы узнать его имя и адрес. Позже она наведывается к «благодетелю» и приглашает его на поминки отца.
Еще один штрих к портрету Сони Мармеладовой - ее поведение при происшествии на поминках. Ее незаслуженно обвиняют в краже, и Соня даже не пытается защититься. Вскоре справедливость восстановлена, однако сам инцидент доводит ее до истерики. Автор объясняет это жизненной позицией своей героини: «Соня, робкая от природы, и прежде знала, что ее легче погубить, чем кого бы то ни было, а уж обидеть ее всякий мог почти безнаказанно. Но все-таки, до самой этой минуты, ей казалось, что можно как-нибудь избегнуть беды - осторожностию, кротостию, покорностию перед всем и каждым».
После скандала на поминках Катерина Ивановна с детьми лишаются крова - их выгоняют со съемной квартиры. Теперь все четверо обречены на скорую гибель. Понимая это, Раскольников предлагает Соне сказать, как бы она поступила, будь у нее власть заранее лишить жизни оклеветавшего ее Лужина. Но Софья Семеновна не хочет отвечать на этот вопрос - она выбирает покорность судьбе: «Да ведь я божьего промысла знать не могу... И к чему вы спрашиваете, чего нельзя спрашивать? К чему такие пустые вопросы? Как может случиться, чтоб это от моего решения зависело? И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?»
Образ Сони Мармеладовой необходим автору для создания морального противовеса идее Родиона Раскольникова. Раскольников чувствует в Соне родственную душу, ведь они оба - отверженные. Однако, в отличие от идейного убийцы, Соня - «дщерь, что мачехе злой и чахоточной, детям чужим и малолетним себя предала». У нее есть четкий нравственный ориентир - библейская мудрость очистительного страдания. Когда Раскольников рассказывает Мармеладовой о своем преступлении, она жалеет его и, упирая на библейскую притчу о воскрешении Лазаря, убеждает покаяться в содеянном. Соня намерена разделить с Раскольниковым превратности каторжной жизни: она считает себя виноватой в нарушении библейских заповедей и согласна «пострадать», чтобы очиститься.
Примечательно, что каторжники, отбывавшие наказание вместе с Раскольниковым, испытывают к нему жгучую ненависть и одновременно очень любят навещающую его Соню. Родиону Романовичу говорят, что «ходить с топором» - не барское дело; его называют безбожником и даже хотят убить. Соня же, следуя своим раз и навсегда установленным понятиям, ни на кого не смотрит свысока, ко всем людям она относится с уважением - и каторжные отвечают ей взаимностью.
Соня Мармеладова - один из важнейших персонажей книги. Без ее жизненных идеалов путь Родиона Раскольникова мог завершиться только самоубийством. Однако Федор Михайлович Достоевский предлагает читателю не только воплощенные в главном герое преступление и наказание. Жизнь Сони ведет к покаянию и очищению. Благодаря этому «продолжению пути» писателю удалось создать целостный, логически завершенный мир своего великого романа.

Соня Мармеладова. Характеристика и образ сочинение

План

1. Ф. М. Достоевский и его “ ”.

2. Соня Мармеладова. Характеристика и образ

2.1. Трудная юность.

2.2. Любовь к людям.

2.3. Вера в Бога.

2.4. Знакомство с Раскольниковым.

3. Мое отношение к героине.

Ф. М. - талантливый создатель сложных психологических произведений. Его главные герои - яркие противоречивые личности, с непростой судьбой и тяжелыми жизненными обстоятельствами. Сам писатель прожил трудную неординарную жизнь, перенес каторгу и заточение, разочарования и личные трагедии. Испытав многие страдания и горести, Достоевский постарался в своем творчестве отразить собственные размышления и выводы, которые он вынес из пережитого.

Свой роман “Преступление и наказание” Федор Михайлович задумал в ссылке, а приступил к его написанию после нескольких страшных событий, которые принесли ему неимоверные боль и страдания, - смерти жены и брата. Это были годы одиночества и борьбы с гнетущими мыслями. Поэтому невыразимой реалистичной тоской и жизненной грустью проникнуты строки его философско-психологичного романа.

Соня Мармеладова - центральная фигура этого произведения. Она предстает перед читателями кроткой и испуганной девушкой, худой и бледной, в дешевом ярком наряде. Несмотря на свою молодость - Сонечке нет и восемнадцати лет, - она уже достаточно увидала и испытала в этой жизни. Героиня перенесла смерть матери и потерю спокойного обеспеченного существования.

