I. Организационный момент

Анастасия Алексеевна Гузеева
Консультация «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка»

Давайте обратимся к истокам . Ответьте на вопрос : «Что

такое искусство

Слово «искусство » в широком смысле обозначает умелое, искусное выполнение всякого дела. В специфическом значении - это художественное творчество, в результате которого создается художественный образ , отражающий действительность.

Вы уже имеете значительный опыт творческой деятельности, опыт общения с искусством и созерцания искусства .

Какие виды искусства вы можете перечислить?

Изобразительное , музыкальное, танцевальное, литературное. К видам искусства относятся такие , которые включают в себя призмы и элементы различных искусств , театра, кино.

Все эти виды искусства разговаривают с нами на своем языке и своими средствами создают художественный образ .

Мы можем говорить о том, когда возникли искусства театра и кино , но точное время возникновения других искусств нам не скажет никто . Ученые считают, что все началось на заре человечества.

На каждом шагу древнего человека подстерегаю опасность. Уходя на охоту, он часто сам становился жертвой хищного зверя. Возвращаясь с охоты, люди испытывали сильный стресс, эмоциональный подъем и волнение, они должны были выплеснуть свои эмоции в каких-то действиях.

Как вы думаете, как это делали древние люди?

Люди производили различные телодвижения, издавали звуки, ударяли по предметам, создавая определенный ритм.

Предполагается, что именно эта потребность излить эмоциональное напряжение и явилась толчком для зарождения танцевального и музыкального творчества.

Впечатления, полученные на охоте, человек отражал в рисунках. Как видите, искусство является естественной необходимостью человека и призвано отражать его чувства, внутренний мир и эмоциональное состояние.

Предметом нашего разговора, конечно, будет являться изобразительное искусство . Оно очень разнообразно .

Наверное, самым древним из видов изобразительного искусства является рисунок . Именно с его помощью, взяв в руки уголь из костра, человек изобразил бегущего оленя , мощного бизона и сцены охоты на стене своей пещеры.

С помощью одних и тех же средств рисунка : линии, штриха, пятна - художниками создается разнообразное восприятие мира .

Рисунки, сделанные карандашом или тушью, гравюры, плакаты - все это графика.

Слово «графика» происходит от греческого «пишу» , «рисую» . Произведения графического искусства мы видим не только на выставках - постоянно сталкиваемся с ними в жизни.

Рисунки художников в книгах - книжная графика. Еще есть прикладная графика. Когда мы хотим поздравить своих друзей с праздником, мы покупаем открытку и наклеиваем на нее марку. И открытку и марку нарисовал художник.

И более простые веши, на которые многие из вас не обращали внимания , этикетки на коробках, бутылках, пакетах - все это рисовали художники. И все это прикладная или промышленная графика.

Живопись.

Существует такая легенда : однажды один греческий художник но имени Апеллес написал на картине гроздь винограда. Он оставил картину на террасе, и вдруг птицы стали слетаться к ней и клевать нарисованный виноград. Возможно, такого случая никогда не было, но легенда говорит о том, что художник может передать очень живо мир, который мы видим вокруг себя.

Как вы думаете, какими средствами можно наиболее точно

«передать жизнь» ?

Конечно, с помощью цвета, красками. Произведения искусства , выложенные красками, называются живописью. Само слово «живопись» значит живо писать, т. е. писать жизнь.

Давайте вспомним, какими красками пользуются художники.

Акварель, гуашь, темпера, масляные краски. Именно с помощью этих материалов живопись обретает основное средство выразительности - цвет. Вообразите , что все цвета исчезли из окружающего мира, и мы видим его только серо-белым. Какая унылая, однообразная и непривычная картина получится! Оказывается, как много в нашей жизни значит цвет. Искусство живописи - искусство цветовых и световых отношений.

Скульптура.

Когда-то очень давно - так гласит легенда - жил в Древней Греции скульптор. Он сторонился всех и целыми днями работал у себя в мастерской.

Его имя было Пигмалион. Долгие дни создает он статую девушки, которую назвал Галатеей. Статуя получилась такой необычайной красоты, что скульптор влюбился в нее. Он страстно хотел, чтобы мраморная Галатея ожила, и богиня Афродита сжалилась над ним, оживила скульптуру.

Наверное, эта легенда возникла потому, что древние греки созерцали вокруг себя прекрасные творения античных мастеров и мрамор статуй казался им теплым и живым.

Скульптура - одно из самых древних искусств . Мы знаем произведения, созданные тысячелетия тому назад мастерами Египта, Индии и Греции. Само слово произошло от латинского, что значит «высекать» .

