и литература». Войтоловская Э

Учебное пособие

по истории русской

литературы XIX века

Москва

Рецензенты:

доктор филологических наук, профессор В.А.Воропаев,

кандидат филологических наук, доцент Л.В.Ершова,

кандидат филологических наук, доцент Е.Ю.Зубарева,

доктор филологических наук, профессор Д.П.Ивинский,

доктор филологических наук, доцент А.И.Изотов,

кандидат филологических наук, доцент Ф.И.Панков

Редакторы:

В.В.Каверина,

Л.В.Хохлова

Матюшенко Л.И., Матюшенко А.Г. Учебное пособие по истории русской литературы XIX века (для учащихся старших классов и абитуриентов). – М., 2008

Предисловие

Цель издания «Учебного пособия по истории русской литературы XIX века» определяется необходимостью обеспечить школьников старших классов и абитуриентов обобщающими материалами по произведениям русских классиков.

Темы, предлагаемые в пособии, в целом соответствуют ныне действующим программам по русской литературе для учащихся девятого и десятого классов общеобразовательных школ.

В основе данного издания лежат курсы лекций по истории русской литературы XIXвека, прочитанные доцентом филологического фа­культета МГУ Л.И.Матюшенко в разные годы.

В то же время не все предлагаемые материалы являются в полной мере оригинальными. Их составители опирались на известные труды по истории русской литературы; при этом привлекаемые тексты подвергались существенной обработке, адаптации, редактированию – в целях лучшего их понимания и усвоения школьниками.

При разработке пособия использованы исследования литературоведов, философов, историков культуры XX века, в том числе труды ученых филологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Укажем здесь работы таких исследователей, как М.П.Алексеев, И.М.Андреев, В.Ф.Асмус, М.М.Бахтин, Н.А.Бердяев, С.М.Бонди, С.Г.Бочаров, А.С.Бушмин, В.В.Виноградов, И.А.Виноградов, И.И.Виноградов, Г.О.Винокур, В.А.Воропаев, М.О.Гершензон, Т.П.Голованова, В.А.Грихин, Н.К.Гудзий, В.М.Жирмунский, А.И.Журавлева, прот. В.В.Зеньковский, Е.Ю.Зубарева, Н.В.Измайлов, И.А.Ильин, А.А.Илюшин, В.Б.Катаев, В.И.Коровин, Ю.В.Лебедев, С.В.Ломинадзе, Л.М.Лотман, Ю.М.Лотман, Г.П.Макогоненко, Д.Е.Максимов, Ю.В.Манн, В.А.Мануйлов, И.Н.Медведева, Г.А.Мейер, О.В.Миллер, Л.Н.Назарова, Р.Г.Назиров, Э.Э.Найдич, В.А.Недзвецкий, Л.Д.Опульская, А.С.Орлов, П.А.Орлов, А.М.Песков, Н.К.Пиксанов, Л.В.Пумпянский, И.Б.Роднянская, А.А.Сабуров, Н.Н.Скатов, А.П.Скафтымов, А.А.Смирнов, А.Н.Соколов, Н.Л.Степанов, Л.И.Тимофеев, Б.В.Томашевский, В.Н.Турбин, Ю.Н.Тынянов, И.С.Чистова, Б.М.Эйхенбаум, М.П.Якубович и др. (см. список литературы в конце книги). В большинстве случаях использовались лишь идеи и некоторые наблюдения этих авторов, иногда – отдельные фрагменты их работ.

Авторы выражают искреннюю благодарность рецензентам В.А.Воропаеву, Л.В.Ершовой, Е.Ю.Зубаревой, Д.П.Ивинскому, А.И.Изотову, Ф.И.Панкову, редакторам В.В.Кавериной и Л.В.Хохловой, а также А.В.Величко, В.А.Воропаеву, А.Г.Лилеевой, И.В.Одинцовой, Е.В.Полищук и всем коллегам, прочитавшим «Учебные материалы» в рукописи и высказавшим ценные замечания, учтенные в процессе подготовки пособия к печати.

Данное издание - пособие по русской литературе XIX века, адресованного учащимся гуманитарных школ и подготовительных курсов, преподавателям литературы средней школы и студентам первого- второго курсов педагогических институтов.

