Характерный актер. Характерный актёр это

ОАЭ – одно из богатейших государств мира. Граждане Эмиратов могут похвастаться высоким уровнем жизни и приличными доходами, которые у значительного количества исчисляются миллионами долларов.

На сегодняшний день по уровню ВВП на душу населения ОАЭ занимает 7 место в мире, уступая Катару, Люксембургу, Сингапуру, Норвегии, Брунею и США. Благодаря умелому инвестированию средств, полученных от продажи нефти, туристического сектора, промышленности, сельского хозяйства и создания свободных экономических зон Эмиратам удалось в кратчайшие сроки достичь экономического благополучия и стабильности.

Составляющие ВВП ОАЭ

Основу экономики Объединенных Арабских Эмиратов составляет нефтедобыча. Весомый вклад в высокий уровень жизни и экономическое развитие страны также вносит производство алюминия и производство цемента. По последним данным промышленность составляет 39 % ВВП ОАЭ, сфера услуг – почти 30%, Значительную часть ВВР также составляют государственные сборы. Очень важную роль имеют транспортная и пассажирская логистика.

Показатели ВВП в ОАЭ

ВВП ОАЭ демонстрирует один из самых высоких темпов роста – в среднем 5,5 % в год. Самый большой вклад в экономическое развитие ОАЭ вносит «нефтяной» эмират Абу-Даби – 65%. На втором месте Дубай: за последние три десятилетия его ВВП увеличился практически в 11 раз. За этот же промежуток времени валовый внутренний продукт Сингапура стал больше в 10 раз, Гонконга – в 7 раз, США – в 3 раза. Основным фактором, способствующим росту ВВП Дубая, является интенсивное развитие секторов недвижимости, торговли и туризма. Также стоит отметить, что экономика данного Эмирата генерирует практически 25% валового внутреннего продукта всей страны.

В 2013 году общий ВВП Эмиратов составил 384 миллиарда долларов, что в пересчете на душу населения равняется 24 тысячам долларов. Согласно прогнозам Международного валютного фонда, положительная динамика роста ВВП ОАЭ, которая наблюдается с 2007 года, будет продолжаться и дальше. МВФ прогнозирует, что к 2018 году валовый внутренний продукт на душу населения в Объединенных Арабских Эмиратах достигнет отметки в 57 тысяч долларов.

Уверенный рост ВВП и других макроэкономических показателей в сочетании с политической стабильностью и отсутствием бюрократии делает ОАЭ привлекательным государством для инвестиций и ведения бизнеса.

За период 1970-2016 гг. ВВП ОАЭ в текущих ценах увеличился на 347.7 млрд. долл. (в 326.8 раз) до 348.7 млрд. долл.; изменение произошло на 40.9 млрд. долл. благодаря росту численности населения на 9.0 млн., а также на 306.7 млрд. долл. благодаря росту ВВП на душу населения на 33 090.0 долларов. Среднегодовой прирост ВВП ОАЭ равен 7.6 млрд. долл. или 13.4%. Среднегодовой прирост ВВП ОАЭ в постоянных ценах был на уровне 5.7%. Доля в мире выросла на 0.43%. Доля в Азии выросла на 1.1%. Минимум ВВП был в 1970 году (1.1 млрд. долл.). Максимум ВВП был в 2014 году (403.1 млрд. долл.).

За период 1970-2016 гг. ВВП на душу населения в ОАЭ повысился на 33 090.0 долларов (в 8.3 раз) до 37 622.0 долларов. Среднегодовой прирост ВВП на душу населения в текущих ценах был на уровне 719.3 долларов или 4.7%.

Изменение ВВП ОАЭ описывается линейной корреляционно-регрессионной моделью: y=8.0x-15 815.7 , где y - расчетное значение ВВП ОАЭ, x - год. Коэффициент корреляции = 0.882. Коэффициент детерминации = 0.778.

ВВП ОАЭ, 1970

ВВП ОАЭ в 1970 году составил 1.1 млрд. долл., занимал 94е место в мире и был на уровне ВВП Никарагуа (1.1 млрд. долл.), ВВП Папуа Новой Гвинеи (1.1 млрд. долл.), ВВП Мадагаскара (1.1 млрд. долл.), ВВП Непал (1.0 млрд. долл.), ВВП Сальвадора (1.0 млрд. долл.), ВВП Боливии (1.0 млрд. долл.). Доля ВВП ОАЭ в мире была равна 0.031%.

