Художник крамской его картины. Иван крамской биография и творчество художника

Иван Николаевич Крамской (1837-1887) – художник.

Став в 1863 г. лидером учеников-конкурсантов за золотую медаль, отказавшихся от написания картины по заданному библейскому сюжету и покинувших Академию в знак протеста, Иван Крамской возглавил сначала Артель художников, а потом – Товарищество передвижных художественных выставок.

Первая выставка Товарищества была открыта в Петербурге в 1871 г. И.Н. Крамской участвовал в ней картиной "Русалки" на сюжет повести Н.В. Гоголя "Майская ночь".

"Я сделался портретистом по необходимости", - писал о себе Крамской. В 1870-е гг. им были выполнены портреты литераторов и художников, большая часть которых писалась по заказу Павла Третьякова . Позже появились ещё десятки заказов.

Казалось, можно было жить безбедно. Но хотелось иметь семейный дом. Во время строительства Крамской узнал, что тяжело болен. Пришлось влезть в долги, с которыми он успел расплатиться за три месяца до смерти.

И.Н. Крамской был первым учителем И.Е. Репина . Сначала – в Рисовальной школе Общества поощрения художников, а потом – в Петербургской Академии художеств.

Биография Крамского

Иван Крамской.
Автопортрет 1867 г.

Иван Крамской.
Автопортрет 1874 г.

Крамской, пишущий портрет дочери Софьи.
Автопортрет 1884 г.

  • 1837. 27 мая (8 июня) – в городе Острогожске Воронежской губернии, в семье писаря Николая Крамского родился сын Иван.
  • 1849. Иван Крамской с похвальным листом окончил Острогожское уездное училище. Смерть отца. Крамской принят писарем в городскую думу, где работал отец. Позже, до 16 лет Крамской служил посредником по полюбовному межеванию.
  • 1852. В пятнадцать лет Крамской поступил учеником к острогожскому иконописцу и провёл в его мастерской около года.
  • 1853. Иван Крамской занялся фоторетушью. М.Б. Тулинов, земляк Крамского, научил его "доводить акварелью и ретушью фотографические портреты". Знакомство с харьковским фотографом Яковом Петровичем Данилевским, приехавшим в городок на съёмку войсковых учений. С ним Крамской объехал пол России в качестве ретушёра и акварелиста.
  • 1856. Приезд в Петербург. Работа ретушёром в фотомастерской Александровского.
  • 1857. Крамской успешно сдал экзамены в Академию художеств и стал учеником профессора А.Т. Маркова. Подрабатывает ретушёром в "Дагерротипном заведении художника Деньера".
  • 1860. Крамской получил малую серебряную за картину "Умирающий Ленский".
  • 1861. Большая серебряная медаль за этюд с натуры.
  • 1863. Академия художеств присудила Крамскому малую золотую медаль за картину "Моисей источает воду из скалы" и предложила ученикам на конкурс тему из скандинавских саг "Пир в Валгалле". Выпускники подали прошение о том, чтобы им позволили выбрать темы, по своему желанию. Профессор Тон отметил: "Если бы это случилось прежде, то всех бы вас в солдаты!" 9 ноября – Крамской от лица товарищей заявил совету, что они, "не смея думать об изменении академических постановлений, покорнейше просят совет освободить их от участия в конкурсе". Художники образовали "Петербургскую артель художников". Женитьба Крамского на Софье Николаевне Прохоровой. Рождение сына Николая. Начало преподавания в Рисовальной школе Общества поощрения художеств.
  • 1865. Марков пригласил Крамского в помощники по расписыванию купола храма Христа Спасителя в Москве. Из-за болезни Маркова, главную роспись купола сделал Крамской с художниками Венигом и Кошелевым.
  • 1867. 21 августа – рождение любимой дочери Софии, ставшей художницей.
  • 1868. Уход Крамского из Рисовальной школы Общества поощрения художеств.
  • 1869. Первый заказ от П.М. Третьякова на создание "Портрета писателя П.А. Гончарова". Иван Крамской получил звание академика. Поездка в Европу для знакомства с живописью старых мастеров.
  • 1870. Уход Крамского из "Артели художников": устал от безнадёжной борьбы за "нравственное единство". Артель распалась через год. Образование "Товарищества передвижных художественных выставок". Крамской – один из основных организаторов и идеологов.
  • 1872. Картина Крамского "Христос в пустыне".
  • 1873-1880. "Увлечение" И.Н. Крамского портретами.
  • 1882. Ухудшение отношений Крамского с большинством передвижников.
  • 1883. Начало двухлетней работы Крамского над альбомом коронации Александра III. Из письма П.М. Третьякову : "Я сознаюсь, что обстоятельства выше моего характера и воли. Я сломлен жизнью и далеко не сделал того, что хотел, и что был должен".
  • 1884. Обострение болезни сердца. Отъезд на лечение на юг Франции в сопровождении дочери Софии.
  • 1885. Участие Крамского в разработке проекта памятника Александру II.
  • 1886. Обвинения Крамского со стороны передвижников в том, что его работы стали "неискренними", и что он "предал идеалы", приняв заказ на выполнение портретов членов царской семьи. В конце жизни Крамской написал: "От меня почти все отвернулись... Я чувствую себя оскорблённым".
  • 1887. 24 марта (5 апреля) – от сердечного приступа у мольберта умер Иван Николаевич Крамской.

