Характерные черты архитектурного стиля барокко. Стиль отличается грандиозностью пышностью размахом Стиль отличающийся грандиозностью пышностью причудливой пластикой фасадов

Реферат на тему:

Архитектура барокко.

Выполнила: Псарева Ю,9«Б»

Проверила: Дмитриева Е.А.


1. Возникновение барокко

2. Историческая характеристика барокко

3. Строительные особенности барокко

4. Характерные черты

5. Типы сооружений

6. Конец барокко

Источники


1. Возникновение барокко

Стиль барокко (итал. barocco, букв. - причудливый, странный) рождается в Италии и распространяется в большинстве европейских стран, приобретая в каждой свои особые национальные черты. Произведения барокко отличаются несоблюдением правил ренессансной гармонии ради более эмоционального взаимодействия со зрителем.

Свои «видимые» формы он стал обретать с конца XVI столетия. Из Италии барокко распространяется по всей Европе, где преобладал с конца XVI до середины XVIII в., в некоторых странах проявляется до второй половины XVIII в., и при этом в обоих направлениях. В Германии и Австрии строительство монументальных сооружений в XVII веке почти не велось в связи с Тридцатилетней войной и ее последствиями, а также и в Англии, где некоторые признаки этого стиля отмечают В каждой из стран наблюдались свои особые политические, социальные условия, существовали особые национальные традиции, это сказалось и на архитектуре. В каждой из стран барокко приобретало свои особые национальные черты. В итальянской архитектуре барочная стилистическая характеристика распространялась и на внешний, и на внутренний облик зданий. Во французской - наблюдалось значительное расхождение между фасадным и внутренним убранством сооружений, в первом преобладали классицистические начала, во втором - барочные. В английской архитектуре стиль выступает как своеобразный оттенок, акцент классицизма; здесь можно говорить скорее об «обороченном» классицизме, чем о барокко как таковом. Но все же архитектура во всех странах имела и общие черты.

2. Историческая характеристика

В XVII в. активно развивались экономика и искусства. Особенно окрепли колониальные державы Атлантики - от Испании до Великобритании;

Франция считалась образцовой страной абсолютистских форм правления и практичной экономической политики.

В территориально раздробленной Италии благодаря движению Контрреформации Рим приобрел новое значение, а строительство культовых зданий получило сильный импульс. В этих условиях немецкие князья, начавшие новый этап строительства в конце XVII в., ориентировались, естественно, на иностранные образцы. Большое влияние на них оказывал французский абсолютизм Людовика XIV. Каждый феодал - как ни мала была принадлежавшая ему территория - копировал свою резиденцию с Версаля. И каждый католический епископ или аббат надеялся, возводя в подражание Риму, куполообразную церковь упрочить влияние контрреформаторских тенденций.

Основой экономики этого периода было сельское хозяйство, но было ясно, что его недостаточно для осуществления строительных программ. В связи с этим крупные феодалы начали помогать созданию мануфактур, чем самым способствовали развитию капиталистических производственных отношений.

Несмотря на то, что европейская архитектура XVII - XVIII вв. не представляется единообразной, будучи динамичной в Италии, серьезной во Франции, она объединена общим понятием "барокко".

Княжеские замки и культовые здания были первоочередными объектами строительства, олицетворявшими сопротивление Реформации, города - резиденции и монастыри - необходимыми дополнениями. Значительных общественных зданий зарождающийся класс буржуазии еще не строил. Среди протестантских культовых зданий Фрауэнкирхе в Дрездене осталась практически единственным выдающимся произведением.

Влияние Просвещения начало ощущаться в 1730 - х. годах и сказалось в усилении интимности сооружений. Любимым местом пребывания князей стали маленькие элегантные замки в окружении парков. Асимметричный рокайльный орнамент этого периода дал название стилю - "рококо".

