Художник афанасьев николай осипов биография. Осипов, афанасий николаевич

Афанасий Николаевич Осипов – живописец, действительный член Российской Академии художеств, действительный член Национальной Академии художеств Республики Кыргызстан, народный художник СССР, народный художник России, Народный художник РС (Я), лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е.Репина, лауреат премии Ленинского комсомола Якутии, президент Академии духовности РС(Я). Член СХ России.

11 сентября на 89-м году жизни умер крупнейший якутский живописец, народный художник СССР, действительный член Российской Академии художеств Афанасий Николаевич Осипов. Не стало человека, которого называли символом целой эпохи. А.Н. Осипов представляет поколение, которое сформировалось в послевоенное десятилетие и вступило в творческую жизнь в середине 1950-х годов. Искусство Афанасия Осипова в течение многих десятилетий определяет развитие якутской живописи. В произведениях «Праздник оленеводов», «Правление колхоза», «Седой Вилюй», «Заслуженный тренер СССР Д.П. Коркин с учениками», «Золотые лучи», «В ауре космоса» воплощены вековые традиции родного края, пафос обновлений, дух и энергия людей, мощь северной природы. Художник находит такое образное решение холстов, в котором грани истории и современности соприкасаются и создают жизнеутверждающую ноту.

Творчество Афанасия Осипова, окончившего Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова, тесно связано с традициями русского реализма и советской живописи. Столь же значительна для понимания искусства мастера связь его с родиной, Якутией – ее природой, историей и культурой. Всегда активно его отношение к событиям времени – крупным индустриальным проектам, достижениям в области спорта и культуры республики или страны. Портреты выдающихся, незаурядных современников занимают значительное место в творчестве живописца: «Народные писатели Якутии», «Портрет Героя Советского Союза Федора Охлопкова», «Портрет Д.Е. Корякиной», «Портрет Софрона Данилова», «Портрет Д.К. Сивцева-Суорун Омоллона», «Портрет Чингиза Айтматова» и т.д. Никогда не теряя внутренней связи с современностью, художник обращается к вековым традициям родного края. Тысячелетний жизненный уклад народов Якутии, органически слитый с характерными чертами суровой природы, – сквозная тема полотен Афанасия Осипова: «Коневоды. Белые ночи», «Мунха – праздник подледного лова карасей», «Праздник оленя». Растворение человека в природе, представление о гармонии личности, живущей по всеобщим законам мироздания, – основное содержание произведений «В краю предков», «Песня Гоби», «Архангайские араты». Афанасий Николаевич Осипов своими картинами навсегда вошел в историю искусства России. Уход из жизни Афанасия Николаевича Осипова стал большой утратой для культуры и искусства Республики Саха (Якутия).

Андрюша. 1969 г. картон, масло

В яранге. 1959 г. холст, масло

Народные писатели Якутии.1974 г. холст, масло

Триптих Седой Вилюй.1969 г. холст, масло

Автопортрет. 1978 г. холст, масло

Афанасий Николаевич Осипов – живописец, действительный член Российской Академии художеств, народный художник СССР, Российской Федерации, действительный член Национальной Академии художеств Республики Кыргызстан.
Народный художник РС (Я), заслуженный деятель искусств ЯАССР, лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е.Репина, лауреат премии Ленинского комсомола Якутии, президент Академии духовности РС(Я).Член СХ России.
Родился художник 28 февраля 1928 года во II Эргитском наслеге Западно-Кангаласского улуса (ныне с.Мытах Горного улуса) Якутии. В 1945 году окончил Якутский кооперативный техникум. Желание стать художником помогло семнадцатилетнему Афанасию преодолеть путь из Якутска до Москвы за 27 суток и в дальнейшем успешно окончить Московскую среднюю художественную школу при институте им. В.И.Сурикова. В 1955г. А.Н.Осипов получает диплом Московского художественного института им. В.И.Сурикова (живописный факультет, мастерская профессоров П.П.Котова и П.Ф.Решетникова).
После окончания института в 1955-1957гг. А.Н.Осипов работает преподавателем Якутского художественного училища, с 1957г. переходит на творческую работу, с 1994г-2004гг.-трудится в должности профессора и заведующего кафедрой живописи Якутского филиала Красноярского художественного института, с 2000-2004гг.-является профессором и заведующим кафедрой живописи художественного факультета Арктического государственного института культуры и искусств.С 2004г. А.Н.Осипов находится на творческой работе.
А.Н.Осипов-член Союза художников России с 1956г., с этого же года член Правления Союза художников Якутии; с 1968-2009гг.-секретарь Правления СХ России; с 1966-1991гг.-член правления СХ СССР; с 1967-2009гг.-председатель выставочного комитета региона «Дальний Восток»; в 1973году избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР; с 1988 года является действительным членом АХ СССР; 1996г. назначен президентом Академии Духовности Республики Саха (Якутия).
А.Н.Осипов избирался депутатом Верховного Совета СССР IX Созыва (1984-1989гг.) Верховного Совета ЯАССР двух созывов (1967г.,1980г.); является одним из соавторов Государственного Герба РС(Я). В 2005году художник избран действительным членом Национальной Академии художеств Республики Кыргызстан.
Творческая деятельность художника началась с дипломной картины на историко-бытовую тему «Изгнание шамана». Его произведения такие, как «Праздник оленеводов», «Кино в яранге», «Крик», «Правление колхоза», «Якутские борцы», «Заслуженный тренер СССР Д.П.Коркин с учениками», триптихи «В краю предков» и «Седой Вилюй», «Групповой портрет народных писателей Якутии», «Коневоды. Белые ночи», «Ысыах», «Мунха-праздник подледного лова карасей», портреты тружеников, представителей творческой интеллигенции, Момские пейзажи, монгольская серия отличаются глубинной разработкой жизненных проблем, проникновения в духовный мир современника, новым осмыслением изобразительных средств в живописи на реалистической основе. В конце 1990-х начале 2000-х гг. А.Н.Осипов создал серию работ, посвященных Алтаю. В 2003-2004гг. состоялись его две поездки в Гималаи, в результате была создана серия пейзажных и портретных работ в живописи и графике –всего около 50 произведений. В 2003-2006 гг. возникла серия пейзажей «Русская зима», посвященная древнерусским городам: Переславль-Залесский, Суздаль, Загорск, Тутаев, Звенигород- всего около 60 работ. В 2006г. создана серия пейзажей в результате поездок в Киргизию и в северный Эвено-Бытантайский улус Якутии.
Персональные выставки художника состоялись в Египте, Франции, Чехословакии, Болгарии, Румынии, Германии, Финляндии, МНР, Японии,КНР.
А.Н.Осипов за заслуги в развитии изобразительного искусства награжден орденом Трудового Красного Знамени (1971г.), орденом Почета (1999г.),Золотой медалью Академии художеств (2001 и 2004гг.) и многими другими медалями, почетными грамотами; художник является Почетным гражданином РС(Я)(2000г.)
В Мытахском наслеге Горного улуса Якутии открыта картинная галерея народного художника А.Н.Осипова, где экспонируются более 100 работ; в коллекции Национального Художественного музея РС(Я) находятся около 200 произведений; картина «Народный праздник Ысыах» и триптих «Архангайские араты»- в коллекции Государственной Третьяковской галереи (Москва), портрет Шумиловой и северные пейзажи- в коллекции Государственного Русского музея (Санкт-Петербург). К своему 80-летию художник подарил Национальному Художественному музею РС(Я) 100 работ живописи и графики. Произведения Осипова хранятся в коллекциях музеев и галерей городов Чугуева, Нальчика, Львова, Ярославля, Семипалатинска, Красноярска,Томска, Тобольска, Читы, Хабаровска, Бишкека, Ангарска, Грозного, а также в частных коллекциях разных стран и городов.

