Художественного произведения — это. А

Художественного произведения - это - страница №1/1

ТЕСТ 1

А. П. Чехов

(В квадратиках проставьте соответствующие номера)

Задание 1
Найдите определение юмора:
1. Изображение в литературном произведении каких-либо недостатков, пороков человека или общества для их осмеяния. Отрицает осмеиваемое явление и противопо­ставляет ему идеал.

2. Едкая, злая, издевательская насмешка.

3. Тип комедийно-эстетического отношения, который выражает жизнерадостность и утверждает ее как неиз­бежную и необходимую сторону бытия. Видит в своем объекте какие-то стороны, не вступающие в противоре­чие с идеалом.
Задание 2
Назовите журнал, первым напечатавший рассказы А. П. Чехова:
1. «Стрекоза».

2. «Современник».

3. «Отечественные записки».

4. «Осколки».


Задание 3
Имел ли А. П. Чехов приверженность к каким-либо политическим течениям и группировкам:
1. Да.

2. Нет.
Задание 4


Тема художественного произведения - это:
1.Факты и явления жизни, которые писатель изобра­жает, типические характеры и ситуации, отобранные автором и определенным образом преображенные в системе данного художественного мира.

2. Основные эпизоды событийного ряда литературного произведения в их художественной последовательности, определенной композицией.

3. Главная обобщающая мысль литературного произведения или система таких мыслей, отражающая отношение автора к действительности.
Задание 5
В рассказах А. П. Чехова ярко представлены недостатки своего времени, выраженные в сатирической форме. Подберите произведения, соответствующие указанным проблемам:
1. Приспособленчество, угодничество.

2. Добровольное самоуничижение.

3. Бескорыстный шпионаж, жандармская тупость.

4. Отражение социальной несправедливости в личном несчастье людей.


□ «Унтер Пришибеев» □ «Смерть чиновника»

□ «Тоска»

□ «Хамелеон»
Задание 6
Идея художественного произведения - это:
1. Зримое представление облика человека, предмета, явления.

2. Главная обобщающая мысль литературного произведения, отражающая отношение автора к действительности.

3. Факты и явления жизни, которые писатель изображает, типические характеры и ситуации, отображенные автором и преображенные в системе данного произведения.
Задание 7
Подберите произведения А. П. Чехова соответственно предложенным темам:
1. Обобщающая картина деспотизма в России.

2. Типичная картина обывательской жизни, разлагающей человеческую душу.

3. Величие человеческого труда, общественная ценность человека, подлинная и мнимая значимость человека в обществе.

4. Осуждение духовного застоя, разоблачение обывательщины русской интеллигенции.


□ «Крыжовник»

□ «Попрыгунья»

□ «Ионыч»

□ «Палата № 6»


Задание 8
Газета «Московские ведомости» писала: «Мы должны беречь школу как зеницу ока, не допуская в нее ничего, что в каком бы то ни было отношении было бы нечистым или сомнительным, и беспощадно удаляя из нее все не­чистое и сомнительное, что так или иначе успело в нее прокрасться ».

Кто из чеховских героев выражал идеи газеты и вре­мени 90-х годов:


1. Доктор Дымов.

2. Беликов.

3. Буркин.


Задание 9
Отличительными особенностями творчества А. П. Чехова являются (найдите лишнее):
1. Объективность изображаемого.

2. Краткость произведений.

3. Морализация, назидательность.

4. Контрастность в изображении героев.

Задание 10
Пьеса - это:
1. Один из литературных родов, предполагающий создание художественного мира литературного произведения в форме сценического воплощения.

2. Любое драматическое произведение без указания жанра, предназначенное к постановке на сцене.

3. Драматический жанр, который строится на трагическом конфликте между героем и обстоятельствами.

Задание 11
С каким театром тесно сотрудничал А. П. Чехов:
1. Малый театр.

2. «Современник».

3. Художественный театр.

4. Театр имени Станиславского.

Задание 12
Конфликт художественного произведения - это:
1. Ссора героев.

2. Столкновение, противоборство персонажей, каких-либо чувств, побуждений в душе героев, лежащих в основе действия.


Задание 13
Чеховская глубина конфликтности сюжетов и ситуаций основана на:
1. Прямых столкновениях персонажей, вызванных поражениями одних и победами других.

2. Раскрытии характеров героев, показе их не в борьбе, а в осознании противоречий жизни.

3. Требовании от персонажей активных действий и их участия в борьбе с противоборствующими силами.
Задание 14
Темой пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» является:
1. Судьба России, ее будущее.

2. Судьба Раневской и Гаева.

3. Вторжение в жизнь поместного дворянства капита­листа Лопахина.
Задание 15
Идейным пафосом комедии является:
1. Отражение изжившего себя дворянско-поместного строя.

2. Роль буржуазии, пришедшей на смену, и несущей разрушение и власть денег.

3. Ожидание настоящих «хозяев жизни», которые превратят Россию в цветущий сад.

Задание 16
Найдите соответствие приведенных характеристик героям пьесы «Вишневый сад»:
1. «Мой папаша был мужик, идиот, ничего не понимал, меня не учил, только бил с пьяна, и все палкой. В сущности и я такой же болван и идиот. Ничему не обучался... пишу я так, что от людей совестно, как свинья».

2. «Хороший она человек. Легкий, простой человек». «Она хорошая, добрая, славная, я ее очень люблю, но, как там не придумывай смягчающие обстоятельства, все же, надо сознаться, она порочна. Это чувствуется в ее каждом движении».


□ Лопахин

□ Гаев


□ Петя Трофимов

□ Анна


□ Раневская

Задание 17
Найдите соответствующие героям речевые характеристики:
1. Чувствительная искренность, манерность, напыщенность.

2. Просторечие с либеральными разглагольствованиями, биллиардная лексика.

3. Наукообразная речь, насыщенная политическими терминами.
□ Петя Трофимов

□ Гаев


□ Раневская
Задание 18
По характерным особенностям определите принадлежность речи:
1. «...Сокровище мое, милая моя, прекрасная комната», «белое деревцо склонилось, похожее на женщину», «милый студентик».

2. «Экий, небось, огромадная, нужно поубрать, по пяти набавляют, заработал сорок тысяч чистогана, аукцион, циркуляция». «Это плод вашего воображения, покрытый мраком неизвестности».

3. «...Богатые и нищие, рабочие, интеллигенция, крепостники, правда, истина, труд, философствует». «Верьте мне, Аня,верьте! Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! Не отставай, друзья!»
□ Раневская

□ Петя Трофимов

□ Лопахин
Задание 19
Речь героев пьесы отражает характеры героев. Кому принадлежат эти слова:

«Человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину».


1. Лопахин.

2. Петр Трофимов.

4. Симеонов-Пищик.


Задание 20
Символ - один из тропов, скрытое сравнение. Определите значение символов, используемых в пьесе автором:
1. Вишневый сад.

2. Удары топора, звуки лопнувшей струны.

3. Одежда старого лакея: ливрея, белый жилет, белые перчатки, фрак, заколоченный дом.
□ символ прошлого

□ символ красоты Родины и жизни

□ символ конца старой жизни

Задание 21
О возрасте Петра Сергеевича Трофимова можно судить по репликам действующих лиц пьесы. Кто из героев ближе к истине:
1. Лопахин: «Ему пятьдесят скоро, а он все еще студент».

2. Раневская: «Вам двадцать шесть или двадцать семь, а вы все еще гимназист второго класса».


Задание 22
Каждый из двух лакеев, изображенных в пьесе А. П. Чехова, также символизирует свое время. Кому из них принадлежат следующие реплики:
1. «Барыня моя приехала! Дождался!», «Куда прикажете, туда и пойду».

2. «Если поедете в Париж, возьмите меня с собой, будьте так добра! Мне здесь оставаться положительно невозможно».


□ Яша

□ Фирс
Задание 23


Финальная сцена - своего рода подведение итогов жизни.

«Жизнь-то прошла, словно и не жил».

К кому из других героев пьесы можно также отнести это высказывание Фирса (возможно несколько ответов):


1. Гаеву.

2. Раневской.

3. Лопахину.

4. Трофимову.

5. Симеонову-Пищику.
Ответы к тестам


1

2

3

4

5

6

3

1

2

1

1 - «Хамелеон»

2

2 - «Смерть чиновника»

3 - «Унтер Пришибеев»

4 - «Тоска»

7

9

10

11

12

13

14

15

1 - «Палата № 6»

2

3

2

3

2

2

1

3

2 - «Крыжовник»

3 - «Попрыгунья»

4 - «Ионыч»

16

17

18

19

1 - Лопахин

1 -

Раневская

1-

Раневская

2

2 - Раневская

2 -

Гаев

2 -

Лопахин

3 -

Петя

3 -

Петя

Трофимов

1. Чеховская глубина конфликтности сюжетов и ситуаций основана на:

а) Прямых столкновениях персонажей, вызванных поражениями одних и победами других.

