Художественного произведения — это.

1.

2.

а) Лопахин.

б) Петр Трофимов.

г) Симеонов-Пищик.

Просмотр содержимого документа
«Тест по пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад»»

Тест по пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад»

1. Чеховская глубина конфликтности сюжетов и ситуаций основана на:

а) Прямых столкновениях персонажей, вызванных поражениями одних и победами других.

б) Раскрытии характеров героев, показе их не в борьбе, а в осознании противоречий жизни.

в) Требовании от персонажей активных действий и их участия в борьбе с противоборствующими силами.

2. Речь героев пьесы отражает характеры героев. Кому принадлежат эти слова: «Человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину».

а) Лопахин.

б) Петр Трофимов.

г) Симеонов-Пищик.

3. О возрасте Петра Сергеевича Трофимова можно судить по репликам действующих лиц пьесы. Кто из героев ближе к истине:

а) Лопахин: «Ему пятьдесят скоро, а он все еще студент».

б) Раневская: «Вам двадцать шесть или двадцать семь, а вы все еще гимназист второго класса».

4. Драматургический конфликт - это

а) столкновение двух персонажей, придерживающихся разных взглядов на одну и ту же проблему

б) противоречия внутри группы персонажей

в) внутренние психологические противоречия одного героя

5. В чем заключается особенность развития действия в пьесе?

а) действие развивается стремительно

б) между основными событиями в пьесе проходит несколько лет

в) события развиваются циклично

г) в пьесе отсутствует напряженное развитие действия, но есть ожидание события

6. Как проявляется специфика системы образов в пьесе «Вишневый сад»?

а) прогрессивный герой-одиночка противостоит обществу консерваторов

б) система образов построена на противостоянии двух лагерей: «старого» - уходящего образа жизни, и «нового» - утверждающегося

в) в пьесе отсутствует главный герой

7. В чем заключено значение образа вишневого сада?

б) заменяет роль главного героя

в) средство характеристики героев

г) средство оскудения старого мира

д) развитие традиций мира русской драматургии - введение пейзажа в драматическое произведение

8. Что такое «подтекст», «подводные течения» в пьесах А. П. Чехова?

а) отображение тайного психологизма

б) монологи не выражают духовного состояния персонажей

в) острота переживаний героев внешне не выражена

г) внутренний монолог

9. Размышлял о драматургии, А. П. Чехов писал: «Надо, чтобы жизнь была такая, какая она есть, и люди такие, какие они есть, а не ходульные».

а) Удается ли в «Вишневом саде» изображать жизнь такою, какая она есть? Нет ли в этом изображении чего-то неестественного, надуманного?

б) Есть ли в комедии Чехова героев, которых можно назвать «ходульными»?

10. «Память в контексте чеховской пьесы выступает не только как связь времен, но и как связь людей...» (Е. М. Гушанская).

а) Как часто и в каких случаях герои «Вишневого сада» обращаются к своей памяти?

б) Можете вы согласиться с тем, что память выступает у Чехова не только «как связь времен, но и как связь людей»? Обоснуйте свой ответ обращением к жизни Раневской и Лопахина, Гаева и Фирса...

11. «В центре оказался процесс постепенного разрушения «старой жизни», от ее внешних форм до человеческих отношений». (Т. Шах-Азизова).

а) Как и кем представлена в пьесе Чехова «старая жизнь»? Как показывает драматург разрушение внешних форм «старой жизни»?

б) Действительно ли разрушаются не только формы жизни, но и человеческие отношения? Дает ли сам Чехов оценку этому?

12. Критик В. Вульф: «Нищета и поэзия старинной усадьбы, Раневская, разрывающаяся между домом, родиной и Парижем, и бедный люд, забитый, малограмотный, привыкший к грубости и несчастьям. Все сосуществует рядом».

а) Можете вы согласиться с тем, что в пьесе Чехова «нищета и поэзия» сосуществуют рядом? Обоснуйте свое мнение.

б) Как показано Чеховым то, что Раневская разрывается «между домом, родиной и Парижем»?

в) Кем и как представлен в «Вишневом саде» «бедный люд»?

13. Критик Л. Малюгин считает, что Раневская «легкомысленна, инфантильна», но и «обаятельна, сердечна, тонка, искренна».

а) В чем легкомысленность и инфантильность Раневской?

б) Можете вы согласиться с тем, что героиня Чехова «обаятельна, сердечна, тонка, искренна»?

14. Журналист В. М. Дорошевич писал в 1904 г. о героях «Вишневого сада»: «Перед вами гибнут, беспомощно гибнут старые дети... Все в жизни застает их врасплох».

а) Кого из героев «Вишневого сада» можно назвать «старыми детьми» или это определение применимо ко всем главным героям пьесы?

б) Действительно ли эти герои «гибнут», что «все в жизни застает их врасплох»? Если да, то какова, на ваш взгляд, причина этого?

15. В. М. Дорошевич писал в 1904 г. о жанре «Вишневого сада»: «Это комедия по названию, драма по содержанию. Это - поэма».

а) Можете вы согласиться с тем, что «Вишневый сад» - комедия только «по названию»?

б) Что, на ваш взгляд, дает критику право называть ее драмой?

в) Как, по вашему мнению, необходимо принимать утверждение Дорошевича о том, что «Вишневый сад» - это поэма?

16. Писатель В. В. Розанов считал «Вишневый сад» примером «прекрасной, но бессильной живописи»: «Грустное произведение; но сколько уже их есть в русской литературе, безмерной ярости, силы и красоты. Ударяли они по русской впечатлительности: и рванется русская душа от стыда за себя (вечный мотив), но рвануться-то ей некуда, солнца нет».

а) Как вы поняли определение «Вишневого сада» примером «прекрасной, но бессильной живописи»? Можете вы с этим согласиться?

б) Верно ли, что «Вишневый сад» - «грустное произведение», или вы видите в этой пьесе только комедию? Обоснуйте свой ответ.

