Иеромонах илий ноздрин биография. Схиархимандрит Илий (Ноздрин): “Господь не ломал волю учеников, и никакой духовник не может”

Вконтакте

Одноклассники

Илий Ноздрин

Еще с давних пор среди российского монашества выделялась особая категория иноков, именуемых старцами. Эти люди далеко не всегда преклонного возраста, поскольку звание говорит не о прожитых годах, а о дарах прозорливости и мудрости, ниспосланных им Господом, за кротость, смирение и победу над своими страстями. Одним из этих избранников Божьих является наш современник схиархимандрит Илий Ноздрин.

Появился на свет отец Илий Ноздрин в 1932 году в крестьянской семье села Становой Колодезь Орловского района. В ходе святого крещения ему было присвоено имя Алексей – в честь святого Алексия, человека Божьего. Несмотря на бытовавший в то время массовый атеизм, его семья была довольно религиозной. Как рассказывает сам старец Илий (Ноздрин), молиться он стал с 3-летнего возраста. Рано лишившись отца, который погиб на фронте в 1942 году, мальчик стал верной опорой матери, корой пришлось после смерти супруга в одиночку растить 4 детей.

Милостью Божией с детских лет будущий схиархимандрит Илий Ноздрин был одарён не только трудолюбием, однако живым и ясным умом. Несмотря на все сложности послевоенных лет, он благополучно окончил среднюю школу и, отслужив положенный срок в армии, поступил учиться в Серпуховской механический техникум. После того как Алексей Ноздрин (Илий) закончил техникум его направили в город Камышин Волгоградской области, где работал на строительстве хлопчатобумажного комбината.

В этот период в нём с невероятной силой проявилась тяга к служению Богу. Оставив профессию строителя, к которой у него, как оказалось, не лежала душа, Алексей Ноздрин (Илий) поступил учиться в Саратовскую духовную семинарию. Но окончить её не получилось. Как известно, в тот период враг рода человеческого избрал своим орудием президента Никиту Хрущёва, учинившего очередное гонение на церковь. На волне этой антирелигиозной кампании семинария в Саратове была закрыта, и Алексей поехал в Ленинград, где продолжил обучение в духовной семинарии, а потом и в академии.

Тут же, на берегах Невы, случилось важнейшее событие в его жизни. В марте 1966 года Алексей Ноздрин (Илий) принял монашеский постриг, ему дали новое имя Илиан, которое он взял в честь одного из сорока Севастийских мучеников. В скором времени митрополит Никадим (Ротов) рукоположил инока сначала в иеродиакона – то есть монаха, имеющего право исполнять дьяконское служение, а потом и в иеромонаха – монаха, имеющего священнический сан. С того времени Алексей Ноздрин начинает исполнять послушания в целом ряде приходов Ленинграда и области.

Как рассказывал потом отец Илий (Ноздрин), на формирование его духовного мира очень сильно повлиял пример выходца из Тамбовской губернии, ставшего монахом Афонского монастыря, и впоследствии причисленного к лику святых, Силуана Афонского. Пожелав также посвятить себя жизни в святой обители, Илиан проводит продолжительное время, с 1966 по 1976 год, в стенах Псково-Печерского монастыря, где много общается с выдающимся деятелем Русской православной церкви — признанным старцем и прозорливцем архимандритом Иоанном.

В 1976 году осуществилась заветная мечта отца Илии – его направили в монастырь великомученика Пантелеймона, который находится на святом Афоне. Проживая в одном из горных скитов, в удалении от суетного мира, он нёс послушание духовника монастырской братии, что, разумеется, предоставило ему возможность получить большой опыт в познании глубин человеческих душ.

Конец 80-х годов в РФ стал периодом духовного возрождения государства после десятилетий тотального безбожия. Для того чтобы придать данному процессу дополнительный толчок, руководство Русской православной церкви использовало все имевшиеся в её распоряжении резервы. Указом Священного синода из Афона был вызван также и Иеромонах Илиан. Он был направлен в известную некогда Оптину пустынь, которую нужно было восстановить после десятилетий запустения. Своё пребывание в ней Илий начинает с принятия великой схимы – высшего монашеского ранга, который предполагает полное отречение от мира и духовное воссоединение с Богом. По церковному уставу, ему дают также и новое имя – Илий, под которым его знают сегодня.

Возрождением своего былого духовного величия Оптина пустынь во многом обязана старческому служению, которое уже на протяжении третьего десятка лет несёт в ней схиархимандрит Илий. Именно благодаря его неустанным трудам в роли координатора и идеолога обитель стала в наше время самым крупным центром православия и паломничества. С 2009 года на отца Илия была возложена важная и почётная миссия – он стал личным духовником предстоятеля Русской православной церкви патриарха Кирилла. Для окормления своего духовного чада он перебрался в его подмосковную резиденцию, которая находится в посёлке Переделкино, широко известном тем, что в нём проживало много знаменитых деятелей российского и советского искусства.

Выполняя такое высокое послушание, старец не останавливает, находясь в Оптиной пустыне, общение и с простым народом. У многих в жизни появляются разного рода тяжелые ситуации, разобраться в которых, по их мнению, может только старец Илий (Ноздрин). Как попасть на прием к нему – вопрос, который беспокоит многих. Впрочем, это очень даже реальная задача, была бы на то Воля Божия и личное желание. Оптинские монахи отмечают, что батюшка постоянно принимает паломников прямо за столом в трапезной и отводит этому процессу большую часть дня.

