И музыкой поэзия объята. Учитесь слышать музыку

И музыка поэзией объята

Ақмола облысы білім басқармасының жанындағы

МКҚҚ «Щучинск қаласы, педагогикалық колледжі»

ГККП «Педагогический колледж, г.Щучинск»

при управлении образования Акмолинской области

(лекция-концерт)

Подготовили:

Прямосудова Г.В

Антонова О.В.

Цель: Сформировать музыкальную культуру, приобщить к вокальному искусству.

Ознакомить с историей создания произведений, программным значением,

Развить ассоциативное мышление, музыкальный слух,

Воспитать любовь к музыке и вокальному творчеству.

Оборудование: музыкальная аппаратура, презентационный проектор, рояль, светодиодные иллюминационные прожектора.

План мероприятия:

  1. Концертые номера

    «Баркаролла»

    «Песня бабочки»

    «Серенада Дон Кихота»

    «Песня юности»

    «Звездный вальс»

    «Куплеты Фомы и Филипа»

    «Помнишь ли ты»

    «Ариозо Наташи»

    «Послушай, как звуки хрустально чисты»

    «Слыхал иль вы»

    «Застольная»

    Заключение.

На вершине Олимпа, самой высокой горы Греции, в великолепных чертогах живут Боги и…. музы. Они являются, дочерями самого Зевса и каждая из них обладает своими уникальными божественными возможностями.

Греческие музы – это девять сестер, покровительниц искусств и наук. Музы изображались в виде молодых и красивых женщин. Они обладали пророческим даром и благосклонно относились к творческим людям: поэтам, художникам, артистам, всячески поощряя и помогая им в их деятельности. Однако за особые провинности музы могли лишить их вдохновения.

(На музыкальном фоне звучат стихи, выходят Музы в танце)

Терпсихора кифарой влечет, бурей чувства владея,
С плектром в руке Эрато чарует и словом, и жестом,
Песни времен героических в книге хранит Каллиопа,
Звезды небес изучает Урания, неба вращенье,
Жестами все выражая, Полимния славит героев.

Клио прошлых времен дела вещает потомству,
Мельпомена трагический вопль исторгает печали,
Радует Талия шуткой, веселым словцом и беседой,
Сладкую песню поет с тростниковою флейтой Эвтерпа,

Эвтерпа - Добрый вечер, дорогие друзья! Я Эвтерпа-покровительница лирической поэзии и музыки!

Эрато - А я муза Эрато- покровительница любовной поэзии!
Сегодня мы будем говорить с вами о чуде. О чуде, которое живёт рядом с нами.
Его нельзя потрогать руками, но можно увидеть и услышать. Оно способно заставить нас плакать и смеяться…. Оно имеет душу и сердце.
Эвтерпа -Это чудо рождается здесь и сейчас, в этом зале ….
и имя ему – музыка!!! (Обращаясь к Эрато) Я думаю ты согласишься со мной - нет такого поэта, который не задумывался бы над тем, как звучат его стихи. Многие из них не возражали бы против переложения своих поэтических произведений на музыку, ведь мелодия стихотворения в сердце поэта всегда созвучна его настроению и переживаниям.

Эрато - Абсолютно согласна! «Музыкант должен быть поэтом, а поэт музыкантом»

Вероятно, поэзия, музыка и душа поэта связаны воедино, и такое единение может вдохновлять на создание интересных поэтических образов. Таким образом-вдохновителем очень часто выступает образ любви. Не остался равнодушным к любовной поэзии и композитор Оффенбах, сочинивший оперу «Сказки Гофмана». Звучит дуэт из этой оперы «Баркаролла»

1.Номер: «Баркаролла» исполняет Оксана Антонова и Дина Кожагулова, концертмейстер Ольга Шараева

Эрато- Ветер чуть слышно поёт
Липа вздыхает у сада….
Чуткая музыка всюду живёт –
В шелесте трав, в шуме дубрав –
Только прислушаться надо.

(обращаясь к Эвтерпе)- Какие музыкальные стихи! Не правда ли?!

Эвтерпа – Действительно-стихи и музыку многое объединяет. Но самое важное, что объединяет музыку и поэзию – это душа. Поэт Райский настолько образно передал красоту природы в своем стихотворении, что композитор Векерлен восхищенный красотой его поэтического языка написал на его произведение музыку и назвал свое произведение «Песня бабочки»

2.Номер «Песня бабочки» (анимация с бабочками) Звучит песня в исполнении Ваксовой Алины. Концертмейстер Ольга Шараева

Эвтерпа -(прогуливаясь по сцене с листом бумаги и пером)

Чистый лист бумаги, нотная строка…

звуки всей Вселенной в мыслях у меня…

Дай мне силы, Боже, это удержать.

Красоту созвучий людям передать!

«Лирическую поэзию можно сравнить только с музыкой» Музыка проясняет и открывает ее. Делает поэтическое слово более глубоким по смыслу и более легким по восприятию.

Эрато (подходя к Эвтерпе)- И когда поэзия достигает наивысшей красоты, она приближается к музыке. И, наоборот, под воздействием музыки могут быть созданы сильнейшие поэтические произведения. О эти рыцари,......

3.Номер «Серенада Дон Кихота» в исполнении Дмитрия Логунова. Концертмейстер Е. Зинченко

Эрато- Песни могут быть самые различные по характеру и исполняться где угодно. Это самый демократический жанр музыки. Музыка звучит всюду: на праздниках, сопровождает театральные представления, и даже в кинофильмах. Послушай «Песню юности» композитора Бабаева из кинофильма «Хитрость старого Ашира»

4.Номер «Песня юности» » из кинофильма «Хитрость старого Ашира» К-р А Бабаев сл. Кара Сейтлиева рус. Текст Г. Регистана. исп. Айганым Жусупбекова конц. О. Шараева

Эрато- Но ведь Андрей Аванесович Бабаев писал музыку не только к кинофильмам, он работал во многих вокальных жанрах, и как многие композиторы считал вальс высоким образцом музыки.

