Хундертвассер биография. Фриденсрайх Хундертвассер: картины, биография


За свои 72 года жизни Фриденсрайх Хундертвассер (реальное имя Фридерик Стовассер) был признан гражданином мира, кардинально изменил красоты в архитектуре, оставил необыкновенные плоды своего творчества по всему миру, писал собственный вариант Библии. Он говорил, что "Дома состоят не из стен - это иллюзия, - а из окон". Хундертвассер твердо доказывал свою теорию на практике - строя дома из окон.

Фриденсрайх Хундертвассер – архитектор-сказочник, художник-фантаст, космополит в творчестве и жизни, философ, в двойном псевдониме которого, переплелись яркость, романтичность, самобытность его натуры – «Friedensreich» – «Царство мира», «Hundertwasser» - «Сто вод»…

Фридерик Стовассер, проучившийся всего три месяца в Венской Академии изящных искусств, создатель собственного оригинального, виртуозного, радужного стиля, выведший теорию «диктатуры окон», когда каждое окно индивидуально и имеет право на собственную жизнь, полную радости и праздника, и воплотивший свои волшебные фантазии в жизнь, в жизнь поистине живых, свободных, поющих домов, полных детского, сказочного воображения и пышущих духом странствий и радости…

Половина Вены безоговорочно гордится им, вторая половина боится его сумасшедшего абстракционизма, способного превратить элегантную Вену в сказочный город гномов с разноцветными пряничными зданиями. "Хундертвассер - это кич!" - кричат ненавистники. "Хундертвассер - гений!" - спорят поклонники.
В общем, это скандальнй зодчий Фриденсрайх Хундертвассер!


В 1928 году в Вене в еврейс­кой семье родился мальчик Фридрих Стовассер. В детстве учился в школе Монтессори. Возможно, именно эта школа и повлияла на приверженность архитектора ярким цветам и привила любовь к природе.
Никто и не подозревал, что этот малыш через 20 лет станет редчайшим институтом идей абстракционизма, порой переходящих в бе­зумство. А все началось, когда юноша, путешествуя по Италии, решил сменить собственное имя Фридерик Стовассер на более эстетичное и несколько шокирующее - Фриденсрайх Хундертвассер. Части нового имени значили "царство мира" и "сто вод". В этом псевдониме переплелись яркость, романтичность и самобытность его натуры, оказавшие непосредственное влияние на все его творения.


Всего три месяца Хундертвассер успел проучиться в венской Академии изящных искусств, где испытал влияние художников-экспрессионистов Уолтера Кампманна и Эгона Шиле, а потом укатил в долгое путешествие. Италия, Тоскана, Рим, Неаполь, Сицилия, Флоренция... В Париже он поступил в Школу изящных искусств, но после первого же дня счел занятия скучными и бросил их.
Позже основал универсальную академию всех творческих областей под названием “Пинторариум”.


Вскоре он создал собственный оригинальный графический стиль, похожий на безумные воронки "Звездной ночи" Ван Гога. Спираль, изобретенная Хундертвассером в молодости, стала на всю жизнь его любимой темой, формой и содер­жанием.





Для него она была символом бесконечности мысли и совер­шенства. Он рисовал эти бурные водовороты с особой страстью, чувствуя какую-то неведомую силу, управляющую рукой художника.


Его творческого рвения и энтузиазма хватает на оформление церквей и на дизайн детских центров, на развитие современного искусства и на заботу об образе города.


Хундертвассер считал, что жизнь в одинаковых домах-коробках ограничивает людей в праве на гармонию и собственный вкус: людям навязывают безликие и бездушные стены, не имеющие индивидуальности. А на самом деле, каждый жилец имеет право высунуться из своего окна и раскрасить или как-то иначе изменить стену вокруг него. Именно с такими мыслями Хундертвассер возглавил несколько проектов по "реабилитации" бывших мануфактур - унылых коробок, которые он превращал в сказочные терема и замки. Как и Гауди, Хундертвассер широко использовал битую керамическую плитку: делал из неё мозаику, расцвечивающую до этого ровную и тоскливую поверхность.

Он также насаживал на дома золотые или голубые купола-маковки, нарушающие монотонность прямой крыши, и оборудовал в стенах ниши для деревьев. Самый известный такой проект - выставочный зал в Вене. Идея с "деревьями-квартиросъёмщиками" не случайна: Хундертвассера занимала экология.







Творчество этого человека вряд ли может вызывать однозначную реакцию. Кто-то совсем не приемлет стиля, в котором выполнены его архитектурные работы, называет самого автора самоучкой, выскочкой и создателем «пряничных домиков». Другие же им восхищаются, вдохновляются его теориями и по-настоящему гордятся тем, что живут в строениях, возведённых по проекту Фриденсрайха Хундертвассера (1928 - 2000).






Так или иначе, видение мира этого человека и сегодня вызывает значительный интерес, сформулированные теории и манифесты звучат актуально, а Хундертвассерхаус в Вене входит в обязательный туристический маршрут каждого уважающего себя «охотника за достопримечательностями».

Это напоминает известную сказку "Ганс и Гретель": стены там были сделаны из печенья, крыша покрыта пряником, а окна - прозрачные леденцы. Это сказочное жилье - одно из самых дорогих в Вене, но когда Дом достроили в 1986 году, от желающих купить квартиру отбоя не было. Говорят, не все жильцы могут прожить тут долго. Во-первых, под окнами постоянно бродят туристы, во-вторых, наверное сложно передвигаться по неровным полам. Все зависит от того, кто перевешивает в душе жильца - эстет или обыватель.


Дом Хундертвассера, Вена, 1983-1986
Свою архитектурную концепцию он описал в нескольких манифестах и реализовал в десятках различных проектов. Его Идеальный Дом - это безопасная комфортная нора, сверху покрытая травой, и с множеством глаз-окон.