в) дает ли, по вашему мнению, чеховская пьеса толчок для порыва «от стыда за себя»? Создает ли «Вишневый сад» ощущение, что рвануться стыдливой душе некуда, что «солнца нет»?

Знаете, что вы делаете? Убиваете реализм...
Дальше вас никто не может идти по сей стезе,
никто не может писать так просто о таких простых
вещах, как вы это умеете.
М. Горький А.П. Чехову

Совершенно очевидно, что ранние рассказы Чехова отличаются от поздних, написанных после 1888 года — переломного в творчестве писателя. В ранних рассказах («Смерть чиновника», «Толстый и тонкий» и др.) доминирует комическая стихия, их автор (Антоша Чехонте, Пурселепетантов и т. п.) был неистощим на неожиданные смешные сюжеты, картины, случаи, — он умел их замечать в жизни.

Рассказы 1890-х годов иные по тону: в них преобладают сожаление, грусть, скепсис писателя, они философичны. Эти различия мы увидим далее, в главах, в которых речь пойдет о ранних («Смерть чиновника», «Хамелеон»), а затем о поздних рассказах («Ионыч»). Но и те, и другие рассказы были написаны одним автором — Антоном Павловичем Чеховым, и здесь будет дана характеристика жанра чеховского рассказа в целом.

Особенности жанра . По традиции вершинным жанром литературы называют роман (этот жанр в отечественной прозе утвердили М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский), поскольку он является универсальным, всеобъемлющим, дает осмысленную эпическую картину мира в целом. Чехов же узаконил рассказ как один из самых влиятельных эпических жанров, художественный мир которого часто не уступает роману. Но чеховский рассказ — это не просто «осколок романа», как было принято расценивать повесть (и рассказ) до Чехова. Дело в том, что у романа свои законы, свой ритм и темп повествования, свои масштабы, своя глубина проникновения в психологическую, нравственную суть человека и мира.

Споры, размышления об особенностях жанра рассказов Чехова длятся уже не одно десятилетие. Различные точки зрения, появившиеся за прошедшие годы, открывают новые грани уникального жанра чеховского рассказа, помогают лучше, объемнее его понять. Точнее определить жанр всегда очень важно, потому что от этого зависит понимание любого произведения.

По традиции рассказы Чехова называют новеллами. Л.Е. Кройчик, например, предлагает называть ранние чеховские рассказы комическими новеллами , а поздние — сатирическими рассказами . И основания для этого, безусловно, есть: новелла динамична (ее классический западноевропейский вариант — новеллы в «Декамероне» Д. Боккаччо и др.), в ней важен сюжет, событие (не столько даже событие, сколько авторский взгляд на него), для этого жанра характерно внимание к поведению героев, репортажное время (настоящее время), новелла обязательно стремится к результату, она не может закончиться «ничем» (отсюда ее динамизм). Все это мы находим в ранних рассказах Чехова. Поэтика поздних его рассказов иная, и она выражена в жанровом определении — «сатирический рассказ».

Но, оказывается, «простые» чеховские рассказы на самом деле очень сложные, и продолжает оставаться ощущение недоговоренности, неисчерпанности тайны жанра. И это приводит к продолжению поисков. По утверждению другого литературоведа, В. Тюпы, жанровая специфика рассказа Чехова порождена необычным союзом, сплавом анекдота и притчи : «Новаторство гениального рассказчика состояло прежде всего во взаимопроникновении и взаимопреображении анекдотического и притчевого начал — двух, казалось бы, взаимоисключающих путей осмысления действительности». Эти жанры, при всей своей противоположности, имеют и много общего: им свойственна краткость, точность, выразительность, неразработанность индивидуальной психологии персонажей, ситуативность и вместе с тем обобщенность сюжета, несложность композиции.

Но и у анекдота, и у притчи есть неоспоримые достоинства, позволяющие им неизменно пользоваться успехом у читателей (и, что немаловажно, у слушателей). Взаимодействие жанров оказалось чрезвычайно плодотворным для чеховской поэтики:

от анекдота — необычность, яркость сюжета, оригинальность, «сиюминутность» ситуаций, сценок и в то же время жизненная достоверность и убедительность, выразительность диалогов, придающих рассказам Чехова абсолютную подлинность в глазах читателя;

от притчи — мудрость, философичность, глубина, универсальность, всеобщность рассказываемой истории, поучительный смысл которой является долговечным. Зная эту особенность поэтики чеховских рассказов, серьезный, подготовленный читатель увидит в них не только комические ситуации, не только возможность улыбнуться над человеческой глупостью, претензиями и так далее, но и повод задуматься о жизни своей и окружающих.

И конечно, уникальный эстетический эффект порождает не только взаимодействие анекдота и притчи, то, чем эти жанры «делятся» друг с другом, но и то, в чем они противостоят друг другу: «Полярная противоположность речевого строя притчи и анекдота позволяет Чехову извлекать из их соседства эффект конфликтной взаимодополняемости».

Особенности героя . К персонажам Чехова неприменимо понятие «герой» в традиционном смысле этого слова (ничего «героического» в них, конечно, нет), поэтому в чеховедении чаще пользуются термином «чеховский персонаж».

Мемуаристы свидетельствуют, что Чехову был чужд пафос, внешнее проявление чувства, всякие театральные эффекты. И герои его — это «обычные» люди. «Чехов довел до виртуозности, до гения обыкновенное изображение обыкновенной жизни. “Без героя” — так можно озаглавить все его сочинения и про себя добавить не без грусти: “без героизма”» (В. В. Розанов). В чеховских рассказах отсутствует разделение героев на положительных и отрицательных, автор, как правило, не отдает предпочтения ни одному из них. Писателю важен не суд над персонажами, а выяснение причин непонимания между людьми.