ВВП на душу населения в ОАЭ в 1970 году был равен 4 532.0 долларов, занимал 7е место в мире и был на уровне ВВП на душу населения в Швеции (4 662.0 долларов), ВВП на душу населения в Люксембурге (4 443.0 долларов), ВВП на душу населения на Багамах (4 283.0 долларов). ВВП на душу населения в ОАЭ был больше, чем ВВП на душу населения в мире (920.0 долларов) на 3 612.0 долларов.

Сравнение ВВП ОАЭ и соседей в 1970 году. ВВП ОАЭ был больше, чем ВВП Катара (0.5 млрд. долл.) на 98%, ВВП Омана (0.3 млрд. долл.) в 4.0 раз, но был меньше, чем ВВП Саудовской Аравии (5.4 млрд. долл.) на 80.2%. ВВП на душу населения в ОАЭ был больше, чем ВВП на душу населения в Саудовской Аравии (921.0 долларов) в 4.9 раз, ВВП на душу населения в Омане (371.0 долларов) в 12.2 раз, но был меньше, чем ВВП на душу населения в Катаре (4 921.0 долларов) на 7.9%.

Сравнение ВВП ОАЭ и лидеров в 1970 году. ВВП ОАЭ был меньше, чем ВВП США (1 075.9 млрд. долл.) на 99.9%, ВВП СССР (433.4 млрд. долл.) на 99.8%, ВВП Германии (215.0 млрд. долл.) на 99.5%, ВВП Японии (211.5 млрд. долл.) на 99.5%, ВВП Франции (148.9 млрд. долл.) на 99.3%. ВВП на душу населения в ОАЭ был больше, чем ВВП на душу населения во Франции (2 862.0 долларов) на 58.4%, ВВП на душу населения в Германии (2 737.0 долларов) на 65.6%, ВВП на душу населения в Японии (2 016.0 долларов) в 2.2 раз, ВВП на душу населения в СССР (1 788.0 долларов) в 2.5 раз, но был меньше, чем ВВП на душу населения в США (5 133.0 долларов) на 11.7%.

Потенциал ВВП ОАЭ в 1970 году. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в США (5 133.0 долларов), ВВП ОАЭ был бы 1.2 млрд. долл., что на 13.3% больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в Катаре (4 921.0 долларов), лучшего соседа, ВВП ОАЭ был бы 1.2 млрд. долл., что на 8.6% больше фактического уровня.

ВВП ОАЭ, 2016

ВВП ОАЭ в 2016 году был равен 348.7 млрд. долл., занимал 30е место в мире и был на уровне ВВП Норвегии (371.1 млрд. долл.). Доля ВВП ОАЭ в мире составила 0.46%.

ВВП на душу населения в ОАЭ в 2016 году составлял 37 622.0 долларов, занимал 30е место в мире и был на уровне ВВП на душу населения в Великобритании (40 249.0 долларов), ВВП на душу населения в Новой Зеландии (40 233.0 долларов), ВВП на душу населения в Израиле (38 788.0 долларов), ВВП на душу населения в Японии (38 640.0 долларов), ВВП на душу населения в Андорре (36 987.2 долларов), ВВП на душу населения во Франции (36 826.0 долларов). ВВП на душу населения в ОАЭ был больше, чем ВВП на душу населения в мире (10 134.0 долларов) на 27 488.0 долларов.

Сравнение ВВП ОАЭ и соседей в 2016 году. ВВП ОАЭ был больше, чем ВВП Катара (152.5 млрд. долл.) в 2.3 раз, ВВП Омана (63.2 млрд. долл.) в 5.5 раз, но был меньше, чем ВВП Саудовской Аравии (639.6 млрд. долл.) на 45.5%. ВВП на душу населения в ОАЭ был больше, чем ВВП на душу населения в Саудовской Аравии (19 817.0 долларов) на 89.8%, ВВП на душу населения в Омане (14 277.0 долларов) в 2.6 раз, но был меньше, чем ВВП на душу населения в Катаре (59 324.0 долларов) на 36.6%.

