III. Назначение на должность и освобождение от должности

В соответствии с Законом города Москвы от 26 января 2005 г. N 3 "О государственной гражданской службе города Москвы", а также в целях повышения эффективности кадровой политики на государственной гражданской службе города Москвы:

1. Утвердить Порядок назначения на должности и освобождения от должностей государственной гражданской службы города Москвы (приложение 1).

2. Утвердить Порядок заключения служебных контрактов о прохождении государственной гражданской службы города Москвы и замещении должностей государственной гражданской службы города Москвы в государственных органах города Москвы (приложение 2).

3. В Аппарате Московской городской Думы, Контрольно-счетной палате города Москвы, Московской городской избирательной комиссии, Аппарате Уполномоченного по правам человека в городе Москве порядок назначения на должности и освобождения от должностей государственных гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы города Москвы, а также порядок заключения служебных контрактов о прохождении государственной гражданской службы города Москвы и замещении должностей государственной гражданской службы города Москвы утверждаются руководителями указанных государственных органов.

4. Установить, что представителями нанимателя являются:

4.1. Для руководителей органов исполнительной власти города Москвы, их первых заместителей, заместителей (за исключением первых заместителей и заместителей глав управ районов города Москвы), а также для пресс-секретаря Мэра Москвы - руководителя Пресс-службы Мэра и Правительства Москвы, советников, старших референтов и референтов Мэра Москвы - Мэр Москвы.

4.2. Для государственных гражданских служащих города Москвы, замещающих должности первых заместителей и заместителей глав управ районов города Москвы, - префекты соответствующих административных округов города Москвы.

4.3. Для государственных гражданских служащих города Москвы, замещающих должности государственной гражданской службы в Аппарате Мэра и Правительства Москвы (за исключением пресс-секретаря Мэра Москвы - руководителя Пресс-службы Мэра и Правительства Москвы, советников, старших референтов и референтов Мэра Москвы), - заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководитель Аппарата Мэра и Правительства Москвы.

4.4. Для государственных гражданских служащих города Москвы, замещающих иные должности государственной гражданской службы в государственных органах, - руководители соответствующих государственных органов города Москвы.

5. Установить, что одно и то же лицо замещает должность главы управы района города Москвы одного и того же района города Москвы не более семи лет подряд.

6. Установить, что на должности государственной гражданской службы города Москвы назначаются преимущественно лица, состоящие в кадровом резерве города Москвы в соответствии с Законом города Москвы от 26 января 2005 г. N 3 "О государственной гражданской службе города Москвы".

8. Признать утратившими силу:

8.1. Указ Мэра Москвы от 1 июня 2005 г. N 32-УМ "О назначении на должности и освобождении от должностей государственных гражданских служащих государственных органов города Москвы".

8.2. Указ Мэра Москвы от 14 октября 2005 г. N 65-УМ "О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 1 июня 2005 г. N 32-УМ "О назначении на должности и освобождении от должностей государственных гражданских служащих государственных органов города Москвы".

8.3. Указ Мэра Москвы от 20 июня 2007 г. N 35-УМ "О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 1 июня 2005 г. N 32-УМ".

8.4. Указ Мэра Москвы от 9 сентября 2009 г. N 66-УМ "О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 1 июня 2005 г. N 32-УМ".

8.5. Указ Мэра Москвы от 8 декабря 2010 г. N 149-УМ "О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 1 июня 2005 г. N 32-УМ".

8.6. Указ Мэра Москвы от 27 января 2011 г. N 5-УМ "О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 1 июня 2005 г. N 32-УМ".

8.7. Указ Мэра Москвы от 21 февраля 2011 г. N 14-УМ "О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 1 июня 2005 г. N 32-УМ".

8.8. Указ Мэра Москвы от 29 апреля 2011 г. N 34-УМ "О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 1 июня 2005 г. N 32-УМ".

8.9. Указ Мэра Москвы от 15 мая 2012 г. N 27-УМ "О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 1 июня 2005 г. N 32-УМ".

8.10. Распоряжение Мэра Москвы от 5 ноября 1991 г. N 202-РМ "О порядке замещения должностей руководящих работников и специалистов, назначаемых и освобождаемых Мэрией и Правительством Москвы".

9. Контроль за выполнением настоящего указа оставляю за собой.


Мэр Москвы С.С. Собянин


ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ НА ДОЛЖНОСТИ И ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ДОЛЖНОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ ГОРОДА МОСКВЫ

1. Распоряжениями Мэра Москвы на срок от 1 года до 5 лет или на срок полномочий Мэра Москвы назначаются на должности и освобождаются от должностей:

1.1. Руководители департаментов, комитетов, главных управлений, управлений, инспекций города Москвы - по представлению членов Правительства Москвы, на которых согласно распределению обязанностей между членами Правительства Москвы возложены контроль за деятельностью и координация работы соответствующих органов исполнительной власти города Москвы, или по решению Мэра Москвы.

1.2. Руководители органов исполнительной власти города Москвы, контроль за деятельностью и координация работы которых в соответствии с распределением обязанностей между членами Правительства Москвы осуществляется Мэром Москвы, - по решению Мэра Москвы.

1.3. Главы управ районов города Москвы - по представлениям префектов соответствующих административных округов города Москвы, согласованным с заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителем Аппарата Мэра и Правительства Москвы.

2. Распоряжениями Мэра Москвы на срок от 1 года до 5 лет или на срок полномочий заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы назначаются на должности и освобождаются от должностей первые заместители и заместители руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы - по представлениям заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы.

3. Распоряжениями Мэра Москвы на срок от 1 года до 5 лет назначаются на должности и освобождаются от должностей первые заместители и заместители руководителей департаментов, комитетов, главных управлений, управлений, инспекций, префектов административных округов города Москвы - по представлениям руководителей соответствующих органов исполнительной власти города Москвы, согласованным с членами Правительства Москвы, осуществляющими в соответствии с распределением обязанностей между членами Правительства Москвы контроль за деятельностью и координацию работы соответствующих органов исполнительной власти города Москвы.

Назначение на должность и освобождение от должности первых заместителей и заместителей префектов административных округов города Москвы подлежит согласованию с членами Правительства Москвы, осуществляющими в соответствии с распределением обязанностей между членами Правительства Москвы координацию работы в соответствующей области.