Чехов — автор реалистический, и в рассказах характер героя раскрывается в его взаимосвязях с другими персонажами, в его укорененности в бытовых жизненных обстоятельствах, мелочах, в его зависимости от времени. Герои чеховских рассказов — это крестьяне, купцы, помещики, гимназисты, врачи, чиновники... Причем писателя интересует не столько социальный статус персонажей, сколько их поведение, психология, их человеческая суть.

Становление так называемого чеховского героя (в отличие, например, от героев Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого) завершилось к началу 1890-х годов — это интеллигент, обычный, средний человек, образованный, нередко талантливый, великий труженик, делающий свое дело без всякого пафоса (учительствующий, лечащий людей и т.д.), обойденный при жизни всеобщим признанием, его ценность чаще осознается окружающими уже после его смерти. Чеховский герой, чаще всего, одинок, он тоскует об утраченном смысле жизни, об отсутствии гармонии, но верит в прекрасную жизнь, в свободного и творческого человека (например, доктор Астров в пьесе «Дядя Ваня»: «...талант. Смелость, свободная голова, широкий размах... Посадит деревце и уже загадывает, что будет от этого через тысячу лет, уже мерещится ему счастье человечества. Такие люди редки, их нужно любить»).

Ситуации, конфликты в чеховской прозе тоже обычные, взятые из жизни. Для творчества этого писателя характерно скептическое отношение ко всякого рода идеям, «догме» и «ярлыку», отсюда и его обращение к быту, к негромкой, «безыдейной» повседневности. Многие рассказы Чехова («Крыжовник», «Ионыч» и др.) — это рассказы о том, как под влиянием не каких-то выдающихся событий, а обычного, рутинного хода жизни, под влиянием времени и обстоятельств происходит деградация человеческой личности. К.И. Чуковский оставил воспоминание о том, какое впечатление на него произвели чеховские произведения: «Такого тождества литературы и жизни я еще не наблюдал никогда. Даже небо надо мной было чеховское... Читаешь чеховский рассказ или повесть, а потом глядишь в окошко и видишь как бы продолжение того, что читал. Все жители нашего городка — все, как один человек, — были для меня персонажами Чехова. Других людей как будто не существовало на свете. Все их свадьбы, именины, разговоры, походки, прически и жесты, даже складки у них на одежде были словно выхвачены из чеховских книг».

В основе сюжетов у Чехова не столкновение различных идейных позиций, противоположностей; конфликты чеховских рассказов и повестей — это повседневные конфликты бытия, приглушенные и без напряженных страстей. Излюбленная сюжетная ситуация — испытание героя бытом («Учитель словесности», «Ионыч»). В коротких чеховских рассказах и повестях перед нами предстает вся жизнь героя, в той или иной, казалось бы, незначительной бытовой ситуации глубоко раскрываются характеры персонажей. Автора (прежде всего в поздних рассказах) интересуют не события, а настроения героев, подробности их быта; у Чехова внешне ничего экстраординарного не происходит: “Никаких сюжетов не нужно. В жизни нет сюжетов, в ней все смешано — глубокое с мелким, великое с ничтожным, трагическое с смешным... нужны только формы, новые формы”, — сказал однажды А.П. Чехов.

Особенности психологизма — изображение внутреннего мира человека. Мироощущение героев Чехова — чувство неустроенности, неуютности в мире — в немалой степени обусловлено временем, с этим связано и преобладание жанра рассказа в творчестве писателя: «Абсолютное преобладание жанра рассказа в чеховской прозе определялось не только дарованием писателя и условиями работы, но и пестротой, дробностью жизни, общественного сознания его времени... Рассказ явился в данном случае той “формой времени”, тем жанром, который сумел отразить эту противоречивость и дробность общественного сознания эпохи».

На протяжении небольшого рассказа (анекдотического и притчевого одновременно) Чехов не рисует внутренний мир персонажа, не воспроизводит психологические основы, движения чувств. Он дает психологию во внешних проявлениях: в жестах, в мимике («мимический» психологизм), телодвижениях. Психологизм Чехова (особенно в ранних рассказах) «скрытый», то есть чувства и мысли героев не изображаются, а угадываются читателем на основании их внешнего проявления. Поэтому неправомерно называть чеховские рассказы маленькими романами («осколками» романа) с их укорененностью в человеческой психологии, вниманием к мотивам поступков, детализированным изображением душевных переживаний. Писатель также обобщает образы персонажей, но не как социальные типы, а как «общепсихологические», глубоко исследуя душевно-телесную природу человека.

Чехов, писатель-реалист, всегда безукоризненно достоверен и убедителен в своем изображении человека. Этой точности он добивается прежде всего за счет использования психологически значимой, абсолютно точно выбранной детали. Чехов обладал исключительным умением схватывать общую картину жизни по ее «мелочам», воссоздавая по ним единое целое. Это пристрастие к «незначительной» детали также унаследовала литература ХХ века и, в частности, В. В. Набоков, заявивший: «Я считаю необходимым опираться на конкретные детали — общие идеи способны сами о себе позаботиться». Знаменитый афоризм «Краткость — сестра таланта» был рожден собственной писательской практикой Чехова, причем от отдельной детали автор очень часто прямо восходит к обобщению.

