Илья репин краткая биография художника. Картины репина с названиями, история создания, сюжет

Илья Ефимович Репин (1844-1930).

Женские портреты. Часть 1.

Валентин Александрович Серов: Портрет художника И. Е. Репина. 1892

Илья Ефимович Репин является одним из самых ярких представителей русской живописи XIX-XX веков. Как утверждал сам художник, искусство было с ним всегда и везде и никогда его не покидало.

Биография :
И. Е. Репин родился в г. Чугуеве, расположенном на территории Харьковской губернии, в 1844 году. И никому тогда в голову не могло даже прийти, что этот обычный мальчишка из бедной семьи станет великим русским художником. Мать первая заметила его способности в то время, когда он помогал ей, готовясь к Пасхе, расписывать яйца. Как ни радовалась мать такому таланту, на его развитие денег у нее не было.

Илья стал посещать уроки местной школы, где учились топографии, после закрытия которой поступил к иконописцу Н. Бунакову, в его мастерскую. Получив в мастерской необходимые навыки в рисовании, пятнадцатилетний Репин стал частым участником росписи многочисленных церквей в селах. Так продолжалось четыре года, после чего с накопленными ста рублями будущий художник отправился в Петербург, где собрался поступить в Академию художеств.

Провалив вступительные экзамены, он стал слушателем подготовительной художественной школы при Обществе поощрения художеств. Среди первых его преподавателей в школе был И. Н. Крамской, который еще долго был верным наставником Репина. На следующий год Илью Ефимовича приняли в Академию, где он стал писать работы академические, а заодно и несколько произведений написал по собственному желанию.

Автопортрет. 1887

Академию повзрослевший Репин закончил в 1871 году уже состоявшимся во всех отношениях художником. Дипломной его работой, за которую он получил Золотую медаль, стала картина, названная художником «Воскрешением дочери Иаира».

Эта работа была признана самой лучшей за все время, что существовала Академия искусств. Еще будучи юношей, Репин начал уделять внимание портретам, написал в 1869 году портрет молодой В. А. Шевцовой, которая спустя три года стала его женой.


Но широко известным великий художник стал в 1871 году, после написания группового портрета «Славянские композиторы».

Среди 22 изображенных на картине фигур изображены композиторы России, Польши и Чехии. В 1873 году во время путешествия в Париж художник познакомился с французским искусством импрессионизма, от которого не пришел в восторг. Через три года, вернувшись вновь в Россию, он сразу же отправляется в родной Чугуев, а осенью 1887 года уже становится жителем Москвы.

В это время он познакомился с семьей Мамонтовых, проводя время, общаясь с другими молодыми дарованиями в их мастерской. Тогда и началась работа над известной картиной «Запорожцы», завершившаяся в 1891 году. Работ, которые на сегодняшний день достаточно известны, было написано еще немало, среди них и многочисленные портреты выдающихся личностей: химика Менделеева, М. И. Глинки, дочери своего знакомого Третьякова А. П. Боткиной и многих других. Имеется множество работ и с изображением Л. Н. Толстого.

1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Он развелся со своей супругой, обвиняя в бюрократизме, покинул ряды Товарищества, занимавшегося организацией передвижных выставок художников, к тому же значительно ухудшилось здоровье художника.

С 1894 года по 1907 занимает должность руководителя мастерской в художественной Академии, а в 1901 году получает большой заказ от правительства. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет, он представляет готовое полотно «Государственный совет».

Эта работа, имеющая общую площадь 35 квадратных метра, стала последней из больших произведений.


Автопортрет с Натальей Борисовной Нордман. 1903

Женился Репин второй раз в 1899 году, выбрав спутницей Н. Б. Нордман-Северову, с которой они переехали в местечко Куоккала и прожили там три десятка лет. В 1918 году из-за войны с белофиннами он потерял возможность посещать Россию, но в 1926 году получает правительственное приглашение, от которого отказался по состоянию здоровья. В сентябре 1930 года, 29 числа, художника Ильи Ефимовича Репина не стало.

Представляю женские портреты художника, которые являются важной частью наследия большого мастера.

Портрет Яницкой. 1865

Портрет матери художника Т. С. Репиной. 1867

Портрет В. А. Шевцовой, впоследствии жены художника. 1869

Портрет Е. Г. Мамонтовой. 1874-1879

В. А. Репина. 1876

Портрет В. А. Репиной, жены художника. 1876

Портрет М. П. Шевцовой, жены А. А. Шевцова. 1876

Портрет жительницы Чугуева С. Л. Любицкой. 1877

Портрет Веры Репиной (1878)

Портрет С. А. Репиной, урожденной Шевцовой

Портрет общественной деятельницы П. С. Стасовой, жены Д. В. Стасова. 1879

Женский портрет (Е. Д. Боткина). 1881

Актриса П. А. Стрепетова. 1882

Портрет Т. А. Мамонтовой (Рачинской). 1882

Монахиня. 1887

Портрет пианистки М. К. Бенуа. 1887

Портрет пианистки С. И. Ментер. 1887

Портрет баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт. 1889

Портрет С. М. Драгомировой. 1889

Портрет Е. Н. Званцевой. 1889

Портрет О. С. Александровой- Гейнс. 1890

Портрет скульптора Е. П. Тархановой- Антокольской. 1893

Портрет княгини М. К. Тенишевой. 1896

Портрет Н. И. Репиной. 1896

Блондинка (Портрет Ольги Тевяшевой). 1898

Портрет Репиной, дочери художника. 1898

На солнце. Портрет Н. И. Репиной. 1900

Портрет Александры Павловны Боткиной. 1901

Портрет писательницы Н. Б. Нордман-Северовой. 1905

Портрет М. К. Олив. 1906

Портрет графини С. В. Паниной. 1909

Портрет Надежды Борисовны Нордман- Северовой. 1909

Портрет Марии Борисовны Чуковской. 1909

Портрет артистки Беллы Горской. 1910

Портрет К. Б. Болеславовой. 1913

Портрет М. О. Левенфельд. 1913

Портрет писательницы Т. Л. Щепкиной-Куперник. 1914

Портрет Марии Клопушиной. 1925


Имя: Илья Репин (Ilia Repin)

Возраст: 86 лет

Место рождения: Чугуев, Харьковская, Россия

Место смерти: пос. Куоккала, Россия

Деятельность: художник - живописец

Семейное положение: был женат

Илья Репин - биография

Есть картины, которые известны всем, но никто не может вспомнить фамилию художника. А с творчеством Ильи Репина такого не происходит. Полотна с бурлаками и с запорожцами, Иван Грозный, посягнувший на жизнь собственного сына, знакомы с детства, помещены во многие учебники и пособия. И создатель их со звучной русской фамилией легко запоминается.

