Иллюстрации к рассказу матренин двор. Солженицын "матренин двор"

Разделы: Литература

План урока:

1.Оргмомент. Знакомство учащихся с целью урока.

2. Вступительное слово учителя.

3. Презентация учителя “Жизнь и творчество А.И.Солженицына”.

4. Знакомство с историей создания рассказа “Матренин двор”.

5. Работа над заглавием рассказа “Матренин двор”.

6. Аналитическая беседа

7.Заключительное слово учителя.

Цели урока:

  1. познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.И. Солженицына;
  2. помочь учащимся задуматься над такими нравственными понятиями как доброта, милосердие, чуткость, человечность, совесть.
  3. познакомить учащихся с историей написания рассказа “Матренин двор”;
  4. подвести учащихся к осмыслению образа Матрены как праведницы земли русской;

Предварительное домашнее задание:

  1. Прочитать рассказ А.И.Солженицына “Матренин двор”.
  2. Индивидуальные задания:
  • подготовить мультимедийную презентацию по теме “История создания рассказа “Матренин двор”
  • подготовить мультимедийную презентацию по теме “Значение слова праведник”
  • выразительное чтение наизусть стихотворения Булата Окуджавы.
  • рассказ о прошлом от лица Матрены

Эпиграф к уроку:

“Все мы жили с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша” А. И. Солженицын.

Оборудование к уроку:

  • экран, мультимедийный проектор;
  • презентация учителя “Жизнь и творчество А.И.Солженицына”
  • презентация учащегося “История создания рассказа “Матренин двор”;
  • презентация учащегося.

Ход урока

1. Оргмомент. Знакомство учащихся с целью урока

2. Вступительное слово учителя

Ребята! Сегодня у нас необычный урок, тема его “Праведница земли русской”, а посвящен наш урок будет А.И. Солженицыну и его произведению “Матренин двор”. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с основными этапами жизни и творчества Александра Исаевича, узнаем, какова история создания его рассказа “Матренин двор”, попытаемся осмыслить образ Матрены как праведницы земли русской.

Чтобы настроиться на серьезный лад нашего разговора, я предлагаю вам послушать духовное пение Ф. Шаляпин, именно его слушал А. Солженицын, находясь в доме главной героини рассказа Матрены. (Звучит духовое пение в исполнении Шаляпина)

Сегодня я предлагаю вам, ребята, познакомиться с жизнью и творчеством человека, писателя, политика, автора выдающихся произведений, мы будем говорить об Александре Исаевиче Солженицыне.

3. Презентация учителя “Жизнь и творчество А.И.Солженицына”. (Приложение 1)

Детство и юность будущего писателя. (Приложение 1 , слайд 3)

Со стороны отца Солженицына происходит из старинной крестьянской семьи. Отец Исаакий Семенович получил университетское образование. Семья матери была богатой, дед Солженицына дал своей дочери Таисии Захаровне прекрасное воспитание и образование.

Александр Солженицын родился 11 декабря 1918 года (исполнилось 89лет), а за 6 месяц до рождения сына при странных обстоятельствах на охоте погибает его отец. Поэтому воспитанием Солженицын занимается мать, дедушка и бабушка.

Детство писателя было похоже на детство всех советских детей: учился в обычной школе, был старостой класса, любил футбол, посещал театр. В 1936 году поступил на физико-математический факультет Ростовского университета. На 1 курсе знакомится с Натальей Решетовской, ставшей его женой в 1940году.

На фронтах ВОВ. (Приложение 1 слайд 4)

В 1941 году Солженицын оканчивает университет в Ростове и 18 октября уходит на фронт, сначала простым солдатом, а после окончания офицерской школы становится лейтенантом. С 1941-1945гг. Солженицын командует артиллерийской батареей в одном из сражений, выводит ее из окружения, за что Солженицын был представлен к ордену Красного знамени. Вместо награды Солженицын арестовывают. В 1945году его переписка с другом Николаевым Виткевичем попадает под надзор контрразведки. Они, критикуя политическую обстановку в стране и шифруясь, называют Ленина “Вовкой”, а Сталина - “Паханом”

Арест и лагерь (Приложение 1 слайд 5, 6)

Капитан Солженицын был разжалован. За 3 месяца до победы его арестовывают и 27 июля осуждают на 8 лет исправительных трудовых лагерей. Затем последовала Бутырская тюрьма, кирпичный завод в Ново – Иерусалиме, Мардоинская спецтюрьма, лагерь в Экибастузе. Именно в это время Солженицын узнает, что у него обнаружили раковую опухоль.