Эвтерпа- О Вальсе сказано не мало!
За два столетия подряд
На вечерах и карнавалах
Не потускнел его наряд!

О вальсе казано не мало!
Он в песнях и стихах воспет!
И столько б танцев не бывало,
А лучше вальса, право нет!

Эрато-Давай пригласим на сцену юную Музу, которая исполнит нам

«Звездный вальс» Андрея Бабаева на стихи Харитонова

5.Номер «Звездный вальс» В исполнении Кожагуловой Дины.Концертмейстер Ю Ермакова

Дина - Я вам исполнила песню, но к вокальной музыке так же относятся: и романс, и произведения для хора, оперы, оперетты….

Эрато- (перебивая) Например- оперетта…В переводе с итальянского означает «Маленькая опера». Много оперетт, или, как их у нас чаще называют, музыкальных комедий, создано советскими композиторами.

Под музыку выходят Логунов Д. и Кахарманов С.- (движения в танце)

Логунов -Хотите ли послушать куплеты из оперетты?!

Кахарманов -Фомы

Логунов – и Филипа

Музы- Просим!!! (хлопая в ладоши)

6. Номер «Куплеты Фомы и Филипа» из оперетты « Вольный ветер» в исполнении Логунова Д. и Кахарманова Ст. Концертмейстер Е. Зинченко.

Кахарманов - Мы уходим, но музыка оперетты остаётся

(на сцену со словами выходят на встречу друг другу А. Акимов и Р. Логинова)

Р. Логинова - Они уносят дух - властительные звуки,
В них упоение мучительных страстей,
В них голос плачущей разлуки,
В них радость юности моей.

А. Акимов - Взволнованное сердце замирает,
Но я тоски не властен утолить.
Душа безумная томится и желает...
И петь, и плакать, и любить..

7.Номер «Помнишь ли ты» А. Акимов и Р. Логинова. Концертмейстер Е. Зинченко

Эрато- Если оперетта это маленькая опера, то какая же большая опера?!

Эвтерпа- Это самый монументальный жанр вокальной музыки. Сюжет зачастую композиторы черпают в литературе, поэзии. Характеры героев наиболее полно раскрываются в сольных номерах (ария, ариозо, ариетта, каватина, монолог).

Сейчас мы услышим прекрасное «Ариозо Наташи» из оперы Даргомыжского «Русалка».

8.Номер «Ариозо Наташи» в исполнении Анны Фоминой. Концертмейстер Ю. Ермакова

Эвтерпа- А ты знаешь, что сценическому диалогу в опере соответствует музыкальный ансамбль. А ансамбли бывают…….. дуэт, трио, квартет, квинтет (выходят по очереди).

А. Садвокасова и Б. Ибраева)

Б.Ибраева - Когда простую песню слышишь,
Когда ты сам ее поешь,
Одним дыханьем с нею дышишь
И в ногу вместе с ней идешь.

А. Садвокасова - Послушай, как щебечут птицы.
Послушай, как поет волна.
Как дождь в окно твое стучится,
Повсюду музыка слышна

Эрато- Хор мальчиков-колокольчиков из оперы «Волшебная флейта В. А. Моцарта

9.Номер «Послушай, как звуки хрустально чисты» . Исполняют Анара Садвокасова и Байаргуль Ибраева. Концертмейстер Ю. Ермакова

Эвтерпа- (стоя у рояля)Коснусь я клавишей рукою - наполнив музыкой сердца…(садится за рояль, играет)

Эрато- дуэт Ольги и Татьяны «Слыхали ль вы» из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» на стихи гениального поэта А. С. Пушкина.

11.Номер «Слыхали ль вы»О. Антонова и Г. Прямосудова

Г. Прямосудова- Два великих творца! Гениальный поэт А. С. Пушкин и великий композитор П. И. Чайковский…и их бессмертное творение – опера «Евгений Онегин» . Каждый номер этой оперы-шедевр.

О. Антонова- И еще один яркий пример тому- «Ариозо Онегина»

12.Номер «Ариозо Онегина» в исполнении Акимова А. Концертмейстер Е. Зинченко.

Эрато- Песня – самый древний и самый распространенный в наши дни музыкальный жанр. О песне говорят, что она родилась вместе с человеком. Песня в отличие от других художественных сочинений звучит не долго.

Эвтерпа- Но за этот короткий миг она выполняет миссию, которая выпадает на долю произведения искусства.

(выходят по очереди участники концерта)

А. Фомина-Без музыки не проживу и дня! Она во мне. Она вокруг меня.

И в пенье птиц, и в шуме городов, В молчанье трав и в радуге цветов,

А.Садвокасова- И в зареве рассвета над землей... Она везде и вечно спутник мой.

Ей всё подвластно: радость и тоска, В ней - просто миг и долгие века.

Б. Ибраева -И воскресить умеет и убить, заставит полюбить и разлюбить.

Но разве может жить она без нас? Хотя бы день, полдня? Хотя бы час!

Г. Прямосудова - Без наших дум и радостей земных, без мелочей смешных и не смешных?..

Мы ей за всё – «спасибо!» говорим, и, веря в торжество ее, - творим!

