Идея возвращение платонов. А.Платонов

Андрей Платонович Платонов – известный русский писатель ХХ века, по мнению многих литературоведов, один из лучших. Широкую известность его творчество получило лишь в конце ХХ века, после смерти писателя. При жизни он не был признан, и реакция критики на его книги часто бывала отрицательной. Платонов не вписывался в идеологию социалистического государства, и ему были чужды принципы социалистического реализма и другие рамки в творчестве. Он был патриот, философ и взыскательный художник, но никогда не был слугой власти, не приукрашивал действительность. Об искусстве Платонов говорил, что оно «заключается в том, чтобы посредством наипростейших средств выразить наисложнейшее».
Рассказ «Возращение» — пример именно такого отношения к искусству. Сюжет его несложен, герои понятны и жизненны, язык нарочито прост, и при этом смысл глубок. Герой рассказа – демобилизованный капитан Иванов. Самая распространенная в России фамилия, а имя-отчество Алексей Алексеевич. Неизвестно, имел ли в виду Платонов смысл этого имени – «защитник», однако имя жены, Любовь, и сына, Петр (означает камень) кажутся выбранными не случайно.
История проста: вернувшись с фронта, капитан Иванов узнает, что его жена Люба была ему неверна. Он хочет уехать, но возвращается, спрыгнув с поезда, когда видит из окна тамбура бегущих вслед за поездом детей.
В экспозиции рассказывается о том, что по дороге домой Иванов познакомился с девушкой Машей и остался у нее на два дня, почему-то откладывая радостный и тревожный час встречи с семьей. Чувства капитана и Маши друг к другу бесхитростные и естественные и не вызывают осуждения у читателя. Вернувшись домой, Иванов оказался в обстановке, которая за четыре года войны очень изменилась, «он дышал настоявшимся родным запахом дома», обнимал жену и чувствовал «тихую радость в сердце и спокойное довольство». Однако «странен и еще не совсем понятен был Иванову родной дом». Особенно удивляет его поведение сына, одиннадцатилетнего Петра. Этот «малорослый худощавый мальчуган» смотрит сумрачно и недовольно, все время ворчит, как маленький старичок, командует не только младшенькой сестренкой, но и матерью.
Тема «дети и война» – особая тема у Платонова. В одном из своих военных рассказов писатель устами героя, наблюдавшего, как дети, играя, хоронят глиняных человечков, говорит: «Надо отучить от жизни тех, кто научил детей играть в смерть». Так и в этом рассказе: не по годам взрослый и рассудительный Петрушка вызывает одновременно уважение и жалость.
Дети у Платонова – существа чуткие, тонкие. Одиннадцатилетний Петя очень хорошо чувствует, что происходит между родителями. Проснувшись ночью от их тревожных голосов, Петрушка жалеет плачущую мать, которой было так тяжело во время войны. Он лучше, чем отец, знает об этом. Невольное подслушивание Петей объяснения между родителями не случайно. Когда оскорбленный отец кричит: «Буди детей… Я им расскажу, какая у них мать!…», сын говорит: «Чего ты мать пугаешь? Она и так худая, картошку без масла ест, а масло Настьке отдает.» Именно Петрушка чувствует, что мать любит отца: «Мать по тебе плакала, тебя ждала, а ты приехал, она тоже плачет». Именно Петрушка, а не разгневанный отец понимает, что у них дело есть, жить надо. История, которую рассказывает сын отцу про дядю Харитона и его жену Анюту, удивляет Иванова: сын кажется ему настолько проницательным, что вот-вот скажет про Машу. Автор полностью воздерживается от комментариев к поступку своего героя. То, что Иванов решил уехать к Маше, у которой «волосы пахли природой», оставив Любу и детей, тоже никак не комментируется. Однако внутренний монолог героя о том, что «нет в нем прощения человеку, который целовался и жил с другим, чтобы не так скучно, не в одиночестве проходило время войны и разлуки с мужем», явно вступает в противоречие со словами мудрого и чуткого Петрушки. Платонов так комментирует чувства Иванова, понявшего, что бегущие к переезду и упавшие обессилившие дети – его собственные: « Иванов… почувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце, заключенное и томившееся в нем… лишь теперь пробилось на свободу…». Человек, живший всегда собственными интересами, внезапно коснулся жизни обновившимся сердцем.
Любовь к жизни, преодоление, возвышение над своим эгоистическим чувством – так можно охарактеризовать нравственную эволюцию платоновского героя.
Своеобразный художественный метод писателя не вписывался в жесткие рамки социалистического реализма, его мастерство не было оценено современниками: ни критиками, ни читателями. Широкое признание творчество писателя получило лишь в 60-х годах ХХ века, когда увидели свет его роман «Чевенгур» и повесть «Котлован». Опубликованный в 1960 г. на страницах журнала «Новый мир» рассказ «Семья Иванова» («Возвращение») не был исключением: вал критики обрушился на писателя. В то время казалось неуместным, несвоевременным писать о том, о чем писал Платонов. Колоссальная свобода писателя в стихии русского языка воспринималась как косноязычие.
Понять Платонова мешали не только идеологические запреты, но и собственный недостаточный духовный потенциал читавших. По словам современного писателя Андрея Битова, «Платонов нам только-только предстает. Он нам еще предстоит».

«Чувствовать радость возвращения всем сердцем...»

Урок-исследование по рассказу А.Платонова «Возвращение» , 11 класс

Эпиграф к уроку:

«Война - это особая обнаженная любовь к добру и особая ненависть к злу...» Ю.Бондарев

Цели и задачи:

в ходе анализа-исследования текста определить идейное содержание,
проблематику рассказа как одного из лучших произведений о Великой Отечественной войне;

подвести учащихся к пониманию особенностей художественного мастерства и художественной манеры А.Платонова;

подготовить учащихся к написанию сочинения-отзыва о рассказе, вызвать в ребятах чувство сопереживания и сопричастности изображаемому.

