Художник фердинанд боль аллегория образования солнца.

Фердинанд Боль (нидерл. Ferdinand Bol, 24 июня 1616, Дордрехт — 24 августа 1680, Амстердам) — нидерландский художник, гравёр и рисовальщик, ученик Рембрандта.


Ferdinand Bol. Self-Portrait (Valtion Taidemuseo (Finnish National Gallery), Helsinki. Exhibit in the Museum of Fine Arts, Springfield, Massachusetts, USA)

Фердинанд Боль родился в Дордрехте в семье Бальтазара Боля, преуспевающего хирурга. Считается, что он был учеником (1594-1651, отец известного художник-пейзажиста ), который был в то время самым выдающимся и разносторонним художником в Дордрехте. Когда Болю исполнилось двадцать лет, он отказался от обычного для начинающих художников того времени путешествия в Италию и уехал в Амстердам, где поступил в мастерскую .


Bol, Ferdinand. Портрет Рембрандта (c. 1640, National Gallery of Art, Washington)

Боль был учеником знаменитого мастера между 1635 и 1641 годами, и, неудивительно, это время оказало формирующее влияние на его последующую карьеру. Многие его картины в XIX веке ошибочно приписывались его наставнику и наоборот. Рембрандт вроде бы даже написал его отца Бальтазара Бола, когда тот приезжал в Амстердам навестить сына.


Ferdinand Bol. Ранее приписывалось Rembrandt. The Young Samson (1636, Museum of Fine Arts Boston)


School of Rembrandt (1606-1669) возможно Ferdinand Bol. Ранее приписывалось Rembrandt
Landscape with the Baptism of the Eunuch (около 1640, Нижняя Саксония Государственный музей)


Workshop of Rembrandt (1606-1669) возможно Ferdinand Bol. Ранее приписывалось Rembrandt
Святое Семейство (1640, Лувр, Париж)

Примерно в одно время с ним у Рембрандта учился и (с 1642 г.)


Ferdinand Bol. Portrait of Carel Fabritius (mid. 1640s, Hermitage Museum, Saint Petersburg)

Покинул художник знаменитого наставника в начале 1640-х годов, возможно, после смерти своей матери Tanneken Bols и отца в 1641 году, когда унаследовал от него достаточно средств, чтобы начать своё собственное дело. Зарекомендовал себя Боль как независимый художник в возрасте 25 лет, его первая подписанная и датированная работа появляется в 1642 году.


Ferdinand Bol. Self Portrait at the Age of 30 (1644-46, Dortrecht Museum)


Ferdinand Bol. Self portrait on a parapet (1648, Brooklyn Museum)


Ferdinand Bol (1616-1680) Self-portrait. Гравюра Bartsch, Adam von

Боль, безусловно, был одним из самых талантливых учеников Рембрандта, и, говорят, его любимцем. Его ранние портреты, естественно, были выполнены в стиле Рембрандта и лишь в 1649 году, с первым крупным заказом на «Групповой портрет четырех регентов амстердамского Дома прокаженных» (Амстердам, Исторический музей), Боль начал избавляться от господствующего влияния и вырабатывать свой индивидуальный стиль.


Ferdinand Bol. The Governors of the Leprozenhuis (1649, Amsterdam Museum)

В 1652 году Бол был зарегистрирован в качестве гражданина Амстердама. Вероятно, он принял это решение, потому что стремился к контракту на оформление новой ратуши. Его репутация как выдающегося художника не была ограничена Амстердамом. В 1653 году ему было поручено сделать групповой портрет офицеров Гауды


Ferdinand Bol. Officieren van de schutterij o.l.v. kolonel Govert Suijs (1653, Museum het Catharina Gasthuis Gouda)

В 1653 г. Боль посетил вечеринку амстердамских художников и поэтов в Sint-Jorisdoelen. Амстердамский поэт Вондел, которого он встретил там, написал в честь него стихотворение.

21 октября 1653 г. Боль женился на Элизабет Делл (23 марта 1628 - 4 апреля 1660), чьи семейные связи с представителями Гильдии прядильщиков и Адмиралтейства Амстердама обеспечили ему престижные заказы (дед его жены Hendrik Dircksz Spiegel был бургомистром Амстердама). В 1655 Боль и его жена понесли серьезную потерю: их первый ребенок, дочь Корнелия, умерла через семь недель после рождения.


Ferdinand Bol. Портрет супругов, возможно, автопортрет с женой Лисбет Делл (Couple on the railing of a staircase) (1654, Париж, Лувр)

1656 год стал более успешным для художника: Боль вошел в число художников, которые были выбраны для украшения новой Ратуши по проекту Якоба Ван Кампена. Ему заплатили полторы тысячи гульденов за его холст Pyrrhus en Fabritius, выполненной для Amsterdamse stadhuis. Эта картина считается одной из наиболее важных его работ.


Burgemeesterskamer, naar schilderij van P. de Hoogh - Amsterdam. На картине П. де Хооха изображен зал Burgemeesterskamer, на стене которого - картина Фердинанда Боля Fabritius and Pyrrhus

В 1657 году Элизабет родила второго ребенка, на этот раз сына по имени Элберт (1657-1709). Элберт был единственным ребенком Боля, который достигнет зрелого возраста. Последний ребенок Элизабет и Фердинанда, сын, названный Бальтазаром, родился в 1660 году, но он умер вскоре после рождения.

В 1655 году он стал главой гильдии живописцев. Весьма популярный и успешный, Боль, вероятно, получал официальных заказов больше, чем любой другой художник в Амстердаме, но после 1669 г. потерял былую популярность.


Ferdinand Bol (1616-1680) Self-portrait (circa 1669, Rijksmuseum Amsterdam)

В 1660 году умерла его жена. В 1669 году он снова женился, на этот раз на Anna van Erckel, вдове казначея адмиралтейства. Супруги переехали на Keizersgracht 672, в здание, спроектированное Adriaan Dortsman. В настоящее время в нем находится музей Ван Лун. Его жена была настолько богата, что он практически перестал заниматься живописью. Боль занимал административные должности в Leprozen- и Huiszittenhuis, в 1675 году он вместе с Isaac Commelin и другими регентами был изображен Pieter van Anraedt (ок.1625-1678).