Сравнение ВВП ОАЭ и лидеров в 2016 году. ВВП ОАЭ был меньше, чем ВВП США (18 624.5 млрд. долл.) на 98.1%, ВВП Китая (11 218.3 млрд. долл.) на 96.9%, ВВП Японии (4 936.2 млрд. долл.) на 92.9%, ВВП Германии (3 477.8 млрд. долл.) на 90%, ВВП Великобритании (2 647.9 млрд. долл.) на 86.8%. ВВП на душу населения в ОАЭ был больше, чем ВВП на душу населения в Китае (7 993.0 долларов) в 4.7 раз, но был меньше, чем ВВП на душу населения в США (57 808.0 долларов) на 34.9%, ВВП на душу населения в Германии (42 456.0 долларов) на 11.4%, ВВП на душу населения в Великобритании (40 249.0 долларов) на 6.5%, ВВП на душу населения в Японии (38 640.0 долларов) на 2.6%.

Потенциал ВВП ОАЭ в 2016 году. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в Катаре (59 324.0 долларов), лучшего соседа, ВВП ОАЭ был бы 549.9 млрд. долл., что на 57.7% больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в США (57 808.0 долларов), ВВП ОАЭ был бы 535.9 млрд. долл., что на 53.7% больше фактического уровня.

ВВП ОАЭ, 1970-2016
год ВВП, млрд. долл. ВВП на душу населения, долларов ВВП, млрд. долл. рост ВВП, % доля ОАЭ, %
текущие цены постоянные цены 1970 в мире в Азии в Западной Азии
1970 1.1 4 532.0 1.1 0.031 0.21 2.1
1971 1.5 5 245.0 1.2 14.5 0.039 0.26 2.8
1972 2.2 6 616.0 1.4 14.5 0.051 0.33 3.3
1973 4.3 10 745.0 1.6 14.5 0.081 0.48 4.8
1974 11.8 24 968.0 1.8 14.5 0.20 1.1 7.5
1975 14.9 26 903.0 1.9 6.2 0.22 1.3 8.4
1976 19.5 30 087.0 2.2 15.0 0.27 1.5 9.2
1977 25.2 33 681.0 2.6 17.4 0.31 1.6 10.3
1978 24.1 28 262.0 2.6 -2.3 0.25 1.2 9.1
1979 31.6 33 227.0 3.2 24.9 0.29 1.4 8.7
1980 44.2 42 373.0 4.1 26.4 0.36 1.8 10.7
1981 50.0 44 588.0 4.2 2.8 0.40 1.8 11.2
1982 47.2 39 706.0 3.8 -8.3 0.38 1.8 11.7
1983 43.4 34 605.0 3.6 -5.0 0.34 1.6 11.6
1984 42.4 32 124.0 3.8 4.3 0.32 1.5 11.7
1985 41.1 29 571.0 3.7 -2.4 0.30 1.4 12.0
1986 34.4 23 357.0 3.0 -19.0 0.22 0.96 10.3
1987 36.9 23 618.0 3.2 6.3 0.21 0.87 10.0
1988 36.7 22 194.0 3.1 -2.4 0.19 0.73 9.5
1989 42.0 23 921.0 3.5 13.5 0.20 0.80 9.9
1990 51.4 27 612.0 4.2 17.8 0.22 0.92 9.5
1991 52.2 26 510.0 4.2 0.86 0.22 0.85 9.5
1992 54.9 26 333.0 4.3 3.3 0.21 0.82 9.3
1993 56.4 25 529.0 4.4 1.3 0.21 0.75 9.1
1994 60.1 25 800.0 4.8 8.6 0.21 0.74 10.6
1995 66.6 27 198.0 5.2 8.2 0.21 0.72 10.1
1996 74.5 28 990.0 5.5 5.9 0.23 0.83 10.3
1997 79.9 29 580.0 5.9 8.7 0.25 0.92 10.5
1998 76.7 27 012.0 6.0 1.6 0.24 0.97 10.2
1999 85.5 28 629.0 6.3 4.4 0.26 0.98 11.0
2000 105.7 33 503.0 7.1 12.2 0.31 1.1 12.0
2001 104.7 31 467.0 7.2 1.4 0.31 1.2 13.1
2002 111.3 31 721.0 7.3 2.4 0.32 1.2 13.0
2003 126.0 33 665.0 8.0 8.8 0.32 1.3 12.6
2004 149.8 36 634.0 8.7 9.6 0.34 1.3 12.3
2005 183.0 39 955.0 9.2 4.9 0.38 1.5 12.3
2006 225.0 42 926.0 10.1 9.8 0.44 1.7 13.0
2007 261.3 43 230.0 10.4 3.2 0.45 1.7 12.7
2008 319.6 46 357.0 10.7 3.2 0.50 1.8 12.7
2009 256.9 33 505.0 10.2 -5.2 0.43 1.4 11.9
2010 289.8 35 038.0 10.3 1.6 0.44 1.4 11.5
2011 350.7 40 434.0 11.0 6.4 0.48 1.5 11.8
2012 374.6 42 087.0 11.6 5.1 0.50 1.5 11.8
2013 390.1 43 315.0 12.2 5.8 0.51 1.5 11.6
2014 403.1 44 443.0 12.6 3.3 0.51 1.5 11.9
2015 358.1 39 122.0 13.1 3.8 0.48 1.3 12.1
2016 348.7 37 622.0 13.5 3.0 0.46 1.3 11.9

