Характеристика собакевича в поэме мертвые души. Характеристика Собакевича, героя поэмы Гоголя «Мертвые души

Михайло Семёнович Собакевич - один из помещиков поэмы Гоголя "Мёртвые души", к которому направился главный герой. После посещения Ноздрёва Чичиков направляется к Собакевичу. В его доме всё выглядит неуклюже, нет симметрии.

По внешности, Собакевич - человек, напоминающий медведя и собаку. То, как обустроено жилище помещика, вызывает впечатление, что Собакевич - хороший хозяин, его крестьяне совершенно не нуждаются в еде и одежде.

Собакевичем руководит денежный расчёт, но при этом он совсем не глуп. Его расчётливость придаёт ему деловитости, но в тоже время он остаётся тяжеловесным, неотёсанным и грубым. Потребность в деньгах заключается в том, что они должны окупать и обеспечивать все его плотские потребности. Тело Собакевича существует за счёт души, которая из-за его привычек обречена на смерть.

Собакевича можно назвать "рабом желудка". Еда для него - чуть ли не главное в жизни. Пища простая, но добротная и обильная. Собакевич напоминает медведя: большой, грузный, косолапый; природа недолго думала над его внешностью: "хватило топором раз - вышел нос, хватило в другой - вышли губы...". В крупном теле Собакевича застывает душа, духовно неподвижная. Собакевич яростно выступает против образования и науки.

Собакевич всех ругает: один только порядочный человек для него - прокурор, "да и тот, если сказать правду, свинья". Помещик даже не удивляется предложению Чичикова продать тому мёртвые души крестьян, поскольку умершие люди для него - просто товар. Он назначает высокую цену, расхваливая несуществующих крестьян, описывая их, какими они были при жизни.

Образ Собакевича 9 класс

Гоголь в своей знаменитой поэме представил целую галерею человеческих характеров, воплотив их в гротескных образах героев. В каждом из них он показал наиболее яркие отдельные черты, присущие русскому обществу.

Одним из них является Михаил Семенович Собакевич.

Он появляется четвертым в ряду помещиков, к которому обратился Чичиков по поводу покупки мертвых душ. При описании его внешнего вида, автор прибегает к сравнению с медведем. Он напоминает его и лицом и неуклюжими повадками, и своей недюжинной силой. Да и имя у него соответствующее медвежье - Михаил.

Этот образ отсылает читателя к русским сказкам про большого сильного, но при этом очень доброго топтыгина. Но у Гоголя он становится Собакевичем. Все фамилии персонажей поэмы говорящие. Они воплощают в себе главную особенность характера персонажа. И поэтому Михаил Семенович из сильного и доброго становится постоянно ругающимся и недовольным.

Полицмейстера он называет мошенником, губернатора разбойником. Все у него нехороши, вруны и нечисты на руку. Но сам при этом, когда ему понадобилось, спокойно соврал председателю палаты о том, что продал каретника Михеева, хотя тот знал о его смерти.

Описывая его поместье, автор указывает, что все окружающие предметы гармонируют с характером хозяина. Обстановка крепкая и неуклюжая. Собакевич хорошо умеет считать свои деньги, поэтому следит за своими крепостными, но не в силу какого-то человеколюбия, а потому что они тоже его собственность, приносящая доход. Он единственный из всех сразу понял намерения Чичикова, совершенно им не удивился, а лишь увидел в этом деле свою выгоду и продал мертвых душ по самой высокой цене.

Не имеющий никаких интересов, кроме желания плотно поесть, ругающий все новое и непонятное, начиная с французской еды, и заканчивая немецкими докторами, Собакевич предстает на страницах поэмы, как еще один пример русского дворянского сословья.

В этом образе Гоголь собрал и показал всю косность, ограниченность русского общества. Не случайно он замечает, что и в Петербурге встречаются такие же люди, как его герой.

Характеристика помещика Собакевича

Помещик Собакевич один из главных персонажей, на которых Гоголь акцентировал свое внимание.

Семенович, так называли его родственники, был отличным хозяином. Правда, глядя на его двор, можно было засомневаться, так как не все было идеально, как у других зажиточных помещиков, но все его строения, дома были высокими и прочными, а самое главное крепкими. Его поместье окружено толстым, крепким деревянным забором. В то время такой забор был показателем того, что люди живут богато.