Картины и портреты Крамского

С шестнадцати лет Иван Крамской был фоторетушёром. Сначала доводил "акварелью и ретушью фотографические портреты" у земляка М.Б. Тулинова, потом – в Харькове у фотографа Я.П. Данилевского. С 1856 г. работал в известном ателье И.Ф. Александровского в Петербурге. О том времени Крамской писал: "Нас больше интересовали техника и химия, чем художественная сторона светописи". Но это была школа.

Являясь идейным лидером и руководителем Товарищества передвижников, Крамской начал писать картины только в зрелом возрасте. Лучшие картины Крамского были написаны после 1870 г. Первой из них была "Русалки".

Картина "Лунная ночь" написана И.Н. Крамским в 1880 г. Летняя ночь. Тишина. Серебристый лунный свет. Ничто не нарушает тишину. Женщине, сидящей на скамейке и погружённой в свои мысли, автор придал сходство со второй женой Сергея Третьякова Еленой Андреевной (урождённой Матвеевой). С.М. Третьяков купил картину сразу после её написания. Современники утверждали, что и в композиции картины "Лунная ночь", и в цветопередаче сильно влияние его друзей – А.И. Куинджи и Ф.А. Васильева. В 1892 г. после смерти брата Павел Третьяков передал картину в дар городу в составе своей коллекции.

Картина "Русалки" ("Майская ночь") , написанная на сюжет одноимённой повести Гоголя , была первой из предполагавшейся серии для иллюстрации "Вечеров на хуторе". Художник работал над "Русалками" в Малороссии летом 1871 г. На заросшем тростником берегу и на стволе огромного тополя в лунном свете два десятка утопленниц. Их позы унылы, лица бледны и полны безысходной тоски. Представленная на выставке передвижников в год написания, картина привлекла к себе особое внимание посетителей. Крамской о "Русалках" написал: "Я рад, что с таким сюжетом окончательно не сломал себе шею... нечто фантастическое вышло".

Сюжет картины "Неутешное горе" был близок автору: в короткий срок он потерял двух сыновей. О картине художник писал: "Если она не будет продана, я её самым спокойным образом поворачиваю к стене и забываю о ней, я своё дело сделал". Рецензия Ильи Репина сохранилась в его "Воспоминаниях": "Не картина, а живая действительность".

В 1870-1880-е гг. П.М. Третьяков собирал для своей галереи портреты деятелей русского искусства. Двенадцать заказов он отдал Крамскому. Среди заказчиков появились члены императорской фамилии. В результате художник-портретист стал популярен и востребован. Румянцевский музей заказал ему несколько десятков портретов.

М.П. Мусоргский писал критику В.В. Стасову о впечатлении от одного из портретов Крамского: "Подойдя к портрету Литовченко, я отскочил... Это не полотно – это жизнь, мощь, искомое в творчестве!"

Крамской Иван Николаевич родился в небольшом городе Острогожске, Воронежской губернии 27 мая мая (8 июня) 1837 года, в небогатой семье чиновника. У молодого Ивана еще с детства проявились признаки тяги к рисованию, в познании некоторых приемов рисования ему помогал подкованный в этом направлении его сосед. Начальное образование Крамской получил В Острогожском местном училище, которое закончил с отличием.

