Художник харисов. Ринат харисов

В сентябре 2017 года был заключен договор о передаче полномочий по управлению правом следования между художником Ринатом Зуфаровичем Харисовым и УПРАВИС.

Ринат Зуфарович Харисов – живописец, классик современной живописи Башкортостана, заслуженный художник Республики Башкортостан, член Союза художников России, лауреат Первой премии Международного независимого культурологического фонда «Туран» (Стамбул – Казань), участник республиканских, зональных, всероссийских, всесоюзных, зарубежных (Австрия, Венгрия, Германия, Голландия, Турция), международных и групповых выставок. Также в творческом активе художника шесть персональных выставок.

Основная тема творчества Рината Харисова еще с конца 1980-х – жизнь народа. Художник по-своему воспринимает и раскрывает национальные обычаи, воспроизводя их поэтично, с любовью и уважением.

С 1980 года в течение многих лет Ринат Харисов преподавал на художественно-графическом факультете Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, с 1996 года был доцентом кафедры изобразительного искусства.

Творчество Рината Харисова вызывает неизменный интерес у коллекционеров. Работы автора хранятся в Музее современного русского искусства (Джерси-Сити, США; Париж, Франция), Государственном музейно-выставочном центре «РОСИЗО» (Москва), Центре современного искусства «М’АРС» (Москва), Союзе художников Российской Федерации (Москва), Башкирском государственном художественном музее имени им. М.В. Нестерова (Уфа), Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан (Казань), Музее изобразительных искусств Республики Марий Эл (Йошкар-Ола), а также в частных собраниях и корпоративных коллекциях банков, российских и зарубежных фирм (Германия, Франция, Голландия, США, Турция, Австрия).

Картины Рината Харисова продаются на аукционах. Договор с УПРАВИС позволит художнику получать вознаграждение при каждой перепродаже его работ в России и за рубежом.

Живописец. Заслуженный художник Республики Башкортостан. Член Союза художников России с 1989 года.

Лауреат Первой международной независимой культурологической премии фонда «Туран» (Казань, 1993г.)

Участник республиканских, зональных, всероссийских, всесоюзных, зарубежных, международных и групповых выставок.

Родился в 1953 году в деревне Старо-Карагушево (Башкортостан). Специальное образование получил на художественном отделении Уфимского государственного института искусств.

Живет и работает в Уфе. Преподает на художественно-графическом факультете БГПУ, с1996г. Доцент кафедры изобразительного искусства.

Основные выставки:

1987 — «Художник и время». ЦВЗ, Москва; выставка произведений молодых художников России. Чехословакия, Кипр.
1988 — «Молодость страны». ЦВЗ, Москва.
1989 -Выставка произведений молодых художников России.Адис-Абеба, Эфиопия.
1990 — «ТАТ-АРТ», С.-Петербург.
1991 — «ТАТ-АРТ», Казань.
1992 — "Музей национальной культуры, Казань; Галерея Министерства Культуры РБ, Зальцбург, Вена, Австрия.
1993 — Выставка галереи «Мирас», ЦВЗ СХ РБ, Уфа; Выставка галереи «Мирас», Большой театр, Москва; Персональная выставка, Вена, Австрия; Персональная выставка, Зальцбург, Австрия.
1994 — Выставка Культурологического фонда «Туран», Стамбул, Турция; Выставка галереи «Мирас», «Грезы Луны», ЦДХ, Москва.
1995 — «Чингисхан», Уфимская художественная галерея, Уфа.
1996 — «Возвращение Чингисхана», Культурный Центр «Казань», Казань; Международная художественная ярмарка «Арт-манеж», Москва.
1997, 1999 — Перформанс «Науруз байрам», Уфимская художественная галерея, Уфа.
1997 — Коллекция галереи «Мирас», ЦДХ, Москва; Международная художественная ярмарка «Арт-манеж», Москва.
1997, 1998 — "Посольство ФРГ, Москва.
1998 — Перформанс «Гравицаппа», Галерея «Урал», Уфа.
1998-1999 — Международная художественная ярмарка «Арт-манеж», Москва.
1999 — Музей изобразительных искусств, Екатеринбург.
2000 — Перфоманс «Принцессы», музей им. Нестерова, Уфа; Галерея «Палитра», Санкт-Петербург; Художественно-музыкальный проект «Жаворонок в кобальте неба», ЦДХ, Москва; Посольство Египта, Москва; Международная художественная ярмарка «Арт-манеж», Москва.
2001 -«Современное изобразительное искусство Башкортостана». Дни культуры РБ в Санкт- Петербурге, ВЗ ЛОХС. .
2003 — Выставка ТО «Чингисхан». Москва, Дом национальностей.
Персональные выставки:
1988 — «Ринат Харисов. Живопись». Уфа, малый ВЗ СХ РБ.
1993 — «Ринат Харисов. Живопись». Уфа, БГТОиБ.
1993 — «Ринат Харисов. Живопись». Вена, Австрия.
2001 — «Черно-белое кино». Уфа, галерея «Мирас».
2004 — "Под созвездием Близнецов». (Живопись). Уфа, БГХМ им. М.В.Нестерова