Автор описывает героя как большого и неуклюжего человека. Сам по себе он не толстый, просто хорошо упитанный человек. Интерьер его дома больше напоминает берлогу бурого медведя. Большие и крепкие стулья, массивные кровати. Для него не важна красота мебели и интерьер комнат, для него важно в первую очередь функциональность. По всему дому висят огромные картины, в тяжелых деревянных рамах. На них изображены военные начальники, генералы. В доме все похоже на фактуру Собакевича от стула до кровати. Они такие же массивные, как и он сам. Сам по себе герой грубый, упертый и прямолинейный. Он не боится ни кого. Может сказать в лицо человеку, все, что он о нем думает.

Но в то же время он очень щедрый. Когда в дом приходит гость, хозяин накрывает волшебный стол. На пищи он не скупится, любит вкусно поесть. Собакевеч отличный собеседник.

Его хобби - это хозяйство. У него трудолюбивые крестьяне, с которыми он находит общий язык. Всех знает по именам, знает, кто умер, кто работал раньше. Крестьяне относятся к нему с большим уважением. Им нравится работать у такого человека. Людям приятно, что о них помнят и уважают. Каждый день Собакевич приходят к рабочим с самого утра, спрашивает как у кого дела. Если есть какие-то проблемы, он всегда рад помочь. Он очень дорожит людьми.

Собакевич хитрый помещик, он торгуется с Чичиковым, выторговывает за одну мертвую душу 100 рублей.

Этот герой не имеет души. Он прекрасно понимает, что Чичиков обманщик, так он и сам рад обогатится на этой сделки. Поэтому Собакевича можно назвать тоже обманщиком.

Вариант 4

В поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» перед читателями предстаёт целая галерея ярких, запоминающихся гротескных образов русских помещиков, безжалостно осмеянных силой великого сатирического таланта писателя. Одним из таких персонажей, которых посетил Павел Иванович Чичиков, стал помещик Михайло Семёнович Собакевич.

Описывая внешность Собакевича, автор сравнивает его с медведем. Крупный, грузный, крепкий, неуклюжий, он напоминает этого зверя и лицом, и повадками, и недюжинной силой. Манера передвигаться тоже была медвежьей – Собакевич умудрялся постоянно наступать всем на ноги. Даже имя у него соответствующее – Михайло. Характеризуя внешность этого героя, Гоголь отмечает, что он из тех, о ком говорят, что он «неладно скроен, да крепко сшит». То же самое можно сказать и о вещах, окружающих Собакевича. Его жилище напоминает берлогу, обставленную нескладной, но крепкой, добротной мебелью.

Такое же впечатление неуклюжести и добротной крепости оставляет хозяйство Собакевича. Его дом, хозяйственные постройки, избы крестьян – всё говорит о том, что Собакевич – хороший хозяин. Он умеет находить с крестьянами общий язык, знает об их проблемах и нуждах. Только всё это идёт у него не от доброты душевной. Михайло Семёнович умён и отлично понимает, что чем лучшие условия он создаст своим крепостным, тем лучше они будут работать и тем больший доход он может с этого получить. Ну а деньги ему нужны для удовлетворения своих плотских потребностей, главная из которых – любовь к сытной еде. Собакевич не только любит и умеет покушать сам, он, как хлебосольный хозяин, щедро угощает своих гостей, в чём имел возможность убедиться Павел Иванович.

О том, что Собакевич далеко не глуп, говорит тот факт, что он, единственный из всех помещиков, сразу понял намерения Чичикова и заломил за мёртвые души непомерную цену, как за живых людей. Составляя список мёртвых крепостных, Собакевич подробно описывал их характер, умения, привычки, что ещё раз подтверждает – Михайло Семёнович рачительный хозяин, хорошо знающий дело, которым он занимается.

Как известно, все фамилии персонажей в поэме Гоголя – «говорящие». О чём же говорит нам фамилия Собакевич? О том, что персонаж этот груб, вечно всем недоволен и склонен ругать городских чиновников, называя их «разбойниками», «мошенниками» и «христопродавцами». Среди них одного прокурора он считал порядочным человеком, да и тот, по его мнению, был свиньёй. Впрочем, тут, пожалуй, с Михаилом Семёновичем трудно не согласиться.

Сочинение 5

«Мертвые души» - поэма, написанная Н.В.Гоголем в первой половине 19 века. В произведение писатель отразил образы людей своего времени, наделив помещиков сатиристическими чертами, высмеивающими их пороки.

