Художник александр харитонов картины. Александр Харитонов

24 апреля 2019 у Главного входа в парк «Сокольники» в честь празднования 140-й годовщины присоединения парка к территории Москвы состоится торжественная церемония открытия памятного знака Сергею Михайловичу Третьякову
  • 15.04.2019 С сенсационным утверждением об ошибочной атрибуции «Спасителя мира» выступил исследователь Бен Льюис - автор монографии «Последний Леонардо. Тайная жизнь самой дорогой картины в мире»
  • 11.04.2019 Классик концептуализма, один из самых дорогих из ныне живущих художников создал дизайн для этикеток белого и красного брюта специальной серии Victor Dravigny русского винного дома «Абрау-Дюрсо»
  • 08.04.2019 Министерство культуры предлагает внести изменения в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта…», чтобы уравнять статус организаций культуры в части возможности продажи алкогольной продукции
  • 28.03.2019 «Портрет Доры Маар», ныне оцениваемый в $25 млн, нашли стараниями арт-детектива Артура Бранда, которого давно окрестили «Индианой Джонсом мира искусства»
    • 19.04.2019 В четверг, 25 апреля 2019 года, состоится очередной аукцион. Каталог составили 656 лотов: живопись, графика, религиозные предметы, серебро,ювелирные изделия, стекло, фарфор и пр.
    • 17.04.2019 18 апреля аукционный дом «Литфонд» проведет 151-й аукцион, в каталог которого вошли свыше 400 лотов редких книг, рукописей, автографов, фотографий, плакатов, исторических бумаг и открыток на общую сумму свыше 20 000 000 рублей
    • 17.04.2019 18 апреля 2019 года «Русская эмаль» проводит Аукцион антикварных открыток и филателии № 6. В каталоге - 225 лотов
    • 16.04.2019 В субботу, 20 апреля, «Антиквариум» проведет два очных аукциона. В 15:00 начнется аукцион «Литература и искусство Бронзового века» (№ 54), а сразу же после его завершения - «Не все по рублю» (№ 55)
    • 16.04.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это семь живописных работ, одиннадцать лотов оригинальной графики и две работы в смешанной технике
    • 12.03.2019 Такой вывод содержится в исследовании, опубликованном в марте 2019 года Бюро экономического анализа США (BEA) и Национальным эндаументом искусств (NEA)
    • 21.01.2019 Нужны ли коллекционеру документы на владение картиной? Новичкам хочется окончательной бумаги, фактической, брони. А что если украдут? А что если нужно будет продавать? Чем потом я докажу, что картина моя?
    • 16.01.2019 Работая над базой данных аукционных результатов, нам чаще всего удается вычислить повторные продажи. То есть зафиксировать, когда работа продавалась ранее и сколько на ней удалось заработать. Лучшие примеры 2018 года - в нашем обзоре
    • 11.12.2018 Три месяца назад вступило в действие постановление правительства № 285: продавцам картин велено перечислять 5 % при перепродаже в аккредитованную организацию УПРАВИС в пользу художников и наследников авторского права. Объясняю, что с этим не так
    • 06.12.2018 Под каждым изображением лота смотрите реальный результат, пересчитанный из фунтов в доллары по курсу 1,28. И сравнивайте с прогнозом AI
  • 29.03.2019 Известный московский художник Татьяна Ян представит свой новый персональный проект Opus incertum в Антикварном центре на Садовом
  • 29.03.2019 Клад примерно из двух тысяч предметов планируют сделать доступным для широкой публики до конца этого года. Экспонировать его будут полностью - в том крыле дворца, где жил Николай I
  • Галерея «Наши художники» проделала важнейшую работу, собрав по крупицам из частных коллекций большую экспозицию живописных и графических работ Александра Харитонова. Очень интересного, хотя не столь известного широкой публике художника второй половины ХХ века.

    Куда отнести такого художника? Разумеется, к нонконформистам – ведь выставлялся он вместе с ними на Малой Грузинской. Да и к художникам «официальным» не относился ну ни с какого боку.

    А с другой стороны – в объединениях не состоял, манифестов не подписывал. Ни политики не пришьешь, ни в эмиграцию не выпихнешь. Вот и ограничивались власти тем, что периодически запирали художника в психушку.

    И самое главное – такая экспозиция позволяет проследить эволюцию творческой манеры – и в плане техники, и в тематике. От достаточно легкого влияния импрессионистов в ранних работах Харитонов идет к совершенно индивидуальному варианту пуантилизма в технике – тогда как композиционно многие его работы заставляют вспомнить мирискусников и голуборозовцев, а где-то - и наивное искусство.


