Художник зичи михаил александрович. Российская страница творчества венгерского художника михая зичи

Михаил Александрович Зичи или Михай Зичи (венг. Zichy Mihály; 14 или 15 октября 1827, Зала (Венгрия) — 28 февраля 1906, Санкт-Петербург) — венгерский рисовальщик и живописец из знатного рода Зичи, много работавший в России.

Получил гимназическое и университетское образование в Будапеште, а потом изучал рисование и живопись сперва там же, у итальянского художника Маростони, а потом в Венской академии художеств, где его главным наставником был Ф. Г. Вальдмюллер. Заслужив уже некоторую известность выставленными в Вене картинами: «Выздоравливающая девушка молится перед образом Богоматери», «Умирающий рыцарь» (1844), «Заколачивание гробика ребенка» (находится в будапештском музее), «Распятие», запрестольный образ для Фюнфкирхенского собора (1845) и другие, был приглашен великой княгиней Еленой Павловной в преподаватели рисования и живописи к её дочери, великой княжне Екатерине Михайловне.

В Санкт-Петербург прибыл в 1847 году и, кроме занятий с её высочеством, получил уроки в некоторых аристократических петербургских домах. Через два года ему пришлось отказаться от учительства и изыскивать себе средства к жизни изготовлением рисунков для продажи и ретушированием светописных портретов. В эту трудную пору своей жизни Зичи нашёл некоторую поддержку в принце Александре Гессен-Дармштадтском. Улучшением своего положения Зичи обязан Теофилю Готье, посетившему в 1858 году Санкт-Петербург. В книге «Voyage en Russie» Готье посвятил Зичи целую главу, чем значительно поднял его репутацию у русской публики.

Fancy dress ball at the palace of Princess Helena Kochubey in honor of Emperor Alexander II on Feb 5, 1865

(http://gallerix.ru)


В 1859 году Зичи был назначен придворным живописцем, и в этом звании оставался до 1873 года. В этот 15-летний период своей деятельности, он исполнил множество рисунков, изображающих различные происшествия придворной жизни, сцены Императорской охоты, карикатуры на людей, близких ко двору, и т. п. (находились в основном в императорских дворцах и альбомах высочайших особ).

Ещё перед этим, в 1856 году, им воспроизведены в акварелях главные этюды коронования императора Александра II, за которые Санкт-Петербургская академия художеств присудила ему звание академика. В 1869 году была устроена выставка его произведений. В 1874 году он уехал в Париж, где написал, в том числе, по заказу венгерского правительства, картину: «Австрийская императрица Елизавета возлагает венок на гроб Деака», и помещал свои рисунки в иллюстрированных изданиях.

С 1880 года Зичи опять в России, на прежней должности, и трудился в качестве рисовальщика-хроникёра церемоний, развлечений и семейных событий высочайшего двора. Из его произведений, помимо уже упомянутых, достойны внимания рисунки: «Мессия и Лютер в Вартбурге», «Человек между разумностью и глупостью», «Еврейские мученики», «Флорентийская оргия», «Смерть царя Кандавла», «Земля еси и в землю возвратишься», «Тамара и Демон» (на сюжет из поэмы Лермонтова), «Ростовщик», «Бернард Палисси», «Последние минуты Вертера», «Проект театрального занавеса для Аничковского дворца» и некоторые другие.

Alexander II and Nasir al-Din Shah during the parade on the Empress meadow
Цифровая репродукция этой картины находится в коллекции интернет-галереи Gallerix.ru
(http://gallerix.ru)

Alexander II with a group of governmental table in the Gothic interior
Цифровая репродукция этой картины находится в коллекции интернет-галереи Gallerix.ru
(http://gallerix.ru)