После смерти Сталина в 1953 году С. выходит из лагеря на “вечное ссыльнопоселение” в акул Кок Терек Джамбульской области. Эта “вечность” поселения длилась 3 года: в 1956 году Солженицын реабилитирован и работает учителем сельской школы во Владимирской области. Именно с этим периодом жизни связан рассказ Солженицын “Матренин двор”. В 1957 году состоялся переезд в Рязань, где он работает в школе и пишет “В круге первом”.

Именно в этот период снова о себе дает знать грозное заболевание. Солженицын борется с болезнью различными методами и излечивается от него. С этого времени Солженицын становится верующим человеком.

Взаимоотношения с государственной властью. Выдворение из страны. (Приложение 1, слайд 8)

В конце 50 в начале 60-х гг. публикуется несколько рассказов, среди них “Один день”. Вслед за публикацией рассказа Солженицына принимают в союз писателей. С этого момента начинаются творческий подъем писателя.

В 1967 году на открытии съезда союзов писателей Солженицын выступает о вреде цензуры. Многим это не понравилось, именно с тех пор, с мая 1967 года начинается открытая и беспощадная борьба Солженицына и Советской власти. Его исключают из союза писателей. Чтобы не осудили за тунеядство. Ростропович берет Солженицына работать дворником на дачу, а 1970 году советскому дворнику присуждают Нобелевскую премию. В 1973 году в Париже выходит “Архипелаг ГУЛАГ”. Это вызвало бурю возмущений в Советской печати

13февраля 1974 года Солженицына арестовали, лишили советского гражданства и выдворили за пределы Советского союза, в Германию. С этого момента начинается жизнь в изгнании.

Возвращение на родину. (Приложение 1, слайд 9)

Но все это время Солженицын мечтает вернуться на родину. “Я не теряю надежды при жизни вернуться. Но это не будет возможно до напечатания в России моих главных книг. Я не могу вернуться как бы немым”.

Главные книги Солженицына увидели свет, и Солженицын вернулся в Россию. В 1989 году отменили решение об исключении из Союза писателей. В 1994 году Солженицын вернулся на Родину. Солженицын и сейчас живет под Москвой, имеет свою точку зрения на события, происходящие в России, Солженицын не примыкает ни к “левым”, ни к “правым”.

4. Знакомство с историей создания рассказа

О писателе судят по его лучшим произведениям. Среди рассказов Солженицына, вышедших в 60-е годы, на первое место всегда ставят рассказ “Матренин двор”. Его называют “блистательным”, “подлинно гениальным произведением”. “Рассказ правдив”, “рассказ талантлив”, отмечалось в критике. Мы сейчас узнаем, когда и как появился этот рассказ.

Выступление учащегося с презентацией “История создания рассказа “Матренин двор” (Приложение 2 )

5. Работа над заглавием рассказа “Матренин двор”.

Давайте вернемся к первоначальному заголовку рассказа “Не стоит село без праведника”. Мы с вами видим, что А.И. Солженицын обращается к литературной традиции изображения праведника. Сейчас мы услышим, что означает слово “праведник”, как его толкуют авторы различных словарей и что же сопровождает праведника по жизни.

Выступление учащегося с презентацией “Значение слова “праведник” (Приложение 2)

Как же вы понимаете заголовок “Не стоит село без праведника”?