Авторская позиция . Авторская позиция в рассказах Чехова, как правило, не акцентирована. Это породило в свое время недоразумение в критике. Так, Н.К. Михайловский писал о позиции Чехова в его произведениях: «Чехову все едино — что человек, что его тень, что колокольчик, что самоубийца <...> Вон быков везут, вон почта едет <...>, вон человека задушили, вон шампанское пьют». Создается иллюзия незаинтересованности, нейтралитета автора-повествователя. Но дело здесь в другом: Чехов деликатен и не хочет навязывать читателю своей точки зрения. Он пришел к парадоксальным, на первый взгляд, выводам: «чем объективнее, тем сильнее выходит впечатление», «надо быть равнодушным, когда пишешь жалобные рассказы», «Художник должен быть не судьею своих персонажей и того, о чем говорят они, а только беспристрастным свидетелем», «Конечно, было бы приятно сочетать художество с проповедью, но для меня лично это чрезвычайно трудно и почти невозможно по условиям техники... Когда я пишу, я вполне рассчитываю на читателя, полагая, что недостающие в рассказе субъективные элементы он подбавит сам». Он многое не договаривает, оставляя простор для читательского воображения. Но эта недоговоренность воздействует на читателя порой сильнее прямой авторской проповеди. Неакцентированность авторской точки зрения порождает и особый художественный эффект — многовариантные толкования рассказов.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГАПОУ РБ «Бурятский республиканский многопрофильный техникум инновационных технологий»

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по Муйскому филиалу

Директор ГАПОУ РБ «БРМТИТ»

_______________

________________

В. Л. Лясовская

А. П. Михалев

«____» __________________ 2015 г.

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

для проведения промежуточной аттестации обучающихся по

дисциплине

Литература

для профессии СПО:

43.02.01

Организация обслуживания в общественном питании

Форма промежуточной аттестации:

Экзамен

Курс:

I

Разработчик:

Рыбкина Людмила Алексеевна

Рассмотрен и одобрен на заседании методического объединения

наименования методического объединения

Протокол №

от

« »

г.

Руководитель МО

Брянцева С. И.

подпись

расшифровка

2015 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Промежуточная аттестация по дисциплине «Литература» проводится в форме электронного тестирования в среде программы СТ-М тест. Задания для проведения электронного тестирования составлены в соответствии с образовательной программой дисциплины «Литература» и охватывают разделы программы:

Творчество А. Н. Островского

Творчество И. С. Тургенева

Творчество Н. А. Некрасова

Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина

Творчество Ф. М. Достоевского

Творчество Л. Н. Толстого

Творчество А. П. Чехова

Задания для проведения электронного тестирования требуют от обучающихся не только знаний, но и умений применять их на практике.

Пакет КИМ состоит из 34 вопросов, на которые обучающиеся отвечают в порядке, автоматически выбранном программой. К каждому вопросу дано несколько вариантов ответа, из которых необходимо выбрать только один правильный или несколько (в зависимости от задания).

На выполнение заданий даётся 1час (60 минут).

Критерий оценивания:

Чтобы получить оценку

«отлично» , обучающийся должен ответить правильно на 96-100 % вопросов;

чтобы получить «хорошо» - 81-95 %;

чтобы получить «удовлетворительно» - 51 % - 80 %;

при ответе до 50 % - «неудовлетворительно».

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ (согласно ТП)

Тест по литературе II -ой половины XIX века

1. Первый период творчества А. Н. Островского связан с работой его в литературном журнале:

1) «Современник»;

2) «Отечественные записки»;

3)»Сын Отечества»;

4) «Москвитянин».

2. Творчество Островского заложило основыдля дальнейшего развития такого жанра, как:

1) психологическая драма;

2) историческая трагедия;

3) историко-бытовая комедия;

4) хроника.

3. Узнайте среди характеристик, данных героям драмы «Гроза» Н. Добролюбовы, портрет Тихона.

1) «…только хочет больше, как можно больше прав себе; когда же нужно признать их иза другими… считает это посягательством на его личное достоинство, и сердится, и старается всячески оттянуть дело и воспрепятствовать ему»;

2) «…когда…поймёт, что…нужно, и захочет чего-нибудь достигнуть, то добьётся своего во что бы то ни стало…»;

3) «…представляет один из множества тех жалких типов, которые обыкновенно называются безвредными, хотя они столь же вредны, как и самодуры, потому что служат их верными помощниками»;

4) «Образование отняло у него силы делать пакости, - правда; но оно не дало ему силы противиться пакостям, которые делают другие…».

4. Обломова заставляет «пробудиться», вновь начать интересоваться искусством, жизнью

1)дружба;

2) любовь;

3) осуждение другими людьми его образа жизни;

4) нужда, необходимость зарабатывать на жизнь.

5. Причина разрыва И. С. Тургенева с «Современником» - это:

1) проект Тургенева «Общества для распространения грамотности первоначального образования»;

2) писатель становится негасным сотрудником Герцена (посылает обличительный материал в «Колокол»);

3) сближение Тургенева с одним из вдохновителей «хождения в народ» П. Л. Лавровым;

4) Публикация статьи Добролюбова «Когда же придёт настоящий день?».

6. Тургенев признавался, что разделяет «почти все» взгляды Базарова, за исключением

1) взгляда на искусство;

2) взгляда на народ;

3) взгляда на науку;

4) взгляда на любовь.

7. Некрасов – народный поэт. За свой счёт он печатает одну из своих поэм и распространяет её в народе. Это

1) «Мороз, Красный нос»;

2) «Русские женщины»;

3) «Коробейники»;

4) «Крестьянские дети».

8. Один из романов Некрасова остался незаконченным, но глава из этого романа была опубликована как самостоятельное произведение. Так появился на свет очерк

1) «Жизнь и похождения Тихона Тростникова»;

2) «Повесть о бедном Климе»;

3) «Тонкий человек»;

4) «Петербургские углы (Из записок одного молодого человека»).

9. Традиционный для лирики Некрасова образ женщины-крестьянки нашёл своё отражение в главе «Крестьянка». Найдите неверное утверждение:

1) «Крестьянка» - единственная часть поэмы, построенная на народно-поэтических образах и мотивах

2) «Крестьянка» - единственная часть, вся написанная от первого лица

3) образ Матрёны создан так, что она как бы побывала во всех состояниях, в каких могла побывать русская женщина

4) Матрёна Тимофеевна – губернаторша, но она человек из этой же трудовой среды.

10. Основным конфликтом романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева является:

1) Ссора между П. П. Кирсановым и Е. В. Базаровым.

2) Конфликт, возникший между Н. П. Кирсановым и Базаровым.

