Художественная культура междуречья презентация. Культура народов междуречья

Слайд 2

Государства Междуречья: Шумер Вавилон Аккад Ассирия

Слайд 3

Тесные связи с Египтом

Слайд 4

Появление цивилизации

Время возникновения цивилизации - середина IV тысячелетия до н.э. Государства – Шумер, Аккад, Вавилон и Ассирия.

Слайд 5

Особенности культуры Междуречья

Неоднородность культуры (наслоение культурных традиций нескольких государств). Культурная преемственность. Сосуществование первобытной и древней культур (неравномерность развития городов). Особое место материальной культуры (становление ирригационной системы из-за разливов рек).

Слайд 6

Дома табличек

В Месопотамии существовали школыдля писцов - эддубба, что означало «дом табличек». При эддубба создавались библиотеки по многим отраслям знаний, существовали и частные собрания «глиняных книг».

Слайд 7

Куюнджикская библиотека

Собрание царя Ашшурбанапала (VII век до н.э.) - это едва ли не первая в мире настоящая, систематически подобранная библиотека. Царь лично следил за ее комплектованием, по его приказам писцы по всей стране снимали копии с древних или редких табличек, хранившихся в храмовых или частных собраниях, или же доставляли в Ниневию оригиналы.

Слайд 8

Культура жителей Междуречья

Носила исключительно практический характер – развивались только те виды знаний, которые могли быть использованы в жизни. Химия Архитектура Математика Глиптика География Скульптура Медицина Астрономия

Слайд 9

Математика

Шестидесятерич- ная система счета. Одна и та же цифра в зависимости от места приобретала различное значение.

Слайд 10

Математики Междуречья знали:

четыре правила арифметики, дроби, умели решать алгебраические уравнения с возведением в квадратную и кубическую степень, с извлечением корней. знали число п, умели вычислять длину окружности, площадь круга, объем усеченной пирамиды, соотношение между сторонами прямоугольного треугольника. Была выработана метрическая система и система мер веса.

Слайд 11

Измерение территории земельного участка в Умме (Междуречье). Глиняная табличка. Вавилонская глиняная табличка, содержащая геометрические задачи. Начало II тысячелетия до н. э.

Слайд 12

География

Жители Междуречья создали одну из первых «карт мира». Земля представлялась им плоской, плавающей посреди океана, в центре Земли изображалось Междуречье. В 1 тысячелетии до нашей эры - были знакомы с территорией от современной Испании до современной Индии.

Слайд 13

Химия

Использование практической химии в технологии производства бронзы и глазури для раскрашивания керамики, для обжига кирпича.

Слайд 14

Медицина

Медицинские процедуры описывались в специальных справочниках, где содержались сведения о гигиенических правилах, об операциях, например об удалении катаракты, о применении спирта для дезинфекции при хирургических операциях. В Шумере сложилась система гигиенических правил, основанная на коллективном опыте и народных традициях. Например, не пить воду из грязной посуды, мыть руки, ограничивать себя в определенного рода пище. Вырастали медицинские знания из практического опыта и повседневной деятельности человека.

Слайд 15

Медицина шумеров

Чем лечили шумерские врачи? Кроме доброго слова и ласкового взгляда использовались растения (горчица, пихта, сосна, тимьян, слива, груша, фига, ива, леканору), природные вещества (нефть, асфальтовая смола, поваренная соль), продукты животного происхождения (молоко, внутренние органы водяных змей, панцири черепах, шерсть). Рецепт шумерского врача

Слайд 16

Астрономия

Шумерами был создан лунный календарь, в котором каждый месяц имел 29 или 30 дней, а год состоял из 12 месяцев и 354 дней (плюс дополнительные 11 дней). Велись наблюдения за движением Солнца, Луны, Венеры и других планет. Предсказывались и фиксировались солнечные и лунные затмения, отмечались появления комет, метеоритов, землетрясения. Использовались солнечные и водяные часы. День начинали не с восхода, а с захода солнца. Он делился на 12 частей по два часа каждая, дни складывались в 7-дневную неделю.