Детские годы мастера

Илья Ефимович Репин обладает уникальной биографией. Городок близ Харькова Чугуев нельзя назвать большим. В нём и родился будущий знаменитый художник. Отец – военный поселенец. Мальчиком тринадцати лет Илья понял, что страстно полюбил живопись и охотно ею занимался. А началось всё с того, что в семилетнем возрасте он получил впервые краски, рисование его сильно увлекло, он исступлённо занимался только этим, сильно ослабел, переутомился и заболел. Всё, конечно, завершилось для его здоровья благополучно, а страсть к рисованию осталась.

С этого момента начался отсчёт страниц биографии художника Репина. Первые шаги в настоящем искусстве он осваивал с помощью Ивана Михайловича Бунакова, который слыл иконописцем и портретистом. Он помог Илье Ефимовичу найти свой собственный стиль и следовать ему всю жизнь. Всем в округе нравятся картины Ильи, он принимает решение уехать в Петербург, продолжить обучение. До этого решающего момента была биография начинающего художника, теперь настало время настоящего живописца.

Илья Репин - годы учёбы

Учёба продолжилась в так называемой Рисовальной школе. Там он нашёл своего второго наставника и учителя – Ивана Крамского. Репин всё же поступает в Академию художеств, где его уважают за талант. Через шесть лет Илье Ефимовичу удалось получить своё первое признание – Малую золотую медаль. Картина называлась «Иов и его друзья».


Художнику приходится искать вдохновение на натуре, и он предпринимает поездку на пароходе по Волге. Делает зарисовки и эскизы, воплощая их в картине «Бурлаки на Волге», которая создавалась мастером в течение трёх лет. Критики не нашли ни одного худого слова по поводу этого полотна: чёткость деталей, искренность и правдивость изображённого были тщательно выверены. Репин получает вторую золотую медаль за своё творчество.

Учился Илья Ефимович всегда с огромным упорством, жадно ловя своим пытливым умом всё, что ему говорили учителя. Ему удалось получить все медали, которые давали право стажироваться шесть лет за границей совершенно бесплатно.

Приходит настоящее мастерство

Репин решает продолжить своё образование, он уезжает в Италию и Францию. Работа художника «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» десять лет не была представлена зрителю. Доработка, уточнение деталей изображаемого занимали много времени, но шедевр всей работы поразил. Масштабность, глубокий смысл полотна был оправдан длительным сроком его написания. Илье Ефимовичу удаётся передавать своё мастерство молодому талантливому поколению, он занимался педагогической деятельностью, руководил мастерской, был назначен ректором Академии художеств.

На этом посту Репин находился больше десяти лет. Он воспитал многих известных художников. Многие из них теперь известны всему миру, репродукции с их полотен используются в школьных учебниках для проведения уроков развития речи. Их картины описывают ученики всех возрастов. Это и Игорь Грабарь, Филипп Малявин.

Особенность творчества Репина

Репин не любил рисовать отдалённо, он не боялся деталей, он ни взирал на то, кто перед ним. Любая натура для него была живой и органичной. Мастер искусства живописи писал портреты, увлекался созданием исторических сцен, интересовался и рисовал жизнь без прикрас. Великий живописец был знаком с такими же творцами, которые создавали реалистические произведения в области литературы и музыки, среди его друзей были Лев Толстой, Фёдор Шаляпин. помогал художнику в создании автобиографии, часто бывал у него в гостях.

Илья Репин - биография личной жизни

В биографии мастера и творца должна присутствовать его муза, вдохновляющая на создание гениальных полотен. Художник был женат дважды. Репин очень долго ждал, когда подрастёт предмет его обожания, с Верой они были очень дружны в детстве, он писал её портреты, когда девушке уже исполнилось 16 лет. Илья заканчивал учёбу в Академии, когда молодые люди решили пожениться. Брак продлился пятнадцать лет, родилось четверо детей. Но оставшуюся жизнь Репин не захотел прожить с необразованной женщиной, так сформулировав причину развода: низкий культурный уровень.


Но, справедливости ради, следует отметить, что художник уже был знаменит, и поклонниц было достаточно у молодого человека, чему он был рад. Не стеснялся заводить новые знакомства, переходящие в романы. Всё это повлияло на то, что супруги подали на развод.

Второй брак был тоже не во всём счастливым по меркам семейной жизни. У Натальи Нордман-Северовой были свои взгляды на реальность, её увлекала общественная работа, она много писала. Так как особой женской красотой она не отличалась, она пыталась восполнить этот недостаток своими нестандартными взглядами на окружающую действительность.

