"игроки в карты". Игры в живописи Какие из "Игроков" самые дорогие

Заключена крупнейшая сделка с произведением искусства за всю историю: королевская династия Катара приобрела картину Поля Сезанна «Игроки в карты» за четверть миллиарда долларов

Установлена самая высокая цена на произведение искусства за всю историю: королевская династия Катара в частной сделке приобрела картину Поля Сезанна «Игроки в карты» за 250 миллионов долларов! Вместе с этой легендарной покупкой маленькая и богатая нефтью страна вошла в группу избранных: существуют лишь пять вариантов этой картины, и четыре из них украшают мирового уровня коллекции, например Музея Орсэ и МоМА.

Цена может показаться безумной, ведь она более чем вдвое превышает текущий рекорд для произведения искусства, проданного на открытых торгах (106,5 миллиона долларов за картину Пикассо). И это не эпический Ван Гог и не портрет Вермеера, а несколько угловатое и мрачное изображение двух французских мещан за карточным столом. Однако с этой легендарной покупкой маленькая и богатая нефтью страна приобрела не только шедевр постимпрессионизма, но и входной билет в клуб избранных: существуют лишь пять вариантов этой картины, и четыре из них украшают мирового уровня коллекции - Музея Орсэ, Музея Метрополитен, Института искусств Курто и Фонда Барнса. Для нации, которая сейчас занимается возведением музейной империи, это мгновенный кредит доверия.

Стоит ли этих денег картина, написанная на пороге ХХ века? Сезанна, вдохновителя кубистов и предвестника абстракционизма, Пикассо называл «отцом всех нас». «250 миллионов это целое состояние, - считает оценщик Виктор Вайнер (Victor Wiener), к которому обратились лондонские страховщики из Lloyd’s после того, как Стив Уинн проткнул картину Пикассо локтем в 2006. - Но если открыть любой учебник по истории искусства, ты наверняка там встретишь изображение “Игроков в карты”. Это важнейшее, центральнейшее произведение. Месяцами слухи о его продаже перемалывались в арт-среде. Теперь [когда они подтвердились] эту цену будут использовать как точку отсчета: она изменила всю структуру арт-рынка».

Фактическая продажа полотна Сезанна произошла в 2011 году, однако детали этой тайной сделки потихоньку становятся явными по мере того, как важнейшие коллекционеры, кураторы и дилеры отправляются в Катар на открытие легендарной выставки Такаси Мураками, с успехом прошедшей в Версале. Страна, занимающая маленький выступ большого Аравийского полуострова, стала новым средоточием культурных начинаний: , в Дохе проходит ретроспектива Луиз Буржуа, а в марта в Катаре состоится Всемирный Художественный Форум, куда съедутся ведущие художники, кураторы и главы музейных объединений.

Катар и его столица Доха - это не просто место, усыпанное парковками частных самолетов. Это интеллектуальный и медийный центр. Здесь находится телекомпания «Аль-Джазира», филиалы многих американских университетов - и задачи они перед собой ставят самые амбициозные. Катар мастерски организует масштабные проекты. Например, в 2008 на открытии Музея исламского искусства, бегемотообразного здания из известняка, рожденного фантазией лауреата Притцкеровской премии архитектора Й. М. Пея, в гавань Дохи вошла флотилия старинных кораблей, каждый из которых представлял один из всемирно известных музеев. А на открытии катарской версии Кинофестиваля Трайбека Роберт де Ниро (Robert De Niro) поднялся из морских пучин на вращающемся лифте.

В 2010 катарские эмиры открыли Арабский музей современного искусства и Катарский национальный музей, который сейчас поновляет знаменитый Жан Нувель перед повторным открытием в 2014. Туда и может отправиться в итоге Сезанн наряду с первостепенными работами Ротко, Уорхола и Херста, за которыми катарская династия охотилась на ведущих аукционах или скупала их в частных сделках.

Королевская династия Катара, впрочем, не дает никаких комментариев о своих приобретениях. В узком кругу аукционистов и дилеров, с которыми имеет дело Катар, как правило, принято подписывать договоры о неразглашении. Но многочисленные источники подтверждают факт покупки «Игроков в карты» Катаром.

Как же Катару достался Сезанн? Долгие годы греческий судовладелец Джордж Эмбирикос (George Embiricos) держал это ценное произведение у себя и редко предоставлял его для выставок. Много раз ему предлагали продать Сезанна, и по мере роста арт-рынка предложения разных дилеров звучали все более соблазнительно, но Эмбирикос оставался непреклонен. В прошлом году картина «Игроки в карты» из коллекции Эмбирикоса порталом theartwolf.com была названа самым ценным произведением искусства в частных руках .