Собакевич Михайло Семеныч – помещик, «четвертый» продавец мертвых душ, к которому приехал Чичиков. Точный возраст Собакевича не известен, сообщается лишь, что он живет «пятый десяток». Внешне герой похож на медведя, его отличает крепкое телосложение и хорошее здоровье. Собакевич прямолинеен, он не обладает деликатностью и учтивостью. Обо всех соседях помещик отзывается плохо, редко когда о ком-то Собакевич может сказать что-то хорошее.

Поместье и дома в деревне сделаны из прочного дерева, они практичны и удобны, но в тоже время лишены всяких украшений. Собакевич считает, что главной задачей жилых построек является защита людей от ветра и дождя, эстетическая красота для помещика – излишество, лишенное смысла. Собакевич работает на равне со своим крестьянами, в отличие от других помещиков, он не видит ничего плохого в физическом труде. Для Собакевича это естественное занятие.

Собакевич женат, отношения внутри семьи складываются дружеские. С женой помещик мягок и нежен, насколько позволяет ему его характер. Также хорошие отношения у Собакевича с крестьянами, он знает каждого человека, живущего в деревне. О них он отзывается, как о хороших рабочих.

Среди привязанностей героя следует выделить его любовь к еде. Собакевич ценит простую пищу, призирает французскую кухню, с отвращением говорит о поедании лягушек и субпродуктов.

Собакевич хитрый расчетливый человек. О продаже мертвых душ Чичиков заговорил с ним «очень отдаленно». Однако помещик сразу понял всю выгоду сделки и назначил достаточно высокую цену. Заметив изумление Чичикова Михайло Семеныч начал рассказывать о мертвых крестьянах, как о замечательных работниках.

Нельзя сказать, что Собакевич строго отрицательный персонаж. В его образе присутствуют, как положительны, так и негативные черты. Однако, на мой взгляд, Собакевич, в отличие от Плюшкина, не является «омертвевшей» душой. Он заботится не только о себе и своем благосостоянии, но и о своих крестьянах.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Василия Теркина в поэме Твардовского Василий Теркин сочинение

    Вася Тёркин – настоящий герой. Я знаю, что он был и до сих пор любим многими. Его можно принять за настоящего человека, а не за выдуманного персонажа. Он и сейчас вызывает симпатию, даже восхищение.

  • Сказка о потерянном времени - сочинение-анализ сказки Шварца

    Шварц Е.Л. – знаменитый советский писатель, подаривший нам большое количество произведений и пьес. Одним из самых интересных и остающимся актуальным по сей день произведением является Сказка о потерянном времени.

  • Моя мама самая лучшая. Она меня очень любит. У всех есть мама. Когда я рядом с ней я чувствую себя в безопасности. Я знаю, что она мне всегда поможет.

  • Характеристика и образ Фенечки в романе Отцы и дети Тургенева сочинение с цитатами

    «Отцы и дети» - известный роман русского писателя И.С. Тургенева. Главной темой произведения является описание и развитие конфликта старого и нового поколения.

  • Сочинение Взаимоотношение учителя и ученика 11 класс ЕГЭ

    Учитель – это важный человек в жизни каждого ученика, ведь именно он вооружает ребенка целым багажом необходимых для жизни знаний, а также, способствует формированию у него множества умений и навыков.

Михайло Семеныч Собакевич является четвертым «продавцом» мертвых душ. Само имя и внешний вид этого героя (похож на «медведя среднего размера», к тому же фрак его тоже цвета медвежьего, походка вкривь и вкось, лицо его «каленое и горячее») говорят о чрезмерной могучести его натуры.

Буквально с самого начала к Собакевичу крепко привязывается образ денег, расчета и хозяйственности. Он очень прямой и открытый человек.

При общении с Чичиковым, не смотря на его жиденькие намеки, Собакевич сразу переходит к сути вопроса: «Вам нужны мертвые души?». Он истинный предприниматель. Главное для него сделка, деньги, остальное второстепенно. Собакевич умело отстаивает свою позицию, отлично торгуется, не брезгуя жульничеством (даже подсовывает Чичикову «женскую душу» - Елизавету Воробей).

Все окружающие его вещи отражают его душевный облик. Дом Собакевича очищен от всех лишних и «бесполезных» архитектурных творений. Избы его подчиненных также очень строги и построены без лишних украшений. В доме Собакевича можно встретить только картины древнегреческих героев, местами похожих на хозяина.