ОПТИНСКИЙ СТАРЕЦ - Схиархимандрит Илий (Ноздрин) - 85 лет; Отрывки из жизни: Все, кому случалось встретиться с отцом Илией, уверены, что даже мимолетная встреча с ним - событие большой духовной значимости в их жизни. Я чувствую то же самое. По милости Божией, мне довелось несколько раз беседовать со старцем, исповедаться ему, принимать из его рук Святое Причастие. А когда отец Илий в 2009 году расспросил меня о моих первых рассказах, то благословил на писательский труд. И вот, после благословения старца, самым чудесным образом, неожиданно для меня самой, никогда не имевшей дела с книжными издательствами и издателями, в течение трёх лет, были написаны и изданы мои книги «Монастырские встречи» и «Непридуманные истории». Я начала бережно записывать истории о старце, которыми щедро делились со мной его чада и те, кто просто имел опыт встречи с отцом Илией. Истории эти были какие-то очень «тихие»: смирение и кротость старца как бы распространялось и на эти рассказы и на самих рассказчиков… Их хотелось рассказывать вполголоса, как рассказывают люди о чём-то драгоценном, сокровенном. О своей встрече со старцем поведала и разрешила записать её рассказ монахиня Филарета. Мать Филарета, а тогда просто Людмила Гречина, в Бога верила всю жизнь, но воцерковилась, будучи уже зрелым человеком. Она окончила Московский авиационный институт (МАИ), и работала инженером по запуску спутников в отделе памяти. Думает, что, если бы не пришла к Богу, то её уже не было бы в живых, как нет в живых некоторых её ровесниц, работавших вместе с ней. Но когда человек растёт духовно, Господь даёт ему время, не срывает несозревший плод. Воцерковление Людмилы Гречиной произошло довольно-таки чудесным образом. Она вместе с сыном проводила отпуск в Италии. Выходила вечером гулять, любовалась холмами вдали и каким-то монастырём, прекрасный вид на который открывался с пригорка. И вдруг услышала голос: - Вернёшься в Россию - пойдёшь в монастырь. Сказано это было так ясно и чётко, что, вернувшись в Россию, Людмила, которой в то время было уже 57 лет, решила обратиться к старцу. Она приехала в Оптину Пустынь к Оптинскому старцу, отцу Илии. К отцу Илии попасть всегда трудно, желающих посоветоваться со старцем, попросить его молитв или просто благословения, всегда больше, чем может вместить день даже такого подвижника. Но Людмила, с Божией помощью, не только сразу же смогла поговорить с ним, но и стала его духовным чадом. Старец прозорливо предвидел её монашеский путь. Он сразу же предложил Людмиле поехать в Новодевичий монастырь. - Как - в Новодевичий? Да там же музей, батюшка! Старец улыбнулся и ответил: - Там монастырь. Уже четыре месяца как открыт. - А кто меня туда возьмёт в мои-то годы?! - Иди-иди! Тамошняя игумения тебя возьмёт, не сомневайся! И он дал характеристику игумении, хотя никогда в жизни её так и не увидел. Людмила поехала в Новодевичий монастырь. И живёт там уже восемнадцать лет. Отец Илий стал её духовным отцом. Правда, приезжает она к нему нечасто. Как-то раз она, уже будучи монахиней, подумала: «Редко я батюшку вижу, может, и не считает он меня своим чадом-то?» И загрустила. Через пару дней получает письмо от старца. А начинается оно словами: «Чадце моё духовное!» Утешил батюшка… Мать Филарета вспоминает о случаях прозорливости духовного отца: «Батюшка иногда мог дословно повторить слова, сказанные в келье Новодевичьего монастыря, хотя находился за четыреста километров от Москвы - в Оптиной Пустыни». Как-то раз она привезла духовному отцу подарок из паломнической поездки в Александрию - подрясник очень хорошего качества, из натурального хлопка. Положив подарок в пакет, отправилась на поиски старца. Что в пакете - никому не видно, сюрприз для батюшки будет… И вот идёт она по Оптиной и видит: старец у храма с паломниками беседует. Встала мать Филарета в сторонке и ждёт, пока отец Илий освободится, чтобы, значит, подарок ему свой подарить. Ждёт, а сама вспоминает, что старец все подарки тут же раздаривает. Как-то паломница ему банку клубничного варенья дарит, а он тут же её матери Филарете передаёт и говорит: «Давай вот матушке варенье-то отдадим, ей нужнее». И стали её помыслы донимать о подряснике: не будет ведь носить батюшка, передарит кому-нибудь! Хоть бы уж сам поносил! Такой подрясник хороший! Нет, не будет сам носить… Точно, кому-нибудь передарит… В этот момент старец к ней оборачивается и говорит: - Ну, давай, давай уже свой подарок! Да буду, буду я его сам носить! Мать Филарета улыбается…

Подлинные задачи и ошибки духовничества, выбор священника, способного стать настоящим учителем для человека, вступающего в Церковь, – мало найдется тем для разговора сложнее, чем эти. Свои непростые вопросы “Фома” решил задать одному из наиболее известных и авторитетных духовников нашего времени, .

– Батюшка, скажите, для чего необходимо духовное руководство человеком, приходящим в Церковь, и в чем оно должно заключаться?

– Духовной жизни нужно учиться, и это, пожалуй, важнейшая учеба в нашем мире, без которой все наше общество обречено. Посмотрите, до чего довело нас безбожие, отказ от жизни по заповедям. Не случайно в середине века наш мир стоял на грани гибели и атомной катастрофы, именно в те годы, когда по телевизору обещали в скором времени “показать последнего попа”. И сейчас , сатанинская ненависть, деградация нашей деревни – все это имеет единый корень, восходящий к разрушению той преемственности в духовном опыте, без которых мы не можем жить нормально. Это не только отталкивает человека от спасения в жизни вечной, но и разрушает нашу сиюминутную социальную жизнь.

