И е грабарь. Игорь Эммануилович Грабарь

Грабарь Игорь - русский и советский живописец.

Также известен как реставратор, искусствовед, теоретик искусства, просветитель, музейный деятель, педагог, профессор.

Биография кратко

Родился художник 25 марта 1871 года в Будапеште. Через пять лет семья переезжает в Россию. С детства у Игоря была тяга к живописи, он часто ходил в , изучая полотна мастеров, посещал различные выставки художников.

Учился в московском лицее цесаревича Николая, а также закончил юридический факультет университета в Санкт-Петербурге. Затем поступил в в 1895 году, где обучался в мастерской . После учился в Париже и Мюнхене.

Вернувшись, продолжил обучение в мастерской Репина, но вскоре снова уехал в Мюнхен. В 1901 году вернулся в Петербург, и, объединившись с князем Щербаковым открыли крупное художественное предприятие "Современное искусство", устроили ряды выставок художников, прикладного искусства, японской живописи и др.

По проекту Игоря Эммануиловича был построен санаторий Захарьино под Москвой в 20 годы 20 века. Возглавлял Третьяковскую галерею (1913 - 1925г). Является создателем Центральной реставрационной мастерской, благодаря чему спасены многие шедевры русской живописи.

Творчество Грабар. Живопись

Грабаря выделялась с первых его работ. Игоря относят к художникам-реалистам, так как он специализировался на пейзажах и натюрмортах. Но это не все, особенностью его работ являлась правдоподобность в изображении света и воздуха. На своих картинах ему удавалось передать даже измененные воздухом окраски предметов. Он играл с красками стараясь передать свежесть окружающего его воздуха, и ему это удавалось.

Все его картины образованы густой сетью мелких мазков разного оттенка, таким образом, если смотреть на них с расстояния они смешивались в удивительно-реалистичные изображения окутывающего предметы света. Большую роль в написании шедевров Грабаря сыграла его любовь к зиме и морозным пейзажам. Даже сам художник говорил, что когда приходила весна, и снег сменялся зеленью, природа переставала его привлекать.

В теплые времена года он писал натюрморты. В 1905-1908 годах Игорь занял некую устойчивую позицию по отношению к зимним пейзажам. На большинстве холстов изображается природа в инее. Игорь Грабарев утверждал, что именно такая природа для него играет красками. Он утверждал: «Порой у меня на палитре не хватало оттенков, чтобы изобразить все красоту морозного солнечного дня». Из набросков картин с инеем, а их было около сотни, у автора образовалась целая сюита «День инея».

Известные картины И. Грабаря

За свою жизнь И. Грабарь написал множество картин. На этом счету и натюрморты, и портреты, а также пейзажи и др. Описание некоторых вы сможете прочесть ниже:

  • «Иней». Картина написана в 1905 году это одна из этих прекраснейших картин в галереи картин жанра пейзаж Грабаря. В данной картине видна вся любовь художника к зимней атмосфере. Грабарь мелкими мазками оживляет природу, заставляя увидеть все оттенки зимы. Среди белоснежного снега виднеются стволы березок и пара небольших елочек, ветви берез покрыты инеем. Именно он придает картине загадочный шарм.

И.Грабарь картина Иней фото

  • «Яблоки». Игорь окончил написание картины в 1905 году. В ней прослеживается немудреный мотив русской деревни. Она была написана в период, когда на художника начинает влиять русская природа и вообще атмосфера загорода. Картина «Яблоки» — это натюрморт, написанный в стиле импрессионизма. В ней присутствуют все тонкости исконно русской души. Челок знающий Россию с уверенностью скажет, что ее написал художник любящий русскую природу.

И.Грабарь картина Яблоки фото

  • «Хризантемы». Написаны «Хризантемы» в 1905 году. Цветы излучают некую солнечную атмосферу. Техника написания картины сделала изображаемые хризантемы пушистыми и приятными для взгляда и размышлениями над сие творением. На переднем плане изображены приборы на белой скатерти. Хоть это и летний натюрморт, на нем присутствует большое количество оттенков белого. В заднем плане преобладает синие цвета, поэтому желтые цветы на мгновение переливаются зеленым оттенком.

И.Грабарь картина Хризантемы фото

Игорь Эммануилович Грабарь — известный советский художник, живописец. Кроме написания картин, известен как искусствовед, музейный деятель, профессор и педагог. Являлся академиком Академии Художеств СССР и Академии Наук СССР. В 1956 году ему было присуждено звание Народного художника СССР. В 1941 году Игорь Грабарь получил Сталинскую премию первой степени.