Эвтерпа- Наш концерт завершается…. Скоро смолкнут звуки музыки…Мы разойдёмся. Но… Прислушайтесь…Ведь в каждом из нас звучит музыка… порой радостная или печальная, быстрая или неторопливая, как ручеёк тихая или как океан шумная…У каждого из нас она своя, неповторимая…

Эрато- И пусть всегда в вашей душе поют ангелы! А в этом зале звучит хорошая, добрая песня

13. Финал «Застольная» из оп. «Травиата» Исполняют все участники концерта.

Без свирели, без флейты,без скрипки,
Без певучести соловья.
Чтобы значили эти улыбки,
Что везде караулят меня?
Всё пронизано музыкой, песней,
Откровенностью, радостью птиц.
Тёплым вечером в роще чудесной
Светлый месяц под музыку спит.
Всюду музыка, в шуме под клёном,
В соловьиных коленах в саду.
И в твоём поцелуе влюблённом,
И в твоём обещании: «Приду…»

…Звезда за звездою летела…

Заснуть бы, да только невмочь.

Вдруг девушка рядом запела,

И песни наполнили ночь.

О, как они нежно звучали,

От первой строки до конца!

О, сколько в них было печали,

О, как в них любили сердца!...

Ветер чуть слышно поет,
Липа вздыхает у сада
Чуткая музыка всюду живет,-
В шелесте трав,
В шуме дубрав,-
Только прислушаться надо.

Звонко струится ручей,
Падает гром с небосвода –
Это мелодией вечной своей
Мир наполняет природа.

Тихие слезы свои
Ива роняет у брода,
Трелью приветствуют ночь соловьи,
Звоном ветвей, песней дождей,
Мир наполняет природа.

Конспект ООД по музыкальному воспитанию "Где прячется звук?"