Скульптор в своей работе использует объем и пластику, выполняет произведения из глины, высекая из камня, отливая из металла. Он передает то, что задумал, не плоским изображением , как на картине, а объемным. Изображение на холсте мы видим всегда в одном и том же положении, скульптуру мы можем рассматривать со всех сторон.

Подобно живописцу, скульптор передает в своей работе характер человека, его внутренний мир. Чувства человека мы читаем в чертах его лица.

Многие скульпторы используют в качестве материала дерево. Это пластичный и теплый материал.

Чтобы сделать статую или бюст из металла, изготавливают сначала модель, а потом отливают ее из бронзы или чугуна.

Скульптура может быть круглой и выступающей на плоскости (рельеф) .

Она может быть станковой (небольшого размера) и монументальной. Само слово «монументальная» говорит о величии габаритов произведения.

Вспомните, какие монументальные скульптурные произведения вы видели в нашем городе и о каких слышали.

Декоративно-прикладное искусство .

С одним из видов изобразительного искусства мы подробно знакомились в 5 классе. Назовите этот вид искусства .

«Декор» в переводе с латыни означает «украшать» . Предметы быта, украшенные художником или народным умельцем, относятся к декоративно-прикладному искусству : посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т. д.

Все предметы, окружающие человека, должны быть не только удобны, практичны, но и красивы. Предмет должен быть выразителен целиком - в своей конструкции , пропорциях, деталях, а также в отделке. Это искусство называется прикладным еще и потому, что необходимо приложить руки, чтобы получилась эта красота. Польза и красота всегда рядом. Когда берутся за дело художники и из самых различных материалов (дерева, металла, стекла, глины, камня, ткани и др.) создают предметы быта, которые являются произведениями искусства .

Пластически-ритмический принцип является основой гармонии в изделиях Хохломы, Городца, Павловского Посада и других традиционных центров.

Архитектура.

Кому из вас незнакомо слово «архитектура» ? Мы неоднократно обращались к нему , обозначая еще один

вид изобразительного искусства .

В переводе с греческого языка «архитектура» означает «строить» , «возводить» .

Архитектура - зодчество, искусство проектировать и строить. Это искусство может выражать в художественных образах представления человека о мире, времени, величии, радости, торжестве, одиночестве и многих других чувствах.

Вероятно, поэтому говорят, что архитектура - это застывшая музыка. Архитектура должна быть не только красивой, но и функциональной и конструктивной . Архитектор заботится о пользе здания и его прочности.

Архитектурные сооружения отражают художественный стиль эпохи, как и произведения любого другого вида искусства . В архитектуре применяются и декоративная отделка, и скульптурные элементы, и монументальная живопись. Своей художественно-образной стороной архитектура отличается от простого строительства.

Рисунок - основа изобразительного творчества

Леонардо да Винчи


Рисунок – первооснова всего изобразительного искусства. Владение рисунком необходимо всем художникам, независимо от специальности. Виды рисунка.

Зарисовка с натуры (главное не детали, а существенное, характерное).

Набросок (небольшой, беглый, быстрая фиксация наблюдений).


(подготовительный набросок для крупной работы, в которой художник ищет будущую композицию

Дейнека. Эскиз к картине

«Оборона Севастополя»



Этюд (изучаю и наблюдаю с натуры, разрабатываю детали для будущего произведения)

Подготовительные рисунки Микеланджело Буонарроти к росписи потолка Сикстинской капеллы (1508-1512)

«Ливийская сивилла»


Учебный рисунок (цель - освоение правил изображения, грамоты изобразительного языка)


Технический рисунок (наглядное объемное изображение предмета, выполненное от руки с указанием размеров и материала)



Рисунок основан на выразительных возможностях линии, штриха, пятна . Примером могут послужить рисунки В. Ватагина.


Линия - это главное выразительное средство рисунка. Ее эмоциональная палитра разнообразна: она может быть тонкой, изысканной и жесткой, колючей, угловатой, может быть решительной, смелой, порывистой и неуверенной, робкой.

В.Янкилевский. Набросок. Карандаш

В. Косорукое. Набросок танцующей балерины. Карандаш


Средства художественной выразительности в рисунке

Штрих - это короткий след пера или карандаша, простейший элемент техники рисования. Различными по направлению и характеру штрихами передаются объемно-пластические и пространственные свойства объектов, их фактура. Системой штрихов можно создать выразительные эффекты динамики, света и тени.