Задача же духовного учительства состоит именно в том, чтобы восстановить и укрепить традицию передачи, сохранения и преумножения духовного опыта. О важности этого служения говорит хотя бы то, что в Евангелии самого Господа именуют Учителем. Ведь Он сам дал нам пример: ходил по Палестине с учениками из конца в конец, поступал так же, как и другие учителя того времени не только в Израиле, но и в Афинах, и на Востоке. Тем самым Христос показал нам, что для духовной учебы не обязателен теплый кабинет, учить можно и на голых скалах. Главное – чему учить и как.

Христианство дает на это четкий ответ. Наша вера, богатство нашей духовной жизни зарабатывается в первую очередь прямым общением с Богом, то есть молитвой, через которую человек закрепляет свою веру, и без которой, по словам , бывшего, кстати, ректором Петербургской духовной академии, теоретические знания и образование стоят немного. Но в то же время это не отрицает значения знания, которое также является неотъемлемой частью духовной жизни, и которым человек не может ни в коем случае пренебрегать. Почему сегодня у нас так много проблем, в том числе и в духовной жизни, в поиске духовника? Вся беда упирается в отсутствие православного воспитания, знаний в области богословия. Если бы ребенок с детства хоть сколько понятий поимел о том, что такое духовная жизнь, что такое вера, многих ошибок ему бы удалось избежать.

Учиться духовной жизни означает совмещать молитву и образование. И, конечно, прежде всего важно понимать, что духовник не может за пять-десять минут дать человеку то, что тот при нормальной духовной жизни должен был получать годами. Ведь нередко, приходя в Церковь, человек думает сразу же стать святым, получить от Бога особые духовные дары. Но так не бывает.

Вы прочитали статью Схиархимандрит Илий (Ноздрин): о духовниках . Читайте также.

К знаменитому старцу отцу Илию раньше ездили в Оптину пустынь. Но с 2009 г., когда Поместный собор избрал его духовником Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, попасть к нему можно в , в составе которого несколько храмов и летняя резиденция Святейших Патриархов.

Расписания пребывания отца Илия нет. Находится ли он в Переделкино, можно узнать, позвонив по телефону храма +7 495 435-53-67 или помощнику батюшки Георгию Богомолову +7 920 871-71-62.

Смотрите страницы сайта о том, что такое . Схема заповедного Переделкина .

«ГЛАВНОЕ – ЖИТЬ ПО-ХРИСТИАНСКИ»

Старец Илий об ИГИЛ, простоте русского человека и правильном понимании жизни

Никита Филатов

Как два журналиста – русский и американец – ездили в Переделкино к старцу Илию, чтобы задать ему вопросы, волнующие сегодня многих людей.

К этому интервью готовилась вся редакция. За день до него в кабинете руководителя мы долго обсуждали, что спросим у старца. Отцу Илию (Ноздрину) 83 года – возраст почтенный, и просто так тревожить батюшку неправильно. Но старец до сих пор принимает народ, который приезжает к нему со всех уголков нашей страны, да и со всего мира.

Со мной поехал коллега – журналист английской версии нашего портала Джесси Доминик. Он американец, православный, окончил семинарию.

Если собираешься брать интервью у старца – будь готов к трудностям или искушениям. Они начались на Киевском вокзале. Электричка в Переделкино должна была отправиться в 12:22. Мы приехали за семь минут до отхода поезда. И началось!.. Беготня по перронам, поиск нужного состава… Пассажиров было так много, что в вагоне мы оказались только в 12:30. Нам повезло: электричка задержалась.

И вот мы в Переделкино. У храма нас встретил Георгий Богомолов – помощник отца Илия. Он одновременно и строгий, и добрый. Всегда приветлив, но злоупотреблять его добротой никому не советую. Нам он подарил по книге и предложил согреться и попить чаю. Отец Илий пока никого не принимал – совершал Таинство Крещения.

Батюшку мы дожидались в храме во имя святого благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского. Будний день, народу в храме не очень много. Литургия закончилась. Просто наблюдать, как молится батюшка, – уже радостно.

Старец читает молитву. За спиной отца Илия мужчина держит ребенка на руках. Пока старец молится, малыш пытается дотронуться маленькой ручкой до его спины.

Но вот Таинство завершено. С амвона старец обращается к народу с напутственным словом. Его снова окружают люди. Отец Илий, кажется, готов выслушивать просьбы, вникать в проблемы абсолютно каждого человека. С одной женщиной он говорит минут 20. Георгий Богомолов просит народ поберечь батюшку: он с раннего утра на ногах. Люди понимающе молчат, но расходиться никто не собирается. Меньше чем через три часа начнется праздничная вечерняя служба. На отдых у отца Илия времени уже практически не остается. А народ всё прибывает… Мы с Джесси как-то не очень уверены, состоится ли беседа со старцем.

Выходим из храма и направляемся к домику, где обычно отец Илий принимает народ. По дороге нам удается получить благословение.

Домик батюшки уютный и теплый. Каждому предлагают чай и угощение.

Обычно у отца Илия вслух читают духовную литературу. Он в это время принимает очередного человека. Уверен: многие ответы на свои вопросы можно получить и до беседы со старцем. Не раз замечал, что фраза, например, случайно оброненная Георгием, оказывалась к месту.

