Икона ангела с мечом и крестом. Икона Ангела Хранителя — значение, в чем помогает

«Ангел» в переводе с греческого языка означает "посланник, вестник". Его задача - доносить до людей Божью волю. Ангел-Хранитель - защитник и помощник человека в преодолении трудностей. Он способствует духовному росту и успешному прохождению жизненного пути.

Не всегда Ангелу-Хранителю удается положительно воздействовать на человека. Отказ от веры, склонность к агрессии и злобе губит духовное начало. В жизни человека начинают происходить изменения в худшую сторону - беды, болезни, неудачи.

Икона Ангела-Хранителяспособствует визуализации образа. Помогает начать общение со своим светлым духом. Через молитвы человек способен восстановить утерянную связь со своим защитником, встать на путь добра и очищения.

Для чего нужен Ангел-Хранитель?

Ангел-Хранитель - посредник между человеком и Богом. Он вестник добрых мыслей и общается посредством внутреннего голоса. Для христиан Ангел-Хранитель является духом-защитником. Священнослужители утверждают, что только прошедший обряд крещения получает Ангела-Хранителя. Поэтому окрестить новорожденного стараются как можно раньше, чтоб у него появился свой защитник.

Ангел-Хранитель предупреждает об опасностях, помогает избежать искушения. Чудесное спасение людей, уцелевших в катастрофах, интуитивные озарения или пророческие сны - так Ангел-Хранитель оберегает своего подопечного. Он никогда не причинит вред человеку. Ежедневнаямолитва Ангелу-Хранителюпоможет найти с ним общий язык, преодолеть жизненные сложности. Святые отцы советуют разговаривать со своим светлым духом, просить у него совета или помощи.

Чем больше веры в человеке, тем ближе к нему Ангел-Хранитель. Если христианин не прислушивается к своему внутреннему голосу, то светлый дух может покинуть его. Тогда в жизни человека появляются беды и болезни. Христианин лишается своего личного духа-защитника.

Икона Ангела-Хранителя

В православии светлый дух приставлен к человеку, чтоб опекать его, помогать духовному развитию. Ангел-Хранитель посредством внутреннего голоса и интуиции общается со своим подопечным. Предупреждает его о возникшей опасности, вдохновляет на добрые поступки.

Никогда Ангел-Хранитель не передает Божью волю через третьих лиц. Только путем непосредственного общения, в молитве или внутреннем диалоге, возможен контакт со светлым духом.

Икона Ангела-Хранителяможет быть нательной или находиться в домашнем иконостасе. Она оберегает человека днем и ночью. Домашняя икона защитит дом, будет способствовать миру в семье. Прислушиваться к себе, избегать неприятностей поможет Ангел-Хранитель. Нательная иконаоградит от несчастий, случайных аварий.Защитник не вмешивается в основной жизненный путь человека.

Особенности иконы Ангела-Хранителя

Икона Ангела-Хранителяимеет символические особенности. В иконографии каждый предмет или жест несет свое значение. Особенностью иконы с Ангелом-Хранителем является «око во лбу». Третий глаз - символ ясновидения и интуиции. Существуют и другие элементы, необходимые при написании ангелов-хранителей.

  • Крылья символизируют быстроту Ангела, его возможность перемещаться из реального мира в мир духов.
  • Посох означает посланца Божьего, его духовную миссию на земле.
  • Зерцало и жезл - шар с крестом - в руке Ангела помогают видеть опасность и предупредить о ней человека.
  • Тороки - золотые ленты в волосах - символизируют общение с Богом и послушание его воле.

Невидимую защиту дарует икона «Ангел-Хранитель». Значение ее заключается в благостном наставлении, творческом озарении. Она помогает пройти духовный путь в гармонии с собой и окружающим миром.

Ангел-Хранитель и святой покровитель

Следует различать Ангела-Хранителя и святого покровителя. Последний выбирается по имени и дате рождения. Святой покровитель - реальный человек, пошедший свой жизненный путь и причисленный к лику святых (например, Александр Невский, Серафим Саровский).

Имена при крещении выбирают в честь святого, чье рождение приходится на тот же период, что и у новорожденного. В православных святцах отмечены все дни почитания святых покровителей. Дни рождения человека и его покровителя, идентичного по имени, располагаются рядом (в период до 8 дней).

Тем не менее святого покровителя тоже именуют Ангелом-Хранителем. А его день рождения - днем ангела. Для святого покровителя существуют свои молитвы, иконы, акафисты. Икона Ангела-Хранителя по именизащищает и других людей с аналогичным именем и датой рождения. Святого покровителя человек может выбрать сам или получить его защиту после крещения.

Ангел-Хранитель не является реально жившим человеком. Это светлый дух, не имеющий имени и гендерной принадлежности, но обладающий личностными качествами. К каждому человеку приставлен один Ангел-Хранитель. На иконах он изображается с белыми крыльями. Существует иерархия бесплотных духов. Она включает в себя серафимов, херувимов, архангелов, ангелов. Для Ангела-Хранителя написаны свои утренние и вечерние молитвы, каноны.

Как молиться Ангелу-Хранителю

Молитва перед иконой помогает визуализировать светлый дух, настроиться на духовное общение с ним. Священнослужители рекомендуют прислушиваться к своему внутреннему голосу, потому что именно в этот момент светлый дух разговаривает с человеком.

Молитвенное правило для христианина содержит ежедневные молитвы ангелу-хранителю. Они небольшие, их легко запомнить. Молитва Ангелу-Хранителюпроизносится вдумчиво, с любовью. Ее можно написать на листке бумаги и носить при себе как талисман.

Утренняя молитва защитит на целый день от негативных влияний, поможет избежать конфликтов, настроит на добрые дела.

Вечерняя молитва оградит спящего от вторжения нечистых сил. Будет способствовать пророческим снам или предупреждениям.