Хундертвассера очень интересовала экология, и он считал, что дать деревьям и траве место в доме и сверху - хоть какая-то компенсация за вред, нанесенный природе. Из интересных фактов стоит еще раз напомнить, что Хундертвассер всегда носил разные носки. И когда люди интересовались: "почему, вы носите разные носки?" Он каждый раз отвечал: "А почему, собственно, вы носите одинаковые?!" Графика Хундертвассера всецветна и геометрична. Сперва может показаться, что это абстракционизм, но это совсем не так: за каждой картиной закреплена целая концепция. В 1959 году Хундертвассер устроил в Гамбурге непрерывное представление на два дня. Пока зрители скопились в помещении, ожидая представления, Хундертвассер, ползая буквально под ногами у них, начал вести свою линию, выбрав точку внизу стены. В течение двух дней и двух ночей он и два его друга, Базон Брох и Харальд Шульт, постоянно рисовали линию на стенах - сначала черным, потом красным, при свете свечей, когда власти отключили электричество. Перформанс был прерван, когда линия достигла высоты в 2,5 метра. Хундертвассер был недоволен, что ему не позволили закончить задуманное и постепенно добраться до точки в центре потолка, где линия-спираль нашла бы свое завершение.

Фриденсрайх Хундертвассер реализовал множество архитектурных проектов в Австрии, Германии, Японии, оставил свой след в Новой Зеландии, США, Израиле, Швейцарии. Вот некоторые его работы:





















Хундертвассер много работал также над проектами государственных флагов, монет, почтовых марок. В 1999 г. он приступил к своему последнему проекту, получившему название «Зеленая цитадель Магдебурга».

Каждый рисует свой мир самостоятельно. Сам решает где жить, с кем жить и самое важное как жить. Мы создаем собственный "дом", наполняем его людьми, красками, вещами, запахами, воспоминаниями, надеждами. Порой этот дом великолепен, иногда ужасен, но однозначно неповторим, как не повторим узор на снежинках или листьях. Да пребудут в радости те, кто смог создать что-либо удивительное, новое, вдохновляющее. Да пребудут в блаженстве чудаки, чьи жизни, поступки и творчество помогают проснуться, встряхнуться, помогают отбросить в сторону шоры и взглянуть на этот мир иначе…

Я просто влюбилась в эти домики, вот бы жить в одном из них, смотришь на свое окошко, а оно не такое как все, не такое серое, оно необычное, яркое! Если б все такие домики были, наша земля была бы похожа на сказочные городки. И мы бы все, наверное, больше б улыбались, ведь как можно не улыбаться, когда ты видишь такие потрясающие, яркие здания

CIn the Meadows Bad Soden 1990-1993


1983-1986 Дом Хундертвассера - жилой дом в Вене. Здание выделяется «холмистой» этажностью, крыша укрыта землей и травой. Внутри многих комнат посажены деревья. Хундертвассер после завершения строительства отказался от гонорара за проект, заявив, что счастлив, что на этом месте не было построено что-либо уродливое. В доме расположено 52 квартиры, 4 офиса, 16 приватных и 3 общие террасы, и 250 деревьев и кустов.

Motorway Restaurant, Bad Fischau


“Дождевая башня”1991-1994


Отель1993-1997


Церковь св.Барбары 1987/1988)

Семейный центр 2004-2005

Фонтан 1993/94


Крытый рынок Швейцария), 1998-2001


1998-2001Крытый рынок


Германия Башня Хундертвассера 1999-2010

1997-2001(Мусоросжигательный завод “MOP”,Япония)


Мусоросжигательный завод в Вене 1988-1992

А это домик для Рональда Макдональда.

Слон в Хамме (Германия)

"Хундертвассер считал, что нельзя жить в одинаковых домах-коробках: людям от этого плохо. Каждый жилец имеет право высунуться из своего окна и раскрасить или как-то иначе изменить стену вокруг него, куда рук и кисти хватит (не говоря уже о внутренности дома). Он возглавил несколько проектов по реабилитации бывших мануфактур - унылых коробок, которые он превращал в сказочные терема"
Лесная спираль в Дармштадте, Германия:


Зелёная цитадель в Магдебурге, последний проект Хундертвассера:


Вокзал в Uelzen:


Дом «Хундертвассер» в Вене, Австрия:

Эти вещи должны приносить радость тем, кто ими владеет и должны восхищать их и вызывать уважение, также из-за того, что вещи открывают новые смыслы, например, как странствование по незнакомой стороне или как волшебные деревья, которые постоянно прирастают новыми ветками, листьями и цветами, которые никогда раньше не видел.»


Он успел проучиться всего три месяца в венской Академии изящных искусств у профессора с символическим именем Робин Христиан Андерсен, испытал влияние художников-экспрессионистов Уолтера Кампманна и Эгона Шиле и укатил в долгое путешествие.

Как-то все же это скомкано и поверхностно. Известно, что в 1948 году Хундертвассер недолгое время посещал Венскую академию изящных искусств.

Надо отметить, что семья нисколько не пострадала в период Второй мировой войны, не просто сохранив, но и чудесным образом приумножив свое состояние, средства на длительные вояжи у Фридриха имелись.

Более того, он мог себе позволить в разоренной Европе не работать, а «активно заниматься творчеством». Сильное влияние на него оказал Эгон Шиле, по его утверждению. А вот… по примечаниям льстецов, главным образом на его беззаботное богемное бытие в послевоенный период оказало… богатство . Кому ведь война, а кому мать родна!

В доме Хундертвассера расположены 50 квартир площадью от 30 до 150 кв.м., а также медицинский кабинет, парковка и кафе, детские игровые комнаты, частные и общественные террасы. На участке (в том числе и на самом доме) высажено 250 деревьев.

