Художник филиппа 4. Портрет Филиппа IV (Серебряный Филипп)

Тематика картины соответствует критическому и высмеивающему стилю работ Василия Перова, который одним из первых заострил внимание на бесправности простых людей его времени. Художник смело отражал правду в своих живописных полотнах, высмеивая подобные, безнравственные сцены, и тому подтверждение, очередная картина Приезд гувернантки в купеческий дом, написанная художником в 1866 году.

Художник часто наблюдал, когда людей покупают и продают, как товар или даже банально проигрывают в карты. На картине представлена купеческая семья, самодовольно разглядывая девушку гувернантку пришедшую на службу, соответственно не по своей воле и как бывало в совершенно чужую семью, где отсутствует благородство и понимание и какое либо приличие.

Упитанный купец, он же глава семейства одетый всего лишь в домашнем халате, широко расставив ноги, надменно оценивает скромно наклонившую голову гувернантки держащую в руках свой необходимый скарб.

За спиной хозяина дома с недоверием выглядывает строптивая упитанная жена с желанием высказать различные каверзные вопросы, с непонятным и неожиданным испугом смотрят на вновь прибывшую избалованные купеческие дочки.

Купеческий сын обхватившись руками за спиной до не приличия с ухмылкой поглядывает на девушку, ожидая суровый и приказной разговор отца, то есть главы семейства с прибывшей в их дом гувернанткой.

Дальнейшую непростую судьбу новоиспеченной гувернантки, как видно предвидят и понимают нанятые в прислугу людишки, с заискивающим интересом они выглядывают из за двери в ожидании привычных шаблонных фраз и указаний.

Картина Приезд гувернантки в купеческий дом, отражает непростые нравы и уклад жизни того времени, где присутствует невежество и не красящая людей малообразованность. Разговор семьи купца с новой гувернанткой, как мы видим по изображенным типажам героев картины, довольно таки понятен и предположительно будет короток, строг и соответственно унизителен, с обязательным исполнением всех прихотей главы семейства и его семьи. Молодая и бесправная девушка в безвыходном положении, она понимает, что здесь ей будет нелегко, и ей придется терпеть разные не справедливые выходки этих не благородных личностей.

Сюжет до безобразия тосклив и печален, но это правда того времени и похожие сцены 60 - х годов 19 века можно было видеть во многих семьях подобного типа. Картина очень близка духу известного писателя Гоголя, сюжеты которых часто описывал в своих рассказах.

Сегодня картина Приезд гувернантки в купеческий дом находится в Москве в Третьяковской галерее, ее размер 44 на 53 см, написана она на деревянной основе.

Василий Григорьевич Перов - не просто один из крупнейших художников второй половины XIX века. Это фигура этапная, стоящая вровень с такими мастерами, как И.Е. Репин, В.И. Суриков, А. К. Саврасов. Его творчество ознаменовало рождение новых художественных принципов и стало вехой в истории русского искусства.

В 1862 году В.Г. Перов пансионером от Академии художеств уехал в Париж, где совершенствовал свое мастерство и, как он сам пишет, "продвинулся в технической стороне". В то время многие русские художники, находившиеся за границей, обращались к жанровым сценам, напоминавшим русскую действительность. В.Г. Перов работал тогда над композициями "Праздник в окрестностях Парижа", "Шарманщица", "Дети-сироты" и другими. Но он не выдерживает положенного ему срока и просит Академию художеств разрешить ему вернуться на родину: "Написать картину совершенно невозможно, не зная ни народа, ни его образа жизни, ни характера; не зная типов народных, что составляет основу жанра".

Творческая деятельность В.Г. Перова была тесно связана с Москвой: здесь он получил образование, а потом жил и работал в этом городе. Целые поколения художников воспитывались на полотнах этого мастера. Подобно лучшим представителям русской литературы, В.Г. Перов посвятил весь свой талант и все свое мастерство защите угнетенных и обездоленных, наверное, потому официальные власти и не жаловали его при жизни. И даже на посмертной выставке художника ни императорский Эрмитаж, ни императорская Академия художеств под предлогом "нет денег" не приобрели ни одной его картины16. Официальная Россия не могла простить великому художнику-реалисту его вольнодумства и открытого сочувствия простому народу.

