Каком возрасте ребенок приучается горшку. От теории к практике. Если малыш справляет нужду внезапно.

Почему ребенок отказывается ходить на горшок и как его к нему приучить, «Летидору» рассказывает Ольга Гетта, психолог-исследователь, эксперт сайта «Помогатель.ру».

Ольга Гетта , психолог-исследователь, эксперт сайта «Помогатель.ру» .

Подходящее время: в каком возрасте приучать ребенка к горшку

Примерно до 1 года и 3 месяцев малыш еще не способен осознать и зафиксировать ощущение наполненности мочевого пузыря. Попытки приучить ребенка к горшку до этого возраста могут быть совершенно безуспешными. И это нормально!

Первые твердые продукты. Не волнуйтесь, у них всегда будет место для новых блюд и будет в лучшем настроении. Начните с размещения небольшого количества пюре на кончике ложки. Через несколько дней вы можете положить его в кресло, дать вам безопасность, почувствовать его таким образом, чтобы он стоял перед вами. Попытайтесь создать приятную и жизнерадостную атмосферу, когда дело доходит до еды. Используйте специальную ложку с мягким наконечником при кормлении, чтобы предотвратить повреждение десен. Если ваш ребенок не очень заинтересован в еде из ложки, заставьте его почувствовать запах и попробовать еду или подождать, пока он не заберет в уме мысль о том, чтобы есть что-то твердое. Начинайте давать ему твердую еду в день, когда это подходящее время для вас и вашего ребенка, но избегайте этого, когда ваш малыш устал или каприз. Конечно, он не будет есть много в начале, но даст ему время, чтобы привыкнуть к этому опыту. Некоторым младенцам нужно практиковать, как есть пищу во рту и проглатывать их. Идите к шагу вашего ребенка. Достаточно времени для приема пищи, особенно в начале. Вашему ребенку нужно научиться перемещать твердую пищу из передней части ее рта, чтобы она могла ее проглотить. Это нормально для ребенка, чтобы сделать рвоту или отказаться от пищи в первых попытках. Попробуйте еще раз через день или два. Помните, что ваш ребенок учится глотать! Глотание очень отличается от сосания, поэтому может потребоваться некоторое время, чтобы учиться. Вскоре ваш ребенок научится наслаждаться вкусом и текстурой своих первых твердых продуктов.

  • Во-первых, кормите грудью или дайте ребенку бутылку.
  • Легче желать есть твердые тела, когда ваш голод утих.
  • Сначала вы можете держать ребенка на руках во время кормления.
  • Это помогает сделать ребенка более безопасным и комфортным.
  • Не используйте ножи или вилки, которые могут причинить вам боль.
Как только вы привыкнете к своей новой диете, вы будете готовы съесть несколько ложек еды в день.

Раньше. Конечно, есть родители, которым удалось приучить кроху к горшку в очень раннем возрасте – развитие детей индивидуально, возможно, для конкретного ребенка это было нормой. Но чаще всего малыш, приученный к горшку «раньше времени» (скажем, в 7 месяцев), делает это неосознанно, а это не очень правильно: ребенок позже может неожиданно «разучиться». Так что не стоит тратить время на «Как ребенка приучить к горшку в год».

Нужно ли мне продолжать давать ей грудное молоко или формулу?

Да, вашему ребенку понадобится грудное молоко или формула до окончания года. Обе пищевые продукты предоставляют вам важные витамины, железо и белок таким образом, который вам легко усваивается. Твердые продукты не могут заменить все питательные вещества, что грудное молоко или формулы предложения в течение первого года жизни.

Как включить другие продукты?