Pieter van Anraedt . Регенты Huiszitten House. Слева направо: Фердинанд Боль, Aarnhout ван дер Cruijs, Энтони Hoevenaer, Ян ван Бёнинген, Исаак Commelin, Aarnout Schuyt, Symon Leeman (стоит). Боль был одним из регентов и жил на Oudezijds Voorburgwal. В течение многих лет в 19 веке картина приписывалась ему.

В конце своей жизни Боль жил со своим сыном Elbert, адвокатом в Herengracht.

Умер Фердинанд Боль в Амстердаме в 1680 г., вскоре после смерти своей второй жены, в его честь названа улица Ferdinand Bolstraat. Он похоронен в Zuiderkerk, в которой висит его картина.

Его учениками были художники (1634-1674) и Готфрид Кнеллер 1648—1723).


Venus and Adonis. (1630-е, Museum of John Paul II Collection (Porczyński Gallery) Варшава)


attributed to Ferdinand Bol. Vertumnus and Pomona, (1631-1641, Частное собрание)


Мужской портрет (Portrait of a Gentleman) (1640, Частное собрание)


Offer van Gideon. (1640, Museum Catharijneconvent, Утрехт)


Jacobs Dream (1642, Gemäldegalerie, Dresden)


Jacob"s dreamangels descend to earth from heaven by way of a ladder (Genesis 28:14-22)


Portrait of a Young Man with a Sword (1635-40, Dayton Art Institute)


Портрет старушки.(1640-е, Национальный музей в Варшаве (MNW))


Молодая женщина у окна (Young Woman at a Window) (1640-е, Санкт-Петербург, Эрмитаж)


Portrait of a young man. (1640-е, "Catalogue of paintings removed from Poland by the German occupation authorities during the years 1939-1945. 1, Foreign paintings" / comp. Władysław Tomkiewicz ; Ministry of Culture and Art. Warsaw 1950 Editor: Ministry of Culture and Art.


Portrait of a young woman. (1641, Государственная художественная галерея в Королевских Лазенках, утрачена в 1939/1945 гг.)


Приписывается: Фердинанд Боль (1616-1680) Ранее приписывалось Rembrandt . Ранее приписывалось Jacob Adriaensz. Backer. Портрет Elisabeth Jacobsdr. Bas (1571-1649) (около 1642, Государственный музей, Амстердам)


Portrait of a Woman (1642, Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


David"s dying charge to Solomon, as in 1 Kings 2:1-12 (1643, Национальная галерея Ирландии)


The rest on the flight into Egypt (Matt. 2:13-23), (1644, Dresden, Staatliche Kunstsammlungen Dresden


Изгнание Агари из дома Авраама (The expulsion of Hagar from the Abraham"s house) (Санкт-Петербург, Эрмитаж)


Woman at her Dressing Table. (1643 - 1647, Музей изящных искусств, Хьюстон)


A Man in a Fancy Robe and a Tall Cap Strung with Pearls (c. 1643, Agnes Etherington Art Center)


Явление ангела пророку Илии (Angel Appearing to Elijah) (1643-1644, Частное собрание)
«Явление ангела пророку Илии» - это ранее произведение Фердинанда Боля, написанное в Амстердаме в первой половине 1640-х гг., вероятно, ок.1643-44, вскоре после того, как он покинул мастерскую Рембрандта и зарекомендовал себя как самостоятельный мастер.
Сюжет взят из Библии, Третья Книга Царств, Глава 19, стихи с 4 по 8. Бежавший в пустыню от преследования Иезавели, жены Ахава, царя Израиля, древнееврейский пророк Илия в отчаянии молил Бога, чтобы Тот отнял у него жизнь. После этого он лег под можжевеловый куст и заснул. Ангел, посланный Богом, явился Илии с пищей и питьем, приказал ему есть и пить, чтобы тот мог совершить сорокадневный переход до горы Хорив, где Бог явился ему в дыхание ветра.
В уравновешенной композиции преобладают теплые коричневые и желтоватые тона, оживленные вкраплениями зеленого и золотого в мерцающие и сверкающие крылья ангела. Темные листья чертополоха и тыквы служат рамкой кулисы, отделяющий передний план от фона. Главный акцент сделан на гармонии цвета и светотени, чья сбалансированность создает особую волшебную атмосферу. Художник заставляет зрителя поверить в то, что это действительно божественный свет, разливающийся вокруг ангела. Мастер выражает суть происходящего эстетическим эффектом, а не повествовательностью, и в этом, пожалуй, кроется самый большой талант художника.


Приписывается: Фердинанду Болю (1616-1680) Biblical Scene (около 1645-1669, Rijkscollectie)


The Holy Women at the Sepulchre (1644, Copenhagen, SMK - National Gallery of Denmark)


Portrait of an Unknown Woman (около 1644, English Heritage, Kenwood)


Vertumnus and Pomona (1644, Cincinnati Art Museum)


Judah and Tamar (1644, Museum of Fine Arts, Boston)


A Lady with a Fan, (1645-50, London, National Gallery)


Portrait Of A Man (Старая пинакотека, Мюнхен)


Portrait of a lady (Dublin)


Portrait of Louise Marie Gonzaga de Nevers, Queen of Poland. (1645, The Jewish Museum, New York City)


Портрет девочки и мальчика в пейзаже. Portrait of a young girl and a young boy in a landscape(ca. 1645)


Dead Game (1646, Эрмитаж, С.-Петербург)


Joven con una pluma en la gorra (c. 1647, Museo Thyssen-Bornemisza, Madrid)


The Falconer (1647, Kenwood House)


Portrait of a Woman, (about 1647, The J. Paul Getty Museum)


Woman with a cap and a veil, (ca. 1648, Munich, Alte Pinakothek)


Мужской портрет (Portrait of a Gentleman) (Частное собрание)


Мужской портрет, holding a wite plume (1648)


