III. Самостоятельная практическая работа учащихся

Анастасия Алексеевна Гузеева
Консультация «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка»

Давайте обратимся к истокам . Ответьте на вопрос : «Что

такое искусство

Слово «искусство » в широком смысле обозначает умелое, искусное выполнение всякого дела. В специфическом значении - это художественное творчество, в результате которого создается художественный образ , отражающий действительность.

Вы уже имеете значительный опыт творческой деятельности, опыт общения с искусством и созерцания искусства .

Какие виды искусства вы можете перечислить?

Изобразительное , музыкальное, танцевальное, литературное. К видам искусства относятся такие , которые включают в себя призмы и элементы различных искусств , театра, кино.

Все эти виды искусства разговаривают с нами на своем языке и своими средствами создают художественный образ .

Мы можем говорить о том, когда возникли искусства театра и кино , но точное время возникновения других искусств нам не скажет никто . Ученые считают, что все началось на заре человечества.

На каждом шагу древнего человека подстерегаю опасность. Уходя на охоту, он часто сам становился жертвой хищного зверя. Возвращаясь с охоты, люди испытывали сильный стресс, эмоциональный подъем и волнение, они должны были выплеснуть свои эмоции в каких-то действиях.

Как вы думаете, как это делали древние люди?

Люди производили различные телодвижения, издавали звуки, ударяли по предметам, создавая определенный ритм.

Предполагается, что именно эта потребность излить эмоциональное напряжение и явилась толчком для зарождения танцевального и музыкального творчества.

Впечатления, полученные на охоте, человек отражал в рисунках. Как видите, искусство является естественной необходимостью человека и призвано отражать его чувства, внутренний мир и эмоциональное состояние.

Предметом нашего разговора, конечно, будет являться изобразительное искусство . Оно очень разнообразно .

Наверное, самым древним из видов изобразительного искусства является рисунок . Именно с его помощью, взяв в руки уголь из костра, человек изобразил бегущего оленя , мощного бизона и сцены охоты на стене своей пещеры.

С помощью одних и тех же средств рисунка : линии, штриха, пятна - художниками создается разнообразное восприятие мира .

Рисунки, сделанные карандашом или тушью, гравюры, плакаты - все это графика.

Слово «графика» происходит от греческого «пишу» , «рисую» . Произведения графического искусства мы видим не только на выставках - постоянно сталкиваемся с ними в жизни.

Рисунки художников в книгах - книжная графика. Еще есть прикладная графика. Когда мы хотим поздравить своих друзей с праздником, мы покупаем открытку и наклеиваем на нее марку. И открытку и марку нарисовал художник.

И более простые веши, на которые многие из вас не обращали внимания , этикетки на коробках, бутылках, пакетах - все это рисовали художники. И все это прикладная или промышленная графика.

Живопись.

Существует такая легенда : однажды один греческий художник но имени Апеллес написал на картине гроздь винограда. Он оставил картину на террасе, и вдруг птицы стали слетаться к ней и клевать нарисованный виноград. Возможно, такого случая никогда не было, но легенда говорит о том, что художник может передать очень живо мир, который мы видим вокруг себя.

Как вы думаете, какими средствами можно наиболее точно

«передать жизнь» ?

Конечно, с помощью цвета, красками. Произведения искусства , выложенные красками, называются живописью. Само слово «живопись» значит живо писать, т. е. писать жизнь.

Давайте вспомним, какими красками пользуются художники.

Акварель, гуашь, темпера, масляные краски. Именно с помощью этих материалов живопись обретает основное средство выразительности - цвет. Вообразите , что все цвета исчезли из окружающего мира, и мы видим его только серо-белым. Какая унылая, однообразная и непривычная картина получится! Оказывается, как много в нашей жизни значит цвет. Искусство живописи - искусство цветовых и световых отношений.

Скульптура.

Когда-то очень давно - так гласит легенда - жил в Древней Греции скульптор. Он сторонился всех и целыми днями работал у себя в мастерской.

Его имя было Пигмалион. Долгие дни создает он статую девушки, которую назвал Галатеей. Статуя получилась такой необычайной красоты, что скульптор влюбился в нее. Он страстно хотел, чтобы мраморная Галатея ожила, и богиня Афродита сжалилась над ним, оживила скульптуру.

Наверное, эта легенда возникла потому, что древние греки созерцали вокруг себя прекрасные творения античных мастеров и мрамор статуй казался им теплым и живым.

Скульптура - одно из самых древних искусств . Мы знаем произведения, созданные тысячелетия тому назад мастерами Египта, Индии и Греции. Само слово произошло от латинского, что значит «высекать» .

Скульптор в своей работе использует объем и пластику, выполняет произведения из глины, высекая из камня, отливая из металла. Он передает то, что задумал, не плоским изображением , как на картине, а объемным. Изображение на холсте мы видим всегда в одном и том же положении, скульптуру мы можем рассматривать со всех сторон.

Подобно живописцу, скульптор передает в своей работе характер человека, его внутренний мир. Чувства человека мы читаем в чертах его лица.