Картина "Приезд гувернантки в купеческий дом", наряду со знаменитой "Тройкой", "Проводами покойника" и другими полотнами, тоже рисует тяжелое положение людей, вынужденных путем наемной работы сплошь и рядом становиться в унизительное положение. В 1860-е годы Россия превращалась в капиталистическую страну, и новый хозяин жизни - купец, фабрикант, разбогатевший крестьянин - становился рядом с прежним хозяином-помещиком, стремясь урвать свою долю власти над угнетенным русским народом.
Передовая русская литература чутко отметила появление нового хищника, верно разглядела его повадки, его беспощадную алчность и духовную ограниченность. Яркие образы представителей "новой русской" буржуазии - всех этих Деруновых, Колупаевых, Разуваевых - создал великий сатирик М.Е. Салтыков-Щедрин. В те же годы А.Н. Островский обличал в своих пьесах самодурство российских "хозяев жизни". Вслед за прогрессивными писателями В.Г. Перов обратил свое художественное оружие против поднимающейся буржуазии.

В 1865 году в поисках натуры для задуманного произведения художник отправился на знаменитую нижегородскую ярмарку, куда ежегодно съезжались купцы со всех городов России. Здесь происходили торги, заключались контракты и сделки, здесь торговало и пировало российское купечество.

Гуляя по волжской пристани, прохаживаясь по Гостиному двору, посещая лавки и караваны купеческих судов на Волге, засиживаясь в трактирах, где за пузатым самоваром вершили свои торговые дела купцы, В. Перов пристально всматривался в облик новых властителей жизни. И через год на выставке в Академии художеств появилась его картина "Приезд гувернантки в купеческий дом", за которую он получил звание академика.

Все в этой картине выглядит необычно: чистая, светлая комната с кружевными портьерами, золотые звездочки на обоях, гирлянды зелени, полированная мебель, портрет одного из представителей рода. Но у зрителя сразу же возникает ощущение, что; это всего лишь фасад, декорация, а истинная жизнь дома напоминает о себе темными проемами дверей и сгрудившимися в них людьми. В центре общего внимания - молодая девушка, скромно, но со вкусом одетая в темно-коричневое платье и капор с голубой шелковой ленточкой. В руках у нее ридикюль, и она вынимает из него аттестат на звание домашней учительницы. Ее стройная, у чуть склоненная фигура, обрисованный тонкой линией изящный,; профиль нежного лица - все находится в разительном контрасте с очертаниями приземистых фигур купеческого семейства, на лицах которых отразились и любопытство, и удивление, и подозрительная недоброжелательность, и цинично-самодовольная усмешка.
Вся купеческая семья высыпала навстречу бедной гувернантке. "Сам" так торопился встретиться с будущей воспитательницей своих чад, что даже не потрудился одеться поприличнее: как был в домашнем малиновом халате, так и вышел в переднюю. "Моему нраву не препятствуй" - читается во всей его самодовольной фигуре. Широко расставив ноги, тучный хозяин нагло рассматривает девушку - как товар, добротность которого он желает определить. Что-то бычье есть во всем его облике, бесконечное самодовольство разлито по всей его тучной фигуре и выражено в заспанных, бессмысленно устремленных на девушку глазах. Что за тип купеческий сынок, нетрудно догадаться по его развязной позе и наглому выражению лица. Цинично разглядывает воспитательницу этот будущий "трактирный кутила" и ловелас. За спиной купца столпились его жена и дочери. Тучная купчиха высокомерно и враждебно смотрит на юную гувернантку, а купеческие дочки посматривают на молодую девушку с каким-то бессмысленным испугом.

Тяжело придется в этом семействе интеллигентной, образованной девушке, и немного нужно прозорливости зрителю, чтобы догадаться: промаявшись какое-то время с купеческими чадами, сбежит она от них, куда глаза глядят.

Полотно "Приезд гувернантки в купеческий дом" было типичной картиной для 1860-х годов, и не только в творчестве В.Г. Перова. Небольшого размера, с четко выявленным сюжетом, взятым из жизни со всеми ее обыденными подглядывающими и подслушивающими подробностями, эта картина была чрезвычайно характерной для живописи тех лет. В те же годы появляются работы А. Юшанова "Проводы начальника" и Н. Неврева "Торг". В.Г. Перов не только сам формировал реализм в живописи, но и формировался им, впитывал многое из художественных достижений современников, но силой своего таланта поднимал эти достижения на более высокий социальный и эстетический уровень
В федотовском "Сватовстве майора" купец еще заискивал перед дворянством, и самым заветным его желанием было породниться с офицером в густых эполетах. В картине П. Федотова купец изображен в позе еще почтительного смущения. Он торопливо напяливает на себя непривычный для себя парадный сюртук, чтобы достойно встретить важного гостя. У В. Перова купец и все его домочадцы ощущают себя куда более значительными людьми, чем интеллигентная девушка, поступающая к ним на службу.

Унижение человеческого достоинства, столкновение душевной тонкости и сытого мещанства, попытка купца "склонить гордость" раскрываются у В. Перова с такой полнотой сочувствия и презрения, что и сегодня (спустя почти 150 лет) мы принимаем все близко к сердцу, как и первые зрители картины.