Дом Хундертвассера, строившийся с 1977 по 1986 год, стал первым свободным Домом и реализацией мечты художника. В бесконтрольной неправильности его линий ощущалась страсть к приключениям, принадлежность к волшебной стране, где соблюдаются права окон и деревьев, где полы не дают соскучиться в своей неровности, а крыши зарастают буйной растительностью. Где красота в широком смысле не имеет препятствий.

Подобная «индивидуальность», кстати, свидетельствует не только об отсутствии той самой «концепции», на которую постоянно претендовал Фриденсрайх Хундертвассер, но и об отсутствии практических представлений в современном зодчестве.

Разные окна и разная окраска… это ведь не архитектурная концепция, а детские капризы, значительно увеличивающие стоимость сооружения. Стоит лишь сравнить с исходной пластикой Гауди, где продумано все, от изготовления до совершенно иного уровня жизни действительно в воплощенной сказке. А здесь… такое впечатление, что малыш из школы Монтессори рисует по памяти знаменитые дома Гауди.

Здесь надо понять, что австрийцы, как и немцы, в этот момент узнают об ужасах этнических чисток в годы нацизма, вместе с Нюрнбергским процессом выплывают ужасы концлагерей… поэтому Фриденсрайх Хундертвассер купается в славе, он объявлен гением, ему воздают за всех замученных в годы Холокоста.

Все, что о нем написано, рассчитано на человека, который не знает современного уровня строительства, его развития, типологии. Это всего лишь удачливый декоратор, оформитель. Ну, пусть выдающийся дизайнер. Но это точно не архитектор! Если говорить о его профессии, которую он так и не приобрел, то он в послевоенный период был профессиональным евреем, сняв сливки с чужих страданий и погубленных жизней.

Доказательством этому служат два факта. Первый факт — это то, как распоясывался Фриденсрайх Хундертвассер в общественной жизни Австрии.

В 1959 году Хундертвассер устроил в Гамбурге перформанс с непрерывной линией. Пока зрители толпились в помещении, ожидая представления, Хундертвассер, ползая буквально под ногами у них, начал вести свою линию, выбрав точку внизу стены.

В течение двух дней и двух ночей он и два его друга, Базон Брох (Bazon Broch) и Харальд Шульт (нем. Harald Schult), непрерывно рисовали линию на стенах - сначала черным, потом красным, при свете свечей, когда власти отключили электричество. Перформанс прервали, когда линия достигла высоты 2,5 м. Хундертвассер сетовал, что ему не дали завершить задуманное и добраться до точки в центре потолка, где бы линия-спираль нашла своё завершение. В знак протеста художник отказался от должности доцента в Высшей школе искусства на Lerchenfeld и покинул Гамбург.

…Из занимательных фактов, стоит заметить что Хундертвассер всегда носил разные носки. И когда люди спрашивали его: «Почему вы носите разные носки?», он всегда отвечал: «А почему, собственно, вы носите одинаковые?!»

А это «из области легенд». Серьезный архитектор, заинтересованный в заказах и завоевывании профессиональной известности, не позволит себе таких публичных выходок.

Сочинил манифест «Право на третью кожу», который обнаженным прочитал в 1967 году в Мюнхене изумленной публике. Второе «голое» выступление с манифестом-бойкотом называлось «Loose from Loos». Кажется, в третий раз он устраивал мужской стриптиз перед тогдашним мэром Вены во время борьбы за проект своего Дома. Если учесть, что мэром была женщина, это уже смахивает на легенду. Хотя чем Хундертвассер не шутит.

А второй факт, стоящий за всеми этими перфомансами в том, что конструктивно-планировочную часть за него разрабатывали другие, профессиональные архитекторы , хотя Хундертвассер никогда не имел своего архитектурного ателье, очевидно… вообще не соображая, каково приходится другим воплощать его картинки в подражание Гауди.

Дома состоят не из стен — это иллюзия, — а из окон. Все свои лукавые декларации художник честно воплотил в жизнь. Он построил здания, свободные от общепринятых норм и клише, где природа и человек встретились не на почве борьбы и самоутверждения, а на основе творчества.

А далее… возникает вопрос по поводу «деревьев-квартиросъемщиков», которых Хундертвассеру нестерпимо жаль. Если в Германии и Австрии ему было позволено все, то в Америке он столкнулся… с экологическим контролем, выяснив, что вредные фасадные красители, а также плитку со свинцовыми красками там не производят.

Ну, скажите, где тут последовательность? С одной стороны страдает за природу, с другой стороны использует соединения, крайне вредные для окружающей среды и здоровья человека.

Здесь проблема не только в том, что ни о ком, кроме самого себя, этот «зодчий» не думает. Но он не владеет комплексным инженерным подходом, вообще не соображает, что должен учитывать на стадии проектирования.

…Парочку раз с задумчивым видом в разных носках заявишь, как окна и деревья хотели жить (с нажимом), а их отправили в концлагерь… и все вокруг проникаются необходимостью налепить черти что и с боку бантик. Да еще и прославить на весь мир, чтоб только им в четвертый раз мужской стриптиз не устроили.

Родина начала гордиться своим художником и устроила выставочный тур «Австрия представляет Хундертвассера континентам». Он начал с Парижа и проехал по Люксембургу, Марселю, Каиру, побывал в Нью-Йорке и Бостоне, заскочил в Тель-Авив, Варшаву, Рейкьявик, Копенгаген, Дакар… Можно смело брать географическую карту и повсюду ставить крестики: Мехико, Монреаль, Торонто, Брюссель, Будапешт, Ганновер, Бруклин, Мэриленд… Хундертвассер никогда не был в России, а жаль. Здесь бы его графика наверняка прижилась, он увидел бы воочию объекты своего вдохновения и главное — нашел бы аудиторию для своих экологических призывов, если бы, конечно, выдержал загазованность нашего воздуха.