Многие скульпторы используют в качестве материала дерево. Это пластичный и теплый материал.

Чтобы сделать статую или бюст из металла, изготавливают сначала модель, а потом отливают ее из бронзы или чугуна.

Скульптура может быть круглой и выступающей на плоскости (рельеф) .

Она может быть станковой (небольшого размера) и монументальной. Само слово «монументальная» говорит о величии габаритов произведения.

Вспомните, какие монументальные скульптурные произведения вы видели в нашем городе и о каких слышали.

Декоративно-прикладное искусство .

С одним из видов изобразительного искусства мы подробно знакомились в 5 классе. Назовите этот вид искусства .

«Декор» в переводе с латыни означает «украшать» . Предметы быта, украшенные художником или народным умельцем, относятся к декоративно-прикладному искусству : посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т. д.

Все предметы, окружающие человека, должны быть не только удобны, практичны, но и красивы. Предмет должен быть выразителен целиком - в своей конструкции , пропорциях, деталях, а также в отделке. Это искусство называется прикладным еще и потому, что необходимо приложить руки, чтобы получилась эта красота. Польза и красота всегда рядом. Когда берутся за дело художники и из самых различных материалов (дерева, металла, стекла, глины, камня, ткани и др.) создают предметы быта, которые являются произведениями искусства .

Пластически-ритмический принцип является основой гармонии в изделиях Хохломы, Городца, Павловского Посада и других традиционных центров.

Архитектура.

Кому из вас незнакомо слово «архитектура» ? Мы неоднократно обращались к нему , обозначая еще один

вид изобразительного искусства .

В переводе с греческого языка «архитектура» означает «строить» , «возводить» .

Архитектура - зодчество, искусство проектировать и строить. Это искусство может выражать в художественных образах представления человека о мире, времени, величии, радости, торжестве, одиночестве и многих других чувствах.

Вероятно, поэтому говорят, что архитектура - это застывшая музыка. Архитектура должна быть не только красивой, но и функциональной и конструктивной . Архитектор заботится о пользе здания и его прочности.

Архитектурные сооружения отражают художественный стиль эпохи, как и произведения любого другого вида искусства . В архитектуре применяются и декоративная отделка, и скульптурные элементы, и монументальная живопись. Своей художественно-образной стороной архитектура отличается от простого строительства.

Рисунок - основа графики и других видов изобразительного искусства. Он может быть быстрым, ярким, передающим основную пластическую мысль, увиденную в натуре. Это как бы выразительная графическая запись своего впечатления или идеи будущей работы. Такой рисунок называют наброском (М.А. Врубель. «Портрет Т.П. Карсавиной) (cм. с. 16). Рисунок может быть и более вдумчивым, изучающим. Тогда его называют зарисовкой (В. Филиппенко. «Кисти рук») (1 ), Леонардо да Винчи. Зарисовки рук (2 ), Леонардо да Винчи. Зарисовки кошки в позициях и движениях) (3 ). Зарисовки хотя бы изредка делают все люди - когда надо внимательно рассмотреть, понять, из каких частей состоит предмет, какими особенностями он обладает. Чтобы объяснить, как устроена машина или какая-нибудь постройка, делают технический рисунок («Модель мира» по Иоганну Кеплеру) (4 ). Четких разделительных границ между всеми этими видами рисунков, конечно, нет.

Существует учебный рисунок (М. Девятов. Голова Давида. Бумага, графитный карандаш) (5 ). Цель учебного рисунка - освоение правил изображения, грамоты изобразительного языка, поэтому учебные рисунки, сделанные разными людьми, бывают похожи друг на друга.

Творческий рисунок (детские работы) (6–8 ) всегда особенный, в нем автор стремитсявыразить то, что ему кажется интересным. Учиться рисовать - означает учиться особым образом мыслить. Наши глаза видят один и тот же предмет, но каждый из нас видит его по-своему, поскольку в процессе восприятия мы автоматически отбираем то, что нам важно. Эти различия в наблюдаемом объекте и составляют неповторимую индивидуальность рисунка. Таким образом, если двадцать человек будут рисовать, например, пожарную машину, то мы получим двадцать разных изображений.

Рисунок выполняется графическими материалами - карандашами, мелками, палочками обожженного древесного угля, фломастерами и ручками, а также традиционными в графике тушью и пером, вместо которого иногда применяют заостренную палочку или кисть.

Каждый художественный материал имеет свои особые качества и образные возможности.

Карандаш - самый обычный и распространенный, знакомый всем и необходимый в работе художника графический материал. Графитные, или, как говорят, простые карандаши различаются своей твердостью. Твердый оставляет жесткую серебряную линию, а мягкий - шероховатую и насыщенную. Рисовать можно острым кончиком грифеля или сточив его «лопаточкой», применяя разный нажим. Карандаш дает возможность наносить на бумагу линии и разные по характеру штрихи - когда короткие линии ложатся рядом и образуют пятно. Чтобы сделать пятно темнее, новый слой штрихов накладывают в другом направлении.

