Иллюстрация к поэме медный всадник которые выполнены. Иллюстрации А.Н

Давать, брать, делиться тайной, расспрашивать, угощать, принимать угощение — вот шесть признаков дружбы.

«Дхаммапада»

Люди на земле должны дружить… Не думаю, что можно заставить всех людей любить друг друга, но я желал бы уничтожить ненависть между людьми.

Айзек Азимов

Искренность отношений, правда в общении — вот дружба.

Александр Васильевич Суворов

Каждый наш друг — это целый мир для нас, мир, который мог бы и не родиться и который родился только благодаря нашей встрече с этим человеком.

Анаис Нин

Друг — это одна душа, живущая в двух телах.

Аристотель

Дружба довольствуется возможным, не требуя должного.

Аристотель

Выбирай друга не спеша, еще меньше торопись променять его.

Бенджамин Франклин

Брат может не быть другом, но друг — всегда брат.

Бенджамин Франклин

Кто хочет иметь друга без недостатков, тот остается без друзей.

Биас

Дружба приумножает радости и дробит печали.

Генри Джордж Бон

Единомыслие создает дружбу.

Демокрит

Те, кто озаряет жизнь других, не останутся сами без света.

Джеймс Мэтью Барри

Зажигая от своего светильника свечи других людей, ты не лишаешься ни единой частички пламени.

Джейн Портер

Счастье несовершенно до тех пор, пока ты не поделился им с другими.

Джейн Портер

Смысл истинной дружбы в том, что радость она удваивает, а страдание делит пополам.

Джозеф Аддисон

Истинная дружба — медленно растущее растение, которое должно быть испытано в беде и несчастье, прежде чем заслужить такое название.

Джордж Вашингтон

Ищущий себе идеального друга останется без друзей.

Тот, кто никогда не искал ни дружбы, ни любви в тысячу раз беднее того, кто утратил их обеих.

Жан Поль

Умей быть другом — найдешь друга.

Игнатий Красицкий

Не порывай грубо нить дружбы, ибо если придется опять ее связать, то останется узел.

Индийская пословица

Поистине нет в жизни ничего лучше, чем помощь друга и взаимная радость.

Иоанн Дамаскин

Дружба не такой жалкий огонек, чтобы потухнуть в разлуке.

Иоганн Фридрих Шиллер

Настоящая дружба правдива и отважна.

Иоганн Фридрих Шиллер

Только рука друга может вырвать шипы из сердца.

Клод Адриан Гельвеций

В здании человеческого счастья дружба возводит стены, а любовь образует купол.

Козьма Прутков

Кто человечен, тот дает другим опору, желая сам ее иметь, и помогает им достичь успеха, желая сам его достигнуть.

Конфуций

Когда является недоверие, дружба исчезает.

Лабуис

Вот что понравилось мне нынче у Гекатона: «Ты спросишь, чего я достиг? Стал самому себе другом!» Достиг он немалого, ибо теперь никогда не останется одинок. И знай: такой человек всем будет другом.

Луций Анней Сенека (Младший)

Друг должен быть у нас всегда в душе, а душа всегда с нами: она может хоть каждый день видеть кого захочет.

Луций Анней Сенека (Младший)

Дружба кончается там, где начинается недоверие.

Луций Анней Сенека (Младший)

Подружившись, доверяй, суди же до того, как подружился.

Луций Анней Сенека (Младший)

Люди рождены, чтобы помогать друг другу, как рука помогает руке, нога ноге и верхняя челюсть — нижней.

Марк Аврелий

Самый верный способ добиться счастья для себя — это искать его для других.

Мартин Лютер

Пусть люди видят доброту, светящуюся в твоем лице, в твоих глазах и в твоем дружеском приветствии. Давайте все будем единым сердцем, единой любовью.

Мать Тереза

В дружбе нет никаких иных расчетов и соображений, кроме нее самой.

Мишель де Монтень

Настоящий друг — это тот, кому я поверил бы во всем, касающемся меня, больше, чем самому себе.

Мишель де Монтень

Нет, кажется, ничего, к чему бы природа толкала нас более, чем к дружескому общению.

Мишель де Монтень

Ничто не является в такой мере выражением нашей свободной воли, как привязанность и дружба.

Мишель де Монтень

Нет подвижничества, равного терпеливости, нет счастья, равного удовлетворенности, нет дара, равного дружбе, нет добродетели, равной состраданию.

Мудрость Древней Индии

Кто сам хороший друг, тот имеет и много хороших друзей.

Никколо Макиавелли

Смотрите на то — любите ли вы других, а не на то — любят ли вас другие.

Николай Васильевич Гоголь

Два человека могут спасти друг друга там, где один погибает.

Оноре де Бальзак

Дружба подобна сокровищнице: из нее невозможно почерпнуть больше, чем ты в нее вложил.

Осип Мандельштам

В беде познаешь друга.

Петроний Арбитр Гай

Для того чтобы жить долго, прибереги для себя старого вина и старого друга.

Пифагор

Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями.

Пифагор

Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное.

Тесная дружба бывает у сходных меж собою людей.

Единственный способ иметь друга — самому быть им.

Человеку нужен другой человек.

Пища и дружба — вот те маленькие чудеса, которые способна совершить любовь.

Рита Скьявоне

Дружить — это скорее любить, чем быть любимым.

Роберт Бриджес

Дружба — это братство, и в самом возвышенном своем значении это прекраснейший его идеал.

Сильвио Пеллико

Глаза дружбы редко ошибаются.

Франсуа-Мари Аруэ Вольтер

Чудеса прекрасны, а утешить брата, помочь другу подняться из глубины страданий, простить врагу его заблуждения — это величайшие на свете чудеса.

Франсуа-Мари Аруэ Вольтер

Тот, кто отказывается простить другому, как бы разрушает мост, по которому сам должен будет пройти, ибо каждый человек нуждается в прощении.

Эдвард Герберт

Из всего того,что мудрость доставляет тебе для счастья всей жизни, самое важное есть обладание дружбой.

Эпикур

Всевозможными способами и путями природа учит людей согласию. Не довольствуясь выражением взаимного расположения на словах, она сделала так, что содружество стало не просто приятно, но и необходимо.

Эразм Роттердамский

Друг должен принимать на себя часть огорчений друга.

Эразм Роттердамский

По-настоящему мы живем только тогда, когда отдаем себя другим.

Этель Перси Эндрюс

Если дружба разваливается после первого толчка, спотыкается о первую же кочку на пути, от ветра рассыпается в пыль- никакая это не дружба. А так, баловство одно, приятельство – и не более.

Когда мы хотим что-то от других, чаще всего мы хотим этого в себе. Мы пытаемся увидеть в людях нас самих, найти себя. Желание найти друга может в любой момент предать нас.

Если друг тонет, нужно стать для него островком. Островком дружбы, на котором он сможет отдохнуть, найти утешение, набраться сил и терпения – и вновь вернутся в океан.

Самое прекрасное в дружбе – знать, что ты нужен кому-то. И этот кто-то нужен тебе…

Ненависть к одному и тому же предмету сближает в стократ сильнее, нежели любовь, дружба, уважение вместе взятые.

Посади в одно помещение сотню курочек – они будут кудухтать в дружбе и согласии. Посади двух петухов – грызть друг друга будут. Против природы не попрешь…

Способность к дружбе, умение впускать любовь в себя, дарить эмоции и себя самого – это и есть человечность.

Злоупотребление дружбой – самый страшный из всех грехов.