Существуют разные молитвы ангелу-хранителю. Их можно произносить в любой жизненной ситуации, требующей совета или помощи светлого духа.

  • Молитва для успеха в делах.
  • Для обретения счастья.
  • Для защиты от непонимания.
  • Об изобилии на столе.
  • О достатке в доме.
  • Для защиты от врагов, недоброжелателей.
  • Об исцелении.
  • Для защиты от несчастных случаев.
  • Благодарственная молитва.

Икона духовного защитника для ребенка

Одной из наиболее почитаемых считается икона Ангела-Хранителя для ребенка. Она поможет справиться со страхом, убережет от бед, защитит от опасности. Икону можно поставить рядом с кроватью малыша во избежание болезней, сглаза. Ребенку можно объяснить, что у него есть небесный защитник, который поможет в бедах и неудачах.

Именно в доме должна находиться икона. Ангел-Хранитель, значение которого для ребенка состоит в недопущении негатива, спасет от многих бед. Энергетическая защита детей слаба, поэтому злой взгляд или недоброе слово могут нанести вред. Ангел-Хранитель оберегает малыша от неприятностей.

Икона святого покровителя для ребенка

Если в православных святцах отмечено несколько святых покровителей с датой, приближенной ко дню рождения ребенка, то можно самостоятельно выбрать понравившегося покровителя. Следует ознакомиться с его жизнью. Узнать, почему и за что он причислен к лику святых.

Например, икона святого Кирилла (Ангела-Хранителя)имеет в иконографии несколько вариантов. На ней может быть изображен Кирилл Радонежский или Кирилл Александрийский.

Существуют и другие святые покровители с таким именем. Их дни празднованияприходятся на 31 января, 8, 17, 27 февраля, 22, 31 марта, 3, 11 апреля, 11, 17, 24 мая, 22 июня, 22 июля, 20 ноября, 21 декабря.

Икона «Ангел-Хранитель Кирилл»поможет мальчикам и мужчинам с идентичным именем. При выборе святого покровителя можно отталкиваться от даты рождения или от его жизнеописания. В православии больше ценится духовное родство. Если жизнеописание святого покровителя импонирует, то необязательно придерживаться определенной даты рождения.

Икона-заступница

Помимо ангелов-хранителей и святых покровителей, существует и икона-заступница. Ее также можно выбрать по дате рождения. Однако у каждого образа есть свое значение, и тогда большую ценность приобретает заступница в конкретной жизненной ситуации.

Икона-заступница и Ангел-Хранительпризваны защищать дом, семью, конкретных людей. К ним обращаются в горе, болезнях. Просят уберечь родных и близких от несчастий, сохранить семью, не допустить гнева или ненависти других людей.

Удобнее всего подобрать по гороскопу икону-заступницу и святого покровителя. Не следует забывать, что не только помощи следует просить у небесных сил. Но и благодарить их за удачное завершение дел, невидимую помощь, защиту.

Овен

Помогут святой Георгий Исповедник, Софроний и Иннокентий Иркутские. Икона Казанской Божьей матери. Молитва перед ней защитит от видимых и невидимых врагов, придаст сил, поможет при заболевании глаз.

Телец

Святые покровители - Иоанн Богослов, Стефан и Тамара. Икона Иверской Божьей матери и «Сподручница грешных» помогут в исцелении от заболеваний, даруют прощение и покаяние. Несут утешение в унынии и горе, скорби и болезни. Святые покровители даруют понимание супругам.

Близнецы

Следует просить защиты у иконы Владимирской Божьей матери, образы «Неопалимая купина», «Взыскание погибших». Святые покровители - Алексей Московский и Константин. Можно молить о здоровье детей, сохранности брака. Об исцелении при лихорадке, зубной боли. Иконы-заступницы помогут вразумить пьющих и отрекшихся от веры людей.

Рак

Поможет икона святого Кирилла (ангела-хранителя),«Всех Скорбящих Радость», Казанская Божья матерь. Чудотворные образы даруют физическое и духовное исцеление. Избавят от гордыни и греха неверия. В скорби и бедах поможет святой покровитель.

Лев

Илья-Пророк, Николай Угодник защитят в житейских трудностях. Икона-заступница «Покров Пресвятой Богородицы» дарует силу, терпение. Поможет в осознании греховных дел, наставит на путь истины и добра.

Дева

Святые покровители - Александр, Павел, Иоанн. Икона-заступница - «Страстная», «Неопалимая купина». Помогут в горе, несчастье. Даруют исцеление, утешение. Помогут в познании себя, своего духовного пути.

Весы

Святой покровитель - Сергий Радонежский. Охраняет икона Почаевской Божьей матери, «Воздвижение Креста Господня», «Неопалимая купина». Защитят дом от пожаров, недобрых людей. Принесут духовное возрождение, радость покаяния.

Скорпион

Защитит и поможет святой Павел, Ангел-Хранитель. Икона- заступница Иерусалимской Божьей матери, «Скоропослушница». Исцелят от онкологических заболеваний, принесут утешение и прощение. Помогут беременным женщинам, защитят маленьких детей. Укажут путь в растерянности и недоумении.

Стрелец

Оберегают Николай Угодник, святая Варвара. Икона Тихвинской Божьей матери «Знамение» укрепляет отношения родителей и детей. Защитят от болезней, не допустят сглаза малыша. Даруют долгожданного младенца отчаявшимся родителям.

Козерог

Святой Сильвестр, Серафим Саровский - небесные покровители. Икона-заступница «Державная» поможет обрести правду и любовь, исцелит от болезней. Дарует мир и спокойствие в семье, стране. Примирит врагов, укрепит родственные связи.

Водолей

Оберегают святые Кирилл, Афанасий. Икона Владимирской Божьей матери, «Неопалимая купина». Помогут в исцелении при сердечно-сосудистых заболеваниях, защитят от врагов и клеветы. Сохранят дом, избавят от ссор и ругани.

