Художник кефир выставка эрмитаж. В эрмитаже открывается выставка ансельма кифера

«Ансельм Кифер - Велимиру Хлебникову. Судьбы народов», первый в России персональный проект современного немецкого художника Ансельма Кифера, который он посвятил русскому поэту Велимиру Хлебникову. На выставке покажут около 30 новых крупноформатных работ, их будут экспонировать в специально выстроенном в Николаевском зале Зимнего дворца трехчастном пространстве из белоснежных фальшстен. Выставка приурочена к юбилею революции: в основе интереса Кифера к Хлебникову некогда выстроенная последним странная нумерологическая теория о том, что переломные исторические моменты между собой разделяют ровно 317 лет, доказывая которую поэт-экспериментатор задолго до революции сумел предсказать события 1917 года.

Кифер - одна из главных фигур послевоенного европейского искусства, ученик Йозефа Бойса и поклонник Георга Базелица - необычный и сложный художник, в своем творчестве умеет удивительным образом сочетать мрачную многослойную экспрессивную живопись, приемы концептуализма и постмодернистские техники инсталляции и перформанса. По мнению отдельных критиков, главное преимущество Кифера на фоне большинства современных авторов заключается в том, что его работы говорят сами за себя и производят сильное впечатление вне зависимости от степени подготовки зрителя. Тем не менее разобраться и правильно интерпретировать его идеи часто бывает сложно.

На основе работ, которые будут представлены на выставке, а также некоторых прошлых знаковых произведений мастера The Villlage объясняет, как устроен художественный язык Кифера.

«Ансельм Кифер - Велимиру Хлебникову. Судьбы народов»

Где: Государственный Эрмитаж (Дворцовая пл., 2)

Стоимость: 400 рублей

Из серии «Оккупация», 1969, черно-белая фотография

Война

Общее место всех биографических справок: Ансельм Кифер родился в небольшом немецком городке Донауэшинген в 1945 году, за два месяца до конца Второй мировой войны. Собственно, бомбежек он не видел, но неустроенность послевоенного времени очевидно стала важным элементом его детских воспоминаний и определила тот интерес, с которым спустя годы он принялся разрабатывать тему замалчивания вины и боли, характерного для немецкого общества 60-х годов. Его первая заметная работа - «Оккупация» - представляла собой серию фотографий, на которых Кифер запечатлел себя в разных точках Европы со вскинутой в нацистском приветствии рукой.

Другой болевой точкой в его искусстве стал холокост. Историю истребления нацистами евреев художник зашифровывал в своих многослойных картинах, для которых, помимо масла и акрила, использовал землю, солому, пепел, свинец, заставляя зрителя воспринимать работы почти на тактильном уровне и одновременно таким образом то ли давая новый виток развитию живописи, то ли просто фиксируя ее пограничное состояние, постепенно уходя за рамки актуальных техник.

Новая выставка Кифера, собственно, тоже о войне: отправной точкой работ, созданных художником специально для Эрмитажа, стала идея русского поэта-футуриста Велимира Хлебникова, писавшего о цикличности судьбоносных военных столкновений, происходящих на воде и суше раз в 317 лет.

«Новое учение о войне. Велимиру Хлебникову», 2016–2017, смешанная техника

Руины

В визуальном плане центральное место в творчестве Кифера занимают картины распада и разрушения. Выжженная войной земля становилась метафорой отдельной человеческой жизни, как, например, в работе «Фуга смерти» - иллюстрации одноименного стихотворения Пауля Целана, - где бледно-желтая пламенеющая солома на одной из картин символизировала косы арийки Маргариты, а на соседней в пепел превращались волосы еврейки Суламифи.