Слайд 17

Астрология

Еще в глубокой древности шумеры различали двенадцать созвездий Зодиака: ГУ АННА («небесный бык») - Телец МАШ ТАБ БА («близнецы») - Близнецы ДУБ («клешни», «щипцы») - Рак УР ГУЛА («лев») - Лев АБ СИН («ее отцом был Син») - Дева ЗИ БААН НА («небесная судьба») - Весы ГИР ТАБ («тот, кто режет клешнями») - Скорпион ПА БИЛ («защитник») - Стрелец СУХУР МАШ («рыба-козел») - Козерог ГУ («хозяин вод») - Водолей СИМ МАХ («рыбы») - Рыбы КУ МАЛ («обитающий в полях») - Овен

Слайд 18

Идеографическое письмо

В основе письма лежат рисуночные знаки (пиктограммы), представляющие собой идеограммы, которые передают не слово, а понятие, и чаще всего не одно, а ряд ассоциативно связанных понятий. Число знаков в шумерском языке достигало тысячи.

Слайд 19

Слайд 20

Клинопись шумеров

Уникальная форма письменности: Клиновидные знаки выдавливались острой палочкой на влажной глиняной табличке. Табличка обжигалась на огне. Самые ранние надписи относятся к 2900 году до Н.Э.

Слайд 21

Слайд 22

Религиозные верования

Для народов Междуречья характерен политеизм - вера во множество богов с разными покровительственными функциями: Богиня-мать, покровительница земледелия, плодородия и деторождения Обожествление тех сил природы, значение которых было особенно велико для земледелия,- неба, земли, воды. Покровители городов (универсальное божество, воплощение всех высших сил) Добрые и злые духи.

Слайд 23

Религия жителей Междуречья

Шумеры утверждали, что всё в мире принадлежит богам - храмы были не местом пребывания богов, обязанных заботится о людях, - а житницей богов - амбарами.

Слайд 24

Боги жителей Междуречья

  • Слайд 25

    Духи в мифологии Междуречья

    Злые духи Добрые духи

    Слайд 26

    Зодчество жителей Междуречья

    Слайд 27

    Храм-Зиккурат

    Главный тип постройки - многоступенчатая башня Зиккурат. В основе храма лежал параллелепипед, гладких стен не имелось, сплошные выступы и ниши. Обычный Зиккурат -поставленные одна на другую усеченные пирамиды, окрашенные в разные цвета.

    Слайд 28

    Зиккурат в Уре

    Слайд 29

    Храм-Зиккурат

    Зиккурат представлял собой массивное сооружение с наклонными стенами, совершенно монолитное, если не считать небольшого храма на вершине. Размеры его были огромны; высотой более 90 м, длина каждой стороны квадратного основания также составляла более 90 м. Основа сооружения возводилась из глины или глиняных кирпичей, дополнительно укрепленных слоями тростника или асфальта; снаружи оно было обнесено толстой стеной из обожженных кирпичей.

    ГУО «Средняя школа №5 г.Новополоцка»

    Методическая разработка урока истории

    КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ НАРОДОВ МЕЖДУРЕЧЬЯ

    5 класс

    Разработала и провела:

    Сугакова А.Ч.,

    учитель I квалификационной категории

    Новополоцк

    2014- 2015

    Тема урока: Культура и религия народов междуречья

    Цель урока: предполагается, что к концу урока учащиеся смогут назвать самые значимые достижения народов Междуречья.

    Задачи:

      создать условия для изучения и первичного закрепления знаний по культуре и религии народов Междуречья;

      создать условия для развития умений ставить цель и планировать свою деятельность, анализировать текст, сравнивать познавательные объекты, формулировать проблемы, предлагать пути их решения.

      создать условия для воспитания культуры речи и поведения, взаимоуважения и взаимовыручки.

    Термины и понятия: клинопись.

    Формы, методы, приёмы работы на уроке:

      «Лови ошибку!»;

      «Виртуальное путешествие в Междуречье»;

      составление сравнительной таблицы;

      «Цепочка» и др.

    Тип урока: комбинированный

    Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

    Оборудование:

      учебные пособия и рабочие тетради;

      карточки для проверки домашнего задания, используя приём «Дови ошибку!»;

      пакет документов («Визы»);

      глиняная табличка:

      картонные карточки, покрытые слоем пластилина (имитация глиняных табличек)

      заостренные палочки;

      микрофон (детский)

    Ход урока

    Организационный этап

    1. Приветствие

    2.Определение отсутствующих

    3. Проверка готовности учащихся к уроку

    4. Проверка подготовленности классного помещения к уроку

    5. Организация внимания учащихся.

    Проверка домашнего задания

    Приём «Лови ошибку (Необходимо в тексте найти 5 ошибок и исправить их.)