4. Приказами заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы назначаются на должности и освобождаются от должностей:

4.1. На срок от 1 года до 5 лет или на срок полномочий заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы - руководители, первые заместители и заместители руководителей структурных подразделений Аппарата Мэра и Правительства Москвы (за исключением пресс-секретаря Мэра Москвы - руководителя Пресс-службы Мэра и Правительства Москвы, начальника Второго управления Правительства Москвы).

4.2. На срок от 1 года до 5 лет или на срок полномочий членов Правительства Москвы, осуществляющих в соответствии с распределением обязанностей между членами Правительства Москвы контроль за деятельностью и координацию работы структурных подразделений Аппарата Мэра и Правительства Москвы, - руководители, первые заместители и заместители руководителей соответствующих структурных подразделений Аппарата Мэра и Правительства Москвы (по представлениям указанных членов Правительства Москвы).

4.3. На срок полномочий Мэра Москвы - помощники Мэра Москвы, старшие референты и референты Мэра Москвы.

4.4. На срок полномочий заместителей Мэра Москвы в Правительстве Москвы - советники (помощники), а также референты заместителей Мэра Москвы в Правительстве Москвы по представлениям заместителей Мэра Москвы в Правительстве Москвы.

4.5. Государственные гражданские служащие города Москвы (далее - гражданские служащие), замещающие иные должности государственной гражданской службы города Москвы (далее - гражданская служба) в Аппарате Мэра и Правительства Москвы (за исключением пресс-секретаря Мэра Москвы - руководителя Пресс-службы Мэра и Правительства Москвы, начальника Второго управления Правительства Москвы и советников Мэра Москвы).

5. Распоряжениями Мэра Москвы на срок полномочий Мэра Москвы назначаются на должности и освобождаются от должностей пресс-секретарь Мэра Москвы - руководитель Пресс-службы Мэра и Правительства Москвы, начальник Второго управления Правительства Москвы и советники Мэра Москвы.

6. Распоряжениями префектур административных округов города Москвы по представлениям глав управ соответствующих районов города Москвы на срок от 1 года до 5 лет назначаются на должности и освобождаются от должностей первые заместители и заместители глав управ районов города Москвы.

7. Приказами руководителей органов исполнительной власти города Москвы назначаются на должности и освобождаются от должностей гражданские служащие, замещающие иные должности гражданской службы в органах исполнительной власти города Москвы.

Назначение на должности руководителей организационных управлений префектур административных округов города Москвы, руководителей аппаратов префектур административных округов города Москвы, заместителей глав управ районов города Москвы, к должностным обязанностям которых относится руководство организационной работой, руководителей аппаратов управ районов подлежит согласованию с Департаментом территориальных органов исполнительной власти города Москвы.

При назначении на должность приказами органов исполнительной власти города Москвы соблюдаются следующие принципы:

Обязательное прохождение всеми кандидатами на вакантные должности мероприятий по оценке их кадрового потенциала, в том числе центра оценки, тестирования, иных мероприятий, определяемых кадровой службой соответствующего государственного органа (далее - оценочные мероприятия) в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителем Аппарата Мэра и Правительства Москвы;

Установление срока испытания при назначении на должность гражданской службы в соответствии с законодательством.

8. В Аппарат Мэра и Правительства Москвы вносится представление на кандидата на должности, перечисленные в пунктах 1-5, абзаце втором пункта 7 настоящего Порядка, либо в случае отсутствия кандидатов направляется запрос на поиск кандидатов по согласованию с заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителем Аппарата Мэра и Правительства Москвы.

В случае если указанное представление внесено на кандидата, не состоящего в кадровом резерве города Москвы, либо направлен запрос на поиск и подбор кандидатов на вакантную должность, несмотря на наличие в кадровом резерве города Москвы кандидатов на соответствующую должность, в Аппарат Мэра и Правительства Москвы дополнительно представляется письменное обоснование отказа от представления кандидатур, состоящих в кадровом резерве города Москвы.

9. К представлению, указанному в пункте 8 данного Порядка, прилагаются:

Информация о проведенных согласованиях кандидата на вакантную должность в случае, если такие согласования необходимы в соответствии с пунктами 1-5, 7 настоящего Порядка;

Информация о результатах оценочных мероприятий;

10. Управление государственной службы и кадров Правительства Москвы:

В недельный срок после получения представления на кандидата, претендующего на замещение должности гражданской службы, предусмотренной пунктами 1.1 или 1.2 настоящего Порядка, представляет проект правового акта о назначении кандидата на должность гражданской службы заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителю Аппарата Мэра и Правительства Москвы для дальнейшего представления Мэру Москвы;

В течение десяти дней после получения в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка представления на кандидата, претендующего на замещение должности гражданской службы, предусмотренной пунктами 1.3-4.4, 5, абзацем вторым пункта 7 настоящего Порядка, проводит мероприятия по оценке кадрового потенциала кандидата (в том числе центр оценки и тестирование) и проверку рекомендаций, представленных на кандидата, готовит комплексное заключение на представленного кандидата, после чего представляет проект правового акта о назначении кандидата заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителю Аппарата Мэра и Правительства Москвы, направляет комплексное заключение на представленного кандидата (в отношении лиц, указанных в абзаце втором пункта 7 настоящего Порядка) для согласования в Департамент территориальных органов исполнительной власти города Москвы.

В отношении кандидата, претендующего на должности гражданской службы, перечисленные в пункте 1.3, абзаце втором пункта 3, абзаце втором пункта 7 настоящего Порядка, мероприятия по оценке кадрового потенциала проводятся совместно с уполномоченным представителем Департамента территориальных органов исполнительной власти города Москвы.

Кандидат, претендующий на должность, указанную в пункте 1.3 настоящего Порядка, проходит собеседование с заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителем Аппарата Мэра и Правительства Москвы.

11. Управление государственной службы и кадров Правительства Москвы имеет право дополнительно предлагать альтернативного кандидата на вакантную должность, в том числе состоящего в кадровом резерве города Москвы.

