Художник мультипликатор автор мультфильмов из серии простоквашино. Секреты мультфильма «Трое из Простоквашино»: Кто стал прототипом кота Матроскина, и почему дядя Федор менялся до неузнаваемости

Художник-мультипликатор — это художник, работающий в мире мультипликационного кино. Он создаёт рисунки ключевых моментов движения персонажей и определяет промежуточные фазы на листе экспозиции. Мультипликация (лат. Multiplicatio — умножение) представляет собой создание и многократное умножение большого количества кадров с небольшим смещением элементов в каждом последующем кадре. При скоростной демонстрация этих кадров и получается мультфильм. Художник-мультипликатор — более широкое понятие, чем современный аниматор, который занимается только оживлением персонажей. Профессия подходит тем, кого интересует рисование и мировая художественная культура (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Художники-мультипликаторы классифицируются на несколько специализаций в зависимости от технологии анимации и масштаба проекта. При создании небольших мультфильмов один художник может выполнить все технологические задачи. Крупные проекты требуют командной работы, в которой каждый художник специализируется на определённой операции по объектам мультипликации.

Специализации художников-мультипликаторов зависят от применяемой технологии мультипликации:

  • рисованный фильм;
  • кукольная мультипликация;
  • трёхмерная графика.

В рисованных крупномасштабных мультфильмах существует множество специализаций по объектам мультипликации:

  • художник-постановщик — самый главный художник мультфильма, разрабатывающий общий стиль фильма в тесном сотрудничестве с режиссером и руководящий всем процессом создания мультфильма;
  • художник по персонажам создаёт образы героев мультфильма, работает над их действиями и диалогами;
  • художник-фоновщик, или художник-декоратор, или мультипликатор заднего плана создаёт фон, панораму, интерьер и прочий антураж;
  • художник-контуровщик осуществляет перенос рисунка с бумаги на плёнку;
  • художник-фазовщик создаёт промежуточные фазы действий персонажей между рисунками, учитывая характер их движения;
  • художник-прорисовщик создаёт чистовые рисунки с тщательно прорисованными деталями на основе образа, предложенного главным художником;
  • мультипликатор спецэффектов воссоздаёт необходимые природные явления (снег, дождь) и различные эффекты, предполагаемые сценарием.

Особенности профессии

Современные компьютерные программы намного упрощают процесс создания мультфильмов:

3ds Max (3d Studio Max)

  • Maya;
  • Cinema 4D;
  • LightWave;
  • Softimage XSI;
  • Blender;

Но есть такие виды творческих работ, которые не могут выполнить компьютерные программы. На стадии подготовительного этапа художник-мультипликатор:

  • создает концепты и эскизы персонажей и декораций;
  • подбирает вместе с режиссёром художников разных специализаций;
  • организует, распределяет работу между всеми специалистами и осуществляет контроль за работой художников по созданию персонажей и фонов для мультфильма.
  • На стадии производственного этапа художник-мультипликатор:
  • организует процессы создания персонажей и фонов, прорисовки, заливки;
  • занимается проработкой движений, мимики, раскадровкой и колорированием;
  • анимирует ключевые и промежуточные фазы;
  • принимает участие в создании чистовых компоновок.

Не художник — особая разновидность человека,

а каждый человек — особая разновидность художника.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  • интересная творческая работа
  • возможность реализации таланта
  • высокая оплата труда в крупных проектах
  • востребованность профессии
  • спокойная обстановка.

Минусы

  • некоторые задачи могут показаться монотонными и однообразными;
  • работа сидячая.

Место работы

Мультипликационные студии, киностудии, телевидение, рекламные агентства, студии web-дизайна, компании по созданию компьютерных игр.

Важные качества

  • пространственное воображение и мышление;
  • понимание принципов динамики идвижения;
  • глубокая наблюдательность;
  • хороший глазомер;
  • дар карикатуриста, умение ухватить суть характера;
  • художественный вкус;
  • чувство стиля;
  • актерские способности;
  • ответственность;
  • позитивное отношение к жизни;
  • целеустремленность, одержимость;
  • терпение, работоспособность;
  • умение находить общий язык стехническим персоналом.

Обучение на художника-мультипликатора (образование)

(Очно, Москва)

Школа-студия «ШАР» - уникальное учебное заведение, получившее признание во всем
мире, одна из старейших и наиболее авторитетных студий в России по производству
авторской анимации. Школа основана более 20 лет назад легендарными
режиссёрами-аниматорами Фёдором Хитруком, Эдуардом Назаровым, Юрием
Норштейном, Андреем Хржановским.

Основными направлениями деятельности Школы-студии являются:

Профессиональная подготовка режиссеров анимационного кино и аниматоров;
- производство анимационных фильмов.

Вузы

B&D - проводит набор на . Программа нацелена на формирование основных профессиональных навыков, знаний и умений художника/дизайнера книжной, игровой и анимационной индустрии, который способен решать концептуальные задачи визуализации. Выпускник профиля сможет работать в качестве художника-аниматора, иллюстратора, motion-дизайнера. Основная задача курса - дать будущему специалисту знания в области иллюстрации и анимации, научить создавать неповторимые образы с присущими чертами авторского стиля и «оживлять» их. 3 минуты пешком от метро Проспект Мира.

Оплата труда

Оплата труда художника-мультипликатора зависит от его квалификации, региона работы, специфики и величины студии.