Домашнее задание к уроку:

  1. Прочитать рассказ А.П.Платонова «Возвращение».
  2. Выписать в тетрадь наиболее характерные детали в описании героев
    (одежда, черты лица, запах, особенности поведения, действия и т.д.),
    проследить их «движение» в рассказе.
  3. Объяснить смысл заглавия.

Вступительное слово учителя .

Двадцать первый век… Время наше - время великих свершений, время исповедей и покаяния. Многих, меня в том числе, страшат нравственные тупики, в которые были загнаны многие и многие силою социальных обстоятельств.

В такое время непереоценимой остается роль литературы.

Как вы думаете, ребята, какие проблемы считались и остаются
наиважнейшими в лучших произведениях русской литературы?
Проблема нравственного выбора,
проблема памяти.

Нравственный выбор, человеческая память - две грани человечности, качества, которое наиболее четко проверялось в годы войны.

Человек не может жить только настоящим, только одним мгновением. Он стремится в будущее и бережно хранит воспоминания о минувшем. Каждый человек - частица своего народа, и потому есть у нас общая народная память. Наш урок проходит накануне 9 мая, дня, ставшего Святым Днем Победы.

Более шестидесяти лет прошло с тех пор.

«Войны случаются там и тогда, где и когда люди забывают о войне»… Сегодня, в канун Дня Памяти, подумаем о том, какою ценою была добыта Победа, перечитаем проникновенные строки о войне, прикоснемся к святому.

Рассказ А.П.Платонова «Возвращение», написанный в 1946 году, заслуженно считается одним из шедевров малого жанра о войне, о жизни тыла, о тяжких бедах и не бросающихся в глаза подвигах женщин и детей, любимых героев удивительного писателя.

Опережающее задание. Слово заранее подготовленного учащегося

О писателе.

А.П.Платонов - писатель и человек - ровесник XX века (родился в 1899г., умер 1951г.). Все самые неуютные, страшные и в то же время бесстрашные годы России прошли у него на глазах, он прожил и пережил их. Во всем, что написал этот удивительный писатель, - реальная судьба страны, нашего народа, самого Платонова. Один из героев его рассказа «Старый механик» говорит фразу, которая затем определит и сущность творчества Платонова, и проблематику его произведений, и его место в литературе, в истории нашей культуры: «Народ там есть, а меня там нет... А без меня народ неполный» А.П.Платонов прошел через целую школу профессий - был рабочим и инженером-мелиоратором, водил вместе с отцом паровоз, в годы войны был военным корреспондентом. Но всегда в нем проступала его главная натура - натура писателя.

Мастеровой человек по природе своей, он стал одним из выдающихся мастеров нашей прозы .

Учитель. Наш урок - урок соприкосновения и сопричастности к мастерству великого писателя XX века, к его видению и пониманию сущности самой страшной войны минувшего столетия.

Беседа на выявление восприятия и определения темы и героя рассказа.

Учитель. Для начала скажите, какие чувства вызвал в вас рассказ? Что вы пережили, читая его?

  1. Война измучила людей: «Иванов... прослужил всю войну...», «устало
    сердце у солдата» тысячи верст исходили его ноги за эти годы, морщины
    усталости лежали на его лице, и глаза резала боль под закрытыми веками -
    они хотели теперь отдыха в сумраке или во тьме...»
  2. В годы войны рано взрослеют дети: «Отец не сразу узнал своего
    ребенка в серьезном подростке, который казался старше своего возраста...»
    Люба о детях: «... дети одни и одни... Видишь, какие выросли. Сами всё
    умеют делать, как взрослые стали...».
  3. Смущает маленькое «как», ведь Петруше всего 12-й год!

Прочитав рассказ, мы впервые задумались над тем, что - война-это не только фронт, но и тыл, война всей тяжестью легла на плечи женщин и детей.

Учитель. Как в рассказе Платонова показано тяжелое влияние войны на жизнь семьи, на судьбы детей?

Особенностью художественного мира Платонова является изображение детей-сирот. Петруша и Настя не сироты в полном смысле слова, но годы разрушений и бедствий они рано взрослеют и вынуждены жить по законам не детской, а взрослой жизни. Петруша является главным действующим лицом в рассказе и главным в семье Иванова: он заменил отца-фронтовика, он глава, он заботился о семье, он считает себя вправе управлять всеми и всем в доме:

Матери: «Давай мне, мать, хлебные карточки...», «Поворачивайся, мать, поворачивайся живее!»

Сестре: «Настенька, опорожни кружку, мне посуда нужна!»

Отцу: «Ты сам не понимаешь. У нас дело есть, жить надо, а вы ругаетесь, как глупые какие».

Даже огню в печи, горящему неровно, Петруша выговаривает: «Чего горишь по-лохматому, ишь, во все стороны ёрзаешь! Гори ровно. Гей под самую еду, даром, что ль, деревья в лесу росли».

Сюжет рассказа

Учитель. При домашнем чтении рассказа вы должны были задуматься над вопросом об особенностях сюжета «Возвращения».

Сюжет рассказа несложен, и если следовать внешней логике развития событий, то создается впечатление, что в произведении речь ведется о нескольких днях пути-возвращения солдата домой и встрече его с женой и детьми.

На самом деле глубинная канва рассказа гораздо сложнее, ведь в рассказе
прослеживаются годы войны и в жизни солдата, и в жизни его жены,
вынужденной сутками работать на кирпичном заводе, и в жизни рано
ставших мудрыми детей.

Так о ком же рассказ? Что имел в виду Платонов, назвав одно из своих лучших произведений не «Семья Иванова» (первоначальный вариант), а «Возвращение»? Ответив на эти вопросы, мы разгадаем загадку художественной манеры Платонова, познакомимся с особенностями его стиля.

Известные платоновские мотивы в рассказе

Учитель. Систему образов и сюжет рассказа организуют известные платоновские мотивы. Тернистый путь страдания героев - излюбленный мотив Платонова - присутствует и доминирует в рассказе «Возвращение». Давайте вчитаемся в текст и обозначим те пути, по которым идут герои А.Платонова.