Всеми перечисленными качествами обладает главная героиня рассказа Матрена Васильевна. Постараемся понять образ главной героини и постигнуть ее судьбу через время, в которое ей довелось жить, через образы людей, которые были рядом

6. Аналитическая беседа

Обратимся к началу рассказа. Шел 1956 год. Игнатич возвращался из лагеря, ему “хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России”. Что же Игнатич узнает о героине, Матрене Васильевне Григорьевой, в доме которой он остановился?

Что же заставляло такую добрую, бескорыстную Матрену воровать?

В чем же находила смысл жизни Матрена Васильевна?

В каких эпизодах раскрываются лучшие стороны характера и поведения Матрены и ее постояльца? Что общего у них?

О чем же поведала Матрена своему постояльцу?

Проблемные вопросы.

Каковы причины гибели героини? Кто виноват в смерти Матрены?

Можно ли героиню представить счастливой?

Сейчас, ребята, мы с вами услышим рассказ о жизни Матрены от первого лица. Давайте представим себе, что это сама Матрена говорит о себе.

Рассказ ученицы о жизни Матрены.

Сегодня мы услышали много добрых слов в адрес главной героини рассказа, но если мы обратимся к эпиграфу, то поймем, что лучше всего сказал о своей героине автор: “Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся наша земля”

В статье “Раскаяние и самоограничение” Солженицын обозначит некую меру праведности, непрерывно возрастающую в одних и недоступную другим: “ Есть такие прирожденные ангелы – они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жизни (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности? Каждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, - это – праведники, мы их видели, удивлялись (“чудаки”), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают, – и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину”. Солженицын помог нам увидеть в простой русской женщине великую душу, увидеть праведницу.

На жизнь во многом изменилась. Все больше появилось взаимной ненависти, отчуждения, озлобления. Многим может показаться, что в наше неспокойное время встретить подобных людей просто невозможно. Разрешите мне не согласиться. Не соглашусь, прежде всего потому, что убеждена: никакие самые страшные потрясения не могут за столь короткий срок полностью уничтожить духовность народа, изуродовать, извратить – да, но не уничтожить.

Да к тому же если бы это было так, то разве сохранились бы в нашей литературе странные люди, блаженные, праведники, не подмятые, не сломленные ни системой, ни идеологией? Такова главная героиня произведения Матрена Васильевна Захарова.

Вывод учащихся: Жизнь и судьба этой женщины является для нас настоящим уроком жизни - уроком добра, совести и человечности.

7. Заключительное слово учителя.

Послушаем прекрасное стихотворение Булата Окуджавы

Ученица читает стихотворение Булата Окуджавы.

В нашей жизни, прекрасной и странной,
И короткой, как росчерк пера,
Над дымящейся свежею раной
Призадуматься, право, пора.
Призадуматься и присмотреться,
Поразмыслить, покуда живой,
Что там кроется в сумерках сердца,
В самой черной его кладовой.
Пусть твердят, что дела твои плохи,
Но пора научиться, пора
Не вымаливать жалкие крохи
Милосердия, правды, добра.
Но пред ликом суровой эпохи,
Что по – своему тоже права,
Не выжуливать жалкие крохи,
А творить, засучив рукава.

Мне хочется, чтобы в конце урока мы послушали “Реквием” Моцарта, несколько минут помолчали, осмыслили судьбу, только что прошедшую перед нами, и подумали: “Устоит ли земля наша без праведника и чего стоит она без таких прирожденных ангелов?”.

Домашние задание: в жанре эссе ответить на вопрос “Нужны ли сегодня праведники”.

Список литературы:

  1. Кульневич С. В. , Лакоценина Т. П. “Современный урок”. Изд. “Учитель”. 2005 г.
  2. Тарасов А. Б. “Праведники Чехова”. Православный педагогический журнал. 21. 04. 04.
  3. Шорохов. А. “Великорусский Гоголь”.

1 из 32

Презентация - Матренин двор А.И. Солженицын

Текст этой презентации

Александр Исаевич Солженицын 1918–2008 гг.

Таисия Захаровна
Исаакий Семёнович
Кисловодск, 1918 г.

Ростов-на-Дону, 1924 г.
Ростовский университет, 1941 г.

1942 г. – фронт, командир батареи звуковой разведки.