Ж. Сера. Сидящая женщина с зонтиком. Карандаш

В. ван Тог. Скала. Карандаш, перо, кисть, черные чернила


Средства художественной выразительности в рисунке

Если контур линейного рисунка залить изнутри ровным цветом, получится силуэт - пятно. Силуэт - плоское цветовое пятно на более темномили более светлом фоне. Выразительность силуэта зависит от формы, положения и освещенности фигур и предметов. Пятно при кажущейся непластичности может выявлять бесконечное разнообразие состояний. С его помощью можно выразить не только форму, но и характер модели, сюжетную ситуацию.

В.Лебедев. Матрос и девушка. Карандаш, кисть, тушь

В. Стекольщиков. На бульваре. Набросок


Задание:


Задание: выполнить зарисовки травянистых растений


§1 Рисунок – основа пластических искусств

Рисунок имеет самостоятельное значение в искусстве, являясь видом графики, и вместе с этим любой вид пластических искусств не может без него обойтись, потому что рисунок – основа живописи и скульптуры, народного и декоративно-прикладного искусства, дизайна и архитектуры.

Рисунок – структурная основа любого изображения: графического, живописного, скульптурного, декоративного. Рисунок – средство познания и изучения действительности.

1. Длительный рисунок гипсовой головы

Многочисленные разновидности рисунка различаются по технике, методам и характеру рисования, по назначению, жанрам и темам.

Рисунок может служить учебным, вспомогательным целям, при создании произведений разных видов искусств и украшать интерьер.

Самостоятельное значение имеет станковый рисунок – выполненное на мольберте (станке художника), на отдельном листе, тщательно проработанное художественное произведение различных жанров (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, мифологический рисунок и др.). Темы для рисунков могут подсказать сама жизнь, история или фантазия.

Жизненные впечатления художник может зафиксировать в быстро выполненных набросках и зарисовках. Подготовительный рисунок необходим при создании живописных полотен, фресок, мозаик и витражей. Дизайнер или архитектор свой первоначальный замысел проекта фиксирует с помощью рисунка в эскизах. Скульптору необходимо хорошее владение рисунком, чтобы правильно передавать пропорции и объем, располагать форму в пространстве. Композиция скульптурного рельефа начинается с рисунка.

Академический рисунок – многочасовую работу с подробной передачей конструкции и светотени объектов – выполняют слушатели Академии художеств и студенты высших специальных учебных заведений. Такая система обучения сложилась с конца XVI века и, как правило, включает копирование «оригиналов» признанных мастеров, рисование с гипсовых античных слепков и затем – с живой натуры.

Учебный рисунок представляет собой обширную область разнообразных заданий по рисованию геометрических тел, гипсовых орнаментов, разнообразных натюрмортов, объектов мира техники и природы, человека, пейзажа, архитектурных построек и др. Как правило, учебные задания по рисунку соответствуют программным задачам, их предлагается выполнять по мере нарастания сложности в специальных условиях под контролем педагога. Рисунок, включающий учебное рисование с натуры, рисование по памяти и воображению, составляет основу художественного образования.

2. Рисунок учащегося. Гипсовый орнамент

С помощью одних и тех же средств рисунка: линии, штриха, пятна – художниками создается разнообразное восприятие мира. Все зависит от того, как художник использует эти средства художественной выразительности, как он ведет линию и кладет пятно, в какой пропорции использует светлое и темное, как передает пространство и др. Благодаря рисунку мысль, наблюдение фиксируются на бумаге. Рисунок выявляет отношение художника к изображаемому. Почерк художника отражает его душевное состояние.

Главное выразительное средство рисунка – линия. Линия запечатлевает неуловимое в движении жизни. Сплетаясь в разнообразные формы, линия бывает тонкой, изысканной и кружевной, колючей и злой, нежной и бархатистой. Богатство графических материалов помогает быть линии предельно разнообразной.

Работы величайших мастеров прошлого и ведущих художников современности позволяют проследить историю развития рисунка, раскрывают особенности их творческого метода и выразительные возможности работы карандашом, тушью, углем, сангиной, пастелью и другими графическими материалами.

Начало теоретического обоснования правил рисования принадлежит египтянам. Они первыми стали устанавливать законы изображения, обучать определенным канонам. Обучение технике рисования осуществлялось по двум направлениям. С одной стороны, вырабатывалось свободное движение руки, чтобы ученик мог легко наносить кистью главные контурные линии на поверхность доски или папируса. С другой – ученик должен был иметь крепкую и твердую руку, чтобы уверенно выцарапывать контур рисунка на стене для фрески, на камне для барельефа и др.

Древнегреческие художники при разработке своих канонов исследовали человеческое тело. Они утверждали, что сущность прекрасного заключается в стройном порядке, в симметрии, в гармонии частей и целого. Художники Древней Греции старались изобразить реальный мир как можно точнее, поэтому в основу метода обучения рисунку было положено рисование с натуры.

