Харьковской фабрика сотбис. Аукцион Сотбис — «книжное» начало

11 марта 1744 года в Лондоне Сэмюэл Бейкер продал с аукциона нескольких сотен редких и ценных книг из библиотеки достопочтенного сэра Джона Стэнли. Именно это событие официально считается датой основания аукционного дома Sotheby’s . Можно смело сказать, что первый в истории Sotheby’s лот ушел по неплохой для того времени цене – книги были проданы за несколько сотен фунтов стерлингов.

; ;

С тех пор прошло почти 270 лет, и в наши дни Сотбис по праву считается одним из самых крупных и авторитетных аукционных домов в мире. Он проводит торги в Лондоне, Париже, Нью-Йорке и Гонконге, имеет около 100 представительств в более чем 40 странах мира. Имя этого дома ассоциируется с неизменной стабильностью и респектабельностью. Но даже здесь, в мире традиций и строгих правил, время вносит свои коррективы. Не будет большим преувеличением сказать, что последние десятилетия прошли в Сотбис под девизом «Русских сезонов».

С каждым годом растет число выставляемых на продажу «русских лотов»: живопись, скульптура, посуда, ювелирные изделия, фотографии, книги и манускрипты. Мир вспоминает забытые и узнает новые имена наших мастеров. Стабильным спросом стали пользоваться полотна таких художников, как Иван Айвазовский, Василий Верещагин, Константин Коровин, Михаил Ларионов, Петр Кончаловский, Давид Бурлюк и многие другие, во что трудно было поверить всего 15-20 лет назад.

«Русский феномен» стал настолько интересен и значителен, что аукционный дом Сотбис в Нью-Йорке организовал русский отдел, который возглавляет моя сегодняшняя собеседница Соня Беккерман.

Соня Беккерман руководила Отделом Русской Живописи с 2004 года и является одним из самых крупных и авторитетных экспертов в области русской живописи на Западе. Ее работа во главе Русского отдела позволила Сотбис получить за последние годы более 300 000 000 долларов.

Благодаря г-же Беккерман, на аукционе Сотбис только в недавнее время появилось немало редких и уникальных произведений русских мастеров. В их число входят такие шедевры, как картина “Видение Преподобного Сергия” Михаила Нестерова, три замечательных произведения Бориса Григорьева, “Жемчужная Мечеть в Дели” Василия Верещагин, и картина «Улица в Москве», Натальи Гончаровой.

Примечание, июнь 2013, – на сегодняшний день Соня Беккерман покинула Сотбис ради собственного бизнеса. Пожелаем ей удачи! Но, то о чем она рассказа в своем интервью продолжает быть интересно, актуально и познавательно.

-Госпожа Беккерман, не многим из наших читателей приходилось бывать на больших аукционах, расскажите, пожалуйста, как организована работа Сотбис, как подбираются и формируются выставляемые на продажу коллекции, и как можно попасть на торги этого аукциона?

Наша работа начинается, когда к нам обращается человек или организация, желающие продать какую-то, на их взгляд, интересную вещь, или даже просто узнать стоимость этой вещи. В этом случае они связываются с нашим представителем, причем сделать это можно любым путем, по телефону, лично или даже по электронной почте. Наш специалист, знакомится с предлагаемой вещью, изучает детали, проводит исследование, наводит справки, и устанавливает, действительно ли этот объект может быть продан на наших торгах. Важно определить, будет ли он интересен для тех, кто обычно является нашим покупателем.

Есть определенные критерии для такого решения, но часто важно личное мнение специалиста, основанное на его опыте и интуиции. Затем должно пройти обсуждение между нашим представителем и самим продавцом, в случае, если они сойдутся во мнении, происходит включение данного лота в торги.

Мы берем на себя доставку данного объекта на аукцион, фотографируем его, выставляем для ознакомления и, в конце концов, на продажу. Важно то, что вся эта процедура одинакова для всех объектов, вне зависимости от того стоит ли лот $500 или же $5 000 000 долларов.

Кроме того, думаю, вашим читателям будет интересно, что все лоты выставляют для публичного ознакомления и осмотра за неделю до продажи. Каждый может прийти и посмотреть, наши аукционы открыты для всех заинтересованных лиц. Зарегистрировавшись и пройдя небольшую проверку, любой желающий может принять участие в аукционе. Все может быть сделано за один день.

Кроме того, Сотбис проводит выставки выдающихся и уникальных вещей проданных с нашего аукциона. Они проходят по всему миру, и я рекомендую их посещать, можно увидеть совершенно потрясающие вещи.

-Кто является клиентами Сотбис?

– Сейчас на этот вопрос и легко и сложно ответить. Теперь наши клиенты носят более глобальный характер, и это означает, что я провожу много времени в самолетах и в аэропортах! Сегодняшние коллекционеры не ограничены местом проживания: так коллекционер из Азии может приобрести лот в Лондоне, чтобы наслаждаться им в своей квартире в Нью-Йорке.

– Как вы проводите оценку стоимости выставленной на аукцион вещи?

Когда мы проводим предпродажную оценку определенной вещи, будь то картина или ювелирное украшение, мы опираемся на целый ряд факторов, в том числе: цены на аналогичные объекты, заплаченные в прошлом, текущее состояние рынка и фактическое состояние данного объекта. Безусловно, то, что я говорю это лишь схематическая структура процесса. На самом деле, мы ведем кропотливую работу, в которой объединяем все наши усилия. Я плотно работаю с коллегами по всему миру, чтобы как можно точней определить реалистичную стоимость каждого лота. Это важно, как для привлечения потенциальных покупателей, так и для получения интересных лотов на продажу.

Аукцион это очень сложная вещь, при торгах могут сыграть роль самые мелкие нюансы и обстоятельства. Аукцион это всегда неожиданность и импровизация – точно сказать, что случиться на аукционе практически не возможно. Каждый аукцион несет в себе определенный сюрприз – часто вещи, впервые попавшие на торги или малоизвестные, уходят за огромные деньги. Иногда случается наоборот и, казалось бы, самый интересный лот не находит «нужного» покупателя. Тогда лот уходит сравнительно недорого. Но такое случается не часто…

-Картины, скульптура, ювелирные украшения или предметы быта, – что чаще всего продается на аукционе Сотбис?

В целом, мы чаще и больше всего продаем картины, но скульптура и произведения декоративно-прикладного искусства также представляют большой сегмент рынка и часто продаются за очень большие деньги.

К примеру, на одном из недавних аукционов самым востребованным и ценным лотом была редкая лазуритовая ваза с золотыми ножками в виде дельфинов работы Фаберже. Она ушла за 115 500 долларов при предпродажной экспертной оценке в 50-70 тысяч долларов.