Breakfast of Emperors Alexander II and William I in the Winter Palace

Carrying of Alexander IIIs Bier Down the Gangway in Sevastopol

Carrying Out of Alexander IIIs Bier from the Small Palace at Livadia

Carrying Out of Alexander IIIs Bier

Ceremonial Dinner in the Faceted Chamber

Crowning of the Empress

Dead-Office for Alexander III in his Bedroom in the Small Palace at Livadia

Military Group Portrait

Design of a Theatrical Curtain

Love on Sale

Luther latomasa, 1871

Mihaly Zichy The Knight in the Panther"s Skin 27

Ante-Room in the Imperial Palace at Tsarskoye Selo

Public Festival

Recumbent Nude

Romantic Encounter

Performance in the Bolshoi Theatre

Falstaff with a Tankard of Wine and a Pipe

Emperor Nikolas II" Family

Eleven Lithographic Prints of Nudes

Eleven Lithographic Prints of Nudes 3

Eleven Lithographic Prints of Nudes 4

Eleven Lithographic Prints of Nudes 5

Scene from the Crimean War

Az emberi tehetetlenseg

Abrand a festekes lada felett,1888

Тарас Бульба

Ukladka vesheiy dlia poezdki v Moskvu

Theatrical Improvisations on Various Subjects

The Love Potion

Self-caricature
Цифровая репродукция этой картины находится в коллекции интернет-галереи Gallerix.ru

Михай Зичи

(Михаил Александрович – так его величали в России) родился в городке Зала (Венгрия) в октябре 1827 года.

Студенческие годы провел в Будапеште, где закончил и гимназию, и университет. Рисование и живопись преподавал ему художник-итальянец Маростони. После поступления в академию художеств города Вены, наставником Михая Зичи стал художник Вальдмюллер Ф.Г. Заслужив себе имя написанием картин в столице Австро-Венгрии, живописец отправляется в Санкт-Петербург по приглашению великой княгини императорского двора Елены Павловны. Целью поездки стало обучение рисованию и живописи ее дочери Екатерины Михайловны, великой княжны.

В столицу Российской империи художник Михай Зичи прибыл в 1847 году. Через два года преподавание в семье великой княгини пришлось оставить - художник отправляется на «вольные хлеба». Теперь он занимается продажей своих рисунков и правит светописные портреты, ретушируя их. Времена для художника настали тяжелые. Некоторую поддержку в эти дни ему оказывал принц Александр из рода Гессен-Дармштадтских.

Положительными изменениями в жизни Михая Зичи обязан знаменитому, по тем временам, французскому поэту Теофилю Готье. Побывав в 1858 году в городе Санкт-Петербурге, он, на основе своих впечатлений, пишет книгу «Путешествие в Россию». Посвященная Михаилу Александровичу Зичи глава подняла репутацию художника среди российского бомонда и уже в 1859 году он становится придворным живописцем, пробыв на этом посту почти 15 лет, вплоть до 1873 года. В эти годы, в своих рисунках и картинах, Михаил Зичи запечатлел многие моменты придворной жизни: государственные дела и быт императорских особ, царскую охоту, карикатуры на близких ко двору персон и многое другое.

Акварельные работы художника , написанные в 1856 году и посвященные коронации российского самодержца Александра II, по достоинству оценила академия художеств города Санкт-Петербурга и присвоила Михаю Зичи звание академика. В 1869 году была устроена персональная выставка художника. В 1874 году художник отбывает в Париж и возвращается в Россию лишь в 1880. Его вновь принимают на прежнюю должность – рисовальщика-хроникёра при императорском российском дворе. Умер художник Зичи Михай (Михаил Александрович) в Санкт-Петербурге. Случилось это 28 февраля 1906 года.


Спектакль в московском Большом театре по случаю священного коронования императора Александра II

Поздравления, приносимые его величеству императору Александру II членами императорской фамилии после совершения коронования 26 августа 1856 года

Народный праздник на Ходынском поле в Москве по случаю священного коронования императора Александра II

Тарас Бульба

Портрет императрицы Марии Александровны, вдовствующей императрицы Александры Федоровны и великой княгини Александры Иосифовны. 1857

Александр II с придворными в Арсенальном зале Гатчинского дворца. 1859г.

Костюмированный бал во дворце княгини Елены Кочубей в честь императора Александра II 5 февраля 1865 года.

Свадьба великого князя Александра Александровича и великой княгини Марии Федоровны. 1867г.

Завтрак императоров Александра II и Вильгельма I в Зимнем дворце.

Сцены встречи Александра III и австрийского императора Франца-Иосифа в Кремзире в августе 1885 года. 1887г.

Венчание великой княжны Ксении Александровны и великого княза Александра Михайловича 25 июля 1894 года в Большой церкви Петергофского дворца 1895г.


Young Lady

Имя художника М.А.Зичи мало что говорит нашим современникам. Оно известно только знатокам русской живописи. Но в середине XIX века его работы пользовались большой популярностью в России, хотя за рубежом и были почти неизвестны. Готье в своих записках о путешествии в Россию шутливо замечает, что русские держат Зичи только для себя. Однако это был достаточно своеобразный и интересный человек. Мой рассказ о М.Зичи разбит на две части: М.Зичи - придворный живописец, М.Зичи- иллюстратор и художник природы и быта.