Picture. ВВП ОАЭ, 1970-2016

Picture. ВВП на душу населения в ОАЭ, 1970-2016

Picture. Рост ВВП в ОАЭ, 1970-2016

ВВП ОАЭ по расходам

ВВП ОАЭ по расходам, %, 1970-2016
Показатель 1970 1980 1990 2000 2010 2016
Потребительские расходы 20.2 26.0 52.3 58.4 58.8 49.3
в т.ч. Расходы домохозяйств 14.1 19.5 42.7 49.3 48.7 35.3
Государственные расходы 6.1 6.5 9.6 9.2 10.0 14.0
Частные инвестиции 28.9 32.9 23.3 21.5 27.1 25.2
Чистый экспорт 35.7 30.1 17.3 16.9 14.2 25.5
ВВП 100.0 100.0 100.0 100.0 100.0 100.0

Picture. ВВП ОАЭ по расходам, 2016, %

Сравнение ВВП ОАЭ и стран соседей

ВВП ОАЭ и стран соседей, порядок отношения к показателю ОАЭ
Страна 1970 1980 1990 2000 2010 2016

Различали актёров, игравших характерные и полухарактерные (demi-caractère ) роли в комедиях , мещанских драмах и мелодрамах (Трагедия требовала возвышенно-отвлеченной, внебытовой манеры игры). Развитие реалистических тенденций в европейском театре XIX века привело к необходимости ставить любой персонаж в связь со средой, эпохой, общественным бытом. Актёры, стремясь к художественной правде, искали во всех изображаемых ими типах черты социальной, исторической, бытовой характерности. Среди крупнейших русских характерных актёров конца XVIII - начала XIX веков следует выделить А. М. Крутицкого , С. Н. Сандунова, А. Е. Пономарёва , А. А. Померанцеву и других. М. С. Щепкин характерен в трагедийной роли Барона («Скупой рыцарь » А. С. Пушкина) , В. В. Самойлов - в роли короля Лира . Л. П. Никулина-Косицкая - в роли Катерины («Гроза »). Во всех этих случаях характерность была не только внешней, но и внутренней: она окрашивала собой психологию персонажа, его устремления и чувства. А. Е. Мартынов в «характерной» роли Тихона («Гроза») и П. М. Садовский в роли Любима Торцова («Бедность не порок ») и другие, выходили за рамки этого амплуа, углубляли свою игру до трагического звучания. Реализм, по сути дела, ликвидировал это амплуа, и в этом смысле К. С. Станиславский говорил, что характерность должна присутствовать в каждом образе, в том числе - героя и любовника . В современном театре, понятие характерный актёр применяется зачастую лишь для того, чтобы подчеркнуть доминирующую особенность творческой индивидуальности актёра .

В кинематографе

Американскими кинокритиками зачастую отмечается, что характерные актёры всегда являются второстепенными персонажами. Профессор Айра Кёнигсберг так определяет характерного актёра в Полном кинематографическом словаре : «Характерный актёр - это артист, который специализируется на второстепенных ролях ярко выраженного и, зачастую, юмористического содержания». Как отмечает известный американский кинокритик Дэвид Томсон , характерный актёр может играть какую угодно роль в фильме, за исключением главной. Диапазон подобных ролей для характерного актёра, согласно Томсону, начинается с ролей основных действующих лиц (при этом не являющихся решающими, ключевыми персонажами) и заканчивается ролями а-ля «появился в кадре и сразу пал замертво» (в американской кинокритике подобных персонажей принято называть «краснорубашечниками »).

Карьера характерного актёра

Театральный и кинокритик Майкл Андерегг отмечает существующую разницу между характерным актёром и кино- или теле звездой , которая заключается в том, что актёр воплощает ту или иную роль, в то время как звезда воплощает себя в той или иной роли .