Фото 1900-x годов.
Фотоателье
"Rentz & Schrader"

Илья Ефимович Репин (24 августа 1844 года – 29 сентября 1930 года) художник-живописец.
Отец – Ефим Васильевич Репин (1804-1894) из семьи военных-поселенцев, занимался торговлей, принимал участие в трех военных компаниях, имел награды.
Мать - Татьяна Степановна Бочарова (1811-1880) занималась семьей, организовала небольшую школу, в которой занималась обучением детей и взрослых, шила шубы на продажу.
Первая жена – Вера Алексеевна Шевцова(1856 - 1919). Обвенчались в 1872 году. Было четверо детей: Вера (1872- 1948), Надежда (1874-1931), Юрий (1877-1954) и Татьяна(1880-1957). Развелись в 1887 году.
Вторая жена - Наталья Борисовна Нордман (1863-1914) . Сошлись с Ильей Ефимовичем в 1900 году и были вместе до ее смерти от туберкулеза.
Илья Ефимович Репин родился 24 августа (5 августа по старому стилю) в 1844 году в пригороде Чугуева в слободе Осиновке Харьковской губернии Российской империи (сейчас город Чугуев в Харьковской области Украины). В одиннадцать лет (1855 год) родители отдали его на учебу в корпус топограф в Чугуеве, а через два года в иконописную мастерскую к художнику Ивану Михайловичу Бунакову. В это время у него появляется желание поступить в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. К пятнадцати годам становится самостоятельным мастером, к нему приезжали заказчики со всей округи. В августе 1861 получает приглашение работать от иконописной артели, переезжающей из города в город, соглашается, и уезжает из дома.
Собрав денег для поездки в Санкт-Петербург, Илья Ефимович в 1863 году отправляется через Харьков в Санкт-Петербург, для осуществления свой давней мечты о поступлении в Академию художеств. Первое поступление было не удачным, и Репин устраивается на учебу в вечернюю рисовальную школу, где вскоре был признан лучшим учеником. Повторное поступление в Академию увенчалось успехом. К 1871 году Репин оканчивает Академию, уже имея известность, несколько наград и звание художника первой степени.
Окончание Академии дает Илье Ефимовичу право на шестилетнюю зарубежную поездку в качестве пенсионера Академии. Пенсионер или пансионер – ученик получающий содержание (пансион) от Академии для совершенствования. В пенсионеры попадали лучшие из лучших учеников, окончившие Академию с Большой золотой медалью. 29 ноября 1871 года в Санкт-Петербурге открылась передвижная выставка, на которой была представлена работа Репина «Воскрешение дочери Иаира». Это было большим событием в жизни художников. За эту же картину он получил Большую золотую медаль.
В апреле 1873 года, Репин с семьей отправляется за границу. Он посетил Вену, Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, В октябре 1876 году возвращается в Чугуев. Проработав тут почти год, в сентябре 1877 года перебирается в Москву. В 1882 году, после долгих уговоров друзей, переезжает в Санкт-Петербург.
В 1884 году получает первый государственный заказ на картину и пишет «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве»
В 1894 году, уже имея широкую известность и звание профессора живописи, Репин начинает преподавать в живописной мастерской при Академии художеств. Педагогическая деятельность его продолжается до 1907 года.
В 1900 году Репин сходится с Натальей Нордман и переезжает жить с ней в поместье «Пенаты», расположенное в Куоккале в 44 километрах от Санкт-Петербурга (сейчас поселок Репино, в составе Курортного района Санкт-Петербурга). Здесь он начал писать мемуары. Сборник очерков «Далекое близкое» был подготовлен к печати в 1915 году, но вышел в свет в 1937.
В 1918 года Куоккала стала финской территорией и общение с прежними друзья осталось только по переписке. Предпринимались попытки уговорить Репина переехать в СССР, но он так и остался в Куоккале до самой смерти.
Умер Илья Ефимович Репин в возрасте восьмидесяти шести лет 29 сентября 1930 года в Куоккале и похоронен в «Пенатах» в выбранном им самим месте парка.
Автор таких знаменитых картин:«Бурлаки на Волге», «Письмо запорожцев турецкому султану», «Иван Грозный и его сын Иван».

И.Е. Репин принадлежит к числу выдающихся русских художников второй половины 19-го века. Его творчество олицетворяет собой высшие достижения живописи
передвижников, стремившихся сделать искусство понятным и близким народу, актуальным, отражающим основные закономерности жизни. Репин не признавал "Искусства для искусства". " Я не могу заниматься непосредственным творчеством, - писал он, - делать из своих картин ковры, ласкающие глаз...приноравливаясь к новым веяниям времени. Всеми своими ничтожными силенками я стремлюсь олицетворить мои идеи в правде; окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст."

Репин был величайшим реалистом. Его искусство, основанное на глубоко реалистической основе, отвечает на большие общечеловеческие вопросы, являющиеся зеркалом своего времени.

Родился Репин в 1844 году в г.Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Репин в детстве очень увлекался вырезыванием из бумаги лошадок, которых приклеивал к оконному стеклу, вызывая простодушные восторги зрителей. Однажды на праздник к Репиным пришел двоюродный брат Ильи, Тронька и принес с собой краски. Восторгу маленького Ильи не было конца, когда он увидел, как на его глазах серый безликий рисунок превращался в сочный, алый арбуз с черными семечками. Тронька подарил краски Илье, и с тех пор он не расставался с ними, рисовал постоянно, даже во время болезни.

Начальное обучение рисованию Репин получил в школе военных топографов. Но мечта о высоком искусстве влекла его в Академию художеств. Когда ему исполнилось 19 лет, Репин смог поехать в Петербург. Здесь он сначала поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художников, а в 1864 году был принят в Академию.

Первые годы учения были для Репина очень трудными. Он испытывал крайнюю нужду и впоследствии так вспоминал об этом времени: "Чтобы погибнуть от голода, я бросался на всякую работу - красил на домах железные крыши, красил экипажи и даже железные ведра." Родители не могли помочь, так как сами очень нуждались.

Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Овладевая в Академии основами художественного мастерства, Репин развивался как художник и гражданин прежде всего под влиянием таких исключительных людей в искусстве, как Стасов и Крамской. Крамской внимательно следил за успехами молодого художника, беседовал с ним об искусстве, о жизни, советовал больше писать с натуры. Под влиянием Крамского, наряду с выполнением обязательных академических заданий на мифологические и исторические темы, Репин много писал и на сюжеты из окружающей жизни. Много учился на написании портретов близких и друзей. Но уже тогда, еще будучи в Академии, он задумал и написал грандиозное полотно "Бурлаки на Волге", которое сразу поставило молодого художника в один ряд с прославленными русскими мастерами.