Родившийся 15 октября 1827 г., будущий художник Михай Зичи (а в России его звали Михаил Александрович) получил своё образование в Венской академии искусств, изучал живопись в Италии и Франции, где и был нанят к дочери Николая I Екатерине в качестве учителя рисования. В 1848 г. вместе с великой княгиней он отправился из Парижа в Санкт Петербург. Но через год, в знак протеста против подавления «жандармом всей Европы» освободительной войны венгров против Габсбургов, покидает двор. Оставшись в Петербурге, живёт за счёт ретуширования фотографий, бедствует, женится и вскоре вновь оказывается при царском дворе. В 1856 г. запечатлевает на холсте церемонию коронации Александра II. Через два года становится членом Русской Академии художеств. В 1859 г. получает звание «Живописец Его Императорского Величества».


Бал в честь Александра II, организованный г. Гельсингфорсом в сентябре 1863 г. в здании железнодорожного вокзала, 1864


Свадьба великого князя Александра Александровича и великой княгини Марии Федоровны, 1867

Портрет императрицы Марии Александровны, вдовствующей императрицы Александры Федоровны и великой княгини Александры Иосифовны, 1857

В течении 30 лет художник был «историком придворной жизни». Он заносил на страницы своих альбомов как парадные, так и семейные события: придворные балы, театральные представления, парады, лагерную жизнь, императорскую охоту и карикатуры на придворных. Он был любимым портретистом Николая I, Александра II. Его произведения коллекционировал Александр III и украшал свои комнаты в Гатчинском дворце.


Корнация Александра II в Успенском соборе Московского кремля 26 августа 1856 года, 1857


Передняя в императорском дворце в Царском Селе, 1865

Во время венгерской кампании император Николай Павлович поручал ему иллюстрировать военные реляции. После войны император заказал художнику альбом рисунков из петербургской жизни. Зичи до кончины Николая Павловича оставался хроникёром-иллюстратором придворной жизни в Гатчине. Но известность Зичи была обеспечена лишь после восторженного отзыва о нём французского писателя Теофиля Готье. В 1858 году Зичи был признан академиком за три акварели, изображавшие убитых волка, лисицу и рысь. В 1859 году император Александр II назначил его придворным живописцем.

Портрет великого князя Михаила Николаевича, 1852


Николай I на строительных работах, 1853

Зичи исполнил за 15 лет до 500 иллюстраций интереснейших событий из придворной жизни. В 1869 году на выставке, устроенной Царской Семьёй в пользу раненых, были собраны все его произведения. Из них выдавались картины: "Мессия", "Лютер в Вормсе", "Флорентийская оргия", "Смерть царя Кандавла" и "Мученики испанской инквизиции". Из примечательных его картин придворной жизни надо упомянуть о картине, исполненной по случаю празднования серебреной свадьбы императора Александра II по собственным заметкам государя. Излюбленный материал, которым пользовался Зичи, смотря по тону, - акварельные краски, карандаш, растушёвка или смесь того и другого.


Костюмированный бал во дворце княгини Елены Кочубей в честь императора Александра II 5 февраля 1865 г. , 1865


Кавалергардская атака. Эпизод парада на Марсовом поле в честь визита германского императора Вильгельма I , 1873

Парадный обед в Концертном зале Зимнего дворца по случаю визита в Санкт-Петербург германского императора Вильгельма I , 1873


Александр II и Насир-ад-Дин Шах во время парада на Царицыном лугу, 1874

Бал в Концертном зале Зимнего дворца во время официального визита шаха Насир-ад-Дина в мае 1873 года, 1874

Умение подметить в грустном смешное и наоборот, выразить это красочным языком акварели позволило Зичи создать интереснейшие сцены придворной охоты на игральных картах. "Лица, имеющие счастье быть приглашёнными на производимые в Высочайшем присутствии охоты", как именовались гости, сопровождавшие Александра II во время охотничьих забав, изображены Зичи с большой долей юмора, некоторые были частыми объектами шуток. Особенно досталось тучному генерал-адъютанту Огарёву, который, судя по всему, был человеком добродушным. Среди персонажей, ставших героями забавных охотничьих сцен, - внук Суворова, будущий генерал-губернатор Петербурга, Александр Аркадьевич Суворов и светлейший князь Варшавский, граф Эриванский Фёдор Иванович Паскевич, сын известного полководца.