The Crowning of Mirtillo (1650, California Palace of the Legion of Honor, San Francisco)


Hagar meeting the angel in the desert. (около 1650, Национальный музей в Гданьске)


Michiel Adriaensz de Ruyter (1607-76). Luitenant-admiraal (ок. 1650, Государственный музей, Амстердам)


Portrait of a Woman. (Art Museum, Bucharest, Romania)


Portrait of a Lady (1650 - 1654)


Roelof Meulenaer (1618/19-91). Koopmansbode of postmeester op Antwerpen te Amsterdam (1650, Государственный музей, Амстердам)


Maria Rey (163031-1703). Echtgenote van Roelof Meulenaer (1650, Государственный музей, Амстердам)


Портрет учёного, сидящего у стола Portrait of a Scholar (около 1650, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург)


Портрет офицера (Portrait of an Officer) (1650-е, Санкт-Петербург, Эрмитаж)


The Toper Пьяница (1650-1651, Wallace Collection, London)


Портрет старушки с книгой на коленях (Portrait of an Old Woman with a Book) (1651, Санкт-Петербург, Эрмитаж)


Portrait of a young man, presumably Louis Trip, Junior (1638-1655). (1652, Королевская галерея Маурицхёйс)


An Astronome (1652, London, National Gallery)


Antoine Pesne nach Ferdinand Bol, Der Philosoph. (около 1715)


Женский портрет (1652, Музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам)


ritratto d"uomo (1652, Музей изобразительных искусств, Лейпциг)


Portrait of a Boy, said to be the artist"s son, aged 8 (1652)
«Портрет мальчика» чрезвычайно впечатляющее изображение, безусловно один из лучших портретов Боля. В этом произведении Боль, наконец, выходит из тени, отбрасываемой его великим учителем, Рембрандтом, заявив о рождении своего собственного независимого стиля, более смелого и красочного, и полностью соответствующего новым вкусам и чувствам амстердамского общества середины XVII века.
К тому времени, когда был написан этот портрет в 1652 году, карьера Боля была на подъеме.
Вероятно, молодой натурщик происходил из богатой и влиятельной семьи купеческого сословия. Хотя традиционно считается, что это сын самого Боля, личность персонажа никогда не была удовлетворительно установлена.
Здесь, кажется, влияние Рембрандта, почти незаметно, и произведение является полностью соответствующим новым тенденциям в голландском искусстве. Исчезают мрачные тона и световые эффекты знаменитого учителя, уступая место более модной цветовой палитре середины века с ее яркими и сильными тонами и более изящным рисунком.


Portrait of a Woman Dressed as a Huntress (Figge Art Museum)


Judah and Tamar (1653, Pushkin Museum, Москва)


Portrait of a Lady (c. 1653, Nationalmuseum, Stockholm)


A Lady playing the Lute (1654, Национальный музей Швеции)


Дети из знатных семей в карете, запряженной козлами (Children nobles in a chariot drawn by goats) (1654, Париж, Лувр)


BOL Ferdinand (attribué). ENFANTS DONNANT A MANGER A UN BOUC (Le Mans ; musée de Tessé)


Эсфирь и Мардохей (Esther and Mardochai) (1654, Санкт-Петербург, Эрмитаж)


Моисей и Иофор (Moses and Jethro) (1655-1656, Санкт-Петербург, Эрмитаж)


Царь Кир возвращает сокровища Иерусалимского храма (King Cyrus Handing over the Treasure Looted) (1655-1669, Rijksmuseum, Amsterdam)


De onverschrokkenheid van Fabricius in het legerkamp van Pyrrhus (1655; Amsterdam Museum)


Фабрициус и Пирра. Fabritius and Pyrrhus (1656, Королевский дворец, Амстердам)


The intrepid Fabritius (1656, Amsterdam Museum)


Otto van der Waeyen in a Polish costume (1656, Музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам)


Семейный портрет в образах Париса, Венеры и Амура. portret van de familie Slicher, Wigbold Slicher, Elisabeth Spiegel en Antonis Slicher afgebeeld als Paris, Venus en Amor (1656, DORDRECHTS MUSEUM)


Man in golden helmet (Mars). (1657, Национальный музей в Варшаве (MNW)


The Six Regents and the Beadle of the Nieuwe Zijds Institute for Outdoor Relief of the Poor (1657, Государственный музей, Амстердам)


Petronella Elias (1648-1667) with a Basket of Fruit (1657, Metropolitan Museum of Art)


Venus and Adonis (около 1658, Государственный музей, Амстердам)


Cupido assiting Venus with her toilet (1658)


Aegina wacht op de komst van Zeus. Эгина ожидает прибытия Зевса (Meininger Museen)


Милосердие (1658, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва)


Portrait of the chief clerk at the Admiralty of Amsterdam, Quirinus Stercke. (1658, Birmingham Museum of Art)


Portrait of a mathematician (1658, Лувр, Париж)


Portrait of a Scholar (1659, Художественный музей Индианаполиса)


Portrait d"homme accoudé à une balustrade (1659, Лувр, Париж)


Portrait of a Man (1659, Indianapolis Museum of Art, Indiana)


The Virgin and Child with the infant Saint John the Baptist, and Gabriel (1659, The Kremer Collection)


Фердинанд Боль (1616-1680) или Готфрид Кнеллер (1646-1723) или Юрген Овенс (1623-1678) Portrait of a Young Scholar of the Kerckring Family, formerly also known as Theodor Kerckring (около 1660, Гамбургский кунстхалле)


Венера передает Энею доспехи, изготовленные Вулканом (1660, The Hague, Vredespaleis)


Venus and Adonis (1661, Bass Museum of Art, Miami Beach, Florida, United States)


Jan van der Voort en zijn zuster Catharina (1661, Koninklijk Museum voor Schone Kunsten Antwerpen)


Portrait of Johana de Geer-Trip with daughter. (1661, Национальный музей в Варшаве (MNW)


Elijah Fed by an Angel (1660-63, Private collection)