б) Раскрытии характеров героев, показе их не в борьбе, а в осознании противоречий жизни.

в) Требовании от персонажей активных действий и их участия в борьбе с противоборствующими силами.

2. Речь героев пьесы отражает характеры героев. Кому принадлежат эти слова: «Человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину».


а) Лопахин.

б) Петр Трофимов.

г) Симеонов-Пищик.


3. О возрасте Петра Сергеевича Трофимова можно судить по репликам действующих лиц пьесы. Кто из героев ближе к истине:

а) Лопахин: «Ему пятьдесят скоро, а он все еще студент».

б) Раневская: «Вам двадцать шесть или двадцать семь, а вы все еще гимназист второго класса».

4. Драматургический конфликт - это

а) столкновение двух персонажей, придерживающихся разных взглядов на одну и ту же проблему

б) противоречия внутри группы персонажей

в) внутренние психологические противоречия одного героя

5. В чем заключается особенность развития действия в пьесе?

а) действие развивается стремительно

б) между основными событиями в пьесе проходит несколько лет

в) события развиваются циклично

г) в пьесе отсутствует напряженное развитие действия, но есть ожидание события

6. Как проявляется специфика системы образов в пьесе «Вишневый сад»?

а) прогрессивный герой-одиночка противостоит обществу консерваторов

б) система образов построена на противостоянии двух лагерей: «старого» - уходящего образа жизни, и «нового» - утверждающегося

в) в пьесе отсутствует главный герой

7. В чем заключено значение образа вишневого сада?

б) заменяет роль главного героя

в) средство характеристики героев

г) средство оскудения старого мира

д) развитие традиций мира русской драматургии - введение пейзажа в драматическое произведение

8. Что такое «подтекст», «подводные течения» в пьесах А. П. Чехова?

а) отображение тайного психологизма

б) монологи не выражают духовного состояния персонажей

в) острота переживаний героев внешне не выражена

г) внутренний монолог

9. Размышлял о драматургии, А. П. Чехов писал: «Надо, чтобы жизнь была такая, какая она есть, и люди такие, какие они есть, а не ходульные».

а) Удается ли в «Вишневом саде» изображать жизнь такою, какая она есть? Нет ли в этом изображении чего-то неестественного, надуманного?

б) Есть ли в комедии Чехова героев, которых можно назвать «ходульными»?

10. «Память в контексте чеховской пьесы выступает не только как связь времен, но и как связь людей...» (Е. М. Гушанская).

а) Как часто и в каких случаях герои «Вишневого сада» обращаются к своей памяти?

б) Можете вы согласиться с тем, что память выступает у Чехова не только «как связь времен, но и как связь людей»? Обоснуйте свой ответ обращением к жизни Раневской и Лопахина, Гаева и Фирса...

11. «В центре оказался процесс постепенного разрушения «старой жизни», от ее внешних форм до человеческих отношений». (Т. Шах-Азизова).

а) Как и кем представлена в пьесе Чехова «старая жизнь»? Как показывает драматург разрушение внешних форм «старой жизни»?

б) Действительно ли разрушаются не только формы жизни, но и человеческие отношения? Дает ли сам Чехов оценку этому?

12. Критик В. Вульф: «Нищета и поэзия старинной усадьбы, Раневская, разрывающаяся между домом, родиной и Парижем, и бедный люд, забитый, малограмотный, привыкший к грубости и несчастьям. Все сосуществует рядом».

а) Можете вы согласиться с тем, что в пьесе Чехова «нищета и поэзия» сосуществуют рядом? Обоснуйте свое мнение.

б) Как показано Чеховым то, что Раневская разрывается «между домом, родиной и Парижем»?

в) Кем и как представлен в «Вишневом саде» «бедный люд»?

13. Критик Л. Малюгин считает, что Раневская «легкомысленна, инфантильна», но и «обаятельна, сердечна, тонка, искренна».

а) В чем легкомысленность и инфантильность Раневской?

б) Можете вы согласиться с тем, что героиня Чехова «обаятельна, сердечна, тонка, искренна»?

14. Журналист В. М. Дорошевич писал в 1904 г. о героях «Вишневого сада»: «Перед вами гибнут, беспомощно гибнут старые дети... Все в жизни застает их врасплох».

а) Кого из героев «Вишневого сада» можно назвать «старыми детьми» или это определение применимо ко всем главным героям пьесы?

б) Действительно ли эти герои «гибнут», что «все в жизни застает их врасплох»? Если да, то какова, на ваш взгляд, причина этого?

15. В. М. Дорошевич писал в 1904 г. о жанре «Вишневого сада»: «Это комедия по названию, драма по содержанию. Это - поэма».

а) Можете вы согласиться с тем, что «Вишневый сад» - комедия только «по названию»?

б) Что, на ваш взгляд, дает критику право называть ее драмой?

в) Как, по вашему мнению, необходимо принимать утверждение Дорошевича о том, что «Вишневый сад» - это поэма?

16. Писатель В. В. Розанов считал «Вишневый сад» примером «прекрасной, но бессильной живописи»: «Грустное произведение; но сколько уже их есть в русской литературе, безмерной ярости, силы и красоты. Ударяли они по русской впечатлительности: и рванется русская душа от стыда за себя (вечный мотив), но рвануться-то ей некуда, солнца нет».

а) Как вы поняли определение «Вишневого сада» примером «прекрасной, но бессильной живописи»? Можете вы с этим согласиться?

б) Верно ли, что «Вишневый сад» - «грустное произведение», или вы видите в этой пьесе только комедию? Обоснуйте свой ответ.

в) дает ли, по вашему мнению, чеховская пьеса толчок для порыва «от стыда за себя»? Создает ли «Вишневый сад» ощущение, что рвануться стыдливой душе некуда, что «солнца нет»?

Список использованной литературы

1. А. С. Пушкин в стихах русских поэтов ХIX века - М., 1974.

2. А. С. Пушкин в портретах. - М.: Сов. художник, 1989.

3. Айзерман Л. С. Письмо второе. - Русский язык в школе № 2, 1997.

4. Аникин А. А. К прочтению пьесы А. Н. Островского «Гроза». - Литература в школе (ЛШ), 3, 1998. - с. 4.

5. Батюто А. Тургенев-романист, - М., 1972.

6. Богословский Н. В. И. С. Тургенев. - М., 1961 (Серия «ЖЗЛ»).

7. Бялый Г. А. Роман Тургенева «Отцы и дети». - М.-Л., 1963.

8. Влащенко В. И. «Гроза» Островского в Х классе. - ЛШ, № 3, 1995. - с. 42.

9. Гейро Л. С. Роман И. А. Гончарова«Обломов». - Л, 1987.

10. Гессен А. Жизнь поэта. - М.: Детская литература, 1972.

11. Гончаров И. А. Очерки. Статьи. Письма. Воспоминания современников. - М., 1986.

13. Добролюбов Н. А. «Что такое обломовщина?» (Любое издание)

14. Дружинин А. В. «Обломов». Роман И. А. Гончарова. (Литературная критика. - М., 1983 или др. издание)

15. Друзья Пушкина. Переписка. Воспоминания. Дневники: В 2-х томах. - М.: Правда, 1984.

16. Е. Романичева. Общие слова, или роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» на уроках повторения. - «Литература», № 16 - 2001.

17. Живые страницы. Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Белинский в воспоминаниях, письмах, дневниками, автобиографических произведениях и документах. - М.: Детская литература, 1972.

18. Жизнь Пушкина: В 2-х томах.- М.: Правда, 1987.

19. Захаркин А. Ф. Роман И. А. Гончарова «Обломов» - М., 1963.

20. Иванова Т. Лермонтов на Кавказе. - М.: детская литература, 1986.

21. Из «Примечания» В. Громова к 1 т. собрания сочинений И. С. Тургенева в 12-ти т. - М.: Худ. лит., 1975.

22. Краснощекова Е. А. «Обломов» И. А. Гончарова - М., 1970

23. Кузнецова А. Ф., Грузин А. И. Коллективные формы работы на уроке. (Островский А. Н. «Гроза»). - РЯЛШ, № 6, 1989. - с. 16.