Помните: главная цель на этот раз заключается в том, чтобы ребенок начал понимать, что пища будет поступать в ложку, но его первым источником пищи остается грудное молоко или формула. Предложите его в течение 3 или 7 дней, и вы узнаете о терпимости ребенка к этой пище. Если у вашей семьи есть история пищевой аллергии, подождите полных семи дней, прежде чем вводить новую пищу. В случае отклонения приостановить питание и попытаться дать его спустя некоторое время. Отделите только ту сумму, которую, по вашему мнению, возьмет ваш ребенок, и нагреть ее вместо того, чтобы нагреть большое количество, которое затем теряется, потому что вам придется бросить его, так как не безопасно повторно нагревать детское питание, которое ранее нагревалось. Важно хорошо согреть пищу, а затем дать им немного остыть, переместить ее и попробовать, прежде чем предлагать ее ребенку. Не заново замораживайте пищу, которая уже заморожена, и помните, что все, что вы используете для кормления вашего ребенка, должно быть абсолютно чистым. Всегда оставайтесь рядом, когда ваш ребенок ел, чтобы быть уверенным, что вы не задушите что-нибудь. Подождите, пока ребенок обратит внимание на каждую ложку, которую вы предлагаете, прежде чем пытаться вбить ее в рот. Большинство младенцев знают, когда они закончили есть. Не тратьте слишком много времени, пытаясь убедить его есть больше, они скоро узнают, что отказ от пищи - это способ привлечь внимание. Пусть он исследует еду. Большая часть обучения детей - это прикосновение, это способ познания новых текстур, перенос его в нос, чтобы узнать его запах и, таким образом, побудить вас попробовать его. И попросите вашего ребенка помочь в кормлении. Когда ребенок хочет прокормить себя, это хороший знак, поэтому дайте ему ложку, пока вы кормите его другим. Сначала это может быть очень сложно и грязно, но это того стоит, постарайтесь не волноваться. Избегайте давать яйца или соленые, сладкие или обработанные пищевые продукты, которые специально не предназначены для детей. Ваша цель должна заключаться в том, что в конце отлучения ребенок уже интегрирован в семейный корм. Таким образом, вы будете уверены в том, что ваш ребенок ест и привыкнет к вкусам дома. Коммерческие детское питание может быть очень полезно при определенных обстоятельствах, но они не должны заменять семейное питание. Если вы подготовите большую сумму, вы можете заморозить ее, используя ледяные формы. Это сэкономит ваше время и силы. Если вы предлагаете бобовые бобы, бульоны или супы, дайте в основном бобы, макароны, куриные или овощные супы, иначе ребенок будет удовлетворять свой голод только водой, а не пищей. Не смешивайте продукты при подаче или приготовлении.

  • Представляйте только одну пищу за раз.
  • Предложите ей различные продукты, которые вы и ваша семья привыкли есть.
  • Используйте домашние пюре, когда можете.
Клубнику, киви и чакабану следует вводить позже, так как они являются очень аллергенными фруктами.

Позже. Бывает, что малыш уже достиг среднестатистического возраста, когда уже «пора» (1 год и 3 месяца), но пока еще по своему развитию не готов ходить на горшок. Не стоит сразу же бить тревогу: каждый человек уникален, и у ребенка свои индивидуальные этапы взросления. Иногда родителям просто надо подождать. Самое худшее, что могут сделать мама и папа, – это сверяться с какими-то таблицами, волноваться и . Если время идет, а ребенок продолжает пачкать штанишки, проконсультируйте с педиатром, чтобы исключить серьезные заболевания.

Используйте стакан, чтобы дать ребенку жидкости. Представляем соки до конца, для ребенка более желательно начинать абляцию с полутвердых продуктов, что позволяет ему знать разные текстуры и обеспечивать больше питательных веществ, чем соки. Он служит для жидкости в стеклянной или пластиковой чашке вместо стекла и размера, подходящего для рук ребенка. Не предлагайте коктейли, где вы смешиваете зерновые, яйца или другие продукты с коровьим молоком.

  • Помните, что коровье молоко не рекомендуется до окончания года.
  • Идеальной жидкостью для ребенка на этом этапе является вода.
Количество пищи будет меняться день ото дня и будет увеличиваться по мере того, как ребенок вырастет, так что понемногу объем потребляемого молока уменьшится.