Охотничьи карты. Репринт игральных карт со сценами охоты императора Александра II.


Автопортрет-шарж, 1861

Меценат. Игра в шарады, 1859 г.

Находившемуся при императорском дворе Михаю Зичи вменялась в обязанность фиксация событий государственного значения - военных смотров, парадов, учений, приёмов и разных других важных церемоний! Сопровождая императора в поездках по стране, Зичи делал много зарисовок, которые впоследствии служили материалом для работы над большими композициями.


Народный праздник на Ходынском поле в Москве по случаю священного коронования императора Александра II



Завтрак Александра II и Вильгельма I в Зимнем дворце, 1873 г.

На выставке 1869 годы было много работ полно отражавших творческие увлечения художника, за одним, впрочем, очень важным исключением: в экспозиции почти совсем отсутствовали рисунки и акварели на темы современной русской жизни. Отклики в печати сводились к высокой оценке технического мастерства художника, но подвергали критике содержание его работ. « Зичи не живёт жизнью своего народа – венгерцев, но не живёт и жизнью нашею, русской », писали критики. Итоги выставки, её оценки в кругах русских деятелей искусства, сблизили Зичи с русскими художниками.
Свободолюбивый нрав художника не мог долго терпеть деспотическую атмосферу царского двора, направленную на преследование передовой интеллигенции. В 1874 г. налаженный жизненный путь Зичи резко изменился: он просит и получает отставку и вместе с семьёй, уезжает в Венгрию.


Прием персидского шаха Наср-эд-Дина в Петербурге во время его визита 11-14 мая 1889 года, 1889


Заседание Государственного Совета в 1884 году, 1885

В 1883 году художник вынужден вновь стать придворным живописцем. Поражает количество работ, выполненных Зичи в этой должности. Почти каждый день ему приходилось зарисовывать жизнь двора. В 1898 году он был избран почётным членом Академии художеств России. Уже слабеющий художник продолжал творить до последних дней своей жизни. Умер Зичи 15 февраля 1903 года на 79 году жизни. В некрологе журнала «Нива» писалось: « В лице М.А. Зичи русский художественный мир лишился одного из самых важных своих представителей. Русское искусство – одного из преданных и пламенных поборников, а всё русское общество – редкой души человека, посвятившего своей второй родине лучшие годы своей жизни ». Похоронен был Зичи в Будапеште. Родина устроила торжественные похороны художника на Керепешском кладбище.

Сцены встречи Александра III и австрийского императора Франца-Иосифа в Кремзире в августе 1885 года, 1887


Торжественный обед в Грановитой палате, 1883 - 1895 гг.

Александр III на смертном одре, окруженный ангелами со скорбящим юношей, символизирующим династию Романовых, 1895

Спуск гроба с телом Александра III в Севастополе, 1895

В Будапеште в Костеле Матиаша, есть часовня, посвящённая Св. Имре, сыну первого венгерского короля Иштвана. Створки резного деревянного алтаря украшены картинами венгерского художника Михая Зичи, родившегося в местечке Зала. Там, в фамильной усадьбе художника, сейчас работает музей Михая Зичи или Михаила Александровича, как называли его при царском дворе в Петербурге.

Следующая небольшая глава-продолжение о Михаиле Александровиче Зичи - иллюстраторе и просто художнике. И.Е. Репин назвал его одним из лучших иллюстраторов России, едко добавив, что « ему бы иллюстрировать да иллюстрировать, а он всякими глупостями занимается » (о глупостях чуть дальше...). « Между нами, художниками, иллюстраторов нет совсем, а такие как Зичи - являются столетиями » (Н. Александров) .

Имя Зичи-иллюстратора встречается уже в 1850-х годах. В традициях русской книжной графики в 1853 году выполнены его литографии к «Слову о полку Игореве» (Игорь, князь Северский. Перевод Н. Гербеля. СПб., 1854. 4 тоновых литографии). В начале 70-х годов Зичи обращается к иллюстрированию современных произведений русской литературы, нередко при этом выбирались актуальные и злободневные по своему общественному звучанию произведения. 1860-ми годами датируется его иллюстрация к «Песне о вещем Олеге» А.С. Пушкина. К этим работам примыкает акварельный лист «Мария и Зарема» на тему пушкинского «Бахчисарайского фонтана» (Государственная Третьяковская галерея).