Итальянское слово «барокко» означает буквально «странный», «причудливый». Стиль барокко тяготел к парадной торжественности и пышности. Вместе с тем он выразил прогрессивные представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его сложности, изменчивости, постоянном движении; в барокко отразился интерес к природным стихиям, среде, окружению человека, который стал восприниматься как часть мира. Человек в искусстве барокко предстает как сложная, многоплановая личность со своим миром переживаний, вовлеченная в драматические конфликты. Искусству барокко свойственны патетическая приподнятость образов, их напряженность, динамичность, страстность, смелые контрасты масштабов, цветов, света и тени, совмещение реальности и фантазии, стремление к слиянию различных искусств в едином ансамбле, поражающем воображение. Городской ансамбль, улица, площадь, парк, усадьба стали пониматься как единое целое, раскрывающееся перед зрителем при его движении. Архитектура барокко отличается мощным пространственным размахом, сложностью беспокойных, сливающихся друг с другом, как бы текучих форм, криволинейностью планов и очертаний, связью с окружающим пространством. В изобразительном искусстве преобладали декоративные композиции религиозного, мифологического или аллегорического характера, парадные портреты; большое значение приобрели композиционные и оптические эффекты, ритмическое и цветовое единство, живописность целого, свободная, темпераментная творческая манера.

3. Строительные особенности

В эпоху Возрождения строительству городов уделяется особое внимание. Буржуазию не удовлетворяют кривые тесные средневековые переулки. Возникает идея города центричного типа, отражающего синтез рациональных форм римских военных лагерей с естественно развивавшимися концентрическими структурами городов средневековья.

Интерес к городскому пейзажу, повседневному быту горожан стимулировал развитие перспективной живописи, жанровых композиций, искусства Возрождения в целом.

"Идеальный город" эпохи возрождения

Другой стороной практического градостроительства, реализующего новые принципы в уже сложившихся городах, было создание в аморфной городской среде композиций, ставших впоследствии очагами городских ансамблей. Барокко привлекает пейзаж в качестве одного из основных компонентов городского ансамбля. Продолжается архитектурное формирование городских центров. При этом площадь утрачивает функциональное и демократическое содержание, присущее ей в эпоху раннего средневековья (место торговли, народных сборищ). Она становится украшением города, его парадной частью, скрывающей стихию внутриквартальной застройки.

Улицам в эпоху Возрождения не уделялось много внимания. В период барокко главные улицы прокладываются в виде широких проспектов (Виа Корсо в Риме, выходящая на площадь дель Пополо). Ансамбль площади дель Пополо представляет пример трехлучевой композиции, иллюстрирующей принципы барокко в градостроительстве. Две церкви, построенные во время, реконструкции площади, рассекают городское движение на три русла и ориентированы апсидами не на восток, а в соответствии с градостроительным замыслом, входом на север.

В архитектуре Возрождения большое значение приобретает разработка проекта с позиций теоретической механики, его инженерное обоснование. Происходит дифференциация работы проектировщика и строителя. Архитектор теперь осуществлял руководство стройкой, но не являлся одним из мастеров, непосредственно участвующих в работе. Вместе с тем он не только детально прирабатывал весь проект, часто на модели, но и продумывал ход строительных работ, использование строительных механизмов для подъема и монтажа.

Стиль барокко: а - церковь святой Сусанны в Риме, б – фрагмент интерьера палаццо ди Сан-Мацано в Турине, в - одежда, г - шкаф, д. - зеркало, е - стол

Возвращение к античным сомасштабным человеку и конструктивно правдивым - ордерным системам в выборе художественных средств выразительности объясняется общей гуманистической направленностью культуры Возрождения. Но уже в ранних работах ордер используется для расчленения и усиления выразительности стены на фасаде и в интерьере, а в дальнейшем на стеновую плоскость накладываются две - три ордерные "декорации" разных масштабов, создающие иллюзию глубины пространства. Зодчими Возрождения была преодолена строгая античная взаимосвязь конструкции и формы и выработаны, в сущности, чисто эстетические нормы «изобразительной» тектоники, соответствие которой конструктивной и пространственной логике сооружения соблюдалось в зависимости от постановки общей художественной задачи.

В эпоху барокко иллюзорно глубинная трактовка стены продолжается реальными объемными композициями в виде скульптурных групп, фонтанов (палаццо Поли с фонтаном Треви). Не случаен, поэтому интерес зодчих Возрождения к работе над городскими ансамблями и решительный поворот к пониманию архитектуры как организованной среды. Но в феодальную эпоху масштаб реализации градостроительных начинаний редко выходил за пределы ансамблей дворцовых или соборных площадей.