24. Л. Торопчина. Почему умирает Базаров. - «Литература» («Первое сентября»), № 31 - 1998.

25. Лебедев Ю. В. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» - М., 1982.

26. Лебедев Ю. В. Россия 1870-1880-х годов и художественный мир «Бесприданницы» А. Н. Островского. - ЛШ, № 4, 1996. - с. 35; ЛШ, № 5, 1996. - с. 35.

27. Лебедев Ю. В. У истоков «русской трагедии». - ЛШ, № 3, 1995. - с. 4.

28. Лебедев Ю. В. И. С. Тургенев. Книга для учащихся старших классов средней школы. - М., 1989.

29. Лермонтов в воспоминаниях современников. - М.: Художественная литература, 1989.

30. Лермонтовская энциклопедия, - М.: Советская энциклопедия, 1981.

31.Лищинер С. Тургенев // История всемирной литературы. - Т. 7. - М: Наука, 1991.

32.Лощиц Ю. Гончаров - М., 1986

33. Любимов О. И. Прощание с Катериной. Из опыта эстетического воспитания на уроках литературы. - РЯЛШ, № 2, 1989. - с. 38.

34. Любимов О. И. Тайна ключа Катерины. Из опыта нравственного воспитания на уроках литературы. - РЯЛШ, № 9, 1988. - 34.

35. Медведев В. П. Пьесы А. Н. Островского в школьном изучении. - Л.: Просвещение, 1971.

36. Н. И. Якушин И. С. Тургенев в жизни и творчестве. - М., 1998.

37. Набоков В. Лекции по русской литературе.- М.: Независимая газета. 1996

38. Найти в человеке человека. Тезисы к изучению пьесы А. Н. Островского «Бесприданница». - РЯЛШ, № 7-8, 1992. - с. 23.

39. Недзвецкий В. А. «Капитальнейшая вещь». Роман И. А. Гончарова «Обломов» - Литература в школе, № 7 - 1997 - с.4

40. Петров А. В. Лермонтов на Кавказе. Ставропольское книжное изд-во, 1954.

41. Порудоминский В. Друг бесценный, или Восемь дней на пути в Сибирь: Повесть про декабриста Ивана Пущина. - М.: Детская литера тура, 1984.

42. Последний год жизни Пушкина: Воспоминания. дневники. - М.: Правда, 1988.

43. Пустовойт П. Г. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети»: Комментарий. - М., 1983.

44. Пушкинские места: Путеводитель в 2-х частях. - М.: Профиздат, 1988.

45. Пущин И. И. Записки о Пушкине. - М.: Детская литература, 1984.

46. Ревякин А. И. «Гроза» А. Н. Островского. - М., 1962.

47. Русская литература ХIХ века. 10 класс. Практикум. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. Лыссого Ю. И. - М.: Просвещение, 1997.

48. Русская литература ХIХ века. Вторая половина. 10 кл. Вып.1 / Под ред. Л. Г. Максидоновой. - М.: Олма-пресс, 2002.

49. Семенов Александр Николаевич. Русская литература в вопросах и заданиях ХII-ХIХ век. 9-10 классы. М.: Владос, 2000.

50. Танкова Н. С. Трагедия одиночества. Урок по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница» - ЛШ, № 4, 1996. - с 114.

51. Тургенев в школе: Книга для учителя / Авт.-сост. Л. А. Капитонова. - М.: Дрофа, 2002.

52. Харитонова О. Н. Викторина по пьесам А. Н. Островского «Гроза», «Бесприданница», «Снегурочка». - ЛШ, № 4, 1996. - с. 143.

53. Чернова И. И. А. Н. Островский и театр. .-ЛШ, № 5, 1993. - 52 с.

54. Шаталов С. Е. Художественный мир И. С. Тургенева. - М., 1972.

55. Широтов В. В. Искушение - лейтмотив драмы А. Н. Островского «Бесприданница». -ЛШ, № 3, 1998. С 86.

56. Штильман С. Опыт медленного прочтения классики И. С. Тургенев «Отцы и дети» - «Литература» («Первое сентября»), № 20 - 1999.

57. Якушин Н. Жизнь и творчество И. Тургенева. Материалы для выставки в школе и детской библиотеке. - М.: Детская литература, 1988.


Семенко И. М. Поэты пушкинской поры. - М.: Худ. лит., 1970.

В. В. Виноградов. О трудах Ю. Н. Тынянова по истории русской литературы первой половины ХIХ в. М.: Наука, 1969.

По материалам Раисы Парфеновой, Гимназия № 1, г. Оренбург.

Урок подготовлен по книге: Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература ХIХ века. Ч. 1. - М., 1994.

По материалам Шевцовой Татьяны Анатольевны. Школа № 91, г. Омск.

Л. В. Лобзова. Ст. научный сотрудник кишиневского дома-музея А. С. Пушкина.

По материалам статьи В. И. Красовского «А. С. Пушкин». М.: Издательство Московского университета, 2001.

Андрей Репин. Из книги «Я иду на урок литературы». М., 2001.

По материалам статьи В. Е. Красовского «А. С. Пушкин> // Рус. литература ХIХ-XX вв. М.: МГУ, 2001.

А. С. Долинин. Лермонтов. «Новый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона».

Ольга Поцек, г. Десногорск, Смоленская область

Наталья Майракова, Гимназия Салахова, г. Сургут, Тюменская область

Афанасьев В. В. Лермонтов. - М., 1991.- (Серия ЖЗЛ)

В. Влащенко. Из книги «Я иду на урок литературы. 9 класс». М., 2001.

По материалам статьи А. Репина. Чичиков кто же он? М., 2000.

Анна Максимова. // Литература - 1996. - № 31.

Блинова З., Владимирская область, с. Сима

Штильмарк Р. А. За Москвой-рекой // А. Н. Островский: Страницы жизни. - М., 1983.

Урок предложен Широтовым В. В., учителем школы № 1 г. Троицк-Печорский, победителем конкурса «Учитель года 1997».

Лобкарёва А. В. Из очерка «О музее И. А. Гончарова в Ульяновске». ЛШ № 3-97.

Кавелин К. Д. Из истории русской гуманистической мысли. - М., 1993.

Ильин И. Сущность и своеобразие русской культуры // Москва. 1996. № 6.

О. И. Любимов, шк.-интернат № 4, г. Воронеж. Журнал Русский язык и литература в средних учеб. Заведениях Украины, № 9 - 1990 г.

В.С. Соловьев. Из статьи «Ф.И. Тютчев».

Николай Кузин, г. Екатеринбург

Ульяна Завьялова, школа - гимназия № 3, г. Зуевск, Кировская область

Вариант урока, предложенный Фокиным П. Е., отработан в школе № 4 г. Глазова.

Урок предложен В. Николаевой, физико-математический лицей № 39, г. Озерск.

Н. Дойникова, Новгородский региональный центр развития образования.

Татьяна Жаплова, г. Оренбург.

А. К. Киселев - учитель школы №15 г. Калуги. «Литература в школе» № 4, 1989 г.

С. Дмитренко. Литература № 26, 1997 г.

Покусаев Е. А. «Господа Головлевы» М. Е. Салтыкова-Щедрина». М., 1975.

В. Г. Белинский «Петербургский сборник».

Выдержки из статьи В. Набокова «Федор Достоевский». М.: НГ, 2002.

Русская литература ХIX века. Практикум. Под ред. Лыссого Ю. И. М., 2001.

В. Набоков. Федор Достоевский. М., Издательство НГ. 2001.

Буянова Е. Г. Романы Ф. М. Достоевского. М.: Издательство МГУ, 1999.

Буянова Е. Г. Романы Ф. М. Достоевского. Перечитывая классику. М.: МГУ, 1997.

Е. М. Мелетицкий. Заметки о творчестве Достоевского. М., РГГУ.2001.

Е. М. Мелетицкий. Заметки о творчестве Достоевского. М., РГГУ. 2001.

Лидия Харина, средняя школа № 12, г. Воркута, Республика Коми.

Уроки предложены Л. П. Кабанюк, Л. И. Кузнецова, М. Я. Левянт.

А. А. Сабуров «Война и мир» Л. Н. Толстого». Проблематика и поэтика. 1959.

М. Котина, ср. шк. № 1, г. Грязовец, Вологодской обл.

И. Я. Кленицкая «Работа над эпилогом романа Л. Толстого «Война и мир».

Потапова Т. В. «Семья в романе «Война и мир» «ЛШ» № 1, 1997.

Материал из газеты «Русский язык и литература в школе» № 11, 1990, с. 15.

