Художник самохвалов картины. Русские художники

Подданство:

Российская империя

Гражданство:

РСФСР
СССР

Жанр: Учёба: Стиль: Награды:
Работы на Викискладе

Александр Николаевич Самохвалов (21 августа , Бежецк, Тверская губерния, Российская империя - 20 августа , Ленинград, СССР) - крупнейший советский художник , живописец, график, прикладник, монументалист, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации , член Ленинградской организации Союза художников РСФСР .

Биография

Самохвалов Александр Николаевич родился 8 (21) августа 1894 года в городе Бежецк Тверской губернии. Его отец Николай Дмитриевич Самохвалов занимался мелкой торговлей (умер в 1917 году). Мать Самохвалова Елена Фёдоровна (в девичестве Чистякова, ум. в 1937) занималась домашним хозяйством и воспитанием четырёх детей. Своё образование Самохвалов начал в механико-техническом училище в Калязине, откуда был исключён в 1908 году за участие, как писал художник в автобиографии в начале 1950-х, в «школьном революционном движении» . В последующем закончил реальное училище в Бежецке.

Учился в Академии художеств до её закрытия (1914-1918), затем вернулся на родину в Бежецк. Завершал образование уже в Петроградских Свободных художественных мастерских (1919-1923).

Среди учителей особое влияние на Александра Самохвалова оказал К. С. Петров-Водкин . Пространственная система построения картины, разработанная Петровым-Водкиным, проблемы соотношения цвета и формы увлекли Александра Самохвалова, для которого поиски своего видения, образного воплощения эпохи стали неизменными спутниками творчества. Не случайно путешествие с К. С. Петровым-Водкиным в Самарканд (1921 год) и работу в составе экспедиции Института истории материальной культуры по зарисовкам и обмеру памятников он воспринимал впоследствии как переломный момент в своём мировоззрении и творчестве. Другим сильнейшим впечатлением, повлиявшим на формирование творческого стиля художника, стало участие Александра Самохвалова в работах по реставрации Георгиевского собора в Старой Ладоге (1926), где он открыл для себя древнерусскую фресковую живопись.

Александр Самохвалов начал участвовать в выставках с 1914 года. В 1917 участвовал в выставке объединения художников «Мир искусства». Писал портреты, жанровые картины, пейзажи. Занимался плакатом, скульптурой, монументальной и станковой живописью, декоративно-прикладным искусством, иллюстрировал книги.

Дипломная картина «Головомойка» (1923, Русский музей), в которой художник стремился воплотить принципы «сферической перспективы» в духе Петрова-Водкина, стилистически близка сюрреализму . Однако Александр Самохвалов вступил на самостоятельный творческий путь в тот период, когда модернистски-авангардные поиски постепенно уходили в сферу «тихого искусства» или вообще в «подполье». Тем не менее, подобно мастерам ОСТа, к которому ленинградский «Круг художников» был эстетически весьма близок, Самохвалов сумел сохранить яркие черты поэтически-вольного символизма и во вполне официальных, заказных произведениях.

Особенно удавались Самохвалову образы «героинь труда и спорта» («Кондукторша», 1928; «Девушка с ядром», 1933, Третьяковская галерея ; знаменитая акварельная серия «Метростроевки», 1933-1934, в основном - Русский музей) - образы, полные мажорного пафоса и в то же время по-своему сюрреального, почти «мифологического» обаяния; это своего рода таинственные современные богини, окружённые романтическим ореолом. Именно ему принадлежит знаковое произведение советского искусства 1930-х годов - «Девушка в футболке » (1932), в котором наиболее полно воплотилось стремление художника к созданию образа молодого современника, понимание зрелым мастером своих живописных задач.

Александр Николаевич Самохвалов скончался в Ленинграде 20 августа 1971 года на семьдесят седьмом году жизни. Похоронен на Комаровском кладбище . Памятник на могиле является культурно-историческим наследием с федеральным уровнем охраны. Произведения Александра Николаевича Самохвалова находятся в Государственном Русском музее , Государственной Третьяковской галерее , в музеях и частных собраниях в России, Германии, Великобритании, Франции, США, Италии и других странах.