Я отдал батюшке подготовленные и распечатанные вопросы. Отец Илий внимательно ознакомился с ними. И вот его ответы.

– Россия объявила войну ИГИЛ. Батюшка, что бы вы могли сказать тем, кто поднимает истерику и говорит, что террористы начнут мстить нашей стране на ее территории?

– ИГИЛ не слушает никого. Они делают, что хотят. Ничего, у нас есть сила. У нас есть защита, мы можем защититься.

А те, кто поднимает истерику, пускай сами и смиряют ИГИЛ. Они по категории социальной равны ИГИЛ.

– Всё больше стран, в том числе и православных, где государственная власть участвует в дехристианизации народа: принимаются «антидискриминационные законы», защищающие содомию; под охраной полиции проводятся гей-парады, например в Сербии. Что, на ваш взгляд, происходит?

– Это провокация. Это провоцируют специально. В Сербии этого не было. Всё было сделано, якобы сербы были такие. Всё переворачивается с ног на голову.

– Батюшка, папа Римский сегодня выступает везде: в ООН, на международных встречах… А голос Православной Церкви звучит не так громко.

– Будет, может, со временем. Потому что был у нас государственный атеизм. Он не давал России свободно выразить свое мнение. Церковь не могла себя защищать. Она была ограничена в своих действиях. Да и сейчас у нас, собственно, много коммунистического. Поэтому Церковь еще не вышла из окопа по-настоящему, поскольку у нас еще много коммунистов, которые держат этого проклятого Ленина.

– А молодежь сегодня вообще не знает о Православии…

– Да они знают! Знают! Просто не хотят. Так их настроили атеистически. У нас был государственный атеизм. Церковь опорочили. Лили грязь на Церковь 80 лет. Поэтому молодежь верит всему этому. Самое страшное, что преподавательский состав, профессура – все они воспитаны в атеизме. Они и молодежь так же оболванивают. Так же и в семьях. Вырастают семьи, где Церкви нет. Семьи не воспитывают детей своих по-нормальному. Нет понимания жизни.

– Какова, на ваш взгляд, роль России в современном мире?

– Как и всегда, как и во все времена. Бог дал каждому человеку место жительства. Всё необходимое, возможности, чтобы прожить в стране жизнь. Россия хочет жить как православная страна, законным путем. Она не выходит из рамок своих. Как и любое цивилизованное государство. Чтобы исполнять нормы моральные и нормы политической жизни.

– Святые Николай Японский и Иоанн Шанхайский смогли перевернуть мировоззрение сотен тысяч людей в Японии, Китае, странах Европы и в США. Всего два человека смогли достучаться до многих и многих. Что могут сделать простые прихожане, чтобы улучшить духовно-нравственный климат вокруг себя?

– Как и все. Ну что можно? Сделай, как вот святой Серафим Саровский говорит: мир создай себе в душе! Посей мир в душе – и многие сотни вокруг спасутся. Главное – жить по-христиански. На Западе есть католический апостолат мирян. Есть проповедь. Если ты знаешь хороших людей. Мы знаем, что есть Бог, что есть Истина. Правильно жить. Чтобы человек себе создал нормы правильной жизни. Чтобы он не страдал и не мучился душой от внутренних грехов своих. Совершенно очевидно: есть Бог, есть диавол. И сказано в Священном Писании: идут многие в муку вечную! Если человека мучают, допустим, десять минут, час мучают – это страшно, да? А если человек попадет в вечные мучения? Этого отрицать нельзя. Как человека праведного, понимающего отвернуть? Не допустить до этого. Нас Евангелие учит, чтобы человек жил правильно. Церковь всегда говорила, чтобы человек жил нормально, духовной жизнью. Боролся с диаволом, который «яко лев рыкает и хочет поглотить».

– В чем, на ваш взгляд, красота, глубина и загадка русской души, о которой так любят говорить иностранцы?

– Простота русского человека. Доверчивость. Почему революция победила? Сказали: «Сложите оружие» – складывают. Всё обманом, на лжи. Революция на лжи, деньгах и простоте русского человека.

– Батюшка, что бы вы могли сказать молодежной аудитории нашего портала?

– Молодежь должна следовать совести и закону Божию. Вот так!

После интервью мы с Джесси поговорили с батюшкой, задали личные вопросы. Отец Илий обратил особое внимание на увлечение футболом, природу этой игры, причины страсти к ней.

Через десять минут возвращались в редакцию. Шли к электричке довольные и счастливые. На улице толпились люди. И слышался самый популярный в Переделкино вопрос: «А старец Илий принимает?»

Со схиархимандритом Илием (Ноздриным) беседовал Никита Филатов

Видео. Старец монах Илий Ноздрин

о будущем России

КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ

2015-10-14
22:33

Михаил Бондаренко :
О футболе...Все просто... Интересоваться и заниматься для здоровья - одно, быть фанатом, когда страсть управляет человеком - другое...Дальше думайте и анализируйте сами!

2015-10-14
22:13

Алексей :
А что с футболом? Смотреть или заниматься?

2015-10-14
20:36

михаил :
да!

2015-10-14
19:40

валера :
Спасибо за статью.Спасибо отцу Илии.

2015-10-14
18:47

Ольга :
Да что вы зациклились на футболе?! Как будто о нем все интервью? Каждому человеку индивидуально дается совет. Да и автор тоже хорошо - сказал "а", говори и "б"....

2015-10-14
18:41

Елена :
Пожалуйста, уважаемый Никита Филатов, раз уж затронули тему о футболе, напишите, что говорил старец. Это важно многим, у меня два сына занимаются футболом.