  1. Иванов прошел дорогу войну - испил отведенную ему чашу страданий военных лет. Люба, его жена, вынуждена работать на прессе, на кирпичном заводе, где не всегда выдерживали мужики, дети 12 и 5 лет сами ведут хозяйство.
  2. Жизнь любимых героев Платонова не просто путь страданий, но и
    зачастую дорога в буквальном смысле слова.
  3. Возвращение Иванова домой - в буквальном смысле дорога - занимает
    долгие 6 дней. Четыре года войны («устало сердце у солдата») и 6 дней пути.
    Повествование начинается с вокзала, с железной дороги и заканчивается там же: Иванов «сошел с поезда на ту песчаную дорожку, по которой бежали ему вослед его дети». Железная дорога, вокзал, поезд, вагон присутствует едва ли не в каждом произведении писателя.
  4. В рассказе «Возвращение», вскрывшем последствия войны в жизни семьи, это видно особенно четко. Из части... «товарищи поехали с Ивановым на железнодорожную станцию и...оставили одного», «поезд, однако, опоздал на долгие часы», «вокзал был разрушен». «Иванов остался скучать на пустынном асфальте перрона», «поезд, который должен был увести отсюда домой и Машу и Иванова, находился неизвестно где в сером пространстве». Любовь Васильевна, жена Иванова, три дня подряд выходила ко всем поездам, что прибывали с запада, на четвертый день послала на вокзал детей, Петра и Настю, чтобы они встретили отца...», «Это поезд, Петя тихо шел» и др.

Так ключевые слова, проходящие через весь рассказ, усиленные антитезой:

Дом-поезд в сером пространстве,- помогают читателю понять и почувствовать авторскую позицию: война разделяет семьи, разъединяет людей, отделяя их друг от друга дорогами, вокзалами, «серым пространством», люди отвыкают друг от друга, забывают семейное тепло, тепло друг друга... Особенно пагубным такое разобщение, по мнению Платонова, является для детей.

Через весь рассказ проходит ещё один излюбленный платоновский мотив-мотив поиска правды, которая должна восстановить естественный порядок жизни.

Война смешала всё в семье Иванова: глава семьи долго отсутствует, он на войне не по своей воле, но он не может вернуться. Затем долго возвращается домой - вернувшись, обнаруживает, что жизнь продолжается, но всё идет не так, как ему хотелось бы, - и как следствие всего этого - солдат борется со своим обожженным сердцем, мучительно решая, как ему жить дальше.

«Своеобразие каждого человека...» Мастерство детали

Учитель. Каждый, кто читал Платонова, не мог не отметить, насколько внимателен писатель к каждому своему слову, как, никого не оправдывая, не защищая и не принимая ничьей стороны, он, в отличие от других писателей изображает каждого своего героя как особую тайну и особое чудо жизни.

Подобной виртуозностью слова Платонов владеет благодаря мастерству детали. Что такое деталь?

Выразительная подробность, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку.

Замечательно о детали сказал Н.В.Гоголь в статье «О малороссийских песнях»: «Часто вместо целого внешнего находится только одна резкая черта, одна часть его. В них нигде нельзя найти подобной фразы: был вечер; но вместо этого говорится то, что бывает вечером...»

Умению находить выразительные детали учимся в младших классах. В старших классах должны осознавать многофункциональную роль детали, важно иметь в виду такую её особенность: она всегда в той или иной степени выражает авторскую позицию, даже у таких писателей, которые стремятся не «присутствовать» в произведении Платонов - в отличие от других писателей - никого не оправдывает, не защищает и не принимает ничьей

стороны.

«Он охватывает весь воссоздаваемый им противоречивый мир прежде всего своим пониманием, и в этом всепроникающем понимании заключается универсальная и мудрая человечность художника»

Начало рассказа.

Многие произведения великих писателей отличаются знаменательным в понимании идеи началом («Евгений Онегин» Пушкина, «Анна Каренина» Толстого, «Обломов» Гончарова). Обратимся к началу рассказа Платонова «Возвращение»:

«Алексей Алексеевич Иванов, гвардии капитан, убывал из армии по демобилизации» обратим внимание: не убыл, а убывал. Перед нами деталь, имеющая глубокий метафорический смысл. С этого глагола, употребленного в официальном значении, имеющего в словаре Ожегова толкование выбыл из состава», начинается, а затем и выстраивается целая цепочка глаголов, которая, начавшись с глагола несовершенного вида, знаменует долгий путь солдата домой, долгий не только в пространственном отношении, но и в смысле повторного обретения дома, мирного образа жизни.

Использование олицетворений

В описании дома Иванова нет подробнейших элементов, нет привычных для многих писателей зарисовок обстановки, изображение предметов быта, сказано лишь, что все «предметы дома по порядку - стенные часы, шкаф для посуды, термометр на стене, стулья, цветы на подоконниках, русская кухонная печь... долго жили без него и скучали по нём».

Весьма распространенный прием у Платонова - наделять предметы качествами живого мира - олицетворение - заставляет читателя вновь и вновь задуматься о ненужности подобных явлений в жизни, как война (вещи «жили» без него «в тоске и бедности», «скучали»).

Но не это «узнавание» вещей Ивановым заставляет читателя содрогнуться, а... запах, запах родного дома.

«Он дышал устоявшимся родным запахом дома - тлением дерева, теплом от тела своих детей. Этот запах был таким же, как и прежде, и не изменился без него. Нигде Иванов не ощущал этого запаха, хотя он бывал за войну по разным странам, в сотнях жилищ; там пахло иным духом, в котором не было свойства родного дома».

Удивительно малая, показалась бы, подробность, а какую важную роль она играет в постижении идеи писателя.

Две женщины проходят через рассказ, у обеих нелегкие судьбы, каждая из них до дна испила чашу страданий военного лихолетья, но какие разные... по запаху!

Маша, дочь пространщика:

«Волосы Маши «пахли природой», «лесной листвой, незнакомой заросшей дорогой, не домом, а снова тревожной жизнью».