Русский художник Игорь Грабарь родился в 1871 году в Будапеште. Семья художника переехала в Россию в 1876 году. Учился в лицее цесаревича Николая и на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. Посещал занятия по рисованию Московского общества любителей художеств, а позже поступил в Петербургскую академию художеств. Стоит отметить, что в Академии одним из его преподавателей был великий русский художник . Также Игорь Грабарь обучался живописи в Париже и Мюнхене. Состоял в таких объединениях художников, как «Мир искусства» и «Союз русских художников».

Основными направлениями русского художника были пейзажи, натюрморты и портреты . Особенно известными стали его зимние пейзажи, где Грабарь мастерски передавал белоснежный иней. Иней художник писал на разные лады — в дневные, утренние и вечерние часы, при разной степени освещённости. «Немного на свете таких потрясающих по красочной полифоничности моментов, как солнечный день инея, где цветовая гамма, ежеминутно меняясь, окрашивается в самые фантастические оттенки, для которых на палитре не хватает красок», — говорил сам Игорь Грабарь.

Знаменитый русский художник умер 16 мая 1960 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Игорь Грабарь картины с названиями

Березовая аллея

Васильки. Групповой портрет

Дама у пианино

Зимой. Портрет О.И.Грабарь, дочери художника

Майский вечер

Мартовский снег

Московский дворик

Натюрморт

Портрет Валентины Михайловны Грабарь, жены художника

Настоящий «человек-оркестр» Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960) был первым художником в нашей стране, получившим высокое звание Заслуженного деятеля искусств, реставратором, исследователем, организатором Общества по охране памятников и архитектором. Кажется, он умел и делал абсолютно все. А о себе всегда говорил просто:

«Как не мог я жить без искусства, так не мог дня прожить без труда»

Будущий гений мирового искусства родился в Будапеште в семье русского общественного деятеля. Детство Грабаря было непростым: мальчику приходилось часто разлучаться с родителями, и при обилии родственников он оставался на руках у совершенно чужих людей.

Эти условия сформировали сильный характер юного художника, который позволил ему написать «книгу своей судьбы» такой, какой он хотел ее видеть.

С малых лет Игорь мечтал о живописи и отличался целеустремленностью, трудолюбием и невероятной страстью к искусству. Он тратил огромное количество бумаги, на которой выводил не обычные детские «закорючки», а копии генеральских портретов из издания «Нива». Позже Грабарь писал о своем детском увлечении:

«Не помню себя не рисующим, не представляю себя без карандаша, резинки, без акварельных красок и кистей»

Игорь рос очень деятельным ребенком. В восемь лет он решил исполнить одну из главных задач каждого мужчины: начал строить настоящий дом в дедовском имении. А через год мать привезла неугомонного сына в одну из гимназий Рязанской губернии, где преподавал отец будущего художника. Но им не удалось долго быть вместе – отца перевели в Измаил, а сын продолжил учиться в Егорьевске.

В рязанской гимназии к юному художнику пришло увлечение живописью, которое еще больше проявилось в годы учебы в московском лицее цесаревича Николая. Это время стало одним из самых трудных периодов в жизни Грабаря. Лицеист был принят в качестве «живущего стипендиата», это автоматически накладывало на него клеймо бедности и вызывало презрение у богатых одноклассников. А вот сама Москва была куда благосклоннее к Грабарю, она встретила его огромной Всероссийской художественно-промышленной выставкой, на которой во всем своем великолепии перед юношей предстали картины и , и , Флавицкого и .

На уроках в лицее Грабарь учился работать с масляными красками и писать с натуры: он рисовал виды, открывающиеся из лицейских окон, делал портреты окружающих, составлял натюрморты и сочинял разнообразные сцены из жизни лицея.

А выходные и праздничные дни Грабарь использовал в свое удовольствие и проводил время в . Юноша был вхож в московский круг людей, связанных с искусством, и его часто можно было встретить в иконописном училище или на квартирах у студентов Московского училища живописи.

Прилежный ученик окончил лицей с золотой медалью и отправился «грызть гранит науки» в Петербургский университет. Высшее образование Грабарь получал на историко-филологическом факультете, но живопись оставалась его главной страстью. Став студентом, Игорь начал сотрудничество с журналом «Нива», из которого когда-то копировал . Теперь он сам рисовал их, писал биографии художников и был автором критических статей.



Филолог-первокурсник преуспевал не только в знании языков. Из окна комнаты одного из своих друзей он написал этюд «Крыши под снегом», который имел огромный успех среди его товарищей из Академии художеств. Они отмечали необычную диагональ композиции и уходящую вдаль перспективу картины. Эта и ряд других работ студенческого периода говорили о значительном даровании Игоря Грабаря.