De "Vorst van het Heir des Heeren" verschijnt aan Jozua bij Jericho (Jozua 5:13). Иисус Навин близ Иерихона. Часть серии из пяти работ, созданных для дома на Nieuwegracht 6 te Utrecht. (1660 - 1663, Государственный музей, Амстердам)


Abraham receiving the three angels. Авраам принимает трех ангелов. Слева Авраам, присев, держит золоченый кувшин. В дверях позади них Сара слушает пророчество. Часть серии из пяти работ по заказу для дома на Nieuwegracht 6 в Утрехте. (1660 - 1663, North Brabant Museum, Хертогенбос)


Pharaoh"s daughter discovers Moses in the rush basket. De vinding van Mozes. Дочь фараона находит Моисея в корзине. Часть серии из пяти работ, созданных для дома на Nieuwegracht, 6 в Утрехте. (1660 - 1663, Государственный музей, Амстердам)


Venus presenting Aeneas with armour from Vulcano"s smithy Эней получает оружие от Венеры в кузнице Вулкана. Часть серии из пяти работ, созданных для дома на Nieuwegracht, 6 в Утрехте. (около 1660, Государственный музей, Амстердам)


Мирные переговоры между Клавдием Цивилием и Квинтом Петиллием Цериалом. The Peace Negotiations between Claudius Civilis and Cerealis (1658 - 1662, Государственный музей, Амстердам)


Elisha refusing gifts from Naaman (II Kon. 5:15-19) (1661, Amsterdam Museum)


Эней при дворе Латинуса. Aeneas at the Court of Latinus (около 1661-1663, Государственный музей, Амстердам)


Консул Тит Манлей Торкват казнит своего сына. Consul Titus Manlius Torquatus Beheading His Son (1661 - 1664, Государственный музей, Амстердам)


Нептун и Амфитрита (Neptun and Amphitrite) (1661-1663, Берлин, Картинная галерея старых мастеров)


Neptunes treedt in dienst van de Amsterdamse Admiraliteit-Allegorie op de admiraliteit (1662, Amsterdam Museum)


Моисей спускается с горы Синай с 10 заповедями (Moses descends from Mount Siniai) (1662, Амстердам, Королевский дворец)


Governors of the Wine Merchant"s Guild (1663, Старая пинакотека, Мюнхен)


Милосердие - Иоанна де Геер со своими детьми, Сесилией и Лоренсом Трип. Portrait of Johanna de Geer (1629-1691) with her two children Cecilia (1660-1728) and Laurens Trip (1662-?): as Caritas (около 1664, Нидерландская королевская академия наук)


Маргарита Трип в образе Минервы со своей сестрой Анной Марией Трип. Margarita Trip (1640-1714) haar zuster Anna Maria Trip (1652- 1681) onderwijzend Allegorie op het onderwijs: Margarita Trip als Minerva haar zuster Anna Maria Trip onderwijzend. (1663, Нидерландская королевская академия наук)


Portrait of three unknown children and Pallas


Мужской портрет. The identity of the sitter is unknown; proposed names are: Jacob van Campen, Artus Quellinus and Louis Trip. 1663, Государственный музей, Амстердам)


Венера и Амур (Venus und Amor) (1664, Берлин, Картинная галерея старых мастеров)


Портрет виноторговца и его жены в виде Вакха и Ариадны Bacchus and Ariadne (1664, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург)


Портрет морского офицера, вероятно, лейтенант-адмирала Эрта ван Неса (Vice-Admiral Aert van Nes) (1667, Амстердам, Рейксмузеум)


Portret van Michiel Adriaenszoon de Ruyter (1607-76), luitenant-admiraal (1667, Лондон, Национальный морской музей)


Фердинанд Боль (1616-1680) и Виллем ван де Вельде, Младший (1633-1707) Portrait Michiel de Ruyter (1607-1676). (1667, Королевская галерея Маурицхёйс)


David de Wildt (1611-1671), secretaris van de Admiraliteit van Amsterdam (1667, Amsterdam Museum)


Elisabeth van der Voorde (1611-1677) (1667, Amsterdam Museum)


Три регентессы из лепрозория, Амстердам. Drie regentessen van het Leprozenhuis te Amsterdam (1668, Государственный музей, Амстердам)


Ferdinand Bol, marine by Willem van de Velde (II). Portret van vice-admiraal Engel de Ruyter. (1669, Королевская галерея Маурицхёйс)


Portrait of a Man (circa 1670, Los Angeles County Museum of Art)

(1616-06-24 )

Биография

Фердинанд Боль с 1631 по 1637 год состоял в учениках Рембрандта . Многие его картины в XIX веке ошибочно приписывались его наставнику. В 1652 году стал горожанином Амстердама. В 1660-е гг. был известным художником, но после 1669 года потерял былую популярность. В конце XIX - начале XX века на страницах Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона говорилось: «Особенно прославился он своими портретами и в этом отношении занимает одно из первых мест в ряду выдающихся портретистов голландской школы » .

Фердинанд Боль умер 24 августа 1680 года в городе Амстердаме, где в его честь была названа улица Ferdinand Bolstraat .

Галерея

Напишите отзыв о статье "Боль, Фердинанд"

Ссылки

  • на сайте Государственного музея (Амстердам) (англ.)

Примечания

Литература

  • Боль, Фердинанд // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Боль, Фердинанд