СЮЖЕТ И КОНФЛИКТ «ГОРЯ ОТ УМА».
I. В основе сюжета «Горя от ума», согласно классицистической традиции, лежит любовная интрига, однако по жанру пьеса Грибоедова - общественная комедия, основной конфликт здесь - столкновение между «веком нынешним» и «веком минувшим» - социальный, то есть конфликт оказывается шире любовного сюжета (см. «Жанровое своеобразие «Горя от ума»).
Гончаров:
Две комедии как будто вложены одна в другую: одна, так сказать, частная, мелкая, домашняя, между Чацким, Софьей, Молчали-ным и Лизой: это интрига любви, вседневный мотив всех комедий. Когда первая прерывается, в промежутке является неожиданно другая, и действие завязывается снова, частная комедия разыгрывается в общую битву и связывается в один узел.
(«Мильон терзаний»)

II. Особенности любовной линии.
1. Сюжет «Горя от ума» строится на развитии «любовного треугольника», соответствующего в основном классицистической «системе амплуа» (см. «Черты классицизма, реализма и романтизма в «Горе от ума»).
2. Отличительная черта - наличие еще двух «любовных треугольников», которые, раскрываясь, усиливают комизм положения.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
НЕОБХОДИМЫЕ КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ
Содержание произведения 6
Деталь. Сюжет и композиция 7
Роды и жанры литературы 8
Стихосложение 10
Средства художественной выразительности 17
Литературные направления 20
Классицизм 21
Сентиментализм 21
Романтизм 22
Реализм 23
Идейно-художественное своеобразие стихотворения или рассказа 26
I КРУГ - ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ
А. С. ГРИБОЕДОВ

Черты классицизма, реализма и романтизма в «Горе от ума» 27
Век нынешний и век минувший 32
Жанровое своеобразие «Горя от ума» 42
Сюжет и конфликт «Горя от ума» 46
Образная система «Горя от ума» 51
Чацкий как победитель и как побежденный 55
Идейно-художественное своеобразие монологов Чацкого 57
А. С. ПУШКИН
Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина 73
«Пророк» 81
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» 82
Тема дружбы в лирике Пушкина 85
«Во глубине сибирских руд...» 91
Тема любви в лирике Пушкина 93
К*** («Я помню чудное мгновенье...») 100
«Я вас любил: любовь еще, быть может...» 102
Жанры лирики Пушкина 103
«Песнь о вещем Олеге» 109
Природа в лирике Пушкина и в «Евгении Онегине» 112
«Осень» 124
Философия лирики Пушкина 126
«Анчар» 133
«Вновь я посетил...» 135
Эволюция идеала свободы в лирике Пушкина 137
«К Чаадаеву» 145
«Деревня» 147
«К морю» 149
Фольклор в творчестве Пушкина
Дворянство в «Евгении Онегине» 161
Культура в «Евгении Онегине» 176
Образ автора в «Евгении Онегине» 190
Композиция «Евгения Онегина» 200
Идейно-художественное своеобразие поэмы «Медный всадник» 207
Идейно-художественное своеобразие романа «Дубровский» 221
Поэзия автора и рассказчика в «Капитанской дочке» 231
Жанровое своеобразие «Капитанской дочки» 236
Образ Пугачева и средства его раскрытия 241
Сюжет и композиция «Капитанской дочки» 246
Эпиграфы в «Капитанской дочке» 250
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ
Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова 256
«Смерть поэта» 260
«Поэт» 263
Природа в поэзии Лермонтова 265
Образ родины в поэзии Лермонтова 275
«Родина» 279
Тема одиночества в поэзии Лермонтова 281
«Парус» 287
«Дума» 288
«Как часто, пестрою толпою окружен...» 291
«Выхожу один я на дорогу...» 293
Идейно-художественное своеобразие «Песни про купца Калашникова» 296
Историческая тема в творчестве Лермонтова 304
«Бородино» 309
Сюжет и композиция «Мцыри» 313
Тема любви в лирике Лермонтова 318
Жанры лирики Лермонтова 328
Проблемы личности и ее художественное воплощение в «Герое нашего времени» 335
Жанровое своеобразие «Героя нашего времени» 346
Природа в «Герое нашего времени» 350
Образная система «Героя нашего времени» 354
Н. В. ГОГОЛЬ
Новаторство «Ревизора» 363
Жанровое своеобразие «Ревизора» 370
Образ города в «Ревизоре» 372
Образ Петербурга в «Ревизоре» 378
Средства раскрытия характеров в «Мертвых душах» 381
Жанровое своеобразие «Мертвых душ» 401
Лирические отступления в «Мертвых душах» 408
Образ автора в «Мертвых душах» 420
Чиновничество в «Ревизоре» и в «Мертвых душах» 425
Женские образы в «Мертвых душах» и в «Ревизоре» 438
Сюжет и композиция «Мертвых душ» 447
Идейно-композиционная роль образа Чичикова 459
Народные образы, образ народа, народность «Мертвых душ» 463
Фольклор в «Ночи перед Рождеством» и других повестях цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» 474
Идейно-художественное своеобразие повести «Шинель» 488.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Текст, Пособие по русской литературе XIX века, Часть 1, Азарова Н.М., 2000 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Предлагаемое учебное пособие составлено нетрадиционно, по типу компендия, т. е. сжатого суммарного изложения проблематики и поэтики русской словесности указанного периода. Подобный принцип представляется весьма актуальным в связи с новыми стандартами Минобразования и науки РФ, которые предполагают, в частности, сокращение аудиторных часов и значительное расширение в учебном процессе доли самостоятельной работы студентов. Под руководством преподавателя студенты смогут компенсировать возможные пропуски в изложении традиционных проблем историко-литературного процесса.