Работы автора находятся в Башкирском БГХМ им. М.В. Нестерова (Уфа), ГМИИ РТ (Казань), МНК НКЦ (Казань), НКФ «Туран» (Казань), РМИИ Р Марий Эл (Йошкар-Ола), МСРИ (Джерси-Сити, США; Париж, Франция), СХ РФ (Москва), ГМВЦ РОСИЗО (Москва), М-ГСИ «Марс»(Москва), Полномочное представительство РБ в Москве, МК и НП РБ (Уфа), ГНИ «Урал» МК и НП РБ (Уфа), Галерее «Мирас» (Уфа), ОАО «Урал Сиб Фонд»(Уфа), частных собраниях и корпоративных коллекциях банкрв, фирм в России и за рубежом (Германия, Франция, Голландия, США, Турция, Австрия).

Он появился на выставках в начале 80-х, когда государственная машина по производству «истинно народного искусства» водила хороводы ряженых на подмостках, гнала по конвейеру кубометры лакированных ложек. Одни его не поняли («Ну уж… нельзя так уж совсем просто»), другие, хитровато щурясь, кивали в сторону Шагала и Малевича, а иные сразу окрестили его классиком татарской живописи. Так и живет он, неофициальный классик неофициального искусства, картины пишет, что письма любовные, узелочки на память вязью арабской вяжет, бисер слов заветных сыплет. Его герои, обитатели двухмерного пространства, наивны, как дети, чистосердечны до святости, живы простодушной надеждой, счастливы полузабытой радостью.

Неоднозначность нынешней жизни множит сама себя. Поэтому все настойчивее он воскрешает утраченную целостность мира, все чаще уходит в воспоминания, основательно, как в хадж, в далекую Мекку своего детства. Именно детский взгляд на мир позволяет абстрагироваться от утилитарного предназначения вещей, высечь из предметов их поэтическую суть.

Он ироничен, всегда поэтичен, а это и есть тот настой, на котором замешена татарская душа. Мужчина и женщина — главные персонажи почти всех его работ. Даже отсутствуя, мужчина присутствует незримо: это для него она такая нарядная сегодня, ему шлет весточку…

Вы с детства любили рисовать?

Да. Мне кажется, эта творческая жилка заложена у нашей семьи в генах: мой младший брат здорово рисовал портреты писателей, прекрасно играл на гитаре и сочинял песни, остальные братья учились на худграфе, сестренки тоже любили рисовать. Моя мама работала школьной учительницей, в доме всегда было много книг и тетрадей, и, несмотря на то, что я постоянно изрисовывал их обложки и поля, родители меня за это не ругали, а только поощряли наши увлечения.

Вообще, это было забавное время: я вырос в деревне в Бураевском районе, и иногда, чтобы купить краски, мы с ребятами ходили пешком в соседнее село. Друг научил меня разводить прессованные акварели сахарной водой, поэтому, впервые купив масляные краски, я пытался проделать то же самое и с ними. Ничего, естественно, не получалось, а в тетради от них оставались только жирные пятна. Первым тонкостям рисования по правилам меня научил односельчанин, который учился в художественном училище. Его пример и подвигнул меня поступать на худграф.Когда вы решили стать художником?