О. Шуази, характеризуя эпоху Возрождения, писал, что превосходство Ренессанса заключается в том, что он не знал видов искусства, независимых одно от другого, но знал только единое искусство, в котором сливаются все способы выражения прекрасного.

4. Характерные черты

Барокко воплощает новые представления о вечной изменчивости мира. Отличается грандиозностью, пышностью и динамикой, пристрастием к эффектным зрелищам, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени, совмещением иллюзорного и реального.

Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобретают живописность и динамичность. Они как бы вливаются в окружающее пространство.

Интерьеры барокко украшаются многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяют пространство, а живопись плафонов создает иллюзию разверзшихся сводов.

В живописи и скульптуре преобладают декоративные многоплановые композиции религиозного, мифологического или аллегорического характера, парадные портреты. При изображении человека предпочитаются состояния напряжения, экзальтации, повышенного драматизма. В живописи большое значение приобретает эмоциональное, ритмичное и колористическое единство целого, часто непринужденная свобода мазка; в скульптуре - живописная текучесть формы, богатство аспектов и впечатлений.

5. Типы сооружений

Для барокко характерны усложненность планов, пышность интерьеров с неожиданными пространственными и световыми эффектами, обилие кривых, пластично изгибающихся линий и поверхностей; ясности классических форм противопоставляется изощренность в формообразовании. В архитектуре широко используются живопись, скульптура, окрашенные поверхности стен.

Архитектурные формы барокко наследовали итальянскому Ренессансу, однако превзошли его по сложности, многообразию и живописности. Сильно раскрепованные фасады с профилированными карнизами, с колоссальными на несколько этажей колоннами, полуколоннами и пилястрами, роскошными скульптурными деталями, часто колеблющимися от выпуклого к вогнутому, придают самому сооружению движение и ритм. Ни одна деталь не является самостоятельной, как это было в период Ренессанса. Все подчинено общему архитектурному замыслу, к которому относятся оформление и украшение интерьеров, а также садово-парковой и городской архитектурной среды.

6. Конец барокко

В первой половине 18 века - отчасти как поздняя фаза барокко, отчасти (во Франции) как самостоятельный феномен - складывается стиль рококо. Классицизм в его просветительской стадии все чаще подвергает барокко критике за «вычурность» и «безвкусие» (сам термин изначально нес негативный оттенок). Сходя на нет, барокко эпизодически возрождается в историко-романтических стилизациях (таких, как необарокко в зодчестве 19 века).


Источники

1. сборник «Барокко в России», М, 1926

2. сборник «Барокко в славянских странах», М, «Наука», 1982

3. Виппер Б. Р."Архитектура русского барокко",М, «Наука», 1978

4. «История русского искусства», т 5, М, изд. АН СССР, 1960

5. журнал «Декоративное искусство СССР», № 3, 1986 (статья В.Локтева «О втором призвании зодчества»)

6. журнал «Архитектура СССР», № 9, 1982 (статья В.Локтева «Этот непонятный отец барокко»)

На вопрос как можно отличить работы ренессанса барокко и рококо заданный автором Валера Мизин лучший ответ это Характерные черты стиля ренессанс (1420-1580)
Ренессансные постройки вызывают ощущение статичности за счет наслоения друг на друга горизонтальных этажей. Из античной архитектуры ренессанс перенимает ордерную систему. Колонна, пилон, пилястра, архитрав, архивольт и свод являются основными элементами, которые ренессанс свободно использует, создавая их различные комбинации. Используются различные ордера, которые чаще всего выстраиваются в ряд в соответствии с так называемой классической соподчиненностью - от самого тяжелого дорического в нижней части к наиболее субтильному коринфскому наверху. Стена опять приобретает свое первоначальное тектоническое значение.
Очень важным является и изменение характера пространства. Вместо вдохновенного готического пространства появляется рациональное с визуально четкими границами. Вместо напряженности готических ломаных линий используются строгие, в большинстве случаев прямоугольные, формы. Основные геометрические фигуры и тела в ренессансной архитектуре - квадрат, прямоугольник, куб и шар.