Для студентов филологических факультетов, аспирантов, преподавателей средних и высших учебных заведений.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Русская литература XIX века. 1801-1850: учебное пособие" Л. П. Кременцов бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Литература (Русская литература XIX века). 10 класс. Часть 1

Под редакцией А. Я. Архангельского

Республика русской словесности


Вместо предисловия

В этом году мы продолжим изучать творчество лучших русских писателей XIX века. Некоторые их произведения вы уже читали в предыдущих классах, другие – прочтете впервые. Но даже знакомые книги могут открыться вам с неизвестной стороны и потому, что вы накопили новый читательский опыт, научились понимать более сложные, глубокие уровни авторского замысла, и потому, что изучать литературу мы теперь станем иначе. Мы будем не только вслушиваться в голос автора, вдумываться в художественный смысл отдельной повести, романа, стихотворения, но и попытаемся понять закономерность развития литературы в целом, разобраться в законах движения литературного процесса. А когда читаешь произведения писателей, ставя их в исторический контекст, даже привычные книги раскрываются с неожиданной стороны.

Краткий период в истории русской литературы, начавшийся публикацией повести Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» (1792), а завершившийся явлением Пушкина (конец 1810-х годов), принято называть ее золотым веком, то есть легендарным временем высшего расцвета культуры, которое для людей следующих поколений служит классическим образцом. В более широком смысле золотым веком отечественной литературы принято считать весь XIX век. И тем не менее именно писатели первой половины этого славного столетия стали основателями вольной «республики словесности» (пушкинское выражение), надолго определили облик родной культуры.

Их смелые эксперименты со словом сформировали русский литературный язык – неисчерпаемыми возможностями этого языка мы пользуемся и поныне. Своими художественными открытиями они подготовили взлет великой русской прозы второй половины XIX века: на пушкинской, лермонтовской, гоголевской почве вырастают романы Льва Николаевича Толстого, Федора Михайловича Достоевского, Ивана Сергеевича Тургенева, Николая Семеновича Лескова, пьесы Александра Николаевича Островского, лирика Федора Ивановича Тютчева и Афанасия Афанасьевича Фета. Их напряженные политические, религиозно-философские и этические искания повлияли на многие поколения россиян. А самое главное, в их творчестве высшие достижения мировой словесности естественно переплелись с тысячелетней национальной традицией.

Русская культура первой половины XIX века, не жертвуя национальным своеобразием, стала равноправной частью европейской культуры нового времени.

Как будет построена наша совместная работа, как пользоваться учебником, чего от него следует ждать?

В центре нашего внимания будет творчество русских писателей пушкинской поры, гоголевского и лермонтовского периодов. Но их невозможно изучать в отрыве от европейской литературы того времени. В XVIII веке, когда в результате политики Петра I молодая Российская империя стала активно взаимодействовать с Европой, русская словесность оказалась в роли «догоняющей». Это было и плохо, и хорошо. Почему плохо, понятно. Отставать всегда невесело. А вот почему хорошо? Да потому, что можно было отказаться от мучительно долгого «изобретения велосипеда» и сразу взять за основу готовый образец.

Русская литература XVIII – начала XIX века, минуя многочисленные промежуточные этапы, быстро осваивала итоги, высшие достижения литературного развития. А высвободившуюся художественную энергию – колоссальную энергию ускоренного движения – направляла в глубь литературного процесса. Потому, прежде чем обратиться к главам, посвященным творчеству отдельных русских писателей, стоит ознакомиться с обзорными главами, освещающими западноевропейскую литературу той поры.