Незадолго до своей смерти зимой 2011 года коллекционер начал переговоры о продаже полотна. По словам знающих людей, двое арт-дилеров - Вильям Аквавелла (William Acquavella) и еще один (по слухам, это был Ларри Гагосян) - предложили за картину свыше 220 миллионов долларов. Но королевская династия Катара заплатила 250 миллионов или даже больше. Споры о точной сумме сделки вызваны переводами денег из одной валюты в другую, когда картина меняла хозяина. В своих оценках финальной цены сведущие люди доходят до 300 миллионов долларов.

Интерес Катара к «Игрокам» был значительно подогрет еще и тем, что как раз во время обсуждения сделки в Музее Метрополитен открылась целая выставка, посвященная сезанновской серии с карточными игроками, и в экспозиции явно не доставало лишь одной картины - из коллекции Эмбирикоса. Она считается последней в серии (создана около 1895) и «самой мрачной, совершенной и берущей за живое», полагает куратор выставки в Метрополитене Гери Тинтероу (Gary Tinterow), ныне возглавляющий Музей изящных искусств в Хьюстоне.

Члены катарской династии покупают искусство при посредничестве G.P.S. - триумвирата дилеров из Нью-Йорка и Парижа, известного своей осмотрительностью. Среди его главных участников внук импрессиониста Камиля Писсарро Лайонел (Lionel Pissarro) и дилер Филипп Сегало (Philippe Segalot), который провел множество частных сделок для миллиардера Франсуа Пино (François Pinault). Также, по словам близких к делу людей, в сделке с Сезанном определенную роль сыграл также Ги Беннет (Guy Bennett), бывший глава департамента импрессионистов и модернистов Christie’s.

Самое дорогое произведение искусства, проданное на открытых торгах, это «Обнаженная на фоне бюста и зеленых листьев» - изображение соблазнительной Мари-Терез Вальтер, возлюбленной Пабло Пикассо (106,5 миллиона долларов, Christie’s, 4 мая 2010). Частным порядком работы Пикассо, Поллока, Климта и де Кунинга сменяли хозяев по цене в диапазоне от примерно 125 до 150 миллионов долларов, причем в сделках участвовали такие люди, как Рональд Лаудер, Стив Уинн и Дэвид Геффен. Но ни одна цена сделки и близко не подошла к сезанновской. При этом Катар интересуется и искусством ХХ века: в прошлом году сайт The Art Newspaper назвал эту страну главным покупателем искусства в мире , в том числе и искусства современного (коллекция работ Марка Ротко).

У Катара не менее амбициозный сосед - Объединенные Арабские Эмираты. В регионе сосредоточено 10 % общемирового запаса нефти, живет около 4 миллионов человек, и до недавнего времени в ОАЭ наблюдался крупнейший в мире строительный бум. В столице Абу-Даби сейчас, после небольшой остановки, продолжилось возведение филиалов Лувра и Музея Гуггенхайма .

Расцвет искусств на берегах Персидского залива, конечно, происходит в тени «арабской весны», однако без ярких публичных зрелищ он все равно не обходится. Это делается ради славы, привлечения туристов и пр. - и покупатели искусства устраивают шумиху наподобие голливудской. 28-летняя дочь катарского эмира Шейха Аль-Маясса бинт Хамад бин Халива Аль-Тани возглавляет Ведомство музеев Катара. Но ее первая работа была на Кинофестивале Трайбека в Нью-Йорке (однажды она похвасталась, смеясь, что ее работа заключалась в покупке печенья на завтрак для Джейн Розенталь). На следующей неделе она будет проводить вернисаж выставки Такаси Мураками.

Катар стал значительным игроком арт-рынка где-то десять лет назад, когда Шейх Сауд Аль-Тани, министр культуры и второй племянник катарского эмира, занялся беспрецедентным «шопингом» на мировом арт-рынке. Правда, кончилось все скверно: шейха в 2005 арестовали по обвинению в расходовании бюджетных средств не по назначению (сегодня он уже на свободе). Теперь его кузен, эмир Сауд аль Сауд подхватил эстафету собирательства.

Закончился ли покупательский бум в Катаре? Никоим образом. Катар сделал еще одно важнейшее «приобретение» в прошлом году, наняв бывшего главу Christie’s Эдда Долмана в качестве директора своего музейного ведомства.

Материал подготовила Мария Онучина, AI

В прошлом году эмир Катара для семейной коллекции приобрел за 250 млн.

