Художественная литература в средней группе на март. Конспект НОД чтение художественной литературы в экологическом развитии дошкольников на тему"Весна идет"(средняя группа)

Лилия Куксова
Педагогическая диагностика как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста

Согласно п. 4.3 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования , утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО, Стандарт, целевые ориентиры (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования ) не подлежат непосредственной оценке , в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга, а также не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей . Таким образом, мониторинг относительно развития детей на сегодняшний день не предполагается и даже запрещен современными нормативными требованиями.

Однако, согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга) .

Предмет педагогической диагностики – это индивидуальное развитие детей . Согласно ФГОС результат педагогической диагностики может быть использован для построения образовательной траектории развития ребёнка , а также для решения образовательных задач.

Педагогическая диагностика – особый вид деятельности, преимущественно направленный на изучение ребенка дошкольного возраста : для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития , предвидение его поведения в будущем. Диагностическая деятельность является начальным этапом педагогического проектирования , позволяя определить актуальные образовательные задачи, индивидуализировать образовательный процесс, и завершает цепочку по решению этих задач, поскольку направлена на выявление результативности образовательного процесса.

Познание и понимание педагогом ребенка дошкольного возраста как основная цель педагогической диагностики в дошкольном образовательном учреждении определяет использование им преимущественно малоформализованных диагностических методов , ведущими среди которых являются наблюдение проявлений ребенка в деятельности и общении с другими субъектами педагогического процесса , а также свободные беседы с детьми. В качестве дополнительных методов используются анализ продуктов детской деятельности, простые тесты, специальные диагностические ситуации .

Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение :

Деятельностных умений ребенка

Интересов, предпочтений, склонностей ребенка

Личностных особенностей ребенка

Поведенческих проявлений ребенка

Особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками

Особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми

Педагогическая диагностика осуществляется с учетом ряда принципов, обусловленных спецификой образовательного процесса детского сада.

Принцип объективности означает стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики , избегание в оформлении диагностических данных субъективных оценочных суждений , предвзятого отношения к диагностируемому .

Принцип целостного изучения педагогического процесса предполагает : Для того чтобы оценить общий уровень развития ребенка , необходимо иметь информацию о различных аспектах его развития : социальном, эмоциональном, интеллектуальном, физическом, художественно-творческом. Важно помнить, что развитие ребенка представляет собой целостный процесс, и что направление развития в каждой из сфер не может рассматриваться изолированно. Различные сферы развития личности связаны между собой и оказывают взаимное влияние друг на друга.

Принцип процессуальности предполагает изучение явления в изменении, развитии . Правила, детализирующие принцип процессуальности, состоят в том, чтобы

Не ограничиваться отдельными «срезами состояний» , оценками без выявления закономерностей развития ;

Учитывать половозрастные и социокультурные особенности индивидуально -личностного становления ребенка;

Обеспечивать непрерывность изучения диагностируемого предмета в естественных условиях педагогического процесса .

Принцип компетентности означает принятие педагогом решений только по тем вопросам, по которым он имеет специальную подготовку; запрет в процессе и по результатам диагностики на какие-либо действия, которые могут нанести ущерб испытуемому. Этот принцип раскрывается в правилах сотрудничества (согласие, добровольность участия в диагностике ) ;

В безопасности для испытуемого применяемых методик;

В доступности для педагога диагностических процедур и методов ;

Во взвешенности и корректном использовании диагностических сведений (разумной конфиденциальности результатов диагностики ) .

Принцип персонализации требует от педагога в диагностической деятельности обнаруживать не только индивидуальные проявления общих закономерностей, но также индивидуальные пути развития , а отклонения от нормы не оценивать как негативные без анализа динамических тенденций становления.

Прежде чем проводить диагностику , необходимо спроектировать ее.

Первый этап – проектировочный. Определяем цели диагностики (например, оценить проявления детьми старшей группы активности и любознательности, выявить проявляющиеся при этом индивидуальные особенности ).

Второй этап – практический. Проведение диагностики . Для этого необходимо определить ответственных, обозначить время и длительность диагностики , а также способы фиксации результатов (запись в блокноте, на диагностических карточках , на магнитофон, видеокамеру и т. д.).

Третий этап – аналитический. Анализ полученных фактов, получение количественных данных. Анализ позволяет установить, почему результат того или иного ребенка отличается или не отличается от его прежнего результата, от результатов других детей или же существенно отклоняется от нормы (яркое достижение или большая проблема) .

Четвертый этап – интерпретация данных. Интерпретация воспитателем полученных фактов – основной путь понимания ребенка и прогнозирования перспектив его развития . Любые количественные показатели обладают возможностью их различного толкования, порой диаметрально противоположного.

Пятый этап – целеобразовательный : он предполагает определение актуальных образовательных задач для каждого ребенка и для группы в целом. Результаты диагностики используются преимущественно для обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его развития .

Таким образом, полученная в результате диагностики информация и сделанные на ее основе выводы помогают педагогу предположить возможные действия ребенка в разных ситуациях и понять, какие достижения ребенка следует всячески поддержать и развивать дальше , в чем именно требуется оказать этому ребенку помощь. Искусство педагога как раз заключается в том, чтобы открыть перед каждым ребенком перспективы его развития , показать ему те сферы, где он может проявить себя, достичь больших успехов, черпать силы из этого источника, чтобы в целом гармония личности становилась полноценной , богатой, неповторимой.

Публикации по теме:

Педагогическая диагностика младшего и среднего дошкольного возраста по программе «От рождения до школы» Реализация программы «От рождения до школы» предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится воспитателем,.