    И здесь весьма интересна сама техника – очень тонкая, с нанесением десятков слоев краски, создающая в результате необычную рельефность поверхности.

    И наверно мало кто в 70-х годах был замечен в столь последовательной приверженности религиозной тематике (хотя вряд ли в клерикальных кругах его работы посчитали бы соответствующими канону). Проявляется это уже в ранних пейзажах где в композиции нередко присутствуют церкви.


    А вот эта «Троица» 1990 года посвящена памяти Андрея Сахарова.

    Интересна и графика – столь же подробная, доведенная до миниатюризации.

    «Пейзаж с Гоголем». Правда, чтобы разглядеть Гоголя, надо еще присмотреться.

    «Евангелисты».

    И вот последний рисунок, исполненный за два дня до кончины художника.

    Еще очень любопытная серия вроде бы просто абстракций. На самом деле именно так художник начинал работу над вполне фигуративными картинами, размечая изначальную цветовую композицию. И лишь потом наносились следующие многочисленные слои краски. А эти работы сохранились такими по просьбе домашних.

    Николай Васильевич Харитонов (1880-1944) Гений живописи из Мологи

    Чай в саду

    Молодая девушка с яблоком

    Миссис Хаббард

    Портрет дамы

    Портрет дамы

    Портрет дамы

    Русская балерина

    Автопортрет

    Харитонов, Николай Васильевич (1880 -1944)

    В Русском музее Петербурга и в театральном музее имени Бахрушина, а также в частных коллекциях России, Европы и США хранятся картины выдающегося живописца, портретиста, уроженца ныне затопленного Мологского края Николая Васильевича Харитонова.

    Николай Харитонов родился в крестьянской семье 9 декабря 1880 года. Как и у многих деревенских детей того времени, детство его прошло в тяжелых трудах и православных молитвах. Трудолюбие и вера, привитые в семье, стали главной движущей силой его творчества.

    Еще в детстве художественные способности Харитонова были замечены учителями и родителями. Тогда было решено после окончания школы отправить его продолжать обучение, приумножать и воплощать в реальность свой талант. В 1892 году он с отличием окончил сельскую школу и один отправился в Петербург. Там в двенадцатилетнем возрасте Харитонов начал свою трудовую биографию. Два года работал в писчебумажном магазине и по совместительству в мастерской, которая занималась изготовлением вывесок для контор и магазинов. Через два года уже вполне самостоятельный, состоявшийся 15-летний юноша принял решение ехать изучать иконописное дело. В 1895 году он поступил послушником в Спасо-Преображенский мужской монастырь на острове Валаам. Два года осваивал древнее иконописное мастерство.

    В 1897 году, вернувшись в Петербург, Николай Васильевич начал заниматься в рисовальной школе Императорского общества поощрения художников и в мастерской академика Льва Евграфовича Дмитриева-Кавказского. В 1901 году Харитонов, сдав экзамены, поступил учиться на живописное отделение Высшего художественного училища при Императорской академии художеств, а через год стал учеником в мастерской Ильи Репина. Успешно справляясь с академической программой, он участвовал в ученических конкурсах и удостаивался множества наград и похвал, в том числе совета Императорской академии.

    Весной 1907 года в качестве экспонента Екатеринодарской картинной галереи Николай Харитонов принял участие в III периодической выставке картин Академии художеств, проводимой Федором Акимовичем Коваленко, знаменитым на юге России музейщиком, галеристом и коллекционером. В этой выставке этюд Харитонова «Девочки на снегу» имел огромный успех у городской публики, и Коваленко приобрел его для своей галереи. Это окрылило Николая Васильевича, и в следующем, 1908 году он отправил в Екатеринодар уже десять своих работ.

    Упорная учеба и неизменная поддержка самого Ильи Репина определили дальнейшие успехи Харитонова. В 1909 году работа «Цыганка»,

    в которой ярко проявились широкие живописные способности автора, прославила его и дала возможность участия в других, более значимых выставках, в том числе международных. «Экспрессивная живопись несет в себе и горячность цыганского темперамента, и зажигательность национального танца. Вся стихия цветовых пятен подчинена единому многозвучному ритму», — сказал о картине «Цыганка» Федор Коваленко.