Место работы: МДОУ "Детский сад №4 "Калинка" комбинированного вида" города Валуйки, музыкальный руководитель
Назначение: Данная методическая разработка будет интересна педагогам дошкольных образовательных учреждений.
Цели:
Формировать представления детей об источниках звуков, музыкальных узорах, о безграничном многообразии музыки. Предоставлять возможность слушать и исполнять совершенные по форме музыкальные произведения, эмоционально откликаться на них, передавать свои впечатления; развивать музыкальные способности, художественно-ассоциативное мышление. Продолжать учить передавать характер музыкального произведения голосом, мимикой, звуковыми жестами, движением. Создавать благоприятные условия для обогащения и расширения представлений детей о музыкальном искусстве, воспитывать любовь к прекрасному.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Музыкальный руководитель: Что за гости к нам спешат? Вижу я своих ребят! Проходите, становитесь вот сюда.
Все на месте?
Дети: Да!
Музыкальный руководитель :Сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
(пою): Здравствуйте, гости!
(дети поют): Здрав-ствуй-те!
Музыкальный руководитель:А сейчас вспомним наше музыкальное приветствие.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРИВЕТСТВИЕ
Здравствуйте, ребята! Здрав-ствуй-те!
Как ваше настроенье? Очень хорошо!
Давайте заниматься! Да-да-да!
Мы будем все стараться! Так же, как всегда!
Будем танцевать и песни распевать!
Прошу, ребята, вас за мною повторять!
(перед детьми мольберт, иллюстрация музыкального дворца, на двери- замок)
Музыкальный руководитель:: Ребята, я получила телеграмму из музыкального дворца: сестрички нотки потерялись и воцарилась в государстве тишина. Замок закрыт, что же делать? У меня есть много ключей (показываю: от двери, сантехнический, скрипичный), какой же из них откроет дворец? Т(дети выбирают).
Ну, конечно же, музыкальный скрипичный ключ, он открывает двери музыки, скрепляет ноты.
Открываем. (убираем дворец, за ним – нотный стан, на стане знаки). Ставим ключ в нужное место. Куда же нам идти? А вот и нотная карта, она нам поможет. Посмотрим на первый знак, что это? (Уши, наушники).
Первый знак на карте – ухо, уши очень нам нужны,
Потому, что мы с рожденья звуками окружены.
Ребята, прислушайтесь, вокруг нас живут разные звуки.
СЛУШАНИЕ ЗВУКОВ (музыкальные инструменты)
Где же прячется звук? (в музыкальных инструментах, магнитофоне, в окружающей природе…)
Давайте похлопаем, что получилось? Звук прячется в ладошках. А теперь помаршируем? Звук прячется в полу. А послушайте сейчас (звеню ключами), звук живёт в ключах.
СЛУШАНИЕ ЗВУКОВ (ОКРУЖАЮЩИЙ МИР)
Звуки прячутся в разных предметах, нужно только коснуться их, и они оживают.
Давайте послушаем стихотворения, которые приготовили нам ребята.
1.Каждый звук – кусочек мира, в каждом звуке – целый мир,
В звуках вся моя квартира, в звуках – тысячи квартир!
2.В звуках улица большая и огромная страна,
Звукам нет конца и края, в звуках – он, оно, она!
3.Звуки в радости и в скуке, звуки – свет, и звуки – тень,
День заканчивают звуки, звуки начинают день!
(снимаю знак, за ним прячутся нотки)
Посмотрите, вот и 1 нотка вернулась, что же ждёт нас дальше? На карте знак «Мастерская звуков», отправимся туда!
КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА «ЗАШАГАЛИ НОЖКИ»
Зашагали ножки прямо по дорожке,
Весело гуляли, друга повстречали.
Здравствуй, здравствуй, милый друг!Посмотри-ка ты вокруг!
Ты мне только улыбнись, крепко обнимись!
Вот мы и в мастерской. Здесь мы послушаем, как звучат различные предметы. В мастерской несколько домиков, давайте познакомимся с их жителями.
1.Вот первый домик, кто же здесь живёт? (показываю, дети называют). В этом домике живут гости их деревеньки Шу. Что мы здесь видим? (султанчики, бумажные предметы, колоски, маракасы). Давайте послушаем, как они звучат. Жители этого домика разговаривают тихо, шепчутся, нужно прислушаться, чтобы их услышать.
(раздаю нескольким детям предметы). Давайте озвучим небольшую сказку.(Я рассказываю стихотворение – дети озвучивают).
Притаилась в норке мыша-шу-шу-шу, шу-шу-шу, (султанчики)
Там сидит и тихо дышит-шу-шу-шу, шу-шу-шу, (султанчики)
Может мышка там читает-шу-шу-шу, шу-шу-шу, (книжные страницы)
Странички в книжечке листает-шу-шу-шу, шу-шу-шу, (книжные страницы)
Может мышка кашеварит-шу-шу-шу, шу-шу-шу,(коробочки с зерном)
Зёрнышки перебирает-шу-шу-шу, шу-шу-шу,(коробочки с зерном)
Может из колосочков-шу-шу-шу, шу-шу-шу, (колоски)
Плетёт доченькам веночки-шу-шу-шу, шу-шу-шу, (колоски)
Тихо в норке, мышка спит (ритмично дышат носом)
Только носиком сопит(ритмично дышат носом).
Вот какая шуршащая сказка у нас получилась. На что похож звук? (шуршит, шелестит, шорох, шепчется).
2.А кто живёт в этом домике? (дети называют: стаканы, аквариум, стеклянные фигурки, вазочки) Из чего сделаны эти жители? (из стекла). С этими вещами нужно быть очень осторожными, играть на них нужно тихо и легко, чтобы не разбить. Послушаем, как они звучат.
Какой звук? (тихий, прозрачный, светлый, лёгкий, хрустальный, как сосульки, звенит капель)
А сейчас проведём опыт: 2 одинаковых хрустальных стаканчика, послушаем их звук. А теперь в один из них нальём воды, опять послушаем. Что вы можете сказать? (звук стал ниже) (ещё с несколькими стаканами провести такой опыт). Вот так из стеклянных бутылочек можно сделать музыкальный инструмент- литрофон! Сейчас послушаем, как он звучит.
(дети играют на литрофоне)
ИГРА НА ЛИТРОФОНЕ
Звук послушали стеклянный, светлый, лёгкий и хрустальный!
3. Кто же живёт в третьем домике? (дети называют) Из чего сделаны все эти предметы? (из металла).Правильно, это гости из города «Дин-Дон». Давайте послушаем, как они звучат.
(раздаю нескольким детям муз. инструменты и металлические предметы, исполняют попевку)
(ребёнок):Инструменты в руки взяли и все дружно заиграли,
В зале нет свободных мест, вот какой у нас……оркестр!
ОРКЕСТР МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ
Дети, металлические звуки какие? (звонкие, громкие, звенящие, весёлые, переливаются, похожи на весёлый дождик).
Металлические звуки никогда не знают скуки,
Веселят они ребят – ножки танцевать хотят!
ТАНЕЦ «ВИНОВАТАЯ ТУЧКА»
(после танца дети садятся на ковёр, я показываю им следующую группу предметов)
4.Что общего между всеми этими предметами? (они сделаны из дерева) Правильно, это гости из Деревянной провинции, её хозяин – Ксилофониус. Давайте послушаем, как звучат деревянные предметы.
(выходят несколько детей, раздаю каждому по 2 предмета-кубики, карандаши, ложки), я играю на ксилофоне ритмический рисунок, дети повторяют)
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ДЯТЕЛ»
Дети, на что похож деревянный звук? (стук, дятел по дереву стучит, дровосек рубит дрова)
Деревянный звук такой: он стучащий и сухой,
Тёплый и трескучий, тихий и гремучий!
У нас есть много деревянных кубиков, давайте с ними поиграем!
ЛОГОРИТМИЧЕСКАЯ ИГРА «КУБИКИ» (по К.Орфу)
(дети сидят в кругу, у каждого в правой руке кубик)
Кубик, кубик деревянный, тук-тук-тук-, тук-тук-тук,
Мы хотим сейчас послушать этот звук, этот звук,
Кубик, кубик, деревянный, не зевай, не зевай,
Вместе с нами, вместе с нами поиграй, поиграй!
(во время игры воспитатель подносит мольберт с нотной картой ближе к детям)
Побывали мы в музыкальной мастерской, послушали разные звуки.
(открываю знак, за ним ещё 3 нотки) Посмотрите, несколько ноток прятались в музыкальной мастерской, они вернулись!
Следующий знак, что это – «Грустная маска». Вы сможете изобразить такую маску? (дети показывают). А весёлую?(изображают)
Что мы можем посоветовать нашей грустной маске?
Ребёнок: Если в грустном настроении оказался кто-нибудь,
Есть проверенное средство, чтоб веселье вернуть.
Будешь радостным и добрым летом и среди зимы,
Если сможешь подружиться с танцами, как мы!
ТАНЕЦ « ВЕСЁЛАЯ ЗАРЯДКА»
Развеселилась маска, а под нею – нотки!
Остался на карте один знак – «Зимний лес». В такую погоду нельзя оставаться без прогулки. Отправляемся в зимний лес!
РИТМОДЕКЛОМАЦИЯ «МЫ ИДЁМ В ЗИМНИЙ ЛЕС»
Мы идём в зимний лес, сколько здесь вокруг чудес,
Слева берёзка снежная стоит, справа ёлочка на нас глядит.
Вот зайчишка поскакал, от лисы он убежал,
Серый волк по лесу рыщет, он добычу себе ищет,
Все мы спрячемся сейчас, не найдёт тогда волк нас!
Вот медведь в берлоге спит, так всю зиму и проспит.
Мишка-мишка, хватит спать, давай с нами танцевать.
Полетели снегири, как красивы все они,
Все снежинки закружились и на землю опустились.
Ребята, как красиво в лесу! А вы когда-нибудь наблюдали, как падают снежинки? (ответы детей: легко, плавно, медленно, задумчиво, мечтательно). Зимушка передала нам в подарок снежное покрывало, давайте поиграем с ним.
ИГРА «СНЕЖНОЕ ПОКРЫВАЛО»
(Открываю знак «Зимний лес», под ним оставшиеся нотки) Вот и все нотки вернулись, каждая на своём месте. Давайте назовём их. Для чего нужны ноты? (записывать мелодию). Кто пишет музыку? (композитор). Правильно, в нотках спрятана мелодия, она ждёт, чтобы мы её оживили, превратили в песенку. (показываю картинку) Что это? (Герб Королевы Мелодии) Что он означает? (нотка – нужно петь чисто, правильно передавать мелодию, буква – чётко и правильно произносить слова, сердечко – нужно полюбить песенку, петь эмоционально).
ПЕСНЯ «ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА МУЗЫКИ»
1.На карте волшебной страны не найти, никогда не найти,
Доехать нельзя до неё и дойти и нет к ней прямого пути.
2.Там каждый шагает с мелодией в такт, поёт что-нибудь,
Там каждый прохожий чуть-чуть музыкант, а значит волшебник чуть-чуть.
3.В стране этой музыка всюду слышна от зари до темна,
Там музыка людям для счастья нужна, такая уж это страна.
Дети, подходит к концу наше занятие, сегодня мы много путешествовали, что вам понравилось и запомнилось больше всего? (ответы детей). Мы побывали в музыкальной мастерской, послушали, как звучат различнык предметы, создавали музыку сами, озвучивали сказку, танцевали, пели, играли. Мы помогли вернуть нотки в музыкальный дворец, теперь он опять оживёт, в нём всегда будет звучать музыка, а его двери будут всегда открыты для всех желающих.
(пою) Всем скажу я: «До свиданья!» (по ступеням вверх)
(дети поют) «До свиданья!»,- скажем мы. (по ступеням вниз).