Философия этого гражданина мира и заступника живой природы эффектнее всего иллюстрируется дизайном созданного им Флага мира для Ближнего Востока, на котором соседствовали зеленый арабский полумесяц и голубая звезда Давида на белом фоне. Сопровождало флаг издание Манифеста мира.

Открытый всем народам, Хундертвассер рисовал почтовые марки для республик Сенегал и Берег Слоновой Кости. В День Хундертвассера в Вашингтоне (18 ноября 1980 года) на площади Правосудия посадили первые двенадцать из сотни деревьев, и художник представил антиядерный плакат, агитировавший за экологию против ядерного вооружения.

«Человек и природа должны жить в гармонии», — декларировал Хундертвассер.

…Он считает, что живопись сродни религиозной деятельности. Он получает стимулы извне, чувствует какую-то неведомую силу, которая приходит или не приходит, чтобы управлять рукой художника. В былые времена сказали бы, что это Муза. «Конечно, идиотская идея, но вдохновляет», — усмехается художник. Он не признает амбиций вроде силы воли, образованности и перфекционизма.

«Я хочу, чтобы меня звали волшебником растительности или чем-то в этом роде».

Его энтузиазма хватает на оформление церквей и на дизайн детских центров, на развитие современного искусства и на заботу об облике города. Он удостоен Почетной золотой медали города Вены и Почетной золотой медали земли Штирия, с которой его связывает один из самых громких проектов последних лет.

…А понятие красоты в творчестве художника-фантаста очень обширно. Он не считает зазорным браться за то, от чего любой мэтр шарахнулся бы. Казалось бы, что еще нужно удачливому архитектору и известному на весь мир графику? А нужно ему в ничтожной ерунде, как, например, дизайн жетонов для казино, видеть художественную ценность. К слову, казино в Австрии всего ничего, шестнадцать штук, так что бизнес это солидный и престижный. Поэтому и жетоны Хундертвассер делает не простые, а художественные. С теми же чувствами он берется за дизайн телефонных карточек (привет коллекционерам), почтовых марок и плакатов. Хундертвассер увлекается собственным проектом Библии и параллельно разрабатывает внешний дизайн для «Боинга В 757» германских линий «Кондор». Он строит летние деревни, рынки, оформляет книжные обложки для библиоклубов.

Особо важных объектов Хундертвассеру не поручалось, все понимали, что получат на выходе графику со спиралькой (конечно-конечно! спираль изобрел Хундертвассер! сразу же по возвращении из концлагеря!) и разными окнами. В основном и на родине он занимался редизайном (картинками к архитектурной проработке) существующих зданий.

Один из ярчайших примеров – церковь Св.Варвары в Бёрнбахе (Австрия)

Работы над обновлением церкви проходили в 1987-1999 годах. Они включали редизайн церкви, планировку прилегающей территории, создание 12 арок над входами, символизировавших 12 основных мировых религий. В процессе Хундертвассер добавил многое «от себя». Он постарался максимально разнообразить окна здания, так как всегда считал, что именно окна, а вовсе не стены, создают фасад дома.

Различается не только оформление оконных проемов, но и размеры. Вершину колокольни украшает золотая маковка – архитектор любил завершать шпили и башни куполами по образцу православных церквей.

Как и каталонец Гауди, австриец Хундертвассер широко использовал в своих работах, в частности при оформлении церкви Св.Варвары, мозаику из кусочков керамической плитки, получая таким образом яркие поверхности с абстрактным рисунком.

Мило, конечно, сослаться на «каталонца Гауди» в таком контексте. Но мы видим, что Фриденсрайх Хундертвассер один к одному заимствует архитектурный вернакуляр в творческой манереГауди, как бы намекая на собственную самобытность.

Здесь, наверно, уместно сравнивать два творческих подхода к использованию вернакуляра в строгой графичности Марио Ботта и текучей пластике Гауди, который будто соединяет мавританское прошлое и испанское настоящее.

И если заметите, то Хундертвассер со старанием копииста передирает даже пропорции сказочных минаретов Гауди, будучи неспособным связать их концептуально с масштабами сооружения.

Впрочем… весь этот архитектурный волюнтаризм настолько приелся, что впоследствии Хундертвассера стали представлять как «

Хундертвассер оспорил ценность прямых линий и прославил свою знаменитую спираль, подчеркнул гуманность и человечность кривизны. Художник даже придумал себе профессию – лекарь архитектуры. Он лечил австрийские здания своеобразными дополнениями – росписью фасадов, надстройкой частей зданий разными асимметричными компонентами, размещением в неожиданных местах деревьев и кустарников. Многие историки архитектуры искренне считают, что художник вылечил венское зодчество от господства унылых прямых линий.

Впрочем, Веной художник не ограничивался. Постройки и декор, имеющий в основе идеи Хундертвассера, мы находим не только в Австрии, но и в Новой Зеландии, Германии и Израиле.

Хундертвассер много работал также над дизайном государственных флагов, монет, почтовых марок. Он с радостью брался за все, делал эскизы почтовых марок и очень в этом преуспел, так что в 1997 году получил гран-при филателистов Германии. Фильм о нем показывали в Каннах; первым среди европейских художников Хундертвассер вдохновил японских скульпторов по дереву, создавших по его образцам резные скульптуры.

В 1999 году он приступил к своему последнему проекту, получившему название «Зеленая цитадель Магдебурга ».

Цитадель расположена в центре города, и ее строительство бурно обсуждалось общественностью: находились как ярые приверженцы, так и противники. В прошлом на этом месте находился панельный дом – обычная многоэтажка, которую власти города решили обновить в фирменном стиле Хундертвассера, но в конце концов было принято решение возвести новое здание.

Зеленая цитадель носит все самые знаковые черты стиля, присущего художнику. Так, свое имя она получила благодаря огромному количеству зеленых насаждений на крыше, на стенах и внутри дома; деревья, кустарники и трава являются полноценными жильцами, и за ними тщательно ухаживают. Внутренние дворики оформлены мозаикой из битой керамической плитки.