    В том же году Николаю Харитонову было присвоено официальное звание художника. С этого времени началась новая активная творческая деятельность живописца, сделавшая впоследствии его повсеместно известным.

    Закончив учебу, Харитонов много путешествовал по России и Европе. Несколько лет жил во Франции. В 1912 году в Париже познакомился с Федором Ивановичем Шаляпиным и написал два его портрета, в том числе знаменитую картину «Федор Иванович Шаляпин в роли Бориса Годунова».

    Была также сделана серия карандашных рисунков Шаляпина. Немалое количество полотен Николай Васильевич посвятил Русскому Северу и Кавказу.

    Создано им и несколько портретов членов царской семьи Николая II. Вот один из них -

    Великий князь Андрей Владимирович Романов (1879-1956) внук Александра II. Исполнен с натуры и изображает Андрея Владимировича в походном мундире, со знаками отличия генерал-майора Свиты и знаками ордена Св. Владимира 4-й (1905) и 3-й (1911) степеней. На портрете имеется собственноручный автограф великого князя: Андрей. 10 Декабря 1916.

    Картины Николая Харитонова выставлялись на выставках Императорской Академии художеств и общества Архипа Куинджи, мастера пейзажной живописи. На заграничных выставках Харитонов, не жалея, продавал свои работы, многие из которых до сих пор хранятся в запасниках зарубежных музеев. Например, картина «Дама в черном», была куплена немцами на международной выставке в Мюнхене, сегодня она хранится в лейпцигском музее.Картина «Няня» 1910, приобретена Музеем АХ

    Первую свою премию Харитонов получил в 1911 году от Императорского общества поощрения художников по жанровой живописи за картину «На качелях». Второй премии, имени принцессы Евгении Ольденбургской, он был удостоен через три года за картину «Праздник в деревне».

    В годы Первой мировой войны Харитонов был мобилизован по заказу Трофейной комиссии для выполнения портретов и карандашных зарисовок генералов русской армии. 1917 год разделил его жизнь на две части. Первую половину можно условно назвать «На Родине»: он часто бывал в родном Мологском крае, мог свободно передвигаться по стране и заниматься любимым делом. Во второй половине жизни он вынужден был жить и работать за границей, не имея даже возможности переписываться с родными.

    Здесь, в России, одна из последних его работ — «Автопортрет» — ярко отразила всю жизнь художника: не-

    устроенность и одиночество, внутреннее смятение. Поднятый воротник плаща, надвинутая на лоб шляпа и вопрошающий взгляд, выражающий тревогу… Да, личная жизнь Харитонова была весьма сложной: у него не было семьи, детей, весь круг его родных и близких жил на Мологской земле, куда он очень часто приезжал и где подолгу жил в свободное от основной работы время.

    Осенью 1917 года Николай Васильевич вынужден был эмигрировать в доживающее последние дни Королевство СХС (Сербия, Хорватия, Словения). В Загребе он устроился на работу в Хорватский народный театр оформителем спектаклей, а в 1923 году с труппой театра переехал в Нью-Йорк, оттуда — в Европу. В Россию уже никогда не вернулся.

    В США Николай Харитонов получил американское гражданство и продолжил работу как свободный художник, став знаменитым американским портретистом-профессионалом, ведь учеников Репина и выпускников Императорской Академии художеств в Америке можно было пересчитать по пальцам.

    По свидетельству родственников, проживающих в Мологском районе и изредка получавших весточки, Харитонов любил Россию и мечтал вернуться на родину, в тихую богомольную Мологу, но сложная международная обстановка лишила его даже возможности вести переписку. После эмиграции из Хорватии в США его связь с родиной навсегда прервалась. Связи с белогвардейскими офицерами на Кубани и гибель многих его работ лишь усугубили забвение Харитонова в России, и потому сегодня имя этого замечательного художника, удивительного человека не встречается в воспоминаниях современников и искусствоведческих исследованиях. Даже в собраниях Рыбинского музея-заповедника, правопреемника и хранителя Мологской культуры и свидетельств выдающихся людей, хранятся всего лишь два его полотна. Первое — «Автопортрет», выполненный в конце ХIХ века. Харитонов изображен еще молодым мужчиной, в пиджаке, с галстуком и в шляпе. Второе — «Валаамский этюд», сделанный в конце ХIХ — начале ХХ века. Обе картины в Рыбинский музей попали в 1930-е годы, когда Мологский край готовили к затоплению и фонды Мологского краеведческого музея были переданы в Рыбинск.