В эпоху Римской империи само изобразительное искусство, а значит и рисунок, приняло как бы прикладной характер. Поэтому при обучении рисованию преобладало копирование образцов, повторение приемов работы древних греков.

Средневековое изобразительное искусство отвергало реалистические тенденции, если они не отвечали религиозному сюжету. Рисунок был направлен не на точность передачи натуры, а на ее эмоциональное, духовное состояние.

3. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. Св. Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Крестителем. Фрагмент. Уголь

4. К. БРЮЛЛОВ. Портрет Полины Виардо. Графитный карандаш

Все разновидности технических приемов рисунка, дошедшие до нашего времени в основном сложились в эпоху Возрождения в Италии. Уже тогда в рисунке применялись свинцовые, серебряные и другие металлические грифели (штифты), графит, итальянский карандаш, сангина, уголь, мел, пастель, а также жидкие материалы – бистр, тушь, разноцветные чернила, акварель, белила. Рисовали гусиными и тростниковыми перьями, кистями на белой бумаге и бумаге разнообразных цветов, тонированной и грунтованной. Все это привело к исключительному богатству художественных и технических приемов.

Техника рисунка, сложившаяся в эпоху Возрождения, оказала сильнейшее влияние на последующие поколения художников и стала основой для многих художественных школ, которые выработали свои технические и художественные приемы работы теми же материалами.

Строгую, линейную манеру рисунка вырабатывали художники Возрождения, принадлежавшие к флорентийской и римской школам: А. Матеньи, Леонардо да Винчи, Микеланджело. Венецианские художники, напротив, рисовали в свободной манере, например Тициан, П. Веронезе, Я. Тинторетто предпочитали использовать легкий живописный штрих и пятно.

Великими мастерами линейного рисунка, выполненного серебряным штифтом, были Ян ван Эйк, А. Дюрер, Рафаэль и др. Художником, блестяще владеющим графитным карандашом, в первой половине XIX века был французский художник Ж.-Д. Энгр.

Русская школа XVIII и XIX веков также внесла много нового в технику рисунка. Виртуозно владели рисунком О. Кипренский, К. Брюллов и ряд других учеников Академии художеств. Они любили выполнять работы на слегка желтой или голубой бумаге с использованием ее тона, что избавляло рисунок от излишней перегруженности листа. Даже учебные рисунки этих художников украшают в настоящее время крупные музеи изобразительного искусства.

О. Кипренский в рисунке «Натурщик с красным плащом», благодаря использованию итальянского карандаша, сангины и мела, добивается обилия полутонов и живописного впечатления.

В рисунке К. Брюллова «Портрет Полины Виардо», выполненном графитным карандашом, сделана тончайшая моделировка объема средствами светотени. Хорошо передано сходство с моделью, неповторимое движение знаменитой певицы того времени.

В известном рисунке «Группа из двух натурщиков» К. Брюллов использовал сложное сочетание материалов: сангины, пастели, угля и мела. Этим он добился богатства тоновых оттенков и цветовых нюансов.

5. К. БРЮЛЛОВ. Турчанка. Акварель.

Многочисленные рисунки Брюллова, выполненные акварелью, производят впечатление законченных картин, например поражающая своим ювелирным мастерством «Турчанка».

Рисунки русских мастеров А. Лосенко, А. А. Иванова, И. Репина и многих других дают прекрасные примеры различных приемов использования материала.

Великий живописец А. А. Иванов обогатил возможности акварели, заставил ее звучать с новой выразительной силой.

Поражают особой одухотворенностью акварельные рисунки А. А. Иванова к библейским и евангельским сюжетам, выполненные с помощью белил на бумаге приятного теплого тона.

Эти листы – многофигурные, сложные композиции, раскрывающие человеческие характеры. Художник добивается необыкновенной гармонии цветовых сочетаний.

И. Репин любил выполнять остропсихологические рисунки графитным карандашом и использовать в них растушку. Из рисунков углем на холсте интересен «Портрет Элеоноры Дузе». Репин применил в нем разнообразные технические приемы: то уголь кладется плашмя, особенно при изображении одежды и фона, и слегка растирается, то работа ведется свободным, широким штрихом. Репин очень умело передает фактуру платья, кресла, волос с помощь^} угля и шероховатой поверхности холста.

Русские художники второй половины XIX века развили и широко использовали в своем искусстве технику соуса как сухого, так и мокрого, когда он разводится водой, подобно акварели. Н. Крамской выполнил этюд женской головы к картине «Неутешное горе» в свободной манере, с использованием штриха, в технике сухого соуса.