12. В случае направления в Аппарат Мэра и Правительства Москвы в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка запроса на поиск и подбор кандидатов на вакантную должность Управление государственной службы и кадров Правительства Москвы в месячный срок с даты получения указанного запроса:

Организует подбор не менее двух кандидатов на вакантную должность и проводит в отношении каждого из кандидатов мероприятия по оценке кадрового потенциала (в том числе центр оценки и тестирование);

По итогам проведения мероприятий по оценке кадрового потенциала готовит комплексное заключение на каждого кандидата и в трехдневный срок направляет данные заключения на рассмотрение должностных лиц, имеющих право вносить представление на кандидатов на вакантные должности в соответствии с пунктами 1-5, абзацем вторым пункта 7 настоящего Порядка, с целью выбора одного из представленных кандидатов.

13. В случае отказа соответствующего должностного лица от всех представленных кандидатов Управление государственной службы и кадров Правительства Москвы повторно организует подбор кандидатов и проведение необходимых мероприятий в порядке и сроки, установленные пунктом 12 настоящего Порядка.


ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ СЛУЖЕБНЫХ КОНТРАКТОВ О ПРОХОЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ ГОРОДА МОСКВЫ И ЗАМЕЩЕНИИ ДОЛЖНОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ ГОРОДА МОСКВЫ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ ГОРОДА МОСКВЫ

1. Служебный контракт заключается при поступлении гражданина Российской Федерации на государственную гражданскую службу города Москвы (далее - гражданская служба), назначении государственного гражданского служащего города Москвы (далее - гражданский служащий) на иную должность в том же государственном органе города Москвы и при переводе его в другой государственный орган города Москвы.

2. Основанием для заключения служебного контракта является акт государственного органа или должностного лица о поступлении на гражданскую службу и назначении на должность гражданской службы, а также акт о назначении на должность в том же государственном органе или другом государственном органе в порядке перевода.

3. Служебный контракт прекращает свое действие со дня освобождения гражданского служащего от замещаемой должности, в том числе при переводе гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган города Москвы или Российской Федерации или на государственную службу иного вида, а также со дня издания акта о назначении на иную должность и заключения нового служебного контракта в том же государственном органе.

4. Служебный контракт с руководителями департаментов, комитетов, главных управлений, управлений, инспекций города Москвы на основании распоряжения Мэра Москвы о назначении на должность заключает Мэр Москвы.

Служебный контракт оформляется кадровой службой соответствующего органа исполнительной власти города Москвы и подписывается лицом, назначаемым на должность.

5. Служебный контракт с главами управ районов города Москвы от имени представителя нанимателя подписывает префект соответствующего административного округа города Москвы на основании распоряжения Мэра Москвы о назначении на должность.

Служебный контракт оформляется кадровой службой префектуры соответствующего административного округа города Москвы, подписывается лицом, назначенным на должность, и представляется префекту административного округа города Москвы с распоряжением Мэра Москвы о назначении на должность.

6. Служебный контракт с первыми заместителями и заместителями глав управ районов города Москвы заключают префекты соответствующих административных округов города Москвы.

Служебный контракт оформляется кадровой службой префектуры соответствующего административного округа города Москвы, подписывается лицом, назначаемым на должность, и представляется префекту административного округа города Москвы с проектом распорядительного документа о назначении на должность.

7. Служебный контракт с гражданскими служащими, замещающими должности первых заместителей и заместителей руководителей департаментов, комитетов, главных управлений, управлений, инспекций и префектур административных округов города Москвы, заключают руководители соответствующих органов исполнительной власти города Москвы на основании распоряжений Мэра Москвы об их назначении на должность.

8. Служебный контракт с гражданскими служащими, замещающими иные должности гражданской службы в органах исполнительной власти, заключают руководители соответствующих органов исполнительной власти города Москвы.

Служебный контракт оформляется кадровой службой соответствующего органа исполнительной власти города Москвы, подписывается лицом, назначаемым на должность, и представляется руководителю с проектом распорядительного документа о назначении на должность.

9. Служебный контракт с гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы в Аппарате Мэра и Правительства Москвы, перечисленные в приложении к настоящему Порядку, заключает заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководитель Аппарата Мэра и Правительства Москвы.

Служебный контракт с гражданскими служащими, замещающими иные должности гражданской службы в Аппарате Мэра и Правительства Москвы, от имени представителя нанимателя подписывают руководители соответствующих структурных подразделений Аппарата Мэра и Правительства Москвы.

Служебный контракт оформляется Управлением государственной службы и кадров Правительства Москвы и подписывается лицом, назначаемым на должность.

10. Утверждение должностных регламентов гражданских служащих как неотъемлемой части служебных контрактов производится лицами, которым в соответствии с настоящим указом предоставлено право заключения (или подписания) служебных контрактов.

11. Формирование, ведение, учет и хранение личных дел руководителей, первых заместителей и заместителей руководителей департаментов, комитетов, главных управлений, управлений, инспекций, префектов административных округов города Москвы, их первых заместителей, заместителей и глав управ районов города Москвы, а также ведение их реестра путем использования автоматизированной системы "Кадры государственной службы города Москвы" (далее - АС "Кадры") осуществляются Управлением государственной службы и кадров Правительства Москвы.

Ведение, учет и хранение трудовых книжек указанных гражданских служащих осуществляются кадровыми службами соответствующих государственных органов города Москвы.

12. Формирование и ведение личных дел, а также реестра первых заместителей и заместителей глав управ районов города Москвы путем использования АС "Кадры" осуществляются кадровыми службами префектур соответствующих административных округов города Москвы.

Ведение, учет и хранение трудовых книжек указанных гражданских служащих осуществляются кадровыми службами соответствующих управ районов города Москвы.

13. Формирование и ведение личных дел, а также реестра гражданских служащих, замещающих иные должности гражданской службы в государственных органах города Москвы, путем использования АС "Кадры", а также ведение, учет и хранение их трудовых книжек осуществляются кадровыми службами соответствующих государственных органов города Москвы.