Жена Люба: «забытое и знакомое тепло любимого человека» Как мало слов использовал Платонов и как много сказал! Таким образом, мы видим, какую огромную смысловую нагрузку несет деталь Платонова. Проследим по тексту, как взаимосвязаны и продолжают друг друга слова, связанные с возвращением главного героя, фактическим и духовным, причем особое внимание уделим глаголам, связанным с возвращением в различных значениях этого слова.

Возвращение: метафорическая роль глаголов

  1. «Алексей Иванов... у-б-ы-в-а-л из армии...»
  2. «Маша... в-о-з-в-р-а-щ-а-л-а-сь домой»
  3. «Ему нужно было ехать домой, где его о-ж-и-д-а-л-и жена и двое
    детей, которых он не видел 4 года»
  4. «Но в другом городе живет его жена Люба с детьми Настей и
    Петенькой, и они о-ж-и-д-а-л-и его»
  5. «Здравствуй! Чего ехал так долго! М-ы ж-д-а-л-и – ж-д-а-л-и...»
  6. «Долго они жили здесь без него с-к-у-ч-а-л-и по нем»
  7. «Но что - то мешало Иванову чувствовать радость его
    в-о-з-в-р-а-щ-е-н-и-я всем сердцем, - вероятно, он отвык слишком от домашней жизни и не мог понять родных людей»
  8. «Я знаю, я всё знаю! - говорил Петрушка. Мать по тебе плакала,
    тебя ждала, а ты приехал, она тоже плачет»
  9. «Из улицы…бежали вдалеке какие-то двое ребят... Большой
    поднял... руку... и махал рукою к себе, как будто призывал кого-то, чтобы тот возвратился».

Выстраивается цепочка:

Убывал - возвращалась - ожидали - ожидают - ждали-ждали - радость возвращения - ждала - возвратился

Первое сказуемое, открывающее действие рассказа - глагол несовершенного вида, можно сказать, термин, обозначающий отбытие военнослужащего из действующей армии, медленно, шаг за шагом, следуя за авторской задумкой, приводит нас в финале рассказа к сказуемому - глаголу совершенного вида - возвратился.

Чтение финала рассказа, беседа (Читает учитель или подготовленный ученик)

Прочитаем финальные строки рассказа и ответим на вопросы:

Когда, наконец, Иванов коснулся жизни обнажившимся сердцем?

Как вы встретили финал рассказа?

Поверили ли вы в него?

Докажите, что в семье Иванова отразилась правда военной и послевоенной жизни народа.

Сделаем выводы.

Итак, рассказ, имевший первоначальное название «Семья Иванова», вышел под названием «Возвращение». Подводя итоги нашего разговора об идейном и художественном своеобразии рассказа, ответим на вопрос, чем для каждого из вас стало «Возвращение»?

Возвращение – это:

Путь солдата домой, к себе самому, к невоенной жизни; --- духовное очищение человека;

Обретение надежности существования (дети, жена);--------- новые выводы и открытия, жизненные открытия;

Итоги событий, раздумий, переживаний.

Домашнее задание.

Написать сочинение - отзыв о рассказе.

Приведем пример одной из ученических работ.

…Неизгладимое впечатление произвел на меня рассказ А.П.Платонова «Возвращение» (1946), заслуженно считающийся одним из шедевров малого жанра русской прозы о воине. Сюжет «Возвращения» несложен, и если следовать внешней логике развития событий, создается впечатление, что центральным образом рассказа является образ солдата, возвратившегося с войны.

Действительно, Иванов провел на войне долгих 4 года - «устало сердце у солдата». Но слово, которым назван рассказ (первоначальное название - «Семья Иванова»), приобретает в ходе повествования глубинный, метафорический смысл.

Для меня «Возвращение» - это не только путь солдата домой, это и духовное очищение человека от войны как от чего-то страшного, противоестественного и бесчеловечного, это и обретение надежности жизни детьми и женой Иванова, это и итоги событий, раздумий, переживаний для всех участников событий, описанных Платоновым.

Проблематика рассказа широка и многогранна. А Платонов, великий гуманист, создал произведение, исполненное сердечности и доброты, милосердия и человечности. Герои Платонова - простые люди, и каждый из них четко и добросовестно делает своё дело: Иванов защищает свою Родину; жена его, Люба, чтобы выжить и прокормить детей, трудится на кирпичном(!) заводе, работает на прессе, там, где не каждый мужчина выдержит, да ещё и норму выполняет; дети ведут хозяйство...

Характерной особенностью художественного мира Платонова является изображение детей-сирот. Петруша и Настя не сироты в полном смысле слова, но в годы разрушений и бедствий они рано взрослеют и вынуждены жить по законам не детской, а взрослой жизни.

На мой взгляд, «главным» человеком в семействе Иванова и главным действующим лицом в системе образов рассказа является Петрушка, «маленькие карие глаза» которого смотрели на «белый свет сумрачно и недовольно, как будто повсюду они один непорядок видели и осуждали человечество».

Платонову как художнику свойственна потребность сопереживать своим героям, скорбеть над их судьбами. Он выбирает для своего героя тернистый путь страдания в поисках правды, которая должна восстановить нарушенный порядок жизни и духа.

С присущей только ему виртуозностью неожиданного использования несочетающихся, казалось бы, словообразующих глубинных метафор («все вещи в доме ждали солдата», «поезд в сером пространстве»), мастерства детали (организующая сюжет и идею цепочка глаголов со значением возвращения: «убывал - возвращался - возвратился»), Платонов представляет нам трагедию и солдата, который сначала долго воюет, и затем долго возвращается и борется со своим
обожженным сердцем, решая, как ему быть дальше; и трагедию ребенка,
взрослеющего не по годам, сумевшего урезонить даже отца, усомнившегося
в верности жены.

Вслед за Платоновым мы понимаем: ищет правду Иванов-отец там, где не надо прощать, нужно было только понять...

Сострадание, способность к сопереживанию, честь и совесть - эти качества я считаю важными достоинствами человеческой души. «Закон, живущий в нас, называется совестью», - это изречение древнего философа Канта можно применить и к мировосприятию Иванова.