Для более крупных по размеру рисунков художники любят использовать уголь. Очень послушный руке мастера, уголь позволяет быстро и непосредственно выразить замысел, но требует особой сноровки, ведь можно «перечернить» работу. В рисовании также используется сангина - мягкие коричневые мелки, хорошо совместимые с углем. Наиболее богата по своим возможностям пастель. Это сухие цветные палочки, создающие бархатистую переливчатую поверхность, которая нуждается в закреплении на бумаге, иначе красочный слой осыплется. Существует также масляная пастель - яркая и сильная, пригодная для декоративного рисунка.

Язык графики и главные его выразительные средства - это линия, штрих, контур, пятно и тон. Активно участвует в создании общего впечатления от произведения графики белый лист бумаги. Одним из отличительных признаков графики является особое отношение изображаемого предмета к пространству. Чистый белый фон листа, не занятый изображением и даже проступающий под красочным слоем фон бумаги условно воспринимаются как пространство. Художнику порой достаточно очень простых средств - графитного карандаша или шариковой ручки, - чтобы выполнить графический рисунок.

Добиться выразительного рисунка можно даже при использовании только черного цвета. Именно поэтому графику часто называют искусством черного и белого.

Рисунок пером или карандашом в основном состоит из линий - длинных или коротких, волнистых или отрывистых, толстых или тонких. Линии отличаются по своему характеру. Можно почувствовать то весомость и уверенность, то беглость и поспешность линий. Линия может быть лихой, смелой или строгой, обстоятельной. Она может очерчивать контур, как упругая проволока, выявляя изображение, или быть росчерком, оставляющим на бумаге свободный след впечатлений.

Можно сказать, что в природе линий нет. В то же время мы их видим. Линией мы обозначаем контур предмета, его край, но в жизни этой черты нет. Линия - это знак, она условна, придумана нами как способ обозначения. Ведь и буквы - тоже линии. У человека, рисующего линией, как и у пишущего, есть свой почерк - своя манера вести линию, обрисовывать контуры предмета. И этот почерк может быть очень разным: строгим, когда всякий знак завершен, и непринужденным, упругим, энергичным. Характер линии выражает эмоции, чувства художника!

Линия бывает чертежной и живописной.Чертежная линия - это линия одной толщины, одного тона. Из известных мастеров такой линией работали (П. Пикассо. «Танец») (9 ), А. Матисс. «Автопортрет») (10 ). Четкий линейный рисунок у Дюрера.Живописная линия - это линия, которая из самой тонкой, светлой, прерывистой становится толстой, жирной, подчеркивающей. Особый живописный стиль создали Тициан, П. Веронезе, Тинторетто. Свободную манеру рисунка легко прочитать у Рембрандта, Рубенса. Прекрасна и эмоциональна линия у Врубеля. Смотреть работы великих мастеров необходимо для развития вкуса и понимания композиции, формы, фактуры (Дж.Б. Тьеполо. «Библейский сюжет») (11 ), (Ж.Д. Энгр. «Портрет мадам Детуш») (12 ).

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Упражнения

Почувствовать огромные возможности рисунка помогут несколько упражнений. Выполнить их можно на уроке изобразительного искусства, а также на занятиях кружка или просто дома.

Возьмем несколько разных по твердости простых карандашей и заточим их так, чтобы графит торчал из древка не менее чем на один сантиметр. Приготовим разные по фактуре листы бумаги формата А4. Учиться рисовать на первых порах лучше стоя. Лист крепим на мольберт или доску, поставив ее вертикально. Карандаш положим на руку (на пальцы) и будем придерживать большим пальцем. Мизинец оставим свободным - будем опираться им на лист бумаги. Будем придерживать карандаш нежно, как перышко. Начинаем заполнять лист бумаги штрихами. Рука должна раскачиваться над листом бумаги - не только кисть, не только предплечье, но вся рука от плеча. Примером может служить работа дирижера или скрипача - всей рукой.

Штрихи должны быть легкими. Существует несколько видов штриховки: косая, крестом и штриховка по форме. Отработаем различные виды штриховки на простых упражнениях.

Упражнение 1 . Попробуем нарисовать зимний пейзаж. Половину листа заштрихуем темнее, другую половину легкими, едва заметными движениями, светлее. Светлая часть листа - снег. Темная часть - небо. На стыке будет линия горизонта. Если подойти к рисунку творчески, то можно сделать тоновую растяжку, то есть по краям (вверху и внизу) сделать рисунок темнее. Это создаст эффект закругления неба над головой, а землю выстроит по горизонтали.

Объем и пространство можно моделировать как с помощью штриха, так и ретушью, кончиком карандаша или его боковой стороной. Иногда для усиления тона включают в работу более мягкий карандаш. Русские мастера иногда делали рисунки тремя графитными карандашами разной твердости, особенно в многоплановых пейзажных рисунках. Для художников существует важное правило в рисунке - никогда не растирать карандаш пальцем, то есть не использовать растушевку, так как при этом часто создается впечатление затертости или засаленности рисунка, появляются глухие непрозрачные тона. Растушевка требует от художника значительного опыта.