Также, на недавнем аукционе большое впечатление произвел уникальный «Карский стол» - шедевр итальянской микро-мозаики со столешницей работы Джоаккино Барбери, изготовленный по акварели Александра Орловского для Российского императорского двора. Это был удивительный экспонат, настоящее произведение искусства, – кусочки мозаики настолько малы, что их можно рассмотреть только с очень близкого расстояния, а цветовая гамма так богата и насыщена, что просто не верится что это мозаика, а не живопись.

-Брильянты – вечные ценности, часто ли на аукционе Сотбис выставляют на продажу редкие брильянты?

Конечно, нельзя сказать, что уникальные брильянты выставляются на продажу часто, появление такого лота всегда событие. Но, безусловно, на Сотбис продаются очень редкие, красивые и дорогие драгоценные камни, алмазы и ювелирные украшения. Причем, мы продаем их как через нашу розничную сеть, “Бриллианты Сотбис”, так и через наши ювелирные аукционы, которые проводятся в течение года в наших торговых залах в Женеве, Лондоне, Гонконге и Нью-Йорке. Причем перед торгами проходит выставка лотов, на которой посетители могут не только внимательно изучить выставляемую на продажу вещь, но и получить удовольствие, любуясь ее красотой.

Но если говорить о продаже уникальных брильянтах, то конечно нужно вспомнить о самом знаменитом, редком и дорогом брильянте мира, носящем имя «Розовый Граф», весом в 24,78 карат. Он был продан на аукционе Сотбис в Женеве в 2010 году за 46 000 000 долларов. В настоящее время, это является самой высокой в мире ценой за брильянт. Надо признаться, что это был действительно уникальный лот и, безусловно, за него шел напряженный бой. В конечном итоге, камень приобрел ювелирный дом Лоренса Графа, благодаря чему у камня появилось собственное имя «Розовый Граф» .

Информационная справка: Розовые алмазы составляют всего 2 процента от всего количества алмазов в мире. Считается, что идеальный розовый цвет вызван тем, что за время своего пребывания в недрах Земли на протяжении миллионов лет он поглощал свет каким-то уникальным, мало исследованным путем. В коллекции Лоренса Графа немало дорогих и редких вещей, к примеру, ему принадлежат брильянтовые подвески Марии Медичи. Но, тем не менее, Розовый Граф стал вершиной его коллекции: “Это самый потрясающий камень, который мне удалось приобрести за всю историю моего коллекционирования. Я счастлив, что он теперь находится у меня» .

Соня Бекерман продолжает: -Также, большой интерес вызвал бриллиант Бо Санси , недавно выставленный на торги Сотбис в Женеве, и проданный за 9 570 000 долларов. Этот камень считается одним из самых исторически значимых брильянтов, когда-либо выставлявшихся на аукционах. Замечателен он тем, что на протяжении 400 лет принадлежал королевским и княжеским семьям. К примеру, им владела королева Франции Мария Медичи, Георг Фридрих Гогенцоллерн, принц Прусский, правнук Вильгельма II, последний император Германии.

Информационная справка: Известно, что бриллиант “Бо Санси” изготовлен из алмаза, который был добыт на рудниках недалеко от древнего города Голконд, на юго-востоке Индии. Впервые “Бо Санси” был куплен дипломатом и финансистом Николя де Арлеем сеньором де Санси в Константинополе, примерно в середине XVI в. В 1604 г. Генрих IV приобрёл бриллиант и подарил его своей жене Марии Медичи. “Бо Санси” был помещён в корону, украшавшую Марию Медичи на её коронации в 1610г. В 1702 г., Фридрих I, став первым коронованный королём Пруссии, продал все унаследованные им драгоценности, что бы приобрести “Бо Санси”. Этот знаменитый камень обладал для короля особой символической ценностью и был избрал главным украшением новой королевской короны. “Бо Санси”, был самым крупным драгоценным камнем в собрании Королевского дома Пруссии, переходил по наследству и оставался в этой семье долгие годы. Традиционно этот камень украшал наряд невесты каждого нового прусского принца. За последние 50 лет бриллиант “Бо Санси” только четыре раза демонстрировался широкой публике. Сообщается, что изначально аукционный дом планировал выручить за камень от $2 000 000 до $4 000 000 долларов За него боролись пять претендентов. В конечном итоге, бриллиант был продан в два раза дороже первоначальной цены - за 9 570 000 долларов. Имя нового владельца не разглашается. Известно лишь, что брильянт был куплен по телефону .

-Какие исторические вещи, или «вещи с историей», выставлялись на торги Сотбис в последние годы?

Я назову несколько наиболее интересных и памятных мне. Пожалуй, это: драгоценности герцогини Виндзор, банки для печенья Энди Уорхолла, и коллекция вещей Жаклин Кеннеди Онассис. Для меня очень интересны такие коллекции, потому что они носят личностный характер и позволяют приоткрыть завесу частной жизни их бывших хозяев. Они рассказывают о привычках и вкусах своих владельцев, раскрывают неизвестные стороны характера знаменитых людей. Такие коллекции – это часть истории, потому что их владельцы исторические личности или мировые знаменитости, и их вкусы и предпочтения ценятся коллекционерами во всем мире.

Информационная справка: Американка Уоллис Симпсон, в замужестве герцогиня Виндзорская, получала от своего мужа, бывшего английского короля Эдуарда VIII, великолепные подарки. Причем, герцог и герцогиня заказывали украшения в лучших ювелирных домах, и многие из них были сделаны по эскизам самой Уоллис. На аукционе Сотбис были проданы 20 предметов из ювелирной коллекции герцогини Виндзорской .

Перечислим лишь некоторые из них:

Рекордсменом среди выставленных на торги драгоц енностей стал браслет в виде пантеры из оникса и бриллиантов с зелеными изумрудными глазами, который был создан дизайнером ювелирного дома Cartier Жанной Туссен. Его первоначальная цена были превышена почти втрое, и, в результате, продана более чем за 4,5 миллионов фунтов. Специалисты отмечают, что это не только рекордная цена на браслет, когда-либо продававшийся на аукционе, но и рекорд для украшений Cartier.

Одно из самых любимых украшений герцогини, браслет с девятью подвесками в форме латинского креста, был продан за 601 200 фунтов при первоначальной стоимости в 350 000-450 0000 фунтов. Подвески, выполненные в форме латинского креста, украшены драгоценными камнями. Каждая из них символизирует важное событие в жизни семьи.