Именно этот закон, именно честь и достоинство помогли Иванову «прикоснуться к жизни обнажившимся сердцем». Увидев детей, бегущих за поездом, своих родных детей, за которых он воевал и которых он мог оставить сиротами при живом отце, Иванов возвращается с войны в полном смысле слова.

Рассказ Платонова потрясает до глубины души. В небольшом по объёму произведении разворачивается огромная по значимости эпическая картина, отразившая, на мой взгляд, всю глубину трагического влияния воины на судьбу семьи.


"Есть время в жизни, когда невозможно избежать своего счастья. Это счастье происходит не от добра и не от других людей, а от силы растущего сердца, согревающего своим теплом и смыслом". Эти слова в можно отнести к Алексею Иванову - герою рассказа "Возвращение". Рассказ повествует не о радости победы, а о том, какие "раны" нанесены семье и душе человека войной. Сюжет рассказа - возвращение капитана гвардии Алексея Алексеевича Иванова с фронта. Это не столько возвращение героя домой, к семье, сколько "возвращение к себе", утраченному четыре года назад. Война закончилась, а он продолжает жить так, как жил на войне. Доказательством этому служит встреча Иванова с "Машей - дочерью пространщика", волосы которой "пахнут, как осенние павшие листья в лесу". Ему надо возвращаться домой, к жене и детям, а "выходит вслед за Машей из вагона". Впервые упоминание о семье героя возникает уже после его встречи с Машей. В противовес своему мужу, желавшему "погулять еще немного на воле", жена Иванова "три дня подряд ходила ко всем поездам, прибывающем с запада"… Совершенно ясно, что для Любови Васильевны и ее мужа время ожидания встречи движется и ощущается по-разному. Вернувшись, отец чувствует, что Петрушка нуждается в заботе и ласке больше других, потому что война превратила его в "мужичка": "отец не сразу узнал своего ребенка в серьезном подростке, который казался старше своего возраста", "лицо у него было спокойное, словно бы уже привычное к житейским заботам","Петрушка походил на маленького, небогатого, но исправного мужичка". И по отношению к Петрушке (законченному человеческому характеру) он испытывает не отцовские чувства, а некое подобие неловкости за привычку мальчика руководить домашними, за его "мужской" характер и даже за его командирский голос (огонь в печи и тот слушается его) . Отец не понимает, что именно парнишка сохранил для него семью, заботился о матери и сестре. Ответ на неуместный в устах отца вопрос: "Как вы тут без меня жили? ", - содержится и в характере сына, и в поведении Насти, когда вся семья собралась за столом. Главная мысль рассказа раскрывается в словах Петрушки: "У нас дело есть, жить надо, а вы ругаетесь, как глупые какие… ". Оторванный от дома Иванов присваивает себе исключительное право судить своих близких, совсем не думая о том, что пришлось пережить его семье без него. Но все-таки Иванов не совсем глух к чувствам членов своей семьи. Впервые в рассказе его совесть дает о себе знать, когда Петрушка рассказывает историю об Анюте и Харитоне, так сильно напоминающую историю капитана гвардии и его жены. Возможно, Иванов узнает в Харитоне себя, изменявшего жене, обманывавшего ее, но требующего от нее верности. Петрушка и его отец находятся в состоянии "нравственного спора", потому что, как оказывается, дело сына - сохранить семью, а отца - лишь оценить, как его ждали дома. Заканчивается рассказ значимым эпизодом - отец решает из гордости порвать с семьей. Когда он видит бегущих за поездом детей, ему становится неловко: "Двое детей, взявшись за руки, все еще бежали по дороге к переезду. Они оба упали, поднялись и опять побежали вперед. И тут же они снова упали на землю", и вдруг Иванов "сам почувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце, заключенное и томившееся в нем, билось долго и напрасно всю его жизнь и лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и содроганием". Мотивы прозрения, "возвращения" к себе - главные в платоновском рассказе.

На этом уроке вы познакомитесь с рассказом А. Платонова «Возвращение». Мы проанализируем текст рассказа, рассмотрим его подтекст и символический смысл художественных образов, которые использует автор. Поговорим о потерянном поколении.

Родился Платонов в Воронеже, в семье железнодорожника. В семье было одиннадцать детей, Андрей был старшим. Работать Платонов начал очень рано, в тринадцать лет. Нужно было кормить семью, помогать воспитывать братьев и сестер. В 1918 году будущий писатель поступает в Воронежский политехнический институт на электротехническое отделение. А уже в 1919 году он начинает активное сотрудничество со многими газетами в качестве поэта и корреспондента.

Вскоре он начинает писать прозу - рассказы, повести, романы. Творчество Платонова воспринималось в штыки советской властью, многие его произведения подвергались критике. Дело в том, что Платонов писал честную прозу о человеке, а это противоречило идеологии соцреализма.

Литературная деятельность Платонова начинается с поэзии. В своих стихотворениях поэт создает образы маленьких людей, обделенных судьбой. Вот, например, несколько строк о слепом:

«Ты живой, ты живой, ты единственный,
И стена - только дым на глазах,
Ты слепой, но в тебе свет таинственный,
Ты у мира один на часах».

В 1922 году выходит первый сборник стихотворений Платонова «Голубая глубина». Стихи Платонова получили высокие оценки критиков. В частности, поэт Серебряного века В. Брюсов писал: «… у него - богатая фантазия, смелый язык и свой подход к темам».

Социалистический реализм (Соцреализм) - официально поощряемый партийными органами СССР художественный метод в литературе и искусстве, построенный на социалистической концепции мира и человека.

Метод сформулирован советскими деятелями культуры под руководством Сталина в 1932 году. Он охватывал все сферы художественной деятельности: литературу, драматургию, кинематограф, живопись, скульптуру, архитектуру. Ведущим писателем соцреализма был признан М. Горький. (Рис. 2.)

Рис. 2. Максим Горький и Иосиф Сталин ()

Горький писал: «Для наших писателей жизненно и творчески необходимо встать на точку зрения, с высоты которой - и только с её высоты - ясно видимы все грязные преступления капитализма, вся подлость его кровавых намерений и видно все величие героической работы пролетариата-диктатора».