долларов одну из пяти картин Поля Сезанна «Игроки в карты» (1890-1895гг), остальные четыре картины выставлены в музейных коллекциях Лондона, Парижа, Нью-Йорка и Филадельфии. На сегодняшний день - это рекордная сумма, заплаченная за произведение искусства.

Французский художник Поль Сезанн (1839-1906) жил во времена Второй Империи, общался с импрессионистами О. Ренуаром, К. Мане, Э. Моне, принимал участие в выставках «Салона отверженных». Вместе с тем, он считается ярким представителем постимпрессионизма (в буквальном переводе - после импрессионизма), т.е. входит в плеяду мастеров живописи, которые пытались отыскать субъективное изображение реальности.

Его раннее творчество («Оргия», 1864-68) находится под влиянием старой школы Тинторетто и Веронезе, а несколько позже и Г. Курбе с характерной тёмной палитрой цветов («Печка в мастерской»). Сойдясь с импрессионистами, Сезанн работает на пленэре, краски его светлеют, но они постепенно расходятся в понимании искусства - вместо динамики света и цвета он ищет статику и материальную предметность природных явлений («Дом повешенного в Овере»).http://gmetal.ru

Сезанн подолгу разрабатывает один мотив, пытаясь найти устойчивые структурные закономерности. Для этого периода его творчества характерны многочисленные картины с изображением горы Сент-Виктуар. «Игроки в карты» в этом плане не стали исключением - три картины изображают двух одинаковых игроков в одинаковой композиции, решенных в разной цветовой палитре.

Между тем, в этом выражено стремление Сезанна создать «классическое» искусство, лишенное всего незначительного и преходящего. Стремление раскрыть неизменное величие и гармоническую уравновешенность природы, ее органическое единство в портрете, пейзаже, натюрморте и фигурной композиции («Автопортрет», «Гора Сент-Виктуар», «Персики и груши», «Пьеро и Арлекин»).

Картины Сезанна - это всего лишь три цвета: зеленый, голубой и желтый, но оперируя их градациями, варьируя мазками, он обозначал степень освещённости и пространственные планы. Творческое наследие художника оказало влияние, в том числе, и на русских художников И.И. Машкова, П.П. Кончаловского и других.

Сюжет

Прованские крестьяне, коротающие свободные часы за курением трубки и игрой в карты, застыли, поглощенные своим занятием. Это своего рода парафраз французской и фламандской живописи XVII века. Правда, в отличие от работ прошлого, где карточная игра разворачивалась в тавернах между подвыпившими простолюдинами, Сезанн представил персонажей как философов. Его игроки сфокусированы, их лица словно окаменели.

«Игроки в трик-трак» братьев Ленан, XVII век. (wikipedia.org)


Серия из пяти полотен была написана между 1890-м и 1895-м. Полотна различаются размерами, количеством персонажей и колористикой. Все они рассеяны по миру. Самая дорогая находится сейчас в Катаре.


1890−1892 гг., Метрополитен-музей, Нью-Йорк. (wikipedia.org)


1890−1892 гг., Фонд Барнса, Филадельфия. (wikipedia.org)


1892−1893 гг., Семейное собрание эмира Катара. (wikipedia.org)


1892−1895 гг., Институт искусства Курто, Лондон. (wikipedia.org)


1894−1895 гг., Музей Орсе, Париж. (wikipedia.org)


Во время подготовки к работе художник долгие часы наблюдал за крестьянами в родном Экс-ан-Провансе. Он сделал более дюжины эскизов, некоторые из которых воспринимаются сегодня как самостоятельные произведения.

Судьба художника

Поль Сезанн родился на юге Франции в городе Экс-ан-Прованс в 1839 году в семье состоятельного юриста и банкира, который настаивал на том, чтобы сын пошел по его стопам. И хотя сын отказался подчиниться воле отца, последний не оставил его без поддержки. Все же, несмотря на деньги семьи, Сезанну приходилось туго во время его жизни в Париже. После кончины отца в 1886 году Сезанн получил наследство, что решило все его финансовые проблемы и позволило сосредоточиться на искусстве.

Его ближайшим другом был Эмиль Золя, который также родился в Экс-ан-Провансе. Вместе они росли, мечтали о будущей славе, затем переехали в Париж, где, по мысли Золя, только и можно было прославиться. Сезанн же больше любил спокойную, упорядоченную жизнь в провинции. Это стало одной и причин разлада, который впоследствии перерастет в открытый конфликт.