Брошь в виде сердца, усыпанная бриллиантами, посвященная 20-летию брака герцога и герцогини, продана за 205 000 фунтов.

Какой был самый не обычный, на ваш взгляд, лот выставленный на торги в Сотбис?

– Не так давно мы продали космическую капсулу “Восток 3KA-2” за 2 800 000 долларов. Аукцион состоялся в апреле 2011 года, в день 50-летия первого полета человека в космос. Аукцион стал великолепным праздником посвященым Юрию Гагарину – первому в мире косманавту. Капсула Восток была продана и сейчас выставлена в музее в России.

Информационная справка: Космическая капсула «Восток 3КА-2». За несколько недель до полета Гагарина в этой небольшой сфере совершили полет в космос манекен «Иван Иванович» и собака Звездочка. Интересно, что манекен Иван Иванович заставил побеспокоиться сибирских крестьян, обнаруживших в поле прилетевшую с неба капсулу. Они решили, что это человек, и спешили ему на помощь. Но ему помощь не потребовалась, да и собаке Звездочке тоже, она была в отличной форме и благополучно вернулась домой. После этого удачного тестирования идентичный корабль был запущен в космос с первым человеком на борту.

– Расскажите, пожалуйста, появляются ли на торгах Сотбис вещи, принадлежавшие представителям русской аристократии?

Да, у нас действительно бывают такие лоты. Они, в первую очередь, обладают исторической ценностью и всегда очень интересуют коллекционеров.

К таким действительно уникальным лотам, относится выставленная нашим аукционом в апреле 2011 года небольшая коллекция вещей: две пары лыж и пара сапог 1910 года, принадлежавших царевичу Алексею Николаевичу Романову. Церевич Алексей был большим любителем лыжного спорта и в свое время Московский Лыжный Клуб обратился к нему с просьбой стать официальным покровителем их организации.

Более традиционные, но не менее интересные лоты были проданы в 2009 году. Во-первых, это был редчайший миниатюрный портрет царя Петра Великого в инкрустированной бриллиантами рамке. Портрет принадлежал семье в Аризоне, которая не осознавала всю важность и ценность произведения, пока не показала его моему коллеге.

Это действительная уникальная историческая реликвия, в 18 веке такие портреты выдавались как награды. Теперь это исключительная редкость, и мы думаем, что во всем мире их осталось всего лишь 6 штук.

Сотрудники Сотбис предполагали, что портрет уйдет за цену от 80 000 до 120 000 долларов, но реальность превзошла все ожидания, – его купили за 1 314 500 долларов.

Не так давно была выставлена уникальная и ранее неизвестная коллекция личных вещей, принадлежащих Русскому императорскому дому, в которую входили вещи ее императорского величества Марии Павловне Романовой и великому князю Владимиру Александровичу, сыну Императора Александра II. Это была одна из самых больших «русских коллекций» в истории Лондонского аукциона Сотбис, что безусловно вызвало огромный интерес и энтузиазм на торгах. Цена продаж составила – 11 658 920 долларов.

Самым интересным лотом оказался серебряный портсигар с портретом Императора Александра второго, работы Феберже. За эту вещь шли отчаянные торги, и она ушла за 612 250 фунтов, что превысило в 12 раз ее оценочную стоимость и стало рекордной ценой за портсигары работы Феберже.

-Какой самый удивительный, курьезный лот был за годы вашей работы в Сотбис?

– Один из самых удивительных лотов, которые когда-либо встречались в течение моей пятнадцатилетней карьеры в Сотбис, был продан в 2010 году. Это лист бумаги с написанными рукой Джонна Леннона словами к песне “Один день из Жизни”. Этот листок был продан за 1 200 000 долларов – удивительный результат для всех нас, фанатов Битлс.

-Расскажите, пожалуйста, о последних лотах русской или украинской живописи?

Один из самых впечатляющих недавних рекордов был установлен картиной Натальи Сергеевны Гончаровой “Улица в Москве”, которую Сотбис продал в Нью-Йорке в ноябре 2011 года за 6 354 500 долларов – более чем в четыре раза выше предположенной стоимости. Это самая высокая цена за продажу картины русского искусства на аукционе Сотбис по всему миру.

Хочу отметить, что Гончарова, одна из самых революционных и выдающихся художниц своего поколения. В наши дни ее работы, среди женщин-художников, являются наиболее коллекционируемыми. Картина “Улица в Москве” интересна еще и тем, что большинство полотен Гончаровой начала 20-го века посвящены жизни русского крестьянства, в то время как “Улица в Москве”, рассказывает о городской жизни.

Так же, большим и незабываемым событием несколько лет назад стала продажа уникального полотна Василия Верещагина “Жемчужная мечеть в Дели”(1876-1879 гг). Эта картина была главным лотом торгов Сотбис 2010 года, посвященных творчеству русских художников XIX-XX вв. Она ушла более чем за 3 миллиона долларов.

“Жемчужная мечеть в Дели” очень большая работа, 4Х5 метра, но конечно, не это главное. На мой взгляд, это полотно можно считать настоящим художественным совершенством. В ней Верещагин раскрыл свою многогранность и продемонстрировал в полной мере высокое и зрелое мастерство. В ней поражает все – от великолепно прописанных деталей до удивительной передачи света, – она как будто светится изнутри. Я считаю, что это одна из самых выдающихся и ценных работ Верещагина, которая выставлялась на торги более чем за сто лет.

И нформационная справка: “Жемчужная мечеть в Дели” попала на аукцион во второй раз. Первый раз ее выставил на аукцион сам Верещагин в 1891 году. И она была продана за $2100, после этого 120 лет ее не выставляли для широкой публики .

Если говорить об Украине, то конечно эта страна имеет давнее и богатое культурное наследие, и наши продажи нередко включают в себя предметы великих художников, рожденных в Украине или принадлежащих украинской школе. Но самой запоминающейся коллекцией за последние годы стала коллекция из 86 картин, созданная группой художников Общества независимых художников, или Одесских Парижан, как их иногда называют. Мы продали этот лот в Нью-Йорке в 2010 году. Коллекция была собрана Яковом Переменом – центральной фигурой в мире одесского искусства рубежа 20-го века. Долгие годы эта коллекция считалась потерянной, мы отыскали ее и выставили на торги. Перед продажей мы выставили картины в Музее Изобразительных Искусств, в Киеве, который я всегда посещаю, приезжая в этот город. Реакция была просто удивительная, люди были потрясены увиденным.

На аукционе коллекция была продана почти за 2 миллиона долларов и в настоящее время находится в мировом турне, где она привлекает внимание публики к очень интересному и мало известному ранее направлению украинской живописи.