Полотно "Бурлаки на Волге" на академической выставке 1873 года стало событием общественной жизни. Художник, казалось, в простой жанровой картине сумел воплотить большие идеи своей эпохи, создав монументальное произведение.

В 1871 году Репин закончил Академию художеств с Большой Золотой медалью, полученной за программное произведение на заданную тему "Воскрешение дочери Иаира". Также он получил право на пенсионерскую поездку за границу для повышения своего мастерства. За границей он пробыл 3 года, и раньше положенного срока вернулся на родину, в Чугуев. Здесь Репин много и плодотворно работает.

Еще во время работы над образами к картине "Бурлаки на Волге" художник много размышляет о несправедливом устроении жизни, о нищете и бесправии трудового люда. Стал прислушиваться к революционным идеям, которые в то время активно витали в обществе. Под влиянием этих идей Репин создает много произведений на эту тему.

Репин прожил долгую жизнь. И каждая минута ее была отдана творчеству. Он писал портреты, картины на исторические, бытовые сюжеты. К старости он так перетрудил руку, что она начала сохнуть. Тогда Репин научился держать кисть в левой руке - жить и не писать он не мог.

Весьма значительна и его деятельность как педагога. Репин преподавал в Академии художеств. Также он написал талантливую книгу воспоминаний "Далекое близкое".

С 1900 года Репин поселяется на даче "Пенаты" в Куоккала и постепенно отходит от художественной жизни. После революции местечко Куоккала остается за границей, в Финляндии. Первое время его еще навещают русские художники, но с годами эта связь ослабевает.

Репин болезненно переживает оторванность от жизни, продолжает живо интересоваться событиями в России. Он очень хотел вернуться, но дочь Вера была категорически против, к тому же помешала болезнь. 29 сентября 1930 года его не стало.

Творческое наследие Репина очень велико. Популярность художника в мире с годами не ослабевает, так как оно всегда близко и понятно людям.

Идея картины зародилась у Репина, когда он во время прогулки по Неве увидел ватагу бурлаков, тянущих баржу. А летом 1870 года он вместе с другими художниками отправился на Волгу, где оказался в самой гуще народной жизни. Он наблюдал бурлаков, их тяжкий труд, знакомился с ними и представлял себе свою будущую картину. До конца своих дней он не мог забыть многих бурлаков, и прежде всего попа-расстригу Канина, которого он поставил во главе бурлацкой ватаги.

Берег Волги. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка...По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. В первом ряду бурлаки-коренники: мудрец и философ, по словам Репина, Канин и в паре с ним такой же могучий богатырь, весь заросший волосами. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Следом за ним, меланхолично покуривая трубку и не утруждая себя чрезмерными усилиями, спокойно шагает длинный, как жердь, бурлак в шляпе. А вот Ларька в розовой драной рубахе - нетерпеливый, озорной мальчишка, который чуть не потонул, когда с братом Репина попал под колесо парохода. Он только начинает свою бурлацкую жизнь, но сколько в нем огня, задора, как сердито смотрят его глаза, как высоко поднял он голову, - такой ничего не боится, хоть и самый молодой из всех! А за Ларькой - старик, коренастый, сильный, прислонился к плечу соседа и торопится на ходу набить свою трубку; а дальше отставной солдат в сапогах, потом огромный бородатый бурлак оглянулся на баржу... И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке.

Одиннадцать человек...Опаленные солнцем лица, коричнево-красные, горячие тона одежды, песок отмели, отблески солнечных лучей на реке...И так хорошо развернута картина вширь, что зритель видит каждого бурлака в отдельности, с особыми чертами его характера и как бы читает повесть его жизни и вместе с тем жизни всей бурлацкой ватаги.

Это монументальное произведение произвело большое впечатление на зрителей, когда оно экспонировалось на академической выставке в 1873 году и стало событием общественной жизни.

Это выпускная академическая работа на заданную тему. Продвигалась очень трудно, а после "Бурлаков" и совсем застопорилась. Не лежала душа к мифологической теме и все тут! Он даже хотел бросить Академию, чтобы не писать эту картину. Однако, товарищи отговорили. А Крамской посоветовал:"Ищите свое толкование сюжета..."

И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской? И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому! Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. И вот Репин безжалостно стер все, что было на холсте за четыре месяца, и начал все сначала. Работал весь день, не замечая времени. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства - смерть сестры. К вечеру картина, по словам Репина, была так впечатлительна, что у него проходила какая-то дрожь по спине. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Музыка переносила его в мастерскую, к картине.

Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Он просто "писал" человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. В эту минуту в комнату вошел Христос. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Казалось, она спит. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. У изголовья горят светильники, желтоватое их мерцание освещает и девочку и Христа, который уже дотронулся до ее руки. Сейчас произойдет чудо - оно не может не произойти: так напряженно, с такой мукой ожидания смотрят родители девочки на Христа.

Картина была встречена публикой восторженно, поклонники толпились у этой картины на первой передвижной выставке. Репин получил за нее Большую золотую медаль по окончании Академии.

Вернувшись из-за границы в родной Чугуев, Репин старался непосредственно общаться с простыми людьми, с крестьянами, чтобы почерпнуть новые образы и темы для своего творчества. "Мужичок из робких" - из их числа. Вероятно, художника заинтересовал этот крестьянин своим пытливым взглядом умных, мудрых глаз?

Один из замечательных портретов чугуевского периода - портрет чугуевского протодиакона Ивана Уланова - пьяницы и обжоры. С этм портретом Репин становится членом Товарищества передвижных художественных выставок.

