Харпеджи, гамелеста и остальные: на чём играют музыку в XXI веке. Музыкальные инструменты будущего Музыкальные инструменты будущего список

На чем будут писать музыку будущего? Эйгенхарп, гамелеста, «глюкофон» и фруктовое пианино
©

AlphaSphere

Музыкальные революции всегда были напрямую связаны с технологическими: новые направления рождались с открытием новых инструментов или новых способов звукозаписи/воспроизведения. Особенно в прошлом веке - веке индустриализации и НТР. Началось все еще раньше - предположим, что в 1889-м, когда Клод Дебюсси услышал на парижской Всемирной выставке яванский гамелан, вдохновился и повел модернизм к экзотическим ладам и сонористике. Дальше - больше: электрогитара породила рок , дешевые массовые синтезаторы - нью-вейв и синти-поп, виниловые проигрыватели и пластинки, внуки эдисоновского фонографа, - хип-хоп, басовый синтезатор TB-303 - эйсид-хаус, домашние компьютеры - сонм направлений в электронной музыке и т.д. Возможно, музыку будущего уже записывают на одном из этих инструментов или интерфейсов, появившихся в новом веке.

Инструменты

Гибрид цифровой гитары, фагота, синтезатора и драм-машины. У него есть клавиши-джойстики (каждую ноту можно подтягивать), духовой синтезатор, ленточный контроллер, кнопки для перкуссии, встроенный секвенсор. Отличное решение для электронщиков, которые хотят выглядеть на сцене как рокеры из космоса. Музыкант трансово-эмбиентной группы Shen Джон Ламберт разрабатывал эйгенхарп 8 лет и представил публике в 2009 году.

Стоимость: 549 евро

Пример современной музыкальной шкатулки: Эрик Сингер вместо гитарного грифа оставил один порожек, который перемещается вдоль каждой из струн до нужной для определенной ноты позиции (получается своеобразный эффект слайда), а по струнам бьет вращающийся медиатор. Управляется по MIDI.

Не продается

Аналоговый инструмент, разработанный в 2000-м и представленный в следующем году на выставке Musikmesse во Франкфурте. Стальной барабан, похожий на летающую тарелку, состоит из двух частей: на верхней, Ding, - восемь «полей», по числу нот; в нижней, Gu, есть басовое отверстие, по нему можно стучать или управлять звуком верхней части. Придуман хэнгдрам в Швейцарии, купить его можно, отправив фирме PANArt заказ по обычной почте - дело в том, что производство маленькое и на поток не работает.

Стоимость: 2500-6000 евро

Кузен хэнга - без басового отверстия, но также с восемью полями. Калифорнийцы Грэм Доу и Триш Келли придумали его в 2008-м, вложив в разработку деньги, полученные от их магазина диджериду. Теперь продают свой барабан не только музыкантам, но и музтерапевтам - звучание хэпидрама сравнивают с колоколами, применяемыми в буддийской медитации. В России прозван «глюкофоном».

Стоимость: 275-650 долларов

Начиная с прошлого года на концертах певицы Бьорк, известной тягой ко всему новому, по мотивам альбома «Biophilia» можно увидеть этот инструмент - синтез яванского гамелана (оркестра индонезийских струнных и ударных инструментов) и итальянской челесты. Гамелеста оснащена MIDI-интерфейсом, то есть управляется с помощью компьютера. Ее сделал специально для Бьорк в 2011-м соотечественник певицы Бьоргвин Томассон, известный мастер органов.

Не продается

Гибрид гитары и клавишных, похожий на большую цитру. Звук извлекают, прижимая струны к панели - то есть тэпингом. Существуют 16- и 24-струнные харпеджи на четыре и пять октав. На нем, к примеру, играет клавишник прог- рок -монстров Dream Theater Джордан Рудесс - впрочем, он, кажется, исследует любой появившийся на рынке новый инструмент. Харпеджи звучит в фильме Дэнни Бойла «127 часов» - причем в основной теме композитора Алла Ракха Рахмана, записанной при участии Дайдо и номинировавшейся на «Оскар».