Прямо на линии горизонта нарисуем домик, окруженный заснеженным садом. Домик будет совсем маленьким, а деревья лучше слегка обозначить, обобщая форму. Можно завершить работу несколькими штрихами стирательной резинки (ластика) - стираем луну в небе - два-три касания (после каждого касания ластик необходимо очистить о ненужный лист бумаги или любую шероховатую поверхность). Не обводите луну линией - работаем только ластиком и все. Этим приемом выполняем дым из трубы и пару бликов луны на снежных сугробах. При очень сильных тоновых перегрузках рисунка его можно облегчить при помощи мелко раскрошенного не очень свежего хлеба. Положив рисунок горизонтально, следует насыпать на него хлебную крошку, а затем протереть - таким образом, не нарушая очертания рисунка, можно высветлить его целиком или отдельные места до любого тона.

Упражнение 2 . Выразительными получаются рисунки, выполненные пером и тушью. Перо как инструмент рисования своими богатыми возможностями с давних пор приковывало к себе внимание художников. Ошибки в рисунке, легко исправляемые при рисовании другими материалами, при работе пером почти неисправимы. Это обстоятельство заставляет художника быть особенно внимательным и осторожным при проведении линии. Поэтому технику рисунка пером или тростниковой палочкой следует рекомендовать на уроках изобразительного искусства как отличную школу тренировки верности руки, точности глаза. На уроке можно выполнить пером наброски сухих трав, веток деревьев, молодой елочки, березы. Работа выполняется без простого карандаша, сразу ручкой или черной тушью, что заставляет детей быть более наблюдательными и внимательными при выполнении задания.

Из отдельных рисунков может быть собрана коллективная работа, но каждая индивидуальная графическая работа уже представляет собой небольшое произведение искусства.

Внимательное изучение кустарников, деревьев, растительности леса дает возможность выразительно изображать окружающую нас природу, ее неповторимую красоту. Прославленным знатоком русского леса был И.И. Шишкин. Художник знал характер, пластику, анатомию каждого дерева, куста. Он требовал и от других, чтобы по рисунку можно было узнать не только породу дерева, но и его возраст, историю его жизни, определить, где оно растет: на светлой полянке или в темной чаще, в глубоком овраге или на склоне холма.

Леонардо да Винчи в «Трактате о живописи» посвятил целую главу изображению деревьев (13 ). Из главы «О деревьях и зелени» можно узнать, как ветвятся деревья и по какому закону трескается их кора, какие цветы на кусте распускаются первыми и какие осенние листья задерживаются на дереве дольше всех, какое строение имеют кустарники и деревья, как влияет на их крону сильный ветер и многое, многое другое.

А замечательный русский пейзажист А.А. Рылов в наставлении начинающим рисовальщикам писал: «Хорошо нарисовать совсем маленькую елочку - трехлетнюю детку. Какие у нее славные зеленые лапки - в начале лета яркие и мягкие! У такой елочки еще мало веток, и потому ее легче нарисовать. При рисовании самое главное - правильный контур. Рисуйте его осторожно, внимательно, не давите карандашом или пером бумагу. Карандаш у художника - то же, что смычок у скрипача. Штрих должен быть легким, чутким и выразительным. Не темните рисунок тушевкой. Как можно меньше тушевки! Только главные тени затемните, а освещенную сторону предмета не надо тушевать» (А. Рылов. «Елка») (14 ). И дальше: «Чтобы нарисовать большое дерево - дуб, березу, сосну или ель, надо определить отношение ширины к высоте. Отметить карандашом наверху листа и внизу, а потом справа и слева. Найдя середину рисунка, обозначить ветви, находящиеся возле середины дерева. Общим контуром обрисовать массы листвы, выступающие вперед от ствола, и выделить их падающими тенями».

Пером можно выполнять и декоративные рисунки, построенные на изящном контуре (детские работы) (15–16 ).

Упражнение 3. Пятно - основное средство изображения на плоскости. Художник на плоскости наносит разнообразные пятна - большие и маленькие, округлые и протяженные. Они могут, изгибаясь, перетекать друг в друга, а могут быть твердо очерченными, но при этом они обязательно светлые или темные. Черное и белое - два полюса изобразительных возможностей графики. Темное обладает тайной, связано с чувством опасности, а светлое - это ясность и тепло. Между черным и белым существует огромное количество оттенков серого. Важным выразительным средством являются тональные переходы - иногда почти незаметные, мягкие перетекания, а иногда резкие, контрастные пятна. Резкий контраст говорит о сильных драматических чувствах: тревоге, решительности, ярости. Там, где противоположности сближены, - мягкий контраст.

Графические художественно-выразительные средства – линия, штрих, тон

Попробуем изобразить природу в состоянии бури, грозы или шторма; утреннего тумана или серого дождливого дня. Задание можно выполнить углем, тушью или белой и черной гуашью. Работать надо сразу кистью «от пятна», без предварительного рисунка. Все рисунки надо начинать с определения композиционного расположения главных объектов изображаемого пейзажа, например: дерево, сарай и дорога; деревья, линия горизонта, контур дальнего леса; край берега реки и лодка; стог сена и елка и пр. Чтобы добиться выразительной композиции, целесообразно предварительно «поискать» ее в набросках - эскизах, а также использовать фотоаппарат.

