Художник маковский биография. Константин Маковский – картины и биография художника

Автор - TimOlya . Это цитата этого сообщения

Любимые русские художники Константин Егорович Маковский

Любимые русские художники

Константин Егорович Маковский

"Я не зарыл своего богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в какой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству".

К.Е. Маковский

Автопортрет. 1860

Будущий художник, Константин Егорович Маковский, родился 20 июня (2 июля) 1839 года. Его отец, Егор Иванович, был известным художественным деятелем Москвы, одним из учредителей Натурного класса. Творческая атмосфера окружала будущего художника и его брата с самого детства. В доме отца постоянно бывали знаменитые живописцы, преподаватели училища. Неудивительно, что все дети Егора Ивановича: дочь Александра, сыновья Константин, Николай и Владимир, воспитанные в духе любви к искусству, под влиянием отца, эрудита и энтузиаста, стали художниками. "Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу", - писал на склоне лет К.Маковский.

Фотография известного русского художника Константина Егоровича Маковского и его жены (1839 — 1915)

В 1861 году Владимир решает начать обучение в московском Училище живописи и ваяния. Учился Константин Маковский весьма успешно, получая многочисленные награды и призы. Его учителя, Е.С. Сорокин и К.С. Зарянко, привили ему серьезные навыки в рисунке, умение точно передавать материальность предметов. В 1866 году Маковский окончил училище и был удостоен большой серебряной медали за картину «Литературное чтение». Продолжая свое образование в Академии художеств в Петербурге, Маковский в 1869 году за картину «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей», перекликающуюся по сюжету с рассказом Тургенева «Бежин луг», получил золотую медаль и звание художника первой степени. Своеобразным продолжением темы можно считать картину «Игра в бабки» (1870). Художник тонко подметил характерные черты своих маленьких героев, ему, несомненно, удался и русский сельский пейзаж, но, несомненно, одной из лучших картин в раннем творчестве Маковского можно по праву считать "Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге" - подлинная галерея колоритных типов городских сословий. За это произведение Маковский был удостоен звания профессора АХ, где в тот период произошли коренные реформы, и бытовая живопись из гонимой превратилась в весьма поощряемую.

Селёдочница. 1867

Маленькие шарманщики. 1868

Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге. 1869

В 1863 году вместе с тринадцатью другими выпускниками Академии - претендентами на большую золотую медаль К.Маковский отказался писать картину на предложенный сюжет из скандинавской мифологии и покинул Академию, так и не выйдя на дипломную программу. Однако в том же году стал активным членом знаменитой петербургской Артели художников, возглавляемой Иваном Николаевичем Крамским.

В 1872-1873 годах художник пишет картину «Любители соловьев», за которую был награжден 1-й премией Общества поощрения художеств и был удостоен звания академика.

Боярский свадебный пир в 17 веке. 1883

Вырабатывая свой собственный изящный и эффектный стиль, К.Маковский стал постепенно отходить от коллективных форм художественной жизни, превращаясь в "маэстро" с определенным кругом излюбленных тем, жанров и приемов живописи. Еще в ранние годы художник писал портреты на заказ, а вскоре превратился в модного портретиста. Портреты его работы, особенно женские и детские ("Портрет С.Л.Строгановой", 1864, ГТГ; "Портрет жены художника", 1881, ГРМ; "Семейный портрет", 1882, ГРМ; "Портрет М.Е.Орловой-Давыдовой", ГТГ). Прозрачная подвижная фактура, красочность и внимание к красивому антуражу стали главными причинами небывалого успеха живописи Маковского.

Портрет императрицы Марии Федоровны, жены Александра 3

Портрет Александра 2 на смертном ложе. 1881

Сам художник так, слегка иронично, вспоминал об этой стороне своей деятельности: "Лучшие красавицы наперебой позировали мне... Я зарабатывал громадные деньги, жил с царственной роскошью и успел написать несметное количество картин, декоративных панно, портретов, этюдов и акварелей". Но окончательно то своеобразное явление, которое можно назвать "феноменом Константина Маковского", сформировалось только в 80-е годы, когда художник отошел от передвижников и стал устраивать персональные выставки своих произведений. В 1883 году он показал, таким образом, картину "Боярский свадебный пир в XVII столетии", которая была вскоре куплена в Америку. Это работа скорее интересна с этнографической точки зрения: художник тщательно выписывает костюмы персонажей, аксессуары, детали бытового окружения.