Ступеньки карьеры и перспективы

Карьера художника-мультипликатора может развиваться в направлении освоения смежных специальностей. В вертикальном направлении роста карьеры художник-мультипликатор может стать руководителем проекта, контролирующим работу всей команды специалистов. Возможен рост до владельца или директора мультипликационной студии.

Номинация «Лучший анимационный полнометражный фильм» в национальной премии киноакадемии США «Оскар» учреждена в 2001 году. Короткометражным мультфильмам премия «Оскар» вручалась с 1932 г. Первый полнометражный мультфильм, получивший «Оскар», - «Шрек».

Повесть Эдуарда Успенского «Дядя Федор, пес и кот» была опубликована в 1973 г., а спустя 5 лет по ней сняли знаменитый мультфильм, который давно стал классикой советской мультипликации и вот уже 40 лет не теряет популярности ни у детей, ни у родителей. Но даже самым преданным поклонникам вряд ли известно о том, что у некоторых персонажей были реальные прототипы, а сами герои первоначально выглядели совсем по-другому, а от серии к серии их внешний облик претерпевал существенные изменения…

Эта история началась в пионерском лагере, где на тот момент Эдуард Успенский работал библиотекарем. Хороших детских книг в его библиотеке было недостаточно, и начинающий писатель стал придумывать сюжеты о приключениях жителей деревни Простоквашино. Так родились дядя Федор, кот Матроскин, Шарик и почтальон Печкин. Изначально дядя Федор был взрослым лесником, проживающим в сказочной деревне, но по совету писателя Бориса Заходера Успенский сделал его 6-летним мальчиком - таким же, как его потенциальные читатели. «И я переписал всю книжку. Поэтому дядя Федор такой взрословатый получился», - говорил Успенский.

Предварительный эскиз к мультфильму *Трое из Простоквашино*

На самом деле впервые книга Успенского была экранизирована еще в 1975 г. Однако трехсерийный мультфильм «Дядя Федор, пес и кот» не имел успеха. Спустя 3 года его решили переснять, для чего Эдуарду Успенскому пришлось переписать сценарий. Однако результат оправдал все потраченные усилия - «Трое из Простоквашино» пользовались невероятной популярностью, в сотни раз большей, чем книга.

Кот Матроскин в первом мультфильме 1975 г.

Продукт коллективного творчества художников-мультипликаторов

Над новым мультфильмом работали два художника-постановщика: Левон Хачатрян создал образы почтальона Печкина, дяди Федора и его родителей, а Николай Ерыкалов был создателем кота Матроскина, Шарика, коровы Мурки и теленка Гаврюши. Сложнее всего работа продвигалась над образом Галчонка - птичка никак не получалась такой, какой ее хотел видеть режиссер. В результате над ней пришлось потрудиться сразу нескольким художникам-мультипликаторам.

Предварительный эскиз к мультфильму

У некоторых персонажей были реальные прототипы. Например, внешний облик мамы дяди Федора Левон Хачатрян срисовал со своей жены, актрисы Ларисы Мясниковой. «Маленького роста, короткая прическа, в очках. Попов внес свои поправки… Очки. На моем эскизе они были круглые, какие носит моя жена, но Попов считал, что лучше квадратные», - рассказывал Хачатрян. Лариса Мясникова не была довольна результатом - уж слишком капризной и нервной выглядела на экране списанная с нее героиня. Однако та самая форма очков заставила ее сменить гнев на милость: «Я бы такие ни за что не надела. Надеюсь, все это понимают, и никто не станет ассоциировать эту вашу маму со мной».

Так менялась мама дяди Федора

Так менялся дядя Федор из серии в серию

Образ дяди Федора стал предметом бурных споров - режиссер не был доволен конечным результатом. Во время работы над следующей серией - «Каникулы в Простоквашино» - к работе подключился еще один художник-мультипликатор, Аркадий Шер. Он изменил внешний вид практически всех персонажей, но самые заметные трансформации произошли с дядей Федором. Из-за этого с режиссером повздорил Левон Хачатрян и после этого ушел из проекта. В создании третьей серии - «Зима в Простоквашино» - он уже не принимал участия. А дядя Федор тем временем изменился до неузнаваемости. «Если поставить Дядей Федоров из всех трех серий рядом, окажется, что это совершенно разные мальчики! Я такого не понимаю», - сокрушался Левон Хачатрян.

Дядя Федор на предварительном эскизе и в мультфильме *Трое из Простоквашино*, 1978

Свой прототип был не только у мамы дяди Федора, но и у кота Матроскина - правда, это касается книжного, а не мультипликационного персонажа, и в большей степени его характера, а не внешнего облика. Эдуард Успенский «списал» кота со своего друга, сотрудника сатирического киножурнала «Фитиль» Анатолия Тараскина. От него кот Матроскин унаследовал рассудительность, обстоятельность, практичность, рационализм, хозяйственность, а заодно и фамилию - ведь в первоначальном варианте он был котом Тараскиным.

Анатолий Тараскин - прототип кота Матроскина

Однако прототип взбунтовался против излишней карикатурности образа: «Ты с ума сошел! Ты хочешь меня на всю Москву высмеять? Не хочу быть каким-то книжным котом. Если бы ты предложил мне увековечить себя в более известном персонаже - я бы еще подумал…». Тараскин даже представить не мог, каким популярным станет списанный с него персонаж. По словам Успенского, позже он пожалел о своем решении и сказал: «Какой же я был дурак! Фамилию пожалел дать! Так хоть в историю бы вошел». А вот у зрителей Матроскин больше ассоциируется с актером, который подарил ему свой голос, - Олегом Табаковым.