Построение индивидуальной траектории развития ребенка в свете ФГОС дошкольного образования 2 слайд В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования сформулированы основные принципы дошкольного образования.

Психолого-педагогическая диагностика индивидуального развития детей Психолого-педагогическая диагностика (мониторинг) индивидуального развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного.

Учет индивидуального развития детей в рамках освоения образовательной программы Учет индивидуального развития детей в рамках освоения образовательной программы Разработано старшим воспитателем МБДОУ Ботниковой Г. Б.

Всеобуч для родителей «Психолого-педагогическая диагностика развития ребенка 2–3 лет» Уважаемые родители! Ранний возраст человека является уникальным и определяющим для всего последующего умственного, физического, речевого.

Библиотека изображений:

Автор занятия: воспитатель средней группы Набатчикова Светлана Евгеньевна

Конспект занятия чтение художественной литературы в экологическом развитии дошкольников

«Весна идет».

Цель: Познакомить детей со стихотворением И.Токмаковой «Весна», закрепить у детей знания о признаках весны, формировать у детей бережное отношение к природе, закрепить знания детей о правилах поведения в природе.

Задачи:

1. Учить детей внимательно слушать стихотворение.

2. Уточнить и обобщить представления детей о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне, обогатить и активизировать словарь по теме;

3. Продолжать знакомить детей с названиями весенних цветов (ландыш, подснежник, фиалка, незабудка, одуванчик - лесные, полевые цветы; тюльпан, нарцисс, крокус – садовые цветы).

4.Формировать бережное отношение к природе, знания детей о правилах поведения в природе.

5. Развивать внимательность и наблюдательность, мелкую и общую моторику, коммуникативные навыки;

6. Вызвать у детей радость от проделанной деятельности.

Материал к занятию:

1. Стенгазета «Весна – весняночка»;

2. Мольберт.

3. Иллюстрации весенних цветов: (ландыш, подснежник, фиалка, незабудка, одуванчик, медуница, тюльпан, крокус, нарцисс).

3. Игра «Собери букет»

4. Ватман зеленого цвета (поляна), первоцветы (подснежники).

Предварительная работа:

1. наблюдения в природе;

2. чтение ;

3. рассматривание картин и иллюстраций о весне;

Ход занятия:

В раздевалке жужжит пчелка, жалуется, что негде взять нектар, она проснулась, облетела все кругом, а цветов нигде нет. Кто же ее разбудил?

Воспитатель: Подожди пчелка не сердись, сейчас мы все вместе разберемся, в чем здесь дело.

1 часть : Дети входят в группу, видят на полу голубые следы-лужицы, идут по следам к картине (змейкой). (Если есть солнце, можно следы потрогать руками.)

Воспитатель: Кто же это такие странные следы оставил? Следы похожи на лужи. Куда же они нас приведут? Кажется, я догадываюсь кто это!

Воспитатель: с детьми доходят до картины «Весна - весняночка».

Воспитатель:Ребята посмотрите, куда привели нас следы. К картине. Здесь кто-то что-то изобразил и оставил нам письмо. Садитесь ребята на стулья. Я прочту письмо. Читают.

Воспитатель:Ребята, посмотрите внимательно на картину. Я оставила вам, загадки, а отгадки вы найдете на картине, тогда вы узнаете кто я?

Новоселье у скворца

Он ликует без конца.

Чтоб у нас жил пересмешник -

Смастерили мы... (Скворечник)

В голубой рубашечке,

Бежит по дну овражка. (Ручей)

Воспитатель: Когда это бывает? (Весной)

Здесь на ветке чей - то дом,

Ни дверей в нем, не окон,

Но птенцам там жить тепло,

Дом такой зовут... (Гнездо)

Воспитатель: Когда это бывает? (Весной)

На реке и треск, и гром,

Это значит ледолом,

На реке идет лед

Это значит...(Ледоход)

Воспитатель: Когда это бывает? (Весной)

Морковка бела,

Всю зиму росла.

Солнышко пригрело -

Всю морковку съело (Сосулька)

Воспитатель: Когда это бывает? (Весной)

У него морковный нос,

Очень любит он мороз,

В стужу, он не замерзает.

А весна приходит - тает. (Снеговик)

Воспитатель: Когда это бывает? (Весной)

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький (Подснежник)

Воспитатель: Когда это бывает? (Весной)

Она приходит с ласкою,

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет (Весна)

Воспитатель: Как вы думаете, о каком времени года эта картина? (о весне)

Воспитатель: Так вот оказывается, кто здесь наследил и пчелку разбудил. Это Весна пришла! А теперь, послушайте какое стихотворение, написала поэтесса Ирина Токмакова.

«Весна»

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают под её ногами.

Чёрные проталины

На полях видны

Видно очень тёплые ноги у весны.

(И. Токмакова)

Воспитатель : Давайте поиграем, покажем, как весна к нам идет!

Проводится подвижная игра «Веснянка»

Солнышко, солнышко, Дети идут по кругу,

взявшись за руки.

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей, Бегут по кругу.

Прилетело сто грачей, «Летят» по кругу.

А сугробы тают, тают, Медленно приседают.

А цветочки подрастают. Тянутся на цыпочках,

руки вверх.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а весна и здесь наследила. И куда нас приведут ее следы? Дети с воспитателем идут к стенду «Весенние цветы».

Воспитатель : Ребята, посмотрите! А вот и цветочки выросли. Вот видишь, пчелка мы нашли для тебя цветы.