Стоимость: 1999-3999 долларов

7. Hydraulophone

Профессор Университета Торонто Стив Манн в 2006 году представил не очередную разработку в области вычислительной фотографии, как уже привыкли его коллеги, а новый инструмент. По сути, он работает как флейта - только, закрывая отверстия, вы преграждаете путь не воздуху, а струе воды. В одном из вариантов под названием balnaphone исполнитель сидит в ванне.

Примерная стоимость: по договору

8. String Station

Прог-рокер Джим Бартц собрал вместе восьмиструнную слайд-гитару, шестиструнную электрогитару и 10-струнный стик (то есть гитару, корпус которой представляет собой увеличенный гриф), добавил еще жил и микросхем - получился инструмент на 40 струн. Музыкант дает на своем изобретении концерты и ищет средства, чтобы запустить его в производство.

Существует в единственном экземпляре

Семейство инструментов от братьев Дьюан, Брайана и Леона, - фетиш для музыкантов-ретроманов. В коробочках, похожих на часы с кукушкой, находятся осцилляторы, генерирующие аналоговые звуковые формы. В синтезаторе Swarmatron, наиболее похожем на своих предков, их восемь. По звучанию напоминает, как уверяют создатели, рой ангелов или пчел - как ручки повернутся. Инструмент полюбил Трент Резнор, он использовал его в работе над картиной «Социальная сеть» и проектом «How to Destroy Angels». Дьюаны сами выступают с ними на концертах, озвучивают немые фильмы, два года назад их поставил на разогрев лидер Magnetic Fields Стивен Меррит, который впоследствии частично записал на дьюанатронах альбом «Love at the Bottom of the Sea».

Стоимость: 3250 долларов

Интерфейсы

10. The Continuum Fingerboard

Длинная панель из неопрена, на которой играют, двигая пальцами влево-вправо. Дальше - как в тачпаде: перемещаясь по панели по вертикали, можно управлять тембром. А если надавить посильнее, нота зазвучит громче. С помощью этого MIDI-контроллера записана музыка к фильмам «127 часов» и «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа». Его используют, например, Джон Пол Джонс и Амон Тобин.

Стоимость: 3000-5500 долларов

Прошлогодняя разработка от фирмы Misa Digital Instruments, главный офис которой расположен в Гонконге. У этой цифровой гитары струн нет вообще, вместо них - изображение на сенсорном экране. Каждый лад поделен на шесть кнопок. В итоге можно как бы на гитаре извлекать синтетические звуки (синт-блок с тембрами и эффектами - третья составляющая инструмента), назначив на каждую струну свой звук. Проект работает по принципу open source.

Стоимость: от 789 долларов

Инструмент, придуманный американцем Джеффом Трипом, - клавиши, которые можно не только нажимать, но и толкать вперед-назад, словно фейдеры на микшерном пульте. Таким образом, у музыканта появляется возможность управлять звуком, не отрывая руки от инструмента.

Стоимость: «Если вы спрашиваете о цене, значит, не можете себе его позволить» - гласит объявление на сайте

Похож на баян, у которого остались только панели с кнопочками. Первый джаммер придумал в 2003-м бывший сотрудник Microsoft Джим Пламондон и назвал его Thummer. Правда, компания-производитель закрылась в 2009 году. Теперь собираются энтузиастами по выложенным в сети схемам.

Стоимость: 375 долларов

Самый известный из новичков - разработали его японцы, художник Тосио Ивай и сотрудник Центра музыкальных технологий Yamaha Ю Нисибори, и впервые показали публике в 2005-м на лос-анджелесской выставке Siggraph. Все очень наглядно: экран с 256 светодиодными переключателями. Выщелкиваешь картинку в реальном времени, как в любой секвенсорной программе, получаешь мелодию или ритм. В промо-туре музыкальной шкатулки участвовали Джим О"Рурк, проекты To Rococo Rot, Pole и другие. Использовали Massive Attack и Little Boots. В широкую продажу он попал в 2007 году, в 2010-м появилась новая коммерческая модель, Tenori-on Orange, сделанная из пластика, а не из магниевого сплава, а потому более дешевая.