Есть несколько причин, почему многие актёры выбирают характерные роли. Гораздо проще пройти кастинг на роль второго плана, нежели получить ведущую роль в фильме или сериале. В большинстве фильмов есть только от одного до трёх главных героев, а второплановых характерных обычно больше. Также, важен типаж актёра, по которому он и получает роль: актёры Деннис Хоппер и Стив Бушеми достигли известности играя массу ролей злодеев в кино, а Джейн Линч , Мелисса МакКарти , Лиза Кудроу и Клорис Личмен стали известны по ролям эксцентричных женщин.

Путь к ведущим ролям

Некоторые актёры, которые начинали с характерных ролей, достигли в конечном итоге славы по главным ролям. К ним можно отнести Кэти Бейтс , которая сыграла свою первую главную роль в 1990 году в фильме «Мизери » и после этого получила ещё пару главных ролей, а также вернулась в статус актрисы эпизода. Вупи Голдберг , Фрэн Дрешер , Анджела Лэнсбери , Хит Леджер , Фелисити Хаффман , Дэвид Кэррадайн , Шон Коннери , Лесли-Энн Даун , Кристофер Ллойд , Уильям Х. Мэйси , Мерил Стрип , Дональд Сазерленд , Джоди Фостер , Дана Дилейни , Мэгги Смит , Тим Рот , Лоуренс Оливье также в разные годы после характерных ролей добивались успеха, играя ведущие роли.

См. также

Напишите отзыв о статье "Характерный актёр"

Примечания

  1. Характерный актёр // Театральная энциклопедия / Гл. ред. П. А. Марков. - М .: Гос. науч. изд-во «Сов. энциклопедия », 1967. - Т. 5. - С. 579.
  2. Литосова М. К. Профессиональная речь актера и режиссёра: терминологические и нетерминологические словосочетания: учебное пособие для студентов театральных вузов. - М .: , 1989. - С. 99. - 208 с.
  3. Романовский И. И. Характерный актёр // Масс медиа: словарь терминов и понятий. - М .: Союз журналистов России , 2004. - С. 400. - 477 с. - ISBN 5-8982-3050-5 .
  4. Дубровская О. Н. Характерный актёр // . - М .: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2002. - С. 290. - 320 с. - 5 тыс, экз. - ISBN 5-94849-106-4 .
  5. Chisholm, Hugh . Character actor // The Encyclopaedia Britannica: a dictionary of arts, sciences, literature and general information (англ.) . - 11th edition. - N. Y. : Encyclopaedia Britannica , 1910. - Vol. V. - P. 856.
  6. Konigsberg, Ira. Character actor // The Complete Film Dictionary (англ.) . - 2nd Ed. - N. Y. : Penguin Reference, 1997. - 469 p. - ISBN 0-670-10009-9 .
  7. Arnheim, Rudolf . In Praise of Character Actors // / Edited by Pamela Robertson Wojcik. - N. Y. : Routledge , 2004. - P. 205. - 240 p. - (In focus). - ISBN 0-415-31024-5 .
  8. Stein, Ben (April 8, 1996). «». New York Magazine (New York Media, LLC) 29 (14): 44. ISSN .
  9. Anderegg, Michael. Cameos, Guest Stars and Real People // / Edited by Laurence Goldstein , Ira Konigsberg. - Ann Arbor: University of Michigan Press, 1996. - P. 155. - 338 p. - ISBN 0-472-06640-4 .