Очень известны рисунки М. Зичи к поэме Лермонтова «Демон». Поэма «Демон» при жизни М.Ю. Лермонтова по цензурным соображениям не печаталась. Полный текст был издан в 1856 году за границей, а в 1860-м году - в России. Это событие не могло не привлечь внимание художника.

Зичи, воспитанный на классической западноевропейской литературе и хорошо знавший «демоническую» тему по произведениям Дж. Мильтона, И.-В. Гете, Дж. Байрона, был увлечен романтической стихией поэзии Лермонтова. «

С тех пор, как я научился русским складам , - писал М. Зичи, - творчество Лермонтова породило во мне подлинный культ этого поэта <...> я пытался его иллюстрировать » (из письма к А.А. Бильдерлингу, организатору Лермонтовского музея при Николаевском кавалерийском училище в Петербурге). Передавая свои первоначальные эскизы иллюстраций к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон» во вновь образованный музей, автор датировал их 1860-м годом. Девятнадцать подписных листов этой серии ныне хранятся в музее Института русской литературы. Эскизы повествуют о борьбе добра и зла за душу Тамары: «Летящий Демон», «Тамара у источника», «Демон над плачущей Тамарой», «Спящая Тамара и Демон», «Молящаяся Тамара в церкви», «Тамара в объятиях Демона», «Ангел, уносящий душу Тамары», «Ангел с душой Тамары и Демон».

Гравюра «Тамара. Изъ Лермонтова “Демонъ”». Симмонс по рисунку М.А. Зичи

Рисунки постепенно составили целый цикл станковых иллюстраций к наиболее значительным эпизодам поэмы. В том же письме М.А.Зичи сообщает в одном из писем: « Как раз сейчас я работаю над большим иллюстрированным увражем, задуманным г. Глазуновым. Это издание будет иметь около ста листов рисунков, в которых я постараюсь исправить недостатки моих предшествующих рисунков.<...> Нет никаких сомнений, что среди массы этих рисунков и множества различных вариантов останется несколько, которые я постараюсь добавить к тем, которые посвящены памяти Вашего великого поэта...»

Намерение И.И. Глазунова выпустить в свет отдельное, с иллюстрациями, роскошное издание (Edition de luxe) поэмы ознаменовало в 1879 году начало нового этапа в истории иллюстрирования произведений Лермонтова, связанной с именем Михаила Александ ровича Зичи.

Тамара

В 1881 году он совершил несколько поездок на Кавказ, посетив места, связанные с кавказской темой в творчестве М. Ю. Лермонтова, и сделал зарисовки пейзажей и зданий. Коллекции своих рисунков Зичи в 1883 г. преподнес в дар музею Лермонтова в Пятигорске.

Вспоминая свою поездку, Зичи рассказывал: " Путешествуя по Кавказу с целью изучить природу и типы страны для иллюстраций сочинений Лермонтова, я был поражен необыкновенной точностью его описания весьма даже неживописных местностей, а также и строений, где, по его рассказу, как бы происходил роман "Княжны Мери"... точность подобного описания была заранее предусмотрена и преследуема Лермонтовым, как средство для достижения наибольшего впечатления и уверения в правдоподобности его рассказа... рисунки мои не есть, что либо выдуманное и фантастическое, а, так сказать, точная копия с описанных оригиналов.
Поместив в виде стаффажа несколько фигур на рисунках, я передал все выдающиеся сцены романа. Так, что собрание имеющихся здесь пейзажей, представляет почти полную иллюстрацию романа "Княжна Мери".

Иллюстрации к роману М.Ю.Лермонтова "Княжна Мери"

Иллюстрации Зичи к "Княжне Мери" были частично изданы в 1891 в виде альбома с соответствующими отрывками текста ("Живописное приложение к роману М. Ю. Лермонтова "Княжна Мери", СПБ, 1891; альбом переиздан фототипическим способом в 1900).


Иллюстрация к роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени": дуэль Печорина и Грушницкого

Эпилогом попыток М. Зичи иллюстрировать поэму Лермонтова «Демон» стало ее издание в Тифлисе в 1891 году. Небольшая книга украшена пятью гравюрами, сделанными с рисунков Зичи анонимно, без указания автора оригиналов. Гравюры «Ангел-хранитель», «Искушение», «Поцелуй», «Тамара в гробу», «Триумф доброго Ангела», собранные вместе и помещенные в контекст литературного произведения, лишь отчасти дают представление о той серии рисунков, которую художник задумал еще в 1860-х годах. Он много работал над ней в 1870-х и с большим размахом собирался завершить этот труд в начале 1880-х годов.