Продолжение знаменитых афоризмов и цитат читайте на страницах:

Когда мы верного утрачиваем друга, Ничто не исцелит душевного недуга. – Пьер Корнель

Друга испытай, а испытанного люби. – Неизвестный автор

Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат. – Ветхий Завет. Притчи Соломона

Дружба и общность рождаются у людей, когда есть общий враг. – Перси Биш Шелли

Как бы ни была редка истинная любовь, истинная дружба встречается еще реже. – Франсуа де Ларошфуко

Не сторонись друга из-за небольшой шутки и не обижайся, ибо это - признак глупости. – Ас-Самарканди

Иметь много друзей - значит не иметь ни одного. – Эразм Роттердамский

У друзей все общее, и дружба есть равенство. – Пифагор Самосский

Братская близость единомыслящих крепче всяких стен. – Антисфен из Афин

Дружба людей порочных ненадежна; она длится до той лишь поры, покуда служит к взаимной выгоде. – Оливер Голдсмит

Помни, друг: трудней найти Друга, нежели подругу. – Лопе де Вега

Моя дружба слишком осмотрительна, если опасность моего друга не заставляет меня забывать о моей собственной опасности. – Дени Дидро

В счастье легко найти друга, в несчастье же в высшей степени трудно. – Демокрит

Дружба согревает душу, платье - тело, а солнце и печка - воздух. – Козьма Прутков

Друг познается по любви, нраву, речам, делам. – Неизвестный автор

Исполнять обязанности дружбы несколько потрудней, чем восхищаться ею. – Готхольд Эфраим Лессинг

Это мудро - поливать колесо дружбы маслом деликатной вежливости. – Габриель Сидони Колетт

Нет безотрадней пустыни, чем жизнь без друзей; дружба умножает блага и облегчает беды; отрада души, она единственное лекарство от враждебной судьбы. – Бальтасар Грасиан-и-Моралес

Нет ничего драгоценнее друзей; не теряйте поэтому случая приобретать их, когда только можете. – Франческо Гвиччардини

Отдаляйся от врагов твоих и будь осмотрителен с друзьями твоими. Верный друг - крепкая защита: кто нашел его, нашел сокровище. Верному другу нет цены и нет меры доброте его. – Ветхий Завет. Сирах

Небезопасно хвалить предмет своей любви приятелю - стоит ему поверить твоим похвалам, он пойдет по твоим стопам. – Овидий

Мы любим друзей за их недостатки. – Уильям Хэзлитт

Я не знаю ничего равноценного подлинной дружбе умного человека - какая это редкая драгоценность. – Тобайас Джордж Смоллетт

В суете этого мира дружба - единственное, что имеет важное значение в личной жизни… – Карл Маркс

Дружба кончается там, где начинается недоверие. – Сенека Луций Анней (Младший)

Товарищество и дружба - признаки действительного примирения со своей половой ролью и реального равновесия между полами. – Альфред Адлер

Не говори своему другу того, что не должен знать твой враг. – Артур Шопенгауэр

Дружба основывается на сходстве характеров и интересов в общем совместном деле, а не на удовольствии, которое получаешь от личности другого. – Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Без товарища никакое счастье не радует. – Сенека Луций Анней (Младший)

Сладкие уста умножат друзей, и доброречивый язык умножит приязнь. Живущих с тобою в мире да будет много, а советником твоим - один из тысячи. Если хочешь приобрести друга, приобретай его по испытании и не скоро вверяйся ему. – Ветхий Завет. Сирах

Друг - зеркало для друга, нет зеркала светлей! – Аухад ад-дин Анвари

Не в том суть, от кого ты родился, а в том, с кем ты водишься. – Мигель де Сервантес Сааведра

Лучше человеку быть без брата, чем без друзей. – Унсур аль-Маали

Самая высокая честь, которую мне могут оказать друзья, - это следовать в своей жизни моему учению либо бороться против него до конца, если они в него не верят. – Мохандас Карамчанд Ганди

Истинный друг есть величайшее из благ и вместе с тем то благо, о приобретении которого думают меньше всего. – Франсуа де Ларошфуко

Людская дружба в большинстве случаев прорастает множеством колючих если и но ив конце концов переходит в обыкновенные приятельские отношения, которые держатся только благодаря недомолвкам. – Никола Себастиан Шамфор

Не храните алебастровые сосуды вашей любви и нежности запечатанными до тех пор, пока ваши друзья не умрут. Наполните сладостью их жизнь, пока они еще живы. Говорите им слова утешения, пока их уши еще могут услышать эти слова и пока их сердца еще могут взволноваться от ваших речей. – Генри Уорд Бичер

Что, в сущности, дурного в том, что себя мой друг любит больше, чем меня? – Фрэнсис Бэкон

Самая глубокая дружба порождает самую ожесточенную вражду. – Мишель де Монтень

Надругательство над дружбой - Это с мудростью разлад. – Шота Руставели

Многие - угощенью друзья, а не дружбе. – Менандр

Дружба - это спокойная и тихая привязанность, направляемая и укрепляемая привычкой, возникающей из долгого общения и взаимных обязательств. – Дэвид Юм

Настоящим другом считай того человека, который снимает камни и тернии с пути твоего. – Саади

Не замечать охлаждения людей - значит мало ценить их дружбу. – Франсуа де Ларошфуко

Будь чистосердечен с друзьями твоими, умерен в своих нуждах и бескорыстен в своих поступках. – Александр Васильевич Суворов

Подлинная дружба созревает медленно и расцветает только там, где люди действительно доказали ее друг другу. – Филипп Дормер Стенхоп Честерфилд

Как много прелести утратило бы наше счастье, если бы никто не радовался ему вместе с нами! Как трудно было бы перенести наши несчастия без друга, который испытывает их еще сильнее нас. – Цицерон Марк Туллий

Верного друга за деньги не приобретешь. – Неизвестный автор

С друзьями не будь развязен, иначе в друзьях у тебя окажутся одни ничтожества. – Хун Цзычен

Дружба - самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага. – Аристотель

Истинна древняя пословица, что равенство создает дружбу. – Платон

Не старайся приукрашивать себя для друга: ибо стрелой и стремлением к Сверхчеловеку должен ты быть для него. – Фридрих Ницше

Основой дружеской привязанности являются те выгоды, которые друзья рассчитывают получить друг от друга. Лишите их этих выгод - и дружба перестанет существовать. – Поль Анри Гольбах

Делись своими мыслями с другом. – Неизвестный автор

Привлекай к себе друзей хорошими деяниями. В этом смысл подлинной дружбы. – Абу-ль-Фарадж

Никогда не вступай в дружбу с человеком, которого ты не можешь уважать. – Чарльз Дарвин

Дружба проникает в жизнь всех людей, но для сохранения ее порой приходится сносить и обиды. – Цицерон Марк Туллий

Истинная дружба точно избранное родство. – Эрнест Вилфрид Аегуве

Неполноценность наших друзей доставляет нам немалое удовольствие. – Филипп Дормер Стенхоп Честерфилд

Что такое дружба? Слово, иллюзия, очаровывающая нас, тень, следующая за счастьем и исчезающая в часы несчастья! – Оливер Голдсмит

Нет больше радости, чем видеть друзей, нет горше горя, чем разлука с друзьями. – Рудаки

Важные друзья - для важных дел… Поэтому иметь важных друзей и уметь их сберечь - важней, чем деньги иметь. – Бальтасар Грасиан-и-Моралес

Дружба может быть прочна только при зрелости ума и возраста. – Цицерон Марк Туллий

Дружба удваивает радости и сокращает наполовину горести. – Фрэнсис Бэкон

Привязанность может обойтись без взаимности, но дружба - никогда. – Жан Жак Руссо