28 февраля 2019 года исполнился бы 91 год Афанасию Николаевичу Осипову , патриарху якутской живописи, академику Российской академии художеств, народному художнику СССР, лауреату Государственной премии РФ имени Ильи Репина, президенту Академии духовности Республики Саха (Якутия). Он прожил яркую, насыщенную событиями, творческими взлётами жизнь.

Сама его биография свидетельствует об его незаурядности – мальчишкой он осмелился выехать из глухого якутского села на учёбу далеко в Москву, в Московскую художественную школу, затем стал студентом Московского художественного института имени В.И.Сурикова, где приобрёл друзей, с которыми был дружен всю свою жизнь. С ним вместе учились молодые художники, которые позже стали народными художниками СССР, – Алексей Ткачёв, Валентин Сидоров , член-корреспондент Академии художеств России Андрей Тутунов

Черногория. Бото-Которский залив. 2010 год.

Вернувшись на родину, Осипов преподавал в Якутском художественном училище, много ездил по республике, долгие годы возглавлял Союз художников Якутии, организовывал выставки. И писал – писал взахлёб, портреты тружеников села, картины больших строек республики, прекрасные пейзажи, портреты корифеев якутской интеллигенции. Но больше всего Афанасий Осипов известен картинами, на которых изображены горы. Хребты Момы и Оймяконья, родные горы на речке Синей, Ленские столбы, география его гор расширялась – горы Киргизии, Бурятии, Монголии. Непала, европейские Альпы… Наверное, недаром в Момском районе после его ухода из жизни одну из вершин Момского хребта нарекли именем Афанасия Осипова.

Афанасий Николаевич был блестящим интеллектуалом, с манерами аристократа по крови, его обаянию невозможно было противостоять. Он был своим в залах Академии художеств среди известных художников России, беседовал на равных со своими земляками в своей галерее в селе Мытах. К слову, даже когда его нет с нами, имя Афанасия Осипова весомо – так прошлым летом его земляки пришли в Москве к знаменитому Зурабу Церетели с просьбой о содействии в вопросе строительства его галереи в каменном варианте в селе Мытах, и тот помог им! Авторитет и имя Осипова и сегодня являются подспорьем для земляков…

Слева: Татьяна Капитоновна, академик Владимир Ларионов, Афанасий Осипов.

Навстречу 91-летию А.Н.Осипова его супруга Татьяна Капитоновна собрала и издала книгу воспоминаний «Афанасий Осипов – гражданин мира» . В неё вошли воспоминания его друзей художников, писателей, общественных деятелей и почитателей его таланта. Предлагаем вашему вниманию эссе народного поэта Якутии Натальи Харлампьевой об А.Н.Осипове.

Когда начинаю думать об Афанасии Николаевиче Осипове, то сразу вспоминаю нашу первую совместную поездку в Горный улус, в Мытах. Тогда меня, начинающего поэта, с одной тоненькой книжкой стихов, взяли с собой в группу именитые писатели – В.М.Новиков-Кюннюк Урастыров, Савва Тарасов, Петр Аввакумов ... Также в этой поездке был с нами и Афанасий Николаевич, поскольку он никогда не пропускал возможности посетить свою малую родину. Поездку организовывал Савва Иванович и по его приглашению я оказалась в этой группе.

Дело было в конце марта, стояли яркие солнечные дни, дорога от Мытаха до речки Синей была укатана, ехать было легко. Доехали мы до самых Синских писаниц; тогда они были еще в сохранности и видны издалека достаточно четко. Афанасий Николаевич восторженно разглядывал эти наскальные рисунки, домысливал каждый сюжет, изображенный на скалах и всем нам невольно передавалась его энергия, его видение, его восторг. Мы почти все были в первый раз в этих местах, а он здесь бывал не раз, но с каким воодушевлением и одухотворенностью он рассматривал эти рисунки, удивляясь точности деталей бытовых сцен, творческому взгляду тех древних художников... Вот этот его восторг, азарт, умение вдохновиться увиденным, я запомнила на всю жизнь...

С другом.