Приучаем к горшку: популярные причины «неудач»

В процессе приучения к горшку могут повторяться ситуации, когда ребенок не каждый раз доходит до своего туалета. Это может длиться месяцами. Причины такого поведения:

плохое самочувствие;

• негативный опыт, связанный с горшком: например, мама посадила его на «трон», а его поверхность оказалась холодной и малышу стало неприятно;

Таким образом, к первому году примерно половина потребностей в энергии ребенка будет покрыта продуктами, отличными от грудного молока или формулы. Не рекомендуется подавать большое количество пищи, количество должно быть пропорционально возрасту ребенка. Хорошее руководство - предложить ложку еды для каждого года. Он пожелает больше еды, если пожелает.

Следуя следующим правилам, вы можете избежать конфликтов, когда дело доходит до еды. Пусть ребенок решает.

  • Избегайте конфликтов, позволяя ребенку решить, сколько есть.
  • Иногда, если вы не голодны, вы можете даже ничего не есть.
  • Ваш ребенок будет есть при следующей еде, если к тому времени он проголодался.
Избегайте «оставлять блюдо в чистоте».

• горшок ассоциируется со страданиями: например, когда малыш мучился .

Задача родителей – максимально предотвратить все негативные моменты, связанные с посещением туалета, и ни в коем случае не ругать, если ребенок пропустил «позыв», увлекшись своими интересными делами.


Если вы подаете десерт, подготовьте небольшую порцию для ребенка и подавайте с остальной частью еды. Даже если ребенок решает сначала съесть десерт, небольшая порция не удовлетворит голодного ребенка. Затем он съест остальную часть пищи в зависимости от голода, который у него есть.

  • Такое поведение может привести к проблемам с едой и ожирению у некоторых детей.
  • Это может также привести к негативному семейному окружению во время еды.
  • Попробуйте эту технику.
  • Это работает!
Сколько раз в день ребенок должен есть твердую пищу?

Как приучить к горшку малыша: секреты для родителей

Белье. Любой ребенок мечтает стать взрослым поскорее, быть похожим на маму и папу. Этим можно и нужно пользоваться, но, конечно, в меру. Например, можно показать ребенку и объяснить, что оно для больших детей, которые не писают в штанишки. Ребенок обязательно задумается и наверняка вскоре захочет попробовать примерить вещичку «для взрослых».

Сначала вы будете есть твердую пищу один раз в день. Около 6-7 месяцев младенцы обычно едят твердую пищу два раза в день. Примерно через 8 месяцев вы должны есть твердую пищу три раза в день. На этом последнем этапе вы будете есть, каждый день, продукты из нескольких групп.

Небольшое количество белка, такого как домашняя птица, творог или творог, соевый сыр и красное мясо.

  • Материнское молоко или молоко формулы, обогащенное железом.
  • Зерновые, обогащенные железом.
  • Овощи желтые, оранжевые и зеленые.
  • Разнообразные фрукты, избегающие аллергенов.
Есть определенные продукты, которые вы не должны давать ей.

Горшок. Детский горшок должен быть «самым красивым». Как выбрать и купить такой горшок? Делайте это вместе с малышом: либо в магазине, либо дома, ориентируясь на фото в интернет-магазине. Учитывайте, что малышу придется по душе горшок с его любимыми персонажами, героями, животными.

Удобное местечко. Предложите малышу самостоятельно выбрать место для совершения туалетных дел, не заставляйте ставить горшок только в туалете или в ванной комнате. Не запрещайте ему брать еду («так не принято»!) или игрушки и , когда он захочет посидеть на горшке. Это его право и его выбор.

Отвлекая его на большее?

Без клейковин зерновых не следует давать, включая хлеб и крекеры, до двенадцати месяцев. Йогурт является производным от коровьего молока, поэтому некоторые педиатры откладывают его введение до конца года. Не давайте орехи, оливки, вишни, конфеты, до трех или четырех лет из-за опасности удушения. С бутылкой мы увеличиваем вероятность появления полостей.

