Характеристика композиции романа отцы и дети. Сюжетно-композиционные особенности романа «Отцы и дети» И.С.Тургенева

Реализмом принято называть направление в искусстве и литературе, представители которого стремились к реалистичному и правдивому воспроизведению действительности. Иными словами, мир изображался как типичный и простой со всеми его достоинствами и недостатками.

Общие черты реализма

Реализм в литературе отличается рядом общих признаков. Во-первых, жизнь изображалась в образах, которые соответствовали действительности. Во-вторых, реальность для представителей данного течения стала средством познания себя и мира вокруг. В-третьих, образы на страницах литературных произведений отличались правдивостью деталей, конкретикой и типизацией. Интересно, что искусство реалистов с их жизнеутверждающими положениями стремилось рассматривать реальность в развитии. Реалисты обнаруживали новые социальные и психологические отношения.

Возникновение реализма

Реализм в литературе как форма художественного создания возник еще в эпоху Возрождения, развивался в эпоху Просвещения и проявил себя как самостоятельное направление только в 30-х годах 19 века. К первым реалистам в России относят великого русского поэта А.С. Пушкина (его иногда даже называют родоначальником данного течения) и не менее выдающегося писателя Н.В. Гоголя с его романом «Мертвые души». Что касается литературной критики, то в ее пределах термин «реализм» появился благодаря Д. Писареву. Именно он ввел термин в публицистику и критику. Реализм в литературе 19 века стал отличительной чертой того времени, располагая своими особенностями и характерными чертами.

Особенности литературного реализма

Представители реализма в литературе многочисленны. К самым известным и выдающимся относятся такие писатели, как Стендаль, Ч. Диккенс, О. Бальзак, Л.Н. Толстой, Г. Флобер, М. Твен, Ф.М. Достоевский, Т. Манн, М. Твен, У. Фолкнер и многие другие. Все они работали над развитием творческого метода реализма и воплощали в своих произведениях самые яркие его черты в неразрывной связи со своими уникальными авторскими особенностями.

Какие признаки реализма вы можете назвать?

Среди черт реализма — правдивое изо­бражение жизни во всем ее многообразии, историзм, изображение типических геро­ев в типических обстоятельствах (в то вре­мя как романтики стремятся изображать исключительных героев, действующих в нетипичных, исключительных обстоятель­ствах). В реалистических произведениях индивидуальные отличия героев по внеш­ности, темпераменту, умственным и нрав­ственным качествам сочетаются с общими, социально-историческими чертами харак­тера (система взглядов на мир). Общее проявляется через индивидуальное в ге­рое произведения. Обобщение черт мно­гих людей в образе одного человека со­ставляет литературный тип. Личность человека раскрывается в ее развитии. Примером тому служит развитие образа Онегина, подробно проанализированное выше. Иногда развитие осуществляется противоречиво, что объясняется не столь­ко противоречиями внутри духовного ми­ра героя, а противоречиями самой дейст­вительности. Писатели-реалисты не толь­ко прослеживают влияние среды на формирование мировоззрения и характе­ра человека, но и влияние личности на окружение, на создание самой среды. Конфликт в реалистическом произведе­нии очень часто выражается в конфликте между отдельной личностью и обществом, например в «Горе от ума» Грибоедова про­исходит идейно-нравственное столкнове­ние Чацкого и фамусовского общества. При создании образа литературного героя писатели-реалисты выступают как психо­логи, глубоко проникая во внутренний мир человека, мотивируя его поведение психологически. Некоторые исследовате­ли теории литературы выдвигают в каче­стве одного из реалистических принципов энциклопедизм, т. е. всестороннее рас­смотрение предмета или явления.

Почему можно утверждать, что каждое лите­ратурное направление стремится отразить правду жизни?

И классицисты, и сентименталисты, и романтики стремятся изображать жизнь правдиво, естественно, рисовать реальные ситуации, происходящие в жизни. Одна­ко у них другой метод подхода к отбору и изображению жизненных фактов, нежели у писателей реалистического направле­ния. Они объясняют изображаемые фак­ты со своих эстетических позиций (пре­обладание долга над чувством, культ чув­ства, противоречие между мечтой и дейст­вительностью и т. д.). Эти писатели созда­вали прекрасные произведения, которые можно назвать великими. Реалистиче­ские произведения, в отличие от них, ха­рактеризуются стремлением, как было уже сказано, всесторонне охватить жизнь и постичь личность героя и его поступки путем анализа его взаимодействия с окру­жающим миром.

Что привлекает вас в героях реалистических произведений?

Это зависит не только от реализма как метода постижения писателем действи­тельности и создания реалистических ха­рактеров, а от художественного мастер­ства, владения приемами исследования этих характеров. Привлекает яркость ге­роев, их жизненность, богатый нравствен­ный потенциал, раскрываемый постепенно при жизни разных поколений читателей. Реалистические герои романа «Евгений Онегин» заставляют задуматься над тем, как сохранить и преумножить свои луч­шие личностные свойства в неблагоприят­ной окружающей среде, которая формиру­ет иные, эгоистические, взгляды на жизнь, в отношении к людям.

Может ли сказка быть реалистическим произ­ведением?

Вопрос требует неоднозначного ответа. Обратимся к рассуждениям одного из ве­дущих современных специалистов в об­ласти сказковедения профессора Т. В. Зу­евой: «Содержание сказки не вписано в реальное пространство и время, однако они сохраняют жизненное правдоподобие, наполняясь правдивыми бытовыми дета­лями. Развлекательный характер не про­тиворечит идейной устремленности сказ­ки — выражению сочувствия беззащит­ным и невинно гонимым <…>. Реагируя на многие жизненные проблемы, сказки предлагали их справедливое, но утопиче­ское разрешение. Сюжет сказки мог фило­софски восприниматься в качестве мета­форы реальных человеческих отноше­ний, находил бесконечные жизненные аналогии <…>. В основе сказки всегда ле­жит антитеза между мечтой и действи­тельностью, которая получает полное, но утопическое разрешение».




Top