1945 г. Арест А.И. Солженицына
1945-1953 г. – годы заключения

«В круге первом» «Архипелаг ГУЛАГ»
В своём исцелении Солженицын усмотрел проявление божественной воли – повеление рассказать миру о советских тюрьмах и лагерях, открыть истину тем, кто ничего не знает об этом или не хочет знать.
1959 г. «Щ-854 (Один день одного зэка)»
«Один день Ивана Денисовича» 1962 г.

1963 г. «Матрёнин двор»
«Мне хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России – если такая где-то была, жила».

После 1966 года сочинения писателя не печатались на родине более двадцати лет.
1969 г. - исключение из Союза писателей.

1970 г. - лауреат Нобелевской премии.

1974 г. - выдворение из Советского Союза.

1994 г. - возвращение на Родину.

Glavkom NN
«Я пишу правду о русской истории».

Рассказ «Матренин двор» написан в 1959 году. Это рассказ Солженицына о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись из лагеря. Ему «хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России».
Изначально автор назвал свое произведение «Не стоит село без праведника». В 1963 году во избежание трений с цензурой издатель А. Твардовский изменил название - мысль о праведничестве отсылала к христианству и никак не приветствовалась в начале 60-х годов ХX века.

Есть такие прирожденные ангелы – они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней не утопая … А.И.Солженицын

Нравственным можно считать человека:
С чувством собственного достоинства (Уважая себя, уважай других) Имеющего повышенное чувство ответственности за происходящее вокруг. Умеющего одухотворённо работать не ради одних денег. С чётким представлением о добре и зле, того, кто противостоит злу. Неравнодушного к чужой беде и страданиям. Размышляющего над своей и чужой жизнью, беспокойно ищущего ответы на «больные» вопросы.

Лексическое значение слов:
Совесть-понятие морального сознания, внутренняя убеждённость в понимании того, что является добром и злом, нравственная ответственность за своё общественное поведение. Корыстолюбие – стремление к личной выгоде, наживе, жадность. Праведник - человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности. направляет все свои поступки и взаимоотношения с окружающими

«Матренин двор» (1963 г.)
Почему рассказ называется «Матренин двор»? Какой смысл здесь имеет слово «двор»?
Чем и кем «стоит село, город… вся земля наша»?

.
Перечитайте самое первое описание дома Матрёны. На что прежде всего невольно обращаешь внимание? Русская печь, тёмное тряпьё, тусклое зеркало, толпа фикусов…Каково предназначение каждой из этих вещей? Чем Матрёна особенно дорожила? Почему? Вспомните, кто ещё проживал с Матрёной под одной крышей? Как истории этих «жильцов» раскрывают образ хозяйки дома?
Матрёнин двор

Портрет Матрёны
«лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка «От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней, теперь укороченных,- и грел этот отсвет лицо Матрёны» «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей» Плавная, певучая, исконно русская речь, начинающаяся «каким-то низким тёплым мурчанием, как у бабушек в сказках»
Есть ли в рассказе развернутый портрет героини? На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?

История жизни Матрёны
Разбитая любовь Потеря мужа на войне Смерть шестерых детей Адский, посильный не каждому мужику труд в деревне Тяжёлая немочь-болезнь Она - человек не от мира сего. Она - праведница

Матрёнин дом
СНАРУЖИ: четыре оконца в ряд на холодную некрасную сторону изгнившая щепа посеревшие от старости брёвна сруба и ворота, проредившаяся их обвершка
ИЗНУТРИ: русская печь, спасающая Матрёну от чёрного недуга тёмное тряпьё, бесценное в жизни рабочего человека любимые фикусы, заполнившие одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой «жильцы» дома – кошка, мыши и тараканы, не дающие никакой материальной выгоды
Здесь не было ничего злого, не было лжи

Один день из жизни Матрёны Васильевны
Когда и как начинался Матренин день? Какие хлопоты Матрёне были в тягость, какие – доставляли радость и почему? Отчего образ жизни Матрёны так приглянулся Игнатичу, человеку «дальнему», недеревенскому? В чём находила Матрёна смысл повседневного существования?