Искушение

За иллюстрирования грузинского эпоса «Витязь в тигровой шкуре», Грузия считает Зичи своим национальным художником.

В 1883 году художник вынужден опять становится придворным живописцем. Отдавая очень много времени обязанностям летописца придворной жизни, Зичи стремился не ограничивать свою творческую жизнь только этим. Значительное место в его художественной жизни занимают, помимо прочего, иллюстрации к произведениям венгерских поэтов. Самой значительной работой этого плана явилась иллюстрация поэмы Имре Мадача «Трагедия человека». Философское произведение Мадача «Трагедия человека», развёртывающаяся на протяжении всей истории человечества, давала благодатный материал для такого художника, как Зичи.

Иллюстрации к поэме Имре Мадача «Трагедия человека»

М.А. Зичи иллюстрировал не только русскую классику, но и Гете, Шекспира и других известных писателей. Вот несколько довольно забавных иллюстраций этого художника.


Из акварельных работ М.Зичи привлекают внимание уникальные изображения любимой «царской забавы» - охоты.

В 1858 году Александр II, сам страстный охотник, сделал Гатчину официальным местом Придворной охоты. В то время гатчинский Зверинец наполнился разными животными, даже такими экзотическими, как зубры. В архивах сохранились отчетные документы о том, сколько было «завалено» самодержцем российским медведей, зубров и дичи помельче.
На многих листах художника запечатленные сцены охоты сопровождаются забавными комментариями, например, такая надпись сделана на акварели «Охота на медведя»: « Нравственно пораженные меткостью выстрелов охотников в медведя, четыре чувствительные собаки пали жертвами внезапной апоплексии. Злые языки уверяют, что в каждой из тех собак было найдено по пуле; но это сущая клевета ». Видно в запале охотники перестреляли собственных собак.


В 1867 году Венгрия компромиссным австро-венгерским соглашением получала некоторые политические права, составив вместе с Австрией двуединую империю. Эти обстоятельства сыграли известную роль в решении Зичи обосноваться для дальнейшей работы в Париже, где условия для его творчества были более благоприятными, чем на родине. Здесь он создаёт самое значительное своё произведение – картину «Триумф гения разрушения» (музей-усадьба Зичи, посёлок Зала, Венгрия). Идея её была рождена реальными событиями, потрясавшими Европу тех лет: разрушительная франко-прусская война, оттоманские зверства над славянским населением Балкан и русско-турецкая война. На полотне можно различить черты Александра II, германского императора Вильгельма и римского папы Пия IX. Деспотичные монархи в своих низменных интересах развязывали войны, а правящая церковь, каждой из сторон, их благословляла.

«Триумф гения разрушения»

Демон (набросок к картине)

Музей-усадьба Зичи

Рассмотреть в деталях данную работу можно здесь: Триумф гения разрушения

Еще несколько довольно интересных работ Михаила Александровича Зичи. По ним видно, что он был достаточно талантливым художником.

Трубадур


Фальстаф с кружкой вина и трубкой, 1873


Спасательная лодка, 1847

Собачья семья

Ну, а теперь немного о том, что предсталял из себя дом художника. Его описание нам оставил все тот же Готье, которому удалось встретиться с Зичи.
...Просторная гостиная, одна из стен которой была увешана охотничьим оружием. На оленьих рогах и шкурах рыси, волка и лисицы висели ружья, карабины, ножи, охотничьи сумки и пороховницы. Все было как в доме обер-егермейстера или спортсмена-охотника. Но на других стенах висели гравюры и картины в рамах, а также висело несколько пустых рам, ожидавших полотен. Это уже указывало на жилище художника. На окне стояли вазоны с тепличными растениями. Посередине комнаты стоял большой круглый стол, за которым по пятницам собирались приглашенные гости.