Если вы думаете, что “вам слон на ухо наступил” и вы никогда не сможете воспринимать окружающие вас звуки так, как их воспринимают люди, одаренные музыкальным слухом с рождения, то вы глубоко ошибаетесь. Развить музыкальный слух не так уж сложно, как вам кажется. И сегодня мы дадим вам несколько советов, которые помогут вам это сделать.

Для начала давайте разберемся в видах слуха. Чтобы развить музыкальный слух, нам нужно отточить:

  • Ритмический слух. То есть научиться слышать и ощущать ритм.
  • Мелодический слух – умение понимать движение и структуру музыки и слышать ее тонкости.
  • Относительный – слух, позволяющий понимать величину музыкальных интервалов и высоту звука.
  • Внутренний слух – то есть слух, позволяющий ясно представлять музыку и отдельные звуки в своих мыслях.
  • Интонационный слух, позволяющий понимать характер и тон музыки.

Конечно, существует гораздо больше видов слуха, но мы остановимся на этих пяти, так как их достаточно для того, чтобы обрести музыкальный слух.

Итак, что же нам нужно делать, чтобы натренировать эти виды слуха.

1. Музыкальный инструмент

Идеальный способ “прокачать” все виды слуха – это начать учиться игре на каком-либо инструменте. Таким образом вы запомните, как должна звучать каждая нота, натренируете свое чувство ритма и в целом начнете лучше понимать музыку. Но так как у вас, скорее всего, нет времени на обучение игре на музыкальных инструментах, давайте пойдем дальше.

2. Пение

Если у вас нет дома фортепиано – найдите онлайн версию в интернете и каждый день по нескольку раз играйте на нем гаммы и пойте их вместе с фортепиано. Когда вы начнете уверенно чувствовать себя с гаммами, приступайте к интервалам, аккордам и простым мелодиям. Главное не стесняйтесь. Если вы боитесь, что вас кто-то услышит – постарайтесь тренироваться в то время, когда вы одни дома. Но на самом деле, ничего постыдного здесь нет! Вспомните только караоке-бары, где люди, мягко говоря, без голоса и слуха поют так громко, что их слышно и за пределами бара.

3. Медитация

Мы назвали этот пункт так, потому что упражнение, о котором мы сейчас вам расскажем, очень похоже на практики медитации для новичков. Оно поможет вам развить внимательность к звукам.

Гуляйте на улице без наушников, стараясь уловить обрывки разговоров, шум деревьев, звук машин, стук каблуков по асфальту; то, как собака шаркает лапой по земле; то, как кто-то вытряхивает одеяло на балконе….вы заметите, что вас окружает такое количество звуков, что в это и поверить сложно. Дома тратьте пять минут в день на то, чтобы послушать, как доносится жужжание холодильника из кухни, шум воды в трубах, разговоры соседей, шум с улицы.

4. Голоса

Разговаривая с человеком, старайтесь запомнить его голос. Также можно смотреть фильмы, запоминая голоса актеров, а затем прослушивать отдельные части фильма и стараться назвать персонажа, основываясь лишь на его голосе.

Старайтесь замечать манеру разговора вашего собеседника, тембр его голоса; вспоминая разговор с кем-либо, старайтесь проговаривать у себя в голове фразы собеседника его же голосом.