Горький М., Чехов А. Переписка. Статьи. Воспоминания. - М., 1958.

Особенности конфликта. Чехов выработал особую концепцию изображения жизни и человека - принципиально будничную, «негероическую»: «Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как и в жизни. Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни». Для традиционной дочеховской драмы характерно прежде всего событие, нарушающее традиционное течение жизни: столкновение страстей, полярных сил, и в этих столкновениях полнее раскрывались характеры персонажей (например, в «Грозе» А. Н. Островского). В пьесах же Чехова нет острых конфликтов, столкновений, борьбы. Кажется, что в них ничего не происходит. Эпизоды заполнены обыденными, даже не связанными друг с другом разговорами, мелочами быта, незначительными подробностями. Как утверждается в пьесе «Дядя Ваня», мир погибнет не от «громких» событий, «не от разбойников, не от пожаров, а от ненависти, вражды, от всех этих мелких дрязг...». Произведения Чехова движутся не от события к событию (мы не имеем возможности следить за развитием сюжета - за отсутствием такового), а, скорее, от настроения к настроению. Пьесы строятся не на противопоставлении, а на единстве, общности всех персонажей - единстве перед общей неустроенностью жизни. А.П. Скафтымов писал об особенностях конфликта в пьесах Чехова: «Нет виноватых, стало быть, нет и прямых противников. Нет прямых противников, нет и не может быть борьбы. Виновато сложение обстоятельств, находящихся как бы вне сферы воздействия данных людей. Печальная ситуация складывается вне их воли, и страдание приходит само собою».

Конфликт в драматическом произведении движет сюжет, порождает различные коллизии, способствует выявлению характеров героев. Конфликт - это столкновение разных интересов, разных нравственных установок, разных характеров и темпераментов. Однако он может быть и внутренним, конфликтность можно найти даже в лирических произведениях, где соединяются противоположные образы и понятия, и в монтажных стыках-противопоставлениях.

Ослабление сюжетной интриги и приглушение конфликта за счет тщательной обрисовки посторонних для основного сюжета сцен, положений и характеров, приобретающих вполне самостоятельное значение. Бытовое течение жизни в ее мелких и случайных проявлениях становится отличительной чертой и главным объектом изображения в чеховской драматургии. «Бессобытийность» чеховских пьес напрямую связана с их «многогеройностью» (отсутствием центрального персонажа, носителя определенной идеи или важной ценностной установки).

отчетливо проявилось своеобразие нового типа драмы, созданного Чеховым. Бытовые будни становятся у Чехова главным и единственным источником драматического конфликта, традиционная для дочеховской драматургии борьба действующих лиц, «сшибка характеров» (формула В. Г. Белинского), сюжетная перипетия как основная форма развития действия утрачивают в чеховских пьесах свою прежнюю, организующую роль. Дело тут не в том или ином событии, не в противоречиях человеческих интересов и страстей. В мире чеховской драмы страдают все или почти все, и никто конкретно в этом не виноват. «...Виноваты не отдельные люди, а все имеющееся сложение жизни в целом».

Диалоги в пьесах Чехова приобрели «монологическую форму».

Для создания впечатления большего бытового правдоподобия Чехов также использует звуковые и шумовые эффекты: звуки набата, звук колокольчика, игру на скрипке, стук топора по деревьям. Сопровождая или перемежая ими разговоры и реплики персонажей, он добивается слияния словестного, «значимого», и несловесного, «незначимого», звукового ряда в одно общее звуковое целое, в котором традиционная жесткая граница между «значимым» и «незначимым» начинает сдвигаться и размываться.

Усиление роли психологического «подтекста», сферы скрытых душевных переживаний героя, не получающих отражения в его сознательной речи, но выраженнх в случайных репликах или обмолвках.

Комические приемы нередко используются драматургом для выражения атмосферы общего разлада взаимонепонимания.Такова функция оборванных,немотивированно перебивающих друг друга диа- и монологов

→ первый опыт расцветшей в 20 в «экзистенциалистской» и «абсурдистской» драмы.

С одной стороны, сквозные, лейтмотивные образы, организующие символическое пространство «Чайки» (чайка, подстреленная Треплевым), «трех сестер» (Москва, в которую мечтают уехать сестры), «Вишневого сада» (прекрасный вишневый сад, продаваемый за долги), есть символы утраченного или предвосхищаемого в будущем Идеала , с другой - его трагической недостижимости, невоплощаемости в реальной жизненной практике, и, следовательно, иллюзорности.


В предлагаемых пословицах и поговорках допущены ошибки. Исправьте их и запишите верно. 5 баллов (1х5)
Восстановите текст: раскройте скобки, запишите данные слова в нужной форме, вставьте недостающие предлоги и союзы. (Dalyvis – v
...
Полное содержание Подобный материал:
  • Lietuvos mokinių rusų (užsienio) kalbos olimpiada , 252.51kb.
  • Поверхность - равнинная со следами древнего оледенения. Климат переходный от морского , 135.59kb.

Lietuvos mokinių rusų (užsienio) kalbos olimpiada

Kėdainiai, 2011 m. balandžio 14-16d.

Toks artimas Lietuvai A.Čechovas...

108 balai

  1. Кому принадлежит данное высказывание: «Чехов – это Пушкин в прозе»? 1 балл
А Петру Первому

Б. М.В. Ломоносову

В. Л.Н. Толстому

  1. Где расположены города, названные в честь А.П. Чехова? 1 балл
А. Саратовская и Сахалинская области

Б. Московская и Сахалинская области
В. Московская и Саратовская области

  1. ^ В каком крымском городе находится дом-музей А.П. Чехова? 1 балл
А. Алупка

В. Алушта

  1. Закончите высказывание А.П.Чехова, вставьте пропущенное слово. 1 балл
«Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не

Если это сделает кто – нибудь другой» .

  1. ^ Антон Павлович Чехов всю жизнь по капле выдавливал из себя… Кого? 1балл
    А. Интеллигента
    Б. Шута
    В. Врача
    Г. Раба
  1. С каким театром тесно сотрудничал А. П. Чехов: 1 балл
А. Малый театр

Б. «Современник»

В. Художественный театр

Г. Театр имени Станиславского

  1. Назовите три произведения А.П.Чехова, в названии которых присутствуют имена собственные (tikriniai daiktavardžiai) 3 балла(1х3)

1)____________________ 2) __________________ 3)_______________________

  1. Допишите, какие пьесы А. Чехова ставились на сцене театров Литвы 5 баллов(1х5)
  1. Д _ _ _ _ _ _ _
  2. В _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
  3. Т _ _ _ _ _ _ _ _
  4. Ч _ _ _ _
  5. И _ _ _ _ _
  1. Принадлежал ли А. П. Чехов к каким-либо политическим течениям и группировкам:
А. Да 1 балл
  1. К какому сословию по отцу принадлежал Чехов? 1 балл
А. Дворянскому

Б. Купеческому

В. Крестьянскому

  1. В лавке отца Чехова продавали: 1 балл
А. ювелирные изделия

Б. соль и спички

В. книги и журналы

  1. Период Чеховского «многописания» (когда очень много было написано произведений, более 350.) 1 балл
А. 1884-1888

Б. 1889- 1895

В. 1896 – 1903

  1. Антоша Чехонте – это 1балл
А. псевдоним Левитана

Б. псевдоним брата писателя

В. псевдоним писателя Чехова

  1. Где умер и похоронен А.П. Чехов 1балл
А. Таганрог – Москва

Б. Германия – Таганрог

В. Баденвейлер – Москва

  1. Какой персонаж есть у А.П. Чехова? 1 балл
    А. Ионыч
    Б. Капитоныч
    В. Электроныч
    Г. Протоныч
  2. Как называется одна из ранних пьес А.П. Чехова? 1балл
    А. «Иванов»
    Б. «Петров»
    В. «Сидоров»
    Г. «Николаев»
  3. ^ Как называется фильм, снятый Н.С. Михалковым по произведениям А.П. Чехова?
    А. «Война и мир 1 балл
    Б. «Неоконченная пьеса для механического пианино»
    В. «Преступление и наказание»
Г. «Иван Васильевич меняет профессию»
  1. ^ Герой какого произведения А.П. Чехова обращался к шкафу с эпитетом «многоуважаемый»? 1 балл
    А. «Попрыгунья»
    Б. «Вишневый сад»
    В. « Человек в футляре»
  1. ^ Ответьте на вопросы 7 баллов (1х3, 2x2)
А. Какие "родственные" отношения А.П Чехов установил между немногословностью и талантливостью? Какое крылатое выражение об этом мы знаем.