"Приезд гувернантки" часто ругали за сухость колорита, и даже А.А. Федоров-Давыдов отмечал: "Одна из острейших по тематике, впечатляющих картин В. Перова, эта последняя, неприятна в живописном отношении... Тона этой картины неприятно режут лаза". А ведь здесь художник поразил зрителя своей цветистой Изысканностью: черное и лиловое, желтое и розовое - все цвета сияют в полную силу. Следует только приглядеться, как колористически выделана центральная группа, как мягко, но определенно по цвету взяты фигуры второго плана.

В.Г. Перов умер в возрасте сорока восьми лет. Он был человеком чуткой души и большого ума, и В.И. Немирович-Данченко написал стихотворение "Памяти Василия Григорьевича Перова":

Ты не был никогда ремесленником жадным,
Презренным торгашом...
На гордое чело
Своекорыстие покровом безотрадным
Позорной тению ни разу не легло.
И не служил, как раб, ты прихотливой моде...

19 век…бурный, стремительный, противоречивый. Отмена крепостного права в 1861 году вывела Россию на путь капиталистического развития. Россия, словно поезд, мчится вперёд, к новой жизни.

Крестьяне, хотя и освобождены, но по-прежнему ограблены и бесправны, влачат нищенское существование в нужде и горе.
Теперь уже новые хищники: фабрикант, купец и зажиточный крестьянин, наряду с помещиком - алчные и ненасытные, рвутся к власти над простым русским народом…

Новые «хозяева жизни» страдают бездушием и ограниченностью, цинизмом и беспощадностью – всё пущено в ход, лишь бы унизить, задавить русский народ, подчинить себе. Против угнетения боролись многие выдающиеся деятели искусства второй половины 19 века, в том числе и Василий Григорьевич Перов.

Талантливый художник, имя которого стоит в одном ряду с И. Репиным, В.Суриковым, В.Саврасовым, обвинялся в вольнодумстве, сочувствии к угнетённым людям, поэтому его при жизни не жаловали власти. И всё – таки, несмотря ни на что, его талант был признан и по достоинству оценён.

За свою жизнь Василий Перов сумел создать много картин, и в каждой из них протест и борьба против угнетения и бесправия народа. Возьмём хотя бы «Приезд гувернантки в купеческий дом», картина с детства знакома и любима, но каждый раз внимательно рассматриваю её, как будто вижу впервые.

Добротный купеческий дом, большой зал, заполненный светом: нежные обои с блестящими звёздами, светлые ажурные шёлковые занавеси в проёме, увитом гирляндами зелени, лакированные стулья – всё красиво. Так почему же эта красота кажется призрачной? А потому что светло только в этом зале, за которым пугающая темнота. Распахнута дверь в тёмный коридор, из которого на молодую девушку с испугом и интересом смотрят слуги. Они пытаются понять: кто она?

Изящно, со вкусом одетая, хотя её наряды весьма скромны: коричневое платье с белым воротничком и манжетами, капор и голубая ленточка – вот и весь изыск. Тоненькая и хрупкая, словно стебелёк, она предстала перед купеческой семьёй. Нежный профиль лица и тонкие руки, выписаны художником с особым чувством.
Девушка достаёт из сумочки документы, которые дают ей право стать учительницей, если на то последует согласие хозяина.

Сейчас она вся, как будто под прицелом, её оценивают сразу несколько пар глаз, решается её судьба…
Хозяин дома и глава семейства так торопился на встречу с молодой особой, что позволил себе выйти в бархатном халате. А впрочем, торопился ли? А может, не счёл нужным одеться, как полагается, дескать, невелика персона, не стоит того, чтобы для неё…

Пожалуй, эта версия более реальная, именно её подтверждает и поза хозяина. Он стоит перед молодой девушкой, выпятив вперёд живот – своё главное достоинство. Положение рук: левая упирается в бок, а правая придерживает полу халата - лишний раз подчёркивает его уверенность, перед нами хозяин. Именно от него зависит исход этой встречи. Чувствуя своё превосходство перед беззащитной девушкой, он рассматривает её оценивающим взглядом, как товар, как вещь, которую собирается купить.

Особенно хочется отметить, огромную работу великого мастера в поисках этого образа, как нелегко он ему дался. Присутствуя на ярмарках, где велись сделки, в кабаках и ресторациях, где отмечался их исход, Василий Перов изучал позы, жесты, взгляды купцов, ведущих торги, в огромном количестве делал зарисовки, прежде, чем нашёл тот единственный, самый удачный образ, который и разместил на картине.