В январе 1969 года мы с группой студентов поехали в Ленинград, Ригу, Таллинн, и в Эрмитаже я купил книгу о Валентине Серове, которую потом очень любил читать и копировать его автопортреты на полях. С этого и началось мое глобальное увлечение искусством: я много читал о художниках, интересовался творчеством передвижников, изучал академическую живопись

Расскажите о студенческих годах.

Учеба, несомненно, повлияла на мое становление как художника, ведь просто так, без образования сложно стать профессионалом. Моим любимым преподавателем в училище был Петр Руденко, который преподавал портрет. Мы с ним подружились, и он показывал мне, как нам тогда казалось, совершенно другое искусство – работы болгарских художников. На самом деле ничего в них такого не было, конечно, но для нас это все равно было что-то отличное от привычного. Позже мы вместе поступали в институт, но его судьба сложилась трагически. В память о нем я недавно написал картину «Полуторка»: на ту же тему, что и его вступительная работа, о шоферах и машинах. А в институте моим преподавателем живописи был выдающийся башкирский художник Рашит Нурмухаметов. В то время искусство должно было быть академическим, отклонения от нормы не приветствовались, а я уже тогда пытался делать стилизации, экспериментировать. Он подходил ко мне и говорил: «Что, работаешь на The Rolling Stones?». Но не порицал, и это было хорошо. Я благодарен ему за это.

Каково было в те годы работать в ином стиле?

В начале пути мое направление многие совсем не воспринимали, не брали работы на выставки, говорили, что так рисовать могут и дети. А моя первая персональная экспозиция в малом зале Союза художников вообще получила сплошь негативные отзывы. Но я был упертым и продолжал делать по-своему. Можно было, конечно, писать портреты деятелей эпохи, работать в академическом стиле, но я просто не представлял, как буду делать что-то другое. Конечно, было обидно, я говорил про себя: вы еще узнаете обо мне! Лишь потом, потихоньку, отношение к моему творчеству изменилось.

Вас всегда интересовала народная тематика?

Меня привлекали вышитые платки, ковры, быт деревенской жизни. Я изучал русский лубок, иконопись, башкирский и татарский фольклор. Сюжет для работы можно найти везде, в самой жизни, в самых обыденных ее эпизодах. А вложив в увиденное частичку себя, доработав, получаешь картину.

Как происходит работа над картиной?

Начинать бывает очень трудно: приходишь в мастерскую, а в голове ничего нет. Но работа должна быть ежедневная, как тренировки у спортсмена, писать надо постоянно, даже если нет желания. Вдохновение редко приходит из ниоткуда, его надо выжать из себя. Иногда просто берешь холст, начинаешь его красить, и постепенно он обретает идею. Это подобно тому, как в детстве лежишь в кровати, смотришь на деревянный потолок с его сучками и зарубками, и через некоторое время он начинает «оживать».

Что нужно для того, чтобы стать хорошим художником?

Это, наверное, только Аллаху известно. Я знал людей, у которых был талант, но художниками они не стали. Может быть, нужно иметь еще и стремление, способность отказываться от многого, в том числе и материальных благ, силу иметь свое мнение и отстаивать его. А от этого выбора страдает в первую очередь семья. Нужно уметь со всем этим справляться. И. конечно, талант, постоянный поиск и огромный труд.

А вы могли бы выбрать для себя другую профессию?

Я мог бы стать столяром или пекарем. Я даже жене говорю: «Я больше люблю столярничать, чем рисовать». Люблю печь хлеб, работать с деревом – приятно, не надо нервничать. Когда рисуешь, столько охаешь-ахаешь, не туда мазок положил, надо убирать – сплошные нервы. Это если ты с натуры пишешь, пейзаж, например, отдыхаешь. А когда выдумываешь то, чего на самом деле нет, конечно, напрягаешься, тратишь душевные силы.




Top