Художник верещагин василий петрович. Верещагин василий петрович

В ночном окне чуть слышен звук
О чем то вечном струны говорят.
И голос грустный вторит в такт струне.
Как жаль, что ветер песню вдаль унес.

Откуда и когда появилась Русь

Начало Русского государства покрыто неизвестностью, как и в любом ином случае и с любым государством.
У византийского писателя первой половины XIV века Никифора Григоры говорится о русском князе, занимавшем в первой трети IV века придворную должность при императоре Константине. В конце того же IV века некие «русские вои» воевали с византийским императором Феодосием, а также напали на «Селунский град».
Начиная с VI века, имя «русов» уже постоянно встречается в различных источниках - в арабских, западноевропейских, византийских. Причем, эти русы действуют на пространстве всей Европы: от Кавказских до Пиренейских гор, от побережья Балтийского моря до побережья моря Средиземного. Вот только несколько малоизвестных примеров:
- VI век. Прикаспийский автор XV века Захир-ад-дин Мар’аши упоминает русов в районе Северного Кавказа.
- 643 год. Арабский автор ат-Табари (838–923) дважды называет русов как врагов мира, в особенности арабов.
- 773–774 гг. Во французской поэме об Ожье Датчанине (XII–XIII вв.) упоминается русский граф Эрно, возглавлявший русский отряд, защищавший Павию - столицу лангобардов - от войска Карла Великого. В Северной Италии русы занимали район Гарды близ Вероны.
- Ок. 778 г. «Песнь о Роланде» (записи XII–XIV вв.) называет русов в числе противников франкского войска.
- Конец VIII - начало IX века. В поэме «Сэси» русский великан Фьерабрас выступает на стороне Гитеклена-Видукинда Саксонского против Карла Великого. «Фьерабрас из Руссии» - исполин «с прекрасной гривой русых и курчавых волос, рыжеватой бородой и рубцеватым лицом».
- Ок. 821 г. Географ Баварский называет русов рядом с хазарами, а также неких росов где-то в междуречье Эльбы и Салы: Аторосы, Вилиросы, Хозиросы, Забросы.
- 844 г. Ал-Якуби сообщает о нападении русов на Севилью в Испании.
Список этих упоминаний можно продолжать довольно долго. Причем, в данном случае, приведены упоминания, так сказать «нетрадиционные», не имеющие отношения к будущему Русскому государству, возникшему в конце IX века в землях восточных славян.
В целом же, ученые выяснили, что на карте древней Европы I-IX вв., то есть тогда, когда Древнерусского государства еще не существовало, имя «русь» было очень распространено. Сегодня известно, что какие-то четыре разные Руси были в Прибалтике. В Восточной Европе имя «Русь» можно найти на берегах Днепра, на Дону, в Карпатских горах, в устье Дуная, на побережье Азовского и Каспийского морей, в Крыму. В Западной Европе - на территории современной Австрии, а также в Тюрингии и Саксонии. Кроме того, какая-то «Русь» («Руззика») входила в состав королевства вандалов в Северной Африке.