Первая мне под руку попалась бабушка, в тот момент спокойно готовившая на кухне очередное своё кулинарное «произведение». Было очень тихо, бабушка что-то себе напевала, как вдруг тяжеленная чугунная сковорода птичкой подскочила на плите и с жутким шумом грохнулась на пол… Бабушка от неожиданности подскочила не хуже той же самой сковороды... Но, надо отдать ей должное, сразу же взяла себя в руки, и сказала:
– Перестань!
Мне стало немножечко обидно, так как, что бы не случилось, уже по привычке, всегда и во всём обвиняли меня (хотя в данный момент это, конечно, было абсолютной правдой).
– Почему ты думаешь это я? – спросила я надувшись.
– Ну, привидения у нас вроде бы пока ещё не водятся, – спокойно сказала бабушка.
Я очень любила её за эту её невозмутимость и непоколебимое спокойствие. Казалось, ничего в этом мире не могло по-настоящему «выбить её из колеи». Хотя, естественно, были вещи, которые её огорчали, удивляли или заставляли грустить, но воспринимала она всё это с удивительным спокойствием. И поэтому я всегда с ней чувствовала себя очень уютно и защищённо. Каким-то образом я вдруг почувствовала, что моя последняя «выходка» бабушку заинтересовала… Я буквально «нутром чувствовала», что она за мной наблюдает и ждёт чего-то ещё. Ну и естественно, я не заставила себя долго ждать... Через несколько секунд все «ложки и поварёшки», висевшие над плитой, с шумным грохотом полетели вниз за той же самой сковородой…
– Ну-ну… Ломать – не строить, сделала бы что-то полезное, – спокойно сказала бабушка.
Я аж задохнулась от возмущения! Ну, скажите пожалуйста, как она может относиться к этому «невероятному событию» так хладнокровно?! Ведь это такое... ТАКОЕ!!! Я даже не могла объяснить – какое, но уж точно знала, что нельзя относиться к тому, что происходило, так покойно. К сожалению, на бабушку моё возмущение не произвело ни малейшего впечатления и она опять же спокойно сказала:
– Не стоит тратить столько сил на то, что можно сделать руками. Лучше иди почитай.
Моему возмущению не было границ! Я не могла понять, почему то, что казалось мне таким удивительным, не вызывало у неё никакого восторга?! К сожалению, я тогда ещё была слишком малым ребёнком, чтобы понять, что все эти впечатляющие «внешние эффекты» по-настоящему не дают ничего, кроме тех же самых «внешних эффектов»… И суть всего этого всего лишь в одурманивании «мистикой необъяснимого» доверчивых и впечатлительных людей, коим моя бабушка, естественно не являлась... Но так как до такого понимания я тогда ещё не доросла, мне в тот момент было лишь невероятно интересно, что же такого я смогу сдвинуть ещё. По-этому, я без сожаления покинула «не понимавшую» меня бабушку и двинулась дальше в поисках нового объекта моих «экспериментов»… (1616-06-24 )

Биография

Фердинанд Боль с 1631 по 1637 год состоял в учениках Рембрандта . Многие его картины в XIX веке ошибочно приписывались его наставнику. В 1652 году стал горожанином Амстердама. В 1660-е гг. был известным художником, но после 1669 года потерял былую популярность. В конце XIX - начале XX века на страницах Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона говорилось: «Особенно прославился он своими портретами и в этом отношении занимает одно из первых мест в ряду выдающихся портретистов голландской школы » .

Фердинанд Боль умер 24 августа 1680 года в городе Амстердаме, где в его честь была названа улица Ferdinand Bolstraat .

Галерея

Напишите отзыв о статье "Боль, Фердинанд"

Ссылки

  • на сайте Государственного музея (Амстердам) (англ.)

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Боль, Фердинанд

– Какое милое существо ваша меньшая, – сказала гостья. – Порох!
– Да, порох, – сказал граф. – В меня пошла! И какой голос: хоть и моя дочь, а я правду скажу, певица будет, Саломони другая. Мы взяли итальянца ее учить.
– Не рано ли? Говорят, вредно для голоса учиться в эту пору.
– О, нет, какой рано! – сказал граф. – Как же наши матери выходили в двенадцать тринадцать лет замуж?
– Уж она и теперь влюблена в Бориса! Какова? – сказала графиня, тихо улыбаясь, глядя на мать Бориса, и, видимо отвечая на мысль, всегда ее занимавшую, продолжала. – Ну, вот видите, держи я ее строго, запрещай я ей… Бог знает, что бы они делали потихоньку (графиня разумела: они целовались бы), а теперь я знаю каждое ее слово. Она сама вечером прибежит и всё мне расскажет. Может быть, я балую ее; но, право, это, кажется, лучше. Я старшую держала строго.
– Да, меня совсем иначе воспитывали, – сказала старшая, красивая графиня Вера, улыбаясь.
Но улыбка не украсила лица Веры, как это обыкновенно бывает; напротив, лицо ее стало неестественно и оттого неприятно.
Старшая, Вера, была хороша, была неглупа, училась прекрасно, была хорошо воспитана, голос у нее был приятный, то, что она сказала, было справедливо и уместно; но, странное дело, все, и гостья и графиня, оглянулись на нее, как будто удивились, зачем она это сказала, и почувствовали неловкость.
– Всегда с старшими детьми мудрят, хотят сделать что нибудь необыкновенное, – сказала гостья.
– Что греха таить, ma chere! Графинюшка мудрила с Верой, – сказал граф. – Ну, да что ж! всё таки славная вышла, – прибавил он, одобрительно подмигивая Вере.
Гостьи встали и уехали, обещаясь приехать к обеду.
– Что за манера! Уж сидели, сидели! – сказала графиня, проводя гостей.

Когда Наташа вышла из гостиной и побежала, она добежала только до цветочной. В этой комнате она остановилась, прислушиваясь к говору в гостиной и ожидая выхода Бориса. Она уже начинала приходить в нетерпение и, топнув ножкой, сбиралась было заплакать оттого, что он не сейчас шел, когда заслышались не тихие, не быстрые, приличные шаги молодого человека.
Наташа быстро бросилась между кадок цветов и спряталась.
Борис остановился посереди комнаты, оглянулся, смахнул рукой соринки с рукава мундира и подошел к зеркалу, рассматривая свое красивое лицо. Наташа, притихнув, выглядывала из своей засады, ожидая, что он будет делать. Он постоял несколько времени перед зеркалом, улыбнулся и пошел к выходной двери. Наташа хотела его окликнуть, но потом раздумала. «Пускай ищет», сказала она себе. Только что Борис вышел, как из другой двери вышла раскрасневшаяся Соня, сквозь слезы что то злобно шепчущая. Наташа удержалась от своего первого движения выбежать к ней и осталась в своей засаде, как под шапкой невидимкой, высматривая, что делалось на свете. Она испытывала особое новое наслаждение. Соня шептала что то и оглядывалась на дверь гостиной. Из двери вышел Николай.