Все это время Ваня рисовал, как самоучка раскрывая в себе потаенные признаки этого мастерства, но этого было не достаточно. За не имением возможности учиться у хороших мастеров, в 16 лет его принимает к себе в ретушеры местный Харьковский фотограф. Крамскому эта работа конечно нравилась но в глубине души он чувствовал, что ему необходимо, нечто большее, чем раскрашивать фотографии. Поднаторев на этом поприще он едет в 1856 году в в Петербург, где работает ретушером у

знаменитых в столице фотографов. И только волей случая приблизительно через год его принимают в академию художеств, шаг за шагом успешно раскрывая себя в искусстве живописи и рисования у профессора А. Т. Маркова.

Крамской много рисует с натуры оттачивая навыки, в 1858 его награждают серебряными медалями за натурный рисунок, в 1860 году за картину Умирающий Ленский. Уже в 1861 его награждают большой серебряной медалью за этюд с натуры и наконец за работу Моисей источает воду из камня ему вручают малую золотую медаль.

Шло время, в академии Крамской за все время обучения хорошо подружился со многими друзьями художниками, часто среди них шла полемика о неправильности преподавания в академии. Простым языком это можно сказать так, художники академисты не хотели исполнять задания на неудобные для них темы, потому, как заслужить за свою работу большую золотую медаль, было почти нереально.

Собравшись вместе и посовещавшись они подали прошение, суть, которого была такая, это свободный выбор тем написания своих работ. На что в академии отреагировали грозным отказом. Такое положение дел очень было не по нраву 14 молодым художникам и 1863 году вся эта протестующая группа из 14 во главе, которой стоял сам Иван Крамской, отказались исполнять академическое задание Пир на Валгалле и вынуждены были

покинуть академию. Оказавшись в таком положении они нуждались в средствах, поэтому для выживания было предложено создать артель художников, Крамской конечно возглавил артель исполняя все трудные задачи по организации. В артели все исправно платили взносы с проданных картин художников.

Но, к сожалению артель просуществовала не долго, виною был все тот же денежный вопрос или процент по взносам, который не устраивал многих художников.

Тем временем Крамской много работает со своими картинами, пишет ряд портретов, среди которых портреты художника Ивана Шишкина, государственного деятеля Дмитрия Андреевича Толстого это даже добавляло Крамскому популярности и со временем он становится известным и модным художником и получил звание академика. Впервые в жизни он едет за рубеж России в Дрезден в 1969 году, гуляет по музеям, Его очень впечатляет произведение Рафаэля Сикстинская Мадонна, которой он еще долго восхищался рассказывая часто о картине своей жене.

1970 год год открытия товарищества передвижных выставок во главе которой, как организатор был Иван Крамской. С 1970 по 1980 годы это было золотым временем Крамского, он создает много портретов, где персонажами различные знаменитости портрет Салтыкова-Щедрина, Федора Васильева и много других вплоть до самой императрицы Марии Александровны.

Крамской переступает очередную ступень славы, завораживая всех своими выразительными работами. Самый замечаемый и выразительный портрет Крамского был, портрет Александра Дмитриевича Литовченко, в образе, которого чувствуется могучий порыв и внутренний мир, положительный отзыв дал этому портрету Стасов В.В. Очень замечательно художник написал портрет писателя Григоровича Д. В., портреты: Лавровой, Суворина, Шишкина и других. Создает картины, Охотник на тяге, Майская ночь, Лунная ночь, насыщенную психологизмом знаменитую картину Христос в пустыне, которую восторженно оценила тогдашняя публика.

В 1876 Иван Крамской едет опять за границу, посещает Рим, Неаполь и Помпею где занимается творчеством. В Париже он исполняет огромный портрет-офорт цесаревича Александра Александровича. 80 годы Крамской создает также ряд портретов, рисунки Неизвестная.

Также в 1883 году он создает очередной шедевр картина портрет Неизвестной, красивая девушка в полу коляске. Также в эти годы из под кистей Крамского выходят замечательные картины Лунная ночь и Неутешное горе. В тоже время его начала одолевать болезнь, он много кашлял, характер художника понемногу угасал, он был раздражителен, становился пессимистом. в 1887 году он умер прямо за работой стоя у мольберта, когда рисовал с натуры доктора Раухфуса. Портрет так и остался незаконченным, в лице Крамского изобразительное искусство потеряло очень талантливого и прогрессивного художника, каких было мало

Неизвестная

Художник Иван Николаевич Крамской — выдающийся русский мастер живописи, который жил и творил во второй половине девятнадцатого века. Он не просто живописец – это один из основоположников движения художников-реалистов в русском и мировом искусстве.