Один день из жизниМатрёны Васильевны
Тихо, вежливо, стараясь не шуметь хлопотать утром по дому
Бескорыстно помогать всем
Кормить козьих пастухов, вгоняя себя в большой расход
Запасаться на зиму топливом, постоянно рискуя попасть под суд
Кланяясь лесным кустам, возвращаться домой с доброй улыбкой
Лишь бы не запоздниться (вставать в четыре-пять утра)

Художественная деталь:
Любимые Матрёнины фикусы, что «заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой» «Испуганной толпой» замерли фикусы в ту страшную ночь, а потом навсегда были вынесены из избы…»

Прошлое Матрёны
Перечитайте и прокомментируйте первый эпизод, повествующий о прошлом Матрёны (начало 2-ой части). От кого Игнатич мог узнать эту историю (ведь сама Матрёна не любила говорить о своём прошлом)? Каким это прошлое предстаёт из её собственного рассказа(2-ая часть; разговор Матрёны и Игнатича после визита Фаддея)?

Праведник - человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности.

Почему именно Кире Матрёна завещала свою горницу? Как Матрёна воспринимает всё происходящее с её домом? Что даёт ей силы пережить это? Что необычного происходит за то время, пока горницу готовились вывезти со двора? Какое значение имеет образ изломанной избы в характеристике ломателей и самой Матрёны?
История с горницей

Что стало причиной смерти Матрены? Как прощаются с Матрёной деревенские жители и как – её близкие родственники? О чём плачут сёстры, мужнина родня? Чьё поведение «выбивается» из общего сценария прощания?
Прощание с Матрёной
Объясните, почему именно неодобрительные отзывы золовки позволили Игнатичу по-новому взглянуть на образ Матрёны? Что при этом было для него главной неожиданностью? Как повлияла гибель Матрёны на окружающих?

Причины смерти Матрёны
Гибель Матрёны была предопределена: праведнице было невмочь среди людей жадных, завистливых, корыстных и злобных. И кроме того – душевно слепых. «Говорят смерть выбирает лучших. И если не придерживаться точного реального факта, то в этом виден какой-то символ: уходит из жизни именно Матрёна –праведница. Возможно, это начало распада, гибели нравственных устоев.

Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт:



  • Закрепить знания учащихся по русской литературе 20 века; их умения и навыки самостоятельной творческой работы;
  • Закрепить знания учащихся по русской литературе 20 века; их умения и навыки самостоятельной творческой работы;
  • Закрепить знания учащихся по русской литературе 20 века; их умения и навыки самостоятельной творческой работы;
  • Закрепить знания учащихся по русской литературе 20 века; их умения и навыки самостоятельной творческой работы;
  • Раскрыть художественные особенности рассказа путём целостного анализа текста;
  • Развивать творческие способности учащихся (умение свободно высказывать своё мнение, опираясь на прочитанное);
  • Повышать речевую культуру учащихся во время анализа художественного произведения;
  • Остановиться на таких вопросах нравственного воспитания, как справедливость, бескорыстие, достоинство;
  • Формирование читательских интересов.

  • Изучая русскую литературу 20 века, мы не можем не говорить о творчестве А. И. Солженицына, и даже больше – об эпохе Солженицына. С его именем и с его творчеством связан весь 20 век. Леонид Бородин назвал его « опорой, которая так нужна в нашем противосто-

янии равнодушию».

А что вы знаете о Солженицыне?



  • Для меня А. И. Солженицын всегда будет олицетворять великого русского писателя, «Льва Толстого 20 века».

А какое место отводите вы Солженицыну в русской литературе? Кто он для вас?

* Интеллигент, удивительное чудо, талант, патриот, русский писатель, совесть земли Русской, достойнейший человек, изгнанник, избранник России, пророк…



«Деревенская проза» 20 века.

«Матрёнин двор»

«Новый мир».

«Не стоит село без праведника»

Матрёнин двор –

Матрёнин мир –

Особый мир праведника

«Праведник – человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности».