Русалки. 1879

За ней последовали "Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем" (1886), "Смерть Ивана Грозного" (1888), "Одевание невесты к венцу" (1890), "Поцелуйный обряд" (1895, ГРМ). Благодаря обилию бытовых подробностей, антикварной красоте антуража, "благородным" цветам, приведенным в единство общим золотистым тоном, эти произведения пользовались неизменным успехом, как в России, так и на международных выставках. На Всемирной выставке 1889 года в Париже К.Маковский за картины "Смерть Ивана Грозного", "Суд Париса" и "Демон и Тамара" был удостоен золотой медали. Иностранные коллекционеры охотно покупали экзотические "боярские жанры", поэтому большинство подобных работ художника ушло из России.

Под венец. 1884

«Портрет княгини Зинаиды Юсуповой в русском костюме». 1900-е гг.

Несомненно, можно сказать, что восьмидесятые - начало девяностых годов - период расцвета творчества художника. В эти годы появляются на свет великолепные произведения, как «Крах банка» (1881), «Оправданная» (1882), «Свидание» (1883), «На бульваре» (1886-1887), «Ночлежный дом» (1889).

«В 1880-е годы художник очень большое внимание уделяет колориту, - отмечает Т. Горина. - В ряде работ этого времени совершенно очевидны настойчивые поиски чистоты и звучности цвета, естественности красок природы, солнечного света, прозрачности, легкости воздуха. Характерны в этом отношении такие картины, как «Две странницы», «Конная ярмарка на Украине», «Молебен на пасхе». В эти годы художник написал несколько редких для его творчества чисто пейзажных работ. К числу лучших из них относится «Кинешма. Набережная». Замечательным колористом и тонким психологом выступает В. Маковский в картине «Объяснение». Своим образным строем, светлым лирическим чувством эта картина близка рассказам А.П. Чехова...»

Боярыня у окна. 1885

В поздних работах Маковский часто пишет на малозначительные темы, при этом проявляет себя великолепным рассказчиком и тонким знатоком человеческой психологии «Школьные товарищи» (1909), «Последняя ступень» (1911), «Приживалка» (1912), «Ожидание аудиенции» (1904), «На солнышке» (1885-1914).

В 1918 году Маковский, получив пенсию, покидает Академию художеств.

Легкий успех К.Маковского, его поверхностность, красочность и внимание к красивому антуражу, стали главными причинами небывалого успеха его живописи. Ведь именно он погружал человека в стихию красоты, в мир изящных предметов и утонченных чувств. На фоне общей этической ориентации русского искусства XIX века он сохранял за живописью право на живописность.

Дети, бегущие от грозы. 1872

Большой парадный портрет императрицы Александры Фёдоровны

Портрет великой княжны Марии Николаевны

Портрет А.А. Худяковой 1890

Портрет детей художника

Портрет Александра II.

Дети господина Балашова

Maria Alekseevna Makovskaya (née Matavtina) (1869-1919)

Портрет сына в мастерской. 1882

Портрет графини Екатерины Павловны Шереметевой

Портрет графини С.Л. Строгановой 1864

Portrait of Russian opera singer Sandra Panaeva (E.V. Panaeva-Kartseva; 1853-1942)

Портрет В.А. Морозовой 1884

Портрет графини Веры Сергеевны Зубовой 1877

Портрет жены художника Юлии ПавловныМаковской 1881

Портрет графа Сергея Григорьевича Строганова.

Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова. 1862.

Поцелуйный обряд

Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам в 1611 году

У околицы. 1890-ые

Молодая боярыня

Боярышня у окна

«Чарка мёду». Начало 1880-х годов.