(Дети подходят к стенду «Весенние цветы)

Воспитатель : Какие весенние цветы здесь растут?

Дети по очереди показывают и называют цветы.

Ландыш, подснежник, фиалка, незабудка, одуванчик, медуница-это лесные и полевые цветы. Тюльпан, нарцисс, крокус- это садовые цветы.

Их еще называют первоцветами. Ребята, а почему их так называют?

Потому, что они появляются первыми, после зимы. Снег еще не растаял, а подснежники уже расцвели.

Воспитатель хвалит детей.

Воспитатель: Ребята, а давайте соберем букеты из цветов.

Проводится дидактическая игра «Собери букет»

Дети делятся на 2 команды, подходят к столу, на столе лежат две вазы и разные весенние цветы (садовые и лесные). Дети собирают цветы в букеты. (Первая команда собирает – садовые цветы те, которые люди специально выращивают в саду для букетов; вторая команда - лесные и полевые те, что выросли в природе.) Дети собрали букеты.

Воспитатель: Ребята вы молодцы. Вы собрали букеты, но допустили ошибку. Какую?Все ли цветы можно собирать в букет? (нет). А как вы, думаете, какие цветы можно собрать в букет? (Садовые). Их специально выращивают для букетов. А как вы, думаете, можно собирать в букет цветы в лесу или в поле (в природе)? (нет) Что будет, если мы все цветы в лесу сорвем? Ответы детей. (не красиво, пусто). Цветение весенних цветов не долгое, но все они привлекают большое количество насекомых, в первую очередь пчел, ведь почти все весенние цветы - медоносы. Красивыми растениями надо любоваться в природе, а не губить цветы. Находясь в лесу, не будем срывать растения для букетов.Будем составлять букеты только из тех цветов, которые выращены человеком. Давайте, мы исправим нашу ошибку. Лесные и луговые цветы посадим на поляну. Так что пчелка всегда сможет на нее прилететь.

2 часть : Дети выполняют коллективную работу «Поляна первоцветов » (звучит аудиозапись «Волшебные звуки природы – пение птиц, шум воды, колокольчики).

Воспитатель : Ну, вот пчелка и другие насекомые всегда смогут прилететь на нашу поляну.

Воспитатель: Дерево, трава, цветок и птица. НЕ всегда умеет защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. Все цветы для нас растут. Их не рвите, пусть живут!

Воспитатель ставит знак не рвать цветы (знак не рвать цветы).

3 часть : Воспитатель подводит итоги, спрашивает у детей, чем они сегодня занимались, что больше всего понравилось? (отгадывали загадки о весенних приметах, показали, как весна идет, вспомнили названия первоцветов, собрали букеты, посадили поляну цветов). Скажите мне ребята, вам интересно было заниматься сегодня? А какое у вас настроение после занятия веселое или грустное? Я хочу пожелать, чтобы хорошее настроение сопровождало вас весь день.



Конспект ННОД

Медведева Наталья Яковлевна

воспитатель 1кв. категория

ННОД Развитие речи

ОО «Развитие речи»

Тема «Чтение стихов о весне»

Возраст детей 4-5 лет

Цель: Уточнить и обобщить представления детей о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне, обогатить и активизировать словарь по теме.
Задачи:
1.
Учить детей внимательно слушать стихотворение. ;

2. Стимулировать мыслительную и речевую активность детей.

3. Формировать бережное отношение к природе

Оборудование: презентация по теме, солнышко с лучиками, мяч, магнитофон, аудиозапись со звуками природы.

Ход ННОД:

Воспитатель: С колокольчиком хожу

На ребяток я гляжу

Колокольчик заводной,

Кто играть пойдет со мной?

Ребята, давайте встанем все в круг.(Дети образуют круг)

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое.

Мы живём в одном краю

Всех я вас приветствую.

А вы поприветствуйте наших гостей (Дети здороваются с гостями )

Воспитатель: «Где у вас язычок живет?»

Дети: В ротике.

Воспитатель: Проснулся язычок утром, выглянул в окошко. (Высунуть язык ).

Посмотрел наверх: светит солнышко (Поднять язык кверху ).

Потом посмотрел вниз: нет ли луж на земле? (Опустить язык вниз ).

Понравилось язычку на улице, и пошел гулять. (Покусать язык зубками ).

Ребята давайте подойдем к окну, я вам прочитаю стихотворение Елены Каргановой

Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла Дети: (весна)

Воспитатель: это стихотворение так и называется «К нам пришла весна». Вам понравилось это стихотворение? Скажите, пожалуйста, какие признаки весны описал автор в своем стихотворение.

Ответы детей.

Воспитатель: какой самый первый признак весны?

Дети: ярко светит солнышко.

Воспитатель: а вы хотите чтобы в нашей группе светило свое солнышко? Давайте возьмем лучики и прикрепим его к нашему солнышку, но когда будем прикреплять, нужно сказать какое оно солнышко, согласны.

Дети: берут лучики и прикрепляют к фланелеграфу со словами солнышко(лучистое, круглое, золотое и т.д.)

Воспитатель: какое у нас замечательное солнышко появилось в группе, вам нравиться? Весной начинает припекать солнышко, что происходит?

Дети: начинает таять снег, бегут ручейки, капает капель.

Воспитатель: а вы хотите послушать звуки весны. Воспитатель включает аудиозапись со звуками весны.

Дети по звуку узнают журчание ручейка, звон капели.

Любовь Алейникова

Крыши в кепках, набекрень,
Начинается капель,
С козырьков стекают капли,
Глазки трёт Зима и плачет.
Это солнышко согрело
Зимушку усталую,
И ручьи уносят смело,
В речку воду талую.