2015-10-14
18:26

ТАМАРА :
МНОГАЯ И ДОЛГАЯ ЛЕТА О. ИЛИЮ И ВАМ,НИКИТА.СПАСИ И СОХРАНИ ВАС ВСЕХ,ГОСПОДИ.

2015-10-14
18:23

Светлана :
Кому надо попасть к батюшке, тот попадёт.Я вот попала очень легко. Не загадывала даже. Меня подруга просто перед фактом поставила. Едем к батюшке. Одним днём собрались, и поехали. Помолились на литургии, потом, когда батюшка отдыхал, читали акафисты.когда батюшка начал принимать, меня практически одну из первых келейник позвал к батюшке. И в домике у батюшки и чай, и пирожки необыкновенно вкусные. Хотя я и не избранная какая. Господь так устроил.Мы когда ждали, келейник на рассказывал, что кто-то по несколько раз приезжает, попасть к батюшке не может. Так вот тоже бывает. Я заранее ничего не загадывала. Представляла как трудно к батюшке попасть. Просто молилась, и верила,будет воля Божия, поговорю с батюшкой. А когда воля Божия есть, все легко устраивается.Слава Богу за все!

2015-10-14
17:34

Святослав Рязанцев :
Нормальные люди, которые любят футбол, а не воспринимают игру, как повод напиться и подраться, и ходят на стадион, чтобы насладиться игрой команд, выплеснуть эмоции. А потом идут на площадки и играют, ведут здоровый образ жизни. Я думаю, что будь выбор у любого родителя - куда пойдет сын - во двор играть в футбол или в на хату колоться или пить пиво, все выбрали бы первое.
Дальше. Так однобоко и негативно воспринимают футбол только люди, которые в нем не разбираются и разбираться не хотят. Таким бы вообще все запретить на свете. И наступит благодать. А меж тем, человек, с детства интересующийся и занимающийся футболом, расширяет свой кругозор и углубляет познания во многих областях - географии, языках, медицине, истории, финансах, тактике, стратегии и многом другом.Из личного опыта могу отметить, что люди, активно проявляющие интерес к футболу, намного умнее, грамотнее и рассудительнее тех, кто говорит, что футбол - это просто беготня 22 придурков за одним мячиком и фанатики в метро вечером.

2015-10-14
17:09

Влад Кузьменков :
всякий вид спорта на котором делают деньги,и есть страсть

2015-10-14
16:52

Ирина :
"Домик батюшки уютный и теплый. Каждому предлагают чай и угощение." Избранным наверное предлагают. Но уж точно не простым людям....
Мы с дочкой (9 лет) были в воскресенье в Переделкино, немного запоздали на раннюю службу, потому что приехали из Нижнего Новгорода, решили отстоять и помолиться ещё и на поздней Литургии.
Потом вышли из храма и пошли по тропиночке к батюшкиному домику. На крыльцо резко вышла инокиня и строго спросила как мы сюда попали и ходим без спроса.
Мы извинились и сказали, что приехали просить молитв батюшки Илия. Нам сказали покинуть территорию, якобы потому что батюшка отъехал. (хотя предварительно мы в храме узнали, что батюшка на месте, только накануне не принимал).
Ушли мы не солоно хлебавши и расстроились. Никто никакого чая с угощением нам не предлагал:))
Пошли мы в местную пирожковую и там попили, а потом уехали домой....Грустно...Второй раз уже приезжаем и всё напрасно. И причащаемся накануне у себя в городе и благословение на поездку берём и сами усиленно молимся, но...

2015-10-14
15:07

Мария Ф :
Преподобный старец Варсонофий Оптинский так говорил о футболе: «Не играйте в эту игру и не ходите смотреть на нее, потому что эта игра также введена диаволом, и последствия ее будут очень плохие»

Посмотрите на ребят-ультрас, которые поливают друг друга помоями, устраивают массовые драки!
Я, живя в Москве, иной раз опасаюсь ездить в метро вечером, и когда вижу массу полиции на определенных станциях, понимаю - сегодня матч...

2015-10-14
14:26

Константин :
Про футбол действительно интересно!

2015-10-14
14:00

Евгения :
Марии

"Не так" со спортом вообще, потому что "выше, быстрее, сильнее".
Да здравствует физкультура!

2015-10-14
12:58

Галина Ганичева :
Слава Богу за всё!

2015-10-14
12:56

Вероника :
Дорогой батюшка!

2015-10-14
12:38

Алексей :
Спасибо Вам за Ваш труд (статью), большая благодарность Старцу Илию.
Если у Вас будет возможность, напишите (может быть тут в комментариях), что Старец Илий сказал про футбол?
Думаю многим будет интересно, у многих дети занимаются в секциях.

2015-10-14
12:07

Мария :
а что "не так" с футболом?..

Схиархимандрит Илий (Ноздрин)

“У нас есть сила. У нас есть защита. Мы можем защититься”

“Россия хочет жить как православная страна, законным путем. Она не выходит из рамок своих”

“Молодежь должна следовать совести и закону Божию. Вот так!”

Со схиархимандритом Илием (Ноздриным)

ВСЕ - В КНИГЕ

Подробнейшая информация о Переделкине и его достопримечательностях - в нашей книге .

В этом году исполнилось 85 лет. Родился он спустя 15 лет после революции именно в день ее начала. А день имянаречения, который по православной традиции приходится на восьмой день после появления на свет, для него совпал с празднованием Державной иконы Матери Божией. Вся жизнь его отмечена покровительством Пресвятой, и все, что он делает, - во исполнение воли Государыни об укреплении державы.