Однако, вернёмся в купеческий дом. Вместе с хозяином на юную гостью с огромным интересом смотрят и другие члены его семьи. Во всём старается подражать отцу сын, стоящий по правую руку от него, взгляд его тоже оценивающий, но в нём больше цинизма и издевательства, как и в его позе тоже. Становится понятно, что положению девушки – гувернантки, если она будет принята в этот дом, не позавидуешь.

Хозяйка и её старшая дочь, что находятся за спиной главного человека в доме, с испугом смотрят на гостью. Для них она – явление из другого, неизвестного им мира. Эти женщины никогда не смогут её понять, она навсегда останется чужой, вот почему так испуганны их взгляды.

Но есть к гувернантке и искренний интерес восторженных детских глаз младшей купеческой дочери. Она уже поняла, что эта учительница здесь для того, чтобы заниматься с ней, её учить языкам и манерам, поэтому интерес огромен. Детское любопытство связано с чувством радости, которое девочка не может скрыть в силу своего возраста. Она мечтает, как можно скорее с ней познакомиться, гувернантка уже понравилась своей будущей воспитаннице.

Хочется надеяться, что всё так и будет. Однако, ощущение тревоги чувствуется во всём: светлое пространство зала ограничено двумя тёмными проёмами. Идёт борьба света и тьмы, цинизму противостоит нравственная чистота: кто кого?

И всё-таки, художник оставляет надежду на лучшее: гувернантка не одинока, как это кажется зрителю вначале, а значит, есть надежда на светлое будущее. Именно в этом заключается ещё один нравственный взлёт, очередная победа великого мастера, позволившая занять этой картине особое место в его творчестве, стать одной из самых любимых для зрителей.

Диего ВЕЛАСКЕС
1599 - 1660


Портрет короля Филиппа IV («Ла Фрага»). 1644

Веласкес, один из величайших мастеров мировой живописи, далеко вышел за пределы национальной школы. Уже испанские современники называли его «художником Истины». Какой бы области живописи он ни касался, всюду он сказал новое слово.
Диего Родригес де Сильва Веласкес - таково его полное имя - родился в небогатой дворянской семье в Севилье. Известно, что маленький Диего воспитывался в духе христианского благочестия, посещал латинскую школу и, рано обнаружив склонность к искусству, был отдан отцом в обучение к известному живописцу Франсиско Эррере Старшему, которого вскоре покинул ради мастерской Франсиско Пачеко, теоретика искусства, заурядного художника, но опытного педагога. В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера. В 1618 году он женился на дочери Пачеко Хуане Миранде. «После пяти лет обучения и образования, - писал Пачеко, - я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и высокий гений». Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании».


Водонос из Севильи. 1621

Первым знакомством молодого художника с реальной жизнью стали картины в жанре бодегонов (от слова харчевня, трактир) - изображения скудных завтраков и кухонных сцен с немногими полуфигурами и натюрмортом на переднем плане. Картины населяют увиденные художником на шумных улицах родного города смышленые мальчишки, пожилые горделивые андалусски, статный водонос, желанный гость в часы южного зноя.
Однако счастливые севильские годы остались позади. Благодаря связям Пачеко Веласкес в октябре 1623 года был назначен придворным живописцем с исключительным правом писать портреты короля. Отныне почти сорокалетняя жизнь Веласкеса протекала в Мадриде.


Портрет молодого человека. Ок. 1628

Все показалось ему чуждым в новой неприветливой столице Испании. Мадрид стал средоточием пышного королевского двора, огромного бюрократического аппарата; правила придворного этикета действовали здесь с тупой неукоснительностью механизма.
Мастерская Веласкеса помещалась в одном из крыльев королевского дворца - Алькасара. В отличие от своих великих современников Рубенса и Рембрандта, Ван Дейка и Пуссена, он не мог целиком отдаться искусству. Его карьера при дворе - карьера придворного, медленно восходившего на иерархической лестнице официальных должностей, вплоть до гофмаршала двора в 1656 году.


Портрет графа-герцога Оливареса. Ок. 1641

Мастер обрел большую, чем его соотечественники, свободу в создании произведений светского содержания, но оставался ограниченным заказами своего господина Филиппа IV. Вместе с тем жизнь в Мадриде открыла для Веласкеса возможность изучения ценнейших собраний живописи, сблизила его с испанской культурной элитой. С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара. Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса».


Триумф Вакха (Пьяницы). 1628-1629

О жизни Веласкеса в Мадриде дошли скупые сведения. Не сохранились его письма, почти нет высказываний, но даже то немногое, что о нем известно, создает исключительно привлекательный образ человека высокого нравственного благородства.
Радостным событием в жизни Веласкеса был приезд Рубенса в 1628 году и общение с ним. Возможно, великий фламандец был в той или иной мере связан с созданием картины Веласкеса «Триумф Вакха» (1628-1629, Мадрид, Прадо; популярное название Пьяницы принадлежит началу XIX века).