Успешно окончив университет, Игорь Грабарь опять стал учиться. В 1894 году он поступил в Академию художеств на курс Репина, где открыл для себя идеи импрессионизма и познакомился с современными направлениями европейской живописи.

Интерес к далекой культуре подтолкнул Грабаря к тому, чтобы провести каникулы в поездке по Берлину, Парижу, Риму, Флоренции, Неаполю и Венеции. Шедевры мастеров эпохи Возрождения настолько вдохновили художника, что он решил и дальше путешествовать по миру, занимаясь самообразованием.

В Россию Грабарь вернулся только в 1903 году и сразу начал выставлять свои работы на московских художественных выставках. Теперь на его картины обращали внимание современники на родине и за ее границами, и художник получал огромное количество лестных отзывов. Критики считали его картины «едва ли не лучшими» и наперебой удивлялись тому, что эти работы принадлежат кисти автора, недавно вступившего на путь творчества.

И похвалы были вполне заслуженными, ведь именно в это время Грабарь написал свои лучшие ранние пейзажи, среди которых «Грачиные гнезда», «Мартовский снег» и «Февральская лазурь».

Последний он выполнил во время поездки к друзьям в Подмосковье, когда природа постепенно пробуждалась от долгой зимы. Однажды художник вышел на прогулку и остановился около березы - она показалась ему удивительной из-за необычного расположения ветвей. Засмотревшись на чудесное дерево, он уронил палку. А когда нагнулся, чтобы ее поднять, вскинул голову, снизу взглянул на верхушку березы – и поразился открывшемуся ему виду:

«Природа как будто праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу»

Художник быстро вернулся домой и набросал эскиз будущей картины, а на следующий день на другом холсте написал этюд.

Через четыре года на выставке Союза русских художников состоялась последняя крупная экспозиция картин Игоря Грабаря. На ней были представлены полотна «Неприбранный стол», «Дельфиниум» и «Сказка инея и восходящего солнца».

Сразу после этого художник вышел из Союза из-за раскола объединения. К тому времени известность Грабаря была достаточно велика. В Италии, например, о его творчестве выпустили монографию.

А он полностью отдал себя архитектуре и принялся за строительство больницы-мемориала. По предложению вдовы Григория Захарьина, Грабарь принялся за новый для себя вид деятельности в память о ее муже, замечательном русском враче. Вдохновившийся видами виллы Палладио, мастер создал настоящую «палладианскую» больницу. Но впоследствии новоиспеченный архитектор предпочел писать архитектуре, увлекшись историей русского зодчества.

А вскоре Игорь Грабарь занял должность директора Третьяковской галереи, где провел реформу экспозиции, разместив все картины в исторической последовательности. Еще через некоторое время он устроил в Лондоне выставку русского искусства, тем самым пойдя наперекор воле Третьякова, который завещал оставить в неприкосновенности собранную им галерею. За подобные «выходки» художник имел неоднозначную репутацию среди коллег, которые называли его «Угорь Обмануилович Гробарь».

Некоторое время мастер не писал больших произведений, а форму поддерживал, рисуя натюрморты. Так, в 1920 году были созданы «драматические» полотна «Красные яблоки на синей скатерти» и «Туркестанские яблоки».

Именно в этих работах проявились ритм и пластика объемов, контраст фактур и противопоставление горячих и холодных цветов. Но сам Грабарь считал их своей неудачей и называл «натюрмортной зарядкой» .

Возвращение к более продуктивной художественной деятельности произошло в начале тридцатых годов, когда наряду с натюрмортами и пейзажами мастер написал камерные портреты своих близких и деятелей науки и искусства. «Портрет В.М. Грабарь, жены художника», «Автопортрет с палитрой», «Портрет академика С.А. Чаплыгина» отличались подлинным реализмом и вниманием к передаче света. В то же время художник уходил от научного импрессионизма и сосредотачивался на проблемах передачи цвета.

Грабарь долго пытался решить важную для него задачу: он хотел писать так, чтобы его картины отвечали зрительским, а не художническим представлениям о природе. Мастер старался понять причины эстетической дистанции между зрителем и художником, поэтому при работе над картиной он забывал о том, кем является на самом деле, и ставил себя на место публики.

В более позднем творчестве язык живописи Игоря Грабаря стал сдержаннее, а мотив – выразительнее. Это хорошо видно, например, на картине «Проходной двор в Замоскворечье. Серый день», тематика которой посвящена городскому пейзажу со скромными московскими улочками.