Олег Табаков и Кот Матроскин, которому он подарил свой голос

По требованию сценарного отдела многие реплики персонажей пришлось переписать. Эдуард Успенский рассказывал, что изначально кот Матроскин, расхаживая из угла в угол «как политзаключенный», должен был произносить: «На дворе социализм построили, а у нас одна пара валенок на всех, как при царизме». Но в окончательном варианте эта фраза звучит более «политкорректно»: «На дворе конец ХХ века, а у нас одна пара валенок на всех, как при царе Горохе».

Художник мультипликационного фильма

худо́жник мультипликацио́нного фи́льма . Кинокамера в мультипликационном фильме фиксирует мир, творцом которого является художник; пространство, время, движение этого мира в реальности не существуют — они воссозданы его воображением. В работе над рисованным и кукольным фильмом принимает участие большая группа художников разных специальностей.

Художник-постановщик — одна из главных фигур в творческом процессе создания мультипликационного фильма. Он автор изобразительно-декорационного решения картины. Творческие задачи художника-постановщика сложны и многообразны. В подготовительный период, предшествующий производству фильма, он создаёт экспликацию, которая является как бы цветовой партитурой будущей картины, её цветовой драматургией. В ряде цветовых эскизов формируется зрительный образ фильма, его световая и цветовая атмосфера, колористическое решение кадра, сцены, эпизода, определяется изобразительная стилистика ленты, разрабатываются графические и динамические характеристики типажей будущих персонажей. Одной из важнейших задач художника-постановщика в подготовительном периоде является создание совместно с режиссёром на основе драматургии графического сценария — так называемой режиссёрской раскадровки — своеобразного визуального макета будущего фильма. Раскадровка окончательно решает монтаж картины, соотношение кадровых композиций, перемену точек съёмки, характер операторской работы, крупность планов, мизансцены, взаимосвязь персонажа и декорации. На основе режиссёрской раскадровки ведётся в дальнейшем вся работа съёмочного коллектива в период производственного воплощения фильма. Существует определённое различие между работой художника-постановщика над рисованным и кукольным фильмом. Эскизы, созданные для объёмных мультипликационных фильмов, отличает большая красочность, декоративность решений, сближающая их с театральными эскизами. Художник в них прежде всего стремится выявить объём декораций, их пространство и свет. Изобразительное решение кукольных фильмов, широко использующих фактуру материала, изысканней, красочнее, чем фильмов рисованных. Не случайно изобразительное обогащение современных мультипликаций идёт в первую очередь от кукольных и перекладочных фильмов. Художник-постановщик рисованного фильма руководит работой большой группы художников разных профилей — мультипликаторов, фоновщиков, фазовщиков, прорисовщиков, заливщиков, — добиваясь образного и стилевого единства всех изобразительных компонентов фильма.

Художник-фоновщик изготовляет фоны и декорации для чистовой съёмки. При этом он руководствуется цветовыми эскизами и указаниями художника-постановщика, перенося манеру их исполнения непосредственно на саму декорацию. В своей работе художник-фоновщик пользуется разнообразными техническими приёмами и приспособлениями. Нередко в изготовлении особо сложных фонов и многоярусных декораций фильма принимает участие и художник-постановщик.

Художник-мультипликатор — творческий участник процесса создания мультипликационного фильма, одушевляющий на экране образ действующего персонажа сценария. Работа художника-мультипликатора (его также называют художником-одушевителем) в рисованном фильме очень специфична — оживление персонажей осуществляется последовательной прорисовкой статичных фаз движения изображаемого объекта. Профессиональное мастерство художника-мультипликатора основано на глубоком знании законов биомеханики движения человека и животных, острой наблюдательности, развитой зрительной памяти, умении проанализировать и расчленить увиденное в действительности или воображаемое движение на его составные — фазы. В одну секунду на экране сменяется 24 кадра, следовательно, любое движение изображения суммируется из 24 статичных фотографий или рисунков. При проекции эти рисунки сливаются в единое движущееся изображение.

Экранная непрерывность изображения — явление чисто психологическое. Движения рисованного персонажа в действительности не существует. Он движется только в восприятии зрителя. Принцип мультипликационного одушевления основан на инерции зрительных впечатлений, определяет форму и способ существования этого искусства. По характеру своей работы художник-мультипликатор прежде всего актёр. Только «играет» он не сам, а опосредованно, при помощи рисунка. Специфика работы художника-мультипликатора выражается в том, что он выполняет на бумаге лишь ключевые рисунки-компоновки, определяющие характер движения в сцене. Все недостающие, промежуточные, фазы между компоновками выполняет художник-фазовщик. Он должен обладать графическим мастерством, знать тонкости технологического процесса производства рисованного фильма. Получив от художника-мультипликатора рисунки-компоновки определённой сцены, он по экспозиционным листам, на которых точно указано количество недостающих фаз движения, делает сначала черновую фазовку движения на бумаге, а затем, после их съёмки, просмотра движения на экране, обсуждения черновых рисунков, вносит необходимые исправления в рисунки-компоновки, выполняет уже чистовую фазовку. Затем готовая сцена поступает в цех прорисовки, цех контуровки, цех закраски. Здесь рисунки — фазы движения персонажей — переводятся художниками с бумаги на листы целлулоида, заливаются специальными красками на основании цветовых моделей персонажей, после чего сушатся и передаются оператору для съёмки.

