Характеристика Молчалина из комедии «Горе от ума. 

В комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова представлены образы московских дворян начала 19 века, когда в обществе наметился раскол между консервативным дворянством и теми, кто воспринял идеи декабризма. Основная тема произведения – противоборство «века нынешнего» и «века минувшего», болезненная и исторически закономерная смена старых дворянских идеалов новыми. Сторонники «века минувшего» в комедии многочисленны. Это не только такие весомые и влиятельные в свете люди, как помещики-крепостники Фамусов и полковник Скалозуб, но и молодые дворяне, не имеющие высоких чинов и вынужденные «услуживать» влиятельным людям. Таков образ Молчалина в комедии «Горе от ума».

Молчалин – небогатый дворянин родом из Твери. Он живет в доме у Фамусова, который ему «дал чин асессора и взял в секретари». Молчалин является тайным любовником дочери Фамусова, но в зятьях отец Софьи видеть его не желает, ведь в Москве положено иметь зятя «с звездами и чинами». Этим стандартам Молчалин пока не соответствует. Однако очень ценно для фамусовского общества его стремление «услужить». Благодаря этому умению Молчалин и получил должность секретаря Фамусова, ведь обычно на такие места берут только по протекции. Фамусов говорит: «При мне служащие чужие очень редки: все больше сестрины, свояченицы детки; один Молчалин мне не свой, и то затем, что деловой». Именно деловые качества, а не честь и достоинство, ценны в фамусовской среде.

В пьесе «Горе от ума» образ Молчалина полностью соответствует принятым стандартам поведения молодого дворянина в обществе. Он выслуживается и унижается перед влиятельными гостями в доме Фамусова, ведь они могут быть полезными в его продвижении по службе. Молчалин опускается до того, что принимается нахваливать гладкую шерстку собаки Хлёстовой. Он полагает, что, пока «в чинах мы небольших», «надобно зависеть от других». Именно поэтому Молчалин живет по принципу «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь».

Как и все в фамусовском обществе, в комедии «Горе от ума» Молчалин гордится своими успехами по службе и хвалится ими при каждом удобном случае: «По мере я трудов и сил, с тех пор, как числюсь по архивам, три награжденья получил». Молчалин преуспел и в налаживании связей с «нужными» людьми. Он часто бывает у княгини Татьяны Юрьевны, ведь «чиновные и должностные – все ей друзья и все родные», и даже осмеливается рекомендовать такую манеру поведения Чацкому.

Несмотря на то, что взгляды и ценности Молчалина полностью совпадают с идеалами консервативного дворянства, Молчалин способен причинить серьезный вред тому обществу, в котором он находится. Дочь Фамусова будет обманута именно этим человеком, поскольку он принимает вид ее любовника «по должности», то есть из выгоды.

Молчалин полностью открывает свое лицо при взаимодействии со служанкой Лизой, которую выражает симпатию. «Вы с барышней скромны, а с горничной повесы», – говорит она ему. Читателю становится понятно, что Молчалин вовсе не глупый скромник – он двуличный и опасный человек.

В сердце Молчалина нет ни любви, ни уважения к Софье. С одной стороны, он разыгрывает этот спектакль «в угоду дочери такого человека», а с другой – смертельно боится того, что его тайная связь с Софьей откроется. Молчалин очень труслив. Он боится испортить о себе мнение в обществе, ведь «злые языки страшнее пистолета». Даже Софья готова идти наперекор свету ради любви: «Что мне молва?!» Наверное, поэтому Молчалин не находит в браке с Софьей «ничего завидного».

Получается, что своей подлостью Молчалин причиняет вред даже тому обществу, порождением которого он является. Молчалин просто четко следует совету своего отца – «угождать всем людям без изъятья – хозяину, где доведется жить, начальнику, с кем буду я служить…»

Этот герой полностью соответствует идеалам «века минувшего», хотя принадлежит к молодому поколению дворян. Он умеет главное – приспосабливаться, а потому «Молчалины блаженствуют на свете».
Таким образом, Молчалин – порождение и достойное продолжение представителей консервативного дворянства. Он, как и это общество, дорожит лишь чинами и деньгами и только по этим меркам оценивает людей. Хитрость и двуличие этого героя – определяющие черты в характеристике Молчалина в комедии «Горе от ума». Потому Чацкий и утверждает, что Молчалин «дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных».