Особое внимание уделено, как всегда, окнам: рядом нельзя увидеть два окна той же формы. По замыслу Хундертвассера, дом будет «стареть естественным образом», а красить фасады имеют право только жильцы – «куда руки достают».

Первый этаж занимают магазины, кафе, ресторан и магазин Хундертвассера; также в здании функционируют детский сад, театр и гостиница.

Хундертвассер дважды женился — один раз в Гибралтаре, другой — в Японии. Первый брак продержался два года, второй — пять. Зато теперь известный на весь мир семидесятилетний художник неизменно появляется всюду в сопровождении юных девушек. Подруги часто менялись, что вызывало зависть и любопытство коллег и деловых партнеров. Похоже, что и в интимной сфере Хундертвассер был не чужд эпатажа и перфомансов.

В местечке Блюмау на юго-востоке Австрии искали нефть, а открыли два минеральных источника. В этом регионе подобное — не редкость, так что разочарованные геологи закопали кипящие струи обратно и залили все бетоном. Но местные власти не желали сдаваться. В Блюмау было решено построить оздоровительный центр.

Фриденсрайх Хундертвассер (нем. Friedensreich Hundertwasser , настоящее имя - Фридрих Штовассер; 15 декабря 1928, Вена, Австрия - 19 февраля 2000, Новая Зеландия) - австрийский архитектор и живописец, создатель оригинальных зданий в «естественном», «экологичном», «биоморфном» стиле.

Фриденсрайх Хундертвассер - художник, архитектор, мыслитель, мистагог, чудак... Его творчество было неразрывно связано с Веной, это был венец с головы до ног, несмотря на декларативное сопротивление классическому имперскому стилю. Его настоящее имя - Фридрих Штовассер, и он родился 15 декабря 1928 года в столице Австрии. Витиеватый псевдоним, словно бы сопротивляющийся прямой линии, художник взял себе гораздо позже. Любопытно, что будущий бунтарь против монохромности, прямых углов и параллелей занимался в школе Монтессори, известной тем, что детям преподают знания окольными путями, по гибкой системе, чаще всего в форме игры. Возможно, именно школа повлияла на приверженность архитектора ярким цветам, пробудила фантазию, привила любовь к природе. Это было единственное учебное заведение, которое он окончил: в Венской академии изящных искусств, где ощущалось сильное влияние Эгона Шиле, Фриденсрайх проучился всего два дня, предпочтя кабинетным штудиям свободную поездку по Европе. Так началось его путешествие в поисках идеального дома.

Это путешествие оказалось длиною в жизнь, а она была столь же пестрой, насыщенной, ломающей традиции и устои, как и его яркие, брызжущие цветом и энергией картины, раскрашенные самолеты, придуманные почтовые марки, эмблемы, плакаты, монеты, гербы, знамена и, конечно же, сказочные дома, возникшие в реальности вопреки всем архитектурным канонам. Можно сказать, это был первый дизайнер-рекламист, универсал в современном понимании.

Символом творчества Хунлертвассера стала улитка, медленно передвигающаяся по виноградному листу и несущая на себе дом, закрученный в спираль. Олицетворяющая единство обитателя и обители, улитка сделалась главным сюжетом, к которому, варьируя его всякий раз иначе, он возвращался снова и снова. Кругообразная линия бесконечности, спираль превратилась в любимую тему, форму и содержание, став реальным воплощением мировой гармонии. Он рисовал эти бурные водовороты особой страстью и тщательностью, чувствуя какую-то неведомую силу, управляющую его рукой. Взамен линии и углы Хундертвассер считал причиной упадка, из-за которого человек никогда не достигнет гармонии.

Он пытался отучить общество от линейности мышления. В 1959 году устроил в Гамбурге любопытный «спектакль». Пока зрители толпились в помещении, ожидая представления. Фриденсрайх начал вести кистью, выбрав точку внизу стены. В течение двух дней и ночей он и два его помощника непрерывно расцвечивали стену черно-красной вьющейся линией, которая ни разу не прерывалась. Эту линию, к тому времени достигшую высоты 2,5 м, а заодно и представление прервали городские власти. Хундертвассер сетовал, что ему не дали завершить задуманное и добраться до точки в центре потолка, где линия-спираль нашла бы свое завершение. В знак протеста художник отказался от должности доцента в Высшей школе искусства и покинул Гамбург.

Графика Хундертвассера сплошь состоит из таких вот кривых; любую его картину можно «разобрать», как конструктор, на ряд длинных закрученных линий. Многоцветная и геометричная, эта живопись лишь на первый взгляд может показаться слишком расплывчатой и абстрактной. При ближайшем рассмотрении оказывается, что каждая картина таит в себе особую концепцию. При этом надо добавить, художник создал огромное количество работ. Только при его жизни было издано 1 008 каталогов!

И все же Хундертвассер более известен в качестве курьезного архитектора - здания и постройки, возведенные им, узнаваемы мгновенно. Первый манифест, воплотивший его архитектурное кредо, был направлен против рационализма в зодчестве и озвучен в храме бенедиктинского монастыря. Свою дальнейшую концепцию он изложил в эссе и статьях и воплотил во множестве проектов. Идеальный дом по Хундертвассеру - внутри холма, идеальная крыша - та, которую покрывают цветы и трава, идеальные окна - это глаза, выражающие настроение. Уже на исходе жизни, обустроившись в Новой Зеландии, он создал себе такой дом, идеально вписанный в ландшафт, где крышей служил естественный холм.