«Маргарита», 1981, смешанная техника

Руинированные башни - собранные из бетонных блоков, с торчащей из щелей арматурой, обозначавшие состояние отчужденности и заброшенности, того вселенского одиночества, что испытывает перед лицом мира поэт - после 11 сентября неожиданно обрели совершенно новый зловещий смысл. Прибавить сюда безжизненные апокалиптические пейзажи, словно бы укрытые слоем проржавленного железа, поля и холмы - и можно подумать, что Кифер смотрит в будущее со страхом средневекового грешника. В реальности все сложнее: «Для кого-то руины - это конец, но если есть руины, то всегда можно начать сначала» - мысль, озвученная однажды художником, заставляет взглянуть на эти видения по-новому, увидеть в них еще и картину сотворения мира.

«Дух над водой», 2008–2016, смешанная техника

Книги

Кифер - филолог по образованию, в своих работах он начиная с 70-х годов цитирует поэтов и философов: Гете, Хайдеггера, Целана, Бахман. Тщательно выписывает их имена, а иногда и отдельные строки прямо поверх холста, плюс делает собственные книги художника, иногда представляющие собой переплетенные коллекции фотографий и рисунков, иногда - гигантские скульптуры. В 1985 году он купил обветшавшую крышу Кельнского собора, а после многие годы превращал свинцовые листы в страницы многочисленных книг-скульптур, ставших еще одним его узнаваемым образом. Книги Кифер снабжал крыльями, растущими прямо из толщи страниц, грибами, окружал, словно терновым венцом, арматурой бетонных плит, раскладывал стопками по залам музеев и расставлял неподъемные многометровые фолианты на гигантских полках. Одна из его книг будет и в Эрмитаже: парящая над неспокойным морем, она нужна, чтобы яснее передать киферовскую идею божественного, которое для него, без сомнения, заключено в слове.

«Язык птиц», 2013, смешанная техника

«Меланхолия», 2008–2011, смешанная техника

Поэзия

Если книга как предмет, вещь - лишь один из множества визуальных воплощений идей художника, то ее содержание, поэзия, заключенная в слова, лежит в самой основе его метода. Кифер часто посвящает работы поэтам, притом определенным, близким ему по духу. В память Пауля Целана, прошедшего немецкие концлагеря, он собирал гербарий из засушенного папоротника, а австрийской поэтессе Ингеборге Бахман посвятил холст с изображением укрытого туманной дымкой безлюдного каменного поля. В случае с Хлебниковым стихи русского поэта революции не были для Кифера точкой отсчета: он читал их в переводе на немецкий, который мало что способен передать. Однако Кифера впечатлила нумерологическая теория Хлебникова, с помощью которой тот, подобно алхимику, пытался отыскать законы времени и предсказать будущее.

«Морские сражения Велимира Хлебникова», 2016, смешанная техника

Корабли

Одним из центральных образов на выставке стало изображение корабля. «Морские сражения случаются каждые 317 лет», - писал Хлебников, и к этой цитате обращается Кифер. Сначала в 1990-м он подписывает этой фразой серию фотографий с изображением железных стола и стульев, подвешенных над проемом в полу, позднее снабжает полузасвеченные неясные изображения указанием конкретных морских сражений и, наконец, в серии пятнадцатилетней давности впервые использует модели ржавых кораблей, подвешивая их на поверхности картин с изображением иссохших морей и рек.

«Велимиру Хлебникову. Новое учение о войне. Судьбы народов.», 2015–2017, смешанная техника

В серии, созданной для Эрмитажа, в отличие от первых работ, в безлюдную окаменевшую местность киферовских пейзажей как будто возвращается жизнь: окаменелая земля неожиданно дает всходы, обмелевшие реки и моря снова наполняет вода, на горизонте темнеет лес, а небо над безвидной пустыней заполняют спасительные грозовые тучи. Мираж это все или реальность, Кифер рисует то состояние покоя, что на земле только и существует, что в первые дни после окончания войны. И, кажется, даже позволяет себе немного иронии, когда взошедшие по краям какой-то разбитой дороги цветы полностью преображают пейзаж, превращая высохшее дно некогда полноводной реки его прежних произведений в обычную дорожную колею, а гигантскую проржавленную лодку - в игрушку то ли забытую, то ли брошенную за ненадобностью неизвестным ребенком.