Афанасий Николаевич был сыном репрессированного, как было в те годы, по совершенно ложному навету. Его отец Николай Дмитриевич так и не вернулся домой, погиб в застенках НКВД. Подобное обстоятельство жизни накладывает на иных тяжелый след – им трудно в социуме, обида на власть, на людей заслоняет все, им тяжело жить с этой болью. Осторожность, недоверчивость, подозрительность мешают таким людям радоваться жизни, а тем более быть на виду, быть первыми.

Афанасий Николаевич прекрасно знал историю своего отца, вплоть до того, кто писал на него доносы, по воле судьбы он в жизни часто встречался с родственниками и детьми этих людей, но никогда – ни жестом, ни словом – не показывал своего горького знания о делах минувших дней... Думаю, что это ему давалось не так просто. Его воспоминания об отце всегда были окрашены грустью, и Афанасий Николаевич со святым трепетом относился к вещам, сделанным руками отца. Он всегда с удовольствием рассказывал историю большого обеденного якутского стола, который был подарен родственниками многодетной семье земляка, писателя Софрона Данилова .

Стол был настоящим произведением искусства, сделан на века, отец Афанасия Николаевича был талантливым мастеровым, известным по всей округе. Софрон Петрович, зная историю семьи Осиповых, в середине 70-ых вернул стол Афанасию Николаевичу. Афанасий Николаевич, каждому гостю, приезжавшему к нему на дачу, показывал этот великолепный стол и всегда говорил прежде всего о Софроне Петровиче, его тонкости и щедрости, понимании значения этой вещи для него, для сына. Рассказывая, он поглаживал стол, и иногда у него чуть-чуть увлажнялись глаза... Память об отце для него была тайной сердечной болью. Он не любил об этом говорить, и даже, когда я один раз, уличив подходящий момент спросила, он как бы стряхнул с себя воспоминания и сказал: «Такое было время, Наташа...» Тогда я поняла, что только сильный человек живёт с этим так, как он – открыто, честно, широко и с таким жизнелюбием…

Мы беседовали с Афанасием Николаевичем не так часто, но когда нас сводила дорога в Мытах или выставка в Москве, мы много говорили. Он был великолепным рассказчиком, и каждый раз я удивлялась его интеллекту, кругозору, обширным знаниям не только в изобразительном искусстве, но и в литературе. Он легко и без рисовки цитировал Николая Бердяева и Алексея Кулаковского , и было видно, что он вспоминал это не ради красного словца, эти мысли были с ним всегда, совпадали с его жизненными установками.

С народным художником СССР, академиком РАХ Таиром Салаховым.

Меня удивляло и восхищало не только это – в его восприятии мира всё было гармонично, всему было свое место. И добру, и злу, и зависти, и благодарности, умению быть первым или плестись в конце. Он философски воспринимал жизнь, никого не осуждая, никого не обижая. В долине его жизни цвели любовь, талант, кипела жизнь во всем своем великолепии, сверкали вершины гор, напоминая о чести и достоинстве, но рядом где-то были и предательство, и несправедливость, и тайный смысл чёрных дел... Он воспринимал это присутствие как должное, но просто не впускал в свою жизнь. И даже не любил об этом говорить. Это, на мой взгляд, удивительное человеческое качество, которое заставляет уважать цельность натуры Афанасия Николаевича.

Форкалькье, 2011 г.

Он ко мне относился, как к младшей сестре, которую надо опекать и помогать. Думаю, это потому, что он был духовным наследником своих великих земляков Семёна и Софрона Даниловых , которые были учителями и наставниками в моей литературной судьбе. И он для меня был олицетворением живой связи с моими незабвенными учителями. Ко мне он был настроен абсолютно положительно, что меня иногда удивляло. Вроде бы он особо не вникал в мою поэзию, но однозначно хвалил меня, всегда находил слова одобрения, когда я волновалась перед выступлениями или даже отстаивала свою точку зрения, не всегда совпадающую с его... Это был способ защиты меня – от самой себя, от ошибок, от непродуманных творческих шагов. Я в общении с Афанасием Николаевичем чувствовала себя защищённой, мне не стыдно было быть слабой, хотя у меня по жизни имидж крепкой и сильной женщины. Это чувство локтя и духовного родства грело меня, пока Афанасий Николаевич был жив.

Однажды он пригласил меня на дачу, в мастерскую. Тогда он только закончил работу над картиной «Улуу Сыһыы». Я увидела прекрасное полотно – весенний пейзаж со старой деревянной церковью, неподалёку табун лошадей… Афанасий Николаевич знал, что это родина моей матери. Он как бы приоткрыл мне истоки моей мамы, ведь она так дорожила этими местами. Картина была светлая, лучезарная, она как бы светилась изнутри.

Вот откуда был мамин дух – жизнелюбие, мудрость, терпимость и стойкость! Я молчала, вглядываясь в картину… Тогда Афанасий Николаевич приобнял меня и сказал: «Маннык сиргэ үтүө дьон үөскүүллэр». По-русски это звучит: «В таких местах рождаются добрые люди»… Этот пейзаж сегодня висит у меня дома и я его воспринимаю как благословение своей матери…

В солнечное лето 2011 года он писал мой портрет у себя на даче, я позировала с не очень большой охотой, поскольку считаю себя не фотогеничной, громоздкой, мое внутреннее состояние почти всегда не совпадало с моей внешностью, отражающейся в зеркалах... Мы почти не говорили, я только спросила, про то, как он работал над известным групповым портретом наших народных писателей. Афанасий Николаевич был очень сосредоточен, собран и не допустил легкой, светской беседы, лаконично ответив на мой вопрос. И тут я почувствовала его рабочий ритм – не просто мазок за мазком он вырисовывал меня, а скорей зорко высматривал в моем облике мой характер, отношение к жизни, которые он, конечно же знал, и просто как бы сверял. Шла такая сложная работа, что я замолчала и полностью подчинилась его ритму...

В галерее Осипова А.Н.