Стиль эпохи Возрождения (ренессанс) : а - фрагмент палаццо Ручеллаи, б - одежда, в, г - дощатые стулья, д - касапанка, е - сундук, ж - шкаф, з - интерьер спальни, и - интерьер жилой комнаты
Характерные черты барокко (1650 - 1770)
Барокко воплощает новые представления о вечной изменчивости мира. Отличается грандиозностью, пышностью и динамикой, пристрастием к эффектным зрелищам, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени, совмещением иллюзорного и реального.
Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобретают живописность и динамичность. Они как бы вливаются в окружающее пространство.
Интерьеры барокко украшаются многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяют пространство, а живопись плафонов создает иллюзию разверзшихся сводов.
В живописи и скульптуре преобладают декоративные многоплановые композиции религиозного, мифологического или аллегорического характера, парадные портреты. При изображении человека предпочитаются состояния напряжения, экзальтации, повышенного драматизма. В живописи большое значение приобретает эмоциональное, ритмичное и колористическое единство целого, часто непринужденная свобода мазка; в скульптуре - живописная текучесть формы, богатство аспектов и впечатлений

Стиль барокко: а - церковь святой Сусанны в Риме, б - фрагмент интерьера палаццо ди Сан-Мацано в Турине, в - одежда, г - шкаф, зеркало, е - стол
Характерные черты рококо (1715 г. - XVIII в.)
Стиль рококо (французское rococo, rocaille) изобилует причудливыми украшениями, криволинейностью линий, завитками, словно напудренный парик знатной дамы или ее кавалера. Этот изящный стиль рождается во Франции и получает наиболее широкое распространение в мебели, предметах домашнего обихода и портновском деле.
В зодчестве стран Европы стиль рококо часто является своеобразным местным вариантом позднего барокко. Главным образом влияет на характер декора, приобретшего манерно утонченный, подчеркнуто изящный и усложненный вид.
В помпезных интерьерах рококо вместо ярких красок и резких эффектов используются мягкие пастельные тона. Прямые линии переходят в изогнутые и прерываются арабесками. Искусный, натурально выполненный декор отвлекает глаз от структурных элементов. Именно распространение орнамента в форме раковины, так называемый "рокайль" (rocaille), и дал название этому стилю.
Для живописи и скульптуры рококо характерны камерные по духу галантные сцены, эротико - мифологические и пасторальные сюжеты, асимметричные композиции.

Орнамент в стиле рококо

Итоговое тестирование по МХК для 11 класса

( От XVII века до современности )

1 вариант

XVI века в недрах итальянского

А) барокко,

Б) маньеризм,

В) классицизм,

Г) рококо.

2. Стиль, отличающийся грандиозностью, пышностью, причудливой

богатства и парадности

А) эклектика,

Б) барокко,

В) рококо,

Г) модерн.

3. Какая страна обогатила ландшафтную архитектуру пейзажным парком?

А) Англия,

Б) Россия,

В) Франция,

Г) Италия.

4. Голландский художник реалистического направления, автор известной

картины «Возвращение блудного сына»

А) Никола Пуссен,

Б) Рембрандт Ван Рейн,

В) Антуан Ватто,

Г) Вермер Делфтский.

5. Композитор, прошедший путь от классицизма к новому стилю

романтизму, автор «Лунной сонаты»

А ) Моцарт,

Б) Гайдн,

В) Людвиг ван Бетховен,

Г) Глюк.

6. Представитель направления романтизма, художник, автор

картины «Девятый вал»

А ) Айвазовский,

Б) Кипренский,

В) Карл Брюллов,

Г) Щедрин.

7. Основоположник реализма в русском изобразительном

искусстве, автор картины «Сватовство майора»

А ) Репин,

Б) Перов,

В) Венецианов,

Г) Федотов.

8. Мастер реалистического пейзажа

А ) Васнецов,

Б) Левитан,

В) Крамской,

Г) Суриков.

9. Основоположник русской музыкальной классики

А ) Даргомыжский,

Б) М.И. Глинка,

В) Бородин,

Г) Мусоргский.

10. Выдающийся русский композитор, автор шести симфоний,

создатель музыки к балетам «Спящая красавица», «Лебединое

озеро», «Щелкунчик»

А ) Чайковский,

Б) Римский-Корсаков,

В) Балакирев,

Г) Шостакович.

11. Соотнесите авторов и направления зарубежной живописи XX века, в

в которых они работали

А ) Анри Матисс, 1) кубизм,

Б) Пабло Пикассо, 2) сюрреализм,

В) Сальвадор Дали, 3) фовизм.