Поль Сезанн, начало 1860-х. (wikipedia.org)


Сезанн не получил серьезного художественного образования. В Экс-ан-Провансе он ходил на курсы рисунка, а после переезда в Париже пытался поступить в серьезное учреждение, но каждый раз ему отказывали. И тогда Сезанн стал учиться у великих мастеров, чьи работы он мог найти в Лувре.

Долгое время его работы не только не покупали, но и не выставляли, не понимали и не поддерживали его как художника. Перелом в творчестве Сезанна произошел после знакомства с Камилем Писсарро, который смог разглядеть чувственную скромную натуру Поля за его внешностью, которую сравнивали с медвежьей. Тот же Писсарро поддержал идею Сезанна жить в провинции, в окружении природы.

Будучи человеком замкнутым и застенчивым, Сезанн долгие часы проводил за размышлениями о сути искусства, природе вещей и средствах, с помощью которых ее можно выразить. Он пришел к мысли, прогрессивной для своего времени, что художник, прежде чем писать что-либо, должен постичь суть объекта, а затем через форму, цвет и композицию выразить ее. Копирование реальности, по мысли Сезанна, было бессмысленным. Он стремился передать незримое через искусство.

В своих творческих поисках Сезанн все дальше уходил от импрессионизма к абстракции. Что до личной жизни, то с годами он все глубже погружался в депрессию, которая отвратила его (и от него) друзей и семью. После смерти матери в 1897 году он и вовсе стал затворником, чем спровоцировал появление многочисленных легенд и мифов о себе.

Сезанн предложил новый способ понимании мира через искусство: «Пейзаж становится человеком, мыслью, бытием внутри меня. Я становлюсь одной из моих картин. Мы сливаемся в радужном хаосе». Молодые художники, в том числе

Карточные игры в живописи

Играю в карты, пью вино,
С людьми живу - и лба не хмурю.
Ведь знаю: сердце все равно
Летит в излюбленную бурю.

Лети, кораблик мой, лети,
Кренясь и не ища спасенья.
Его и нет на том пути,
Куда уносит вдохновенье.

Уж не вернуться нам назад,
Хотя в ненастье нашей ночи,
Быть может, с берега глядят
Одни, нам ведомые очи.

А нет - беды не много в том!
Забыты мы - и то не плохо.
Ведь мы и гибнем и поем
Не для девического вздоха.
1922 Ходасевич Владислав


Бог и смерть играют в карты - за жизнь умирающего

Игральные карты были изобретены в Восточной Азии и, вероятно, появились в Европе в позднем средневековье.
Интересно, что вместе с их появлением возникли и первые запреты на азартные игры. Однако, игральные карты
быстро стали пользоваться большой популярностью во всей Европе. Вместе с ними появились и проблемы –
ссоры в игре, и часто банкротство за долги в результате проигрышей в карты.

В художественных представлениях игры в карты появляется фундаментальный дуализм. С одной стороны, карточная
игра веселое времяпрепровождение людей из всех слоев общества - высшая знать, монахи, крестьяне, солдаты, и
даже женщины. С другой стороны, игра была так же и плоха, людьми овладевали дьявольские пороки, которые
приводили к гибели и даже убийствам.

Ренессанс


Maler Lucas van Leyden (1494-1533 in Leiden). Игроки в карты

Женщина играет с двумя мужчинами и видно, что флиртует с молодым мужчиной, старший, в свою очередь,
явно недоволен. Таким образом прецедент для борьбы и насилия уже создан

Барокко


Die Kartenspieler von dem flämischen Maler Théodore Rombouts (1597-1637).

Типичная жанровая картина живописи барокко. Солдаты играют в пабе. Rombouts долго жил во Флоренции и Риме,
где он находился под сильным влиянием Караваджо.

Мошенничество

Тема обмана в карточных играх также стара, как и сами эти игры. Поэтому неудивительно, что есть художники,
которые обыгрывают эту тему в своих произведениях.


Die Falschspieler (um 1594) von dem italienischen Barockmaler Michelangelo Merisi da Caravaggio (1571-1610).

Караваджо известен своими реалистичными изображениями повседневных ситуаций в жизни. Здесь обманщик берет
игральную карту из-за пояса сзади по сигналу своего сообщника. Сообщник видит карты противника обманщика и
сообщает ему информацию.


Soldaten spielen Karten und Würfel (ca. 1620/1622) von dem französischen Barockmaler Valentin de Boulogne (ca.1594-1632).

Во время длительного пребывания в Италии Boulogne находилась под сильным влиянием искусства Караваджо, что
видно по этой картине. Здесь, также, показано мошенничество за игрой среди солдат, играющих в карты и кости.