Чтобы приобрести расположение друзей, надо оценивать их услуги выше, чем это делают они сами; наоборот, наши одолжения друзьям надо считать меньшими, чем это полагают наши друзья. – Платон

Истинный джентльмен никогда не бывает сердечным другом. – Эдмунд Бёрк

Узнав секрет от друга, не выдавай его, сделавшись врагом: ты нанесешь удар не врагу, а дружбе. – Демокрит

У богача есть сотрапезники и прихлебатели, у человека могущественного - придворные, у человека действия - товарищи, они же - и его друзья. – Андре Моруа

Я удалился от мира не потому, что имел врагов, а потому, что имел друзей. Не потому, что они вредили мне, как это обычно бывает, а потому, что считали меня лучшим, чем я есть. Этой лжи я вынести не мог. – Альбер Камю

Истинный друг должен быть нашим вторым я; он никогда не потребует от друга ничего, кроме нравственно-прекрасного; дружба дана нам природой, как помощница в доблестях, а не как спутница в пороках. – Цицерон Марк Туллий

Будучи обмануты друзьями, мы можем равнодушно принимать проявления их дружбы, но должны сочувствовать им в их несчастьях. – Франсуа де Ларошфуко

Товарищ - это высокая стена, несокрушимая твердыня, крепость, надежно снабженная водою. – Сулхан Орбелиани

Друг, бесполезный для своего друга, становится для него чужим человеком. – Поль Анри Гольбах

Имя друг звучит повседневно, но дружеская верность редка. – Федр

В дружбе нет никаких расчетов и соображений, кроме нее самой. – Мишель де Монтень

Друзей не может быть слишком много. – Александр Дюма (отец)

Единомыслие создает дружбу. – Демокрит

Не может быть долгой дружбы, подчинения, товарищества там, где один не приспособляется к другому. – Франческо Гвиччардини

Ничто не может так вдохновлять людей и помогать им, как дружба. – Ба Цзинь

Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Новый Завет. Евангелие от Иоанна

Если твой друг станет врагом тебе, то люби его, чтобы вновь зацвело древо дружбы, любви и доверия, завядшее из-за того, что его не поливали водой дружбы и не ухаживали за ним. – Ас-Самарканди

Друг - наибольшее богатство в жизни. – Неизвестный автор

Никакие житейские блага не будут нам приятны, если мы пользуемся ими одни, не деля их с друзьями. – Эразм Роттердамский

Настоящая дружба правдива и отважна. – Иоганн Фридрих Шиллер

Если друг упрекнет тебя в каком-либо недостатке, думай всегда, что он сказал тебе еще не все. – Томас Фуллер

Говорят, что друзья познаются в несчастье, а по-моему, и в счастье они тоже познаются. – Чингиз Торекулович Айтматов

Кто себе друзей не ищет - самому себе он враг. – Шота Руставели

Каждый хочет иметь друга, но никто не хочет быть другом. – Альфонс Жан Карр

Пока ты счастлив, у тебя множество друзей; когда времена омрачаются, ты остаешься один. – Овидий

Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности. – Сократ

Не скреплена дружба умом - легко расторгает ее и глупость. – Уильям Шекспир

Выбирай друга не спеша, еще меньше торопись променять его. – Бенджамин Франклин

Настоящая дружба не знает зависти, а настоящая любовь - кокетства. – Франсуа де Ларошфуко

Искренность отношений, правда в общении - вот дружба. – Александр Васильевич Суворов

Величайший подвиг дружбы не в том, чтобы показать другу наши недостатки, а в том, чтобы открыть ему глаза на его собственные. – Франсуа де Ларошфуко

В свете у нас троякого рода друзья: одни нас любят, другие ненавидят, третьи просто не помнят. – Никола Себастиан Шамфор

В мире мало дружбы - и меньше всего среди равных. – Фрэнсис Бэкон

О такой дружбе, которая не выдерживает прикосновения голой правды, не стоит и жалеть. Туда ей и дорога. – Дмитрий Иванович Писарев

Старательно избегай всякой дружбы с дураками и плутами, если в отношениях с такими людьми вообще применимо слово дружба. – Филипп Дормер Стенхоп Честерфилд

Самый прекрасный подарок, сделанный людям после мудрости, - это дружба. – Франсуа де Ларошфуко

Лучше во тьме пребывать, чем без друга. – Иоанн Златоуст

Дружба - это любовь без крыльев. – Джордж Ноэл Гордон Байрон

Другу следовало бы переносить недостатки друга. – Уильям Шекспир

Друга нельзя обижать даже шуткой. – Неизвестный автор

Менее экзальтированная, менее эгоистичная, чем любовь, дружба, чуждая всякой резкости, занимает часы, которые не заняты последней. Дружба - верное, надежное убежище от страданий, причиненных любовью. – Марсель Прево

Стал ли ты чистым воздухом, хлебом и лекарством для друга своего? Иной не в силах освободиться от собственных цепей, однако друга своего спасает. – Фридрих Ницше

Мудрый друг не бросит друга, несмотря на все лишения. – Шота Руставели

Лучше удары друзей, чем целования врагов. – Иоанн Златоуст

Счастье, которое меня никогда не обманывало, - это твоя дружба. Из всех моих страстей единственная, которая осталась неизменной, это моя дружба к тебе, ибо моя дружба - страсть. – Николай Платонович Огарев

Дружба между мужчиной и женщиной очень слабеет при наступлении ночи. – Отто фон Шёнхаузен Бисмарк

Друг - это как бы второе Я. – Цицерон Марк Туллий

Плохой друг, как тень: в солнечный день беги - не убежишь, в пасмурный день ищи - не сыщешь. – Абай Кунанбаев

Друзей чарки за друзей не считай, ибо они - друзья твоей чарки, а не твои друзья. – Унсур аль-Маали

Истинная дружба - одна из тех вещей, о которых, как о гигантских морских змеях, неизвестно, являются ли они вымышленными или где-то существуют. – Артур Шопенгауэр

Дружба одного разумного человека дороже дружбы всех неразумных. – Демокрит

Друзья не желают нам несчастья, но они находят, что мы и так счастливы. – Ауи Лежандр

В дружбе нет ни должников, ни благодетелей. – Ромен Роуыан

Неверные друзья - это ласточки, которых встречаешь только летом; это солнечные часы, польза от которых лишь до тех пор, пока светит солнце. – Теодор Готлиб Гиппель

Когда дружба становится любовью, то они сливаются, как две реки, из которых большая поглощает меньшую. – Мадлен де Скюдери

Только настоящий друг может терпеть слабости своего друга. – Уильям Шекспир

Дружба не только неоценима, но и прекрасна; мы восхваляем того, кто любит своих друзей, и иметь много друзей кажется чем-то прекрасным, а некоторым даже кажется, что быть хорошим человеком и другом - одно и то же. – Аристотель

Любящие порицать других неспособны к дружбе. – Демокрит

Если мои друзья кривы, я на них смотрю в профиль. – Жозеф Жубер

Наслаждение общением - главный признак дружбы. – Аристотель

Настоящий друг - это тот, кому я поверил бы во всем, касающемся меня, больше, чем самому себе. – Мишель де Монтень

Искренняя дружба зиждется на близости умов и тайных законах, а не на видимых признаках. – Ас-Самарканди

Трудно без друга, когда он потерян. Но трудно и с другом, когда он не верен. – Айбек

Нет ничего опаснее невежественного друга. – Жан де Лафонтен

Женщины хотя и придают большое значение дружбе, но забывают о ней; мужчины относятся к ней недоверчиво, а любовники - ревниво. – Поль Шарль Жозеф Бурже