3) Борьба буржуазно-дворянского либерализма и революционных демократов.

4)) Борьба между либеральными монархистами и народом.

11. Установите соответствие приведённых характеристик героям романа «Отцы и дети» Тургенева.

А) Представитель молодого дворянского поколения, быстро превращающийся в обыкновенного помещика,

Ему свойственны духовная ограниченность и слабоволие, поверхностность демократических увлечений, склонность к краснобайству, барские замашки и лень.

1. Евгений Базаров

Б) Противник всего подлинно демократического, любующийся собой аристократ, жизнь которого свелась к любви и к сожалению об уходящем прошлом, эстет.

2. Аркадий Кирсанов

В) Бесполезность и неприспособленность к жизни, к новым её условиям, тип «уходящего барства».

3. Павел Петрович Кирсанов

Г) Натура независимая, не склоняющаяся ни перед какими авторитетами, нигилист.

4. Николай Петрович Кирсанов

12. Определите, чем Базаров был особенно далёк автору романа:

1) Непониманием роли народа в освободительном движении.

2) Нигилистическим отношением к культурному наследию России.

3) Преувеличением роли интеллигенции в освободительном движении.

4) Отрывом от какой-либо практической деятельности.

13. Определите соответствие сказок Салтыкова-Щедрина приведённым отрывкам:

1. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

А) В некотором царстве, в некотором государстве жил-был…, жил и, на свет глядючи, радовался. Вего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, искота, и земли, и садов И был тот … глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое.

2 . Дикий помещик»

Б) Служили [они] в какой-то регистратуре; там родились, воспитывались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моём почтении и преданности».

3. «Премудрый пескарь»

В) И вдруг он исчез. Что тут случилось! – Щука ли его заглотала, рак ли клешнёй перешиб или сам своей смертью умер и всплыл на поверхность, – свидетелей ему не было. Скорее всего – сам умер…

14. М. Е. Салтыков –Щедрин в «Истории одного города» доказывает враждебность государственной власти народу. Покорность народа в произведении наиболее ярко проявляется:

1) в психологическом изображении личности крестьянина

2) в изображении массовых сцен

3) в изображении сцен народных «бунтов».

15. Перу М. Е. Салтыкова-Щедрина не приадлежит:

1) «Пошехонская старина»

2) «Господа Головлёвы»

3) «История одного города»

4) «Накануне»

15. Главным оружием писателя Салтыкова-Щедрина является:
1) реальное изображение действительности

2) смех

3) яркое изображение характеров

4) революционность

16. Ф. М. Достоевский написал:

1) «Бедная Лиза»

2) «Бедные люди»
3) «Бедность не порок»

4) «Бедная невеста»

17. Герой романа «Преступление и наказание» совершает убийство старухи-процентщицы ради:

1) денег

2) оправдания своей теории

3) близких ему людей: матери и сестры

4) семьи Мармеладовых

5) всех униженных и оскорблённых

18. Определите, кому из героев романа «Преступление и наказание» принадлежат слова:

1. Свидригайлову

А) «Возлюби прежде всего одного себя, ибо всё на личном интересе основано».

2. Лужину

Б) «Надо жить весело».

3). Соне

В) «Это человек-то вошь!»

19. Описание чьей комнаты в романе «Преступление и наказание» приведено ниже:

«Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими жёлтенькими, пыльными и всюду отстававшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок».

1) Сони Мармеладовой

2) Лужина

3) Разумихина

4) Раскольникова

20. Определите событие, которое в романе «Преступление и наказании» является кульминационным:

1) смерть Мармеладова

2) сон Раскольникова

3) исповедь, признание Раскольникова Соне

4) уголовное преступление Раскольникова

21. Слова, ярко выражающие позицию Ф. М. Достоевского: «И кто меня тут судьёй поставил: кому жить, кому нежить» в романе «Преступление и наказание» принадлежат:

1) Софье Семёновне

2) Катерине Ивановне

3) Авдотье Романовне

21. Укажите временной период, охватываемый романом «Война и мир» Л. Н. Толстого:

1) Время между Великой французской революцией и пожаром Москвы в войне 1812 года.

2) Время периода подготовки и проведения восстания декабристов.

3) Период войны 1805 – 1812 годов.

4) 1812 – 1825 годы

22. Найдите лишнее среди характерных черт высшего общества в романе «Война и мир» Л. Толстого:

1) Предельная эгоистичность, карьеризм, корыстолюбие.

2) Патриотизм, боль за судьбу Родины.

3) Интриганство, светское злоязычие

4) Душевная опустошённость, лицемерие, притворство.

22. На примере какой семьи в романе «Война и мир» Л. Н. Толстой показал нетипичность, редкость семейных отношений:
1) семьи Безуховых

2) семьи Болконских

3) семьи Курагиных

4) семьи Ростовых

23. Борьба духовного с чувственным лежит в основе внутреннего развития:
1) Пьера Безухова

2) Анатоля Курагина

3) Бориса Друбецкого

24. Общая характеристика героя создаётся многими способами. Один из них – это мнение со стороны. Определите, кому адресованы слова в романе «Война и мир»:

А. П. Шерер: «Надеюсь, что здесь его никто не примет, несмотря на его богатство».

Княжна Марья: «Мне казалось, что у него всегда было прекрасное сердце».

Андрей Болконский: «Ты мне дорог, именно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света».

1) Петру Кирилловичу Безухову

2) Андрею Николаевичу Болконскому

3) Михаилу Илларионовичу Кутузову

4) Николаю Ильичу Ростову

25. Определите, во время какого сражения в романе «Война и мир» состоялась встреча князя Андрея и Наполеона, повлиявшая на судьбу Болконского:

1) Аустерлицкое сражение

2) Шенграбенское сражение

3) Бородинское сражение

4) Красненское сражение

26. По приведённым портретным характеристикам определите, кому они принадлежат:

1. «…Был неуклюж, толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и ещё менее умел из него выйти…»

А) Наполеон

2. «…Был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определёнными сухими чертами… с усталым, скучающим взглядом».