Приложение к Порядку заключения служебных контрактов о прохождении государственной гражданской службы города Москвы и замещении должностей государственной гражданской службы города Москвы в государственных органах города Москвы


ПЕРЕЧЕНЬ ДОЛЖНОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ ГОРОДА МОСКВЫ, СЛУЖЕБНЫЙ КОНТРАКТ С КОТОРЫМИ ЗАКЛЮЧАЕТ ЗАМЕСТИТЕЛЬ МЭРА МОСКВЫ В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ МОСКВЫ - РУКОВОДИТЕЛЬ АППАРАТА МЭРА И ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ

Уполномоченным может быть назначен только гражданин РФ. Законом установлен также возрастной ценз - не моложе 35 лет.

Российский закон не устанавливает в качестве квалификационного требования наличие юридического образования, однако закрепляет положение, согласно которому кандидат на эту должность должен обладать познаниями в области прав и свобод человека и гражданина, а также иметь опыт правозащитной деятельности. Хаманева Н.Ю. Постатейный комментаpий к Федеральному конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» / СПС «Гарант» 2010 г.

Закон определяет круг органов, должностных лиц, которые наделены правом вносить предложения о кандидатах на должность Уполномоченного. Список является исчерпывающим: Президент РФ, Совет Федерации, депутаты Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе. В мировой практике есть и другой подход к решению этого вопроса, так в Великобритании Парламентский Уполномоченный назначается Королевой по рекомендации премьер-министра. Избрание шведского омбудсмана готовится делегацией по делам парламентских омбудсманов после ее консультации с депутатами, назначенными от партийных групп в Конференцию при председателе парламента.

Закон устанавливает определенный срок, в течение которого предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в ГД. Эта процедура должна быть произведена в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного. Кандидат на должность Уполномоченного выступает перед Государственной Думой с краткой программой предстоящей деятельности. Депутаты, присутствующие на заседании, вправе задавать вопросы кандидату, высказывать свое мнение по предложенной кандидатуре, выступать за или против (ст.7 Закона).

Согласно ст.8 Закона назначение на должность Уполномоченного и освобождение от нее осуществляется Государственной Думой простым большинством голосов от общего числа депутатов ГД тайным голосованием.

По вопросу о назначении на должность Уполномоченного Государственная Дума принимает постановление. Время его принятия ограничено законом - не позднее 30 дней со дня истечения срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

Порядок назначения Уполномоченного носит сложный характер. Ввиду того, что претендентов на эту должность может быть достаточно много, закон устанавливает специальную процедуру включения кандидатур на пост Уполномоченного в список для тайного голосования. Для этого претендент должен набрать 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

В большинстве стран мира при вступлении в должность омбудсманы приносят присягу. Соответствующий текст присяги Российского Уполномоченного сформулирован в комментируемой статье, которая регулирует акт присяги. Этот акт - не формальная процедура. Он имеет важное юридическое значение: с одной стороны, присяга - это обязывающая клятва перед Государственной Думой, с другой стороны, с момента произнесения присяги Уполномоченный вступает в должность, начинает осуществлять принадлежащие ему полномочия. Присяга приносится в торжественной обстановке в зале заседаний ГД сразу же после назначения Уполномоченного на должность (ст.9 Закона).

В ст.10 закреплено положение, согласно которому, деятельность Уполномоченного ограничена определенным сроком, считая с момента принесения присяги. Деятельность Уполномоченного прекращается с момента принесения присяги новым Уполномоченным, назначенным Государственной Думой.

Полномочия Уполномоченного не прекращаются с роспуском Государственной Думы, а также с истечением ее полномочий.

Мировой опыт свидетельствует, что одно и то же лицо может быть назначено на должность омбудсмана повторно. Соответствующее положение нашло отражение и в российском законе, что дает возможность Уполномоченному, успешно справляющемуся со своими обязанностями находиться на своем посту десять лет.

В статье 11 Закона сформулированы определенные ограничения правосубъектности Уполномоченного, связанные с выполнением его полномочий.

Находясь на своем посту, он не может быть депутатом не только Государственной Думы, но и законодательного (представительного) органа субъекта федерации, членом Совета Федерации (СФ), находится на государственной службе, а также заниматься политической и иной деятельностью, например, коммерческой.

Закон делает исключение, позволяя Уполномоченному заниматься преподавательской, научной либо иной творческой деятельностью. В то же время Уполномоченный, находясь на своем посту, не может быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели. Он должен быть далек от политики и заниматься исключительно вопросами, входящими в его компетенцию, что соответствует мировой практике.

Не позднее 14 дней со дня вступления Уполномоченного в должность он обязан полностью прекратить деятельность, которая несовместима с его постом и указана в чч. 1, 2 ст. 11 Закона. Если он не исполнит эти требования, то его полномочия будут прекращены, т.е. он может быть досрочно освобожден от должности на основании ст. 13 Закона, а Государственная Дума приступает к назначению нового Уполномоченного.

Подобное правило, касающееся недопустимости совмещения поста омбудсмана и других публичных должностей, существует в большинстве стран, имеющих институт омбудсмана. Важным элементом статуса Уполномоченного является наличие у него иммунитета. Это выражается в том, что без согласия Государственной Думы Уполномоченного нельзя привлечь к уголовной, административной ответственности, налагаемой в судебном порядке. Кроме того он не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, кроме случаев задержания на месте преступления. Его нельзя подвергать личному досмотру, кроме случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц. При этом личный досмотр может производиться уполномоченным на то лицом одного и того же пола с досматриваемым и в присутствии двух понятых того же пола.

К уполномоченным лицам, которые вправе применить эту меру относятся должностные лица органов внутренних дел, гражданской авиации, таможенных учреждений и т. д.

Следует отметить, что законодатель распространяя неприкосновенность Уполномоченного на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортное средства, корреспонденцию, средства связи, принадлежащие уполномоченному документы.

Уполномоченный может быть задержан на месте преступления. В этом случае должностное лицо, производившее задержание обязано незамедлительно уведомить об этом Государственную Думу. На основании поступившей информации Государственная Дума, если сочтет это необходимым, принимает соответствующее решение, в котором выражает свое согласие на дальнейшее применение этой процессуальной меры. Если согласие не получено в течение 24 часов Уполномоченный должен быть освобожден (ст.12 Закона). В статье 13 Закона предусмотрен ряд случаев досрочного освобождения Уполномоченного от должности: во-первых, если он нарушил требования ст. 11 Закона, т.е. продолжает осуществлять деятельность, несовместимую с его статусом: является депутатом Государственной Думы или депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Федерации, членом Совета Федерации, занимается другой оплачиваемой (коммерческой деятельностью) или неоплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной, либо иной творческой; во-вторых, когда в отношении Уполномоченного вступил в законную силу обвинительный приговор суда.