Воспитатель: ребята давайте вспомним, что умеет делать ручеек и капель.

Дети: ручеек (бежит, льется, журчит, звенит), капель (капает, звенит, тает).

Воспитатель: снег тает, побежали быстрые ручейки кого они могут разбудить?

Дети: медведя, ежа и т.д.

Воспитатель: ребята мы с вами учили стихотворение Георгия Ладонщикова «Медведь». Давайте его вспомним и дружно, выразительно расскажем гостям. Дети коллективно читают стих.

Без нужды и без тревоги
Спал медведь в своей берлоге.
Спал всю зиму до весны,
И, наверно, видел сны.
Вдруг проснулся косолапый.
Слышит: каплет! -
Вот беда!
В темноте пошарил лапой,
И вскочил -
Кругом вода!
Заспешил медведь наружу:
Заливает - не до сна!
Вылез он и видит:
Лужи,
Тает снег…
Пришла весна.

Воспитатель: молодцы. Весной медведица из берлоги выходит не одна а с медвежонком и у многих лесных животных появляются детеныши. Вы хотите поиграть в игру «Мамы и малыши».

Проводится игра с мячом, дети встают в круг воспитатель кидает мяч и называет маму, например медведица, ребенок возвращая мяч называет детеныша.

Воспитатель: весной природа просыпается и появляются…?

Ответы детей: цветы, травка, листочки

Воспитатель: вы знаете как называется первый весенний цветок.

Дети: подснежник.

Воспитатель: правильно, а вы хотите послушать стихотворение о подснежнике.

Из-под снега, на проталинке,
Самый первый, самый маленький,
Мокролюб, цветочек-вешник -
Распустил бутон подснежник.

(Олег Карелин)

Воспитатель:все ли слова вам понятны в этом стихотворении?

Ответы детей.

Воспитатель: мокролюб- означает любит, когда много воды, подснежник и появляется тогда, когда много воды, во время таяния снега давайте вместе скажем мокролюб.

Дети: повторяют.

Воспитатель: вешник – это устаревшее слова, сейчас так не говорят, а говорят весенний, поэтому цветочек – вешник, означает цветочек весенний. Давайте вместе повторим вешник. А как вы думаете такой красивый цветочек можно рвать?

Ответы детей.

Воспитатель: нет нельзя этот цветок занесен в красную книгу. Поэтому он находится под охраной человека.

Физкультминутка проводится с платочками

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы -

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Воспитатель: вы хотите послушать еще стихотворение про весну, которое написала Ирина Токмакова.

«Весна»

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают под её ногами.

Чёрные проталины

На полях видны

Видно очень тёплые ноги у весны.

Воспитатель: вам понравилось это стихотворение?

Ответы детей.

Воспитатель: а вы хотите выучить это стихотворение?

Ответы детей.

Воспитатель: вам поможет картинки подсказки. Повторение стихотворение с детьми по мнемотаблицам.

Дети повторяет стихотворение.

Воспитатель: ребята, а что вам понравилось на нашем занятии.

Ответы детей.

Воспитатель предлагает детям выполнить коллективную работу по аппликации на тему: «Весна». Дети выбирают готовые формы и составляют весеннею композицию по мотивам прослушанных произведений.

Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы (4 - 5 лет) по теме «Весна пришла».

Цели:

Образовательные : закреплять знания о смене времен года; дать представление об изменениях, происходящих ранней весной в природе; выявлять простейшие причинно-следственные связи; учить детей запоминать и пересказывать небольшой текст, активизировать наблюдательность; учить детей создавать из бумаги кораблики, комбинируя приемы аппликации: срезание угла для получения корпуса кораблика, разрезание прямоугольника по диагонали для получения паруса.

Развивающие : развивать пальчиковую моторику - умение сочетать речь с движениями (мелкими и общими); развивать слуховое и зрительное внимание.

Речевые : формировать у детей умение слушать и понимать обращенную к ним речь, умение запоминать и пересказывать услышанное, отвечать на вопросы, участвовать в коллективном разговоре.

Воспитательные : воспитывать любовь к природе.

Материал : картина «Весна»; мягкая игрушка Солнышко; массажные коврики.

Раздаточный материал : прямоугольники из бумаги, ножницы, клей, клеёнка, салфетка, листы бумаги с изображенным ручейком.

Набор дел :

Рассматривание альбома «Весна»; загадка о весне; пересказ рассказа «Пришла весна, потекла вода»; физкультминутка «Ручеек», Игра «Кораблик плыви ко мне», индивидуальная работа, гимнастика для глаз «Солнышко», наблюдения на прогулке за признаками весны.

Организационный момент .

Подходи ко мне дружок.

Становись скорей в кружок.

Справа друг и слева друг,

Каждый каждому тут друг.

Дружно за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Тает снежок.

Ожил лужок.

День прибывает.

Когда это бывает?

(весной)

Какое время года сейчас на улице?

Какое время года было?

Дети садятся на стулья.

Рассматривание картины .

(Дидактический материал в картинках. Времена года: в городе, в деревне, в природе.)

Посмотрите внимательно на картину.

Какое время года изображено на ней?

Почему вы так решили?

Обратите внимание на небе.

Какое небо весной?

А солнце весной какое?

Что происходит со снегом весной?

Что происходит с деревьями весной?

Каких животных вы видите на картине?

Это какие животные?

А кого из этих животных мы не можем увидеть на зимней картине?

Снег растаял и появились первые цветы.

Как они называются?

Ребята, а кто ещё изображен на картине?