Б) Пьер Безухов

3. «Вся фигура была круглая, голова…, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как всегда собираясь обнять что-то, были круглые; приятная улыбка и большие нежные глаза были круглые», ему «должно быть было за пятьдесят лет».

В) Андрей Болконский

4. «Вся потолстевшая, короткая фигура с широкими толстыми плечами и невольно выставленным вперёд животом и грудью имела тот представительный, осанистый вид, который имеют живущие в холе сорокалетние люди»

Г) Платон Каратаев

27. Назовите журнал, первым напечатавший рассказы А. П. Чехова:

1) «Стрекоза»
2) «Современник»

3) «Отечественные записки»

4) «Осколки»

28. В рассказах А. П. Чехова ярко представлены недостатки своего времени, выраженные в сатирической форме. Подберите произведения, соответствующие указанным проблемам:

1. Приспособленчество, угодничество

А) «Унтер Пришибеев»

2. Добровольное самоуничижение

Б) «Смерть чиновника»

3. Бескорыстный шпионаж, жандармская тупость

В) Хамелеон»

4. Отражение социальной несправедливости в личном несчастье людей

Г) «Тоска»

29. А. П. Чехов тесно сотрудничал с:

1) Малым театром

2) Театром «Современник»

3) Художественным театром

4) Театром имени Станиславского

30. Чеховская глубина конфликтности сюжетов и ситуаций основана на:

1) Прямых столкновениях персонажей, вызванных поражениями одних и победами других.

2) Раскрытии характеров героев, показе их не в борьбе, а в осознании противоречий жизни.

3) Требовании от персонажей активных действий и их участия в борьбе с противоборствующими силами.

31.Найдите соответствие приведённых характеристик героям пьесы Чехова «Вишнёвый сад»:

1) «Мой папаша был мужик, идиот, ничего не понимал, меня не учил, только бил спьяна, и всё палкой. В сущности и я такой же болван и идиот. Ничему не обучался… пишу я так, что от людей совестно, как свинья».

2) «Хороший она человек. Лёгкий, простой человек». «Она хорошая, добрая, славная, я её очень люблю, но, как там не придумывай смягчающие обстоятельства, всё же, надо сознаться, она порочна. Это чувствуется в её каждом движении».

А) Лопахин

Б) Гаев

В) Петя Трофимов

Г) Анна

Д) Раневская

32. Речь героев пьесы «Вишнёвый сад» отражает их характеры. Определите, кому принадлежат эти слова:

«Человечество идёт вперёд, совершенствуя свои силы. Всё, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину».

1) Лопахину

2) Петру Трофимову

3) Гаеву

4) Симеонову-Пищику

33. Определите значение символов, используемых в пьесе «Вишнёвый сад» автором:

1. Вишнёвый сад

А) Символ прошлого

2. Удары топора, звуки лопнувшей струны

Б) Символ красоты Родины и жизни

3. Одежда старого лакея: ливрея, белый жилет, белые перчатки, фрак, заколоченный дом

В) Символ конца старой жизни

34.Идейным пафосом пьесы «Вишнёвый сад» является:

1) Отражение изжившего себя дворянско-поместного строя.

2) Роль буржуазии, пришедшей на смену. И несущей разрушение и власть денег.

3) Ожидание настоящих «хозяев жизни», которые преврвтят Россию в цветущий сад.

«Ситуация пожара» - На открытых пространствах. Открытые пожары обычно подразделяют на две группы. Террористические акции. Нераспространяющиеся. 1.9. Аварии на очистных сооружениях. Территориаьная ЧС. Уровень управленияЧС. 1.1. Транспортные аварии (катастрофы). Локализация и ликвидация пожаров. Ранг. Ii класс пожары в ограж- дениях.

«Решение педагогических ситуаций» - Положительное в работе учителя часто забывается, промахи помнятся долго. Главное, о чем надо помнить. Примеры. Этапы решения педагогической ситуации. Классификация педагогических ситуаций. Методические приемы. Разрешение. Сущность педагогической ситуации. А вы готовы к компромиссу в конфликте? Развитие.

«Религиозные сюжеты» - Какое главное качество характера можно отметить у религиозного человека? Что означает слово «икона»? Библия – книга книг. О современных человеческих отношениях, ценностях. Серегина Татьяна Васильевна с. Большая Картель, Хабаровский край. Византийский живописец Феофан по прозвищу Грек расписывал фресками церковь Спаса.

«Ситуация успеха» - Демонстрируйте детям полное доверие. Открыто выражайте классу свои чувства. кратковременным; частым; длительным, связанным со всей жизнью и деятельностью ребёнка. Улыбайтесь!!! С социальной точки зрения. Успех может быть. Стремление к успеху есть способ преодоления неуспеха. Ситуация успеха может и должна подкрепляться изо дня в день!

«Экологическая ситуация России» - Вырубка лесов. Транспорт считается одним из самых главных источников загрязнения окружающей среды. Главные источники загрязнения-предприятия нефте- и газохимии. Факторы антропогенного воздействия. В России эродированные земли составляют 37% от площади сельскохозяйственных угодий. Орошение земель, которое вызывает катастрофическое засоление почв.

«Чрезвычайные ситуации» - Эвакуация населения. Виды чрезвычайных ситуаций: Пожар. Средства защиты при эвакуации. Взрыв. Способы оповещения. Чрезвычайные ситуации. Правила поведения при чрезвычайных ситуациях. Сирена. Угроза нападения противника.

3. ^ О возрасте Петра Сергеевича Трофимова можно судить по репликам действующих лиц пьесы. Кто из героев ближе к истине:

а) Лопахин: «Ему пятьдесят скоро, а он все еще студент».