Отец ее - мелкий чиновник, женился на женщине с тремя детьми. Но не это стало трагедией в жизни девочки. Слабость и пристрастие отца к выпивке - вот то, что причиняет страдания всей его семье. Мармеладов неоднократно терял работу из-за пьянства и несколько раз брался за ум. Но, обладая малодушием и бесхарактерностью, он скатывался все ниже и ниже - в бездонную пропасть нищеты, порока и немощи, увлекая за собой близких ему людей.

Мачеха Сони - несчастная, больная чахоткой женщина, уже не может бороться с мужем и вести достойный образ жизни. Видя, как голодают ее дети и в каких обносках они ходят, чувствуя, что слабеет и теряет здоровье, Катерина Ивановна становится злобной и затравленной. Сонечка, глядя на скудость и нищету, в которую погружаются ее близкие, на болезненность мачехи и заброшенность маленьких детей, решается пожертвовать собой во спасение других. Она идет на панель.

Девушке нелегко дается такой поступок. Придя в первый раз с непристойной работы, она отдает все деньги Катерине Ивановне и ложится на постель, отвернувшись от всех к стене. Не слышно, но горько плачет Соня по своей невинности, а мачеха “весь вечер в ногах у ней на коленках простояла, ноги ей целовала”. Отец же в это время, наблюдая за падением дочери, лежал в стороне мертвецки пьяный.

Тяжело было Сонечке жить в таких условиях, не ощущая ни сострадания, ни поддержки, ни нежности, ни тепла. Но не озлобилась девушка в своих страданиях, не ожесточилась… Чтобы она ни делала, все делала из любви к людям, к своим родным. Никогда Соня не осуждала отца за его пьянство и слабоволие, никогда слова плохого о нем не сказала. Хотя это была явная вина Мармеладова в том, что его семья бедствует, и что его дочь вынуждена была продавать себя и кормить его детей. Но Сонечка не винила ни отца, ни мачехи за свою искалеченную молодость, а кротко и покорно жертвовала собой.

Она отдавала заработанные деньги тем, кто, по сути, были ей чужие, - мачехе и сводным братьям и сестрам. Несмотря на свою слабость и порочный образ жизни, девушка все также оставалась чистой душой и невинной сердцем, все также глубоко прощала и самоотверженно любила. Осознавая свой грех, она стеснялась себя и стыдилась. Она не могла даже сесть в присутствии обычных женщин, считая себя недостойной и оскверненной.

В то же время, Соня Мармеладова предстает перед нами не слабой безвольной героиней, а стойкой, мужественной и выносливой. Она могла бы наложить на себя руки от безысходности и отчаяния, как и сказал ей однажды Раскольников: “Ведь справедливее, тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить!” Но нет, девушка находит в себе силы жить дальше. Жить дальше и бороться. Бороться за нищее, убогое существование несчастных детей, многострадальной мачехи, жалкого отца.

Поддерживает Соню в такое нелёгкое для нее время не только любовь к ближним, но и вера в Бога. В вере она находит успокоение и умиротворение, именно она дарует девушке тихую радость и чистую совесть. Сонечка не фанатично набожна или показано благочестива, нет. Она любит Бога, она любит читать Библию, она находит отраду и благодать в своей вере. “Что бы я без Бога - то была?” - недоуменно восклицает главная героиня. Она благодарна создателю уже за то, что жива, за то, что может дышать, ходить, любить.

Испытывая смятение и смутное угрызение совести, Раскольников приходит к Соне и признается ей в преступлении. Необычный и удивительный происходит между ними разговор, который открывает перед нами новые прекрасные качества Сонечки Мармеладовой. рассказывает ей о своей страшной теории и сознается в двойном убийстве. Сколько нежности, доброты и понимания выказывает бедная девушка к страдающему молодому человеку. Она не осуждает его, не отталкивает, а старается понять и протянуть руку помощи. “Нет никого несчастнее тебя в целом свете”, - искренне жалеет она Раскольникова.

Девушка видит его боль, его страдания, она старается осознать мотивы и побуждения ужасного поступка, а не спешит осудить или раскритиковать. Пытаясь вникнуть в теорию Раскольникова, Соня остается верной себе и своим принципам. “Это человек - то вошь?” - со страхом удивляется она и старается доказать любимому человеку, что жизнь, чья бы она ни была, - священна и неприкосновенна, что никакими доводами и объяснениями невозможно оправдать убийство.