Рыбы

Милентий Антиохский, Алексий - святые покровители. Икона Иверской Божьей матери поможет в заступничестве перед Богом, дарует утешение в скорби и бедах. Поможет в тяжелых жизненных обстоятельствах, приумножит плодородие земли.

Небесная иерархия состоит из трех ликов. Каждый лик имеет три чина. Высший лик состоит из серафимов, херувимов и престолов; средний – из господствий, сил и властей; нисший – из начал, архангелов и ангелов.

Высочайшим ликом ангельским являются серафимы. Имя их значит пламенные, огненные. Непосредственно и непрерывно предстоя Тому, Кто есть любовь, Кто живет в свете неприступном, и Которого престол есть пламень огненный, серафимы горят высшей любовью к Богу, и этот огонь любви воспламеняет и других. О серафимах повествует нам пророк Исаия в 6-ой главе: «Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли серафимы, у каждого из них по шесть крыл: двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, свят, свят Господь Саваоф, вся земля полна славы Его».

Второй чин старшего лика составляют херувимы, имя которых значит разумение или ведение. По этой причине их именуют многоочитыми. Созерцая славу Божию и обладая высшим ведением и мудростью, они другим изливают премудрость Божию. В Священном Писании во многих местах говорится о херувимах, например: «И изгнал Бог Адама и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт. 3, 24). Многократно говорится о херувимах в книге пророка Иезекииля: «И видно было у херувимов подобие рук человеческих под крыльями их. И видел я: вот четыре колеса подле херувимов, по одному колесу подле каждого херувима, и колеса по виду – как бы из камня топаза» (10, 8-9).

Третий чин старшего лика – престолы, называемые богоносными не существом, но служением, на которых Бог благодатно и непостижимо почивает. Через этот лик Бог являет Свое величие и правосудие.

Перейдем теперь к среднему лику небесной иерархии. Старший чин его составляют господства, которые господствуют над нисшими ангелами. Доброхотно и радостно служа Богу, они сообщают и живущим на земле силу благоразумного владения собой и мудрого устроения себя; учат владеть чувствами, смирять бесчинные вожделения и страсти, плоть порабощать духу, господствовать над волей и побеждать искушения.

За господствами в среднем лике следуют силы, через которые Бог творит знамения и чудеса для славы Божией, для помощи и укрепления труждающимся и обремененным. Об этом чине возвещает нам апостол Петр, говоря, что восшедшему на небо Христу покорились ангелы, и власти, и силы.

К нисшему чину среднего лика принадлежат власти, которые имеют большую власть над диаволом, побеждают его, охраняют человека от искушений его и укрепляют в подвигах благочестия. Некоторые святые отцы полагают, что ангел-хранитель апостола Петра, выведший его из темницы, принадлежал к этому чину ангельскому.

В нисшем лике небесной иерархии находятся: в первом чине начала, которые начальствуют над младшими ангелами, назначают должности, распределяют служения между ними, управляют царствами и обществами человеческими.

Предпоследний чин составляют архангелы, благовестники и провозвестники таин Божиих, и сообщают волю Божию людям.

Последний чин именуется просто ангелами, ближайшими к людям бесплотными духами. Они-то преимущественно и посылаются в мир, в качестве наших ангелов-хранителей. Вот это то, что мы знаем о чинах и ликах небесной иерархии.

Великая Седмерица.

Немного более открыто нам св. Писанием и св. Преданием о семи высших архангелах: Михаиле, Гаврииле, Рафаиле, Урииле, Салафииле, Иегудииле и Варахииле.

Первые два архангела стоят на особой высоте и именуются еще архистратигами силы Господней. Они – превыше всех ликов ангельских и как бы предводительствуют всеми небесными бесплотными силами.

Имя Михаил с еврейского значит: «Кто как Бог?» или «Кто равен Богу?». «ИЛ» - это сокращение древне-еврейского слова «Элогим», что по-русски значит – Бог.

Михаил был вторым в небесной иерархии после Сатанаила, именовавшегося еще Люцифером или Денницей, т.е. сыном зари. Когда последний в своей гордыне восстал на Бога, Господь по Своему Божественному смотрению предоставил сразиться с ним оставшимся Ему верными ангелам, во главе со архистратигом Михаилом.

Повидимому борьба была очень нелегкой, ибо они (светлые силы), по Откровению Иоанна Богослова, «победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти» (Откр. 12, 11). Это место Откровения дает нам понять, что тайна искупления через Кровь Агнца, предначертанная в планах Божиих, уже начала прообразовательно действовать в горнем мире и способствовала победе ангелов, свидетельствовавших о ней на небесах. Что же касается борьбы «даже до смерти», то здесь следует видеть напряженность этой борьбы до последнего предела, борьбы, могущей окончиться как бы душевной смертью части небесных воинств.

Что еще можно сказать об архангеле Михаиле? Пророк Даниил называет его ангелом хранителем народа еврейского. А после того, как жестоковыйный еврейский народ навел на себя проклятие, предав на смерть своего Спасителя и Искупителя, и тем утратил свое избранничество, архангел Михаил, по всеобщему христианскому верованию, сделался небесным покровителем и поборником Церкви Христовой. Поэтому многие Святые Отцы не без основания полагают, что архангел Михаил, вместе с архагелом Гавриилом, именно и были теми ангелами, которые являлись женам-мироносицам и благовествовали о воскресении Христовом. И в ряде других новозаветных явлений ангелов позволительно видеть эту первоверховную двоицу. Об особых явлениях архангела Гавриила скажем ниже.

В день Страшного Суда, конечно, никто иной как архистратиг Михаил будет предводить грядущее со Христом небесное воинство. Поэтому и на иконах этот архангел изображается всегда в воинственном виде с копьем или мечем в руках. Иногда верх копья увенчивается белой хоругвью, на которой начертан крест. Белая хоругвь означает неизменную чистоту и непоколебимую верность архангела Царю Небесному, а крест указывает, что брань с царством тьмы и победа над ним достигается только при помощи Креста Христова.