Поскольку Иван Николаевич стоял у истоков критического реализма, возникла очень соблазнительная идея представить художника, как живописца-революционера, который возглавил бунт в Академии художеств, выступил против библейской живописи и, соответственно, реакционного царского строя. Всё это политиканство. И не более того. Истина, как всегда, находится где-то посередине.

Биография художника Ивана Крамского

Автопортрет

Художник Иван Крамской родился 27 мая 1837 года в Воронежской губернии, вблизи города Острогожска, в семье мещанина. С отличием окончил реальное училище, однако поступить в гимназию не смог – в 1849 году умер отец мальчика и семья жила очень скромно. После окончания реального училища Иван некоторое время подрабатывал в Городской думе. Именно в Городской думе он увлекся сначала каллиграфией, а затем и живописью.

Желание рисовать было так великого, что Иван постоянно просил у старшего брата помощи – брат мог устроить его учеником к какому-нибудь местному живописцу. Этими просьбами он досаждал старшему брату целых два года и, в результате, был определен на учебу к одному из воронежских живописцев. В иконописной мастерской Иван Николаевич трудился не долго – сбежал. Впоследствии он вспоминал, что в иконописной мастерской к живописи его не допускали, а использовали как помощника по хозяйству – принести, отнести, помыть.

После побега молодой Крамской познакомился с М.Б. Тулиновым, который был страстным любителем живописи и зарождающейся фотографии. Некоторое время Иван Николаевич жил у Тулинова, а потом перебрался в Харьков и устроился ретушером в фотомастерскую Я.П. Данилевского. В этот период будущий художник увлекся чтением, начал изучать теорию живописи и теорию искусства.

Христос в пустыне

Крамской проработал в Харькове три года и решил поступить в Академию живописи.

Жизнь в Петербурге оказалась совсем не дешевой и заработанные в Харькове деньги быстро закончились. Крамской решил совмещать учебу в Академии и работу ретушером в фотомастерской. Совмещение оказалось успешным – молодой художник смог снять небольшую (по меркам девятнадцатого века) квартиру из трех комнат на Васильевском острове. Именно эта квартира стала местом практически ежедневного сбора студентов-однокурсников, местом жарких дискуссий и амбициозных мечтаний о будущем.

Лунная ночь

Обучение Крамского в Академии проходило достаточно успешно. За работу «Смертельно раненный Ленский» в 1860 году студент Крамской получил вторую серебряную медаль, в 1861-1862 годах за картину «Молитва Моисея по переходе израильтян через Чёрное море», семь портретов, картину «Поход Олега на Царьград» и две большие копии с картин Я. Капкова и П. Петрова (картины на религиозные темы) был представлен ко второй золотой медали.

Полесовщик

В 1862 году Крамской был принят на должность преподавателя в школу Императорского общества поощрения художеств.

Для завершения обучения в Академии следовало исполнить программу на получение Первой золотой медали. Первая золотая медаль позволяла художнику получить классный чин и государственную пенсию для командировки за границу с целью развития и изучения живописи.

Пасечник

Однако, в 1863 году совет Академии выработал новые правила для студентов, желающих получить Первую золотую медаль. Условия были настолько тяжелыми (просто невыполнимыми), что 14 человек из числа выпускников под предводительством Ивана Крамского обратились в Совет с просьбой освободить их от участия в конкурсе. Именно с просьбой. Не с требованием или революционным воззванием.

Оскорбленный еврейский мальчик

Так возникла легенда о «Бунте четырнадцати». Впрочем, нежелание участвовать в конкурсе стало вызовом и возмутило руководство Академии. Но было ли это бунтом?

Молитва Моисея после перехода израильтян через Черное море

Студенты были выпущены из Академии без звания классного художника, что существенно осложняло будущую жизнь молодых живописцев. И Крамской предложил создать «Петербургскую артель художников» - такое сообщество молодых живописцев с кассой взаимопомощи и обязательными отчислениями в кассу с каждой проданной работы установленного товарищами процента.