Для Веласкеса, портретиста по призванию, эта была первая большая сюжетная картина, где он обратился к новому для себя и редкому для испанской живописи мифологическому жанру. Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу. Изображенная на фоне горного пейзажа компания испанских бродяг пирует вместе с античным богом Вакхом и сопровождающим его фавном. Избегая искусственности подобного сопоставления, художник нашел такие формы характеристики, которые резко не разделяют высокое от жизненно достоверного. Его Вакх - простоватый, чуть располневший юноша, а в его спутниках, грубоватых, полных жизни, удали, душевного размаха, угадывается что-то крупное и значительное.


Кузница Вулкана. 1630

Возможно, по совету Рубенса Филипп IV послал Веласкеса в 1629 году в Италию. Он посетил многие знаменитые города; в Венеции, увлеченный Тицианом, Тинторетто и Веронезе, изучал и копировал их работы. Затем жил в Риме, где и создал в 1630 году «Кузницу Вулкана» (Мадрид, Прадо), в которой, как и в Вакхе, но только сложнее и с большей долей иронии соединил мифологический сюжет со сценой, приближенной к реальности.


Конный портрет принца Балтасара Карлоса. 1635

После возвращения Веласкеса из Италии в 1631 году его искусство обрело новые силы, стало неизмеримо более уверенным и зрелым. Мастер стремится наполнить жизнью, изменить традиционные парадные схемы. Ярким утренним светом пронизан конный портрет маленького наследника престола инфанта дона Балтасара Карлоса (1635, Мадрид, Прадо), изысканный и полный радостной красочности.


Сдача Бреды (Копья). 1634–1635

О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья; 1634-1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда - одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами. Полотно принадлежит к числу самых значительных произведений европейской исторической живописи. В нем с высокой мерой объективности и глубокой человечностью охарактеризована каждая из враждующих сторон. Изображен момент, когда командующий голландским гарнизоном вручает ключ от крепости испанскому полководцу, милостиво дарующему свободу побежденным. Действующие лица образуют полукольцо вокруг центральных фигур, вовлекая и зрителя, который становится участником события. Группа горделивых испанцев стоит под лесом стройных копий. Вместе с тем мастер с уважением и симпатией изображает побежденных голландцев. Огромное уходящее пространство равнины наполнено серебристым туманом раннего июньского утра, с которым сливается дым пожарищ пылающих на горизонте селений.
В 1630-1640-х годах Веласкес писал портреты короля, королевской семьи, сановников, друзей, учеников, королевских шутов. В его портретах обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение, преобладает строгая темная гамма, оживленная богатством изысканных оттенков, особенно серого тона. Художник изображает человека в единстве самых противоречивых проявлений характера, подчас сложных, как сложна сама жизнь. При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны. Художника, не всегда находившего в придворных кругах вдохновлявших его моделей, влекли к себе люди творческого склада, яркого темперамента.


Себастьяно де Морра. 1643-1644

Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов. Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев. Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи. С беспощадной правдивостью художник пишет жалкие, беспомощные фигуры, больные лица, отмеченные печатью вырождения. Тем ценнее его стремление раскрыть в каждом обиженном природой черты подлинной человечности, передать в шуте и уроде их душевное состояние, поднимающееся подчас до скорбного трагизма. Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все - Мадрид, Прадо).


Эзоп. Ок. 1640

С темой подавленной и отвергнутой обществом человеческой личности связаны изображения Мениппа и Эзопа (оба - ок. 1640, Мадрид, Прадо) - стоящих в рост величественных фигур уличных нищих, носящих имена античного сатирика и античного баснописца. В образе Эзопа, одном из самых глубоких в творчестве Веласкеса, - грустное безразличие и мудрость человека, изведавшего истинную цену жизни.
Портретному искусству Веласкеса сопутствовал триумфальный успех в Италии, которую он с целью приобретений произведений искусства вторично посетил в 1649-1651 годах.


Портрет Хуана Парехи. 1650

В портрете своего ученика и слуги Хуана Парехи (1650, Нью-Йорк, Музей Метрополитен) художник по-шекспировски глубоко понял гордую и незаурядную натуру этого потомка мавров, народа, подвергавшегося гонениям в католической Испании. Портрет Парехи, выставленный в ротонде Пантеона, был встречен с воодушевлением римской общественностью; Веласкеса избрали членом римской Академии Святого Луки и Общества виртуозов Пантеона.