«Крестьянская поэзия» 19 века

(Некрасов)


  • Образы Матрёны Васильевны и Матрёны Тимофеевны Корчагиной созвучны, сочетаемы. Рассказ «Матрёнин двор» не особое явление русской литературы 20 века, а плоть от плоти русской классической литературы 19 века – «крестьянской поэзии» Н.А.Некрасова и др.
  • В 1956 году Солженицын решил дать этому рассказу новое название, так как Матрёна Васильевна – одна из праведниц земли русской.
  • Но в итоге вернулся в 1959 году к названию 1953 года – «Матрёнин двор», так как название это имеет более глубокий, даже глубинный смысл: Матрёнин двор – Матрёнин мир – особый мир праведника – русский патриархальный мир. Под этим названием рассказ вышел в 1963 году в журнале «Новый мир».
  • Образ Матрёны-праведницы даёт нам право говорить, что из этого рассказа «вышла» «деревенская проза» 20 века – книги Ф.Абрамова, В.Шукшина и других писателей.

  • Рассказ «Матрёнин двор» - одно из интереснейших произведений А. И. Солженицына. Его главная героиня – простая сельская труженица Матрёна. С одной стороны её можно рассматривать как жертву власти и алчности людей. Но с другой – жалкой и несчастной её не назовёшь. Через суровые испытания прошла эта женщина, но сохранила в своей душе христианский огонь любви к людям, осталась верна библейским законам нравственности, уберегла незапятнанной свою совесть. Так кто же она – Матрёна – жертва или святая? Над этим вопросом мы подумаем, анализируя рассказ.
  • Этот рассказ автобиографичен. Жизнь Матрёны Васильевны Захаровой и её смерть воспроизведены как были. Истинное название деревни – Мильцево (Курловский район Владимирской области). В основе рассказа – случай, раскрывающий характер главной героини. Через трагические события – гибель Матрёны – автор приходит к глубокому пониманию её личности.


  • Почему Солженицын разделил свой рассказ на 3 части? Озаглавьте каждую из них. Объясните своё заглавие.
  • 1 часть – «Матрёна в восприятии рассказчика» - говорит рассказчик.

2 часть – «Прошлое героини» - рассказывает сама.

3 часть – «После смерти» - говорят односельчане.




  • Какие эпизоды в рассказе раскрывают лучшие стороны характера и поведения героини? Найдите их в тексте.
  • Эпизод с фикусами, кошка, вера в Бога, музыка, Кира и др. Черты характера – трудолюбие, сердечность, простота, бескорыстие, сострадание, сочувствие.


  • Почему её не понимал ни муж, ни сёстры, ни соседи? За что они её осуждали?
  • Не понимали, потому что не похожа на других, незаурядная, особенная, не такая, как все. Осуждали, потому что нечистоплотная, хозяйства не держала, не бережливая, глупая, всем бесплатно помогала.

  • В чём противопоставлены Фаддей и Матрёна? Каков смысл этого противопоставления?
  • Как бы тяжела ни была судьба, она ярче проявляет меру человеческого в людях. Фаддей – ненасытный старик, самая страшная фигура в рассказе, потерял человеческую жалость, обуреваемый жаждой наживы. Вина Матрёны – озлобление Фаддея.

  • Каковы причины гибели Матрёны? Кто в этом виноват?
  • Матрёну убила чужая корысть, алчность. Через 40 лет Фаддей выполнил свою угрозу.


  • Каким вы видите автора и рассказчика? В чём он похож на Матрёну?
  • Рассказчик даёт оценку происходящему, становится действующим лицом. У них много общего: деликатность, благородство, сочувствие, сострадание. Они единомышленники, их мировоззрение во многом совпадает.


  • Как вы относитесь к героине рассказа Солженицына?
  • Так кто же она – Матрёна – жертва или святая?
  • Чему учит нас этот рассказ?
  • Какими словами мы можем озаглавить наш урок?
  • Рассказ А. И. Солженицына «Матрёнин двор» - гимн крестьянскому труду и нравственной чистоте человека.