6. И. РЕПИН. Портрет Элеоноры Дузе. Уголь

7. В. СЕРОВ. Портрет О. К. Орловой. Смешанная техника

Рисунки В. Серова, Б. Кустодиева, В. Борисова-Мусатова, М. Врубеля представляют собой образцы мастерского сочетания разнообразных рисовальных материалов в одном листе.

В. Серов, работая над «Портретом О. К. Орловой», применил уголь, сангину и цветные карандаши. Получился рисунок, близкий к живописному изображению. Серов использовал почти все употреблявшиеся в его время художественные материалы, извлекая из них максимальные возможности, необходимые для создания произведения. Ему удавалось добиваться простоты и общей гармонии тона, несмотря на сложную технику исполнения. Обладавший высоким мастерством, виртуозной техникой и тонким вкусом, Серов создал немало великолепных рисунков.

Особую манеру наложения штрихов М. Врубелем невозможно спутать с почерком другого художника. Чтобы он не изображал – розу в стакане, пейзаж, ребенка в кроватке, нервные, угловатые, перекрещивающиеся врубелевские штрихи безошибочно узнаются.

Пером как инструментом рисования охотно пользовались великие мастера всех поколений – Леонардо да Винчи, Микел- анджело, Тициан, Дюрер, Рембрандт, Доре, И. Репин, В. Серов, М. Врубель и многие другие. Они оставили нам неповторимые и бесконечно разнообразные перовые рисунки. Обычно рисовали чернилами, тушью, сепией (краской коричневого цвета) на гладкой, плотной, белой или тонированной бумаге. Часто сочетали технику работы пером и кистью. Приемы перового рисунка разнообразны, их создавали выдающиеся мастера западноевропейского и русского искусства. Рисунок пером требует от художника точности и уверенности, так как почти невозможно внести исправления.

Пастель и акварель используют и для рисунка, и для живописи. Все зависит от того, что больше предпочитает художник – линию или пятно, многоцветие или монохромность. Большое количество рисунков кистью, особенно портретов, оставили нам такие мастера, как К. Брюллов, И. Репин, И. Крамской, В. Серов, М. Врубель и многие другие.

Художники XX века продолжают развивать традиции русской школы – реалистического рисунка и создают много нового в области свободного, островыразительного, экспрессивного, нарушающего традиционные нормы рисунка авангардных направлений.

Богатый материал для изучения техники рисунка мировой и русской школ находится в крупнейших художественных музеях.

Из книги Беседы о фотомастерстве автора Дыко Лидия Павловна

БЕСЕДА СЕДЬМАЯ Ритмический рисунок кадра Художественная организация линий и тонов. В любом фотографическом снимке легко обнаруживаются два основных элемента, из которых состоит изображение, это – тона и линии, выступающие в самых различных соотношениях. Оба этих

Из книги Подход Зельцмана к традиционному классическому портрету. Структурный портрет автора Зельцман Джо

Из книги Время – кино – зритель автора Ромм Михаил Ильич

Из книги Введение в историческое изучение искусства автора Виппер Борис Робертович

Из книги Основы рисунка для учащихся 5-8 классов автора Сокольникова Наталья Михайловна

Нарцисс в стакане Рисунок с натуры (карандаш) 1. Определение композиционного расположения объекта на листе, общих пропорциональных отношений. Следите за тем, чтобы изображение размещалось свободно на листе, чтобы со всех сторон оставалось достаточно свободного места. 2.

Из книги Статьи из журнала «Сеанс» автора Быков Дмитрий Львович

Из книги Том 5. Произведения разных лет автора Малевич Казимир Северинович

Проект Дома Искусств* Как ветер весенний сильным напором стремительных волн разорвал и распылил холодные зимние тучи, открыл голубое бесконечное пространство, так бурей революционных усилий идея социализма сняла вековые покровы мрака, сняла самодержавные мантии,

Из книги Об искусстве автора Валери Поль

Дега, танец, рисунок (Фрагменты)… Я познакомился с Дега году в девяносто третьем?-?девяносто четвертом в доме у г. Анри Руара, которому был представлен одним из его сыновей, после чего подружился вскоре со всеми тремя 1.Этот особняк на улице Лиссабон весь?-?от порога

Из книги Тайные знания коммерческих иллюстраторов автора Франк Яна

Линейный рисунок или трехмерное изображение? Определившись со степенью стилизации фигур и предметов, иллюстратор должен принять второе важное решение: ему следует сделать выбор между линейным рисунком и трехмерным изображением. Линейный рисунок Трехмерное

Из книги Кто есть кто в мире искусства автора Ситников Виталий Павлович

Основной рисунок и композиция Чтобы быстро нарисовать хороший чистовик, нужен эскиз. Первый набросок может быть совсем грубым, главное - наметить рамку с пропорциями будущей иллюстрации, горизонт, местоположение и масштаб объектов.Самой лучшей основой для гармоничной

Из книги Эстетика и теория искусства XX века [Хрестоматия] автора Мигунов А. С.