Проблема, которую поднимает Грибоедов в комедии «Горе от ума», остается актуальной и по сей день. Во все времена существовали Молчалины, которые не останавливались ни перед чем для достижения своих целей. Образ Молчалина будет оставаться живым для читателей до тех пор, пока во главу угла будут ставиться такие ценности, как богатство и положение в обществе, а не честь, совесть, человеческое достоинство и истинный патриотизм.

Характеристика героя, рассуждение о его взглядах и идеалах, описание взаимоотношений с другими персонажами – все эти аргументы помогут ученикам 9 класса при написании сочинения на тему образа Молчалина в комедии «Горе от ума»

Тест по произведению

Молчалин - один из наиболее запоминающихся образов в комедии «Горе от ума». Он наделен говорящей фамилией. Итак, о чем «молчит» этот персонаж?

Мы встречаемся с Молчалиным еще в самом начале комедии, когда узнаем, что у них взаимная любовь с Софьей, дочерью хозяина дома. Впрочем, в дальнейшем становится понятно, что взаимность любви существует лишь в воображении Софьи, а сам Молчалин не так прост, как кажется.

Жизненная позиция Молчалина наиболее полно раскрывается во время его диалога с Чацким. "Мне завещал отец: во-первых угождать всем людям без изъятья - Хозяину, где доведётся жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платье, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была" , - говорит Молчалин. И действительно, этот персонаж всегда сможет добиться того, чего хочет именно благодаря своей способности находить подход к людям. Его главная цель (как и любого представителя «фамусовского общества») - добиться высокого положения в обществе любыми средствами. И вот он, поняв, что в него влюблена дочь Фамусова, чтобы не оскорбить ее, разыгрывает романтичного и робкого влюбленного. Он знает, что Софья читает французские любовные романы и поэтому понимает, каким должен казаться при ней. И это действует: Софья восхищается его покладистостью, скромностью, мягкостью. Скромно он ведет себя и при Фамусове. Во время бала Молчалин всеми силами старается угодить Хрюминой, зная, что она занимает высокое положение в обществе («ваш шпиц - прелестный шпиц, не более наперстка»).

Однако интересно понаблюдать за тем, как меняется его поведение с другими людьми. Наедине со служанкой Лизой он становится грубо-развязным. С Чацким он беседует вежливо и подчеркнуто сдержанно, потому что понимает: Чацкий - нежеланный гость в этом доме и невыгодно оказывать ему почтение. Кроме того, Молчалин поражается тому, что Чацкий не знаком с одной знатной дамой - Татьяной Юрьевной. Это показывает, насколько важны связи и репутация для Молчалина (и насколько малое значение они имеют для Чацкого). Противопоставлены друг другу также желание Чацкого доказывать всем свою правоту и сдержанность Молчалина («в мои лета не должно сметь свои суждения иметь» ).

Если Чацкий оказался в этом обществе изгоем, то Молчалин чувствует себя здесь как рыба в воде. Не зря сказал Чацкий: «Молчалины блаженствуют на свете». Молчалин представляет собой такой типаж человека, который, к сожалению, востребован в любом обществе в любое время. Именно такие люди часто добиваются многое именно благодаря своему лицемерию. Поэтому на довольно популярный вопрос, что станет с Молчалиным после скандала в финале произведения и разоблачения, модно дать утвердительный ответ: все довольно быстро забудется и он будет продолжать жить в доме Фамусова как ни в чем ни бывало.


«Молчалины блаженствуют на свете». Крылатая фраза живет и сегодня. В изменившихся условиях современного мира «Молчалиных» узнать и встретить несложно.

Образ и характеристика Молчалина в комедии «Горе от ума» поможет понять, какие черты не претерпели изменений, кто скрывается под маской двуличного скромника.