б) Раневская: «Вам двадцать шесть или двадцать семь, а вы все еще гимназист второго класса».
4. ^ Драматургический конфликт - это

а) столкновение двух персонажей, придерживающихся разных взглядов на одну и ту же проблему

б) противоречия внутри группы персонажей

в) внутренние психологические противоречия одного героя
5. ^ В чем заключается особенность развития действия в пьесе?

а) действие развивается стремительно

б) между основными событиями в пьесе проходит несколько лет

в) события развиваются циклично

г) в пьесе отсутствует напряженное развитие действия, но есть ожидание события
6. ^ Как проявляется специфика системы образов в пьесе «Вишневый сад»?

а) прогрессивный герой-одиночка противостоит обществу консерваторов

б) система образов построена на противостоянии двух лагерей: «старого» - уходящего образа жизни, и «нового» - утверждающегося

в) в пьесе отсутствует главный герой
7. ^ В чем заключено значение образа вишневого сада?

б) заменяет роль главного героя

в) средство характеристики героев

г) средство оскудения старого мира

д) развитие традиций мира русской драматургии - введение пейзажа в драматическое произведение
8. ^ Что такое «подтекст», «подводные течения» в пьесах А. П. Чехова?

а) отображение тайного психологизма

б) монологи не выражают духовного состояния персонажей

в) острота переживаний героев внешне не выражена

г) внутренний монолог
9. ^ Размышлял о драматургии, А. П. Чехов писал: «Надо, чтобы жизнь была такая, какая она есть, и люди такие, какие они есть, а не ходульные».

а) Удается ли в «Вишневом саде» изображать жизнь такою, какая она есть? Нет ли в этом изображении чего-то неестественного, надуманного?

б) Есть ли в комедии Чехова героев, которых можно назвать «ходульными»?
10. «Память в контексте чеховской пьесы выступает не только как связь времен, но и как связь людей...» (Е. М. Гушанская).

а) Как часто и в каких случаях герои «Вишневого сада» обращаются к своей памяти?

б) Можете вы согласиться с тем, что память выступает у Чехова не только «как связь времен, но и как связь людей»? Обоснуйте свой ответ обращением к жизни Раневской и Лопахина, Гаева и Фирса...
11. «В центре оказался процесс постепенного разрушения «старой жизни», от ее внешних форм до человеческих отношений». (Т. Шах-Азизова).

а) Как и кем представлена в пьесе Чехова «старая жизнь»? Как показывает драматург разрушение внешних форм «старой жизни»?

б) Действительно ли разрушаются не только формы жизни, но и человеческие отношения? Дает ли сам Чехов оценку этому?
12. Критик В. Вульф: «Нищета и поэзия старинной усадьбы, Раневская, разрывающаяся между домом, родиной и Парижем, и бедный люд, забитый, малограмотный, привыкший к грубости и несчастьям. Все сосуществует рядом».

а) Можете вы согласиться с тем, что в пьесе Чехова «нищета и поэзия» сосуществуют рядом? Обоснуйте свое мнение.

б) Как показано Чеховым то, что Раневская разрывается «между домом, родиной и Парижем»?

в) Кем и как представлен в «Вишневом саде» «бедный люд»?
13. ^ Критик Л. Малюгин считает, что Раневская «легкомысленна, инфантильна», но и «обаятельна, сердечна, тонка, искренна».

а) В чем легкомысленность и инфантильность Раневской?

б) Можете вы согласиться с тем, что героиня Чехова «обаятельна, сердечна, тонка, искренна»?
14. ^ Журналист В. М. Дорошевич писал в 1904 г. о героях «Вишневого сада»: «Перед вами гибнут, беспомощно гибнут старые дети... Все в жизни застает их врасплох».

а) Кого из героев «Вишневого сада» можно назвать «старыми детьми» или это определение применимо ко всем главным героям пьесы?

б) Действительно ли эти герои «гибнут», что «все в жизни застает их врасплох»? Если да, то какова, на ваш взгляд, причина этого?
15. ^ В. М. Дорошевич писал в 1904 г. о жанре «Вишневого сада»: «Это комедия по названию, драма по содержанию. Это - поэма».

а) Можете вы согласиться с тем, что «Вишневый сад» - комедия только «по названию»?

б) Что, на ваш взгляд, дает критику право называть ее драмой?

в) Как, по вашему мнению, необходимо принимать утверждение Дорошевича о том, что «Вишневый сад» - это поэма?
16. Писатель В. В. Розанов считал «Вишневый сад» примером «прекрасной, но бессильной живописи»: «Грустное произведение; но сколько уже их есть в русской литературе, безмерной ярости, силы и красоты. Ударяли они по русской впечатлительности: и рванется русская душа от стыда за себя (вечный мотив), но рвануться-то ей некуда, солнца нет».

а) Как вы поняли определение «Вишневого сада» примером «прекрасной, но бессильной живописи»? Можете вы с этим согласиться?

б) Верно ли, что «Вишневый сад» - «грустное произведение», или вы видите в этой пьесе только комедию? Обоснуйте свой ответ.

в) дает ли, по вашему мнению, чеховская пьеса толчок для порыва «от стыда за себя»? Создает ли «Вишневый сад» ощущение, что рвануться стыдливой душе некуда, что «солнца нет»?

Список использованной литературы

1. А. С. Пушкин в стихах русских поэтов ХIX века - М., 1974.

2. А. С. Пушкин в портретах. - М.: Сов. художник, 1989.

3. Айзерман Л. С. Письмо второе. - Русский язык в школе № 2, 1997.

4. Аникин А. А. К прочтению пьесы А. Н. Островского «Гроза». - Литература в школе (ЛШ), 3, 1998. - с. 4.

5. Батюто А. Тургенев-романист, - М., 1972.

6. Богословский Н. В. И. С. Тургенев. - М., 1961 (Серия «ЖЗЛ»).

7. Бялый Г. А. Роман Тургенева «Отцы и дети». - М.-Л., 1963.