Галерея

См. также

Памятник А. Н. Самохвалову на кладбище «Комаровский некрополь»

  • Список живописцев России XX века

Примечания

Источники

  • Центральный Государственный Архив литературы и искусства. СПб . Ф.78. Оп.3. Д.49.
  • Н. З. Стругацкий . Александр Самохвалов . - Искусство, № 5, 1933.
  • Н. З. Стругацкий . Александр Самохвалов. - Ленинград - Москва: 1933.
  • Выставка лучших произведений советских художников. Путеводитель . - М: Государственная Третьяковская галерея, 1941.
  • Выставка живописи, графики и скульптуры. Советские художники ко дню 60-летия К. Е. Ворошилова. - М: Искусство, 1941.
  • Каталог выставки лучших произведений советского искусства. - Новосибирск: Комитет по делам искусств при СНК СССР, 1942.
  • Героический фронт и тыл. Всесоюзная художественная выставка. Каталог . - М: Государственная Третьяковская галерея, 1945.
  • Выставка этюдов ленинградских художников. Каталог . - Л: ЛССХ, 1945.
  • Всесоюзная художественная выставка. Каталог. - М: Государственная Третьяковская галерея, 1946.
  • Выставка произведений ленинградских художников 1947 года. Каталог . - Л: ЛОСХ, 1948.
  • Всесоюзная художественная выставка 1947 года. Каталог . - М - Л: Комитет по делам искусств при СМ СССР, 1947.
  • Всесоюзная художественная выставка 1949 года. Живопись. Скульптура. Графика. Каталог . - М: ГТГ, 1950.
  • Выставка произведений ленинградских художников 1951 года. Каталог . - Л: Лениздат, 1951. - С. 18, 48.
  • 1917-1957. Выставка произведений ленинградских художников. Каталог. Л., Ленинградский художник, 1958. С.28, 70-71.
  • Никифоровская И. Итоги большой творческой работы // Вечерний Ленинград. 1957, 10 октября.
  • Бродский В. Жизнеутверждающее искусство // Ленинградская правда, 1957, 11 октября.
  • Всесоюзная художественная выставка, посвящённая 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Каталог . - М: Советский художник, 1957. - С.69.
  • Всесоюзная художественная выставка «40 лет ВЛКСМ». Каталог. - М: Министерство культуры СССР, 1958.
  • Советская Россия. Республиканская художественная выставка. Каталог . - М: Министерство культуры РСФСР, 1960. - С.73.
  • Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1958 года. Каталог . - Л: Художник РСФСР, 1959. - С.24.
  • - Л: Художник РСФСР, 1963. - С.16.
  • Выставка произведений ленинградских художников 1960 года. Каталог. - Л: Художник РСФСР, 1961. - С.36.
  • Александр Николаевич Самохвалов. Выставка произведений. Каталог. - Л: Художник РСФСР, 1963. - 48 с.
  • Баршова И., Сазонова К. Александр Николаевич Самохвалов. Л., Художник РСФСР, 1963.
  • Выставка произведений ленинградских художников 1961 года. Каталог . - Л: Художник РСФСР, 1964. - С. 36. - 252 с.
  • . Л., Художник РСФСР, 1965. С.48.
  • Молдавский Д. «Ленинград». На зональных художественных выставках // Литературная Россия, 1964, 27 ноября.
  • Дмитренко А. Взором современника // Смена, 1964, 27 декабря.
  • Третья Республиканская художественная выставка «Советская Россия». Каталог. М., МК РСФСР, 1967. С.50.
  • Молдавский Д. Выставка Александра Самохвалова. / Смена, 1968, 31 января.
  • Щеглов Е. Эпоха Ленина в творчестве художников России // Советская культура, 1970, 28 февраля.
  • Каталог произведений художников Российской Федерации, переданных в дар организациям и учреждениям культуры (1963-1971 гг.). - М: СХ РСФСР, 1972. - С. 95.
  • Выставки советского изобразительного искусства. Справочник. Том 3. 1941-1947 годы . - М: Советский художник, 1973. - С. 7, 10, 15, 32, 68, 90, 93, 122, 137, 181, 213, 214, 215, 232, 263, 272, 335, 342.
  • Бродский В. О своих современниках // Ленинградская правда, 1975, 26 января.
  • Савин В. Встреча с «Метростроевкой» // Смена, 1975, 28 января.
  • Яковлева Л. Величие подвига // Вечерний Ленинград, 1975, 27 мая.
  • Мямлин И. Сердце с правдой вдвоём... // Ленинградская правда, 1975, 1 июня.
  • Леняшин В. Думая о будущем. Время. Художник. Творчество // Вечерний Ленинград, 1976, 26 января.