Фотографии: обложка, 2, 3, 4, 6, 7, 8 – Charles Duprat, 1, 5 – Atelier Anselm Kiefer

В Эрмитаже открылась первая в России выставка Ансельма Кифера, немецкого художника, ученика Йозефа Бойса и самого яркого современного представителя неоэкспрессионизма.

«Болевой» точкой искусство Кифера является тема Холокоста, его художник рассматривает как главную катастрофу немецкого народа. Вместе с Георгом Базелитцем и Герхардом Рихтером он был одним из первых художников, обративших мировое внимание на темы нацизма и послевоенной вины и травмы. Вместе с тем творчество Кифера идеально вписывается в постмодернистскую традицию - многослойные композиции как будто дословно иллюстрируют его интерес к истории, философии и религии. Основной источник вдохновения для немца - мировая история в самом общем смысле этого слова.

«Новое учение о войне. Велимиру Хлебникову», 2016–2017.

Творческую манеру Кифера нередко сравнивают с Ван Гогом - за масштаб работ и очевидную трехмерность. Нередко художник, преследуя особую экспрессию, добавляет в краски различные элементы - пыль, небольшие фрагменты ржавого металла, засушенные цветы. Таким образом, каждое полотно превращается в многословный сложный рассказ, наполненный сложной рефлексией.

Нынешняя выставка - изобразительное посвящение Кифера знаменитому русскому поэту-футуристу Велимиру Хлебникову. В Николаевском зале Эрмитажа выставлено 30 полотен, созданных художником специально для этого проекта. Авангардист Хлебников и Кифер схожим образом рассматривают тему осмысления хода истории, повторения военных конфликтов и неотвратимых поворотов судьбы, с которыми не в силах справиться человек.

Поэзия Хлебникова становится для немецкого художника отправной точкой: «Я мыслю изображениями. Стихи помогают мне в этом. Они подобны маякам. Я плыву к ним, от одного к другому. Без них – я пропал. Они становятся опорой, на которой в безграничности пространства концентрируется все».

«Велимиру Хлебникову. Судьбы народов».

«Велимиру Хлебникову. Новое учение о войне. Судьбы народов.», 2015–2017.

(Anselm Kiefer , р. 1945) - немецкий художник, скульптор, инсталлятор. Лауреат премии Вольфа (1990).

Биография, творчество

Ранние годы

Ансельм Кифер родился 8 марта 1945 года в г. Донауэшинген (сейчас земля Баден-Вюртемберг), Германия. Его отец работал учителем живописи. Вскоре после рождения ребенка семья уехала небольшое местечко Оттерсдорф, а Ансельм начал ходить в школу в г. Раштатт, которую окончил в 1965 году.

После окончания школы Ансельм Кифер поступил в Университет Фрайбурга, где изучал предварительное законодательство и романские языки. Тем не менее, после 3-х семестров он увлекся живописью и поочерёдно посещал художественные академии Фрайбурга, Карлсруэ и Дюссельдорфа. В Карлсруэ его учителем был Питер Дреер. В 1969 году Ансельм Кифер получил диплом о высшем образовании в области искусств.

В Хорнбахе, 1971-91 (Немецкий период)

В 1971 году Кифер переехал в г. Хорнбах, где в здании бывшего кирпичного завода решил расположить свою студию. Здесь он работал вплоть до 1991 года. Почти все картины т.н. "немецкого периода" были написаны художником в Хорнбахе.

В конце 60-х - начале 70-х годов Кифер создал ряд фотографий, на которых он в военной форме имитировал нацистское приветствие в различных местах Франции, Швейцарии и Италии, призывая немцев помнить и признать потери Второй мировой войны. Позднее, многие и этих фотографий легли в основу одноименных картин художника.