Примерная стоимость: 500-1000 долларов

Каталонская разработка, из Университета Помпеу Фабра. Выглядит как тумба с подсвеченной поверхностью, снизу расположена камера, которая передает данные в компьютер (действие проходит в затемненной комнате). На поверхность ставятся плоские или кубические объекты под названием tangibles. Каждый объект представляет собой модуль синтезатора, секвенсор или, к примеру, периодический триггер. И появляется звук, а на экране символы, некоторые из них подсказывают, что делает тот или иной объект, другими можно управлять, соединяя tangibles в единую систему.

Reactable можно было увидеть на концерте в поддержку альбома Бьорк «Volta» - на нем играл Марк Белл, а также на выступлении в британском телешоу Later with Jools Holland. Также его использовал проект Nero в клипе «Promises». В 2010-м была выпущена версия для iPad.

Стоимость: 9700 долларов

Студент Бристольского университета Адам Плейс превратил в 2007-м сэмплер в сферу, разместив на ней пэды (нажал на такой кружочек - получил звук или даже целый фрагмент композиции). Выглядит настолько эффектно, что его создатель получил на развитие проекта грантов и субсидий на 50 тысяч фунтов. На середину этого года намечено начало продаж, цена пока не объявлена.

P.S. Resistor JelTone
Порой, впрочем, не все изобретатели так серьезны. Вот один из участников конкурса музыкальных инструментов имени Маргарет Гатман в Университете Джорджии - съедобное фруктовое пианино. Приятного аппетита. ​http://www.flickr.com/photos/ranjit/5879592536/

Технический прогресс не стоит на месте. Привычные для нас сегодня скрипку, гитару или фортепиано, тоже когда-то впервые изобрели. Кто знает, быть может через много лет, какие-то из этих футуристичных инструментов так же станут классическими?

Seaboard.

Инструмент, разработанный лондонской компанией ROLI. Представляет собой некое подобие пианино, на чьей поверхности нет чёрных или белых клавиш. По сути - вся поверхность инструмента и есть одна чувствительная к прикосновениям клавиша. Сиборд даёт практически неограниченные возможности живой работы со звуком - легкими движениями пальцев здесь можно изменять высоту тона, громкость и тембр звучания непосредственно во время исполнения.

Haken Continuum.

Создатель инструмента Липпольд Хакен, профессор электроники и вычислительной техники университета штата Иллинойс. В качестве сенсора инструмент имеет неопреновую рабочую поверхность. Помимо высоты звука, он передаёт два дополнительных параметра, изменяющихся в зависимости от силы давления и положения пальцев по вертикали. Эти параметры могут использоваться для управления различными характеристиками синтеза звука - например, сила давления может изменять громкость ноты, а положение пальцев по вертикали - тембр инструмента. Инструмент поддерживает одноголосый режим и режим с 16-голосой полифонией.

Reactable.

Поражающее воображение детище инженеров-конструкторов из Барселоны. Прежде всего, это нужно видеть - зрелище действительно впечатляющее. В работе реактейбл реализует интересный принцип - так называемый материальный интерфейс пользователя, на который прочие музыкальные инженеры пока что обращают внимание крайне редко. Управление этим инструментом довольно простое и интуитивное. Существует набор различных блоков с отдельно взятыми звуками. Устанавливая их на интерактивную панель можно регулировать звучание в зависимости от их расположения.

Eigenharp Alpha.

По-сути представляет из себя программно-аппаратный гибрид саксофона, синтезатора, драм-пэда и губной гармошки. Инструмент разработан Британской компанией «Eigenlabs» и представляет собой гриф длиной 132 см, который удобно держать как арфу. В верхней части Eigenharp Alpha расположено 120 сверхчувствительных клавиш, а в нижней – 12 «перкуссионных» клавиш, для более жесткого звука. Каждая клавиша реагирует на малейшее движение пальца, вплоть до одного микрона, позволяя регулировать множество параметров игры, как, например, высоту тона, вибрато или частоту среза фильтра! Также на грифе этого необычного музыкального инструмента имеется трубка для вдувания воздуха, как у фагота, и два дополнительных контроллера, выполненные в виде полос.