Наконец, главная задача учебника – как и вообще цель преподавания литературы в школе – вовсе не в том, чтобы просто сообщить сумму каких-то (пускай очень важных) сведений. А в том, чтобы научить вас самостоятельно читать художественную литературу, самостоятельно понимать замысел автора, самостоятельно вступать в диалог с произведением и его создателем.

Что значит самостоятельно читать! Это не значит читать без комментариев, пояснений. Наоборот, любой грамотный читатель, обращаясь к книге, написанной давно, в другую историческую эпоху, обязательно пользуется предисловием, комментариями, примечаниями (их обычно печатают в конце книги). Самостоятельно – значит читать не из-под палки, не по обязанности, но получая удовольствие от самого процесса чтения.

Получать удовольствие от книги, не понимая, о чем говорит с тобой ее автор, невозможно. Однако понимать художественное произведение – это совсем не то же самое, что понимать речь собеседника, общий смысл параграфа в учебнике или высказывания участников телепередачи. Чтобы просто понимать письменную или устную речь, родную или чужую, достаточно знать правила грамматики и иметь хороший запас слов. Чтобы понять человека, говорящего на языке, которого ты не знаешь, нужен еще один язык – язык жестов. А чтобы самостоятельно понимать художественное произведение, необходимо знать особый язык художественной формы.

Изучать этот язык вы уже начали в предыдущих классах, разбирая сочинения разных писателей, русских и зарубежных. И потому знаете, в чем заключается главная сложность этого языка. Он не признает никаких готовых, раз навсегда сложившихся значений. Мало знать его основные элементы, мало отвечать без запинки, что такое метафора, сравнение, аллитерация, сюжет, рассказчик, жанр. (Вспомнили эти понятия? Мы еще не раз вернемся к ним и познакомимся с более сложными определениями, чем те, которые вы узнали в младших классах.)

Бесполезно «выковыривать» из того или иного произведения отдельно метафоры, отдельно сравнения, выписывать их на листочке в столбик и думать, что художественный язык, язык словесного искусства изучен. Это так же глупо, как выковыривать изюм из булки: и булка будет испорчена, и изюма окажется мало. Нужно куда большее – умение соотносить эти разрозненные элементы с конкретным замыслом автора. Всякий раз мы должны задаваться вопросом: что они значат именно в том произведении, которое мы сейчас читаем? Как они связаны друг с другом? Этому вы будете учиться на уроках литературы.

А что значит самостоятельно вступать с автором в диалог, вы, наверное, и сами догадываетесь. У каждого из нас свой внутренний мир, свои ощущения, свои мысли. И мы не можем как автоматы послушно следовать авторской (или учительской) воле. Да ни один большой писатель и не хочет, чтобы читатель безвольно подчинялся его литературным «хотениям»: иди туда– и пошел, сделай то-то – и сделал.

Писатель мечтает о таком читателе, который понимает его замысел, умеет оценить его творческие находки, художественные открытия. Такой читатель, не домысливая за автора, привносит в прочитанное что-то свое, личное: активно соглашается или не соглашается с писателем, принимает или не принимает его художественные, этические, философские решения. Словом, участвует в сотворчестве, без которого настоящая литература невозможна.

Поэтому разговор о том или ином писателе мы будем начинать с самого «внешнего» по отношению к литературе – с его биографии. Почему биография писателя – это нечто «внешнее»? Конечно, художник проживает такую же сложную, драматическую, подчас радостную, подчас печальную жизнь, как любой человек на свете, но его личность и его судьба интересуют нас не сами по себе. Они важны для нас лишь в той мере, в какой связаны с творчеством, преобразованы им. Отсюда естественно сделать следующий шаг – задуматься над тем, как в целом устроен художественный мир поэта, прозаика, драматурга. И только потом можно заняться анализом текста, чтобы неспешно и внимательно проследить за мельчайшими «подробностями» отдельного произведения.

Для тех, кому покажется мало сведений учебника, кто хочет знать больше, в конце каждой главы приводится аннотированный список рекомендуемой дополнительной литературы.

Вопросы и задания помогут вам самостоятельно проверить свои знания, убедиться, что материал полностью вами усвоен и можно двигаться дальше. В отдельную рубрику выделены вопросы и задания повышенной сложности.

В конце разделов приводятся также темы сочинений и рефератов .

В учебнике вы найдете и краткий словарь основных литературоведческих терминов: обращение к нему поможет вам в предстоящей работе.