5. Учитесь слышать музыку

Конечно, очень приятно слушать музыку и не думать ни о чем. Но если перед вами стоит цель развить музыкальный слух, то старайтесь вникать в музыку, которую вы слушаете. Учитесь отделять один музыкальный инструмент от другого; изучите, как звучит гитара под разными “примочками”, чтобы не путать ее с другими инструментами; научитесь также отличать разные режимы синтезатора от остальных музыкальных инструментов; послушайте, как звучат настоящие барабаны и электронные.

Такая практика поможет вам не только развить музыкальный слух, но и научит более тонко слышать музыку, что в свою очередь подарит вам еще большее наслаждение от ее прослушивания. Есть один побочный эффект у данной практики – скорее всего впоследствии вы не захотите слушать то, что слушаете сейчас, вам захочется чего-то более сложного и объемного. И это отлично, ведь не это ли является основным показателем вашего продвижения?

6. Ритм

Есть такая классная вещь, называется “метроном”. Вы можете приобрести себе его или же найти онлайн версию в интернете. Каждый день упражняйтесь с метрономом, отстукивая пальцем (рукой, ногой, чем угодно), ритм, который он вам задает.

Когда вы почувствуете себя уверенно с метрономом, переходите к распознаванию ритма в музыке. Начните с той музыки, в которой присутствуют барабаны, по ним проще определиться с ритмом. А затем переходите к работе с музыкой, не содержащей шумовых инструментов, позволяющих без особого труда определить ритм (классическая музыка, например).

Еще один приятный способ улучшить свое чувство ритма – танцы. Запишитесь в танцевальную студию или же танцуйте дома в свое удовольствие.

7. Источник звука

Если у вас есть помощник для этого задания – прекрасно! Закройте глаза и попросите кого-нибудь ходить вокруг вас в комнате и за ее пределами и издавать звуки (голос, хлопок в ладоши, звонок колокольчика и так далее). И каждый раз, когда ваш помощник издает звук, вы должны постараться понять, с какой стороны он доносится. Довольно простое задание, если вы с помощником находитесь в одной комнате, но как только он начнет ходить по квартире, вы заметите, что вам стало сложнее определить, откуда доносится звук.

Если же у вас нет человека, который сможет вам в этом помочь, то вы можете поступить следующим образом. Выйдите на улицу, сядьте где-нибудь на лавочку и прислушайтесь к окружающим вас звукам, как в третьем упражнении. Только в этот раз вам нужно будет еще и понять, с какой стороны доносится этот звук.

Программы и приложения

Конечно же, существует множество программ для развития музыкального слуха, и мы собрали лучшие из них.

1. Earteach

Отличное приложение, содержащее в себе упражнения на гаммы, аккорды и интервалы. Отлично подойдет для тех, у кого музыкальных слух уже более развит. Можно скачать и версию для ПК.

Принцип очень простой – нужно сыграть мелодию, которую вы только что услышали. Приложение также можно скачать на Android и iOS.

Простая игра, которая поможет вам запомнить ноты. Также справа вы сможете найти еще множество игр на развитие музыкального слуха.

Все певческие голоса подразделяются на женские, мужские и детские. Основные женские голоса – это сопрано, меццо-сопрано и контральто , а самые распространённые мужские голоса – тенор, баритон и бас .

Все звуки, которые можно спеть или сыграть на музыкальном инструменте, бывают высокими, средними и низкими . Музыканты, когда говорят о высоте звуков, пользуются термином «регистр» , подразумевая целые группы высоких, средних или низких звуков.

В глобальном смысле женские голоса поют звуки высокого или «верхнего» регистра, детские голоса – звуки регистра среднего, а мужские – звуки низкого или «нижнего» регистра. Но это верно лишь отчасти, на самом деле всё гораздо интереснее. Внутри каждой из групп голосов и даже внутри диапазона каждого отдельного голоса тоже есть разделение на высокий, средний и низкий регистр.

Так, например, высоким мужским голосом является тенор, средним – баритон, а низким – бас. Или, ещё пример, у певиц самый высокий голос – сопрано, средний голос вокалисток – это меццо-сопрано, а низкий – контральто. Окончательно усвоить разделение мужских и женских, ну заодно и детских голосов на высокие и низкие, вам поможет вот эта табличка:

Если говорить о регистрах какого-либо одного голоса, то у каждого из них есть и низкие звуки и высокие. Например, тенор поёт и низкие грудные звуки, и звуки высокие фальцетные, не доступные басам или баритонам.

Женские певческие голоса

Итак, основные виды женских певческих голосов – это сопрано, меццо-сопрано и контральто. Они различаются, прежде всего, диапазоном, а также тембровой окраской. К числу тембровых свойств можно отнести, например, такие, как прозрачность, лёгкость или, наоборот, насыщенность, сила голоса.

Сопрано – женский самый высокий певческий голос, его обычный диапазон – две октавы (целиком первая и вторая октава). В оперных спектаклях часто партии главных героинь исполняются именно певицами с таким голосом. Если говорить о художественных образах, то лучше всего высокий голос характеризует молодую девушку или какого-нибудь фантастического персонажа (например, фею).

Сопрано по характеру звучания разделяют на лирическое и драматическое – вы и сами легко можете представить себе, что партии девушки очень нежной и девушки сильно страстной не может исполнять одна и та же исполнительница. Если голос с лёгкостью справляется с быстрыми пассажами и фиоритурами в своём высоком регистре, то такое сопрано называют колоратурным .

Контральто – уже говорилось о том, что это самый низкий из женских голосов, притом очень красивый, бархатный, к тому же и очень редкий (в некоторых оперных театрах нет ни одного контральто). Певице с таким голосом в операх нередко поручают партии мальчиков-подростков.