Noisy Jelly.

Инструмент «просто добавь воды». Разноцветные порошки в любых долях и пропорциях засыпаются в опять же любого рода емкости, затем все это заливается обычной водой, и по истечении десяти минут устанавливается на специальную подставку, подключенную к компьютеру. Каждый порошок отвечает за что-то определенное, например бас или мелодию, а «играть» на получившихся желейных «инструментах» можно любыми частями тела - хоть пальцами, хоть носом.

Misa Digital Kitara.

Снова гибрид, на этот раз синтезатора и гитары. Игра на Kitara осуществляется благодаря большому мультитач дисплею, отображающего шесть цифровых струн и специальным кнопкам на грифе устройства. Есть цифровой вход. Новинка может похвастаться еще и встроенным синтезатором. В общем, перед музыкантом открывается широкий простор для экспериментов.

AirPiano.

Музыкальный инструмент представляет собой длинную сенсорную панель с прозрачной стеклянной крышкой. Звуковой ряд светодиодной панели включает в себя полную октаву. Принцип игры чем-то схож с терменвоксом. Для извлечения звука музыканту достаточно сделать в воздухе, не прикасаясь к самому инструменту, несколько виртуозных движений. Специальная интерактивная платформа идентифицирует движения музыканта и воспроизводит соответствующие ноты. В общем, это волшебство надо видеть!

Лазерная арфа.

Футуристичные инструменты - это авангардные решения музыкантов, в которые они вкладывают и форму, и содержание. Музыканты не отменяют скрипку и рояль, в конце концов, в масштабах истории, их тоже придумали не так давно. Но творческий потенциал и современные технологии не позволяют сидеть на месте. И вот один за другим входят в нашу жизнь ранее неизвестные инструменты. Купить их уже можно в интернет-магазине https://musicbase.ru/ .

1. Харпеджи - это воплощение многолетней мечты тысяч музыкантов, соединить клавишные и струнные инструменты. В 2007 году получилось эту задумку воплотить в жизнь. Этот инструмент может быть на четыре или пять октав. Играя на харпеджи, у исполнителя появляется возможность охватить сразу две октавы, расширяя диапазон своих возможностей.

2. Seaboard GRAND - новый вид синтезатора, появившейся в 1912 году. Это монолитная конструкция. По сути, одна большая клавиша, чувствительная не только к прикосновениям различной силы, но и к скольжению, и к зажиму. Поскольку игровая панель имеет выпуклости, то инструмент отдалённо напоминает пианино.

3. Реактейбл - инструмент, на котором можно играть целой командой, разместившись по кругу над его подсвечиваемой панелью. Реагируя на малейшие прикосновения к планшет-экрану, музыканты могут создавать настоящие шедевры.

4. Континуум - это не генератор звука. Это, скорее, контролёр, способный поддерживать многоголосость музыки. Поменять можно и громкость, и тембр, благодаря плавному перемещению пальцев по рабочей поверхности. Можно переходить с одноголосого режима на равноправные и композиционно-технические голоса.

5. Eigenharp Alpha - то ли саксофон, то ли синтезатор, плюс драм-машина и губная гармошка. Весь этот микс легко разместился на грифе, который совсем не габаритный. Его удобно держать как арфу, а воздух вдувать в специальную трубку.

6. Airpiano- инструмент с бесконтактной клавиатурой. Сенсорная панель, под стеклянной крышкой управляется без каких-либо прикосновений. Музыкант извлекает звук благодаря движеньям рук над поверхностью. Кроме того, Airpiano выступает в роли контролёра и даёт исполнителю подсказки.

7. Лазерная арфа - это современный вариант обычной арфы. Струны заменили лучами, щепки - перекрытием. Правда, поменялся тембр и синтез звука.

8. Гамелеста - это компьютерный инструмент с акустическим звучанием, появившийся в 2011 году. Выглядит он как маленький орган-пробник, а звучит как колокольчик, звук которого синтезирован.