Репин вложил в портрете свое представление о некоторых духовных наставниках, в которых ничего духовного уже не осталось. Вероятно, поэтому образ протодиакона получился таким убедительным. Все в нем - мясистое, обрюзгшее лицо с властным тяжелым взглядом маленьких, заплывших жиром,глаз, крутой изгиб широких бровей, большой, потерявший форму, нос, нависающий над чувственным ртом, тучная фигура с бездонным чревом, на котором покоится короткопалая крепкая рука, - обличает грубую, примитивную, но сильную и непреклонную натуру, далекую от христианских идеалов, от постов и смирения, преисполненную всех греховных помыслов и страстей земных.

Репин изобразил в картине несение чудотворной иконы к тому месту, где, по преданию, в свое время якобы свершилось ее чудесное явление к верующим.

В жаркий полдень по широкой пыльной дороге торжественно и чинно вслед за иконой движется многолюдная процессия. Репин талантливо изобразил томящий зной, иссушивший все вокруг, ослепительный блеск солнечных лучей и сверкающую на солнце золотую ризу дьякона, колыхание людского моря в мареве пыльного накаленного воздуха. Изображая толпу, Репин создал целую галерею ярких образов представителей разных социальных сословий и классов пореформенной России. Продолжая обличительные традиции Федотова, Перова, Репин изображает "хозяев жизни" высокомерными, чванливыми, хитрыми, циничными, далекими от "чудотворной" иконы. Им противопоставлены образы простых обездоленных, больных людей, показанные художником с большой теплотой и симпатией - искренние, честные, с чистой душой и светлыми помыслами. Они ждут от иконы исцеления от тяжелого недуга, от беспросветной материальной нужды, свершения надежд и чаяний.

Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Арестованного пропагандиста окружили у столба в избе, где он оказался лицом к лицу со своими врагами. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Рядом - сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Левее на скамье сидит, по словам Репина, "местный кабатчик или фабричный и смотрит в упор на арестанта. Не доносчик ли?" Может быть доносчиком и тот человек, который стоит у окна и, заложив руки за спину, смотрит на пропагандиста, - это, вероятно, хозяин избы. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Угодливо склонился над приставом сыщик, за ним другой - с торжеством протягивает руку со связкой книг. В дверях девушка; она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика...

А пропагандист?..Ему не вырваться из рук царских прихлебателей. Он готов был к тому, что рано или поздно настанет день, и будет он арестован, брошен в тюрьму. И все-таки как трудно с этим примириться! Он знает, что не одинок, что на его место придут другие. Сколько силы, решимости в его лице, с какой ненавистью смотрит он на врагов!

Если рассматривать картину с современных позиций, то возможно совершенно другое восприятие картины, так как итоги революции далеко не так радужны, как представлялось в свое время Репину и его единомышленникам. Но тогда было другое время и мы оцениваем картину опираясь именно на него.

Художник изобразил в произведении неожиданное возвращение в семью ссыльного революционера.

Комната небогатой интеллигентной семьи. Все заняты. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. И вдруг открывается дверь, и в комнату входит человек. На нем темный крестьянский армяк, в руках шапка, лицо бесконечно усталое и в то же время радостное и тревожное - как-то его примут? Он идет прямо к матери. Мы не видим ее лица, не видим, какими глазами смотрит она на сына, но вся ее фигура в черном платье, рука, слегка опирающаяся на кресло, говорит о том, что она узнала сына, что она в душе всегда ждала его. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Узнал его и мальчик, весь потянулся к нему, а маленькая девочка смотрит испуганно, исподлобья - она не помнит отца. В дверях все еще стоит горничная, впустившая человека - ссыльного, о котором помнили, но которого "не ждали" в семье...За окном летний день. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу...Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная.

Картина не нуждалась в пояснениях - все в ней понятно, жизненно, правдиво. Публика принимала горячо, восторженно, с пониманием.

Первое полотно Репина на историческую тему. Софья была человеком сильным, с неукротимым характером. В ней сочетались властолюбие, государственный ум, образованность и культура, и вместе с тем, "мужицкая", необузданная грубость и жестокость.

Репин изобразил Софью в Новодевичьем монастыре, в келье, куда она была заточена в 1697 году за организацию заговора и участие в стрелецком бунте против Петра I.

Царевна стоит у окна, откинувшись назад, с распущенными волосами, скрестив руки на груди, побежденная, но непокоренная. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Она из последних сил сдерживает бессильный гнев и ярость, переполнившие ее, написанные на ее грубоватом, некрасивом лице. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы...Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница - прислужница. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца.

Слабый, сумрачный свет, льющийся из зарешеченного окна, усиливает тягостное настроение картины.

Однажды Репин был на концерте, где исполнялась "Месть" Римского-Корсакова. "Она произвела на меня неотразимое впечатление,- говорил Репин. - Эти звуки завладели мною, и я подумал, нельзя ли воплотить в живописи то настроение, которое создалосьу меня под влиянием этой музыки. Я вспомнил о царе Иване..." И Репин принялся за работу над картиной.

Начались подготовительные работы. Надо было искать натуру. Грозный был написан с чернорабочего, похожего на царя Ивана. А для царевича позировал писатель Всеволод Михайлович Гаршин. "В лице Гаршина меня поразила обреченность, у него было лицо обреченного погибнуть. Это было то, что мне было нужно для моего царевича." -писал Репин. Следует сказать, что через 3 года после написания картины Гаршин погиб, выбросившись с пятого этажа психиатрической больницы, куда он попал по причине болезни.

Чтобы картина была более живой, художник изучал все особенности той эпохи, костюмов, обстановки. Он сам кроил костюмы для Грозного и для царевича. Завитками расписывал высокие сапоги с загнутыми носками. "Я работал как завороженный,"- писал Репин. Не хотелось отдыхать, отвлекаться от картины.

И вот картина окончена. В один из четвергов - вечером собрались друзья, знакомые, художники. Репин отдернул занавеску...

Сумеречный полумрак царских палат, мрачные стены в темно-малиновых и темно-зеленых шашках, пол, покрытый красными узорными коврами, опрокинутое кресло. брошенный жезл и в центре две освещенные фигуры: отец и сын.

Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. На смену безудержному, слепому гневу, в припадке которого царевичу был нанесен смертельный удар жезлом, пришло сознание непоправимости содеянного, безумный, почти животный страх и раскаяние. Жалко и одновременно страшно в своей потерянности и отчаянии старческое лицо царя с застывшими, обострившимися чертами. По сравнению с ним лицо умирающего царевича выглядит гораздо более умиротворенным, человечным, живым. Таким оно становится благодаря переполняющим царевича чувствам - жалости к отцу и прощения. Они очищают его душу, возвышают ее над мелкими, недостойными человека страстями, послужившими причиной его гибели. Убийство свершилось. И вот уже перед нами не царь, а отец. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь...

Как-то летом 1878 года в Абрамцеве среди друзей зашел разговор о запорожской старине. Историк Н.И.Костомаров прочел письмо, написанное в 17-м веке запорожскими казаками турецкому султану в ответ на его дерзкое предложение перейти в турецкое подданство. Письмо было с таким озорством, так издевательски написано, что все буквально покатывались со смеху. Репин загорелся и задумал написать на эту тему картину.

Репин побывал в местах, где когда-то была Запорожская Сечь. Он знакомился с обычаями местных казаков, осматривал старинные укрепления, знакомился с костюмами казаков, предметами быта. Сделал много зарисовок и этюдов. И вот наконец картина закончена.

Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Пишет писарь, человек умный и на Сечи уважаемый, а сочиняют все - каждому хочется сказать свое слово. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска - Иван Серко. Он заклятый враг турецкого султана, не раз доходил до самого Царьграда и "такого пускал туда дыму, что султану чихалось, точно он понюхал табаку с тертым стеклом". Это он, вероятно, под общий хохот сказал крепкое словечко, подбоченился, закурил трубку, а в глазах смех и задор человека, готового к действию. Рядом, схватившись за живот руками, хохочет могучий седоусый запорожец в красном жупане - совсем Тарас Бульба. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Напротив на опрокинутой бочке широкоплечий казак - виден только затылок, а кажется, слышен его громовой хохот. Полуголый казак смакует крепкое атаманово словцо, а другой, черноусый, в шапке с красным верхом, от восторга грохнул его кулаком по спине. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде - не Андрий ли это, Тарасов сын?.. А вот "дидок" широко открыл рот, сморщился от смеха; молодой бурсак протиснулся сквозь толпу, ухмыляется, заглядывает в письмо; за ним богатырь в черной бурке с повязкой на голове...

И вся эта толпа, все это сборище запорожских "лыцарей", живет, шумит, хохочет, но по первому зову своего атамана готова бросить все, идти на врага и душу свою положить за Сечь, потому что для каждого из них ничего нет дороже отчизны и ничего святее товарищества.

В безудержном смехе запорожцев над жестоким врагом перед боем Репин показывает героический дух, независимость, удаль и боевой задор.

Л.Н.Толстого Репин писал несколько раз. Но самым удачным из всех получился портрет, написанный в 1887 году, в Ясной Поляне, всего за три дня. Этот портрет принадлежит к лучшим портретам Толстого и пользуется большой популярностью.

Писатель изображен сидящим в кресле, с книгой в руке. Кажется, что он лишь на минуту оторвался от своего занятия и вот-вот снова погрузится в чтение. Художник запечатлел Толстого с простотой и естественностью, без малейшего позирования. Поза писателя очень непринужденна.

Строгие, проницательные глаза, лохматые, сердито насупленные брови, высокий лоб с резко прочерченной складкой - все обличает в Толстом глубокого мыслителя и наблюдателя жизни с его искренним протестом против всякой лжи и фальши. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Рассеянный свет, падающий на лицо, выявляет бугристую выпуклость этого большого лба, подчеркивает затененность глубоко посаженных глаз, которые от этого становятся суровее, строже. Раскрывая характер писателя, подчеркивая его значимость в обществе, тем не менее, Репин не идеализирует Толстого, не пытается окружить его ореолом исключительности. Весь облик Толстого, манера держаться подчеркнуто просты, обыкновенны, будничны, и в то же время глубоко содержательны, индивидуальны. Чисто русское лицо, скорее мужика, чем барина-аристократа, некрасивое, с неправильными чертами, но очень значительное, умное; подтянутая пропорционалная фигура, в которой проглядывает своеобразное изящество и свободная естественность хорошо воспитанного человека, - такова характеристика внешности Толстого, которая делает его непохожим ни на кого другого.

Портрет написан в очень сдержанной, строгой серебристо-черной гамме: черная, ниспадающая мягкими складками блуза, черное полированное кресло с серебристо-белым бликом света на нем, белые, чуть шероховатые по фактуре листы раскрытой книги. И только лицо и частично руки вырываются из этого общего тона.

Глядя на лицо Толстого, на его тяжелые, натруженные руки, невольно представляешь его себе не только за письменным столом, с книгой в руках, но и в поле, за сохой, в тяжелом труде.

Репин много раз писал портреты Толстого. В 1891 году он изобразил писателя лежащим с книгой под деревом, в Ясной Поляне.

Толстой лежит в уютном месте, под деревьями в тени, на своем синем халате, укрывшись белым. Солнечные зайчики, испестрившие белое одеяние писателя, прыгающие повсюду - по одежде, траве, листве деревьев - придают картине неизъяснимое очарование. Репин считал сам эту картину красивой. Он наслаждался зрелищем отдыха великого человека, когда тело его, утомленное годами, а может быть, и проделанной физической работой, нуждалось в отдыхе, а неустанный и бодрый дух настойчиво требовал пищи для своей непрекращающейся деятельности.

Проникновенным лиризмом отличаются женские портреты. Такой - портрет жены художника.

С большой любовью Репин написал портрет дочери Веры с большим букетом цветов на фоне осеннего пейзажа.