Во что они одеты?

Чем заняты ребята?

Как появились ручьи?

Молодцы!

Когда приходит весна и текут ручьи, всем хочется построить кораблик и поплыть далеко-далеко.

Послушайте об этом рассказ Л.Н.Толстого очень внимательно, будем его пересказывать.(Чтение рассказа ):

Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка поплыла, а дети побежали за ней, кричали, ничего впереди себя не видели и в лужу упали.

Понравился рассказ? О чем он?

Что сделали дети? Как они играли с лодочкой? Им было весело?

В: Кто хочет об этом рассказать? Вызывает ребенка, который хорошо запоминает и рассказывает. Затем еще двух-трех детей. Помогает: тихо подсказывает слова, поощряет.

Оценивает только положительно.- Молодцы!

Ребята, а вы хотите не только рассказать, что происходит на улице когда приходит весна, но и показать?

Физминутка: «Ручеек».

В: Вставайте парами. Последняя пара проходит под поднятыми над головой руками и встает впереди, сразу сзади другая пара проходит вперед.

«Потекли, как ручеек». Игра длится 30-40 секунд.

В: Вы в парах продолжите играть в занимательную игру «Плыви ко мне кораблик»

Дети встаю около тазика с заранее налитой водой и дуют на кораблик от одного к другому- вдох выдох. Игра длится одну минуту.

В: А теперь мы с вами будем делать кораблики:

Берем голубую цветную бумагу, три прямоугольника из белой бумаги: Из одного прямоугольника дети делают лодочку, срезав углы, другой- разрезают по диагонали - это парус, а из маленького прямоугольника - флажок. Все детали дети наклеивают на голубой лист бумаги.

Молодцы!

Давайте сделаем один длинный ручей. И наши кораблики отправятся в плавание.

Дети выкладывают свои работы на стол, делая длинный ручей.

Рассматривают работы других детей.

Ребята, вы так старались. Ваши глаза устали. Давайте сделаем гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз «Солнышко».

Солнышко, солнышко!

В небе свети!

Яркие лучики нам протяни!

Солнечный лучик быстро скакал

И на плечо он к ребятам попал.

Солнечный лучик песенку пел

Каждый себе на плечо посмотрел.

Солнышко скрылось,

Ушло на покой.

Мы же на место

Сядем с тобой!

Руки поднять вверх, качать вправо, влево, следя глазами.

Руки вперед.

Вытянуть вперед правую руку. Медленно вести указательным пальцем правой руки от кисти до плеча, следя глазами. Повторить тоже с левой рукой.

Закрыть глаза.

Сесть на место.

Ребята, вы так много знаете о весне.

А вы зиму с весной не перепутаете?

Давайте проверим:

Зима ушла, а весна - …- пришла.

Зима холодная, а весна - …- тёплая.

Зимой солнце морозит, а весной - …- греет.

Зимой сугробы высокие, а весной - … - низкие.

Зимой надевают шубы, а весной - … - куртки.

Всё правильно ответили, молодцы.

Занятие длится 25-30 мин.

Сроки реализации : с 05. 03. 18 – 23. 03. 18 г.

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческо-информационный, социальный.

Вид проекта: семейный, групповой.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Возраст детей : 4-5 лет.

Цель проекта: Дать знания о живой и неживой природе весной. Сформировать у детей интерес к окружающему миру, любовь к природе родного края, бережное отношение к ней.

Задачи проекта:

Образовательные :

Познакомить детей с явлениями природы.

Развивающие :

Развить любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность, желание ухаживать за животными и растениями, экологическую воспитанность дошкольников.

Развивать коммуникативные навыки, память, внимание.

Воспитательные :

Воспитывать заботливое отношение ко всему живому, интерес к растительному и животному миру.

Актуальность проекта:

Тема проекта формирует у дошкольников представления о весне; общение ребенка с миром природы; развивает у детей любознательности, творческие способности, познавательную активность, коммуникативные навыки.

Ожидаемый результат:

Расширение знаний о природе весной.

Развитие творческого потенциала семьи.

Развитие речевой компетентности детей дошкольного возраста.

Формы реализации проекта:

Занятия.

Наблюдения.

Досуговая деятельность.

Игровая деятельность.

Исследовательская деятельность.

Продуктивная деятельность детей.

Чтение художественной литературы.

Этапы реализации проекта:

I этап – Подготовительный.

Создание необходимых условий для реализации проекта.

Разработка и накопление методических материалов.

Создание развивающей среды.

Подбор художественной литературы по теме.

Разработка мероприятий.

II этап – Реализация проекта.

Работа с детьми:

Беседа «Первые признаки весны», загадки

Тает снежок, Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает? (Весна.)

Дом построен для певца
Без окошек, без крыльца. (Скворечник.)

Первым вылез из земли на проталинке.
Он мороза не боится, хоть и
маленький. (Подснежник.)

Висит за окошком кулек ледяной, Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька.)

В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка. (Ручеек.)

Зимой лежал,
Весной побежал. (Снег.)

Желтые, пушистые,
Шарики душистые.
Подарю я маме,
Посмотрите сами. (Мимоза.)

Рассмотрение иллюстраций на тему «Весна».

Наблюдение на прогулке (за снегом, сосульками) .

Ознакомление с миром природы «Весна». Учить сравнивать весну и осень, описывать времена года.

Пальчиковая игра «Капель».

Подвижная игра «Ручейки и озера».

06. 03. 2018. Примерный сценарий НОД с детьми средней группы по теме: «Ты весна приходи, всю природу разбуди».