В кукольном фильме функции художника-мультипликатора выполняет художник-кукловод. Он работает с куклой непосредственно перед камерой, снимающей фильм покадрово. Сначала кукловод проигрывает сцену в своём воображении, а затем её темп и движение персонажей записывает в экспозиционных листах, по которым будут вестись съёмки. Работая с куклой, актёр-одушевитель создаёт живой образ, делает её выразителем человеческого характера.

Роль и функции художника в мультипликационном кино в процессе исторического развития искусства постепенно изменялись и уточнялись.

Истоки рисованного фильма лежат в газетной и журнальной карикатуре, комиксе. Сближение графики и кинематографа и определило на первых порах взгляд на мультипликационное кино как на искусство «ожившей графики». К привычным измерениям графики кинематограф прибавил новое — движение. Рисунок ожил на экране, получил способность существования во времени.

Первые ленты создавались исключительно руками художников, без участия специально приглашённых режиссёров. Чтобы как-то облегчить себе работу над графическими фильмами, художники поначалу стремились предельно упростить рисунок, сделать его удобным для размножения, повторения в большей серии различных фаз движения. Декорации в ранних фильмах или совсем отсутствовали, или обозначались условно — линией горизонта, обобщёнными силуэтами ландшафта. Художники сами производили одушевление рисунков.

Советское мультипликационное кино появилось в начале 20-х гг. как искусство публицистическое. Из сатирической графики, политической и бытовой карикатуры, агитплаката черпали молодые художники темы, сюжеты и образы первых мультагиток, сатирических киношаржей и кинокарикатур. Но контурный линейный рисунок, исполненный на бумаге, пройдя процесс воспроизведения на плёнку и на экран, изменялся, свет «съедал» тонкие графические линии и штрихи. Поэтому молодые художники Н. П. Ходатаев, Ю. А. Меркулов, З. П. Комиссаренко, приступая в 1924 к съёмкам фильма-памфлета «Китай в огне», строили изображение по принципу светотеневого пятна. Была использована техника аппликации из цветной бумаги, дающая ровную градацию серых тонов, фоны выполнялись в технике прессованного угля, пастели, литографического карандаша.

До середины 30-х гг. советские мультипликаторы в работе над рисованными фильмами не использовали целлулоид. Основным материалом художников оставалась бумага, поэтому в отечественном мультипликационном кино получили развитие техника бумажных марионеток и плоских вырезных перекладок.

Новый шаг в изобразительном решении фильма связан с созданием первого детского мультипликационного фильма «Сенька-Африканец» (1927). Обращение к жанру детской сказки заставило молодых художников И. П. Иванова-Вано, Д. Я. Черкеса, Ю. А. Меркулова в корне пересмотреть принципы изобразительного решения картины. Сказка требовала более подробной и тщательной разработки декораций, которые бы создали яркий сказочный образ Африки. Новые требования предъявлялись и к персонажам — пионер Сенька имел свой индивидуальный характер. Художникам удалось создать экзотический мир знойной Африки. В решении декораций использовалось тоновое пятно. Искусно комбинируя разнообразные технические приёмы, художники расширили способы одушевления персонажей, более выразительными, пластичными стали их жесты, движения, мимика.

Важным источником обогащения изобразительной и стилевой формы мультипликационных фильмов стало обращение к достижениям молодого советского изобразительного искусства, к книжной и станковой графике.

К концу 20-х гг. постепенно выявился основной круг задач, которые должен решать художник в процессе создания мультипликационного фильма, наметилось первое разграничение функций режиссёра, художника-постановщика и художника-одушевителя.

С приходом звука в кинематограф начался сложный процесс перестройки всей художественной структуры фильма. Изменился и характер работы кинохудожника. В мультипликационном кино этот процесс протекал не так болезненно, как в игровом, где наметилось резкое снижение изобразительной культуры фильма. Музыка, слово, шумы, записанные синхронно под изображение, обогатили художественную выразительность лучших немых лент «Самоедский мальчик» и «Почта», которые были озвучены. Звук органично вошёл в образную структуру этих фильмов.

С созданием в 1936 киностудии «Союзмультфильм» происходит окончательное разграничение и закрепление функций основных создателей рисованного фильма — режиссёра, художника, мультипликатора. Переход на новую поточную технологию производства фильмов, принятую на американских студиях, позволил привлечь к работе большую группу художников. Правда, этот переход был связан с некоторыми издержками, и в первую очередь с сужением изобразительных стилистических исканий. Переняв диснеевскую технологию, советские мультипликаторы на какое-то время переняли и его стилистику, его эстетику. Со временем, глубже освоив выразительные возможности новой технологии, советским художникам удалось преодолеть влияние эстетических принципов метода Диснея, обратиться к созданию самобытных по стилю произведений. Большое значение для подготовки профессиональных кадров художников-постановщиков для мультипликационного кино сыграла организованная в 1938 во ВГИКе на художественном факультете мастерская художников мультипликационного кино.

В послевоенный период наметился значительный подъём искусства мультипликации. Росту изобразительной культуры способствовали выпускники художественного факультета ВГИКа — Н. Строганова, В. А. Никитин, Л. И. Мильчин, А. П. Сазонов, Е. Т. Мигунов, А. В. Винокуров, В. Д. Дегтярёв, Л. А. Шварцман.