_______________

Б. Какое произведение Чехова особенно любимо всеми программистами?

В. Как обращалась к мужу Ольга Ивановна в « Попрыгунье», кто он был по профессии?

___________________________________________________________________________

Г. Какая премьера состоялась в 1904 году в Художественном Театре в присутствии автора? Волей судьбы премьера стала для Чехова последней. _________________________________

Д. Что носил Чехов? Носохватку и мокроступы. Переведите на современный русский язык.

_____________________________________________________________________________

  1. ^ Отличительными особенностями творчества А. П.Чехова НЕ являются: 1 балл
А. Объективность изображаемого

Б. Краткость произведений

В. Морализация, поучительство

Г. Контрастность в изображении героев

  1. ^ Тип чеховского героя и основной объект изображения 1 балл
А. Больные, бездомные люди и больница

Б. Образованные, но жестокие люди и их веселая жизнь

В. Средний человек и повседневная, обычная жизнь

  1. ^ Чеховская глубина конфликтности сюжетов и ситуаций основана на: 1 балл
А. Прямых столкновениях персонажей, вызванных поражениями одних и победами других

Б. Раскрытии характеров героев, показе их не в борьбе, а в осознании противоречий жизни

В. Требовании от персонажей активных действий и их участия в борьбе с враждебными силами

  1. В рассказах А. П. Чехова ярко представлены недостатки своего времени, выраженные в сатирической форме. Подберите произведения, соответствующие указанным проблемам: 3балла (1х3)
  1. Пустое времяпрепровождение. А. «Толстый и тонкий»
  2. Добровольное самоунижение. Б. «Человек в футляре»
  3. Узость интересов. В. «Попрыгунья»

1

2

3
  1. Писатели, делая собак персонажами своих произведений, стремились показать стороны характера человека. Какой из этих литературных шедевров с четвероногими героями принадлежит перу А.П. Чехова? 1 балл
    А. «Дикая собака Динго»
    Б. «Му-му»
    В. «Каштанка»
    Г. «Белый Бим Чёрное ухо»
  1. ^ Тема рассказа «Попрыгунья»: 1 балл
А. Обобщающая картина жестокого обращения мужей с женами.

Б. Типичная картина тяжелой жизни крестьян средней полосы.

В. Величие человеческого труда, подлинная и мнимая роль человека в обществе.

Г. Осуждение духовенства, церковных догм, безграмотность русского народа.

  1. ^ Что подчеркивает автор у Беликова из «Человека в футляре» 1 балл
А. Прогрессивность

Б. Трусость

В. Находчивость

  1. Темой пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» является: 1 балл
А. Судьба России, ее будущее.

Б. Судьба Раневской в Европе.

В. Будущее капита­листа Лопахина.

  1. Что в известной пьесе А.П. Чехова приобрёл купец Лопахин? 1 балл
А. Вишнёвый сад

Б. Вишнёвый участок
В. Вишнёвые саженцы

Г. Тёмно-вишнёвую шаль

  1. ^ Речь героев пьесы отражает характеры героев. Кому принадлежат эти слова:
«Человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину». 1 балл

А. Лопахин.

Б. Петр Трофимов.

Г. Симеонов-Пищик.

  1. ^ О возрасте Петра Сергеевича Трофимова можно судить по репликам действующих лиц пьесы. Кто из героев ближе к истине: 1 балл
А. Лопахин: «Ему пятьдесят скоро, а он все еще студент»

Б. Раневская: «Вам двадцать шесть или двадцать семь, а вы все еще гимназист второго класса»

  1. Финальная сцена - своего рода подведение итогов жизни. «Жизнь-то прошла, словно и не жил». К кому из других героев пьесы можно также отнести это высказывание Фирса: 1 балл
А. Раневской

Б. Трофимову

  1. ^ Найдите соответствие приведенных характеристик героям пьесы «Вишневый сад»:
2балла (1х2)
  1. «Мой папаша был мужик, идиот, ничего не понимал, меня не учил, только бил с пьяна, и все палкой. В сущности и я такой же болван и идиот. Ничему не обучался... пишу я так, что от людей совестно, как свинья».
А. Лопахин

В. Петя Трофимов

2) «Хороший она человек. Легкий, простой человек». «Она хорошая, добрая, славная, я ее очень люблю, но, как там не придумывай смягчающие обстоятельства, все же, надо сознаться, она порочна. Это чувствуется в ее каждом движении».

Б. Раневская

  1. Найдите соответствующие героям речевые характеристики: 3 балла (1х3)
  1. Чувствительная искренность, манерность, напыщенность.
  2. Просторечие с либеральными разглагольствованиями, биллиардная лексика.
  3. Наукообразная речь, насыщенная политическими терминами.

1

2

3
А. Петя Трофимов

В. Раневская

А.П.Чехов и Л.Н.Толстой

  1. По характерным особенностям определите принадлежность речи: 3 балла (1х3)
  1. «...Сокровище мое», « милая моя, прекрасная комната», «белое деревцо склонилось, похожее на женщину», «милый студентик».
  2. «Экий», « небось», « огромадная», « нужно поубрать», « по пяти набавляют», «заработал сорок тысяч чистогана», « аукцион», « циркуляция». «Это плод вашего воображения, покрытый мраком неизвестности».
  3. «...Богатые и нищие», « рабочие», « интеллигенция», « крепостники», « правда». «Верьте мне, Аня, верьте! Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! Не отставайте, друзья!»
А. Раневская

Б. Петя Трофимов

В. Лопахин



^ Чеховские места

  1. Решите кроссворд 12 баллов (1х12)

1

2

3

4

6

5

7

8

9

10

11

12

По вертикали

1. Имение, купленное Чеховым в 1892 году, где писатель вырастил сад и построил школу.

4. Художник, друг А.П. Чехова.

6. Какие предметы из дерева делал тонкий в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий»?

8. Кто из чеховских героев любил повторять: «Как бы чего не вышло»?

11. Как звали сына тонкого в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий»?

По горизонтали

2. Кому принадлежат слова: «Нельзя ставить на сцене заряженное ружьё, если никто не собирается выстрелить из него»?
3. На какой остров предпринял путешествие А.П. Чехов для изучения быта

Каторжников?

5. Какой герой пьесы А. Чехова «Вишнёвый сад» не имел права претендовать на деньги, полученные от продажи сада?

7. Назовите журнал, первым напечатавший рассказы А. П. Чехова.

9. Учителем какого языка был Беликов, главный герой рассказа «Человек в футляре»?

10. Название какого произведения Чехова перекликается со стрекозой И.Крылова.

12. Кто по профессии была жена А.П.Чехова.

  1. Москва- самый большой город _________ 1балл
А. Европы

Б. Мира

  1. Выберите строчку, где 4 балла (1х4)
  1. имена и фамилии русских писателей и поэтов
А. Л.Толстой, М.Булгаков, В.Высоцкий, С. Есенин

Б. А.Чехов, И.Левитан, П.Чайковский, А.Пушкин

В. А.Чехов, М.Лермонтов, И. Шишкин, М.Шолохов

Г. А.Пушкин, М.Лермонтов, Н.Гоголь, М.Врубель

  1. имена и фамилии русских художников
А. И. Левитан, А.Толстой, В.Серов, Н.Некрасов

Б. А.Рублев, В.Васнецов, И.Шишкин, К.Малевич

В. А. Куинджи, Б.Маяковский, Р.Щедрин, С. Рахманинов

Г. А.Пахмутова, В.Суриков, И.Репин, С.Рахманинов

  1. имена и фамилии литовских режиссеров, ставивших Чехова на литовской сцене
А. М.Микутавичюс, Р.Туминас, К.Сморигинас, Л.Калпокайте

Б. Э.Некрошюс, А.Пуйпа, Л.Победеносцевас, Г.Ринкявичюс

В. Р.Туминас, Э.Некрошюс, Р.Казлас, Й.Вайткус

Г. Р.Казлас, В.Шеренас, Й.Вайткус, А.Валинскас

  1. достопримечательности России
А. Эрмитаж, музей Орсе, Храм Христа Спасителя, Лувр

Б. Дворцовая площадь, Ла Скала, Третьяковская галерея, Музей Родена

В. Пизанская башня, Красная площадь, Музей мадам Тюссо, Кремль

Г. Третьяковская галерея, Храм Христа Спасителя, Красная площадь, Эрмитаж

  1. ^ Слово « сбитень» в старину означало 1 балл
А. Крепкий человек

Б. Человек, сбитый с ног

В. Медовый напиток

Г. Взбитые сливки

  1. Кого на Руси называли ямщиками 1 балл
А. Землекопов

Б. Возниц

В Помещиков

Г. Нищих

  1. Как в 18 веке на Руси называли несовершеннолетних детей дворян 1 балл
А. Подросток

Б. Недоросток

В. Недоросль

  1. Как было положено обращаться к младшим членам Императорской фамилии
А. Ваша ясность 1 балл

Б. Ваша светлость

В. Ваша яркость

  1. ^ Впишите в пустые клетки синонимы, состоящие из такого же количества букв.
6 баллов (1х6)

л

е

с

г

о

р

е

м

о

р

о

з

х

о

т

е

т

ь

т

е

м

н

о

т

а

с

о

о

б

щ

е

н

и

е
  1. ^ Допишите устойчивые по смыслу словосочетания 4 балла (1х4)
А. Дождь лил как ____________________________________________________

Б. Дело пошло как ____________________________________________________

В. Знаю таблицу умножения как_________________________________________

Г. Нежданные гости свалились как ______________________________________

  1. ^ В предлагаемых пословицах и поговорках допущены ошибки. Исправьте их и запишите верно. 5 баллов (1х5)
А. В гостях хорошо, а дома – хуже.