Часть материалов учебника предназначена для тех, кто хочет восстановить в памяти произведения русских классиков XIX века, изученные в младших классах, и при помощи учителя углубить представление о них, часть – для тех, кто заинтересовался русской литературой специально. Разделы, предназначенные для углубленного повторения, в оглавлении помечены звездочкой.

Н.М. Азарова. ТЕКСТ: Пособие по русской литературе XIX века: В 2-х ч.

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Э та книга привлекла меня своим названием - «Текст». А кого из учителей литературы оно не привлечёт? Как заявлено в «Предисловии», цель создания данного пособия - “научить читать текст, анализировать его и на этой основе восходить к пониманию тем и мотивов русской литературы”, тем более что, действительно, “анализ текста позволяет учащемуся и учителю отвлечься от идеологических установок и сосредоточиться на собственно литературном объекте”.

Правда, некоторые “тексты” уже в «Предисловии» смутили.

Как, например, совместить и наглядно представить “уровень решаемых задач” в гуманитарных школах и “уровень рядового учащегося средней школы”? В чём суть авторского заявления, что “пособие рекомендуется для подготовки к урокам преподавателю обычной средней школы, поэтому с успехом может быть использовано на первом–втором курсах педагогических вузов” (кого похвалили, а кого - наоборот?).

Но тезис: “Пособие не заменяет собой курса истории литературы. Его задача - научить читать тексты и писать сочинения” - воодушевил.

Состоит пособие, как указывает Н.М. Азарова, “из двух томов”, “материал в книге сгруппирован по авторам”. В первом томе обещаны материалы по литературе первой половины XIX века, во втором - соответственно, следующей. Однако, открыв «Текст: Пособие по русской литературе XIX века. Часть 2» и прочитав, что “данное издание - второй том”, в содержании книги я обнаружила фамилии Крылова (!), Грибоедова, Пушкина et cetera. Что это - авторская неточность, издательская небрежность? Во всяком случае, учителю здесь следует быть настороже.

Как и при расшифровке некоторых формулировок: например, интересно проверить, действительно ли при создании авторами тезисных планов “используются два аналитических (методологических) движения: от широкой темы к её проявлениям в тексте (!), и обратный ход - от каких-либо мест в текстах к их обобщению в «мотивы» , а затем и в «темы» (выделено авторами)”…

Но обратимся непосредственно к разделам книги. В начале пособия читатель найдет «Необходимые краткие сведения по теории литературы», но затем содержание двухтомника заставляет вспомнить многочисленные издания с образцами сочинений. Хотя, признаю, “уровень” работающего по данному пособию ученика действительно должен быть выше “уровня” простого списывальщика: темы (например, «Жанровое своеобразие “Горя от ума”», «Природа в лирике Пушкина и в “Евгении Онегине”», «Фольклор в творчестве Пушкина», «Особенности ранней лирики Лермонтова», «Город в “Мёртвых душах”» и так далее) представлены в виде тезисных планов, каждое утверждение в которых подкрепляется одной или несколькими цитатами из произведений. Тем самым создаётся иллюзия, что и весь текст прочитан. Точнее: как бы прочитан.

Пособие предлагает учащимся (или учителям?) темы для самостоятельной работы - без каких-либо комментариев. Список рекомендуемой литературы очень невелик и включает в себя названия хрестоматийных трудов по творчеству Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Крылова и Жуковского. Самая “свежая” из указанных книг издана в 1990 году...

Смутившись своим скептическим настроением, попыталась найти пользу в содержании тезисных планов. Вновь пролистала книги. “Власть времени над скоротечностью жизни яснее всего проявляется в смерти”, “Сюжетная линия Ленский–Ольга - любовный треугольник, лишённый третьего угла”, “Деревенские жители (об «Евгении Онегине». - Р.Х. ) много едят. Это также связано с обычаями XVIII века”, “В то же время провинциальная жизнь не лишена определённого практического смысла”, “Обращаясь к эпохе княжения Олега, Пушкин старается быть достоверным исторически: 1) вводит исторические реалии (цитата); 2) показывает древние обычаи и традиции (цитата)... - череп, кости, гробовая змея - атрибуты неизбежного рока...” Эти и многие подобные тезисы, мягко говоря, нуждаются если не в обсуждении, то, непременно, в редакторской правке.

При том, что рецензентом двухтомника являлся такой авторитетный филолог, как академик Ю.С. Степанов. Впрочем, не удивительно было бы узнать, что почтенный мэтр поставил свою подпись, не вчитываясь в текст.




Top