Александр Николаевич Самохвалов предстает графиком по призванию, никогда не оставлявшим своего увлечения рисованием. В его творчестве рисунок всегда занимал столь же видное место, как и живопись. Великолепное владение техниками графитного карандаша, угля, сангины, перового рисунка и акварели, начиная с 1910-х гг., было присуще мастеру. Это время явилось для него как периодом обучения, так и освоения опыта современных течений в искусстве и в техниках исполнения графических листов. Его ранние работы отличает гибкая легкость проволочной или мягкой контурной линии, строившей изображения, созвучные графике стиля модерн: «Обнаженная», 1910-е, «Змея»,1914, «Балерина» (все - ТОКГ). О работе в 1917 году в мастерской Василия Шухаева напоминают именно ранние рисунки А.Н.Самохвалова. Этим сангинам присуща особая мера условности и знаковости языка линейной графики, мастерски создающего целостные и пластически емкие изображения: «Сидящая обнаженная», середина 1910-х, «Обнаженная фигура», без даты (оба - ТОКГ).

Среди художников, оказавших влияние на А.Н.Самохвалова в 1919-1920-х годах, особое место принадлежит К.С.Петрову-Водкину и его образной концепции «сферических» пространственных построений. Жанровые и портретные зарисовки своеобразного «Самаркандского альбома» были сделаны летом 1921 года, во время их совместной поездки в составе экспедиции института истории материальной культуры. Непосредственные впечатления А.Н.Самохвалова по-новому пространственно отображены в карандашных рисунках «Узбеки», 1921, и «Не идет», 1921 (оба - ТОКГ). Композиции некоторых из них заставляют вспомнить строки «Самаркандии» А.Н.Самохвалова: «И была головокружащая сферическая перспектива (опять-таки петров-водкинская)» («Мальчик», 1921, «Горные кишлаки», 1921 (оба - ТОКГ). Набросок композиции с изображением лежащего верблюда «Лист с набросками композиций», начало 1920-х (ТОКГ), безусловно, композиционно связан с известной акварелью А.Н.Самохвалова «Верблюд», 1921 (КОМИИ).

Выразительной и уверенной маэстрийностью линейно-пластических и штриховых приемов отличаются портретные, жанровые и тематические зарисовки мастера и его законченные в рисунке композиции конца 1910-х - 1930-х гг.: «Лежащая обнаженная»,1918 (ТОКГ), Женские портреты, 1920-х (ТОКГ), «Автопортрет», 1923 (КОМИИ), «Сидящая. Рисунок к картине «Семья рыбака», 1925-1926 (ТОКГ), «Барашки», 1930 (ВОКГ), «Шахтер», без даты (НХМ), «За чисткой картофеля» из серии «В коммуне «Ленинский путь», 1930-1932 (ТОКГ), «Юноша в кепке», без даты (ТОКГ), «Ребенок», 1929 (ТОКГ).

Воплощением конструктивистских принципов плакатно-манифестационной образности предстают рисованные эскизы плакатов 1924-1930 гг., зачастую служившие оригиналами для печати («Расти кооперация», 1924, «Листок спартаковца», 1924, «К единому фронту», «Пролетарии, боритесь с опасностью новых войн», 1925, эскиз плаката на спортивную тему, 1930 (все - ТОКГ). Их изображениям, как и многим другим живописным и графическим произведениям художника 1920-х - 1930-х гг., присуща статуарная статичность фигур остановившегося мгновения, где доминируют жест и поза, а само движение и его динамика могут лишь угадываться.

Прием особой конструктивисткой обобщенности форм отличает и жанровые фигуративные композиции 1918-1930 гг. - «Новогодний праздник. Эскиз панно», 1918-1919, эскизы к декоративным тарелкам, 1923, «На пляже», 1924-1925, «Ткачиха», 1930 (все - ТОКГ) «Женщина с лошадью», 1930 (ВОКГ).