Постепенно задачи изображения нужно усложнять - учиться чувствовать настроение природы: спокойную, умиротворенную гладь тихого лесного озера, тревожный закат ночного летнего неба, душистое дыхание цветущей сирени, взволнованность предгрозовой поры, чудо-радугу, праздничность серебристого инея на деревьях, романтичность убегающей змейкой за деревенские дома и дальше в поле дороги... И в соответствии с этой задачей выбирается формат бумаги, технические средства. Это легко проследить по рисункам замечательных художников (Дж. Констебл. «Вид на реку Стур» (17 ), Э. Делакруа «Всадник») (18 ), (Рембрандт. «Пейзаж с каналом») (19 ), Рембрандт. «Воскрешение Лазаря») (20 ).

Упражнение 4. Выполним несколько рисунков на стилизацию изображения. В иконописном стиле, традиционном для Палеха, нарисуем тушью несколько деревьев (детские работы) (21–22 ).

Упражнение 5. Графике доступны разнообразные жанры: портрет, пейзаж, натюрморт, исторический жанр и др. (детские работы) (23–28 ), у нее практически неограниченные возможности для изображения и образного истолкования мира. Начнем работу с композиции натюрморта. Вырежем элементы натюрморта из цветной бумаги и, перемещая их по белому листу, начнем изучение композиционных закономерностей (детские работы) (29–30 ).

(25) (26)
(27) (28)
(29) (30)

Выполнив упражнения, можно перейти к заданиям.

Рисунок на уроках ИЗО в школе

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задания

Задание 1. Основными задачами при рисовании натюрморта являются: правильная и выразительная композиция рисунка, правильное перспективное построение каждого предмета; точная передача их взаимного расположения в пространстве; четкое изображение пропорций; передача в рисунке светотеневых соотношений. Начинают натюрморт с обобщенного наброска всей группы без выделения отдельных предметов. Вначале короткими отрезками намечают конечные точки группы предметов по горизонтали и вертикали. Следующий этап работы: линиями прорисовываются общие размеры и очертания каждого предмета. Ведется постоянное сравнение одного тела с другим по величине, уточняются пропорции тел по высоте, ширине. Для этого используются дополнительные линии, линии построения. Особого внимания заслуживает правильное определение уровня горизонта и перспективного сокращения плоскости стола, на которой расположена изображаемая группа предметов. От уровня горизонта и расположения плоскости подставки зависят пространственные соотношения предметов, степень перспективного сокращения их плоскостей.

Задача во многом облегчается, если все предметы изображаются так, будто они прозрачны или сделаны из проволоки. Для этого прорисовываются и те части, которые не видны. По существу, прорисовывается полный каркас каждого предмета, что позволяет избежать ошибок и неточностей в их конструктивном строении. Типичной ошибкой при рисовании группы предметов, особенно если они расположены друг к другу очень близко, вплотную, является смещение или наложение следков (очертаний основания) предметов друг на друга. Неточности в изображении пространственного расположения основания предметов возникают из-за того, что рисующий плохо чувствует расстояние, пространство между предметами. Во избежание смещения рекомендуется рассмотреть группу сверху.

Следует подчеркнуть, что все построение ведется тонкими линиями со слабым нажимом. И только постепенно, по мере уточнения рисунка как в целом, так и в деталях, проявляются линии с большим нажимом, обозначающие передние грани, углы, плоскости. Одновременно ластиком стираются вспомогательные линии, линии построения. Однако надо помнить, что при выполнении светотеневого рисунка (на этапе его линейного построения) не следует проводить линии в полную силу, поскольку при дальнейшей светотеневой разработке рисунка они будут ярко проступать, «вылезать», смотреться как искусственная проволока. Можно оставить ряд вспомогательных линий на участках рисунка, расположенных в тени. Это нужно сделать для того, чтобы не касаться лишний раз плоскости бумаги ластиком, а при дальнейшей тоновой штриховке эти линии построения все равно сольются с общим тоном.

Тоновая проработка рисунка начинается с четкого определения и очерчивания границ собственной и падающих теней, с отметки бликов. После этого широкими штрихами покрываются средним (не очень сильным) тоном общие тени - участки рисунка, расположенные в тени независимо от того, собственная это тень или падающая. Следующий этап - более тонкая, детальная светотеневая проработка формы каждого предмета. Для этого надо определить самые темные и самые светлые места на предметах в натуре и разницу в тоне между собственной тенью и падающей. Для этого вспомним и используем закономерности воздушной перспективы: чем ближе предмет, тем он виден ярче, контрастнее, как в свете, так и в тенях. При соблюдении этих закономерностей в рисунке будут хорошо чувствоваться пространственные планы, отношения, воздушность (детские работы) (31–32 ).

(31) (32)

Культура рисования - это правильная последовательность ведения рисунка и правильное его представление. Рисуем от общего к деталям - и опять к общему, то есть форму, детали, форму.