Второе место во всей небесной иерархии занимает архангел Гавриил. Имя это обозначает силу Божию. Поскольку у небесных жителей наименование всегда знаменует сущность его служения, то этот архангел является особенно провозвестником и служителем всемогущества Божия. Это он благовестил Захарии о том, как силой Божией от него, бесплодного старца, родится величайший из рожденных женами Иоанн Предтеча и Креститель Господень. Он же возвестил богоотцам Иоакиму и Анне о рождении чудной и преблагословенной Девы. Ее он посещал и наставлял в храме иерусалимском, подкрепляя Ее телесные силы небесной пищей. Он же принес Ей райскую ветвь в день Благовещения с чудной вестью, что именно Она избрана Богом принять в Свои недра Бога Слова. Архангел Гавриил является неоднократно и праведному Иосифу, давая ему необходимые советы. По мнению некоторых Отцов, именно он был тем ангелом, который укреплял Господа ночью в Гефсимании во время моления о чаше. И, как сказано выше, они с архангелом Михаилом вместе участвовали в благовестии о воскресении и вознесении Христа Спасителя. Наконец, тот же архангел Гавриил явился Богородице возвестить Ей день Ее земного успения.

В песнопениях церковных архангел Гавриил именуется «служителем чудес», как благовестник великих чудес Божиих. Поэтому иконографически он изображается иногда с райской ветвью в правой руке, а иногда он в ней держит зажженный фонарь, тогда как в левой держит зеркало из ясписа. Фонарь означает, что судьбы Божии бывают сокрыты до времени, а зеркало – что они через Гавриила отражаются, как в зеркале.

Из Слова Божия нам известны имена и дела еще пяти архангелов.

Третий из них именуется Рафаил, что значит врачевание Божие. Он является целителем недугов и помощником в скорбях. Об архангеле Рафаиле повествуется в книге Товита. Там рассказывается как этот архангел, под видом человека, сопровождал праведного Товию, освободил от злого духа его невесту, возвратил зрение его престарелому отцу и, преподав Товии полезные наставления, исчез. Поэтому этот архангел изображается с врачебным сосудом в руке, как потом стали писать Пантелеимона Целителя. Его подобает призывать всем страждущим душевно и телесно, подкрепляя молитву делами милосердия и любви.

Имя четвертого архангела – Уриил, что значит свет или огонь Божий. Его изображают с мечем, поднятым кверху и держимым в правой руке у груди, и с пламенем в левой руке, обращенным вниз. Как ангел света, Уриил по преимуществу просвещает умы людей откровением истин вообще, а бого-откровенных в особенности. Как ангел огня Божественного, он воспламеняет сердца призывающих его любовью к Богу и истребляет из них все нечистое, земное и греховное. Поэтому он считается покровителем ревнующих о распространении истинной веры Христовой, т.е. миссионеров, а также людей, посвятивших себя чистой науке. Он есть истинный источник многих великих научных открытий. Тех открытий, о которых сами их сделавшие рассказывают, что они приходили к ним часто внезапно, как бы по наитию свыше. Писателям и поэтам хорошо молиться архангелу Уриилу о ниспослании вдохновения, если они хотят быть писателями и поэтами Божией милостью. Но не следует просить у архангела откровения тайн природы, превышающих наш разум и наши человеческие потребности, а равно предвозвещение будущих событий.

Послушаем как отвечал Уриил Ездре, мужу благочестивому, но не в меру любознательному. Ездра пожелал узнать от ангела тайну судеб Божиих о мире, и почему зло на свете видимо торжествует? Архангел согласился ответить, но потребовал, чтобы Ездра сначала исполнил одно из его трех желаний: или взвесил пламя огня, или указал начало ветра, или возвратил прошедший день. Когда Ездра указал, что он не в состоянии это сделать, богомудрый архангел ответил ему так:

«Если бы я спросил тебя, сколько обиталищ в сердце морском, или сколько источников в самом основании бездны, или какие пределы у рая, – ты, может быть, сказал бы мне: в бездну я не сходил и в ад также, и на небо никогда не восходил. Теперь же я спросил тебя только об огне, ветре и дне, который ты пережил, т.е. о том, без чего ты не можешь быть – и на это ты не отвечал мне». И сказал ангел Ездре: «ты и того, что твое и с тобой от юности не можешь познать; как же ум твой мог бы вместить в себе путь Всевышнего, и в этом уже растленном веке понять растление, которое очевидно в глаза моих?» (3 Ездры 4, 7-11).

Это мудрое наставление архангела не мешало бы помнить ученым века сего и не забывать, что людям знания приличествует быть в первую очередь служителями света истины.

Пятый архангел именуется Салафиил, что значит молитвенник Божий. О нем упоминается в той же книге Ездры. Изображается он в молитвенном положении, с руками приложенными к груди, и с очами потупленными долу. У кого плохо движется молитва, тому хорошо просить архангела Салафиила о научении молитвенному деланию. И многие ли из нас могут похвалиться, что они могут внимательно, неразвлеченно и, если не горячо, то хоть тепло молиться? И как мало людей знают, что есть небесный учитель молитвы, и не призывают на помощь архангела Салафиила.

Имя шестого архангела – Иегудиил, что значит слава или хвала Божия. У него в правой руке златой венец, а в левой – бич из трех веревок. Его обязанность, с сонмом подчиненных ему ангелов, хранить, наставлять и защищать именем Святой Троицы и силой Креста Христова людей, труждающихся во славу Божию в различных ответственных отраслях человеческого служения, награждать добрых делателей и наказывать злых. К этому великому небожителю следует устремлять молитвенные взоры царям, военачальникам и градоначальникам, судьям, домовладыкам, и т.д.