9. Глюкофон - ударный инструмент, далёкий от классического барабана. От его появления прошло чуть больше десяти лет, но он очень полюбился слушателям, из-за своего необычного, завораживающего звучания, располагающего к релаксу. Его звук похож на микс звучания колокола и арфы.

10. Альфа Сфера - инструмент, который покорил сердца музыкантов не новизной генерации звуков, а дизайнерским молодёжным решением. Синтезатор, в виде сферы очень понравился, как элемент шоу. Оригинальность в интерфейсе и звучании сделали этот инструмент достаточно популярным.

«Современные изобретения»: за этими словами, как нам кажется, всегда стоят высокие технологии. Робототехника, нейроинтерфейсы, нейросети. В музыку в ХХ веке пришли электроинструменты и компьютер - и последний, казалось бы, должен был угасить пыл всех изобретателей. Композиторы были обречены просто пересесть за монитор. Но этого не произошло - даже для создателей акустических инструментов сегодня настал ренессанс, ведь в их распоряжении материалы и технологии всех прошедших эпох. Не говоря уже об электрических. Ниже - семь удивительных музыкальных инструментов нового времени.

Ханг

Начнём с самого популярного инструмента, который можно встретить даже у уличных музыкантов. Не в изначальном виде, правда: аутентичный ханг, разработанный на самой границе нового века, в 2000 году, швейцарскими изобретателями Феликсом Ронером и Сабиной Шерер, закончили выпускать в 2014 году. И хотя изобретатели сейчас предлагают аналог с названием Gubal, большинство музыкантов обращается в компании-конкуренты.

Что же такое ханг? Это перкуссионный инструмент в виде двух полусфер из металла, соединённых в диск. По периметру верхней расположены углубления - тональный круг.

Семейством ханга называются инструменты, похожие на него, они же хэндпаны. Сегодня можно найти школу, где обучают игре на хэндпанах, можно связаться и с российскими мастерами, которые их изготавливают. Есть запатентованная российская марка - SpB Pantam.

Ближайший и самый известный собрат ханга - это HANT (have a nice trip) или, в русском переложении, глюкофон. Звучание обоих инструментов называют космическим - а визуально это подтверждается и сходством с летающей тарелкой.

Харпеджи

Ещё один молодой, но перспективный инструмент - это харпеджи, гибрид фортепиано и гитары, по виду вовсе напоминающий цитру. Увидевший свет в 2007 году, он уже успел зазвучать на весь мир: например, в фильме «127 часов », который был номинирован на «Оскар», в том числе за саундтрек.

Это уже меньше похоже на звуки из космоса - зато едва верится, что музыку производит не синтезатор, а электрический инструмент, на котором просто зажимают струну тэппингом.

Колёсная арфа

Это название уже не на слуху, а самому инструменту всего три года: его представили публике в 2013 году. Если изобретатели ханга и его идеологи вдохновляются древними перкуссионными инструментами, то колёсная арфа была разработана по рисункам Леонардо да Винчи - лучше всего сказать «по мотивам», потому что полноценные чертежи до наших дней не дошли.

Звук колёсной арфы обычно описывают как «густую полифонию», похожую на звучание «полноценного струнного оркестра». А работает она так. Колесо вращается педалью, оснащённой электроприводом, а клавиша задействует соответствующую струну, которая приближается к колесу. Оно покрыто канифолью, что имитирует движение смычка.

Wintergatan Marble Machine

Если звучание колёсной арфы показалось вам слишком тяжеловесным, можем предложить инструмент куда более сентиментальный и лёгкий для восприятия. Это, по сути, машина для катания шариков, которые падают на ксилофонные клавиши и производят сказочно-оптимистическую музыку.

Wintergatan - название группы, в которой играет изобретатель этой чудо-машины Мартин Мулин. А если вам показалось, что музыка, звучащая на видео, будто заимствована из «Амели» - не удивляйтесь: с творчеством Яна Тирсена чаще всего и сравнивают музыку Мулина. Ещё со времени жизни такого коллектива, как Detektivbyrån, в котором он раньше играл.