Отрывок, характеризующий Характерный актёр

– Василий Денисов, друг вашего сына, – сказал он, рекомендуясь графу, вопросительно смотревшему на него.
– Милости прошу. Знаю, знаю, – сказал граф, целуя и обнимая Денисова. – Николушка писал… Наташа, Вера, вот он Денисов.
Те же счастливые, восторженные лица обратились на мохнатую фигуру Денисова и окружили его.
– Голубчик, Денисов! – визгнула Наташа, не помнившая себя от восторга, подскочила к нему, обняла и поцеловала его. Все смутились поступком Наташи. Денисов тоже покраснел, но улыбнулся и взяв руку Наташи, поцеловал ее.
Денисова отвели в приготовленную для него комнату, а Ростовы все собрались в диванную около Николушки.
Старая графиня, не выпуская его руки, которую она всякую минуту целовала, сидела с ним рядом; остальные, столпившись вокруг них, ловили каждое его движенье, слово, взгляд, и не спускали с него восторженно влюбленных глаз. Брат и сестры спорили и перехватывали места друг у друга поближе к нему, и дрались за то, кому принести ему чай, платок, трубку.
Ростов был очень счастлив любовью, которую ему выказывали; но первая минута его встречи была так блаженна, что теперешнего его счастия ему казалось мало, и он всё ждал чего то еще, и еще, и еще.
На другое утро приезжие спали с дороги до 10 го часа.
В предшествующей комнате валялись сабли, сумки, ташки, раскрытые чемоданы, грязные сапоги. Вычищенные две пары со шпорами были только что поставлены у стенки. Слуги приносили умывальники, горячую воду для бритья и вычищенные платья. Пахло табаком и мужчинами.
– Гей, Г"ишка, т"убку! – крикнул хриплый голос Васьки Денисова. – Ростов, вставай!
Ростов, протирая слипавшиеся глаза, поднял спутанную голову с жаркой подушки.
– А что поздно? – Поздно, 10 й час, – отвечал Наташин голос, и в соседней комнате послышалось шуршанье крахмаленных платьев, шопот и смех девичьих голосов, и в чуть растворенную дверь мелькнуло что то голубое, ленты, черные волоса и веселые лица. Это была Наташа с Соней и Петей, которые пришли наведаться, не встал ли.
– Николенька, вставай! – опять послышался голос Наташи у двери.
– Сейчас!
В это время Петя, в первой комнате, увидав и схватив сабли, и испытывая тот восторг, который испытывают мальчики, при виде воинственного старшего брата, и забыв, что сестрам неприлично видеть раздетых мужчин, отворил дверь.
– Это твоя сабля? – кричал он. Девочки отскочили. Денисов с испуганными глазами спрятал свои мохнатые ноги в одеяло, оглядываясь за помощью на товарища. Дверь пропустила Петю и опять затворилась. За дверью послышался смех.
– Николенька, выходи в халате, – проговорил голос Наташи.
– Это твоя сабля? – спросил Петя, – или это ваша? – с подобострастным уважением обратился он к усатому, черному Денисову.
Ростов поспешно обулся, надел халат и вышел. Наташа надела один сапог с шпорой и влезала в другой. Соня кружилась и только что хотела раздуть платье и присесть, когда он вышел. Обе были в одинаковых, новеньких, голубых платьях – свежие, румяные, веселые. Соня убежала, а Наташа, взяв брата под руку, повела его в диванную, и у них начался разговор. Они не успевали спрашивать друг друга и отвечать на вопросы о тысячах мелочей, которые могли интересовать только их одних. Наташа смеялась при всяком слове, которое он говорил и которое она говорила, не потому, чтобы было смешно то, что они говорили, но потому, что ей было весело и она не в силах была удерживать своей радости, выражавшейся смехом.
– Ах, как хорошо, отлично! – приговаривала она ко всему. Ростов почувствовал, как под влиянием жарких лучей любви, в первый раз через полтора года, на душе его и на лице распускалась та детская улыбка, которою он ни разу не улыбался с тех пор, как выехал из дома.
– Нет, послушай, – сказала она, – ты теперь совсем мужчина? Я ужасно рада, что ты мой брат. – Она тронула его усы. – Мне хочется знать, какие вы мужчины? Такие ли, как мы? Нет?
– Отчего Соня убежала? – спрашивал Ростов.
– Да. Это еще целая история! Как ты будешь говорить с Соней? Ты или вы?
– Как случится, – сказал Ростов.
– Говори ей вы, пожалуйста, я тебе после скажу.
– Да что же?
– Ну я теперь скажу. Ты знаешь, что Соня мой друг, такой друг, что я руку сожгу для нее. Вот посмотри. – Она засучила свой кисейный рукав и показала на своей длинной, худой и нежной ручке под плечом, гораздо выше локтя (в том месте, которое закрыто бывает и бальными платьями) красную метину.
– Это я сожгла, чтобы доказать ей любовь. Просто линейку разожгла на огне, да и прижала.
Сидя в своей прежней классной комнате, на диване с подушечками на ручках, и глядя в эти отчаянно оживленные глаза Наташи, Ростов опять вошел в тот свой семейный, детский мир, который не имел ни для кого никакого смысла, кроме как для него, но который доставлял ему одни из лучших наслаждений в жизни; и сожжение руки линейкой, для показания любви, показалось ему не бесполезно: он понимал и не удивлялся этому.
– Так что же? только? – спросил он.
– Ну так дружны, так дружны! Это что, глупости – линейкой; но мы навсегда друзья. Она кого полюбит, так навсегда; а я этого не понимаю, я забуду сейчас.
– Ну так что же?
– Да, так она любит меня и тебя. – Наташа вдруг покраснела, – ну ты помнишь, перед отъездом… Так она говорит, что ты это всё забудь… Она сказала: я буду любить его всегда, а он пускай будет свободен. Ведь правда, что это отлично, благородно! – Да, да? очень благородно? да? – спрашивала Наташа так серьезно и взволнованно, что видно было, что то, что она говорила теперь, она прежде говорила со слезами.
Ростов задумался.
– Я ни в чем не беру назад своего слова, – сказал он. – И потом, Соня такая прелесть, что какой же дурак станет отказываться от своего счастия?
– Нет, нет, – закричала Наташа. – Мы про это уже с нею говорили. Мы знали, что ты это скажешь. Но это нельзя, потому что, понимаешь, ежели ты так говоришь – считаешь себя связанным словом, то выходит, что она как будто нарочно это сказала. Выходит, что ты всё таки насильно на ней женишься, и выходит совсем не то.
Ростов видел, что всё это было хорошо придумано ими. Соня и вчера поразила его своей красотой. Нынче, увидав ее мельком, она ему показалась еще лучше. Она была прелестная 16 тилетняя девочка, очевидно страстно его любящая (в этом он не сомневался ни на минуту). Отчего же ему было не любить ее теперь, и не жениться даже, думал Ростов, но теперь столько еще других радостей и занятий! «Да, они это прекрасно придумали», подумал он, «надо оставаться свободным».
– Ну и прекрасно, – сказал он, – после поговорим. Ах как я тебе рад! – прибавил он.
– Ну, а что же ты, Борису не изменила? – спросил брат.
– Вот глупости! – смеясь крикнула Наташа. – Ни об нем и ни о ком я не думаю и знать не хочу.
– Вот как! Так ты что же?
– Я? – переспросила Наташа, и счастливая улыбка осветила ее лицо. – Ты видел Duport"a?
– Нет.
– Знаменитого Дюпора, танцовщика не видал? Ну так ты не поймешь. Я вот что такое. – Наташа взяла, округлив руки, свою юбку, как танцуют, отбежала несколько шагов, перевернулась, сделала антраша, побила ножкой об ножку и, став на самые кончики носков, прошла несколько шагов.
– Ведь стою? ведь вот, – говорила она; но не удержалась на цыпочках. – Так вот я что такое! Никогда ни за кого не пойду замуж, а пойду в танцовщицы. Только никому не говори.