Наконец, последним из священной седмерицы высших ангелов, последним по порядку, а не по достоинству, является Варахиил, ангел благословений Божиих, как то означает его имя и выражает тот вид, в каком он представляется на святых иконах. Его изображают с множеством розовых цветов в недрах его одежды. Поскольку благословения Божии различны, то и служение этого архангела весьма многообразно. Он является верховным руководителем ангелов хранителей, т.к. через него посылаются благословения семейного благоустройства, благорастворение воздухов и изобилие плодов земных, успех в куплях и вообще во всех делах житейских, т.е. все то, в чем помогают людям и их ангелы хранители.

В той же книге Ездры упоминается еще имя архангела Иеремиила, что значит высота Божия, но Церковь считает, что это второе название архангела Уриила.

(Фрагмент из текста архиепископа Серафима Чикагского).

Для любого верующего человека не секрет, что у каждого человека существует личный ангел хранитель. Именно поэтому с самого рождения часто пишется индивидуальная икона Ангела Хранителя для того, чтобы даровать новому человеку.

Ведь этот Небесный наставник, как считается, оберегает каждого человека от его первого и до заключительного вздоха.

Его задача оберегать нашу жизнь. Он не только заботится о физическом состоянии тела, но и состоянии души. В любую трудную для человека ситуации надо помнить, что ты не один и твой ангел уже заботится о тебе, вымаливая Богу, чтобы он защитил твою душу и тело от злых умыслов дьявола.

В этом помогает икона святого Ангела Хранителя, которая напоминает об этом факте и способна установить связь со всевышним и оказать поддержку.

Почему нужны иконы Ангела Хранителя

Икона Ангела Хранителя поможет забыть о трудностях жизни и наставит на следование по Божьим наставлениям. Данному образу на иконе можно молиться в любой момент, когда необходима поддержка, когда страх настиг, когда беда и несчастье появляются, когда необходима защита от врагов и в любой другой момент, когда земные действия не приносят результата. Также для получения поддержки Ангела Хранителя можно использовать нательную икону, которая является популярным и действенным вариантом. Многие носят этот святой образ наряду с нательным крестом для того чтобы дополнительно укрепиться в вере и всегда получать поддержку от своего Небесного заступника.

Как молятся Ангелу Хранителю

Существует несколько молитв данному образу. Одну молитву читаем перед сном и утром, вторую же в течения дня, а третью перед уходом из дома. Также как молится Ангелу Хранителю выбирает каждый лично. Каждая молитва Ангелу Хранителю имеет очень большую силу, и он всегда слышит просящего и не оставит никогда. Так как Ангел Хранитель имеет особую силу и значение, то не стоит забывать о нем и уделять время течении для молясь ему.

Помимо этого, икона и образ Ангела Хранителя позволяют настроиться на определенный лад, всегда иметь связь с духовным миром

Обращаться к личному заступнику следует не только по материальной тематике, но и по духовным делам.

Значение иконы Ангела Хранителя

Ведь для истинно верующего подлинной целью является спасение собственной души, а остальное является второстепенным. И иногда трудно получить нужное наставничество и поддержку в этом мире. Именно тогда может помочь Ангел. Также хорошо дать икону Ангела Хранителя для ребенка, который именно с этого может начинать собственный духовный путь. Зачастую чаду будет удобнее обращаться к Ангелу, хотя и следует грамотно разграничить разницу между Небесными силами и различными сказочными существами, например, о которых ребенок тоже может узнавать из книжек.

Образ Ангела Хранителя можно разместить в любой части комнаты, но в большинстве случаев икону стараются повесить в углу комнаты направленную лицом на восток. Также полезным будет иметь стеклянный стеллаж для защиты икон от пыли и домашних животных.
Перед тем как покинуть дом, желательно помолиться Ангелу Хранителю, чтобы он оберег в течении дня и помог при любых возникших трудностях. Содержание молитвы полезно заранее сформулировать, по возможности записать на чисты лист белой бумаги.

Священник может помочь выбрать икону Ангела Хранителя в соответствии с потребностями того или иного духовного чада. Как правило, изображение является символическим

Ведь на этом образе не какая-то историческая личность, а бесплотная сущность, которая пребывает на службе у Господа и также помогает лично отдельному человеку. Поэтому зачастую следует осознавать образ именно как символ, а с личным Ангелом устанавливать духовную связь. Много в чем помогает икона Ангела Хранителя и каждый верующий со временем взращивает собственную духовную связь, которая помогает двигаться по духовному пути.


Ангел Хранитель всегда с вами, он не только заботится, но и ведет запись ваших положительных дел и поступков. Данная роль ему назначена для того, чтобы было ходатайствовать Богу во время высшего суда. Поэтому для верующего полезно размышлять на тему того как подумает о вас Ангел Хранитель, когда вы делаете разные дела.

Молитвы Ангелу Хранителю

Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небесе данный! Прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякаго зла сохрани, ко благому деянию настави, и на путь спасения направи. Аминь.

Молитва Ангелу-хранителю на каждый день

О святый Ангеле, хранителю и покровителю мой благий! С сердцем сокрушенным и душею болезненною предстою ти, моляся: услыши мя, грешнаго раба своего (имя), с воплем крепким и плачем горьким вопиющаго; не помяни беззаконий моих и неправд, имиже аз, окаянный, прогневляю тя по вся дни и часы, и мерзостна себе творю пред Создателем нашим Господем; явися мне милосерд и не отлучайся мене, сквернаго, даже до кончины моея; возбуди мя от сна греховнаго и пособствуй молитвами твоими прочее время живота моего без порока прейти и сотворити плоды достойны покаяния, паче же от смертных падений греховных соблюди мя, да не погибну во отчаянии, и да не порадуется враг о погибели моей.