Портрет Папы Иннокентия Х. 1650

Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев. Мощное цветовое звучание портрета, построенного на напряженном контрасте белого и всех оттенков красного, становится как бы выражением энергии и темперамента изображенного человека. Лицо Иннокентия X - грубое, багровое, с настороженным взглядом глубоко посаженных глаз - притягивает своей властной силой. Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво!», - но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью. Портрет главы римской церкви стал самым знаменитым созданием Веласкеса вне Испании. Посетив галерею Дориа-Памфили, В.И. Суриков писал: «Для меня все галереи Рима - этот Веласкеса портрет. От него невозможно оторваться, я с ним перед отъездом из Рима прощался, как с живым человеком, простишься, да опять воротишься - думаешь, а вдруг в последний раз его вижу».


Автопортрет. 1638-1640

Мастер не спешил возвращаться в Испанию, что чрезвычайно раздражало Филиппа IV. Неоднократные напоминания короля и особенно решительное письмо одного из испанских друзей заставили его в июне 1651 года вернуться на родину.
Наступила пора великих творческих свершений и вместе с тем самой напряженной работы при дворе. Веласкес занимает должность гофмаршала, и жизнь его целиком замыкается в стенах Алькасара.

В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок. 1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок. 1657, обе - Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты. Вдохновенным артистизмом, смелостью живописных находок покоряют женские и детские портреты особ королевского дома. Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655-1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок; в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное.

Поздние картины Веласкеса столь необычны по замыслу, по взаимосвязи образов, многоплановому содержанию, что их истолкование и поныне вызывает оживленные споры среди исследователей.


Венера перед зеркалом. Ок. 1650

Венера перед зеркалом, которое держит амур, - одна из самых гармоничных его картин, редчайшее изображение обнаженного женского тела для испанской живописи того времени. Особую свежесть и остроту приобретает здесь найденный художником угол зрения, подчеркивающий певучий ритм линий. Красота веласкесовской Венеры - красота реальной живой женщины, как и в других его произведениях, красота самой натуры. Вместе с тем образ возвышенно прекрасен.


Лас Менинас. 1656

Выходя за пределы каких-либо жанров, Веласкес с неподражаемым живописным совершенством создает свои крупномасштабные поздние картины «Лас Менинас» и «Пряхи». Условное название «Лас Менинас» появилось в каталоге 1843 года и подразумевало «Фрейлины» (оно произошло от португальского слова «менина», т. е. молодая фрейлина испанских инфант). В музейных же инвентарях XVII-XVIII веков картина называлась Семья или Семья Филиппа IV.

В сумрачной дворцовой мастерской Веласкес, стоящий у холста, натянутого на высокий подрамник, пишет портрет королевской четы - король и королева как бы подразумеваются, присутствуя перед полотном (т. е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала. Маленькая инфанта Маргарита в окружении молодых фрейлин, карлицы, карлика и спящего пса призвана развлекать родителей в томительные часы сеанса. За группой переднего плана - фигуры придворной дамы и кавалера. Сзади гофмаршал королевы отдергивает гардину с окна, и сквозь открытую дверь солнечный свет вливается в дворцовые покои.

Жизнь запечатлена здесь в удивительном богатстве смысловых оттенков и сопоставлений, в сложной диалектике низведения официального величия и возвышения реального. Каждый образ на редкость красноречив. Например, фигуры прелестной инфанты и уродливой карлицы размещены и сопоставлены так, что между ними возникает странное сходство, придающее их образам некие неожиданные грани; похожий на изящного мальчика карлик Николасито превосходит всех живостью и свободой. Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль. Его изображение - само воплощение вечных сил природы - усиливает впечатление господствующей тишины, умиротворения, странной завороженности. Вместе с тем картина наполнена движением пространственных планов, воздуха, света. Хаос мазков чистой краски исчезает при рассмотрении картины с отдаленного расстояния - все сливается в живописном единстве в гармонически прекрасное целое. Веласкес скромно изобразил себя в полутени, погруженным в работу. Но этот его автопортрет - один из ключевых образов картины, в которой господствует идея творческого восхождения и преображения жизни созидательной силой искусства.


Пряхи. 1657

На «одном дыхании» написана и другая прославленная картина «Пряхи», столь же сложная и многоплановая по своему замыслу. На переднем плане в полумраке ковровой мастерской помещены поглощенные работой испанские пряхи. Их изображение созвучно древнегреческому мифу об Арахне, искусной мастерице, дерзнувшей соперничать с самой богиней Афиной. Полная юной прелести босоногая пряха составляет как бы поэтическую параллель образу античной Арахны. На дальнем плане, на площадке, залитой солнцем, придворные дамы любуются ковром, изображение которого остается для зрителя загадочным. Из вытканной на ковре композиции, навеянной Похищением Европы Тициана, выдвинуты в зыбкое пространство интерьера персонажи греческого мифа - Афина и Арахна. Они то ли составляют часть шпалерной сцены, то ли уподоблены актерам на театральных подмостках.