  • Вы не должны давать коровье молоко в первый год.
  • Сок, натуральный, оранжевый и ложка.
Забавно, как изменяются дисциплинарные правила. На протяжении десятилетий это было: «таблица не воспроизводится».

Инструкция. Не забывайте ежедневно напоминать ребенку, как и для чего нужно использовать горшок. Можно подключить и другие игрушки для наглядной демонстрации, как пользоваться новым для него предметом.

Сигналы. Родителям нужно проявить наблюдательность. Как правило, у каждого ребенка есть характерные знаки, обозначающие, что вот-вот он готов сходить в туалет. У кого-то это замирание на несколько секунд, у кого-то – потуги. Уловив эти сигналы, родители должны как можно скорее усадить чадо на горшок.

Манеры были первыми, и ребенок, который начал играть, остался без еды. Но теперь родители кажутся настолько одержимыми, что ребенок есть, есть во что бы то ни стало, есть прежде всего, что они могут не только согласиться, но и поощрять игру за столом. Они отвлекают ребенка от игрушек, с телевизором, с танцами, с чем угодно.

В дополнение к тому, чтобы учиться плохим манерам, отвлекать ребенка во время еды, может быть опасно. Если пятилетний мальчик начинает играть, прыгать, бегать, смеяться и играть с едой во рту, его мать сразу же закричит. Ребенок, который ест, должен быть сосредоточен на том, что он делает, неразумно отвлекать его или заставлять его смеяться, чтобы открыть рот, а тем более положить пищу в рот во время плача.

Удобная одежда. Лучше, чтобы в период приучения к горшку на ребенке была одежда, которую он легко мог бы снять сам, чтобы сходить в туалет.

Откровения. Попросите ребенка сигнализировать, когда он хочет в туалет. Поощряйте лаской и хвалите за правильные действия, демонстрируйте искренний восторг. За «мокрые ошибки» не ругайте никогда. Постепенно ваш ребенок запомнит, что горшок – отличная штука: ведь без ходить гораздо удобнее.

В каком возрасте ребенок должен быть включен в график питания семьи?

Рекомендуется, чтобы к первому году жизни ваш ребенок уже был включен в семейную диету. Постепенно ваш график приема пищи будет приспосабливаться к остальной части семьи, до трех основных продуктов с твердой пищей. Чтобы облегчить это включение, все члены семьи должны участвовать и поддерживать мать, например, они могут по очереди, чтобы в разное время еды каждый член предлагал пищу для ребенка.

С другой стороны, желательно, чтобы вы почувствовали это со всей семьей, чтобы вы начали учиться вести себя за столом и наслаждаться этим моментом в компании ваших близких. Однако в случае, если время приема пищи должно быть отложено по какой-либо причине, ваш ребенок должен получать пищу в обычное время.


Чего нельзя делать ни в коем случае

Приучение к горшку – длительный процесс, протекающий у каждого индивидуально. Об этом необходимо помнить каждой маме. Поэтому и запаситесь любовью. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми и не сопоставляйте его развитие с табличками вроде «Этапы развития малыша». Ваш ребенок – уникальный, у него свой собственный путь.

Потенциально опасная ситуация, когда ребенка силой, криками или жесткими требованиями заставляют сходить в туалет на горшок. Например, говорят: «Пока не сходишь на горшок, не дам тебе игрушки / еду / не пойдем гулять» и т. д.

Любые манипуляции, угрозы не только испортят ваши отношения с ребенком на долгие годы (да, даже подобные «мелочи» влияют), но и создадут благодатную почву для развития различных психических отклонений, например, обсессивно-компульсивного расстройства (невроз навязчивых состояний). Кроме того, у малыша могут начать формироваться такие качества, как жадность, упрямство, гнев, страх наказания.