Крестьянин с уздечкой Мина Моисеев

Иван Николаевич с огромным желанием занимался делами артели, но сообщество очень скоро распалось – один из товарищей начал хлопотать перед Академией о выделении персонально ему пенсии для поездки за границу. Крамской возмутился, но основная масса участников артели отступника поддержала. Некрасивая получилась история. Нужно сказать, что Крамской был не только идейным вдохновителем артели, но и основным её меценатом – известно, что только в 1869 году он внес в кассу артели более 3 000 рублей. Получалось, что он содержал художников, которых считал единомышленниками, а товарищи находились в артели исключительно из-за материальной выгоды и при получении большей выгоды с легкостью из артели уходили.

За чтением. Портрет Софьи Николаевны Крамской, жены художника

Крамской сам вышел из артели и вскоре это сообщество художников распалось.

Женский портрет

В 1870 году было образовано «Товарищество передвижных художественных выставок». И одним из организаторов этого общества, как вы уже догадались, стал Иван Николаевич Крамской, который был не только создателем – он просто душу вложил в Товарищество.

Девушка с распущенной косой

Портрет Софьи Ивановны Крамской, дочери художника

Умер художник 25 марта 1887 года. Писал портрет доктора Раухфуса, вдруг замер, и упал. Прибывший врач констатировал смерть великого художника.

О работах художника я рассказывать не буду – некоторые из них я вам покажу.

Художник Иван Крамской внёс неоценимый вклад в культуру. Он был бунтарём от искусства, идеологом передвижничества, советником коллекционера Павла Третьякова, создавшего знаменитую на весь мир Третьяковскую галерею. Ученик Крамского Илья Репин стал знаменитым художником. В этом году 27 мая Ивану Крамского исполнилось 180 лет со дня рождения. В музее им. И. Н. Крамского, названного в честь живописца, хранится живопись и графика художника. В основной экспозиции музея представлены шесть живописных произведений Крамского. Одна из самых интересных работ – портрет жены и дочери художника. Эту картину Крамской так и не успел завершить.

Будущий идеолог передвижников родился 27 мая 1837 года в Острогожске в семье писаря. Иван Крамской окончил уездное училище, нашёл работу ретушёром у своего земляка фотографа Михаила Тулинова. Акварелью он подправлял портреты людей на снимках. Из родного города Крамской уехал работать в Харьков, а в 19 лет он переехал в Петербург. Спустя год после работы в фотоателье в 1857 году он с первого раза поступил в Академию художеств.

Иван Крамской «Автопортрет», 1867

Крамской был одним из самых талантливых учеников. За картину «Моисей источает воду из скалы» он получил малую золотую медаль. Однако и Крамскому, и другим ученикам Академии хотелось больше свободы. Когда им предложили конкурсную тему «Пир в Валгалле» (автор лучшей картины получал большую золотую медаль и возможность поехать в Париж), студенты отказались и подали прошение, чтобы каждому разрешили разрабатывать свою тему. Совет Академии отказал. Тогда 14 лучших выпускников во главе с Крамским покинули Академию и основали первую в России Артель свободных художников, просуществовавшую до 1871 года. Это событие вошло в историю искусства как «Бунт четырнадцати».

— Интересно, что в 1863 году в России произошёл «Бунт четырнадцати», во Франции же в том же году состоялась первая выставка импрессионистов, — отмечает зав. экспозиционным отделом музея им. И. Н. Крамского Ольга Рябчикова. – Они же тоже были бунтарями и были против академической системы. Художники и Франции, и России начинали тянуться к свету, к большей свободе в творчестве.

В 1870 было создано «Товарищество передвижных выставок», основным организатором которого был Иван Крамской. Он отстаивал взгляды о высокой общественной роли художника, принципы реализма и национальности искусства. Товарищество проводило передвижные выставки и вело просветительскую деятельность. В него входили известные художники того времени: Васнецов, Репин, Суриков, Шишкин, Левитан и другие.

Иван Крамской «Портрет леди». 1881

— Крамской во многих своих взглядах опередил время, — говорит Ольга Рябчикова. – Например, у него был интересный подход к системе художественного образования. Он считал, что не нужны академии и училища, а стоит создавать мастерские художников, к которым будут приходить те, кто хочет учиться именно у этих мастеров.