Свет на события тех лет проливает «Книга Велеса». Но будем рассматривать этот период истории, как начало государственности Руси.
В дощечках рассказывается, что во времена Само, на Русь стали приходить хазары: «Явился Каган, и он не радел о нас. Вначале он пришел с купцами на Русь, и были они велеречивы, а потом стали злы и стали Русичей притеснять».
Хазары поставили своих князей, а потом сии князья стали передавать власть «от отца к сыну и от сына к внуку» против решения веча, нарушив правило, идущее от отца Ария. Но русы не хотели князей, которые были «противны вечу». Они поднялись на борьбу.
Восстание Русов, бушевавшее почти 50 лет, хазары пытались подавить. И надо полагать, что сия война продолжалась с 651 г. и до конца века.
В 651 г. у Хазар развязались руки на Востоке. Хазария отделилась от Тюркского каганата и в последующие годы разгромила Булгар, а вслед за ними и приднепровских славян. «Книга Велеса» говорит: «Хазары Русичей брали на работы, взимали с нас дань, и брали детей, и жен, и очень зло били, и творили зло». Дальнейшее продвижение хазар на Запад остановил князь Само.
Не смогли продвинуться хазары также и на север в Русь Новгородскую.
В это время в Новгороде правили потомки Венеда.
Новгородские летописи называют имена его сыновей Владимира Древнего, Избора и Столпосвета. Сии князья правили в Новгородских землях в начале VII в., до первой войны с хазарами.
Хазары брали отнюдь не военной силой. В открытом бою, русы, легко разбивали их, как это показывает история. И, тем не менее, хазарское иго явило собой для нашей земли болезнь, причиной была коварная тактика Хазар, которую вполне можно было бы назвать завоеванием без войны, как бы огнем без дыма.
«Тюрко-еврейское государство Хазария находилось на Волге, в устье которой был главный город, Итиль... и простиралось до Саркела на Дону... В сущности, эти два города были огромными складами товаров, а также богатым рынком рабов...
Хазары считали своего Кагана собственником всей земли и всего, что на ней... Что можно сказать о хазарском иге, под которым страдала Русь в течение, по крайней мере, двух веков? Хазары постепенно внедрялись в Русь, её захватывали... Хазары усиленно продавали задолжавших им Русов: женщин, подростков и детей.
Юношей, хазары холостили, превращая их в двуногих волов, живущих только кормежкой и работой... Хазарское иго было весьма тяжелым, но хазары его внедряли весьма ловко и тихо. Сначала они ставили свои фактории и устраивали стражу при них. Во внутреннюю жизнь Русов они не вмешивались, а порой даже защищали их от врагов. Вскоре дирекция фактории под предлогом защиты от врагов увеличивала охранные отряды. Потом начинали заводить свою администрацию, которая отнюдь не давила на Русов. После же десятка лет существования этой администрации оказывалось, что всё принадлежит хазарам и что без их воли нельзя ничего делать.
Эта изощренная завоевательная тактика, рассчитанная на многие десятилетия, если не на века вперед, должна иметь под собой некую “священную” стратегию, теорию, из поколения в поколение направляющую волю нации на постепенное завоевание всё новых земель и последовательное подчинение народов мира. Тора и Талмуд приоткрывают суть этой основополагающей теории - учения относительно “избранного народа” и обещанного ему его богом мирового господства.
Но терпение Русов лопнуло, и хазары были разгромлены.
(Когда Иосиф Сталин узнал эту историю, и нашел на карте Ростовской области село Саркел, было принято решение, затопить территории занимавшие поселением Саркел. Так появилось Цимлянское водохранилище.)
В те времена, когда Русь рвали хазары, 860-е г.г. византийцы (Греки-Ромеи), отобрали у Киевской Руси Сурожский край, византийское христианство утвердилось в Таврике. Очевидно, что «Фотиево» крещение коснулось только Сурожской Руси (входившей в состав Скифии). Тогда в Скифию были направлены из Византии миссионеры, которые начали проповедовать среди Русов, стали строиться христианские храмы на месте древних «храней», где боги Русов «были повержены в прах» (Троян II, 3:1), как и во времена Перикла. Об этом же говорит и «Книга Велеса» Лют III, 6:6): «А греки хотят нас окрестить, чтобы мы забыли своих богов и так обратились к ним, чтобы стричь с нас дань, подобно пастырям, обирающим Скифию». “Древнерусский князь – это не император и даже не монарх, ибо над ним стояло вече, или народное собрание, которому он был подотчетен” .
Русский князь этого периода и его дружина не демонстрировала феодальных “гегемонских” признаков. Без учёта мнения авторитетнейших членов общества: глав родов, мудрых “дидов” и уважаемых военоначальников – решение не принималось. Хорошим примером этого был знаменитый князь Светослав.
“…Обратимся к оригинальному тексту Льва Диакона… Встреча эта произошла у берега Дуная 23 июля 971 года, после того, как накануне Цимисхий запросил у Светослава мира и пригласил его к себе в ставку для переговоров, но тот ехать туда отказался… Пришлось Цимисхию, укротив свою гордыню, самому отправиться к Светославу.
Однако, мысля по-ромейски, император Византии желал, если не удалось воинской силой, то хотя бы пышностью своего облачения и богатством нарядов сопровождающей его свиты произвести впечатление на Русов… Лев Диакон:
“Государь Цимисхий, покрытый парадными, золотой ковки, доспехами, подъехал верхом к берегу Истра; за ним следовали многочисленные сверкающие золотом всадники. Скоро показался и Святослав, переплывший реку в скифской лодке (это лишний раз подтверждает, что Скифами Греки называли Русов).
Он сидел на веслах и греб, как все, ничем среди других не выделяясь.
Внешность у него была такая: среднего роста, не очень большого и не очень малого, с густыми бровями, с голубыми глазами, с прямым носом, с бритой головой и с густыми длинными волосами, свисавшими с верхней губы. Голова у него была совсем голая, и только с одной её стороны свисал клок волос… Одежда на нём была белая, которая ничем другим, кроме заметной чистоты, не отличалась от одежд других. Сидя в лодке на скамье гребцов он поговорил немного с государём об условиях мира и уехал… Государь с радостью принял условия Русов…”.