Но законченный портрет меня тогда не удовлетворил, хотя я не смела даже намекнуть об этом самому Афанасию Николаевичу. И я была не права. Поняла я это только в 2015 году, когда Национальный художественный музей собрал выставку портретов якутских писателей, посвящённых Году литературы. Я пришла до открытия выставки и первым делом поспешила к классической работе Афанасия Осипова – портрету четырёх первых народных писателей Якутии. Я видела эту работу вживую, близко в первый раз. Еще раз была поражена способностью великого мастера передать в позе, наклоне головы, взгляде, гамме одежды суть характеров наших аксакалов...

Под этим впечатлением я пошла к выходу из зала и увидела себя. Надо было, чтоб прошло несколько лет и чтоб случилось переосмысление некоторых жизненных ценностей, и вот, я, наконец-то совпадающая во внешнем облике и внутренней сути! Во всяком случае, мне показалось, что я – это я... Афанасий Николаевич сумел увидеть во мне мою действительную суть, которую я еще сама не осознавала и не воспринимала... «С годами ты все больше похожа на портрет Осипова», – не без доли иронии как-то сказал мне мой старый друг. Я ответила: «К счастью!»

С другом со студенческих лет Андриенковым В.Е.

Всплывают в памяти разговоры, совместные поездки, эпизоды общения с Афанасием Николаевичем...

Как-то раз мы вместе поехали в Мытах на ысыах. Путь неблизкий и дорога располагала к разговорам. Он тогда рассказал, как в военные годы поехал из родного Мытаха в Якутск. Была весна, март и его отправили вместе с обозом собак, которых собрали в районе для отправки на фронт. К слову, якутские собаки внесли свою лепту в дело общей Победы. Их в Якутске собирали и отправляли в Иркутск и далее в центр, где обучали подрывать танки минами. В Горный улус приехал высокий русский старик, который отобрал собак и вот где-то 40 собак он должен был перегнать в Якутск. Осипова подрядили ему в помощники.

Эта длинная история, на самом деле достаточно печальная, но в пересказе Афанасия Николаевича оптимистичная и жизнеутверждающая... Не доезжая до Магарасс, есть известный поворот в сторону заповедника Харыялах. Здесь Афанасий Николаевич попросил водителя остановиться, достал из сумки мешочек с оладушками, присел на корточки у большой лиственницы, растущей на развилке и выполнил обряд угощения духов. При этом он был настолько сосредоточен и даже суров, что задавать вопросы было нельзя.

Я, всегда подмечавшая его европейскую стать, элегантность и манеру поведения, тут увидела совсем другого человека – он был частью этой природы, он выглядел перед ней дитём, благодарным и все чувствующим, знающим сыном этой земли. «Здесь лежат два больших старца» – сказал он негромко, когда вернулся в машину. Позже, расспросив родичей и порывшись в этнографических трудах, я узнала, что там действительно упокоены останки большого шамана и его супруги-удаганки…

Думаю, что дипломную работу «Изгнание шамана» Афанасия Осипова не надо принимать однозначно, в одной плоскости. Эта картина гораздо глубже своей идеологической подоплеки… С тех пор, когда еду в Горный район, я притормаживаю у этого места, и у меня появляется чувство, что некие добрые силы раскрывают предо мной все мои пути-дороги...

В мою бытность редактором газеты «Саха Сирэ» мы пригласили Афанасия Николаевича в гости в редакцию. Формат встречи был таков, что каждый мог задать ему любой вопрос, а после запись этой встречи должна была появиться на страницах газеты под рубрикой «Гость редакции». Не все

именитые люди соглашались на подобную встречу, ведь журналисты народ ушлый, а порой и бестактный... Не обошлось и без немного провокационного вопроса на этой встрече, Афанасию Николаевичу задали вопрос: «Вы женаты в четвёртый раз, и это всё по любви?» Я немного напряглась, считая, что это не очень приятный для него вопрос, но он ответил настолько искренне и убедительно, что всем стало ясно – человек не лукавит, не пытается выглядеть лучше, чем он есть. Афанасий Николаевич сказал: «Да, так получилось в моей жизни, что я женат не раз. Но это вовсе не потому, что я ветренен или безответственен. Просто я всегда женился по любви, но не жил ни дня без любви. Не было в моей жизни ситуации, когда я обманывал кого-то из своих жен, полюбив другую, я сразу уходил... Ведь любовь – это главный двигатель жизни».

В ЦДХ на Крымском валу. Первый слева - Филиппов В.В.

Тогда все, кто был на этой встрече, вдруг стали задумчивы – ведь мы знаем главные истины жизни, но не всегда ими руководствуемся.

И еще одна замечательная встреча вспоминается мне. 2002 год, декабрь, Дни Якутии в Москве. У Афанасия Осипова выставка у Зураба Церетели , у нас народного поэта Саввы Тарасова и у меня – презентации и встречи в залах Москвы. Нас тогда, выходцев из Горного улуса, пригласил на ужин в один из лучших ресторанов Москвы «Узбекистан» депутат, большой учёный Василий Васильевич Филиппов .

У входа в ресторан расхаживали молодые люди в красивых узбекских халатах и тюбетейках, они услужливо распахнули перед нам двери… Была чарующая атмосфера восточного гостеприимства и неги. Афанасий Николаевич в тот вечер был в ударе, много рассказывал, шутил, смеялся. Обычно очень аскетичный в еде, с удовольствием ел, нахваливал лагман, который был самым лучшим блюдом в его студенческие годы, и, главное, был доступен по цене. Кстати, он ел очень красиво, со вкусом, не торопясь, да так, что хотелось непременно попробовать то, что он ест.