В годы Великой Отечественной войны Платонов, капитан-корреспондент, работает в газете «Красная звезда». Его военные рассказы появляются в печати. В конце 1946 года Андрей Платонов публикует рассказ «Возвращение». Рабочим название рассказа было «Семья Ивановых». В 1947 году за этот рассказ писатель был подвергнут критике и гонениям. Что же послужило тому причиной?

В рассказе «Возвращение» А. Платонов повествует о том, как солдат возвращается с войны. С темой победы у каждого из нас связаны радостные эмоции, ассоциации с весной, с торжеством жизни. Однако в повествовании Платонова мы не видим этой радости. Действие в рассказе происходит осенью, все вокруг мрачное и унылое. Пейзаж художник Платонов обозначил всего несколькими штрихами, но сделал это мастерски. Осень - время года, которое ассоциируется с периодом увядания, умирания. Осень в рассказе является символом войны. И даже те, кто выжил в этой войне, в душе переживают осень. Они уже забыли, что такое настоящее полноценное счастье и радость. Они живут, довольствуясь простой подручной радостью, маленькими моментами маленького счастья, которые они могут найти в условиях войны. Таким образом, Платонов через пейзаж передает настроение главного героя Алексея Иванова - солдата, возвращающегося с войны.

Причин осеннего настроения героя мы сначала не понимаем. Казалось бы, сам солдат целехонек, дома его ждут, все близкие живы и здоровы, однако герой не торопится домой. Сначала Алексей возвращается в часть потому, что поезд опоздал, а потом выходит на станции со своей однополчанкой и проводит с ней несколько дней. А жена и дети ждут его домой, ходят на вокзал и встречают поезда. Читая это, мы начинаем осуждать Алексея Иванова, ведь осудить легче, чем понять.

В рассказе Платонов хотел показать, что для солдата, который провел четыре года на войне, уже нет понятия мирной жизни. Он забыл, что это такое, его семьей стала воинская часть, и его близкими - однополчане. Именно поэтому солдат Иванов чувствует себя осиротевшим без армии. Солдат не может в одночасье порвать со своим военным прошлым и поэтому останавливается на несколько дне у своей однополчанки Маши. Потом он долго вспоминает, что ее волосы пахнут осенью. Потому что Маша - часть его военной жизни, а в мирной жизни все незнакомое, все давно забытое. Именно эти чувства испытывает солдат, когда возвращается домой.

«Иванов рассматривал все предметы дома по порядку - стенные часы, шкаф для посуды, термометр на стене, стулья, цветы на подоконниках, русскую кухонную печь... Долго они жили здесь без него и скучали по нему. Теперь он вернулся и смотрел на них, вновь знакомясь с каждым, как с родственником, жившим без него в тоске и бедности. Он дышал устоявшимся родным запахом дома - тлением дерева, теплом от тела своих детей, гарью на печной загнетке. Этот запах был таким же и прежде, четыре года тому назад, и он не рассеялся и не изменился без него. Нигде более Иванов не ощущал этого запаха, хотя он бывал за войну по разным странам в сотнях жилищ; там пахло иным духом, в котором, однако, не было свойства родного дома».

Предметы домашнего обихода остались прежними, и запах дома тот же, но это, пожалуй, единственное, что сохранилось из той далекой, прошлой жизни, а все остальное изменилось.

Первоначально назвав рассказ «Семья Ивановых», автор хотел подчеркнуть основную задачу рассказа, показать, что война разрушает и губит все на своем пути и даже духовную связь между близкими. Алексей Иванов встретился с женой и детьми, как с чужими, незнакомыми ему людьми. Все эти четыре года семья Ивановых жила тяжелой военной жизнью. У них свой взгляд на войну, для них она прежде всего - тяжелый и изнурительный труд, разруха, голод, холод. Беда, которую они пережили порознь с отцом, изменила их и отдалила от него.

«Странен и еще не совсем понятен был Иванову родной дом. Жена была прежняя - с милым, застенчивым, хотя уже сильно утомленным лицом, и дети были те самые, что родились от него, только выросшие за время войны, как оно и быть должно. Но что-то мешало Иванову чувствовать радость своего возвращения всем сердцем, - вероятно, он слишком отвык от домашней жизни и не мог сразу понять даже самых близких, родных людей». (Рис. 3.)

Рис. 3. Кадр из фильма по мотивам рассказа ()

Жена Люба не жалуется мужу, не рассказывает всех подробностей суровых трудовых военных будней. Однако из обрывков разговора мы узнаем многое. Все эти годы Люба тяжело работала и заботилась о детях, отдавала им последнее. Сама она недоедала, она перешивала одежду мужа, чтобы детям было не холодно, она продала свое пальто и ходила зимой в коротком ватнике. Она делала все для детей, чтобы они выжили в этой войне. В ответ дети платят матери любовью и заботой, они очень привязаны к ней. Отец для них стал чужим. Его даже не узнал старший сын Петр, а маленькая Настя вовсе не помнит отца. Иванову больно осознавать, насколько чужим он стал для своей семьи.

«...он слишком отвык от домашней жизни и не мог сразу понять даже самых близких, родных людей. Он смотрел на Петрушку, на своего выросшего первенца-сына, слушал, как он дает команду и наставления матери и маленькой сестре, наблюдал его серьезное, озабоченное лицо и со стыдом признавался себе, что его отцовское чувство к этому мальчугану, влечение к нему как к сыну недостаточно. Иванову было еще более стыдно своего равнодушия к Петрушке от сознания того, что Петрушка нуждался в любви и заботе сильнее других, потому что на него жалко сейчас смотреть. Иванов не знал в точности той жизни, которой жила без него его семья, и он не мог еще ясно понять, почему у Петрушки сложился такой характер».

Читая рассказ, мы понимаем, что война заставила сына Петрушку рано повзрослеть. Это же подмечает отец, когда встречает мальчика на вокзале.