Задание 2. Можно выполнить натюрморт в технике монотипии (вид печатной графики, в котором с каждой пластины можно получить только один отпечаток) или гравюры. Сделать гравюру в условиях урока непросто, но можно сделать гравюру наклейками. Для этого используем листы картона, резак и ножницы, клей, одноцветную гуашь или типографскую краску, тонкий лист бумаги, толстую кисть и ложку.

Сначала придумаем натюрморт и сделаем эскиз. Вырежем составляющие его предметы из картона. Расположим их на листе плотного картона, который будет фоном. Для наклеивания хорошо использовать картон разной толщины. Чем толще картон наклейки, тем больше светлого пространства останется вокруг после печати - так можно выделить главное в композиции. Сначала надо приклеить самые крупные части. Резаком можно удалить из них некоторые детали, которые должны остаться светлыми, или наклеить на них, как и на плоскость фона, более мелкие элементы. Это будет основа, с которой можно делать отпечатки. Отпечаток станет интереснее, если удастся разнообразить фактуру наклеек: можно сделать штрихи резаком, использовать дополнительные материалы, например кружева. Затем надо валиком нанести мокрую краску на картон с наклейками, прижать чистый лист и притирать его ложкой. Затем аккуратно снять. Получится оттиск натюрморта - эстамп. Можно сделать новый оттиск; он пропечатается немного по-другому. Это увлекательная работа, она дает возможность экспериментировать.

Для монотипии потребуется металлическая пластина (можно взять пластину из любого плотного материала). Нанесем рисунок гуашью на металлическую пластину, наложим лист бумаги и хорошо прогладим его ладонью. При такой технике исполнения возможен только один отпечаток.

Задание 3. Поиски разнообразного графического решения одного и того же мотива (детские работы) (33 ).

Способность графики быстро откликаться на актуальные события, выражать чувства и мысли художника, развитие техники создают условия для возникновения новых видов графики. Графика - прекрасная возможность для художника экспериментировать и искать новые выразительные средства и приемы (детские работы) (34–35 ).

(34) (35)

Работы выполнены учащимися ГОУ СОШ № 328 г. Москвы

Конспект занятия по изобразительному искусству

ТЕМА: « РИСУНОК - ОСНОВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

Цель: ка, его видами, с материалами для его выполнения в теории и в практике

Задачи :

    познакомить учащихся с творческими задачами рисун­ ка, его видами, с материалами для его выполнения;

    развивать навыки овладения техникой рисования;

    воспитывать мотивацию к учебной деятельности;

    учить выполнять рисунок карандашом или фломастером.

Зрительный ряд : «Великие художники. Леонардо Да Винчи» (Леда с лебедем, Эскиз Леда, Набросок мужской головы, Зарисовки животных, Автопортрет); «Великие художники. Иванов» (Явление Христа народу); Е.Каменева «Какого цвета радуга» (Эскиз Явления Христа народу); Учебный рисунок выполненный школьником.

План урока.

    Беседа о рисунке, его видах, материалах для его выполнения.

    Постановка художественной задачи.

    Образец педагогического рисунка.

    Практическое выполнение.

    Подведение итогов.

Ход урока.

Организационный момент.

Знакомство с классом. Проверка готовности к уроку.

Сообщение темы урока. Общие сведения о рисунке.

Рисунок - важнейшие средство изучения и ото­ бражения действительности, первооснова всего реалистического изобразительного искусства. Владение рисунком необходимо ху­дожникам всех специальностей: графикам, живописцам, скульпто­ рам, архитекторам, оформителям. Оно необходимо и инженеру, и географу, и врачу. Сегодня на уроке вы начнете постигать технику выполнения рисунка.

Изучение нового материала.

Сообщение теоретических сведений о рисунке.

Свои первые идеи, порой не вполне ясные даже самому себе, художник фиксирует в быстрых и приблизительных рисунках-набросках , затем он накапливает нужные наблюдения в рисунках-этюдах и, наконец, отыскивает будущую композицию произведения в рисунке-эскизе . Один из величайших художников прошлого - Микеланджело, который одновременно был и живо­ писцем, и скульптором, и архитектором, сказал, что «рисунок ... есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; ри­ сунок - источник и корень всякой науки».

Для художника рисунок - это лучшая школа, которая учит его владеть, то есть пристально вглядываться в окружающий мир, со­поставлять, анализировать, глубже воспринимать и чувствовать увиденное. Постижение высот изобразительного мастерства, разви­тие художнического умения видеть и передавать увиденное в своих произведениях начинается именно с рисунка.

По своему характеру рисунки бывают очень разнообразными. Это и порывисто, почти мгновенно набросанные линии, которые постороннему глазу могут показаться просто каракулями, линии, которыми художник пытается для себя удержать мгновенное впе­чатление или мысль. Это и тщательно отделанные, вполне закон­ченные тоновые изображения. Впрочем, и понятие законченности здесь очень своеобразно: самый быстрый, беглый рисунок может быть по-своему художественно выразительным, совершенным, а значит и законченным.