Цель: создание благоприятных условий, способствующих развитию представлений о времени года весна посредством составления предложений.

- корреционно-обучающая : Расширить словаря по лексической теме; Формировать навык обобщения; Формировать навыки употребления существительных в форме ед. и мн.числа;

Учить составлять распространенные предложения с помощью педагога.

Учить отвечать на вопросы полным предложением.

- корреционно-развивающая : развивать память, внимание, общую и мелкую моторику; развитие координации речи с движением

Воспитательная : Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе и друг другу.

Образовательная среда:

- : совместная деятельность педагога с детьми.

- : наглядные, словесные, практические.

- предметно-практическая среда : предметные картинки, сюжетные картинки

Ведущая образовательная область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Планируемые результаты: дети будут иметь представление о приметах весны, дети будут образовывать формы мн. числа имен существительных, согласовывать существительные с прилагательными.

Примерный план деятельности:

Этапы деятельности Содержание деятельности
Мотивационно-побудительный Орг.момент
Собрать разрезную картинку.
Основной Введение в тему. Беседа.
- Какое время года изображено на картине?
Почему?
- Какие приметы весны еще вы знаете?
Игра «Что делает?»
- Подбери как можно больше слов-действий.
Солнце – греет, светит, встает, садится…
Снег - …
Сосульки - …
Игра «Один – много»
Одна сосулька – много сосулек
Один ручей – много ручьев
Одна птица – много птиц
Физминутка
Улыбаются все люди.
Весна, весна, весна!

(дети говорят улыбаясь.)

Она везде, она повсюду!

(Красна, красна, красна – повороты.)

По лугу, лесу и поляне.

(Идет, идет, идет – шагают на месте.)

На солнышке скорей погреться.

(Зовет, зовет, зовет – руки «рупором».)

И в ручейке лесном задорном,

(Звенит – 3 раза, щелчки пальцами.)

И все живое сразу слышит. (Весенний звон – 2 раза, хлопки. )
Пальчиковая гимнастика
ШАЛОВЛИВЫЕ СОСУЛЬКИ
Шаловливые сосульки (Складываем ручки щепоткой и острым концом показываем вниз по очереди каждой рукой.)
Сели на карниз. (Садимся на корточки.)
Шаловливые сосульки (Так же.)
Посмотрели вниз. (Наклоняем голову.)
Посмотрели чем заняться? (Пожимаем плечами)
Стали каплями кидаться. (Взмахиваем кистями рук одновременно.)
Целый день идет трезвон:
Дили-дили, дили-дон! (Взмахиваем кистями рук по оче
6. Игра «Бывает – не бывает» (Дети повторяют правильное предложение.)
Весной бывает капель.
Весной бывает листопад.
Весной мы празднуем Новый год.
Весной ярко светит солнце.
Игра «Солнечные лучики»
Иллюстрация с изображением весны. Логопед объясняет, что солнце весной греет сильно, его лучи будят природу от зимнего сна.
Показывая на предметы на картинке, спрашиваем
-Куда упал Лучик?
Лучик упал на деревья.
Лучик упал на крышу дома.

Рефлексивный

07. 03. 2018. Исследовательская деятельность

Таяние снега.

Наблюдения за распусканием почек на веточках.

Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка», учить слушать, оценивать поступки героев.

Просмотр иллюстраций по теме.

Подготовка консультации для родителей «Одеваемся по сезону».

Рисование красками «Первые подснежники».

Беседа «Перелетные птицы».

Чтение стихотворения «К нам пришла весна».

Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна.

Подвижная игра «Перелет птиц»

Дидактическая игра «Гнездовая птиц»

Наблюдение на прогулке за птицами

Лепка из пластилина «Птички невелички»

Чтение художественной литературы сказка «Пернатые друзья*».

Слушание аудиозаписи «Пение птиц»

Малоподвижная игра «Найди пару».

Рисование перелетные птицы «Ласточка», учить рисовать с образца, раскрашивать красками.

Дидактические игры «Найди одинаковых птиц».

15. 03. 2018. Примерный сценарий НОД с детьми средней группы

по теме: «Милая певунья, ласточка родная,

к нам домой вернулась из чужого края»

Цель: создание условий для активизации и актуализации словаря по теме, для формирования грамматического строя речи и развития связной речи посредством составления предложений.

- Коррекционно-обучающая : закрепить понятие «перелетные птицы»; уточнить и расширить словарь по теме; учить употреблять существительные в предложном падеже; приставочные глаголы; закрепить умение составлять простое предложение с предлогом В.

- Коррекционно-развивающая : развивать внимание, мышление и мелкую моторику.

Воспитательная : воспитывать навыки организованного поведения на занятии, умение слушать вопросы логопеда и отвечать на них.

Образовательная среда:

- Характер взаимодействия субъектов деятельности : совместная деятельность педагога с детьми.

- Средства обучения и воспитания : наглядные, словесные, практические.

- Предметно-практическая среда : предметные картинки с изображением перелетных птиц и их жилищ, контурные изображения грача, ласточки и скворца, геометрические фигуры (прямоугольник, треугольник, маленький круг) для каждого ребенка.

Ведущая образовательная область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие».

Планируемые результаты: дети будут составлять предложения о перелетных птицах.