Единственный путь найти друга - быть им. – Ралф Уолдо Эмерсон

Но если есть у тебя страждущий друг, стань для страданий его местом отдохновения, но вместе с тем и жестким ложем, походной кроватью: так лучше всего ты сможешь помочь ему. – Фридрих Ницше

В дружбе, как и в любви, чаще доставляет счастье то, чего мы не знаем, нежели то, что нам известно. – Франсуа де Ларошфуко

Единственная искренняя и прочная дружба - это существующая между мужчиной и женщиной, потому что это единственная привязанность, свободная от всякого соперничества. – Огюст Конт

Для высокой дружбы необходимо одно условие - способность обходиться без нее. – Ралф Уолдо Эмерсон

Друзей немало; дружба только редкостна. – Федр

Для чего приобретаю я друга? Чтобы было за кого умереть. – Сенека Луций Анней (Младший)

Дружба довольствуется возможным, не требуя должного. – Аристотель

Кто сам хороший друг, тот имеет и хороших друзей. – Никколо Макиавелли

Друзья на то и существуют, чтобы помогать друг другу. – Ромен Роллан

Все почести этого мира не стоят одного хорошего друга. – Вольтер

Вообще о дружбе можно судить лишь по отношению к людям зрелого возраста и зрелой души. – Цицерон Марк Туллий

Только рука друга может вырвать шипы из сердца. – Клод Адриан Гельвеций

Каждый любит самого себя не с тем, чтобы получать какую-либо награду за свою любовь, а потому, что каждый сам себе дорог. Если не применить то же самое к дружбе, то мы никогда не найдем истинного друга; ведь друг для каждого - это второй он сам. – Цицерон Марк Туллий

Друг лучше или брат? - Брат, когда он и друг, - лучше. – Унсур аль-Маали

Нет в этом мире радости сильней, Чем лицезренье близких и друзей. Нет на земле мучительнее муки, Чем быть с друзьями славными в разлуке. – Рудаки

Друг - тот, кто всякий раз, когда ты в нем нуждаешься, об этом догадывается. – Жюль Ренар

Не оставляй старого друга, ибо новый не может сравниться с ним; друг новый - то же, что вино новое: когда оно сделается старым, с удовольствием будешь пить его. – Ветхий Завет. Сирах

Не учащай входить в дом друга твоего, чтобы он не наскучил тобою и не возненавидел тебя. – Ветхий Завет. Притчи Соломона

Для преданного друга нельзя никогда сделать слишком много. – Генрик Ибсен

Истинные друзья те, у кого одна душа в двух телах. – Мишель де Монтень

Глаза дружбы редко ошибаются. – Вольтер

Тот, кто ради своей пользы подвел бы друга, не имеет права на дружбу. – Жан Жак Руссо

В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу все равно, что лишить мир солнечного света. – Цицерон Марк Туллий

Дружба не такой жалкий огонек, чтобы потухнуть в разлуке. – Иоганн Фридрих Шиллер

Быть может, чтобы вполне оценить дружбу, нужно сперва пережить любовь. – Никола Себастиан Шамфор

Железо железо острит, и человек изощряет взгляд друга своего. – Ветхий Завет. Притчи Соломона

Из всего того, что мудрость доставляет себе для счастья всей жизни, самое важное есть обладание дружбой. – Эпикур

Дружба - нежный цветок. Одно неосторожное прикосновение - и цветок увял. – Сунь Ли

Труднее исполнить обязанности дружбы, чем быть в восторге от них. – Готхольд Эфраим Лессинг

Одна из первых обязанностей дружбы состоит в том, чтобы предупреждать просьбы друзей. – Исократ

Мне не нужно друга, который, во всем со мной соглашаясь, меняет со мною взгляды, кивая головой, ибо тень то же делает лучше. – Плутарх

Врагов имеет в мире всяк, Но от друзей спаси нас, Боже! – Александр Сергеевич Пушкин

Омой, брат, руки от того друга, который водится с твоими врагами. – Унсур аль-Маали

По отношению к своим друзьям необходимо быть как можно менее тягостным. Деликатнее всего - не требовать от своих друзей никаких услуг. – Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Неразумный друг из дружбы сделает то, чего сто разумных врагов из вражды не сделают. – Унсур аль-Маали

Друзья - воры времени. – Фрэнсис Бэкон

Встает вопрос, можно ли когда-нибудь предпочитать новых друзей старым. – Неизвестный автор

Другом является такой человек, с которым я могу быть искренним. В его присутствии я могу думать вслух. – Ралф Уолдо Эмерсон

Друг должен быть как кровь, притекающая немедленно к ране, не ожидая привлечения. – Антонио Перес

Друг должен принимать на себя часть огорчений друга. – Эразм Роттердамский

Скрывая истину от друзей, кому ты откроешься? – Козьма Прутков

Протягивая руку друзьям, не надо сжимать пальцы в кулак. – Диоген Синопский

Для дружбы любое бремя легко. Вселенная вечна, встречи с друзьями кратки. – Николай Иванович Лобачевский

О человеке судят по его друзьям. – Бальтасар Грасиан-и-Моралес

Тот, кто хвастается, что приобрел множество друзей, никогда не имел ни одного друга. – Сэмюэл Тейлор Кольридж

Кто ищет друзей, достоин того, чтобы их найти; у кого нет друзей, тот никогда их и не искал. – Готхольд Эфраим Лессинг

Брат может не быть другом, но друг - всегда брат. – Бенджамин Франклин

Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится. – Ветхий Завет. Притчи Соломона

Но ты различай скорлупу и ядро. Представиться другом не так уж хитро. – Хисрав Дехлеви

Дружба может соединять лишь достойных людей. – Цицерон Марк Туллий

Я вступаю в дружбу лишь с очень немногими, но зато дорожу ею. – Карл Маркс

Тесная дружба бывает у сходных меж собою людей. – Платон

Не судите о человеке только по его друзьям. Помните, что друзья у Иуды были безукоризненны. – Эрнест Хемингуэй

Не так трудно умереть за друга, как найти друга, который стоил бы того, чтоб умереть за него. – Эдвард Джордж Булвер-Литтон

Мир Искусства


Б. М. Кустодиев.

История

Характеристика

- «МИР ИСКУССТВА»

Александр Николаевич Бенуа



Русская серия (1907-1910)

«Эхо прошедшего времени» слышится в изображении панорамы Петербурга конца XVIII века. Перед зрителем предстает еще недостроенный Михайловский замок, в котором позже будет убит император. А пока Павел I, восседая на белом коне, командует парадом войск. Пристрастие царя к воинской муштре и организация армий для любительских парадов и построений, удовлетворявших его тщеславие, высмеиваются художником. Жесткость и дисциплина атмосферы парада чувствуются в графичности и линейности, обозначенной в деталях - отточенных шагах марша с поднятыми по команде ногами солдат, ровном ритме вертикалей оружия и строительных лесов на заднем плане.

Интересно композиционное решение произведения - Бенуа отдаляет от зрителя действие парада рамой шлагбаума, тем самым придавая работе «картинное» звучание, а не погружая в происходящее. Летающие снежинки вносят оживление и своеобразный уют в изображение события давно минувшей эпохи.

Книжная графика

В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой "Азбука в картинах Александра Бенуа" (1905) и иллюстрациями к "Пиковой даме" А. С. Пушкина, исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к "Медному всаднику", трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22).

Азбука в Картинках(1905)

Рядом с более ранними работами Поленовой, Малютина и Билибина «Азбука в картинах» может быть поставлена у истоков новой разновидности русской графики: отсюда ведет свое летоисчисление история иллюстрированных изданий для детей.