    Ассирия и Вавилония

    В начале III тысячелетия до н.э . в верхнем течении Тигра возник город-государство Ашшур. его жителей принято называть ассирийцами, а земли северо-восточного Междуречья – Ассирией. К концу II тысячелетия до н.э. Ассирия стала огромной державой от Египта до Ирана. Новой столицей державы стал город Вавилон. Ассирийцы были не только могущественные, но и очень жестокие правители. Покорённые народы не хотели оставаться под властью жестоких ассирийцев. В 126 г.до н.э . столица Ассирии была уничтожена.

    В конце VII в. до н.э. царём Вавилона стал Мардук. Во время его правления в Вавилоне были построены Вавилонская башня и «висячие сады».

    Актуализация знаний

    Вспомните культурные достижения древних египтян.

    Изучение новой темы

    Учитель: Я сегодня предлагаю вам отправиться со мной в путешествие? Хотите? А где вы хотели бы оказаться? Я предлагаю отправиться в далекое путешествие, в Древнее Междуречье, историю которого мы уже с вами изучили на предыдущих уроках. Вы согласны отправиться в путешествие? Когда мы отправляемся в другую страну, то как правило, стремимся поближе познакомиться с достопримечательностями, больше узнать о традициях и нравах этого региона. Мне хотелось бы, чтобы наше с вами путешествие также было не только увлекательным, но и познавательным. Я буду вашим гидом. Вы можете задавать мне вопросы, которые возникнут в ходе нашего путешествия, а я постараюсь на них ответить. Отправляемся в путь! Но чтобы попасть в Междуречье, нам надо совершить длительный авиа перелет. У вас на столах лежит пакет необходимых для перелета документов. Откройте их и ознакомьтесь. Сначала нужно получить визу. Заполните её, учитывая, что это будет путешествие, связанное с темой нашего урока. (Заполняя «Визу», учащиеся определяют цель работы на уроке)

    Виза

    Выдана: __________________________________________________________________

    Ученику(це): ___________________________________________________________

    Цель поездки:_________________________________________

    ______________________________________________________

    Cамостоятельная работа

    Учитель: Скажите, какова цель нашего путешествия?

    Варианты ответов

    Учитель обобщает полученные ответы и напоминает учащимся, что все настоящие путешественники ведут дневники. (Учащиеся записывают в тетради дату и тему урока)

    Физкультминутка:

    1. Имитация полёта на самолёте.

    2. Имитация полёта птиц, которых видят путешественники через окно иллюминатора.

    3. Разминка для плеч и шеи, которую выполняют путешественники в самолёте.

    Учитель: Наш самолёт приземлился. Мы высаживаемся в аэропорту и отправляемся посмотреть страну.

    В первую очередь мы посетим известные вам памятники культуры Древнего Междуречья: Вавилонскую башню и висячие сады Семирамиды. Местные гиды уже ожидают нас.

    Сообщения учащихся о вавилонской башне и висячих садах Семирамиды (учащиеся готовят сообщения в качестве домашнего задания по предыдущей теме). Рассказ учащихся сопровождается показом иллюстраций №1, №2.

    Иллюстрация №2

    Иллюстрация №1

    1. Появление клинописи.

    Учитель: Ребята! А хотели бы вы побывать в местной школе? Тогда предлагаю вам это сделать.

    Просмотр фрагмента мультфильма Р. Саакянца «Всемирная история. Вавилон» (Приложение №1)

    Иллюстрация №3

    Просмотр иллюстраций «Шумерская клинопись» (в учебном пособии на стр. 69) и «В вавилонской школе» (иллюстрация №3)

    Заполнение «Дневника путешественника» (учащиеся записывают в тетрадь значение термина «клинопись»).

    Клинопись – это древнейшая письменность в истории, которую шумеры создали в конце четвёртого тысячелетия до н.э.

    2. Знания жителей Древнего Междуречья

    Учитель: Уважаемые путешественники. Хотелось бы Вам попробовать что-либо написать на глиняной табличке? Тогда я хочу предложить вам поучаствовать в акции «Кто много знает, тот приз получает». Та пара «путешественников», которая быстрее всех правильно выполнит задание, получит такую возможность.

    Самостоятельная работа учащихся в парах с текстом п.2 «Знания жителей Древнего Междуречья» (стр.69 – 70).