Портрет Марии Михайловны Волконской (1863-1943)

Боярышня

На портрете изображены действительный статский советник, статс-секретарь Государственного Совета Михаил Сергеевич Волков, его жена София Николаевна, урожденная Манзей, и их сын Сергей Михайлович Волков-Манзей. Конец 1890х

Портрет поручика Лейб-Гвардейского Гуссарского полка, графа Г.А. Бобринского, 1879

Портрет графа Николая Николаевича Муравьева-Амурского, генерал-губернатора Восточной Сибири.

За чаем. 1914

«Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем»

Игра в жмурки

Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге

Крестьянский обед в поле.

"Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям"

Мастер появился на свет в 1839 году в семье талантливого человека и неплохого художника Егора Ивановича Маковского. Художественная среда, в которой воспитывался Константин, оставила свой отпечаток на всех детях из этой семьи. Мальчики стали известными художниками, а их сестра Мария - актрисой.

Константин легко и успешно учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Друзьями его родителей были знаменитые художники - В. Тропинин и , что, несомненно, повлияло на творчество мастера.

Константин столь же успешно поступил в Императорскую Академию художеств в , учился прекрасно и еще будучи студентом стал участвовать в выставках. Но академический диплом ему не достался, так как вместе с некоторыми другими учащимися не стал работать над полотнами по мифологии скандинавских стран.

Маковскому было свойственно реалистическое изображение реальности, но и не чуждо романтическое направление и склонность к использованию достаточно пышных декоративных деталей и элементов. Тем не менее, его полотна смотрятся очень органично и цельно, в них чувствуется основательная академическая подготовка и несомненный талант живописца и рисовальщика.

Знакомство и совместная работа с логическим образом привела к созданию с некоторыми другими известными художниками «Товарищества передвижных художественных выставок». Эти художники быстро стали известны как передвижники. Маковский продолжил свою серию работ, которые изображали простых людей, занятых своими обыденными, повседневными занятиями.

На тематику работ и особенно художественные средства реализации замысла, цветовую гамма картин Константина большое влияние оказали его путешествия в Сербию и в . Картины обретают многоцветность, богатый колорит и часто отличаются сложной многофигурной композицией. Мастер увлекается историческими событиями, которые изрядно идеализирует в угоду пущей изобразительной привлекательности.

Также в этот период Маковский успешно пишет большое количество портретов. Среди них необыкновенно красивые изображения Марии Волконской и супруги царя Александра III Марии Федоровны в молодости. Последняя картина - парадное изображение, в полной мере отражающее массовое увлечение аристократией псевдорусскими мотивами. Богатые украшения царицы и ее диадема, сильно напоминающая кокошник, наглядно демонстрирует высочайшее мастерство художника.

Эти же особенности характерны и для других работ мастера, изображающих русских людей прошлых эпох. Они предельно идеализированы, но очень красивы и привлекательны, мастерски выполнены.

Жизнь талантливого художника прервалась внезапно. 76-летний мастер погиб, когда его экипаж попал под трамвай. После него осталось множество прекрасных картин, которые демонстрируют его высокий уровень как художника. В его картинах осталась целая эпоха, бурная и энергичная, время, когда формировалось новое русское искусство и создавались запоминающиеся, эпохальные полотна.

Маковский Константин Егорович

(2 июля (20 июня) 1839-30 (17) сентября 1915) - известный российский художник, присоединившийся к передвижникам. Многие из его исторических картин, как например «Наряд русской невесты» (1889), демонстрируют идеализированный взгляд на жизнь в России в предыдущие столетия. Константин Маковский является также представителем академизма.

Константин родился в Москве, старшим сыном в семье российского деятеля искусств и художника-любителя, Егора Ивановича Маковского. Егор Маковский был основателем «Натурного класса», художественного училища, которое потом стало известно как Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Среди друзей семьи были Карл Брюллов и Василий Тропинин. Все дети Егора Ивановича стали выдающимися художниками. Позднее Константин писал: «Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу».

В 1851 году Константин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где он стал первым студентом, легко получая все доступные награды. Его учителями были М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкий, С. К. Зарянко, все - ученики Карла Брюллова. Склонность Маковского к романтизму и декоративным эффектам можно объяснить влиянием Брюллова.