Оба плана картины сливаются в сложном взаимодействии жизни и мифа, мечты и реальности, труда и творчества. Картина соткана из света и тени, пронизана воздухом, построена на богатейшем соотношении красочных пятен. Все трепещет, все живет, в сияющий круг слились спицы быстро вращающегося колеса прялки, словно слышен его легкий, серебристый звон.


Портрет Филиппа IV («Серебряный Филипп»). Ок. 1632

Меньше, чем за год до смерти Веласкес стал кавалером ордена Сант Яго, одного из самых почетных рыцарских орденов Испании. Но даже эта милость, которая отметила его придворные, а не творческие заслуги, принесла ему немало унизительных переживаний. Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. Подписанный после долгой войны между Францией и Испанией Пиренейский мир предусматривал брак между Людовиком XIV и старшей дочерью Филиппа IV Марией Терезой. Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе. Как гофмаршал двора Веласкес руководил подготовкой и украшением специального помещения для монаршей встречи, устройством празднеств и приемов, сопровождавших длительное продвижение королевского кортежа. Веласкес удостоился всяческих похвал, на церемонии обручения он выглядел необычайно элегантно. Воображение невольно рисует образ этого удивительного человека, всегда умеющего скрыть и свою усталость и накапливаемую годами горечь от непосильной работы, обладавшего спокойной доброжелательностью к людям. Но здоровье Веласкеса было подорвано. Приехав в Мадрид, он вскоре почувствовал приступ возвратной лихорадки. Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. С торжественными почестями его как рыцаря ордена Сант Яго похоронили в главном алтаре мадридской церкви Сан Хуан Баутиста. Рядом с Веласкесом через семь дней была погребена сраженная горем его верная спутница жизни Хуана Миранда.

Татьяна Каптерева

В течение долгого правления Филиппа IV Испания ещё оставалась могущественной европейской державой, однако экономический упадок уже непосредственно сказался на её военно-политических возможностях, и в столкновениях со своими врагами Испания, вслед за победами начала царствования, потерпела тяжёлые поражения. Тяготы войны вызвали серию крупных народных движений; восстание в Португалии привело к её выходу из состава Габсбургской монархии. В то же время эпоха Филиппа IV была временем расцвета испанской культуры Золотого века.

Получивший хорошее образование, благоразумный и не лишённый способностей, Филипп, однако, был более привержен охоте, празднествам и прочим развлечениям, чем государственным делам. Большой любитель театра, иной раз он выступал в пьесах в качестве актёра; знаток живописи, он оценил гений Веласкеса, который, став придворным художником, обессмертил монарха в своих полотнах. Филипп IV был одним из самых видных меценатов своего времени, как о том свидетельствовал, в частности, возведённый по его приказу дворец Буэн-Ретиро, окружённый великолепными парками. Дела управления король доверил своему фавориту графу Оливаресу, однако, по сравнению со своим отцом Филипп IV был гораздо самостоятельнее в решениях и больше занимался государственными делами. После опалы Оливареса в 1643 году новым фаворитом стал дон Луис де Аро, маркиз дель Карпьо, который, однако, как политик сильно уступал Оливаресу и никогда не имел такого влияния на короля. По некоторым вопросам король, глубоко религиозный, как и все испанские монархи того времени, советовался с монахиней Марией де Агреда де Хесус, с которой состоял в переписке.

Когда юный король вступил на престол, от него ожидали всесторонних реформ с целью восстановления экономики страны. Первые шаги, в частности, привлечение к ответственности наиболее одиозных министров предыдущего царствования, позволяли надеяться на лучшее. Однако в течение почти всего долгого правления Филиппа IV Испании пришлось вести разорительные войны, ограничившие возможности серьёзных внутренних реформ. Неумеренный рост налогов, порча монеты, продажи должностей, титулов и земель королевского домена способствовали углублению экономического упадка, достигшего к середине XVII века своего предела.

К моменту воцарения Филиппа IV Испания уже была вовлечена в Тридцатилетнюю войну, в рамках которой после завершения Двенадцатилетнего перемирия возобновились военные действия в Республике Соединённых провинций. В первые годы войны испанцам сопутствовал успех: их лучший полководец Амбросио Спинола сумел в значительной мере подорвать голландскую торговлю и рыболовство, а взятие им в 1625 году считавшейся неприступной крепости Бреда повысило в Европе авторитет испанского оружия. В в том же году испанцы отбили нападения англичан на Кадис и голландцев - на португальские владения в Бразилии.