Ниже приводится табличка, в которой называются примеры оперных партий, которые часто исполняют те или иные женские певческие голоса:

Давайте, послушаем, как звучат женские певческие голоса. Для вас – три видео-примера:

Сопрано. Ария Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта» Моцарта в исполнении Белы Руденко

Меццо-сопрано. Хабанера из оперы «Кармен» Бизе в исполнении прославленной певицы – Елены Образцовой

Контральто. Ария Ратмира из оперы «Руслан и Людмилы» Глинки в исполнении Елизаветы Антоновой.

Мужские певческие голоса

Основных мужских голоса всего три – это тенор, бас и баритон. Тенор из них самый высокий, его высотный диапазон – ноты малой и первой октав. По аналогии с тембром сопрано, исполнителей, обладающих этим тембром, разделяют на теноров драматических и теноров лирических . Кроме того, иногда упоминают такую разновидность певцов, как «характерный» тенор . «Характер» ему придаётся каким-нибудь фоническим эффектом – например, серебристостью или дребезжанием. Характерный тенор просто незаменим там, где требуется создать образ седовласого старика-старца или какого-нибудь хитреца-пройдохи.

Баритон – этот голос отличается своей мягкостью, густотой и бархатностью звучания. Диапазон звуков, которые может спеть баритон, заключается в пределах ля большой октавы до ля первой октавы. Исполнителям с таким тембром часто поручаются мужественные партии персонажей опер героического или патриотического плана, однако мягкость голоса позволяет раскрывать и любовно-лирические образы.

Бас – голос самый низкий, может петь звуки от фа большой октавы до фа первой. Басы бывают разные: одни раскатистые, «гудящие», «колокольные», другие жёсткие и очень «графичные». Соответственно и партии персонажей для басов отличаются разнообразием: это и героические, и «отцовские», и аскетические, и даже комические образы.

Наверное, вам интересно узнать, какой же из мужских певческих голосов самый-самый низкий? Это бас-профундо , иногда певцов с таким голосом называют также октавистами , так как они «берут» низкие ноты из контроктавы. Кстати, мы ещё не упомянули о самом высоком мужском голосе – это тенор-альтино или контртенор , который совершенно спокойно поёт почти женским голосом и с лёгкостью достигает высоких нот второй октавы.

Как и в предыдущем случае, мужские певческие голоса с примерами их оперных партий отображены в табличке:

Теперь послушайте, каково звучание мужских певческих голосов. Тут для вас ещё три видео-примера.

Тенор. Песня индийского гостя из оперы «Садко» Римского-Корсакова в исполнении Давида Послухина.

Баритон. Романс Глиэра «Сладко пел душа-соловушко», поёт Леонид Сметанников

Бас. Ария князя Игоря из оперы Бородина «Князь Игорь» в оригинале написана для баритона, но в данном случае её поёт один из самых лучших басов XXвека – Александр Пирогов.

Рабочий диапазон голоса профессионально обученного вокалиста в среднем обычно составляет две октавы, иногда, правда, певцы и певицы обладают куда более широкими возможностями. Для того, чтобы вы хорошо ориентировались в тесситурах при выборе нот для занятий, предлагаю вам познакомиться с рисуночком, наглядно демонстрирующим допустимые диапазоны для каждого из голосов:

Перед заключением хочу порадовать вас ещё одной табличкой, с помощью которой можно познакомиться с вокалистами, обладающими тем или иным тембром голоса. Это нужно для того, чтобы вы самостоятельно могли найти и послушать ещё больше аудио-примеров звучания мужских и женских певческих голосов:

На этом всё! Мы с вами говорили о том, какие бывают голоса у певцов и певиц, разобрались с основами их классификации, размерами диапазонов,выразительными возможностями тембров, а также послушали примеры звучания голосов знаменитых вокалистов. Если вам понравился материал, поделитесь им на своей страничке в контакте или в своей ленте твиттера. Для этого под статьёй есть специальные кнопочки. Успехов!

О звучании слова

Однажды мне случилось присутствовать на занятиях литературного кружка, где - по выражению Маяковского - некий профессор "учил молотобойцев анапестам" . Правда, это были не молотобойцы, о которых говорит Маяковский, а учащаяся молодежь, и учил ее анапестам не профессор, а скромный руководитель кружка. Но суть дела от этого не меняется. В поисках так называемых аллитераций молодые люди подбирали примеры из Маяковского, Есенина, Бальмонта, Лермонтова, Блока, Багрицкого, Брюсова, Асеева, Тихонова, Сельвинского... Не все ли равно, какого поэта цитировать, - лишь бы он годился для примера!

Видимо, эта игра нравилась участникам кружка, и они наперебой цитировали:

У Пушкина было труднее отыскать такой стопроцентный пример пользования аллитерациями, - разве только:

Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой .

Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит .

Но ведь это всего отдельные строчки, а не целое стихотворение, пронизанное одними и теми же звуками. Однако и по пушкинским стихам прошлись усердные "аллитераторы". Руководитель кружка был доволен своими учениками, а мне вспомнилась меткая эпиграмма Роберта Бернса - "При посещении богатой усадьбы":

Наш лорд показывает всем
Прекрасные владенья...

Так евнух знает свой гарем,
Не зная наслажденья.

Вряд ли такое внешнее и формальное изучение художественной формы способствует пониманию поэзии. Даже природу и значение аллитераций трудно понять, вырывая из стихов случайные строчки и отделяя форму от содержания.