Сегодня, на память 40 Севастийских мучеников, у батюшки Илия тезоименитство.

Война

Еще до революции в родном ему селе Становой Колодезь, что на Орловской земле, его дед Иван был старостой Покровской церкви, построенной на личные средства местных крестьян и действующей более века. Однако к моменту рождения внука в семье сына Афанасия и его супруги Клавдии в этом храме службы совершались разве что тайно, а то и вовсе где-то по домам. Оттого новорожденного и крестили в соседнем селе Яковлево в храме Казанской иконы Матери Божией. Нарекли Алексием в честь Алексия, человека Божиего.

Уже в наши дни в 2001 году приехал как-то к тогда еще схиигумену Илию, вернувшемуся уже с Афона в возрождающуюся Оптину пустынь, тракторист-комбайнер с Орловщины Валерий Алексеевич Кравец - посоветоваться по одному семейному вопросу - да обмолвился, что храма в округе нет. А Батюшка и говорит:

Приступай к строительству!

У того - глаза по блюдечку.

Бог, - говорит схимник, - все управит.

Как любит пояснять в таких случаях батюшка Илий: «Строить будет Бог, я буду молиться», - тебе-то, мол, и делать нечего…

Так чудом Божиим практически без отрыва от текущих сельхозработ тракториста-комбайнера храм и поднялся.

Возродили по благословению батюшки Илия Покровский храм и в его родном селе Становой Колодезь. А в детские годы Батюшки, когда ему еще предстояло сесть за парту, закрытый храм в школу переоборудовали. Раньше крестьянские дети в церкви грамоту по Псалтири и постигали. Да вот только при советской власти вход прорубили прямо через алтарь, а ступени выложили из надгробий, сровняв с землей кладбище, что было окрест. Детвора, конечно, об этом ничего не знала. А взрослые все больше молчали. Год, когда будущий схиархимандрит пошел в первый класс, приходился на самые лютые репрессии.

Обучали детей в соответствии с предписаниями советской пропаганды. Много пакостей говорилось о царской семье. Но Рождество и Пасху в селе все равно праздновали, несмотря ни на какие запреты. Разве что глубинный смысл этих торжеств в отрыве от богослужений все больше для односельчан выхолащивался.

Алеше повезло: у него очень верующей была тетя, живущая в Москве. Она часто гостила у них. Из всех племянников - а это еще старший брат Иван да младшие Сергей и сестренка Аня - наиболее чутким ко всему религиозному и святому с малых лет был Алексей. С ним-то они и исходили все открытые еще в родных краях храмы, ездили в действующие церкви Орла. Как подрос, тетя привозила Алексею уже редкую тогда духовную литературу, наставляла в церковнославянской грамоте.

Так что, отучившись потом, уже после школы, в 1955-1958 годах, в машиностроительном техникуме в Серпухове и оказавшись по распределению на строящемся хлопчатобумажном комбинате в городе Камышин нынешней Волгоградской области, юный Алексей первым делом поинтересуется: «А где здесь храм?»

«А нас-то уже и наметили туда ехать», - вспоминает сейчас батюшка Илий.

Попозже, - говорит сейчас, - отвечаю ему.

Сам-то отец Иеремия отправки на Афон ждал целых 14 лет, и Батюшка начинает рассказывать, каким застал его, приехав на Святую гору спустя всего лишь полтора года. Вообще охотнее говорит о других, чем о себе. В этом он весь - точно растворен во внимании к другому…

Отец Иеремия на полтора года раньше меня приехал на Афон. Сокрушался, что только к 60 годам выбраться туда удалось. Трудился и смирялся. То дрова пилил, то штукатурил, то ездил за продуктами в Салоники. Это потом уже стало побольше братии в монастыре, а раньше-то мы как жили? Выгрузят нам припасы на пристань. Мы только через сутки их подберем. А платили и то через месяц, наверное. Нас было человек 10, даже меньше. Всё не успевали. А потом отец Иеремия на всех закупался, возил продукты. Очень заботливый был, на братию никогда голоса не повышал. Хотя работы у нас тогда было невпроворот.

- Разрушено всё было?

Да, конечно, всё было уже обветшавшее. После революции из советской России на Афон никого не пускали, да и греки препятствия чинили, упадок обители означал передачу русского монастыря им. К тому же два пожара случилось.

- Это при вас?

Нет, не при мне. Лес горел около гостиницы еще раньше.

- Как сохранялись монашеские традиции?

Мы наших предшественников, можно сказать, и не застали. Из прежних там только карпатороссы были. Хотя они не намного раньше нас приехали. Это братия из Закарпатья. Подвизались все мы, как могли.

- А там брань сильная?

Да. Конечно, враг пристает. Диавол воюет везде. Но в таком святом месте молиться, конечно, легче.

- Как братия противостояла бесовским нападкам?

Молитвой и противостояла. Служба там каждый день совершается. Хотя нас было и немного, но служили в двух храмах. Там они различаются: Покровский в древнерусском стиле выстроен, а Пантелеимонов уже носит печать начала XIX века. Когда братия перешла с Русика, тогда и построила этот Пантелеимонов собор. Хотя раньше монахи хотели строить другой, еще больший собор своему покровителю. Но потом началась революция, 1917 год. Ничего не получилось. Многие из старой братии поумирали, пока в России все эти нестроения были. В последнее время, когда готовились к прошлогоднему празднованию 1000-летия пребывания русских на Афоне, на Русике восстановили небольшой храм. Он был освящен в 1920 году. И однотипный построен был еще в Ильинском скиту.