Много было сказано в тот вечер, были смешные эпизоды. Афанасий Николаевич рассказывал об истории поступления в школу при Суриковке, а тут около нас появились девушки в полупрозрачных нарядах, которые исполняли танец живота… Василий Васильевич немного отвлёкся на них, да и я тоже поглядывала в их сторону и тут Афанасий Николаевич сказал Василию Васильевичу: «Да не смотри ты на них, это не искусство!». Сказал он это достаточно жестко, но не отвлекаясь от основного своего монолога. «Как же не смотреть, если они как бы мне адресуют свой танец», – сказал в своё оправдание Филиппов и рассмеялся…

Тогда в этот зимний вечер в Москве Афанасий Николаевич рассказал один эпизод из своей жизни, который я переосмыслила только после его кончины. Вероятно, это был конец 50-ых годов, когда с доброй руки первого секретаря обкома партии Гавриила Чиряева, гонимому и репрессированному учёному Георгию Прокопьевичу Башарину вернули его звания, восстановили на работе, он был избран народным депутатом Якутской АССР.

С другом Андриенковым В.Е., Форкалькье, 2011 г.

Башарин предложил Осипову в выходной день вместе с семьями поехать на остров за красной смородиной. Он заверил, что знаком с капитаном катера, который рано утром отплывает в Сангары, так вот он их оставит на острове, а вечером по пути домой заберёт обратно. Обрадовавшись такой удаче, компания с малыми детьми благополучно выгрузилась на острове, где действительно было так много красной смородины, что скоро просто уже было не во что собирать ягоды. Перекусили на воздухе, поиграли с детьми, выкупались.

Настал вечер и назначенное время уже подошло, а катера так и не было. Взрослые стали тревожиться, а детей стала одолевать мошкара. Один только Георгий Прокопьевич был невозмутим. «Капитан дал слово. Ждём. Без паники», – сказал он. И когда уже надежды, что капитан не забыл про них, начали таять, на горизонте показался катер… Капитан извинился, провёл гостей в свою каюту, предоставил им душ: «Отдыхайте, скоро будет ужин. А вот вам на пробу сангарское пиво», – сказал он и показал на ящик тёмных запотевших бутылок… Жены и дети, приняв душ и приведя себя в порядок, пошли на палубу.

А Георгий Прокопьевич, расслабившийся после душа, с мокрыми, расчесанными назад волосами, потягивал холодное пиво... И это действительно было блаженство, после знойного дня и нескольких часов томительного ожидания с перспективой ночёвки на острове под открытым небом… И тогда Георгий Прокопьевич изрёк фразу: «Куһаҕан саха уолаттара диэтэххэ, үчүгэйдик олоробут буолбат дуо?», что в переводе значило «А неплохо сидим, плохие якутские парни, а?». Они долго смеялись вдвоём над этой фразой… Вроде бы это была шутка, ведь сказал известный учёный, народный депутат, а компанию ему составлял председатель Союза художников, один из самых талантливейших художников народа саха. Но была в этом горькая ирония, которая была понятна только им двоим – это сказал человек, чудом избежавший тюрьмы и суда, которого преследовали за его убеждения, обвиняли в национализме, а был с ним сын репрессированного по доносу, познавший все тяготы этого положения... Были в этой фразе торжество правды, вера в справедливость, сила духа несломленных людей. Это я поняла позже. А тогда, в ресторане, мы все посмеялись, приняв этот рассказ достаточно поверхностно…

А ведь этим и силён наш народ, что у него есть такие “куһаҕан уолаттар”, которые силой своего ума, таланта и прозорливости берут под своё крыло дух своего народа, укрепляют его и заставляют людей уважать самих себя.

Когда вспоминаю сейчас этот эпизод и разворачиваю его в философском плане, то думаю – это не только я потеряла старшего брата, это народ саха потерял лучшего из своих сыновей, достойного своего героя, духовного покровителя...

Наталья ХАРЛАМПЬЕВА ,

народный поэт Якутии.

Справка:

Осипов Афанасий Николаевич родился 28 февраля 1928 года во II Эргитском наслеге Горного района Якутской АССР. Скончался 11 сентября 2017 года в г.Якутске.

В 1945 году окончил Якутский кооперативный техникум, в 1947 году - Московскую среднюю художественную школу при институте им. В.И.Сурикова, позже – и сам институт.

В 1955-1957 гг. - преподаватель Якутского художественного училища.

С 1957 года переходит на творческую работу.

В 1994-2004 гг. – работал в должности профессора и заведующего кафедрой живописи Якутского филиала Красноярского художественного института;

в 2000-2004 гг. – профессор и заведующий кафедрой живописи художественного факультета Арктического института культуры и искусств.

С 2004 г. вновь переходит на творческую работу.

Член Союза художников России с 1956 г., с этого же года - член правления Союза художников Якутии, действительный член-корреспондент Российской академии художеств (1973), действительный член PAX.

С 2005 г. - действительный член Национальной академии художеств Кыргызской Республики.

С 1968 г. и по настоящее время - секретарь правления Союза художников России.

С 1966 по 1991 г. был членом правления Союза художников СССР.

С 1967 г. и по настоящее время - председатель выставочного комитета региона «Дальний Восток».

С 1996 г. - президент Академии духовности РС(Я).

Избирался депутатом Верховного Совета СССР IX созыва, Верховного Совета ЯАССР двух созывов. Один из авторов государственного Герба РС(Я).

В конце 90-х - начале 2000 гг. создал серию работ по Алтаю.

В 2003-2004 гг. состоялись две его поездки в Гималаи, в результате которых создана серия пейзажных и портретных работ в живописи и графике (около 50 работ).

В 2003-2006 гг. создана серия пейзажей в результате поездок по древнерусским городам - «Русская зима» (60 работ).

В 2006 г. - серия пейзажей по итогам посещения Киргизии и Эвено-Бытантайского улуса Якутии.

Его персональные выставки состоялись в Египте, Франции, Чехословакии, Болгарии, Румынии, Германии, Финляндии, Монголии, Японии, Китае.