Можем ли мы говорить о звучании того или иного слова, о красоте его и благозвучии в отрыве от смысла? Только чеховская акушерка Змеюкина могла упиваться и кокетничать словом "атмосфера", не зная толком, что оно значит.

Возьмем, к примеру, слово "амур". По-французски оно означает "любовь", а по-русски этим именем называют только крылатого божка любви. У нас оно отдает литературой, XVIII веком и звучит несколько слащаво и архаично или же насмешливо: "дела амурные".

Зато совсем иным кажется нам то же самое слово "Амур", когда оно относится к могучей, полноводной сибирской реке. В названии реки нет ничего слащавого и кокетливого. Оно сурово и величаво. В нем есть нечто азиатское, монгольское, как в имени "Тимур".

Так неразрывно связано звучание слова с его смысловым значением.

Что общего между русским словом "соль" и музыкальной нотой?

В названии ноты нет ни малейшего соленого привкуса, хоть оно по своей транскрипции и звучанию вполне совпадает с названием минерала.

Никто не думает о пушке, произнося фамилию величайшего русского поэта. А между тем та же фамилия, если ее носит какой-нибудь мало кому известный Иван или Степан Пушкин, в значительно большей степени напоминает нам пушку. (Впрочем, великий поэт в какой-то мере помог и своим однофамильцам освободиться от ассоциации со словом "пушка".)

Звуки, из которых состоит фамилия поэта, приобрели новое качество потому, что в сознании миллионов людей возникло новое автономное понятие, новый интегральный образ. И в зависимости от этого нового смысла и нового образа по-новому воспринимаем мы и самые звуки фамилии "Пушкин". Она звучит для нас громко, как его слава, радостно, величаво и просто, как его поэзия.

Всякий настоящий писатель, а поэт в особенности, тонко чувствует неразрывность значения и звучания слова. Он любит самые звуки слов, отражающие весь реальный мир и запечатлевшие столько человеческих чувств и ощущений. Он пользуется звуками не случайно, а с отбором, отдавая в каждом данном случае предпочтение одним звукам перед другими.

Вспомним отрывок из стихов Пушкина:

О, как милее ты, смиренница моя!
О, как мучительно тобою счастлив я,
Когда, склоняяся на долгие моленья,
Ты предаешься мне, нежна без упоенья,
Стыдливо-холодна, восторгу моему
Едва ответствуешь, не внемлешь ничему...

Можно с уверенностью сказать, что все эти десять "м" и девять "л" подобраны поэтом не случайно, но и не искусственно, не преднамеренно.

Это не бальмонтовские стихи, вроде:

Чуждый чарам черный челн...

Музыкальной основой этих пушкинских аллитераций было, вероятнее всего, слово "милый" ("милее"), с которого начинается приведенный здесь отрывок стихотворения, столь богатый звуками "м" и "л".

Простой и нежный эпитет "милый" привлекал поэта не только своей мелодической прелестью, но и тем глубоким и чудесным значением, которое придал этому ласкающему слову создавший его народ.

Тогда изгнаньем и могилой,
Несчастный! будешь ты готов
Купить хоть слово девы милой,
Хоть легкий шум ее шагов .

В различных стихах Пушкина слово это звучит в самых разнообразных интонациях и оттенках.

Она мила, скажу меж нами,
Придворных витязей гроза...

В последний раз твой образ милый
Дерзаю мысленно ласкать...

Узнай, по крайней мере, звуки,
Бывало, милые тебе...

И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня...

Таким образом, есть основания предполагать, что именно слово "милый" подсказало Пушкину все эти "м" и "л" в цитированном нами лирическом отрывке ("О, как милее ты, смиренница моя!").

Слова, в которых есть "м" и "л" ("моленья", "внемлешь", "мучительней"), не подобраны поэтом из щегольства.

Проникновенные строки пушкинских стихов меньше всего похожи на рукоделие, на преднамеренный, искусственный подбор звуковых красок.

Поэт настолько строго и сдержанно пользуется теми или иными звукосочетаниями, так называемой "инструментовкой". что многие чтецы, декламирующие его стихи, даже и не замечают преобладающих в том или ином стихотворении звуков.

Читая "Графа Нулина", известные опытные актеры так мало обращали внимания на совершенно явную и очевидную неслучайность повторения звука "л" в лирическом отступлении поэмы.

Это "л" - то мягкое, звучное "ль", то более твердое и глухое "л" - как бы врывается в стих вместе с долгожданным колокольчиком, о котором говорится в поэме.

Казалось, снег идти хотел...
Вдруг колокольчик зазвенел.

Кто долго жил в глуши печальной,
Друзья, тот, верно, знает сам,
Как сильно колокольчик дальный
Порой волнует сердце нам.
Не друг ли едет запоздалый,
Товарищ юности удалой?..
Уж не она ли?.. Боже мой!
Вот ближе, ближе... сердце бьется...
Но мимо, мимо звук несется,
Слабей... и смолкнул за горой.

Это, несомненно, тот самый колокольчик, которого поэт так нетерпеливо ждал в уединении, в ссылке, в своей "ветхой лачужке".

Громко, заливисто звенит колокольчик в строке, где мягкое "л" повторяется трижды:

Как сильно колокольчик дальный...

И совсем слабо, глухо, как-то отдаленно звучат последние "л" в заключительной строчке лирического отступления:

Слабей... и смолкнул за горой.

Если чтеца не волнует, не ударяет по сердцу строчка "Как сильно колокольчик дальный", - то это говорит о его глухоте, о его равнодушии к слову. Для такого исполнителя стихов слово только служебный термин, лишенный образа и звуковой окраски.

К сожалению, людей, воспринимающих слово как служебный термин, немало среди чтецов, да и среди литераторов.




Top