Государственная Дума может прекратить полномочия Уполномоченного, если он неспособен по состоянию здоровья или по иным причинам исполнять свои обязанности в течение не менее четырех месяцев подряд.

Закон предусматривает, Уполномоченному право самому подать заявление о сложении полномочий. В этом случае требуется согласие Государственной Думы, касающегося освобождения от должности. Оформление досрочного освобождения от должности производится принятием Государственной Думой специального постановления.

Согласно статье 14 Закона Уполномоченный может быть досрочно освобожден от своей должности в том случае, если он продолжает, находясь на своем посту, осуществлять деятельность несовместимую с его статусом, либо вступил в законную силу обвинительный приговор суда в отношении. В этой ситуации Закон предписывает Государственной Думе назначить нового Уполномоченного в течение двух месяцев со дня досрочного освобождения от должности предыдущего. Порядок назначения регулируется статьями 6-10 Закона «Об Уполномоченном по правам человека».

уполномоченный право человек омбудсмен

В соответствии с Законом города Москвы от 26 января 2005 г. N 3 "О государственной гражданской службе города Москвы", а также в целях повышения эффективности кадровой политики на государствен- ной гражданской службе города Москвы: 1. Утвердить Порядок назначения на должности и освобождения от должностей государственной гражданской службы города Москвы (приложение 1). 2. Утвердить Порядок заключения служебных контрактов о прохождении государственной гражданской службы города Москвы и замещении должностей государственной гражданской службы города Москвы в государственных органах города Москвы (приложение 2). 3. В Аппарате Московской городской Думы, Контрольно-счетной палате города Москвы, Московской городской избирательной комиссии, Аппарате Уполномоченного по правам человека в городе Москве по- рядок назначения на должности и освобождения от должностей госу- дарственных гражданских служащих, замещающих должности государс- твенной гражданской службы города Москвы, а также порядок заключе- ния служебных контрактов о прохождении государственной гражданской службы города Москвы и замещении должностей государственной граж- данской службы города Москвы утверждаются руководителями указанных государственных органов. 4. Установить, что представителями нанимателя являются: 4.1. Для руководителей органов исполнительной , их первых заместителей, заместителей (за исключением первых заместителей и заместителей глав города Моск- вы), а также для пресс-секретаря Мэра Москвы - руководителя Пресс-службы Мэра и Правительства Москвы, советников (помощников), старших референтов и референтов Мэра Москвы - Мэр Москвы. 4.2. Для государственных гражданских служащих города Москвы, замещающих должности первых заместителей и заместителей глав города Москвы, - префекты соответствующих административных округов города Москвы. 4.3. Для государственных гражданских служащих города Москвы, замещающих должности государственной гражданской службы в Аппарате Мэра и Правительства Москвы (за исключением пресс-секретаря Мэра Москвы - руководителя Пресс-службы Мэра и Правительства Москвы, советников (помощников), старших референтов и референтов Мэра Москвы), - заместитель Мэра Москвы в - руко- водитель Аппарата Мэра и Правительства Москвы. 4.4. Для государственных гражданских служащих города Москвы, замещающих иные должности государственной гражданской службы в государственных органах, - руководители соответствующих государс- твенных органов города Москвы. 5. Установить, что одно и то же лицо замещает должность главы управы района города Москвы одного и того же района города Москвы не более семи лет подряд. 6. Установить, что на должности государственной гражданской службы города Москвы назначаются преимущественно лица, состоящие в кадровом резерве города Москвы в соответствии с Законом города Москвы от 26 января 2005 г. N 3 "О государственной гражданской службе города Москвы". 7. Органам исполнительной в месячный срок разработать и утвердить положения о назначении на должности и освобождении от должностей государственной гражданской службы города Москвы, назначение и освобождение от которых осуществляется приказами соответствующего органа исполнительной . 8. Признать утратившими силу: 8.1. Указ Мэра Москвы от "О назначении на должности и освобождении от должностей государственных граж- данских служащих государственных органов города Москвы". 8.2. Указ Мэра Москвы от "О внесе- нии изменений в указ Мэра Москвы от "О наз- начении на должности и освобождении от должностей государственных гражданских служащих государственных органов города Москвы". 8.3. Указ Мэра Москвы от "О внесении изменений в указ Мэра Москвы от ". 8.4. Указ Мэра Москвы от "О внесе- нии изменений в указ Мэра Москвы от ". 8.5. Указ Мэра Москвы от "О внесе- нии изменений в указ Мэра Москвы от ". 8.6. Указ Мэра Москвы от "О внесении изменений в указ Мэра Москвы от ". 8.7. Указ Мэра Москвы от "О внесе- нии изменений в указ Мэра Москвы от ". 8.8. Указ Мэра Москвы от "О внесе- нии изменений в указ Мэра Москвы от ". 8.9. Указ Мэра Москвы от "О внесении изменений в указ Мэра Москвы от ". 8.10. Распоряжение Мэра Москвы от 5 ноября 1991 г. N 202-РМ "О порядке замещения должностей руководящих работников и специа- листов, назначаемых и освобождаемых Мэрией и ". 9. Контроль за выполнением настоящего указа оставляю за собой. П.п.Мэр Москвы С.С.Собянин Приложение 1 к указу Мэра Москвы от 28 августа 2012 г. N 54-УМ ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ НА ДОЛЖНОСТИ И ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ДОЛЖНОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ ГОРОДА МОСКВЫ 1. Распоряжениями Мэра Москвы на срок от 1 года до 5 лет или на срок полномочий Мэра Москвы назначаются на должности и освобож- даются от должностей: 1.1. Руководители департаментов, комитетов, главных управле- ний, управлений, инспекций города Москвы - по представлению членов Правительства Москвы, на которых согласно распределению обязаннос- тей между членами Правительства Москвы возложены контроль за дея- тельностью и координация работы соответствующих органов исполни- тельной , или по решению Мэра Москвы. 1.2. Руководители органов исполнительной власти города Моск- вы, контроль за деятельностью и координация работы которых в соот- ветствии с распределением обязанностей между членами Правительства Москвы осуществляется Мэром Москвы, - по решению Мэра Москвы. 1.3. Главы города Москвы - по представлениям префектов соответствующих административных округов города Москвы, согласованным с заместителем Мэра Москвы в - руководителем Аппарата Мэра и Правительства Москвы. 2. Распоряжениями Мэра Москвы на срок от 1 года до 5 лет или на срок полномочий заместителя Мэра Москвы в - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы назначаются на должности и освобождаются от должностей первые заместители и за- местители руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы - по представлениям заместителя Мэра Москвы в - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы. 3. Распоряжениями Мэра Москвы на срок от 1 года до 5 лет наз- начаются на должности и освобождаются от должностей первые замес- тители и заместители руководителей департаментов, комитетов, глав- ных управлений, управлений, инспекций, префектов административных округов города Москвы - по представлениям руководителей соответс- твующих органов исполнительной , согласованным с членами Правительства Москвы, осуществляющими в соответствии с распределением обязанностей между членами Правительства Москвы контроль за деятельностью и координацию работы соответствующих ор- ганов исполнительной . Назначение на должность и освобождение от должности первых заместителей и заместителей префектов административных округов го- рода Москвы подлежит согласованию с членами Правительства Москвы, осуществляющими в соответствии с распределением обязанностей между членами Правительства Москвы координацию работы в соответствующей области. 