Сотбис стал первым международным аукционным домом, который провел продажу коллекции, посвященной украинскому искусству 20-го века.

-Я считаю, что наиболее интересными лотами на аукционах являются те, что появляются на рынке впервые и ранее широкой публике представлены не были. Такие продажи позволяют открыть для людей новые или забытые имена, что, на мой взгляд, наиболее важно как для искусства, так и для истории.- сказала в заключении Соня Беккерман.

Мы благодарим Соню Беккерман за замечательный и очень интересный рассказ.

Интервью специально для Elegant New York вела Татьяна Бородина.

Также об аукционах в Нью-Йорке читайте: ; ;

В последнее время на культурную жизнь во всем мире все активнее влияет такое явление как художественные аукционы. Крупнейшие мировые СМИ (газеты, журналы, телевидение, радио, и интернет-издания) заполнены сенсационными новостями с торгов на аукционах. Эти сообщения и многочисленные комментарии привлекают к себе гораздо больше внимания общественности, чем публикации об уникальных выставках шедевров искусства и новостях из крупнейших музеев мира.

Аукционы (лат.auctio - продажа с публичных торгов) – распространенный способ реализации товаров на основе конкурса покупателей. Аукционеры прекрасно учитывают человеческую психологию и делают ставку на азарт, при которой покупатели по инерции взвинчивают цену на радость аукционистам и продавцам.

На аукционах продают все (антиквариат, картины, землю, недвижимость, пакеты акций, марочное вино, письма знаменитостей, драгоценности и даже детские рисунки). При этом эффективно решаются самые разные проблемы: от сугубо коммерческих до благотворительных.

Считается, что аукционы существовали уже в 5 веке до н. э. в Древнем Вавилоне (на них продавали девушек в замужество) и в Древнем Риме. С падением Римской империи аукционы были закрыты и появились снова лишь во Франции в XIII веке. Появление современного типа аукционов исторически связывают с Нидерландами, где в 1599 г. был проведен первый книжный аукцион в Европе. Аукционную продажу книг подхватила Англия (в 1676 году), ставшая родиной крупнейших аукционных домов мира. В развитых странах аукционные дома ныне есть едва ли не в каждом крупном городе. Различают несколько типов аукционов, но основными являются «английский» («восходящий») и «голландский» («нисходящий»).
Английский аукцион основывается на установлении минимальной цены для дальнейших торгов, в процессе которых цена постепенно увеличивается, и вещь уходит к тому, кто назначил самую высокую цену (так работают, например, оба крупнейших аукционных дома Christie"s и Sotheby"s).

Голландский аукцион начинается с очень высокой цены и ведется с ее постепенным понижением. Вещь или товар уходит к тому, кто успел первым «перехватить» понижаемую цену. Такая форма активно используется и сейчас, например, на аукционах тюльпанов или рыбы, то есть, там, где что-то нужно быстро продать.

Чем крупнее аукционный дом, тем универсальнее его деятельность (от антиквариата и изобразительного искусства до коллекционных машин и музыкальных инструментов). Торги проходят иногда по несколько раз в день, в том числе, в on-line режиме и начинают напоминать фондовые биржи, хотя обороты пока все-таки несопоставимы.

Антиквариат, живопись, графика и скульптура являются ядром любых крупных аукционов произведений искусства. Это, как правило, вторичный арт-рынок, то есть, на нем продают не новые произведения, а то, что было создано ранее, потом куплено или унаследовано.
Одним из самых определяющих факторов успешного проведения аукциона является предварительная оценка предложенных работ. Помимо общей моды, места автора в истории искусства, жанра, техники, редкости и сохранности произведения на его цену влияет т. н. провенанс картины (англ. provenance - происхождение, источник). Это своего рода «биография» произведения: автор, дата, в каких коллекциях находилась, на каких выставках выставлялась. Провенанс обычно приводится в аукционных каталогах для подтверждения подлинности экспоната. Интересный провенанс может значительно повысить ценовую планку торгов.

Каждый аукцион предлагает детальную инструкцию для продавцов и для покупателей. Обычно аукцион сопровождает предаукционная выставка, открывающаяся за несколько дней до торгов.

К каждому аукциону готовится каталог, который можно купить или просмотреть на сайте аукциона. В каталогах приводятся сведения уже о конкретных лотах (отдельных объектах или группах объектов, предложенных для продажи как неделимые единицы), а также предпродажный разброс цены, в рамках которого конкретный лот ожидается быть проданным.

Для участия в аукционе, желающие совершить покупку, должны пройти регистрацию и получить жетон. Если клиент не может сам присутствовать во время торгов, он может сделать покупку по телефону или оставить заранее письменную заявку, в которой указана максимальная цена, которую он готов заплатить за определенный лот.

Удачливый покупатель должен иметь в виду, что цена в аукционном зале (англ. «hammer price» - цена после удара молотка) меньше, чем реальная цена покупки: необходимо будет заплатить аукциону комиссионные, а также различные налоги, принятые в стране, в которой проходят торги.

О двух «китах» аукционных торгов, старейших английских домах «Сотбис» и «Кристис», сегодня знают, пожалуй, все. Аукционный дом Сотбис (англ. Sotheby"s) основан более 260 лет назад в Лондоне.
Датой его рождения считается 1744 год, а основателем - Сэмюэл Бейкер. Начинал он с книжной торговли и довольно быстро нажил солидный капитал. В 1767 г. в фирме начал работать племянник Сэмюэла - Джон Сотбис. После смерти Бейкера фирма стала именоваться «Сотбис». Постепенно приобретать лоты на ее торгах стало считаться признаком хорошего тона и гарантией серьезных вложений. Центральные залы Сотбис располагаются в Лондоне на элегантной Нью-Бонд. Именно здесь разыгрываются эффектные спектакли на сотни миллионов долларов. Выходом Сотбис на международную сцену явилось создание в 1955 г. отделения в Нью-Йорке. Затем была создана большая сеть филиалов по всему миру (в Париже, Лос-Анджелесе, Цюрихе, Торонто, Мельбурне, Мюнхене, Эдинбурге, Иоганнесбурге, Хьюстене, Флоренции и т. д.).

В 1990 г. объем товарооборота всех отделений Сотбис достиг более 2 миллиардов долларов.
Вся история Сотбис - блестящее свидетельство тому, что торговать произведениями искусства прибыльно, престижно и перспективно.