Чичиков представил нам,читателям, Собакевича как весьма похожим на средней величины медведя. Фрак на нём был медвежьего цвета, рукава длинны,панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги. Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке.

В гостиной его дома много картин с греческими полководцами.

Беседуя с Чичиковым Собакевич,не обращая внимания на уклончивость Чичикова, переходит к существу вопроса:"Вам нужно мёртвых душ?" Главное для Собакевича-цена, всё остальное его не интересует. Со знанием дела Собакевич торгуется, расхваливает свой товар.

От природы он наделён хорошими качествами, у него богатый потенциал и могучая натура.

Собакевич запомнился мне своей жадностью и хитростью, своей внешностью. Он любит расхваливать всё своё.Умеет вести деловой разговор.

В отличие от Ноздрева Собакевича нельзя причислить людям, витающим в облаках. Этот герой твёрдо стоит на земле, не тешит себя иллюзиями, трезво оценивает людей и жизнь, умеет действовать и добиваться того, чего хочет. При хар-ке его быта Гоголь во всем отмечает основательность и фундаментальность. Это естественные черты жизни Собакевича. На нём и на обстановке его дома лежит печать неуклюжести, уродливости. Физическая крепость и неуклюжесть выступает в облике самого героя. "Он был похож на средней величины медведя". Он лишен каких бы то ни было духовных запросов,далек от мечтательности, философствования и благородных порывов души.Смысл его жизни состоит в насыщении желудка.

Помещик Собакевич – очень колоритный персонаж «Мертвых душ» Гоголя, внешне напоминающий медведя своей неуклюжестью, массивностью и склонностью к чревоугодию. Французским деликатесам в виде лягушачьих лапок или устриц он предпочитает половину бараньего бока или целого осетра. При этом Собакевич гордится своим русским богатырским желудком, способным переварить любую пищу, да еще в огромном количестве. Над диетами французов и немцев он открыто насмехается, и характеристика Собакевича уже проявляется достаточно ярко в этом эпизоде. После обеда у Михаила Семеновича скупающий у помещиков мертвые души Чичиков чувствует себя потяжелевшим на целый пуд.

Гостя поражает тот факт, что всем окружающим помещки Собакевич дает только отрицательные характеристики: губернатор у него чуть ли не разбойник с большой дороги, прокурор свинья, а сосед Плюшкин собака. Вот где проявляется весьма ярко характеристика Собакевича в "Мертвых душах" Николая Гоголя .

Беседа Собакевича с Чичиковым

По характеру Собакевич настолько невозмутим, что на удивительное предложение Чичикова продать ему мертвых душ даже бровью не ведет, сразу же начинает торговаться, запросив непомерно высокую цену – 100 рублей за душу. Если вспомнить визит Чичикова к Коробочке , то Настасья Петровна в аналогичной ситуации от изумления даже выпучила глаза.

Торгуется он с кулацким размахом, но цена за душу в итоге снижается до двух с полтиной рублей. Такое поведение свойственно расчетливой и прижимистой натуре Собакевича.

Еще говоря о характеристике Собакевича отметим, что он не отличается тонкой душевной организацией, гибкостью ума и тягой к просвещению, зато он крепкий хозяйственник, владеющий большой обустроенной деревней. Сам он живет в добротном доме с мезонином и у его крестьян крепкие и прочные дома. В хозяйстве Михаила Семеновича везде и во всем прослеживаются порядок и достаток. Вы также можете прочитать цитаты из поэмы «Мертвые души» , в которых упоминаются слова помещика Собакевича.

Собакевич любит все крепкое, пусть и незатейливое с виду. Громоздкие и прочные предметы мебели, окружающие Михаила Семеновича, как бы говорят, что они тоже Собакевичи.

Из представленных Николаем Гоголем галереи помещиков в "Мертвых душах" Собакевич является наиболее положительным и наименее пошлым литературным героем, несмотря на всю свою приземленность.

СОСТАВЛЕНИЕ СИНКВЕЙНА

Это интересный прием технологии ркмчп (развитие критического мышления через чтение и письмо). «Синквейн – стихотворение, состоящее из пяти строк, каждая из которых имеет свое содержание и определенную форму: 1-я – существительное, задающее тему стихотворения; 2-я – два прилагательных к данному существительному; 3-я – три глагола к данному существительному; 4-я – осмысленная фраза; 5-я – одно заключительное слово (предложение), определяющее эмоциональное отношение ко всему сказанному». Ребята должны в нескольких словах выразить суть проблемы.