4. Приказами заместителя Мэра Москвы в - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы назначаются на должности и освобождаются от должностей: 4.1. На срок от 1 года до 5 лет или на срок полномочий замес- тителя Мэра Москвы в - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы - руководители, первые заместители и заместители руководителей структурных подразделений Аппарата Мэра и Правительства Москвы (за исключением пресс-секретаря Мэра Москвы - руководителя Пресс-службы Мэра и Правительства Москвы, начальни- ка Второго управления Правительства Москвы). 4.2. На срок от 1 года до 5 лет или на срок полномочий членов Правительства Москвы, осуществляющих в соответствии с распределе- нием обязанностей между членами Правительства Москвы контроль за деятельностью и координацию работы структурных подразделений Аппа- рата Мэра и Правительства Москвы, - руководители, первые замести- тели и заместители руководителей соответствующих структурных под- разделений Аппарата Мэра и Правительства Москвы (по представлениям указанных членов Правительства Москвы). 4.3. На срок полномочий Мэра Москвы - старшие референты и ре- ференты Мэра Москвы. 4.4. На срок полномочий заместителей Мэра Москвы в - советники (помощники), а также референты заместите- лей Мэра Москвы в по представлениям замести- телей Мэра Москвы в . 4.5. Государственные гражданские служащие города Москвы (да- лее - гражданские служащие), замещающие иные должности государс- твенной гражданской службы города Москвы (далее - гражданская служба) в Аппарате Мэра и Правительства Москвы (за исключением пресс-секретаря Мэра Москвы - руководителя Пресс-службы Мэра и Правительства Москвы, начальника Второго управления Правительства Москвы и советников (помощников) Мэра Москвы). 5. Распоряжениями Мэра Москвы на срок полномочий Мэра Москвы назначаются на должности и освобождаются от должностей пресс-сек- ретарь Мэра Москвы - руководитель Пресс-службы Мэра и Правительст- ва Москвы, начальник Второго управления Правительства Москвы и со- ветники (помощники) Мэра Москвы. 6. Распоряжениями города Москвы по представлениям глав управ соответствующих районов горо- да Москвы на срок от 1 года до 5 лет назначаются на должности и освобождаются от должностей первые заместители и заместители города Москвы. Назначение на должности первых заместителей и заместителей глав города Москвы подлежит согласованию с замести- телем Мэра Москвы в - руководителем Аппарата Мэра и Правительства Москвы. 7. Приказами руководителей органов исполнительной власти го- рода Москвы назначаются на должности и освобождаются от должностей гражданские служащие, замещающие иные должности гражданской службы в органах исполнительной . Назначение на должности руководителей организационных управ- лений города Москвы, руководи- телей аппаратов города Москвы, руководителей аппаратов управ районов подлежит согласованию с Де- партаментом территориальных органов исполнительной . При назначении на должность приказами органов исполнительной соблюдаются следующие принципы: - обязательное прохождение всеми кандидатами на вакантные должности мероприятий по оценке их кадрового потенциала, в том числе центра оценки, тестирования, иных мероприятий, определяемых кадровой службой соответствующего государственного органа (далее - оценочные мероприятия) в соответствии с методическими рекомендаци- ями, утвержденными заместителем Мэра Москвы в - руководителем Аппарата Мэра и Правительства Москвы; - установление срока испытания при назначении на должность гражданской службы в соответствии с законодательством. 8. В Аппарат Мэра и Правительства Москвы вносится представле- ние на кандидата на должности, перечисленные в пунктах 1-6, абзаце втором пункта 7 настоящего Порядка, либо в случае отсутствия кан- дидатов направляется запрос на поиск кандидатов по согласованию с заместителем Мэра Москвы в - руководителем Аппарата Мэра и Правительства Москвы. В случае если указанное представление внесено на кандидата, не состоящего в кадровом резерве города Москвы, либо направлен запрос на поиск и подбор кандидатов на вакантную должность, нес- мотря на наличие в кадровом резерве города Москвы кандидатов на соответствующую должность, в Аппарат Мэра и Правительства Москвы дополнительно представляется письменное обоснование отказа от представления кандидатур, состоящих в кадровом резерве города Москвы. 9. К представлению, указанному в пункте 8 данного Порядка, прилагаются: - информация о проведенных согласованиях кандидата на вакант- ную должность в случае, если такие согласования необходимы в соот- ветствии с пунктами 1-7 настоящего Порядка; - информация о результатах оценочных мероприятий; - не менее двух письменных рекомендаций. 10. Управление государственной службы и кадров Правительства Москвы: - в недельный срок после получения представления на кандида- та, претендующего на замещение должности гражданской службы, пре- дусмотренной пунктами 1.1 или 1.2 настоящего Порядка, представляет проект правового акта о назначении кандидата на должность граж- данской службы заместителю Мэра Москвы в - руководителю Аппарата Мэра и Правительства Москвы для дальнейшего представления Мэру Москвы; - в течение десяти дней после получения в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка представления на кандидата, претенду- ющего на замещение должности гражданской службы, предусмотренной пунктами 1.3-4.4, 5-6, абзацем вторым пункта 7 настоящего Порядка, проводит мероприятия по оценке кадрового потенциала кандидата (в том числе центр оценки и тестирование) и проверку рекомендаций, представленных на кандидата, готовит комплексное заключение на представленного кандидата, после чего представляет проект правово- го акта о назначении кандидата или согласование кандидата (в отно- шении лиц, назначаемых префектом административного округа города Москвы и главой управы района города Москвы) заместителю Мэра Москвы в - руководителю Аппарата Мэра и Пра- вительства Москвы. В отношении кандидата, претендующего на должности гражданской службы, перечисленные в пункте 1.3, абзаце втором пункта 3, пункте 6, абзаце втором пункта 7 настоящего Порядка, мероприятия по оцен- ке кадрового потенциала проводятся совместно с уполномоченным представителем . Кандидат, претендующий на должность, указанную в пункте 1.3 настоящего Порядка, проходит собеседование с заместителем Мэра Москвы в - руководителем Аппарата Мэра и Пра- вительства Москвы. 11. Управление государственной службы и кадров Правительства Москвы имеет право дополнительно предлагать альтернативного канди- дата на вакантную должность, в том числе состоящего в кадровом ре- зерве города Москвы. 12. В случае направления в Аппарат Мэра и Правительства Моск- вы в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка запроса на поиск и подбор кандидатов на вакантную должность Управление государс- твенной службы и кадров Правительства Москвы в месячный срок с да- ты получения указанного запроса: - организует подбор не менее двух кандидатов на вакантную должность и проводит в отношении каждого из кандидатов мероприятия по оценке кадрового потенциала (в том числе центр оценки и тести- рование); - по итогам проведения мероприятий по оценке кадрового потен- циала готовит комплексное заключение на каждого кандидата и в трехдневный срок направляет данные заключения на рассмотрение должностных лиц, имеющих право вносить представление на кандидатов на вакантные должности в соответствии с пунктами 1-6, абзацем вто- рым пункта 7 настоящего Порядка, с целью выбора одного из предс- тавленных кандидатов. 