В начале 1881 года Репин узнал о тяжелой болезни замечательного композитора Модеста Петровича Мусоргского. Репин преклонялся перед ним, любил его, восхищался его музыкой. Мусоргский лежал в Николаевском военном госпитале на излечении. Репин пришел в больницу к композитору, который очень обрадовался приходу художника.

Мусоргский сидел в кресле в русской вышитой рубахе, в халате с бархатными малиновыми отворотами. Мартовское солнце щедро освещало больничную палату, фигуру, лицо Мусоргского. Репину вдруг стало ясно: вот так и надо его писать. Он принес краски, примостился у стола и стал писать портрет. Через три недолгих сеанса портрет был закончен.

Художник не скрыл следов тяжелого недуга, наложившего неизгладимую печать на весь облик Мусоргского. С поразительной естественностью Репин передал одутловатое от болезни лицо, помутневшие, словно выцветшие глаза, мягкие спутавшиеся волосы. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Но за всем этим очень яственно видны чистые, как родниковая вода, печальные, все понимающие глаза; приковывают внимание его высокий, открытый лоб, по-детски нежные, доверчивые губы. И уже не больной, угасший человек встает перед глазами, а человек большой души и доброго сердца, глубокий, думающий, натура широкая, богатырская.

Через две недели Мусоргский умер. Портрет его, задрапированный черным сукном, стоял на девятой передвижной выставке.

Биография и эпизоды жизни Ильи Репина. Когда родился и умер Илья Репин, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты художника , изображения и видео.

Годы жизни Ильи Репина:

родился 24 июля 1844, умер 29 сентября 1930

Эпитафия

«Репин, мы любим тебя,
Как любит Волгу Россия!»
Из стихотворения финского писателя Эйно Лейно

Биография

Величайший художник России, оставивший после себя огромное наследие работ, Илья Репин родился в маленьком украинском городке. Удивительные способности мальчика к рисованию были заметны с детства, и его отправили в обучение к местному живописцу. На первом этапе своего творчества Репин работал в сельских церквях, занимался иконописью. Затем он отправился в Петербург, где наставником молодого художника стал И. Крамской, и поступил в Академию художеств.

Несмотря на высшие отметки в учёбе, Репин не считал себя особенно талантливым. Он был уверен, что только тяжёлым трудом можно достичь мастерства. Превыше всего Репин ставил работу и ежедневно, помногу часов, рисовал. В работе Репин забывал обо всём; он до последних дней жизни не расставался с кистью.

За свой долгий и плодотворный творческий путь Репин создал огромное множество портретов, в том числе величайших своих современников - Менделеева, Пирогова, Толстого, Андреева, Листа, Мусоргского, Глинки. Но художник никогда не сосредотачивался на одной тематике. За это его даже упрекали: одну за другой Репин мог писать картины по мотивам былин, сцену из народной жизни, портрет светской барышни и сюжет из Евангелия. Но никто не мог спорить с тем, что каждый персонаж, каждое лицо на картинах Репина - это личность, яркая и характерная. Особенно это заметно в работах наиболее значительного периода в репинском творчестве, который начался в 1880-х гг. и длился лет десять.


Репин не стремился к богатой жизни и отличался простыми привычками: любил спать на воздухе (иногда даже зимой - в спальном мешке), путешествовать, лично занимался раскопками археологического характера. Во время его знаменитых обедов по средам, на которые в «Пенаты» приезжали друзья художника, знаменитые писатели, художники, артисты, гостям подавали вегетарианскую еду из травы и сена. Средства Репина на его счетах в Госбанке были национализированы после революции, и художник, оставшись в Куоккале почти без гроша, не постеснялся завести огород и козу, за которыми ухаживал сам.

Смерть любимой от туберкулёза подкосила здоровье художника, которое и без того в силу возраста было уже не очень крепким. Илья Репин скончался от остановки сердца и был похоронен недалеко от «Пенатов», в месте, которое выбрал сам. На его похоронах присутствовали множество людей, включая официальных представителей финляндского правительства и финской академии художеств.

Во время Второй мировой войны «Пенаты» были стёрты с лица земли советскими войсками: в 1944 г. здесь располагался штаб финского командования. Дом был уничтожен, а могила Репина - утеряна. Сегодня место последнего упокоения художника определено условно. А вот дом был отреставрирован и наполнен оригинальными экспонатами, которые удалось вывезти в Ленинград перед войной.

Линия жизни

24 июля 1844 г. Дата рождения Ильи Ефимовича Репина.
1857 г. Начало обучения в школе топографов и живописи у И. Бунакова. Создание самой ранней акварели.
1859 г. Работа в качестве иконописца в сельских церквях.
1863 г. Переезд в Петербург. Поступление в рисовальную школу Общества поощрения художников. Знакомство с И. Крамским.
1864 г. Поступление в Академию художеств.
1865 г. Получение звания свободного художника.
1869 г. Получение малой золотой медали за картину «Иов и его друзья».
1870 г. Первая поездка на Волгу, работа над этюдами.
1872 г. Женитьба на Вере Алексеевне Швецовой. Рождение дочери Веры.
1873 г. Создание по заказу великого князя Владимира Александровича картины «Бурлаки на Волге». Поездка в Италию и Францию на обучение.
1873-1876 гг. Жизнь во Франции.
1874 г. Рождение второй дочери, Надежды.
1876 г. Возвращение в Чугуев.
1877 г. Рождение сына Юрия.
1880 г. Поездка на Украину. Рождение дочери Татьяны.
1882 г. Переезд из Москвы в Петербург.
1883 г. Вторая поездка по Европе.
1885 г. Завершение двухлетней работы над картиной «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г.».
1887 г. Развод с первой женой.
1891 г. Завершение более чем десятилетней работы над картиной «Ответ запорожцев».
1892 г. Персональная выставка в Историческом музее в Москве. Покупка имения в Здравнево.
1893 г. Репин становится действительным членом Петербургской Академии художеств.
1894-1907 гг. Преподавательская работа.
1898 г. Назначение ректором Академии художеств. Паломничество в Иерусалим.
1899 г. Неофициальная женитьба на Наталье Нордман, приобретение участка земли в Куоккале (будущие «Пенаты»).
1908 г. Выход в печать первых глав воспоминаний Репина «Далёкое близкое».
1911 г. Персональная выставка в отдельном павильоне на Всемирной выставке в Риме.
29 сентября 1930 г. Дата смерти Ильи Репина.
5 октября 1930 г. Отпевание Репина в Куоккаловской православной церкви и похороны неподалёку от неё, в «Пенатах».