Как в «Игрушках», так и в «Азбуке» сюжетно-образная система иллюстраций лишена назидательности: основу ее надо искать в области лирического, в воспоминаниях художника о собственном детстве, о детских играх, радостях, праздниках. Это своеобразные графические мемуары - недаром Бенуа является здесь одновременно автором общего замысла, текста и рисунков. С другой стороны, стремление к объединению различных творческих функций во имя эстетической целостности произведения надо отметить как тенденцию, вообще характерную для Бенуа (с особой силой она проявится позднее в его театральных работах). Обратим внимание и на традиции, которые использованы автором. Их следует искать вовсе не в западноевропейской графике, как может показаться, если верить легенде о «прозападной» ориентации мастера, а в русском народном творчестве - в народной игрушке и лубочной картине, в представлениях ярмарочного театра и кукольного театра «Петрушки». Графический язык современной русской книги, как представляет ее себе художник, должен быть прежде всего национальным.

Театр

В наши дни эскизы декораций и костюмов к спектаклям Александра Бенуа это классика. Бенуа долгое время близко работал со Станиславским и Немировичем-Данченко, работал первым художником-постановщиком Московского художественного театра. Именно Бенуа первый выступил с идеей о том, что художник при постановке спектакля должен иметь такую же власть как режиссёр.

При анализе многочисленных произведений А. Бенуа: «Арлекинада. Фантазия на тему итальянской комедии (1906, ГРМ), «Итальянская комедия» (1901, ГРМ. Два наброска), «Фигуры для итальянских комедий» (1901, ГРМ), «Арлекинада» (1906, ГТГ), «Итальянская комедия. Любовная записка» (1905, ГТГ), «Итальянская комедия» (1919, НХМ), «Итальянская комедия» (1905, ИХМ), «Арлекинада» (ГМИИ) и др. стоит обратить внимание на повторяющийся мотив, включающий персонажей итальянского театра масок, с помощью которых художник передает действенный танец с огромной ролью мимики и жеста. Актеры здесь живут, полностью погруженные в свою игру. Действие откровенно театрализовано, обращено на публику. Герои представляют собой не психологически разработанные характеры, а скорее маски, условные фигуры, возведенные в степень символа. Вероятно, Бенуа не стремился сделать своих героев комедии дель Арте похожими на балетных артистов, но сами выразительные средства итальянской комедии имеют много точек соприкосновения с хореографическим театром.

В последствии, при участии в подготовке спектаклей к Русским сезонам, новый подход Бенуа к разработке театральных декораций и костюмов помог труппе Дягилева с триумфом выступить на сценах европейских театров.

Петрушка

Эскизы декораций, костюмов и бутафории: «Эскиз декораций к первой, второй, третьей картинам балета «Петрушка» (все - ГРМ), эскизы бутафории: «Лошадь», «Самовар», «Качели», «Карусель» (все - ГРМ), а также эскизы костюмов (ГРМ, ГЦТМ) рождают контрасты цвета, эмоций, образов. Даже беглый просмотр костюмных эскизов: «Уличная танцовщица», «Цыганка», «Ряженый-маска», «Кормилица», «Кучер», «Купчиха», «Шарманщик», «Лавочник», «Торговец», «Фокусник» и др. рисует типы разноликой толпы, суматоху шумного ярмарочного гулянья, где развертывалось кукольное представление Петрушки, Балерины и Арапа. Здесь проявилась любовь А. Бенуа не только к старинному быту, но и зоркость взгляда художника, умеющего в живой жизни подметить ее характерные штрихи. Особое развитие получает тема ряженых - в ней открывается жажда многообразия, тяга к разноплановости человеческих проявлений. Конкретность быта здесь соседствует с отвлеченностью символа, правда с фантастикой, народный праздник с метаниями одинокой души, наивный лубок - с мирискуснической изысканностью.

Петрушка Балерина Арап

Константин Сомов

Константин Сомов родился в семье известного музейного деятеля, хранителя Эрмитажа, Андрея Ивановича Сомова. Его мать, Надежда Константиновна (урождённая Лобанова) была хорошим музыкантом, широко образованным человеком. В 1879-1888 годах учился в гимназии К. Мая. С сентября 1888 года по март 1897 года учился в петербургскойАкадемии художеств: основной курс - до 1892 года, затем, с октября 1894 года, занятия в мастерской И. Репина. В 1894 году впервые участвовал в выставкеОбщества русских акварелистов. В 1897 и 1898 годах занимался в Академии Коларосси в Париже. С 1899 года жил в Петербурге.

Ещё в гимназии Сомов познакомился с А. Бенуа, В. Нувелем, Д. Философовым, с которыми позже участвовал в создании общества «Мир искусства». Сомов принимал самое деятельное участие в оформлении журнала «Мир искусства», а также периодического издания «Художественные сокровища России» (1901-1907), издававшегося под редакцией А. Бенуа, создал иллюстрации к «Графу Нулину» А. Пушкина (1899), повестям Н. Гоголя «Нос» и «Невский проспект» (1901), нарисовал обложки поэтических сборников К. Бальмонта «Жар-птица. Свирель славянина», В. Иванова «Cor Ardens», титульный лист книги А. Блока«Театр» и др.

Первая персональная выставка картин, эскизов и рисунков (162 работы) состоялась в Петербурге в 1903 году; в Гамбурге и Берлине в этом же году были показаны 95 произведений. В 1905 году начал сотрудничать в журнале «Золотое руно».

Наряду с пейзажной и портретной живописью и графикой Сомов работал в области мелкой пластики, создавая изысканные фарфоровые композиции «Граф Нулин» (1899), «Влюблённые» (1905) и др.

В январе 1914 года получил статус действительного члена Академии художеств.

В 1918 году в издательстве Голике и Вильборга (Санкт-Петербург) вышло наиболее известное и полное издание с эротическими рисунками-иллюстрациями Сомова: «Книга маркизы» («Le livre de la Marquise»), где художник создал не только все элементы оформления книги, но и подобрал тексты на французском языке. Существует редкий вариант этого издания так называемая «Большая „Книга маркизы“» дополненный ещё более фривольными иллюстрациями.

В 1918 году стал профессором Петроградских государственных свободных художественных учебных мастерских; работал в школе Е. Н. Званцевой.

В 1919 году состоялась его юбилейная персональная выставка, в Третьяковской галерее.

В 1923 году Сомов выехал из России в Америку в качестве уполномоченного «Русской выставки»; в январе 1924 года на выставке в Нью-Йорке Сомов был представлен 38 произведениями. В Россию он не вернулся. С 1925 года жил во Франции; в январе 1928 года приобрёл квартиру на бульваре Эксельманс (фр. Boulevard Exelmans) в Париже.

Скоропостижно скончался 6 мая 1939 года в Париже. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в 30 км от Парижа.

Особенно сблизился Сомов с Бенуа, который написал о нем первую статью, появившуюся в журнале "Мир искусства" за 1898 г. В этой статье художественный критик подчеркивал влияние на творчество Сомова немецкой графики (О. Бердслей, Ш. Кондер, Т. Гейне), а также воздействие французской живописи XVIII в. (А. Ватто, Н. де Ларжильер), "малых голландцев" и русской живописи первой половины XIX в.

Вернувшись в Россию, Сомов отдал дань портретному жанру. Им были созданы портреты отца (1897), Н. Ф. Обер (1896), А. Н. Бенуа (1896) и А. П. Остроумовой (1901)

.