Молчалин и Фамусов

Алексей Степанович Молчалин – секретарь Фамусова, хозяина дома, в котором развиваются события комедии. Фамусов приютил бедного дворянина из Твери, дал ему чин асессора, устроил официально на службу в «Архивы». Молчалин немолод, взрослый мужчина («мы с вами не ребяты… ») доволен таким положением. Он числится на архивной службе, получает повышения, но не покидает дом Фамусова. В Алексее хозяин разглядел черты делового человека. Все остальные служивые в доме - родственники. Способность угодить становится основой характера Молчалина. Простой по происхождению, вероятно, выходец из семьи мещан, получив чин, Алексей приобрел право на потомственное дворянство. За 3 года службы он успел получить 3 награждения. Такой карьерный рост – показатель терпения и стремления мужчины подняться любыми путями как можно выше и быстрее.

Положительные черты характера

Грибоедов представляет реальные персонажи, поэтому в них есть положительные и отрицательные качества. Молчалин – не исключение.

Скромность. Не многие могут похвастаться умением общаться с людьми разного возраста и уровня образованности. На балу у Фамусова Молчалин выдерживает причуды и унижения сварливых старух, глупость пьяных гуляк, жеманство молодых дам.

Застенчивость и тактичность. Алексей, находясь рядом с дочерью хозяина, не проявляет наглых или резких действий. Он тактично терпит отношение Софии, умело скрывает свои истинные чувства.

Неразговорчивость.
Умение молчать – это для многих недостижимое качество. От их болтовни устают. Здесь ситуация другая:

«он дойдет до степеней известных, /Ведь нынче любят бессловесных…».


Воспитанность и вежливость. Молчалин ведет себя корректно в разных ситуациях. Он легко приносит извинения, строит фразы так, чтобы не возникало желания его журить, ругать.

Умение дружить.

«Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел».

Мирно улаживает любые проблемы и споры, для других способен забыть про себя.

Спокойствие. Молчалина сложно вывести из себя. Он не высказывает нервозности, беспокойства даже в самых сложных ситуациях: утренняя встреча с хозяином, падение с лошади.

Отрицательные качества личности

Среди представителей высшего света Алексей Степанович застенчив и робок, но это только личина, маска. За ней скрываются черты, которые не красят мужчину:

Услужливость. Молчалин стремится угодить всем вокруг себя, надеясь произвести приятное впечатление, извлечь выгоду. Отец завещал ему угождать всем людям, но сын пошел дальше. Он пресмыкается не только перед людьми, но и перед животными хозяев. Цель такого поведения – добиться продвижения по службе и в личных отношениях.

Двуличность. Поведение мужчины меняется от ситуации и окружения. С кем общается по статусу, так себя и ведет. С графиней Хлёстовой любезен, с горничной – развязен.

Не умение любить. Молчалин выстраивает свои отношения ради выгоды. Он любит «по должности». О таком чувстве стало очень известно в современную эпоху, когда заводят романы для обмана и наживы. Секретарь умело играет роль влюбленного, покоряет умную и образованную девушку. Софья готова ради него пойти против молвы и мнения отца, но ответное чувство обманно.

Отсутствие собственного мнения. Молчалин ни разу не высказался. Он избрал тактику молчания, которая нравится окружающим. Постепенно потерял возможность иметь свои сужденья.

Образ Молчалина легко пережил века. Для многих ценность денег, должности и положения в обществе выше честности, патриотизма и человеческого достоинства. Чем резче становится видно расслоение общества по достатку, тем больше появляется «Молчалиных», готовых за деньги продать свою душу.

ГОРЕ ОТ УМА

(Комедия, 1824; опубл. с пропусками — 1833; полностью — 1862)

Молчалин Алексей Степаныч — главный отрицательный персонаж комедии, амплуа глупого любовника; сердечный друг Софии, в душе презирающий ее; тень Фамусова, антагонист Чацкого, чьей пламенной говорливости невыгодно противопоставлена молчалинская бессловесность (подчеркнутая к тому же «молчаливо говорящей» фамилией). Переведен Фамусовым из Твери, благодаря его протекции получил чин коллежского асессора; числится «по архивам», но фактически состоит личным, домашним секретарем «благодетеля»; здесь же, в чуланчике, и живет. М. неукоснительно следует отцовскому завету (прямо предваряющему тот, который от своего отца получит Павел Иванович Чичиков): «угождать всем людям без изъятья — / Хозяину <...>/ Начальнику <...> / Слуге его <...> / Собачке дворника, чтоб ласковой была». В сцене бала (д. 3) он услужливо восхваляет шпица старухи Хлестовой, свояченицы Фамусова — чем заслуживает ее расположение. (Но не уважение: во время разъезда — Д. 4, явл. 8 — Хлестова пренебрежительно указывает М. на его место — промежуточное между секретарем и слугою: «вот чуланчик твой, / Не нужны проводы, поди, Господь с тобой»; М. не обижается.)