Актеру М. Ф. Астангову, долго мучившемуся с ролью Григория Гая в погодинском «Моем друге», помогла влюбленность в ту особую, высокую, истинно советскую породу новых людей, которых достойно представлял герой Погодина. Как это часто бывает, роль складывалась трудно. Режиссер А. Д. Попов уходил с репетиций мрачным и недовольным. Не было Гая – хозяина, человека, свободно, просторно шагающего по жизни.

Рождению роли помог случай. «...У добрых друзей меня знакомят с инженером, только что приехавшим с большой стройки, – рассказывал Астангов. – Одет он в полувоенный костюм цвета хаки и белые бурки. Я как увидел его в этом обмундировании, так чуть не ахнул: вот костюм моего Гая. И что вы думаете? На следующем прогоне я был одет уже под моего нового знакомого, уплотнив себя толщинкой. Былая скованность стала испаряться, шаг стал тверже, жест шире, чувствую, что обретена нужная крепость и уверенность. «Хозяин», «хозяин» стал появляться, которого так долго добивался от меня Алексей Дмитриевич».

Астангов взял с собой в спектакль и полувоенный костюм, и белые бурки, и выговор с мягким южным акцентом. Но главное – Сергей Иванович М. – крупный строитель, биография которого буквально перекликалась с биографией Гая – бывший слесарь, участник гражданской войны, окончивший Промакадемию, ездивший в Соединенные Штаты Америки, занимавший командные посты на главнейших советских стройках, – Сергей Иванович М. помог Астангову обнаружить зерно роли Гая.

На репетициях Астангов искал, отрабатывал особую поступь героя, которому тесно в комнатной замкнутости, которому привычна изрытая в траншеях и буграх, в штабелях леса, в грудах кирпича необжитая земля новостроек. Астангов осваивал хозяйский, стремительный шаг и характерный жест героя – руки, вскинутые над головой, широко распахнутые, обнимающие и воздух, и землю, и товарищей. У тех, кто видел и слышал Гая-Астангова, остался в памяти его ликующий возглас: «Я жив, друзья мои, я жив!»