Портрет Остроумовой Портрет Н.Ф. Обер

Вершиной творчества в этот период стал портрет художницы Е. М. Мартыновой ("Дама в голубом ", 1897-1900), изображенной на фоне пейзажа с флейтистами. Утонченность и надломленность, одухотворенность и поэтичность образа полностью соответствовали эстетическому кредо "мирискусников", воплощая гармонию мечты и реальности. Особое место занимают исполненные Сомовым графические портреты творческой интеллигенции. Они сугубо реальны - своей интеллектуальной энергией - созданные им образы людей творчества (написанные в смешанной технике портреты поэтов А.А.Блока, М.А.Кузмина, В. И. Иванова,), художников Е. Е. Лансере (1907), М. В. Добужинского (1910) и др., по праву считающиеся предельно объективными. Выполненные карандашом с подцветкой акварелью, гуашью, цветными карандашами или белилами, они отличаются виртуозной техникой, лаконизмом композиции и тонкостью колористического решения.

Портрет А. А. Блока (1907)

Портрет М. А. Кузмина (1909)

Помимо портретной графики Сомов работал и в области книжной иллюстрации. В начале XX в. художники "Мира искусства", среди которых был и Сомов, возродили после долгого забвения этот вид искусства. Оформление книги, все ее элементы - шрифт, формат, обрез, обложка, заставки и виньетки - должны были составлять единое целое.

Леон Бакст (1866 – 1924)

Лев Розенберг родился 8 февраля (27 января) 1866 года в Гродно в небогатой еврейской семье учёного-талмудиста. После окончания гимназии учился вольнослушателем в Академии Художеств, подрабатывая иллюстрацией книг.

На первой своей выставке (1889) принял псевдоним Бакст - укороченную фамилию бабушки (Бакстер). В начале 1890-х годов выставлялся в Обществе акварелистов. В 1893-1897 годах жил в Париже, часто возвращаясь в Санкт-Петербург. С середины 90-х примыкал к кружкуписателей и художников, формировавшемуся вокруг Дягилева и Александра Бенуа, который позднее превратился в объединение «Мир Искусства». В1898 году совместно с Дягилевым принимает участие в основании одноименного издания. Графика, изданная в этом журнале, принесла Баксту славу.

Продолжил заниматься станковой живописью, создав портреты Малявина(1899), Розанова (1901), Андрея Белого (1905), Зинаиды Гиппиус (1906). Также преподавал живопись детям великого князя Владимира. В 1902 годув Париже получил заказ от Николая II на Встречу русских моряков.

В 1898 году Бакст показал работы на организованной Дягилевым «Первой выставке российских и финских художников»; на выставках «Мира Искусства», на выставке «Secession» в Мюнхене, выставках Артели русских художников, и проч.

В 1903 году перешёл в лютеранство ради брака с дочерью П. М. Третьякова Л. П. Гриценко.

Во время революции 1905 года Бакст работал для журналов «Жупел», «Адская почта», «Сатирикон», позднее в художественном журнале «Аполлон».

В 1907 году вместе с Серовым он совершил поездку в Грецию, где изучал археологические находки Крито-микенского периода. Бакст открыл для себя (а потом и для всей Европы), что архаическая Греция - это не белый цвет, который все так популяризировали целые столетия, а буйство красок. Именно тогда определились основы стиля Бакста: архаическая греческая раскованность костюма в сочетании с роскошью Востока.

С 1907 года Бакст жил в основном в Париже и работал над театральными декорациями, в которых произвёл настоящую революцию. Он создал декорации для греческих трагедий, а с 1908 году вошёл в историю как автор декораций для дягилевскихBallets Russes («Клеопатра» 1909, «Шахерезада» 1910, «Карнавал» 1910, «Нарцисс» 1911, «Дафнис и Хлоя» 1912). В 1910 развёлся с Гриценко и вернулся к иудаизму. Всё это время жил в Европе, поскольку, будучи иудеем, не имел вида на жительство вне черты оседлости.

Во время визитов в Санкт-Петербург преподавал в школе Званцевой. В период 1908-1910 годов одним из его учеников былМарк Шагал, но в 1910 году они разорвали отношения. Бакст запретил Шагалу ехать в Париж, поскольку, по его мнению, это пошло бы во вред искусству Шагала, а в финансовом отношении привело бы молодого художника к голодной смерти (Шагал не рисовал театральных декораций). Шагал тем не менее поехал, не умер с голоду и нашёл свой стиль живописи.

В 1914 году Бакст был избран членом Академии художеств.

В 1918 году Бакст окончательно разорвал отношения с Дягилевым и Ballets Russes. 27 декабря 1924 года умер в Париже ототёка лёгких.

Древний ужас («Terror Antiquus») (1908)

В языческом миропонимании «древний ужас» - это ужас жизни в мире под властью мрачной и бесчеловечной Судьбы, ужас бессилия человека, порабощенного ею и беспросветно покорного (Фатум); а также ужас перед хаосом как бездной небытия, погружение в которую гибельно. Указывают, что от власти древнего ужаса человека освободило христианство с его новой концепцией судьбы, но дехристианизация культуры означает его возврат.

Крупное полотно практически квадратного формата занято панорамой пейзажа, написанного с высокой точки зрения. Пейзаж освещён вспышкой молнии. Основное пространство полотна занимает бушующее море, которое губит корабли и бьется о стены крепостей. На переднем плане изображена фигура архаической статуи в поколенном обрезе. Контраст спокойного улыбающегося лица статуи особенно поражает по сравнению с буйством стихий за ее спиной. Возможно, изображена гибель Атлантиды.

Изображённая женская статуя - тип архаической коры, которая улыбается загадочной архаической улыбкой и держит в рукахсинюю птичку (или голубя - символа Афродиты). Традиционно принято называть статую, изображенную Бакстом - Афродитой, хотя до сих пор не установлено, каких богинь изображали коры. Прототипом статуи послужила статуя, найденная при раскопках на Акрополе. Для несохранившейся кисти руки позировала жена Бакста. Любопытно, что Максимилиан Волошин указывает на сходство лица архаической Афродиты на картине с лицом самого Бакста.

Островной пейзаж, разворачивающийся за спиной богини - это вид с афинского Акрополя. У подножия гор в правой части картины на первом плане помещены здания, по мнению Пружана - микенские Львиные ворота и остатки дворца в Тиринфе. Это здания, относящиеся к раннему, крито-микенскому периоду истории Греции. Слева группа бегущих в ужасе людей среди построек, характерных для классической Греции - по всей видимости, это Акрополь с его пропилеями и огромными статуями. За Акрополем - освещённая молниями долина, поросшая серебристыми оливами.

В 1907 году Бакст оформляет организованные Шаляпиным и Дягилевым «Русские концерты» в Париже. В 1908 году Бакст заканчивает работу над картиной «Античным террор» (премия на Международной Выставке в Брюсселе в 1910 году).

В 1909 году высланый из Петербурга Бакст примкнул к балетной труппе С. П. Дягилева «Русский балет». Наряду с А. Н. Бенуа и М. М. Фокиным он был его ближайшим сотрудником Дягилева, а с 1911 года - художественным директором антрепризы. В полной мере его талант художника-сценографа развернулось в спектаклях: «Клеопатра» («Египетские ночи») на музыку Аренского, С. И. Танее­ва и М. И. Глинки (1909 г.), «Шехеразада» на музыку Римского-Корсакова (1910 г.), «Жар-птица» Стравинского (1910 г.), «Карнавалу» (1910 г.), «Нарцисс» Черепнина (1910 г.), «Видение розы» К. М. Вебера (1911 г.), «Дафнис и Хлоя» Равеля (1912 г.), «Синий бог» Р. Гана (1912 г.), «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси (1912 г.), «Тамара» на музыку М. А. Балакирева (1912), «Пери» (этому спектаклю не суждено увидеть свет), «Бабочки» (1914 г.), «Игры» (1913 г.), «Легенда об Иосифе» Р. Штрауса (1914 г.), «Шутницы» на музыку Д. Скарлатти (1917 г.), «Спящая красавица» П. И. Чайковского (1921 г.).