Одним из первых рынок изящных искусств захватил другой крупнейший аукционный дом Кристис (англ. Christie’s), история которого началась 5 декабря 1766 года, когда его основатель, бывший морской офицер Джеймс Кристи, открыл первые торги. Вскоре он уже владел в Лондоне помещением со специально построенным для него аукционным залом.

Считается, что именно здесь проходили самые большие аукционы XVIII и XIX веков. И кстати, не кто иной, как сам Джеймс Кристи, выступил посредником в сделке по продаже российской императрице Екатерине II знаменитой коллекции живописи сэра Роберта Уолпола, который считается первым британским премьер-министром. Эта сделка заложила основы будущего музея Эрмитаж.

Важнейшим достижением фирм Сотбис и Кристис в XX веке стали триумфальные продажи работ импрессионистов и современных художников. Впервые удалось приковать внимание клиентов к искусству нового времени и превратить работы этих мастеров в дорогостоящие лоты. Торговля произведениями искусства стала отныне большим бизнесом со своей спецификой и своими сюрпризами. В последние годы двум аукционным гигантам удалось провести несколько ошеломляющих продаж, вошедших в историю бизнеса и определивших современный уровень цен на предметы искусства. Потрясающие новости аукционов превратились в достояние первых страниц прессы всего мира.

Хотя сегодня аукционные дома Сотбис и Кристис контролируют до 90% мировых аукционных продаж антиквариата и предметов искусств, но ими, разумеется, не исчерпывается многообразие аукционных домов мира. На этом рынке есть еще несколько важных «игроков», таких как старейший аукционный дом Германии «Kunsthaus Lempertz» (Кельн), храм французских аукционистов "Hоtel Drouot", известнейший аукционный дом Австрии «Dorotheum» и другие.
Можно с уверенностью утверждать, что новые сенсации на аукционных торгах не заставят себя долго ждать, и мы вновь окажемся свидетелями интригующих событий в мире искусства.

В аукционном доме «Сотбис» начался осенний сезон. Фото Павла Терехова

В аукционном доме “Сотбис” вечером в четверг был аншлаг – продавали Пабло Пикассо, Винсента Ван Гога и советского основоположника абстрактного искусства Казимира Малевича. Среди покупателей наверняка были миллиардеры из России и других постсоветских стран. На аукционах, где продают работы старых мастеров и европейскую живопись 19 века, они традиционно покупают около трети лотов. В зале – рядом с дамами в одежде от кутюр и господами в бабочках – были и простые смертные: им регулярно дают возможность полюбоваться искусством, перед тем как оно осядет в коллекциях богатых и знаменитых.

Аукционный дом “Сотбис” в Нью-Йорке уже более 250 лет распродает картины разных эпох и направлений, ювелирные изделия, мебель, коллекционное вино и даже автомобили. И арт-рынку не страшны ни кризисы, ни санкции. “Сотбис” только за первые шесть месяцев заработал три миллиарда семьсот миллионов долларов, к 2016 году компания собирается собрать семь миллиардов.

В святая святых искусства

Богатых клиентов здесь принято встречать с порога. Улыбчивый швейцар обязательно скажет “Добро пожаловать в “Сотбис” и откроет дверь. На первом этаже гостей уже ждут девушки. “Пожалуйста, поднимитесь на второй этаж,” – приветствует длинноногая леди в черном. На стойке регистрации посетитель получает специальный номер-табличку, которую потом поднимает в нужный момент на аукционе.

Торги проходят в специальном зале на седьмом этаже, но сначала – шампанское. Официанты предлагали “Просеко”, кто-то поинтересовался напитками покрепче, но их не было. Светские беседы – обязательный элемент события.

Одни бурно обсуждают новости искусства, другие сплетничают про звезд. “Вчера Вуди Ален приезжал, видели?” – говорит седовласый мужчина своему приятелю.

Звезды действительно приезжают в “Сотбис”. Два года назад поп-дива Мадонна здесь продала картину Фернана Леже “Три женщины за красным столом” за семь миллионов долларов. А когда-то купила всего за три. Говорят, что взамен Леже певица приобрела что-то из коллекции старых мастеров.

Международный директор русского искусства “Сотбис” Джо Викери специально приехала в Нью-Йорк из Лондона ради Малевича. Она знакомит “Форум” с аукционистом и ведущим вечера Генри Уиндхэмом. “Мы скоро начинаем. Поторопитесь,” – приглашает он.

Международный директор русского искусства «Сотбис» Джо Викери ради Малевича приехала в Нью-Йорк. Фото Павла Терехова

Ван Гог, Пикассо, Малевич

В зал едва вместились все гости. Их было около 250, не считая тех, кто участвовал в торгах онлайн. Публика подобралась разношерстная: дамы в шляпах, элегантные господа в клубных пиджаках, а кое-кто и в повседневной одежде. Большинство людей – не богатые ценители искусства, а их агенты. Есть и эксперты, которые помечают цену продажи в каталоге, и даже зеваки – простых смертных тоже пускают в “Сотбис” полюбоваться искусством.

На вечерние торги в «Сотбис» в Нью-Йорке пришли более двухсот человек. Фото Павла Терехова

Ведущий Генри Уиндхэм напоминал дирижера, вот только вместо палочки в руках у него был молоток, которым он ударял по кафедре. Как только раздавался баритон Генри, в зале наступала гробовая тишина.

Начальная стоимость каждого лота отображалась на электронном табло, сами предметы искусства появлялись на вращающейся карусели. Представляли их безупречные люди в черных фартуках и белых перчатках. Страсти накаляются, цены нешуточные: пять, десять, двенадцать миллионов долларов. Генри Уиндхэм просит стакан воды и шутит: ”Подумайте хорошо, пока я выпью”. Одна из первых интриг вечера: картина “Мистический супрематизм” советского художника Казимира Малевича. Стартовая цена за этот черный крест на красном овале – 35 миллионов долларов. Буквально через мгновенье кто-то дает на полмиллиона больше. Аукционист не впечатлен, делает паузу и говорит: “Я буду ждать долго”. Итого, с учетом всех налогов, полотно приобрели за 37,8 миллионов долларов.

Продажа картины Казимира Малевича «Мистический супрематизм» . Фото Павла Терехова

Больше ажиотажа вызвал Винсент Ван Гог. Торги продлились более пяти минут. Картина “Пейзаж под бурным небом” ушла за 54 миллиона долларов. Самый дорогой лот на аукционе приберегают к концу торгов. Ведущий произнес “Пикассо”, зал зашумел. Картину “Певица кабаре” 19-летний Пикассо нарисовал в Париже. На полотне изображена обнаженная женщина с темными волосами. Обычному обывателю певица показалась бы не очень привлекательной артисткой кабаре, покупателям же она очень понравилась. За лот началась самая настоящая борьба, аукционист не раз повторял: “У вас есть последний шанс.” Новый владелец отдал за “Певицу кабаре” 67,5 миллионов долларов.