Дома, им спроектированные, словно бы покрыты глазурью... Он очень любил голубой цвет, цвет распахнутых небес. Постепенно Хундертвассеру стали доверять австрийские градоначальники. Фриденсрайх возглавил несколько проектов по реабилитации жилых массивов: унылые кварталы он превращал в россыпь сказочных сюжетов. Как и Антонио Гауди, у которого с нашим героем немало общего, Хундертвассер широко использовал битую керамическую плитку, превращая ее в мозаику. Он украшал дома золотыми или голубыми куполами-маковками, нарушающими монотонность прямой крыши, оборудовал в стенах ниши для деревьев, словом, делал все возможное, чтобы «развеселить» пространство. Один из самых известных проектов - Kunsthaus, выставочный зал в Вене.

Всей силой своего парадоксального творчества Хундертвассер воспел окно. Он говорил, что дома состоят вовсе не из стен, как может показаться, а из окон. «Апартеид оконных рас должен прекратиться, - с жаром, достойным политической трибуны, писал художник. - Повторение неизменно одинаковых окон, как в модульной сетке, есть признак концентрационного лагеря. Окна, идущие в ряд, «строем», плечом к плечу, - грустны; окна должны танцевать.

У человека в многоквартирном доме должна быть возможность высунуться из своего окна и... например, поскрести стену. И ему должно быть разрешено длинной кистью - насколько он сможет дотянуться - расписать стену снаружи, чтобы издалека, с улицы, было видно: здесь живет человек, отличающийся от своих соседей, отличающийся от заключенных в квартиры порабощенных и стандартизированных людей».

За свои 72 года жизни Фриденсрайх Хундертвассер (реальное имя Фридерик Стовассер) был признан гражданином мира, кардинально изменил красоты в архитектуре, оставил необыкновенные плоды своего творчества по всему миру, писал собственный вариант Библии. Он говорил, что "Дома состоят не из стен - это иллюзия, - а из окон". Хундертвассер твердо доказывал свою теорию на практике - строя дома из окон.

С полузакрытыми глазами,
Также как я постигаю рисунки
Вижу и дома Данкельбунта
Вижу луга на крыше
Вместо безобразного кремового бетона

Фриденсрайх Хундертвассер (Fridensraih Hunderwasser) (15.12.1928 - 19.02.2000). Часть Вены невероятно гордится им, вторая часть возмущается, полагая, что, если дать архитектору возможность, он сломает старый имперский стиль, уничтожит знаменитый стиль бидермайер и застроит классическую Вену своими разноцветными зданиями, похожими на жилища гномов из сказок братьев Гримм. "Хундертвассер - это кич!" - восклицают противники. "Хундертвассер - гений!" - парируют сторонники. Эксцентричный, гениальный, провокатор, фанатик, космополит, бродяга и артист. И не по немногу, а на всю катушку

Дом Хундертвассера в Вене (его так и называют в путеводителях) - зрелище потрясающее. Это даже не дом, а чудо. Его расчерченный асимметричными четырехугольниками фасад, керамическая плитка как ключевой фрагмент декора. В этом доме вы не найдете и двух окон одинаковой формы и размера. Все стены неровные, полы больше походят на лесную тропинку. И все это чудо украшено сумасшедшей буйной растительностью всех оттенков зеленого.


Это напоминает известную сказку "Ганс и Гретель": стены там были сделаны из печенья, крыша покрыта пряником, а окна - прозрачные леденцы. Это сказочное жилье - одно из самых дорогих в Вене, но когда Дом достроили в 1986 году, от желающих купить квартиру отбоя не было. Говорят, не все жильцы могут прожить тут долго. Во-первых, под окнами постоянно бродят туристы, во-вторых, наверное сложно передвигаться по неровным полам. Все зависит от того, кто перевешивает в душе жильца - эстет или обыватель.

Что же так повлияло на творчество этого, несомненно талантливого и самобытного архитектора? Для ответа на этот вопрос нужно углубиться в историю… Хундертвассера отличают энтузиазм, фантазия, неповторимый стиль и необычная архитектурная концепция. Родился он в 1928 в Вене, в детстве учился в школе Монтессори. Возможно, именно эта школа и повлияла на приверженность архитектора ярким цветам и привила любовь к природе. Когда ему было 20 лет, во время путешествия по Италии, сменил своё имя на более благозвучное с его точки зрения - Фриденсрайх Хундертвассер. Хундертвассер учился в Академии изящных искусств в Вене, где испытал влияние художников-экспрессионистов Уолтера Кампманна и Эгона Шиле, много путешествовал, и всего один день проучился в школе изящных искусств Парижа. Позже основал универсальную академию всех творческих областей под названием “Пинторариум”. В любви был несчастлив, два раза женился, браки продлились год и пять лет. Долгие годы он шокировал общественность неординарными поступками. К примеру, Хундертвассер постоянно одевал разные носки. Составил манифест “Право на третью кожу”, прочитав его в обнаженном виде в 1967 году в Мюнхене, прямо перед изумленной толпой. А после семидесяти лет Фриденсрайх стал везде появляться в сопровождении молодых девушек.
На фотографии Фриденсрайх Хундертвассер с матерью на море. 1932 год


Хундертвассер с Ren? Br? в павильоне Castiglione в Saint- Mand? возле Парижа рядом с фреской, которую они красили вместе, 1950