Девушка побуждает Родина раскаяться и признаться во всём властям. Ей кажется, что таким образом он искупит свой страшный грех и найдет успокоение. А она, освященная и одухотворенная своей самоотверженной любовью, разделит с дорогим мужчиной его наказание: “Вместе! Вместе! - повторяла она как бы в забытьи и вновь обнимала его, - в каторгу с тобой вместе пойду!” Соня, прекрасная в своем самопожертвовании, сдержала обещание. Она последовала за Раскольниковым в ссылку, стойко терпела его холодность и черствость, нежностью своей старалась растопить лед в его душе и вернуть ему прежнюю жизнерадостность и бодрость. Очень хочется надеяться, что это у нее получилось, и что девушка сделала счастливым главного героя и сама обрела личное счастье.

Мое отношение к Соне Мармеладовой полно восхищения и удивления. Каким неподдельным благородством обладает эта девушка, вынужденная торговать собой, сколько в ней возвышенности и величия души! Она очень тонко чувствует людей, она свято верит в добро и чудеса, она готова жертвовать собой, лишь бы другим было хорошо. Обладая непритворной кротостью и нелицемерной любовью, имея искреннюю веру в Бога, Сонечка Мармеладова старается улучшить мир так, как может.

Благодаря ее стараниям и уговорам, перед Родионом открылся путь к раскаянию. А это значит очень многое - она спасла душу молодого человека. На примере Сони Мармеладовой я также увидела, что нельзя судить человека, какими бы ни были его дела и поступки. Не зная, что побуждает его поступать так или иначе, не зная его чувств, горестей и переживаний, не допустимо порицать или осуждать, чтобы ни произошло. Нужно всегда понимать, что даже у самого плохого поступка есть смягчающие обстоятельства, и что даже самый отъявленный грешник может быть заложником обстоятельств.

Фёдор Достоевский по праву считается непревзойденным знатоком человеческой души. Этот писатель как никто осознавал, что каждая личность - это отдельный мир страстей, верований и надежд. А потому его персонажи составляют палитру самых ярких и разнообразных образов не только русской, но мировой литературы. Один из них - Соня Мармеладова. Характеристике и анализу героини величайшего психологического романа посвящена эта статья.

Уникальный женский образ

Семья Мармеладовых занимает в романе Достоевского особое место. Каждый из ее членов переживает свою трагедию. Тема «униженных и оскорбленных» раскрыта и в этом произведении, однако образ главной героини несравним по силе страдания ни с каким другим даже в творчестве великого русского писателя. А потому он является уникальным в литературе.

История жизни

Кто такая Соня Мармеладова? Характеристика ее сводится к следующим качествам: искренность, милосердие, доброта. Сила каждого из них необыкновенна. И только обладательница лучших человеческих качеств способна пережить трагедию, которая выпала на ее судьбу, и при этом не очерстветь душой, не потерять своей нравственной основы.

Главный герой романа однажды встречает в трактире подвыпившего опустившегося человека, рассказы которого вызывают смех у окружающих. Соня Мармеладова - дочь этого человека. История жизни этих людей поражает Раскольникова. А познакомившись с девушкой, студент-идеалист уже не в состоянии находиться в стороне от несчастья, которое коснулось этой семьи. Бедность - не порок, но нищета - это иное дело. Она унижает человека и заставляет его идти на преступление против нравственности. В этом заключается трагедия Мармеладова. Дочь его пошла на панель, дабы прокормить семью. Он же в это время где-то «лежал пьяненькой». И отныне пить он стал еще ожесточеннее, почти до безумия, приводя в бешенство свою больную и измученную невзгодами жену и причиняя боль и без того выстраданному сердцу дочери. Но у девушки необыкновенно любящая и открытая душа. Иначе невозможно пережить терзания, которые испытывает Соня Мармеладова.

Характеристика

Падшие женщины в обществе вызывают презрение. Этой участи не избежала и Соня Мармеладова. То, что проституция для нее стала единственным возможным способом прокормить отца, мачеху и их малых детей, никого не интересует. Да и мало кто способен постичь глубину чужого страдания. Для этого нужно иметь либо отстраненный идеализм Раскольникова, либо любящее сердце отца. Сестра главного героя также проникается к Соне сочувствием. Однако такие неприглядные личности, как Лужин и Лебезятников, способны лишь на осуждение. И следует сказать, что персонажи эти являются собирательными образами. Подобных личностей предостаточно во все времена. Но и те и другие, а также и сама Соня Мармеладова, понимают, что она совершила величайший грех, преступила закон нравственности. И смыть с себя следы страшного порока ей будет непросто.