Иван Крамской был выдающимся портретистом, одним из лучших своего времени. У него было множество заказов. Так, Павел Третьяков заказал ему создать галерею изображений выдающихся людей, среди которых были Лев Толстой, Николай Некрасов, Александр Грибоедов, Михаил Салтыков-Щедрин и другие. Из-за большого количества заказов у художника не так много времени оставалось, чтобы писать «для души». Некоторые работы он не успел закончить. Среди них «Портрет Софьи Николаевны Крамской, жены художника, и Софьи Ивановны Крамской, дочери художника». Картину можно посмотреть в основной экспозиции музея им. И. Н. Крамского.

Иван Крамской «Портрет жены и дочери художника», 1875

Со своей будущей супругой Крамской познакомился в Петербурге, когда уже заканчивал обучение в Академии художеств. Девушка попала в неприятную историю. У неё был роман с женатым художником, который позорно сбежал за границу со своей законной супругой, оставив Софью на произвол судьбы. Конечно, в обществе её осуждали, но Крамской так сильно был в неё влюблён, что его не волновало мнение окружающих. Художник в 1862 году женился на Софье.

Брак был счастливым, супруга во всём поддерживала художника. Она подарила мужу шестерых детей. К несчастью, двое сыновей Крамских умерли в детстве. Картину «Портрет жены с дочерью» художник начал писать после их смерти в 1875 году. Эту работу живописец не успел закончить, проработаны только фигуры, а фон остался не дописанным.

— Этот портрет он упоминает в письмах, что никак не может его докончить, всё некогда, — говорит Ольга Рябчикова. – В какой-то степени большой поток заказов мешал художнику, хотя ему надо было содержать семью, он очень хорошо зарабатывал, смог приобрести дачу.

В последние годы жизни Иван Крамской был болен аневризмой сердца. Художник умер 5 апреля 1887 года за работой над портретом доктора Раухфуса. Могила Крамского находится на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

7 интересных фактов об Иване Крамском

1. На первый выставке Товарищества передвижников Иван Крамской представил картину «Русалки» в 1871 году. Она написана по мотивам повести Николая Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». Для работы над картиной Крамской уехал в село Хотень Харьковской губернии. «Русалок» купил Павел Третьяков.

Иван Крамской «Русалки», 1871

2. Лев Толстой сдала Ивана Крамского прототипом художника Михайлова, которому Вронский в пятой части романа «Анна Каренина» заказывает портрет Анны. Писатель познакомился с живописцем, когда Крамской приехал в село Козловку-Засеку неподалеку от Ясной поляны для работы над портретом Толстого. Во время сеансов они вели беседы об искусстве и жизни. Писатель привлёк художника своей энергией, умом и простотой внешнего облика. «На гения смахивает», — говорил о нём Крамской. Личность художника тоже впечатлила Льва Николаевича.

Иван Крамскйо «Портрет Льва Тольстого», 1873

3. В храме Христа Спасителя в Москве купол украшает роспись «Отчество» Ивана Крамского. Главный архитектор храма Константин Тон поручил роспись профессору Алексею Маркову из Академии художеств. За роспись купола он должен был получить 75 тысяч рублей. Марков в помощники взял своего ученика Евграфа Сорокина. Правда его вариант росписи привёл Маркова в ужас, тогда он предложил продолжить работу еще одному своему ученику – Ивану Крамскому, заплатив ему всего десять тысяч рублей. Объём работы был огромный, поэтому Крамской пригласил себе в помощники двух товарищей-художников. Роспись получилась грандиозной. К сожалению, 5 декабря 1931 большевики взорвали храм, чтобы на его месте построить Дворец Советов. Оригинальная роспись Крамского была уничтожена. Когда же в 1988 году началось воссоздание храма Христа Спасителя, «Отечество» было восстановлено по эскизам художника.

Роспись «Отечество»

4. О картине Крамского «Христос в пустыне» 1872 года Лев Толстой писал: «Это лучший Христос, которого я знаю». Над этим произведением художник работал более пяти лет. Крамской говорил: «Это моя первая вещь, над которой я работал серьёзно, писал слезами и кровью… она глубоко выстрадана мною… она – итог многолетних исканий…». На полотне Христос изображен во время 40-дневного постав в пустыне после своего крещения. Крамской хотел запечатлеть нравственный выбор, неизбежный в жизни каждого человека. В одинокой фигуре, сидящей среди холодных серых камней, чувствуется не только задумчивость и усталость, но и готовность сделать первый шаг на пути к Голгофе. Столь человеческий образ Христа в то время мог восприниматься как кощунство. «Христа в пустыне» Павел Третьяков по тем временам купил за баснословные деньги – шесть тысяч рублей.