Со второй половины 20-го века в распоряжение исследователей стали поступать новые письменные источники; берестяные грамоты. Первые берестяные грамоты были найдены в 1951 г. в ходе археологических раскопок в Новгороде. Уже обнаружено около 1000 грамот. Общий объём словаря берестяных грамот составляет более 3200 слов. География находок охватывает 11 городов: Новгород, Старая Русса, Торжок, Псков, Смоленск, Витебск, Мстиславль, Тверь, Москва, Старая Рязань, Звенигород Галицкий.
Самые ранние грамоты относятся к 11-му веку (1020 год), когда указанная территория ещё не была христианизирована. К этому периоду относятся тридцать грамот, найденных в Новгороде, и одна; в Старой Руссе. До 12-го века ни Новгород, ни Старая Русса ещё не были крещены, поэтому имена людей, встречающиеся в грамотах 11-го века, языческие, то есть настоящие русские. К началу 11-го века, население Новгорода переписывалось не только с адресатами, находящимися внутри города, но и с теми, кто был далеко за его пределами - в деревнях, в других городах. Даже деревенские жители из самых отдалённых деревень писали на бересте хозяйственные поручения и простые письма.
Для домонгольской эпохи результат был таков: половина книжных писцов оказалась мирянами; для 14 - 15 вв. подсчёты дали, следующие результаты:
митрополитов - 1;
дьяконов - 8;
монахов - 28;
дьяков - 19;
попов- 10;
«рабов божьих»-35;
поповичей-4;
паробков-5.
Поповичей нельзя считать в разряде церковников, так как почти обязательная для них грамотность («попов сын грамоте не умеет; изгой») не предрешала ещё их духовной карьеры. Под расплывчатыми наименованиями вроде:
«раб божий», «грешник», «унылый раб божий», «грешный и дерзый на зло, а на добро ленивый» и т.п., без указания на принадлежность к церкви, мы должны понимать светских ремесленников. Иногда встречаются более определенные указания «Писал Евстафие, мирской человек, а прозвище ему Шепель», «Овсей распоп», «Фома писец». В таких случаях у нас уже не остаётся сомнений в «мирском» характере писцов.
Всего по нашему подсчёту 63 мирянина и 47 церковников, т.е. 57% ремесленников-писцов не принадлежало к церковным организациям. Основные формы в изучаемую эпоху были те же, что и в домонгольскую: работа на заказ и работа на рынок; между ними существовали различные промежуточные стадии, характеризовавшие степень развитости того или иного ремесла. Работа на заказ характерна для некоторых видов вотчинного ремесла и для отраслей, связанных с дорогим сырьём, как, например, ювелирное дело или литьё колоколов».
Выдумки про то что Монголов не было в Руси это смешные байки дилетантов или глухо – слепых, не умеющих читать. Простое опровержение – это раскопки и язык Российский.