В Мытахском наслеге Горного улуса открыта картинная галерея народного художника А.Н.Осипова, где экспонируется более 100 работ. Более 100 его произведений находится в коллекции Национального художественного музея РС(Я). Картина «Народный праздник Ысыах» и триптих «Архангайские араты» - в коллекции Государственной Третьяковской галереи. Портрет Шумиловой и северные пейзажи - в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), также его работы хранятся в музеях и галереях гг. Чугуев, Нальчик, Львов, Ярославль и др., в частных коллекциях.

Заслуженный деятель искусств ЯАССР, заслуженный художник РСФСР, народный художник РСФСР и СССР, лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е.Репина, лауреат премии Ленинского комсомола Якутии, почетный гражданин PC(Я), награжден орденом Трудового Красного Знамени, орденом Почета, золотой медалью Академии художеств и многими другими медалями и почетными грамотами.

Афанасий Николаевич Осипов (род. 1928) - советский, якутский и российский живописец.

Биография

Афанасий Николаевич Осипов родился 28 февраля 1928 года во II Эргитском наслеге Горного улуса , окончил в 1945 году Якутский кооперативный техникум , в 1949 году - , в 1955 году - (живописный факультет, мастерская профессоров П. П. Котова и Ф. П. Решетникова). Член Союза художников России с 1956 года .

С 1953 года - участник республиканских, с 1955 года - крупных всесоюзных, российских, зональных, региональных и зарубежных художественных выставок. Персональные выставки состоялись в центральных городах России и многих странах мира

Избирался членом Правления Союза художников СССР (1964-1968, 1977-1990), с 1968 года - секретарь Правления Союза художников РСФСР, в 1965-1967, с 1971 - председатель зонального выставкома по региону «Советский Дальний Восток», в 1979-1991 - председатель Союза художников Якутии.

В 1955-1957 годах преподавал специальные дисциплины в Якутском художественном училище . С 1957 года переходит на творческую работу. С 1994 года - заведующий кафедрой живописи Якутского филиала , в 2000-2004 годах - профессор, заведующий кафедрой живописи в Якутске. С 2004 года - снова на творческой работе.

А. Н. Осипов избирался депутатом Совета Национальностей Верховного Совета СССР 11-го созыва (1984-1989) от Якутской АССР , Верховного Совета Якутской АССР двух созывов (1967, 1980 гг.); является одним из соавторов Государственного Герба Республики Саха (Якутии) . Почётный гражданин Республики Саха (Якутия) (2000).

Произведения А. Н. Осипова хранятся в Национальном художественном музее РС (Я) , Государственной Третьяковской галерее , Государственном Русском музее , в художественных музеях страны, частных собраниях в России и за рубежом. Среди основных работ: народные писатели Якутии Н. Е. Мординов , В. М. Новиков , С. Р. Кулачиков , Д. К. Сивцев (1974), «Ысыах» (якутский народный праздник, 1980), «Над долиной Эркэны» (1993), триптих «Золотые жилы Индигирки» (1990), «Речка Синэ» (1995), «Весеннее солнце на участке коневодов» (1996), «У озера Тугаранджа» (1997), «Встаёт солнце в ореоле» (1997), «Тебенёвка в долине Эркэны» (1996), серия портретов деятелей искусства, в том числе народного артиста России Ивана Степанова (1996), писателя Чингиза Айтматова (1997).

Награды и звания

  • медали, в том числе:
    • бронзовая медаль ВДНХ (1962, за картину «Крик»)
    • Серебряная медаль Академии художеств СССР (1988; за триптих «Архангайские араты» и серию пейзажей Якутии (1987-1988))
    • две Золотые медали Российской академии художеств (2001, 2004)
  • Государственная премия РСФСР имени И. Е. Репина (1986; за картину «Мунха - праздник последнего лова карасей» (1985) и пейзажи «Речка Аргомай», «Устье Иньяли» (1984))
  • премия Совета Министров СССР (1982, за роспись фойе Якутского государственного театра оперы и балета им. Суорун-Омоллона на тему «Ысыах»)
  • премия Ленинского комсомола Якутии
  • почётный гражданин Республики Саха (Якутия) (2000)
  • народный художник Республики Саха (Якутия)
  • заслуженный деятель искусств Якутской АССР
  • действительный член Академии художеств СССР (1988); действительный член Российской академии художеств
  • действительный член Национальной Академии художеств Республики Кыргызстан (2005)
  • почётный гражданин Горного улуса

Напишите отзыв о статье "Осипов, Афанасий Николаевич"

Примечания

Ссылки

  • Тимофеева В. В. // Илин: журнал. - 2012. - № 4 .

Отрывок, характеризующий Осипов, Афанасий Николаевич

– Вы ангел, я вас не стою, но я только боюсь обмануть вас. – Николай еще раз поцеловал ее руку.