Иван Крамской «Христос в пустыне», 1872

5. Пожалуй, одна из самых знаменитых картин Крамского – портрет «Неизвестная». Произведение было написано в 1883 году. На картине изображена молодая женщина, проезжающая в открытом экипаже по Невскому проспекту. Кто эта особа, изображённая на портрете, художник оставил тайной. Даже в его письмах и дневниках нет никаких упоминаний. Красавица, смотрящая на зрителей свысока, одета по последней моде: шляпка «Франсиск» с пером, отделанное собольим мехом пальто, золотой браслет… Все эти вещи стоили недёшево. Кстати, в светском обществе того времени считалось неприличным надевать столь модные наряды, да ещё и выставлять их напоказ, поэтому внешний вид женщины намекал на её «лёгкое» социальное положение. Возможно, по этой причине Павел Третьяков, который воспитывался в семье со строгими взглядами, не стал покупать картину. Живописец продал картину мелкому коллекционеру. «Неизвестная» долго кочевала от одного владельца к другому. И только в 1925 году она оказалась в Третьяковке.

Иван Крамской «Незнакомка», 1883

6. За картину «Христос в пустыне»Совет Академии художеств решил присудить Крамскому звание профессора. Но художник отказался, желая оставаться независимым от Академии.

7. Дочь художника Софья Крамская тоже стала живописцем. Она работала во многих жанрах, была графиком, миниатюристом, акварелистом. Крамской, разглядев талант в дочери, много занимался с ней сам. Софья вышла замуж за юриста финляндского происхождения Георгия Юнкера. Она продолжала заниматься живописью, участвовала в выставках. Художница стала настолько знаменитой, что в 1890-1900 годах ее пригласили для написания портретов царской семьи. На протяжении многих лет Софья вместе с братьями заботилась об Острогожской художественной галерее, передала в дар много своих работ (правда, во время пожара в 1942 году большая часть коллекции погибла). В 1930 году Софью арестовали по статье за контреволюционную пропаганду. Ее отправили в ссылку в Красноярск. В 1932 году ее освободили по состоянию здоровья, она вернулась домой. Через год она умерла в возрасте 66 лет.

Этот портрет отца Софья написала незадолго до его смерти

КСТАТИ
В Острогожске сохранился домик, где жил художник

В Острогожске сохранился дом (ул. Маршака, 14), где провёл детство Иван Крамской. С белёными стенами под камышовой крышей он сразу же выделяется среди остальных построек. В нём сохранено расположение комнат и восстановлены детали быта. В музее представлены материалы, посвящённые острогожскому периоду жизни художника. В родном городе он провёл 16 лет. В Острогожском историко-художественном музее им. И. Н. Крамского (бульвар Крамского, 4) можно посмотреть экспозицию о петербургском периоде художника. В экспозиции есть графические, в основном ученические работы Крамского, его учеников и друзей.

русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи; художественный критик

Иван Крамской

Краткая биография

Ива́н Никола́евич Крамско́й (8 июня 1837, Острогожск - 5 апреля 1887, Санкт-Петербург) - русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи; художественный критик.

После окончания Острогожского уездного училища Крамской был писарем в Острогожской думе. С 1853 года стал ретушировать фотографии. Земляк Крамского М. Б. Тулинов в несколько приёмов обучил его «доводить акварелью и ретушью фотографические портреты», затем будущий художник работал у харьковского фотографа Якова Петровича Данилевского. В 1856 году И. Н. Крамской приехал в Петербург, где занимался ретушированием в известном в то время фотографическом ателье Александровского.

В 1857 году Крамской поступил в Санкт-Петербургскую Академию художеств учеником профессора Маркова.