8. Влащенко В. И. «Гроза» Островского в Х классе. - ЛШ, № 3, 1995. - с. 42.

9. Гейро Л. С. Роман И. А. Гончарова«Обломов». - Л, 1987.

10. Гессен А. Жизнь поэта. - М.: Детская литература, 1972.

11. Гончаров И. А. Очерки. Статьи. Письма. Воспоминания современников. - М., 1986.

13. Добролюбов Н. А. «Что такое обломовщина?» (Любое издание)

14. Дружинин А. В. «Обломов». Роман И. А. Гончарова. (Литературная критика. - М., 1983 или др. издание)

15. Друзья Пушкина. Переписка. Воспоминания. Дневники: В 2-х томах. - М.: Правда, 1984.

16. Е. Романичева. Общие слова, или роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» на уроках повторения. - «Литература», № 16 - 2001.

17. Живые страницы. Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Белинский в воспоминаниях, письмах, дневниками, автобиографических произведениях и документах. - М.: Детская литература, 1972.

18. Жизнь Пушкина: В 2-х томах.- М.: Правда, 1987.

19. Захаркин А. Ф. Роман И. А. Гончарова «Обломов» - М., 1963.

20. Иванова Т. Лермонтов на Кавказе. - М.: детская литература, 1986.

21. Из «Примечания» В. Громова к 1 т. собрания сочинений И. С. Тургенева в 12-ти т. - М.: Худ. лит., 1975.

22. Краснощекова Е. А. «Обломов» И. А. Гончарова - М., 1970

23. Кузнецова А. Ф., Грузин А. И. Коллективные формы работы на уроке. (Островский А. Н. «Гроза»). - РЯЛШ, № 6, 1989. - с. 16.

24. Л. Торопчина. Почему умирает Базаров. - «Литература» («Первое сентября»), № 31 - 1998.

25. Лебедев Ю. В. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» - М., 1982.

26. Лебедев Ю. В. Россия 1870-1880-х годов и художественный мир «Бесприданницы» А. Н. Островского. - ЛШ, № 4, 1996. - с. 35; ЛШ, № 5, 1996. - с. 35.

27. Лебедев Ю. В. У истоков «русской трагедии». - ЛШ, № 3, 1995. - с. 4.

28. Лебедев Ю. В. И. С. Тургенев. Книга для учащихся старших классов средней школы. - М., 1989.

29. Лермонтов в воспоминаниях современников. - М.: Художественная литература, 1989.

30. Лермонтовская энциклопедия, - М.: Советская энциклопедия, 1981.

31.Лищинер С. Тургенев // История всемирной литературы. - Т. 7. - М: Наука, 1991.

32.Лощиц Ю. Гончаров - М., 1986

33. Любимов О. И. Прощание с Катериной. Из опыта эстетического воспитания на уроках литературы. - РЯЛШ, № 2, 1989. - с. 38.

34. Любимов О. И. Тайна ключа Катерины. Из опыта нравственного воспитания на уроках литературы. - РЯЛШ, № 9, 1988. - 34.

35. Медведев В. П. Пьесы А. Н. Островского в школьном изучении. - Л.: Просвещение, 1971.

36. Н. И. Якушин И. С. Тургенев в жизни и творчестве. - М., 1998.

37. Набоков В. Лекции по русской литературе.- М.: Независимая газета. 1996

38. Найти в человеке человека. Тезисы к изучению пьесы А. Н. Островского «Бесприданница». - РЯЛШ, № 7-8, 1992. - с. 23.

39. Недзвецкий В. А. «Капитальнейшая вещь». Роман И. А. Гончарова «Обломов» - Литература в школе, № 7 - 1997 - с.4

40. Петров А. В. Лермонтов на Кавказе. Ставропольское книжное изд-во, 1954.

41. Порудоминский В. Друг бесценный, или Восемь дней на пути в Сибирь: Повесть про декабриста Ивана Пущина. - М.: Детская литера тура, 1984.

42. Последний год жизни Пушкина: Воспоминания. дневники. - М.: Правда, 1988.

43. Пустовойт П. Г. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети»: Комментарий. - М., 1983.

44. Пушкинские места: Путеводитель в 2-х частях. - М.: Профиздат, 1988.

45. Пущин И. И. Записки о Пушкине. - М.: Детская литература, 1984.

46. Ревякин А. И. «Гроза» А. Н. Островского. - М., 1962.

47. Русская литература ХIХ века. 10 класс. Практикум. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. Лыссого Ю. И. - М.: Просвещение, 1997.

48. Русская литература ХIХ века. Вторая половина. 10 кл. Вып.1 / Под ред. Л. Г. Максидоновой. - М.: Олма-пресс, 2002.

49. Семенов Александр Николаевич. Русская литература в вопросах и заданиях ХII-ХIХ век. 9-10 классы. М.: Владос, 2000.

50. Танкова Н. С. Трагедия одиночества. Урок по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница» - ЛШ, № 4, 1996. - с 114.

51. Тургенев в школе: Книга для учителя / Авт.-сост. Л. А. Капитонова. - М.: Дрофа, 2002.

52. Харитонова О. Н. Викторина по пьесам А. Н. Островского «Гроза», «Бесприданница», «Снегурочка». - ЛШ, № 4, 1996. - с. 143.

53. Чернова И. И. А. Н. Островский и театр. .-ЛШ, № 5, 1993. - 52 с.

54. Шаталов С. Е. Художественный мир И. С. Тургенева. - М., 1972.

55. Широтов В. В. Искушение - лейтмотив драмы А. Н. Островского «Бесприданница». -ЛШ, № 3, 1998. С 86.

56. Штильман С. Опыт медленного прочтения классики И. С. Тургенев «Отцы и дети» - «Литература» («Первое сентября»), № 20 - 1999.

57. Якушин Н. Жизнь и творчество И. Тургенева. Материалы для выставки в школе и детской библиотеке. - М.: Детская литература, 1988.




Top