Раскольников

Образ Сони Мармеладовой удивителен тем, что, несмотря на свое горе и презрение окружающих, она способна на настоящую любовь. Речь идет не о том земном чувстве, которое больше напоминает эгоистичную страсть, а о другом, истинном, христианском. Девушка не утратила способности сочувствовать. Быть может, дело в том, что находилась она на дне социального общества недолго? Или дело в том, что благородные душевные качества ничто не может убить? Автор указывает на другую причину.

В тот вечер, когда Раскольников сознается Соне в своем злодеянии, она решает разделить с ним судьбу. Но прежде он должен покаяться и прийти к следователю с повинной. А перед уходом Родион Романович получает от девушки крест, некогда принадлежавший Лизавете. Той самой, чья жизнь оказалась на совести честолюбивого студента случайно, убийство которой разбило вдребезги и без того несостоятельную идею о «право имеющих». И из этого поступка можно сделать вывод, что сил выжить и не потерять себя Соне придавала вера. Только христианская идея способна спасти человечество. Лишь она одна имеет право на существование.

В эпилоге

В конце произведения становится окончательно понятна роль, которую в судьбе Раскольникова сыграла Соня Мармеладова. «Преступление и наказание» - роман, который не заканчивается признанием главного героя в совершенном злодеянии. Ведь это все же не детектив, а произведение, имеющее глубочайшую идею, актуальную во все времена.

Раскольников во всем сознается. Но даже на каторге долгое время винит себя лишь в том, что не смог осуществить свои грандиозные планы. Соня его сопровождает. Она вызывает симпатию у заключенных, в то время как странный студент - лишь неприязнь. Его душа наполнена страданием по собственной несостоявшейся судьбе. Ее - любовью к нему. И наступает день, когда Раскольников осознает вину, понимает до конца смысл тех слов, которые она ему некогда говорила. До освобождения еще долгих семь лет. Но со дня покаяния Раскольникова начинается новая история - «постепенного обновления человека».

После совершенного им убийства, сыграла главная женская героиня «Преступления и наказания » Соня Мармеладова.

Дочь бедного чиновника , она, чтобы спасти от голода мачеху и детей, ведет жизнь падшей женщины. Сознающая ужас своего положения, свой позор, робкая, загнанная, эта девушка сохранила чистой свою душу и отличалась исключительной любовью к людям и пламенной религиозностью. Безропотно, молчаливо, не жалуясь, несет Соня свой крест, жертвуя всею своею жизнью, подвергаясь ради близких людей тяжкому позору.

Соня Мармеладова. Образ евангельской Любви

Это безропотное страдание удивляет Раскольникова, он понимает душу этой девушки, и она является для него как бы олицетворением всего человеческого страдания. Потрясенный всем испытанным в последние дни, он в каком-то восторженном порыве кланяется ей в ноги. – «Я не тебе поклонился, – говорит он, – я всему страданию человеческому поклонился».

Но внутренний мир Сони совершенно иной, чем у Раскольникова; она отрицает категорически его теорию о праве сильных ; для неё самоценна каждая человеческая жизнь, к которой у неё отношение религиозное, и она не может допустить, чтобы жизнь одного человека могла служить средством для другого. Она исповедует закон Христовой любви, жалеет Раскольникова, ибо преступник для неё, как и для простого народа, – несчастный. Она плачет над ним и посылает его принять страдание и искупить грех, ибо того требуют высшие законы духовной жизни.

«Пойди сейчас, сию же минуту, – говорит она ему, – стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: я убил! Тогда Бог опять тебе жизни пошлет».

Однако несмотря на все попытки и душевную борьбу, Раскольников не может понять её отношение к преступлению и даже на каторгу уезжает, непримиренный и не чувствующий раскаяния. Замкнутость и гордость Раскольникова вызывают у каторжан враждебное отношение к нему, между тем как к Соне они проникаются любовью, чувствуя её душевное отношение к людям, и называют ее: «мать ты наша нежная, болезная».

Но влияние Сони всё же одержало победу над душой Раскольникова, пережившего полный жизненный перелом, на который только намекается в эпилоге романа. «Тут начинается новая история, – говорит Достоевский , – история постепенного обновления человека, – история постепенного перерождения его – постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».




Top