Монголы были, а Россия тогдашняя Киевская лоскутная Русь, о которой так много спекуляций была удаленным улусом Монгольского государства.
Князья Русичи служили Монголам. Кто просто за деньги, кто из личной корысти, но то же за деньги и не видели они в этом ничего плохого. Так постепенно сбор дани перешел от самих Монголов к Русским князьям. Все переменилось не после Куликовской битвы, эта битва была внутренней Монгольской, против самозванца Мамая. Все началось с Московской Руси и с Ивана 3. Тогда Золотая Орда уже начинала разваливаться. Впитав от Киевской Руси любовь к княжению в своей вотчине, Татары обрекли себя на гибель. Внутри Орды шла кровавая грызня. Потомки Чингиза- уничтожались планомерно.
Шла полнейшая децентрализация власти созданной Чингиз ханом. И вот пошел развал. Монголов было слишком мало. Причем многие уже растворились в коренных племенах и приобрели множество жадных родственников. А законы Чингиз хана, уже были напрочь позабыты. Те кто ушел к Русским- исповедовали Ислам и Православие. Законы "Великого синего неба", были напрочь забыты. Потому и начались самозваные ханы и междоусобные войны среди татар. Ну, а что же Россия? России надоело предательство которое окружало,вот она и ушла от Киева и построила свое государство. Цементирующим стержнем этого государства была Христианская вера. Почему?
К тому времени Византию уже разрушили Турки. Великое государство похожее на Рим с его пацификом Папой Римским - пало.
Религия была взята Россией, но в последний момент – как спасительная. Христианство объединило Москву и соседние села в довольно мощную структуру. Базисом для формирования государства, была та же идея что и у Чингис хана. Вертикальное непререкаемое подчинение. Обычный солдат - гражданин подчинялся своему начальнику. Начальник верхнему, самый высокий – подчинялся Хану Москвы Ивану 3, а Иван Васильевич только всевышнему.
Вся цепочка напрямую несла ответственность перед Всевышним.
При этом допускалось что граждане могут исповедовать не только Христианство, но и любую иную религиозную концессию. Ведь Бог един на небесах!!! Главное было подчинение вышестоящей власти и единому руководителю БОГУ.
Это уже после рождения и возмужания другого Ивана Васильевича 4 Грозного, когда были взяты Казань и Астрахань, Иван 4 начал приводить всех к единобожию. Но и это было не главной причиной разгрома северо- западных городов старой России. Основной причиной было обычное неповиновение.
Очень многое для победы над Ордой, сделала жена Ивана Васильевича 3. Это историки назвали его смелым царем, а в начале своего княжения, был он весьма нерешителен, но то что умен был, этого никто не отрицает. София Палеолог,(бабушка Ивана Васильевича 4 Грозного) Византийская принцесса, была тем необходимым Ивану 3 помощником, которая своей настойчивостью и умом царицы из рода Палеологов, не позволяла Ивану 3 расслабиться или просто быть слабодушным. Время его правления было очень сложным и от правильного решения зависело очень многое. Именно многолетнее напряжение и участие в решении глобальных проблем, повлияло на его здоровье. И нет ничего странного в его поведении. Софья (Зоя) Палеолог (ум. 1503) - племянница последнего византийского императора Константина XI Палеолога, жена Ивана III Васильевича с 1472 года. Дочь Фомы Палеолога, который в 1453 году, после взятия турками Константинополя, бежал с семьей в Рим. После смерти отца жила на попечении папы римского, который по ряду своих соображений решил выдать ее замуж за овдовевшего в 1467 Ивана III, ответившего согласием. Современники говорили о ее редкой полноте и остром уме. Ее влиянию приписывали важнейшие государственные деяния. В.О. Ключевский считал: "Ей нельзя отказать во влиянии на декоративную обстановку и закулисную жизнь Московского двора, на придворные интриги и личные отношения; но на политические дела она могла действовать только внушениями, вторившими тайным или смутным помыслам самого Ивана". Родила в 1479 сына, будущего Василия III Ивановича, и добилась объявления его великим князем вместо венчанного на царство внука Ивана III - Дмитрия. Брак с Софьей был использован Иваном III для укрепления международного авторитета Руси.
Но Россия победила Орду. России достались все земли Золотой Орды, и теперь встал вопрос, какая будет идеология. Оставлять Татарскую, значит остаться подданным татарского общества, нужна была новая идея, и эта идея была взята у Византии. Погибшей и растоптанной Турками. Вот так Россия получила не только землю, но и поддержку своего населения. Многие Татары перешли в Христианство сознательно. Как в свое время это было с Русскими в Орде. Теперь Орда управлялась новым ханом Иваном III , но что бы избежать параллелей в политике, Иван стал не Ханом. А ЦАРЕМ.
Сегодня у России примерно такая же ситуация. Все границы обложены НАТО - вскими войсками. Бывшие союзники – превратились в ярых врагов, налицо старый вирус разделения на мелкие княжества. Это действительно болезнь. Потому что у какой - то группы людей возникла иллюзия что они станут хозяевами того малого государства которое захватили. Но, увы и ах… как это уже было и с нами и с Европой, придет некто с государственной установкой Ивана N, и маленькое государство станет большим и великим. Так уже бывало много раз с Россией, думаю, что и в этот раз история повторится снова. Но нужно терпение и холодный ум руководителя.