В 1858 году Маковский поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. С 1860 года он участвовал в выставках Академии с такими картинами как «Исцеление слепых» (1860) и «Агенты Дмитрия Самозванца убивают Бориса Годунова» (1862). В 1863 году Маковский, вместе с 13 другими студентами, выбранными для участия в конкурсе на Большую золотую медаль Академии, отказался писать картину на тему Скандинавской мифологии и покинул Академию, не получив диплом.

Маковский присоединился к артели художников, возглавляемой Иваном Крамским, создавая картины повседневной жизни (Вдова (1865), Продавец сельди (1867) и т. д.). В 1870 году он стал одним из основателей «Товарищества передвижных художественных выставок» и продолжал работать над картинами, посвящёнными повседневной жизни. Он выставлял свои работы как на выставках Академии, так и на передвижных художественных выставках.

Значительные изменения в его стиле произошли после путешествия в Египет и Сербию в середине 1870-х. Его интересы сместились от социальных и психологических проблем к художественным проблемам цвета и формы.

В 1880-х он стал модным автором портретов и исторических картин. На Всемирной выставке 1889 г. в Париже он получил Большую золотую медаль за картины «Смерть Ивана Грозного», «Суд Париса» и «Демон и Тамара». Он был одним из самых высоко ценимых и высокооплачиваемых российских художников того времени. Многие критики-демократы рассматривали его как предателя идеалов Передвижников, создающего, как Генрих Семирадский, поразительные но поверхностные работы, тогда как другие видели в нём предвестника Русского импрессионизма.

Маковский стал жертвой несчастного случая (в его экипаж врезался трамвай) и скончался в 1915 году в Санкт-Петербурге.

Сын Маковского, Сергей Константинович - известный деятель русской культуры Серебряного века (впоследствии один из первых предложил это название), художественный критик, издатель журнала «Аполлон».


К. Е. Маковский. "Дети, бегущие от грозы". 1872. Третьяковская галерея. Москва.






































Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».


Автопортрет, 1856

Константин Егорович Маковский (2 июля 1839—30 сентября 1915) — русский художник, присоединившийся к передвижникам,действительный член петербургской АХ.

Костя Маковский рисовал с четырехлетнего возраста всё, что попадалось на глаза, и сразу выказал способность легко «схватывать природу».
«Любуйся и запоминай!» внушал отец сыну, и требовал от Кости зарисовывать в карманный альбомчик уличные сценки, набрасывать портреты встречных прохожих, а дома спрашивал мальчика «Не забыл ли мужика, что квасом тебя угощал? Да и ворона та была примечательна. Ну-ка, изобрази мне их... Искусство — это религия, искусство для того и есть, чтобы облагораживать людей, делая их добрее и лучше».Позже Константин говорил, что своему таланту обязан в первую очередь своему отцу.

Историческая живопись Маковского, его так называемые боярские жанры, отвечали духу официальной народности и псевдорусскому стилю, распространенному в искусстве 1880-90-х годов. "Свадебный пир в боярской семье XVII столетия" (1883), "Поцелуйный обряд" (1895), "Смерть Иоанна Грозного" (1888) интересны, скорее, с этнографической точки зрения: художник тщательно выписывает костюмы персонажей, аксессуары, детали бытового окружения.

Маковский К.Е. был женат дважды (Об этом я расскажу отдельно).
Он мечтал устроить свою судьбу по примеру великих мастеров прошлого, и исполнил свою мечту. Но плата за нее оказалась немалой. На склоне лет, испытав определенное пресыщение, он признавался: «Я не зарыл своего Богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в какой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству»

Маковский стал жертвой несчастного случая (в его экипаж врезался трамвай) и скончался в 1915 году в Санкт-Петербурге. Он возвращался в свою васильеостровскую мастерскую на извозчике. Лошади испугались трамвая, нового вида транспорта, и рванули, перевернув коляску. Константин Егорович выпал из этой коляски, получив удар головой о мостовую, который вызвал очень серьёзное ранение, потребовавшее операции. После операции он пришел в себя, но сердце не выдержало слишком сильной дозы хлороформа. Константин Егорович умер, не приходя в сознание. Так оборвалась 74-х летняя блестящая жизнь, полная трудов, радостей и успеха.
Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Воззвание Минина на площади Нижнего Новгорода.




Top