В начале 60-х гг. в советском мультипликационном кино начался интенсивный процесс обновления образной и пластической основы рисованных и кукольных фильмов, связанный с расширением жанрово-тематических и стилистических исканий, поисков новых средств концентрации мысли в образе. В структуре художественного образа фильма происходят серьёзные изменения, возрастает содержательная роль таких его традиционных выразительных элементов, как время, пространство, ритм, более разнообразными становятся его динамические и цветовые характеристики.

Художники, обладающие яркой творческой индивидуальностью, например С. А. Алимов, А. А. Спешнева, М. Соколова, В. Н. Зуйнов, Э. А. Назаров, разрабатывают в мультипликационных фильмах свои собственные выразительные стили. Большинство художников-постановщиков ищут пути освоения и синтеза богатейшего культурного наследия искусства. Как показала практика 60—70-х гг., возможности мультипликации в освоении изобразительных стилевых принципов различных видов искусств практически неисчерпаемы. Подчёркнуто живописный подход в изобразительной трактовке мультипликационных фильмов разрабатывают художники и режиссёры Н. Н. Серебряков, В. В. Курчевский, Р. А. Раамат из Эстонии.

Мультипликационное кино открывает перед художниками широчайшие возможности образно-поэтического постижения мира. В середине 70-х гг. в советское многонациональное кино влилась большая группа талантливых молодых художников, много сделавших для обогащения образного мира рисованного и кукольного фильма: Н. Н. Виноградова, Ф. А. Ярбусова, Н. В. Орлова, Н. Пророкова.

Мультипликационные фильмы создаются почти во всех союзных республиках. Молодые художники Украины (Р. Ф. Сахалтуев, Н. Гузь), Эстонии (Р. Э. Таммик, Р. Раадме), Казахстана (Ж. Ж. Даненов), Туркмении (М. О. Чарыев) и другие успешно осваивают опыт и традиции своих национальных культур.

А. А. Волков.


Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. . 1987 .

Смотреть что такое "Художник мультипликационного фильма" в других словарях:

    Художник - У этого термина существуют и другие значения, см. Художник (значения). художник … Википедия

    Художник-мультипликатор - Необходимо перенести в эту статью содержимое статьи Художник мультипликатор рисованного фильма и поставить оттуда перенаправление. Вы можете помочь проекту, объединив статьи (cм. инструкцию по объединению). В случае необходимости обсуждения… … Википедия

    Художник-мультипликатор рисованного фильма - Необходимо перенести содержимое этой статьи в статью «Художник мультипликатор». Вы можете помочь проекту, объединив статьи. В случае необходимости обсуждения целесообразности объединения, замените этот шаблон на шаблон {{к объединению}} … Википедия - (р. 30.8.1920), советский художник, режиссёр. Заслуженный художник РСФСР (1981). Окончил школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры (1941) и ВГИК (1951). С 1948 на киностудии «Союзмультфильм». Участвовал в постановке фильмов: «Федя… … Кино: Энциклопедический словарь

    Боуи, Дэвид - У этого термина существуют и другие значения, см. Боуи. Дэвид Боуи David Bowie … Википедия


А начиналась история этого мультфильма в пионерском лагере, где тогда ещё молодой Эдуард Успенский подрабатывал библиотекарем. Интересных книг на всех детей не хватало, и начинающий писатель, чтобы развлечь малышей стал придумывать как бы вечернюю сказку - приключения жителей деревни Простоквашино: славного Дяди Федора, преданного и честного Шарика, потрясающе умного, немного ироничного кота Матроскина и старенького почтальона Печкина.

Интересно, что в начале Дядю Федора Успенский представил детям как лесника, проживающего в деревне, но по совету Бориса Заходера изменил его на мальчика, ровесника потенциальных читателей.

Раскадровка к мультфильму «Трое из Простоквашино»:

Книга была впервые опубликована в 1973 году. Не без проблем. Редакторам очень не нравились двусмысленные фразы, за которые мы теперь и любим этот мультфильм. А через год повесть была экранизирована - на творческом объединение «Экран» вышел трехсерийный мультфильм «Дядя Фёдор, пёс и кот». Но этот мультфильм не имел успеха (если честно, я о нём узнал не так давно, лет 7-8 назад).

Раскадровка к мультфильму «Трое из Простоквашино»:

Ну а спустя 4 года историю решили переснять. Эдуард Успенский переписал сценарий. В итоге в него не вошло много моментов из повести. Но возможно это и к лучшему. Ведь популярность нового мультфильма превзошла книгу в сотни раз.

Режиссёром «перезапуска» стал Владимир Попов. Работу по созданию образов героев он разделил между двумя художниками-постановщиками. Левон Хачатрян работал над образами почтальона Печкина, Папы и Мамы дяди Фёдора и самого дяди Фёдора.

Николай Ерыкалов работал над образами животных: кота Матроскина, пса Шарика, коровы Мурки и её телёнка Гаврюши.

Предварительный эскиз к мультфильму «Трое из Простоквашино». Собрание Музея кино:

Ерыкалову долго не давался образ Галчонка - птичка получалась безликой, не такой, как представлял ее режиссер. Отложив человеческих персонажей, к работе над пернатым подключился Хачатрян - но тоже безуспешно. В конце концов, дело дошло до того, что каждого, кто заходил в комнату художников на «Союзмультфильме», просили нарисовать Галчонка. К его созданию приложил руку и Леонид Шварцман - создатель Чебурашки. В итоге птичку слепила дружба: внешность Галчонка вобрала в себя элементы, нарисованные лучшими художниками-мультипликаторами СССР.