Основная часть получаемой зрительной информации основывается на восприятии очертаний, контурных линий, играющих основную роль в процессе узнавания предметов окружающего мира. Именно этот первоэле­ мент изображения - линия - выступает в рисунке особенно ярко.

Обычно большие по размеру и трудоемкие произведения живо­ писи и скульптуры требуют для своего создания и большого вре­ мени. За это время очень часто настроение и замыслы художника претерпевают самые разнообразные и иногда очень значительные изменения. Первая, самая яркая мысль иногда уходит или слабеет. Рисунок в этом отношении имеет преимущество - он сохраняет в своем облике как бы застывший процесс поиска, становления ху­дожественного образа. Рисунки чаще всего выполняются художни­ком для себя и потому наиболее эмоционально раскрывают его внутренний мир, его переживания, чувства, мечты и воспоминания.

Рисунок - самая простая, удобная и оперативная техника изо­ бразительного искусства.

Ознакомление с материалами и техникой работы с ри­ сунками.

(Каждый материал и его возможности демонстрируются с помощью документ-камеры. Выполняются небольшие зарисовки в различных техниках).

Для рисования художники используют очень мно­ гие инструменты и материалы. Первый и наиболее распространен­ ный из них - обыкновенный графитный карандаш. Держат каран­ даш при рисовании особым образом, не так, как при письме. Графитный карандаш не так давно стал «обыкновенным», ши­ роко распространенным, знакомым с самых ранних лет каждому. Уже древним римлянам был известен карандаш, но только сереб­ ряный или свинцовый. В средние века к ним добавились оловян­ ный и из сплава олова и свинца. След таких карандашей плохо со­ хранялся на пергаменте, и это делало их малопригодными для само­стоятельных работ - их использовали только для предварительных набросков, которые затем уже дорабатывали пером или кистью.

В конце XIII века в Европе появилась бумага, и это увеличило возможности металлических карандашей. Но и на бумаге они дава­ ли очень светлые линии, поэтому для большего эффекта бумагу иногда грунтовали. Штрихи серебряного карандаша по происшест­ вии некоторого времени окислялись и приобретали красновато- коричневый оттенок, становились более заметными. Серебряный карандаш позволял делать очень тонкую штриховку, тщательную проработку формы. Серебряным карандашом пользовались вели­ кие мастера - Боттичелли, Гольбейн, Рафаэль и другие.

Такие карандаши не могли получить широкого распростране­ ния. Революцию в этом деле произвело открытие графита во вто­ рой половине XVI века в Англии. На смену металлическим каран­ дашам пришли графитные - более темные и более дешевые. Но и они имели крупные недостатки - пачкались, не очень хорошо дер­жались на бумаге, легко ломались. И только в конце XVIII века французский механик Гонте, смешав графитный порошок с глиной в удачной пропорции, изобрел в принципе тот карандаш, которым мы пользуемся и теперь. Характерной особенностью графитного карандаша является легкий металлический блеск его штрихов.

Графитные карандаши выпускаются в большом диапазоне раз­личных степеней твердости. В России такие карандаши имеют 13 степеней твердости. Более твердые обозначаются буквой Т (от IT до 7Т), более мягкие - буквой М (от 1М до 5М). Среднее положе­ ние занимают карандаши ТМ.

Для рисования наиболее подходят относительно мягкие каран­ даши марок от 1М до 5М. Эти карандаши могут давать линии раз­личной толщины, и диапазон тоновых градаций от самого светлого до почти черного.

Широко применяется в рисовании уголь. Его готовят особым образом - сжигая очищенные и хорошо просушенные веточки ивы или березы в песке, в герметически закупоренной посуде, без дос тупа воздуха. Уголь - материал богатый, живописный, его возмож­ ности шире, чем у карандаша: им можно сделать маленький набро­сок и большое полотно.

Для рисования используют перо и фломастер. Благодаря не­обычайной строгости и скупости средств перовая техника учит ху­ дожника очень внимательно анализировать модель и схватывать в ней самое главное и существенное.

Виды рисунка.

Основными видами рисунка являются набросок, зарисовка с натуры, этюд, эскиз.

Набросок - произведение графики, живописи или скульптуры небольших размеров, бегло и быстро исполненное. Главное назна­чение наброска - быстрая фиксация отдельных наблюдений и за­мыслов в процессе текущей работы художника. Набросок может исполняться с натуры, по памяти или вообра­ жению.

Зарисовка с натуры - краткосрочный рисунок. Его задача за­ключается не в том, чтобы быстро рисовать натуру во всех деталях, а в умении брать от натуры самое существенное, самое характер­ ное, что в свою очередь дает возможность легче запоминать и вос­ станавливать виденное.

Эскиз (французское esguisse ) - в изобразительном искусстве подготовительный набросок для более крупной работы. Исполне­нию значительной картины или скульптуры предшествует серия эскизов и этюдов, в которых художник разрабатывает общую структуру будущего произведения и ищет соответствующие худо­жественные средства.

Эскиз дает общее представление о том произведении, для кото­ рого он исполняется.