Примерный план деятельности:

Этапы деятельности Содержание деятельности
Совместная деятельность педагога с детьми
Мотивационно-побудительный 1. Орг.момент
Какое время года наступило? Как мы узнаем, что наступила весна? (Дети называют приметы весны. )
- Одна из весенних примет – возвращение из теплых краев перелетных птиц. Сядет на стульчик тот, кто назовет перелетную птицу. (Грач, скворец, ласточка, утка, гусь, лебедь, цапля, аист, журавль.)
Основной Беседа с опорой на предметные картинки
- Посмотрите на картинки. Кто на них изображен? (Перелетные птицы.)
- Сегодня на занятии мы поговорим о перелетных птицах.
- Почему этих птиц называют перелетными?
- Где они живут?
- Посмотрите на грача . Весной грач вьет гнездо из веточек и соломы. Грачиха откладывает в гнезде яйца, из которых потом вылупляются птенцы... грачата.
- Посмотрите на ласточку . Ласточка лепит свое гнездо из травы и глины около жилья человека под крышами домов. В гнезде ласточка тоже откладывает яйца.
- Посмотрите на скворца . Скворец сам гнезда не вьет, не лепит. Он селится в домике, который ему строит человек. Как называется домик скворца? (Скворечник).

Одновременно с рассказом о птицах логопед показывает картинки с изображением жилищ перелетных птиц.

Ребята, скажите, какая птица никогда не вьет гнезда для птенцов? (Кукушка.)
Игра «Кто где живет?»
На доске - картинки с изображением жилища птиц (гнездо грача на дереве, гнездо ласточки под крышей дома, скворечник).
Детям раздаются контурные изображения перелетных птиц. Каждый ребенок помещает фигурку птицы около соответствующей картинки с изображением жилища. Поместив птицу, ребенок должен составить предложение, например: Скворец живет в скворечнике. Грач живет в гнезде на дереве. Ласточка живет в гнезде под крышей дома.
Физминутка «Ласточки летели»:
Пальчиковая гимнастика "Ласточка"

  • Игра «Один - много» (С мячом.)
Один скворец – много скворцов
Один грач – много грачей
  • Игра «Скажи какой? Какая?»
Грач черный
Ласточка быстрая
  • Игра «Собери картинку»
(Дети складывают разрезные картинки.)
Рефлексивный 9. Итог. Закрепление. Поощрение.

Беседа «Животные весной».

Физкультминутка. «Белочки»

Белки прыгают по веткам.

Прыг да скок, прыг да скок!

Забираются нередко

Высоко, высоко! (Прыжки на месте.)

Будем в классики играть

Будем в классики играть,

На одной ноге скакать.

А теперь ещё немножко

На другой поскачем ножке. (Прыжки на одной ножке.)

Загадки:

Догадайтесь, кто же это?

В шубку рыжую одета.

И не рыба, и не птица.

Это - хитрая. (Лисица.)

Он в лесу дремучем рос,

Серой шерстью весь оброс.

В зайцах вкусных знает толк

Злой голодный серый. (Волк.)

У него иголочки,

Как в лесу на елочке.

Зверя лучше не тревожь!

Он колючий. Это. (Ёж.)

Лапки у него и уши

Словно сделаны из плюша.

Знает девочка и мальчик -

Любит есть морковку. (Зайчик.)

Любит кушать он малину

И в берлоге спать всю зиму.

Страшно может он реветь,

А зовут его. (Медведь.)

Чтение русской народной сказки «Теремок», обсуждение.

Наблюдение на прогулке за солнцем, небом.

Дидактическая игра «Где, чей хвост».

Аппликация отрывная «Белочка», учить аккуратно пользоваться клеем и учиться рвать бумагу и ровно наклеивать.

22. 03. 2018 Сценарный план непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи с детьми средней группы по лексической теме «Хватит звери вам скучать, уж весну пора встречать»

Цель: Создание условий для формирования лексико-грамматических категорий и связной речи посредством составления рассказа-описания.

Коррекционно-образовательные цели:

  • Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные». Закрепление в речи обобщающего понятия дикие животные.
  • Образование и употребление имен существительных в форме творительного падежа, родительного падежа со значением отсутствия;
  • Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Коррекционно-развивающие цели :

  • Развитие умения составлять рассказ-описание по схеме.
  • Развитие памяти, внимания, логического мышления.
  • Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, координации речи с движением.
  • Развитие фонематического слуха, различение существительных, сходных по звучанию и отличающихся одним звуком.

Воспитательные цели:

  • Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, активности.
  • Воспитание бережного отношения к природе.

Образовательная среда:

- характер взаимодействия субъектов деятельности :

совместная деятельность учителя-логопеда и детей.

- средства обучения и воспитания :

наглядные, словесные, практические.

- предметно- практическая среда :

письмо в конверте, игрушки (белка, лиса, заяц, медведь, еж), «чудесный мешочек» с угощением для животных, схема, мяч.

Планируемые результаты:

У детей расширятся и уточнятся представления о диких животных. Дети научатся образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

употреблять существительные в форме творительного падежа, родительного падежа; составлять рассказ-описание по схеме.

Примерный план деятельности:

Этапы деятельности
Совместная деятельность педагога с детьми
Мотивационно-побудительный 1. Игра «Угадай-ка»
Под соснами, под ёлками
Лежит мешок с иголками.
Юркий, маленький зверёк
С ветки прыг, на ветку скок.
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовёт?

(Медведь.)

Зимой беленький,
А летом серенький.
Никого не обижает,
А всех сам боится. (Заяц.)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут её ... (Лиса.)
Серый, зубастый,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет.
Водяные мастера
Строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины
И плотину. (Бобры.)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось.)
Основной

Каких животных мы с вами отгадали?
Почему они так называются?
Где Они Живут?
2. Игра «Кто живет в лесу?» (Составление предложений с опорой на предметные картинки.)
- В лесу живет еж.
В лесу живет медведь.