С героями-людьми тоже не все было просто. Маму Дяди Федора Левон Хачатрян, недолго думая, срисовал со своей жены - актрисы Ларисы Мясниковой. «Маленького роста, короткая прическа, в очках. Попов внес свои поправки… Очки. На моем эскизе они были круглые, какие носит моя жена, но Попов считал, что лучше квадратные», - позже писал Хачатрян. Поговаривают, жена художника возмущалась - мол, ее изобразили в мультике какой-то нервной и вредной, а ведь она совсем не такая. От гнева жены Хачатряна спасла именно форма очков: «Я бы такие ни за что не надела. Надеюсь, все это понимают и никто не станет ассоциировать эту вашу маму со мной», - смилостивилась Мясникова.

Шер А.С. Эскиз к фильму «Зима в Простоквашино». Собрание Музея кино:

Но наибольший конфликт вызвал Дядя Федор. Предлагаемым художником образом мальчика режиссёр был недоволен.

Предварительные эскизы к мультфильму «Трое из Простоквашино». Собрание Музея кино:

В итоге его эскиз Попов принёс сам. И в итоге Хачатрян нарисовал его вихрастым, румяным, с носом-картошкой.

Однако во время работы над следующей серией - «Каникулы в Простоквашино» - в проект пришел новый художник, Аркадий Шер, которому Владимир Попов разрешил перерисовать персонажей. Изменения затронули всех, но больше всего досталось дяде Федору: с его лица практически исчез румянец, нос уменьшился и заострился, вместо беспорядочной «вихрастой» стрижки на голове образовался уложенный начес.

Кадр из мультфильма «Трое из Простоквашино»:

Такие «изменения в лице» глубоко оскорбили Левона Хачатряна. Художник разругался с режиссером и ушел из проекта: третью серию, «Зима в Простоквашино», рисовали уже без него. А бедный Дядя Федор к ней опять изменился: обзавелся покраснением на кончике носа, пухлыми губами и совершенно невнятной стрижкой. «Если поставить Дядей Федоров из всех трех серий рядом, окажется, что это совершенно разные мальчики! Я такого не понимаю», - разочарованно сокрушался Хачатрян.

Досталось и маме дяди Фёдора.

Но больше всего разочарования мультфильм принес сотруднику киножурнала «Фитиль» Анатолию Тараскину. В свое время он близко дружил с автором историй про Дядю Федора Успенским. Писатель не скрывал, что отчасти списал кота именно с приятеля - с его характера, его повадок… И первоначально Матроскин должен был зваться Тараскиным. Но Тараскин-человек воспротивился: «Не хочу быть каким-то книжным котом. Если бы ты предложил мне увековечить себя в более известном персонаже - я бы еще подумал…»

В итоге Успенский, отправляя произведение в печать, был вынужден заменить кота Тараскина на кота Матроскина. Книга широкого успеха не имела, а вот после выхода мультфильма имя «Матроскин» узнала вся страна. «Какой же я был дурак! Фамилию пожалел дать! Так хоть в историю бы вошел», - по словам Эдуарда Успенского, переживал Тараскин.

Во многом успеху простоквашенцы обязаны артистам, которые их озвучили. Состав действительно подобрался первоклассный - Лев Дуров «в роли» Шарика, Борис Новиков - почтальон Печкин, Мария Виноградова - Дядя Федор, Валентина Талызина - его мама. Ну и, разумеется, щедрую порцию первоклассного шарма привнес в мультфильм Олег Табаков, озвучивший Матроскина. Который и поныне упоминает, что десятилетия прошли, а в его голосе по-прежнему проскальзывают кошачьи интонации, да и без цитат не обходится: «А я еще и вышивать умею… И на машинке тоже!»

Мультфильм стал необычайно популярен. В 1980 году на экранах появилось продолжение мультфильма - «Каникулы в Простоквашино». Третья часть - «Зима В Простоквашино» - появилась в 1984 году. Не многие знают, что есть ещё и четвёртая часть - «Весна в Простоквашино», снятый в наше время, но это уже совсем не то.

«Трое из Простоквашино» (1978) - мультипликационный фильм, первый из серии «Трое из Простоквашино» (продолжения - мультфильмы « Каникулы в Простоквашино» и «Зима в Простоквашино»). Создан по мотивам повести Эдуарда Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот».

Создатели:

Режиссер - Владимир Попов

Сценарист - Эдуард Успенский

Художники-постановщики - Николай Ерыкалов, Левон Хачатрян

Художники-мультипликаторы - Марина Восканьянц, Марина Рогова, Сергей Маракасов, Эльвира Маслова, Д.Анпилов, Галина Зеброва, Рената Миренкова

Оператор - Кабул Расулов

Директор - Любовь Бутырина

Композитор - Евгений Крылатов

Звукооператор - Борис Фильчиков

Редактор - Раиса Фричинская

Роли озвучивали - Лев Дуров (Шарик), Валентина Талызина (мама), Борис Новиков (почтальон Печкин), Мария Виноградова (Дядя Фёдор), Герман Качин (папа), Олег Табаков (кот Матроскин)

Монтажер - Наталия Степанцева

По желанию режиссера Владимира Попова работа над созданием экранных образов была разделена между художниками-постановщиками. Левон Хачатрян работал над образами почтальона Печкина, Папы и Мамы дяди Федора, и самого дяди Федора. Николай Ерыкалов работал над образами животных: кота Матроскина, Шарика, Мурки (Коровы), Гаврюши. Образ Галчонка долго не получался, поэтому каждого, кто заходил в комнату художников на «Союзмультфильме», просили нарисовать Галчонка. К его созданию даже приложил руку Л.Шварцман, создатель Чебурашки.