Русский след

“Вечер удался,” – подытожила для “Форума” Джо Викери на чистом русском. По словам эксперта, которая из любви к искусству выучила язык, в этих торгах участвовало большое количество русских покупателей. “Для нас это даже не было большим сюрпризом. Мы знаем об экономической и политической ситуации в России, но русские все-таки большие коллекционеры и любят собирать искусство,” – добавила Викери.

После аукциона в приподнятом настроении покупатели довольно быстро разошлись по домам. Итого, за эти торги они потратили 726 миллионов долларов.

Многие покупатели не приходят сами на аукцион, а торгуются за произведения искусства через представителей. Фото Павла Терехова

В “Сотбис” не принято рассказывать, кто купил и где окажутся произведения искусства. Покупателями часто становятся не только миллионеры, но и музеи, однако, российские покупатели – именно частные лица, отмечает Викери.

В тот вечер также распродавалась и коллекция бывшего главы аукционного дома – Альфреда Таубмана . Его биография достойна книги. Миллиардер сделал состояние на недвижимости, но в 2001 сел в тюрьму за сговор с другим аукционным домом “Кристис” и обман клиентов. После десяти месяцев заключения он подал в отставку, а в апреле этого года умер после продолжительной болезни. Коллекцию, в которой есть Альбрехт Дюрер, Рафаэль, Пабло Пикассо, Амадео Модильяни и Джаспер Джонс, стали распродавать наследники. Интерес к ней уже проявили покупатели.

И я думаю, что русские в этом списке займут первые места и заинтересуются такими работами, ” – делится своими прогнозами гендиректор российского представительства “Сотбис” Михаил Каменский.

На торгах в прошлом был замечен российский миллиардер Алишер Усманов. В сентябре 2007 года он накануне торгов выкупил у “Сотбис” коллекцию русского искусства известного музыканта Мстислава Ростроповича и его жены – оперной певицы Галины Вишневской. Собрание картин, изделий из фарфора и серебра собирались продать за 30 миллионов долларов, но Усманов заплатил в два раза больше, только лишь для того, чтобы коллекция вернулась в Россию. Миллиардер подарил ее Константиновскому дворцу Санкт-Петербурга. Как часто Алишер Усманов участвует в аукционах – неизвестно. “Форум” связался с миллиардером, но на момент публикации статьи мы не получили ответа.

Еще один русскоязычный ценитель мировых шедевров – казахский бизнесмен Нурлан Смагулов. В этом году Смагулов приобрел в “Сотбис” барельеф “Женщины с попугаем” французского скульптора Фернана Леже. Цена точно не известна, но речь идет о нескольких миллионах долларов. Многие русские покупатели участвуют в аукционах через иностранные компании, чтобы не светить всему миру свое имя, поясняет Каменский.

Русские – явные фавориты среди покупателей. Это, в основном, частные коллекционеры, которые живут между Россией и Западом. Никакого кризиса мы не видим сегодня. Может, торговаться миллионеры будут не так упорно,” – комментирует представитель “Сотбис” в России.

Генеральный директор российского представительства «Сотбис» Михаил Каменский уверен, что, несмотря на кризис, русские покупатели всегда будут участвовать в аукционах. Фото из личного архива

Покупатели и зеваки: кто приходит на торги

Попасть на торги в “Сотбис” может бесплатно любой желающий, предъявив удостоверение личности . На сайте компании есть календарь событий , аукционы проходят несколько раз в месяц. В качестве зрителя можно свободно побывать на утренних или обеденных торгах, вечером же количество мест ограничено, и предпочтение отдают покупателям. Но бывают случаи, когда места остаются, поэтому шанс попасть есть у всех, надо лишь позвонить в “Сотбис” и спросить о наличии бесплатных билетов.

Жительница Бруклина Оксана Ганжара третий год подряд посещает аукционный дом «Сотбис». Фото из личного архива

Оксана Ганжара из Бруклина делает так регулярно. “Знакомые уже шутят, мол, ты миллионершей стала”, – с улыбкой рассказывает Оксана. Она любит искусство, особенно картины импрессионистов и модернистов, а также коллекции вин. “Увидеть, как люди спокойно разбрасываются миллионами! Просто круто в реальности посмотреть на эти торги,” – делится своими впечатлениями Оксана. В этом году жительница Нью-Йорка уже посетила торги и посмотрела несколько предаукционных выставок. »Вы можете прийти в “Сотбис” просто как в музей, я уже и подруг своих сюда позвала. И сфотографироваться с шедевром того же Пикассо, разве еще где-нибудь такое возможно?» – радуется Оксана.

Но “Сотбис”, естественно, делает ставку, в первую очередь, на богатых покупателей, для работы с которыми есть специальный отдел.

За несколько месяцев до начала торгов его сотрудники обзванивают своих постоянных клиентов и рассылают приглашения. Для некоторых они организуют приезд, встречу в аэропорту, размещение в отеле и индивидуальные экскурсии.

Обязательный пункт программы – предаукционные вечеринки для избранных. Клиенты могут перед торгами посмотреть интересующий лот и убедиться в правильности выбора. “Впрочем, любой человек может стать потенциальным покупателем на аукционе. Нужно зарегистрироваться на сайте “Сотбис”, – рассказывает Михаил Каменский.

Среди формальностей – выписка из банковского счета . Вся информация доступна и на русском языке . Требования к располагаемой сумме варьируются. Это, само собой, зависит от того, что клиент намеревается приобрести”, – отмечает Михаил Каменский.

Аукционный дом соблюдает конфиденциальность, имена разглашаются только по желанию самих покупателей.

Как устроен аукцион

“Сотбис” предлагает всяческую помощь продавцам предметов искусства: перед торгами тратит несколько месяцев на создание каталога, отбор фотографий и организацию выставок. По желанию сотрудники аукционного дома могут разработать рекламную стратегию и продвинуть коллекцию, организовать проверку, хранение и траспортировку.

Аукционный дом настолько любит своих клиентов, что сам выкупает лот, если никто не приобретет товар за условленную цену. Джо Викери отмечает, что для удобства клиентов даже в самом здании “Сотбис” все продумано до мелочей. “У нас здесь очень хорошее хранилище для лотов. Вы видите высокие двери. Их устанавливали для огромных картин”, – показывает она. В здании работает сигнализация, и любое движение фиксируют микроскопические камеры. Гости их не замечают.