Hundertwasser на своей выставке в Студии Поль Facchetti, Париж, 1954

Свою архитектурную концепцию он описал в нескольких манифестах и реализовал в десятках различных проектов. Его Идеальный Дом - это безопасная комфортная нора, сверху покрытая травой, и с множеством глаз-окон. В Новой Зеландии он построил дом такой формы, где крыша плавно переходит по бокам в холм. Сверху растёт трава, которую частенько приходят пощипать бараны. Хундертвассер был уверен, что нельзя жить в одинаковых домах-коробках: людям от этого плохо. Каждый жилец имеет право выглянуть из своего окна и разукрасить или как-то изменить стену вокруг него, до куда рук и кисти хватит. Он воплотил в жизнь несколько проектов по реставрации бывших фабрик и заводов - скучных коробок, которые художник превращал в сказочные дворцы. Как и Гауди, Хундертвассер почти везде использовал битую керамическую плитку: создавал из неё мозаику, украшающую до этого ровную и унылую поверхность. Он также вершил дома золотыми или голубыми куполами-маковками, меняющими монотонность ровной крыши, и создавал в стенах ниши для деревьев. Самый образцовый такой проект - KunstHausWien - выставочный зал в Вене. Идея с деревьями не случайна: Хундертвассера очень интересовала экология, и он считал, что дать деревьям и траве место в доме и сверху - хоть какая-то компенсация за вред, нанесенный природе. Из интересных фактов стоит еще раз напомнить, что Хундертвассер всегда носил разные носки. И когда люди интересовались: "почему, вы носите разные носки?" Он каждый раз отвечал: "А почему, собственно, вы носите одинаковые?!" Графика Хундертвассера всецветна и геометрична. Сперва может показаться, что это абстракционизм, но это совсем не так: за каждой картиной закреплена целая концепция. В 1959 году Хундертвассер устроил в Гамбурге непрерывное представление на два дня. Пока зрители скопились в помещении, ожидая представления, Хундертвассер, ползая буквально под ногами у них, начал вести свою линию, выбрав точку внизу стены. В течение двух дней и двух ночей он и два его друга, Базон Брох и Харальд Шульт, постоянно рисовали линию на стенах - сначала черным, потом красным, при свете свечей, когда власти отключили электричество. Перформанс был прерван, когда линия достигла высоты в 2,5 метра. Хундертвассер был недоволен, что ему не позволили закончить задуманное и постепенно добраться до точки в центре потолка, где линия-спираль нашла бы свое завершение. Ниже на фото видны эти непрерывные линии.


Hundertwasser в Tokиo, 1961

Hundertwasser на Евровидении, Дюссельдорф, 1972


Hundertwasser с его живописями в Австрии, 1978


Трехмерные образцы монет, 1978

Марки Хундертвассера

Любимое животное Фриденсрайха - улитка с домиком на спине.


Хундертвассер много работал также над проектами государственных флагов, монет, почтовых марок. В 1999 г. он приступил к своему последнему проекту, получившему название «Зеленая цитадель Магдебурга».

Спираль была его любимой темой, он рисовал ее, являясь чуть-чуть сюрреалистом, немного абстракционистом и даже отчасти авангардистом. Хундертвассер создавал картины и графику «психоделически» яркие по краскам, с вьющимися линиями. Его стиль «бесконечной линии» вошел в число художественных эмблем Австрии.


В ХОЛМАХ ЛУГА, модели Архитектуры, 1989



Проекты телефонных карт, 1992


Фонтан 1993/94


КОНДОР БОИНГА 1995 год.


Фреска для станции столичного метро Лиссабона, 1996-1998


Дерево тюльпана, растущее на его могиле.

Я собираюсь породнится с землей

Быть похороненным голым, без гроба

Под деревом, на своей родине Маори

Он похоронен душа в душу с природой на его земле в Новой Зеландии, в Саду Счастливых Умерших.

Хундертвассер реализовал множество архитектурных проектов:


In the Meadows Bad Soden 1990-1993


Living Beneath the Rain Tower, Plochingen 1991-1994(“Дождевая башня”)


Children"s Day-Care Centre Heddernheim 1988-1995 (Детский центр)


Thermal Village Blumau - The Rolling Hills 1993-1997(Отель)


Дом Хундертвассерa 1983-1986 (Жилое Здание Города). Дом Хундертвассера (Hundertwasserhaus) - жилой дом в Вене. Здание выделяется «холмистой» этажностью, крыша укрыта землей и травой. Внутри многих комнат посажены деревья. Хундертвассер после завершения строительства отказался от гонорара за проект, заявив, что счастлив, что на этом месте не было построено что-либо уродливое. В доме расположено 52 квартиры, 4 офиса, 16 приватных и 3 общие террасы, и 250 деревьев и кустов.

Kids Plaza Osaka - A Children"s Adventure Architecture 1996/97(Детская игровая площадка)


Архитектура «для всех» в общих чертах одинакова для всего цивилизованного мира: это большая коробка, изнутри разделенная по строгому плану. И всегда находились люди, восстающие против этого однообразия. Фриденсрайха Хундертвассера называли и безумцем, и гением — но сказать, что его архитектура буднична или неинтересна, неспособен никто.

Будущий великий архитектор родился в Вене в 1928 году. Мать растила его одна, ведь отец умер почти сразу после появления мальчика на свет — мальчика по имени Фридрих Стовассер. Вряд ли можно назвать его детство простым: он родился в бедной еврейской семье в Австрии, и никому не нужно рассказывать о политической ситуации тех лет…

В возрасте девяти лет мать крестила Фридриха в католичество, и этот шаг был не напрасным: спустя шесть лет, в тот самый год, когда юноша начал действительно серьезно рисовать (на тот момент это были карандашные зарисовки с натуры), были депортированы или убиты 69 его родственников со стороны матери.

Активное развитие творческой натуры тогда еще Стовассера началось уже после войны. В 1949 он отправился в путешествие: Северная Италия, Тоскань, Рим, Неаполь, Сицилия, Париж. Постепенно он отходит от влияния Гауди и Шиле и приходит к собственному самобытному стилю — и решает сменить имя. Отныне и по сей день он известен миру как Фриденсрайх Хундертвассер.

Антонио Гауди — испанский архитектор, известный причудливыми формами зданий, яркими красками, тесной работой с мозаикой и скульптурой.

Эгон Шиле — австрийский живописец и график, оставивший след в истории изобразительного искусства своими красочными экспрессионистскими произведениями.