Памятные места

1. Императорская Академия художеств в Петербурге (Университетская наб., 17), где учился Репин (ныне - институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина).
2. Саратов, в окрестностях которого Репин работал на Волге в 1870 г.
3. Дом № 8 по ул. Р. Люксембург (ранее - Никитинской улице) в Чугуеве, где Репин жил у родителей и где родился его сын. Ныне - Художественно-мемориальный музей И. Репина.
4. Дом № 15 по ул. Тимура Фрунзе (ранее - Тёплый переулок) в Москве, где Репин жил с 1877 г.
5. Дом № 135 по наб. канала Грибоедова (ранее - Екатеринского канала) в Петербурге (доходный дом К. Григорьева), где Репин жил в квартире № 1 с 1882 г. по 1887 г. и держал мастерскую с 1887 г. по 1895 г. Ныне - памятник истории федерального значения.
6. Дом № 1 по 4-й линии ВО в Петербурге, где в квартире № 12 Репин жил с 1895 г. по 1903 г.
7. Музей-усадьба Репина «Здравнёво» под Витебском.
8. Могила Ильи Репина рядом с его домом в «Пенатах» (ныне - пос. Репино, Приморское шоссе, д. 411), где художник жил с 1903 г. и до самой смерти.

Эпизоды жизни

На собственную свадьбу Репин пришёл в церковь прямо из студии, сунув в карман карандаш. По окончании церемонии он немедленно вернулся к работе.

Знаменитая картина Репина «Иван Грозный и сын его Иван» категорически не понравилась императору Александру III, и в 1885 г. её запретили к показу. Таким образом она стала первой картиной в России, подвергшейся цензуре. А в 1913 г. лица на картине исполосовали ножом, после чего художнику пришлось перерисовывать их заново.

Репина считали замечательным преподавателем. В разное время он учил Б. Кустодиева, А. Остроумову-Лебедеву, В. Серова.

После революции Куоккала (ныне - Репино), где находились репинские «Пенаты», оказалась на территории Финляндии, но художник отказался переезжать в Россию. Он любил Финляндию и называл Хельсинки «кусочком Парижа».

В 1930-е гг., сразу после смерти художника, он стал настоящей культовой фигурой в России. Его творчество считали образцом социалистического реализма. Репин стал одним из немногих эмигрантов, на кого не возводили хулу советские власти.

Заветы

«Вкycы к иcкyccтвaм дo тaкoй cтeпeни индивидyaльны, чтo ни пoд кaкиe зaкoны, вepoятнo, иx пoдвecти нельзя, и o ниx дaвнo yжe нe cпopят».

«Бoльшинcтвy людeй нyжнa жизнь мaтepиaльнaя, paдocти ocязaтeльныe, иcкyccтвa изящныe, дoбpoдeтeли пocильныe, зaбaвы вeceлыe. И вeликoдyшeн, милocтив твopeц - пocылaeт им и зaбaвы, и зaбaвникoв, и нayки, и иcкyccтвo».

«Искусство я люблю больше добродетели… Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, - неизлечимо. Где бы я ни был, чем бы ни развлекался, как бы ни восхищался, чем бы ни наслаждался, – оно всегда и везде в моей голове, в моем сердце, в моих желаниях – лучших, сокровеннейших».

«Нacтoящeмy xyдoжникy нeoбxoдимo кoлoccaльнoe paзвитиe, ecли oн coзнaeт cвoй дoлг - быть дocтoйным cвoeгo пpизвaния».

«Ещe в юнocти мы yчили, чтo тpи вeликиe идeи зaлoжeны в дyшy чeлoвeкa: иcтинa, дoбpo и кpacoтa. Я дyмaю, идeи эти paвнocильны пo cвoeмy мoгyщecтвy и влиянию нa людeй».


Картины Ильи Репина

Соболезнования

«Умер большой русский человек, но сейчас трудно осознать эту потерю во всем ее объеме…Картины Репина будут ярко и с изумительным красноречием говорить о тех же чаяниях, о тех же порывах, а его портреты явятся подлинной нашей галереей предков, в которой каждый предок будет нам если не всегда мил и почтенен, то все же близок и понятен».
Александр Бенуа, художник, историк искусства

«В русском искусстве нет художника, который был бы так всенародно популярен, как Репин. Это знают все и может проверить каждый. Кто бы ни был, ваш собеседник, …спросите его сразу, врасплох: «Кто знаменитейший из русских художников?», ответ будет один: Репин! Его имя приходит первым. Наша память и мысль подсказывают его, прежде всего. … Он - воплощение национальной славы русской живописи. Он самый полномочный из ее представителей. В общенародном сознании, это - Русский Художник, с двух заглавных букв».
Абрам Эфрос, руский и советский искусствовед

«Репин не был бы русским гением, если бы даже в изображении наиболее патетических чувств не оставался предельно простым, ненапыщенным, чуждым всякой позе и фразе».

«…если вспомнить о его феноменальной, всегда изумляющей скромности, о его страсти к работе, о его спартанской суровости к себе, к своему дарованию, о его влюбленности в искусство, о демократичности его быта, его мыслей и чувств, станет ясно, что это был не только гениальный художник, но и человек гениальный, не только мастер замечательной живописи, но и мастер замечательной жизни».
Корней Чуковский, писатель и друг Репина




Top