«Его встретил сын Петр; сейчас Петрушке шел уже двенадцатый год, и отец не сразу узнал своего ребенка в серьезном подростке, который казался старше своего возраста. Отец увидел, что Петр был малорослый и худощавый мальчуган, но зато головастый, лобастый, и лицо у него было спокойное, словно бы уже привычное к житейским заботам, а маленькие карие глаза его глядели на белый свет сумрачно и недовольно, как будто повсюду они видели один непорядок. Одет-обут Петрушка был аккуратно: башмаки на нем были поношенные, но еще годные, штаны и куртка старые, переделанные из отцовской гражданской одежды, но без прорех - где нужно, там заштопано, где потребно, там положена латка, и весь Петрушка походил на маленького, небогатого, но исправного мужичка».

Подробнее ознакомившись с характером Петрушки, мы невольно вспоминаем строки из песни Булата Окуджавы:

«Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли,
повзрослели они до поры…»

Глядя на своих рано повзрослевших детей, Иванов понимает, что его задача - помочь им начать жить мирной жизнью.

«Ему надо как можно скорее приниматься за дело, то есть поступать на работу, чтобы зарабатывать деньги, и помочь жене правильно воспитывать детей, - тогда постепенно все пойдет к лучшему, и Петрушка будет бегать с ребятами, сидеть за книжкой, а не командовать с рогачом у печки».

Кажется, что солдат все понимает, однако четыре года войны продолжают стоять между ним и его семьей. В момент, когда Иванов начинает упрекать свою жену в том, что она недостаточно времени уделяла воспитанию детей, ее защищает сын Петрушка.

«- А зачем ты стекло у лампы раздавливаешь? Чего ты мать пугаешь? Она и так худая, картошку без масла ест, а масло Настьке отдает.
- А ты знаешь, что мать делала тут, чем занималась? - жалобным голосом, как маленький, вскричал отец.
- Алеша! - кротко обратилась Любовь Васильевна к мужу.
- Я знаю, я все знаю! - говорил Петрушка. - Мать по тебе плакала, тебя ждала, а ты приехал, она тоже плачет. Ты не знаешь!
- Да ты еще не понимаешь ничего! - рассерчал отец. - Вот вырос у нас отросток.
- Я все дочиста понимаю, - отвечал Петрушка с печки. - Ты сам не понимаешь. У нас дело есть, жить надо, а вы ругаетесь, как глупые какие...»

После ссоры с женой утром Иванов решает уехать. Он ничего не сказал ни жене, ни сыну, только поцеловал рано проснувшуюся маленькую Настю. Солдат пришел на вокзал, сел в поезд, поезд тронулся. Иванов смотрит в окно и видит дорогу.

«Железнодорожный путь здесь пересекала сельская грунтовая дорога, шедшая в город; на этой земляной дороге лежали пучки соломы и сена, павшие с возов, ивовые прутья и конский навоз. Обычно эта дорога была безлюдной, кроме двух базарных дней в неделю; редко, бывало, проедет крестьянин в город с полным возом сена или возвращается обратно в деревню. Так было и сейчас; пустой лежала деревенская дорога».

Внимательно изучите эту цитату и вдумайтесь в смысл описания. Дорога - символ человека, его жизненного пути. Она безлюдна, кроме двух базарных дней в неделю. Вспомните, что мы говорили о подручной, временной радости и о радости полной, настоящей. Платонов через пейзаж передает не просто настроение героя, а его отношение к жизни. И вот на этой пустой и безлюдной дороге появляются две хрупкие фигурки. Иванов узнает в них своих детей, он видит, как они бегут за поездом, спотыкаются и падают. В этот момент солдат понимает, что у него одна общая дорога с его детьми и от него, как от отца, зависит, какой будет их жизнь. Именно в этот момент Иванов словно вырвался из оков войны, и прорвались все его настоящие и искренние чувства.
«Иванов закрыл глаза, не желая видеть и чувствовать боли упавших обессилевших детей, и сам почувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце, заключенное и томившееся в нем, билось долго и напрасно всю его жизнь и лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и содроганием. Он узнал вдруг все, что знал прежде, гораздо точнее и действительней. Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем».

Алексей Иванов спрыгнул с поезда. Именно в этот момент, в конце рассказа, солдат по-настоящему вернулся домой, и теперь в этой семье все наладится. Отец начнет работать, дети - учиться, и раны, оставленные войной, постепенно затянутся. Эта семья обязательно будет счастлива.

А сколько семей так и не дождались с войны своих отцов, мужей, братьев! В рассказе упомянут Семен Евсеевич. Он потерял всю свою семью, и ему не к кому возвращаться. Именно поэтому он приходит к детям Любы, играет с ними, читает им сказки - он отогревается душой. Несправедливо, что Иванов ревнует Любу к Семену, их ничего не связывало, кроме дружбы и поддержки.

В 1936 году в журнале «Красная новь» Платонов публикует рассказ под названием «Третий сын». Этот рассказ становится известным за пределами страны. Через год английский издатель О"Брайен включил новеллу советского писателя в сборник лучших рассказов года.

Эрнест Хемингуэй, прочитав рассказ, высказал мысль, что Платонов - один из тех писателей, у которых есть чему поучиться.

Вот такой рассказ написал Андрей Платонов. Писатель проявил здесь огромное мастерство, умение в каждом образе заключить глубокий философский и психологический смысл. Ведь даже фамилию героя Платонов выбирает не случайно.

Семья Ивановых олицетворяет собой многие семьи, дождавшиеся с фронтов своих близких и столкнувшиеся с проблемой разобщенности войной. Платонов не осуждает людей, он обвиняет проклятую войну.

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Литература, 8 класс. Учебник в двух частях. -2009.
  2. Вахитова Т.М. Платонов и Леонов. 1930 год. Предметный мир // Творчество Андрея Платонова. Исследования и материалы. - СПб., 2004. Кн. З. - С. 214-226.
  3. Давыдова Т.Т. Возвращение Андрея Платонова // Новый мир, 2006. № 6.
  1. Dissercat.com ().
  2. Xz.gif.ru ().
  3. Lit-helper.com ().

Домашнее задание

  • Напишите сочинение: Рецензия на рассказ А. П. Платонова «Возвращение»
  • Ответьте на вопросы:

1. Кто герои рассказа?