В разговоре с Чацким (д. 3, явл. 3), решившим разобраться, чем же М. пленил Софию, тот формулирует свои жизненные правила — «Умеренность и аккуратность»; «В мои лета не должно сметь / Свое суждение иметь». Эти взгляды полностью соответствуют неписаной московской норме. На протяжении всей комедии повторяется один и тот же сюжетный мотив падения; Чацкий, едва появившись в доме, рассказывает о том, как по дороге «падал много раз»; Скалозуб припоминает историю о княгине Ласовой, «наезднице, вдове», на днях разбившейся в пух и «для поддержки» ищущей теперь мужа; затем, во время бала, Репетилов сообщает о своем падении: «сюда спешу, / Хвать, об порог задел ногою / И растянулся во весь рост». Но только падение М. с лошади (д. 2, явл. 7), при вести о котором София лишается чувств, «рифмуется» с «образцовым» падением фамусовского дяди Максима Петровича: «Упал он больно — встал здорово». Эта параллель окончательно вписывает М. в ту неизменную московскую традицию, против которой восстает Чацкий.

Но, повторяя траекторию падения Максима Петровича, М., в свою очередь, тоже наделен сюжетным двойником, повторяющим его отрицательные черты в еще более пошлом и сниженном виде. Это Антон Антоныч Загорецкий — «человек <...> светский, / Отъявленный мошенник, плут», которого в обществе терпят лишь за то, что «мастер услужить».

Необходимостью неустанно «угождать» порожден и роман М. с Софией, в котором он послушно исполняет предложенную (если не навязанную) ею роль платонического воздыхателя, готового ночи напролет читать с возлюбленной романы, слушать тишину и изъясняться не на свойственном ему «мещанском» языке («Есть у меня вещицы три...»), но на литературно-салонном, «карамзинистском» языке безмолвных жестов и утонченных чувств. (Так что его «говорящая» фамилия прочитывается двояко: она указывает и на роль влюбленного «молчальника» в сюжете Софии.) Этот роман не преследует и не может преследовать «карьерные» цели; М. не рассчитывает заслужить таким образом еще большую благосклонность Фамусова. Напротив, он рискует в результате тайного «романа» потерять его расположение. Но отказаться от «угождения» дочери «такого человека» он не в состоянии. И, испытывая неприязнь к «плачевной нашей крале», принимает вид любовника — поскольку ей так угодно.

И поэтому, возможно, прав Чацкий, который в миг «разоблачения» М. (приглашенный служанкой Лизой в комнату Софии, он вновь заигрывает в темноте с прислугой и презрительно отзывается о Софии, не ведая, что та все слышит; тут же является разгневанный Фамусов) язвительно замечает: «Вы помиритесь с ним, по размышленье зрелом. / Себя крушить, и для чего! / Подумайте, всегда вы можете его / Беречь и пеленать, и спосылать за делом. / Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей — / Высокий идеал московских всех мужей».