12. Мастер русского авангарда, автор картины «Красный квадрат»

А ) Кандинский,

Б) Малевич,

В) Трутовский,

Г) Филонов.

13. Композитор, автор Седьмой симфонии, написанной в блокадном

Ленинграде

А ) Дунаевский,

Б) Прокофьев,

В) Шостакович,

14. Главная идея картины К. Брюллова «Последний день Помпеи» заключается в

стремлении отразить

1)зависимость людей от природной стихии

2)торжество христианской идеи воздаяния

3)крушение прекрасного, но обречѐнного на гибель античного мира.

4)передать с фотографической точностью реальные исторические события.

1)Н..А. Римский-Корсаков

2)П.И. Чайковский

3)А.П. Бородин

4)М.П. Мусоргский

16. Ниже приведены названия картин. Все они, за исключением одной, написаны

И.Репиным

1) «Крестный ход в Курской губернии»,

2) «Боярыня Морозова»,

3)«Бурлаки на Волге»,

4)«Иван Грозный и сын его Иван»,

5) «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

Найдите и запишите порядковый номер картины, принадлежащей перу

другого художника.

Ответ: __________ .

17. Итальянский мастер, работавший в России, ставшей его второй родиной,

Петербурге

А) Лоренцо Бернини,

Б) Доменико Трезини,

В) Варфоломей Растрелли,

Г) Карл Росси.

18. Организатором и идейным вдохновителем «Могучей кучки» являлся:

А) М.П.Мусоргский

Б) Н.А.Римский-Корсаков

В) А.П.Бородин

Г) М.А.Балакирев

19.

А) М.П.Мусоргский Б) П.И. Чайковский В) Н.А.Римский-Корсаков

20. В каком городе находится один из шедевров архитектуры классицизма-

Луврский дворец?

А) в Бордо,

Б) в Париже,

В) в Риме.

Ответы:

1 – Б

2 – Б

3 – В

4- б

5 - в

6 - а

7 - б

8 - б

9 - б

10 - а

11 - а-3; б-1;в-2

12- б

13 - в

14 -4

15 -1

16 - 2

17 - а

18 -г

19 -б

20 - б

2 вариант

1 -

2 -б

3 - а

4 - могучая кучка

5 - а

6- б

7- б

8 -а

9- б

10 - б

11- в

12 - в

13 - в

14 - а

15- б

16- в

17- а

18- б

19- б

20- б

2 вариант

1. Стиль, возникший в середине XVI века в недрах итальянского

Возрождения, отражавший кризис искусства Ренессанса

А) барокко,

Б) маньеризм,

В) классицизм,

Г) рококо.

2. Мастером лирического пейзажа был

1)И. Левитан

2)И. Шишкин

3)В. Перов

4)И. Репин

3. Мир русских сказок всегда привлекал этого композитора. Семь из 15 опер, созданных им, посвящены сказочным и легендарным сюжетам. Речь идѐт о

1)Н.А. Римском-Корсакове

2)М.А. Балакиреве

3)А.П. Бородине

4)М.П. Мусоргском

4 М.А. Балакирев был идейным вдохновителем творческого объединения, получившего название

____________________.

5. Какое искусство византийцы называли «вечной» живописью?

А) фреску, Б) мозаику, В) иконопись.

6. На каком материале в Китае преимущественно писали картины?

А) на бумаге, Б) на шёлке, В) на холсте.

7. Стиль, отличающийся грандиозностью, пышностью, причудливой

пластикой фасадов, обилием скульптуры, производящий впечатление

богатства и парадности

А) эклектика,

Б) барокко,

В) рококо,

Г) модерн.

8. Представитель направления романтизма, художник, автор

картины «Девятый вал»

А) Айвазовский,

Б) Кипренский,

В) Карл Брюллов,

Г) Щедрин.

9. Кто НЕ является представителем Венской классической школы?

А) Йозеф Гайдн Б) Фридерик Шопен

Б) Вольфган Амадей Моцарт Г) Людвиг ван Бетховен

10. Какая тема была самая главная в творчестве И.Е.Репина?