Эскиз декорации к первой постановке «Дафниса и Хлои» (картина 2).

Это он придумывает салют, ослепивший публику «Оперы Гарнье» по случаю премьеры балета «Шахерезада». «Русские сезоны» в Париже оставили незабываемое впечатление не только мастерством артистов балета, но и размахом и колоритом, экзотикой и экспрессией созданных Бакстом костюмов и декораций. Костюмы по эскизам Бакста, относящие публику к краскам и формам ориентализма и «Большого стиля» Людовика, настолько поражали, что стали выходить за рамки театра и балета. «Париж был подлинно пьян Бакстом», - писал позднее Левинсон. Мстислав Добужинский так писал об этом периоде: «Проникновение искусства в жизнь через рампу, отражение театра в повседневной жизни, влияние его на область моды - сказалось в том глубоком впечатлении, которое сопутствовало блестящим триумфам «Русских сезонов» Дягилева в Париже. Общественный поворот вкуса, который последовал за этими триумфами, в величайшей степени обязан был именно Баксту, тем новым откровениям, которые он дал в своих исключительных по красоте и очарованию постановках, поразивших не только Париж, но и весь культурный мир Запада».

Эскиз декорации к балету «Послеполуденный отдых фавна». 1911

Разработанные Бакстом оформительские приемы положили начало новой эпохе в балетной сценографии. Имя Бакста, ведущего художника «Русских сезонов», гремело наряду с именами лучших исполнителей и знаменитых балетмейстеров. Со всех сторон на него сыпались заказы от театров.

Нижинский. 1912

Он активно сотрудничает с Идой Рубинштейн: декорации и костюмы к «Мученичеству Святого Себастьяна» К. Дебюсси (1911 г.), «Тамар» (1912 г.), «Голубой Бог» (1912 г.), «Полдень фавна»(1912 г.), «Елена Спартанская» Д. де Северака (1912 г.), «Пизанелла» (1913 г.) «Смущенная Артемида» (1922 г.), «Федра» (1923 г.), «Истар» (1924 г.).

Эскиз костюма для Иды Рубинштейн к балету «Елена Спартанская»

Для Анны Павловой Бакст разрабатывает декорации и костюмы к спектаклям «Восточная фантазия» (на музыку М. М. Ипполитова-Иванова и М. П. Мусоргского, 1913 г.) и «The Big Show», поставленном в 1916 году в Театре Ипподром в Нью-Йорке.

Работая над эскизами театральных костюмов, Леон Бакст невольно начал оказывать влияние на парижскую, а затем и европейскую моду. Это приводит его к мысли попробовать свои силы в области искусства «высокой моды» В 1912 году он создает «Фантазию на тему современного костюма» для Пакен, получившую большой резонанс в мире Парижской моды. «Понимая и чувствуя, как редко кто из стилистов, всю магию орнамента и чары красочных сочетаний, он создал свой особый, бакстовский стиль. Этот пряный сказочный Восток пленял необычайным размахом фантазии. Изысканность ярких цветов, роскошь тюрбанов с перьями и затканных золотом тканей, пышное изобилие орнамента и украшений - все это настолько поражало воображение, настолько отвечало жажде нового, что воспринято было и жизнью. Ворт и Пакэн - законодатели парижских мод - стали пропагандировать Бакста» (М. Добужинский). «Бакст сумел ухватить тот неуловимый нерв Парижа, который правит модой, и его влияние в настоящую минуту сказывается везде в Париже - как в дамских платьях, так и на картинных выставках» (Максимилиан Волошин). Бакстовские мотивы видны в работах парижских домов моды Paquin, Callot Soeurs, Drecoll и Babani - это шаровары, тюрбаны, женские лифы, ориентальные подушки. Туалеты, выполненные по его эскизам, поражали яркостью красок, гармонией цветов и изысканностью отделки, драпировки, удачным подбором бисера и жемчуга.

Эскиз костюма для еврейского танца с тамбурином. 1910

Творчество Бакста оказало значительное влияние на сценографическое искусство России и Франции.

В его творчестве проявилось стремление к изысканности, стилизации. Для работ художника характерны смелая композиция, яркая красочность, чувство ритма.

Мастер сценического костюма, Бакст в своих эскизах располагал ряды ритмически повторяющихся цветовых узоров так, что они не только характеризовали сценический образ, но и подчеркивали динамику танца, движений актера.


Евгений Евгеньевич Лансере
(1875-1946)


Евгений Евгеньевич Лансере - художник разносторонний. Автор монументальных росписей и панно, украшающих станции московского метрополитена, Казанский вокзал, гостиницу «Москва», пейзажей, картин на тему из русской истории XVIII века, он вместе с тем был замечательным иллюстратором классических произведений русской литературы («Дубровский» и «Выстрел» А. С. Пушкина, «Хаджи-Мурат» Л. Н.Толстого), создателем острых политических карикатур в сатирических журналах 1905 года, театрально-декорационным художником.

Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе - Евгений Евгеньевич Лансере. 1905. Бумага, наклеенная на картон, гуашь. 43,5x62

Картина свидетельствует о самом понимании исторической живописи в искусстве начала XX века. Так, атмосфера эпохи раскрыта здесь через образы искусства, воплощенные в архитектуре и парковых ансамблях, костюмы и прически людей, через пейзаж, показ придворного быта, ритуалов. Особенно излюбленной стала тема царских шествий. Лансере изображает торжественный выход двора Елизаветы Петровны в ее загородной резиденции. Словно на сцене театра проходит перед зрителем шествие. Царственно-величаво проплывает тучная императрица, облаченная в тканные одежды удивительной красоты. Далее следуют дамы и кавалеры в пышных нарядах и пудреных париках. В их лицах, позах и жестах художник раскрывает разные характеры и типы. Мы видим то приниженно-робких, то надменных и чопорных придворных. В показе Елизаветы и ее двора нельзя не заметить иронии художника и даже некоторого гротеска. Лансере противопоставляет изображенных им людей благородной строгости беломраморной статуи и подлинному величию, воплощенному в великолепной архитектуре растреллиевского дворца и красоте регулярного парка.

Мир Искусства

«Групповой портрет членов объединения „Мир искусства“».1916-1920.
Б. М. Кустодиев.

Мир искусства (1890-1924) - художественное объединение, сформировавшееся в России в конце 1890-х годов. Под тем же названием выходил журнал, издававшийся с 1898 года членами группы.

История

Основателями «Мира искусства» стали петербургский художник А. Н. Бенуа и театральный деятель С. П. Дягилев.

Громко о себе заявило, организовав «Выставку русских и финляндских художников» в 1898 году в Музее центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица.

Классический период в жизни объединения пришёлся на 1900-1904 гг. - в это время для группы было характерно особое единство эстетических и идейных принципов. Художники устраивали выставки под эгидой журнала «Мир искусства».

После 1904 года объединение расширилось и утратило идейное единство. В 1904-1910 годах большинство членов «Мира искусства» входило в состав «Союза русских художников». На учредительном собрании 19 октября 1910 года художественное общество «Мир искусства» было возрождено (председателем избран Н. К. Рерих). После революции многие его деятели были вынуждены эмигрировать. Объединение фактически прекратило существование в 1924 году.

Характеристика

Художники «Мира искусства» считали приоритетным эстетическое начало в искусстве и стремились к модерну и символизму, противясь идеям передвижников. Искусство, по их мнению, должно выражать личность художника.