Боль, Фердинанд.
Золотой Век Голландской Живописи.
Часть вторая .


Золотой Век в Голландии, это не так просто.
Эти неслыханные батальоны и полки художников сделали свой вклад в развитие живописи в 17 веке и повлияли на развитие живописи в Европе. Лучшие художники при дворах Европы были фламандцы (южные Нидерланды) и голландцы.

Но художников, как я рассказал в вводной статейке, было слишком много для такой маленькой страны как Голландия..
Поэтому, и цены на их работы были такие невысокие, что художник вынужден был выдавать на гора от трёх до пяти работ в неделю.Каждую неделю!
Поэтому, сама собой, во всей Голландии создалась система узкой специализации. Конечно к созданию узкой специализации приложили руку и посредники, то есть торговцы искусством. Для них разделение жудожников по жанрам, видам и подвидам живописи было не просто удобно.
Таким образом, они всегда получали то, что мог заказать им покупатель, в кратчайший срок.
Один писал пейзаж с парусниками, а другой, например, только с весельными лодками. Третий писал только портреты или сельский пейзаж и т.д.
Узкая специализация, да ещё в таких масштабах, очень развивала технику. Но не всегда способствовала ТВОРЧЕСТВУ.
Мы вернёмся к этому. Это всё не просто.
Я хотел поместить большой коктейль из десятка художников Золотого Века, но меня куда-то занесло и затащило, и поэтому получился только один художник. Достойный. Это самый успешный ученик Рембрандта.


Портрет математика. 1658.
Боль, Фердинанд(1616 - 1680)

Конечно мы видим влияние Рембрандта. Этот художник долго был с Рембрандтом. Не меньше четырёх лет он был его учеником.
По 1635 год включительно. А потом он работал уже как художник в его мастерской до 1641 г.
Боль настолько следовал Рембрандту, что в 19 веке многие,
и именно лучшие работы Фердинанда Боля, относили к Рембрандту.

Искусствоведение и экспертиза 20 века расставила всё по своим местам.
На такой портрет приятно смотреть. Это уже пятидесятые годы.
В начале пятидесятых, Боль стал писать более светлые работы,
чем это делал Рембрандт.


Старшины Гильдии виноторговцев.
Боль, Фердинанд(1616 - 1680)

Как хорошо смотрятся старшины.И мне нравится композиция. Свободно! Нет ощущения скученности.
А ведь на маленьком пространстве написаны 7(семь!) достаточно упитанных мужчин.
Не хочу здесь помещать, но для чистоты опыта, нужно сказать что у самого Рембрандта тоже есть такая работа. И она, работа Рембрандта, ещё лучше. Поэтому я и не помещаю.

То что старик сидит нога на ногу, ---было распостранено. Это есть на многих работах того времени.
Это не придумали американцы, как нас уверяли советскме карикатуристы. Помните? Американец в "Крокодиле" или в любой карикатуре, сидел или нога на ногу, или как АМЕРИКАНСКАЯ СВИНЬЯ (они хотели чтобы мы так думали о них), он ложил ноги на стол.

Этот художник, видимо не писал жанровые картины
Мы постараемся посмотреть на жанровые сюжеты с сумасшедшинкой от Яна Стена и таких как он.
Когда их видишь впервые, то впечатление, скажем прямо, --очень специфическое.

Золотой век такой гигантский, что про это можно создать сообщество. Тем и материала хватит.


Консул Титус Манилиус Торкватус обезглавливает своего сына. ок. (1661-63)
Боль, Фердинанд(1616 - 1680)

Вот это и есть картина на так называемую историческую тему.
В сюжеты этих картин, кроме истории, включались Библейские сюжеты и греческо-римские мифы
с полным Пантеоном,Героями и Еленами Прекрасными.

Это рассказ из римской жизни.
Но мораль картины--КРАСИВО-УЖАСНАЯ. Давайте умилимся.
Кажется Набоков заявлял, что умиление нельзя перевести на английский язык? Это странное заявление.

Но давайте умилимся целостностью и нравственностью консула на службе у его родного, римского народа.

В центре сидит Римский консул (двое избранных консулов правили страной вместе---один год)из сверхмощной и важной Римской семьи Манилиев. Время--299 год до н.э. Консул издал приказ, чтобы ни один из его офицеров не смел вступить в столкновение с отрядами врага. Его собственный сын, Титус, нарушил приказ отца. И консул приказал его казнить. Вроде бы это правда, а не художественная литература.

В 1650-х годах, Боль был самым востребуемым художником в Амстердаме. Никто не мог, даже близко с ним сравниться.Как я уже писал, в 1650-тых он, Боль, осветлил свои работы. Это всё ещё был его учитель, Рембрандт, на его работах, но несколько другой. И Боль неслабо внёс патетику в его работы.

Когда патетики многовато, тогда это раздражает.Всегда ощущается фальшь.
Но у него бывало по-разному.
В любом случае, Боль был очень успешным. Уже в 1655 году он стал Главой Гильдии художников.

Вспомните, что Рембрандт умер аж в 1669 году.

Но Рембрант уже потихоньку начинал выпадать в осадок. Публика не хотела тёмную живопись.
Нет пророка в...

Ко всем его успехам, Боль удачно женился в 1653 г. Семья жены была со связями.Это был его тесть, который занимал какую-то должность в Адмиралтействе и в Гильдии виноторговцев.

Адмиралтейство, хотело побить роскошь и красоту нового, потрясающего здания городского муниципалитета. Туда в новый муниципалитет, Боль написал по заказу города две успешные большие работы для зала с камином. Адмиралтейство заказало ему четыре! Это одна из них. Чуть ниже, вы увидите вторую.

Я бы сказал, что палач несколько картинно держит отрубленную голову.Тогдашняя публика хотела патетики сюжета и исполнения. Но все вокруг --поражены достаточно неподдельно.Я просто не любитель таких работ.

