Характеристика на работника: правила составления и образец. Личные качества в резюме с примерами

Характеристика с места работы может понадобиться гражданину при обращении в различные инстанции и организации.

Существуют определенные правила составления данного документа.

В зависимости от цели составления содержание документа может различаться. Рассмотрим, как написать характеристику с места работы.

В зависимости от целей получения характеристик их делят на два вида:

  1. Внутренние. Данный вид применяется только внутри организации, когда производится перевод на другую должность, перемещение в другой отдел, назначается или дисциплинарное взыскание и т.д.
  2. Внешние. Пишутся по инициативе гражданина, сторонних организаций. Подобные документы предназначены для предъявления по требованию вне места работы сотрудника. Например, при оформлении кредита, при приеме к новому работодателю, или органов опеки, для военкомата, для муниципальных организаций и т.д.

Как правильно написать характеристику на работника — образец и порядок составления

С точки зрения закона не существует единой общепринятой формы документа, то есть каждый работодатель может оформлять характеристику по своему усмотрению.

С правилами оформления отпуска по уходу за ребенком вы можете ознакомиться .

Пример составления характеристики

Разберем пример правильно составленного документа.

Возможный текст документа можно рассмотреть на примере характеристики бухгалтера предприятия, составленной для предъявления по новому месту работу.

После указания даты составления документа и заголовка может идти следующий текст:

«Выдана Харитоновой Маргарите Петровне, 15.07.1981 года рождения.

Получила образование в Московском государственном университете по специальности «экономист». Замужем. Имеет двоих детей (7 и 5 лет).

Работала на предприятии ООО «Ваш дом» с 04.04.2010 года до 15.02. 2016 года в должности бухгалтера.

Во время работы направлялась на тренинги по программам «Главбух» и «Консультант Плюс», проходила курсы по программе «Бухгалтерская отчетность 2016». Ежегодно получала премию по итогам года за эффективную и квалифицированную профессиональную деятельность. Дисциплинарным взысканиям не подвергалась.

В какой бы сфере деятельности вы ни работали, вам в любой момент может потребоваться умение писать характеристику. Для этого не обязательно быть профессиональным психологом, но наблюдательность и беспристрастность необходимы. Хорошая характеристика всегда опирается на факты, имеет логичную структуру и составляется с учетом целей запроса. Рассмотрим, как написать характеристику правильно.

Характеристика, как любой официальный документ, имеет четкую структуру. Хотя единых требований, продиктованных законодательством, к оформлению нет, есть обязательный перечень пунктов, которые необходимо указать в документе. Так, любой официальный отчет содержит в себе шапку, основную часть, дату и подпись. Шапка характеристики содержит название, исходящий номер, дату составления. Здесь указываются данные о составителе: название предприятия или иного учреждения, выдающего характеристику органа, юридический адрес, контактные данные.



Далее посередине пишется название документа «Характеристика» и описывается информация о человеке. Содержание этого пункта значительно разниться в разных ситуациях и зависит от целей составления документа. Так, характеристика на соискателя, при приеме на работу должна предвидеть его потенциал в качестве будущего сотрудника и дать понять руководству, насколько кандидат соответствует возлагаемым на него задачам. А вот, например, службу опеки и попечительства больше заинтересует фактические качества родителя и его отношение к ребенку, стабильность психики, отсутствие или наличие прецедентов насилия в прошлом и т.д. Следующие данные, называемые анкетными, указываются обязательно, когда требуется написать характеристику: ФИО, дата рождения, семейное положение, образование, занимаемая должность и т.д.



В заключении, как всегда, автор документа указывается свою фамилию, имя и отчество, ставит подпись и печать. В некоторых случаях здесь подписывается не только составитель, но и директор.