С. Дягилев в одном из номеров журнала писал:

«Произведение искусства важно не само по себе, а лишь как выражение личности творца»

- «МИР ИСКУССТВА»

Александр Николаевич Бенуа

Алекса́ндр Никола́евич Бенуа́ (21 апреля (3 мая) 1870, Санкт-Петербург - 9 февраля 1960, Париж) - русский художник, историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства». Из семьи известных архитекторов Бенуа: сын Н. Л. Бенуа, брат Л. Н. Бенуа и А. Н. Бенуа и двоюродный брат Ю. Ю. Бенуа.

Александр Бенуа (Alexandre Benois) родился 21 апреля (3 мая) 1870 года в Санкт-Петербурге, в семье российского архитектора Николая Леонтьевича Бенуа и Камиллы Альбертовны Бенуа (дочь архитектора А. К. Кавоса). Окончил престижную 2-ю Санкт-Петербургскую гимназию . Некоторое время учился в Академии художеств, также занимался изобразительным искусством самостоятельно и под руководством старшего брата Альберта.

В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века». В 1896-1898 и 1905-1907 г. работал во Франции.

Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал.

В 1916-1918 годах художником были созданы иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». В 1918 г. Бенуа возглавил Картинную галерею Эрмитажа, издал её новый каталог. Продолжал работу как книжный и театральный художник, в частности работал над оформлением спектаклей БДТ. В 1925 году принял участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже .

В 1926 году Бенуа покинул СССР, не вернувшись из зарубежной командировки. Жил в Париже, работал в основном над эскизами театральных декораций и костюмов. Александр Бенуа сыграл значительную роль в постановках балетной антрепризыС. Дягилева «Ballets Russes», как художник и автор - постановщик спектаклей. Бенуа скончался 9 февраля 1960 года в Париже.

Версальская серия (1905-1906)

Прогулка короля - Александр Николаевич Бенуа. 1906. Бумага на холсте, акварель, гуашь, бронзовая краска, серебряная краска, графитный карандаш, перо, кисть. 48x62

В области станковой живописи Бенуа продолжает работать в двух жанрах - пейзажа и исторической композиции, приобретающей в его трактовке характер своеобразной «исторической фантазии». По-прежнему увлекаясь акварелью, он, однако, с особенным упорством, к тому же впервые (и, добавим, единственный раз на протяжении своего длинного творческого пути) обращается к масляной живописи.

Его многочисленные этюды 1905 и 1906 годов, выполненные в приморском местечке Примель, написаны энергично, свободным мазком, просты и реалистичны по всему своему духу..

Реальный пейзаж Версальского парка становится здесь основой, в которую воображение художника «инкрустирует» острые, нервные силуэты: король, придворные, слуги. В этих своеобразных «этюдах-картинах» маленькие фигурки иронически дополняют, оживляют пейзаж, делают яснее и нагляднее его ведущую тему. В иных случаях кукольные персонажи композиций Бенуа вырастают, оборачиваются к зрителю и, подавляя собою пейзаж, начинают играть в картине доминирующую роль («Король»). Мастер пытается увидеть в величавом образе старого Версаля идиллический памятник процветания искусств. Все люди смертны. Вечно только одно искусство. Об этом - картины «Фантазия на версальскую тему» и «Прогулка короля».

В «Версальской серии» жизнь понята как праздная и бессмысленная игра, рядом с которой царит искусство. Всесильное, всепроникающее и могучее. Но и оно ущербно: во времена Людовиков искусство, «несмотря на всю свою силу и красоту, носило оттенок дутости и напыщенности - оно было фальшивым». Недаром жизнь здесь походит на спектакль («Китайский павильон», «Купальня маркизы»).

Границы театра и действительности стираются. Художник взирает на своих героев оценивающим, слегка ироничным взглядом режиссера, ставящего очередной эпизод большого спектакля, где старый парк предстает как сцена, на которой разыгрывался некогда один из актов «великой человеческой комедии».

Русская серия (1907-1910)

Акварели и гуаши на историческую тему, как всегда у Бенуа, объединены в серию, но посвящены исключительно отечественной истории; в них сильнее, нежели прежде, «звучит чувство родины». Выполнены они на протяжении 1907-1910 годов по заказу книгоиздателя И. П. Кнебеля, выпускавшего интереснейшее издание «Русская история в картинках» с участием Серова, С. Иванова, Лансере, Кустодиева, Добужинского, Кардовского, Рериха. Это определило своеобразие жанра: речь идет о строго документированных картинах-иллюстрациях, «картинах для печати».

Кнебель заказал Бенуа картины о XVIII столетии - «от Петра до Павла».

В «Русской серии» Бенуа три композиции посвящены Петру и его эпохе («В немецкой слободе», «Петербургская улица при Петре I» и «Петр I в Летнем саду»), четыре других повествуют о конце XVIII века («Утро помещика», «Суворовский лагерь», «Выход Екатерины II в Царскосельском дворце» и «Парад при Павле I»). Жанровые эпизоды, изображенные здесь, трактованы с точки зрения очевидца, а живое и острое ощущение исторической достоверности возникает на основе тщательной реконструктивной работы художника - из изучения гравюрного материала, костюмов, архитектуры, элементов быта. Автор выступает сторонником повествовательного принципа композиции

Парад в царствование Павла I - Александр Николаевич Бенуа. 1907. Гуашь, бумага. 59,6х82

В первые десятилетия ХХ века сделаны рисунки Александра Николаевича Бенуа (1870 – 1960) к "Медному всаднику" – лучшее, что создано за всю историю иллюстрирования Пушкина.
Бенуа начал работать над "Медным всадником" в 1903 году. В течение последующих 20 лет им создан цикл рисунков, заставок и концовок, а также огромное количество вариантов и набросков. Первая редакция этих иллюстраций, которые готовились для карманного издания, была создана в 1903 году в Риме и Санкт-Петербурге. Напечатал их в другом формате Дягилев в первом номере журнала «Мир искусства» за 1904 г. Первый цикл иллюстраций состоял из 32 рисунков, выполненных тушью и акварелью.
В 1905 году А.Н.Бенуа, находясь в Версале, заново переработал шесть своих прежних иллюстраций и выполнил фронтиспис к «Медному всаднику». В новых рисунках к «Медному всаднику» тема преследования Всадником маленького человека становится главной: черный всадник над беглецом – не столько шедевр Фальконе, сколько олицетворение жестокой силы, власти. И Петербург не тот, покоряющий художественным совершенством и размахом строительной мысли, а угрюмый город – скопление мрачных домов, торговых рядов, заборов. Тревога и беспокойство, охватившие художника в этот период, превращаются здесь в настоящий крик о судьбе человека в России.
В 1916, 1921–1922 годах цикл был в третий раз переработан и дополнен новыми рисунками.

В рисунках А.Н.Бенуа образы «Петербургской повести» А.С.Пушкина как бы окрашены размышлениями и переживаниями человека начала XX столетия.
Поэтому именно «современность» иллюстраций Бенуа бросалась в глаза ценителям искусства в начале ХХ века, она представлялась им не менее существенной, чем свойственное художнику чувство стиля, понимание пушкинской эпохи и умение искусно театрализовать действие, разработав ряд «мастерски срежиссированных мизансцен». Художник и искусствовед Игорь Эммануилович Грабарь в то время писал Бенуа об этих его иллюстрациях: "Они так хороши, что я от новизны впечатлений все еще и теперь не могу прийти в себя. Чертовски передана эпоха и Пушкин, при этом совсем нет запаха гравюрного материала, никакой патины. Они страшно современны – и это важно..."




Top