У Иогеля были самые веселые балы в Москве. Это говорили матушки, глядя на своих adolescentes, [девушек,] выделывающих свои только что выученные па; это говорили и сами adolescentes и adolescents, [девушки и юноши,] танцовавшие до упаду; эти взрослые девицы и молодые люди, приезжавшие на эти балы с мыслию снизойти до них и находя в них самое лучшее веселье. В этот же год на этих балах сделалось два брака. Две хорошенькие княжны Горчаковы нашли женихов и вышли замуж, и тем еще более пустили в славу эти балы. Особенного на этих балах было то, что не было хозяина и хозяйки: был, как пух летающий, по правилам искусства расшаркивающийся, добродушный Иогель, который принимал билетики за уроки от всех своих гостей; было то, что на эти балы еще езжали только те, кто хотел танцовать и веселиться, как хотят этого 13 ти и 14 ти летние девочки, в первый раз надевающие длинные платья. Все, за редкими исключениями, были или казались хорошенькими: так восторженно они все улыбались и так разгорались их глазки. Иногда танцовывали даже pas de chale лучшие ученицы, из которых лучшая была Наташа, отличавшаяся своею грациозностью; но на этом, последнем бале танцовали только экосезы, англезы и только что входящую в моду мазурку. Зала была взята Иогелем в дом Безухова, и бал очень удался, как говорили все. Много было хорошеньких девочек, и Ростовы барышни были из лучших. Они обе были особенно счастливы и веселы. В этот вечер Соня, гордая предложением Долохова, своим отказом и объяснением с Николаем, кружилась еще дома, не давая девушке дочесать свои косы, и теперь насквозь светилась порывистой радостью.
Наташа, не менее гордая тем, что она в первый раз была в длинном платье, на настоящем бале, была еще счастливее. Обе были в белых, кисейных платьях с розовыми лентами.
Наташа сделалась влюблена с самой той минуты, как она вошла на бал. Она не была влюблена ни в кого в особенности, но влюблена была во всех. В того, на кого она смотрела в ту минуту, как она смотрела, в того она и была влюблена.
– Ах, как хорошо! – всё говорила она, подбегая к Соне.
Николай с Денисовым ходили по залам, ласково и покровительственно оглядывая танцующих.
– Как она мила, к"асавица будет, – сказал Денисов.
– Кто?
– Г"афиня Наташа, – отвечал Денисов.
– И как она танцует, какая г"ация! – помолчав немного, опять сказал он.
– Да про кого ты говоришь?
– Про сест"у п"о твою, – сердито крикнул Денисов.
Ростов усмехнулся.
– Mon cher comte; vous etes l"un de mes meilleurs ecoliers, il faut que vous dansiez, – сказал маленький Иогель, подходя к Николаю. – Voyez combien de jolies demoiselles. [Любезный граф, вы один из лучших моих учеников. Вам надо танцовать. Посмотрите, сколько хорошеньких девушек!] – Он с тою же просьбой обратился и к Денисову, тоже своему бывшему ученику.
– Non, mon cher, je fe"ai tapisse"ie, [Нет, мой милый, я посижу у стенки,] – сказал Денисов. – Разве вы не помните, как дурно я пользовался вашими уроками?
– О нет! – поспешно утешая его, сказал Иогель. – Вы только невнимательны были, а вы имели способности, да, вы имели способности.
Заиграли вновь вводившуюся мазурку; Николай не мог отказать Иогелю и пригласил Соню. Денисов подсел к старушкам и облокотившись на саблю, притопывая такт, что то весело рассказывал и смешил старых дам, поглядывая на танцующую молодежь. Иогель в первой паре танцовал с Наташей, своей гордостью и лучшей ученицей. Мягко, нежно перебирая своими ножками в башмачках, Иогель первым полетел по зале с робевшей, но старательно выделывающей па Наташей. Денисов не спускал с нее глаз и пристукивал саблей такт, с таким видом, который ясно говорил, что он сам не танцует только от того, что не хочет, а не от того, что не может. В середине фигуры он подозвал к себе проходившего мимо Ростова.
– Это совсем не то, – сказал он. – Разве это польская мазу"ка? А отлично танцует. – Зная, что Денисов и в Польше даже славился своим мастерством плясать польскую мазурку, Николай подбежал к Наташе:
– Поди, выбери Денисова. Вот танцует! Чудо! – сказал он.
Когда пришел опять черед Наташе, она встала и быстро перебирая своими с бантиками башмачками, робея, одна пробежала через залу к углу, где сидел Денисов. Она видела, что все смотрят на нее и ждут. Николай видел, что Денисов и Наташа улыбаясь спорили, и что Денисов отказывался, но радостно улыбался. Он подбежал.
– Пожалуйста, Василий Дмитрич, – говорила Наташа, – пойдемте, пожалуйста.
– Да, что, увольте, г"афиня, – говорил Денисов.
– Ну, полно, Вася, – сказал Николай.
– Точно кота Ваську угова"ивают, – шутя сказал Денисов.
– Целый вечер вам буду петь, – сказала Наташа.
– Волшебница всё со мной сделает! – сказал Денисов и отстегнул саблю. Он вышел из за стульев, крепко взял за руку свою даму, приподнял голову и отставил ногу, ожидая такта. Только на коне и в мазурке не видно было маленького роста Денисова, и он представлялся тем самым молодцом, каким он сам себя чувствовал. Выждав такт, он с боку, победоносно и шутливо, взглянул на свою даму, неожиданно пристукнул одной ногой и, как мячик, упруго отскочил от пола и полетел вдоль по кругу, увлекая за собой свою даму. Он не слышно летел половину залы на одной ноге, и, казалось, не видел стоявших перед ним стульев и прямо несся на них; но вдруг, прищелкнув шпорами и расставив ноги, останавливался на каблуках, стоял так секунду, с грохотом шпор стучал на одном месте ногами, быстро вертелся и, левой ногой подщелкивая правую, опять летел по кругу. Наташа угадывала то, что он намерен был сделать, и, сама не зная как, следила за ним – отдаваясь ему. То он кружил ее, то на правой, то на левой руке, то падая на колена, обводил ее вокруг себя, и опять вскакивал и пускался вперед с такой стремительностью, как будто он намерен был, не переводя духа, перебежать через все комнаты; то вдруг опять останавливался и делал опять новое и неожиданное колено. Когда он, бойко закружив даму перед ее местом, щелкнул шпорой, кланяясь перед ней, Наташа даже не присела ему. Она с недоуменьем уставила на него глаза, улыбаясь, как будто не узнавая его. – Что ж это такое? – проговорила она.
Несмотря на то, что Иогель не признавал эту мазурку настоящей, все были восхищены мастерством Денисова, беспрестанно стали выбирать его, и старики, улыбаясь, стали разговаривать про Польшу и про доброе старое время. Денисов, раскрасневшись от мазурки и отираясь платком, подсел к Наташе и весь бал не отходил от нее.