Существует внутренняя и внешняя характеристика на сотрудника. Внутренняя составляется для руководства и остается внутри фирмы. Такая характеристика может потребоваться при приеме кандидата на работу, при назначении действующего сотрудника на другую должность, при принятии решения о мерах взыскания или поощрения т. д. Внешняя характеристика пишется по запросу, который могут подавать судебная инстанция, органы опеки и попечительства, банковские и образовательные учреждения, прочие. Характеристику может попросить составить сам человек для своих целей, например, для поступления в ВУЗ. Прежде, чем написать характеристику, постарайтесь взглянуть на характеризуемого вами человека не предвзято, оставив личную оценку. Опишите его качества , жизненный путь, достижения и негативные поступки в зависимости от цели запрашиваемой характеристики. Иногда человека можно попросить написать характеристику на самого себя. Сдавать ее руководителю или подавшим запрос организациям, конечно, не стоит. Этот краткий очерк поможет вам оценить характеризуемого человека более глубоко, лучше понять его ценности и то, как он себя воспринимает. Это поможет вам сделать прогноз, что следует ожидать от него в будущем.

У нас на сайте вы можете скачать.

Характеристика с места работы – официальный документ, любой сотрудник, проработавший в организации не менее полугода, имеет право его получить. Излагается письменно и представляет собой сбор данных о качествах работника, личных и деловых, которые тот проявил в период своего трудоустройства на конкретном месте. Далее мы разберем, как написать характеристику с места работы.

Каким может быть документ

Характеристика может понадобиться в двух случаях: если он и желает претендовать на новое, в качестве подтверждения репутации ему необходим официальный документ от работодателя. Также характеристику с места работы могут запросить сторонние организации.

Поэтому перед изложением информации о сотруднике обязательно нужно спросить, для чего именно она ему требуется. От назначения документа будет зависеть его структура и содержание. Рассмотрим боле конкретно, какой может быть характеристика:

  1. Внутренняя. Такой вид имеет применение в стенах одной конкретной организации – работника повышают либо переводят в другой отдел, также требуется характеристика при понижении должности, наложении поощрений или штрафных санкций.
  2. Внешняя. Работник переходит в другую организацию и сам запрашивает у начальства характеристику, либо оценку качеств личности у работодателя запрашивают государственные и коммерческие службы: военкомат, суд, полиция, банк.

Для будущего работодателя необходимо сделать акцент на профессионализме работника, его деловых качествах, трудолюбии; характеристика в суд должна отражать его личные качества, взаимоотношения с коллегами; а если официальный документ от работодателя предоставляется в полицию, вернее всего указать черты характера, которые были замечены в процессе работы.


Стандартные требования применяются для составления характеристики с места работы. Подходить к этому делу нужно со всей ответственностью, тем более, если документ был запрошен судом. Итоговое решение судебной власти может напрямую зависеть от представленной информации, если работник попал под административную или уголовную ответственность.

Что необходимо указывать

Перед тем как писать характеристику с места работы, нужно получить письменное согласие сотрудника на передачу личных данных о нем третьим лицам.

Права документа не распространяются на оценку личных данных лица, которые никоим образом с профессиональной деятельностью не связаны. Т.е. работодателю запрещается указывать национальность сотрудника, его политические убеждения, принадлежность к какой-либо конфессии, бытовые и жилищные условия.

Как написать характеристику с работы, что необходимо в ней указать:

  1. Данные, представленные в анкете.
  2. Реквизиты компании.
  3. Дату выдачи личной характеристики.
  4. Профессиональные навыки, достижения, оценка квалификационного уровня, выполнение функциональных обязанностей.
  5. Оценка качеств личности, которые были проявлены в период работы, а также оценка взаимоотношений работника с коллективом.
Как правильно написать характеристику – ниже мы представили стандартный образец и описали основные особенности, на них рекомендуется обращать внимание при составлении документа:
  • Фирменный бланк – основная форма для изложения сей информации. Под фирменным имеется ввиду логотип либо особая форма для составления соответствующих данных.
  • Указание подобной информации – функция ложится на плечи вышестоящего начальства или сотрудника кадрового отдела, при условии, что последний знает работника, а также уведомлен о его профессиональных успехах.
  • Директор организации имеет право и обязанность подписать документ, подпись закрепляется печатью.