В это же время Испания вела военные действия в Северной Италии: сначала из-за оккупации французами стратегически важной для испанцев долины Вальтелины, затем из-за наследства . Распыление сил Испании позволило голландцам перейти в контрнаступление и отобрать у испанцев несколько крепостей. В брат Филиппа IV кардинал-инфант Фернандо одержал в 1634 году важную победу над шведами под Нердлингеном. Антигабсбургская коалиция была поставлена на грань поражения. Чтобы не допустить этого, в 1635 году была вынуждена вступить в Тридцатилетнюю войну и начать полномасштабные военные действия против Испании во Фландрии, в Италии и на пиренейской границе. В противостоянии самых могущественных держав Западной Европы ресурсы Испании оказались исчерпаны раньше. Резкий рост налогов вызвал восстания в Португалии и Каталонии, в 1643 году прежде непобедимая испанская пехота потерпела поражение от французов при Рокруа. По условиям Вестфальского мира 1648 года Испания вынуждена была официально признать независимость Республики Соединённых провинций, согласиться на переход к последней ряда территорий в Нидерландах и ранее захваченных голландцами колоний. Война между Испанией и продолжалась с переменным успехом до 1659 года. По условиям Пиренейского мира Испания уступила графства Артуа и Люксембург, некоторые крепости во Фландрии, а также Руссильон и Сердань на пиренейской границе. Договор предусматривал также брак между и дочерью Филиппа IV Марией Терезией.

При и (именовавшихся в Португалии соответственно и ) испанские власти в целом соблюдали режим автономии, обещанный португальцам по условиям династического объединения двух корон. Испанцы лишь в минимальной степени вмешивались в дела Португалии и её колоний. Однако в разгар Тридцатилетней войны нехватка денег и солдат заставила графа Оливареса добиваться более пропорционального участия в тяготах войны окраинных провинций монархии (по сравнению с почти совсем уже разорённой Кастилией), а для этого потребовалось привлекать португальцев к службе за пределами Португалии и увеличивать налоги. Это вызвало недовольство, проявившееся уже в масштабном восстании 1637 году в Эворе. Возмущение испанским гнётом позволило португальским дворянам свергнуть власть испанской наместницы герцогини Мантуанской и возвести на престол представителя местной знати герцога Брагансского, ставшего королём . Переворот 1 декабря 1640 привёл к восстановлению суверенитета страны. Португальцы поспешили заключить союзы с Францией, Голландией и Англией, что позволило им успешно противостоять испанцам. Долгая война шла с переменным успехом, и лишь преемник Филиппа IV признал независимость Португалии и вернул ей все её прежние колонии, которые к тому времени ещё не захватили какие-либо другие страны.

В мае 1640 года началось Сегадорское восстание против испанских властей в Каталонии, которая в силу своего географического положения имела в войнах с Францией стратегическое значение. Привилегии, сохранявшиеся за Каталонией со времён Средневековья, были несовместимы с военными нуждами центрального правительства. Нарушение этих привилегий (в частности, попытки использовать каталонских солдат в Италии) и рост налогов обострили недовольство, искусно подогреваемое французами. Каталонцы признали своим государем , что не могло не привести к войне. Военные действия шли с конца 1640 года с переменным успехом, однако постепенно грабежи и корыстная политика французов, ослабление во время Фронды и гибкая политика Мадрида склонили чашу весов на сторону Испании. В 1652 году капитулировала Барселона, хотя на окраинах Каталонии стычки французов и их сторонников с правительственными войсками продолжались до самого Пиренейского мира 1659 года. Каталония осталась в составе Испании, но Филиппу IV пришлось подтвердить её основные привилегии. Недовольство политикой Филиппа IV проявилось также в восстаниях на Сицилии (1646-1647) и в Неаполе (1647), а в самой Испании - в восстании в Бискайе и в антиправительственных заговорах в Андалусии и Арагоне.

В правление Филиппа IV Испания не предпринимала серьёзных попыток расширить свои колониальные владения, стремясь лишь сохранить уже имеющиеся земли под своей властью. Однако голландцы, англичане и французы сумели захватить всю группу Малых Антильских островов, некогда открытых Колумбом; кроме того, голландцы утвердились в устье Ориноко и на Молуккских островах, а англичане - на Ямайке (с 1665 года). В Мексике в 1659 году испанцы с трудом предотвратили попытку поднять восстание с целью отделить эту колонию от Испании, а в Чили так и не удалось победить арауканов, признанных в 1641 году независимым и союзным Испании народом.

Филипп IV умер 7 сентября 1665 года. Ему унаследовал единственный законный сын , совершенно не способный управлять государством.




Top