Игорь Грабарь был одним из немногих художников, чей творческий путь был достаточно долог - он писал почти 60 лет. Поэтому в его работах нашли воплощение и отголоски художественного наследия прошлого, и смелые и яркие ростки будущего живописи.


ГРАБАРЬ, ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ (1871–1960), русский художник, историк искусства, музейный деятель. Родился в Будапеште 25 марта 1871 в семье Э.И.Грабаря, видного общественного деятеля, который в 1876 вынужден был переселиться в Россию из-за преследований, которым подвергался, выступая против антиславянской политики австро-венгерских властей. Учился в петербургской Академии художеств (1894–1896), в частности у И.Е.Репина, а также в студии А.Ашбе в Мюнхене (с 1896); организовав вместе с Ашбе школу, преподавал там в 1898–1901. Жил в Петербурге (с 1889) и Москве (с 1903). Был членом объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников».

В художественной его продукции вначале доминировали простые по мотиву, но насыщенные по колориту пейзажи (Белая зима. Грачиные гнезда, Февральская лазурь, Мартовский снег, все три работы 1904) и натюрморты (Неприбранный стол, 1907; все – в Третьяковской галерее). Тогда же обнаружился его талант портретиста, а также архитектора (неоренессансно-палладианская усадьба Захарьино под Москвой, 1909–1914).

Активно работал как художественный критик (в журналах «Мир искусства», «Старые годы», «Аполлон» и др.). С 1906 совместно с издателем И.Н.Кнебелем осуществил серию монографий о крупнейших мастерах нового русского искусства, написал для этой серии книги об И.И.Левитане (1913, в соавторстве с С.Глаголем) и В.А.Серове (1914). Значительную роль в деле самоопределения национальной художественной школы сыграла подготовка многотомной Истории русского искусства (1906–1916; в связи с войной издание прервалось на 6-м томе), где он был автором ряда важнейших разделов.

Грабарь внес большой вклад в русскую культуру, став попечителем и директором Третьяковской галереи (1913–1925), а также организатором и директором Центральных реставрационных мастерских в Москве (1918–1930, с 1944 – научный руководитель), которым позднее было присвоено его имя. Исследования Грабаря расширили знания об отечественной средневековой культуре (уточнив, в частности, творческий облик Феофана Грека и Андрея Рублева) и усовершенствовали методику реставрации.

В советский период Грабарь активно занимался живописью, охотно обращаясь к пейзажу и портретам «старинных русских людей» (Н.В.Клюев, 1932, Третьяковская галерея). Писал и официальные полотна (В.И.Ленин у прямого провода, 1933; Крестьяне-ходоки на приеме у В.И.Ленина и И.В.Сталина, 1938; обе картины в музее в Горках Ленинских). Капитальное значение имеют двухтомная книга Грабаря о Репине (1937; Сталинская премия 1941) и мемуарная «автомонография» Моя жизнь (1937). При его участии вышла большая часть новой Истории русского искусства (тт. 1–13, 1953–1969). В поздние годы Грабарь исполнял обязанности директора Института имени В.И.Сурикова (1937–1943), Всероссийской Академии художеств (1943–1946), Института истории искусств АН СССР (с 1944).

В истории русского искусства 20-го века не было человека более разностороннего, проявившего себя в самых разных его областях, чем Игорь Эммануилович Грабарь. Человек искусства, науки, музейного и реставрационного дела, художник, преподаватель и писатель, Грабарь в своей очень долгой жизни проявлял чудеса трудолюбия, мужества и решимости, вкладывая всего себя в то дело, которым в данный момент занимался.

Природа наделила И. Э. Грабаря многими дарованиями, которые, к немалому удивлению окружающих, он сумел реализовать. Стал значительным художником, искусствоведом, художественным критиком, реставратором, педагогом, музейным деятелем, замечательным организатором, даже архитектором. При этом в течение почти шестидесяти лет он, благодаря своему неистовому темпераменту, был одним из самых активных участников и руководителей художественной жизни страны.

В 1876 г. родители Грабаря, бывшие в числе сторонников славянского освободительного движения, поселились в России. После окончания гимназии Грабарь учился в московском лицее (1882-89). Он мечтал о живописи, старался быть ближе к художественным кругам, посещал все выставки, изучал коллекцию Третьяковской галереи и другие собрания Москвы.