«Работающему монаху один бес докучает, а на праздного сотня наваливается»

Если постоянно находиться в трудах на послушании, это тоже помогает в борьбе с бесовскими нападениями. Работающему монаху один бес докучает, а на праздного сотня наваливается.

- Батюшка, а вы на Русике несли послушание?

Был я и там недолгое время. А так в основном в самом Пантелеимоновом монастыре. Не так часто, но приходилось посещать Ксилургу - это место, где русское святогорское монашество зарождалось. Бывал и в нашем скиту Крумица: когда был на Афоне, частенько оставался там.

- А какие послушания вы на Афоне несли?

Всё, что касалось жизни монастыря. Потому что нас сначала было немного, за всё брались. Потом уже потихонечку подъезжать стала братия. А сначала надо было всё восстанавливать. Келлию старца Силуана мне помогли воссоздать.

- На мельнице?

- Батюшка, а на мельнице какое у вас было послушание?

Мельница как таковая тогда уже не работала. Хотя раньше там было три секции, посменно муку мололи, но тогда и монахов в монастыре было много. А нас - мало, так что мы сосредоточились на восстановлении храмов, а в процессе этой работы еще и старцу Силуану придел сделали. Крышу сами у соборов перекрывали, а то она уже совсем могла рухнуть. Сначала сами трудились, потом уже стали рабочие появляться.

Я в последнее время в канцелярии послушание нес. Конечно, раньше в монастыре много было людей, и служение в канцелярии было разнообразным: кто-то отвечал за бумаги по паломникам, кто-то в игуменском служил, другой по братии - а мне со всем этим самому управляться приходилось.

- Вы же еще и обязанности духовника братии исполняли?

- А с другими монастырями общались? Как-то опыта святогорского набирались у них?

Конечно, и к нам братия из других монастырей приезжала, и мы посещали другие обители.

- С кем общались?

В болгарском монастыре Зограф мне тогда, бывало, приходилось служить. Недавно паломничали на Афоне, и снова служил в Зографе. В греческом монастыре Дохиар у иконы Божией Матери «Скоропослушница» часто бывали. С игуменом монастыря Ксенофонт Алексием давно тесно общаемся. Монастырь Ксиропотам любили навещать.

- А со старцем Паисием встречались?

А где он был?

- У него последняя келлия Панагуда недалеко от монастыря Кутлумуш.

Да, был у него. Его же недавно канонизировали? Приходил я к нему. Правда, он русский не знал. А я по-гречески не очень понимаю. Но то, что он говорил людям, можно и в его книгах прочитать. Главное - общение, увидеть друг друга, помолиться вместе.

- А в Симонопетре были? Со старцем Эмилианом (Вафидисом) общались?

Был. Как со старцем Паисием, так и с ним общался. И там, и там всегда много русских было.

- Что с Афона можно нам сейчас перенять?

Что-что?! Подвиг! На Афоне жизнь - всегда подвиг. Там постники и трудники живут. Когда туда наши разбалованные мирские мужики приезжают пожить, им, конечно, бывает трудновато. Ночью - службы. Кухня скудная, не всегда соответствует запросам тех, кто в ресторанах привык питаться. Физически еще работать надо.

- А вы, когда жили в Пантелеимоновом монастыре, как пропитание находили?

Мы не голодали, особой нужды не было. Всегда как-то находилось что-то на трапезу.

- Братия сами себя обеспечивали?

Да. Трудились и молились. Господь не оставлял.

- Какое у монахов правило на Афоне?

У всех по-разному.

- А у вас какое правило там было?

Молитвы, каноны.

- Сейчас много литературы про афонских подвижников. Там пишется даже про святогорскую норму поклонов по 1000, минимум по 300 поклонов в день. Да?

Мы сейчас все слабые. Таким - не больше 12. Сколько кто сможет. Сейчас - больше, конечно.

- Батюшка, а как вы на Афоне молитве учились?

Нас там постоянно занимала служба. Иисусову молитву, конечно, читали и в келлиях, и в храме, и на послушаниях. Вообще келейно всегда очень тщательно готовились к службе, молились, прежде чем пойти в храм.

- Иисусовой молитвой непрестанно молились?

Как получалось.

- Как в миру научиться молиться?

Господь дает молитву молящемуся. Молишься? Вот молись!

- Дай Бог по утрам и вечерам. А Иисусовой молитвой - как?

«Господь дает молитву молящемуся. Молишься? Вот молись! И еще: надо стараться жить более отрешенно и размеренно»

Современный человек в мегаполисе много занят мыслительной деятельностью. Да еще ночами за компьютером сидит. Надо стараться жить более отрешенно и размеренно. Благословиться жить по Уставу, расписать: что, когда. Не всегда, конечно, точно в миру удастся соблюдать Устав, но надо все равно пытаться, чтобы жизнь была более упорядоченной.

Своя земля

От того-то батюшка Илий и благословляет жить на земле, возвращаться из города в деревню. Здесь человек более вписан в установленные Богом ритмы смены зимы, весны, лета, осени. Читает, как батюшка Илий часто напоминает слова Михаила Васильевича Ломоносова, Книгу природы, открытую нам, как и , Самим Творцом.