Заключительная часть документа представляет собой указание организации, по требованию которой данная информация была выдана сотруднику (или на сотрудника).

Отрицательная оценка

На сотрудника может быть составлена и отрицательная характеристика. Составление оценки качеств сотрудника со знаком минус – неоднозначный момент, ведь сразу возникает вопрос, каким образом квалифицированный отдел кадров принял на конкретную должность конкретного неквалифицированного/конфликтного персонажа.

Однако в ряде случаев отрицательная характеристика обуславливает наложение на работника особых санкций: материального взыскания или взыскания по запросу органов правопорядка. Документ такого типа составляется по обычному образцу, однако в его основной части перечисляются только негативные качества сотрудника, всевозможные недоработки, конфликты с коллективом и так далее. Здесь важно учитывать, что все взыскания будут сняты автоматически, если по истечению календарного года сотрудник исправится и не будет нарушать дисциплинарный порядок организации.

Характеристика довольно часто может потребоваться в разные учреждения, будь то вузы, школы, суды, также характеристику может запросить потенциальный работодатель, поэтому здесь возникает вопрос: как написать характеристику на работника (образец)? Как правило, составлением характеристики занимается руководитель предприятия, в штате которого трудится сотрудник, но иногда руководство может ссылаться на отсутствие времени, и перекладывает эту обязанность на своих сотрудников, где каждому необходимо (т.е. себя самого).

Под характеристикой подразумевается официальный документ, где находится информация о служебной, а также общественной деятельности человека. Характеристика – это небольшое описание трудового пути любого человека, его деловых, нравственных качеств, общественной и трудовой деятельности.

Как написать характеристику на работника – виды характеристик

Чтобы знать, как правильно написать характеристику на работника, необходимо знать, для чего именно необходим документ: для предоставления документа кредитной организации, высшему руководству, либо для предоставления данного работника к награде и так далее.

Как правило, все характеристики делятся на внешние и внутренние:

Внутренняя характеристика предназначается для оборота внутри самого предприятия. Такой документ необходим, если работника собираются наградить, повысить, либо наложить на него определенные меры взыскания.
Что касается внешней характеристики, ее составляют по запросу сторонней организации, и она предназначена для того, чтобы ее предоставили за пределами организации. Так как этот документ содержит персональные данные работника, которые охраняются законом, перед его составлением нужно взять письменное разрешение у работника на передачу таких данных в характеристике.

Как написать характеристику на работника – содержание характеристики

Не глядя на то, что, как таковых, единых требований к оформлению нет, но зная цель составления характеристики, можно выделить те пункты, которые обязательно должны в ней присутствовать.

Чтобы написать характеристику на работника обязательно в ней должны быть:

Шапка: название, дата составления, исходящий номер, подпись работника, который составил характеристику, подпись руководителя, круглая печать организации. Стоит отметить, что последние три пункта, должны быть написаны в самом конце характеристики.
Далее следуют анкетные данные. Нужно указать фамилию работника, его имя, отчество, должность, семейное положение, год рождения.
Информация о профессиональном становлении сотрудника. Чтобы написать характеристику на работника, должны быть перечислены этапы карьерного пути: самое начало работы, чего работник смог достичь, в каких проектах он участвовал, какой внес вклад в развитие организации.
Чтобы в обязательном порядке необходимо указать информацию о ней взысканиях и наградах. В данном пункте перечисляются все звания, грамоты, награды, к которым представляли работника. Если же на него налагались взыскания, данную информацию так же нужно указать.
Профессиональные, личные качества работника. Здесь должны быть перечислены все навыки и умения сотрудника, его личные качества, отношение с коллективом.
Далее указывается цель характеристики.

Любой соискатель, имея довольно хорошо составленную характеристику, может претендовать на конкурентную, высокооплачиваемую вакансию, но если под рукой нет характеристики, то не лишним будет узнать информацию, как написать характеристику на работника .