Этюд (французское etude - изучение) - в изобразительном ис­ кусстве произведение вспомогательного характера и ограниченно­ го размера, выполняемое с натуры. В этюдах художники разраба­ тывают детали задуманного произведения.

Практическая работа.

Задание.

Используя предложенные образцы рисунков из серии « Мое настроение », вам нужно выполнить свой рисунок, передав в нем свои черты характера, настроение, поведение. Рисунок должен быть выполнен в графике. В своей работе вы можете пользоваться карандашами разной твердости.

Во время выполнения практической работы учитель делает целевые обходы:

1) Контроль организации рабочего места;

2) Контроль правильности выполнения приемов рисунка;

3) Оказа­ние помощи учащимся, испытывающим затруднении;

Итог урока.

1. Выставка работ учащихся.

2. Заключительное слово учителя.

Сегодня на уроке вы на практике убедились, что, изображая что-либо, можно ограничиться всего несколькими точными каран­ дашными линиями, штрихами, которые помогут зрителю увидеть их выразительность. В своих работах вы сумели эти приемы отразить.

Рисунок - основа изобразительного творчества

Леонардо да Винчи


Рисунок – первооснова всего изобразительного искусства. Владение рисунком необходимо всем художникам, независимо от специальности. Виды рисунка.

Зарисовка с натуры (главное не детали, а существенное, характерное).

Набросок (небольшой, беглый, быстрая фиксация наблюдений).


(подготовительный набросок для крупной работы, в которой художник ищет будущую композицию

Дейнека. Эскиз к картине

«Оборона Севастополя»



Этюд (изучаю и наблюдаю с натуры, разрабатываю детали для будущего произведения)

Подготовительные рисунки Микеланджело Буонарроти к росписи потолка Сикстинской капеллы (1508-1512)

«Ливийская сивилла»


Учебный рисунок (цель - освоение правил изображения, грамоты изобразительного языка)


Технический рисунок (наглядное объемное изображение предмета, выполненное от руки с указанием размеров и материала)



Рисунок основан на выразительных возможностях линии, штриха, пятна . Примером могут послужить рисунки В. Ватагина.


Линия - это главное выразительное средство рисунка. Ее эмоциональная палитра разнообразна: она может быть тонкой, изысканной и жесткой, колючей, угловатой, может быть решительной, смелой, порывистой и неуверенной, робкой.

В.Янкилевский. Набросок. Карандаш

В. Косорукое. Набросок танцующей балерины. Карандаш


Средства художественной выразительности в рисунке

Штрих - это короткий след пера или карандаша, простейший элемент техники рисования. Различными по направлению и характеру штрихами передаются объемно-пластические и пространственные свойства объектов, их фактура. Системой штрихов можно создать выразительные эффекты динамики, света и тени.

Ж. Сера. Сидящая женщина с зонтиком. Карандаш

В. ван Тог. Скала. Карандаш, перо, кисть, черные чернила


Средства художественной выразительности в рисунке

Если контур линейного рисунка залить изнутри ровным цветом, получится силуэт - пятно. Силуэт - плоское цветовое пятно на более темномили более светлом фоне. Выразительность силуэта зависит от формы, положения и освещенности фигур и предметов. Пятно при кажущейся непластичности может выявлять бесконечное разнообразие состояний. С его помощью можно выразить не только форму, но и характер модели, сюжетную ситуацию.

В.Лебедев. Матрос и девушка. Карандаш, кисть, тушь

В. Стекольщиков. На бульваре. Набросок


Задание:


Задание: выполнить зарисовки травянистых растений







Набросок – произведение графики, живописи или скульптуры небольших размеров, бегло и быстро исполненное. Главное назначение наброска – быстрая фиксация отдельных наблюдений и замыслов в процессе текущей работы художника. Набросок может исполняться с натуры, по памяти или воображению.


Зарисовка с натуры – краткосрочный рисунок. Его задача заключается не в том, чтобы быстро рисовать натуру во всех деталях, а в умении брать от натуры самое существенное, самое характерное, что в свою очередь даёт возможность легче запоминать и восстанавливать увиденное.


Эскиз – в изобразительном искусстве подготовительный набросок для более крупной работы. Исполнению значительной картины или скульптуры предшествует серия эскизов и этюдов, в которых художник разрабатывает общую структуру будущего произведения и ищет соответствующие художественные средства. Эскиз даёт общее представление о том произведении, для которого он исполняется.






Необходимо, прежде всего, все детали привести к простейшей и характерной для неё форме. Важно композиционно разместить на листе обобщённую форму рисуемого предмета. Для этого предварительно нужно лёгкими касаниями карандаша наметить границы будущего рисунка, определяя его высоту и ширину, а также взаимное положение отдельных предметов. Когда натура расположена и намечены её очертания, то следует находить и размещать основные части предмета, выявляющие форму. Нужно ориентироваться на всю изображаемую форму в целом. Когда уточнены намеченные формы и выявлены отдельные части и мелкие детали, необходимо подчеркнуть на рисунке характерные черты для придания ему выразительности. Последовательность работы над рисунком.




Top