История Sotheby’s. Часть 1.

Первые упоминания об аукционах мы находим в древневавилонских источниках, относящихся к V веку до нашей эры.

В те давние времена «с молотка», как бы мы сказали сейчас, хорошо расходились молодые невесты. Аукцион был известен в античном Риме, там возникло и само это слово. С распадом Римской империи такой вид торговли на несколько веков исчез, но затем возродился в Средневековой Европе. Возникновение аукционов современного типа исторически связано с королевством Нидерланды. Но по части влиятельности и оборота денежных средств первенство принадлежит Англии. Именно эта страна стала родиной крупнейших аукционных домов - а первым из них была фирма, известная нам теперь как «Сотбис».

В наши дни «Сотбис» проводит аукционы по всему миру: в странах Европы, Америки, Азии и Африки. Филиалы «Сотбис» работают в сорока странах. Годовой финансовый оборот фирмы давно перешагнул за отметку в миллиард долларов. «Сотбис» - аукцион произведений искусства и предметов антиквариата . Он продает как шедевры древности, так и современные работы, выставляет лоты в семидесяти категориях коллекционирования. Приобретение антиквариата на торгах «Сотбис» считается признаком респектабельности. Авторитет аукционного дома служит гарантией перспективного вложения капитала. На счету «Сотбис» мировые рекорды продаж: лоты, ушедшие за десятки миллионов долларов. А началась история «Сотбис» 11 марта 1744 г., когда сэр Сэмюель Бейкер , лондонский книготорговец, устроил продажу «нескольких сотен редких и ценных книг» из собрания некоего безвременно почившего сэра Джона Стэнли – и успешно выручил с этого 800 фунтов стерлингов.

Аукцион Сотбис - «книжное» начало

Книга была не только источником знаний, но и предметом престижа для английского джентльмена эпохи Просвещения. Книги были модны. Аристократы стремились обзавестись обширными библиотеками. Но поскольку судьба превратна, а жизнь человеческая не вечна, книжные собрания нередко продавались - когда владелец попадал в трудные финансовые обстоятельства, или же наследниками, после его кончины. На книжных аукционах предприимчивый Бэйкер заработал хороший капитал. Он первым в Англии - а значит, и во всем мире - начал печатать букинистические каталоги с фиксированными ценами. В 1754 г. Сэмюель Бейкер первым открыл в Лондоне постоянно действующий аукционный зал. История сохранила имя его партнера, сэра Джорджа Ли, снискавшего известность своим талантом ведения торгов. Компания Бейкера была закрытым великосветским клубом: чумазых «кокни» туда не пускали, чистота аристократической крови соблюдалась как среди клиентов, так и среди аукционистов.

Хотя заслуга Бейкера как основателя фирмы неоспорима, свое знаменитое название аукцион получила не от него. Сотби – фамилия племянника сэра Бейкера сэра Джона, который начал работать вместе с дядей спустя двадцать лет после первого книжного аукциона. Когда Бейкер умер, сэр Джон Сотби получил часть фирмы в наследство, и с 1778 г. она носит нынешнее свое имя. В XIX веке «Сотбис» зарекомендовал себя крупнейшим в мире аукционом по продаже книжных раритетов. Через его торги прошли богатейшие библиотеки, в том числе принадлежавшие ярким историческим личностям: библиотеки герцогов Йоркского и Букингемского, библиотека Наполеона, которую он брал на остров Святой Елены, собрание книг Шарля Мориса де Талейрана, французского политика и агента нескольких мировых разведок и многие другие.

История Sotheby’s. Часть 2.

Пока политику аукционного дома определяло семейство Сотби, фирма упорно держалась букинистического рынка. С момента первого аукциона Сэмюеля Бейкера в марте 1744 г. диапазон предметов продажи был лишь немного расширен - за счет гравюр, медалей и старинных монет. Однако успешное ведение бизнеса требовало гибкости и понимания тенденций времени.

С развитием печатного дела книга перестала быть элитарным товаром. Покупательская аудитория книжной продукции демократизировалась. Спрос на раритетные библиотеки упал – даже в старой доброй Англии с ее консервативными традициями. После Первой мировой войны новое руководство «Сотбис» взялось за продажу предметов изобразительного искусства, живописи старых мастеров. К тому же времени относится и переезд с улицы Веллингтона, где фирма размещался долгие десятилетия, в элегантную и респектабельную резиденцию на Нью-Бонд-стрит. Обретение такого нового лица оказалось, быть может, не менее важным, чем изменение профиля продаж аукциона . Нью-Бонд – небольшая, но оживленная улица Лондона, место уютных кафе, небольших ресторанов, элитных магазинов. Белый трехэтажный дом под номером 34/35 сразу привлекает внимание прохожего. Над арочным входом – довольно неожиданно - египетскаяСехмет (повелительница войн, болезней и палящего солнца, грозная и, если верить мифам, кровожадная богиня) – фрагмент древней статуи. Над богиней – флаг со строгим, лаконичным логотипом Sotheby’s.

В этом здании некогда находилась мастерская мсье Гюстава Доре . Здесь великий иллюстратор работал над альбомом, посвященным Лондону. Возможно, прошлое дома, его связь с историей искусства, сыграли свою роль. В аукционные залы на Нью-Бонд потянулись новые богатые клиенты, теперь уже собиратели живописи и дорогого антиквариата . В этом доме и поныне размещается лондонская штаб-квартира «Сотбис» - а богиня с головой львицы стала ее своеобразной эмблемой. Следующая глава в истории «Сотбис» связана с именем сэра Питера Уилсона и его деятельностью на посту генерального директора (с 1936 г.). Стараниями Уилсона аукционный дом перевел внимание со «старых мастеров» (отражавших свечные блики в полутемных галереях фамильных замков) на живопись импрессионистов и модернистов.

Будем объективны: выбор сэра Питера нельзя назвать сверхоригинальным. Творчество художников-новаторов (избравших своей столицей Париж) было в центре внимания общественности уже на протяжении полувека. Именно эти картины становились поводом для споров, скандалов, обвинений и восторгов. Именно их авторы, дерзкие ниспровергатели канонов, спустя каких-нибудь десять-пятнадцать лет превращались в респектабельных классиков нового искусства - а их живопись оказывались вовсе не «мазней» и стоила уже немалых денег. Культурный феномен модернизма и его коммерческий потенциал был виден продавцам картин еще до Уилсона и без Уилсона. Французские «маршаны» (у которых когда-то отоваривались и наши Морозов со Щукиным), представили миру самых значительных импрессионистов, кубистов, фовистов, сюрреалистов. Но деятельная энергия главы «Сотбис», его умение превращать картины современников в баснословно дорогие лоты, стремление организовать дело с международным размахом – всё это имело историческое значение, послужило не только процветанию фирмы, но и созданию мирового рынка живописи как такового. Важным успехом и заметной вехой в истории «Сотбис» стала продажа в 1958 г. коллекции импрессионистов Якоба Гольдшмидта (крупного немецкого банкира, в 30-х годах эмигрировавшего в США). Впервые в Лондоне продавались картины, присланные продавцом из-за океана.