    Прочтите текст п.2 «Знания жителей Древнего Междуречья» (стр.69 – 70) и заполните сравнительную таблицу (используя знаки «+» и «-»). Сделайте вывод.

    Знания древних египтян и жителей Древнего Междуречья

    Наука

    Древний Египет

    Древнее Междуречье

    Математика

    Астрономия

    Медицина

    Вывод:

    Озвучивание результатов работы. Пара «путешественников», выполнившая задание правильно и быстрее всех получает приз: глиняную табличку и заостренную палочку.

    3. Месопотамский календарь.

    Учитель: Уважаемые путешественники. сейчас победители акции напишут на глиняной табличке цифру 28. А пока они пишут, подумайте, пожалуйста, как эта цифра может быть связана с месопотамским календарём? (Ответы учащихся)

    Рассказ учителя о лунном и солнечном календаре. Затем задаёт вопрос учащимся: «Где в наше время используют месопотамский календарь? кто особенно в нём заинтересован?».

    Разминка для глаз.

    4. Религия народов Месопотамии.

    Учитель: Уважаемые путешественники. Предлагаю вам в конце путешествия посетить священное место для всех жителей Междуречья – ворота богини Иштар.

    Далее учитель рассказывает о поклонении жителей Междуречья многим богам, используя во время рассказа иллюстрации «Ворота богини Иштар» (иллюстрации № 4,5), «Крылатый бык Шеду» (учебное пособие, стр. 70), «Руины «Белого храма» Ура» (учебное пособие, стр. 71).

    Иллюстрация №5

    Иллюстрация №4


    Заполнение «Дневника путешественника» . Учащиеся делают в тетради следующую запись:

    Боги Древней Месопотамии: Иштар, Таммуз и др.

    Закрепление

    Учитель: Уважаемые путешественники. Наше путешествие подходит к концу. Но для того, сесть на борт самолёта, вам необходимо предъявить специальную глиняную табличку.

    Учащиеся получают «глиняные таблички» , т.е. картонные карточки, покрытые слоем пластилина и зубочистки (для письма на «глиняной табличке»). На карточках заранее написаны в столбик цифры от 1 до 5. Если ученик согласен с утверждением, пишет «+», если не согласен «-»

    Вопросы для игры «Да-Нет»

    1. Изобретателями клинописи являются египтяне. -

    2. Клинопись – это древнейшая письменность в истории, которая была создана в конце четвёртого тысячелетия до н.э. +

    3. Жители Месопотамии знали математику, астрономию, медицину. +

    4. Месопотамский календарь можно назвать лунно-солнечным. +

    5. Народы Месопотамии поклонялись Осирису и Хапи. –

    Самопроверка выполненного задания.

    Учитель: Уважаемые путешественники! Поздравляю вас с успешным окончанием путешествия. Пока наш самолёт ещё не приземлился, напоминаю, что на выходе из самолёта вам нужно будет предъявить дневник путешественника (тетрадь), а также дневник ученика, котрый позволил вам совершить 2 перелёта абсолютно бесплатно.

    Учащиеся записывают в дневники домашнее задание: §19, вопросы и задания, иллюстрации или ребусы по теме урока (по желанию).

    Выставление отметок учащимся.

    Рефлексия. Подведение итогов учебного занятия.

    Учитель: Уважаемые путешественники! Наше путешествие окончено. Представьте, что в аэропорту вас встречает местное телевидение и корреспондент задаёт вам всем один единственный вопрос: «Что из увиденного во время путешествия вы бы назвали главным достижением народов Междуречья» .

    Учащиеся по цепочке передавая микрофон корреспондента, называют самые значимые, на их взгляд, достижения народов Междуречья.

    Литература:

    1. История Древнего мира: учеб. пособие для 5-го кл.В.2ч. Ч.1. / В.С.Кошелев. – Минск: Нар. асвета, 2009. – 118 с.

    2. Годер, Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира: Пособие для учителя.-М.: Просвещение, 1988. – 318 с.

    Кошелев, В.С. История Древнего мира. 5 класс% пособие для учителей учреждений общ. сред. образования. – Минск: Аверсэв, 2012. – 304 с.

    Пульмановский, Н.А. Всемирная история: 4 класс: Поурочное планирование. – Мн.: ООО «Юнипресс», 2004. – 272 с.