По словам самого художника, он обладал способностью «уходить в конструирование форм, вызванных веком индустрии, ее ритмами и тембрами ее материалов».

Отражая увлечение мастера произведениями различных стилевых направлений того времени, изображение рисунка «Мужской портрет» 1920-х гг. (ВОКГ) представляет собой сюрреалистическую композицию конструктивистских пространственных метаморфоз.

Искусство рисовальщика усиливало сопричастность А.Н.Самохвалова всему происходящему, постоянно помогая ему как живописцу и скульптору накапливать материал для своих работ, обобщая увиденное и прочувствованное. А.Н.Самохвалов бережно обращался с подготовительными рисунками, сохраняя верность им в многочисленных этюдах и картинах. Примером может служить детальное сравнение одноименных подготовительных рисунков и картин 1920-х гг., представляющих собой композиции с элементами построений «сферической» перспективы - рисунок к композиции «На берегу», 1920-е (ГХМАК) и рисунок к дипломной работе «Головомойка», 1923 (ПГОИАХМЗ).

Интересны и беглые карандашные зарисовки художника к композициям его полотен, сделанные в 1930-х годах - «Метростроевка», набросок к работе из серии «Девушки Метростроя», 1934 (ТОКГ), и два одноименных наброска к картине «Киров принимает парад физкультурников», 1934-1935 (ДХМ).

Женщина с ведрами. Из серии «Ладога».

1926 Виртуальная выставка показывает отдельные работы и целые группы графических листов, мастерски исполненных графитным карандашом и акварелью, из серий: «Деревня Наволок» - рисунки «Коммунарка» (Оксана) и «Комсомолец», 1924-1925; «Ладога» (1925-1926) - акварели «Женщина с жеребенком», «Мальчик в желтой рубахе», «Мальчик в красной рубахе», «Голова мальчика», «Женщина с ведрами» (все - ТОКГ), а также из серии «В коммуне «Ленинский путь» - акварель «Тракторная молотьба», 1930 (ПГОИАХМЗ) и рисунок «За чисткой картофеля», 1930-1932 (ТОКГ).

Авторская литография предстала обобщением живописной манеры А.Н.Самохвалова в его станковой печатной графике. В 1930-х гг. художник обратился к искусству воспроизведения своих известнейших работ, тиражируя их путем литографирования («Девушка в футболке», 1930-е (ГМО ХКРС), « Метательница диска», 1930-е (ГМО ХКРС).

К 1943 году относятся эскизы декорации и двух костюмов к пьесе А.Н.Островского «Горячее сердце» (ТОКГ). Они были созданы А.Н.Самохваловым в период эвакуации в Новосибирске, где он работал художником-постановщиком, а также был членом художественного совета в Академическом театре драмы им. А.С.Пушкина. Акварели, находящиеся на виртуальной выставке, отличает искусство рисовальщика и сценографа, выразительно и убедительно сумевшего передать даже характеры персонажей спектакля.





















Самохвалов А.Н. Крыши. 1920-1921
















Самохвалов А.Н. Метростроевка, несущая арматуру. Из серии "Девушки метростроя". 1934

Самохвалов А.Н. У бетоньерки. Из серии "Девушки метростроя". 1934

Самохвалов А.Н. Метростроевка, несущая лопаты. Из серии "Девушки метростроя". 1934

Виртуальная выставка произведений А.Н.Самохвалова из региональных художественных музеев России открывается в год 120-летия со дня рождения мастера. Она является богатым дополнением юбилейной выставки произведений художника, экспонирующейся в залах Русского музея. Данная виртуальная выставка представляет более 200 произведений живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства мастера, ныне хранящихся в 23-х музеях страны, несколько отдаленных от ее столиц.

Коллекции произведений художника, находящиеся в фондах многих сокровищниц России, формировались в первую очередь усилиями дочерей художника и его супруги, верной спутницы послевоенного периода жизни А.Н.Самохвалова – Марии Алексеевны Клещар-Самохваловой. Именно они в 1970–1990-х гг. последовательно передали в музеи Российской Федерации целые комплексы работ, этюды и эскизы его произведений, включая даже материал подготовительных набросков, постаравшись широко отразить в них главные темы творчества мастера. Это определило всю дальнейшую судьбу богатейшего наследия художника и возможности рассмотрения и исследования его творческой лаборатории. Благодаря этому виртуальная выставка знакомит специалистов и широкий круг любителей отечественного искусства с неизвестными или малоизвестными работами А.Н.Самохвалова. Здесь впервые собраны вместе и опубликованы многие рисунки и эскизы его живописных произведений. Выставка призвана с новой полнотой продемонстрировать многогранность художника, не только как живописца и скульптора, но и как блестящего рисовальщика и литографа, свободно владевшего выразительными средствами всех видов изобразительного искусства.