Образец характеристики на работника #1:


Образец характеристики на работника #2:


Образец характеристики на работника #3:


Образец характеристики на работника #4:

Характеристика с места работы - один из официальных документов, составляемый по просьбе работающего или запросу руководящего состава с нового места работы сотрудника. Характеристика может запрашиваться в судебные органы, банки, военкоматы и другие организации. В ней содержится информация об уровне профессионализма работника, описание его личностных и деловых качеств. О том, как написать характеристику с учётом всех нюансов, изложено в нижней части статьи.

Характеристика составляется в том случае, если стоит вопрос о награждении, аттестации, наложении штрафных санкций или продвижения работника внутри предприятия. Чётких критериев по составлению документа не существует, но всё же, его следует оформлять грамотно.

Как писать характеристику правильно

Документ рекомендуется составлять на листе бумаги формата А4. При написании текст оформляется от третьего лица в настоящем или прошедшем времени
Вверху документа пишется название и данные того, на кого он оформляется. Указывается должность работника и название организации
Наличие образования, законченные учебные заведения, полученная специальность или учёная степень
Описывается трудовая деятельность – срок работы, повышение или понижение в должности, переводы в подразделения, переквалификация.
Указываются достижения в профессиональной деятельности (участие в руководстве, самостоятельная деятельность)
Пишется оценка профессиональных навыков работника в работе, отношения в коллективе, психологические качества и уровень культуры.
Учитывается опыт, знание законодательства и правовой структуры, аналитические качества, способность планировать работу и осуществлять контроль над ней.
Уведомление о поощрениях или выговорах

В конце характеристики указывается место её предоставления, ставится подпись руководителя и начальника отдела. Дата фиксируется под подписями, а в подтверждение ставится печать.

Образец характеристики с места работы

Документ в полной мере должен раскрывать деловые и профессиональные навыки, поэтому его оформлением должен заняться непосредственный руководитель, тесно сотрудничавший с подчинённым работником. Нередко документ составляется представителями из отдела кадров.

Характеристика с работы не является обычной формальностью. Она может серьёзно повлиять на будущую трудовую деятельность или судьбу. Существуют случаи, когда суд рассматривает положительную характеристику и смягчает меру наказания или не прилагает штрафные санкции. При оценке качеств работника необходимо правильно расставить акценты, где точно указывается уровень знаний и необходимых навыков. Они могут быть высокими, средними, низкими или полностью отсутствовать.

Важно правильно подобрать образец, ведь характеристика с места работы на руководителя или органы власти не будет достаточной, если просто переписать резюме работника. Рабочая способность определяется не только опытом, но и стремлением к процессу работы, самостоятельной организацией трудового процесса и уровнем качества выполненной работы.

Характеристика с места работы на бухгалтера

Этот пример документа не отличается от других служебных характеристик по структуре оформления. Составлением описания занимается непосредственный начальник на крупном предприятии или главный бухгалтер.

Характеристика
на старшего бухгалтера «ООО Камелия»
Семёнову Аллу Леонидовну

Семёнова А. Л. 1980 года рождения имеет высшее образование, в 2004 году получила диплом специалиста в ВУЗе «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий» по специальности «экономика и управление».

Семёнова А. Л. в «ООО Камелия» занимает должность старшего бухгалтера с января 2007 года. В её обязательства входит начисление сотрудникам заработной платы, подготовка документов и передача отчётов в ПФ, налоговую организацию и фонд страхования, а также подача документов о перерасчёте пенсий в ПФ.

За время работы Семёнова А. Л. зарекомендовала себя, как трудолюбивый и инициативный специалист. К работе подходит ответственно, с порученными заданиями справляется в установленные сроки. Семёнова А. Л. способна правильно принимать решения в затруднительных ситуациях, неся полную ответственность за свою деятельность.

В коллективе проявляет доброжелательность и коммуникабельность. Среди сотрудников слывёт общительным, справедливым, отзывчивым и открытым человеком.

Характеристика написана для предъявления по месту требования

Генеральный директор

«ООО Камелия» Р. Н. Кувшинников




Top