________________________________________________________________

Б. Ус хорошо, а два – лучше.

________________________________________________________________

В. В темноте, да не в обиде.

________________________________________________________________

Г. Дыма без коня не бывает.

________________________________________________________________

Д. Утопающий за палку хватается.

________________________________________________________________

  1. ^ Восстановите текст: раскройте скобки, запишите данные слова в нужной форме, вставьте недостающие предлоги и союзы. (Dalyvis – veiksmažodžio forma).
17 баллов (1х17)

^ Первый полет человека в космос.

Прошло уже пятьдесят лет с тех пор, как первый человек побывал в космосе, но человечество чтит подвиг Ю.А.Гагарина, и поэтому 1)____________________________________ (сто восемь) минутам первого полета человека в космос 2)_______________________(посвящаться) огромное количество книг, брошюр, журнальных статей.

Старт космического корабля "Восток" с Ю.А.Гагариным был

3)___________________(назначить) на 12 апреля 1961 года и был произведен в 9 часов 07 минут по московскому 4) _________________(время). Команды: "Пуск!"... "Зажигание!"... "Подъем!" - и тут же гагаринское "Поехали!" Однако 5)__________________(всеобщий) напряжение на космодроме не спадает. Волновался в эти моменты и Ю.А.Гагарин. Частота его сердцебиения возрастала до 6) _____________________________________ (сто пятьдесят) в минуту. Космонавт вел непрерывную радиосвязь с Землей, передавал показания приборов. Наконец, корабль прошел плотные слои атмосферы, в иллюминаторе 7) _______________(показаться) Земля. "Наблюдаю облака над Землей, мелкие, кучевые, и тени от них, - сообщает Ю.А.Гагарин. - Красота-то какая!" От волнения речь его слышат сбивчивой и 8) ____________________ (прерываться): "Несколько растут перегрузки, самочувствие отличное, настроение бодрое... Я 9)______ иллюминатор наблюдаю Землю". Земля поражала невиданным доселе голубым ореолом, а небо - по космически темным цветом с очень яркими звездами. Юрий восхищался своей 10) _________________ (планета), как ребенок. Свои наблюдения космонавт записывал в бортжурнал.

В какой-то момент полета Ю.А.Гагарин решил, что настало время подкрепиться "космической" 11) ________________(пища). Он отведал специально 12) _______________________ (изготовить) щавелевое пюре с мясом, мясной паштет и шоколадный соус, а затем с 13) ________________________(помощь) мундштука запил обед консервированной водой. Этот эксперимент имел 14) __________________ (решать) значение 15) _______ будущих, более продолжительных полетов в космос. Впервые все убедились, 16) _________ в космическом полете можно принимать пищу и пить воду.

Приземление Ю.А.Гагарина произошло в 10 часов 55 минут, полная продолжительность полета составила 108 минут. Все жители Земли радовались 17) _____________________ (победа).


Вариант II

1. Система образов романа полярно расколота. Каковы основные принципы деления героев на «любимых» и «нелюбимых»?

а) роль в истории

б) простота и естественность

в) стремление к самоутверждению

г) способность к самоусовершенствованию, к осознанию своих ошибок

д) истинный патриотизм

2. Что было основной причиной стремления князя Андрея поехать на войну в 1805 году?

а) приобрести опыт в боевых действиях

б) оставить наскучивший высший свет

в) найти «свой Тулон» и прославиться

г) продвинуться по службе

3. Почему князь Андрей не вызвал А. Курагина на дуэль письменно, а искал личной встречи с ним?

а) он презирал этого человека

б) не хотел компрометировать Наташу

г) хотел расспросить Курагина о замысле похищения

4. Что открывается князю Андрею перед смертью?

а) идея всепрощения

б) идея непротивления злу насилием

в) смысл жизни

г) понятие об истинной любви

5. Почему Л. Н. Толстой изображает Бородинское сражение через восприятие Пьера?

а) Пьер - человек не военный, и его восприятие сражения более объективно

б) это необходимо для развития характера Пьера

6. В чем заключен смысл образа Платона Каратаева?

а) передает философские и христианские взгляды автора

б) помогает Пьеру вернуться к жизни после душевного краха

в) образ - идея, «эмблема истины», «мера простоты и правды»

г) показать разнообразие крестьянских характеров

7. В чем заключается основной принцип психологизма Л. Н. Толстого?

а) «принцип айсберга» - тайный психологизм

б) изображение изменения внутреннего мира героев в экстремальных ситуациях

в) «диалектика души» - т. е. изображение внутреннего мира человека в развитии

г) изображение детали как отражение внутреннего мира человека

8. С какой целью Л. Н. Толстой описывает купание солдат в пруду?

а) показать отношение солдат к князю Андрею

б) показать отношение князя Андрея к своим солдатам

в) изобразить сцену солдатского быта

г) эта сцена была необходима для дальнейшего развития действия

9. В черновых заметках к «Войне и миру Лев Толстой сообщает: «... я буду писать историю людей, более свободных, чем государственные люди, историю людей, живших в самых выгодных условиях жизни... людей, свободных от бедности, от невежества и независимых...».

а) Вы заметили то, что герои Толстого живут «в самых выгодных условиях»?

б) Как вы думаете, почему Толстому было принципиально важно изображать прежде всего «людей, свободных от бедности, от невежества и независимых»?



в) Как представлены в романе «Война и мир» люди несвободные, живущие в невыгодных условиях, в бедности и невежестве? Какова их роль в романе Толстого?

10. Возмущенный искажениями исторической правды относительно Бородинского сражения, Толстой писал в одном из начальных вариантов романа «Война и мир»: «... Книги, написанные в этом тоне, все истории... я бы жег и казнил авторов».

а) Осталась ли эта мысль в окончательном тексте романа? Может быть, эта мысль, прямо не высказанная, присутствует в самом повествовании, в действиях героев и т. п.?

б) Как вы считаете, какой главной мыслью проникнуто описание Бородинского сражения в романе Толстого?

11. М. Е. Салтыков-Щедрин писал о батальных сценах «Войны и мира»: «Эти военные сцены - одна ложь и суета».

а) Можете вы согласиться с таким мнением? Если да, то в чем вы увидели «ложь и суету» батальных сцен романа «Война и мир»?

12. «Черты индивидуализма наполеоновского склада ясно выступают в стремлениях князя Андрея, него отношении к подвигу» (М. Б. Храпченко).

а) Можете вы согласиться с мыслью исследователя о том, что в стремлениях князя Андрея видны «черты индивидуализма наполеоновского склада»? Если да, то в чем и как это проявляется?

б) Нет ли в отношении Андрея Болконского к подвигу еще чего-нибудь, кроме «индивидуализма наполеоновского склада»?



13. «Не было Наташи Ростовой, явился Толстой и создал ее в «Войне и мире» (А. С. Серафимович).

а) Как вы думаете, что заставило писателя в книге о важнейших исторических событиях так много внимания уделить судьбе героини?

б) Что, по вашему мнению, хотел подчеркнуть Серафимович словами о «явлении» Толстого и «создании» Наташи Ростовой?

14. М. Е. Салтыков-Щедрин считал, что в изображении Толстого «Багратион и Кутузов - кукольные генералы».

а) Как вы понимаете определение «кукольный» применительно к литературному герою?

б) Подходит ли такое определение Багратиону и Кутузову в том, как они изображены у Толстого? Аргументируйте свой ответ.