В отличие от предыдущих инструментов, Marble Machine изначально задумывалась как штучный экземпляр. Изобретатель не намеревался пускать машинку в массовое производство: чересчур затратно.

Только для одной такой гигантской музыкальной шкатулки в 2015 году потребовалось две тысячи шариков.

Если вы настолько вдохновились ею и хотите пересоздать своими руками, это сделать, конечно, можно. Инженерную основу можно воплотить по готовым чертежам , доработав их с учётом ксилофонных клавиш. Но работа эта явно для тех, у кого энтузиазма и времени в избытке.

Между прочим, Мулин - изобретатель не только этого инструмента. Выступая с Wintergatan, он испробовал уже и другие, более компактные машинки.

Гамелеста и шарпсикорд

Итак, иногда инструменты рождаются из-за нужд музыкантов, которым оказывается тесно в традиционных формах. Поэтому нельзя не сказать и о Бьорк, известной исландской экспериментаторше в области звука.

В 2011 году её соотечественник, органный мастер Бьоргвин Томассон изобрёл специально для певицы особый инструмент - гамелесту. Название произошло от индонезийского гамелана (оркестра струнных и ударных инструментов) и французской челесты - и представляет собой своеобразный синтез. Хотя управляется гамелеста компьютером, у неё исключительно акустическое звучание, напоминающее в первую очередь колокольчик.

Но гамелеста - не единственный необычный инструмент, звучавший в музыке Бьорк и получивший благодаря ей относительную известность.

Есть ещё и шарпсикорд, созданный Генри Дэггом, - это огромная музыкальная шкатулка с барабаном, вращающимся благодаря энергии от солнечной батареи. В нём проделаны 11 520 отверстий - затыкая их, музыкант программирует мелодию, что весьма затратно по времени: чтобы обеспечить несколько минут музыки, приходится провести целый день за инструментом.

Гидролофон

Эта «водяная флейта» кажется обычным фонтаном и начинает звучать, когда музыкант зажимает пальцами отверстия в трубке - совсем как при игре на обычной флейте. Хотя специалисты отмечают родство гидролофона скорее с пианино и органом, ведь речь о звуке, который издают связанные с этой полостью трубы.

Инструмент изобрели недавно - в 2006 году, но он уже завоевал сердца совсем разной публики: с ним выступают в сопровождении оркестра, и с ним же развлекается любой желающий в крупных парках мира.

Его создатель Стив Манн, профессор Университета Торонто, спроектировал множество вариантов - вплоть до установленного в джакузи. Но самыми «народными» стали гидролофоны в парковых фонтанах и других общественных местах - и это не исключает их оригинальности. Например, в аквапарке Legoland в Карлсбаде (Калифорния) корпус гидролофона выполнен из огромных блоков Lego , а некоторые экземпляры снабжены маркировкой Брайля, чтобы играть могли в том числе слепые и слабовидящие люди.

Самый большой гидролофон расположен перед зданием научного центра в канадской провинции Онтарио. У него есть и своё название - Телускейп, а доступен он всем желающим круглосуточно . Правда, только в тёплый сезон.

Звенящее дерево, поющее море

И, наконец, особая категория инструментов: не для профессиональных музыкантов, не для обычных людей, отдыхающих в парке, а… для природы. Такие инсталляции используют стихию - и стихийно же производят на свет музыку. Поскольку авангард ХХ века значительно расширил значение слова «искусство», в том числе когда речь идёт о музыке - мы можем сказать, что это она и есть.

Яркий пример - Singing Ringing Tree, «дерево» из стальных труб, сооружённое в Восточном Ланкашире (Англия). На нём играет ветер аж с 2006 года.

Есть и подобный ему инструмент, играющий уже от силы прибоя - морской орган. Целых три таких экземпляра расположились в Блэкпуле, Сан-Франциско и в Хорватии. Наиболее известным можно считать третий, построенный в 2005 году в городе Задар.

Гармония мира не знает границ - не знает её и музыкальная гармония. Искусство будет обретать всё новые и новые формы, а красота музыки никогда не перестанет волновать душу. Но есть прекрасное и в смене форм как таковой - в самом стремлении человека к новому.




Top