Вем воистинну и усты исповедую, яко никтоже таков друг и предстатель, защититель и поборник, якоже ты, святый Ангеле: предстоя бо Престолу Господню, молишися о мне, непотребнем и паче всех грешнейшем, да не изымет Преблагий души моея в день нечаяния моего и в день творения злобы. Не престай убо умилостивляя Премилосердаго Господа и Бога моего, да отпустит согрешения моя, яже сотворих во всем житии моем, делом, словом и всеми моими чувствы, и имиже весть судьбами, да спасет мя, да накажет мя зде по неизреченней милости Своей, но да не обличит и не истяжет мя онамо по нелицеприятному правосудию Своему; да сподобит мя покаяние принести, с покаянием же Божественное Причащение достойне прияти, о сем паче молю и таковаго дара всеусердно желаю.

В страшный же час смерти неотступен буди ми, благий хранителю мой, прогоняя мрачныя демоны, имущия устрашити претрепетную душу мою; защити мя от тех ловления, егда имам преходити воздушныя мытарства, да, храним тобою, безбедно достигну рая, ми вожделеннаго, идеже лицы святых и горних Сил непрестанно восхваляют всечестное и великолепое имя в Троице славимаго Бога, Отца, и Сына и Святаго Духа, Ему же подобает честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Ангел – святой бесплотный дух, возвещающий и исполняющий волю Божию.

Ангелы – (греч. а́нгелой – "вестники"; ед. ч. а́нгелос – "вестник"; от глагола анге́лло – "извещать", "возвещать") – созданные Богом бесплотные сверхъестественные существа, сотворенные прежде видимого мира.

Слово ангел означает вестник. Такое наименование имеют бесплотные духи потому, что они возвещают людям волю Божию. Ангел – это тот, кого Господь может послать с поручением и который в точности исполнит то поручение.

Ангелы обитают везде. Но преимущественно на небе, вокруг Престола Божия. Там, где Бог наиболее открывает им Свою славу, а через них и Свою волю в отношении людей.

Святые отцы Церкви называют их вторыми светами, как бы отблеском Божественного света.

Они – светы вторые! Как это нам понять?! С чем сравнить, чтобы было доступно нашему уму?..

Находясь в непосредственной близи к Богу, Ангелы наполняются восхищением, Божиим величием, Его святостью, мудростью и величайшей любовью Творца вселенной к своему творению.

Некий Божественный свет широкой рекой свободно льётся через них.

В этом образ подлинной святости. Небесные Силы восприняли в себя свет Божий. Преломили его в себе и, отразив и раздробив на множество прекрасных лучей, распространили вокруг себя, отдав людям, способным к его восприятию. И вот в этом отражённом сиянии Божественного света, сиянии неуменьшенном, непотемнённом, но сиянии приумноженном и радостнотворном, приносящем жизнь, мы познаём Бога!

Если бы не Ангелы, мы никогда даже в малой, доступной человеку степени не могли бы ощущать и воспринимать Божественный свет.

Сами мы не способны видеть и ощущать славу Божию – нам нужны посредники, которые так преобразуют её, что она становится доступной и нам.

И вот Ангелы являются для нас этими посредниками.

Ангелы отличаются друг от друга как просвещённостью, так и различной степенью благодати.

Высшую иерархию непосредственно близко стоящих к Богу составляют Ангелы, носящие имена: Серафимы, Херувимы и Престолы. Серафимы соответственно своему имени имеют сердца, пламенеющие любовью к Богу, и возбуждают и других пламенно любить своего Создателя. Серафим – значит пламенный.

Херувимы имеют полноту знания и обилие премудрости. Они озарены обильными лучами света Божия. Им дано знать всё в той степени, в какой могут познавать созданные существа.

Престолы – эти Ангелы столь возвышены и столь озарены благодатию, что Господь обитает в них и через них проявляет Своё правосудие.

Вторая, средняя иерархия состоит из Ангелов, носящих имена: Господства, Силы и Власти. Ангелы Господства учат людей господствовать над своей волей, быть выше всякого искушения, а также противостоять тем злым духам, которые поклялись погубить человека. Силы – это Ангелы, исполненные божественной крепости. Это те духи, через которых Господь совершает свои чудеса. Им дарована Богом способность ниспосылать благодать чудотворения угодникам Божиим, которые при жизни на земле творят чудеса. Власти – Ангелы, имеющие власть укрощать силу бесовскую, отражать вражий искушения. Кроме того, они укрепляют добрых подвижников в их духовных и телесных трудах.

Третья, низшая иерархия включает в себя тоже три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала – чин Ангелов, которым поручено управлять вселенной, охранять отдельные страны и народы и управлять ими. Это Ангелы Народоправители. Их достоинство выше, чем Ангелов Хранителей отдельных людей. Из книги пророка Даниила мы узнаём, что попечение о иудейском народе было вверено Архистратигу Михаилу (см. Дан.10:21). Архангелы – великие благовестники тайн Божиих, всего великого и преславного. Они укрепляют в людях святую веру, просвещая их умы к познанию и разумению воли Божией.

Ангелы (последний, девятый чин иерархии) – светлые духовные существа, ближе всех стоящие к нам и имеющие о нас особое попечение. Более подробно я скажу о них несколько позже. А сейчас кратко об Архангелах.

Из Священного Писания нам известно, что Архангелов, то есть старших Ангелов, начальствующих над всеми остальными, – семь.

В книге Товита (Тов.12:15) мы читаем, что Ангел, беседовавший с ним, сказал: «Я – Рафаил, один из семи Ангелов». И в Откровении Иоанна Богослова говорится о семи духах, которые пред престолом Божиим (см. Откр.1:4). К ним Святая Церковь относит: Михаила, Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила и Варахиила. Предание к ним причисляет и Иеремиила.