Рисунок с полутонами и раскрашивание его на компьютере Некоторым иллюстраторам нравится работать с академическими карандашными линиями и строить предметы и человеческие фигуры «старомодным» способом - на бумаге, с помощью угля, мягких карандашей, ластика и пальцев.

Из книги Искусство ручного ткачества автора Цветкова Наталья Николаевна

Из книги Беседы об искусстве [сборник] автора Роден Огюст

Из книги Супермодель и фанерный ящик [Шокирующие истории и причудливая экономика современного искусства] автора Томпсон Дональд

Из книги автора

Глава V Рисунок и цвет Роден всегда много рисовал. Обычно он использовал перо или карандаш. Прежде он очерчивал контур пером, затем кисточкой вводил черный цвет и белила. Исполненные таким способом гуаши напоминали копии барельефов или круглых архитектурных рельефов. Это

Из книги автора

Ярмарки искусств «Арт-Базель-Майами» эволюционировала из простой ярмарки по торговле искусством в почти обязательную предрождественскую остановку в осеннем миграционном перелете богатых. Гай Трибей, журналист Это все равно что привести корову на экскурсию по бойне.

Тема урока: «Рисунок – основа изобразительного искусства».

Цель урока: научить выполнять с натуры эскиз травянистого растения.

Задачи:

Образовательные:

1. познакомить учащихся с творческими задачами рисунка, его видами, с материалами выполнения рисунка, техникой работы над ним.

2.учить выполнять рисунок карандашом с натуры.

3.развивать навыки овладения техникой рисования.

4.учить сопоставлять предметы с геометрическими фигурами прямоугольной, треугольной, трапецевидной формы.

Развивающие:

1.развивать моторику руки.

2.коррегировать и развивать пространственную ориентировку на листе.

3. развивать мыслительные операции при анализе объектов.

4. развивать речь и обогащать словарный запас.

5.совершенствовать представления.

Воспитательные:

1. воспитывать познавательный интерес к предметам и явлениям окружающего мира.

2.воспитывать позитивное отношение к урокам изобразительного искусства и к изобразительной деятельности вообще.

3.воспитывать оценочное отношение к своим рисункам и к рисункам товарищей.

4.воспитывать аккуратность при рисовании.

Методы:

Словесные - беседа, рассказ, объяснение

Наглядно-иллюстративные.

Тип урока: практический, комбинированный.

Оборудование: схема видов рисунков,

образцы травянистых растений,

схема строения травянистых растений,

работы детей,

плакаты с изображением материалов для рисования.

Ход урока.

Приветствие.

  1. Организационный момент.

Как правило, такие дети часто бывают возбуждены. Чтобы настроить их на рабочий лад, я включаю спокойную музыку (А.Глазунов «Лес») на 2-3 мин. и мы начинаем урок.

Эпиграф: «О вдохновение рожденья!

Мне с ним знакомиться дано,

Ко мне является виденье …»

М. Светлов

  1. Сообщение темы урока.

Рисунок – важнейшее средство изучения и отображения действительности. Владение рисунком необходимо художникам всех специальностей: скульпторам, живописцам, архитекторам, оформителям, дизайнерам. Оно необходимо и инженеру, и географу, и многим другим.

Сегодня на уроке вы начнёте постигать технику выполнения рисунка.

  1. Изучение нового материала.

(Рассказ, запись схемы на доске и демонстрация наглядных пособий).

  1. Сообщение теоретических сведений о рисунке (виды рисунка).

Свои первые идеи художник фиксирует в быстрых и приблизительных рисунках – набросках.

Набросок – это произведение графики, живописи или скульптуры небольших размеров, бегло и быстро исполненное. Набросок может выполняться как с натуры, так и по памяти. Наглядным примером служит работа Ф.А.Малявина «Набросок. Карандаш».Здесь же показ детской работы. Прокомментировать.

Затем художник делает зарисовку с натуры.

Зарисовка с натуры – краткосрочный рисунок. Его задача брать с натуры самое главное, характерное, что даёт возможность легче запоминать и восстанавливать виденное.Показ рисунков М.А. Врубеля «Скачущий всадник « ,комментарий, сравнение с работой Ф.А.Малявина.

Потом художник накапливает нужные наблюдения в рисунках – этюдах.

Этюд – выполняется с натуры. В этюдах художники разрабатывают детали задуманного произведения. Показ студенческих и детских работ близких по заданию.