Состав участников аукциона тоже был международным. Семь выставленных полотен были распроданы всего лишь за 21 минуту. Выручка составила 781 тыс. фунтов стерлингов – рекордную на тот момент сумму для продаж живописи. За Поля Сезанна («Мальчик в красном жилете») американский миллионер и потомственный коллекционер Пол Меллон выложил 220 тыс. фунтов, что в пять раз превысило предыдущую аукционную цену мальчика. Интерес состоятельной публики к новому искусству был надежно закреплен. В 50-х годах объем продаж «Сотбис» вырос с 1,5 млн. фунтов стерлингов до 6 миллионов. Торговля картинами стала серьезным бизнесом - со своей спецификой и интригующими неожиданностями. Сенсационные новости международных аукционов вышли на первые полосы газет.

Искусство и деньги веками были в центре человеческого внимания. Жанры и направления менялись, но интерес к таинству создания великих полотен и их заоблачным ценам неизменно велик. Как формируется стоимость лота на аукционе? Кто определяет, что “Швейная машинка с зонтами в сюрреалистическом пейзаже” Сальвадора Дали сегодня продается за 2 млн. евро, а “Соборная площадь. Милан” современного художника Герхарда Рихтера уходит с молотка за 51 миллион? Лучший способ окунуться в мир больших денег и произведений искусства – отправиться на аукционы и получить информацию из первых рук.

Аукционный дом «Сотбис» (Sotheby’s) – один старейших. С момента его основания в Лондоне в 1744 география и степень влияния этих торгов на мировой рынок значительно изменились. Сегодня его штаб-квартира расположена в Нью-Йорке, а филиалы разбросаны по всему миру, включая Париж, Цюрих и Торонто. Ежегодный оборот дома достигает нескольких миллиардов долларов. Аукционы «Сотбис» бесплатны и открыты для каждого, даже если вы не участвуете в торгах. Большинство торгов проводятся в дневное время, однако некоторые начинаются и вечером, и тогда для посещения вам понадобится билет.

Обычно аукционы проходят четыре раза в году в Лондоне и в Нью-Йорке. Посещение такого мероприятия – особый и ни с чем несравнимый опыт. Здесь можно увидеть произведения любимых художников и скульпторов, которых не найти в музейных коллекциях или собраниях галерей. В окружении лучших специалистов из мира торгов вы становитесь свидетелем таинств покупки и продажи предметов из нескольких десятков категорий: от античного искусства до картин современных художников.

Сегодня «Сотбис» признается профессионалами лидером именно в категории «Современное искусство», основные продажи предметов которого проходят ежегодно в мае и ноябре в Нью-Йорке и в феврале и июне в Лондоне.

Кристис

Еще один титан в мире аукционного дела и главный конкурент «Сотбиса» – «Кристис» (Christie’s), основное место дислокации которого также успело поменяться с Лондона на Нью-Йорк. Деятельность обоих вместе составляет около 90% мирового рынка аукционных продаж антиквариата и предметов искусства.

«Кристис» осуществляет более шестисот продаж в год, то есть в среднем две продажи в день. Торги проходят по 80 категориям: изобразительное и декоративное искусство, ювелирные изделия, фотографии, мебель и предметы интерьера и многое другое. Одно из наиболее перспективных направлений развития «Кристис» – постоянно действующий Русский отдел и престижные «Русские торги» (Russian Sales).

Русский отдел каждый год проводит торги в апреле в Нью-Йорке и в ноябре в Лондоне, каждый раз устанавливая все новые и новые рекорды продаж. Последние торги в Лондоне, например, принесли 16,9 миллионов фунтов. Как и «Сотбис», этот аукционный дом устанавливает минимальную цену на торгах, которая постепенно увеличивается, и лот уходит к покупателю, назначившему самую высокую цену.

Предаукционные выставки Сотбис и Кристис

Увидеть произведения искусства, которые будут проданы на двух крупнейших аукционах за миллионы, можно, посетив выставки, организуемые аукционными домами до торгов. Для увеличения числа посетителей их устраивают не только в главных помещениях «Кристис» (Рокфеллер Плаза) и «Сотбис» (Йорк-авеню), но и привозят в крупнейшие мировые столицы: Москву, Токио, Лондон и Париж. Изюминка таких выставок – в выбранном организаторами помещении. Оно всегда сочетает в себе историческую ценность для жителей той или иной страны и одновременно достаточно надежно и безопасно для хранения дорогостоящих лотов.

Бонхамс

Вслед за двумя лидерами продаж объектов мирового культурного наследия эксперты обычно называют аукционный дом «Бонхамс» (Bonhams). Третий по величине аукцион в мире проводит продажи по 70 категориям, включая живопись и машины, музыкальные инструменты и предметы интерьера. Bonhams разместил свои филиалы в США, Австралии, ЮАР и Гонконге. Столь широкая география распространения позволяет этому аукционному дому проводить в год более 700 торгов по всему миру. Аукционы проводятся в разных городах в зависимости от специфики лотов и той категории, которая выставляется на продажу.

Доротеум

В немецкоговорящих странах лидерство принадлежит венскому аукционному дому «Доротеум» (Dorotheum). Более 300 лет существования делают его старейшим из главных аукционов мира. Штаб-квартира этого дома никуда не переезжала и по-прежнему расположена в Вене. Единственное изменение в рамках глобализации мирового рынка искусства – новые представительства в некоторых австрийских городах, например, в Зальцбурге, а также в других точках Европы, например, в Праге и Милане. Ежегодно «Доротеум» проводит около 600 аукционов, большая часть из которых – ежедневные «аукционы без каталога» во дворце Доротеум в австрийской столице. Однако самая важная часть продаж – серия четырех главных торгов в рамках аукционных недель. Именно во время них проводятся аукционы редких произведений изобразительного искусства – от работ старых мастеров до стиля модерн и современного искусства.

Еще одна особенность этого дома – собственный ювелирный магазин «Доротеума», который на сегодняшний день является крупнейшим в Австрии.




Top