Хундертвассер очень много путешествует. Марокко, Тунис, Германия, Япония, США, Израиль, Новая Зеландия, Уганда, Судан и так далее… И граней у его таланта не меньше, чем посещенных мест. Он создавал и преображал рестораны, больницы, мусоросжигательный завод, церковь, музей, даже общественный туалет — и это только архитектура.

В списке творений есть и картины, и японские гравюры, и марки, и государственные флаги, и монеты, и иллюстрации к Библии, даже плакат ХХ Олимпийских игр… К 2000 году Хундертвассер создал почти 40 архитектурных проектов (часть была реализована уже после смерти создателя) и множество произведений другого плана.

Такая конкретная дата объясняется, увы, просто. 19 февраля 2000 года Фриденсрайх Хундертвассер умер от сердечного приступа на борту круизного лайнера «Queen Elizabeth II». Похоронен великий архитектор в Саду Счастливых Мертвецов в своем поместье в Новой Зеландии — в полной гармонии с природой и в полном соответствии с мировоззрением.

Мировоззрение Фриденсрайха Хундертвассера — ключ к пониманию его творчества. К счастью, этот ключ не спрятан ни в яйце, ни в утке: на протяжении своей деятельности эксцентричный архитектор многократно выступал с манифестами. Перфомансы и пламенные речи о важности экологии, вредоносности ядерной энергии, необходимости жизни в гармонии с природой неразрывно связаны с физически воплощенным наследием Хундертвассера.

Один из элементов, повсеместно встречающихся в творениях художника, — спираль. Она может найтись где угодно: от фасада многоэтажного здания до почтовой марки. Первая спираль была нарисована в 1953 году. Затем Хундертвассер писал о ней: «Спираль — это символ жизни и смерти.

Спираль ложится на те точки, в которых неживая материя превращается в жизнь. Это мое убеждение, имеющее религиозную подоснову. И ученые подтверждают, что жизнь должна где-то начинаться и что развитие от безжизненной материи происходило в форме спирали».

Главная идея, которую на протяжении всей своей жизни проповедовал архитектор, — неразделимость природы и цивилизации. Все, что освещают лучи солнца, все, что обдувает ветер, — принадлежит природе. И окружение человека, города и дома, точно так же являются ее собственностью. Дома не должны выбиваться из природы, а уничтожать растительность преступно.

Из этого вытекает и следующая мысль. В природе нет прямых линий, обилия углов, одинаковости. Это есть только во враждебных ей творениях человека (к примеру, в концлагерях, унесших жизни множества родственников архитектора — с ними он ассоциировал строгость и симметрию).

Каждый дом должен, во-первых, иметь хотя бы что-то общее с природой — к примеру, иметь специально оставленные места для роста деревьев или особое покрытие крыши, где может расти трава.

Во-вторых, очень важны окна, не меньше, чем глаза у человека: они создают «выражение» дома, придают ему индивидуальность. А значит, окна непременно должны быть разными, отличающимися друг от друга. И по зданиям, созданным Хундертвассером, это прекрасно видно: на фасаде может вовсе не быть двух одинаковых окон.

В 1967 году Хундертвассер представил публике манифест «Право на третью кожу», где утверждал, что у человека есть три кожи: собственная, одежда и стены дома. Как одежда, так и строительство за века преобразились, далеко отошли от природы и нужно их вернуть. Кроме содержания, выступление прославилось тем, что художник вместе с двумя молодыми ассистентками выступал обнаженным.

Архитектор утверждал: для людей неестественно жить в одинаковых зданиях-коробках. Дом должен быть уютным, безопасным, полным радости и обязательно полностью подходящим своему владельцу. А значит, прекрасно, если каждый жилец украсит свой кусочек фасада, и дом станет куда веселее.

Все эти теории нашли свое воплощение. Если Хундертвассер брался за преображение уже существующих строений, их стены получали невероятные окрасы, мозаичные вставки, надстроенные купола, растущие прямо из стен деревья и так далее; нередко создавалась иллюзия, что прямых линий в доме не было изначально: даже оконные проемы преображались под воздействием буйного гения австрийского архитектора.

А в зданиях, созданных по его проекту, это могло оказаться не фокусом, а реальностью — «танцевать» способны даже стены и этажи! Дома могут быть похожи на сказочные дворцы.

Одной из причуд Хундертвассера были разные носки. Конечно, люди часто замечали это, и спрашивали: «Почему вы носите разные носки?!" Ответ архитектора был неизменен: «А почему, собственно, вы носите одинаковые?!»

Самое известное здание, созданное по проекту Хундертвассера, было построено совместно с архитектором Йозефом Кравиной в 1983-1986 годах; официальное его название «Дом Хундертвассера-Кравины », но редко кто называет его иначе, чем «Дом Хундертвассера».

Именно в этом строении максимально воплощены идеи, о которых много лет говорил Хундертвассер. Здесь нет прямых углов и линий, зато есть в общей сложности примерно 250 кустарников и деревьев (как на фасаде и крыше, так и внутри помещений). Здесь нет симметрии, зато есть поражающее воображение многообразие окон (отличающихся друг от друга по размеру, форме и расположению).

Здесь нет серости бетона, зато есть орнаменты из ярких глазурованных плиток. По завершении строительства архитектор заявил, что это творение настолько великолепно, что он отказывается от гонорара: достойной платой стало уже то, что на этом месте не стоит что-нибудь уродливое.

Дом Хундертвассера — одна из достопримечательностей Вены, и жизнь в нем крайне дорогая. Тем не менее, ни одно помещение (а здесь располагаются 52 квартиры и 4 офиса) не пустует с момента открытия дома для заселения.

Хундертвассер вписал свое имя в историю архитектуры и живописи ярко, радостно, естественно. Его творения оригинальны и неповторимы, одновременно сказочны и романтичны. Закончим же его собственными словами: «Я хочу, чтобы меня звали волшебником растительности» .




Top