1. Архангел Михаил – первый из верховных Ангелов, поборник славы Божией. Он часто изображается в воинском облачении с другими верными Богу Ангелами. Или изображается один в одежде воина с мечом или копнем в руке, попирающий ногами дракона или древнего змия – диавола.

Так он изображается в память о том, что некогда на небесах было великое противостояние между Ангелами – служителями Божиими и злыми духами – ангелами, отпавшими от Бога и ставшими служителями сатаны.

Иногда он изображается с копием, верх которого украшает белая хоругвь с крестом. Это особенное отличие Архангела Михаила и его воинства, означающее нравственную чистоту и непоколебимую верность Небесному Царю.

2. Архангел Гавриил – провозвестник судеб Божиих и служитель Его всемогущества. Изображается иногда с райской ветвью или с фонарём, внутри которого горит свеча, в одной руке и с зеркалом в другой. Свеча, закрытая в фонаре, означает, что часто судьбы Божий бывают сокрыты до времени их исполнения, но и по исполнении их постигаются только теми, кто внимательно смотрит в зеркало своей совести и слова Божия.

3. Рафаил изображается с алавастровым сосудом, наполненным целительным маслом. Имя Рафаил означает милосердие, помощь всем страждущим.

4. Уриил – Архангел света и огня Божия – изображается с опущенной вниз молнией. Он озаряет огнём пламенной любви, просвещает умы людей откровением полезных истин. О нём можно сказать, что он является особенным покровителем людей, посвятивших себя наукам.

5. Селафиил – Архангел молитвы. Изображается или с чётками в руках, или в молитвенной позе с приложенными в благоговении к груди руками.

6. Иегудиил – хвала Божия. Изображается с золотым венцом в одной руке и с бичом из трёх шнуров в другой. Венец – для поощрения людей, подвизающихся во славу Божию, а бич для защиты их именем Святой Троицы от врагов.

7. Варахиил – Архангел Божиих благословений, во время земной жизни посылаемых тем, кто трудится для получения небесных, вечных благословений.

Таковы Архангелы.

А теперь об Ангелах.

Среди сонма Ангелов находится и Ангел Хранитель каждого из нас. И вот все мы, дорогие мои, должны стремиться к тому, чтобы как можно лучше познать своего Ангела Хранителя, познать настолько, чтобы чувствовать его присутствие близ себя. А для этого необходимо знать нам о нём как можно больше.

Церковь наша учит, что Ангелов Бог создал по Своему образу. Это бесплотные, разумные, чистейшие существа, подобные духу. Они щедро наделены Богом естественными дарованиями: умом, способностью познавать и любить как своего Творца, так и людей, и быть живым образцом Божиих совершенств. Они верные служители Божий, исполнители Его воли. Они не только способны понимать и беседовать друг с другом, но они также понимают и язык наших душ, и поэтому мы можем обращаться к ним в наших молитвах. И в этом залог доступного для каждого из нас тесного непосредственного общения со своим Ангелом Хранителем.

Как говорится в Святом Евангелии, Сын Божий пришёл на землю, чтобы послужить людям, спасти их. И Ангелы посылаются на землю с той же целью – служения людям.

По мнению учителей Церкви, человек создан для того, чтобы восполнить число отпавших ангелов. Следовательно, мы должны войти в Собор Ангелов. А для этого, подумайте, дорогие мои, как чиста и свята должна быть наша жизнь. Как ещё здесь, на земле, мы должны заблаговременно подготавливать себя к сожитию с Ангелами, к вхождению в их светлое и святое собрание. В тот их собор, который мы с вами ныне так торжественно празднуем!

Но для этого мы должны приобрести и мысли, и чувства ангельские. От нас требуется очистить место для любви, приготовить своё сердце для принятия в себя любви сверхъестественной, той любви, которой от нас ждёт Бог.

И это несложно! Живи по евангельским заповедям – и достигнешь необходимого. А они не являются невыполнимыми. И в этом деле опять помогают нам Ангелы, просвещая наш ум познанием Святого Евангелия. Сознавая важность нашего тесного союза с Ангелами, поставим себе, други мои, цель, чтобы каждый прожитый день не разъединял нас, а сближал с Ангелами, особенно с нашим Ангелом-Хранителем.



В раннехристианском искусстве известно несколько типов иконографии ангелов, восходящих к античным образам крылатых гениев, эротов, Ники.
Одно из самых ранних изображений ангела представлено в сцене Благовещения в катакомбах Присциллы в Риме, сер. III в.- юноша в белой тунике и паллиуме, безкрылый.

В IV в. подобный тип ангела, изображаемого без крыльев, довольно устойчив и встречается в росписях катакомб на библейские сюжеты: «Явление трех Ангелов Аврааму», «Явление ангела Валааму» и «Видение лествицы Иакову» в катакомбах на Виа Латина в Риме, сер. IV в.; «Товия и Ангел» в катакомбах на Виньо Массимо, сер. IV в.; также в сцене небесной Трапезы в гробнице Винсента и Вибии на Виа Аппия в Риме, нач. IV в., и на саркофаге в ц. Сан-Себастьяно в Риме, IV в. (на последнем ангел - средовек с бородой).


"Явление трех Ангелов Аврааму", катакомбы на Виа Латина в Риме, сер. IV в. (*изображение кликабельно )

"Явление ангела Валааму", катакомбы на Виа Латина в Риме, сер. IV в.

"Видение лествицы Иакову", катакомбы на Виа Латина в Риме, сер. IV в.

Первые изображения ангелов с крыльями

Крылатый ангел (символ евангелиста Матфея) впервые был изображен на мозаике конхи апсиды в базилике Санта-Пуденциана в Риме, кон. IV в.