А) портрет Б) изображение народа

В) историческая тема Г) мифологическая тема

11. К мастерам скульптурного портрета XVIII века можно отнести:

А) Ф.С.Рокотова Б) Г.Курбе В) Ф.И.Шубина

12. Рембрандт Харменс ван Рейн, Франс Халс, Виллем Хеда, Питер Класс являются представителями:

А) изобразительного искусства барокко

Б) изобразительного искусства классицизма

В) реалистической живописи Голландии

Г) художниками-передвижниками

13. Действие какой картины В.И.Сурикова происходит на фоне Собора Василия Блаженного и башен Кремля?

А) «Боярыня Морозова» Б) «Взятие снежного городка»

В) «Утро стрелецкой казни» Г) «Степан Разин»

14. Наиболее яркий представитель живописи барокко:

А) П.П.Рубенс Б) Н.Пуссен В) В.Л.Боровиковский Г) Н.Н.Ге

15. Кто создал музыку к произведениям «Евгений Онегин», «Спящая красавица», «Времена года»?

А) М.П.Мусоргский Б) П.И. Чайковский В) Н.А.Римский-Корсаков

16. Итальянский мастер, работавший в России, ставшей его второй родиной,

самым блестящим творением которого стал Зимний дворец в Санкт-

Петербурге

А) Лоренцо Бернини,

Б) Доменико Трезини,

В) Варфоломей Растрелли,

Г) Карл Росси.

Ленинграде

А) Дунаевский,

Б) Прокофьев,

В) Шостакович,

Г) Кабалевский.

18. В каком городе находится один из шедевров архитектуры классицизма-

Луврский дворец?

А) в Бордо, Б) в Париже, В) в Риме.

19. Откуда прослеживаются истоки джаза?

А) григорианские хоралы, Б) африканские духовные песни, В) рок-музыка

20. В чём заключается основа метода К. Станиславского?

А) внешняя точность мимики, Б) перевоплощение, сопереживание, В) сложная жестикуляция.

Итоговое тестирование по МХК для 11 класса
(От XVII века до современности)
1 вариант
1. Стиль, возникший в середине XVI века в недрах итальянского
Возрождения, отражавший кризис искусства Ренессанса
А) барокко,
Б) маньеризм,
В) классицизм,
Г) рококо.

2. Стиль, отличающийся грандиозностью, пышностью, причудливой
пластикой фасадов, обилием скульптуры, производящий впечатление
богатства и парадности
А) эклектика,
Б) барокко,
В) рококо,
Г) модерн.

3. Какая страна обогатила ландшафтную архитектуру пейзажным парком?
А) Англия,
Б) Россия,
В) Франция,
Г) Италия.

4. Голландский художник реалистического направления, автор известной
картины «Возвращение блудного сына»
А) Никола Пуссен,
Б) Рембрандт Ван Рейн,
В) Антуан Ватто,
Г) Вермер Делфтский.

5. Композитор, прошедший путь от классицизма к новому стилю
романтизму, автор «Лунной сонаты»
А) Моцарт,
Б) Гайдн,
В) Людвиг ван Бетховен,
Г) Глюк.
6. Представитель направления романтизма, художник, автор
картины «Девятый вал»
А) Айвазовский,
Б) Кипренский,
В) Карл Брюллов,
Г) Щедрин.
7. Основоположник реализма в русском изобразительном
искусстве, автор картины «Сватовство майора»
А) Репин,
Б) Перов,
В) Венецианов,
Г) Федотов.
8. Мастер реалистического пейзажа
А) Васнецов,
Б) Левитан,
В) Крамской,
Г) Суриков.
9. Основоположник русской музыкальной классики
А) Даргомыжский,
Б) М.И. Глинка,
В) Бородин,
Г) Мусоргский.