Вот он, на цыпочках и не богат словами. Молчалины блаженствуют на свете. А. С. Грибоедов Одна из любимых тем великих писателей XIX века - становление молодого че­ловека, выбор им жизненного пути. Разнообразие человеческих судеб рисуют нам такие всемирно прославленные романы, как пушкинский «Евгений Онегин», «Обыкновен­ная история» и «Обломов» И. А. Гончарова, «Красное и черное» Стендаля, «Челове­ческая комедия» Бальзака и многие другие. Среди этих бессмертных книг и «Горе от ума» А. С. Грибоедова, не роман, а «высокая» комедия, в которой, по-моему, очень мало смешного, кроме некоторых ситуаций, зато поставлены важнейшие социально- политические и нравственные проблемы, многие из которых волнуют нас и сегодня. Каким должен быть человек? Как прокладывает он свой жизненный путь? Что на этом пути можно себе позволить и чего нельзя позволять никогда? Что важнее - че­ловеческое достоинство или карьера? На эти и многие другие вопросы отвечает автор комедии образом Алексея Степановича Молчалина. По происхождению и социальному положению он не принадлежит к столичной знати. «Безродного пригрел и ввел в свое семейство, дал чин асессора и взял в секре­тари» московский туз Фамусов. Фамилия Молчалина оправдывается его поведением: это скромный молодой человек, благообразный, молчаливый, вкрадчивый. Он играет на флейте, любит сентиментальные стишки, старается всем угодить. Казалось бы, ничего страшного в этом нет. Но, читая комедию, мы убеждаемся, что благопристой­ность Молчалина - искусно подобранная маска, скрывающая подлого, лицемерного, фальшивого человека. В минуту откровенности он признается, что руководствуется в жизни заветом отца «угождать всем людям без изъятья», даже собаке дворника. Цель жизни Молчалина - сделать карьеру, желательно блестящую, добиться чи­нов, богатства. Высшее счастье, свой жизненный идеал он видит в том, чтоб «и награжденья брать, и весело пожить». На пути к этой цели для него все средства хороши. При этом Молчалин избирает самый верный способ выслужиться - лесть, низкопо­клонство, угодничество. Он почтителен и предупредителен с Фамусовым, всячески угождает влиятельной барыне Хлестовой, не отходит от богатых старичков, играет с ними в карты. Льстец и лицемер, он притворяется влюбленным в Софью (еще бы, ведь она дочь его всемогущего начальника) и тут же говорит Лизе, что любит хозяйскую дочь «по должности». Его жизненные «принципы» просты и бесстыдны. Это отказ от своего человеческого достоинства, от собственного мнения, самоуничижение: «Ведь надобно зависеть от других» или: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Молча­лин не знает, что такое честь, честность, искренность, и подличает просто так, на всякий случай. Такое поведение принесло ему известный успех: ничтожный секретарь не только живет в доме своего покровителя, но и принят в его обществе. Мало того, «умерен­ность и аккуратность» уже обеспечили ему «три награжденья» по службе, располо­жение и поддержку влиятельных господ. Читатель комедии понимает и другое: жизненный «опыт» Молчалина - приго­вор не только ему, но и обществу, которое его одобряет и поддерживает. Люди, орга­низовавшие травлю искреннего, честного Чацкого, объявившие его, умного, образо­ванного человека, сумасшедшим, не считают зазорным общаться с бесчестным подлецом, покровительствовать ему, и это прекрасно их характеризует. «Молчалины блаженствуют на свете», - один из самых горьких выводов Чацкого после дня обще­ния с фамусовским обществом. Молчалин не беспомощен и не смешон - по-моему, он страшен. Роль этого героя в комедии определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, перед нами человек, ко­торый, живя в фамусовском обществе, обязательно «дойдет до степеней известных». Его не погубит даже разоблачение, потому что, униженно кланяясь и ползая на коле­нях, «деловой» секретарь снова отыщет путь к сердцу своего начальника: ведь он ну­жен Фамусову, да и заступиться есть кому! Нет, Молчалин непотопляем. Во-вторых, рассказывая о «становлении» Молчалина, автор разоблачает московское барство (а оно, в свою очередь, представляет общественный строй фамусовской Рос­сии), «мучителей толпу», боящуюся людей с передовыми взглядами и твердыми, не­сгибаемыми характерами и принимающую как своих многочисленных молчалиных. «Великая способность нравиться» многих в этом беспринципном обществе вывела в люди. Грибоедов убеждает и в том, о чем прямо не говорит: избранная Молчалиным так­тика нужна ему только до поры до времени. Добившись своего, он сбросит личину скромности и почтительности - и горе тем, кто встанет на его пути. К сожалению, такой человеческий тип не ушел в прошлое. И сегодня под маской благопристойности и скромности может скрываться современный Молчалин, умеющий всем угодить, не брезгующий никакими средствами для достижения своих целей. Автор бессмертной комедии учит разбираться в людях, видеть под маской, если она надета, истинное лицо человека.


Top