В деревне легче уверовать, вернуться к своим церковным корням. Здесь тобой уже не помыкает опустошающая нервотрепка мегаполиса, потребительский диктат рекламы, нескончаемый офисный цейтнот. Человек на земле самодостаточен. Тут ощутимее то, как Бог благословляет труды человека, и он этим живет. Какие бы ни произошли мировые катаклизмы: отключение электричества, а заодно и упразднение тотального господства в жизни современника интернета и телекоммуникаций, крах финансовой системы, санкции… - человек на земле проживет! Эта внутренняя априорная независимость с духовной точки зрения очень важна. Тут линия сопротивления антихристовой цивилизации Вавилона.

Потому и при возрождении Оптиной пустыни, куда спустя 10 лет подвига на Афоне был отправлен отец Илиан, внимание уделялось не только возрождению монашеского общежительного Устава, но и развитию собственного монастырского хозяйства: оптинская братия всегда кормилась от своих трудов.

Здесь Батюшка был уже пострижен в великую схиму с именем другого севастийского мученика Илия (в переводе с греческого «солнце») и получил благословение возрождать традицию старчества, которой всегда славилась Оптина.

Рожденный и выросший в деревне, он знает, сколь сельская жизнь трудна, но и насколько спасительна. Этот опыт выстрадан поколением старца Илия. Он помнит, как целенаправленно русского человека «отбивали» от земли. Насильственно людей сгоняли в колхозы, где даже зарплаты не платили, заставляя работать за галочки-трудодни. Облагали при Сталине, чьи годы правления как раз пришлись на детство батюшки Илия, непомерными налогами любую домашнюю живность, каждое плодовое дерево, каждый куст смородины в саду. Так что люди просто все повырубали и отказывались уже разводить домашнюю птицу и скот. При любой возможности бежали в город. А в сознании на поколения закреплялся стереотип неприемлемости жизни на земле.

Но даже в то трудное время, вспоминает , также отмечающий в этом году 80-летний юбилей, была у людей какая-то внутренняя сила и жизнеспособность, дети в деревнях воспитывались в главной христианской добродетели - в духе благодарения. Ценили еду, потому что видели, как трудно она добывается. Уважали труд, тем более родителей, а значит, росли в исполнении заповеди о почитании отца и матери (см.: Исх. 20: 12). Вообще, говорит, ценили всё: одежду, крышу над головой, инструменты труда. Потому что не было ничего. Зато была взаимовыручка. Дети сызмальства учились делиться. Любой мелочи - радовались! А сегодня дух пресыщения рождает апатию и уныние, несмотря на всю суету.

«Больше трудитесь на земле - некогда вам будет скучать»

У вас же семьи! Дети! Вот разобьешься или калекой станешь - они же пропадут. Надо сельское хозяйство поднимать. Начните работать! Больше трудитесь на земле - некогда вам будет скучать. А на мотоцикле гонять не надо.

Приехала Ксения домой да пересказала всё мужу. Уж не знает, как это опосредованно благословение подействовало, но отец к тому моменту уже двух детей больше на прыжки с парашютом не ездил, а, к удивлению всех, занялся сельским хозяйством. А вскоре по благословению Батюшки в семье родился долгожданный после восьмилетнего перерыва третий ребенок.

Многочадие - это то, от чего так же, как и от спасительной жизни на земле, целенаправленно отучали русский народ. Женщину, вопреки апостольскому увещеванию, что спасется она чадородием (см.: 1 Тим. 2: 15), нагружали «общественно полезным трудом», будь то перевыполнение плана в колхозе или на городском производстве, а младенцев им приходилось сдавать в инкубаторы-ясли, потом - в детские сады.

Евгения Ульева по благословению батюшки Илия родила восьмерых детей. Первой дочери старец точно предсказал ее встречу с будущим мужем за пять лет до этого, сейчас она сама уже стала мамой. А со второй дочерью вообще интересная история. Приехали они как-то с мамой к батюшке Илию, а он и говорит:

Поедете в деревню Бурнашево, найдете там Иру, у которой коровы, и выходи, - обращается к дочери, - замуж за ее сына Максима.

Поехали туда, разыскали дом, познакомились с мамой и сыном…

Самое удивительное, - рассказывает Евгения, - что молодые полюбили друг друга с первого взгляда! И мы вскоре сыграли свадьбу. Теперь они живут в деревне, растят уже двоих деток, счастливы, у них свое стадо коров.

Благословению перебраться в деревню теперь не нарадуется и семья некогда москвичей Константина и Аллы Полуниных. Их дети теперь учатся дома, и из типичных «затюканных» столичных школьников, как говорит мама, превратились в победителей многих олимпиад. Не говоря уже о том, что стали просто намного здоровее.

А семью Федора и Софии Белавиных Батюшка благословил вести фермерское хозяйство. Монастырь Оптина пустынь им даже за небольшую плату уступил старенький комбайн, на котором они обрабатывают землю и собирают урожай по соседству с обителью. В свои молодые годы растят уже троих детей.

Есть в столице и учебные заведения, например частная школа «Интеграция», директора которой Аксану Вячеславовну Долгалеву Батюшка благословил купить загородный участок и организовать обширное учебно-опытное хозяйство.

Начинайте, - напутствовал. - Будет тяжело, но делайте!

Дети должны хотя бы просто знакомиться с жизнью на земле. За ней оздоровление и физических, и нравственных сил народа, отрезвление от всяческих призраков, химер, зависимостей и утопий как прошлого, так и настоящего века.

Батюшка Илий, ученик питерской духовной школы, благословляет исполнять пророчество-завещание одного из ее столпов : Россия будет жить от земли.

В конце концов, для кого же отвоевывали русскую землю эти героические поколения? Для кого вымаливают мир и жизнь до сих пор?




Top