    В IV – I тыс. до н. э. в низовьях больших рек Тигра и Евфрата жили народы высокой культуры, которым мы обязаны основам математических знаний и делением часового циферблата на 12 частей. Здесь научились вычислять с большой точностью движение планет, время обращения Луны вокруг Земли. В Междуречье умели возводить высочайшие башни, где в качестве строительного материала использовали кирпич, осушали болотистую местность, прокладывали каналы и орошали поля, сажали плодовые сады, изобрели колесо, гончарный круг и строили корабли, умели прясть и ткать, изготавливали из меди и бронзы орудия труда и оружие. Богатейшая мифология народов Междуречья оказала огромное влияние на культуру Европы и Азии. Впоследствии некоторые их легенды стали частью священной книги Библии.

    Пример клинописи

    2200-2000 гг. до н. э.

    В отличие от архитектуры

    Вавилон. Реконструкция

    Висячие сады Семирамиды

    Вопросы для повторения:

    3. Каковы выдающиеся достижения культуры наров Древней Азии?В IV – I тыс. до н. э. в низовьях больших рек Тигра и Евфрата жили народы высокой культуры, которым мы обязаны основам математических знаний и делением часового циферблата на 12 частей. Здесь научились вычислять с большой точностью движение планет, время обращения Луны вокруг Земли. В Междуречье умели возводить высочайшие башни, где в качестве строительного материала использовали кирпич, осушали болотистую местность, прокладывали каналы и орошали поля, сажали плодовые сады, изобрели колесо, гончарный круг и строили корабли, умели прясть и ткать, изготавливали из меди и бронзы орудия труда и оружие. Богатейшая мифология народов Междуречья оказала огромное влияние на культуру Европы и Азии. Впоследствии некоторые их легенды стали частью священной книги Библии.

    В историю мировой культуры шумеры вошли в первую очередь благодаря изобретению письменности, которая возникла здесь примерно на 200-300 лет раньше, чем в Египте. Первоначально это было пиктографическое письмо. Писали на «дощечках» по мягкой глине, с этой целью использовались тростниковые или деревянные палочки, заточенные таким образом, что при вдавливании в сырую глину они оставляли след в виде клина. Затем таблички обжигали. Вначале писали справ налево, но это было неудобно, так как правая рука закрывала написанное. Постепенно перешли к более рациональному письму – слева направо.

    “Дощечки” из мягкой глигы и тросниковые палочки для письма

    Пример клинописи

    Громадную роль в общественной жизни играла религия. В Месопотамии не существовало развитого заупокойного культа, не было идеи воскресения и бессмертия. Смерть представлялась неизбежной и закономерной, реальной была лишь земная жизнь. В этой борьбе за жизнь на помощь человеку могут прийти боги, их надо умилостивить, им надо служить. В Месопотамии обожествлялись небесные светила, вода и другие природные силы.

    Бог Энлиль (владыка ветра и воды) – один из величайших божеств, который был сыном бога неба Ану и богини земли Ки. Энлиль – бог плодородия. Согласно мифологии древних шумеров Энлиль разделил небо и землю, подарил людям сельскохозяйственные орудия и помог развить скотоводство, земледелие, приобщил к кульутре. Но не только хорошее приписываюит ему. Энлиль, с целью проучить людей за их глупость, насылал на них стихийные бедствия, а в эпосе о Гильгамеше, упоминается о том, что Энлиль был инициатором всемирного потопа, для того чтобы уничтожить все человечество. Энлиль часто изображается божеством коварным злобным, жестоким. Его жена Нинлиль, была богиней с необычной красотой и умом. Были у него и сыновья – бог луны Нанну, бог подземной стихии Норгал, воин Нинурта и посол богов Намтар.

    По сравнению с Египтом до нас дошло мало памятников искусства народов Междуречья. В долине Тигра и Евфрата не было камня, и как строительный материал использовали недолговечный кирпич-сырец. Из глины создавались храмы, дома и крепостные стены. До наших дней дошли только горы глины и мусора, бывшие ранее прекрасными городами. Однако и по найденным остаткам можно сделать вывод о том, что здесь так же, как и в Египте, ведущую роль играла монументальная архитектура.