Маму дяди Федора Левон Хачатрян срисовал со своей жены, Ларисы Мясниковой. «Маленького роста, короткая прическа, в очках. Попов внес свои поправки … Очки, на моем эскизе они были круглые, какие носит моя жена, но Попов считал, что лучше квадратные». (из записей Левона Хачатряна).

До «Простоквашино» Николай Ерыкалов и Левон Хачатрян уже работали вместе над мультфильмом «Бобик в гостях у Барбоса». Внимательный зритель может заметить, что между героями этих двух мультфильмов есть определенное сходство.

Единственный типаж, по которому команда так и не пришла к единому решению - это сам дядя Федор. Поэтому именно его экранный образ сильнее всего меняется от серии к серии.

Цитаты:

Печкин: А чего это вы в сундуке везёте?
Матроскин: А это мы за грибами ходили, ясно вам?
Печкин: Конечно ясно, чего ж тут неясного. Они бы ещё с чемоданом пошли!

Галчонок: Кто там?
Печкин: Это я, почтальон Печкин, принес заметку про вашего мальчика

Печкин: Сейчас я буду вашего мальчика измерять.

Дядя Федор: Я ничей, я сам по себе мальчик - свой, собственный.

Дядя Федор: Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное. А у нас денег нет.

Мама: От этой картины на стене очень большая польза: она дырку на обоях загораживает!

Матроскин: Что это мы всё без молока и без молока? Так и умереть можно.

Шарик: Мясо лучше в магазине покупать.
Матроскин: Это почему?
Шарик: Там костей больше.

Печкин: Его надо в поликлинику сдать, для опытов!

Матроскин: Подумаешь! Я ещё и вышивать могу, и на машинке - тоже…

Дядя Федор пишет письмо маме с папой:
- Мои папа и мама! Я живу хорошо, просто замечательно. У меня все есть, есть свой дом, он теплый. В нем одна комната и кухня. Я без вас очень скучаю, особенно по вечерам. А здоровье мое не очень. То лапы ломит, то хвост отваливается. А на днях я линять начал. Старая шерсть с меня сыпется, хоть в дом не заходи. Зато новая растет чистая, шелковистая, так что лохматость у меня повысилась. До свидания, ваш сын дядя Шарик.

Трое из Простоквашино и другие приключения Дяди Федора

Началось все с того, что детский писатель Эдуард Успенский написал книжку «Дядя Федор, пес и кот». Все помнят мальчика, которого за взрослость прозвали Дядя Федор. Очаровательного кота Матроскина, подкупающего своей житейской мудростью и особой полосатостью. Простоватого Шарика и почтальона Печкина в лохматой шапке-ушанке. Вся эта компания проживает на лоне природы, в экологически чистом местечке Простоквашино. Занимается фотоохотой, расширяет хозяйство - заводит корову Мурку и борщелюбивый трактор, ссорится, прячется от родителей и вдохновенно бездельничает.

Многое из литературного источника не вошло в мультфильм. Зато популярность экранизации в сотни раз превзошла популярность книги. Первая серия, которая называлась «Трое из Простоквашино» вышла в 1978 году. «Отцом» всех героев мультфильма стал художник Левон Хачатрян.

Однако уже спустя два года у режиссера Владимира Попова с художником-постановщиком случился конфликт. В проект пришел А.Шер, которому разрешили перерисовать персонажей. Герои, что называется, переменились в лице. Особенно досталось Дяде Федору. Тем не менее, следующие две серии были встречены на ура. И «Каникулы в Простоквашино», и «Зима в Простоквашино» по сей день остаются одними из самых популярных советских мультфильмов.

Во многом успеху герои мультфильмов обязаны артистам, которые их озвучили. Состав действительно подобрался первоклассный - Лев Дуров «в роли» Шарика, Борис Новиков - почтальон Печкин, Мария Виноградова - Дядя Федор, Валентина Талызина - его мама. Ну и, разумеется, щедрую порцию первоклассного шарма привнес в мультфильм Олег Табаков, озвучивший Матроскина. Который и поныне упоминает, что десятилетия прошли, а в его голосе по-прежнему проскальзывают кошачьи интонации, да и без цитат не обходится: «А я еще и крестиком вышивать умею.... И на машинке тоже!»

Кот Матроскин под его чутким руководством получился незабываемым. Центром, вдохновителем и руководителем маленькой вселенной. Причем кем-кем, а сказочным персонажем Матроскина не назовешь. Он практичен, бережлив, за словом в карман не полезет и не пропадет ни при каких обстоятельствах. Выдает афоризмы на-гора и оставляет остальных героев в тени своего чувства собственного достоинства. Одним словом, бессмертный персонаж. Кстати, кот первоначально должен был носить имя Тараскин - в честь сотрудника киножурнала «Фитиль» Анатолия Тараскина. Но тот категорически заскромничал. И, разумеется, вскоре очень пожалел.