Голландская жанровая живопись

В фламандских / голландского барокко сцены из жизни простых людей были чрезвычайно популярны. Очень популярны
были изображения крестьян и солдат, которые пили, курили, дрались, и даже просто играли в карты. Изображались
простые, почти примитивные ребята, которые отдают душу и тело простым удовольствиям.


Flämischen Maler Adriaen Brouwer (1605- 1638). Крестьяне за игрой в карты


Adriaen Brouwer (1605- 1638) Спор из-за карт

Brouwer изображал сцены из жизни фермеров и таверн – крестьянские танцы, карточные игры, куренье, питьё и драки,
всё, чем была пронизана жизнь простых крестьян. Его картины характеризуются большой жизненной силой, и иногда
даже преувеличением вплоть до карикатуры.


Wirtshausszene (1658) von dem flämischer Maler David Teniers (1610-1690).

Опять же пьют, курят и играют крестьяне. Сцена напоминает картины Brouwer, но здесь гораздо меньше смотрится
животной жестокости.


Maler Norbert van Bloemen (1670-1746). Крестьяне за игрой в карты.
Опять же, карточная игра как одна из маленьких радостей простого человека.

Рококо


Francisco de Goya (1746-1828). Игроки в карты

Очевидно, что картина написана на самом раннем этапе его творчества, когда он все еще пытался утвердиться в
качестве придворного живописца. Идиллическая сцена, нарядные люди, которые коротают время в течение дня.
Карточная игра не несет никакой отрицательной составляющей. Это просто одна из форм развлечения.

Американский реализм

В Соединенных Штатах обычно копировали в искусстве все движения старой Европы. Однако, хоть и медленно,
развивался свой взгляд на мир, который находился под сильным влиянием пока ещё дикой страны и пионеров
компании её освоения.
Как известно, азартные игры занимали значительное место в так называемом "Диком Западе". Они здесь
составляли неотьемлемую часть повседневной жизни.


George Caleb Bingham (1811-1879). За игрой в карты.

Bingham здесь, показывает, абсолютно лишенную драматизма повседневную ситуации. Цель игры скоротать время
во время долгой поездки.


Maler John Mix Stanley (1814-1872). Игра за оленя.

Удивительная картина – индейцы охотились, а теперь разыгрывают свою добычу в карты. Ведут себя как обычные
американцы. Экзотическая атмосфера вписывается в акт карточной игры.

Жанровая живопись


T. Golwig. Типичная жанровая картина 19-го века.

Трое мужчин играют в карты и наслаждаются любимым напитком.
Здесь отсутствует зло, просто хорошее времяпрепровождение


Giulio del Torre (Italian, 1856-1932). Мальчики, играющии в карты.

На протяжении столетия в жанровой живописи было очень популярно изображать танцующих цыганок, детей,
играющих в карты…. Но на этой картине игра детей смотрится довольно естественной.

Исторические картины.

Исторические картины был одним из наиболее популярных форм искусства 19 Века. Кроме славных событиях
национальной истории были востребованы и идиллические сцены из старых добрых времен. Эти идеализированные
сцены повседневной жизни в значительной степени базировались на голландской жанровой живописи.
Представлялись также гулянья и азартные игры солдат, священнослужителей и фермеров. Однако атмосфера
создавалась более драматичная.


Французский художник Jean-Louis-Ernest Meissonier (1815-1891). Конец карточной игры.

Meissonier прежде всего был художником своего времени и создал маленький шедевр из реалистичных деталей.
Здесь он показывает весьма драматичную концовку карточной игры в 17-м веке.


Французский художник Adolphe Alexandre Lesrel (1839-1929). Колода карт

Картина Lesrel посвящена в основном изображению исторических костюмов. Карты не вносят в этот сюжет ничего
дикого, просто старые добрые времена и лучшие костюмы.


Испанский художник Maximo Juderías Caballero (1867-1951). Служащие играют в карты.

Caballero был не только художником, а также и торговцем. Так что он нарисовал просто красивые фотографии
исторического жанра, такой китч.

Импрессионизм

Mary Cassatt была американским художником и хорошим другом Дега. Это просто повседневная банальная сцена.


Paul Cézanne (1839-1906). Игроки в карты (c.1890)

Здесь тоже совершенно нормальная житейская ситуация. Мужчины играют в карты, без всякой драмы.

Современное искусство.


Немецкий художник Wilhelm Heinrich Otto Dix (1891-1969). Skatspieler (1920)

Dix здесь показывает, ветеранов Первой мировой войны, которые собрались в кафе. А что солдаты всегда делали
в кафе - играли в карты. Изображение фокусируется в основном на трамвы, как свидетелей великого бедствия.




Top