О каких художественных особенностях рассказа мы говорили на уроке?

1. Трёхчастная композиция рассказа позволяет глубоко и всесторонне рассказать о судьбе человека.

2. «Оголённая» проза, простота изложения, подчёркивающая трудную, «колотную житенку» Матрёны.

4. Скрытое противопоставление Матрёны односельчанам, подчёркивающее её избранность, «особость».




Солженицын: Матренин двор

Григорьева Матрена Васильевна - крестьянка, одинокая женщина шестидесяти лет, из-за болезни отпущенная из колхоза. В рассказе документально воспроизведена жизнь Матрены Тимофеевны Захаровой, жительницы деревни Мильцево (у Солженицына Тальково) Курловского района Владимирской области. Первоначальное название «Не стоит село без праведника» было изменено по предложению Твардовского, считавшего, что оно слишком прямолинейно раскрывает смысл центрального образа и всего рассказа. Матрена, по словам односельчанок, «за обзаводом не гналась», одевалась кое-как, «помогала чужим людям бесплатно». Дом старый, в дверном углу у печки - Матренина кровать, лучшая приоконная часть избы уставлена табуретками и лавками, на которых кадки и горшки с любимыми фикусами - главное ее богатство. Из живности - колченогая старая кошка, которую Матрена пожалела и подобрала на улице, грязно-белая коза с кривыми рогами, мыши да тараканы. Замуж Матрена вышла еще до революции, потому что «мать у них умерла… рук у них не хватало». Вышла за Ефима - младшего, а любила старшего, Фаддея, но тот ушел на войну и пропал. Три года его ждала - «ни весточки, ни косточки». На Петров день повенчались с Ефимом, а на Миколу зимнего вернулся Фаддей из венгерского плена и едва не порубал их обоих топором. Родила шестерых детей, но они «не стояли» - не доживали до трех месяцев. Во вторую мировую пропал Ефим, и осталась Матрена одна. За одиннадцать послевоенных лет (действие происходит в 1956 г.) решила Матрена, что его уже нет в живых. У Фаддея тоже родилось шестеро детей, все были живы, и Матрена взяла к себе младшую девчонку - Киру, воспитала ее. Пенсию Матрена не получала. Болела, но не считалась инвалидом, четверть века проработала в колхозе «за палочки». Правда, потом стали ей все-таки платить рублей восемьдесят да еще сто с лишком получала от школы и постояльца-учителя. Не заводила «добра», не радовалась случаю заполучить квартиранта, не жаловалась на болезни, хотя два раза в месяц валил ее недуг. Зато беспрекословно шла работать, когда прибегала за ней жена председателя, или когда соседка просила помочь копать картошку - никогда никому Матрена не отказала и денег ни с кого не брала, за что и считали ее глупой. «Вечно она в мужичьи дела мешалась. И конь когда-то ее чуть в озере не сшиб под прорубь», да и напоследок, когда увозили ее горницу, могли бы обойтись без нее - нет, «меж трактором и санями понесло Матрену». То есть всегда она была готова помочь другому, готова пренебречь собой, отдать последнее. Вот и горницу отдала воспитаннице Кире, значит, придется разломать дом, ополовинить его - невозможный, дикий поступок, с точки зрения хозяина. Да еще бросилась помогать перевозить. Вставала в четыре-пять часов, до вечера хватало всяких дел, в уме заранее составлен план, что делать, но как бы ни уставала, всегда была доброжелательна.