Серия мультфильмов о Простоквашино действительно приобрела завидную популярность. Даже в свободной виртуальной энциклопедии Википедия есть вполне научная статья об этом населенном пункте. Например, Википедия предоставляет такие данные в графе «демография»: «Местное население представлено котом Матроскиным, псом Шариком, почтальоном Печкиным, Галчонком, Коровой Муркой и теленком Гаврюшей. В окрестных лесах водятся зайцы и птицы, в реках - бобры и рыбы. По выходным и праздничным дням, а так же в дни школьных каникул население существенно увеличивается за счет городских родственников - дяди Федора, его папы и мамы».

Большая виртуальная энциклопедия также выделяет средства коммуникации: «В деревне ловятся центральные каналы телевидения, телефонов нет. Связь осуществляет Простоквашинское почтовое отделение путем обмена письмами, телеграммами, бандеролями и посылками. Между городом и деревней существует ещё один вид почтовых отправлений, не имеющий аналогов в реальном мире, - живая говорящая почта в виде галчонка, помещенного в посылку». Википедия всячески демонстрирует всю серьезность исследования и прямо-таки дядефедоровскую деловитость. А иначе и нельзя. К полету творческой мысли писатели, а в особенности детского писателя, относиться нужно ответственно и со знанием дела.

«Трое из Простоквашино» (1978)

Первый фильм трилогии о городском мальчике по прозвищу Дядя Фёдор, бездомном коте Матроскине, псе Шарике и прочих, которые в силу различных причин стали жить в деревне Простоквашино.

«Каникулы в Простоквашино» (1980)

Дядя Фёдор решил провести летние каникулы не в Сочи, а в деревне Простоквашино вместе со своими друзьями - котом Матроскиным и псом Шариком. Матроскин не нарадуется своей коровой Муркой и изобилием молока, а также от рождения телёнка Гаврюши. А Шарик в свою очередь самозабвенно увлёкся фото-охотой.

«Зима в Простоквашино» (1984)

Шарик и Матроскин поссорились. Перестали разговаривать друг с другом, живут, как кошка с собакой. И всё из-за того, что Шарик вместо валенок купил себе модные кеды, пробив тем самым брешь в бюджете Матроскина. Связь им помогает осуществлять почтальон Печкин, который передаёт телеграмы из одного конца избы в другой. Неизвестно, чем бы всё это кончилось, если бы на Новый год в Простоквашино не приехали Дядя Фёдор с папой (без мамы, потому что мама должна петь на новогоднем «Голубом Огоньке»). Их старый «запорожец» застрял в снегу, и всем обитателям дома в Простоквашино пришлось вытягивать машину из сугроба на манер ездовых собак. В процессе вытягивания Шарик с Матроскиным помирились. И можно было бы встречать Новый год, да телевизор, главное украшение стола, не работает, и поэтому Печкин решил справлять Новый год дома. Однако папа уговорил его остаться и пообещал, что телевизор будет починен. Телевизор починили, и по нему вскоре должны показать мамино выступление. Но тут выясняется неприятная вещь: звук у телевизора не работает. Разочарованные герои смотрят беззвучное мамино выступление, и вдруг слышат пение, но не из телевизора, а сзади. Оказывается, концерт был записан на видео, а мама сама дошла до Простоквашино на лыжах.

В августе 2009 года начали работу над продолжение анимационной трилогии Трое из Простоквашино.
"В основу сценария, как было и ранее, положена повесть детского писателя Эдуарда Успенского, с которым мы вместе сейчас работаем. Мы сохранили прежнее место действия, оставили знакомых героев, а также ввели в мультфильм новых персонажей. Это, например, сестра родителей Дяди Федора - полковник в отставке Тамара Ломовая-Бамбина. Эта дама попрощалась с армией и приехала в Простоквашино не только отдохнуть, но и серьезно заняться воспитанием главного героя", - рассказала режиссер Елена Баринова.
Ей принадлежит идея сделать продолжение фильма. "Простоквашино" она считает одной из лучших историй.
"Я попыталась найти всех мультипликаторов, которые работали на картине. И Эльвира Котова, которая рисовала Матроскина, курирует, проверяет, как работают мультипликаторы, - рассказывает Баринова. - Мне очень интересно было сохранить особый дух, который был, как мне рассказывали, в мастерской Попова".
Дух мастерской Елены Бариновой - студенческий. Ее ученики - студенты и вчерашние выпускники ВГИКа - работают под руководством корифеев анимации. Художник Ольга Боголюбова - один из них. Кстати, именно она иллюстрировала все последние книги о Простоквашине, приняв эстафету у Аркадия Шера.
"Задача - чтобы персонажи были узнаваемы. Трудно избавиться от своего почерка, но нужно, чтобы персонажи были самими собой", - рассказывает Боголюбова.
За эти годы герои фильма не очень-то изменились. Дядя Федор стал еще более самостоятельным, Матроскин - еще более домовитым. Кстати, озвучивать кота, как и в прежние времена, станет Олег Табаков. Лев Дуров тоже с радостью согласился вновь встретиться со своим героем Шариком. Дядя Федор будет говорить голосом Ольги Шороховой (до этого она озвучивала галчонка). А почтальоном Печкиным займется даже внешне чем-то похожий на него Александр Панкратов-Черный.




Top