На разных этапах урока использование синквейна имеет разные цели.

В старших классах на стадии «Размышления» (термин РКМЧП) после изучения темы о помещиках из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» с помощью синквейна можно обобщить информацию. Ученики пытаются ответить на вопрос: «Почему Манилова (Коробочку, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина) можно назвать «мертвой душой»? Ответив на этот вопрос для себя, школьники объединяются в группы в соответствии с выбранным литературным персонажем и составляют синквейны. Представляем первые результаты групповой работы:

Манилов

Ленивый, бесхозяйственный.
Мечтает, сидит дома, ничего не делает.
Почему он такой?
Потому что «мертвая душа».

Ноздрев

Хвастливый, драчливый.
Играет в карты, пьет и врет.
Страсть к чему угодно.
Почему он такой?
«Мертвая душа»!

Плюшкин

Скупой, жадный, пустой.
Все копит, но не для себя.
Когда-то был живой,
А теперь «мертвая душа»!

Коробочка

Хозяйственная, дубинноголовая.
Все копит, копит, копит.
Зачем она копит?
Никто не знает.

Собакевич

Большой, неуклюжий, жадный.
Думает, понимает и обманывает.
Почему он такой?
Потому что «мертвая душа».

Как показывает опыт, синквейн полезен как средство творческого самовыражения во время эмоциональной паузы на уроке в средних (но иногда и в старших) классах. Ведь именно с этого возраста нужно воспитывать тонкого и вдумчивого читателя, закрепить в сознании учеников, что заниматься «художественным творчеством» интересно. Такая работа вселяет уверенность, раскрепощает. В этом случае ученику не помешает поощрение.

Индивидуальные творческие работы могут сочетаться с групповой работой. Приведем несколько работ, написанных учениками.

Котенок

Пушистый, маленький комочек.
Жалобно мяукает, мечется и ждет.
Где же мама-кошка?
Погулять ушла.

Баира Ч., 8-й класс

Хрупкое, нежное.
Ищет, находит, уходит.
Оно у каждого свое.
Где его найти, не знает никто.

Ирина Д., 7-й класс

Любимая, прекрасная.
Поддержит, поймет, отзовется.
Кто она?
Подруга вечная мужчины!

Баир Д., 9-й класс

Узон

Светлый, прекрасный.
Живет, растет, цветет.
Кто в нем живет?
Добрый народ!

Долгор Д. и Ирина Д., 7-й класс

ХОККУ (хайку)

Это японская стихотворная форма, трехстишие в 17 слогов (5–7–5). Обычно хокку можно разделить на две части – одна строчка плюс две или две плюс одна. Связаны эти строчки не логически, а по ассоциации. Искусство писать хокку – это прежде всего умение сказать многое в немногих словах. Оно подчиняется определенным правилам, и очень строгим. Главное в этих стихах – намек. В стихотворении содержатся картины, выразительные детали, а читатель по ним восстанавливает целый мир. Можно раскрыть секреты их построения, использовать трехстишие во время эмоциональных пауз на уроке.

Милый человек,

Живи, трудись, не ленись.
Ведь твоя же жизнь!

Эрдэм О., 8-й класс

Цветок засохший.

В сердце грусть и печаль.
Осенняя пора.

Сэсэгма Д., 11-й класс

Ребята получили задание написать хокку по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк». Это – непростое задание. Оно активизировало воображение восьмиклассников, помогло осмыслить впечатление от прочитанного. Хокку получилось не у всех. Работы восьмиклассницы Альбины Б. объединяет глубокое проникновение в смысл рассказа.

Бирюк угрюмый.
Почему же он такой?
Виновата жизнь.

Надвигалась гроза.
Огромная туча
Впереди шла.

У бирюка дочка,
Хорошенькая девочка.
Все умеет делать.

ЦЗАЦУАНЬ

Комические изречения китайских писателей, известные с IX века, представляют собой перечень ситуаций, объединенных одним названием. Например, называется ситуация Жалко – и далее перечисляется, что жалко... Еще примеры – названия ситуаций: Очень напоминает , Выводить из себя и т.п.