Матрене была присуща врожденная деликатность - боялась обременить собой и потому, когда болела, не жаловалась, не стонала, стеснялась вызвать из поселкового медпункта врача. В Бога верила, но не истово, хотя всякое дело начинала - «С Богом!». Спасая имущество Фаддея, застрявшее на санях на железнодорожном переезде, М. попала под поезд и погибла. Ее отсутствие на этой земле сказывается незамедлительно: кто же теперь пойдет шестым впрягаться в соху? К кому обращаться дза помощью? На фоне смерти Матрены проявляются характеры ее алчных сестер, Фаддея - бывшего ее любимого, подруги Маши, всех, кто принимает участие в дележе ее нищего скарба. Над гробом несется плач, который переходит в «политику», в диалог между претендентами на Матренино «имущество», которого всего-то - грязно-белая коза, колченогая кошка да фикусы. Матренин постоялец, наблюдая все это, вспоминая живую Матрену, вдруг отчетливо понимает, что все эти люди, и он в том числе, жили рядом с нею и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого «не стоит село». Рассказчик - автобиографический персонаж. Матрена называет его Игнатьичем. Отбыв ссылку в «пыльной, горячей пустыне», он реабилитирован в 1956 г. и пожелал жить в деревне где-нибудь в средней полосе России. Оказавшись в Талькове, он поселился у Матрены, преподавал математику в школе. Лагерное прошлое проступает во всех его поступках и желаниях: уйти от посторонних глаз, от любого вмешательства в свою жизнь. Игнатьич болезненно переживает случай, когда Матрена случайно надела его телогрейку, не выносит шума, особенно репродуктора. С Матреной они сразу поладили - с ней невозможно было не ладить, хотя и жили в одной комнате, - до того она была тихая и услужливая. Но и Игнатьич, человек многоопытный и ученый, не сразу понял Матрену, и оценил ее по-настоящему лишь после смерти.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/

Любовь. Вопросы и задания к тексту. Словарная работа. Николай Михайлович Карамзин. Сентиментализм. Вступление. Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Вернемся к эпиграфу урока. История государства Российского. Из жизни Н.М. Карамзина. Повесть «Бедная Лиза».

«Кондратий Фёдорович Рылеев» - Из приговора по делу декабристов. Заговорщиков допрашивал сам государь. Петербург. Кондратий Федорович Рылеев. Пример обаяния Наполеона. Казнь совершилась. Выпущен прапорщиком в артиллерию. Я не поэт, а гражданин. Принят в члены Северного тайного общества. Победа над Наполеоном. Воспитание и образование. Поэт. Романтическая направленность поэзии. Попытка государственного переворота.

«Детство и юность Пушкина» - Детство. Здесь юный поэт пережил события Отечественной войны 1812 года. Любимыми авторами молодого Пушкина были Вольтер и Парни. Детство и Юность. В лицейский период Пушкиным было создано много стихотворных произведений. Происхождение. Здесь юный поэт пережил события Отечественной войны 1812 года. Пушкин родился 26 мая (6 июня) 1799 г. в Москве. Пушкин Александр Сергеевич. Юность.

«Литературная викторина по Пушкину» - Высочайше пожалованное Пушкину звание. Последние годы жизни Пушкина. Наполеон и Байрон –любимые герои романтической молодежи начала 19 века. Юность поёт о любви - муж воспевает тревоги. Ода «Вольность». Пушкин родился в Москве на Немецкой улице. Назовите художника. Орест Кипренский. Самовластительный злодей. По какому поводу обнимал. Первое стихотворение А. С. Пушкина. Южная ссылка. В Стихотворении «К морю» Пушкин называет их «властителями наших дум».

«Славянская мифология» - Cамовилы. Живопись. Влияние на культуру. Происхождение термина. Актуальность сборника, включающего в себя материал о персонажах. Жердяй. Действительные случаи. Tюха Лохматая. Сборник состоит из трех частей. Aнчутка. Славянская мифология. Bолкодлак. Yдельница. Углубить знания о славянской мифологии. Восточнославянская мифология. Сверхъестественные существа в славянской мифологии. Mифология – неотъемлемая часть культуры любого народа.

«Пугачёв и пугачёвщина» - Жизненные позиции Пугачева. Гринёв. Роль образа Пугачева. Борьба двух начал. Эволюция характера. Прочитать повесть. Знакомство. Волк или человек. Портрет. Историчность Пугачева. Пугачев и пугачевщина. Изверг и злодей. Пугачевщина. Деликатность души. Влияние на жизнь героев. Обращение к фольклору. Историческая личность. Традиционный романтический мотив. Две стороны одной медали. Отношение других персонажей.




Top