В своем раннем творчестве Кифер работал со стеклом, соломой, деревом, частями растений ит.п. Использование этих материалов делало его художественные произведения крайне хрупкими, о чем сам Кифер, разумеется, был хорошо осведомлен. Художник хотел продемонстрировать материалы таким образом, чтобы они были представлены в их естественной форме. Его ранние работы, несмотря на их эстетическую монолитность, созданы как нечто очень хрупкое, временное. Это также характерно для стиля нео-экспрессионизм. Кроме того, в это же время Кифер начал добавлять различные надписи на свои картины, делая их частью общей эстетики. Подобный прием характерен для всего творчества художника.

В 70-х - 80-х гг. в работах Кифера начали прослеживаться образы и персонажи из немецкой мифологии, взятые в основном из цикла опер Рихарда Вагнера "Кольцо нибелунга". В начале 80-х годов художник создал более 30 картин, названия которых являлись отсылками к произведениям Вагнера. В 1980 году Ансельм Кифер и Георг Базелиц представляли Германию на Венецианской биеннале.

Во второй половине 1980-х годов Ансельм Кифер вернулся к теме критики фашизма и переосмысления современной на тот момент истории Германии. Некоторые работы художника того периода являются реакцией на происходящие в то время событии (например, картина "Густое облако" (1985) является косвенным ответом на противоречия в обществе Западной Германии, вызванные базированием тактических ядерных ракет НАТО на немецкой земле и размещением соответствующих мощностей по переработке ядерного топлива). К середине 80-х годов тематика работ Кифера расширилась до своеобразного художественного анализа роли Германии как цивилизации в развитии общемировой культуры. Его работы стали более скульптурными и начали включать в себя символические элементы связанные не только с национальной идентичности и коллективной памятью, но и с оккультными практиками, теологией и мистицизмом. В 1990 году Ансельм Кифер был удостоен премии Вольфа.

В Баржаке (1991-2008 гг)

В 90-х годах в своих работах Ансельм Кифер начал анализировать универсальные мифы, повествующие об общих вопросах существования и смысла жизни, постепенно уходя от темы национальной идентичности немцев. В 1991 году в жизни художника происходит резкий поворот: он отказывается от своей студии в Хорнбахе, уходит из семьи (на тот момент у Кифера была жена и дети), уезжает из Германии и в следующие годы совершает несколько поездок в Японию, Мексику и Индию. В 1992 году Кифер начинает обустраивать свою новую студию, теперь в коммуне Баржак, Франция. Как и в Хорнбахе для студии он выбирает заброшенное индустриальное здание (в Баржаке это брошенная фабрика по производству шелка). В художественном смысле в этот период (особенно в 1995-2001 гг.) основной темой художника можно считать космос. Кроме того, в этот период Кифер создаёт большинство из своих скульптур. В 1999 году художник стал лауреатом Императорской премии Японии за прижизненные достижения.

В 2002 году в Милане Ансельм Кифер создает серию скульптурных работ "Башни" для складов Pirelli. Кроме того, он создает ряд арт-объектов на грани живописи, скульптуры и инсталляции, которые можно интерпретировать как своеобразный ответ мастерам XX века, диалог между современностью и столь неоднозначным прошлым. Особое место здесь занимают его работы посвященные поэтам Полу Целану и Велимиру Хлебникову. В 2006 году выставка Кифера "Велимир Хлебников" впервые прошла в небольшой галереи недалеко от студии художника в Баржаке. Затем выставка переехала в White Cube в Лондоне, а позднее - в Музей современного искусства в Алдриче, штат Коннектикут. Данную "выставку картин" (такого формальное обозначение работы) принято интерпретировать как одну большую инсталляцию, состоящую из 30 больших (2 х 3 метра) картин, висящих на двух стенах в специальном помещении из гофрированной стали (помещение во многом продолжает эстетику студии, в которой вся работа была создана). В идейном плане инсталляция является отсылкой к эксцентричным теориям русского поэта-футуриста Велимира Хлебникова, который разработал "язык будущего" под названием "Заумь", и который постулировал, что разрушительные морские сражения влияют на ход истории раз в 317 лет. В картинах Кифера игрушечные линкоры как будто только что покинули поле боя. Их корпуса часто деформированы, а основным цветом является цвет ржавчины, который местами смешивается с черным, белым, серым. Поверхность картин шероховатая, поверх краски местами нанесена штукатурка, грязь и глина. Местами (что характерно для всего творчества Кифера) на картинах и участках стен между ними нанесены надписи на немецком языке.