12. Мастер русского авангарда, автор картины «Красный квадрат»
А) Кандинский,
Б) Малевич,
В) Трутовский,
Г) Филонов.
13. Композитор, автор Седьмой симфонии, написанной в блокадном
Ленинграде
А) Дунаевский,
Б) Прокофьев,
В) Шостакович,
14.Главная идея картины К. Брюллова «Последний день Помпеи» заключается в
стремлении отразить
1)зависимость людей от природной стихии
2)торжество христианской идеи воздаяния
3)крушение прекрасного, но обреч

Преобладающие и модные цвета Приглушенные пастельные тона; красный, розовый, белый, голубой с желтым акцентом
Линии Причудливый выпукло - вогнутый асимметричный рисунок; в формах полуокружность, прямоугольник, овал; вертикальные линии колонн; выраженное горизонтальное членение
Форма Сводчатая, куполообразная и прямоугольная; башни, балконы, эркеры
Характерные элементы интерьера Стремление к величию и пышности; массивные парадные лестницы; колонны, пилястры, скульптуры, лепнина и роспись, резной орнамент; взаимосвязь элементов оформления
Конструкции Контрастные, напряженные, динамичные; вычурные по фасаду и вместе с тем массивные и устойчивые
Окна Полуциркульные и прямоугольные; с растительным декором по периметру
Двери Арочные проемы с колоннами; растительный декор

Возникновение барокко

Стиль барокко (итал. barocco, букв. - причудливый, странный) рождается в Италии и распространяется в большинстве европейских стран, приобретая в каждой свои особые национальные черты. Произведения барокко отличаются несоблюдением правил ренессансной гармонии ради более эмоционального взаимодействия со зрителем.

Историческая характеристика барокко

В XVII в. активно развивались экономика и искусства. Особенно окрепли колониальные державы Атлантики - от Испании до Великобритании; Франция считалась образцовой страной абсолютистских форм правления и практичной экономической политики.

В территориально раздробленной Италии благодаря движению Контрреформации Рим приобрел новое значение, а строительство культовых зданий получило сильный импульс. В этих условиях немецкие князья, начавшие новый этап строительства в конце XVII в., ориентировались, естественно, на иностранные образцы. Большое влияние на них оказывал французский абсолютизм Людовика XIV. Каждый феодал - как ни мала была принадлежавшая ему территория - копировал свою резиденцию с Версаля. И каждый католический епископ или аббат надеялся, возводя в подражание Риму, куполообразную церковь упрочить влияние контрреформаторских тенденций.

Основой экономики этого периода было сельское хозяйство, но было ясно, что его недостаточно для осуществления строительных программ. В связи с этим крупные феодалы начали помогать созданию мануфактур, чем самым способствовали развитию капиталистических производственных отношений.

Несмотря на то, что европейская архитектура XVII - XVIII вв. не представляется единообразной, будучи динамичной в Италии, серьезной во Франции, она объединена общим понятием "барокко".

Княжеские замки и культовые здания были первоочередными объектами строительства, олицетворявшими сопротивление Реформации, города - резиденции и монастыри - - необходимыми дополнениями. Значительных общественных зданий зарождающийся класс буржуазии еще не строил. Среди протестантских культовых зданий Фрауэнкирхе в Дрездене осталась практически единственным выдающимся произведением.

Влияние Просвещения начало ощущаться в 1730 - х годах и сказалось в усилении интимности сооружений. Любимым местом пребывания князей стали маленькие элегантные замки в окружении парков. Асимметричный рокайльный орнамент этого периода дал название стилю - "рококо".

Строительные особенности барокко

В эпоху Возрождения строительству городов уделяется особое внимание. Буржуазию не удовлетворяют кривые тесные средневековые переулки. Возникает идея города центричного типа, отражающего синтез рациональных форм римских военных лагерей с естественно развивавшимися концентрическими структурами городов средневековья.

"Идеальный город" эпохи возрождения Пальма Нуова, 1593 г.

Интерес к городскому пейзажу, повседневному быту горожан стимулировал развитие перспективной живописи, жанровых композиций, искусства Возрождения в целом.

Другой стороной практического градостроительства, реализующего новые принципы в уже сложившихся городах, было создание в аморфной городской среде композиций, ставших впоследствии очагами городских ансамблей. Барокко привлекает пейзаж в качестве одного из основных компонентов городского ансамбля. Продолжается архитектурное формирование городских центров. При этом площадь утрачивает функциональное и демократическое содержание, присущее ей в эпоху раннего средневековья (место торговли, народных сборищ). Она становится украшением города, его парадной частью, скрывающей стихию внутриквартальной застройки.