Велико и сильно наше отечество, но таким оно стало не вдруг, а сложилось постепенно, в течение многих столетий. Не мало пережила Россия тяжелых бедствий и не раз испытала разорения от врагов, но Бог помог ей терпеливо перенести все невзгоды - Русская земля не погибла; она выросла, окрепла и стала обширным государством во всем Свете.

Более тысячи лет тому назад Русского государства не было, и нынешние русские области были населены разными народами, которые жили отдельно и независимо друг от друга; в числе этих народов были и наши предки славяне. Славяне жили небольшими селениями по берегам реки Днепра, верховьям Волги и около озера Ильменя. Для зашиты от неприятеля некоторые селения были огорожены стеною или валом и окопаны рвом; такие селения назывались городами. Городов в то время было очень мало; самые известные были: Новгород, Смоленск и Киев.

Славяне были народ трудолюбивый. Более всего они занимались земледелием. Но кроме земледелия у них были и другие промыслы: они разводили скот, ловили рыбу, охотились за зверями, а также вели торговлю с соседними народами. Охота за зверями особенно была прибыльна, так как в те времена большая часть России была покрыта дремучими лесами, в которых водилось много пушных зверей.

Все славяне были язычники; они поклонялись многим богам и особенно почитали солнце. В честь солнца у славян было несколько праздников.

Хотя славяне были язычники, однако они были люди добрые и особенно славились своим гостеприимством. Каждого странника славянин считал дорогим гостем и старался накормить и напоить его как можно лучше. Выходя из дому, славянин не запирал дверей и оставлял на столе разную еду на тот случай, если зайдет какой-нибудь странник. На войне славяне отличались храбростью и бились до последней капли крови; трусость считалась у них большим позором.

Славяне разделялись на несколько племен, которые жили независимо друг от друга. Общего князя у них не было, оттого и житье в то время было беспокойное и плохое. Племена славянские ссорились и воевали между собою, а соседние народы пользовались этими ссорами и нередко нападали на славян и брали с них дань. Чтобы положить конец всем этим беспорядкам, некоторые из славянских племен решили выбрать себе князя, но не из своих, а из чужих, чтобы не потакал родственникам. «Поищем себе князя, который бы владел нами и давал нам правый суд», - сказали они и отправили послов за Балтийское море, к варяжскому племени по прозванью Русь. Послы пришли к племени Русь и сказали: «Земля наша велика и обильна, а порядка на ней нет; приходите княжить и владеть нами». Тогда три варяго-русса: Рюрик и два брата его, Синеус и Трувор, пришли со своими родичами к славянам и начали княжить. Рюрик поселился в Новгороде, а братья его - в других городах. Случилось это в 862 году по Рождестве Христове. С того времени земля наша стала называться Русскою, с того времени считается и начало Русского государства.

В 1862 году исполнилось тысяча лет со времени основания Русского государства; в память этого события поставлен памятник в Новгороде.