В 2007 году художественный триптих Кифера (картина "Атанора" и две скульптурные работы - "Даная" и "Hortus Conclusus") вошел в постоянную экспозицию Лувра и т.о. он стал первым живым художником удостоенным подобной чести со времен Жоржа Брака в 1953 году.

В Париже (2008-...)

В 2008 году Ансельм Кифер переехал в Париж. Т.о. он был вынужден покинуть свою студию в Баржаке и перебраться ближе к новому месту жительства. Для своей новой студии он выбрал здание бывшего универмага La Samaritaine на трассе Периферик в пригороде Парижа. Для переезда Киферу понадобилось 110 грузовиков. Это мероприятие широко освещалось в французских СМИ.

В декабре 2011 года Ансельм Кифер (не отказываясь от своей студии под Парижем) приобрел часть выведенной из эксплуатации АЭС Мюльхайм-Керлих на западе Германии, вблизи Кобленца. Художник заявил, что собирается превратить данные помещения частично в арт-объект, частично в студию. Для заключения подобной сделки Кифер писал письма непосредственно главе электроэнергетической компании RWE Юргену Гроссману.

В 2008 году Ансельм Кифер стал первым художником, который был удостоен Премии Мира немецких книготорговцев (нем. Der Friedenspreis des Deutschen Buchhandels).

С 30 мая по 3 сентября 2017 года в Санкт-Петербурге, в Николаевском зале Зимнего дворца состоялась выставка «Ансельм Кифер – Велимиру Хлебникову», организованная Государственным Эрмитажем совместно с галереей Тадеуса Ропака (Galerie Thaddaeus Ropac, London/ Paris/ Salzburg). Выставка посвящена великому русскому поэту Велимиру Хлебникову. В 2018 году Государственный Эрмитаж при участии благотворителей приобрел за 750000 евро картину Ансельма Кифера "Аврора".

В настоящее время Ансельм Кифер живет вместе со своей второй женой Ренатой Граф (известна как современный австрийский фотограф) и двумя детьми от второго брака в районе Марэ в Париже.

On 30th May 2017, for the very first time in Russia, the State Hermitage Museum inaugurates a solo exhibition of one of the most famous contemporary artist, Anselm Kiefer.

Ghost over the Waters

For Velimir Khlebnikov: New Theory of War, Fates of Nations
Credit Line: © Anselm Kiefer. Photo: Charles Duprat

For Velimir Khlebnikov, Fates of Nations
Credit Line: © Anselm Kiefer. Photo: Charles Duprat

1770 Çeşme 1770-951=819 Normans in France
Credit Line: © Anselm Kiefer. Photo: Charles Duprat

New Theory of War – for Velimir Khlebnikov
Credit Line: © Anselm Kiefer. Photo: Charles Duprat

Battles at Sea by Velimir Khlebnikov
Credit Line: © Anselm Kiefer. Photo: Charles Duprat

Located in the Nicholas Hall of the Winter Palace, the exhibition is organized by the State Hermitage Museum in close collaboration with the artist and in cooperation with Galerie Thaddaeus Ropac, London/Paris/Salzburg. Anselm Kiefer dedicated the exhibition to the great Russian poet Velimir Khlebnikov.