Улицам в эпоху Возрождения не уделялось много внимания. В период барокко главные улицы прокладываются в виде широких проспектов (Виа Корсо в Риме, выходящая на площадь дель Пополо). Ансамбль площади дель Пополо представляет пример трехлучевой композиции, иллюстрирующей принципы барокко в градостроительстве. Две церкви, построенные во время, реконструкции площади, рассекают городское движение на три русла и ориентированы апсидами не на восток, а в соответствии с градостроительным замыслом, входом на север.

В архитектуре Возрождения большое значение приобретает разработка проекта с позиций теоретической механики, его инженерное обоснование. Происходит дифференциация работы проектировщика и строителя. Архитектор теперь осуществлял руководство стройкой, но не являлся одним из мастеров, непосредственно участвующих в работе. Вместе с тем он не только детально прирабатывал весь проект, часто на модели, но и продумывал ход строительных работ, использование строительных механизмов для подъема и монтажа.

Стиль барокко: а - церковь святой Сусанны в Риме, б - фрагмент интерьера палаццо ди Сан-Мацано в Турине, в - одежда, г - шкаф, зеркало, е - стол

Возвращение к античным сомасштабным человеку и конструктивно правдивым - ордерным системам в выборе художественных средств выразительности объясняется общей гуманистической направленностью культуры Возрождения. Но уже в ранних работах ордер используется для расчленения и усиления выразительности стены на фасаде и в интерьере, а в дальнейшем на стеновую плоскость накладываются две - три ордерные "декорации" разных масштабов, создающие иллюзию глубины пространства. Зодчими Возрождения была преодолена строгая античная взаимосвязь конструкции и формы и выработаны, в сущности, чисто эстетические нормы «изобразительной» тектоники, соответствие которой конструктивной и пространственной логике сооружения соблюдалось в зависимости от постановки общей художественной задачи.

В эпоху барокко иллюзорно глубинная трактовка стены продолжается реальными объемными композициями в виде скульптурных групп, фонтанов (палаццо Поли с фонтаном Треви). Не случаен поэтому интерес зодчих Возрождения к работе над городскими ансамблями и решительный поворот к пониманию архитектуры как организованной среды. Но в феодальную эпоху масштаб реализации градостроительных начинаний редко выходил за пределы ансамблей дворцовых или соборных площадей.

О. Шуази, характеризуя эпоху Возрождения, писал, что превосходство Ренессанса заключается в том, что он не знал видов искусства, независимых одно от другого, но знал только единое искусство, в котором сливаются все способы выражения прекрасного.

Характерные черты барокко

Барокко воплощает новые представления о вечной изменчивости мира. Отличается грандиозностью, пышностью и динамикой, пристрастием к эффектным зрелищам, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени, совмещением иллюзорного и реального.

Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобретают живописность и динамичность. Они как бы вливаются в окружающее пространство.

Интерьеры барокко украшаются многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяют пространство, а живопись плафонов создает иллюзию разверзшихся сводов.

В живописи и скульптуре преобладают декоративные многоплановые композиции религиозного, мифологического или аллегорического характера, парадные портреты. При изображении человека предпочитаются состояния напряжения, экзальтации, повышенного драматизма. В живописи большое значение приобретает эмоциональное, ритмичное и колористическое единство целого, часто непринужденная свобода мазка; в скульптуре - живописная текучесть формы, богатство аспектов и впечатлений.

Типы сооружений барокко

Для барокко характерны усложненность планов, пышность интерьеров с неожиданными пространственными и световыми эффектами, обилие кривых, пластично изгибающихся линий и поверхностей; ясности классических форм противопоставляется изощренность в формообразовании. В архитектуре широко используются живопись, скульптура, окрашенные поверхности стен.

1. Прага, костел св. Маркеты
2. Фрауэнкирхен. Дрезден 1743 г.
3. Церковь Сант - Иво в Риме. 1660 г.

Архитектурные формы барокко наследовали итальянскому Ренессансу, однако превзошли его по сложности, многообразию и живописности. Сильно раскрепованные фасады с профилированными карнизами, с колоссальными на несколько этажей колоннами, полуколоннами и пилястрами, роскошными скульптурными деталями, часто колеблющимися от выпуклого к вогнутому, придают самому сооружению движение и ритм. Ни одна деталь не является самостоятельной, как это было в период Ренессанса. Все подчинено общему архитектурному замыслу, к которому относятся оформление и украшение интерьеров, а также садово - парковой и городской архитектурной среды.




Top