13. В случае отказа соответствующего должностного лица от всех представленных кандидатов Управление государственной службы и кадров Правительства Москвы повторно организует подбор кандида- тов и проведение необходимых мероприятий в порядке и сроки, уста- новленные пунктом 12 настоящего Порядка. Приложение 2 к указу Мэра Москвы от 28 августа 2012 г. N 54-УМ ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ СЛУЖЕБНЫХ КОНТРАКТОВ О ПРОХОЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ ГОРОДА МОСКВЫ И ЗАМЕЩЕНИИ ДОЛЖНОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ ГОРОДА МОСКВЫ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ ГОРОДА МОСКВЫ 1. Служебный контракт заключается при поступлении гражданина Российской Федерации на государственную гражданскую службу города Москвы (далее - гражданская служба), назначении государственного гражданского служащего города Москвы (далее - гражданский служа- щий) на иную должность в том же государственном органе города Москвы и при переводе его в другой государственный орган города Москвы. 2. Основанием для заключения служебного контракта является акт государственного органа или должностного лица о поступлении на гражданскую службу и назначении на должность гражданской службы, а также акт о назначении на должность в том же государственном ор- гане или другом государственном органе в порядке перевода. 3. Служебный контракт прекращает свое действие со дня осво- бождения гражданского служащего от замещаемой должности, в том числе при переводе гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган города Москвы или Российс- кой Федерации или на государственную службу иного вида, а также со дня издания акта о назначении на иную должность и заключения ново- го служебного контракта в том же государственном органе. 4. Служебный контракт с руководителями департаментов, комите- тов, главных управлений, управлений, инспекций города Москвы на основании распоряжения Мэра Москвы о назначении на должность зак- лючает Мэр Москвы. Служебный контракт оформляется кадровой службой соответствую- щего органа исполнительной и подписывается лицом, назначаемым на должность. 5. Служебный контракт с главами города Москвы от имени представителя нанимателя подписывает префект соответству- ющего административного округа города Москвы на основании распоря- жения Мэра Москвы о назначении на должность. Служебный контракт оформляется кадровой службой префектуры соответствующего административного округа города Москвы, подписы- вается лицом, назначенным на должность, и представляется префекту административного округа города Москвы с распоряжением Мэра Москвы о назначении на должность. 6. Служебный контракт с первыми заместителями и заместителями глав города Москвы заключают префекты соответствую- щих административных округов города Москвы. Служебный контракт оформляется кадровой службой префектуры соответствующего административного округа города Москвы, подписы- вается лицом, назначаемым на должность, и представляется префекту административного округа города Москвы с проектом распорядительно- го документа о назначении на должность. 7. Служебный контракт с гражданскими служащими, замещающими должности первых заместителей и заместителей руководителей депар- таментов, комитетов, главных управлений, управлений, инспекций и города Москвы, заключают руко- водители соответствующих органов исполнительной на основании распоряжений Мэра Москвы об их назначении на должность. 8. Служебный контракт с гражданскими служащими, замещающими иные должности гражданской службы в органах исполнительной власти, заключают руководители соответствующих органов исполнительной . Служебный контракт оформляется кадровой службой соответствую- щего органа исполнительной , подписывается ли- цом, назначаемым на должность, и представляется руководителю с проектом распорядительного документа о назначении на должность. 9. Служебный контракт с гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы в Аппарате Мэра и Правительства Моск- вы, перечисленные в приложении к настоящему Порядку, заключает за- меститель Мэра Москвы в - руководитель Аппа- рата Мэра и Правительства Москвы. Служебный контракт с гражданскими служащими, замещающими иные должности гражданской службы в Аппарате Мэра и Правительства Моск- вы, от имени представителя нанимателя подписывают руководители со- ответствующих структурных подразделений Аппарата Мэра и Правитель- ства Москвы. Служебный контракт оформляется Управлением государственной службы и кадров Правительства Москвы и подписывается лицом, назна- чаемым на должность. 10. Утверждение должностных регламентов гражданских служащих как неотъемлемой части служебных контрактов производится лицами, которым в соответствии с настоящим указом предоставлено право зак- лючения (или подписания) служебных контрактов. 11. Формирование, ведение, учет и хранение личных дел руково- дителей, первых заместителей и заместителей руководителей департа- ментов, комитетов, главных управлений, управлений, инспекций, пре- фектов административных округов города Москвы, их первых замести- телей, заместителей и глав города Москвы, а также ведение их реестра путем использования автоматизированной системы "Кадры государственной службы города Москвы" (далее - АС "Кадры") осуществляются Управлением государственной службы и кадров Прави- тельства Москвы. Ведение, учет и хранение трудовых книжек указанных гражданс- ких служащих осуществляются кадровыми службами соответствующих го- сударственных органов города Москвы. 12. Формирование и ведение личных дел, а также реестра первых заместителей и заместителей глав города Москвы путем использования АС "Кадры" осуществляются кадровыми службами префек- тур соответствующих административных округов города Москвы. Ведение, учет и хранение трудовых книжек указанных гражданс- ких служащих осуществляются кадровыми службами соответствующих уп- рав районов города Москвы. 13. Формирование и ведение личных дел, а также реестра граж- данских служащих, замещающих иные должности гражданской службы в государственных органах города Москвы, путем использования АС "Кадры", а также ведение, учет и хранение их трудовых книжек осу- ществляются кадровыми службами соответствующих государственных ор- ганов города Москвы. Приложение к Порядку заключения служебных контрактов о прохождении государственной гражданской службы города Москвы и замещении должностей государственной гражданской службы города Москвы в государственных органах города Москвы ПЕРЕЧЕНЬ ДОЛЖНОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ ГОРОДА МОСКВЫ, СЛУЖЕБНЫЙ КОНТРАКТ С КОТОРЫМИ ЗАКЛЮЧАЕТ ЗАМЕСТИТЕЛЬ МЭРА МОСКВЫ В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ МОСКВЫ - РУКОВОДИТЕЛЬ АППАРАТА МЭРА И ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ Аппарат Мэра и Правительства Москвы Высшие должности: 1. Первый заместитель руководителя. 2. Заместитель руководителя. 3. Начальник управления. 4. Пресс-секретарь Мэра Москвы - руководитель Пресс-службы Мэра и Правительства Москвы. 5. Начальник самостоятельного отдела. 6. Заведующий приемной. 7. Первый заместитель начальника управления. 8. Первый заместитель руководителя Пресс-службы. 9. Заместитель начальника управления. 10.Заместитель начальника самостоятельного отдела. 11.Заместитель руководителя Пресс-службы. 12.Заместитель заведующего приемной. 13.Советник Мэра Москвы. 14.Старший референт Мэра Москвы. Главные должности: 1. Помощник Мэра Москвы. 2. Референт Мэра Москвы. 3. Советник заместителя Мэра Москвы. 4. Помощник заместителя Мэра Москвы. 5. Референт заместителя Мэра Москвы. 6. Советник руководителя Аппарата. 7. Помощник руководителя Аппарата. 8. Референт руководителя Аппарата.