Сразу после неё шла вторая, гораздо меньшая комната. Угловой диван украшал в ней сразу две стены. Напротив него стояла резная перегородка (Готье отмечает, что такие перегородки являются шедеврами русского столярного искусства). Внешне она напоминала работу из кованого железа, так как, повинуясь фантазии мастера, там были и арабески, и решетки, и древовидный орнамент, и различные завитки. Из жардиньерок тянулся плющ и другие вьющиеся растения, свешивая свои настоящие листья на резные деревянные. Все вместе это выглядело очаровательно. С помощью таких ажурных перегородок можно уединиться в углу гостиной или посередине комнаты, можно составить себе спальню, кабинет или будуар, т.е. можно уединиться и в то же время находиться в общей атмосфере дома. На консолях, образуемых выступами орнамента, стояли статуэтки Полле. Сквозь решетку можно было видеть развешанные на стене национальные костюмы черкесов, лезгин и казаков. На боковых стенах висели великолепные гравюры с фресок Каульбаха, украшавших лестницу Берлинского музея. Висели также картина Поля Делароши "Убийство герцога Гиза", несколько медальонов с портретами работы самого Зичи, а также другие безделицы.

В комнате, где Зичи принимал Готье, выделялись детские доспехи XVI века, которые стояли на каминной полке, там, где обычно стоят часы. Вместо зеркала на камине висели доспехи и оружие разных народов. Здесь были: толедские шпаги, дамасские клинки, ятаганы, малайские кинжалы, кортики, ружья с длинными черными стволами, приклады которых были инкрустированы бирюзой и кораллами. Стена была увешана колчанами, луками, большими мушкетонами, пистолетами, грузинскими кольчужными шлемами, персидские штыки, наргиле из корассанской стали, африканские дротики и еще множество предметов. Оружие было страстью Зичи, который выискивал его, где только возможно. Другая стена была занята книжными шкафами, где были шедевры почти всей европейской литературы на языках подлинников. Две другие стены занимали окна, занавешенные красивыми тяжелыми шторами. Пюпитр художника стоял около окна, в углу, и художник мог работать только в светлое время суток.


Ну, а теперь немного про обещанные "глупости", за которые так журил художника И.Е.Репин. Это веселые картинки из жизни народа, часто довольно фривольного содержания. Но выполнены они мастерски.


Любовь художника, 1861


Продажная любовь, 1861


Продавец селедки, 1850-е гг.

Другие работы художника: М.А.Зичи работы

Ну, а за более серьезные глупости его любят и знают любители "клубнички" или как сейчас говорят - эротики и порнографии. Михаил Александрович наверно им знаком только с этой стороны... увы. Возьму на себя смелость и помещу несколько этих его работ сюда. Без комментариев...




Для желающих рассмотреть детали и другие подобные работы художника продолжение здесь:
Эротика М.А.Зичи

Но все же надеюсь, что последнее не будет основным в наследии этого замечательного и интересного художника. Многие его работы стали раритетами, книги с иллюстрациями коллекционеры рвут с руками...

Одноклассники

Михаил Александрович Зичи или Михай Зичи (венг. Zichy Mihály; 14 или 15 октября 1827, Зала (Венгрия) - 28 февраля 1906, Санкт-Петербург) - венгерский рисовальщик и живописец из знатного рода Зичи, много работавший в России

Получил гимназическое и университетское образование в Будапеште, а потом изучал рисование и живопись сперва там же, у итальянского художника Маростони, а потом в Венской академии художеств, где его главным наставником был Ф. Г. Вальдмюллер. Заслужив уже некоторую известность выставленными в Вене картинами: «Выздоравливающая девушка молится перед образом Богоматери», «Умирающий рыцарь» (1844), «Заколачивание гробика ребенка» (находится в будапештском музее), «Распятие», запрестольный образ для Фюнфкирхенского собора (1845) и другие, был приглашен великой княгиней Еленой Павловной в преподаватели рисования и живописи к её дочери, великой княжне Екатерине Михайловне.

В Санкт-Петербург прибыл в 1847 году и, кроме занятий с её высочеством, получил уроки в некоторых аристократических петербургских домах. Через два года ему пришлось отказаться от учительства и изыскивать себе средства к жизни изготовлением рисунков для продажи и ретушированием светописных портретов. В эту трудную пору своей жизни Зичи нашёл некоторую поддержку в принце Александре Гессен-Дармштадтском. Улучшением своего положения Зичи обязан Теофилю Готье, посетившему в 1858 году Санкт-Петербург. В книге «Voyage en Russie» Готье посвятил Зичи целую главу, чем значительно поднял его репутацию у русской публики.