    Центром города в Двуречье являлся храм бога-покровителя, рядом с которым возвышалась многоступенчатая башня, так называемый зиккурат. Зиккурат мог насчитывать от трех до семи террас, соединенных широкими поло­гими пандусами. На самом верху располагалось святилище бога, место его отдыха. Туда допускались только посвященные жрецы. Облицовка зиккурата делалась из обожженного кирпича и раскрашивалась, причем каждый ярус окрашивался в свой цвет, черный, красный или белый. Площади террас занимали сады с искусственным орошением. Во время торжественных богослужений по пандусам храма поднимались к святилищу процессии богов. Зиккурат был не только культовым сооружением, но и своеобразной обсерваторией древности. С вершины зиккуратов жрецы вели наблюдения за планетами и звездами. Храмы являлись средоточием знаний. Наглядное представление об архитектуре Двуречья дает на две трети сохранившийся зиккурат бога луны Нанну, построенный в 2200-2000 гг. до н.э. в древнем Уре. Три его громадные сужающиеся кверху террасы с тремя маршами лестниц и сейчас производят величественное впечатление.

    Зиккурат – ступенчатый храм. Реконструкция

    Зиккурат бога Луны Нанны в Уре

    2200-2000 гг. до н. э.

    В отличие от архитектуры

    изобразительное искусство Междуречья выглядит сравнительно бедно и примитивно. До нашего времени сохранились прекрасные образцы шумерской скульптуры, созданные в начале III тысячелетия до н. э. Весьма распространенным типом скульптуры был так называемый адорант - статуя молящегося человека со сложенными на груди руками, сидящего или стоящего. Ноги персонажа очень крепкие и изображаются параллельно на круглом основании. Телу уделяется не слишком много внимания, оно служит лишь пьедесталом для головы. Лицо обычно выполнялось тщательнее, чем туловище, хотя и должно было соответствовать определённым условностям, что лишало скульптуры индивидуальных черт: подчеркивались нос, глаза, уши. Большие уши (для шумеров – вместилища мудрости), широко раскрытые глаза, в которых просительное выражение сочетается с удивлением магического прозрения, руки, сложенные в молитвенном жесте. Это создавало образ всеслышащей и всевидящей фигуры человека. На плече адоранта обычно была выбита надпись, сообщающая, кто был его владельцем. Известны находки, когда первая надпись была стёрта и позднее заменена другой.

    В период возвышения Ассирии города представляли собой мощные крепости, обнесенные высокими стенами с многочисленными башнями. Над всем городом господствовала грозная цитадель – дворец царя. Представление о нем может дать дворец царя Саргона II в Дур-Шаррукине (VIII в. до н.э.). При общей площади города в 18 га дворец занимал 10 га. Он возвышался на искусст­венно воздвигнутой платформе высотой 14 м, к ней вели широкие пандусы, по которым могли проезжать колесницы. Во дворце насчитывалось более 200 помещений: жилые и подсобные комнаты, парадные залы и культовые здания. По сторонам входов во дворец стояли пятиметровые статуи крылатых быков « шеду » с головами людей и крыльями орлов. Это были гении-хранители царя и его дома. Интересно, что эти статуи имели пять ног – таким образом достигалась иллюзия движения навстречу зрителю. Из­любленные сюжеты – это войны и победные пиры, охота на диких зверей и торжественные шествия царей и вельмож.

    Дворец царя Саргона II в Дур-Шаррукине Шеду

    В период нового возвышения Вавилона столица государства превращается в цветущий город-крепость. По свидетельству Геродота, на вавилонских стенах могли свободно разъезжаться две колесницы. От ворот Иштар к центру города вела широкая дорога, сложенная из плиток белого и красного цвета. Сами двойные ворота представляли собой выдающееся произведение зодчества. Высокие зубчатые башни с арочным проходом были украшены мозаикой из разноцветных изразцовых плит. На великолепных фризах было изображено шествие фантастических львов и грифонов – хранителей города. В Вавилоне насчитывалось 53 храма, самым величественным из которых был храм покровителя города бога Мардука Зиккурат Мардука поднимался в высоту на 90 м. Святилище было покрыто листовым золотом, и в нем находилась золотая статуя Мардука весом около 2,5 т. В историю это величественное сооружение вошло под названием Вавилонской башни.