На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.

1. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в Государственную Думу Президентом Российской Федерации, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Государственной Думы и депутатскими объединениями в Государственной Думе.

2. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного вносятся в Государственную Думу в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

1. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием.

2. Государственная Дума принимает постановление о назначении на должность Уполномоченного не позднее 30 дней со дня истечения срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

3. Каждая кандидатура, выносимая на тайное голосование при назначении Уполномоченного, выдвинутая в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального конституционного закона, включается в список для тайного голосования двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

1. При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу следующего содержания: "Клянусь защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, справедливостью и голосом совести".

2. Присяга приносится на заседании Государственной Думы непосредственно после назначения Уполномоченного на должность.

3. Уполномоченный считается вступившим в должность с момента принесения присяги.

1. Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет, считая с момента принесения присяги. Его полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь назначенным Уполномоченным.

2. Истечение срока полномочий Государственной Думы, а также ее роспуск не влекут прекращения полномочий Уполномоченного.

3. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд.

Уполномоченный не может являться депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации или депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности.

1.1. Уполномоченный не может иметь гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

2. Уполномоченный не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.

3. Уполномоченный обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, не позднее 14 дней со дня вступления в должность. В случае, если в течение указанного срока Уполномоченный не выполнит установленные требования, его полномочия прекращаются и Государственная Дума назначает нового Уполномоченного.

Статья 11.1

Уполномоченный обязан сообщать в порядке, предусмотренном указами Президента Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

1. Уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Он не может быть без согласия Государственной Думы привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц. Неприкосновенность Уполномоченного распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы.

2. В случае задержания Уполномоченного на месте преступления должностное лицо, произведшее задержание, немедленно уведомляет об этом Государственную Думу, которая должна принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной меры. При неполучении в течение 24 часов согласия Государственной Думы на задержание Уполномоченный должен быть немедленно освобожден.

1. Уполномоченный досрочно освобождается от должности в случаях:

1) нарушения требований статьи 11 настоящего Федерального конституционного закона;

2) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении Уполномоченного.

2. Полномочия Уполномоченного могут быть прекращены Государственной Думой также ввиду его неспособности по состоянию здоровья или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев подряд) исполнять свои обязанности.

3. Уполномоченный может быть освобожден от должности также в случае подачи им заявления о сложении полномочий.

4. Досрочное освобождение Уполномоченного от должности производится постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

В случае досрочного освобождения Уполномоченного от должности новый Уполномоченный должен быть назначен Государственной Думой в течение двух месяцев со дня досрочного освобождения предыдущего Уполномоченного от должности в порядке, установленном статьями 6 - 10 настоящего Федерального конституционного закона.




Top