Иконописная мастерская: взгляд изнутри. Иконописная мастерская

Иконописная мастерская во имя св. прп. Алипия Печерского работает при Храме иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке по благословению настоятеля храма, митрополита Волоколамского Илариона. Основатель и руководитель мастерской – Татьяна Владимировна Трубникова.

Истоки создания.

Иконописная мастерская была организована в 1991 году и начинала свою деятельность как школа для обучения молодых выпускников высших художественных учебных заведений, желающих стать иконописцами. Первое занятие мастерской состоялось в день памяти прп. Алипия Печерского. Важную роль в создании мастерской сыграли сотрудники центрального музея древнерусской культуры и искусства имени св. прп. Андрея Рублева: Кира Георгиевна Тихомирова и Геннадий Викторович Попов. Преподаваемая ими школа иконописи бережно хранится и передается в работах мастерской. В настоящее время главный художественный наставник мастерской - матушка Ирина Кулешова.

Разработка новых иконографий

Наиболее значимые работы мастерской создаются по благословению и в соавторстве с настоятелем храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» митрополитом Волоколамским Иларионом. Владыка Иларион, как один из ярких богословов нашей Церкви, активно участвует в разработке новых иконографий. Один из примеров такого сотрудничества с Владыкой - иконы митрополита Филарета (Дроздова) и священномученика Константина Любомудрова. Хотя эти иконы писали разные мастера, они написаны, можно сказать, единым духом. Богословская разработка образов и содержания клейм принадлежит митрополиту Илариону: «Митрополит Филарет за писанием своих трудов», «Духовный диалог митрополита Филарета с А.С. Пушкиным», «Сцена расстрела отца Константина Любомудрова».

Вехи творческого пути

За годы существования в мастерской создано более 30 иконостасов. Некоторые работы выполнены в рамках сотрудничества с ОВЦС Московского Патриархата: иконостасы для Свято-Троицкого Ставропигиального Подворья Русской Православной Церкви в Брюсселе, для храма Святых равноапостольных Константина и Елены при
Генеральном посольстве РФ в Стамбуле, для храма Успения Пресвятой Богородицы при посольстве РФ в Пекине, для храмов в Карловых Варах, в Патрах и т.д. Также можно отметить работы в рамках сотрудничества с фондами (Фонд Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного, Подарочный фонд Управления делами Президента РФ) и крупными компаниями (российская автомобилестроительная компания «Соллерс», российская нефтяная компания «Лукойл»).
Проекты для Московской епархии получают одобрение митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Патриаршего наместника Московской епархии Русской Православной Церкви и епископа Балашихинского Николая. За особенно объемные работы для храма Святой Троицы Живоначальной в г. Реутове Владыкой Ювеналием была выдана благодарственная грамота сотрудникам мастерской.

Основы работы мастерской

Помимо написания и реставрации икон, мастерская выполняет проектные работы, настенную роспись, изготовление иконостасов, киотов и других предметов церковного убранства. Иконы пишутся в строгом соответствии с древней технологией - на липовых досках с дубовыми шпонками. Основа под живопись – 12-слойный меловой левкас. Краски (яичная темпера) – готовятся иконописцами вручную. Это растертые полудрагоценные камни (например, малахит, лазурит, гематит) в соединении с яичным желтком и вином. Последний защитный слой - льняная олифа. При создании церковного убранства каждый раз создается уникальный ансамбль, опирающийся на древние образцы и традиции, с учетом общей стилистики храмового комплекса. Художники мастерской, дипломированные специалисты, с большой ответственностью и на высоком уровне выполняют свою работу в сотрудничестве с духовенством, богословами, искусствоведами.

За тысячи лет иконопись выработала особое понятие о красоте, во многом отличное от светского, привычного для многих из нас. Аскетичные лица, большие серьезные глаза, удлиненные тела… Красота духовная здесь выше красоты телесной, и именно она привлекает внимание миллионов ценителей канонического иконописного искусства во всем мире.

Много веков назад князь Владимир “Красно солнышко”, выбирая для Руси веру, остановился на Православии. Конечно, в этом выборе было учтено многое, но немаловажным было незабываемое впечатление от благолепия богослужения в Софийском соборе, о котором поведали правителю послы. “Не знаем, – говорили они, – где мы были: на небе или на земле. Но знаем точно – там, с этими людьми пребывает Бог”. Расцветом иконописи считается эпоха Византийской империи XIV – XV века, а на Руси лучшие представители этой школы – Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий. Написанные ими иконы отличаются особой чистотой стиля и цвета. Есть и сегодня в России продолжатели древних традиций.

Впервые попав в иконописную мастерскую екатеринбургского Ново-Тихвинского женского монастыря , я поймала себя на мысли, что больше всего меня изумляет здесь какая-то удивительная тишина. Тишина, наполненная светом, тишина мягкая, молитвенная, благоговейная.

Икона по крупицам

Уже больше десяти лет, то есть с момента возрождения обители, трудятся сестры-иконописцы над непростой задачей. Они стараются восстановить древнюю технологию написания икон в соответствии с лучшими византийскими образцами. По крупицам собирают материалы, фотографии, книги. Ездят в другие иконописные мастерские, в музеи и на выставки, в специальные “искусствоведческо-паломнические” поездки, обращаются к специалистам-византологам, и, конечно, постоянно учатся. Причем изучают не только особенности иконописи, но и анатомию, живопись, академический рисунок, цветоведение и другие вполне светские науки.

Как оказалось, мало только написать образ; для того, чтобы икона была как можно более долговечной, важно, чтобы все ее составляющие – – были проверенными, надежными. Весь процесс создания иконы соответствует древним традициям, проверенным веками.

… В мастерской тихо и светло. Здесь работают с молитвой. Одинаково благоговейно пишут маленькую икону для дорожного складня и ростовую для иконостаса. Работают каждый день, создавая удивительные образы, возрождая забытые традиции, принося в нашу жизнь частичку вечности.




Top