В 1859 году Зичи был назначен придворным живописцем, и в этом звании оставался до 1873 года. В этот 15-летний период своей деятельности, он исполнил множество рисунков, изображающих различные происшествия придворной жизни, сцены Императорской охоты, карикатуры на людей, близких ко двору, и т. п. (находились в основном в императорских дворцах и альбомах высочайших особ).
«Александр III на охоте в Беловежской пуще в августе 1894 г.»

Ещё перед этим, в 1856 году, им воспроизведены в акварелях главные этюды коронования императора Александра II, за которые Санкт-Петербургская академия художеств присудила ему звание академика. В 1869 году была устроена выставка его произведений. В 1874 году он уехал в Париж, где написал, в том числе, по заказу венгерского правительства, картину: «Австрийская императрица Елизавета возлагает венок на гроб Деака», и помещал свои рисунки в иллюстрированных изданиях.

С 1880 года Зичи опять в России, на прежней должности, и трудился в качестве рисовальщика-хроникёра церемоний, развлечений и семейных событий высочайшего двора.








































Венгр по происхождению, Михай Зичи (1827 - 1906), был приглашен в Россию в 1847 году для того, чтобы давать уроки рисования при дворе императора Николая Первого. И несмотря ни на что, он настолько прижился в России, что превратился из Михая в Михаила Александровича , стал придворным художником российских императоров вплоть до Николая Второго, про котором даже был избран почетным членом Академии художеств.
Михай Зичи, или как его называли в России Михаил Александрович, родился в Венгрии в 1827 году. Гимназическое и университетское образование получил в Будапеште, там же изучал технику живописи и рисунка у итальянского художника Марострони, затм продолжил свое художественное образование в Венской академии художеств, у Вальдмюллера.
В Швейцарии и прошли первые выставки начинающего таланта. Картины «Выздоравливающая девушка молится перед образом Богоматери», «Умирающий рыцарь» (1844), «Заколачивание гробика ребёнка», «Распятие», запрестольный образ для Фюнфкирхенского собора (1845) сделали Михая Зичи известным не только в Европе.
Слухи о нем дошли и до российского императорского двора. Он был приглашен великой княгиней Еленой Павловной в качестве преподавателя изящных искусств к ее дочери, великой княжне Екатерине Михайловне.
Прибыв в Санкт-Петербург в 1847 году, 20-летний Зичи получил еще несколько уроков в различных аристократических домах тогдашней столицы. В 1856-м за свои акварельные этюды коронования Александра II Санкт-Петербургская академия художеств присвоила ему звание академика.


Завтрак двух императоров. Вильгельм и Александр.


Парадный обед в Концертном зале Зимнего дворца по случаю
визита в Санкт-Петербург германского императора Вильгельма I.


Кавалергардская атака. Эпизод парада на Марсовом
поле в честь визита германского императора Вильгельма I.

В 1859-м Зичи назначили придворным живописцем императорского двора. В этой должности он прослужит до 1873-го, когда уезжает работать в Париж по заказу венгерского правительства.


Парад 12-го гренадерского Астраханского Е.И.В. наследника полка перед Аничковым дворцом.


Бал в честь императора Александра II в Гельсингфорсе.


Александр II с группой военных за столом в готическом интерьере.

По возвращении в Россию в 1880-м вновь занимает почетную должность, продолжая запечатлевать парадную и повседневную жизнь величайших особ. Зичи живописал балы, театральные представления, парады, походную жизнь, императорскую охоту, рисовал карикатуры на придворных.


Александр II и Наср-эд-Дин-шах во время парада на Царицыном лугу.


Кавалергарды на встрече персидского шаха Назир-ад-Дина.


Бал в Концертном зале Зимнего дворца во время официального визита шаха Наср-эд-Дина в мае 1873 года.


Заседание государственного совета.

В течении 30 лет по словам хранителя предвоенного Гатчинского дворца-музея В.К Макарова художник был «историком придворной жизни». Он заносил на страницы своих альбомов как парадные, так и семейные события: придворные балы,
театральные представления, парады, лагерную жизнь, императорскую охоту и карикатуры на придворных.
Он был любимым портретистом Николая I, Александра II. Его произведения коллекционировал Александр III и украшал свои комнаты в Гатчинском дворце.
В то же время Михаил Зичи оставил и огромную коллекцию пикантных рисунков эротического содержания.
Видимою эротика была своего рода творческой отдушиной для художника, погруженного в великосветский мир и прекрасно знавшего всю его подноготную.




Top