И, наконец, художник отыскивает будущую композицию произведения в рисунке – эскизе.

Эскиз – подготовительный рисунок для более крупной работы. Продемонстрировать эскизы В.М.Васнецова «Витязь на распутье» Комментарий.

Рисунок

Набросок

Эскиз

Зарисовка

с натуры

Этюд

Чем набросок отличается от эскиза?

  1. Ознакомление с материалами и техникой работы с рисунками.

Для рисования художники используют такие инструменты как:

  1. карандаш;
  2. резинка.

Держат карандаш при рисовании особым образом, не так как при письме. (Продемонстрировать, как правильно держать карандаш при рисовании).

Графитные карандаши выпускают в большом диапазоне различных степеней твердости. Более твердые обозначают буквой Т , более мягкие – М , средние – ТМ .

(Демонстрация карандашей и пробы их твердости и мягкости на листе бумаги).

Для рисования подходят более мягкие карандаши, так как они могут давать линии различной толщины.

(Показ на листе бумаги линий от светлой до почти черной).

Так же следует иметь хорошую мягкую резинку.

Физкультминутка.

1. И. п. – стоя, руки опущены вдоль туловища вниз. На счет «раз»- подняться на носки, поднять руки вверх и потянуться, на счет «два»- вернуться в исх. полож.

2 . И. п. – стоя ноги врозь. Туловище слегка наклонено вперед, расслабленные руки спущены вниз. Покачиваясь из стороны в сторону расслабленными руками и туловищем.

3. Следующее упражнение необходимо для тренировки мышц глаз. Медленно переводите взгляд справа налево и обратно.

Все упражнения выполнять 8-10 раз.

3. Практическая работа.

Объяснение задания.

Сегодня на уроке мы будем делать зарисовку с натуры отдельных травянистых растений.

А сначала мы поиграем в игру.

Я знаю пять названий полевых цветов

Я знаю пять названий трав

(дети называют названия трав и цветов)

Прием соотнесения.

(Ребенок должен представить себя каким-нибудь растением и ответить на вопросы учителя): «Какие Вы?»

  • Крупные или мелкие?
  • Листья узкие или широкие?
  • Гибкие или колючие?
  • Высокие или низкие?

А теперь давайте рассмотрим веточки деревьев и травянистых растений, которые я принесла на урок.

Показ растений.

Итак, взглянув на натуру, а это веточки деревьев и травянистые растения (зонтичные и колоски) вы должны отметить сразу все:

  1. Пропорции
  2. Формы
  3. Цвет
  4. Освещение

Но так, как нарисовать предмет сразу, как его видишь, невозможно, необходимо прежде всего все детали привести к простейшей и характерной для неё форме. Попробуем разделить стебли и листья на группы.

Тонкие и толстые Прямые и изогнутые

Длинные и короткие Гладкие и колючие

Листья

Крупные и мелкие Разных форм

Резные и простые Плоские и завернутые

Также все должны отметить – какую геометрическую фигуру имеет в целом по форме травянистые растения?

Круг – квадрат –

прямоугольник: по вертикали – по горизонтали –

трапеции – или

Раздать учащимся травянистые растения и попросить сделать словесное описание своего растения. Ответить на следующие вопросы:

  1. Из чего состоит растение?
  2. Какой стебель?
  3. Какие листья?
  4. Какую геометрическую фигуру в целом имеет растение?
  5. Какие вы видите характерные черты в натуре, которые придадут рисунку особую выразительность?

Алгоритм задания.

Приступая к работе, вы должны не только уместить, но и красиво композиционно разместить на листе обобщенную форму рисуемого предмет. (Показ детских работ с правильно размещенной композицией и неправильной).

  1. Для этого предварительно легкими касаниями карандаша наметить границы будущего рисунка, определяя его высоту и ширину, а также взаимное расположение отдельных предметов.
  2. Когда натура расположена и намечены её очертания, то следует находить и размешать основные части предмета, выявляющие форму (стебли, листья).
  • В процессе работы не следует сосредотачивать свое внимание на кончике карандаша, а нужно ориентироваться на всю изображаемую форму в целом.
  1. Когда уточнены намеченные формы и выявлены отдельные и мелкие детали, необходимо подчеркнуть на рисунке характерные черты для предания ему выразительности (прожилки, тычинки и т.д.)
  2. Слегка заштриховать, отметить свет и тень карандашами разной твердости.

Во время практической работы делать целевые обходы:

  1. Контроль правильности выполнения приемов рисунка
  2. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
  3. Контроль объёма и качества выполненной работы.
  1. Итоги урока.
  1. Провести выставку работ учащихся.