Русский музей выражает искреннюю признательность всем музеям-участникам данного проекта, предоставившим свои материалы для создания выставки. Слова особой безмерной благодарности хочется высказать Татьяне Савватеевне Куюкиной, директору Тверской областной картинной галереи (ТОКГ) и Владимиру Николаевичу Биберину, ведущему научному сотруднику ТОКГ. Более 120-ти цифровых изображений произведений А.Н.Самохвалова, хранящихся в этом музее, вошли в экспозицию виртуальной выставки. Это, как ничто другое, позволило нам отразить подлинное многообразие таланта мастера в год его 120-летия.

Александр Николаевич Самохвалов (1894-1971) – один из крупнейших советских живописцев XX века, признанный мастер, вошедший в историю русского изобразительного искусства. Произведения А.Н.Самохвалова хранятся и экспонируются в десятках музеев нашей страны. Они вошли в сознание многих поколений людей и, порой, неотделимы в нашем восприятии от самого времени 1920–1930-х гг., его ритма и биения. Как живописец, график, скульптор и писатель, декларируя идеалы современности, он старался создать искусство больших обобщений и симфонического звучания. Он стремился передать поэзию революционных, трудовых и спортивных свершений людей юной советской страны. С его именем связано утверждение в искусстве образа нового человека.

Народный художник СССР, академик Е.А.Кибрик писал о нем: «Особенным я называю Самохвалова потому, что его художественная одаренность имеет универсальный характер, выходя даже за пределы многообразия форм изобразительного искусства, в которых он проявил себя широко и оригинально, создав удивительно много и в области станковой живописи, и в книжной графике, и в театре, и в прикладном искусстве, и в скульптуре малых форм».

Воспоминания А.Н.Самохвалова опубликованы в книгах: «Мой творческий путь», «Моя Самаркандия», «В годы беспокойного солнца». В них он, бесспорно, выступает не только признанным художником, но и одаренным писателем, глубоко мыслящим живописцем, графиком, художником театра, скульптором и теоретиком искусства. Именно поэтому большинство аннотаций к произведениям данной виртуальной экспозиции представляют собой цитаты текстов художника из его книги: Самохвалов А.Н. Мой творческий путь. - Ленинград: Художник РСФСР, 1977.

На выставке представлены произведения и из собраний художественных музеев России :

  • Архангельск ,
  • Астрахань ,
  • Барнаул ,
  • Волгоград ,
  • Вологда ,
  • Казань ,
  • Кемерово ,
  • Кострома ,
  • Краснодар ,
  • Нижний Тагил ,
  • Новокузнец ,
  • Новосибирск ,
Художник

Александр Николаевич Самохвалов учился в Академии художеств до её закрытия (1914-1918), затем вернулся на родину - в Бежецк. Завершал образование уже в Петроградских Свободных художественных мастерских (1919-1923). Среди учителей особое влияние на Александра Самохвалова оказал К. С. Петров-Водкин. Пространственная система построения картины, разработанная Петровым-Водкиным, проблемы соотношения цвета и формы увлекли Александра Самохвалова, для которого поиски своего видения, образного воплощения эпохи стали неизменными спутниками творчества. Не случайно путешествие с К. С. Петровым-Водкиным в Самарканд (1921 год) и работу в составе экспедиции Института истории материальной культуры по зарисовкам и обмеру памятников он воспринимал впоследствии как переломный момент в своём мировоззрении и творчестве.

Другим сильнейшим впечатлением, повлиявшим на формирование творческого стиля художника, стало участие Александра Самохвалова в работах по реставрации Георгиевского собора в Старой Ладоге (1926), где он открыл для себя древнерусскую фресковую живопись. Принимая практически безоговорочно строительство социалистического общества, Самохвалов активно включается в художественную жизнь государства, максимально сближая свои творческие задачи, открытия и откровения с "гущей народной".