2. В чем смысл эпизода с женщиной в ватнике, которой хотел помочь Иванов, но потом забыл о ней?

3. Как встретился Иванов с женой - Любовью Васильевной?

4. Как отец рассматривал вещи в доме? Как вы понимаете мысли Иванова о них: «Долго они жили здесь без него и скучали по нем»?

  • Охарактеризуйте образ Алексея Иванова.

Урок внеклассного чтения по рассказу

Андрея Платоновича Платонова

«Возвращение».

Нравственная проблематика рассказа.

Цель : углубить знание учащихся о личной и творческой биографии А. П. Платонова; раскрыть нравственный смысл рассказа, приблизить чужую судьбу к каждому, заставить сопереживать; совершенствовать навыки анализа художественного текста.

Ход урока

1. Слово о писателе

2. Анализ рассказа.

    Какова тема рассказа? (Разрушение семьи как одно из последствий войны)

    Определите идею произведения (В любых условиях, при любых обстоятельствах человек должен оставаться человеком и не дать очерстветь душе, окаменеть своему сердцу; нужно быть выше губительных страстей, ревности эгоизма, жестокости, мести; взрослым необходимо найти в себе нравственные силы и сохранить семью, выстоять ради детей; дети также ответственны за судьбу взрослых; по мнению Платонова, именно они, внезапно состарившиеся, ни в чем неповинные несли правду жизни, только они знали цену семьи и видели в неискаженном свете мир.)

    Каков смысл заглавия? (Возвращение с войны к миру, домой в семью к жене и детям, к себе прежнему, доброму и человечному)

    Какое из названий «Семья Иванова» или «Возвращение» наиболее удачно? (Название «Семья Иванова» подчеркивало типичность ситуации, «Возвращение» делает акцент на нравственной стороне произведения)

    Кто герой рассказа?

    Что притягивало Иванова к Маше? Почему он с ней разговорился? (Поезд, который должен увезти домой маму и Иванова, находился неизвестно где в сером пространстве. Единственное, что могло утешить, развлечь сердце человека, было сердце другого человека. Маша была миловидна, проста душою, добра).

    Каково состояние природы в этот момент? (Наступила уже холодная, осеняя ночь, в окружающей их природе было уныло и грустно в этот час). Платонов описывает природу, враждебной человеку. Этим, в частности, объясняется взаимное притяжение Иванова и Маши.

    Другой причиной их сближения было то, что «оба чувствовали себя сейчас осиротевшими без армии». Люди привыкли к заведенному порядку, к армейским будням и по инерции, хоть и стремились к гражданской жизни, домой, не могли перестроиться на лад мирной жизни.

    Почему капитан Иванов не торопится домой? (Он сам не знал, почему так делал - может быть, потому, что хотел погулять еще на воле).

    Считаете ли вы кого-то из героев виноватым? (Виноватых в этой ситуации нет. На войне люди часто жили одни днем, эта привычка долго сохранялась и после. Не виновата и Маша: она «не знала семейного положения Иванова и по девичьей застенчивости не

спросила его о нем». Собственно, для нее неважно было его семейное положение - Маша ничего не требовала. Не виновата и Люба, жена Иванова, которая всю войну работала день и ночь, поднимала детей, ждала мужа, голодала.)

На вокзале Алексея встретил его сын Петруша. Опишите портрет мальчика.

Чтение первого разговора сына с отцом

    Как это разговор характеризует Петрушу?

    Как втретился Иванов с женой Любовью Васильевной? (Иванов приблизился к жене, обнял ее и там стоял с нею, не разлучаясь, чувствуя забытое и знакомое тепло любимого человека).

    Что приходилось делать Любе, когда Алексей был на войне? (Работала на кирпичном заводе, растила детей).

    Как дети заботились о матери?

    Иванов не мог понять ясно, «почему у Петруши сложился такой характер». Как это объяснить? (Иванов не знал в точности той жизни, которой жила без него семья).

Чтение сцены «Откровенный ночной разговор» по ролям.

    Как ведут себя во время этой сцены Люба и Алексей?

    Частный семейный конфликт Платонову удается возвести в степень широчайшего обобщения, драму двух любящих людей раскрыть как человеческую трагедию. Ибо за семьей Ивановых (типичная русская фамилия) стоит война, сотворившая столько горя миллионам семей России. За драмой Алексея и Любы приоткрываются и трудности возвращения к новой послевоенной жизни, которая не может быть столь безоблачной, какой она представлялась герою. После отгремевших боев нужно мужественно встретить последствия войны, тяготы первых лет новой жизни. Иванов к ним еще не готов, и оттого так тяжело он воспринимает первые испытания послевоенной жизни. Иванов оробел; он ожидал, что все будет легче и проще, приятнее для него. Сквозь кору себялюбия, обиды, ревности не доходят до него святые признания жены, его не трогают ее светлые слезы. Ему страшно хотя он в этом и не признается взять на себя главный труд, самому строить жизнь свою и близких. Он уходит из семьи. И подвергается последнему испытанию. Найдите отрывок, который является кульминацией рассказа.

Кульминация рассказа несет в себе освобождающую силу и просветление остывшей в годы войны души.

Иванов видит своих детей, которые, спотыкаясь, падая и ушибаясь, бегут за поездом, увозящим его к другой, как он надеется, беззаботной жизни. «Иванов закрыл глаза, не желая видеть и чувствовать боли упавших обессилевших детей, и сам почувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце, заключенное и томившееся в нем, билось долго и напрасно всю его жизнь, и лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и содроганием. Он узнал вдруг все, что знал прежде, гораздо точнее и действительнее. Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем».

Это едва ли не лучшие строки во всей прозе Платонова. К ним ой шел многие годы: в Иванове тоже проснулся, очнулся «сокровенный человек» и сквозь все преграды вышел к миру и людям.

Испытав нравственное потрясение, герой приходит к нравственному очищению, прозрению.

    Кто из героев вам особенно понравился? Почему? (Краткая характеристика героев).

Итог урока.




Top