В то время, в 17 веке, эта история с Консулом была знаменита в Голландии. Поступок Консула очень даже одобряли с точки зрения общественной пользы и целостности Консула как патриота и государственного деятеля.Это было военно-морское ведомство. Они хотели патриотическую живопись.


Элизабет Бас. ок. 1640 Elisabeth Jacobsdr. Bas (1571-1649)
Боль, Фердинанд(1616 - 1680)

Вот это самый удачный портрет Боля. И это его самая знаменитая работа.
В 19 веке, эту работу приписывали Рембрандту. Эта дама была женой известного в истории Голландии вице-Адмирала. Потом он вышел в отставку (не навсегда. вернулся через десяток лет) и они с женой владели самой модной таверной в Амстердаме. Prins van Oranje ("Prince of Orange")---"Принц Оранский".
Это модное место очень посещали политики, писатели, художники и всякие мыслители,---типа интеллигенты. Когда, много после смерти адмирала, Элизабет Бас продала таверну, она сразу стала очень богатой.

Портрет конечно впечатляет. Хочется смотреть на него.

Когда нет СИРОПА или ложной патетики, тогда совсем другое дело, не правда ли?


Эней при дворе Латинуса. ок. (1661-63)
Боль, Фердинанд(1616 - 1680)
Это вторая картина из тех что заказало Адмиралтейство. Она висела напротив картины про консула, который убил своего сына.
И эта картина, как и та, первая, должна была учить правильному администрированию.

Эней, видимо по дороге к тому, чтобы основать римский народ и Рим, остановился у царя Латинуса. Вергилий всё это знал наизусть из надёжных источников. И нам рассказал.

Для того чтобы в безделии путешествия его войска не потеряли энергию и боевой дух Эней объявил гонки! Тот, кто первым придёт в царство Латинуса, получит приз и награду. Между прочим неплохая идея.

И вот мы видим момент награждения победителя. То, как талантливо Эней управлял своми людьми считалось тогда образцовым. Адмиралтейство тоже выдавало денежную награду тем, кто особенно отличился в бою. Они следовали Энею.

Как сказал Котляревский, Иван Петрович:

Эней був парубок моторный,
Та хлопець хоч куды козак.

Отож воно так!


Моисей показывает израэлитам Скрижали Завета. ок. (1660-1662)
Боль, Фердинанд(1616 - 1680)

Это очень частый сюжет в западной живописи.
Я бы сказал, что Моисей хорошо написан. Но после этого события, ему надо было ещё прожить, как вы знаете, 40(сорок) лет. По-моему, его возраст на картине не очень-то убеждает, что он мог прожить ещё 40 лет. Но написан он хорошо. Получше чем на многих таких же сюжетах.
Но всё остальное на картине--сплошная ложная патетика.Похоже, что патетика становилась слишком большой частью того, что создавал Боль.


Королева Польши Мария Луиза де Гонзага де Неверс. (1611 — 1667).1646
Боль, Фердинанд(1616 - 1680)

Эта королева выглядит как королева, а не как жена короля!! А??

Больше ничего не надо говорить.
Она выглядит как королева!
Такое у меня было впечатление после того как я записал к себе эту репродукцию.

И я посмотрел и прочитал. Всё так, как её написал Боль.
Вот это портрет!
Она была, как и Мария Стюарт, через мать, из дома Гизов. Они все были не слишком умные,
но очень гордые, и надо сказать, заносчивые
Эта дама была женой двух польских королей подряд.
При первом, она давала советы мужу, и занималась всякой культурой.
Это она создала первую польскую газету.
Но при втором короле, она почти что правила страной.
За второго короля, она вышла зымуж через два года после этого портрета.
Но Боль всё это увидел в ней и написал.

Меня это поразило. Оказалось, что Боль полностью правильно написал
на её лице, --- и ЭТИ РУКИ В БОКИ!--историческую правду.

Мадам! Вы замечаете, что здесь тоже абсолютно--КРАСНО-ЗОЛОТАЯ МОДА,
как уже случалось?
Вы мне лучше скажите--Это она держит скипетр, или это только кажется?


Roelof Meulenaer (1618/19-1691), Amsterdam mercantile courier or postmaster1650
Боль, Фердинанд(1616 - 1680)

Сразу видно--ВАЖНЫЙ ДЯДЯ. Он был или Почтмейстер (по тем временам, высокое положение) или он был кем-то в торговле что ли? Я не понимаю термина. Большой пуриц!
Поэтому он и смотрит на нас фактически с презрением.
Правая рука в положении, в котором обычно тогда, писали королей или принцев.
Пейзаж, баллюстрада и всё вокруг него, говорит, что скорее всего БАРИН
находится на террасе его загородного поместья.
А теперь посмотрите ниже.


Мария Рей 1650. Жена Roelof Meulenaer.
Боль, Фердинанд(1616 - 1680)

Вы видите что пейзаж продолжен? Только чуть-чуть сдвинут. Так в то время писали двойные портреты.
То есть мужа и жену. И они висели рядом. Часто не только их писали на одном и том же фоне, но сами портреты были одного и того же размера.
И рамы нередко бывали одинаковые.
Я бы сказал, что дама смотрит очень робко. И уж точно, во всей её позе и в выражении лица, есть ---НЕУВЕРЕННОСТЬ. При таком-то муже! Не удивительно.
Она не опирается на баллюстраду. Стоит как солдат. Но он на неё тратится. Чтобы было как у людей.

Поэтому у неё головной убор полон прекрасных больших жемчужин, а в ушах жемчужные серьги.
В руках у дамы, модный для того времени веер.
Интересная деталь, уважаемые дамы, её поднятый воротник.
Эта штука трижды накрахмалена и поэтому она так торчит.
Это хорошо сделанная пара. Нет сомнения, что если посмотреть на эти портреты в музее,
где они висят рядом, то впечатление будет ещё полнее.


Боль, Фердинанд. автопортрет ок.1667
Боль, Фердинанд(1616 - 1680)

Вот мы и добрались. Это и есть наш герой--художник, Фердинанд Боль.
Его отец был главный хирург в городе Dordrecht. Это были времена,
когда хирурги и врачи, всё ещё были отдельно. Но хирурги уже не были просто цирюльники.
По-разному бывало.
Боль стал гражданином Амстердама аж в 1552 году. После многих лет.