И правилам личной гигиены является важным этапом воспитания. Перед всеми родителями однажды встает вопрос: с какого возраста этим нужно заниматься и какие методики использовать? Некоторые мамочки хвастаются, что их малыш научился пользоваться горшком еще до года. На самом деле речь скорее идет о выработке у грудничка бессознательной реакции, а не осознанном осуществлении нужных актов. Приучать детей нужно только после выработки у них определенных навыков, и специалисты определили оптимальное время для начала занятий.

Время, рекомендованное специалистами для приучения ребенка к горшку

По мнению педиатров, ребенка нужно сажать на горшок не ранее чем в 1,5 года. Именно с этого возраста малыш уже способен осуществлять контроль над актами опорожнения мочевого пузыря и кишечника. В это же время появляется и осознание природных желаний.

Стоит учесть, что данная цифра является условной. В некоторых ситуациях с выработкой навыка придется повременить.

  1. Если малыш недавно перенес заболевание или болеет. Апатичного и капризного ребенка невозможно научить ничему. Придется дождаться полного выздоровления.
  2. Если в семье очень напряженная обстановка, связанная с кризисом отношений у родителей, болезнью или смертью кого-то из близких людей. Дети прекрасно чувствуют настроение окружающих, поэтому не стоит приучать их к чему-то в тот момент, когда мысли посвящены совсем не воспитанию.
  3. Если семья переехала на новое место или кардинально поменяла обстановку в квартире. Такие изменения не могут не отразиться на состоянии ребенка, лучше подождать, когда он привыкнет к новому окружению.
  4. Если в семье родился еще один малыш. При появлении двойной нагрузки родителям не стоит надеяться на собственную уравновешенность. Нет смысла приучать старшего малыша к горшку, когда все силы отданы на уход за младшим.

Процесс обучения будет успешен только в том случае, если карапуз уже обладает множеством полезных навыков, которые могут ему пригодиться.
По статистике, по достижению полуторагодовалого возраста, дети должны уметь следующие вещи:

  • ходить, садится, снимать и даже надевать штанишки;
  • понимать обращенную к нему речь, адекватно реагировать на указания;
  • выражать свои желания и эмоции, формулировать вопросы с помощью слов, интонации, жестов;
  • подражать действиям взрослых, повторять то, что от них требуют;
  • выполнять простейшие указания;
  • понимать, что такое похвала, и стараться ее заслужить правильными действиями.

Если малыш уже умеет все перечисленное, то проблем с привыканием к горшку возникнуть не должно. Если есть сомнения по поводу своевременности развития навыка, можно обратиться к педиатру, который вел ребенка с младенческого возраста.

Никто не запрещает родителям знакомить своего карапуза с основами личной гигиены и использования туалета в более раннем возрасте, даже до года. Но стоит подготовиться к тому, что успехи малыша будут незначительными. Как показывает практика, те дети, с которыми начали заниматься очень рано и те, с которыми были соблюдены все рекомендованные нормы, достигают одинаковых результатов. Это проявляется в том, что контролировать свое тело малыши начинают примерно в одно и то же время.

  • До 2-2,5 лет появляется контроль над опорожнением кишечника.
  • К 2,5-3 годам дети уже могут контролировать дневное мочеиспускание.
  • В 3-4 года у ребенка уже не возникает проблем с контролем над мочевым пузырем в ночное время.

Не стоит пугаться, если у малыша это происходит с небольшой задержкой. Представленные цифры не являются общепринятой нормой и могут быть другими. Если же данный вопрос очень тревожит родителей, можно обратиться за консультацией к педиатру, но ни в коем случае нельзя срывать злость на ребенке и считать, что он отстает в развитии.



Этапы обучения, их особенности

Важно понять, что приучить ребенка к использованию нового устройства всего за несколько дней не получится. Процесс обучения нужно проводить медленно, плавно переходя от одного этапа к другому. Не стоит давить в случае протестов, это ни к чему не приведет. Со стороны родителей требуется предельное внимание и безграничное терпение.