Именно ему принадлежит программное произведение советского искусства 1930-х г.г. - "Девушка в футболке" (1932). В этом произведении воплотилось стремление художника к созданию образа современника, формировавшегося новым обществом "в труде, в подвиге", "в торжестве достигнутого", выразилось понимание своих живописных задач, реализовалось фресково-монументальное ощущение действительности. Можно восхищаться умением художника не польстить ни эпохе, ни натуре, умениемвыявить то главное, что позволяло современникам восторгаться созданным образом "духа времени", а нам, потомкам, видеть этот холодный, колючий взгляд не девушки, а строителя социалистического общества, жесткого и целеустремленного, чуждого всему человеческому.

С 1926 года А. Самохвалов был членом ленинградского объединения «Круг художников», которое покинул в 1928 году. В 1929-1932 г.г. был членом общества художников «Октябрь», с 1932 года - член Ленинградского Союза советских художников. С 1938 по 1940 годы был заместителем председателя ЛССХ.

Образ современника - молодого созидателя здоровой жизни - необычайно полно выразился в сюжетах искусства 1930-х г.г., связанных с физкультурой, этим новым культом советского общества. И для Самохвалова "физкультура была радостью бытия, той радостью, которая накапливала потенциал преодоления трудностей в борьбе за построение новой жизни...". Достаточно вспомнить его договорную картину "Военизированный комсомол" (1932-33), серии работ, графических и живописных: "Физкультурницы" (1935), "Метростроевки" (1934-37). В 1937 г. работа "Девушка в футболке" была включена в экспозицию Международной выставки в Париже и удостоена золотой медали.

В 1948-1951 годах А.Н. Самохвалов преподавал на кафедре монументально-декоративной живописи ЛВХПУ им. В. И. Мухиной. Им написана книга воспоминаний «Мой творческий путь». Выставки произведений А. Н. Самохвалова прошли в 1963, 1968 и 1975 годах в Ленинграде (ЛОСХ, Дом писателей, ГРМ) и в 1964 в Москве.

Александр Николаевич Самохвалов скончался в Ленинграде 20 августа 1971 года на семьдесят седьмом году жизни. Похоронен на Комаровском кладбище. Памятник на могиле является культурно-историческим наследием федерального уровня.

Произведения Александра Николаевича Самохвалова находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в музеях и частных собраниях в России, Германии, Великобритании, Франции, США, Италии и других странах.

Произведения Александра Самохвалова

Советская физкультура 1937 г.

На стадионе 1934-35 г.г. х.,темп. 121х140,5

Физкультурница с букетом. 1935 г.

На стадионе. 1931 г.

Военизированный комсомол 1932-1933 г.г. х.,м.,темп. 198,5 х 276

Осоавиахимовка 1932 г. х.,темп. 120х116

Комсомолец. 1932 г. х.,темп. 142,5х64

Этюд к картине «Военизированный комсомол» (1932-1933)

После бани. 1927 г. х.,м.

Делегатки 1939 г.

Человек с шарфом (Автопортрет). 1928 г. х.,темп. 85х71

Головомойка 1922-1923 г.г. х.,м.,темп.137х98

Кондукторша. 1928 г. х.,м.,темп.

Девушка в футболке. 1932 г. х.,м.

Первомайское утро. 1944 г. х.,м. 56х45

В приволжских степях 1934 г. х.,м.

Вузовка 1936-1937 г.г.

В полях (Кухня) 1927 г. х.,м. 91х83,3

Серсо. 1938 г. х.,м. 69х44

Идущие юноши 1928 г. карт.,бум., гуашь 35х21,5

Юноши на пляже 1928 г. карт.,бум., гуашь 35,5х21,5

Этюд к неосуществленной картине «Радость жизни»

Портрет председателя коммуны М.Д. Ткачёва 1931-1932 г.г. х.,м. 60,5х51,5

Из серии «В коммуне "Ленинский путь»

Самохвалов Александр Николаевич

советский художник-живописец

Самохвалов Александр Николаевич (1894-1971) - русский художник, график, автор платков, портретист, книжный иллюстратор, один из ярких представителей советского реализма, создававшего знаменитый символ эпохи - «Девушку в футболке». А. Самохвалов был талантливым учеником К. Пертова - Водкина продолжившего в своем творчестве поэтику русского символизма. Александр Николаевич был активным участником выставок, членом художественных объединений «Круг художников» и «Октябрь».