Бунт четырнадцати. Артель художников

Портрет художника Шишкина . (1880, Русский музей)

В 1863 году Академия художеств присудила ему малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы». До окончания учёбы в Академии оставалось написать программу на большую медаль и получить заграничное пенсионерство. Совет Академии предложил ученикам конкурс на тему из скандинавских саг «Пир в Валгалле». Все четырнадцать выпускников отказались от разработки данной темы и подали прошение о том, чтобы им позволили каждому выбрать тему по своему желанию. Последующие события вошли в историю русского искусства как «Бунт четырнадцати». Совет Академии им отказал, а профессор Тон отметил: «Если бы это случилось прежде, то всех бы вас в солдаты!» 9 ноября 1863 года Крамской от лица товарищей заявил совету, что они, «не смея думать об изменении академических постановлений, покорнейше просят совет освободить их от участия в конкурсе». В числе этих четырнадцати художников были: И. Н. Крамской, Б. Б. Вениг, Н. Д. Дмитриев-Оренбургский, А. Д. Литовченко, А. И. Корзухин, Н. С. Шустов, А. И. Морозов, К. Е. Маковский, Ф. С. Журавлёв, К. В. Лемох, А. К. Григорьев, М. И. Песков, В. П. Крейтан и Н. П. Петров. Ушедшие из Академии художники образовали «Петербургскую артель художников», просуществовавшую до 1871 года.

В 1865 году Марков пригласил его в помощники по расписыванию купола храма Христа Спасителя в Москве. Из-за болезни Маркова, всю главную роспись купола сделал Крамской вместе с художниками Венигом и Кошелевым.

В 1863-1868 годах он преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников. В 1869 году Крамской получил звание академика.

Передвижничество

Могила И. Н. Крамского на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре (Санкт-Петербург)

В 1870 году образовалось «Товарищество передвижных художественных выставок», одним из основных организаторов и идеологов которого был Крамской. Под влиянием идей русских демократов-революционеров Крамской отстаивал созвучное им мнение о высокой общественной роли художника, основополагающих принципах реализма, моральной сущности искусства и его национальной принадлежности.

Иван Николаевич Крамской создал ряд портретов выдающихся русских писателей, артистов и общественных деятелей (таких как: Лев Николаевич Толстой , 1873; И. И. Шишкин, 1873; Павел Михайлович Третьяков, 1876; М. Е. Салтыков-Щедрин, 1879 - все находятся в Третьяковской галерее; портрет С. П. Боткина (1880) - Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).

Одна из известнейших работ Крамского - «Христос в пустыне» (1872, Третьяковская галерея).

Продолжатель гуманистических традиций Александра Иванова, Крамской создал религиозный перелом в морально-философском мышлении. Он придал драматическим переживаниям Иисуса Христа глубоко психологическую жизненную интерпретацию (идея героического самопожертвования). Влияние идеологии заметно в портретах и тематических картинах - «Н. А. Некрасов в период „Последних песен“», 1877-1878; «Неизвестная», 1883; «Неутешное горе», 1884 - все в Третьяковской галерее.

Почтовый конверт СССР, 1987 год:
150 лет со дня рождения Крамского

Демократическая ориентировка работ Крамского, его критические проницательные суждения об искусстве, и настойчивые исследования объективных критерий оценок особенностей искусства и их влияния на него, развило демократическое искусство и мировоззрение на искусство в России в последней трети XIX века.

В последние годы Крамской был болен аневризмой сердца. Художник скончался от аневризмы аорты 24 марта (5 апреля) 1887 года во время работы над портретом доктора Раухфуса, когда он внезапно наклонился и упал. Раухфус попытался оказать ему помощь, но было уже поздно. И. Н. Крамской был похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1939 году прах был перенесен на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры с установкой нового памятника.

В Царском селе установлена скульптурная композиция Крамской и Неизвестная скульптора Александра Таратынова.

Семья

  • Софья Николаевна Крамская (1840-1919, урожд. Прохорова) - жена
    • Николай (1863-1938) - архитектор
    • Софья - дочь, художница, репрессирована
    • Анатолий (01.02.1865-1941) - чиновник Департамента железнодорожных дел Министерства финансов
    • Марк (? −1876) - сын

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 1863 год - доходный дом А. И. Лихачевой - Средний проспект, 28;
  • 1863-1866 - 17 линия В. О., дом 4, квартира 4;
  • 1866-1869 - Адмиралтейский проспект, дом 10;
  • 1869 - 24.03.1887 года - дом Елисеева - Биржевая линия, 18, кв. 5.

Галерея

Работы Крамского

Русалки, 1871

Христос в пустыне, 1872




Top