Anselm Kiefer is an artist whose work demonstrates a deep and diverse intellectual reflection. In his oeuvre he faces the themes of history, religion, literature, philosophy as well as the question of memory and heritage. One of the main source of inspiration for Kiefer is world culture in its widest perspective: German history, religious mysticism, antiquity, and Mesopotamian mythology.

Anselm Kiefer was born in 1945 in a little German town called Donaueschingen, a few months before the end of the Second World War. Researching the themes of guilt and pain, which paralyzed his generation, Kiefer, alongside Georg Baselitz and Gerhard Richter, became one of the first artists who blatantly addressed the topics of Nazism and the Holocaust.

In 1980 Kiefer represented Germany at the Venice Biennale. In the following years he had solo exhibitions held at the Kunsthalle in Düsseldorf, the Museum of Modern Art in New York, the Guggenheim Museum in Bilbao, the Royal Academy of Arts in London as well as at the Grand Palais and the Centre Pompidou in Paris. Anselm Kiefer is the only living artist to be part of the permanent display of the Louvre.

According to the German philosopher Peter Sloterdijk, “Anselm Kiefer’s art lodges in a strange spaciousness, as far from horrible as it is from decorative”, – two constants of contemporary art. His pictorial works – extensive, multilayered, three-dimensional – mark the revival of the history painting genre with its key concerns: memory and cultural myth. In a challenging manner, Kiefer explores layers of history by a distinct treatement of materials and texture, colours in his canvases are mixed with dust, soil, clay, rusted metal, straw and dry flowers.

In 1985 he acquired an obsolete roof of the Cologne cathedral: lead sheets became pages of his artist’s books, one of his central means of expression. Delving into the practice of Anselm Kiefer demands a viewer that is prepared for mystic compassion and an immersion into the whirling of rarified intellectual ideas.

In 2016, Anselm Kiefer, inspired by his visit to St. Petersburg, created a new exhibition project specially for the Hermitage Museum. It is in the triadic space of the colossal Nikolaevsky Hall of the Winter Palace that Kiefer chose to display around 30 new works dedicated to the Russian futurist-poet Velimir Khlebnikov (1885-1922).

For Kiefer, poetical production is often a starting point: “I think in pictures. Poems help me with this. They are like buoys in the sea. I swim to them, from one to the other. In between, without them, I am lost. They are the handholds where something masses together in the infinite expanse.”

One of Khlebnikov’s central ideas is that major pivotal naval and terrestrial battles endlessly repeat every 317 years. This foresight was for Kiefer a thread to reflect on themes of war and peace, the fugacity and finitude of all human aspirations and the mercilessness of fate. All the while, the exhibition “Anselm Kiefer, for Khlebnikov” is an ode to the sorrowful beauty of rusted vessels – these relics of wars once instilled fear and are now left at the uttermost points of the earth.

The exhibition is curated by Dr. Dimitri Ozerkov, the Head of the Contemporary Art Department of the State Hermitage Museum, and Nina Danilova, Associate Curator of the same department.

The exhibition is accompanied by a fully illustrated catalogue (both in Russian and English). The catalogue features a foreword by Prof. Mikhail Piotrovsky, the General Director of the State Hermitage Museum, and texts by Dimitri Ozerkov, Ivan Czeczot, Peter Sloterdijk and Klaus Dermutz.

The exhibition “Anselm Kiefer, for Velimir Khlebnikov” is accompanied by a compelling educational program and curated events. It includes meetings with the artist and curators, film screenings, lectures, workshops and public talks.

The exhibition is organized by the Contemporary Art Department of the State Hermitage Museum in the frame of “the Hermitage 20/21 Project” which aims to collect, study and exhibit Contemporary Art. It marks the centenary anniversary of the Revolution in Russia, celebrated in 2017.




Top