Два дня после этого, Ростов не видал Долохова у своих и не заставал его дома; на третий день он получил от него записку. «Так как я в доме у вас бывать более не намерен по известным тебе причинам и еду в армию, то нынче вечером я даю моим приятелям прощальную пирушку – приезжай в английскую гостинницу». Ростов в 10 м часу, из театра, где он был вместе с своими и Денисовым, приехал в назначенный день в английскую гостинницу. Его тотчас же провели в лучшее помещение гостинницы, занятое на эту ночь Долоховым. Человек двадцать толпилось около стола, перед которым между двумя свечами сидел Долохов. На столе лежало золото и ассигнации, и Долохов метал банк. После предложения и отказа Сони, Николай еще не видался с ним и испытывал замешательство при мысли о том, как они свидятся.

Творчество Афанасия Осипова

Творчество Афанасия Осипова еще при жизни художника стало классикой искусства Якутии, оно многие десятилетия определяло развитие живописи в республике.

После успешного окончания живописного факультета Московского государственного института им. В.И. Сурикова плодотворная профессиональная и организаторская деятельность А.Н. Осипова помогла ему войти в круг ведущих советских художников. В 1955 году он становится членом Союза художников России, с 1956 г. членом Правления Союза художников Якутии. Живописец принимает деятельное участие во всесоюзных, зональных, республиканских выставках. На экспозициях он активно обсуждает с коллегами проблемы современного искусства. В 1966-1991 гг. художник работает членом правления СХ СССР, а с 1968 г. многие десятилетия является секретарем Правления СХ России. Насыщенную общественную жизнь живописец всегда умел сочетать с творчеством. Живопись Осипова тесно связана с традициями русского реализма и советской школы. Художник с большим уважением относился к классическому искусству, и не отделял понятие «ремесла» от «высокого искусства». Столь же значительна для понимания творчества Осипова связь его с родиной, Якутией – ее природой, историей, жизнью.

Всегда активно его отношение к событиям времени – крупным индустриальным проектам, достижениям в области спорта и культуры республики или страны: «Заслуженный тренер СССР Д.П. Коркин с учениками» (1971), триптих «Седой Вилюй» (1969), «Групповой портрет народных писателей Якутии» (1974). Никогда не теряя внутренней связи с современностью, художник обращается к вековым традициям родного края. Тысячелетний жизненный уклад народов Якутии, органически слитый с характерными чертами суровой природы, – сквозная тема произведений Афанасия Осипова: «Крик» (1959), «Праздник оленеводов» (1964), триптих «В краю предков» (1971), «Коневоды. Белые ночи» (1975), «Мунха – праздник подледного лова карасей» (1985), триптих «Золотые жилы Индигирки» (1990), «Праздник оленя» (2008). Растворение человека в природе, представление о гармонии личности, живущей по всеобщим законам мироздания, – основное содержание полотен «Песня Гоби» (1978), «Путник» (1979), «Архангайские араты» (1987), «Погожий вечер» (1989), «Весеннее утро на участке коневодов» (1996) и т.д. Портреты выдающихся, незаурядных современников занимают значительное место в творчестве живописца: «Портрет Героя Советского Союза Федора Охлопкова» (1965), «Портрет Д.Е. Корякиной» (1979), «Портрет Софрона Данилова» (1981), «Портрет Анегины Ильиной-Дмитриевой» (1987), «Портрет Д.К. Сивцева-Суорун Омоллона» (1996), «Портрет Е.Е. Слепцовой «Долгунча» (2000), «Портрет Чингиза Айтматова» (2001), «Портрет художника Андрея Тутунова» (2005) и т.д.

В 1988 году Афанасий Николаевич становится действительным членом Российской Академии художеств. В 1994-2004 гг. Афанасий Осипов трудится в должности профессора и заведующего кафедрой живописи Якутского филиала Красноярского художественного института, а с 2000-2004 год – профессором и заведующим кафедрой живописи художественного факультета Арктического государственного института культуры и искусств. Он ведет практические занятия по живописи для студентов. Художник стоит у истоков создания Академии Духовности Республики Саха (Якутия), став ее теоретиком и вдохновителем. В 1996 г. был назначен президентом Академии Духовности. При этом продолжает много работать как живописец.

Программное значение для Осипова имеют творческие выезды в разные страны: Монголию, Италию, Швейцарию, Францию, Киргизию, Непал. Совершая рабочие поездки, художник вырабатывает некоторые важные принципы живописи, делает открытия, обогащающие впоследствии колорит, рисунок, композицию его произведений: «Панорама Архангайа» (1986), «Таласские горы – родина Чингиза Айтматова» (1988), « Аляска. У подножия гор» (1993), «Сизые горы у Кумджуна» (2003), «Осень в Интерлакене. Вид на Юнгфрау к вечеру» (2007), «Итальянские Альпы. Туманное утро» (2009). В 2003-2006 гг. возникла серия полотен, посвященная древнерусским городам.

Северные пейзажи последних лет – увенчание всего творчества Осипова, в них сказался духовный и художественный опыт его жизни: «Золотая осень Индигирки» (2002), «Дыхание осени» (2004), «Дали Адычи» (2004), «Симфония гор» (2006), «Осень в горах Усть-Неры» (2007). Мотивы представлены так, будто природа живет, ничего не зная о нашем присутствии. Горы, реки, леса увидены в своем самодовлеющем бытии безотносительно к человеку. Эти полотна являются пластической концепцией жизненной силы природы Севера. В творчестве мастера мотив солнца в радужном ореоле становится программным. Пространственный размах пейзажей «В ауре космоса» (2001), «Встает светило в золоте» (2001) буквально захватывает зрителя. В чередовании планов, уводящем взор к нескончаемым далям раскинувшегося горизонта, убедительно раскрываются эпические размышления о всеобщем начале жизни. Солнечный диск с золотым кругом – многозначный символ гармонии, единства мироздания.

Искусство Афанасия Осипова глубоко философично: в единстве современного и вневременного, бытового и поэтического, конкретного и универсального заключается смысл многих картин мастера. Этими произведениями якутский художник прочно вошел в историю искусства России.

Тимофеева Влада Владиславовна
Главный специалист Государственного музейного художественного комплекса «Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия)», кандидат искусствоведения, член Союза художников России




Top