    Вавилон. Реконструкция

    Одним из чудес света греки считали знаменитые «Висячие сады» царицы Семирамиды. В архитектурном плане они представляли собой пирамиду, состоявшую из 4 ярусов-платформ. Их поддерживали колонны высотой до 25 метров. Чтобы предотвратить просачивание поливной воды, поверхность каждой платформы сначала покрывалась слоем тростника, смешанного с асфальтом, затем двумя слоями кирпича, поверх всего укладывались свинцовые плиты. На них толстым ковром лежала плодородная земля, куда были высажены семена различных трав, цветов, кустарников и деревьев. Пирамида напоминала вечно цветущий зеленый холм. В полости одной из колонн помещались трубы, по ним вода из Евфрата насосами постоянно подавалась на верхний ярус садов, откуда она, стекая ручейками и небольшими водопадами, орошала растения нижних ярусов.

    Висячие сады Семирамиды

    Культура Междуречья, одна из древнейших культур на земле, поражает сво­ей самобытностью всех знакомящихся с ней. Оригинальная система письменности, высокий уровень развития права, эпическая традиция Месопотамии оказали существенное влияние на последующее развитие мировой культуры.

    Вопросы для повторения:

    1. Каковы архитектурные особенности Древнего Междуречья? Расскажите о важнейших достижениях храмового и градостроительного зодчества?

    2. Определите ведущие темы изобразительного искусства Месопотамии. Какими обстоятельствами и причинами они обусловлены?

    3. Каковы выдающиеся достижения культуры наров Древней Азии?

    Слайд 1

    Месопота́мия лат. Mesopotamia - «Междуре́чье»

    Слайд 2

    Месопотамия – страна, где возникла древнейшая в мире цивилизация, просуществовавшая ок. 25 веков, начиная с времени создания письменности и кончая завоеванием Вавилона персами в 539 до н.э.

    Слайд 3

    Слайд 4

    Эта страна, отделенная от всей остальной Передней Азии едва проходимыми пустынями, начала заселяться ещё примерно в VI тысячелетии до н. э. В течение VI-IV тысячелетий поселившиеся здесь племена жили крайне бедно: ячмень, высеваемый на узкой полосе земли между болотами и выжженной пустыней и орошаемый нерегулируемыми и неравномерными разливами, приносил небольшие и неустойчивые урожаи. Лучше удавались посевы на землях, которые орошались каналами, отведенными от небольшой реки Диялы, притока Тигра. Лишь в середине IV тысячелетия до н. э. отдельные группы общин справились с созданием рациональных осушительно-оросительных систем в бассейне Евфрата.

    Слайд 5

    Жители Месопотамии

    Слайд 6

    Слайд 7

    Религия. Религия Месопотамии во всех ее главных моментах была создана шумерами. С течением времени аккадские имена богов стали заменять шумерские, а олицетворения стихий уступили место звездным божествам. Местные боги могли также возглавить пантеон того или иного региона, как это произошло с Мардуком в Вавилоне или Ашшуром в ассирийской столице. Но религиозная система в целом, взгляд на мир и на происходившие в нем изменения мало чем отличались от первоначальных представлений шумеров. Ни одно из месопотамских божеств не было исключительным источником силы, ни одно не имело верховной власти. Полнота власти принадлежала собранию богов, по традиции избиравшему предводителя и утверждавшему все важные решения. Ничто не было установлено навечно и не считалось само собой разумеющимся. Но неустойчивость космоса вела к интригам среди богов, а значит сулила опасность и порождала тревогу у смертных.

    Слайд 8

    Слайд 9

    Экономика. Экономика Месопотамии определялась природными условиями региона. Плодородные почвы долины давали богатые урожаи. Юг специализировался на разведении финиковой пальмы. Обширные пастбища близлежащих гор позволяли содержать большие стада овец и коз. С другой стороны, страна ощущала нехватку камня, металла, дерева, сырья для изготовления красящих веществ и других жизненно необходимых материалов. Избыток одних товаров и недостаток других привел к развитию торговых связей.

    Слайд 10

    В то же время всегда оставалась возможность, что события повернутся в лучшую сторону, если человек будет вести себя правильно. Храмовая башня (зиккурат) была местом, где останавливались небожители. Она символизировала человеческое стремление установить связь между небом и землей. Как правило, обитатели Месопотамии мало полагались на благоволение богов. Они старались умилостивить их, совершая все более сложные обряды.

    Слайд 11

    Слайд 12

    Письменность и наука. Высшая власть закона была характерным признаком Месопотамии исторического периода и могла даже предшествовать ему, но эффективность законодательной деятельности связана с использованием письменных свидетельств и документов. Есть основания полагать, что к изобретению письменности древних шумеров привела в первую очередь забота о частных и общинных правах. Уже самые ранние известные нам тексты свидетельствуют о необходимости фиксации всего, будь то предметы, необходимые для храмового обмена, или дары, предназначавшиеся божеству. Такие документы удостоверялись оттиском цилиндрической печати.