    Церковь Шествие в Псково-Печерский Монастырь

    Гораздо больше работ художника хранится в краснодарском музее, который создавал в свое время друг Харитонова Федор Коваленко. Именно ему Николай Васильевич перед эмиграцией продал почти всю коллекцию. Немало среди них и картин с видами Мологи — храмов, деревень, природы, портретов местных жителей. Те полотна, что участвовали в крупных выставках в дореволюционной России, сегодня хранятся в Русском музее и музее имени Бахрушина в Москве. Но несмотря на гениальность и историческую ценность, нынче 43 работы Харитонова выставлены на аукцион. Цена — от двух до девяноста тысяч евро…

    Умер Николай Васильевич Харитонов 30 сентября 1944 года в Нью-Йорке, где и был кремирован. К тому времени его малая родина Молога уже почти полностью ушла на дно рукотворного Рыбинского моря.

    Александр Харитонов исторически является одним из самых ярких основоположников русского авангарда 1960-х годов. Но место его в славной плеяде представителей неофициального нонконформистского искусства особое. Ничто социальное не коснулось его творчества - оно глубоко религиозно.

    Александр Харитонов родился 10 мая 1931 года в Москве. Учился в Московской городской детской художественной школе, где считался одним из самых одаренных учеников.

    Его первая персональная выставка состоялась в МГУ на Ленинских горах в 1958 году. С конца 1950-х годов художник стал создавать свои таинственные философские картины-притчи, в которых с самого начала просматривается линия обращения к православной истории и культуре Руси.

    Харитонова можно назвать великим романтиком, уникальным живописцем, имеющим свою концепцию эмоционального пейзажного образа, а также мастером тончайшей ювелирной графики, создателем многослойной точечной техники. И все же самое главное в творчестве художника — то, что он по-новому продолжил нить православного искусства.

    В одной из своих статей об Александре Харитонове профессор, доктор искусствоведения Михаил Соколов называет его одним из самых больших мастеров русского искусства второй половины XX века, так как в своем творчестве он явил на свет Божий думы и чаяния целого поколения, которое не растеряло духовной стойкости в годы безвременья. Собственно Харитонов имеет для истории современного искусства то же значение, что Жорж Руо — этот великий толкователь таинств католицизма — для искусства французского.

    По словам самого художника, его живопись, как с технической, так и с философской точек зрения зиждется на трех китах: византийской и древнерусской иконописи, а также на старинной русской церковной вышивке драгоценными камнями, жемчугом и бисером. Своими учителями Харитонов считал Федора Достоевского, Николая Гоголя, Алексея Саврасова, Павла Флоренского, Моцарта.

    Путь Александра Харитонова в жизни и в искусстве — прекрасный путь непреклонного духовного восхождения.

    В конце 1950-х — 1960-х годах художник, которого называли магом и волшебником, создавал в живописи и графике собственные сказки и легенды. 1970-е — 1980-е годы свидетельствуют о развитии Харитоновым романтического русского пейзажа как философской картины вселенной, а также о полном уходе в православную живопись и графику.

    С 1986 года Александр Харитонов был прикован к постели, но болезнь не ожесточила его. Приняв недуг как схиму, он считал себя самым счастливым человеком и стремился показать людям, какой великий дар и праздник наша жизнь, являющаяся лишь частью вечности. Свои картины он обычно начинал писать с изображения облаков, созвучных разным музыкальным мелодиям, увлекая зрителей в божественный мир святых и ангелов.

    Крупнейший коллекционер русского авангарда профессор Нортон Додж (с его собранием можно ознакомиться в музее Зиммерли Ратгерского университета в Нью-Джерси) пишет, что Александр Харитонов, занимая исключительное место в современной культуре, прекрасно и могущественно воплотил в своем творчестве в 1960-е — 1980-е годы то, что называют духовным наследием и душой России. По словам Доджа, картины Харитонова соперничают с древнерусскими иконами.

    Любую работу художника, будь то пейзаж, религиозная живопись, рисунок или пока не изданные белые стихи, сказки и философские эссе, ощущаешь как откровение, побуждающее к глубокому философскому размышлению о вечных христианских ценностях. Картины мастера являются частью его души, их можно долго рассматривать, они обращены лично к каждому из нас. Творчество Александра Харитонова, одновременно народное и классическое, — это неисчерпаемое умозрение в красках, говорящее о бессмертной душе русского народа.