Мозаика конхи апсиды в базилике Санта-Пуденциана в Риме, кон. IV в.(*изображение кликабельно )

Мозаика конхи апсиды в базилике Санта-Пуденциана в Риме, кон. IV в. Фрагмент
(*изображение кликабельно )

Оба типа ангелов, крылатые и без крыльев, представлены в церкви Санта-Мария Маджоре в Риме, 432-440 гг. (в композиции на триумфальной арке - крылатые, в нефе в сцене «Гостеприимство Авраама» - безкрылые) и в церкви Сан-Витале в Равенне, ок. 547 г. (на триумфальной арке ангелы, несущие в медальоне крест,- крылатые, в пресвитерии в сцене «Гостеприимство Авраама» - безкрылые).

С V в. ангелы изображаются, как правило, крылатыми, с нимбами, в белых туниках с клавами и белых паллиумах, в легких рим. сандалиях.
Они представлены по сторонам Богоматери с Младенцем (мозаика ц. Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, до 526), поддерживающими мандорлу (Евангелие Раввулы, 586 (Laurent. Plut. 1. Сod. 56)) или медальон с изображением Иисуса Христа (имп. диптих (Барберини), кон. V-нач. VI в. (Лувр. Париж)), креста (диптих св. Лупицина, VI в. (Нац. б-ка. Париж), агнца (мозаика свода купола ц. Сан-Витале в Равенне), медальон с монограммой имени Иисуса Христа (саркофаг, ок. 400 (Археологический музей. Стамбул)).

Мозаика церкви Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, до 526 (*изображение кликабельно )

Евангелие Раввулы, 586 (*изображение кликабельно )

Мозаика свода купола ц. Сан-Витале в Равенне (*изображение кликабельно )

В виде ангела изображается София Премудрость Божия и Христос - Ангел Великого Совета.

В позднесредневек. период была широко распространена иконография «Собор ангельских сил», представляющая единение ангелов под предводительством архангелов Михаила и Гавриила для защиты Божиего Престола.

Собор Архангелов. Конец XV - начало XVI вв.

Икона Достойно есть. Русский Север. Вторая половина XVI века. Государственная Третьяковская Галерея

Ангелы изображаются в ветхозаветных сценах, в теофанических видениях, включаются в композиции протоевангельского цикла, двунадесятых праздников. Как правило, изображения ангелов сопровождаются надписью: «Ангел Господень» или «Ангелы Господни».

Одеяния ангелов

Как архистратиги небесного воинства ангелы могут изображаться в воинских одеждах - в хитоне и плаще с тавлионом (мозаика триумфальной арки ц. Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, VI в.).

Мозаика триумфальной арки ц. Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, VI в.

С VII в. известны изображения ангелов в лоратных одеяниях (в далматике и лоре), в расшитых золотом и камнями сапожках, с лабарумом в руке (ц. Успения Богородицы в Никее, VII в.).

Мозаика в ц. Успения Богородицы в Никее, VII в (*изображение кликабельно )

В сценах Евхаристия, Служба святых отцов, Небесная литургия, Великий вход ангелы облачены в диаконские одежды, в руках держат чаши, рипиды, кадила, свечи, покровцы.
В XIII-XIV вв. получает распространение изображение ангелов в воинских доспехах (в латах) (икона «Явление Архангела Михаила Иисусу Навину», XIII в. (ГММК)).

икона «Явление Архангела Михаила Иисусу Навину», XIII в.

Тогда же появляется изображение ангела в монашеских одеяниях, основанное на эпизоде из жития прп. Пахомия Великого.
Впосл. ангел в образе монаха включается в композиции «Страшный Суд» (икона «Страшный Суд», XV в. (ГТГ)) и «Сотворение ангелов» (икона «Троица в бытии», XVI в. (СИХМ)).

Икона «Страшный Суд», XV в. (ГТГ)

Икона «Троица в бытии», XVI в.

Символическое значение одежд ангелов

Символическое значение имеют одежды ангелов.
Согласно «Ареопагитикам», «светлая и огнеподобная» одежда означает «Богоподобие и силу освещать сообразно с их состоянием на небе» (CH XV 4).

Икона. Ангел Хранитель с деяниями. XIX в.

Клавы и тавлионы подчеркивают значительность чина, занимаемого ангелами в небесной иерархии.

Архангел Михаил

Свободно развевающиеся концы головных повязок-тороков (слухов) свидетельствуют о предназначении ангелов слышать волю Божию.

Архангел Михаил; Византия. . Афон; XIV в.; местонахождение: Греция. . Афон, монастырь Хиландар (*изображение кликабельно )

В качестве атрибутов, сопровождающих ангельские образы, приняты лабарумы с написанными на них словами трисвятой песни, и зерцала - прозрачные шары-сферы, посредством к-рых ангелы, не смея взирать на Бога, созерцают Его отражение. На зерцалах обычно пишется имя Бога (IC XC), изображается Предвечный Младенец Эммануил или голгофский крест.

Ангел с лабарумом, византийская мозаика собора Марторана, XII век (*изображение кликабельно )

Архангел Гавриил изображён с зерцалом, потому что Гавриил есть вестник судеб Божиих о спасении рода человеческого

Жезлы означают «царское и владычественное достоинство и прямое всего исполнение» (CH XV 5).

Посохи - знак того, что ангелы являются посланниками Бога.
В руках они могут также держать мерила, свитки, венцы, факелы, орудия страстей, медальон с изображением Христа Еммануила (в композиции «Собор Небесных Сил бесплотных»).

Ангел со свитком. XVIII в.

Мозаика. Италия. Флоренция. Баптистерий Сан Джованни. Интерьер. XIII-XIV вв.
Ангел трубящий, ангелы, несущие орудия Страстей (гвозди, терновый венец, крест) (*изображение кликабельно )

Образ Ангела-хранителя

В кон. XVII в. в рус. искусстве получает распространение образ ангела-хранителя.

Икона "Святой Ангел Хранитель", XVII век

Икона "Святой Ангел Хранитель". Вологда, XVII век (1660-е- 1670-е гг.)




Top