в) Что выделяет Толстой в образе Наполеона? Вызывает ли Наполеон какие-либо симпатии автора? А читателя?

Тест по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»

1. Чеховская глубина конфликтности сюжетов и ситуаций основана на:

а) Прямых столкновениях персонажей, вызванных поражениями одних и победами других.

б) Раскрытии характеров героев, показе их не в борьбе, а в осознании противоречий жизни.

в) Требовании от персонажей активных действий и их участия в борьбе с противоборствующими силами.

2. Речь героев пьесы отражает характеры героев. Кому принадлежат эти слова: «Человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину».


а) Лопахин.

б) Петр Трофимов.

г) Симеонов-Пищик.


3. О возрасте Петра Сергеевича Трофимова можно судить по репликам действующих лиц пьесы. Кто из героев ближе к истине:

а) Лопахин: «Ему пятьдесят скоро, а он все еще студент».

б) Раневская: «Вам двадцать шесть или двадцать семь, а вы все еще гимназист второго класса».

4. Драматургический конфликт - это

а) столкновение двух персонажей, придерживающихся разных взглядов на одну и ту же проблему

б) противоречия внутри группы персонажей

в) внутренние психологические противоречия одного героя

5. В чем заключается особенность развития действия в пьесе?

а) действие развивается стремительно

б) между основными событиями в пьесе проходит несколько лет

в) события развиваются циклично

г) в пьесе отсутствует напряженное развитие действия, но есть ожидание события

6. Как проявляется специфика системы образов в пьесе «Вишневый сад»?

а) прогрессивный герой-одиночка противостоит обществу консерваторов

б) система образов построена на противостоянии двух лагерей: «старого» - уходящего образа жизни, и «нового» - утверждающегося

в) в пьесе отсутствует главный герой

7. В чем заключено значение образа вишневого сада?

б) заменяет роль главного героя

в) средство характеристики героев

г) средство оскудения старого мира

д) развитие традиций мира русской драматургии - введение пейзажа в драматическое произведение

8. Что такое «подтекст», «подводные течения» в пьесах А. П. Чехова?

а) отображение тайного психологизма

б) монологи не выражают духовного состояния персонажей

в) острота переживаний героев внешне не выражена

г) внутренний монолог

9. Размышлял о драматургии, А. П. Чехов писал: «Надо, чтобы жизнь была такая, какая она есть, и люди такие, какие они есть, а не ходульные».

а) Удается ли в «Вишневом саде» изображать жизнь такою, какая она есть? Нет ли в этом изображении чего-то неестественного, надуманного?

б) Есть ли в комедии Чехова героев, которых можно назвать «ходульными»?

10. «Память в контексте чеховской пьесы выступает не только как связь времен, но и как связь людей...» (Е. М. Гушанская).

а) Как часто и в каких случаях герои «Вишневого сада» обращаются к своей памяти?

б) Можете вы согласиться с тем, что память выступает у Чехова не только «как связь времен, но и как связь людей»? Обоснуйте свой ответ обращением к жизни Раневской и Лопахина, Гаева и Фирса...

11. «В центре оказался процесс постепенного разрушения «старой жизни», от ее внешних форм до человеческих отношений». (Т. Шах-Азизова).

а) Как и кем представлена в пьесе Чехова «старая жизнь»? Как показывает драматург разрушение внешних форм «старой жизни»?

б) Действительно ли разрушаются не только формы жизни, но и человеческие отношения? Дает ли сам Чехов оценку этому?

12. Критик В. Вульф: «Нищета и поэзия старинной усадьбы, Раневская, разрывающаяся между домом, родиной и Парижем, и бедный люд, забитый, малограмотный, привыкший к грубости и несчастьям. Все сосуществует рядом».

а) Можете вы согласиться с тем, что в пьесе Чехова «нищета и поэзия» сосуществуют рядом? Обоснуйте свое мнение.

б) Как показано Чеховым то, что Раневская разрывается «между домом, родиной и Парижем»?

в) Кем и как представлен в «Вишневом саде» «бедный люд»?

13. Критик Л. Малюгин считает, что Раневская «легкомысленна, инфантильна», но и «обаятельна, сердечна, тонка, искренна».

а) В чем легкомысленность и инфантильность Раневской?

б) Можете вы согласиться с тем, что героиня Чехова «обаятельна, сердечна, тонка, искренна»?

14. Журналист В. М. Дорошевич писал в 1904 г. о героях «Вишневого сада»: «Перед вами гибнут, беспомощно гибнут старые дети... Все в жизни застает их врасплох».

а) Кого из героев «Вишневого сада» можно назвать «старыми детьми» или это определение применимо ко всем главным героям пьесы?

б) Действительно ли эти герои «гибнут», что «все в жизни застает их врасплох»? Если да, то какова, на ваш взгляд, причина этого?

15. В. М. Дорошевич писал в 1904 г. о жанре «Вишневого сада»: «Это комедия по названию, драма по содержанию. Это - поэма».

а) Можете вы согласиться с тем, что «Вишневый сад» - комедия только «по названию»?

б) Что, на ваш взгляд, дает критику право называть ее драмой?

в) Как, по вашему мнению, необходимо принимать утверждение Дорошевича о том, что «Вишневый сад» - это поэма?

16. Писатель В. В. Розанов считал «Вишневый сад» примером «прекрасной, но бессильной живописи»: «Грустное произведение; но сколько уже их есть в русской литературе, безмерной ярости, силы и красоты. Ударяли они по русской впечатлительности: и рванется русская душа от стыда за себя (вечный мотив), но рвануться-то ей некуда, солнца нет».

а) Как вы поняли определение «Вишневого сада» примером «прекрасной, но бессильной живописи»? Можете вы с этим согласиться?

б) Верно ли, что «Вишневый сад» - «грустное произведение», или вы видите в этой пьесе только комедию? Обоснуйте свой ответ.

в) дает ли, по вашему мнению, чеховская пьеса толчок для порыва «от стыда за себя»? Создает ли «Вишневый сад» ощущение, что рвануться стыдливой душе некуда, что «солнца нет»?

Список использованной литературы

1. А. С. Пушкин в стихах русских поэтов ХIX века - М., 1974.

2. А. С. Пушкин в портретах. - М.: Сов. художник, 1989.

3. Айзерман Л. С. Письмо второе. - Русский язык в школе № 2, 1997.

4. Аникин А. А. К прочтению пьесы А. Н. Островского «Гроза». - Литература в школе (ЛШ), 3, 1998. - с. 4.

5. Батюто А. Тургенев-романист, - М., 1972.

6. Богословский Н. В. И. С. Тургенев. - М., 1961 (Серия «ЖЗЛ»).

7. Бялый Г. А. Роман Тургенева «Отцы и дети». - М.-Л., 1963.

8. Влащенко В. И. «Гроза» Островского в Х классе. - ЛШ, № 3, 1995. - с. 42.

9. Гейро Л. С. Роман И. А. Гончарова«Обломов». - Л, 1987.

10. Гессен А. Жизнь поэта. - М.: Детская литература, 1972.

11. Гончаров И. А. Очерки. Статьи. Письма. Воспоминания современников. - М., 1986.

13. Добролюбов Н. А. «Что такое обломовщина?» (Любое издание)

14. Дружинин А. В. «Обломов». Роман И. А. Гончарова. (Литературная критика. - М., 1983 или др. издание)

15. Друзья Пушкина. Переписка. Воспоминания. Дневники: В 2-х томах. - М.: Правда, 1984.

16. Е. Романичева. Общие слова, или роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» на уроках повторения. - «Литература», № 16 - 2001.

17. Живые страницы. Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Белинский в воспоминаниях, письмах, дневниками, автобиографических произведениях и документах. - М.: Детская литература, 1972.

18. Жизнь Пушкина: В 2-х томах.- М.: Правда, 1987.

19. Захаркин А. Ф. Роман И. А. Гончарова «Обломов» - М., 1963.

20. Иванова Т. Лермонтов на Кавказе. - М.: детская литература, 1986.

21. Из «Примечания» В. Громова к 1 т. собрания сочинений И. С. Тургенева в 12-ти т. - М.: Худ. лит., 1975.

22. Краснощекова Е. А. «Обломов» И. А. Гончарова - М., 1970

23. Кузнецова А. Ф., Грузин А. И. Коллективные формы работы на уроке. (Островский А. Н. «Гроза»). - РЯЛШ, № 6, 1989. - с. 16.

24. Л. Торопчина. Почему умирает Базаров. - «Литература» («Первое сентября»), № 31 - 1998.