Верещагин Василий Петрович (1835–1909)-выдающийся русский исторический живописец и портретист.
Василий Петрович Верещагин родился 1 (13) января 1835 года в Перми, в семье потомственных иконописцев. Отец художника, Пётр Прокопьевич Верещагин(1795-1843) и дед художника Прокопий Данилович Верещагин(1764 - после 1811) были известными иконописцами. Василий Петрович приходился братом художников Петра (1834-1886) и Митрофана (1842-1894) Верещагиных.

Начальное образование получил в уездном училище, живописи обучался у Ивана Васильевича Бабина и у Афанасия Ульяновича Орлова, принявшего активное участие в его судьбе.
Первоначальное художественное образование получил у местного иконописца; но в 1856 году поступил в Академию художеств учеником Алексея Тарасовича Маркова(1802-1878),профессора Императорской Академии художеств и одного из популярнейших ее педагогов.
В течение шестилетнего пребывания в Академии Василий Петрович Верещагин получил все академические медали. За программу «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе у великого князя Василия Тёмного…» был удостоен золотой медали 1-го достоинства и звания классного художника 1-й степени.

Отправившись за границу пенсионером Академии, Василий Верещагин посетил все важные художественные центры, но основное время работал в Риме, изучая и копируя картины старых мастеров. Возвратившись в Петербург в 1869 году, он представил в Академию в виде отчёта о своих заграничных занятиях картины: «Святой Григорий Великий проклинает умершего монаха за нарушение обета бессеребрия» (1862 год, Государственный Русский музей), «Свидание заключённого со своим семейством» (1868 год; Государственная Третьяковская Галерея), «Ночь на Голгофе» (1869 год; Государственный Русский музей), «Молитва святой Анны, матери пророка Самуила» (1864 год, Большая золотая медаль на Всемирной выставке в Париже - 1867 год;), три портрета, две большие картины и двадцать акварелей, за что и сделан профессором портретной и исторической живописи. Более 20 лет преподавал в Академии рисунок и композицию.

В 1870 году Василий Верещагин вновь отправился в Рим, а по возвращении в Петербург занялся исполнением стенной декорации дворца великого князя Владимира Александровича на темы из русской народной поэзии. Написал картины «Илья Муромец на пиру у князя Владимира» (1872 год), «Алёша Попович», «Бой Добрыни со Змеем Горынычем», «Деву-зар»» и»Овсень», в огромных размерах, на особом рубчатом полотне в подражание гобеленам; - получил за них золотую медаль на Всемирной выставке в Вене (1873 год)

К наиболее замечательным произведениям художника традиционно относят: «Крещение святого Владимира», «Водворение христианства в Киеве» и «Закладка десятинной церкви». Последние картины длительное время украшали убранство церкви дворца великого князя Владимира Александровича.
Капитальными трудами Василия Петровича Верещагина являются его работы в храме Спасителя в Москве (1875-1879), а также для Успенского собора Киево-Печерской лавры.
На академической выставке 1891 года находилась большая картина Верещагина «Защитники Свято-Троицкой Сергиевской лавры в 1608 году» (1891 год; Государственный Русский музей). Им также исполнено несколько литографий.
Очень удачными считаются его бытовые произведения, из которых лучшими могут считаться «Посещение узника» (Государственная Третьяковская галерея) и акварель «Плотник» (Государственный Русский музей). Большое собрание его рисунков, эскизов и этюдов находится в Пермском музее.

Василия Петрович Верещагин скончался 9 (22) октября 1909 года в Санкт-Петербурге, где и был похоронен.

По материалам: Wikipedia, Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Информационный портал “Русская живопись от А до Я”, Большая Иллюстрированная энциклопедия живописи(под редакцией Е.В. Ивановой, Н.Ю. Николаева)” ОЛМА Медиа Групп”, Москва 2011 г., А.А.Половцев Русский биографический словарь (1896-1918) в 25 томах. СПб.: Императорское Русское Историческое Общество, 1912 год. Савинов А. Н. Н. П. Петров // Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX века / под редакцией Леонова А. И. - М.: Издательство «Искусство», 1962. - Т. 2.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние




Top