Игра с мячом «Назови ласково»

Белка – белочка, лиса – лисичка, волк – волчок, заяц – зайчик.

Физминутка «Дикие животные»

Д/И «Один - много»

Один медведь – много медведей
Один заяц – много зайцев
Один еж – много ежей.

Пальчикова гимнастика с массажным мячом.

3. Катиться колючий ёжик
Нет ни головы, ни ножек.
По ладошке он бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(круговые движения шариком между ладонями).
Мне по пальчикам бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда, сюда,
Мне щекотно да, да, да.
(движения по пальцам).
Уходи, колючий ёж
В тёмный лес, где ты живёшь!
(пускаем по столу и ловим подушечками пальцев).

Д/И «Кто кем был?»

Медведь был медвеженком.
Лиса была лисенком.

3. Д/и «Угостим животных»

Белка, заяц, лиса, медведь, еж – какие это животные? (дикие )
-Почему вы так думаете? (потому что они живут в лесу и сами добывают пищу ).
-Давайте вспомним, чем питаются дикие животные, и подберем угощения для них.
-Что любит еж? (яблоки, грибы )
-Что любит заяц? (морковь, капусту )
- Что лиса? (рыбу )
-Что медведь? (малину, мед )
-Что белка? (орехи, грибы )
-Вы будете опускать руку в мешочек, угадывать угощение, доставать его и начинать свой ответ словами «я угощу…»
- Я угощу малиной медведя.
- Я угощу рыбой лису.
- Я угощу яблоком ежа.
- Я угощу орехом белку.
- Я угощу морковкой зайца.
5. Игра «Кого не стало?» (с фигурками животных)
- Каких животных вы видите на столе? (перечисляют).
- Посмотрите внимательно, запомните их.
- Сейчас вы закроете глаза, я уберу одно животное, а вы скажете, когда откроете глаза, кого не стало.
- Кого не стало? (не стало зайца) и т.д.

6. Составление рассказа – описания диких животных по образцу:

Кто? – Какого цвета? – Части тела – Чем покрыто? – Как голос подает? – Чем питается? – Где живет? – Что делает зимой? – Польза.

Рефлексивный 7. Итог: - О каких животных мы говорили? (ответы детей). Вспомните, в какие игры мы сегодня играли. Молодцы!

III этап – Заключительный.

Выставка рисунков и аппликаций;

Выставка рисунков. Представление результатов совместного творчества детей и родителей.

Сказка "Пернатые друзья".

Было это или не было, правда это было или ложь судить вам. Но вот послушайте, как дело было.
Жил был Человек. Хороший был Человек -добрый, отзывчивый, а самое главное трудолюбивый. За какое дело ни возьмется Человек, все у него получается- и дом он построил, и скотину завел и диких животных приручил.
И вот решил Человек возле дома огород завести-посадить овощей, фруктов побольше, а детишкам ягод сладких. Сказано-сделано. Раздобыл Человек семян, вспахал землю, да стал за огородом своим ухаживать. Мало ли много времени прошло- стали семена прорастать. То тут, то там нежные зеленые росточки появляются. Радуется Человек.
Только рано он радовался. Не тут-то было… Как только росточки появились, сразу же жучки да паучки вредные налетели, да давай травку молодую поедать. Жук колорадский картошку ест, тля на капусте поселилась, а прожорливые гусеницы на фруктовые деревья полезли. Загрустил Человек.
Но тут, откуда ни возьмись со всех сторон птицы налетели. Щебечут, галдят на все голоса:
- Не волнуйся, добрый Человек, не пропадут твои труды –поможем мы тебе.
Спустились птицы на землю и давай жуков вредоносных клевать. Испугались жуки, кто в клюв птичий не попал, убежали, да кто куда и попрятались.
Обрадовался Человек, птиц поблагодарил и остались они у Человека в огороде жить, да помогать ему все лето.
Но за теплым летом наступила промозглая осень и стали птицы в дорогу собираться.
Удивился Человек и спрашивает:
- А куда это вы, мои пернатые друзья, собрались?
- Улетаем мы в теплые края, милый наш друг. Скоро тут станет совсем холодно и голодно, погибнуть мы можем. А ты не волнуйся. Скоро тут зимушка зима все укроет снежным покрывалом, а жучки да паучки спать лягут.
Стал Человек отговаривать птиц:
- Как же вы, милые помощники полетите так далеко, пропадете ведь в пути… Оставайтесь, я вам кормушек построю, не дам вам с голоду погибнуть.
- Спасибо добрый Человек, но не можем мы остаться, -ответили птицы, взмахнули крыльями и полетели навстречу солнцу.
Долго летели птицы, многие погибли в пути, но зато в теплых краях их ждала жаркая погода и много-много вкусного корма.
А Человек собрал богатый урожай и всю зиму вместе семьей ел овощи и фрукты, да птиц благодарил.
Но вот подошла к концу морозная зима и настал черед весне-красавице. Солнышко начало припекать, снег растаял, потекли первые ручейки. Почувствовали птицы приближение весны и стали обратно домой собираться. И снова тяжелый, изнурительный перелет и вот они уже родные края.
Устали птицы, проголодались в пути. А человек уже ждет своих друзей пернатых -построил кормушек, корма туда побольше насыпал. А еще домики специальные сделал - скворечники.
Обрадовались птицы, поели, перышки после дальнего перелета почистили, да в новые домики заселяться начали.
А весенний день, когда птицы прилетели, Человек запомнил и решил он этот день праздником сделать. Вот с тех пор 1 апреля и называется Международный день птиц.




Top