    Выставка Александра Васильевича Харитонова состоялась в Третьяковской галерее в феврале (в Выставочном зале в Толмачах). На ней было представлено более 60 живописных и графических работ мастера из собрания ГТГ и частных коллекций.

    «Александр Васильевич Харитонов родился в мае 1932 года на Плющихе в Москве. Помнит себя с трёхлетнего возраста, сидящим за столом и рисующим картину. Самое светлое воспоминание детства - бабушка, покупающая внуку краски, рассказывающая ему сказки и водящая по церквям, где можно было часами рассматривать фрески, иконы, слушать церковное пение. В годы войны девятилетний Саша работал пастухом в колхозе, километров за двести от Москвы. За отличную работу он был награждён первым в своей жизни костюмом.

    После войны - учёба в Московской городской детской художественной школе, где он считался одним из самых одарённых учеников. Школу пришлось бросить из-за тяжёлого материального положения в семье. Но занятия живописи Саша не оставил, занимался с различными художниками, в том числе Г. Красильниковым, много читал. До сих пор поражает глубина и основательность знаний Александром Васильевичем как отечественной, так и мировой культуры. С 1958 года работы Харитонова выставляются в нашей стране и за рубежом (во Франции, Швейцарии, Дании, ФРГ). Его работы находятся в крупнейших коллекциях Италии, США, Японии, в скандинавских странах.

    Картины Харитонова полны милой тайны. Он уходит от действительности в мир сказок, фольклора, легенд...

    «Художник-пейзажист», 1977

    Александр Харитонов - художник необычный. Он одновременно и новатор и традиционалист. При первой же встрече с его работами вместе с впечатлением несомненной новизны возникает ощущение чего-то уже знакомого и родного с детства. Традиционален он в своих духовных ориентирах, в подходе к проблемам красоты и добра, времени и вечности. А. Харитонов их несомненно по-новому, с пафосом откровения. Он вырастает из истории так же естественно и одновременно чудесно, как дерево из корня.

    Самое подходящее слово, в котором раскрывается его новаторство и традиционализм - память, и прежде всего память о глубинных корнях нашей русской культуры. Одно из произведений Харитонова называется «Память о древнерусском искусстве».

    «Память о древнерусском искусстве» 1971-1980 (фрагмент)

    Память - это что-то личное, интимное и таинственное. Поэтому, а также в противовес современной гигантомании, работы Харитонова невелики по размеру, рассчитаны на близкое и тихое общение. И каждая из них - небольшой самоцвет, переливающийся сотнями красочных и смысловых оттенков. Сама техника, в которой работает художник, похожа на россыпь камней, на мерцающую мозаику из мелкой смальты. Мазки - крошечные и выпуклые - ложатся всегда предельно точно, сливаясь в удивительную и гармоничную картинку. А сами миниатюрные полотна в свою очередь - в целую сюиту, сверкающую и радостную. Во всей системе художника чувствуется связь с традиционной средневековой картиной мира, с её мудрым взаимопроникновением макрокосма и микрокосма, пронизанностью светом и приятием всего сущего. По словам самого художника, живопись его так называемых фундаментальных (фантазийных) картин зиждется на трёх китах: византийской, древнерусской иконописи, древнерусской церковной вышивке бисером и драгоценными камнями.

    Свои наилучшие картины Харитонов называет «наивысшая реальность».

    Кажущиеся почти нерукотворными работы Харитонова напоминают мне лучшие образцы старинной перегородчатой эмали и дают ощущение праздничной жизни. «Без узорных финтифлюшек вокруг пустынной души», - как говорил А. Блок. Они обладают именно такой «высокой простотой», которая идёт из глубин мифологии, народной поэзии и мудрости.

    А. В. Харитонов - самородок. Ему всё от рождения, как говорили в старину, было дано божьей милостью, и таким художникам можно только не мешать.

    Улыбка Харитонова, которого все не могут называть иначе, как Саша-Сашенька, моментально открывает чистоту, красоту и утончённость его полной щедрости души, которую не способны сокрушить никакие житейские невзгоды.

    Александр Васильевич Харитонов со своим даром «воображения сердца» - поэт вечных ценностей, воспевающий память сердца не только в живописи и графике, но и в белых стихах тоже сказочного, мифологического характера.

    Что касается графики - это тончайшие, напоминающие иней на окне, узорные, как бы серебряные картины, наполненные философией любви ко всему прекрасному на земле и прежде всего к России, её природе, истории, культуре, людям».

    Т. А. Соколова, 1989 г.



    
    Top