Этапы выработки привыкания к горшку

  1. Прежде всего ребенка нужно познакомить с новым предметом в обстановке. Устройство должно быть ярким, устойчивым и удобным, без острых краев. Начинать нужно понемногу, пару раз в день усаживая малыша в подгузнике и штанишках на его новый «стул». Через какое-то время можно начать снимать штанишки.
  2. Через 1-2 недели, если протестов от малыша не поступает, можно высаживать его на горшок уже без подгузника. Нужно проследить, чтобы стульчик не был холодным и неприятным на ощупь. Не стоит сразу же приучать карапуза «сделать все дела», он не поймет. Просто дважды в день его нужно сажать на яркий «стульчик». Если в какой-то момент тренировка совпадет с испражнением кишечника или мочевого пузыря, ребенка нужно обязательно похвалить.
  3. Обязательно нужно показать своему чаду предназначение нового устройства. Хорошо, если в семье есть ребенок чуть постарше, это намного облегчит процесс. Если же нет – просто нужно пытаться объяснить все простым и доступным языком. В подтверждение слов можно даже выкинуть в горшок использованный подгузник.
  4. Когда малыш привыкнет к новому «трону» и начнет спокойно на него садиться, можно начать подлавливать удобные моменты и понемногу приучать его к новому способу «сходить в туалет». Главное, не проявлять никакой агрессии и излишнего рвения. Просто после сна, прогулки или приема пищи можно предлагать ему посидеть на стульчике. Иногда родители улавливают сигналы, которые дети подают перед тем, как освободить кишечник или мочевой пузырь. Они прекращают играть, замирают, сосредотачиваются на одной точке. В этот момент им лучше всего ненавязчиво предложить горшок.
  5. Далее настает время заключительного этапа, на котором ребенка нужно приучить использовать новое приспособление самостоятельно. Предмет всегда должен быть в зоне доступности, на самом видном месте. Придется еще какое-то время напоминать малышу о том, что он теперь может использовать горшок тогда, когда пожелает. Как показывает практика, дети очень любят делать что-то без помощи взрослых и еще и получать за это похвалы.

В среднем, на весь процесс развития навыка уходит от 6 до 12 месяцев. Все это время можно использовать одноразовые или многоразовые подгузники, на скорость формирования привычки это не повлияет.



Специалисты выделили основные правила работы с ребенком при формировании у него «туалетных навыков».

  1. Насильно на горшке удерживать нельзя, не рекомендуется даже сильно уговаривать малыша. Он в любой момент может встать и пойти заниматься своими делами.
  2. Нельзя приучать детей к новому способу опорожнения кишечника и мочевого пузыря, ругая их за то, что они забыли о горшке и намочили штанишки.
  3. Правильные действия должны сопровождаться похвалой.
  4. Если в процессе приучения к горшку у малыша возникло стойкое неприятие нового устройства, необходимо сделать перерыв и только через какое-то время попробовать снова.

Важную роль играет и само приспособление. Выбирая оптимальный вариант, нужно обратить внимание на некоторые моменты.

  • Важно учесть, какого пола малыш. Для мальчиков существуют специальные устройства с завышенной передней частью. Эта деталь скоординирует направление струи и не позволит забрызгать пол.
  • Предмет должен быть удобным. Если он не подходит ребенку по росту или размеру, давит или натирает, малыш к нему никогда не привыкнет.
  • Сейчас появился широкий выбор «ночных ваз» с музыкой, подсветкой и другими развлекательными деталями. От таких моделей лучше сразу отказаться, дети должны понимать назначение предмета и не принимать его за игрушку.
  • Устройство должно быть ярким и привлекательным, так оно быстрее привлечет внимание малыша.

Относиться к обучению карапуза новым навыкам нужно с удовольствием. Дети это прекрасно чувствуют и делают все возможное, чтобы порадовать родителей.




Top