Жалко,
когда засыхает цветок;
когда тратишь попусту время;
когда люди теряют работу.

Сэсэгма Д., 11-й класс

(от франц. слов рифмованные концы )

Это – стихотворение, сочиняемое на заданные рифмы.

Серенькие мышки
Купили три книжки .
Одну начали читать ,
А остальные жевать .

Ирина Д., 7-й класс

Жили мышки,
Любили книжки ,
любили читать ,
Но больше всего жевать.

Настя Н., 6-й класс

Слушают маленькие мышки
интересные книжки,
не умеют читать,
но умеют жевать.

Арюна Ж., 6-й класс

СТИЛИЗАЦИЯ

Думается, что учитель должен использовать любую возможность обратиться к личному опыту ребенка, вовлекая его в учебную деятельность. Творческая работа в жанре подражания – одна из возможностей для школьника раскрыть свои способности. Ученик, осваивая художественную форму, вкладывает в нее свое содержание. Работая над содержанием, ученик как бы пропускает через себя авторскую идею и стиль, учится смотреть на мир глазами другого человека, в то же время оставаясь самим собой. Школьник выходит на высокий уровень «творческого заимствования». Это этап активного усвоения внешней формы произведения, когда ученик наполняет его своим содержанием. Учитель здесь выступает в качестве консультанта. Необходима подготовка к выполнению такого задания: провести стилистический анализ текста, которому надо подражать; выявить, объяснить особые приметы жанра, эпохи и научить находить их в тексте художественного произведения.

Сказание о Баторе Улан-Заргантае
и гигантской Ящерице

(Опыт стилизации ученицы из села Узон)

Это случилось на прекрасной агинской земле,
Когда баторы совершали свои подвиги славные.
В давние времена, когда царило вечное лето,
Когда озера были маленькими лужицами.

Сундуки свои старинные откроем,
О достойнейшем расскажем –
Об отважном баторе Улан-Заргантае.

Пока не покатилось солнце за гору,
Почему бы нам сказание не послушать.

Да в степи да в широкой долине
Пас коров и овец один молодец.
Звали-то его Улан-Заргантай,
Улан-Заргантай да Узонский.

Пастух-то начал пасти скот
Да и во утро, в утренешенько.
Захотелось-то ему пити да кушати.

Оставлял он свой скот да у реки,
Да у реки Улановки.

Запрыгнув на свою лошадку да богатырскую,
Богатырскую, сильнейшую,
Поехал-то на ней домой да неподалеку.
Вернулся наш Улан-Заргантай да Узонский
К своему стаду да к скоту.
В долине трава расстилается,
В низине река бурлит,
Волны вздымаются.

Слушает он – птицы не поют.
Видит он – овцы испуганы,
Испуганы да стоят.

А за ними коровушки,
Коровушки да мертвушки.
Подле них да мертвушек
Следы большие да звериные.
Начал-то Улан-Заргантай искать зверя этого.
Скакал он три дня и три ночи.
Подъехал-то он к скалам крутым да крепким.
Вышла да из большущих
Ящерица да с тремя хвостами,
С тремя хвостами да толстущими.
Она-то и скот повалила,
Повалила коровушек да намертво.
Улан-Заргантай решил убить эту Ящерицу,
Эту Ящерицу да сильную.
Бились они три дня и три ночи.
Наконец Улан-Заргантай свалил последний хвост;
Ящерица та просила батора,
Просила о том, чтоб ее в живых оставил,
В живых оставил да в здравии,
Но батор не простил ее,
Ее да с ее грехом.
В честь Улан-Заргантая,
Улан-Заргантая да Узонского
Назвали эту местность Улан-Заргантай.

Бутид Д., ученица 7-го класса

Сотворческие отношения ученика и учителя, общение с людьми, хорошо знающими и собирающими местный фольклор, – всё это даёт детям пищу для развития своих творческих способностей. Такая творческая встреча произошла у ребят и старожилов села. На ней из сказок, сказаний, стихов был составлен полный текст сценария литературного вечера «В мире сказки».