25. Лебедев Ю. В. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» - М., 1982.

26. Лебедев Ю. В. Россия 1870-1880-х годов и художественный мир «Бесприданницы» А. Н. Островского. - ЛШ, № 4, 1996. - с. 35; ЛШ, № 5, 1996. - с. 35.

27. Лебедев Ю. В. У истоков «русской трагедии». - ЛШ, № 3, 1995. - с. 4.

28. Лебедев Ю. В. И. С. Тургенев. Книга для учащихся старших классов средней школы. - М., 1989.

29. Лермонтов в воспоминаниях современников. - М.: Художественная литература, 1989.

30. Лермонтовская энциклопедия, - М.: Советская энциклопедия, 1981.

31.Лищинер С. Тургенев // История всемирной литературы. - Т. 7. - М: Наука, 1991.

32.Лощиц Ю. Гончаров - М., 1986

33. Любимов О. И. Прощание с Катериной. Из опыта эстетического воспитания на уроках литературы. - РЯЛШ, № 2, 1989. - с. 38.

34. Любимов О. И. Тайна ключа Катерины. Из опыта нравственного воспитания на уроках литературы. - РЯЛШ, № 9, 1988. - 34.

35. Медведев В. П. Пьесы А. Н. Островского в школьном изучении. - Л.: Просвещение, 1971.

36. Н. И. Якушин И. С. Тургенев в жизни и творчестве. - М., 1998.

37. Набоков В. Лекции по русской литературе.- М.: Независимая газета. 1996

38. Найти в человеке человека. Тезисы к изучению пьесы А. Н. Островского «Бесприданница». - РЯЛШ, № 7-8, 1992. - с. 23.

39. Недзвецкий В. А. «Капитальнейшая вещь». Роман И. А. Гончарова «Обломов» - Литература в школе, № 7 - 1997 - с.4

40. Петров А. В. Лермонтов на Кавказе. Ставропольское книжное изд-во, 1954.

41. Порудоминский В. Друг бесценный, или Восемь дней на пути в Сибирь: Повесть про декабриста Ивана Пущина. - М.: Детская литера тура, 1984.

42. Последний год жизни Пушкина: Воспоминания. дневники. - М.: Правда, 1988.

43. Пустовойт П. Г. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети»: Комментарий. - М., 1983.

44. Пушкинские места: Путеводитель в 2-х частях. - М.: Профиздат, 1988.

45. Пущин И. И. Записки о Пушкине. - М.: Детская литература, 1984.

46. Ревякин А. И. «Гроза» А. Н. Островского. - М., 1962.

47. Русская литература ХIХ века. 10 класс. Практикум. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. Лыссого Ю. И. - М.: Просвещение, 1997.

48. Русская литература ХIХ века. Вторая половина. 10 кл. Вып.1 / Под ред. Л. Г. Максидоновой. - М.: Олма-пресс, 2002.

49. Семенов Александр Николаевич. Русская литература в вопросах и заданиях ХII-ХIХ век. 9-10 классы. М.: Владос, 2000.

50. Танкова Н. С. Трагедия одиночества. Урок по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница» - ЛШ, № 4, 1996. - с 114.

51. Тургенев в школе: Книга для учителя / Авт.-сост. Л. А. Капитонова. - М.: Дрофа, 2002.

52. Харитонова О. Н. Викторина по пьесам А. Н. Островского «Гроза», «Бесприданница», «Снегурочка». - ЛШ, № 4, 1996. - с. 143.

53. Чернова И. И. А. Н. Островский и театр. .-ЛШ, № 5, 1993. - 52 с.

54. Шаталов С. Е. Художественный мир И. С. Тургенева. - М., 1972.

55. Широтов В. В. Искушение - лейтмотив драмы А. Н. Островского «Бесприданница». -ЛШ, № 3, 1998. С 86.

56. Штильман С. Опыт медленного прочтения классики И. С. Тургенев «Отцы и дети» - «Литература» («Первое сентября»), № 20 - 1999.

57. Якушин Н. Жизнь и творчество И. Тургенева. Материалы для выставки в школе и детской библиотеке. - М.: Детская литература, 1988.


Семенко И. М. Поэты пушкинской поры. - М.: Худ. лит., 1970.

В. В. Виноградов. О трудах Ю. Н. Тынянова по истории русской литературы первой половины ХIХ в. М.: Наука, 1969.

По материалам Раисы Парфеновой, Гимназия № 1, г. Оренбург.

Урок подготовлен по книге: Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература ХIХ века. Ч. 1. - М., 1994.

По материалам Шевцовой Татьяны Анатольевны. Школа № 91, г. Омск.

Л. В. Лобзова. Ст. научный сотрудник кишиневского дома-музея А. С. Пушкина.

По материалам статьи В. И. Красовского «А. С. Пушкин». М.: Издательство Московского университета, 2001.

Андрей Репин. Из книги «Я иду на урок литературы». М., 2001.

По материалам статьи В. Е. Красовского «А. С. Пушкин> // Рус. литература ХIХ-XX вв. М.: МГУ, 2001.

А. С. Долинин. Лермонтов. «Новый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона».

Ольга Поцек, г. Десногорск, Смоленская область

Наталья Майракова, Гимназия Салахова, г. Сургут, Тюменская область

Афанасьев В. В. Лермонтов. - М., 1991.- (Серия ЖЗЛ)

В. Влащенко. Из книги «Я иду на урок литературы. 9 класс». М., 2001.

По материалам статьи А. Репина. Чичиков кто же он? М., 2000.

Анна Максимова. // Литература - 1996. - № 31.

Блинова З., Владимирская область, с. Сима

Штильмарк Р. А. За Москвой-рекой // А. Н. Островский: Страницы жизни. - М., 1983.

Урок предложен Широтовым В. В., учителем школы № 1 г. Троицк-Печорский, победителем конкурса «Учитель года 1997».

Лобкарёва А. В. Из очерка «О музее И. А. Гончарова в Ульяновске». ЛШ № 3-97.

Кавелин К. Д. Из истории русской гуманистической мысли. - М., 1993.

Ильин И. Сущность и своеобразие русской культуры // Москва. 1996. № 6.

О. И. Любимов, шк.-интернат № 4, г. Воронеж. Журнал Русский язык и литература в средних учеб. Заведениях Украины, № 9 - 1990 г.

В.С. Соловьев. Из статьи «Ф.И. Тютчев».

Николай Кузин, г. Екатеринбург

Ульяна Завьялова, школа - гимназия № 3, г. Зуевск, Кировская область

Вариант урока, предложенный Фокиным П. Е., отработан в школе № 4 г. Глазова.

Урок предложен В. Николаевой, физико-математический лицей № 39, г. Озерск.

Н. Дойникова, Новгородский региональный центр развития образования.

Татьяна Жаплова, г. Оренбург.

А. К. Киселев - учитель школы №15 г. Калуги. «Литература в школе» № 4, 1989 г.

С. Дмитренко. Литература № 26, 1997 г.

Покусаев Е. А. «Господа Головлевы» М. Е. Салтыкова-Щедрина». М., 1975.

В. Г. Белинский «Петербургский сборник».

Выдержки из статьи В. Набокова «Федор Достоевский». М.: НГ, 2002.

Русская литература ХIX века. Практикум. Под ред. Лыссого Ю. И. М., 2001.

В. Набоков. Федор Достоевский. М., Издательство НГ. 2001.

Буянова Е. Г. Романы Ф. М. Достоевского. М.: Издательство МГУ, 1999.

Буянова Е. Г. Романы Ф. М. Достоевского. Перечитывая классику. М.: МГУ, 1997.

Е. М. Мелетицкий. Заметки о творчестве Достоевского. М., РГГУ.2001.

Е. М. Мелетицкий. Заметки о творчестве Достоевского. М., РГГУ. 2001.

Лидия Харина, средняя школа № 12, г. Воркута, Республика Коми.

Уроки предложены Л. П. Кабанюк, Л. И. Кузнецова, М. Я. Левянт.

А. А. Сабуров «Война и мир» Л. Н. Толстого». Проблематика и поэтика. 1959.

М. Котина, ср. шк. № 1, г. Грязовец, Вологодской обл.

И. Я. Кленицкая «Работа над эпилогом романа Л. Толстого «Война и мир».

Потапова Т. В. «Семья в романе «Война и мир» «ЛШ» № 1, 1997.

Материал из газеты «Русский язык и литература в школе» № 11, 1990, с. 15.

Горький М., Чехов А. Переписка. Статьи. Воспоминания. - М., 1958.




Top