    Слайд 13

    Древнейшая письменность была пиктографической, и ее знаки изображали предметы окружающего мира – животных, растения и т.д. Знаки образовывали группы, каждая из которых, состоявшая, например, из изображений животных, растений или предметов была составлена в определенной последовательности. Со временем списки приобрели характер своего рода справочников по зоологии, ботанике, минералогии и т.д. Поскольку шумерский вклад в развитие местной цивилизации воспринимался как весьма существенный, а после утверждения династии Аккада разговорный шумерский стал малоупотребительным, аккадцы делали все, что было в их силах, для сохранения шумерского языка. Усилия в этом направлении не прекратились падением III династии Ура и продолжались в аморитское время. В результате были созданы списки слов, многочисленные шумеро-аккадские словари и исследования в области грамматики.

    Слайд 14

    Слайд 15

    Было много других явлений культуры, которые систематизировались благодаря письменности. Среди них особое место занимают предзнаменования, посредством которых люди пытались узнать свое будущее через различные знаки, такие, как форма печени принесенной в жертву овцы или расположение звезд. Перечень предзнаменований помогал жрецу предсказать следствия тех или иных явлений. Было распространено также составление списков наиболее употребительных юридических терминов и формул. В математике и астрономии древние месопотамцы также достигли значительных успехов. По мнению современных исследователей, система египетской математики была грубой и примитивной по сравнению с вавилонской; считается, что даже греческая математика почерпнула много полезного из достижений более ранней месопотамской. Высоко развитой областью была и т.н. «халдейская (т.е. вавилонская) астрономия».

    Слайд 16

    КУЛЬТУРА Сатериальная культура. Керамика постепенно совершенствовалась с точки зрения техники изготовления, разнообразия форм и орнамента, это можно проследить от древнейшей культуры джармо через другие доисторические культуры вплоть до возникновения единой технологии производства каменных и металлических сосудов. Сейчас невозможно сказать, какие важные открытия в области изготовления керамики были привнесены в Месопотамию извне. Значительным достижением было введение в употребление закрытой печи для обжига, которая позволяла мастеру добиваться более высокой температуры и легче ее контролировать и в результате получать высококачественную по форме и тщательности отделки посуду. Впервые такие печи были обнаружены в Тепе Гавре к северу от современного Мосула. В этом же поселении найдены древнейшие известные образцы тщательно изготовленных печатей-штампов.

    Слайд 17

    Слайд 18

    Слайд 19

    Месопотамия создала древнейшие известные сооружения монументальной архитектуры на севере – в Тепе Гавре, на юге – в Эриду. О высоком техническом уровне этого времени можно судить по акведуку в Джерване, длиной ок. 50 км, через который в Ниневию поступала вода. Месопотамские мастера довели работу с металлом до уровня высокого искусства. Об этом можно судить по изделиям из драгоценных металлов, замечательные образцы которых, относящиеся к раннединастическому времени, найдены в погребениях в Уре, известна также серебряная ваза лагашского правителя Энтемены.

    Слайд 20

    Скульптура в Месопотамии достигла высокого уровня развития еще в доисторические времена. Известны цилиндрические печати с вдавленными изображениями, прокатка которых на глине позволяла получать выпуклые оттиски. Образцами крупной формы древней эпохи являются рельефы на стеле Нарам-Суэна, тщательно выполненные портретные скульптуры правителя Лагаша Гудеа и другие памятники. Наивысшего развития месопотамская скульптура достигла в I тыс. до н.э. в Ассирии, когда были созданы колоссальные фигуры и изысканные рельефы с изображениями животных, в частности, скачущих лошадей, поражаемых охотниками диких ослов, умирающих львиц. В этот же период были изваяны великолепные рельефы, изображающие отдельные эпизоды военных действий.

    Слайд 21

    Слайд 22

    Слайд 23

    О развитии живописи известно мало. Стенопись не могла сохраниться из-за воздействия влаги и особенностей почв, но сохранившиеся образцы различных эпох показывают, что этот вид искусства был широко распространен. Великолепные образцы расписной керамики найдены, в частности, в Ашшуре. Они свидетельствуют о том, что их создатели предпочитали яркие краски.



  • 
    Top