Сказка «Небесная Номин, или Голубая бабочка»

Высоко-высоко в небе за белыми пушистыми облаками жила маленькая девочка. Ее звали Номин, что значит «Бирюза». Она была прелестной, доброй. Долгие годы она мечтала попасть на Землю, но не могла ослушаться своих родителей. И однажды подул очень сильный ветер. Так сильно подул, что разогнал все облака. Номин стала падать, испугалась, но успела схватиться за облачко. Но оно перевернулось из-за сильного ветра, и девочка полетела дальше. Она падала на Землю с головокружительной скоростью. И надо же было случиться такому, что в это самое время летели белоснежные лебеди. Один лебедь пожалел ее и посадил на свою спинку. И наша прелестная девочка полетела с ним в теплые края. Долго летел лебедь. Наконец он высадил ее на лугу среди красивых цветов. Номин была так благодарна этой большой птице, если бы не лебедь, то она могла бы умереть. Она от всей души радовалась, что наконец-то исполнилась ее заветная мечта. Она порхала от цветка к цветку и все время пела и танцевала. Затем Номин выбрала самый красивый цветок и стала жить в нем.

С тех пор голубые бабочки порхают от цветка к цветку, радуя нас своей неземной красотой.

Цындыма Цыриторова, 5-й класс

Отметим, что весьма важно публичное признание достижений ребят, чему способствует участие в творческих конкурсах, олимпиадах, конференциях различного уровня. Наиболее удачные работы учеников помещаются в нашей школьной газете «Класс!».

Ц.Л. ДОНДОКОВА,
Узонская средняя школа,
Читинская обл.

Этот удивительный синквейн!

Синквейн» - это стихотворение, состоящее из 5 строк, каждая из которых имеет своё содержание и определённую форму:

Первая – имя существительное, задающее тему стихотворению;

Вторая – два прилагательных к данному существительному;

Третья - три глагола к данному существительному;

Четвертая – осмысленная фраза, показывающая отношение к теме;

Пятая - заключительное слово или предложение, определяющее эмоциональное

отношение ко всему сказанному.

Почему уделяю синквейну такое внимание? Во-первых, можно использовать на различных этапах урока и в качестве домашнего задания. Во-вторых, приём эффективен как на уроках русского языка, так и на литературе. В-третьих, работа может быть как индивидуальной так, и групповой. В-четвёртых, составление синквейна приводит к осознанию того, что «художественное творчество» интересно. Ключевое слово – интересно.

На разных этапах урока имеет разные цели. Вот пример использования синквейна на уроке русского языка в 6 классе по теме « Местоимение» (2 урок изучения).

Вызов - « В чём особенность местоимений?

Работая в группах, учащиеся составляют синквейн. При этом, рассказывая о местоимении, повторяют существительное, прилагательное, глагол, виды предложений по цели высказывания, развивают свой лексический запас.

Местоимение

Загадочное, обманчивое

Заменяет, указывает, но не называет.

Так в чём же роль местоименья?

С ним избегаем повторенья! (Воронкова Е.)

Местоимение

Маленькое, но важное.

Указывает, но называть не хочет.

Его роль важна:

Заменяет слова. (Лозовая М.)

В старших классах на стадии «Рефлексия» после изучения произведения можно обобщить информацию. Например, в 9 «А» классе после изучения темы «Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя» предложила учащимся с помощью синквейна обобщить материал: «Почему Манилова, Коробочку, Ноздрёва, Собакевича, Плюшкина можно назвать «мёртвой душой»?». Ответив на этот вопрос индивидуально, учащиеся объединяются в группы в соответствии с выбранным литературным персонажем и составляют синквейн.

Манилов

Пустой, приторный.

Строит проекты, но ничего не делает.

Почему он такой?

Потому что «душа мертва».

Казанова Т.

Ноздрёв

Хвастливый, задиристый.

Пьёт, врёт, всем «пакостит».

Почему он так ведёт себя?

Потому что «мёртвая душа».

Богданов В.

Плюшкин

Скупой, жадный.

Всё подбирает, ворует, копит.

Кем стал?

«Мертвой душой» – прорехой на человечестве.

Ульянова О.

Коробочка

Предприимчивая, но дубинноголовая.

Всё копит, боится продешевить.

Зачем ей всё это?

Сама не знает.

Войтович Г.

Собакевич

Некулюжий, жадный.

Подмечает, понимает, обманывает.

Почему он такой?

Потому что «мёртвая душа».

Кумов Я.

Проведение диагностики позволяет утверждать, что используемый приём технологии РКМЧП обеспечивают самостоятельность, активность учеников в их совместной учебной работе, развивает критическое и творческое мышления.




Top