Александр Николаевич родился в Бежецке Тверской губернии в 1894 году, художественные таланты проявились еще в детстве, но первое образование было техническим. В 1914-1918 годы Самохвалов учился в Академии художеств на архитектурном факультете, потом с 1919 по1923 - во ПГСХУМе, наконец, - в ВХУТЕИНе на живописном факультете.

После учебы начало художественной деятельность было очень плодотворным, он получил несколько золотых наград за исполнение плакатов на выставке в Париже 1924 году: «Да здравствует комсомол», «Бессмертный вождь Октября Ленин». А. Самохвалов участвовал в реставрации Георгиевского собора Старой Ладоги в 1926 году, ездил в Великий Новгород на пленэр, где проникся символикой древнерусского искусства, любовался сохранившимися фресками. Александр Николаевич - художник советской эпохи, великолепно чувствующий время и настроение своих современников. Его произведения принизаны энергией, жизнеутверждающим началом и ярким мажорным звучанием ярких красок. Он отразил ту живую трепетную атмосферу, в которой жила и трудилась советская молодежь, стремящаяся к высшим достижениям в спорте и идейной борьбе, молодежь, устремленная в будущее.

Для раннего периода творчества 1900 годов характерны пейзажи природы в реалистическом стиле: «Старые кузницы» 1909, «Улица в Бежецке» 1912, «Пейзаж» 1909, «Между небом землей» 1914. Сохранившиеся рисунки 1910 годов, выдают руку талантливого рисовальщика. После учебы в АХ у Петрова - Водкина у Самохвалова открывается новый интересный период творчества и самопознания, в его работах чувствуется влияние мастера, особенно принципы его планетарной перспективы и цветовой символики: «Старая Ладога» 1924, «Афрасиаб» 1921, «В скалах» 1921, «Головомойка» и другие. К середине 1920 -годов намечается круг любимых тем художника, все больше связанных с образами его современников. «Девушка с яблоком» 1928 года - одна из работ переходного периода А. Н. Самохвалова, в котором он переосмысливает свой ученический опыт и впечатления от новгородской храмовой живописи. Того же плана работы «Спартановка» 1929 и «Женщина с напильником» 1929. Уже в этих произведениях намечается характерная обобщенность фигур, плоскостность изображения и цветовая динамика. В героинях нет портретного сходства, и ярких характерных черт. Но эта удивительная эскизность не лишает персонажей выразительности. Расцвет творчества А. Самохвалова падает на 1920-1930 годы, когда его талант раскрылся наиболее полно, когда его работы, так как никогда были созвучны времени. Его картинам свойственна монументальность: «Ткацкий цех» 1929, Художник был очарован образами молодых тружениц, в которых атлетическая грация соединялась с женственностью, оптимизм с тяжелым заводским трудом. «Метростроевка со сверлом» 1937, « Метростроевка у бетоньерки» 1937, «Песчаный карьер в Лещиновке» 1936. Самохвалов писал с натуры, наблюдая за своими героинями, находясь на стройплощадках, в цехах, в шахтах, на колхозном поле. Новый облик современниц отрешенных от быта, осваивавших мужские профессии покорял художника.

Большой цикл работ Самохваова посвящен современной спортивной молодежи. Его главные персонажи - юноши и девушки в спортивных костюмах, воодушевленные, полные физических сил и здоровья. Юношеский задор, физическая грация, стремления к победе было очень характерно для его поколения: «На стадионе» 1935, «Советская физкультура», 1935, «После кросса», «Девушка с ядом» 1933. И хотя в работах есть некоторый пафос, поэтическая одухотворенность, образы, созданные Самохваловым - это часть советской эпохи, отношение к которой сейчас не однозначно. Его прославленная «Девушка в футболке» - сразу встает перед глазами, когда мы говорим о молодёжи 30-х годов.

Творчество А. Н. Самохвалова уникально, имеет изобразительно документальный характер, его живописные работы, рисунки, книжная графика представляют музейную ценность и огромный коллекционный интерес.




Top