Его ученичество у Рембрандта кончилось в 1635 г. Но первую работу он продал сам, за его подписью, только в 1642г.
Только в 1641 году, Боль открыл свою студию. До этого он, очень похоже, работал на Рембрандта. Известно что Рембрандт продавал его работы.Это была обычная практика. Эксплуатация Ваньки Жукова. В 1640 году, когда Саския, жена Рембрандта оформляла наследство, Боль подписал как юридический свидетель.
Его первая жена умерла в 1660 году. В год смерти Рембрандта, в 1669 г., Боль женился ещё раз. И перестал работать. Его жена была настолько богата, что он мог не работать. Почему-то он не писал для себя.
Он не сидел дома. Боль занял муниципальную должность.
Он руководил домом для прлокажённых.


Вице-Адмирал-Генерал Объединённых провинций Michiel Adriaenszoon de Ruyter 1667г.
Боль, Фердинанд(1616 - 1680)


Портрет 1669г. вице-адмирала Engel de Ruyter (1649-1683)
Боль, Фердинанд(1616 - 1680)Вельде, Виллем ван де Старший (1611 — 1689)

На портрете выше, один из самых знаменитых морских героев Голландии. Специально для него был создан титул (чин?)---вице Адмирал-Генерал, ---чтобы он был выше всех остальных вице-адмиралов.
Я не люблю красномордые портреты. В них есть что-то искусственное.
Ниже, портрет его сына, вице-адмирала.

Обратите внимание, что к портрету сына-Адмирала, я написал двух художников.
Помните--специализация? Морской пейзаж написал известный маринист.
Нет прямого доказательства, но специалисты подозревают, что и на портрете отца,
вице-адмирала-генерала, пейзаж написал этот же маринист.


Бахус и Ариадна. 1664 Bacchus and Ariadne Hermitage Museum
Боль, Фердинанд(1616 - 1680)

Ариадна, это та девушка которая дала Тесею нитки, чтобы после того как он убил Минотавра, он мог выбраться из Лабиринта.

По одной из версий неблагодарный Тесей, по дороге домой, оставил девушку на острове Наксос, когда она спала. Опять же по одной из версий, её спящую, нашёл Бог Дионис(Бахус) и сделал своей женой.
От них родился кто-то очень важный для греческих мифов и греческой поп-культуры.
Обычно Бахус находит её спящую и полностью обнажённую. Такие были моды, что дамы спали на природе обнажённые.
Но Боль почему-то показал нам только одну титьку.

Эти работы, так называемые исторические, считались тогда верхом талантов и мастерства живописца.
Но дело в том, что их было очень сложно продать, если не было спецзаказа.
Поэтому художники больше работали в менее уважаемых областях. Последовательно после историчеких картин шли:

1. Историчекая живопись.
2.портреты,
3.жанровые картины.
Золотой Век Голландии сделал темой жанровой картины ежедневную жизнь рядовых людей.
Права для граждан и политическая демократизация жизни в стране принесли демократизацию в живописи!
4.Городской и сельский пейзаж.
5.Морские темы.
6. Натюрморт.

Какой натюрморт завела Голландская живопись!! И это всё было в огромных количествах.
Немного, я бы сказал, в слишком больших количествах.

В позднюю перестройку, нам вдруг показали из "Метрополитен-Опера" оперу Рихарда Штрауса "Ариадна на Наксосе.".
Может кто-нибудь помнит? Это было потрясающе. Вот тогда мы узнали, что не всё света, что в окошке.
Да ещё и эти потрясающие дивы, с такими голосами и с таким исполнением, были чёрные!
Ничего мы не знали и не видели. Жизнь всего мира шла все эти десятки лет--отдельно от нас.


Портрет джентльмена. 1652
Боль, Фердинанд(1616 - 1680)


Молодой учёный. Portrait of a Young Scholar of the Kerckring Family
Боль, Фердинанд(1616 - 1680)

Это молодой учёный из очень влиятельной и учёной семьи того времени. Эта семья выдала нескольких мэров, советников и т д. Много их было.
Но почему молодой учёный выглядит как молодой, но уже не просто начинающий нарком, я не знаю .


Эгина ждет прибытия Зевса
Боль, Фердинанд(1616 - 1680)
Эта дама, из тех дам, которых хотел Зевс. А папа Зевс был совсем из другого теста, чем его неудачливый с дамами сынок, Апполон. Когда папа Зевс хотел даму, то по-всякому, но он получал своё. Бывало он обращался в быка. А то однажды, как рассказывает нам мировая живопись, он протёк прямо в даму золотым дождём. Однажды он имел с дамой дело в виде ЛЕБЕДИ. Чтобы меня потом не обвиняли, я сразу объясняю, что Тёма Лебедев,сюда не относится.

Вот эта дама, которая была дочкой речного бога, ждёт Зевса и он, как вы видите, к ней явился. Он явился в виде огня! И это чистая правда. Так рассказывают все греческие источники. Я уж не знаю как эта дама выдержала занятия любовью с божественным огнём. ВОТ ЭТО БЫЛА ГОРЯЧАЯ ЛЮБОВЬ!


Мальчик в польском костюме.1656 Boy in Polish costume.
Боль, Фердинанд(1616 - 1680)

Как и многих, очень многих, Боля быстро забыли. Уже в 18 веке его не знали.
Возрождение его имени и многих других имён происходило значительно позже. Рембрандта возродили раньше.
Вермеера тоже. Но большинство из них забыли даже не на сто лет, а куда больше.
Я думаю, что я сделаю ещё одну-другую запись на тему Золотого Века. И тогда я расскажу подробнее.
Это долгий разговор.

Это улица, FerdinandBolstraat , в Амстердаме, названная в честь Фердинанда Боля. Одна из центральных улиц. На ней стоит пятизвёздочный отель. Южная половина улицы---полностью пешеходная. Сплошь магазины и рестораны.

Вениамин.




Top