Критерии оценивания работ:

  • Соразмерная компоновка в листе (горизонтальное или вертикальное расположение);
  • Правильные формы (пропорции, строение);
  • Хорошее владение графическими материалами;
  • Аккуратность исполнения;
  • Завершенность.
  1. Экспресс-выставка

Задать вопрос детям: «Какие работы вам больше всего понравились и почему?»

Дети называют понравившиеся работы и оценивают по критериям вместе с учителем.

Выставление оценок.

Заключительное слово.

Сегодня на уроке вы на практике убедились, что, изображая что-либо, можно ограничиться всего несколькими точными карандашными линиями, вместе с тем показать объемность предметов, и материал из которого они сделаны, и даже подчеркнуть детали, которые помогут зрителю увидеть их выразительными. В лучших ваших работах вы сумели эти приёмы отразить.

  1. Домашнее задание: познакомиться со словарями по изобразительному искусству, поиск терминов – тон, силуэт, контур и их обозначение.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Основные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, фотоискусство, компьютерная графика, декоративно-прикладное искусство, дизайн, архитектура .

Графика (от греч. пишу, письменный), вид изобразительного иск-ва, использовавший в качестве изобразительных средств линии, штрихи, пята (цвет тоже может применяться, но в отличие от живописи играет вспомогательную роль). Наиболее древний и традиционный вид графического искусства – рисунок - наскальная живопись, античная вазопись – амфоры), где основу изображений составляют линии и силуэты. Средства выразительности: линия, пятно, точки, форма, цвет, композиция. Два вида искусства: *Академический – обучение основам классического рисования и * Педагогический – включающий рисование методич. наглядн. Графическое искусство включает в себя:

Рисунок Станковый рисунок Книжная (журнальная, газетная) графика

Книжная графика – это не только оформление книги (обложка и суперобложка, титул, рисунок в начале и конце текста и т. д.) Иллюстрации, созданные Д. Шмариновым к «Войне и миру» Л. Толстого, О. О. Верейским к «Тихому Дону» М. Шолохова, Кукрыниксами к сочинениям А. П. Чехова, обогатили наше понимание и эмоциональное восприятие немеркнувших образов этих произведений.

Плакат Экслибрис (фирменный знак).

Гравюра: ксилография офорт акватинта сухая игла литография Замечательными мастерами гравюры были такие великие живописцы, как А. Дюрер, Рембрандт, Ф. Гойя; пробовали свои силы в гравюре А. Ван Дейк, Э. Делакруа, К. Коро, Ж. –Ф. Милле. Из русских художников много занимались гравюрой О. А. Кипренский, И. И. Шишкин, В. А. Серов. По материалу: акварель масляными красками мозаика пастель темпера цифровая По назначению: фреска монументальная станковая театральная декоративная миниатюра

Рису́нок - изображение на плоскости, созданное средствами графики. В роли графической основы присутствует в любом изображении на плоскости, в этом значении оценивается с точки зрения качества (понятие рисунка в живописи и т. п.). Рисунок может выполняться как самостоятельное по значению произведение графики либо служить вспомогательным этапом для создания живописных, графических, реже - скульптурных работ или архитектурных замыслов. Рисунки как предварительные наброски и эскизы для создания более масштабных живописных произведений часто имеют самодостаточную и выдающуюся художественную ценность. Рисунок является технической базой изобразительных искусств, ввиду этого глубоко изучается художниками, скульпторами и архитекторами (учебная дисциплина «академический рисунок»). Рисунки создаются художниками в процессе изучения натуры (наброски, штудии), при поиске композиционных решений графических, живописных и скульптурных произведений (эскизы, картоны), при разметке живописной картины (подготовительный рисунок под живопись). Рисунок как самостоятельное произведение - станковый рисунок (по аналогии со станковой живописью) - образует в европейском искусстве отдельный вид графики. Графику можно делить на станковую и прикладную. Станковая графика, напр. гравюра, имеет самостоятельное значение. К прикладной относятся те жанры графики, которые связаны с другими видами деятельности или творчества, например промышленная графика или иллюстрация. Под категорию станкового рисунка подпадают также исторически известные рисунки значительной эстетической ценности, независимо от первоначального предназначения. С живописью рисунок сближает его уникальность, тогда как такие произведения печатной графики как гравюры и литографии могут распространяться во множестве равноценных экземпляров. Исполняются рисунки в большинстве случаев на бумаге. В станковом рисунке используется весь спектр графических материалов: «мягкие материалы» (уголь, соус, сангина, разнообразные мелки), краски, наносимые кистью и пером (тушь, чернила, бистр), карандаши, капиллярные и прочие пишущие узлы. В учебном рисунке в настоящее время наиболее употребимы графитный карандаш и уголь




Top