Осенью 1889 г., восемнадцати лет от роду, почти без гроша в кармане Грабарь едет в Петербург. Поступает в университет, учится там в течение четырех лет на двух факультетах сразу - юридическом и историко-филологическом - и упорно готовится к поступлению в Академию Художеств. В это время он зарабатывает себе на жизнь сочинением юмористических рассказов и иллюстрациями для журналов. Этапы поступления в АХ (1894) и начало обучения в ней Грабарь прошел блестяще и стремительно. Уже в 1895 г. он оказывается в мастерской очень почитаемого им И. Е. Репина.

Но вот летом 1895 г. на каникулах Грабарь совершил поездку в Берлин, Париж, Венецию, Флоренцию, Рим, Неаполь. В Италии его настолько потрясли творения мастеров Возрождения, а в Париже - работы импрессионистов и постимпрессионистов, что Грабарь на протяжении 1896-1900 гг. колесит по Европе "с целью детального и углубленного изучения мирового искусства и получения архитектурного образования".

В 1900 г. Грабарь возвращается в Россию, и тут начинается, по признанию художника, самый его "творческий период". Он вновь после долгой разлуки влюбляется в русскую природу, ошеломлен красотой русской зимы, без конца пишет "сверхъестественное дерево, дерево-сказку" - березу. В Подмосковье созданы наиболее известные его произведения: "Сентябрьский снег" (1903), "Белая зима. Грачиные гнезда", "Февральская лазурь", "Мартовский снег" (все 1904), "Хризантемы" (1905), "Неприбранный стол" (1907) и др. Грабарь пишет на открытом воздухе, учитывая достижения французских импрессионистов, но, не желая слепо им подражать, пишет по-русски, любя "вещественность и реальность". "Февральская лазурь" - это величественный "портрет" березы. Мы смотрим на нее снизу вверх, из глубокой траншеи в снегу, которую вырыл автор и в которой он работал, невзирая на жестокие морозы, переполненный радостью от "перезвонов и перекликаний всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба". Пейзаж написан чистыми цветами, мазки положены плотным слоем. "Мартовский снег" - "ярко импрессионистическую вещь по замыслу и фактуре" - художник тоже писал на пленэре "с таким увлечением и азартом, что швырял краски на холст, как в исступлении, не слишком раздумывая и взвешивая, стараясь только передать ослепительное впечатление этой жизнерадостной мажорной фанфары". В этих произведениях Грабарю удалось создать еще один, новый (после русских пейзажистов XIX столетия), обобщенный образ русской природы.

1910-23 гг. художник назвал периодом отхода от живописи и увлечения архитектурой, историей искусства, музейной деятельностью, охраной памятников. Он задумывает и осуществляет издание первой "Истории русского искусства" в шести томах (1909- 16), пишет для нее важнейшие разделы, публикует монографии о В. А. Серове и И. И. Левитане.

В течение двенадцати лет (1913-25) Грабарь возглавляет Третьяковскую галерею, значительно меняя принципы музейной работы. После революции он многое делает для защиты памятников культуры от разрушения. В 1918 г. по инициативе Грабаря создаются Центральные реставрационные мастерские, с которыми он будет связан всю жизнь и которые носят сейчас его имя. Здесь были открыты и спасены многие произведения древнерусского искусства.

С 1924-го и до конца 1940-х гг. Грабарь вновь много занимается живописью и особенно увлекается портретом. Он изображает своих близких, пишет портреты ученых и музыкантов. Лучшими сам художник назвал "Портрет матери" (1924), "Светлану" (1933), "Портрет дочери на фоне зимнего пейзажа" (1934), "Портрет сына" (1935), "Портрет академика С. А. Чаплыгина" (1935). Широко известны и два автопортрета художника ("Автопортрет с палитрой", 1934; "Автопортрет в шубе", 1947). Обращается он и к тематической картине - "В. И. Ленин у прямого провода" (1933), "Крестьяне-ходоки на приеме у В. И. Ленина" (1938). Разумеется, он продолжает писать пейзажи, предпочитая по-прежнему снег, солнце и улыбку жизни: "Последний снег" (1931), "Березовая аллея" (1940), "Зимний пейзаж" (1954), серия картин на тему "День инея".

Грабарь работает в традициях русской реалистической живописи конца XIX в., оставаясь, так же как в других областях своей деятельности, хранителем русской культуры. "Лучший отдых есть перемена работы", - говорил художник. Если он не писал картины, то преподавал, выступал, готовил выставки или занимался искусствоведческими исследованиями. Смерть застала его за работой над новым многотомным изданием "Истории русского искусства". "Надо считать счастьем для русского искусства, что такой человек действительно существовал", - говорил о нем С. В. Герасимов.

Грабарь Игорь Эммануилович




Top