Говорят, что у плохого актера работает рот, у актера получше – рот и глаза. «У Николая Баталова – в образе Фигаро, – говорил замечательный актер МХАТа М. М. Тарханов, – роль в пятках!» Полушутливое, но весьма глубокое и важное по смыслу замечание. Актер должен уметь все. Выразительными у него должны быть не только лицо, глаза, руки, но и спина, лопатки, икры, даже щиколотка. Он должен проникнуть в скрытый и сокровенный мир души своего героя. Но он должен дать зрелищную и выразительную плоть образу. Оба эти процесса – внутреннего постижения и внешней реализации образа – неразделимы, взаимосвязаны, взаимо-необходимы друг другу. Неважно, в какой последовательности они происходят. Часто – одновременно. Но только в их согласии и равновесии достижима искомая гармония образа. Над этой задачей бьются на репетициях и актер и режиссер. Есть обязывающее понятие «характерный актер», то есть мастер, создающий на сцене неповторимый и уникальный характер, обладающий равной способностью к внешнему и внутреннему перевоплощению. Великим характерным актером был Станиславский. Чтобы убедиться в этом, нам, никогда не видевшим его на сцене, стоит посмотреть фотографии Станиславского разных лет.

Вот барственные и слабые руки старого Гаева, за всю жизнь научившиеся лишь держать биллиардный кий да посылать шар в лузу. Вот энергически сомкнутая, сухая кисть доктора Штокмана – труженика, бунтаря, защитника истины, напряженные пальцы устремлены к собеседнику, в характерности жеста – застывший миг полемики, несогласие, упорство, сила собственной убежденности. Вот вдохновенный, прекрасный профиль чеховского Астрова, гордый постав темноволосой головы, свобода и артистизм позы.

Вот одутловатое, в бакенбардах, с капризной, пресыщенной гримасой лицо московского барина Фамусова. Руиноподобие, замшелость, ветхость генерала Крутицкого; перенасыщенная глупостью, разбухшая от безделья, с обвисшими щеками, в смешной бабьей повязке, в космах редких волос физиономия мольеровского «мнимого больного». Вот свободно раскинувшийся на нарах ночлежки, живописный и в лохмотьях, бывший «красавец-человек» горьковский Сатин...

В разделе на вопрос Что значит характерный актер? заданный автором Алира лучший ответ это Характерный актёр, актёр, исполняющий роли, отмеченные ярко выраженным сословным, бытовым внешним и внутренним своеобразием. Отвергнутое как амплуа реалистической школой сценического искусства, понятие Характерный актёр в современном театре применяется лишь для того, чтобы подчеркнуть доминирующую особенность творческой индивидуальности актёра.
В 18 в. различали актеров, игравших характерные и полухарактерные (demi-caractere) роли в комедиях, мещанских драмах и мелодрамах (трагедия требовала возвышенно-отвлеченной, внебытовой манеры игры) . Среди крупнейших русских X. а. конца 18 - нач. 19 вв. - А. М. Крутицкий, С. Н. Сандунов, А. Е. Пономарев, А. А. Померанцева и др. Развитие реалистич. тенденций в европ. т-ре 19 в. привело к необходимости ставить любой персонаж в связь со средой, эпохой, обществ, бытом. Актеры, стремясь к художеств. правде, искали во всех изображаемых ими типах черты социальной, исто-рич. , бытовой характерности. М. С. Щепкин характерен в трагедийной роли Барона ("Скупой рыцарь" Пушкина) , В. В. Самойлов - в роли короля Лира, Л. П. Никулина-К осицкая - в роли Катерины ("Гроза"). Во всех этих случаях характерность была не только внешней, но и внутренней: она окрашивала собой психологию персонажа, его устремления и чувства. А. Е. Мартынов в "характерной" роли Тихона ("Гроза") и П. М. Садовский в роли Любима Тор-цова ("Бедность не порок") и др. выходили за рамки этого амплуа, углубляли свою игру до трагич. звучания. Реализм, по сути дела, ликвидировал амплуа, и в этом смысле К. С. Станиславский говорил, что характерность должна присутствовать в каждом образе, в т. ч. -героя, любовника. Понятие X. а. обычно применяется в совр. т-ре лишь для того, чтобы подчеркнуть доминирующую особенность творч. индивидуальности актера. Г. Р.




Top